Иван Шультце. «Ноябрь»

Заново открыть наследие

живописца российской и международной публике - главная задача швейцарского Фонда Ивана Федоровича Шультце, организованного Беттиной и Вадимом Гончаренко.

Символично, что изучением и популяризацией творчества художника, вторая половина жизни которого прошла в эмиграции, занимается русско-швейцарская семейная пара. Что бы ни писал Шультце - скалы Капри, залитую солнцем виллу на Лазурном берегу или заснеженные швейцарские Альпы - его картины неизменно отмечены типично русской лирической созерцательностью и как будто даже звучат тягучими северными напевами и едва уловимыми переливами никуда не спешащих среднерусских рек.

О своем открытии художника, его жизни и творчестве Posta-Magazine рассказали Беттина и Вадим Гончаренко.

Инна Логунова : Когда состоялась ваша первая встреча с работами Ивана Шультце?

Беттина Гончаренко : Это произошло около десяти лет назад. Мне показал их муж, который работает в аукционном доме Koller Auktionen. Это была любовь с первого взгляда. Мы стали искать информацию об этом художнике, что оказалось непросто, но крайне увлекательно, факты о его жизни и творчестве мы собирали буквально по крупицам. К 2014 году у нас был уже довольно большой архив документов, что позволило нам подать заявку на организацию Фонда Ивана Федоровича Шультце, который был официально зарегистрирован спустя полгода. Параллельно мы работали над каталогом произведений художника и книгой о нем, которая вышла в прошлом году.

Почему о нем так мало известно? Расскажите о его судьбе.

Вадим Гончаренко : До революции Шультце был довольно известным художником, много выставлялся, его работы покупала царская семья. Иван Шультце родился в 1874 году в семье потомственного почетного гражданина Санкт-Петербурга. Живописью он стал заниматься довольно поздно, когда ему уже перевалило за тридцать, до этого времени он был успешным инженером-электриком. Среди его идей, например, - строительство гидроэлектростанции на водопаде Иматра в Финляндии.

Судьбоносную роль в жизни Шультце сыграл Константин Крыжицкий, признанный мэтр-пейзажист, который, увидев его наброски, пригласил в свою мастерскую при Академии художеств. Другим его учителем был Архип Куинджи, также преподававший в академии. С Крыжицким же Ивана Шультце связывала большая дружба, они вместе ездили в экспедицию на Шпицберген, результатом которой стала большая выставка в Товариществе художников Санкт-Петербурга, на которой Шультце представил более двадцати работ. В 1911 году Крыжицкий покончил жизнь самоубийством, что было для Шультце большим потрясением - он потерял наставника и лучшего друга.

Революция вынуждает Шультце уехать за границу. С 1917 по 1919 годы он много путешествует по Франции, Италии, подолгу живет в Швейцарии, рисуя альпийские пейзажи Санкт-Морица, Давоса, Шамони. Собственно, поэтому многие его работы осели в швейцарских частных коллекциях. Но он был известен по всей Европе - так, в 1927 году он даже получил французское гражданство за заслуги перед республикой.

В чем вы видите задачу Фонда Шультце?

Беттина Гончаренко : Мы хотим вернуть имя этого замечательного самобытного художника, незаслуженно забытого на родине в послереволюционные годы, в историю русского искусства, восстановить как можно более подробную картину его жизни и творчества.

Вы организовывали другие выставки Шультце?

Беттина Гончаренко : В прошлом году мы впервые показали картины Шультце в России на выставке в Самарском областном художественном музее. Московский проект - гораздо более масштабный и полный. И помимо его картин из частных коллекций из Европы, России, Канады и петербургского Музея Арктики и Антарктики, мы представим многочисленные почтовые открытки 1912-1916 годов с репродукциями его пейзажей. Открытки - это целое художественное явление того времени, на них печатались картины крупнейших мастеров - Репина, Куинджи, Архипова, Маковского, Сурикова и других.

В вашей семье есть картины Шультце?

Беттина Гончаренко : У нас дома шесть работ.

Как вообще сейчас обстоят дела с русским искусством на европейском арт-рынке?

