Очень русская актриса - Вера Васильева - за свою творческую карьеру играла как комедийные роли, так и сильную драму, но никакой душевный слом или надрыв не могут погасить живущее в ней счастье. В ее игре нет черт гротеска и сценического сарказма, ее юмор мягок. Простота, естественность, искренняя лиричность – вечные свойства русской актерской школы, и актриса не изменяет им. Она любит своего зрителя, и он отвечает ей взаимностью.

Вера Кузьминична Васильева родилась 30 сентября 1925 года в Москве, в рабочей семье. Вере не было и пяти лет, когда она впервые попала в театр – на оперу «Царская невеста». Это представление потрясло воображение девочки, и она влюбилась в театр. В школьные годы Вера записалась в драмкружок во Дворце пионеров. Она была скромной и мечтательной девочкой, в школе училась хорошо, но вся ее настоящая жизнь была сосредоточена на книгах и театре. Васильева часами пропадала в театральной библиотеке, где перечитывала мемуары великих артистов, старые рецензии и все, что можно было найти о театре, а еще постоянно бегала в МХАТ.

Когда началась Великая Отечественная война, Васильева пошла работать на завод и одновременно училась в вечерней школе.

Несмотря на трудности военных лет, свою мечту стать актрисой она не забыла, занималась в драмкружке, а в 1943 году поступила в Московское городское театральное училище. Всенародную известность Васильевой принес кинематограф.

В кино она дебютировала, еще будучи студенткой, в 1945 году – в эпизодической роли в комедии «Близнецы», а следующая – роль в фильме И.Пырьева «Сказание о земле Сибирской» (1948) – принесла ей невероятную популярность и зрительскую любовь.

В 1948 году Васильева окончила училище и стала актрисой Театра сатиры, с которым связана вся ее творческая жизнь, где ее первой работой была главная роль в спектакле «Лев Гурыч Синичкин». Потом было много других работ.

К началу 1950-х годов Вера уже стала признанной молодой звездой, в театре она была счастлива, а после спектакля «Свадьба с приданым», к ней пришла еще большая слава. Эту пьесу играли 900 раз, а в 1953 году сняли одноименный художественный фильм, за роль в котором Васильева была удостоена Сталинской премии.

Вообще в кино Васильева снималась много. Несмотря на успех в кино, главным для Веры Кузьминичны всегда оставался театр. Всю жизнь она проработала в театре Сатиры, который без нее представить невозможно. Всего на сцене этого театра Васильева сыграла свыше 50 ролей.

Также Васильеву приглашали в спектакли и другие театры, где она получала лучшие и интереснейшие роли. Вера Кузьминична работала и в мультипликации, озвучивала мультфильмы – «Умка ищет друга», «Волшебник Изумрудного города», «Приключения Васи Куролесова» и другие. А еще пробовала себя как исполнительница романсов.

Вера Васильева – Народная артистка СССР, лауреат Сталинских премий и Государственной премии СССР, театральной премии «Хрустальная Турандот» и премии им.Яблочкиной, кавалер ордена Трудового Красного Знамени и «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени, награждена призом «За честь и достоинство» Национальной театральной премии «Золотая маска» и другими наградами. Васильева – председатель Социально-бытовой комиссии. В меру сил она помогает нуждающимся, больным, обиженным. В 2000 году вышла ее книга мемуаров «Продолжение души. Монолог актрисы». Муж Веры Кузьминичны – актер Владимир Ушаков (артист Театра сатиры).

Их свадьба состоялась в 1956 году, и они более полувека были счастливы вместе. Актриса говорит, что главный секрет такого супружеского долголетия – в отсутствии попыток переделать друг друга. Но, к сожалению, в 2011 году Владимира не стало. Сегодня Вера Кузьминична Васильева, не смотря на возраст, продолжает работать в театре и счастлива этим. Она любит природу, свой дом и друзей, по-прежнему потрясающе выглядит и в жизни, и на сцене.

