В Коротко о латышах и Латвии

Краткий набор беглых мыслей по итогам визита в Латвию и общения с местными. Так уж сложилось, что среди представителей прибалтийского региона наиболее тесные личные контакты сложились как раз с латышами, может именно поэтому я так хотел посетить Ригу, что и сделал совсем недавно. В хоккейном чемпионате КХЛ игры с рижским "Динамо" всегда были принципиальными для наших. Можно было влететь условным москвичам, богатым питерцам, упорным сибирякам с разницей в несколько шайб, но вот проиграть латышам в хоккей как-то совсем не комильфо. Латышские болелы активно поддерживали своих и в огромном количестве всегда приезжали в Минск.

Несмотря на принципиальное соперничество на ледовой площадке, по-братски брататься почему-то получалось именно с ними. СПбэшники, к примеру, очень надменные и немного хамоватые. После долгожданного визита в столицу Латвию, наконец, получилось сформировать некоторое целостное впечатление об этой стране. На всякий случай - все, что описано ниже - не более, чем субъективные наблюдения и впечатления, вполне допускаю, что у кого-нибудь может быть иной опыт знакомства с Прибалтикой. Ну и самое главное - не бывает условно плохих или хороших наций, хорошими или плохими могут быть только поступки человека.

1. Традиционно для прибалтийского региона молчаливы и внешне спокойны. Признак хорошего тона - тактичность или умение выслушать, признак дурного тона - публичные обнимашки, эмоции и... навязчивое предложение своей помощи. Поскользнешься и упадешь - пройдут мимо. Не потому, что пофиг и они такие бездушные, просто зачем нарушать личное пространство незнакомого им человека? Это только общие черты, с частностями куда более интереснее.

2. У меня сложился коллективный образ эстонца, я понимаю, что из себя гипотетически может представлять этнический литовец, но вот с латышами у меня полная засада ввиду того, что это самый разобщенный и разнообразный в социокультурном плане этнос, хотя больше всего я лично контактировал как раз с ними.

3. Судя по всему, это связано с изначальной многогранностью латвийского этноса. Нынешние латыши - это исторические латгалы, курши, ливы, финно-угорцы, эсты. Сейчас еще добавились и "ассимилированные русские". К чему все это перечисление? Слишком уж разные и неоднозначные, чтобы делать категорические выводы. Еще сложнее издалека внешне идентифицировать. С литовцами и эстонцами гораздо проще.

4. У латышей любопытная модель выражения национализма и эмоциональных патриотичных чувств. Эстонцы, к примеру, гордятся самим фактом независимости и молчаливо это переносят в себе, у литовцев вообще никаких проблем нет с самосознанием и идентичностью ввиду богатой истории государственности и моноэтничной структуры общества. Латыши, в свою очередь, любят говорить о независимости и навязчиво подчеркивать свою роль в истории. Например, они не очень любят советский период своей истории. При этом всегда обязательно вспомнят латышских стрелков, поддержавших большевиков, востребованность Риги у советских кинематографистов, серебро хоккейного рижского "Динамо" в чемпионате СССР. Идеология здесь не причем, просто важно подчеркнуть наличие самого факта нахождения в истории. Думается, это связано с национальными комплексами ввиду небогатой истории своей государственности.

5. В этой связи нужно упомянуть еще один любопытный в указанном контексте факт. Эстонские и литовские коммунисты не особо стремились занять свою нишу в Политбюро ЦК КПСС, предпочитая оставаться где-то на периферии в секретариатах компартий своих республик. Латыши, в свою очередь, вполне были не прочь зацепиться в Москве - те же А.Я. Пельше, Б.К. Пуго. Опять же - свое место в истории, комплексы национально-государственной идентичности.

6. Вадим Галыгин однажды сформулировал коллективный образ Прибалтики следующим образом: "Если у Вас живёт кот, то это Прибалтика: ест на халяву, пьёт на халяву, мелко пакостит и делает вид, что ни хрена не понимает по-русски ". Понятно, что это все условно и в целях юмористического шоу, но насчет "мелко пакостит" - это как раз про латышский случай. Сосед соседу - потенциальный враг, потому что у него может быть лучше, чем у тебя. Я уже писал, что в свое время ошибочно считал, что прибалты - некий единый монолит и по менталитету и по поступкам. Латыши, к примеру, больше всех любят троллить и "мелко пакостить" в адрес своих прибалтийских географических соседей. Упреки и подколки идут в адрес эстонцев потому, что у них лучше, чем у латышей. Упреки и подколки идут в адрес литовцев, потому что у них хуже, чем у латышей. Понимай, как хочешь.

6. Тем не менее, латыши - наиболее беспроблемные в плане личной коммуникации из прибалтов. Да, они могут "мелко пакостить" в твой адрес, но с ними запросто сойтись. Эстонец может близко к себе не подпустить и пройти мимо, литовец сделать вид, что не понял русского языка или просто радикально высказаться, с латышом же общий язык найти можно. Русский язык здесь прекрасно понимают. Даугавпилс - вообще практически полностью русскоязычный город. Однажды в моей практике был комичный случай. Общались с латышом. Рюмки крепкого и почти крепкого присутствовали. Латыш говорил с явным акцентом, периодически вставляя в разговор слова из лексикона латышского языка. По мере того, как количество спиртного в его организме увеличивалось, русский язык собеседника становился все лучше и лучше. Под конец посиделок акцент стал практически незаметным. С чем это связано - я так и не понял.

7. По моему субъективному наблюдению - немного обидчивы. В плане национального вопроса особенно. Эстонец промолчит и больше никаких дел с тобой не будет вести, литовец жестко выскажется и устроит тираду похлеще всем известного "хохлосрача" (кто там был главным в ВКЛ?). А латыш может просто обидеться...

8. Всем известные шпроты являются у нас деликатесом, в Евросоюзе это считается едва ли не мусорной едой, запрещенной к употреблению. Лично мне шпроты нравятся, ем с удовольствием.

9. Если меня попросят сходу назвать случайным образом пять известных латышей, то, в первую очередь, мне придут на ум следующие личности: Сандис Озолиньш, Артур Ирбе, Раймонд Паулс, Лайма Вайкуле, Марис Лиепа.

