Вид речевой ошибки

Пример

Употребление слова в несвойственном ему значении

Меня раздражает его отвратительная харизма.

Неразличение оттенков значения синонимов

Употребление слов, не соответствующих по своей окраске основному стилю текста

Я прочитал текст, и меня ошарашила мысль…

Нарушение лексической сочетаемости

Расширяется уровень владения техникой;

это играет важное значение в жизни

Плеоназм (дублирование значения в словосочетании)

Возложить цветы к памятному мемориалу

Тавтология (использование слова в сочетании с однокоренным)

Через какие-то едва уловимые ощущения он ощущает связь с родной землёй.

Неоправданный повтор слов

Некорректное употребление местоимений

Я читал диссертации с приложениями. Они привлекли моё внимание.

Смешение паронимов

Особенности лиричного героя Пушкина

Нарушение структуры фразеологизма

Единожды солгавши, кто тебе поверит

Исправьте речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях:

Варианты с ошибками

Тип ошибки

Исправленный вариант

1. Этот памятник русской архитектуры поражает своими причудливыми габаритами.

2. У учащихся выросла уверенность в своих силах.

3. У рада испытуемых существует эгоизм

4. Это исследование имеет большую роль в развитии современной науки.

5. . Неустанная любовь художника к динамике в искусстве хорошо известна.

6. Во многих районах вода оказалась в минимуме.

7. Обилие аксессуаров отягощает сюжет, отвлекая внимание от главного.

8. Революционеры-демократы вскрыли фиктивный характер буржуазной демократии.

9. Данная деталь является важнейшим фактором, на котором базируется надежность методики исследования типов акцентуаций личности.

10. Преподаватель оперирует положительными примерами из жизни.

12. Профессор показал мне вариант плана ВКР и сказал, что он уже устарел.

13. Следует отметить следующие ошибки в произношении.

14. Можно согласиться с теми главами реферата, не содержащими внутренних противоречий.

15. Правильно определив цели и задачи исследования, эксперимент показал следующее.

16. Не всегда существует взаимопонимание между народом и их представителями в Законодательном собрании.

18. Условия для достижения положительных результатов были созданы, но однако тем не менее испытания прошли неудачно.

19. Статья содержательная и интересна.

20. ВАК издает требования к кандидатским диссертациям

Задание 9 . Прочитайте приведенные отрывки и определите, к текстам каких функциональных стилей они принадлежат.

1 . Уже древнегреческие мыслители видели, что помимо общего в том масштабе, в каком его постигают «частные науки» (аристотелевский термин), есть общее и большего масштаба, а именно – в отдельности для каждой из трех основных областей действительности: природы, человеческого общества, сознания (познания). Но существует и всеобщее, которое присуще земному универсуму в целом и выражается в законах и категориях типа «необходимость», "случайность", «причинность", "связь", "время" и т.п. Таким образом, структурное поле общего включает в себя конкретно-общее (компетенция отдельных наук), наиболее, общее каждой из трех основных областей действительности и всеобщее (компетенция философии).

2 . Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли, определенные учредительными документами. В отличие от акционерного общества право на долю подтверждается не ценной бумагой (акцией), а лишь свидетельством, которое в соответствии с уставом ООО может выдаваться его участникам (учредителям).

3 . Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, – с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия. А "осень и зима хорошо живут, Коли на Лаврентия вода тиха и дождик". Потом бабьим летом паутины много село на поля.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 . Можно ли давать урок, если нет классной комнаты? Сдавать экзамен без зачетки в кармане? Входит ли вдыхание меловой пыли полной грудью необходимой составной частью в процесс получения высшего образования? Вот Джо Мартин, например, так не думает. Ему 41 год, он не последний человек в одной из страховых компаний Индианаполиса – и в то же время студент университета Дьюка. Во время перерыва на обед или вечером, когда жена мистера Мартина уже спит, Джо садится за клавиатуру компьютера, входит в Интернет и начинает грызть гранит науки в том месте, которое ему обозначил профессор, стоящий на кафедре в семи сотнях километров от его дома.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 . Русская нефть и русский газ сакральны, они не должны принадлежать кучке сомнительных олигархов с кривыми, испуганными физиономиями или извилистым гладкобёдрым чиновникам. Это часть национального бытия – в нефть вложили свою энергию миллиарды древних живых существ, да, они сгнили, но ничто живое не исчезает бесследно – их жизнь питает сегодня прожорливые желудки машин (А. Дугин)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 . Участники круглого стола заслушали и обсудили сообщения

Н. Н. Черешневой и А. Драгуна по вопросам специфики субкультуры болельщиков футбольного клуба «Зенит» (Санкт-Петербург). Участники дискуссии отмечают особый статус феномена ФК «Зенит» как объединяющей «высокой идеи» большой части населения Санкт-Петербурга, уникальный характер болельщицкой среды ФК «Зенит», высказывают общее мнение о необходимости комплексного (общегуманитарного) изучения данной субкультуры мегаполиса.

