Судьбы героев пьесы "На дне" Горького

В пьесе “ На дне” Горький показал нам жизнь босяков, которые потеряли: собственные имена, духовные ценности, жизненные ориентиры. Лишь один из героев пьесы –содержатель ночлежки - имеет имя, отчество и фамилию. Другие имеют только имя или кличку. Уже афиша дает нам представление о том, какое социальное положение занимали герои пьесы до падения “на дно”. В перечне действующих лиц, представлены семнадцать героев, Лишь единицы из них имеют работу (слесарь, полицейский), а большинство только возраст, Я хочу подробнее остановиться на судьбе Актера.

Только один раз в пьесе упоминается настоящая фамилия Актера-Сверчков-Заволжский. Первая часть фамилии – нечто маленькое, незаметное, боящееся оказаться на виду. Заволжский – что-то широкое, великое. Его судьбу можно разделить на две части до и после потери фамилии, Для первой части подходит Сверчков, а для второй Заволжский.

По некоторым высказываниям мы можем догадаться о прошлом Актёра. Он говорит: “Гамлет – хорошая вещь… Я играл в ней могильщика”. Эта роль – второго плана, которая не требует особого актёрского дара. Был ли у Актёра талант? Мне думается, он был талантливым актёром. Видимо, был такой момент, когда он не смог “прорваться”, и это его надломило. Актёр говорит: “Талант – это вера в себя, в свою силу”. У него не хватило веры в свои собственные силы, а без этого невозможно достичь успеха. Актёру надо было собрать силу воли в кулак, чтобы “подняться” после первой неудачи и вновь пойти на штурм актёрских вершин. Вместо того чтобы сделать это, он стал заливать свои неудачи водкой. Постепенно Актёр теряет то хорошее, что в нём было. Затем теряет и своё собственное имя, которое заменяет кличка. Среди обитателей ночлежки он считает себя представителем творческой интеллигенции: вытирать пыль не для него. После того как Лука поведал ему о лечебнице, в которой можно излечиться от алкоголизма, Актёр, как мне показалось, заразился этой идеей. Тогда почему же он не воплотил её в жизнь? Я думаю, что у него не было уже моральных сил, чтобы выбраться из той ямы, в которую он попал. Для этого ему необходима была ещё и поддержка. Но разве кто-либо из обитателей ночлежки мог её оказать? Нет. Именно поэтому Актёр скоро удавится. Он просто не мог продолжать так жить. Ему было необходимо выбрать: или жить по-человечески, или не жить вовсе. Первое он не мог воплотить в жизнь, поэтому выбрал второе...

Трагическая судьба Актёра типична: человек, потерпевший неудачу в профессиональной деятельности, в личной жизни часто ломается, катится по наклонной плоскости, становится алкоголиком и бомжем. По инерции он продолжает считать себя тем, кем был до падения: актёром, поэтом, художником и даже бароном. В своих неудачах такие люди обвиняют весь белый свет, только не себя. Продолжая опускаться всё ниже и ниже, они предаются мечтам вернуться в прошлую жизнь, не прилагая для этого никаких усилий. И лишь те немногие, для которых афоризм: “Человек – это звучит гордо!” становится жизненной установкой, способны найти в себе силы выбраться со дна жизни.

Вводный урок по пьесе Горького «На дне».

Знакомство с героями. Конфликт и проблематика». Анализ 1-го действия.

Цели урока :

образовательные : способствовать развитию познавательного интереса к творчеству Горького; развивать умение внимательного прочтения списка действующих лиц в драматическом произведении; воспитывать внимание к слову; способствовать освоению новых форм поиска обработки и анализа информации; организовать деятельность учащихся по выявлению прогностической силы пьесы Горького в сопоставлении с другими произведениями;

развивающие : способствовать формированию у старшеклассников коммуникативной компетентности; создать условия для развития креативности на уроке; использовать приёмы педагогической техники для повышения мотивации с последующим развитием познавательной деятельности; закрепить умение анализировать, исследовать и оценивать художественное произведение и его героев;

воспитательные : приобщить учащихся к нравственным ценностям; способствовать формированию чувства коллективного сотрудничества и гражданской ответственности.

Оборудование:

Проектор (презентация к уроку, слайды);

Портрет М. Горького;

Иллюстрации к роману;

Таблица: характеристика героев;

Тип урока : работа по новой теме с комплексным применением знаний учащихся, урок-размышление (беседа по вопросам, ассоциативное мышление, заполнение таблицы о героях, выписка цитат-афоризмов).

Словарь: драма, пьеса, конфликт, полилог.