10. Анатолий Горбунов, Гунтис Улманис, Вайра Вике-Фрейберга, Валдис Затлерс, Андрис Берзиньш, Раймондс Вейонис... Одного только перечисления противоречивых и абсолютно противоположных по взглядам руководителей постсоветской Латвии достаточно, чтобы сделать вывод о неоднозначности и противоречивости этой страны.

11. В российских новостях почему-то любят говорить об "обязательном" крахе латвийской промышленности, в связи с чем, латыши едва ли не "едят" друг друга... Хотя этнические латыши, которым уже давно за сорок пять, нехорошим словом вспоминают А.Я. Пельше, который взял курс на искусственную индустриализацию Латвийской ССР, хотя изначально по своему менталитету в республике больше хуторян и рыбаков. Промышленность априори не была им свойственна, к тому же, строительство новых предприятий привело к искусственному притоку славянского населения, которое ментально разное с латышами.

12. Лично мне нравятся россияне латышского разлива или "ассимилированные граждане". Большинство национальных черт сохранено, зато в голове нет Ленина, выработался конформизм, сформировалась восприятие европейских ценностей. В принципе, это те же самые россияне, но без "вставания с колен", которое проявилось после зимы 2013-2014. Кто захотел приспособиться к изменившимся условиям - давно выучил латышский и сдал экзамен, кто не хочет этого принципиально - "жалуется на притеснения".

13. Возврат к прошлому невозможен. Но если, не дай бог, в Кремле вдруг решат, что в Латвии тоже "Деды воевали" и это "исконно русские земли", где латвийские "бандеровцы" едят мальчиков, то шансы устроить Новороссию #2 велики именно в Латвии. Сыграть на чувствах "убитой промышленности", к примеру. В Литве такое невозможно в принципе, в Эстонии очень слабые связи местных с русскоязычным населением.

14. "Советская Европа" во времена СССР - это именно Латвия. Эстония слишком скандинавская и северная. У литовцев в принципе отсутствует мультикультурализм и толерантность. Рига в плане атмосферы - самый душевный прибалтийский город.

15. Насчет эстонцев писал, что очень маловероятно, что среди них я нашел бы близкого друга. С латышами в этом плане гораздо легче сходиться. Вообще они самые коммуникативные среди прибалтов. Но со своими особеностями.

Насколько тяжела для вас была бы утрата нацинальной идентичности? (не риторический вопрос)

Мне вспонился один фильм, как немка из маленького городка полюбила польского военнопленного. Глава города не желал крови и предложил поляка признать немцем на основании анропологических измерений черепа. Поляк, естественно, отказался и его повесили. Отказались ли бы вы в таком случае и почему?

Я хочу рассказать о некоторых странностях поведения латышей.

При встрече даже самых поверхностных знакомых латыши стараются быть как можно приветлевее и теплее друг к другу. Сухие приветствия очень коробят латышей и они постараются в дальнеййшем избегать ситуации, когда нужно будет здороваться с этим неприятным человеком - они будут искать что-то в сумке, изучать содержимое карманов или доску обьявлений. Вполне допустимым считается не здороваться и не прощаться в больших компаниях - если кто-то громогласно обьявляет о своем прибытии или отбытии, все чувствуют себя неловко.

Наиболее распространенные темы для длительной болтовни (в гостях): родственники должны обговорить всех родственников - это не простое сплетничание; родственные связи латышам очень важны, и если кому-то из родственников не перемыли все косточки, это значит, что он совершил что-то ужасное (Ужасное - это не преступления, описанные в уголовном кодексе, а, например - его дети не говорят по латышски, в общем-то это та вещь, что я упоминала вначале - утеря национальной идентичности). Еще разговоры ведутся о праздниках - кто, где и с кем отмечает; сейчас уже меня распрашивают - что я собираюсь делать на рождественские праздники, я хотя и не знаю пока, но начинаю перечислять варианты. Разговор о празднике не в коем случае не означает, что последует приглашение - рождество проводят исключительно с семьей, новый год чаще всего с коллегами, на пасху посещают родственников, а официальные праздники, как правило, отмечают в местном доме культуры, где по этому случаю происходит концерт, а затем банкет - но не для всех, а для избранных. Только на праздник Лиго (Иванов, Янов день) собираются разнородные компании и, как правило, у каждого есть несколько приглашений от самых разных людей.

Если разговаривают о детях, семье, бытовых вещах или здоровье - принято жаловаться, даже если все благополучно.

Вообще латышам очень важна их связь с деревней, престижно считается иметь не просто дачу, а настоящий дремучий хутор в глубинке; с показным сожалением обычно отказываются от приглашения провести где-то вместе выходные, говоря при этом "Мы должны ехать в свой деревенский дом, там так много работы!". На самом деле сообщение таково "У нас, порядочных латышей, есть свое родовое гнездо, не то что у некоторых, перекати поле!" Хотя это родовое гнездо может быть вовсе не родовым, а купленым совсем недавно. На эту причуду тратятся огромные средства - реставрация старых домов требует вложений, не говоря о транспортных расходах и затраченном времени.

Кстати. У меня в саду есть только газон и несколько деревьев и кустов, нет ни однолетних цветов, ни огорода, так что моя репутация ужасно испорчена. У женщины в саду обязательно должны быть цветы и хотя бы малюсенький огородик с зеленью.

Для латышей-лютеран, религия носит лишь символический характер, они крестят детей, венчаются и хоронятся в церкви, а также посещают церковь, если эти события случаются с кем-то из родственников или друзей. Это делается скорее для порядка, "порядок" - ключевое слово в системе ценностей латыша, но настоящий религиозный экстаз им незнаком. Противоположность им - католики, которые живут в основном в Латгалии. У тех - наоборот, вся жизнь пронизана связью с богом, с девой Марией, полна мистики и чудес.

Дети дожны быть тихими. Это - главное. Они должны тихонько играть где-нибудь в углу. Детей принято обучать в местных школах; если кто-то решит все же своего отпрыска направить в учебное заведение попрестижнее, то будет считаться выскочкой с толстым кошельком (даже если отдает последнее, лишь бы дети получили качественное образование). В общем, в средне зажиточной семье детей не особенно берут в расчет. Хотя есть и другая крайность - в бедной семье все от мала до велика рвут жилы, что выучить одного из всей семьи престижной профессии - врача, юриста, раньше - и учителя, но теперь, как и везде, престиж учительства падает.

