Граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской Академии Наук. Начиная с автобиографической трилогии "Детство" (1852), "Отрочество" (1852 — 54), "Юность" (1855 — 57), исследование "текучести" внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий "неправду" сословных отношений, проходят через все его творчество. В повести "Казаки" (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея "Война и мир" (1863 — 69) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812 года, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном. исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее "роевым" сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе "Анна Каренина" (1873 — 77) — о трагедии женщины во власти разрушительной "преступной" страсти — Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев. Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности ("тайновидец плоти" — Д. С. Мережковский). С конца 1870-х годов переживает духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и "опрощения" (породившей движение "толстовства"), толстой приходит ко все более непримиримой критикеобщественного устройства — современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада "образованных классов": роман "Воскресение" (1889 — 99), повесть "Крейцерова соната" (1887 — 89), драмы "Живой труп" (1900, опубл. в 1911) и "Власть тьмы" (1887). Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести "Смерть Ивана Ильича", 1884 — 86; "Отец Сергий", 1890 — 98, опубл. в 1912; "Хаджи-Мурат", 1896 — 1904, опубл. в 1912). Публицистические сочинения морализаторского характера, в том числе "Исповедь" (1879 — 82), "В чем моя вера?" (1884), где христианское учение о любви и всепрощении трансформируется в проповедь непротивления злу насилием. стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из дома в Ясной Поляне; умер на станции Астапово.

Биография

Родился 28 августа (9 сентября н.с.) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание.

После смерти родителей (мать умерла в 1830, отец в 1837) будущий писатель с тремя братьями и сестрой переехал в Казань, к опекунше П. Юшковой. Шестнадцатилетним юношей поступил в Казанский университет, сначала на философский факультет по разряду арабско-турецкой словесности, затем учился на юридическом факультете (1844 — 47). В 1847, не окончив курс, ушел из университета и поселился в Ясной Поляне, полученной им в собственность как отцовское наследство.

Последующие четыре года будущий писатель провел в исканиях: пытался переустроить быт крестьян Ясной Поляны (1847), жил светской жизнью в Москве (1848), в Петербургском университете держал экзамены на степень кандидата права (весна 1849), определился на службу канцелярским служащим в Тульское дворянское депутатское собрание (осень 1849).

В 1851 уехал из Ясной Поляны на Кавказ, место службы его старшего брата Николая, добровольцем участвовал в военных действиях против чеченцев. Эпизоды Кавказской войны описаны им в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), в повести "Казаки" (1852 — 63). Сдал экзамен на юнкера, готовясь стать офицером. В 1854, будучи артиллерийским офицером, перевелся в Дунайскую армию, действовавшую против турок.

На Кавказе Толстой всерьез начал заниматься литературным творчеством, пишет повесть "Детство", которая была одобрена Некрасовым и напечатана в журнале "Современник". Позже там была напечатана повесть "Отрочество" (1852 — 54).

Вскоре после начала Крымской войны Толстого по его личной просьбе перевели в Севастополь, где он участвовал в защите осажденного города, проявляя редкое бесстрашие. Награжден орденом св. Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя". В "Севастопольских рассказах" он создал беспощадно достоверную картину войны, что произвело огромное впечатление на русское общество. В эти же годы написал последнюю часть трилогии — "Юность" (1855 — 56), в которой заявил себя не просто "поэтом детства", а исследователем человеческой природы. Этот интерес к человеку и желание понять законы душевной и духовной жизни сохранится и в дальнейшем творчестве.

В 1855, приехав в Петербург, Толстой сблизился с сотрудниками журнала "Современник", познакомился с Тургеневым, Гончаровым, Островским, Чернышевским.

Осенью 1856 вышел в отставку ("Военная карьера — не моя..." — пишет он в дневнике) и в 1857 отправился в полугодичное заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии.

В 1859 открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, где сам проводил занятия. Помогал открыть более 20 школ в окрестных деревнях. С целью изучить постановку школьного дела за границей в 1860 — 1861 Толстой совершил вторую поездку в Европу, осматривал школы во Франции, Италии, Германии, Англии. В Лондоне познакомился с Герценым, посетил лекцию Диккенса.

В мае 1861 (год отмены крепостного права) возвратился в Ясную Поляну, вступил в должность мирового посредника и активно защищал интересы крестьян, решая их споры с помещиками о земле, за что тульское дворянство, недовольное его действиями, потребовало отстранения его от должности. В 1862 Сенат издал указ об увольнении Толстого. Началось тайное наблюдение за ним со стороны III отделения. Летом жандармы произвели обыск в его отсутствие, уверенные, что найдут тайную типографию, которую писатель якобы приобрел после встреч и долгого общения с Герценым в Лондоне.

В 1862 жизнь Толстого, его быт упорядочились на долгие годы: он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс и началась патриархальная жизнь в своем имении в качестве главы все увеличивающейся семьи. Толстые воспитали девятерых детей.

1860 — 1870-е годы были отмечены появлением в свет двух произведений Толстого, которые обессмертили его имя: "Война и мир" (1863 — 69), "Анна Каренина" (1873 — 77).