Методические приёмы:

Исследование афиши: (название пьесы, значение имён, профессий, возрастов героев; прототипы героев);

Осмысление названия произведения «На дне», работа со словом;

Заполнение таблицы: цитаты о героях, особенности языка;- выразительное чтение по ролям 1-го действия.

Учебник: «Русская литература XX-века» под редакцией Ю.И. Лыссого

Основной вопрос, который

я хотел поставить в пьесе

«На дне», - это что лучше:

Истина или сострадание?

М Горький

Горький нагромоздил гору

величайших страданий...

и объединил жгучим стремлением

к правде и справедливости.

Л. Андреев о пьесе «На дне»

Ход урока

Оргмомент. Сообщение темы урока: «Изучение философской драмы о назначении и возможностях Человека, о сути человеческого отношения к Человеку». Обращение к эпиграфам урока, комментирование их.

Повторение . Драматические произведения. В чём состоит своеобразие драмы? Почему это самый сложный для восприятия род искусства?

Ответы учеников.

Драма (греч . - "действие") - самый действенный род литературы. Она предназначена для постановки на сцене. Поэтому драматург не может в отличие от автора эпического произведения прямо выразить свою позицию - исключения составляют лишь авторские ремарки, которые предназначены для читателя или актёра, но которых не увидит зритель. Драматург ещё и ограничен в объёме произведения (спектакль может идти два-три часа) и в числе действующих лиц (все они должны поместиться на сцене и успеть реализовать себя).

Учитель . Поэтому в драме особая нагрузка ложится на конфликт - острое столкновение между героями по очень значимому для них поводу. В ином случае герои просто не смогут реализовать себя в ограниченном объёме драмы и сценического пространства. Драматург завязывает такой узел, при распутывании которого человек показывает себя со всех сторон. При этом в драме не может быть лишних героев - все герои должны быть включены в конфликт.

Прежде чем приступить к изучению пьесы объясните вашу ассоциацию на слово «дно».

Варианты ответов учеников: дно – это мусор, яма, отбросы общества, падение, банкротство, безысходность.

Учитель: а что значит оказаться на «дне»?

Ученики: быть бесправным, ничего не делать, не работать, стать нищим.

Учитель: Горький писал эту пьесу в начале прошлого века. Изменилось ли что-нибудь?

Ученики : практически нет. Существуют ночлежки, нищие, бездомные.

Учитель: таким образом, тема, которую определил автор, до сих пор актуальна.

А сейчас задержимся на афише, познакомимся с действующими лицами. Наличие конфликта обозначено уже в названии пьесы и афише.

Проектор:

  • Горький отверг первоначальные названия пьесы - «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни».
  • Решающее слово о выборе названия «На дне» принадлежало Л. Н. Андрееву.
  • . 18 декабря 1902 года состоялась премьера пьесы Горького «На дне».
  • Зрители впервые увидели на сцене страшный мир «бывших людей», босяков.

Учитель добавляет: напряжённая тишина, прерываемая временами то рыданиями, то гневными выкриками свидетельствовала о том, как был потрясён зал...Каждая реплика о «волчьей жизни», о том, что «работы нет, хлеба нет», что «бьют для порядка», вызывала такую неистовую реакцию зрителей, что Немирович-Данченко шептал из-за кулис актёрам, чтобы те играли «полегче». Он опасался, что полиция не даст закончить спектакль.

  • Чем могло привлечь зрителей название пьесы?

"Дном" называли Хитров рынок. Каждый интеллигентный человек должен быть с этим знаком, считал Горький. Конфликт , несомненно, уже обозначен в названии. Ведь сам факт существования "дна" жизни предполагает и наличие "верхнего течения", к которому стремятся персонажи.

Вопрос : Почему одни действующие лица названы только по фамилии,

другие - по имени, третьи - полностью, с указанием рода занятий?

  • Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на "дне" жизни, в ночлежке.

Прототипы героев

  • Как указывал сам Горький, он наблюдал прототипы героев в Нижнем Новгороде. Почти у каждого героя был свой прототип:
  • артист Колосовский-Соколовский послужил прототипом Актера;
  • Бубнова Горький писал не только со своего знакомого босяка, но и с одного интеллигента, своего учителя;
  • В Нижнем Новгороде, да и в других местах, Горький видел много странников, так что у писателя накопился огромный материал для создания образа Луки.
  • Сатин также писался с конкретного человека.
    Герои пьесы “На дне” получились обобщенными, собирательными образами, хотя они, без сомнения, типичны, они знакомы и близки Горькому.

Поговорим об именах, фамилиях

Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилией ЛУКА?

Один из евангелистов, Горький даёт ему имя, которое ему дорого. (Газета "Московские ведомости", 23.12.1902 г.: "Этот странник вошёл в подвал, как луч яркого солнца, осветив в нём всё дурное... и... пробудив к жизни ростки добра".)