Также латыши не церемонятся с домашними животными. В деревнях больше заботятся о коровах, курах и свиньях, а вот собаки на хуторах обычно привязаны цепью, тощие, злые; коты облезлые, с гноящимися глазами. В городах - другое дело, там домашние любимцы получают больше внимания, хотя все равно отношение к ним не такое трепетное, как в других странах.

Латыши любят уговаривать гостя поесть, но сами обычно стойко отказываются от таких предложений. Мне кажется, таким образом утверждается статус (хотя и иллюзорный) - кормит хозяин слугу, вышестоящий нижестоящего, но не наоборот. Так что не попадитесь. Хотя среди молодежи может быть и противоположное поведение - гость сразу соглашается и сьедает-выпивает демонстративно много - таким образом он протестует против старомодных стереотипов поведения.

Латыши, не очень стеснительны в вопросах отправления естественных нужд - очень робкая и стеснительная в других ситуациях девушка все-таки довольно спокойно сообщает окружающим, что ей нужно в туалет. Шутки на тему секса также воспринимаются благожелательно - свежий пример: на работе парень начал жаловаться, что на губах будет герпес, нет ли у кого-нибудь мази? Одна девушка дала ему свою -у нее тоже герпес. Коллега многозначительно сказал: "О, как много у вас общего, с чего бы это?" намекая на возможные интимные отношения, раз у них одновременно выскочили болячки на губах, и все весело смеялись.

С другой стороны черезмерно заботиться о здоровье, по крайней мере заговаривать на эту тему - посещение спортзала, преимущества турецкой или финской бань, духовные практики - это можно обсуждать только с очень близкими друзьями или наоборот через дискуссию в женском журнале, например. Но на работе я стесняюсь сказать начальнице, что тороплюсь в спортзал, вместо этого говорю "у меня встреча". Хотя о своем здоровье, среднего поколения женщины во всяком случае, очень заботятся, только не принято об этом говорить, а то прослывешь "странной". В спортазале тоже все как бы сами по себе, нет никакого общения, как бы не ваше дело, чем я здесь занимаюсь.

Латыши ужасно любят театр, но это не связано с любовьью к искусству вообще. Иностранец может и не понять, отчего так много народу собралось на премьеру местного любительского театра пьесы позапрошлого века одного из латышских классиков. (Чуть не написала слово "классиков" в кавычках:) Для многих быть в курсе абсолютно всех театральных событий - вопрос престижа, но новая мода - выбрать из всего происходящего любимый коллектив, или режиссера, или драматурга и не интересоваться прочим.

Конечно же латыши любят петь. Они поют в хоре, они поют шлягеры за столом, они поют на конкурсах, которых проводится множество в самых разных песенных жанрах - от местных домов культуры, до международных, они поют с детства - шепелявыми писклявыми голосами, до глубокой старости (детьми обычно громко восхищаются, дают им сладости, стариков - вежливо слушают и по возможности - подпевают). Недаром "Праздник песни", который происходит раз в четыре года - одно из самых грандиозных событий, и на его проведение средств не жалеют.

Одна из страннейших вещей - долгие прощания. Вы можете в прихожей простоять минут сорок, пока вас отпустят. Они вдруг вспомнят что-то важное, или начнут расспрашивать о каком-то роственнике, пойдут за записной книжкой, чтобы записать чей-то номер телефона или чтобы ты его записала, а пока что тебе поднесут еще рюмочку и закуски, завернут тебе остатков еды для собаки или кусочек торта для детей, но любое неосторожное слово может стать причиной задержки еще минут на десять-пятнадцать.

Рецензии

"Насколько тяжела для вас была бы утрата нацинальной идентичности?"

Для меня это невозможно. Потому что прежде всего национальная идентичность определяется языком, на котором думаешь. И русский для меня - это единственный возможный для этого язык.

АВы наблюдательный человек. Кое-какие пометки на полях:
- история с немкой и поляком. Да, такое вполне вероятно: арийка полюбила неарийца. Немке, кстати, по законам 3-го Рейха вовсю улыбался концлагерь. Но ситуация была бы разрешима, потому что поляк мог бы быть признан "фольксдойч". Однако градус взаимной ненависти был слишком высок - шла Вторая Мировая война. Так что тут речь идет скорее о том, насколько возможно ради собственного спасения пойти на сотрудничество с врагом. То есть, по сути, на предательство.
- "...театра пьесы позапрошлого века одного из латышских классиков." Тут дело судя по всему вот в чем. Латышский язык в то время развивался только благодаря трудам националистически настроенной интеллигенции и сельской аристократии. В Украине было, вобщем, тоже самое. Поэтому, действительно, хорошим тоном и обозначением наличия национального самосознания является просмотр пьесок сомнительной культурной ценности, но написанных в позапрошлом веке вышеозначенными провинциальными "титанами духа". Другой культуры у этих национально озабоченных несчастных просто нет. Вообще-то мне кажется, что истинная культура интернациональна. То есть, даже будучи написанной на национальные темы, произведения обозначают отношение автора к общечеловеческим ценностям, а национальные или временные особенности проходят как фон, подчеркивая идеи автора.

Латыши – ещё одна паразитная нация?

