Мария Андреевна Попова (23 мая 1923 года - 24 апреля 1972 года) - старшая крановщица Калининградского морского торгового порта Министерства морского флота СССР; Герой Социалистического Труда (1960).
Биография
Родилась 23 мая 1923 года в деревне Михайловская ныне Ровдинского сельского поселения Шенкурского района Архангельской области.
- В 1941 году окончила среднюю школу;
- Работала контролёром на заводе в Архангельске;
- В 1942-1945 годах - крановщица Молотовского морского торгового порта (МТП) в городе Молотовск (ныне – Северодвинск) Архангельской области.
- Декабрь 1945 года - с первой группой архангельских портовиков приехала в город Кёнигсберг (с 4 июля 1946 года – Калининград), где поступила на работу крановщицей морского торгового порта.
- Несколько позднее стала старшей крановщицей Калининградского МТП.
- Ей, как опытному работнику, было доверено управлять краном при разгрузке первого судна, пришедшего в порт.
- В 1951 году вступила в ВКП(б)/КПСС.
Мария Андреевна участвовала в восстановлении города и портовых сооружений, проявляя при этом инициативность и высокий профессионализм. Она выполняла ответственные погрузочно-разгрузочные работы, в том числе - обслуживание судов антарктических экспедиций. В Калининградском МТП Мария Попова возглавила движение за внедрение комплексного метода скоростной переработки грузов. Также, она была инициатором распространения новых форм работы во всех портах отрасли; стабильно перевыполняла сменные нормы выработки при перегрузке грузов всех видов. Мария Андреевна была наставником молодежи, передавая ей свой производственный опыт и знания.
Указом Верховного Совета СССР от 7 марта 1960 года в ознаменование 50-летия Международного женского дня, за выдающиеся достижения в труде и особо плодотворную общественную деятельность Поповой Марии Андреевне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Общественная деятельность
Мария Андреевна активно участвовала в общественной работе:
- 1956 - Делегат XX съезда КПСС.
- 1963-1967 - Депутат Верховного Совета РСФСР 6-го созыва.
- Избиралась членом Калининградского обкома КПСС.
Награды
в ознаменование 50-летия Международного женского дня, за выдающиеся достижения в труде и особо плодотворную общественную деятельность
были присвоены звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот»:
- Поповой Марии Андреевне
- Поповой Марии Георгиевне.
Санитарка Мария Попова и ее кинодвойник – Анка-пулеметчица.
У многих знаменитых кинообразов есть реальные прототипы. Несмотря на то, что в легендарной Чапаевской дивизии не было никакой Анки-пулеметчицы, этот персонаж нельзя назвать полностью вымышленным. Жизнь этому образу дала санитарка Мария Попова, которой однажды в бою действительно пришлось стрелять из пулемета вместо раненого солдата.
Именно эта женщина и стала прототипом для Анки из фильма «Чапаев», включенного в сотню лучших фильмов мира. Ее судьба заслуживает не меньшего внимания, чем подвиги киногероини.
Мария Попова
В 1934 г. режиссеры Георгий и Сергей Васильевы получили задание партии снять фильм о победах Красной армии. В первом варианте Анки не было. Сталин остался недоволен просмотром и порекомендовал добавить романтическую линию и женский образ, который являлся бы воплощением судьбы русской женщины во время Гражданской войны. Режиссеры случайно увидели публикацию о санитарке Марии Поповой, которую раненый пулеметчик под страхом смерти заставил стрелять из «Максима». Так появилась Анка-пулеметчица.
Историю ее любви с Петькой тоже придумали – на самом деле романа между помощником Чапаева Петром Исаевым и Марией Поповой не было. За первые два года после выхода фильма Сталин посмотрел его 38 раз. Не меньший успех «Чапаев» имел и у зрителей – у кинотеатров выстраивались огромные очереди.
Мария Андреевна Попова с дочерью
Мария Попова с мужем
В составе 25-й стрелковой дивизии Чапаева воевала не только Мария Попова – там было достаточно женщин. Но история санитарки впечатлила киношников больше всего. В этой же дивизии находилась и жена красного комиссара и писателя Фурманова Анна, в честь которой и получила имя главная героиня фильма. Кстати, в повести Фурманова, по которой снят фильм, такого персонажа не было.
Варвара Мясникова в роли Анки-пулеметчицы
Варвара Мясникова в фильме *Чапаев*
Мария Попова родилась в крестьянской семье в 1896 г. Отца она потеряла в 4 года, мать – в 8 лет. С этого возраста ей пришлось батрачить на зажиточных односельчан, в том числе на кулаков Новиковых, из-за чего впоследствии ее обвинили в том, что она – не та, за кого себя выдает.