В начале 1880-х семья Толстых переехала в Москву, чтобы дать образование подраставшим детям. С этого времени зимы Толстой проводил в Москве. Здесь в 1882 он участвовал в переписи московского населения, близко познакомился с жизнью обитателей городских трущоб, которую описал в трактате "Так что же нам делать?" (1882 — 86), и сделал вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!"

Новое миросозерцание Толстой выразил в произведении "Исповедь" (1879㭎), где рассказал о перевороте в своих взглядах, смысл которых он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону "простого трудового народа". Этот перелом привел Толстого к отрицанию государства, казенной церкви и собственности. Сознание бессмысленности жизни перед лицом неизбежной смерти привело его к вере в Бога. В основу своего учения кладет нравственные заповеди Нового Завета: требование любви к людям и проповедь непротивления злу насилием составляют смысл так называемого "толстовства", которое делается популярным не только в России, но и за границей.

В этот период он пришел к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности, занялся физическим трудом, пахал, шил сапоги, перешел на вегетарианскую пищу. В 1891 публично отказался от авторской собственности на все свои сочинения, написанные после 1880.

Под влиянием друзей и истинных поклонников его таланта, а также личной потребности в литературной деятельности Толстой в 1890-е изменил свое отрицательное отношение к искусству. В эти годы создал драму "Власть тьмы" (1886), пьесу "Плоды просвещения" (1886 — 90), роман "Воскресение" (1889 — 99).

В 1891, 1893, 1898 участвовал в помощи крестьянам голодающих губерний, организовал бесплатные столовые.

В последнее десятилетие занимался, как и всегда, напряженным творческим трудом. Написаны повесть "Хаджи-Мурат" (1896 — 1904), драма "Живой труп" (1900), рассказ "После бала" (1903).

В начале 1900 написал ряд статей, разоблачающих всю систему государственного управления. Правительство Николая II вынесло постановление, по которому Святейший Синод (высшее церковное учреждение России) отлучило Толстого от церкви, чем вызвало волну возмущения в обществе.

В 1901 Толстой жил в Крыму, лечился после тяжелой болезни, часто встречался с Чеховым и М. Горьким.

В последние годы жизни, когда Толстой состав- лял завещание, он оказался в центре интриг и раздоров между "толстовцами", с одной стороны, и женой, которая защищала благополучие своей семьи, детей — с другой. Стараясь привести свой образ жизни в соответствие с убеждениями и тяготясь барским укладом жизни в усадьбе. Толстой 10 ноября 1910 тайно покинул Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанс ко-Уральской железной дороги.

Похоронен в Ясной Поляне.

Л ев Толстой - один из самых известных писателей и философов в мире. Его взгляды и убеждения легли в основу целого религиозно-философского течения, которое называют толстовством. Литературное наследие писателя составило 90 томов художественных и публицистических произведений, дневниковых заметок и писем, а самого его не раз номинировали на Нобелевскую премию по литературе и Нобелевскую премию мира.

«Исполняй все то, что ты определил быть исполненному»

Генеалогическое древо Льва Толстого. Изображение: regnum.ru

Силуэт Марии Толстой (в девичестве Волконской), матери Льва Толстого. 1810-е. Изображение: wikipedia.org

Лев Толстой родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Толстой рано осиротел. Мать умерла, когда ему не исполнилось еще двух лет, а в девять лет он лишился и отца. Опекуном пятерых детей Толстых стала тетя - Александра Остен-Сакен. Два старших ребенка переехали к тете в Москву , а младшие остались в Ясной Поляне. Именно с семейной усадьбой связаны самые важные и дорогие воспоминания раннего детства Льва Толстого.

В 1841 году Александра Остен-Сакен умерла, и Толстые перебрались к тете Пелагее Юшковой в Казань . Через три года после переезда Лев Толстой решил поступить в престижный Императорский Казанский университет . Однако учиться ему не нравилось, экзамены он считал формальностью, а университетских профессоров - некомпетентными. Толстой даже не старался получить научную степень, в Казани его больше привлекала светские развлечения.

В апреле 1847 года студенческая жизнь Льва Толстого завершилась. Он унаследовал свою часть владений, включая любимую Ясную Поляну, и немедленно отправился домой, так и не получив высшего образования. В родовом имении Толстой попытался наладить быт и начать писать. Он составил свой план образования: изучать языки, историю, медицину, математику, географию, юриспруденцию, сельское хозяйство, естественные науки. Однако вскоре пришел к выводу, что легче строить планы, чем их осуществлять.

Аскетизм Толстого часто сменяли кутежи и игры в карты . Желая начать правильную, по его мнению, жизнь, он составлял распорядок дня. Но не соблюдал и его, а в дневнике снова отмечал недовольство собой. Все эти неудачи побудили Льва Толстого изменить образ жизни. Случай представился в апреле 1851 года: в Ясную Поляну приехал старший брат Николай. В то время он служил на Кавказе, где шла война. Лев Толстой решил присоединиться к брату и отправился вместе с ним - в деревню на берегу реки Терек.

