3.1 Происхождение и особенности античного эпоса.

3.2 Древнегреческий героический эпос. "Илиада" и "Одиссея" Гомера.

3.3 Древнегреческий дидактический и генеалогический эпос.

"Труды и дни", "Теогония" Гесиода.

3.4 Древнеримский эпос. "Энеида" Вергилия.

3.1 Эпос (от греческого "повествование, рассказ, история") – один из трех основных родов поэзии наряду с лирикой и драмой, литературно-художественное произведение объективно-повествовательного характера. В собственном специфическом смысле эпосом преимущественно называются древние сказания.

Героический эпос – масштабное повествование о подвигах героев и деяниях богов. Берет исток в культе героя, подобно тому, как сам этот культ развивается из заупокойных плачей. Со временем эти плачи развились в целые песни о жизни и подвигах героя, получили художественное оформление. Постепенно песнь в честь героя стала самостоятельной и развилась в отдельный жанр. К античному героическому эпосу относятся "Илиада" и "Одиссея" Гомера и "Энеида" Вергилия.

Дидактический эпос – поучительное, наставительное повествование с элементами практических советов на бытовую тематику. Основателем данного эпического направления является Гесиод, создатель эпической поэмы "Труды и дни".

Генеалогический эпос – повествование о происхождении мира, богов и людей в рамках мифологического мировоззрения. Образцом генеалогического эпоса является поэма Гесиода "Теогония".

Особенности эпического стиля (стиль – система художественных приемов и изобразительных средств):

· архаизация;

· гиперболизация;

· героизация;

· торжественность тона, возвышенная речь, для воплощения которой используется определенный стихотворный размер – гекзаметр дактилический (сочетание шести дактилей);

· величавое спокойствие;

· двуплановость событий (люди и боги);

· эпическое раздолье (подробные описания, замедление действия);

· многочисленные повторения, формулы, эпитеты;

· развернутые сравнения;

· закон хронологической несовместимости, согласно которому действия показаны не одновременно, а вытягиваются в цепочку (линеарное повествование).

3.2 Поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея" были созданы в IX–VIII веках до н.э. на основе народных сказаний. Составителей этих поэм, вероятно, очень много, но художественное единство предполагает какого-то неизвестного нам единоличного автора, оставшегося в последующей традиции под именем слепого Гомера. Об этой личности существует множество легенд, что привело к возникновению так называемого "гомеровского вопроса". Сущностью этой проблемы являются споры ученых о единообразии и единоавторстве "Илиады" и "Одиссеи". Большинство признают существование единого организующего начала поэм с уточнением последовательности и принципа их написания.

"Илиада" охватывает события 50 дней из десятого года войны греков с Троей. Поэма дает максимально насыщенное изображение военной жизни, воинского быта, затрагивает также общечеловеческие принципы. Основные герои поэмы – Ахиллес, Гектор, Агамемнон, Аякс, Одиссей, Парис. События разворачиваются вокруг одной темы – гнев Ахилла. Однако обилие сопутствующих деталей создает впечатление, что это повествование посвящено в целом жизни людей и богов. Фабула "Илиады" выстроена наивно и незамысловато, так как автор еще не сумел показать пространственную и временную перспективу событий. Война представлена как цепочка отдельных поединков. Все герой – божественны, мужественны, доблестны, но в то же время отличаются характерными чертами, запечатленным в постоянных эпитетах (хитроумный Одиссей, быстроногий Ахилл, шлемоблещущий Гектор). Все вместе они, сохраняя свою индивидуальность, составляют эпический идеал воина-человека.

Напротив, "Одиссея" изначально предстает как поэма мирной жизни, где описываются странствия, приключения, хозяйственная деятельность, но при этом человеческие несчастья являются одним из центральных мотивов. Сюжет "Одиссеи", в отличие от "Илиады", не является линеарным. Повествование начинается с момента, близкого к развязке, а затем события развиваются ретроспективно. Действие неоднократно прерывается вставными эпизодами, что позволяет Гомеру затронуть еще множество тем. В произведении представлен не только архаический быт, но и кодекс морали, например, обычаи гостеприимства, похоронный обряд, обмен дарами и др. Все это позволяет судить о высоком уровне цивилизации греческого народа эпохи архаики. Образы "Одиссеи" отличаются целостностью и живостью, они отражают гуманистический идеал эпохи. Гомеру удалось глубоко философски осмыслить идеал человека. Эта поэма более зрелая по сравнению с "Илиадой".

Одиссей убивает женихов

В "Илиаде" и "Одиссее" выражены основные постулаты того времени .

1. Война осуждается как огромное бедствие для людей. Насилие ненавистно и людям, и богам. Война признается только при условии ее морального оправдания (оборонительная война), и поэтому симпатии Гомера на стороне Гектора, который сражается и погибает за свою родину. Гомер сочувствует человеку, который должен нести тяготы войны. Особенно чувствуется его симпатия к троянцам, поскольку они должны защищать свой город.

2. Отечество – самая большая ценность.

3. Вера в богов и демонов в эпосе Гомера совершенно реальная, но это такие же художественные персонажи, как и обыкновенные люди. Гомеровские поэмы отличаются ироническим изображением божественного и героического мира, характерным для восходящей цивилизации.

4. Любование вещами, созданными руками мастеров. Часто используются экфрасисы – литературное описание рукотворных предметов исключительно ради эстетических целей.

5. Склонность к авантюрно-сказочным сюжетам, которые имеют определенную цель: восхищать и забавлять досужего и прихотливого слушателя.

3.3 Гесиод – второй после Гомера великий эпический поэт архаического периода, первая достоверно известная личность в греческой литературе. Источником сведений о Гесиоде являются его собственные высказывания в поэмах. Гесиод был первым и, вероятно, единственным греческим поэтом-земледельцем. Однако он не был ни самоучкой, ни самородным талантом. Он пользовался дактилическим гекзаметром, писал на гомеровском диалекте, его поэтическая техника была заимствована у бродячих рапсодов, которые, возможно, и научили его поэтическому мастерству. Первым по времени произведением Гесиода считается "Теогония" , своеобразная "родословная богов", в которой Гесиод попытался собрать воедино и упорядочить все греческие представления о сотворении мира, богах и героях.

"Труды и дни" – дидактический эпос, адресованный брату Персу. Его свободная цепная композиция полностью отлична от стройной композиции гомеровских поэм. Изменяется и позиция автора-рассказчика: автор "Илиады" и "Одиссеи" полностью скрыт за воспеваемыми им событиями и навсегда остается для нас неуловимым образом, в то время как Гесиод выступает в своей поэме как человек-повествователь, который сам рассказывает о себе и стремится донести до других людей, и, прежде всего, до своего брата, собственные взгляды. Произведение Гесиода должно было убедить Перса, что для того, чтобы поправить свое материальное положение, ему нужно вступить на путь честного труда на родной земле, а не вести процесс и давать взятки судейским. Этой цели служит картина мира, управляемого Зевсом, справедливым и мудрым владыкой. С этой точки зрения Гесиод определяет место человека, обязанностью которого является добросовестный труд и подчинение законам.