Наличие многочисленный органов СМИ, пишущих и вещающих о «Зените», к сожалению, не решает вопроса объективного исследования субкультуры болельщицкой среды, ее места в системе субкультур и в целом в культуре Санкт-Петербурга.

Участники круглого стола пришли к следующим выводам:

    необходимо комплексное изучение субкультуры ФК «Зенит» как уникального культурного феномена современного Санкт-Петербурга;

    выйти с предложением организации Проекта по внедрению идеи корпоративной культуры болельщиков футбольного клуба «Зенит»;

поместить на сайте института обращение ко всем студентам вузов Санкт-Петербурга с приглашением участвовать в Проекте для продвижения бренда «Зенита» как футбольного клуба культурной столицы России.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7 . Уважаемые товарищи депутаты! Буду говорить только о состоянии культуры в нашей стране, и главным образом о гуманитарной, человеческой ее части. Я внимательно изучил предвыборные платформы депутатов. Меня поразило, что в подавляющем большинстве из них даже не было слова «культура». На самом Съезде слово «культура» было проходным образом произнесено только на третий день.

Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют и социальные законы, экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и так далее.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8 . Современное студенчество как особая, традиционная устойчивая социально-возрастная группа имеет свои особенности речевого поведения. Так, студентам во все времена было присуще при общении друг с другом использовать определенные устойчивые формулы (как прецедентные, так и этикетные), экспериментировать над языковыми нормами (как национального языка, так и иностранных). Для них характерна особая манера общения с преподавателями и другими студентами. Они используют различные речевые способы завоевания авторитета в группе и пр. Все эти особенности, являясь в какой-то мере признаками речевого поведения членов данной социально-возрастной группы, в разное время наполняются разным содержанием, их распространенность и периодичность использования в речи изменяется.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9 . Что? Как зовут? Звать-то меня Степаном. А вот если фамилию скажу, так, может, сразу и не поверите. Фамилия у меня редкая, чудная, можно сказать. Сорока я. Хотя, если разобраться, фамилия как фамилия. Это для здешних мест она странной кажется, а у нас на Украине (я сам-то из-подо Львова родом) и не такие встречаются: Кочан, скажем, или Тарас. А то и вовсе Саранча. А я, значит, Сорока. Птичья, выходит, фамилия. Отец мой Сорока. И дед был Сорока. И дети мои с той же фамилией. А что? Не в фамилии дело, в человеке. Главное, чтобы ты сам с добром к людям относился. Тогда будет и тебе почёт и уважение, и фамилия твоя зазвучит. Я вот, к примеру, своей очень даже горжусь.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10 . Напишите эссе «Нормы русского литературного языка: их роль в языковом строительстве и жизни общества». Опирайтесь на материалы лекции, предыдущих упражнений и следующую схему.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Методические указания

Контрольная работа выполняется самостоятельно студентами первого курса заочной формы обучения всех специальностей и является допуском к сдаче зачета.

В контрольную работу включены разнообразные задания по всем темам курса «Русский язык и культура речи».

Некоторые задания предусматривают работу со словарем. Список словарей и справочников, к которым необходимо обращаться, приводится в конце документа.

Вариант 1.

Дополните синонимические ряды прилагательных, определив основной цвет каждого ряда.

Травяной, изумрудный, малахитовый.

Лазурный, лазоревый, бирюзовый, небесный.

Составьте текст, используя фразеологизмы, позволяющие выразить ваше отношение к предмету или адресату речи.

Нести околесицу; мелко плавать; в подметки не годится; мышиная возня; нести ахинею; рвать и метать; довести до белого каления; быть на седьмом небе; воспрянуть духом; выходить из себя; ни в медный грош не ставить; не ахти как; последняя спица в колеснице; ни шатко ни валко; шишка на ровном месте; птица высокого полета; повесить нос; вкривь и вкось; быть вне себя; поставить во главу угла.

Исправьте речевые ошибки в следующих предложениях.

