Добрый день, уважаемые читатели! Хотим мы того или нет, но всю свою жизнь мы оказываем влияние на других людей. Будет ли это влияние подконтрольно вам, зависит только от вашего желания. Существует простая техника влияния, которая поможет вам добиться желаемого при минимальных затратах. Сегодня я бы хотела поговорить именно об этом. Психология человека: как управлять людьми.

Для чего нужно управление людьми

Хорошие управленцы в крупных компаниях проходят многочисленные тренинги и практические занятия для обучения влиянию на людей. Чтобы многомиллионная корпорация работала как часы, начальство обязано уметь управлять людьми. Но ведь эти навыки могут помочь простым обывателям в бытовых ситуациях.

Приведу вам простой пример. Жена хочет чтобы супруг вынес мусор. Она ходит за ним и постоянно говорит: выкинь мусор, выкинь мусор, выкинь мусор. В итоге она так достает его, что он психует, они ругаются и как итог — мусор остается на своем месте, а супруги не разговаривают пару дней. Насколько было бы умнее со стороны жены сделать по-другому, знай она парочку техник по влиянию.

Умение управлять людьми может пригодиться не только в профессиональной сфере, но и в личной жизни, когда вы взаимодействуете с партнером, другом или родителями. Многих конфликтных ситуаций можно было бы легко избежать, воспользуйся вы одним из приемов управления.

Мы часто хотим, чтобы другие люди поступали так, как надо нам, но не всегда мы понимаем как этого добиться. Изучение психологии влияния помогает обзавестись необходимыми механизмами, которые будут работать на вас и помогут не испортить отношения с окружающими.

Власть требует ответственности

При изучении техник влияния необходимо помнить об ответственности. Нельзя просто так управлять людьми и не брать на себя ответственность за это. Простого умения манипулировать будет мало для достижения желаемого результата.

Помните, что ваше влияние на другого человека накладывает свой отпечаток в его жизни. Здесь очень важно помнить про баланс.

Вы оба должны получать выгоду от положения, ни один из вас не должен испытывать психологического или физического дискомфорта, не должно быть унижения человеческого достоинства.

Управление людьми не значит попустительское отношение к их желаниям. Человек всегда обязан уважать другого человека, ценить его свободу выбора и не пытаться взять его под свой контроль. Очень важно уметь использовать техники во благо для всех участников процесса.

Плохие и хорошие манипуляции

Есть люди, которые в жажде получить свое готовы идти по головам, сметают все вокруг и не считаются ни с кем. Это плохие манипуляции. Когда нет уважения к людям, своя выгода ставится на первое место - это алчность, которая может погубить при одном неверном движении.

Хорошая манипуляция заключается в том, что вы получаете желаемый результат и при этом остальные участники извлекают из ситуации выгоду для себя. Как минимум должно соблюдаться правило «не навреди». Если другой человек не получит ничего полезного, то он как минимум не должен получить негатива.

Когда вы добиваетесь своей цели кровью других людей, тогда это плохая манипуляция и вы совершенно не имеете понятия об ответственности, честности и достоинстве.

Здоровое общение строится на взаимовыгодности. Именно таким образом можно добиться большого успеха.

Несколько техник

Итак, мы подошли к самому интересному. Я предлагаю вашему вниманию способы, благодаря которым вы сможете быстрее и проще добиться желаемого результата. Есть более простые, с которых мы и начнем, а есть и такие, которым придется учиться долгое время.


Преувеличение различия. Люди склонны видеть больше различий в предметах, которые явно отличаются.

Приведу вам простой и понятный пример. Когда я изучала психологию влияния, этот принцип стал одним из моих любимых и я использовала его практически всегда и везде.

Однажды, я пришла к приятелю и попросила тысячу долларов, сославшись на срочную оплату по кредиту. Конечно, он отказал, хоть и очень мило. Следом я попросила одолжить его мне свой плеер в отпуск. Он с широкой улыбкой и радостью предоставил мне свой гаджет на временное пользование.

На самом деле мне не нужна была тысяча долларов, моей целью был его плеер. Но я знала, как парень относиться к таким вещам. Он никогда никому ничего не одалживал их техники. И тогда я решила испробовать этот принцип влияния. Когда он отказал мне от большей услуги (тысяча долларов), то с легкостью согласился на меньшую услугу.

Еще один бытовой пример. Я попросила мужа сходить в магазин. На улице уже темно и холодно. Конечно, он отказался. Тогда второй менее серьезной просьбой было вынести мусор. На что он быстро согласился.

Помните, что этим принципом нельзя злоупотреблять. Слишком большая просьба явно будет смотреться глупо. Подготовьтесь заранее, предусмотрите от чего человек точно откажется, но это не будет чрезмерной просьбой.

Услуга за услугу. Человек, который получил что-то обязательно захочет отплатить той же монетой. Мы не любим казаться неблагодарными в глазах окружающих.

Этим принципом часто пользуются торговые представители. Они преподносят вам в подарок маленькие сувениры, а потом предлагают оформить годовую подписку или приобрести товар по акции. Вы чувствуете себя обязанным за сувенир и совершаете подписку.

В быту этот принцип может использоваться по-разному. Вы оказываете человеку небольшую услугу, а когда просите об ответном действии, то он согласится уже с большей вероятностью.


Социальное доказательство. Человек привык оглядываться на других. Когда мы видим, что кто-то так поступает, то и себе позволяем данный поступок.

Этот принцип можно с легкостью заметить на курильщиках. Когда человек не знает можно ли здесь курить или нет и он не видит ни одного курящего вокруг, то он с малой вероятностью достанет сигарету. А если он заметит хотя бы одно курильщика рядом, то тут же достанет пачку из кармана.

Такой принцип вы можете использовать во благо себе в разных ситуациях. Например, если вашему другу стало плохо на улице, а у вас нет ни телефона с собой ни денег. Просто остановите любого прохожего и скажите: позвоните в скорую. Другого прохожего попросите дать воды. Окружающие начнут проявлять внимание и действовать по принципу социального доказательства. Вы и оглянуться не успеете, как вокруг окажется несколько десятков помощников.

