Национальный костюм в День Флага Абхазии 24.07.2014

Реп.: А. Ардзинба, Р. Камкия

Корр.: Одной из самых красивых традиций, связанных с днем Флага, является облачение всех, от мала до велика, в абхазские национальные костюмы. Национальная одежда подчеркивает творчество народа, его эстетические представления и искусство. Длинные рукава, глубокий ворот, туго перехваченный поясом стан - таков в идеале абхазский костюм, представляющий собой национальную гордость. Формирование основных элементов народного костюма восходят к глубокой древности, однако и сегодня в одежде уже современных юношей и девушек сохранились элементы традиционного костюма, которые часто можно встретить и в повседневной жизни. Что уж говорить о праздниках, которые стали настоящим дефиле, демонстрирующим публике все великолепие и разнообразие национальной абхазской одежды.

Лайф

Корр.: Вдень Государственного флага, кажется, будто машина времени перебрасывает нас на несколько веков назад. По набережной неспешно прогуливаются мужчины в черкесках и башлыках, местные красавицы щеголяют в нарядных платьях в пол. К этому дню жители города готовятся с особой тщательностью, заранее заказывали и шили себе наряды. В этом году стали пользоваться большим спросом услуги проката традиционной одежды. На празднике представлены самые разнообразные костюмы, здесь и наряды княжеских особ с характерными длинными рукавами, крестьянские одеяния, повседневная и праздничная старинная одежда из атласа, парчи, тафты, бархата Важный элемент в костюмах ручная вышивка, аппликация, серебряные пояса. В общем, вся гамма красок и цветов.

СНХ: 1. Валерия Джинджолия

2. Виталий Бганба

Корр.: Молодые абхазские дизайнеры считают, что традиционная одежда в Абхазии переживает новое рождение. Наблюдается большой спрос на приобретение национальных костюмов среди жителей республики, особенно у молодежи. У каждой модницы страны в гардеробе обязательно имеется национальное платье - апсуа цкы, являющаяся лучшим украшением многочисленных празднеств. В последнее время популярными становится и стилизованное под старину одежда. Работы у мастеров, занимающихся пошивом национальной одежды, постоянно увеличивается.

СНХ: Мадонна Аргун, дизайнер

Корр.: Для каждого народа традиционная одежда имеет особое значение, это неотъемлемая частьего культуры, которая связывает народ со своей историей.Любовь жителей Абхазии к своей национальной одежде демонстрирует желание абхазов сохранить свою самобытность, древние традиции и культуру. Народные гуляния в праздник Дня Государственного флага являются еще одним тому подтверждением.

Народная одежда абхазов как нельзя лучше характеризует творчество народа, его искусство и эстетические предпочтения. Глухой ворот, длинные рукава, туго перехваченный поясом стан - таков в идеале костюм абхазов последних полутора столетий, представляющий собой предмет национальной гордости.
Формирование основных компонентов одежды абхазов восходит к глубокой древности. Вплоть до настоящего времени сохранились такие элементы одежды, как войлочная плащ-бурка, туникообразная рубаха, ноговицы. По составу и форме абхазский народный костюм был похож на одежду генетически родственных абхазам народов: черкесов, адыгейцев, кабардинцев.
Сырьем для изготовления одежды служили лен, шерсть, шелк и хлопок. Материал для одежды, обуви и головных уборов - шкуры животных, войлок, домотканое сукно, льняное полотно, а в более позднее время - привозные фабричные ткани.
Искусство ткачества восходит к древнейшему периоду. Подготовка, обработка, выделка сырья для тканых изделий, предметов домашнего обихода и одежды были делом рук самой абхазки. Абхазская женщина славилась не только как искусная рукодельница, пряха, кружевница и ткачиха, она обладала также мастерством обработки и выделки шкур для сафьяна. Абхазка «обшивала буквально с ног до головы всю семью» и могла на глаз, без мерки отлично подогнать по талии черкеску или бешмет.