Сказание о земле сибирской

Свадьба с приданым

Безумный день, или Женитьба Фигаро

Женатый холостяк

Творческий вечер Веры Васильевой в театре Сатиры к 85-летию

Вера Кузьминична Васильева родилась 30 сентября 1925 года в Москве, в рабочей семье. Вере не было и пяти лет, когда она впервые попала в театр – на оперу «Царская невеста». Это представление потрясло воображение девочки, и она влюбилась в театр. В школьные годы Вера записалась в драмкружок во Дворце пионеров. Она была скромной и мечтательной девочкой, в школе училась хорошо, но вся ее настоящая жизнь была сосредоточена на книгах и театре. Васильева часами пропадала в театральной библиотеке, где перечитывала мемуары великих артистов, старые рецензии и все, что можно было найти о театре, а еще постоянно бегала в МХАТ. Когда началась Великая Отечественная война, Васильева пошла работать на завод и одновременно училась в вечерней школе. Несмотря на трудности военных лет, свою мечту стать актрисой она не забыла, занималась в драмкружке, а в 1943 году поступила в Московское городское театральное училище. Всенародную известность Васильевой принес кинематограф. В кино она дебютировала, еще будучи студенткой, в 1945 году – в эпизодической роли в комедии «Близнецы», а следующая – роль в фильме И.Пырьева «Сказание о земле Сибирской» (1948) – принесла ей невероятную популярность и зрительскую любовь. В 1948 году Васильева окончила училище и стала актрисой Театра сатиры, с которым связана вся ее творческая жизнь, где ее первой работой была главная роль в спектакле «Лев Гурыч Синичкин». Потом было много других работ. К началу 1950-х годов Вера уже стала признанной молодой звездой, в театре она была счастлива, а после спектакля «Свадьба с приданым», к ней пришла еще большая слава. Эту пьесу играли 900 раз, а в 1953 году сняли одноименный художественный фильм, за роль в котором Васильева была удостоена Сталинской премии. Вообще в кино Васильева снималась много. Наиболее известные картины с ее участием – «Чук и Гек» (1953), «Похождения зубного врача» (1965), «Следствие ведут Знатоки» (1972), «Карнавал» (1981), «Приказано взять живым» (1983), «Выйти замуж за капитана» (1985), «Вино из одуванчиков» (1997), «Все смешалось в доме» (2006), «Сваха» (2007), «Пока цветет папоротник» (2012), «Деревенщина» (2014) и другие. Несмотря на успех в кино, главным для Веры Кузьминичны всегда оставался театр. Всю жизнь она проработала в театре Сатиры, который без нее представить невозможно. Всего на сцене этого театра Васильева сыграла свыше 50 ролей. Среди них роли в спектаклях – «Ревизор», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Пролитая чаша», «Где эта улица, где этот дом», «12 стульев», «Обыкновенное чудо», «Орнифль» и многих других. Также Васильеву приглашали в спектакли и другие театры, где она получала лучшие и интереснейшие роли. В Тверском драматическом театре она играла в «Вишневом саде», в Орловском драматическом театре – в «Без вины виноватых», в Московском Новом драматическом театре – в пьесе «Блажь» и других. Вера Кузьминична работала и в мультипликации, озвучивала мультфильмы – «Умка ищет друга», «Волшебник Изумрудного города», «Приключения Васи Куролесова» и другие. А еще пробовала себя как исполнительница романсов. Вера Васильева – Народная артистка СССР, лауреат Сталинских премий и Государственной премии СССР, театральной премии «Хрустальная Турандот» и премии им.Яблочкиной, кавалер ордена Трудового Красного Знамени и «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени, награждена призом «За честь и достоинство» Национальной театральной премии «Золотая маска» и другими наградами. Васильева – председатель Социально-бытовой комиссии. В меру сил она помогает нуждающимся, больным, обиженным. В 2000 году вышла ее книга мемуаров «Продолжение души. Монолог актрисы». Муж Веры Кузьминичны – актер Владимир Ушаков (артист Театра сатиры). Их свадьба состоялась в 1956 году, и они более полувека были счастливы вместе. Актриса говорит, что главный секрет такого супружеского долголетия – в отсутствии попыток переделать друг друга. Но, к сожалению, в 2011 году Владимира не стало. Сегодня Вера Кузьминична Васильева, не смотря на возраст, продолжает работать в театре и счастлива этим. Она любит природу, свой дом и друзей, по-прежнему потрясающе выглядит и в жизни, и на сцене.

«В 14 лет я чуть не совершила глупость. Прочитав какую-то книгу, решила: лучше умереть молодой. взяла бритву и дважды порезала себе вену», - рассказала «АиФ» народная артистка СССР Вера Васильева .