…латыш - это чрезвычайно упертая, тупая овца. Это самый яркий пример быдлоизма на национальном уровне. С быдлом нельзя быть на равных. Ты ему даешь возможность высказываться и чувствовать как человек, а в ответ они пользуются этой возможностью, чтобы вести себя как скот.
(обобщённый образ латыша глазами русских)

Побережье Балтийского моря - нынешние Лифляндии, Эстляндии и Курляндии. «Латвия» была заселена 4-мя народами: ливами, эстами (финскаго племени), латгалой и латами (литовск. племени). До 13 века нельзя говорить о какой-либо общей политической организации «Латвии». Отдельные племена жили в ней вполне самостоятельно; культурный уровень их был низкий. Их религия заключалась в поклонении явлениям природы. Главным богом у них был бог грома - Перкун, которому посвящались старые вековые дубы. В обычае были жертвоприношения; лошадь считалась наиболее благородною жертвою. На войне жители обнаруживали большую свирепость и беспощадно четвертовали своих пленных. Покойники сжигались; пепел от их трупов сохранялся в урнах. В настоящее время найдено немало таких урн. За покойником нередко сжигались его любимые домашние животные, лошади и собаки; в могилу клали оружие, хлеб, мед, монеты. Помните, древние египтяне не знали, куда девать пленных (кормить-то их накладно) и, поэтому, пленных убивали. И лишь потом, придумали их использовать как бесплатную рабочую силу. Их даже называли – «говорящий скот». Так возник рабовладельческий строй и началась цивилизация. По всему получается, что в 13 веке, в центре Европы проживал народ, который по уровню дикости еще находился в пятом тысячелетии до нашей эры. Для сравнения - в Руси, к тому времени, уже были написаны «Повесть временных лет», «Слово о Полку Игореве», таким образом, уже существовала самостоятельная русская (негреческая) литературная традиция.
Основную роль в создании единого народа сыграла культура, основанная на народных песнях – понятные всем, они во многом сформировали как язык, так и общие воззрения и верования. После распада ливонских государств это единство заметно пострадало – в Латгалии, например, язык и религия испытали сильное польско-католическое влияние. Кроме того, поскольку реальная политическая власть с конца 13 по начало 20 века находилась в руках немцев (независимо от формальной государственной власти), происходящее в их среде тоже влияло на происходящее в стране. Немцы в Латвии сделали…. Ну как бы это поделикатнее выразиться, в общем, все. Просто все. Построили города. Церкви. Университеты. Основали торговлю. Промышленность. Дороги. Канализация (они бы просто засрали всю свою территорию). Электричество. Литература. Письменность. Религия. Медицина. Образование. Армия. Ну, в общем, все, что только возможно.

Поэтому для латыша совершенно наплевать, под управлением кого его страна считалась пятьсот лет назад – это всё равно страна только его и его предков, а чужие всегда оставались ничем, пусть и опасным ничем, которому приходится покориться, но который никаких прав от этого не приобретает. Для обычного латыша, как Ливония, так и Российская империя в Латвии – всего лишь структуры управления, а не государства. Так латыши смотрели на них 300 и 600 лет назад, так смотрят и сейчас.
Современные историки «Латвии» такие как Э. Екабсонс, В Щербинскис пытаются представить историю латышей в ином свете, а именно как активных участников белого движения в России после октябрьского переворота 1917 года, однако это именно те единицы представителей латышей, которые адекватно мыслили и являлись генетически представителями нордической расы.
Но давайте рассмотрим деятельность этой саранчи в наиболее понятный для современного человека период ХХ – го века. Латышские стрелки – выродки на Русской земле. Отправной точкой для латышей в деле уничтожения Российской Империи стал


Второй съезд делегатов латышских стрелковых полков, прошедший в Риге в середине мая 1917 года. 226 делегатов почти единогласно приняли резолюцию, в которой было указано, что Временное правительство - результат попытки мелкой буржуазии и одной части рабочих войти в соглашение с империалистической буржуазией и землевладельцами. Война в резолюции была охарактеризована как империалистическая, поэтому революционные силы должны бороться за мир без аннексий и контрибуций, должны прогнать свои империалистические правительства. По самому важному для революции вопросу - о власти - съезд заявил: «Нашим лозунгом: является призыв революционной демократии: всю власть Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов!» Вот что пишет А. Кох о той ситуации: «…Столь убедительной поддержки своим устремлениям не ожидали даже лидеры большевиков. Так П.Стучка писал, вспоминая тот день: «Я видел только восторженное почти единогласное голосование. Должен признаться, что был сильно поражен этой решимостью. Днем позже, выступая на отдельном собрании одного из полков, я убедился, что это - думы и воодушевление масс, а не только избранной верхушки».
Резолюция 17 мая означала переход латышских стрелков на сторону большевиков, и 40 тысяч латышских стрелков стали ядром большевистских военных сил в революции. О политических взглядах латышских стрелков говорит следующий факт: на выборах в Учредительное собрание, состоявшихся в ноябре 17-го, за кандидатов большевиков было подано 95 процентов голосов.
Через два месяца, в феврале 1918 года, немецкие войска, в том числе 12 Балтийская пехотная дивизия генерал-майора Рюдигера фон дер Гольца, прорвали фронт и оккупировали всю территорию Латвии. 40 тысяч хорошо обученных и вооруженных латышей не стали защищать свою Родину, а отправились "сражаться за свободу и упрочение советской власти" на необъятные российские просторы. На своих штыках они несли революционный террор, а попросту - смерть миллионов русских людей.
Вот как Л.Д.Троцкий (пойди найди лучше эксперта по Гражданской войне в России, все таки, Наркомвоенмор, - главнее нету!) описал роль латышских стрелков в исходе гражданской войны: "Латышские стрелковые части, - отличившиеся беспримерной самоотверженностью в период гражданской войны, были созданы еще царским правительством в 1915 году, преимущественно пролетарский состав частей был причиной того, что вскоре после Февральской революции, в мае 1917 года латышские стрелки объявили себя сторонниками большевиков.