Мужская одежда
Традиционными элементами мужской одежды в середине XIX-начале XX вв. были рубаха и штаны из тонкого льняного полотна домашней выделки. В конце XIX века начали носить укороченные, до колена, рубахи с накладными карманами на груди. Поверх штанов надевали суконные либо сафьяновые ноговицы, плотно охватывавшие икры ног. С 1920-1930 гг. начали носить штаны типа полугалифе, слегка расширенные в боках.
Верхней одеждой начала XX века была черкеска. Черкеска дворян отличалась от крестьянской богатством украшений, качеством материала и длиной. Характерная особенность черкески - нашивные карманы с мелкими отделениями для трубочек (газырницы), в которых сохранялись заряды пороха. В качестве праздничного костюма черкеску носили как в сельской местности, так и среди горожан вплоть до 1990-х годов.
Важным элементом мужской одежды был бешмет. Кроем он был схож с короткой черкеской: плотно прилегал к стану до талии и затягивался на плетеные пуговицы. Бешмет совмещал в себе функцию нательной и верхней одежды.
В зимний период верхняя одежда дополнялась буркой - войлочным плащом. Различали два вида абхазской бурки - короткая бурка колоколообразной формы длиной выше колена и трапециеобразная бурка с узкими прямыми неширокими плечами, расклешенная в полах. Бурка была приспособлена для наездничества, являясь непременным походным снаряжением горца-кавказца.
Пояс, изготовленный из коровьей кожи, - неотъемлемая часть мужского костюма. Им подпоясывали как распашную, так и глухую одежду. Пояса надевали поверх черкески, бешмета либо рубахи. Различались праздничные и бытовые пояса. Традиционная мужская одежда абхазов не мыслилась без соответствующего снаряжения холодным либо огнестрельным оружием. Это были кинжал в ножнах, пистолет в кобуре за поясом, сабля либо нож.

Женская одежда
Абхазская женская одежда конца XIX - начала XX вв. характеризовалась разнообразием украшений и используемого материала. Различалась будничная, праздничная и ритуальная одежда. Одежда также дифференцировалась в соответствии с возрастом и семейным положением женщины. Женский костюм представлял собой переплетение древних и поздних видов одежды. Материалом для традиционного костюма служили изделия домашнего производства из шерсти, льна, позже - хлопка и шелка.
Составляющими компонентами женского костюма были рубахи, платья, кафтанчики, безрукавки и длинные штаны. Женщины носили головные уборы - разной формы косынки, шали, шапочки и обувь - сафьяновые чувяки, сапожки, позже - туфли на каблучках.
Многофункциональным элементом одежды была рубаха. Будучи нательной, она являлась и верхней одеждой, так как в ней допустимо было выйти за пределы дома и усадьбы. Возможные цвета - красный, белый, оранжевый, также использовались ткани в полоску либо мелкий цветочек. Рубаха-платье шилось с высоким стоячим воротником, небольшим прямым разрезом ворота, скрепленным пуговицей, и прямыми рукавами, собранными у запястья в сборку.
В конце XIX - начале XX вв. абхазки носили штаны двух типов. Первый тип - традиционного покроя штаны, схожие с мужскими. Второй тип - шаровары, сшитые из двух цельных кусков ткани. Цвет шаровар был символичен: белые надевала девушка, красные - женщина, синие - вдова. К середине XX века штаны укоротились до колен, их заправляли в чулки.
Самыми различными типами были представлены платья абхазок. Еще один вид традиционной женской одежды - кафтанчик из домотканого сукна или бархата с различными видами кроя. В качестве верхней одежды абхазки надевали безрукавку с небольшим овальным вырезом на груди.

Обувь
В XIX - XX вв. повсеместное распространение в быту абхазской деревни имела кожаная обувь на мягкой либо твердой подошве. Выделка и шитье обуви из сыромяти была обязанностью мужчин, а выделка и шитье из сафьяна - женщин.
Среди абхазских крестьян имели повсеместное распространение постолы. Это была домашняя обувь, а также ее носили пастухи и охотники. Постолы как женская обувь уже со второй половины XIX века стала вытесняться сафьяновой обувью, а также туфлями кустарного производства.
Выходной обувью и мужчин, и женщин служили чувяки из сафьяна. В 1920 - 1930-х годах широкое распространение в абхазской деревне получила кожаная обувь на твердой подошве. Достоянием зажиточных слоев населения были мужские и женские сафьяновые сапожки. Ноговицы - специфический элемент мужского костюма - надевались поверх узких штанов, плотно охватывая икры ног.
Наряду с постолами, чувяками, сапожками женщины носили обувь на деревянной подошве. В начале XX века женской домашней обувью была вязанная крючком обувь с глубоким выемом впереди. Уже в середине XX века традиционная обувь уже полностью исчезла из быта, ее заменила обувь кустарного и фабричного пошива.