3.4 Публий Вергилий Марон жил и творил в эпоху расцвета римской культуры и литературы (I век до н.э.) Мировую славу ему составили произведения "Буколики" ("Пастушеские стихотворения"), "Георгики" ("Земледельческие стихотворения") и особенно "Энеида".

Эней и Дидона

"Энеида" стала национальным римским эпосом, так как в ней автор, опираясь на судьбу мифического героя Энея, описал практически всю историю становления Римской империи. Двенадцать песен поэмы носят следы недоработки, в них имеется ряд противоречий. Вергилий перед смертью велел сжечь поэму, но по распоряжению императора Августа она была издана. Исторической основой появления "Энеиды" был грандиозный рост римского государства, требовавший исторического и идеологического обоснования, для чего был использован мифологический сюжет. Вергилий хотел в самой торжественной форме прославить империю Августа, который у него является наследником древних римских царей и потомком Венеры. Кроме того, это глубоко национальное и патриотическое произведение, ведь Август, по мнению поэта, был самым ярким представителем и выразителем взглядов

римского народа.

Повествование состоит из двух частей: первая посвящена странствиям Энея от Трои до Италии, а вторая – войнам в Италии с местными племенами. Образцом для подражания служил Гомер, так что первую часть можно назвать подражанием "Одиссее", а вторую – "Илиаде". В композиции "Энеиды" сознательно используются гомеровские мотивы, но есть также принципиальные различия. В произведениях Гомера имеет место масса сказочных мест, у Вергилия же Эней скитается по конкретным местам, где до него были троянцы и греческие колонисты. Одиссей спускается в Аид, чтобы узнать о своей судьбе, а Эней узнает там будущее римского государства и своих потомков. В "Энеиде" расширяется и совершенствуется отражение духовного мира человека. Если у Гомера в центре внимания находится сфера поступков, то у Вергилия – сфера переживаний. В "Энеиде" военная слава не имеет самоценности, а по внутреннему напряжению, скрытому за внешней пассивностью, образ Энея не имеет равных. Гомер подробно описывает второстепенных персонажей, тогда как у Вергилия все внимание направлено на главного героя. Немаловажную роль в обоих эпосах играют боги, только у Гомера они доступны и приземлены, а у Вергилия – возвышены, лишены эмоций и чувств. Гомеровский эпос – это эпос свершений, в то время как "Энеида" – эпос судьбы, предопределения. Эпизоды "Энеиды", в отличие от гомеровских поэм, расположены с особой тщательностью. Четные книги отличаются особым напряжением, а нечетные – его спадом, что образует единый ритм. Единая и цельная структура произведения соединила традиционные эпические средства выразительности, доведя их до совершенства.

Художественная действительность "Энеиды" отличается подчеркнуто римскими чертами. Монументальность эпоса здесь доведена до изображения мировой римской державы, а индивидуализм воплощен в зрелую психологию, рисующую не только подвиги, но и колебания, неуверенность, конфликты. Вергилий выступает как один из крупнейших античных моралистов. Его произведение исполнено осуждения войны и любви к простой мирной сельской жизни.

Художественный стиль "Энеиды" далек от классической простоты и наполнен многочисленными и противоречивыми элементами. Он отличается сжато-напряженным характером.

Сразу после своего издания "Энеида" была канонизирована современниками, и уже древняя литература полна преклонения перед Вергилием. "Энеида" стала предметом изучения в школах, отдельные стихи стали крылатыми выражениями. С приходом христианства Вергилий стал еще более популярен, так как его пророчество о пришествии императора Августа трактовали как пророчество о Христе. Только в Новое время началось критическое отношение к Вергилию как к поэту, лишенному гомеровской естественности, что, однако, не было его полным отрицанием, а лишь ставило в определенные исторические рамки.

Термин «античная литература» был впервые введён гуманистами эпохи Возрождения, которые называли так Греции и Рима. Термин сохранился за этими странами и стал синонимом классической древности - мира, который повлиял на формирование европейской культуры.

Периодизация литературы античности

История античной литературы основывается прежде всего на В связи с этим выделяют три периода её развития.

1. Первый период принято называть доклассическим или архаическим. Литература представлена устным народным творчеством, которое зародилось благодаря религии язычников. К нему относятся гимны, заклинания, истории о богах, плачи, пословицы и многие другие жанры, которыми представлен фольклор. Временные рамки первого периода точно определить невозможно. Устные жанры формировались на протяжении многих веков, но примерное время его окончания - первая треть I тысячелетия.

2. Античная литература второго периода занимает VII - IV в. до н. э. Её принято называть классической, так как она совпадает со временем становления в Греции классической формы рабовладения. В этот период появились многочисленные лирические и эпические произведения, а также проза, в развитие которой огромный вклад сделали ораторы, философы и историки. Отдельно нужно отметить V век до н. э., который называют Золотым. Центральное место в литературе этого периода занимал театр.

Эллинистический период в истории античной литературы связывают с развитием рабовладения. С появлением военно-монархической формы организации власти происходит резкая дифференциация жизни человека, которая в корне отличалась от простоты классического периода.

Это время часто трактуется как период деградации литературы. В нём выделяют ступень раннего и позднего эллинизма, которые занимают промежуток времени с III века до н. э. до V века н. э. В этот период впервые заявила о себе римская античная литература.

Античная мифология

Основу античной мифологии составляют рассказы о древнейших божествах, богах-олимпийцах и героях.

Легенды о древнейших богах появились у греков и римлян в то время, когда общество было матриархальным. Этих богов называли хтоническими, или звероподобными.

С наступлением патриархата боги начали больше походить на людей. В это время появляется образ Зевса или Юпитера - верховного божества, жившего на горе Олимп. Именно отсюда происходит название богов-олимпийцев. В представлении греков эти существа имели жёсткую иерархию, которая оправдывала такой же порядок, существующий в обществе.

Героями античных мифов были необычные люди, которые появлялись в результате связи между простыми смертными и богами-олимпийцами. К примеру, одним из самых знаменитых является Геракл - сын Зевса и обычной женщины Алкмены. Греки верили, что каждый из героев имел особое предназначение: очистить Землю от чудовищ, которых породила Гея.

Эпос

Произведения античной литературы в представлены такими именами, как Гомер и Вергилий.