Шрам на память

В нашей семье никто никогда к театру не имел отношения. Папа работал шофёром, мама занималась хозяйством. Мы жили очень бедно, всемером в одной комнате в Гусятниковом переулке, в районе Мясницкой. Мама с папой, три сестры, брат и я. Но однажды Анна Юльевна, соседка по нашей коммунальной квартире, повела меня на дневной спектакль оперы «Царская невеста». И я, 8-летняя девочка, увидела эту красоту - бархат, люстры, оркестр, всё сверкает, как в сказочном дворце, услышала божественную музыку… Тогда решила: или буду артисткой, или не буду жить. Пошла в Дом пионеров, в драмкружок, в хор, записалась в театральные библиотеки…

В 10 лет я уже распевала арии, услышанные по радио. За это во дворе меня прозвали Шаляпиным. О том, что был такой певец, я не знала, а думала, что дразнят меня из-за шляпы, с которой я не расставалась. Хорошо помню, как хор нашего Дома пионеров выступал в Большом театре (говорили, в зале сидел сам Сталин ).

Мы с моей подружкой Катей Розовской (дружим с ней до сих пор, страшно подумать, сколько лет!) вместе мечтали о сцене. Планы строили - один безумнее другого. Мечтали убежать из дома и поступить в какой-нибудь провинциальный театр хоть кем-нибудь, а там - какой-то неожиданный случай, дебют, как у Ермоловой , и начнётся театральная жизнь, полная приключений...

В результате я стала артисткой, Катя - театроведом. Теперь у неё уже внук, у меня - только Театр. Только рождённые мною роли. Но это не так уж мало.

Какая я была тогда? Тихая, мечтательная, очень романтичная. В 14 лет чуть не совершила глупость. Прочитав какую-то книгу, решила: лучше умереть молодой, чем жить и постепенно разочаровываться в жизни. Взяла бритву и дважды порезала себе вену, потом опустила руку в тёплый таз в надежде, что тихо, красиво умру. К счастью, вовремя опомнилась. Но в память об этой детской глупости у меня на левой руке в сгибе локтя остались две белые чёрточки.

Пырьев и чулки

В том, что мне, третьекурс-нице театрального училища, выпал такой счастливый лотерейный билет, как картина «Сказание о земле Сибирской», никакой особой моей заслуги нет. Думаю, большую роль сыграла моя тогдашняя внешность. Я была полненькая, розовощёкая. Мою добродушную рожицу заприметили ассистентки Пырьева . Подошли и спросили: «Девочка, хочешь сниматься в кино?» Я так хотела, что мы всей семьёй всю ночь не сомкнули глаз - всё думали-гадали, во что меня одеть перед просмотром. В итоге на «Мосфильм» я явилась в сестрином платье из синего шёлка, перетянутая широким поя-сом, накрашенная и с невообразимо взбитыми кудрями. Пырьев, не сказав ни слова, отправил меня к гримёрам. Меня первым делом расчесали. Взглянула на себя в зеркало и ужаснулась: глазёнки маленькие, как поросёнок упитанная, косички тонкие. Никогда в кино не возьмут! А оказалось, именно это и надо было. Одели в костюм героини - Насти Гусенковой. Снова привели к Ивану Александровичу. Он так пристально на меня посмотрел и скомандовал: «Принесите два простых чулка». Принесли. Пырьев их взял, скатал в два комка. И, ни капли не стесняясь, сунул в моё декольте по чулку в те места, где должна быть пышная грудь. «Ну, теперь всё в порядке! А то не поймёшь ничего». Я стала походить на пышногрудую бабу, которой прикрывают чайники. Такой утвердили сразу. Помню, когда уже шли съёмки, Пырьев частенько напоминал: «Васильевой всё подложили? Тогда можем начинать!»

«Сказание о земле Сибирской», 1947 год. Кадр из фильма

Триумф картины «Сказание о земле Сибирской» в 1948 г. я восприняла как чудо из чудес и была в какой-то степени даже напугана, когда дали за неё Сталинскую премию. Как мне потом рассказали, Иосиф Виссарионович, который всегда смотрел все картины, увидев меня на экране, спросил: «Где нашли вот эту прелесть?» На что ему ответили, что это всего лишь студентка третьего курса, поэтому к премии не представлена. Сталин коротко распорядился: «Она хорошо сыграла, надо ей премию дать». И меня мгновенно включили в списки.