Головные уборы
Головные уборы - наиболее консервативная часть одежды абхазов. Материалом для их изготовления служили шкуры домашних животных, войлок и сукно. Во всех типах традиционных головных уборов неизменной остается островерхая форма, которая была характерна для абхазов и адыгейцев. Традиционным и исконным является башлык - головной убор с капюшоном и длинными концами, украшенный плетеной тесьмой, тонкой полоской кожи либо галуном. В 1920-х годах появились овальные войлочные шапки с небольшими полями и плетеные шапки из соломы и полой травы.
Одинарный треугольный большой платок был у абхазок основным видом головного убора. Другим видом до начала XX века был шарф, который накидывался на голову либо завязывался на затылке. Также абхазки носили различных форм домотканые платки из шелка, шерсти или хлопка. Уже в 1920-х годах девушки надевали шапки-береты. В настоящее время лишь в среде старшего поколения продолжают сохраняться различные виды платков и косынок.

Украшения
Украшения одежды абхазов были обусловлены многовековыми традициями, сложившимися на протяжении истории народа. Украшения выступали в едином ансамбле с особенностями материала, покроя и гаммы цветов костюма. Абхазы отдавали предпочтение съемным украшениям из серебра, бронзы, золота, кости, рога, дерева. Одним из основных украшений женского костюма были разных форм застежки из серебра или бронзы. Среди зажиточных слоев были распространены женские пояса разных видов.

Сегодня, в эпоху глобализации, когда происходит постепенное стирание границ, вопрос сохранения национальной культуры становится все более актуальным. Одежда - это неотъемлемая часть культуры народа. Для каждого народа традиционная одежда имеет особое значение. Она связывает народ с прошлым его предков, является частью духовной и материальной культуры. Сегодня наблюдается большой интерес к традиционной абхазской одежде, особенно, среди молодежи, родители покупают национальные костюмы даже маленьким ребятишкам. В последнее время не редки случаи, когда молодожены на свадьбах вместо современных свадебных нарядов одевают национальные костюмы. Вот уже два года подряд празднование Дня Флага - 23 июля - становится еще и торжественным шествием в национальных костюмах. Ученики выпускных классов приобретают эти костюмы на выпускные вечера. Необходимо отметить, что спросом пользуются не только традиционные костюмы, но и стилизованная повседневная одежда. Спрос рождает предложение и наоборот. Выбор мастеров, занимающихся пошивом национальной одежды также увеличивается.

Среди женщин особым спросом пользуются платья, сорочки. Если платье повседневное, то его, как правило, шьют из сукна, летом - льна. Если праздничное, то используют, к примеру, бархат. Важно понимать, чем больше ручной работы - тем выше цена костюма. К примеру, пуговицы плетут сами мастера, узоры может нашить мастер или использовать готовые аппликации.

Член Союза художников Абхазии и Союза дизайнеров России, директор Центрального выставочного зала СХ РА, художественный руководитель студии по созданию национальной одежды Эльвира Арсалия считает, что ручная работа делает костюм убедительней. «Люди, приобретшие национальный костюм, часто потом обращаются к нам в студию за разными дополнениями к нему. Нам заказывают также свадебные костюмы, костюмы для детей. В студии никогда не создают два одинаковых платья. При создании костюмов используют бархат, тафту, домотканые материалы, натуральные ткани», - рассказала Эльвира Арсалия корр. АПСНЫПРЕСС. При этом она отметила, «должна быть грань между стилизацией костюма и собственно национальным костюмом».

Модельеры, с которыми удалось пообщаться, отмечали большое количество заказов в прошлом году на День Флага, на выпускные вечера. По их словам, уже есть заказы на День Флага и выпускные балы этого года.

Директор салона по пошиву национальной одежды Амра Шакая также отмечает большой спрос на традиционные национальные костюмы, особенно в последние несколько лет. «С одной стороны, это связано с тем, что растет число различных творческих коллективов, а с другой, молодежь стала проявлять интерес к такой одежде. Люди стали одевать ее на различные торжества», - сказала Амра Шакая.