Гомер - легендарный поэт, которого считают автором древнейших сохранившихся эпических поэм - «Илиады» и «Одиссеи». Источниками для создания этих произведений стали мифы, народные песни и предания. Гомера были написаны гекзаметром.

Лирика и драма

Одной из самых известных представительниц можно назвать поэтессу Сапфо. Она использовала традиционные фольклорные мотивы, но насыщала их яркими образами и сильными чувствами. Широкую известность поэтесса получила ещё при жизни. Её творчество насчитывало девять книг стихов, но до нашего времени сохранились только два стихотворения и сотня лирических отрывков.

Театральные постановки были одним из наиболее популярных развлечений Древней Греции. Античная литература Золотого века этого направления представлена в двух основных жанрах: трагедии и комедии.

По сути, античная трагедия представляла собой оперу. Её основателем считается древнегреческий драматург Эсхил. Его перу принадлежат более 90 пьес, но до нашего времени сохранилось только семь. Одной из самых известных трагедий Эсхила является «Прометей Прикованный», образ которого до сих пор используется литераторами.

Античная комедия имела политическую направленность. К примеру, один из представителей этого жанра - Аристофан - в своих комедиях «Мир» и «Лисистрата» осуждает войну между Грецией и Спартой. Комедия «Всадники» жёстко критикует недостатки демократии, которая сложилась в Афинах.

Зарождение жанра прозы

Список античной литературы в жанре прозы представлен, прежде всего, диалогами Платона. Содержание этих произведений излагается через рассуждения и спор двух собеседников, которые должны найти истину. Главным героем диалогов Платона был его учитель Сократ. Эта форма подачи информации получила название «сократический диалог».

Известно 30 диалогов Платона. Самыми известными из них являются миф об Атлантиде, «Пир», «Федон», «Фёдр».

Античная литература. Эпос. Античная литература как особый вид словесного творчества, основанного на тайне мифа как особого типа реальности. Роды античной литературы как типы художественного семиозиса внешнего и внутреннего планов мифической реальности: 1) эпос как род, отражающий мифо-художественный опыт онтологии космоса; 2) лирика как мелический род, отражающий различные психосоциальные типы переживания мифической реальности в опыте субъектных сообществ (эпиникии как лирический поджанр маскулинных хвалебных песен в честь победителей спортивных состязаний; парфении как лирический подвид опыта ожидания жениха в социальной страте незамужних девушек и т. п.); 3) драма как род, отражающий кинетику дестабилизированного космоса (трагедия – катастрофическую перспективу гибнущего космоса, комедия – диалектико-оптимистическую перспективу в модусе смехового преодоления исчерпанных парадигм жизни).

Литературный род РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ - исторически сложившийся способ воспроизведения действительности в художественном произведении, которое может либо более или менее объективно отображать окружающий мир, либо выражать состояние говорящего, либо воспроизводить сам процесс общения. Литература в соответствии с этими тремя способами изображения действительности и человеческой личности делится на три рода: ЭПОС, ЛИРИКА, ДРАМА. Литературный род всегда проявляется через вид. В пределах каждого рода выделяется множество разных видов (жанров): эпопея, былина, сказка, роман, повесть, поэма, рассказ, очерк, басня, анекдот и т. д. - в эпосе; стихотворение, романс, послание, элегия и т. д. - в лирике; трагедия, комедия, драма и т. д. - в драматическом роде. Существуют также межродовые формы (лиро-эпическая и лиро-драматическая), которые не являются особыми родом литературы, а сочетают в себе особенности изображения, присущие лирике и эпосу (в лиро-эпике), лирике и драме (в лиро-драме).

Эпос ЭПОС - (от греч. epos - слово, повествование, рассказ) – 1. Один из трех основных родов литературы, в отличие от лирики и драмы выдвигающий на первый план объективное изображение действительности, авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д. Особую роль в произведениях эпических жанров играет носитель повествования (автор-повествователь или рассказчик), сообщающий о событиях, их развитии, о персонажах, об их жизни, при этом отделяющий себя от изображаемого. В зависимости от временного охвата событий различают крупные жанры ЭПОСА - эпопея, роман, эпическая поэма, или поэма-эпопея; средние - повесть и малые - рассказ, новелла, очерк. К эпическому роду относят также некоторые жанры устного народного творчества: сказку, былину, басню. 2. В устном народном творчестве ЭПОС - совокупность эпических песен, сказаний, древние фольклорные эпопеи разных народов.

Содержание и форма СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА - термины литературоведения, обозначающие внутреннюю (СОДЕРЖАНИЕ) и внешнюю (ФОРМА) стороны художественного произведения, находящиеся в органическом единстве. К СОДЕРЖАНИЮ относятся основные смыслообразующие аспекты произведения: тема, идея, проблема, конфликт. Однако СОДЕРЖАНИЕ не может существовать вне ФОРМЫ, под которой обычно понимают элементы художественного произведения, имеющие формальный характер: стиль, жанр, композиция, фабула, художественная речь, ритм. Иными словами, СОДЕРЖАНИЕ - то, о чем говорится в произведении, а ФОРМА - то, как говорится. Особым содержательно-формальным элементом считается сюжет.

Фабула. Сюжет. ФАБУЛА - (от лат. fabula - рассказ, повествование) - цепь, череда событий в эпическом или драматическом произведении, положенная в основу сюжета. В отличие от сюжета, Ф. можно кратко пересказать. «Ф. - это то, что было на самом деле, сюжет - то, как узнал об этом читатель» (Б. М. Томашевский). Кроме того, одна и та же Ф. может стать основой для множества различных сюжетов. СЮЖЕТ - (от франц. sujet - предмет) - событие или совокупность событий в эпических и драматических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом. В основе С. лежит конфликт. Иногда говорят о С. в лирических произведениях. В С. обычно выделяют такие структурные элементы, как завязка, развитие действия, кульминация и развязка. По замечанию С. И. Кормилова, С. можно назвать «образом события или цепи событий» , в то время как фабула составляет событийную основу повествования и может быть коротко пересказана.

Гомер как вершина героического эпоса. «Илиада» Тайна Гомера: индивид или коллективный творец. Тайна «Илиады» как тайна космического Эроса. Тема и идея «Илиады» как конфликт индивидуального и общего. Ахилл как первый литературно-художественный архетип в истории европейской литературы. Архетип (греч.) – прообраз, идея; инвариантная основа, имеющая начало в традиции культуры и организующая типологию различных образов как вариантов этого инварианта. Архетипика героического действия по спасению космоса. Общий хронотоп поэмы как фрактал пространственновременной организации космоса. Гектор и Андромаха как героические жертвы хронотопа Трои как «хронотопа болезни» . Диалектика бессмертных богов и смертных героев в эпическом действии «Илиады» . Мифологема щита в образной структуре «Илиады» . Проблема современной интерпретации «Илиады» как отражение парадигмального кризиса литературоведческой герменевтики.