На окраине империи Лев Толстой прослужил почти два с половиной года. Он коротал время охотясь, играя в карты и время от времени участвуя в набегах на вражескую территорию. Такая уединенная и монотонная жизнь нравилась Толстому. Именно на Кавказе родилась повесть «Детство» . Работая над ней, писатель нашел источник вдохновения, который оставался важным для него до конца жизни: он использовал собственные воспоминания и опыт.

В июле 1852 года Толстой отправил рукопись повести в журнал «Современник» и приложил письмо: «…я с нетерпением ожидаю вашего приговора. Он или поощрит меня к продолжению любимых занятий, или заставит сжечь все начатое» . Редактору Николаю Некрасову понравилось произведение нового автора, и вскоре «Детство» напечатали в журнале. Воодушевленный первым успехом писатель вскоре приступил к продолжению «Детства». В 1854 году он опубликовал в журнале «Современник» вторую повесть, «Отрочество» .

«Главное - литературные труды»

Лев Толстой в молодости. 1851. Изображение: school-science.ru

Лев Толстой. 1848. Изображение: regnum.ru

Лев Толстой. Изображение: old.orlovka.org.ru

В конце 1854 года Лев Толстой прибыл в Севастополь - эпицентр военных действий. Находясь в самой гуще событий, он создал рассказ «Севастополь в декабре месяце». Хотя Толстой и непривычно откровенно описывал батальные сцены, первый севастопольский рассказ был глубоко патриотичным и прославлял храбрость русских солдат. Вскоре Толстой начал работать над вторым рассказом - «Севастополь в мае». К тому моменту от его гордости за русскую армию уже ничего не осталось. Ужас и потрясение, которые Толстой пережил на линии фронта и во время осады города, сильно повлияли на его творчество. Теперь он писал о бессмысленности смерти и бесчеловечности войны.

В 1855 году из руин Севастополя Толстой отправился в изысканный Петербург . Успех первого севастопольского рассказа дал ему ощущение цели: «Моя карьера - литература, - писать и писать! С завтра работаю всю жизнь или бросаю все, правила, религию, приличия - все» . В столице Лев Толстой закончил «Севастополь в мае» и написал «Севастополь в августе 1855 года» - эти очерки завершили трилогию. А в ноябре 1856 года писатель окончательно оставил военную службу.

Благодаря правдивым рассказам о Крымской войне Толстой вошел в петербургский литературный кружок журнала «Современник». В этот период он написал рассказ «Метель», повесть «Два гусара» , закончил трилогию повестью «Юность» . Однако через некоторое время отношения с писателями из кружка испортились: «Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел» . Чтобы развеяться, в начале 1857 года Лев Толстой отправился за границу. Он побывал в Париже, Риме, Берлине, Дрездене: знакомился с известными произведениями искусства, встречался с художниками, наблюдал, как живут люди в европейских городах. Путешествие не вдохновило Толстого: он создал рассказ «Люцерн», в котором описал свое разочарование.

Лев Толстой за работой. Изображение: kartinkinaden.ru

Лев Толстой в Ясной поляне. Изображение: kartinkinaden.ru

Лев Толстой рассказывает сказку внукам Ильюше и Соне. 1909. Крёкшино. Фотография: Владимира Черткова / wikipedia.org

Летом 1857 года Толстой вернулся в Ясную Поляну. В родной усадьбе он продолжил работать над повестью «Казаки» , а также написал рассказ «Три смерти» и роман «Семейное счастие». В дневнике Толстой так определил для себя свое назначение на тот момент: «Главное - литературные труды, потом - семейные обязанности, потом - хозяйство... А так жить для себя - по доброму делу в день и довольно» .

В 1899 году Толстой написал роман «Воскресение» . В этом произведении писатель критиковал судебную систему, армию, правительство. Презрение, с которым Толстой описывал институт церкви в романе «Воскресение», вызвало ответную реакцию. В феврале 1901 года в журнале «Церковные ведомости» Святейший Синод опубликовал постановление об отлучении графа Льва Толстого от церкви. Это решение лишь усилило популярность Толстого и привлекло внимание публики к идеалам и убеждениям писателя.

Литературная и общественная деятельность Толстого стала известна и за рубежом. Писателя номинировали на Нобелевскую премию мира в 1901, 1902 и 1909 году и на Нобелевскую премию по литературе в 1902–1906 годах. Сам Толстой не хотел получать награду и даже сообщил финскому писателю Арвиду Ярнефельту, чтобы тот постарался помешать присуждению премии, потому что, «если бы это случилось… было бы очень неприятно отказываться» «Он [Чертков] всячески забрал в руки несчастного старика, он разлучил нас, он убил художественную искру в Льве Николаевиче и разжег осуждение, ненависть, отрицание, которые чувствуются в статьях Льва Николаевича последних лет, на которые его подбивал его глупый злой гений» .

Самого Толстого тяготил быт помещика и семьянина. Он стремился привести свою жизнь в соответствие с убеждениями и в начале ноября 1910 года тайно покинул яснополянскую усадьбу. Дорога оказалась непосильной для пожилого человека: в пути он тяжело заболел и был вынужден остановиться в доме смотрителя железнодорожной станции Астапово. Здесь писатель провел последние дни своей жизни. Умер Лев Толстой 20 ноября 1910 года. Похоронили писателя в Ясной Поляне.