В ее салоне работают пять человек, здесь же можно выбрать ткань для костюма. «Мы принимаем, как индивидуальные заказы, так и коллективные. Естественно, больше всего заказов от различных хореографических ансамблей», - уточнила А. Шакая. Мужской костюм, в который входят: азиатские сапоги, бурка, бешмет, черкеска, башлык, папаха, брюки-галифе, ремень, кинжал, посох, стоит до 50 тысяч рублей. В салоне, что немаловажно, можно взять одежду напрокат. «К нам нередко приходят и за национальными свадебными нарядами. Цена женского платья напрокат - от 15 тысяч рублей», - отметила она. Много заказов на пошив башлыков, папах, галифе». Башлык из сукна, к примеру, стоит три тысячи рублей. Обувь также можно заказать отдельно или приобрести вместе с костюмом. Спросом также пользуется и стилизованная повседневная одежда: рубашки, платья, полу-черкески. Родители часто заказывают одежду для детей разного возраста, даже для грудных младенцев. Детский костюм для малыша до пяти лет может обойтись примерно в шесть тысяч рублей.

По словам модельера Дианы Джинджолия, у нее много заказов на мужскую одежду. У мужчин пользуется спросом башлык, зимний вариант которого шьют из натурального сукна. Также мужчины заказывают черкески, галифе, рубашки.

Художник-модельер Марина Авидзба отмечает, что девушки часто заказывают стилизованную повседневную одежду. Среди девушек стало модно шить башлыки из кружева или с кружевной отделкой, особенно в подарок. Что касается свадебных платьев, то они обходятся от 20 тысяч рублей и выше. Платье можно шить из плотного атласа, тафты, парчи, к нему необходим пояс. Важный элемент - ручная вышивка или аппликации.

Кто-то может сказать, что приобретение национального костюма - удовольствие не из дешевых. В этом, бесспорно, есть своя доля правды. Но, с другой стороны, такой костюм - «не на один день», а облачившись в него, вы сможете почувствовать себя совершенно иначе. Словно приобретя машину времени, вы сможете окунуться в далекое прошлое.

Справка АП:

Этнограф Елена Малиа пишет, что женская одежда XVIII - начала XX веков состоя-ла из: платья - «ацкы», длинного каф-танчика - «акьач», «албаада ду», либо короткого - «албаада кьач», рубахи - «ахарпштанов - «аикуа»; различного рода головных уборов: косынки (платок) -«акасы», шали - «ащал», шапки - «ахылпа». На ноги надевали чулки - «акалпад», постолы из сыромятной кожи - «ажвцвеимаа», либо сафьяна - «ацвышеимаа», сапожки - «амагу», позже, туфли на каблуке - «ащаца». Цветовая гамма одежды была не яркой.

В мужской гардероб середины XIX -начала XX веков входили: рубаха - «ахарп», штаны - «адзикуа», беш-мет - «акаба», черкеска - «акумжвы», войлочная куртка - «агубанакь», бурка (ауапа), шубы - «ахамы»; головные уборы: башлык - «ахтарпа», либо вой-лочной шапки - «ауапцва хылпа» или меховой шапки - «ахылапарч». На ногах носили постолы из сыромятной кожи - «ажвцвеимаа», которые надевали на босую ногу. Зимой постолы носили поверх суконных носков - «амест», либо вязанных шерстяных носков - «акалпад». Поверх шта-нов на икры ног натягивались ноговицы - «аимсы», либо войлочные чулки - «ашватлеи». На колени одевались спе-циальные наколенники - «ашамхтырпа».

Выходной обу-вью считались чувяки из сафьяна домашней выделки - «ацвыш еимаа» или кожи - «ачабыр еимаа», надеваемые поверх са-фьяновых, либо суконных носков - «амест».

Национальная одежда Абхазии является частью культуры нашей страны. У каждого абхазца в гардеробе находилось три пары костюмов, один для повседневной носки, второй для праздничных церемоний, а третий был необходим для всевозможных ритуалов, от религиозных праздников, до похорон.

Традиционным видом одежды у мужчин была черкеска - плотный длинный тулуп, с поясом. Праздничные вариации черкески предполагали богатую вышивку. Под черкеску надевали рубаху с плотно застегнутым воротом, штаны. На ноги надевали обувь из сафьяна или кожи, икры прикрывали гетрами, а на колени надевали наколенники. Традиционно мужской костюм дополняли меховой шапкой.