«Одиссея» как героическая поэма Пути ПУТЬ в мифопоэтической модели мира – это «образ связи между двумя отмеченными точками пространства» . Как правило, начало пути - это только некая исходная точка отсчета. Целью движения героя является конец пути – та точка, где находятся высшие сакральные ценности мира, или то препятствие, опасность или угроза, которое, будучи преодолено или устранено, открывает доступ к этим ценностям. Герой, достигший конца пути, отмечен внутренним перерождением, изменением статуса. Ю. М. Лотман отмечает, что путь героя – это непрерывная последовательность сменяющих друга состояний. В. Н. Топоров особо обращает внимание на то, что ценность пути заключается, в первую очередь, не в достижении героем в конце пути некой поставленной цели, а в самом вступлении героя на путь.

«Одиссея» как героическая поэма Пути Образ Одиссея как идея куроса - нуса. Образ Пенелопы как идея коры – пранои. Образ Телемаха как идея «умного делания будущего» . Хронотоп дома и хронотопы ошибок (остров Калипсо, остров Киклопов, страны лестригонов и лотофагов и т. п.) в сюжете поэмы. Тайна хронотопа Аида как «кода возвращения» . Миф об Одиссее как философия-образ бифуркации зрячести и слепоты человека и космоса: «телемахия» vs. «телегония» , т. е. «умное делание» vs. «ананке» . Эпосы Гомера как художественные «философии спасения» .