Я даже не знаю, была ли я счастлива. Наверное, была. Хотя всегда считала, что и награда, и огромная слава свалились на мою молодую неопытную голову не совсем заслуженно. Просто попала в хорошие руки режиссёра. Кстати, судя по всему, именно так считал и сам Пырьев. Однажды он мне прямо сказал: «Пора тебе меня отблагодарить». И назначил встречу в гостинице «Москва». Я, ничего не подозревая, пошла. Помню, Иван Александрович сидит на стуле и говорит: «Ну? Будешь меня благодарить?» Я отвечаю: «Огромное вам спасибо!» А он: «Не так благодарят! Иди сюда!» И стал приставать…

С трудом вырвавшись, я побежала к двери и услышала вслед: «Ты больше никогда не будешь сниматься в кино!» «Ну и наплевать», - подумала я. Слово своё - не снимать меня - он сдержал. Но я на Ивана Александровича не в обиде, давно всё простила. Ведь, как ни крути, Пырьев подарил мне не только роль - жизнь. Если бы не встреча с ним, меня бы, возможно, отправили по окончании института куда-нибудь к чёрту на кулички. А так… Меня сразу же пригласили в Театр сатиры на главную роль - Лизочки Синичкиной в спектакле «Лев Гурыч Синичкин». Представляете?!

Актриса Московского Театра Сатиры Вера Васильева в артистической комнате. 1956 год. Фото: РИА Новости / В. Малышев

901-я свадьба

Спектакль «Свадьба с приданым», премьера которого состоялась 12 марта 1950 года, с одной стороны, подарил мне самую большую любовь в моей жизни, с другой - дал мне партнёра по сцене и любящего мужа, с которым мы счастливо прожили 54 года.

Постановщиком был молодой талантливый режиссёр Борис Иванович Равенских . О нашем с ним романе в театре узнали почти сразу, да я и не умела скрывать. Почти семь лет я жила с полной готовностью отдать ему, если надо, свою жизнь. Но он был женат на актрисе Лилии Гриценко .

Главный режиссер московского государственного академического Малого театра народный артист СССР Борис Равенских, 1975 год. Фото: РИА Новости / И. Зотин

Успех «Свадьбы с приданым» был феноменальный! Спектакль прошёл 900 раз, был удостоен Сталинской премии, экранизирован. Володя Ушаков был моим «женихом Максимом» и на сцене, и в кино. Я видела, что его чувства ко мне давно вышли за пределы сцены, экрана, но ничего не могла с собой поделать. Тем временем Бориса Ивановича позвали возглавить Малый театр… И все эти годы я жила верующей затворницей с надеждой, что он освободится наконец и поймёт, нужна ли я ему в жизни. Мучилась страшно, но не смела ни разу напомнить о своей любви. Иногда ночью, часа в два, когда все жильцы нашей коммунальной квартиры крепко спали, раздавался телефонный звонок, и я босиком бежала по коридору. Шёпотом, дрожа от холода, отвечала на насмешливый вопрос: «Не спишь? Ждёшь?» - «Да, жду...» Он чувствовал свою вину, раздражался на меня за то, что я оставалась терпеливой и верной.

Вера Васильева и Владимир Ушаков в фильме «Свадьба с приданым», 1953 год

Последней каплей стала премьера его спектакля в Малом театре 4 декабря 1956 года, на который Борис Иванович мне приходить запретил. Я не пошла. Лежала в своей келье в полной темноте, спать не могла. Как же мне было больно и одиноко в ту ночь... Утром мне позвонил Володя Ушаков и, точно чувствуя, что я на краю гибели, спросил, как спрашивал уже много раз, когда же я соглашусь быть его женой. И тогда я ответила: «Я согласна». Володя тут же счастливый примчался на машине, заваленной цветами… Я утопала в цветах. Потом мы поехали в общежитие Театра сатиры на Малой Бронной, где кроме Володи жили Анатолий Папанов со своей женой Надей Каратаевой , Татьяна Ивановна Пельтцер и другие, и он всем объявил новость о нашей свадьбе. Хотя свадьбы как таковой не было. Помню, Толя Папанов принёс пол-литра, другие вынесли еду на кухню - что у кого было. А в загсе мы расписались лет через семь. Никаких платьев и колец не было - просто зашли, поставили подписи.

Зато все 54 года было абсолютно идеальное существование. Мы ни разу серьёзно не поссорились. И не было ни единого случая, что я глазами, мыслями, прикосновениями совершила что-то такое, за что может быть стыдно. Володя настолько влюблённо, благодарно и нежно относился ко мне, что у меня было ощущение сплошной влюблённости. Это очень важно для актрисы, да и вообще для любой женщины. И у меня за годы семейной жизни чувства к нему шли только по нарастающей. Бывало, отыграю спектакль, бегу как сумасшедшая домой. Я его особенно полюбила в последние годы, когда он болел. Три инфаркта, инсульт, слепота, ходить без помощи не мог. Но он так был благороден, никогда не ныл и не жаловался. Всегда искал повод посмеяться, порадоваться за меня. Я очень о нём тоскую!