С этих пор они связали свою судьбу с судьбой революционного пролетариата советских республик, каждый раз, появляясь на самых опасных участках фронта и нанося тяжелые поражения врагу. Созданный 14-го декабря 1917 года латышский корпус подлежал, согласно Брестскому договору, демобилизации. Чтобы сохранить латышские части, было решено переименовать корпус в латышскую советскую стрелковую дивизию (13 апреля 1918 года). Начальником дивизии был назначен И.И.Вацетис. Еще до сведения их в корпус, латышские полки принимали участие в борьбе с польским корпусом Довбор-Мусницкого, а на юге - с Корниловым.
В 1918 году латышские части принимают активное участие разгроме анархистов и подавлении левоэсеровского мятежа. В период чехословацкого мятежа на Восточный фронт перебрасываются 7 латышских полков. За доблестную двухдневную оборону Казани (5 и 6 августа) 5-й латышский полк награждается ВЦИКом красным знаменем. В конце 1918 года и начале 1919 года латышские части очищают Латвию от немецких баронов и русских белогвардейцев: (Вот они, вот они - латышские части! Это те самые части Красной Армии, которые сначала захватили Ригу, а потом фон дер Гольц их пинками вытолкал обратно в Россию! Вот какой они видели родную Латвию - большевистской! Ну где, ну где же спасибо немцам за то, что они спасли Латвию от озверевших латышей?)
Осенью 1919 года мы видим всю латышскую стрелковую дивизию с ее кавалерией (во блин, у них и кавалерия была, еще к 40 тысячам стрелков плюсуй не меньше 10 тысяч) под Орлом, куда она была переброшена главнокомандующим Вацетисом, для того чтобы прикрыть пути на Москву. Здесь пришлось поставить ее в центре ударной группы против Добровольческой армии генерала Деникина. Латышской дивизии были приданы бригада Примакова и червонная бригада Павлова. Столкновение произошло в районе города Кромы. Здесь разыгрывается один из самых кровопролитных боев между латышской дивизией с приданными ей частями, с одной стороны, и 1-м корпусом Добровольческой армии - с другой. Силы были равные. Бой длился около двух недель, с 11 по 27 октября 1919 года. Обе стороны напрягали все свои силы. Последнее и решительное усилие сделали 1-я латышская бригада и 7-й латышский полк в ночь на 27 октября, разгромив тыл противника и захватив город Кромы, где были расположены штабы. Кромская победа явилась первым шагом к победе над армией Деникина, которая, отступая, превращалась в клочки отдельных войсковых частей. В это же время 5-й латышский полк сражается против генерала Юденича, наступавшего на Петроград. Вместе 87-м и 88-м полками он составляет ударную группу, которая под Павловском наносит генералу Юденича решительное поражение.
Фронт генерала Юденича оказался разорванным на две части; это послужило началом поголовного бегства армии Юденича в Эстонию, где она была ликвидирована. За доблестные действия под Петроградом 5-й латышский полк получил 2-е красное полковое знамя.
Весною 1920 года латышская стрелковая дивизия действует под Перекопом, который она берет штурмом, но, не будучи поддержана своевременно, вынуждена отойти. Летом и осенью мы видим латышскую дивизию в передовых рядах войск, сражающихся против ген. Врангеля» (Л.Д.Троцкий «Советская Республика и капиталистический мир. Часть Первая»).


Таким образом, можно смело утверждать, что победа красных в гражданской войне в значительной степени была обусловлена участием на их стороне латышских частей. Всем известно, что перелом в гражданской войне начался после поражения Добровольческой армии под Орлом. Теперь мы знаем, кто его обеспечил.
Если к этому прибавить тот энтузиазм, с которым латыши шли в ЧК, с каким удовольствием они участвовали в расстрелах, как потом энергично и по-деловому они строили ГУЛАГ. Все эти Вацетисы, Петерсы, Стучки, Лацисы, Берзины. Наверное, уже пора нам счет Латвии предъявлять, а не, наоборот.
Вот как оценивает количественное участие латышей в становлении и удержании советской власти в России известный латышский профессор Айварс Странга (Вестник Европы. 2001. № 2): «184 тысячи латышей, более 10% нашей нации (если быть точным, то 20%. Откуда их столько взялось? Но это не мои цифры. Хотя с членами семей, может быть.), остались в Советской России после революции, не вернулись в Латвию, не воспользовались условиями Рижского мира, не участвовали в строительстве независимой, свободной Латвии. 70 тысяч из них подписали себе приговор, который был приведен в исполнение в 1937 году (собакам - собачья смерть). Эта цифра - 184 тысячи оставшихся здесь на руководящей работе, в том числе в ГРУ, в НКВД, - свидетельство того, сколь социально и идейно была расколота наша нация»». Вот и становится понятна разбойничья, маниакальная сучность латышей-шариковых. Я не буду останавливаться на зверствах латышских ублюдков на территории моей страны в период становления жидо-большевистской власти, а перенесусь сразу в условия освободительной войны 1939 – 1945 года. И так после прихода к власти в Германии НСДАП правительство активно преступило к организации консолидации фольксдойче на исконных немецких землях. В том числе и активно обустраиваемая на протяжении веков территория «Латвии». На тот момент численность населения территории «Латвии» составляла около 2 миллионов человек различных национальностей и примерно 60 процентов – собственно латыши. То есть по большому счёту не о чём по сравнению с Россией или Германией, так район в Берлине или Москве. Но сколько от них пакостей… В Латвии традиционно были сильны прогерманские настроения. Хотя до войны немецкое население составляло всего около 3 процентов, его общество под названием «Латвийское братство» после прихода Гитлера к власти официально провозгласило своей целью вхождение «Латвии» в состав Третьего рейха. После подписания «Версальского мирного договора» и «Брестского мирного договора» (Брестский договор оставался в силе 3 месяца. После революции в Германии 1918–1919 Советское правительство 13 ноября 1918 в одностороннем порядке аннулировало его.) страны Антанты решили обустроить свой форпост на территории «Латвии» и именно поэтому они решили предоставить «независимость» латышам. И как видно не зря. Следует отметить, что латвийская армия того времени представляла собой едва ли не самую боеспособную часть «Прибалтийской Антанты». Правительство Ульманиса не жалело средств на свои вооруженные силы. Так, в 1936 году в Великобритании были заказаны самолеты для ВВС, в 1939 году в Швеции - зенитные орудия. В Валге в начале декабря 1934 года эстонским и латвийским командованием были проведены совместные командно-штабные учения, на которых разрабатывались планы военных действий против СССР. В мае-июне 1938 года прошли аналогичные полевые учения. Помимо мобильной, хорошо вооруженной армии в республике имелся ряд национальных военизированных организаций. Молодежь была вовлечена в аналог «Гитлерюгенда» - «Мазпулку». Взрослая часть населения, включая женщин, объединилась в организацию «Айзсарги» («Охранники»). Существовавшая с 1919 года, эта милитаризированная структура, приняла активное участие в государственном перевороте в мае 1934 года, результатом чего главой государства стал ее прежний руководитель Карл Ульманис. Организация строилась по территориальному принципу, охватывая все уезды Латвии, и к 1940 году насчитывала в своих радах до 40 тысяч человек (21 полк). Члены организации объединялись во взводы, роты, батальоны и полки. Руководство «Айзсаргами» осуществлял штаб, во главе которого стоял бывший министр общественных дел Латвии Альфред Берзиньш. Каждый член организации имел винтовку, пистолет и запас патронов. Помимо стрелкового вооружения, имелась и артиллерия. Каждый «охранник» пользовался рядом привилегий, одновременно являясь резервистом национальных вооруженных сил. Помогая полиции, «охранники» в дни революционных праздников собирались в определенных пунктах для подавления возможных выступлений. Ими изучалась тактика уличных боев, осуществлялась охрана бастующих предприятий и штрейкбрехеров. «Айзсарги», живущие в пограничной полосе несли охрану границы. Айзсаргом мог стать и русский житель Латвии. Так, начальником группы по борьбе с партизанами при одном из волостных управлении был И. Селиванов. В составе его группы в основном служили агенты-русские. (С.Чуев Проклятые солдаты. Предатели на стороне III рейха. Москва. Издательства "ЯУЗА", "ЭКСМО", 2004). После подписания в 1939 году пакта «Молотов - Риббентроп» и присоединением территории «Латвии» к СССР организация формально была распущена, но ряд ее членов ушел в подполье и вошел в ряд подпольных вооруженных формирований – «Страж Отечества» («Тевияс Саргс»), «Латышский Национальный Легион», «Военную организацию освобождения Латвии».
В 1931 году была создана национальная организация «Громовой Крест» («Перконкруст»). К осени 1934 года она насчитывала в своих рядах около 5 тысяч человек. В 1940 году после вступления в Латвию Красной Армии группа актива «Перконкруста» рекомендовала своим членам вступать в компартию Латвии для сохранения ценных кадров.