Древнегерманский эпос: англосаксонская поэма «Беовульф». Соотношение языческой традиции и христианских влияний. Фольклорно-мифологическое, историческое и литературное начала. Французский героический эпос: «Песнь о Роланде». Исторический факт и эпический вымысел. Параллелизм образов. Своеобразие испанского героического эпоса. Народные идеалы «Песни о моем Сиде». Романсные черты поэмы. Немецкий героический эпос: «Песнь о Нибелунгах». Элементы старинного сказания и их феодально-христианская обработка. Сказочные мотивы и влияние рыцарского романа. Раннее Просвещение. «Робинзон Крузо» Д. Дефо и его буржуазно-просветительские идеалы. Творчество Дж. Свифта. Публицистика, характер юмора. «Путешествия Гулливера»: проблема жанра; философский подтекст; значение романа Семейно-бытовой роман: С. Ричардсон и его герои. Английский вариант просветительского реализма. Романы О. Голдсмита и Т. Смоллетта. Творческий путь Г. Филдинга. Продолжение свифтовских традиций, полемика с С. Ричардсоном. Положительный герой и проблема типизации у Филдинга. Эстетические позиции Г. Филдинга-юмориста. Кризис просветительских иллюзий. Стерн и английский сентиментализм. Значение романов Л. Стерна для европейской культуры. Театр конца века: творчество Р. Б. Шеридана. Английский предромантизм. «Готический роман» и его создатели. «Песни Оссиана» Дж. Макферсона: литературная мистификация и ее общественный резонанс. Народная лирика Р. Бернса. Бюргерское просветительство и его литература. Эстетика раннего классицизма. Эстетическая теория Винкельмана. Проблема национального своеобразия в культуре. Лессинг и его борьба за новое немецкое искусство. Гердер как теоретик и вдохновитель штюрмерского движения. Эстетика «Бури и натиска»; неоднородность течений и художественных манер. Раннее творчество Гете. Драматургия Шиллера штюрмерского периода. Шекспиризм и бунтарское начало в драматургии Гете и Шиллера. «Национальная идея» и ее художественное воплощение в публицистике, театре и романе. «Страдания молодого Вертера» как вершина штюрмерской художественной практики. Исторические события и «литературная революция» ро мантизма. Романтизм как принцип мировидения и как творческий метод. Теоретические постулаты раннего романтизма и философия рубежа XVIII - XIX веков. Связь нового искусства с просветительской традицией и разрыв с предшествующей художественной системой. Романтический субъективизм и двоемирие. Новое отно шение к личности и специфика романтического героя. Ранний этап немецкого романтического движения как «теоретический период» в истории национального рома нтизма. Философская основа йенского романтизма: И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг. Теоретические труды Ф. Шлегеля. Влияние политического устройства и экономического развития страны на литературный процесс. Идейно-художественная основа романтизма Дж. Байрона. Характерные черты «байронизма» - герой, сюжет, пейзаж. «Восточные поэмы». Романтическая условность и проблема местного и исторического колорита. Лирика и драматургия Дж. Байрона. Разновидности романтической повести и романа: исповедальный, готический и исторический. В. Скотт - создатель жанра исторического романа. Романтические традиции в историческом романе, их сохранение и преобразование в позднейшей литературе. Историческая и национальная специфика американской литературы и европейские традиции. Связь американского романтизма с Просвещением. Ранний этап романтизма. Романы Ф. Купера - цикл о Кожаном Чулке. Национальный пафос и просветительские идеи. Поздний американский романтизм. Лирика и новеллистика Э. По. Жанровое многообразие его новелл. Фантастическое начало, психологизм, интерес к подсознательному, «ужасы» у Э. По. Развитие его тем и образов в мировой литературе. Г. Лонгфелло как представитель «университетской» поэзии: «Песнь о Гайавате». Середина XIX века как переходная эпоха; философия, культура, нравы. «Промышленный век», особенности общественного сознания и их отражение в литературе. Реализм как мировоззрение, художественный метод и литературное направление. Борьба и взаимодействие романтизма и реализма в жизни и в искусстве. Преодоление и использование писателями-реалистами романтических штампов. Основные этапы становления и развития критического реализма, его идейно-художественная специфика. О. Бальзак - дитя и воплощение XIX века во всех его противоречиях. Легенды и факты биографии О. Бальзака. Замысел и структура «Человеческой комедии» - панорамы французского общества. Синтез романтизма и реализма в эпопее: взгляд историка и художественный вымысел, романтические фантазии и социально-историческая обусловленность коллизий, типичность и индивидуальность персонажей. Правда, правдоподобие и истина в понимании Бальзака. Своеобразие художественных приемов. Новый этап эволюции реализма: развитие реализма в произведениях Г. Флобера. Г. Флобер как один из провозвестников прозы XX века. Поиски им своего стиля, проблема единства формы и содержания. Эстетическая теория Г. Флобера. «Госпожа Бовари» - трагедия несовместимости мечты и действительности. «Нечто цвета плесени». Разоблачение романтических иллюзий и издевка над обывателем. Специфика повествовательной манеры, прием монтажа, элементы импрессионизма. Другие произведения Г. Флобера и особенности его творческой эволюции. Викторианство как культурно-историческое явление. Своеобразие английского критического реализма, традиционное и новое в английской литературе середины XIX века. Своеобразие творческой манеры Ч. Диккенса. Ч. Диккенс в ряду писателей-классиков. Эволюция мировоззрения и творчества Ч. Диккенса. «Посмертные записки Пиквикского клуба» - романтические персонажи на реалистическом фоне. Очерковость романа. «Рождественский» Ч. Диккенс. Детские образы в романах «Оливер Твист», «Домби и сын». «Большие надежды» и «Холодный дом»: система человеческих ценностей в трактовке Ч. Диккенса. Борьба Добра и Зла как динамическая основа его романов. Социальная тема («Тяжелые времена»). Своеобразие психологизма Ч. Диккенса и «черный юмор». Женщины-романистки. Проблема «женской литературы» в викторианской Англии. Феномен семьи Бронте. «Джен Эйр» Ш. Бронте: сила и слабость женской души. Тонкий психологизм романа. Связь сюжетов и образов с биографией писательницы. Финал романа как романтическая «компенсация» жизненных неудач. Английский роман XIX века - классика критического реализма. Лирика Г. Гейне. Поиски идеала, критика действительности и развенчание романтических иллюзий. Романтический герой. Романтическая ирония и иронизирование над романтизмом. Сатира и пародия в стихах и поэмах Гейне. Французские поэтические школы. «Парнасцы» и их эстетика. Поэзия середины века и Ш. Бодлер. «Цветы зла» Ш. Бодлера как воплощение новой морали и эстетики; общественный резонанс. Сквозные мотивы, жанры, стилевые парадоксы. Сонет «Соответствия» - будущий «манифест» символистов. Появление в поэзии XIX века новых содержательно-стилистических черт и их дальнейшее развитие в поэзии декаданса и модернизма. Кризис миросознания, его истоки и проявления в искусстве и литературе. Атмосфера «конца века»: расчеты с прошлым и предчувствие грядущих катаклизмов. Понятие декаданса и отражение переломной эпохи в литературе рубежа веков. Картина литературной жизни. Основные литературные направления, течения, школы этого периода (общая характеристика, хронология, взаимосвязь, национальная специфика).Понятие и сущность «обновленного реализма». Роль и значение эпического цикла в переходную эпоху. «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси. Явление «форсайтизма», столкновение Красоты и Свободы с миром собственности. Постепенная переоценка ценностей в последующих романах форсайтовского цикла (образ Сомса). Викторианская эпоха и наступление XX века, отражение этого процесса в романах Голсуорси. Специфика декадентского мироощущения. Понятие модернизма, его обращенность в будущее, позднейший расцвет. Э. Золя и принципы «экспериментального романа». Цикл Э. Золя «Ругон-Маккары», его замысел, структура, проблематика. Наследственность и среда как основные факторы, определяющие человеческую жизнь (в понимании Э. Золя). Психологический и социальный аспекты эпопеи. Судьбы Жервезы Маккар и Этьена Лантье - покорность и протест, обреченность и надежда. Натурализм в романах и его смысловые и художественные функции. Мопассан - романист и новеллист. Сатира, философия, реализм в его произведениях. Жизнь и карьера в романах Г. Мопассана. Крах иллюзий Жанны де Во и развенчание романтических идеалов. Жорж Дюруа как новый «герой» своего времени, его социальная карьера и моральная деградация. Новеллистика Г.Мопассана. Основные тематические циклы новелл, их разнообразие как возможность для создания объемной картины действительности. Влияние натурализма на творчество Г.Мопассана. Эволюция новеллы. Эстетизм и творчество О. Уайльда. Истина, мораль и Красота в зеркале парадокса. Нравоучения безнравственного эстета. О. Уайльд - «ужасное дитя» своей эпохи. Проза К. Гамсуна. Человек и природа, человек и люди - продолжение поисков гармонии. Болезненность конфликта между мечтой и действительностью. Разрушение моральных норм и относительность нравственных ценностей в сознании «конца века». Традиции и новаторство в творчестве К. Гамсуна-прозаика. Влияние неоромантизма. Истоки, теория, художественное воплощение символизма. Сущность символизма в понимании А. Белого, В. Брюсова, П. Валери и др. Поэзия французского символизма, особенности поэтики и символики. А. Рембо и П. Верлен: люди-трагедии. Символистская драма. Своеобразие театра М. Метерлинка - «статический театр», «театр молчания», «театр ожидания». Темы судьбы, смерти и слепоты в его пьесах. Пьеса-сказка «Синяя птица», ее аллегоризм. Рождение «новой драмы» во второй половине XIX в. Г. Ибсен, Б. Шоу. Причины возникновения «новой драмы» и роль Г. Ибсена в ее появлении и становлении. Эволюция творчества Г. Ибсена. Аналитические пьесы. «Кукольный дом» - типичная «новая драма». Значение подтекста, смысл финала пьесы. Раннее творчество Б. Шоу - «интеллектуальная драма». Значение дискуссий в пьесах. Эксцентрика и парадокс, элементы комедии. Сопоставление с драматургией О. Уайльда. Становление реализма в литературе США. Своеобразие национального юмора. Творчество Марк Твена - для детей и взрослых. Катастрофичность, трагизм эпохи и их отражение в искусстве. Утрата старой и поиски новой системы ценностей. Искусство и культура в философском осмыслении XX века. Рождение модернизма в литературе XX века. Усложнение форм повествования и психологического письма, сочетание мифологии с особой детализацией. Проблема адекватного отображения действительности в психологии и литературе; теория У. Джемса. Различные варианты литературного «потока сознания». Техника «потока сознания» в творчестве Дж. Джойса. «Улисс» Дж. Джойса - «глыба, нависшая над литературой». Различные типы «потока сознания» как одна из основ мироотражения и поэтики. Культурное поле романа. Трансформация «художественного пространства», «художественного времени», повествования, автора и персонажей в романе. Архаический миф и неомифологизм. Возможные философские подтексты. «Потерянное поколение»: многозначность термина и национальная специфика явления. Психологическая и социальная сущность «потерянности». Литература «потерянного поколения» - человек на войне, человек после войны; общие проблемы победителей и побежденных. Романы Э. М. Ремарка, Э. Хэмингуэя. Новаторство У. Фолкнера. Округ Йокнапатофа - модель американского Юга и Вселенной. «Южная», американская и общечеловеческая тематика. Одинокий человек в жестком мире фолкнеровской реальности. Сноупсы и «сноупсизм»; деградация и возрождение моральных ценностей. Основные художественные принципы фолкнеровской прозы: «моделирование» как метод, разнообразие рассказчиков, множественность точек зрения. «Американская трагедия» «маленького человека». «Американская мечта» и ее развенчание в жизни и в литературе. Проблемы богатства и бедности, подлинных идеалов и мнимых. «Маленький человек» в XX веке. «Богатые бедняки» у Ф. С. Фицджеральда. Рациональный и иррациональный способы познания мира и их отражение соответственно в «интеллектуальной» и «мистической» литературе. Интеллектуально-философский роман в творчестве Т. Манна. Романы Т. Манна «Волшебная гора» и «Доктор Фаустус». Традиции «романа воспитания» и их развитие. Судьбы искусства, философия музыки и концепция творчества у Т. Манна. Художественное преломление общего в индивидуальном: искусство, дьявол и человек на фоне мировой войны. Политика и драматургия: новые требования к драме. Б. Брехт и его теория «эпического театра». Ее реализация на сцене. Влияние экспрессионизма на творчество Б. Брехта. Реализм и условность. Тематическое разнообразие и притчевый характер пьес Б. Брехта. Эффект «очуждения» как художественный прием. Проблемы и решения. Философия и литература в поисках человека: закономерный этап отрицания. Конфликты «личность - общество», «человек - мир»; способы и возможности их разрешения: приспособление себя к миру, мира к себе. Философия экзистенциализма и ее воплощение в литературе. Французский экзистенциализм: А. Камю. Абсурдный герой. «Центробежный» и «центростремительный» романы. Дальнейшее развитие темы «маленького человека» в американской литературе. Политика, история и мораль; мифология и фантастика (Дж. Апдайк, Д. Д. Сэлинджер). Англоязычная проза В. Набокова. Темы детства, утраченного рая и его возвращения, «чудака». Америка В. Набокова. Понятие «метаромана», русский и англоязычный варианты метаромана у В. Набокова. Художественные особенности набоковской прозы и вопросы перевода.