Вадим Гончаренко : Рынок русского искусства постепенно оживляется после затяжного кризиса, начавшегося в 2010-2012 годах, но цены остаются довольно низкими. Так, возьмем самое известное аукционное имя - Айвазовского: если раньше он продавался за 1-3 млн фунтов, то сегодня эстимейт его картин варьируется в пределах 300-500 тыс. фунтов. Наши «шестидесятники» - Дмитрий Краснопевцев, Владимир Немухин, Вячеслав Калинин и многие другие, которые десять лет назад стоили десятки и даже сотни тысяч долларов, сейчас оцениваются в 5-20 тыс. Но ситуация меняется, что отчасти связано с приходом на рынок нового поколения коллекционеров.

У вас большая семья. Беттина, быть матерью четырех детей - это работа?

Беттина Гончаренко : У нас двое семнадцатилетних мальчиков-близнецов и две дочери 13 и 7 лет. Я счастлива, что могу посвятить себя семье и при этом заниматься любимым делом вместе с мужем. Я бы не смогла каждый день ходить в офис, оставляя минимум времени на детей и передоверяя их няне.

Чем увлекаются ваши дети? Они переняли ваш интерес к искусству?

Беттина Гончаренко : Мальчики - спортсмены, они плавают. Один из них постоянно спрашивает Вадима о его работе, интересуется его мнением о том или ином произведении искусства, а второй - больше любит футбол. Старшая дочь тоже плавает, о будущей карьере пока не задумывается. Младшая увлечена танцами, занимается балетом, мечтает стать профессиональной балериной, но, думаю, она для этого крупновата. Время покажет. (Смеется.)

Как и где вы познакомились? В Швейцарии, в России?

Беттина Гончаренко : Это очень забавно - мы встретились на отдыхе в Египте. Курортный роман, который продолжается уже двадцать лет.

Ваши дети, наверное, билингвы?

Беттина Гончаренко : О нет, они почти не говорят на русском, это его недоработка. (Смеется.)

Вадим Гончаренко : Да, признаю, моя ошибка. Швейцарский немецкий у меня как родной, дома я говорю только на нем, мне так проще. Дети понимают русский язык, но, к сожалению, не говорят. Сыновья и старшая дочь ходили в детский сад при Русской православной церкви в Цюрихе, но когда поступили в обычную швейцарскую школу, многое забыли. Правда, с возрастом они все больше хотят выучить русский.

Интересно, какой интерьер у вас в доме?

Беттина Гончаренко : Довольно эклектичный, мы оба любим и современность, и антиквариат, время от времени покупаем вещи на аукционах - но только то, что нравится обоим. И вот с этим порой бывает непросто. (Смеется.)

Вадим Гончаренко : Например, в гостиной у нас стоит комод времен Людовика XIV, современный дизайнерский шкаф, на стене - небольшая картина Айвазовского. Одним словом, сплошное смешение эпох и стилей.

Беттина, вы, как и Вадим, часто бываете в России. Что нравится, что нет?

Беттина Гончаренко : Я все люблю - людей, кухню, Москву... Пожалуй, нет такого, что мне в России не нравится. Хотя нет, есть одна вещь - московский трафик. Это ужасно, когда из одного места в другое приходится добираться два часа. Но с этим можно смириться, потому что главное, конечно, - люди, теплые и гостеприимные.

Детали от Posta-Magazine
Выставка «Волшебный свет Ивана Шультце» открыта с 17 февраля по 2 апреля
Музей-усадьба Муравьевых-Апостолов, ул. Старая Басманная, 23/9

Впервые в Москве будет представлена монографическая выставка великого русского живописца, мастера пейзажной живописи и, по признанию современников, истинного «волшебника света» - Ивана Федоровича Шультце. Его работы отражают опыт знаменитых классиков русского искусства XIX века и по праву относятся к лучшим образцам русского реалистического пейзажа. Будучи талантливым учеником Константина Крыжицкого и Архипа Куинджи, он создавал картины, которые высоко ценились в Российской Империи: так, среди его почитателей была венценосная семья Романовых. Однако Шультце был вынужден покинуть Родину в послереволюционные годы, чтобы прославиться уже на Западе. Сегодня его работы можно увидеть в Вашингтонском государственном художественном музее, в Государственном музее Hillwood, в Музее изобразительного искусства в Индианаполисе, в Музее Baburizza в Чили, в Монреальском музее изящных искусств и многих других музейных и частных собраниях. Масштабная выставка художника в Москве - это уникальный проект, посвященный репатриации русского искусства. Спустя почти сто лет забвения и в годовщину революции имя Ивана Шультце возвращается на Родину. На протяжении всей жизни Ивана Шультце (1874 – 1939) ценили как блестящего портретиста природы. С 1906 по 1916 годы его работы участвовали в регулярных выставках Академии художеств и Товарищества художников в Петербурге и Москве, их приобретали многие русские коллекционеры, среди его ценителей был Карл Фаберже. В начале 1920-х годов, не приняв Октябрьскую революцию, Шультце уехал в Париж, и его имя в России было предано забвению, но стало широко известно в Европе и Америке.