Кроме того, человек с радостью выполнит услугу для того, кто часто его хвалит. Комплименты могут сыграть большую службу в управлении людьми, не пренебрегайте ими. Вы можете по выражению лица вашего собеседника заметить, как влияют на него ваши комплименты и похвалы.


Дефицит. Сильнейший принцип влияния, которым пользуются предприниматели. Они постоянно устраивают акции с ограниченным количеством товаров. Человек хочет обладать чем-то уникальным и особенным. Поэтому когда он видит на полке последнюю банку, то, скорее всего, он ее возьмет.

Вы можете манипулировать своим временем, говоря, что у вас оно ограничено. Когда подчиненный приходит к начальнику, то босс говорит «у меня мало времени, поэтому сразу к делу». Подчиненный ценит время начальника и дорожит такими встречами. Главное, чтобы подобная фраза не показалась пренебрежением.

Это далеко не все способы управления людьми. Много полезных и практичных советов вы найдете в книге Роберта Чалдини «Психология влияния» . Если у вас не хватает времени читать, то вы всегда можете найти вариант аудиокниги.

Помните, что управление людьми вещь, которая требует от вас большой ответственности. Не стоит манипулировать своими близкими и любимыми людьми.

В статье « » я рассказываю про возможные неприятности, связанные с желанием взять близкого человека под свой жесткий контроль.

Есть ли у вас свои техники влияния на людей? Каким способом вы добиваетесь желаемого? К каким техникам прибегаете? Замечаете ли подобное влияние на себе со стороны окружающих?

Помните об ответственности за свое влияние на других!

Чтобы научиться руководить коллективом , необходимо обладать очень крепкими нервами, большим запасом терпения, а также некоторыми навыками по работе с людьми. Руководитель – это очень ответственная работа. Быть руководителем – значит уметь принимать решения не только за себя, но и за свою команду, уметь замечать и удовлетворять требования коллектива, находить общий знаменатель в жарком споре, а также беспокоиться не только о своем благополучии, чем занимается большинство руководителей.

Как руководить женским коллективом?

Научиться руководить женским коллективом довольно трудно в силу того, что у каждой сотрудницы могут быть «свои тараканы» в голове. Если руководитель – женщина, то для нее, скорее всего, руководить женским коллективом будет немного легче, так как она будет четко понимать, что нужно её сотрудницам, как максимально эффективно уладить конфликт и заставить подчиненных работать. Кроме того, женщине руководить женским коллективом будет намного проще, так как она отлично осведомлена, что дамы вполне себе правдоподобно умеют симулировать бурную рабочую деятельность, что на самом деле может быть совершенно не так.

Женщине руководителю проще договориться со своими подчиненными, так как она точно знает, какой подход применить к определенной сотруднице.

Но есть и весомые минусы в том, чтобы руководить женским коллективом женщине. Начальнице однозначно обеспечено повышенное внимание, поэтому появиться на работе со стрелками на чулках, неподходящей помадой или мешками под глазами – просто непростительно. Женщине-руководителю очень важно «держать марку», так как подчиненные легко могут ощутить свое превосходство над начальницей и начать вести себя очень наглым образом.

Мужчине умение руководить женским коллективом дается немного сложнее. Здесь очень пригодится хороший запас нервных клеток, которые, скорее всего, будут отмирать каждый день в количестве нескольких тысяч. Все знают, что женщины – большие сплетницы. Мужчина не сможет избежать «промывания костей» и косых взглядов. Если он сразу не сможет правильно себя подать, то женщины, скорее всего, будут пристально следить за каждым шагом своего босса, чтобы в любой удобный момент атаковать его, аки коршун несчастную мышь.

Руководителю большого женского коллектива необходимо быть внимательным к интригам и провокациям, которые легко могут исходить со стороны сотрудниц. Это могут быть как тонкие намеки на недобросовестность коллег, так и прямые доносы. В любом случае, прежде чем вершить суд, мужчине необходимо выяснить все нюансы этой ситуации, так как одна и та же проблема может выглядеть по-разному с противоположной стороны.

Кто бы ни руководил женским коллективом, это дело совсем не из легких. Необходимо учитывать все плюсы и минусы своего положения, иметь четкий план действий в форс-мажорных обстоятельствах, а также не допускать «панибратства» со стороны сотрудниц. В коллективе обязательно должна быть дисциплина. Барышень необходимо приучать к этому с самого первого дня после того, как вы заняли руководящую должность.

К сожалению, в наше время хорошие руководители – большая редкость. Самый лучший босс – это тот, который умеет быть на одной ноге со своими подчиненными, но при этом не терять своего статуса. Для того чтобы правильно и грамотно руководить людьми, необходимо создать в коллективе дружелюбную и уютную атмосферу . В наши дни найти работу в другом офисе не очень сложно, поэтому офисные сотрудники редко цепляются за рабочее место, особенно если никаких перспектив там им не светит. Поэтому при любом удобном случае или конфликте человек может хлопнуть дверью и уйти, облив своё бывшее начальство словесными потоками нецензурной брани. В этом случае очень важно обладать стрессоустойчивостью, ведь в рабочих коллективах очень часто возникают споры и конфликты. К слову, повысить стрессоустойчивость можно разными способами и даже медикаментозно.

Если вы хороший психолог и тонко чувствуете людей, то это поможет вам научиться руководить коллективом.

Чтобы создать дружелюбную атмосферу в коллективе нужно чаще общаться со своими сотрудниками, интересоваться их успехами, изредка встречаться в неформальной обстановке. Чего точно не следует делать в новом коллективе, так это с порога объявлять о своих привилегиях. Поверьте, ваши сотрудники и без того прекрасно понимают, что вы их начальник, поэтому лишнее упоминание об этом, демонстрация собственного превосходства над подчиненными заставляет их чувствовать негатив по отношению к вам. Заявляя о своем превосходстве, вы как-бы намекаете, что только вы здесь можете считаться полноправным человеком, а ваша команда – не что иное, как простой биологический мусор. Да возможно многие не покажут своего недовольства по отношению к вам, как руководителю, но можете быть уверены, что за вашей спиной ваш коллектив будет с упоением перемывать вам все косточки, что значительно усложнит вам задачу руководить такими сотрудниками.