Имя Лука происходит от слова "лукавый". Именно таким видят старика и современники Горького (Д.Мережковский: "Религия старца лукавого есть религия лжи").

В Красноярске жил современник М.Горького архиепископ Лука (1877-1961). Это был известный священник и хирург, человек, достойный уважения. Безусловно, он был известен Горькому. Красноярский архиепископ Лука провёл двенадцать лет в сталинских лагерях. В октябре 2002 года в честь 125-летия со дня его рождения в Красноярске был открыт памятник. Священник и хирург в ватнике - таким увидел его скульптор.

Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилией Сатин?

  • Сатин - в этом имени звучание слова "сатана". Но какое испытание придумает он? Может быть, Сатин испытывает человека возможностью новой веры?

О чём говорит род занятий действующих лиц?

Клещ - слесарь,

Квашня - торговка пельменями,

Алёшка - сапожник,

Кривой Зоб и Татарин - ключники.

Ответы: Всё это нужные профессии, то есть эти люди могут зарабатывать себе на жизнь. Но они не работают. В этом тоже угадывается социальный конфликт. Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на "дне" жизни, в ночлежке.

Частью социального конфликта является и любовный конфликт (он обозначен в афише разницей в возрасте супругов Костылёвых, присутствием девушки с нежным именем Наташа).

Понятно, что здесь, в условиях "дна", самые возвышенные чувства не принесут счастья.

Обратимся к героям. Каков возраст ночлежников? О чём это говорит?

Клещу и Квашне по 40 лет, Анне - 30, Бубнову - 45. Это самый работоспособный возраст. А ещё это возраст, в котором человек уже должен сложиться, что-то иметь за плечами. Но эти люди - в ночлежке, они не имеют ничего.

Барону 33 года. Это возраст Иисуса Христа. Почему Горький (а мы знаем, что у большого художника ничего не бывает случайным) даёт возраст Христа одному из нелюбимых героев с прозвищем Барон? Возможно, анализируя пьесу, раскрывая образ героя, мы ответим на этот вопрос.

Учитель: прежде чем приступить к чтению по ролям 1-го действия, попрошу дать краткую информацию о героях. (Индивидуальные сообщения) Учащиеся заполняют таблицу о героях, дома работу продолжат, сделают выводы и сдадут после изучения произведения.

Таблица-исследование судьбы героев в пьесе Горького «На дне».

Знакомство с героями. Клещ.

  • Всего полгода находится в ночлежке.
  • Ему, рабочему человеку, больнее всего сознавать, что он обречён жить среди людей, находящихся без труда.
  • Клещ живёт одним стремлением вырваться на поверхность.
  • В 1-м акте - два раза ремарка "угрюмо". Это самая мрачная фигура. Он трезво смотрит на жизнь и угрюмо перед собой.
  • Трагична его судьба, т.к. в конце пьесы он примиряется с жизнью: «Работы нет... силы нет! Пристанища нету. Издыхать надо...»

Актёр.

  • В прошлом интеллигентный человек, артист. Он добр, отзывчив.
  • Поэтическая натура Актёра сталкивается с грубостью, пошлостью ночлежников.
  • на данное время пьяница, постоянно вспоминающий своё актёрское прошлое. Он безобиден, никому не делает зла, помогает Анне, жалеет её. Цитирование им классических произведений говорит в пользу героя.
  • Он предпочитает одиночество, общество самого себя, вернее, своих дум, мечтаний, воспоминаний. Характерны ремарки к его репликам: "помолчав", "вдруг как бы проснувшись".
  • У него нет имени (его звали Сверчков-Заволжский, но "никто этого не знает"). Как утопающий, он хватается за любую соломинку, если она создаёт иллюзию этого имени, индивидуальности. "Мой организм отравлен алкоголем". Ремарка "с гордостью" многое объясняет: вот и у меня есть то, чего нет у других.

Бубнов.

  • Дошёл до «мёртвой точки» падения, окончательно раздавлен жизнью.
  • Груб, циничен. На просьбу умирающей Анны прекратить крики брань спокойно отвечает: «Шум – смерти не помеха».
  • Безразличен к судьбе товарищей. Равнодушие его проявляется в момент смерти Анны. «Кашлять перестала»,-говорит он.
  • Когда-то имел мастерскую...пропил.
  • «Ленив я. Страсть как работать не люблю».
  • С первых реплик проявляется тугодумие, равнодушие.