Александр Ширвиндт в роли графа Альмавивы и Вера Васильева (справа) в роли графини в спектакле «Женитьба Фигаро». Театр Сатиры, 1977 год Фото: РИА Новости / Виталий Арутюнов

Сходила «на сторону»

Я бы не сказала, что с кем-то в театре у меня были близкие отношения. Но очень хорошие - со многими. Толя Папанов относился ко мне очень нежно, как-то особенно произносил моё имя: «Ве-е-рочка!» Как с котёнком иногда говорил: «Милый мой, маленький!» Я считала его потрясающим артистом. А вот с Андрюшей Мироновым мы, пожалуй, общались по-ближе. Он хорошо очень относился к моему мужу, и Володя его обожал. В театре они гримировались в одной комнате. Андрюша с ним всегда откровенничал, даже рассказывал о своих романах. Через него мы подружились с его родителями - Марией Владимировной Мироновой и Александром Семёновичем Менакером . Их смерть, как и потом столь ранний уход Андрея, стали для нас безумной трагедией. Мой муж просто в голос плакал…

Мне очень дороги мои удачные роли в Театре сатиры - графиня Альмавива, Ольга в «Свадьбе с приданым», Анна Андреевна в «Ревизоре», воительница в пьесе Лескова. Но было время, когда в родном театре я долго ничего интересного не играла, очень страдала от этого. И единственный раз в жизни рискнула попросить роль. Тогда после конфликта из нашего театра ушла Таня Васильева , репетировавшая Раневскую в «Вишнёвом саде». Я пришла к Валентину Плучеку и сказала, что мечтаю об этой роли. Он посмотрел как на идиотку: «Ну что ты, Вера! Оля Аросева хочет играть, Нина Архипова … Я лучше молодую возьму!» Я тогда очень сильно переживала: наверное, как акт-риса не нравлюсь ему, он считает, что у меня нет породы, темперамента или греха, который так необходим для Раневской... Спустя годы, когда он тяжело заболел и уже не работал, я приехала его навестить, а Валентин Николаевич вдруг сказал: «Вера, я очень перед тобой виноват и этим сильно мучаюсь. Прости!»

Вера Васильева в музыкальной телепередаче «Бенефис», 1978 год. Фото: РИА Новости / Рыбаков

А Раневскую я всё-таки сыграла, хоть и «на стороне» - в Тверском академическом театре драмы. Затем с радостью и наслаждением ездила в Орёл играть Кручинину в «Без вины виноватые», играла в спектаклях «Блажь» - в Новом драматическом в Москве и «Странная миссис Сэвидж» - в Театре кукол Образцова. Эти работы меня спасли, поскольку сбылось то, о чём я мечтала с юности, ради чего пришла в профессию. Иначе просто бы считала, что мне не хватило таланта, не хватило судьбы.

В 2015 году, перед своим (страшно сказать!) 90-летием, я и вовсе получила сказочный подарок - роль Ирмы Гарленд в спектакле «Роковое влечение». Сыграла пожилую актрису, которая не желает мириться со своим возрастом. Можно сказать, что это в какой-то степени про меня - ведь и я сама почти не ощущаю своего возраста.

А какие мои секреты? В том-то и дело, что никаких. Зарядку никогда не делала - терпеть этого не могу. С детства абсолютно неспортивная. Диет у меня никаких нет. Но не позволяю себе поправляться - держусь в одном весе всю жизнь. Тем не менее я ем всё. После спектакля, а это практически на ночь, люблю побаловать себя чем-нибудь вкусненьким. Не выхожу на улицу, если не подкрашу глаза и губы. Слежу за осанкой, именно осанка выдаёт возраст. Возможно, вы удивитесь, я и про лекарства ничегошеньки не знаю. И слава богу! Думаю, самое главное, что меня держит в форме, - это театр, мои роли, любовь зрителей. До сих пор на улице узнают. Иногда иду - и вдруг: «Ой, здравствуйте! Вы Вера Васильева?» - «Да». - «Будьте здоровы! Счастья вам!» Это очень приятно. У меня в общем-то всё сложилось: профессия, о которой мечтала, у меня был замечательный любящий муж, а в конце жизни появилась крёстная дочь Дашенька, которая обо мне так трогательно заботится, что не каждая родная дочь о своей матери так будет. Мне 90 лет, и я счастлива абсолютно. О чём я мечтаю? Во-первых, чтобы я очень много видела интересного. Но больше всего всё-таки я мечтаю о хорошей роли. И у меня на примете уже есть кое-что любопытное. О любви!