Вам необходимо зарубить себе на носу: вы такой же человек, как и они. Вы ничем не лучше, совершенно. Повышенные полномочия и заработная плата не делает вас сверхчеловеком, поэтому не зазнавайтесь и чаще контактируйте со своим коллективом.

Для руководителя очень важно умение мирно уладить любой конфликт. Помните, что вежливость покоряет города. Если вы будете сохранять невозмутимость и вежливо отвечать даже на откровенную агрессию, отношение ваших подчиненных к вам заметно улучшится. В обществе очень ценятся люди, которые умеют держать себя в руках и контролировать свои эмоции. Вы руководитель, профессионал, а не старая торговка на рынке. Никогда не ругайтесь с коллективом. Если ваш сотрудник чем-то недоволен, пригласите его в кабинет, предложите чашечку кофе и вежливо поинтересуйтесь, что стало причиной его недовольства. Обходясь со своими людьми вежливо, вы сможете узнать много нового, а также выйти на новый уровень уважения.

Чтобы правильно руководить большим коллективом, не заводите любимчиков.

Никогда и ни при каких обстоятельствах. А если так произошло, что кто-то определенный из всего коллектива вам пришелся по душе больше, чем остальные, не вздумайте открыто это демонстрировать. Так вы рискуете навлечь на этого человека тонны зависти со стороны коллег, что не поможет ему выжить в коллективе, а также раздавить их уважение по отношению к вам. Нужно придерживаться принципа равноправия. В свободное от работы время можете делать что угодно, но на работе вы руководитель, а не друг и товарищ.

Очень важно уметь использовать метод кнута и пряника.

Если вы смогли наладить дружественные отношения со своими подчиненными, велика возможность, что вскоре они почувствуют свободу и начнут творить невообразимые вещи. Проще говоря: сядут вам на шею и будут пользоваться вашей добротой . Такое поведение необходимо пресечь на корню. Если вы стали замечать такие грешки за своим коллективом, соберите их на совещание и напомните, ради чего вы все собрались. У вас есть работа, и все должны выполнять её с ответственностью. Вы в первую очередь являетесь их руководителем, и не можете допускать никаких поблажек, несмотря на теплые взаимоотношения. Умейте сказать «нет», когда это необходимо. Если человек настаивает, не следует повышать голос. Просто объясните ему причины, по которым вы не можете этого позволить, и скажите, что ваше решение не подлежит изменению. В 99 процентах случаев ваш сотрудник отстает от вас со своими просьбами, но при этом не чувствует негатива по отношению к вам. Да, вы отказали ему, но это было обосновано и он знает причины, с которыми невозможно поспорить.

Примите как истину то, что иногда вам придется идти на уступки, чтобы не разрушить доверительные отношения и правильно руководить коллективом.

Если вдруг возник спор, предложите разрешить его голосованием. Споры, которые решаются таким образом, обычно заканчиваются без скандалов. Оповестите своих подчиненных о том, что у вас действует правило большинства. Если большинство проголосовало за тот или иной вариант, то он принимается без возражений. Кстати, вам тоже придется следовать этому правилу.

Быть руководителем – довольно тяжелая и ответственная работа, с которой может справиться далеко не каждый. Но если вы сумеете наладить хорошие отношения со своим коллективом, то это поможет вам в будущем.

Практика показывает, что чем лучше отношения внутри коллектива, тем лучше подчиненные выполняют свою работу.

В любой ситуации оставайтесь человеком и ставьте себя на место своих подчиненных перед тем, как собираетесь что-то предпринять. В этом случае руководить коллективом станет легко и приятно.

Управлять людьми - значит оказывать на них влияние, мотивировать и убеждать их. Это значит обладать особыми качествами, быть для них лидером и вожаком, человеком, за которым они пойдут и которого будут уважать. Ведь искусство управления людьми состоит в способности вести их за собой и делать успешными, а не в том, чтобы добиваться безоговорочного подчинения. Оно предполагает знание секретов и техник эффективного управления людьми, а не манипуляции ими.

Как отличить управление от манипулирования?

Последнее, как правило, преследует определенную цель, которая неизвестна для жертвы. Это тоже управление, но скрытое, основанное на знании психологии человека и его слабостей. Манипулятор вынуждает его совершать поступки, которые выгодны ему самому, но не тому, кем он управляет.

Как совершается скрытое воздействие?

Сначала выясняется, какие потребности и ценности присущи объекту манипуляции. Это может быть стремление к безопасности и комфорту или чувство принадлежности к какой-либо группе, обладание статусом и общественным положением; желание проявить свои способности, быть признанным или учиться и развиваться.

Зная потребности - они же слабости - манипулятор строит отношения с человеком, делая ему правильные комплименты, давая нужные обещания, выдавая информацию соответственно ожиданиям и опасениям своей жертвы. Он может также оказывать давление, создавать конфликтные ситуации, нарушать нормы этикета и морали, не давать человеку времени на раздумывание и принятие решения. И, в конце концов, вынуждая его поступать определенным образом.

Способы защиты от скрытого управления поведение людей

Самое главное - не давать повода для манипуляций. То есть не рассказывать о себе всем подряд, не делиться личной информацией. Если же скрытое воздействие налицо - вас принуждают к совершению нежелательных действий, перекладывая всю ответственность, не дают опомниться, обдумать ответ - защищайтесь.

Выделяют активную и пассивную защиту. В первом случае техника прямых вопросов выводит скрытое управление людьми в открытое воздействие. Достаточно прямо спросить: чего ты хочешь, чего добиваешься? что тебе от меня нужно?