«Латвияс Сарги» («Защитники Латвии») были созданы в мае 1941 года. Организация ставила своей задачей восстановление прежней Латвии при помощи Германии. После оккупации немцами Латвии «Защитники» были распущены, но большая их часть перешла на службу к новым хозяевам. В 1944 году по инициативе немецкой разведки организация была восстановлена и ее кадры использовались для ведения подрывной работы в советском тылу.
В конце июня 1941 года солдаты вермахта вступили на территорию прибалтийских республик, значительная часть местного населения приветствовала их как освободителей. В Ригу немцы вошли в начале июля. Не желая возвращения советской власти в прибалтику, многие жители «Латвии» были не против присоединиться к германской армии в её «крестовом походе против большевизма». Прибалтийские республики и Белоруссия были объединены рейхскомиссариатом по делам оккупированных восточных территорий (возглавляемым Альфредом Розенбергом) в единую административную территорию под наименованием «Остланд». Рейхскомиссаром «Остландии» был назначен гауляйтер Шлезвиг-Голштинии Генрих Лозе.
В свою очередь, РСХА в границах этой территории был сформирован главный округ СС под руководством обергруппенфюрера СС и генерала полиции Фридриха Еккельна со штаб-квартирой в Риге.

На территории «Латвии» службу безопасности возглавил бригадефюрер СС и генерал-майор полиции Вальтер Шрёдер. Шрёдер прибыл в латвийскую столицу в августе 1941 г. и возглавил командование латышской городской и сельской полиции, которая к этому времени была сформирована бригаденфюрером СС Францем Вальтером Шталекером.

Шрёдеру были нужны надежные национальные полицейские подразделения, которые могли бы высвободить немецкие воинские части от необходимости поддерживать общественный порядок в Латвии.