Вера Васильева – любимая актриса миллионов российских и советских телезрителей, родилась 30.09.1925 года, коренная москвичка.

Детство

Из Москвы родом была мать Веры, а вот ее отец – настоящий русский деревенский мужик поселка Сухой Ручей, что в Калининской области. В начале тридцатых годов в городах начался голод, и семья, в которой Верочка была уже четвертым ребенком приняла решение перебраться поближе к земле, где проще было прокормиться.

В молодости

Отец и маленькая Вера чувствовали себя там прекрасно – великолепная природа, чистый воздух, простая и здоровая пища. Но вот мать слишком тяготилась таким бытом. Она, как могла, старалась привести в порядок и обустроить их скромное жилище. Но через несколько лет родители все же вернулись в столицу, где оба устроились на завод.

Вера пошла в московскую школу. И, хотя ей поначалу многое было непривычным, вскоре обзавелась новыми друзьями. Незадолго до войны в семье родился единственный мальчик, который сразу стал всеобщим любимцем. Поскольку нянек в семье хватало, у Веры оставалось много времени, чтобы читать и мечтать о том, как однажды она выйдет на большую сцену.

Театральным искусством девочка увлеклась еще в школе, когда впервые приняла участие в небольшой детской постановке. Но после того, как она попала в настоящий театр с подругой своей матери, она просто заболела сценой и решила после школы непременно поступать в театральное. Но в планы вмешалась война.

К счастью, Москву удалось отбить. Отец не попал на фронт по состоянию здоровья, но пошел работать водителем и сутками не бывал дома. Вера не уехала с матерью в эвакуацию, а осталась в столице с ним. Днем продолжала ходить в школу, а по ночам дежурила на крыше, как многие другие подростки, и тушила песком зажигательные бомбы.

Карьера

Но все плохое когда-то заканчивается. К 1943 году жизнь в Москве начала постепенно налаживаться. Вера закончила школу и подала документы в эстрадно-цирковое училище. Но тут ее ожидало первое разочарование.

С легкостью сдав экзамены на актерское мастерство, она провалилась на физподготовке. Мало того, что рост ее был всего 163 см, так еще и физкультуру она в детские годы не слишком жаловала.

Тогда она пошла попытать счастья в театральное, и была принята с первой же попытки. Уже в 1945 она дебютировала на большом экране в комедии «Близнецы», а три годы спустя сыграла и свою дебютную главную роль в «Сказаниях о Земле Сибирской», за которую получила Сталинскую премию, став новой звездой советского кинематографа.

В том же 1948 Вера закончила училище и была принята в труппу Театра Сатиры. Ей безумно нравилась даже сама атмосфера, которая там царила – легкая, непринужденная, с безобидными подшучиваниями друг над другом. Молодая артистка быстро влилась в коллектив и через пару лет стала одной из ведущих актрис.

Там она получила свою вторую Сталинскую премию за спектакль «Свадьба с приданым». Но зрители больше запомнили ее в роли очаровательной и нежной графини Альмавивы из «Женитьбы Фигаро». Как приглашенная актриса, Вера Васильева нередко появлялась и на сценах других ведущих столичных театров. И каждая ее новая роль была настоящим праздником для зрителей.

Ее фильмография также очень богата, она насчитывает около полусотни больших и малых ролей. Но с театральной карьерой ей не сравниться – на счету Васильевой более сотни отыгранных спектаклей и экранизированных постановок.

Причем на сцену она выходила до глубокой старости. В 2016 году она появилась в роли бабушки Лары в постановке «Праздник непослушания. А в 2015 работала над озвучиванием полнометражного российского мультфильма.

Личная жизнь

Всю свою жизнь Вера Васильева провела рядом с единственным мужчиной – актером Владимиром Ушаковым, с которым познакомилась, еще будучи студенткой. Вера тогда считала, что замуж ей еще рано, и долгих три года Владимир ее уговаривал стать его женой. Наконец, состоялась скромная студенческая свадьба, после которой они поселились в крохотной комнатушке общежития.