Во втором случае попытки влияния просто игнорируются. Провокации остаются без внимания, используются паузы в разговоре, чтобы собраться с мыслями и успокоиться. Главное - не вести себя импульсивно и легкомысленно, чего и добивается «знаток» искусства тайного управления людьми.

Как руководить правильно?

Психология управления людьми и их поведением строится на знании основных принципов руководства:

Отсутствие взаимного доверия и признания, как и управление людьми без учета человеческой психологии, никогда не приведет к таким же результатам. Авторитарное руководство и игнорирование интересов и потребностей подчиненных подавляет их инициативу и мотивацию, они не стремятся проявить себя и равнодушны к результатам своей работы.

Психология человека , в большинстве своем — «рабско-властная» — она такова, что почти всем, с дисгармонией в душе, хочется знать как управлять людьми , и в то же время — они хотят, чтобы управляли ими (парадокс).
Фраза «управлять людьми» — здесь интерпретирована как влияние на человека, манипулирование им — его мыслями, эмоциями (чувствами) и главное — поведением, а не в смысле профессионального руководства на производстве или командования в армии…хотя и в последних найдутся самодуры и манипуляторы…

Сколько уже написано научных и полунаучно-популярных книг по психологии человека (и по «околопсихологии») на тему: «Как управлять людьми» , многие из них действительно полезные и практичные, но все равно часто становятся чтивом для неудачников , наполняя их полки или файлы в компьютере бесполезным, но вселяющим надежду на улучшение своей жизни, грузом с многообещающими заголовками — своеобразная защита психики от саморазрушения.


А все дело в том, что если человек неудачник по сценарию жизни , то ты хоть подари ему «Ленинскую библиотеку» (в смысле по объему) «умных» книг по тому, как управлять человеком или как достичь успеха в жизни — не важно, он все равно останется неудачником — априори…

Как управлять людьми, изменив психологию человека

Исходя из того, что в психологии человека изначально заложена психическая энергия «Физис» , являющаяся той жизненной силой, которая направлена на свободу, достижение успехов и улучшение качества жизни и здоровья, получения удовольствия от жизни (для чего человек живет) — каждый индивид подсознательно тянется к управлению собой и своей жизнью, и автоматически может управлять другими, но мы все же рассмотрим некие практические примеры как управлять людьми, не с целью манипуляции, а с целью улучшения взаимоотношений, и главное — чтобы самому перестать быть «властным-рабом».

Психология человека: как управлять людьми

Чтобы лучше познакомиться с темой: Психология человека: как управлять людьми , вам предстоит узнать свою собственную психику и личность, т.е. их глубинные, подсознательные структуры (см.) .
Чтобы легко управлять другими людьми, будь то детьми, родителями, мужем или женой, друзьями и партнерами, подчиненными или начальством — не важно, нужно начать не с изучения психологии другого человека, а с познания себя, своего «Я» — желательно, осознав свой жизненный сценарий (см.) — свои собственные «кнопки управления» мыслями, эмоциями и поведением в тех или иных, обычно стрессовых или кризисных ситуациях, в том числе — надуманных (нафантазированных).

Словом, совершенно невозможно научиться управлять другим человеком, не умея управлять самим собой («Владеющий собой — владеет миром» -Сенека-)

Искусство управлять людьми

Подсознательно управлять человеком, в том числе самим собой — это некая наука, но в большей степени — искусство. Т.е. в большинстве своем само управление: влияние и некоторые манипуляции происходят неосознанно (на подсознательном уровне), как со стороны управляющего, так и управляемого, хотя первый может манипулировать вполне осознанно, например информация рекламодателей, телевидение (др. СМИ), родители и учителя, профессиональные управленцы-начальники, маркетологи, продавцы, пиарщики, политики и, конечно, «лохотронщики» , аферисты и мошенники всех мастей…

Искусство управлять людьми, конечно, основано на понимании основной психологии человека, не каждого, естественно, но многих…а именно, у многих людей есть такие «кнопки управления», как желание халявы , дармовщинки, жадность , алчность, тщеславие, амбиции… — это, скорее, пороки, а также, эмоционально-психологические аспекты — стеснительность , излишняя скромность, робость, нерешительность, боязнь сказать «Нет», неуверенность в себе, низкая самооценка и отрицательная жизненная Я-позиция — все это приводит к тому, что такими людьми, знающие, могут легко управлять…мало того, эти люди, как ни странно, подсознательно сами хотят, чтобы ими управляли, манипулировали и даже обманывали …

Именно такие люди, которыми уже «по-управляли», почувствовав себя «жертвой» в этой психологической игре , переключаются, согласно треугольника Карпмана , в «преследователя», с вполне естественным желанием — «отомстить», не важно кому, главное теперь самому по-управлять другим человеком. Отсюда и возникает «рабско-властная» психология человека.

Как научиться управлять людьми
Итак, как же научиться управлять людьми, научившись управлять собой? Здесь понадобится практика, практика и еще раз практика, кроме изучения теории.
Т.к. управление происходит в основном подсознательно, то за основу вы можете взять некоторые техники НЛП (нейролингвистическое программирование). Ваша цель — как вы помните — не манипуляции, а налаживание гармоничных взаимоотношений — иначе, снова сыграв в психологическую игру (см.) , вы окажетесь опять в роли «жертвы».
Ко всему прочему, желательно осознать свои собственные «кнопки» и нивелировать их, а также, занявшись психотренингом самостоятельно или пройдя курс психотерапии , воспользовавшись услугами психолога, создать гармонию внутри своей личности — стать более уверенным , решительным и удачливым …

На этих страницах вы подробно узнаете, как управлять человеком , применяя методику НЛП, используя язык тела и определенный словесный язык.

The art of making things happen

Научный редактор русского издания Валерий Никишкин, профессор, декан факультета маркетинга РЭА им. Г. В. Плеханова

Издательство выражает благодарность за помощь в научном редактировании книги Юлии Куриленко, Анастасии Казаковой и Роману Малаховскому.