Родился русский писатель и философ Л.Н.Толстой 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне, Тульской губернии, четвертым ребенком в богатой аристократической семье. Родителей Толстой потерял рано, дальнейшим его воспитанием занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, но т.к. занятия не вызывали у него никакого интереса, в 1847г. подал заявление об увольнении из университета. В 23-летнем возрасте Толстой, вместе со старшим братом Николаем, уехал на Кавказ, где принимал участие в боевых действиях. Эти годы жизни писателя отразились в автобиографической повести "Казаки"(1852-63), в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат" (1896-1904, опубликована в 1912). На кавказе Толстой начал писать и трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность».

Во время Крымской войны отправился в Севастополь, где продолжил воевать. После окончания войны уехал в Санкт-Петербург и сразу вошел в кружок "Современника" (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его встретили как "великую надежду русской литературы" (Некрасов), опубликовал «Севастопольские рассказы», в которых ярко отразился его выдающийся писательский талант. В 1857 г. Толстой отправился в путешествие по Европе, которым в последствии был разочарован..

Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, решил прервать литературную деятельность и стать помещиком-землевладельцем, уехал в Ясную Поляну, где занимался просветительской работой, открыл школу, создал собственную систему педагогики. Это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он даже отправился за границу, для того чтобы ознакомиться со школами Европы.



В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам, однако уже к осени 1863 был захвачен новым литературным замыслом, в результате исполнения которого на свет появилось фундаментальное произведение «Война и мир». В1873-1877 гг. создал роман «Анна Каренина». В эти же годы полностью сформировалось мировоззрение писателя, известное под названием «толстовство», суть которого просматривается в произведениях: «Исповедь», «В чем моя вера?», «Крейцерова соната».

Со всех уголков России и мира в Ясную Поляну съезжались почитатели творчества писателя, к которому они относились, как к духовному наставнику. В 1899 г. вышел в свет роман «Воскресение».

Последними произведениями писателя стали рассказы «Отец Сергий», «После бала», «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» и драма «Живой труп».

Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну, в дороге заболел и был вынужден сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги. Здесь, в доме начальника станции он и провел последние семь дней своей жизни. 7(20) ноября Лев Николаевич Толстой умер.

Толстой - национальная гордость своего народа. Трудно переоценить его заслуги перед русской и мировой культурой. Горький справедливо писал:

Он рассказал нам о русской жизни почти столько же, как вся остальная наша литература. Историческое значение работы Толстого уже сейчас понимается как итог всего пережитого русским обществом за весь XIX век, и книги его останутся в веках, как памятник упорного труда, сделанного гением...

Не только как писатель, но и как мыслитель и общественный деятель Толстой сделал невероятно много для развития мысли; в своих трудах он собрал и выразил все характерные черты, настроения своей эпохи, и его личность сама является отражением времени, в котором он жил. Поэтому не только творчество, но и биография Толстого вызывает интерес многочисленных исследователей. И чтобы рассказать, как умер Лев Толстой, необходим краткий пересказ его жизни.

Этапы жизни Толстого

Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого принято разделять на несколько периодов.

Детство его прошло в Ясной Поляне, родовом имении матери (которая скончалась от когда Толстому не было еще и двух лет). Затем семья переехала в Москву, спустя еще три года - в Казань, где Толстой и поступил в университет. Там он, правда, не доучился, бросил юридический факультет и приехал обратно к себе в имение. Там пытался провести изменения, улучшающие жизнь крестьян (тогда же открыл знаменитую яснополянскую школу), однако мало в чем преуспел и опять уехал в Москву. В Москве вел светскую беспорядочную жизнь, увлекался азартной игрой и из-за этого впоследствии был вынужден уехать на Кавказ, чтобы сократить расходы и поправить финансовое положение.

Именно на Кавказе Толстой впервые обратился к литературной деятельности. Тогда он написал полуавтобиографическую повесть "Детство", после положительных отзывов о ней Некрасова (работавшего в "Современнике", который и напечатал произведение) принялся за продолжение. Уже в связи с первыми частями трилогии многие критики и писатели отметили необыкновенную точность психологических портретов, создаваемых Толстым. До "демократического направления", ставшего потом главным в творчестве Толстого, еще далеко, но эта тема уже обозначилась здесь в характерах дворовых и прислуги дворянского дома.

С началом Крымской войны уезжает служить в Севастополь, и там появляются его "Севастопольские рассказы" - именно в них наиболее ярко в раннем творчестве Толстого выразился его глубокий интерес к народу.

После творческого кризиса и неудачного романа "Семейное счастье" Толстой переосмысливает свои взгляды, и его творчество принимает несколько иное направление. В 1862 году появляются "Казаки", где впервые противопоставляется развращенная и праздная жизнь высших слоев общества и простая, трудовая, близкая к природе жизнь народа. Впоследствии эта народная, близкая к первобытной, чуждая развращающему действию цивилизации жизнь станет идеалом писателя, которому, до того как умер, Толстой посвятил большую часть своей литературной и общественной деятельности.