Оказалось, что Вера совершенно не приспособлена к ведению быта и домашнего хозяйства. Будучи с детства утонченной и возвышенной, она даже готовить толком не научилась. Тогда муж просто принял решение нанять помощницу. С тех пор все вопросы быта он решал единолично, позволяя любимой полностью погрузиться в творчество.

Каждый день супруг доказывал свою любовь к Вере, и она отвечала ему взаимностью и очень ценила такую заботу. На золотую свадьбу она наконец-то надела подвенечное платье и пара обменялась золотыми кольцами. К сожалению, Бог не дал им детей. Поэтому, после смерти мужа, у которого было больное сердце, Вера Васильева осталась совершенно одна.

С Владимиром Ушаковым

Она до сих пор очень тяжело переживает эту утрату, понимая, что другого такого мужчины на свете не существует. Боль она старается заглушить работой. А в свободное время погружается в воспоминания, которые ложатся на бумагу, превращаясь в мемуары.

В свои 90 лет она прекрасно выглядит, старается путешествовать и вести активный образ жизни. Ей удалось сохранить великолепную фигуру, хотя она признается, что не прочь побаловаться вкусненьким. Когда ее спрашивают, в чем секрет ее молодости, отвечает, что надо много работать и радоваться каждому дню.

Вера Васильева – советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка СССР, любимица зрителей и символ вдохновения на театральной сцене для многих начинающих актрис.

Вера Кузьминична Васильева родилась в Калининской области 30 сентября 1925 года. Родители будущей актрисы – обычные люди с разными характерами и представлениями о жизни. Отец Веры Васильевны был тихим и покладистым человеком, не требовал многого. Мать знаменитой советской актрисы, наоборот, тяготилась деревенским бытом, старалась его усовершенствовать.

Вскоре Васильевы переехали в Москву и поселились в коммунальной квартире. Вера росла в многодетной семье, у нее было три старших сестры, а перед войной родился младший брат. Родители работали на заводе посменно, старшие сестры занимались своими делами, а девочка много читала и мечтала.

Однажды подруга матери взяла Веру в Большой театр, где показывали «Царскую невесту». С тех пор девочка «заболела» сценой, жадно впитывала информацию о театральной жизни.

Война разбросала семью по Советскому Союзу. Вера осталась в Москве с отцом. Мужчина работал шофером, а его дочь дежурила на крыше многоэтажки, наравне со взрослыми таскала ящики с песком, чтобы гасить зажигательные бомбы.


После школы Васильева хотела поступить в цирковое училище, но провалилась на экзамене по физподготовке. Девушка не расстроилась. В 1943 году молодая абитуриентка поступила в театральное училище.

Фильмы

Дебют Веры в кино состоялся еще когда девушка училась в театральном. В 1945 году она снялась в эпизоде в комедии «Близнецы». Так началась творческая биография советской актрисы.


Через два года кинорежиссер пригласил Васильеву на главную роль в фильме «Сказание о земле Сибирской». На съемочной площадке Вера вела себя скромно, держалась подальше от знаменитых актеров. Картина была успешной – за роль Насти Гусенковой артистка получила Сталинскую премию.

После такого кинодебюта Вера Васильева проснулась знаменитой. За свою жизнь актриса сыграла более 50 ролей в кино, но большинство из них остались малозаметными.

Театр

В 1948 году выпускница театрального училища пришла работать в столичный Театр сатиры. Вера дебютировала в главной роли в постановке «Лев Гурыч Синичкин». Уже через два года актриса стала примой.

В начале 50-х годов Вера Васильева сыграла Ольгу в «Свадьбе с приданым». Режиссер предрекал этому спектаклю успех, прогноз был верным – пьесу играли 900 раз. Васильева получила за эту роль вторую Сталинскую премию.


Вера Васильева в спектакле "Пиковая дама"

В творческой биографии артистки много характерных ролей. Васильева играла Анну Андреевну в «Ревизоре», Домну Платоновну в «Воительнице», Анну Павловну в «Доходном месте» – всего больше 60 ролей.

Иногда Веру приглашали в постановки других театров. Талант актрисы подтверждают многочисленные награды и премии. 25 сентября 2010 года Васильева получила орден «За заслуги перед Отечеством» 3 степени.

Личная жизнь

С актером , своим будущим супругом, Вера Кузьминична познакомилась в театре. Три года мужчина добивался внимания женщины, пока та, наконец, не согласилась выйти за него замуж.