Барон

  • Потомок богатых и знатных вельмож, но в ночлежке опустился ниже всех. В этом человеке нет ни одного светлого человеческого качества.
  • Он ещё молод, ему 33 года, но живёт за счёт Насти, подкармливает его Квашня. Настю обзывает «дура», «шлюха», «мразь» - и тут же спешит мириться, цинично объясняя: «Не помиришься – на выпивку не даст».
  • «Пропащая душа, пустой человек»,-говорят о нём босяки.

Васька Пепел .

  • Богатырь по своей силе и душевной щедрости;
  • Полон протеста против против «волчьей жизни», со зла на нёё стал вором;
  • Ворует не из жадности. Ему, сильному человеку, праздная жизнь скучна;
  • Всей душой тянется к чистому, поэтому полюбил честную Наташу.

Настя.

  • В 1-м акте появляется с романом "Роковая любовь". (Газеты писали, что такие бульварные романы составляли традиционную "культуру" городской проститутки.)
  • Она уже нашла "возвышающий обман" до прихода Луки.

Сатин.

  • Появляется не со словами, а с рычанием. Его первая реплика говорит о том, что он карточный шулер и пьяница.
  • Он когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком.
  • Оказался здесь потому, что убил негодяя.
  • Отсидел в тюрьме 4 года, научился играть в карты.
  • Он произносит непонятные для окружающих слова. Органон в переводе означает "орудие", "орган знания", "разум". (Может быть, Сатин имеет в виду, что отравлен не человеческий организм, а сама разумность жизни.) Сикамбр - это древнегерманское племя, означает "тёмный человек". В этих словах чувствуется превосходство Сатина над остальными ночлежниками.
  • В его монологе звучит горьковская мечта о преобразовании жизни.
  • Монолог о Человеке: «Человек! Это – великолепно. Это звучит...гордо!»

Лука.

  • Появляется со словами: «Доброго здоровья, народ честной. На вопрос Василисы: «Ты кто такой? – отвечает: «Проходящий...странствующий».
  • Известно, что ему довелось «попробовать» Сибири.
  • В ночлежке старается каждого вызвать на откровенный разговор, готов дать совет.
  • Для каждого находит ласковое слово, утешение.

Но нуждаются ли в этом обитатели ночлежки? Ответим на этот вопрос позже.

Чтение 1-го действия по ролям. На проекторе текст.

(в драме важно появление героев, их первые реплики).

Действие 1-го акта предваряется подробным описанием подвала. Автору хотелось ввести зрителя именно в этот подвал. Он похож на пещеру. Но это дом ночлежников, они привязаны к своему жилищу. От другого мира веет холодом. "Озяб", - говорит Бубнов, холодно Алёшке, Клещу.

Перед учащимися поставлена задача: при чтении передать интонацией характер своего героя.

Выводы после чтения.

В 1-м акте мы встретились со всеми героями пьесы. Эти люди в большинстве своём равнодушны друг к другу, часто не слышат, что говорят другие, не пытаются понять. В 1-м акте говорят все персонажи, но каждый, почти не слушая других, - о своём.

Взаимоотчуждение постояльцев ночлежки Костылёва, атмосферу духовного разобщения людей автор передаёт в оригинальной форме полилога. (Полилог - форма речевой организации в драме, совмещение реплик всех участников сцены.) Герои сознательно разрознены Горьким - каждый говорит о своём. О чём бы ни начал говорить герой пьесы, он всё равно заговорит о том, что болит. В речи персонажей есть слова, фразы, имеющие символическое значение. (Бубнов: "А ниточки-то гнилые..."; Бубнов - Насте: "Ты везде лишняя".) Этими словами раскрывается "подтекстовый смысл": мнимость связей, ненужность этих людей.

Несмотря на обилие реплик, действие 1-го акта замедленное, "сонное". Развитие конфликта начинается с появления Луки.

Основная проблематика пьесы: что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?

Учитель: это домашнее задание, ответить устно, опираясь на текст, образы Сатина и Луки, приводя цитат (заполнить таблицу).

Рефлексия: составить синквейн по теме урока.


«На дне» — сцены М. Горького. Пьеса написана в 1902 г. Первая публикация: издательство Мархлевского (Мюнхен) без указания года, под названием «На дне жизни» (в продажу поступила в конце декабря 1902 г.). Окончательное название «На дне» впервые появилось на афишах Московского Художественного театра. Публикуя пьесу, Горький не дал ей никакого жанрового определения. На афише МХТ жанр был обозначен как «сцены».