В "Войне и мире" Толстой еще глубже развил эту идею о народной жизни, о стихийном движении массы, определяющей всю мировую историю и порядок.

Переломный момент

В конце семидесятых годов у Толстого завершается перелом в мировоззрении. Об этом он говорит в своем трактате "Исповедь". Элементы кризиса накапливались постепенно, это был длительный процесс пересмотра всех старых верований и убеждений и вместе с тем уточнение и определение новой идейной позиции.

Порвав со своей аристократическо-дворянской средой, Толстой стал выразителем интересов патриархального крестьянства. С позиций этого крестьянства он подвергает беспощадной критике все современные ему порядки самодержавной России и буржуазного общества вообще. Отвергая основы этого общества, Толстой говорит о враждебности их естественным потребностям человека, самой его природе.

На протяжении всей оставшейся жизни (а, вспоминая, в каком году умер Толстой, это более 30 лет) писатель будет следовать своим убеждениям.

Толстовство

Одновременно в этим в своих статьях он излагает свое религиозно-этическое учение - "новую религию", или "очищенное христианство", и разворачивает большую деятельность по его распространению среди широких народных масс.

Принципы нового учения по многим положениям совпадают с христианскими. Шире всего Толстой проповедует насилием", "неделание", заключающееся в борьбе с существующими порядками, их несоблюдении, отказ от жизни, которую диктует буржуазное общество. Он отрицает значимость достижений культуры, науки и религии и считает, что главное достояние человека - простота; воспевает тяжелый крестьянский физический труд.

По мнению Толстого, именно его учение было призвано спасти человечество от всех социальных бедствий, уничтожить зло на земле и установить братское единение людей.

Притчи и рассказы

Для распространения своего учения Толстой пишет и публицистические статьи, и художественные произведения. Имея в виду "читателей из народа", для которых предназначалась его литература, Толстой вырабатывает совершенно новый стиль своих "народных рассказов": предельно простые по форме и содержанию, они проникнуты его идеями, во всех с различными вариациями утверждается мысль о необходимости "доброй жизни", о любви к ближнему, о христианском всепрощении и раскаянии в своих грехах. По сути, они напоминают евангелические проповеди, несомненно, утратившие все особенности толстовской прозы до перелома - углубленный и напряженный психологический анализ, являвшийся основой его прежнего художественного метода.

Литературное творчество

Однако наряду с такими небольшими рассказами на последних этапах своей жизни Толстой создает и действительно значимые для русской культуры литературные произведения: повесть "Хаджи-Мурат" (так и не законченная), драма "Живой труп", рассказ "После бала". В них сочетаются как выработанный Толстым глубокий психологизм, так и новый обличительный пафос, критика существующего жизненного уклада и человеческих отношений.

В своем родовом окончательно поселился еще в шестидесятых годах (но и после этого бывал наездами в Москве и Петербурге). Еще тогда он с энтузиазмом принялся за преобразование, надеясь улучшить быт крестьян и создать хорошие условия жизни. Однако пропасть между помещиком и крепостными тогда еще была слишком велика, и у него мало что получилось (позже писатель попытается осмыслить свои неудачи в рассказе "Утро помещика"), однако большой интерес вызвала его яснополянская школа для крестьянских детей. Уникальный образовательный эксперимент, проведенный Толстым, имел большой успех и стал предметом изучения для многих педагогических школ.

В 1862 году Толстой женился на Софье Андреевне, и именно благодаря этой героической женщине дом в усадьбе приобрел тот вид, в котором мы его знаем (вернее, флигель, который остался после продажи большого яснополянского дома). Также сам Толстой посадил множество яблоневых садов и лесных массивов, которые украсили усадьбу.

В тот период жизни и до самой смерти Толстой сам много работал на территории своей усадьбы и на земельных угодьях в соответствии со своими идеями об облагораживающем крестьянском труде.

Уход

Начинается рассказ непосредственно о том, как умер Лев Толстой.

Последние годы жизни Толстого были омрачены ухудшением отношений с женой. Несмотря на большие тиражи, которыми издавали книги писателя, большая семья его всегда находилась в непростом материальном положении: под влиянием все тех же идей Толстой отказался от собственнических прав на все им написанное, и Софье Александровне подчас было нелегко изыскивать средства на существование. К тому же она была согласна далеко не со всеми суждениями своего мужа, и разногласия в этой области также не укрепляли супружеское счастье.

В конце концов, опасаясь иногда подчас за душевное здоровье Толстого и во избежание новых необычных поступков с его стороны, Софья Андреевна начинает буквально следить за ним, как за малым ребенком. Толстой это замечает, и все больше отдаляется от домашних. Он начинает вести новый, тайный дневник, который прячет от всех.

В конце концов Толстой решает, что должен соответствовать идеям своего учения с максимальной полнотой; придя к такому выводу, он понимает невозможность своего дальнейшего нахождения в усадьбе, и ночью 28 октября 1910 года тайно покидает Ясную Поляну. Он хочет уехать в южные губернии и там начать крестьянскую жизнь. В записке, оставленной на имя Софьи Андреевны, он пишет, что не может дальше вести жизнь, идущую вразрез с его убеждениями, и просит не искать его и не беспокоить.