Краткое содержание лекций

Античная литература.

Литература Древней Греции.

Лекция 1. Античность как историческое и культурное явление. Культура Древней Эллады .

1. Истоки античной литературы.

Античная литература - это литература средиземноморского культурного круга эпохи рабовладельческой формации: это литература Древней Греции и Рима с X-IX вв. до н. э. по IV-V вв. н. э.Для античной литературы в целом характерны те же общие особенности, что и для всех древних литератур: мифологическая тематика, традиционализм разработки и поэтическая форма.

2. Роль мифологии и мифологического мышления, значение мифа и обряда в становлении словесного искусства.

Мифология - это осмысление действительности, свойственное общинно-родовому строю: все явления природы одухотворяются, и взаимные отношения их осмысляются как родственные, подобные человеческим. Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм.

Мифология в смысле наивной веры кончилась вместе с первобытнообщинной формацией, для которой она была необходимой идеологией. Классовое рабовладельческое общество в Греции и связанное с ним возникновение литературы активно используют мифологию в своих целях, политических и художественных. Особенно широко использована мифология в греческой трагедии.

3. Античное наследие в европейской литературе.

Историческая связь античной культуры с культурами Новой Европы дает ей особое положение. Историческая преемственность античной и новоевропейских культур всегда оставалась ощутимой, и античная литература всегда представлялась истоком и часто образцом новых литератур. Античность выступала духовной опорой европейской культуры в решающие и поворотные моменты ее развития.

Традиция изучения древних языков и древних литератур неизменно лежала и лежит в основе гуманитарного образования в Европе. Основные концепции литературы и литературного творчества, господствовавшие в Европе почти до XIX века, непосредственно исходили из концепций Аристотеля и Платона.

4. Зарождение и становление основных видов древнегреческой литературы.

В эпоху, переходную от общинно-родового строя, письменной литературы вообще не существовало; носителем словесного искусства был певец (аэд или рапсод), сочинявший свои песни для пиров и народных праздников.

В эпоху полисного строя появляется письменная литература; и поэмы эпиков, и песни лириков, и трагедии драматургов, и трактаты философов хранятся уже в записанном виде, но распространяются еще устно. В эпоху эллинизма и римского владычества письменная литература становится основной формой словесности. Литературные произведения пишутся и распространяются как книги.

Система жанров в античной литературе была отчетливой и устойчивой. Жанры различались более высокие и более низкие: высшим считался героический эпос, хотя Аристотель в «Поэтике» и ставил выше него трагедию.

Система стилей в античной литературе была полностью подчинена системе жанров.

Вопросы для самоконтроля.

1.Что такое античная литература?

2.Что такое мифология?

3.Где особенно активно использовалась мифология в древнегреческой литературе?

4.В чем проявляется историческая преемственность античной и новоевропейских культур?

5.Когда появилась письменная литература?

6.Какова была система жанров в античной литературе?

Лекция 2. Древнегреческий героический эпос, его происхождение и бытование, сюжеты, герои, стиль.

1.Гомер и «гомеровский вопрос».

Ученые до сих пор спорят о том, существовал ли в действительности гениальный творец «Илиады» и «Одиссеи», или у каждой поэмы был свой собственный автор, или же это были разрозненные песни, сведенные воедино каким-либо редактором.Греки считали, что эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» были сложены слепым поэтом Гомером. Семь греческих городов претендовали на то, чтобы считаться родиной поэта. В то же время не существует никаких достоверных свидетельств о Гомере, и вообще нельзя считать доказанным, что обе поэмы были созданы одним и тем же человеком.

2.Поэмы «Илиада» и «Одиссея» - образцы древнего героического эпоса.

Произведения Гомера, поэмы «Илиада» и «Одиссея», являются первыми по времени известными нам памятниками древнегреческой литературы и вместе с тем вообще первыми памятниками литературы в Европе.Записаны были эти произведения впервые только во второй половине VI в. до н.э. Следовательно, народные материалы для этих поэм создавались еще раньше, по крайней мере, за два или за три века до этой первой записи.

3.Мифологическая и историческая основы поэм.

Причиной троянской войны было похищение Елены, супруги царя Менелая Парисом, сыном троянского царя Приама. Оскорбленный Менелай призвал на помощь других царей. Основным содержанием «Одиссеи» являются сказания о возвращении Одиссея на Итаку после окончания войны с Троей. Продолжалось это возвращение очень долго и заняло 10 лет.

Сюжетом гомеровских поэм являются разные эпизоды троянской войны. Греки в течение многих веков вели войны в Малой Азии. Однако именно война с Троей особенно запечатлелась в памяти древних греков, и ей было посвящено много разных литературных произведений.