Работы Ивана Фёдоровича Шультце вызывали огромный интерес у самых известных галеристов Парижа, Лондона, Чикаго и Нью-Йорка, такая как Жерар Фрерре, Артур Тусс, Джон Леви, Артур Акерманн и Эдуард Жонас (галерист и в дальнейшем куратор музея Коньяк-Жэ в Париже). Жонас, будучи известнейшим знатоком старого искусства, лишь однажды выставил работы современного ему художника - и это были произведения Шультце. Проходившие с большим успехом выставки мастера укрепили его имя среди представителей художественной критики, признавших его «волшебником света».

В 2015 году по инициативе главы русского отдела аукционного дома Koller (Швейцария) Вадима Гончаренко для сохранения наследия великого русского художника был создан «Фонд имени Ивана Федоровича Шультце». Сегодня в Фонде хранится часть работ художника, а также находятся архивные документы. «Мы успели глубоко погрузиться в мир Ивана Федоровича Шультце, стараясь получше узнать его, обнаружить его мысли и чувства, понять его поступки. С каждым новым элементом мозаики облик того, настоящего, Шультце, становился все более отчетлив. И хотя в его биографии по-прежнему есть пробелы, все же бесспорно то, что «волшебник света», как его называли, был истинным гением в области реалистического искусства», - говорит президент Фонда Беттина Гончаренко.

В экспозицию войдет 60 значимых работ периода жизни художника в России до 1920 года и эмиграции с 1921 по 1939 год из собственного собрания Фонда, частных коллекций России, Франции, Германии, Швейцарии и Канады, Российского государственного музея Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге. Уже в ранних работах Шультце угадывается талант мастера передавать сложные солнечные эффекты в течение дня: лиричный пейзаж «Берег озера на закате» (1909 год), представляющий родные края художника, «Арктический пейзаж. Шпицберген» (1910 год), написанный после поездки вместе с Крыжицким на архипелаг Шпицберген и показанный в 1911 году в Академии художеств, «Дубы в хлебах» (1917 год). На выставке также будет показана знаковая работа на пути признания художника в Европе. Написанная по воспоминаниям о русской природе уже в Европе в 1923 году, картина «Ноябрьский вечер» была с успехом экспонирована галереей Жерар на 136-м весеннем салоне в Гран Пале на Елисейских полях в Париже. «Скалы Фаральони, Капри», одна из важнейших работ в творчестве мастера, получила широкое признание, будучи выставленной галереей Жерар под номером один на крупнейшей выставке Шультце в 1925 году в Париже, а затем и в Нью-Йорке. В экспозиции в Москве будет отражено своеобразие восприятия европейской природы через призму ностальгических воспоминаний, звучавших в творчестве художника на протяжении всей его жизни. Неслучайно в работе «Глицинии» 1920-х годов изображены цветы, привлекшие внимание художника необычайным сходством с русской сиренью. Частью экспозиции станут оригинальные почтовые открытки 1912–1916 годов, написанные Шультце. Наряду с работами Репина, Куинджи, Архипова, Маковского, Сурикова, пейзажи художника эффектно украшали миниатюрные бланки «открытых писем». Именно так называлась дореволюционная почтовая открытка - важнейший источник для изучения творчества многих выдающихся художников сегодня.

Для экспонирования выставки в Москве был выбран Музей-усадьба Муравьевых-Апостолов - один из лучших образцов московской̆ архитектуры неоклассицизма первой̆ половины XIX века, возрожденный после реставрации Фондом, учрежденным Кристофером Муравьевым-Апостолом. Фонд продолжает восстанавливать некогда разорванную связь с прошлым русского искусства. Уехавший из России художник, известный в начале прошлого века, был забыт и вычеркнут из истории русского искусства. Как Муравьевы в конце века открыли для себя Россию, так Россия открывает творчество Ивана Шультце. Возвращение - ключевое слово. Восстановление ещё одного звена разорванной цепи.