Свадьбу отпраздновали скромно: без пышных нарядов, застолий и колец, в общежитии. Актриса вспоминает, что впервые надела свадебное платье и обручальное кольцо только на золотой свадьбе.


Пара счастливо прожила в браке 56 лет. Супруги старались не расставаться – отдыхать ездили вместе, на гастролях тоже пытались держаться друг друга. Мужчина красиво ухаживал и всегда доказывал жене свою любовь. Сразу после свадьбы Владимир Ушаков нанял помощницу по хозяйству, хотя жили молодожены в 6-метровой комнате общежития. Васильева не умела готовить и вести быт, а Ушаков не хотел обременять любимую этими проблемами. И в дальнейшем всеми бытовыми вопросами, вплоть до выбора и покупки мебели, занимался глава семьи. Детей у пары не было.

Однажды сама Вера Васильева так сказала о своей супружеской жизни: «Я благодарна мужу за снисходительность к моей бытовой несостоятельности. Я ведь почти ничего не умею готовить. Для меня принять гостей означает кого-то просить это сделать. Я совсем не уютное, не семейное и не домашнее создание».

Больное сердце Ушакова все чаще давало о себе знать - два инфаркта, установка кардиостимулятора, в последние годы жизни актер почти не видел. Но Владимир и Вера были счастливы, несмотря ни на что.


В июле 2011 года актерская чета отдыхала в санатории на Клязьме. Внезапно у Владимира Ушакова схватило сердце, мужчина начал задыхаться. Васильева вызвала "скорую помощь". Через час врач больницы сообщил, что ее супруга не стало. Это случилось 17 июля 2011 года.

Актриса тяжело переживала смерть мужа. Сегодня женщина с любовью и теплотой вспоминает годы, которые прожила с Владимиром, говорит, что таких мужчин, как ее супруг, больше не встретит.

Вера Васильева сейчас

30 сентября 2016 года Веру Васильеву посетила съемочная группа «Первого канала». В свой день рождения актриса рассказала, что счастлива, чувствует, что полностью самореализовалась в профессии. Последний фильм с участием Васильевой – «Праздник непослушания».

Актриса рассказала, что в 91 год успевает играть на театральной сцене в спектаклях «Орнифль» и «Таланты и поклонники». По словам Васильевой, на свой она получила и вовсе сказочный подарок - роль Ирмы Гарленд в спектакле «Роковое влечение».

В интервью актриса отметила, что после спектаклей совсем не устает, потому что у нее «работает душа», а труд на сцене позволяет получить «чувства, которые живут», дают ощущение молодости.

Легенда театра и кино считает, что любовь – большое счастье в жизни, которое терять не стоит, поскольку остальные душевные ценности в разы уступают этой силе человеческого сознания. Вера Кузьминична посоветовала телезрителям жить по-настоящему: ходить в театр, путешествовать, любить людей, литературу и музыку, проявлять интерес к жизни.


Поклонники до сих пор удивляются стойкости кумира, ведь в таком возрасте выглядеть прекрасно удается не каждой женщине. Сама актриса утверждает, что после каждого спектакля, а это практически на ночь, любит побаловать себя чем-нибудь вкусненьким. Кроме того, она не выходит на улицу, если не подкрасит глаза и губы, следит за осанкой, а о лекарствах и вовсе ничего не знает.

Актриса намерена продолжить выступать в театральных постановках и спектаклях. Поклонники артистки уверены, что на сцене своего родного Театра сатиры Вера Васильева вновь и вновь будет радовать зрителей, удивлять и восхищать блестящей игрой.

«Нужно быть достойным того счастья, о котором мечтаешь, но для этого надо трудиться сердцем и умом», – советует легендарная актриса.

Фильмография

  • 1953 – Чук и Гек
  • 1953 – Свадьба с приданым
  • 1965 – Погоня
  • 1972 –– 1975 – Следствие ведут ЗнаТоКи. Несчастный случай
  • 1974 – Звезда экрана
  • 1975 – Это мы не проходили
  • 1975 – Следствие ведут ЗнаТоКи. Ответный удар
  • 1981 – Карнавал
  • 1997 – Вино из одуванчиков
  • 2007 – Сваха
  • 2012 – Верю
  • 2000 – Салон красоты
  • 2002 – Маска и души
  • 2001 – Времена не выбирают
  • 2016 – Праздник непослушания
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png