1) Этот памятник русской архитектуры поражает своими причудливыми габаритами. 2) Этим первым мощным порывом сазан часто вытягивает лесу в одну прямую линию с удилищем и легко рвет ее. 3) Лицо господина принимает сонное состояние. 4) У учащихся выросла уверенность в своих силах. 5) У Печорина существует эгоизм. 6) Лица престарелого возраста должны тщательно следить за своим здоровьем. 7) Неустанная любовь художника к динамике в искусстве хорошо известна.

4. Проверьте по орфоэпическому словарю постановку ударения в следующих словах, поставьте ударение:

Валовой сбор, оптовые цены, тигровая шкура, августовский совет, пломбированный зуб, кухонная утварь, избалованный ребенок, языковые средства, госпитальный режим, языковая колбаса, гербовая печать, экспертная комиссия, новорожденный ребенок, договорные цены, агент, алфавит, алкоголь, аналог, арест, безудержный, блага, боязнь, бестселлер, бармен, баллотироваться, вероисповедание, вечеря, вандалы, газопровод, глашатай, гражданство, добыча, договор, документ, дремота, досуг, донельзя, дочиста, еретик, жалюзи, завидно, завсегдатай, задолго, заговор, заиндеветь, закупорить, заржаветь, зубчатый, значимость, иначе, индустрия, иконопись, изобретение, инструмент, искра, избаловать, каталог, квартал, комбайнер, красивее, корысть, кладовая, каучук.

5. Приведенные ниже глаголы поставьте в форму 3 лица единственного числа настоящего или будущего времени, сохраняя вид глагола; поставьте ударение в словах:

вручить, включить, звонить, кружить, прислониться, жалить, клонить.

6. Поставьте в форму прошедшего времени женского рода единственного и множественного числа следующие глаголы, поставьте ударение в словах:

брести, вить, вести, брить, внять, гнать, грызть, долить, жать, замереть, замять, класть, красть, крыть.

Вставьте недостающие буквы.

1) Актер надел небольш… пенсне в золотой оправе. 2) Газеты сообщают о падении цен на колумбийск… кофе. 3) Поздн… барокко характеризуется декоративной пышностью деталей. 4) В качестве вспомогательного языка был… создан… эсперанто. 5) На плечи красавицы накинут… пушист… боа. 6) Дв… колибри привлекли внимание орнитолога. 7) «Юманите» обратил…с… с призывом к французскому народу. 8) Сочи расположен… на берегу Черного моря. 9) «Нью-Йорк таймс» поддерживал… нового президента.

Поставьте заключенные в скобках слова в нужной форме.

1) На днях состоялась премьера новой пьесы (Жан Поль Сартр). 2) В произведениях французской писательницы (Жорж Санд) затрагиваются многие социальные проблемы. 3) Профессору (П.Я. Черных) принадлежит ряд работ по истории русского языка.

Найдите, объясните и исправьте лексические ошибки (или нарушения точности, однозначности) в предложениях. 1. Поэт стоял у источников новой поэзии. 2. Зверь злостно смотрел на охотника. 3. Надо оставить термин «функциональный стиль». 4. За околицей зеленела березовая дубрава. 5. Я расскажу об одном моменте, который произошел во время войны. 6. Этот памятник архитектуры поражает своими причудливыми габаритами. 7. Подойдя к очереди, он спросил: «Кто крайний?» 8. Юрий Гагарин был первым проходимцем в космосе.

Похожие вопросы

  • представьте дробь 2/11 в иде суммы двух других дробей с разными знаменателями, числители которых равны 1
  • Оцени слова императрицы Екатерины Великой: "Черни не должно давать образование: поскольку будут знать столько же, сколько вы да я, то не станут нам повиноваться в такой мере, как повинуются теперь " Кого императрица счита...
  • Сколько энергии E нужно затратить, чтобы расплавить 13 кг льда при температуре 0ºС? Удельная теплота плавления льда равна 330 кДж/кг.
  • Имеет ли смысл выражения: arccos корень из 5 ? И arccos п/5 ? Помогите пожалуйста
  • в слове тамошных какой корень? и ЭТО ПРИЧАСТИЕ???????????????? и слово заснеженным является причастием??????????????
  • свеча находится на расстоянии 12.5 см от собирающей линзы. оптическая сила которой равна 10 дптр. на каком рассстоянии от линзы получится изображение

Берег - беречь, гранит - гранить, душа - ду­шить, лететь - лечить, пила - пить.