Путешествие Толстой начал по железной дороге, на станции Вместе с ним был его доктор Маковецкий. Сначала он направился в Козельск, в Оптину пустынь, где не был уже 17 лет, чтобы побеседовать со старцами. К тому времени он уже был отлучен от церкви. Далее писатель поехал в находившийся неподалеку Шамардинский женский монастырь, где жила его сестра Мария.

Там его застала дочь Александра Толстая. Вместе с ней он из монастыря вернулся в Козельск и там сел на поезд. В пути на станции Астапово у него начинается жар; писателю приходится сойти с поезда.

Как умер Толстой

В пять часов утра 20 (7) ноября 1910 года наступило резкое ухудшение состояния. Рядом с больным к тому времени находилась вся семья. Точным ответом на вопрос, когда умер Лев Николаевич Толстой, будет время 6 часов 5 минут утра: больной, не произнеся ни единого слова, скончался. Он умер, не приходя в сознание.

Место, где - станция Астапово Рязанско-Уральской железной дороги. Ныне здесь находится музей.

В причинах, почему умер Толстой, указывают воспаление легких, которое не перенес ослабленный старостью организм.

Писатель завещал похоронить себя без могилы. И 9 ноября в Ясной Поляне состоялись его похороны - гражданские, так как умер Толстой, оставаясь отлученным от церкви. Могила писателя не имеет ни креста, ни надгробного камня, это лишь небольшой холмик на краю оврага в лесу "Старый заказ".

Традиция современного музея Ясной Поляны - полная тишина, которую соблюдают все посетители на аллее, ведущей к могиле Толстого, и возле нее самой.

Вся мировая общественность встрепенулась после этих событий. Его уход и смерть на протяжении всего 1910-го освещались в газетах всей Европы. Многие русские писатели отметили это событие своими заметками или полноценными очерками-воспоминаниями. В. Я. Брюсов, присутствовавший на погребении, писал в статье «На похоронах Толстого. Впечатления и наблюдения»:

Будущие поколения узнают о Толстом многое, чего не знаем мы. Но как они будут завидовать всем, кто имел возможность его видеть, с ним говорить, сколько-нибудь приблизиться к великому человеку, и даже тем, кто, подобно мне, мог собирать сведения о Толстом от знавших его лично! Теперь, когда Толстого нет, мы начинаем понимать, как много значило — быть его современником!

Теперь вы знаете, в каком году умер Лев Толстой, при каких обстоятельствах.

Лев Николаевич Толстой является одним из самых известных и великих писателей в мире. Еще при жизни его признали классиком русской литературы, его творчество проложило мост между течения двух столетий.

Толстой проявил себя не просто как писатель, он был просветителем и гуманистом, размышлял о религии, принимал непосредственное участие в обороне Севастополя. Наследие писателя столь велико, а сама его жизнь столь неоднозначна, что его продолжают изучать и пытаются понять.

Сам Толстой был сложным человеком, чему доказательства хотя бы его семейные отношения. Вот и появляются многочисленные мифы, как о личных качествах Толстого, его действиях, так и о творчестве и вложенных в него идеях. О писателе написано немало книг, мы же попытаемся развенчать хотя бы самые популярные мифы о нем.

Бегство Толстого. Общеизвестный факт - за 10 дней до своей смерти Толстой убежал из своего дома, что был в Ясной Поляне. Существует несколько версий о том, из-за чего же писатель сделал это. Сразу же стали говорить, что так пожилой уже мужчина пытался покончить с собой. Коммунисты развили теорию о том, что Толстой так высказал свой протест против царского режима. На самом деле причины бегства писателя из родного и любимого дома были вполне бытовыми. За три месяца до этого он написал тайное завещание, по которому все авторские права на свои работы передавал не жене, Софье Андреевне, а своей дочке Александре и своему другу Черткову. Но тайное стало явным - жена узнала обо всем из украденного дневника. Тут же разразился скандал, а жизнь самого Толстого стала настоящим адом. Истерики жены подвигли писателя на поступок, который он задумал еще 25 лет назад - на побег. В эти тяжелые дни Толстой писал в дневнике, что не может больше терпеть этого и ненавидит супругу. Сама же Софья Андреевна, узнав о бегстве Льва Николаевича, взбесилась еще больше - она бегала топиться на пруд, била себя в грудь толстыми предметами, порывалась куда-то бежать и угрожала впредь уж точно никогда и никуда не выпускать Толстого.

У Толстого была очень злая жена. Из предыдущего мифа многим становится ясно, что в смерти гения виновата только лишь его злая и взбалмошная жена. На самом деле семейная жизнь Толстого была столь сложной, что в ней пытаются и сегодня разобраться многочисленные исследования. И несчастной себя в ней чувствовала и сама супруга. Одна из глав ее автобиографии так и зовется - «Мученик и мученица». О талантах Софьи Андреевны вообще мало было известно, она всецело оказалась в тени своего мощного мужа. Но недавняя публикация ее повестей позволила понять всю глубину ее жертвы. А Наташа Ростова из «Войны и мира» пришла к Толстому прямиком из юношеской рукописи его жены. К тому же Софья Андреевна получила отличное образование, она знала пару иностранных языков и даже сама переводила сложные работы своего мужа. Энергичная женщина успевала еще вести все хозяйство, бухгалтерию поместья, а также обшивать и обвязывать все немалое семейство. Несмотря на все тяготы, жена Толстого понимала, что живет вместе с гением. После его смерти она отметила, что почти за полвека совместной жизни она так и не смогла понять, что же он был за человек.