4.Идейно-художественные особенности гомеровского эпоса.

В «Илиаде» в ярких чертах воспроизводятся явления реальной жизни и быта древнегреческих племен. Преобладает, конечно, описание быта военного времени. Но подвиги героев, столь красочно описываемые Гомером, не заслоняют от взора поэта все ужасы войны.

Несомненно, что «Одиссея» куда более сложное произведение античной литературы, чем «Илиада». Исследования «Одиссеи» с литературной точки зрения и с точки зрения возможного авторства ведутся и по сей день.

Поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые слепому старцу Гомеру, оказали огромнейшее, ни с чем не сравнимое влияние на всю историю античной культуры, а позже и на культуру нового времени. Огромное мастерство слагателя этих поэм, их эпохальность, красочность, колорит привлекает читателя и поныне, несмотря на огромную временную пропасть, лежащую между ними.

Вопросы для самоконтроля.

1.В чем сущность «гомеровского вопроса»?

2.Какие поэмы традиционно считаются принадлежащими Гомеру?

3.Какова мифологическая основа «Илиады»?

4.Какие исторические факты лежат в ее основе?

5.Какие сказания являются содержанием «Одиссеи»?

6.В чем состоят идейно-художественные особенности гомеровского эпоса?

Дата публикования: 2015-07-22 ; Прочитано: 1377 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с) ...

Отключите adBlock!
очень нужно

Можно ли предполагать, что столь замечательные по форме и содержанию и столь значительные по объему гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея» , явились внезапно, ничем не подготовленные, не были плодом предыдущего развития древнегреческого эпоса? Можно ли допустить, что , при всей громадности своего таланта, создал такое великое творение один, без предшественников? Конечно, еще и до Гомера существовали эпические поэты, песни которых обращались в народе и пролагали путь творцу Илиады и Одиссеи ; но слава его имени и совершенство его произведений заставили забыть все предшествовавшее ему литературное развитие, как солнце заставляет гаснуть звезды.

В эпоху дорийского переселения, когда древнегреческие племена, оставив свою европейскую родину, начинали селиться на новых местах, – на островах Эгейского моря и на западном берегу Малой Азии, Греция давно уже вышла из первобытного, грубого варварства. Еще ранее этой эпохи в Элладе существовали уже города и укрепленные местности, политические и религиозные союзы. Древние греки занимались уже не только скотоводством, но и земледелием, которое, как известно, смягчает нравы; они занимались также ремеслами, торговлей, мореплаванием. Стремление к высшему умственному развитию начинало уже проявляться в богато одаренном народе, восприимчивом ко всему великому и прекрасному. Эпическая и прочие виды поэзии зародились у греков, без сомнения, очень рано.

Древняя Греция в IX - VI вв. до н.э. Карта

Древнейшею колыбелью древнегреческой культуры была Фессалия, – обширная и плодородная равнина Пенея, в которой много раз появлялись спускавшиеся с севера, подобно горным потокам, племена и затем, теснимые новыми пришельцами, шли далее к югу. Особенное значение имела местность, лежащая у подошвы Олимпа, этого могучего стража северной греческой границы, – местность, богато и оригинально одаренная природою. Старый Олимп, с 42 головами и 62 потоками (как величает его песня фессалийских клефтов), возвышает свои обнаженные, частью покрытые вечным снегом вершины на 9000 футов над поверхностью моря, выше облаков; сумрачные хвойные и обширные лиственные леса, прорезанные скалистыми уступами и зеленеющими долинами, покрывают склоны горного хребта и окаймляют его подошву. Здесь-то, на восточных исеверо-восточных склонах Олимпа, в привлекательной и обильно орошенной горными потоками области – в Пиерии – жили в доисторические времена так называемые мифические фракийцы, – древнегреческое племя, которого не следует смешивать с появившимися впоследствии и жившими далее к северу варварами – фракийцами. Мифические фракийцы были первыми почитателями муз, богинь песнопения и поэзии; эти искусства у них особенно процветали, вследствие чего они имели значительное влияние на другие родственные племена, хотя, конечно, и у этих последних была также своя народная эпическая и героическая поэзия. Благодаря фракийским певцам, из Пиерии, смутные представления о богах Древней Греции сделались мало-помалу яснее; Олимп получил значение священной горы, на вершинах которой находится жилище Зевса и его бессмертной семьи олимпийских богов . Эти певцы положили основание системе греческой мифологии в том виде, в каком она является у позднейших поэтов и в сознании народа; они познакомили с этим учением соседние племена, которые, восприняв его, продолжали развивать и дополнять основные мифы. Из области, занятой фракийцами еще в доисторические времена, это племя спустилось впоследствии на юг – к Геликону и Парнасу, в Беотии и Фокиде, на остров Эвбею и в Аттику, и фракийские певцы всюду встречали слушателей и подражателей, так как весь эллинский народ был богато одарен поэтическими способностями.

Древнейшие греческие поэты, которые, по преданию, почти все принадлежали именно к фракийскому племени, как, например, Орфей , Музей, Эвмолп, Филемон (конечно – личности не исторические, а легендарные), все называются в то же время и жрецами. Древнейшая греческая поэзия и на самом деле была поэзией жреческой, религиозной; первые произведения древнегреческого эпоса и лирики песни проистекали из глубокого религиозного чувства, которое в первичную эпоху развития господствует над всею жизнью и стремлениями как отдельного человека, так и целого народа. Как песни благодарственные и молитвенные, которые пелись преимущественно во время жертвоприношений, так и песни свадебные, плачи по покойникам, жалобы на увядание, замирание цветущей природы и тому подобное имели главным образом религиозный характер. Это были простые и краткие лирические порывы возбужденного религиозного чувства; но к ним – и, по всей вероятности, еще очень рано – присоединялось и изложение мифа, рассказы о происхождении, подвигах и чудных деяниях того или другого божества, словом, такие черты, которые обозначают уже переход к эпической поэзии; когда же народ от патриархальной пастушеской и земледельческой жизни стал мало-помалу переходить к более оживленной жизни воинственной, когда в нем пробудилось желание славы и подвигов бранных, тогда изменилась и его поэзия, и рядом с песнью религиозной явилась песня эпическая – былина о героях. Древнегреческий эпический певец повествовал народу о приключениях и славных подвигах героев, которые вспоминались с гордостью и радостью, и, передавая памяти потомства громкие имена славных предков, воодушевлял слушателей жаждою таких же подвигов и такой же славы.