Он отдал распоряжение приступить к формированию так называемых батальонов безопасности, получивших наименование шума-батальоны. Эти батальоны немцы предполагали использовать исключительно для исполнения полицейских функций в составе СС. Справка: «Гитлер был настроен крайне недоброжелательно по отношению к населению «Остланда». Вначале он был решительно против призыва в армию населения этих областей и использования их на фронте. Это проявилось особенно резко... в его ответе на предложение «латвийского самоуправления» о создании 1-2 армейских корпусов, который был передан мне через имперского руководителя СС: «Фюрер не желает никаких воинских соединений из Прибалтики для использования их на фронте, так как после войны это привело бы к политическим требованиям с их стороны. Кроме этого, для этих целей нет оружия. Однако следует формировать, возможно, большее количество охранных батальонов для несения службы на оккупированной русской территории». Однако тяжелые потери, понесенные немецкой армией в ходе зимнего (1941-1942 гг.) контрнаступления Красной Армии под Москвой, вынудили Генриха Гиммлера передать шума-батальоны германскому военному командованию в качестве «пушечного мяса» - резервных подразделений. В последующем немцы использовали латышей в качестве тампонов – затычек, т.е. затыкали ими бреши на передовой, где использование регулярных частей СС было нецелесообразным. И поскольку в планах руководства Третьего Рейха не было формирование самостоятельных прибалтийских государств Альфред Розенберг направил рейхскомиссару «Остланда» Генриху Лозе инструкцию об обращении с населением оккупированных областей. В ней, в частности, говорилось: «…Цель деятельности рейхскомиссариата Эстонии, Латвии, Литвы заключается в формировании здесь рейхспротектората, а затем в превращении этой территории в часть великогерманского рейха путем привлечения к сотрудничеству полноценных с расовой точки зрения элементов и мер по переселению. Балтийское море должно стать внутренним северным морем под владычеством Германии… Рейхскомиссариат Остланда должен препятствовать любым поползновениям на создание эстонского, латышского и литовского государств, не зависимых от Германии. Необходимо также постоянно давать понять, что все эти области подчиняются немецкой администрации, которая имеет дело с народами, а не с государствами… Что касается культурной жизни, то необходимо с порога пресекать попытки создания собственных эстонских, латышских, литовских университетов и вузов. Не нужно возражать против открытия ремесленных училищ и небольших технических учебных заведений». А.Розенберг с самого начала и совершенно чётко приказал пресекать любые поползновения на получение какой-либо независимости Прибалтийских государств. Тем не менее, в инструкции особо подчеркивалось, что о недопустимости создания независимых государств «не следует заявлять публично». Ничего не подозревающие местные националисты после прихода немецких войск с энтузиазмом занялись формированием разнообразных правительств. Розенберг как бывший подданный Российской Империи не понаслышке знал о менталитете латышей, да и других прибалтов и именно поэтому был категорически против существования подобных народов. Вот обратите внимание на разницу в подходах Третьего Рейха к развитию государственности и народа России и прибалтийских территорий. На освобождённой территории России восстанавливались православные храмы, возобновляли работу вузы и театры, музей и библиотеки…активно восстанавливалась структура самоуправления без присутствия войсковых подразделений вермахта, формировались целые дивизии в составе войск СС и вермахта. Однако некоторые мне возразят и вспомнят о 15-ой и 19-ой дивизиях СС в конце 1943 года сведённых в VI-ой добровольческий армейский корпус СС (латышский). И это действительно так, но первоначально дивизии были сформированы из фольксдойче. Впоследствии, когда в 1943 – 1944 годах дивизии были раздроблены по отдельным частям и преданы другим воинским формированиям СС т.к. к этому моменту из-за нехватки людских ресурсов в дивизии начали принимать латышей и это привело к серьёзным поражениям на участках обороны дивизий и гибели их командиров-немцев. Не зная, что же им делать с латышами немцы из личного состава 15-ой дивизии сформировали три строительных полка, ну что им оставалось делать ведь воины из латышей никудышные. В итоге 15-я дивизия вообще перестала подчиняться руководству СС и задолго до окончания берлинской операции сдалась америкосам, а 19-я дивизия разбежалась по лесам, оказавшись в Курляндском котле. Осознавая цепную сущность и патологическую безбашенную жестокость латышей, руководством РСХА было принято решение не препятствовать самоочищению территорий от большевиков и жидов. 29 июня 1941 года глава РСХА (Главного управления имперской безопасности) Г.Гейдрих направил всем командирам “айнзатцгрупп” директиву, в которой предписывалось «не препятствовать устремлениям по самоочищению со стороны антикоммунистических и антиеврейских кругов на оккупированных территориях». Маховик убийств и грабежей уже крутился, и непосредственные исполнители на эту директиву вряд ли обратили бы внимание. Необходимо обратить внимание, что адресация и формулировка директивы сильно меняется с применением слова «самоочищение», подчеркивая, что акции грабежей и расстрелов были чистой воды самодеятельностью со стороны распоясывавшихся отморозков, и Гейдрих просил своих наместников – «просто им не мешать»... Убивали всех и своих и чужих. Жестоко и не менее цинично.

18 декабря в Национальном центре интеграции была представления серия брошюр-комиксов, призванных лучше понять сущность, привычки и отличительные черты латышского народа, а также разобраться, чем Латвия привлекает мигрантов из стран Третьего мира.

Мероприятие было приурочено к Международному дню мигранта, поэтому его гостями стали также и выходцы из Азербайджана, Пакистана, Грузии, постоянно проживающие в Латвии.

По словам автора текста комиксов, поэта Андриса Акментиньша, его работа в легкой и ненавязчивой форме дает понять, что думают о себе латыши. Комикс разделен на две части - "Путеводитель по латышскому мышлению" и "Путеводитель по успехам приезжих в Латвии". Интересно, что, на данный момент комиксы изданы только на латышском языке.

"Труднее всего было работать над первой частью - "мышлением", - рассказал Акментиньш в ходе презентации своего творения. - Здесь проснулась настоящая латышская сущность. Мы ведь всегда спорим о том, какие мы есть на самом деле - даже сами толком не знаем. Поэтому было весьма непросто показать латышей в одном комиксе".

Акментиньш рассказал, что, в целом, всему латышскому народу свойственна самоирония, которая, при более глубоком изучении, становится даже неким двигателем прогресса.

"Мы любим восхвалять и возносить все, что у нас есть. Носителей латышского языка в мире немного, но зато сам язык - старейший в индоевропейской группе. Самая высокая точка страны (Гайзинькалнс - прим. Delfi) - 311 метров, но в нашем сознании - это целая гора. И с нее можно кататься на лыжах. Вот, латыши уже считают себя нацией горнолыжников, строят трассы… Если снега нет, надувают его при помощи специальной пушки. На этом противоречии построены многие истинно латышские черты," - говорит поэт.

Андрис Акментиньш также упомянул хоккей, Праздник песни и прочие культурные мероприятия как связующие факторы латышского народа. Не забыл и о деревне, сельской жизни. "Все мы из деревни, и это безусловно оказывает влияние на наше мировоззрение, культуры. Даже самый "рижский рижанин", если копнуть глубже, все равно приехал с хутора. Поэтому наша связь с деревней, природой - самая тесная," - отметил поэт, подчеркнув, что и эту особенность ему удалось показать в своей работе.

В торжественном мероприятии также участвовал и советник министра культуры по вопросам интеграции, солист Латвийской оперы, тенор Наурис Пунтулис, который отметил, что латвийское общество должно быть максимально открытым и расположенным к тем, кто хочет интегрироваться. При этом, ни в коем случае нельзя забывать и о собственной национальной и культурной идентичности, а необходимо сохранить свои ценности.

"Наша проблема в том, что за 22 года независимости мы так и не научились играть первым номером в вопросах языка, культуры. Мы должны быть такими, как строгий, но любимый учениками школьный учитель - дружными, открытыми, но, в случае необходимости, жесткими," - отметил Пунтулис. И добавил, что формула для тех, кто хочет успешно интегрироваться в латвийское общество, известна - "лояльность + толерантность".

Здравствуйте, дорогие читательницы (и читатели:)) сайта сайт! Хочу рассказать вам свою историю брака с иностранцем.

Мой супруг — из Прибалтики [регион Северной Европы, в который входят Литва, Латвия и Эстония. Прим. редакции сайта] .

Когда-то я – студентка Днепропетровского института даже подумать не могла о браке с латышом.