У каждого всадника была бурка - накидка из войлочного материала. Бурка имела очень высокие плечи, которые позволяли сделать образ всадника величественным.

Женский наряд был более сложным. Девушки и женщины носили две нижние юбки (чтобы сделать образ наряда более пышным), рубаху, платье, а поверх всего надевали длинный или короткий кафтан. Обязательно девушки подпоясывались ремнем, который являлся настоящим произведением искусства. В качестве головного убора использовались либо косынка, либо меховая шапка, на подобие мужской.

Давно я не писала о Сванети и вот сейчас решила рассказать о сванских шапках.

Сванская шапка это очень нужная вещь в условиях сурового горного климата.
Зимой в ней тепло, а летом прохладно.
Издавна горцы были известны тем, что держали большие стада баранов, поэтому вопрос выбора материала для шапки никогда не стоял.
Сванская шапка еще была хороша тем, что из нее можно было пить воду в дороге. Кроме того, сваны говорят, что ношение шапки помогает снять головную боль и нервное напряжение. Такое универскильное изделие имеет древнее происхождение. Тогда форма шапки отличалась от той, которую мы привыкли видеть сейчас. Шапка была более вытянутая (куполообразная) с длинными полями, которые зимой защищали от ветра и снега, а летом от солнечных лучей.
Шапки в те времена делали не так как сейчас. Со времененм все меняется, усовершенствуется и упрощается, но вместе с этим теряется колорит изделия.
Я расскажу о старинном способе изготовления сванской шапки.
Сванские шапки бывают трех цветов (соответствуют цвету шерсти барана). Черные, белые и серые. Сервый цвет получается путем смешения шерсти черного и белого цвета.
У свана должно быть 3 шапки:
Черные шапки обычно носили, когда в семье было горе.
Серая была для повседневного ношения.
Белая надевалась на праздник.
Сванская шапка стоила не дешево, потому что на ее изготовление уходило много времени и сил.
Сначала с барана состригается шерсть. Затем она стирается и сушится. На сушку шерсти требовалась 1 неделя.
Дальше шерсть чещется. Но для этого в те времена использовали не такие чески http://pics.livejournal.com/svaneti/p ic/0002zrqa/ , приспособление называлось лабдзгына(сванское название). Это деревянное изделие около 60 см в высоту. На верху железные штыри. Объяснить процесс, не показывая его, почти не реально. Скажу только, что это довольно опасное действие и женщины часто ранили руки штырями. На расчесывание шерсти уходило 2-3 дня.
Стираную и чесаную шерсть выкладывали в круги толщиной 10 см. Полотно скручивали в рулон и при помощи тяжелой деревянной палки валяли ногами. Процесс этот занимал 4-5 дней.
Когда материал становился тонким и плотным, его надевали на деревянную балванку и деревянным молотком придавали форму. Стягивали веревками и оставляли сохнуть минимум на 2 недели.
Не снимая с балванки шапку брили и обрезали лишнее снизу. Затем снимали, обшивали низ шапки и делали крест из веревочки.
Раньше еще делали веревочку, которя шла с макушки шапки до плеч, ее использовали для фиксации шапки на голове, чтобы она не слетала. Сейчас уже этот элемент не делают.
Первый раз надевая шапку ее освещали, читали молитвы, для того, чтобы хозяин шапки был здоров и счастлив.
В изготовлением шапок занимались только женщины, самые умелые и уважаемые. Но женщинам строго запрещалось надевать шапку, это могли воспринять как оскорбление.
К шапке относились очень бережно и всегда складывали так, чтобы она не упала. А если шапка падала, говорили что это к несчастью.
Сванская шапка была дорогим подарком. Если человеку дарили шапку, это означало, что его очень уважают и доверяют.
Иногда шапки передавались по наследству, особенно шапки махши (властвующие персоны, главы кланов, старейшины).
Когда первый раз надеваешь шапку она кажется колючей, кажется, что в ней жарко. Но когда ее носишь постоянно, это совершенно не чувствуется. Потому-то наверное старики-сваны носят сванские шапки не снимая.
Настоящую сванскую шапку сейчас можно редко купить в Сванети. В 20 веке одной из самых известных мастериц в Сванети была Екатерина Пирцхелани.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png