К выставке издан каталог произведений И. Ф. Шультце.

В рамках работы выставки состоятся мероприятия:

  • круглый стол совместно с МГХПА им. С. Г. Строганова «Русский реалистический пейзаж: традиция и пути развития в XXI веке»; поэтический вечер; программа лекций (периодичность раз в неделю), посвященных технике живописи Архипа Куинджи и Ивана Шультце.

Выставка проводится под патронажем семьи меценатов Анисимовых.

Время работы выставки и адрес: Со вторника по пятницу - 14.00-20.00, суббота, воскресенье - 13.00-19.00

Музей-усадьба Муравьевых-Апостолов, ул. Старая Басманная, дом 23/9, стр. 1 (вход со стороны ул. Александра Лукьянова)

Стоимость билетов: 350 рублей, 150 рублей - льготные.

Картина. Шультце Иван Федорович В саду виллы «Киприда», Кап-Мартен. Подпись справа внизу Iw. F. Choultse. Масло, холст. 38 х 46 см.

Картина. Шультце Иван Федорович Лунная дорожка на воде. Подпись справа внизу Iw. F. Choultse. Масло, холст. 38 х 46 см

Картина. Шультце Иван Федорович Море. Подпись справа внизу Iw. F. Choultse. Масло, холст. 54 х 65 см.

Картина. Шультце Иван Федорович Свечение снега. Подпись справа внизу Iw. F. Choultse. Масло, холст. 45 х 45 см.

Картина. Шультце Иван Федорович Скалы Фаральони, Капри. Подпись справа внизу Iw. F. Choultse. Масло, холст. 65 х 81 см.

Картина. Шультце Иван Федорович Солнечный полдень. Подпись справа внизу Iw. F. Choultse. Масло, холст. 65 х 81 см

Картина. Шульце Иван Федорович Арктический пейзаж. Шпицберген. 1910 г. Холст, масло. 130х86 см. рама - 98х142 см Музей Арктики

Надо увидеть, чтобы поверить....

Художник Иван Фёдорович Шультце (Ivan Fedorovich Choultse)

Если художнику при помощи созданного им изображения, удаётся передать свои чувства, значит, его произведение не будет нуждаться в переводчике. Наши глаза видят картину художника точно так же, как и реальный мир. Здесь не нужна речь, искусством правят эмоции. В талантливом художнике заключается сама суть изобразительного искусства, когда легкокрылая и неуловимая муза сочетается с мастерством и точностью художественного знания.

Лазурный берег (кликабельно)

Иван Федорович Шультце - мастер лирического пейзажа русской художественной эмиграции.
Ученик Константина Яковлевича Крыжицкого (рекомендую посмотреть тему о нём) художественное образование получил в Петербургской Академии художеств. Его первая выставка в Академии состоялась в 1903 году, после которой он стал заслуженным участником на всех крупных галерей в Москве и Петербурге, и был избран придворным художником императора Николая II. За свои успехи в искусстве он был поощрен выездом за границу и смог посвятить значительное количество времени на изучение природы, путешествуя по всей Европе, Азии, Северной Африке и Арктике. После русской революции, он эмигрировал в Париж. Художник становится желанным участником Французских Салонов, его первая персональная выставка в Париже (1923) состоялась в галерее Gerard Freres, работы Ивана Федоровича были распроданы в день открытия. Аналогичные успехи были на его персональной выставке в Лондоне (1927), где все его произведения проданы в течение первых шести дней. Выставки в Нью-Йорке (1931) и Чикаго (1933) так же прошли с большим успехом. На протяжении всей своей жизни Иван Федорович Шультце ценился, как блестящий портретист аналитической природы. London Times в статье о художнике обобщили эстетические достижения живописца, сказав: "Надо увидеть, чтобы поверить".




В парке

Солнечный полдень

Церковь Покрова Божьей Матери, Ореанда,Крым

Перед грозой

Весна в Альпах

Вечер на Капри

Восход на Капри

Закат на Адриатическом море

Парфенон после шторма

Павловск

Закат на реке


Полесская весна

Зима в Engadines

Зимнее утро. Engadine

Зимнее утро, Engadine.