© Jo Owen 2006, 2009

© Студия Арт. Лебедева, дизайн обложки, 2010

* * *

«Когда-то Наполеон сказал: "Управлять – значит предвидеть", а Джо Оуэн утверждает, что управлять – значит доводить дело до успешного завершения. Главное – достижения, а не активность. Атакая идеология управления порождает множество вопросов. Каких результатов я хочу добиться? Каких результатов ждут мои партнеры и клиенты? Что следует сделать для этого? Как мотивировать себя и окружающих вместе продвигаться к намеченному результату? С кем добиваться результата, а от кого отказаться на этом пути? Кто нужен сегодня? Кто понадобится завтра? И много-много других. Но ни один из этих вопросов автор не оставляет без ответа или хотя бы совета о том, как его получить. Уровень компетентности менеджера Оуэн определяет его способностью к достижению результата.

Прочтите эту книгу, попробуйте применить принципы Оуэна к управлению своим бизнесом – и вы убедитесь, что только сосредоточенность на итогах приведет вас к достижению желаемых результатов».

Вадим Маршев
заслуженный профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор экономических наук

Введение
Реальные менеджеры в реальных условиях

Когда-то менеджмент был намного проще: руководители руководили, а работники работали. Менеджеры продавали свои мозги, а работники – руки. Мысли и дела разделялись. Это были хорошие времена для менеджеров, но плохие для работников.

Но со временем у менеджеров начались проблемы. Работники стали расширять свои права, а менеджеры – утрачивать свои привилегии; работники теперь трудились меньше, а менеджерам приходилось задерживаться допоздна. Сокращение рабочего времени, давшее работникам все преимущества, обернулось для менеджеров, прикованных к компьютеру, документам и телефону, постоянным стрессом. Менеджмент стал не только намного тяжелее, но и непонятнее. Задумайтесь, к примеру, о том, в чем заключается секрет успеха и выживания вашей организации. Вряд ли вам удастся отыскать какой-нибудь формальный критерий ее благополучия.

На какой риск я должен пойти, чтобы выжить, и на какой риск я должен пойти, чтобы преуспеть?

Над какими проектами стоит работать и с кем?

Когда лучше отстаивать свою точку зрения, а когда – уступить?

Как тут все происходит на самом деле?

Каких ловушек нужно избегать?

Ответы на эти вопросы не дают никакие руководства по политике компании или обучающие программы. Вы предоставлены сами себе, когда речь идет о главном, а в руководстве указано только второстепенное.

Правила выживания и успеха диктует практика: мы сравниваем людей, которые достигли успеха и выжили, с теми, кто столкнулся с трудностями, а затем анализируем, почему им это удалось или не удалось.

Взгляните на успешных сотрудников своей организации. Надеюсь, те из них, кто может похвастаться какими-то достижениями, оказались среди победителей. Но в организациях с горизонтальной структурой узнать, кто и за что отвечает, достаточно сложно.

Большинство оценочных систем опираются на две характеристики, которые называют совершенно по-разному.

Традиционно предполагалось, что менеджеры (у которых были мозги) умнее работников (у которых были руки). Помогал высокий IQ, или коэффициент интеллектуального развития. Многие системы оценки все еще ориентированы на IQ: многие бизнес-школы все еще принимают слушателей по результатам IQ-теста в форме GMAT (общего теста для выявления управленческих способностей). Считается, что высокий IQ – признак умения решать проблемы, аналитических способностей, бизнес-мышления и знаний.

Даже если вы семи пядей во лбу, этого еще недостаточно, чтобы управлять людьми. Управлять – это умение выполнять поставленные задачи, то есть дело делать. Многие умные людьми с высоким IQ слишком умны, для того чтобы что-то делать. Большинство компаний требуют от менеджеров хороших навыков межличностного общения, или хорошего EQ – коэффициента эмоционального интеллекта (emotional quotient). Это предполагает умение работать в команде, адаптироваться, эффективно взаимодействовать с окружающими, а также обладание харизмой и способностью мотивировать сотрудников и т. д.

Теперь посмотрите на всех своих менеджеров и попробуйте с помощью IQ и EQ проверить, кто из них в вашей организации добился успеха, а кто нет. Менеджеров с высоким IQ и EQ должно быть не так уж и мало: умные (IQ) и приятные (EQ) менеджеры существуют, несмотря на сформировавшиеся медийные стереотипы. Но вы также обнаружите множество умных и приятных людей, довольствующихся посредственными результатами где-то «на задворках» компании: они нравятся всем, но никуда из своего «болота» не двигаются. Однако есть много успешных менеджеров, возможно, не столь умных и приятных, которые достигают высот, используя менеджеров-интеллектуалов как «половичок» на пути к офису руководителя.

Чего-то здесь недостает. Высокие IQ и EQ – огромный плюс, но этого недостаточно. Менеджерам нужно преодолеть еще одно препятствие. Их жизнь стала намного сложнее, а не проще.

Новое препятствие касается политического опыта, или PQ – коэффициента политического интеллекта (political quotient), предполагающего, кроме всего прочего, способность добиваться власти. Более того, речь идет об умении использовать власть для реализации задач. Таким образом, PQ – основной аспект управления, которое и состоит в том, чтобы выполнять задачи с помощью людей.

Конечно, менеджерам всегда был нужен определенный уровень PQ. Но в иерархии командно-административного управления прошлого для выполнения задач не требовалось высокого PQ, достаточно было приказа. В современном мире горизонтальных, матричных организаций власть – расплывчатое и неопределенное понятие. Менеджеры ничего не добьются без поддержки союзников, без выхода за рамки официальной ответственности. Многих ресурсов, которые им понадобятся, просто нет в их организации. Поэтому сегодня менеджеры больше, чем когда-либо, нуждаются в высоком PQ, чтобы достичь своих целей.