В 1959 г. на Марию Попову бойцы той же чапаевской дивизии написали донос о том, что она – якобы дочь кулака Новикова, воевала на стороне белогвардейцев, а когда в Гражданской войне наметился перевес красных, перешла на их сторону. Все это оказалось неправдой, но стоило ей здоровья
Кадр из фильма *Чапаев*, 1934
На самом деле Мария Попова в 16 лет вышла замуж за бедного односельчанина, но вскоре ее муж скончался. В 1917 г. она вступила в Красную Гвардию и участвовала в боях за Самару. В 1918 г. стала членом партии, в том же году попала в состав Чапаевской дивизии. Она была не только санитаркой – служила в кавалерийской разведке, выполняла обязанности военврача. С этим связан один курьезный случай, рассказанный самой Марией Поповой. Однажды из разгромленной аптеки она привезла в дивизию два мешка соды – больше там ничего не было. Нарезала полоски бумаги, рассыпала в них порошок и подписала «от головы», «от живота» и т.д. Некоторые бойцы утверждали, что им помогало.
Анна Никитична Фурманова-Стешенко
Когда в Москве скончалась 82-летняя Зинаида Попова, которая считала себя дочерью немецкого фюрера Адольфа Гитлера, в СМИ впомнили и заговорили о ее матери.
Об этом сообщают многие российкие издания, копируя новость без дополнительной проверки. Некрополе даже не располагает данными, которое издание является первоисточником этой информации.
На сколько известно - мать Зинаиды - Мария Попова - была санитаркой Чапаевской дивизии, потом училась в МГУ, парралельно получив соответсвующую подготовку, стала разведчицей и была направлена в советское торгпредство в Берлине, а потом постепенно внедрена в среду национал-социалистов Германии, которые в 30-х гг. были ближайщими союзниками СССР. Она была вхожа в среду партийных лидеров, в то время базирующихся в Баварии, в Мюнхене. Выполняя поставленные перед ней задания - крутила романы с лидерами нацистов.
Большую часть времени она проводила в Мюнхене, где и встретилась с Гитлером, который только-только начинал развивать свои идеии, и его ближайщими единомышленниками. Она вмсте с ними отдыхала, гуляла, ходила в пивнушки, где собирались нацисты, и со временем очаровала фюрера, который, как известно, имел многих любовниц. Русская женщина, свободно говорившая по-немецки, не оставила равнодушными и близких соратников Гитлера - Гиммлера, Геббельса и Геринга.
Через какое-то время выяснилось, что Мария беременна, а когда Гитлер пришел к власти, советские власти поняли, что оставаться в Германии небезопасно, и в 36-м году вместе с маленькой Зиной вернулась в СССР.
На родине они с дочкой едва не попали под каток репрессий, но ее спас лично Сталин, который создал вокруг женщины своеобразный культ «Анки-пулеметчицы».
Как пишет в своей книге "Мой неизвестный Чапаев" Евгения Чапаева
, правнучка комдива, "однажды во время боя санитарка чапаевской дивизии Мария Попова
подползла к старому раненому пулеметчику и предложила оттащить его в лазарет. На что тот категорически отказался, более того, он приказал девушке стрелять вместо него по врагу. Мария в ужасе отпрянула, замахала руками и стала отнекиваться, мол, не умею стрелять из пулемета, да и боюсь. Тогда пулемётчик вынул наган, взвел курок и сказал: «Не ляжешь к пулемету, не станешь стрелять - тебя саму как собаку пристрелю».
Делать было нечего. Попова
легла, нажала на гашетки «Максима», закрыла от страха глаза и даже отвернулась. А пулеметчик здоровой рукой управлял стволом пулемета…"
Так и появилась в фильме "Чапаев" Анка–пулемётчица. То, что её назвали Анкой, тоже вовсе не случайно. Консультантом фильма была Анна Фурманова - жена Дмитрия Фурманова , комиссара дивизии и автора романа "Чапаев", прославившего начдива. Она и настояла, чтобы пулемётчицу назвали её именем. Кстати, из дневников Фурманова , которые при советской власти не публиковались, следует, что истинной причиной его отъезда была ревность - Чапаев усердно ухаживал за его женой. Если верить дневникам, то Анна Фурманова ему во взаимности отказывала.
Из простой санитарки она превратилась в советскую разведчицу. Вот выдержка из характеристики на сотрудницу Разведуправления штаба РККА Попову Марию Андреевну
:
"В 1931–1934 годах работала в советском Торгпредстве в Берлине референтом и председателем объединенного комитета профсоюзов Совколонии. Толковая, достаточно теоретически подготовленная корпорантка. Общественница".
Позже работала в Стокгольме. Далее показания расходятся. Евгения Чапаева пишет, что "В Москву она вернулась в конце сорокового. И тут же была репрессирована. Моя бабушка, Клавдия Васильевна Чапаева , кинулась ей на помощь, и вскоре репрессии прекратились."
В статье на РИА говорится, что вернулась она не в 1940–м, а в 1937–м, и репрессирована не была.
Во время Великой Отечественной Попова в составе лекционной группы ездила по фронтам – поднимала боевой дух в войсках. После просмотра фильма "Чапаев" она чаще всего рассказывала солдатам об истории создания песни "Гулял по Уралу Чапаев–герой", которую сочинила ее после гибели комдива.
А в 1959 году несколько старых чапаевцев написали в Комитет партийного контроля при ЦК КПСС письмо, в котором сообщали, что Мария Попова на самом деле Новикова , дочь кулаков из села Вязовый Гай. Что воевала она на стороне белых, ее, якобы видели среди белогвардейцев. Но чем закончилась эта история, читайте всё в той же статье на РИА Новости.