Толстой был отлучен от церкви и предан анафеме. Действительно, в 1910 году Толстой был похоронен без отпевания, что породило миф об отлучении. Но в памятном акте Синода от 1901 года слова «отлучение» нет в принципе. Чиновники от церкви написали, что своими взглядами и лживыми учениями писатель давно поставил себя вне церкви и не воспринимается ею больше, как член. Но сложный бюрократический документ с витиеватым языком общество поняло по своему - все решили, что это церковь отказалась от Толстого. А история эта с определением Синода на самом деле была политическим заказом. Так отомстил писателю обер-прокурор Победоносцев за свой образ человека-машины в «Воскресении».

Лев Толстой основал движение толстовцев. Сам писатель очень осторожно, а порой даже и с брезгливостью относился к тем многочисленным объединениям его последователей и поклонников. Даже после побега из Ясной поляны, толстовская община оказалась не тем местом, где Толстой хотел найти приют.

Толстой был трезвенником. Как известно, в зрелом возрасте писатель отказался от спиртного. Но создания по всей стране обществ трезвости он не понимал. Зачем люди собираются, если они не собираются пить? Ведь большие компании и подразумевают выпивку.

Толстой фанатично придерживался собственных принципов. Иван Бунин в своей книге о Толстом писал, что сам гений порой относился весьма прохладно к положениям своего же учения. Однажды писатель со своей семьей и близким другом семьи Владимиром Чертковым (он был и главный последователь идей Толстого) ели на террасе. Было жаркое лето, всюду летали комары. Один особо надоедливый сел на лысину Черткову, где его и убил ладонью писатель. Все рассмеялись, и только обиженный пострадавший отметил, что Лев Николаевич лишил жизни живое существо, пристыдив его.

Толстой был большим бабником. О сексуальных похождениях писателя известно из его же записей. Толстой рассказал, что в молодости вел очень дурную жизнь. Но больше всего его смущают два события с той поры. Первая - связь с крестьянкой еще до женитьбы, а второе - преступление с горничной своей тетки. Толстой соблазнил невинную девушку, которую затем прогнали со двора. Той самой крестьянкой была Аксинья Базыкина. Толстой писал, что любил ее, как никогда в жизни. За два года до своего брака у писателя появился сын Тимофей, который с годами стал огромным мужиком, похожим на отца. В Ясной Поляне все знали про незаконнорожденного сына барина, про то, что он пьяница, и про его мать. Софья Андреевна даже ходила смотреть на бывшую пассию мужа, не найдя в ней ничего интересного. А интимные сюжеты Толстого - часть его дневников молодых лет. Он писал о мучающем его сладострастии, о желании женщин. Но что-то подобное было обычным делом для русских дворян того времени. И раскаяние за былые связи их никогда не мучило. Для Софьи Андреевны же физический аспект любви был вовсе не важен, в отличие от ее мужа. Но она сумела родить Толстому 13 детей, потеряв пятерых. Лев Николаевич был ее первым и единственным мужчиной. И он был верен ей на протяжении всех 48 лет их брака.

Толстой проповедовал аскетизм. Этот миф появился благодаря тезису писателя, что человек для жизни надо немного. Но сам Толстой аскетом не был - он просто приветствовал чувство меры. Сам Лев Николаевич всецело наслаждался жизнью, просто видел радость и свет в простых и доступных всем вещах.

Толстой был противником медицины и науки. Писатель вовсе не был мракобесом. Он, наоборот, говорил о том, что нельзя возвращаться к сохе, о неизбежности прогресса. Дома у Толстого был дин их первых фонографом Эдисона, электрический карандаш. И писатель радовался, как ребенок, таким достижениям науки. Толстой был очень цивилизованным человеком, понимая, что за прогресс человечество расплачивается сотнями тысяч жизней. И вот такое развитие, связанное с насилием и кровью, писатель уже принципиально не принимал. Толстой не был жестоким к человеческим слабостям, его возмущало, что пороки оправдывались самими врачами.

Толстой ненавидел искусство. Толстой в искусстве разбирался, просто для оценки его использовал свои критерии. И разве он не имел на это права? Трудно не согласиться с писателем, что простой мужик вряд ли поймет симфонии Бетховена. Для неподготовленных слушателей многое из классической музыки звучит, как пытка. А ведь есть и такое искусство, которое отличное воспринимается и простыми сельскими жителями, и утонченными гурманами.