Успешные менеджеры обладают тремя качествами – IQ, EQ и PQ. Каждое из них предполагает наличие навыков, которые можно освоить. Для того чтобы стать хорошим менеджером, вам потребуются не особые научные знания (во многих научных учреждениях полно умных людей и плохого менеджмента), а навыки EQ и PQ, которые каждый может освоить.

Эта книга рассказывает о том, как развить способности, лежащие в основе IQ, EQ и PQ, которые помогут вам выжить и добиться успеха в преобразованиях. Абстрагировавшись от повседневных трудностей менеджмента и болтологии теории менеджмента, вы сможете сосредоточиться на важнейших способностях, необходимых менеджеру. В книге говорится о том, что вам нужно сделать и как это сделать в мире, который стал жестче и сложнее, чем когда-либо.

Первый шаг в понимании этой революции – осознание ее причин и конечной цели.

IQ: рациональный менеджмент

Менеджмент существует столько же, сколько наша цивилизация, – даже если раньше никто этого не осознавал. Как самостоятельная дисциплина менеджмент зародился во времена Промышленной революции: масштабная деятельность требовала масштабной организации. Сначала менеджмент основывался на военной стратегии и тактике: классический командно-административный стиль.

Постепенно промышленный менеджмент отмежевался от военного. Подобно Ньютону, открывшему законы физики, менеджеры искали таинственную формулу успеха в бизнесе и менеджменте. Эту формулу ученые ищут до сих пор, хотя успешные предприниматели вполне обходятся без теории. Научный менеджмент был первой попыткой рас смотреть успех «под микроскопом».

Ведущей фигурой в научном менеджменте был Фредерик Тейлор, чьи «Принципы научного менеджмента» (The Principles of Scientific Management) были опубликованы в 1911 году. Его подход иллюстрирует следующая цитата:

«Одно из основных требований к человеку, который подходит для работы с доменным чугуном, – быть настолько тупым и флегматичным, чтобы своими умственными способностями больше напоминать быка, чем что-либо другое. Именно поэтому разумный человек, обладающий живым умом, совершенно не подходит для подобной монотонной работы».


Тейлор с неприязнью относился к работникам в целом, считая, что они будут плохо работать, если их не наказывать. Но его книга основывалась не только на личном мнении, но и на непосредственных наблюдениях. Это привело его к некоторым идеям, которые в те времена считались революционными.

Работникам нужно позволять отдыхать, чтобы они работали продуктивнее.

Людям с разными качествами нужно давать соответствующую работу, потому что на подходящей должности они будут работать лучше.

Станочная линия, которая разбивает сложную работу (например, сборку автомобиля или фаст-фуда) на части, повышает производительность и снижает затраты на оплату труда работников, от которых требуются минимальные способности.

Эти принципы сохраняются по сей день.

Мир научного, или рационального, менеджмента был создан благодаря Генри Форду, который предложил конвейерную линию для сборки машин. В период с 1908 по 1913 год он усовершенствовал концепцию и начал производство машин «Модели Т», которую называл с большим апломбом «легковым автомобилем для масс». К 1927 году примерно 15 миллионов «Моделей Т» сошли с конвейера, сметя кустарную промышленность, собиравшую автомобили по очень высокой цене.

Рациональный менеджмент жив и сегодня, в XXI веке, он все еще существует на автомобильных сборочных линиях и телефонных станциях, в ресторанах фаст-фуда, где незадачливые операторы работают, словно машины. Однако многие компании сделали уже следующий, вполне логичный шаг, совсем убрав людей и вынудив своих клиентов общаться с компьютерами.

EQ: эмоциональный менеджмент

Мир рационального, научного менеджмента был сравнительно прост: он опирался на наблюдения и холодный расчет.

А потом все усложнилось.

В какой-то момент кто-то обнаружил, что работники – не просто производственные или даже потребительские единицы. У них есть надежды, страхи, чувства, а иногда даже мысли. Они, по сути, люди. Это спутало карты менеджеров. Им пришлось не только решать производственные проблемы, но и управлять людьми.

Со временем руководить людьми стало сложнее. Рабочие, уже более образованные и профессиональные, чем прежде, теперь могли дать больше, но и ожидали большего. Они стали богаче и независимее. Дни моногородов, где все работали на одном предприятии, были сочтены: появились новые возможности для трудоустройства и более высокое пособие для тех, кто не мог или не хотел найти работу. Работодатели потеряли свою власть принуждения. Они больше не могли требовать лояльности – им предстояло заслужить ее. Постепенно происходил переход от культуры подчинения к культуре заинтересованности.

Менеджерам предстояло создать условия для обеспечения высокой работоспособности и заинтересованности людей, задействовав их надежды, а не страхи. Спустя 44 года после выхода книги Фредерика Тейлора Дениэл Гоулман выпустил свой труд «Эмоциональный интеллект: почему он важнее IQ» (Emotional Intelligence: Why it can matter more than IQ , 1995), став отцом нового мира эмоционального менеджмента. По сути, он популяризировал принципы, которые развивались не одно десятилетие. Еще в 1920 году Э. Л. Торндайк из Колумбийского университета писал о «социальном интеллекте». Уже давно специалисты поняли, что ум (высокий IQ) не связан напрямую с успехом в жизни: другие аспекты тоже важны. В рамках профессиональной деятельности уже давно проводятся эксперименты с эмоциональным интеллектом (EQ, а не IQ). В частности, японцы добились больших результатов в эффективном вовлечении сотрудников, даже на автомобильных производственных линиях, с помощью нового движения – кайзен (непрерывное совершенствование). По иронии судьбы их вдохновил на это американец У. Эдвардс Деминг. Идеи Деминга были признаны в США только после того, как японцы стали уничтожать с их помощью американскую автомобильную промышленность.

К концу XX века работа менеджера стала намного сложнее, чем в конце XIX века. Менеджеры XX века должны были быть такими же умными, как их предшественники 100 лет назад. Им нужен был EQ, чтобы взаимодействовать с людьми, не меньше, чем IQ, чтобы решать производственные проблемы. Большинство менеджеров обнаружили, что им хорошо удается что-то одно: лишь немногие обладают одновременно высокими IQ и EQ. Планка эффективного менеджмента была поднята высоко.