Пьеса отличается нетрадиционной, повышенной «идеологичностью», которая стала источником страстного драматизма. «Дно», выступая в различных значениях этого слова (социального низа, «глубины души», глубины понятий и нравственного падения), представлено в ней как экспериментальное пространство, в котором рассматривается человек «как он есть». Действующие лица заново пересматривают отношения «правды» и «лжи» применительно к человеку, смыслу жизни и смерти, вере и религии. Парадокс философской драмы Горького заключается в том, что о «последних» вопросах бытия рассуждают исторгнутые из общества подонки — в буквальном смысле слова. Освобожденные от «социальных одежд», иллюзий и критериев, они являются на сцену в своей сущностной наготе («Здесь господ нету... все слиняло, один голый человек остался»), являются, чтобы сказать обществу свое «нет».

Доморощенные ницшеанцы, горьковские ночлежники выступают подлинными отрицателями всех ценностей, идей и представлений, признаваемых обществом. В связи с этим Л.Н. Толстой отозвался об обитателях горьковской ночлежки как о «вселенском соборе умников». В.И. Немирович-Данченко писал о фигурах, дразнящих «презрением к вашей чистоплотности, <...> свободным и смелым разрешением всех ваших «проклятых вопросов». К.С. Станиславского восхищала в пьесе «атмосфера романтики и своеобразной дикой красоты».

В пьесе «На дне» Горький децентрализовал интригу и отказался от главного героя, найдя новое единство, объединяющее пестроту характеров, лиц, типажей. В основу сценического характера автор положил жизненную философию героя, его основную мировоззренческую установку. Перемещая центр действия от одного «минутного героя» (И.Ф. Анненский) к другому, Горький придал пьесе «На дне» не столько сюжетное, сколько идейное единство. Нерв драмы — в обнажении позиций действующих лиц, яростно защищающих свое понимание жизни. «Я» героя раскрывается как соответствие поведения — убеждению, страстно отстаиваемого в диалогах. Заряд защиты своего «я» таков, что любой спор способен вылиться в скандал, драку, поножовщину. «Равенство в нищете» подвигает героев на отстаивание собственной индивидуальной неповторимости, непохожести на остальных.

Спившийся Актер не устает подчеркивать, что у него «весь организм отравлен алкоголем» и при всяком удобном случае напоминает о своем актерском прошлом. Проститутка Настя яростно защищает свое право на «роковую любовь», вычитанную из бульварных романов. Барон, ставший ее сутенером, не прочь вспомнить о «каретах с гербами» и «кофе со сливками» по утрам. Бывший скорняк Бубнов последовательно и упрямо утверждает, что «снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется...», и готов презирать любого, кто мыслит иначе. Сапожник Алешка не желает, чтобы им командовали и в свои двадцать лет бьется в пьяной истерике: «...ничего не желаю! <...> На, ешь меня! А я — ничего не хочу!» Бесперспективность существования — мета «дна», отмечающая эту разнородную массу людей общностью судьбы. С особенной силой она выявляется в судьбах умирающей Анны и Наташи, которая все «ждет и ждет чего-то», мечтая о человеке, который выведет ее отсюда. Даже хозяин ночлежки Костылев и его жена Василиса («зверь-баба»), околоточный надзиратель Медведев — тоже люди «дна», обладающие весьма относительной властью над его обитателями.

Идеологом свободного «дна» выступает шулер Сатин, с презрением говорящий о всем том, что ценится людьми «приличного общества». Ему «надоели все человеческие слова» — стертые, пустые оболочки с выветрившимся содержанием. Его легкость отношения к жизни вызвана в значительной мере тем, что он бесстрашно пересек линию, разделяющую «да» и «нет», и свободно расположился «по ту сторону» добра и зла. Живописность облика, артистизм натуры, прихотливая изощренность логики, афористичность высказываний говорят о любовном отношении автора к этому образу — источнику всепроникающего антибуржуазного пафоса пьесы.

Взрывает привычную инерцию существования, провоцирует обитателей «дна» на самораскрытие, подталкивает их к действию — Лука, «старец лукавый»,(имя которого парадоксально вызывает в памяти и образ евангелиста Луки и эпитет дьявола — «лукавый»). Мысль о необходимости веры для человека — центральная в образе. Вопрос о действительном соотношении неприкрашенной, «голой» правды и «подрумянивающей» реальность лжи, он подменил проблемой «веры». Обитателей ночлежки Лука активно убеждает верить и действовать в соответствии с тем, во что смог, сумел поверить: Анну — в потустороннюю встречу с добрым и ласковым Богом; Актера — в существование бесплатных лечебниц для алкоголиков; Ваську Пепла — в хорошую, счастливую жизнь в Сибири; Наташу — в «хорошесть» Васьки. Настю он уверяет, что была у нее настоящая любовь, а Сатину советует идти к «бегунам». Свой парадоксальный, полный двусмысленности «символ веры» странник формулирует, отвечая на вопрос Васьки Пепла «Есть ли Бог?»: «Коли веришь, - есть; не веришь, нет... Во что веришь, то и есть...». В мировоззрении Луки вера выступает заменителем «окаянной», нестерпимой правды, которую не всякий человек может выдержать. Отводя вопрос о том, «что есть истина», он предлагает лечить душу — не правдой, а верой, не знанием, а действием. В зашифрованном виде эта мысль высказана им в хитрой сказочке о «праведной земле». Ответом на нее прозвучал монолог Сатина о «гордом человеке», в котором правда предназначается для «свободного человека», а ложь остается религией «рабов и хозяев».