Первая встреча с Дайнисом

Встреча наша была не романтичной, но довольно забавной. Зима, ветер и двадцать пять градусов мороза. Спускаюсь вниз по проспекту и, решив сократить путь, поворачиваю во дворы. Став каблуком на спрятанный под снегом лед, я сначала поскользнулась, затем проехалась и в конце упала. Высокий парень с приятным мальчишеским голосом строго констатировал факт: «Девушка, вы упали», но подал руку и помог подняться.

Он был очень серьезный, диалог с незнакомой девушкой поддерживал неохотно да и разговаривал с ярким акцентом, иногда не туда ставя ударения.

Странное свидание

В ближайшие выходные мы с Дайнисом встретились снова. Когда я подошла к моему новому знакомому, он первым делом сказал: «Ты опоздала». Я удивилась: опоздала-то всего на 10 минут! Настроение не испортилось, только вот первую «галочку» я себе поставила – очень пунктуален.

А дальше «галочки» стали расти в геометрической прогрессии: вместо семи минут трамваем и шести копеек за двоих – полчаса пешком в кафе. Заказ делался очень долго – все просчитывалось до мелочей. Проводив до подъезда (спасибо большое!), сухо попрощался и ушел. Я решила поставить на этих галочках крест и навсегда забыть ужасное знакомство.

Дорогое колечко

Латыши не жадные, а просто экономные. Встречала, конечно, и небрежное отношение к деньгам, однако это — исключение, нежели правило. В России это называют «широкой душой», а латыши мотивируют тем, что живут один раз.

Красивый город Елгава

Летом мы поехали знакомиться с родителями Дайниса: вначале до Риги 17 часов, затем пересели в другой поезд до Елгавы.

Когда мы сошли на перрон, я сразу поразилась необычайному количеству зелени в городе. Казалось, все вокруг было усажено деревьями, кустами и цветами. В Латвии очень любят свою землю, весьма усиленно заботятся об окружающей среде и природе.

Наверное, расположение на реке Лиелупе делает Елгаву такой свежей, с чистым воздухом и огромным количеством зелени. Меня сразу поразили улицы и дома. Улицы были не ровными, а извилистыми, напоминали речку, дома – как кукольные, с красными и коричневыми крышами.

Елгава – город немаленький – по численности 4-й в Латвии, но очень размеренный, с неспешной и умеренной жизнью.

На пороге квартиры нас встретила мама Дайниса – и я с первого взгляда в ее глаза поняла, что это теперь и мой дом тоже. Мама Дайниса все делала очень медленно, иногда, казалось, что она просто стоит на одном месте. Но в итоге она все успевала вовремя: все были накормлены, белье выстирано и выглажено, дом убран.

Познакомившись с еще несколькими семьями, я поняла, что глава семьи в Латвии – женщина, на ней держится семья. Мужчины – добытчики. Они просто занимаются работой и мужскими обязанностями, при этом все семейные дела доверяют жене.

У латышей вообще общество более матриархальное: в доказательство можно сослаться даже на латышскую мифологию (главными у них были богини, а не боги - Мара, Лайма, Земесмате, Юрасмате) и необычайно яркий приход к власти женщины-президента Вайры Вике–Фрейберги.

А их менталитет имеет явно выраженные женские признаки, среди которых, по моему мнению, выделяются эмоциональность (редкие вспышки на фоне общего спокойствия и сдержанности), которую они всячески ставят под контроль и потребность в защите. Грубо говоря, им нужен тот, кто будет ими управлять и защищать. Сами латыши не стремятся к лидерству, они покладисты, терпимы и лояльны. Не путайте, кстати, латышей и латвийцев. Латыши — титульная нация в стране, а латвийцы — это все подданные Латвийской Республики.

Мой первый скландраусис и много рыбы на латышском столе

Основная часть блюд на латышском столе – рыба. Мне очень понравился пирожок с горкой овощей и бобовых – это скландраусис – национальное блюдо Латвии. Такой рыбной вкуснятины, как здесь, я не ела никогда в жизни. Не думала, что из сельди, салаки и кильки можно приготовить что-то подобное. А еще мои знакомые из «страны, которая поет» очень любят тминный сыр, свинину и картофель с творогом.

В Латвии не довольствуются картошкой с селедкой и оливье на праздничном столе. Выбор блюд здесь очень большой: даже не понятно, что больше всего любят латыши. Ясно одно – сыр, рыба и бобовые в холодильнике есть всегда.

Латышская свадьба

Через год мы праздновали нашу с Дайнисом свадьбу. Не любящие расточительство латыши, закатили «пир горой», чтобы молодые жили в достатке. В центре стола обязательное блюдо – ароматный бульон и маленькие пирожочки с мясом.

Для меня происходящее было необычным, много от волнения не помню совсем. Сначала я сидела в венке, а в полночь две подружки повязали мне красивую ажурную косынку и надели фартук – теперь я хозяйка дома и жена.

Все, что касается семьи, страны, культуры и традиций для латышей свято и категорично. Они знают и ценят свою историю, помнят и уважают предков. Несмотря на размеренность, жители Латвии очень веселые: знают много песен, анекдотов, народных танцев.

Самый лучший муж и папа

После свадьбы Дайнис очень изменился – теперь он муж, добытчик в семье. В деньгах мы не нуждались. Бывало, что Дайнис и в ночь с рыбаками уходил, и в магазинах грузчиком подрабатывал. После рождения малышки часть забот перешли к мужу: он ее купал, укладывал спать и пел колыбельные.

В Латвии не принято брать в долг деньги или ходить просить у соседей луковицу или соль. В семье должно быть все свое. Детям мужчины уделяют много времени, но не балуют, не хвалят в присутствии посторонних и не проявляют свою любовь к ним открыто. Детей с пеленок учат контролировать свои эмоции.

Тридцать лет вместе

Вот уже тридцать лет мы с Дайнисом живем в Днепропетровске. У нас две дочери и два внука. Все недостатки, которые мне не нравились в Дайнисе, стали для семейной жизни огромными плюсами.

Мои выводы: пунктуальность и серьезность помогли стать доцентом и преподавателем в Академии, чрезмерная экономность выросла в постройку двухэтажного дома и покупку квартиры младшей дочери. А молчаливость и рассудительность с годами перестали меня раздражать и стали очень важными для семейной жизни.

Елена, специально для сайта сайт

20 октября 2014
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png