PQ: политический менеджмент

Двухмерных менеджеров не существует, разве что в мультиках. Настоящие люди и настоящие менеджеры трехмерны. Высокие IQ и EQ – большой плюс, но их недостаточно, чтобы объяснить успех или неудачу разных менеджеров. Чего же не хватает? Первый шаг в поисках недостающего элемента – признание того, что организации создаются для конфликтов. Это откровение для некоторых ученых, которые считают, что они предназначены для сотрудничества. На самом деле менеджерам приходится бороться за время, деньги и бюджет своей организации, которые весьма ограничены. Потребностей всегда больше, чем ресурсов. Внутренний конфликт связан с тем, как расставляются приоритеты, – с маркетингом, производством, обслуживанием, управлением персоналом и различными продуктами и регионами, которые дерутся между собой, стараясь вырвать кусок побольше.

Для многих менеджеров настоящая конкуренция разворачивается не на рынке. Настоящая конкуренция сидит за соседним столом и бьется за то же повышение и премиальные, что и они.

Второй шаг – выявление того, кто побеждает, а кто проигрывает в этом корпоративном поединке за бюджет, время, зарплату и повышение. Если верить концепции высоких IQ и EQ, то все умные и приятные люди должны добиваться успеха. Однако на деле это далеко не так. Умные и приятные не всегда побеждают: многие из них исчезают с корпоративного радара или живут тихой жизнью людей, не раскрывших свой потенциал. При этом большинство из нас знает таких топ-менеджеров, которых трудно назвать умными или приятными, но каким-то мистическим образом они добиваются власти и признания.

Очевидно, есть что-то помимо IQ и EQ.

Короткого разговора у кулера обычно достаточно, чтобы понять, чего не хватает. Там часто говорят о тех, кто поднимается или спускается по карьерной лестнице, о том, кто чем занимается и для кого, о перспективных возможностях, о гиблых проектах и умении их избегать. Подобные разговоры показывают, что люди – не только социальные животные, но и политические.

Политика неизбежна в любой организации. И это не ново. «Юлий Цезарь» Шекспира – это пьеса о политике. «Государь» Макиавелли – это руководство по успешному политическому менеджменту времен Возрождения. Политика всегда существовала, но ее считали слишком «грязной» для научного анализа и корпоративных тренингов. Убийство Цезаря показывает, что случается, когда плохо разбираешься в политике. Когда кто-то упоминает Брута, сказавшего Цезарю: «Я позади тебя», бдительные менеджеры понимают, что им могут нанести удар в спину.

Для того чтобы разбираться в подобной политике, IQ и EQ недостаточно. Идет непрерывная борьба за управление и власть. Бесконечная потребность в изменениях касается не только людей, но и баланса сил в организации. Это политическая деятельность, для которой успешному менеджеру необходимы хорошие политические и организационные навыки.

MQ: коэффициент менеджерского развития

Настало время признать, что настоящие менеджеры «трехмерны». Помимо IQ и EQ им нужен высокий PQ. Если и существует формула успеха в менеджменте, то она может выглядеть так:

где MQ – коэффициент менеджерского интеллекта (management quotient).

Для повышения MQ необходимо развивать IQ, EQ и PQ. Формулу успеха легко сформулировать, но сложно реализовать. MQ (рис. 1) связан с практикой, а не с теорией менеджмента. Эта книга показывает, как использовать MQ для определения:

Уровня собственного менеджерского потенциала;

Способностей членов команды и возможности оказания им помощи в совершенствовании;

Основных навыков, необходимых для успеха с последующей их разработкой; правил выживания и достижения успеха в вашей организации.


Рис. 1. Компоненты MQ


Существует множество способов применить формулу MQ и добиться успеха или потерпеть поражение. Каждый человек развивает и применяет IQ, EQ и PQ по-своему, в зависимости от ситуации. Каждый человек обладает уникальным стилем управления, как и ДНК. В этой книге вы не найдете способа производства менеджерских клонов. Вы заслуживаете большего. Мы предлагаем основные принципы и инструменты, которые помогут вам понять и решить типичные проблемы менеджмента.

Одни люди воспринимают основные принципы как тюрьму: они применяют одну и ту же формулу к каждой ситуации. Другие используют принципы как фундамент для выстраивания собственного, уникального стиля управления. Эта книга, основанная на тысячелетнем опыте практикующих менеджеров, помогает адаптировать инструменты и основные принципы, рассказывая не только о теории, но и о реальной эффективности или неэффективности (что важнее) тех или иных методов. Все мы учимся на опыте – положительном и отрицательном. С помощью этой книги вы сможете развивать свой MQ, чтобы преуспеть, – на собственных условиях.

Глава 1
IQ-способности: проблемы, задачи и деньги

Быть умным менеджером еще не означает быть интеллектуалом. Блестящие ученые редко становятся прекрасными менеджерами. И наоборот, многие замечательные предприниматели сегодня не стали тратить деньги и время на MBA с его конформистским мышлением: например, Билл Гейтс, Уоррен Баффетт, Ричард Бренсон и Стив Джобс.

Спрашивать самых успешных менеджеров о том, что делает их самыми успешными, – то же самое, что упражняться в лести и заискивании. Это приводит лишь к банальным ответам и самолюбованию. Я попытался и понял, что не стоит этим заниматься. В основном менеджеры говорят об «опыте» и «интуиции». А это совершенно бесполезно. Интуиции невозможно научиться. А опыт – это способ держать помощников менеджеров на должности помощников, пока у них не появится достаточно седых волос для вступления в клуб менеджеров. Мне пришлось пойти другим путем, чтобы выяснить, как мыслят менеджеры. Я решил наблюдать за их работой.

Наблюдать за тем, как люди работают, всегда намного приятнее, чем делать это самому.