Лука исчез из пьесы—«яко дым от лица огня», как «грешники от лица праведных», — ушел туда, где, по слухам, «веру новую открыли». А цепкие объятия «дна» задушили многих из тех, кого он так горячо убеждал «верить»: пропали Наташа, Васька Пепел, потерял надежду выбраться Клещ, повесился Актер. Люди «дна», свободные ото всего — от Бога, от других людей, от общества в целом, от собственного прошлого и от мысли о будущем — вольны «пропадать» и дальше. «Дно» — это не то, что жизнь сделала с людьми; «дно» — это то, что люди сделали (и продолжают делать) с собой и друг с другом — последний горький вывод драмы.

Премьера пьесы состоялась 18 декабря 1902 г. в Московском Художественном театре. Постановка К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В главных ролях: Сатин — Станиславский, Лука — И.М. Москвин, Настя — О.Л. Книппер, Барон — В.И. Качалов, Наташа — М.Ф. Андреева. В январе 1904 г. пьеса была удостоена Грибоедовской премии, высшей для драматургов награды. Спектакль МХАТ не сходил со сцены более полувека, пережив три революции и две мировые войны. Наиболее значительные другие постановки: М. Рейнгардта (1903 г., «Малый театр», Берлин); Люнье-По (1905 г., «Творчество», Париж); Г.Б. Волчек (1970 г., «Современник», Москва); Р. Оссейна (1971 г., Драматический театр, Реймс); А.В. Эфроса (1984 г., Театр на Таганке, Москва); Г.А. Товстоногова (1987, БДТ имени М.Горького, Ленинград).

В школьные годы многим, наверное, довелось познакомиться с произведением уважаемого русского писателя Максима Горького – пьесой “На дне” , без прикрас описывающей всем нам привычные архетипы людей, живущих в российских реалиях.

Несмотря на то, что прошло более века с момента издания драмы, ситуации, которые она затрагивает, остаются актуальными и сейчас.

В этой статье мы детально проанализируем образ персонажа Луки из этой пьесы, ознакомимся с его высказываниями и поговорим об отношении к нему других героев произведения.

Откуда появился странник

не раскрывает тайну происхождения Луки, лишь мимолётно говорится о его скитальческой жизни. У странника нет ни родины, ни хоть какого-то определённого места жительства. Сам он говорит об этом так: “Старику где тепло, там и родина”.

Жители ночлежника также не интересуются прошлым старика, они озабочены своими проблемами и попытками “выйти в люди” , а не влачить существование “на дне” весь остаток жизни.

Анализ характеристик персонажа

Лука предстаёт перед нами в образе мягкосердечного старца , проповедующего добро, любовь, жалость и волю человека творить свою жизнь так, как велит сердце.

От героя прямо-таки исходит аура миролюбивости и понимания, что, безусловно, располагает к нему персонажей пьесы, заставляя их поверить в то, что будущее небезнадёжно и есть шанс исправить своё социальное положение, исполнить мечты и желания.

К каждому, кто волей-неволей оказался в ночлежнике, Лука подбирает нужные слова , каждому даёт надежду и побуждает верить в свои грёзы, какими бы смешными они ни казались себе и окружающим.

Но как бы сладко и утешительно ни звучали слова странника, они были лишь пустыми звуками , отвлекающими ночлежников от житейских невзгод, а не реальной поддержкой, дающей силы выбраться из нищеты и бесславия.

Тем не менее Лука не лжец, он всего лишь искренне жалеет окружающих и подбадривает их, даже если это абсолютно бессмысленно и бесполезно.

Отношения Луки с другими героями пьесы “На дне”

Персонажи относятся к старцу двояко:

  • одни (вор Васька Пепел, Актёр, Анна, Настя, Наташа ) с облегчением рассказывают ему о своей жизни, исповедуются и получают в ответ необходимую жалость, сочувствие и успокаивающие высказывания;
  • другие (картузник Бубнов, Сатин, Барон, Клещ ) не слишком доверяют незнакомцу и разговаривают с ним кратко и скептически.

Одно можно сказать наверняка – никто не остался равнодушным к появлению такой неординарной личности в таком грязном и обречённом месте.