Герои древнегреческого эпоса - Персей и Андромеда. Художник Дж. Вазари, 1570-1572

Стоустая молва, особенно у народа с такою богатою фантазиею, каковы были греки, доставляла певцам древнегреческого эпоса богатый материал для былинного эпоса. Таким материалом послужили прежде всего древнейшие народные мифы о подвигах и судьбе отдельных героев , которые, как, например, Беллерофонт , Персей , Геракл , Тесей , были одарены сверхъестественною силой и, пользуясь покровительством и помощью какого-либо божества, совершали в одиночку или с немногими товарищами нечеловеческие подвиги, очищали страну от страшных великанов или злых чудовищ и таким образом подготовляли почву для более цивилизованной героической эпохи.

Главный герой древнегреческого эпоса, Геракл, убивает Немейского льва. Копия со статуи Лисиппа

Затем явились у древних греков эпические сказания о позднейших, младших героях – героический эпос в тесном смысле, повествующий о тех временах, когда значительное число героев различных племен соединялось вместе для одного общего предприятия. Таковы сказания о войне куретов и этолийцев, об охот е на калидонского вепря , о походе аргонавтов , о битве лапифов с кентаврами , об осаде Фив и Трои. Песни древнегреческого эпоса, в которых передавались отдельные сцены и приключения из цикла сказаний о героях , при более значительном количестве и разнообразии поэтических образов, требовали от певцов большого таланта; наряду с развитием поэтического духа и творчества развивалась мало-помалу и эпическая поэзия греков, которая достигла наконец до высшей степени своего процветания – до создания эпопеи в обширном смысле слова, предметом которой были уже не отдельные, строго разграниченные приключения и военные рассказы, но великие всенародные войны во всей их полноте, со всем разнообразием лиц и событий.

Этой высшей степени процветания древнегреческий эпос достиг на азиатской почве, на ионийском берегу. Когда, вследствие так называемого дорийского переселения , почти все греческие племена, от Олимпа до мыса Тенара, удалились из мест своего первоначального поселения, тогда множество народа, составленного из различных племен, пустилось в море и нашло себе новые жилища на островах Архипелага и на западном берегу Малой Азии. Часть греков-ахейцев из Арголиды и Лакедемона вместе с эолийцами из Беотии и Фессалии, спустя около 130 лет после разрушения Трои (следовательно, по летосчислению Эратосфена , в 1054 г. до Р. X.), переселилась под предводительством Пентила, сына Ореста и внука Агамемнонона , на берега Мизии и Лидии, в страну, где некогда стояла Троя. Первыми колониями этих переселенцев были Митилена (на острове Лесбосе) и Кимы, а на юге – город Смирна. Лет десять спустя, на берегах Лидии и Карии, а также и на Кикладских островах появились многочисленные колонии греков-ионян . Ионяне явились из Пелопоннеса в Аттику и оттуда, под предводительством Нелея, сына Кодра, и других потомков пилосского Нестора, отправились в море, в сопровождении множества бездомных людей из других племен – минийцев, кадмейцев и пилосцев. Колонизованный ими малоазиатский берег получил название Ионии, а область, примыкающая к нему с севера, была названа Эолидой. На обильном заливами берегу Ионии (к которой причислялись также и близлежащие острова – Хиос и Самос) возник целый ряд древнегреческих городов. Наиболее замечательными из них были: Колофон, Эфес и Милет. Доряне, поселившиеся несколько позже к югу от ионян, имели в это время мало значения, так как они оставались еще чуждыми жизни и интересам своих соседей.

Вследствие этих переселений греческая жизнь приобрела более широкую почву для своего развития; но главным центром древнегреческой культуры сделались с этих пор берега и острова Эгейского моря. Вообще колонии всегда развиваются быстрее своей метрополии; так было и в данном случае. После бурного периода странствований греческая жизнь на эолийско-ионийском прибрежье вступила в период процветания. Общественные отношения пришли мало-помалу в порядок; начались мирные сношения с соседями, большею частью родственными по происхождению и образованными; вскоре под приветливым голубым небом, в стране, покрытой нивами и виноградниками, лугами и лесами, на берегах, изрезанных множеством заливов, началась свежая, деятельная жизнь. Труды древнегреческого земледельца и скотовода вознаграждались щедрой природой, в городах процветали ремесла, торговля и мореплавание, и веселый, свободный народ, довольный своим положением, мог почувствовать стремление к высшему умственному развитию.

В области культуры духовной раньше других заявили о себе греки-ионяне. Они жили в стране, которую Геродот называет прекраснейшей областью в мире. Из всех греческих племен это было племя наиболее даровитое, обладавшее живостью ума и быстротою восприятия; их живая фантазия умерялась здравым рассудком; идеальное направление мысли облагораживало их поэтическое миросозерцание. К этому присоединялось оригинальное остроумие и общительность. Одаренные такими качествами, греки-ионяне в продолжение многих веков были наиболее передовыми представителями эллинства в искусстве и науке; эпическая поэзия также нашла у них плодородную почву для своего развития и достигла своего высшего совершенства в эпических творениях Гомера.

Древние греки, переселяясь на азиатский берег, перенесли туда и свои сказания, и на новой земле особенно дорожили своими старыми песнями, как отголосками родной Эллады. Народ и певцы, повторяя эти песни, распространяли их и в то же время соединяли предания различных племен в одно общее целое. Особенный интерес для разноплеменной массы переселенцев должны были иметь еще свежие, недавно сложившиеся сказания древнегреческого эпоса о троянской войне . Эти эпические сказания, конечно, особенно охотно слушались и повторялись народом, так как этот народ состоял из потомков тех самых воителей, которые некогда так славно сражались на этом же азиатском берегу и наконец разрушили гордую Трою. Переселение греков в Малую Азию было до некоторой степени повторением этого прославленного в древнегреческом эпосе троянского похода. Цари, управлявшие вновь основанными городами, большею частью вели свое происхождение от героев, прославившихся в этой великой войне.

Сбор аргонавтов. Рисунок на тему одного из главных сюжетов древнегреческого эпоса. Аттический кратер середины V в. до Р. Х.

Поэтому певцы, без сомнения, предлагали своим слушателям преимущественно такие песни, содержание которых было заимствовано из цикла сказаний о троянской войне, хотя при этом не забывались и другие сказания. Так, например, Гомер (Одиссея XII, 69) говорит о «всем памятном» (πασιμέλουσα) корабле Арго , т. е. обо всеми воспеваемом корабле, который один из всех, возвращаясь от царя Ээта , благополучно миновал страшные «бродящие» скалы Симплегады ; следовательно, песни о походе аргонавтов должны были быть известны народу еще в догомеровское время. Из различных мест у Гомера (Илиада, VIII, 362; XIV, 249 и сл.; VI, 152 и сл.; IX, 529 и сл.) можно видеть, что на его родине были известны предания о Геракле , Беллерофонте, Мелеагр е и других.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png