Каждый человек уникален и каждый день уникален.

Некоторые предпочитают личное общение, а не переписку по электронной почте; некоторые дни перегружены важными встречами, некоторые люди работают больше, а некоторые меньше. Но если убрать все эти отличия, можно выделить нечто общее дня менеджеров:

Сильная фрагментация времени;

Одновременная работа над несколькими задачами;

Управление разными группами людей и конкурирующими проектами;

Непрерывный поток новой информации, требующей ответной реакции, изменений, адаптации;

Недостаток времени на то, чтобы поработать одному.

Есть пример, знакомый большинству менеджеров, – пытаться жонглировать мячами и при этом бежать стометровку, не уронив ни одного мяча. Это мир, в котором легко быть занятым, но очень сложно чего-то добиться. Активность не гарантирует успеха. Сегодня перед менеджерами стоит задача добиться наибольших результатов с наименьшими усилиями. Сделаем небольшую паузу и подумаем, что отсутствует в привычном распорядке дня менеджера:

Принятие решений с помощью формальных методов, таких, как байесовский анализ и дерево решений;

Решение проблем после глубоких размышлений в одиночестве или в результате работы в группе с применением формальных методов решения проблем;

Формальный стратегический анализ бизнеса.

Многие методы MBA примечательны тем, что отсутствуют в повседневной практике большинства менеджеров: пропала организационная и стратегическая теория; финансовые и бухгалтерские инструменты связаны только с финансами и бухгалтерией; маркетинг остается совершенно таинственной областью для сотрудников отдела производства и IT.

То, что большинство менеджеров не используют эти инструменты в своей работе, не умаляет их значимости. Их можно использовать аккуратно, в самые критические моменты. Большинству организаций не удалось бы долго просуществовать, если бы все их менеджеры постоянно занимались стратегическим исследованием бизнеса. Но хороший стратегический анализ, который генеральный директор проводит раз в пять лет, может преобразить компанию.

Итак, поиски принципов мышления менеджеров зашли в тупик в вихре деятельности, которая заполняет их типичный день. Похоже, успешным менеджерам не нужно быть великими интеллектуалами и владеть стандартными интеллектуальными и аналитическими инструментами, которые предлагаются в соответствующей литературе и на специальных курсах. Но надо быть очень смелым человеком, чтобы обвинить Билла Гейтса и Ричарда Бренсона в тупости. Все лидеры и менеджеры, с которыми мы беседовали, были достаточно умны, чтобы добиться власти и влияния. Они умны, но не в традиционном, школьном понимании. Менеджерский интеллект отличается от научного.

Мы решили копнуть поглубже, нарушив золотое правило: «Если оказался в яме, хватит копать». Надеюсь, мы не выкопали себе яму. Мы просто стремимся «откопать» основные принципы мышления менеджеров. И в итоге мы нашли эти основополагающие принципы, о которых и пойдет речь в этой главе, каковые может освоить любой менеджер.

1. Начать с конца: сосредоточиться на итогах.

2. Добиться результатов: работа и понимание.

3. Принимать решения: быстро развивать интуицию.

4. Решать проблемы: методы, схемы и инструменты.

5. Стратегическое мышление: основы, особенности и классический подход.

6. Определить бюджет: политика достижения цели.

7. Управлять бюджетом: ежегодная битва.

8. Управлять издержками: с минимальными затратами.

9. Электронные таблицы и расчеты: предположения, а не математика.

10. Знать свои данные: манипуляции цифрами.

Если бы мы были точны и скрупулезны, не все эти навыки вошли бы в главу об IQ-менеджменте. Но за кажущейся беспорядочностью скрывается определенный метод. Сосредоточенность на итогах и достижении результатов вошли в эту главу потому, что эти принципы лежат в основе эффективного менеджмента. Эффективный менеджер руководствуется стремлением к результатам и достижению цели. Это формирует определенный стиль мышления – очень прагматичный, стремительный и совершенно непохожий на те, которые описывают в книгах и изучают в институтах. Главное – достижения, а не активность.

Принятие решений, решение проблем и стратегическое мышление – классические IQ-способности. Существует огромная разница между тем, как учебники рекомендуют мыслить менеджерам, и тем, как они думают на самом деле. Учебники ищут идеальный ответ. Но идеальное решение – враг практического решения. Поиски идеала приводят к бездействию. Практические решения приводят к тому, что требуется хорошим менеджерам, – к действию. Для многих менеджеров настоящей проблемой является не поиск ответа, а формулировка вопроса. На самом деле успешные менеджеры тратят гораздо больше времени на поиски вопроса, чем на поиски прагматичного ответа.

Определение бюджета, управление бюджетом и расходами, подготовка расчетных документов и знание цифр можно назвать FQ – коэффициентом финансового интеллекта (financial quotient). Мы считали, что финансы и бухгалтерия на 100 процентов относятся к IQ-навыкам. И оказались на 100 процентов неправы. В теории управление финансами – объективное и интеллектуальное занятие, в котором есть два вида ответов – правильные и неправильные: либо все сходится, либо не сходится. Но для менеджеров интеллектуальная задача – лишь малая часть реальной задачи. Основная задача не касается интеллектуальных способностей: она политическая. Большинство финансовых обсуждений и переговоров представляют собой политические дискуссии о деньгах, власти, ресурсах, обязательствах и ожиданиях. Во многом финансовый менеджмент относится к главе, посвященной PQ (политическому интеллекту). Из уважения к теории финансов мы включили его в главу об IQ.

В дальнейших разделах мы отдадим должное теории. Она не лишена пользы: хорошая теория создает основу для структурирования и понимания неструктурированных и сложных вопросов. Однако основное внимание следует уделить практической стороне развития и применения IQ-способностей.

Теория вероятности Байеса – одна из основных теорем элементарной теории вероятностей, которая определяет вероятность того, что произошло какое-либо событие (гипотеза), имея на руках лишь косвенные тому подтверждения (данные), которые могут быть неточны.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png