После внезапного исчезновения странника судьба некоторых персонажей кардинально изменилась. Жена слесаря Клеща, Анна, скончалась от туберкулёза, Актёр не смог смириться с безысходностью своей жизни и повесился, Васька Пепел из-за случайного убийства отправился на каторгу в Сибирь, его мечтам о честной жизни с Наташей пришёл конец. Остальные герои продолжали коротать свой срок в ночлежке, но при этом начали задумываться о смысле своего существования, своих поступков и проблемах окружающих.

Притча о праведной земле

Притча Луки рассказывает нам о человеке, который терпел все лишения и страдания земной жизни, веря, что существует праведная земля , где люди живут в прекрасных отношениях, оказывают друг другу помощь и никогда не лгут. Однажды он пошёл к местному знакомому учёному и попросил его показать праведную землю на географической карте. Тот пытался найти искомое, но так и не смог. Тогда человек разозлился, ударил учёного, а затем отправился домой и удавился.

Эта притча будто предопределила роковую судьбу нескольких персонажей – смерть Анны и Актёра, тюремное заключение вора Васьки. Они верили в то, что для них найдётся своя праведная земля, что возможно выбраться из дна, бедности, но этого не произошло. Лука вскоре ушёл, а вместе с ним ушла и надежда, согревающая героев пьесы.

Цитаты

Пьеса “На дне” богата глубокомысленными фразами и высказываниями персонажей, но, пожалуй, самые значимые из них – слова старца Луки.

Вот несколько его цитат, сделать анализ и поразмышлять над которыми стоит каждому прочитавшему пьесу “На дне” Горького:

“А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрёшь…”

“Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – чёрненькие, все – прыгают…”

“Ты, девушка, не обижайся… ничего! Где тут, куда нам – мёртвых жалеть? Э, милая! Живых не жалеем… сами себя пожалеть-то не можем… где тут!”

“Вот, значит, помрёшь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться нечего!”

“…не в слове – дело, а – почему слово говорится? – вот в чём дело!”

Итог

Образ скитальца Луки у Максима Горького получился очень многогранным и отражающим главные философские вопросы о жизни, любви, принципах и приоритетах человека.

Да и не только Луки – все персонажи так или иначе отражают тех, кто встречается нам в реальной жизни.

Писателю удалось отразить в своём произведении занимательные философские и психологические идеи:

Всё вышеперечисленное немаловажно для верного понимания произведения и просто ситуаций, происходящих с людьми вокруг нас, учит сочувствовать и правильно расставлять жизненные приоритеты.

Горький знал мир «бывших людей» не понаслышке. «Когда я писал Бубнова, я видел перед собой не только знакомого “босяка”, но и одного из интеллигентов, моего учителя. Сатин - дворянин, почтово-телеграфный чиновник, отбыл четыре года тюрьмы за убийство, алкоголик и скандалист, тоже имел “двойника” - это был брат одного из крупных революционеров, который кончил самоубийством, сидя в тюрьме». Раскрывая характеры обитателей ночлежки, писатель делает со-циально-философские обобщения.

В пьесе Горький поставил вопрос о судьбе людей, отверженных обществом. Писатель не сразу нашёл название своей пьесе. Сначала она называлась «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни» и, наконец, «На дне».

Перед читателем разыгрывается сразу несколько драм, и нет среди их участников ни одного человека, которому можно было бы дать однозначную характеристику. Все ночлежники осознают своё существование как ненормальное и мечтают выбраться со дна жизни. Между окружающей жизнью и героями пьесы во многом оборваны важнейшие связи: общественные, духовные, семейные, профессиональные. В то же время ничто не связывает между собой и самих ночлежников. Они случайно оказались в одном месте и, быть может, завтра же разойдутся в разные стороны и никогда друг о друге не вспомнят. Перед читателем предстает как бы «обнажённый» человек, лишённый тех внешних наслоений (культурных, профессиональных и др.), которые он неизбежно приобретает, живя в человеческом обществе. Как поведут себя эти люди? Как они будут строить свою жизнь? Кто и как им может помочь? Вот вопросы, которые интересуют Горького, читателей, зрителей.

Обратите внимание на описание подвала: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжёлые, каменные своды...» В подвале живут люди, которых сюда загнала судьба. Горький вводит в описание символику (некоторые исследователи называют её символикой ада): располагается ночлежка ниже уровня земли (свет падает «сверху вниз»); обитатели её ощущают себя «мертвецами», «грешниками». Если вспомнить песню, которую поют в подвале: «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно», то возникает ещё одно значение - тюрьма.