Толстым двигала гордыня. Говорят, что именно это внутреннее качество проявлялось и в философии автора, и даже в быту. Но стоит ли считать гордыней безостановочный поиск истины? Многие люди считают, что куда проще примкнуть к какому-то учению и служить уже ему. Но Толстой не мог изменить себе. А в повседневной жизни писатель был очень внимательным - он обучал своих детей математике, астрономии, проводил занятия по физкультуре. Маленькими Толстой брал детей в Самарскую губернию, что те лучше узнали и полюбили природу. Просто во второй половине жизни гений был озабочен массой дел. Это и творчество, философия, работы с письмами. Вот и не мог Толстой отдавать себя, как раньше, своей семье. Но это был конфликт творчества и семьи, а не проявление гордыни.

Из-за Толстого в России произошла революция. Это утверждение появилось благодаря статье Ленина «Лев Толстой, как зеркало русской революции». На самом деле виноватым в революции один человек, будь то Толстой или Ленин, просто не может быть. Поводов было немало - поведение интеллигенции, церкви, царя и двора, дворянства. Именно все они и отдали старую Россию большевикам, в том числе и Толстой. К его мнению, как мыслителя, прислушивались. А ведь он отрицал и государство, и армию. Правда, против революции он как раз и выступал. Писатель вообще сделал немало для смягчения нравов, призывая людей быть добрее, служить христианским ценностям.

Толстой был неверующим, отрицал веру и учил этому других. Заявления о том, что Толстой отвращает людей от веры, очень его раздражали и обижали. Наоборот, он заявлял, что главное в его работах понимание, что не жизни без веры в Бога. Толстой не принимал ту форму веры, которую навязывала церковь. И есть немало людей, которые верят в Бога, но не воспринимают современные религиозные институты. Для них искания Толстого поняты и вовсе не страшны. Многие люди вообще приходят к церкви после того, как погружаются в размышления писателя. Особенно часто это наблюдалось в советские времена. Да и раньше толстовцы поворачивались в сторону церкви.

Толстой постоянно всех поучал. Благодаря этому закоренелому мифу Толстой предстает, как самоуверенный проповедник, рассказывающий кому и как жить. Но при изучении дневников писателя станет ясно, что он всю жизнь разбирался с самим собой. Так куда же ему было поучать других? Толстой высказывал свои мысли, но никогда и никому их не навязывал. Другое дело, что вокруг писателя сложилось сообщество последователей, толстовцев, которые пытались сделать взгляды своего вождя абсолютными. А ведь для самого гения его идеи не были фиксированными. Он считал абсолютным присутствие Бога, а все остальное являлось результатом проб, мучений, поисков.

Толстой был фанатичным вегетарианцем. В определенный момент своей жизни писатель полностью отказался от мяса и рыбы, не желая употреблять в пищу обезображенные трупы живых существ. Но его жена, заботясь о нем, подливала ему в грибной бульон мясной. Видя это, Толстой не злился, а только шутил, что готов каждый день пить мясной бульон, только бы его жена ему не лгала. Чужие убеждения, в том числе в выборе еды, были для писателя превыше всего. У них дома всегда были те, кто ел мясо, та же Софья Андреевна. Но страшных ссор из-за этого не происходило.

Для понимания Толстого достаточно читать его произведения и не изучать его личность. Этот миф мешает настоящему прочтению работ Толстого. Не понимая, чем он жил, не понять и его творчества. Есть такие писатели, которые все говорят своими текстами. А Толстого понять можно только, если знать его мировоззрение, его личные черты, отношения с государством, церковью, близкими. Жизнь Толстого - сам по себе захватывающий роман, который порой перетекал и в бумажную форму. Примером тому - «Война и мир», «Анна Каренина». С другой стороны и творчество писателя влияло на его жизнь, в том числе и семейную. Так что никуда не деться от изучения личности Толстого и интересных аспектов его биографии.

Романы Толстого в школе изучать нельзя - они попросту непонятны старшеклассникам. Современным школьникам вообще трудно читать длинные произведения, а «Война и мир» к тому же наполнена историческими отступлениями. Нашим старшеклассникам подавай сокращенные версии романов, адаптированные под их интеллект. Сложно сказать, плохо это или хорошо, но так во всяком случае они хотя бы получат представление о творчестве Толстого. Думать же, что лучше читать Толстого после школы - опасно. Ведь если не начать его читать в таком возрасте, то потом уже дети и не захотят погружаться в творчество писателя. Так что школа работает на упреждение, заведомо давая более сложные и умные вещи, чем может воспринять интеллект ребенка. Быть может, потом появится желание вернуться к этому и понять до конца. А без изучения в школе такого «соблазна» не появится точно.

Педагогика Толстого потеряла свою актуальность. К Толстому-педагогу относятся неоднозначно. Его идеи обучения воспринимались, как забава барина, который решил обучать детей по своей оригинальной методике. На самом деле духовное развитие ребенка прямо влияет на его интеллект. Душа развивает разум, а не наоборот. И педагогика Толстого работает и в современных условиях. Об этом говорят результаты эксперимента, в ходе которого 90% детей добились отличных результатов. Дети учатся читать по «Азбуке Толстого», которая построена на множестве притч со своими тайнами и архетипами поведения, раскрывающими природу человека. Постепенно программа усложняется. Из стен школы выходит гармоничный человек, с сильным нравственным началом. И по такой методике и сегодня в России занимается около ста школ.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png