9. Какие изменения произошли в семантике, структу­ре и грамматических категориях следующих слов, заимствованных русским языком из латинского и греческого, а также из английского, французского и немецкого языков?

Ультиматум - лат. ultimatum, сущ. ср. р., ед. ч. (от ultimus - «крайний, самый последний»);

уникум - лат/ unicum, сущ. ср. р., ед. ч. - «един­ственный»;

симбиоз - гр. symbiosis, сущ. жен. р., ед. ч. - « сожительство »;

форум - лат. forum, сущ. ср. р., ед. ч. - «пло­щадь в Древнем Риме, где происходили ярмарки и на­родные собрания»;

система - гр, systema, сущ. ср. р., ед. ч.- «осно­ва порядка»;

орган - гр. organon, сущ. ср. р., ед. ч.- «орудие, средство, инструмент»;

бюро - фр. bureau, сущ. муж. р., ед. ч.- «особый стол для письменных занятий и хранения бумаг; кон­торка; кабинет крупного служащего; президиум».

10. Составьте словосочетания, подбирая к существи­тельным подходящие определения из слов-паро­нимов. Чем определяется их выбор? Составьте с ними предложения

Молоко, ... день, ... назначение (целевой, цель­ный, целый); ... завеса, ... воздух, ... цвет (дымный, дымовой, дымчатый); ... привет, ... улыбка, ... работа (дружеский, дружный); ... браслет, ... бой, ... дерево (гранатный, гранатовый); ... принадлежности, ... бума­га, ... работа (писчая, письменная); ... собрание, ... бои, ... произведение (классовый, классический, класс­ный); ... гордость, ... отношение (фамильный, фамиль­ярный); ...район, ... мальчонка (соседский, соседний); ... вид, ... метод (эффективный, эффектный).

11. Подберите антонимы к приведенным словам. Со­ставьте с каждым из них предложения.

Счастье, подъем, безделье, здоровый, стареет, лю­бовь, дружба, доброта, уныние, ложь, черствость, не­жность, хороший, тупой, грубый, полезный, умный, сладкий, свет, ясный, светлый, темнеет, расцветает, весна, мрак, брать, заснуть, надеть, побеждать.

12. Укажите изобразительную функцию антонимов. К антонимам подберите синонимы (там, где это воз­можно).

1. Я телом в прахе истлеваю, умом - громам пове­леваю. Я царь - я раб, я червь - я бог (Г. Держа­вин). 2. Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (А.С. Пуш­кин). 3. Ты богат, я очень беден. Ты прозаик, я поэт; ты румян, как маков цвет, я, как смерть, и тощ и бледен (А.С. Пушкин). 4. И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови (М.Ю. Лермонтов). 5. В толпе друг дру­га мы узнали, сошлись- и разойдёмся вновь, была без радости любовь, разлука будет без печали (М.Ю. Лер­монтов). 6. Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь (Н. Некрасов).


13. Укажите в ряду синонимов иноязычные слова:

Просьба, прошение, челобитная, петиция, ходатай­ство; поединок, дуэль, единоборство; строй, режим, порядок, система, уклад.

14. Объясните цель следующих исправлений, внесен­ных Горьким в первоначальный текст рассказа «Челкаш» (в скобках стоят слова первоначального текста).

Лодка помчалась снова, бесшумно и легко вертясь (лавируя) среди судов. Вдруг она вырвалась из их тол­пы (лабиринта)... Музыка (симфония) трудового дня.

Что-то роковое (фатальное) было в этом медленном движении бездушных масс.

15. Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учета их значения в контексте. При вы­полнении задания пользуйтесь толковыми слова­рями.

1. Этот памятник русской архитектуры поражает своими причудливыми габаритами. 2. Этим первым мощным порывом сазан часто вытягивает лесу в одну прямую линию с удилищем и легко рвет ее. 3. Стихи популярного поэта, написанные им в результате путе­шествия по стране, скоро будут опубликованы в жур­нале. 4. Лицо господина принимает сонное состояние. 5. И чем быстрее ткачиха свяжет порвавшуюся нить, тем меньше станок будет бездельничать. 6. У учащих­ся выросла уверенность в своих силах. 7. Я расскажу об одном моменте, который произошел во время вой­ны. 8. Его родные были убиты бомбёжкой. 9. Фамусов живет по лозунгу: «Подписано, так с плеч долой». 10. У Печорина существует эгоизм. 11. Она должна была дружно взяться за работу.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png