Кто же они, обитатели ночлежки? Бывший рабочий Клещ, его жена Анна, бывший актёр, бывший барон, а теперь все они люди без определённых занятий. Девица лёгкого поведения Настя, торговка пельменями Квашня, картузник Бубнов, сапожник Алёшка, крючник Кривой Зоб, Татарин, Сатин, сестра Василисы Наташа, старец Лука.

Герои пьесы - Актёр, Пепел, Настя - стремятся вырваться на волю со «дна» жизни, но бессильны что-либо изменить. У них возникает чувство безысходности и тяга к иллюзии, которая даёт им надежду на будущее. Когда же иллюзии исчезают, люди эти гибнут.

Владельцы ночлежки, Василиса и Костылёв, тоже в общем-то люди дна, но «выше» по социальному статусу, чем «жители» подвала. Ночлежники «находятся в вечной кабале у содержателей ночлежек», которые «так ставят дело, что человеку необходимо совершить преступление...» (М. Горький). Василиса злобно набрасывается на Настю: «Ты чего туг торчишь? Что рожа-то вспухла? Чего стоишь пнём? Мети пол!» Она способна из ревности ошпарить кипятком родную сестру, любовника использовать для расправы с ненавистным мужем... «Сколько в ней зверства, в бабе этой!» - говорит Бубнов. Представитель власти полицейский Медведев как бы узаконивает это: «Никого нельзя зря бить... бьют - для порядку...»

Пьеса «На дне» не только социальная, но и философская. Герои пьесы - фигуры колоритные, неповторимые, способные мечтать, размышлять, философствовать. По мнению Ю. Айхенваль-да, «они все - философы. Их у Горького целая академия. Большинство из них - бродяги, странники, беглецы - время проводят в обобщениях, в монотонной беседе отвлеченно-этиче-ского характера... только и говорят, что о правде, о душе, о совести».

О чём рассуждают герои пьесы? О вере, человеческом достоинстве, независимости, свободе, о самобытности человека, чести, совести, честности, правде, о равенстве, счастье, любви, таланте, законе, гордости, сострадании, жалости, покое, смерти... Эти темы в связи с самым важным для них вопросом: «Что такое человек, для чего он явился на землю и в чём смысл его жизни?»

Литературовед В.Ю. Троицкий отмечал, что «ночлежники иногда вспоминают и беседуют о вере, но чаще всего понимают её в обыденном смысле. Поглощённые нелегкой добычей хлеба насущного, обитатели “дна” в большинстве своём глубоко равнодушны ко всему вечному, святому, к Богу. <...> ...Все ночлежники живут “без солнца”, без истинной веры, без Бога. И это катастрофическое безверие усугубляет безысходность их положения».

В понимании ночлежников человеческое достоинство, независимость и свободу разделить невозможно. О какой свободе, независимости мечтает каждый из них? Василиса - освободиться от мужа, Клещ - от хозяев ночлежки. Квашня гордится, что она свободная женщина... Сатин «подводит итог»: «Человек - свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он - свободен!» О чём мечтают другие герои? Настя - о прекрасной, чистой, светлой любви; Актёр - о возвращении на сцену; Васька Пепел - о честной жизни. Но, говоря о человеческом достоинстве, они его попирают своим поведением, отношением друг к другу, словом... «Ты чего хрюкаешь?», «Врёшь!», «Козёл ты рыжий!», «Дура ты, Настька...», «Молчать, старая собака!», «Бродячие собаки», «Свиньи», «Звери», «Волки» - вот неполный набор обращений друг к другу характеристик. Почему это возможно? Потому что живут... без веры в Бога, в честь, совесть. «А куда они - честь, совесть?», «В совесть - я не верю», - говорит Пепел. Не верят и другие обитатели ночлежки.

Сатин и Лука.
Главные «философы» в пьесе - Сатин и Лука. Сатин, бесспорно, один из самых колоритных персонажей. Арестант и убийца, он даёт характеристику босякам: «тупы, как кирпичи», «скоты». Он лучше других понимает Луку, соглашается с ним, что люди «для лучшего живут», что правда связана с представлениями о человеке, которого нельзя принижать и обижать. В IV акте в начале своего монолога он защищает и одобряет Луку, но во второй части монолога вступает с ним в спор - исключает жалость к человеку, провозглашает гимн людям сильным, гордым: «Человек - свободен... он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за всё платит сам, и потому он - свободен!..»

Лука - утешитель страдающих. Он сострадает всем несчастным: утешает, обманывает, поддерживает иллюзии. Обращаясь к Пеплу, он спрашивает: «...чего тебе правда больно нужна... <...> На что самому себя убивать?» Этому персонажу принадлежит существенная композиционная и сюжетная роль в пьесе: он призван выявить сущность каждого, пробудить в людях лучшее.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png