Зимний закат

Зима. Haute Savoie Suisse.


Во власти зимы

Лунная гамма (озеро Энгадина)

Январь. Chamonix, Haute Savoie

Туман и мороз (озеро Санкт-Мориц)

Залитый солнцем зимний лес

Ivan Fedorovich Choultse - Петербург, 1877 // 1937(9), Париж

Шультце Иван Федорович (1877 - 1932) русский художник пейзажист.

Шультце родился в Санкт-Петербурге в 1874 году. Учился у известного пейзажиста Константи на Крыжицкого(см.репродукции) . Со временем начал участвовать в выставках общества им.Крыжицкого, петербургского товарищества художников и общества художников-индивидуалистов. В начале нового столетия Шультце стал постоянным участником крупных галерей Москвы и Санкт-Петербурга. Император Николай II назначил его придворным художником, разрешил выезжать работать за границу. Талантливый пейзажист много путешествовал по Европе,Африке,Азии, побывал даже в Арктике.
Шультце не принял революцию, поэтому в начале 20-х переехал во Францию,где занялся написанием и продажей картин. Художник много путешествовал. Работы Шультце выставлялись в известных галереях Парижа, Лондона, Нью-Йорка и Чикаго, неоднократно репродуцировались в специализированных изданиях Западной Европы и США. Шультце считается непревзойденным мастером лирического пейзажа. Его умение тонко передавать лунный и солнечный свет до сих пор восхищает истинных ценителей жанра. Похоронен на кладбище Кокад в Ницце.

Зимний пейзаж, морской пейзаж закат.

Надо увидеть, чтобы поверить.... Художник Иван Фёдорович Шультце (Ivan Fedorovich Choultse)

Если художнику при помощи созданного им изображения, удаётся передать свои чувства, значит, его произведение не будет нуждаться в переводчике. Наши глаза видят картину художника точно так же, как и реальный мир. Здесь не нужна речь, искусством правят эмоции. В талантливом художнике заключается сама суть изобразительного искусства, когда легкокрылая и неуловимая муза сочетается с мастерством и точностью художественного знания.

Лазурный берег (кликабельно)

Иван Федорович Шультце - мастер лирического пейзажа русской художественной эмиграции.
Ученик Константина Яковлевича Крыжицкого художественное образование получил в Петербургской Академии художеств. Его первая выставка в Академии состоялась в 1903 году, после которой он стал заслуженным участником на всех крупных галерей в Москве и Петербурге, и был избран придворным художником императора Николая II. За свои успехи в искусстве он был поощрен выездом за границу и смог посвятить значительное количество времени на изучение природы, путешествуя по всей Европе, Азии, Северной Африке и Арктике. После русской революции, он эмигрировал в Париж. Художник становится желанным участником Французских Салонов, его первая персональная выставка в Париже (1923) состоялась в галерее Gerard Freres, работы Ивана Федоровича были распроданы в день открытия. Аналогичные успехи были на его персональной выставке в Лондоне (1927), где все его произведения проданы в течение первых шести дней. Выставки в Нью-Йорке (1931) и Чикаго (1933) так же прошли с большим успехом. На протяжении всей своей жизни Иван Федорович Шультце ценился, как блестящий портретист аналитической природы. London Times в статье о художнике обобщили эстетические достижения живописца, сказав: "Надо увидеть, чтобы поверить".




В парке

Солнечный полдень

Церковь Покрова Божьей Матери, Ореанда,Крым

Перед грозой

Весна в Альпах

Вечер на Капри

Восход на Капри

Закат на Адриатическом море

Парфенон после шторма

Павловск

Закат на реке


Полесская весна

Зима в Engadines

Зимнее утро. Engadine

Зимнее утро, Engadine.

Зимний закат

Зима. Haute Savoie Suisse.


Во власти зимы

Лунная гамма (озеро Энгадина)

Январь. Chamonix, Haute Savoie

Туман и мороз (озеро Санкт-Мориц)

Залитый солнцем зимний лес

Ivan Fedorovich Choultse - Петербург, 1877 // 1937(9), Париж

Музыка: Дмитрий Маликов - С дыханием музыки

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png