Наталья Борисюк

Ф. И. О. педагога : Борисюк Наталья Леонидовна (МБОУ НШ «Перспектива» )

Номинация : Образовательная ситуация с дошкольниками

Образовательная область : Художественно-эстетическая

Возрастная группа : старший дошкольный возраст

Тема : Осенние листья

Основные цели :

1) Учить рисовать кленовые листья, передавая характерные особенности формы, цвета.

2) Развивать технические навыки в рисовании карандашом – нажим, правильная штриховка, подбор оттенков.

3) Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства; вызвать желание передавать характерные признаки объектов и явлений природы; поддерживать творческие проявления.

Дидактические материалы : 3-4 картинки осенних деревьев (береза, рябина, осина, клен) – для оформления «парка» , осенние листья из цветной бумаги по количеству детей (например, 3 березовых, 3 рябиновых, 3 осиновых и 1 кленовый) ; кленовые листья (из цветной бумаги) разной расцветки по количеству детей.

Оборудование : мольберт или магнитная доска, альбомные листы, простые и цветные карандаши.

Краткая аннотация к работе : Образовательная ситуация знакомит детей с новым способом рисования листьев – с помощью своей ладони; желательно проводить осенью, во время листопада. Образовательная ситуация разработана в северном регионе, где клены не растут, поэтому для детей это дерево не знакомо.

Ход образовательной ситуации :

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи : мотивировать детей на включение в игровую деятельность .

Дети собираются около воспитателя. Воспитатель спрашивает детей, знают ли они кто такие художники? Как называются художники, рисующие природу?

А вы хотите сегодня побыть художниками-пейзажистами? Тогда давайте пойдем в парк, рассматривать осенние деревья.

2. Актуализация.

Дидактические задачи : актуализировать знания детей о признаках осени, о названии деревьев, о форме листьев.

Пока мы добираемся до парка, кто скажет какое время года сейчас?

А какие бывают листья на деревьях осенью? И что же происходит с листьями осенью? Выслушиваются ответы детей.

Молодцы, ребята, вы рассказали все правильно. Вот мы и добрались до нашего парка. Посмотрите, сколько листьев упало с деревьев и все разные. Давайте поднимем себе по одному листику. А вы можете назвать деревья, с которых упали эти листья?

Дети отвечают, рассматривая листья. Можно задавать дополнительные вопросы : по какому признаку ты узнал дерево, назови цвет своего листа и т. п.

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи : создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о кленовом листе; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

Скажите, ребята, все смогли назвать с какого дерева упал ваш листик?

Если все дети отвечают утвердительно, заострить внимание нам том, ребенке, которому достался кленовый лист.

А с какого дерева упал это лист?

Смогли вы назвать дерево? (Нет)

А почему не смогли? (Не знаем названия) .

4. «Открытие» нового знания.

Дидактические задачи : изучить особенности кленового листа (форма, цвет, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»

А если мы не знаем, что мы делаем?

Выслушиваются ответы детей.

Кто задаст мне нужный вам вопрос? Воспитатель дает возможность 2-3 детям проговорить вопрос вслух, а затем отвечает на него.

Так вот, ребята, дерево, с которого упал этот лист называется клен. Как будет называться этот лист? (Лист с березы – березовый, лист с клена – кленовый) Давайте его внимательно рассмотрим.

Воспитатель раздает всем детям кленовые листья одинакового размера, но разного цвета. Дети изучают листья.

5. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи : создать мотивационную ситуацию для формирования способа изображения кленового листа; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

Ребята, мы же с вами художники. А давайте подумаем, как нам нарисовать кленовый лист.

Выслушиваются предложения детей.

Сможете вы нарисовать такой листок? Кто хочет попробовать?

Педагог предлагает детям лист бумаги (на мольберте) и простой карандаш. 1-2 ребенка пытаются изобразить кленовый лист.

Смогли мы нарисовать кленовый лист? (Нет)

А почему не смогли? (Не знаем, как это делается)

6. «Открытие» нового способа действия.

Дидактические задачи : сформировать представление о способе изображения кленового листа; сформировать опыт самостоятельного целеполагания и открытия, эмоционального переживания радости открытия.

Давайте вернемся из парка в наш сад и подумаем, каким способом удобнее нарисовать такой лист.

Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает детям высказать свои версии, создает атмосферу доброжелательности, поиска идей, вовлекает в обсуждение всех детей, задавая им при необходимости наводящие вопросы :

Может форма листа на что-то похожа?

Задача воспитателя – подвести детей к тому, что форма кленового листа похожа на ладонь с широко расставленными пальчиками.

Посмотрите, ребята, как с помощью своей ладошки легко нарисовать кленовый лист.

Воспитатель показывает способ изображения кленового листа.

Сначала обводим свою ладонь простым карандашом, затем проводим пять линий – прожилки листа. Затем дугами соединяем изображения пальчиков между собой так, чтобы получился контур кленового листа.

Воспитатель подводит итог : нарисовать кленовый лист мы смогли, потому что нашли форму, на которую он похож (ладошка) .

7. Включение нового способа действия в систему знаний и умений ребенка.

Дидактические задачи : закрепить умение рисовать кленовый лист с помощью ладони; развивать технические навыки в рисовании карандашом – нажим, правильная штриховка, подбор оттенков.

Ребята перед вами альбомный лист и простой карандаш. Давайте вспомним, что мы сегодня художники и попробуем нарисовать кленовый лист с помощью своей ладони. Напомните, пожалуйста, порядок изображения.

Опросить 1-2 ребят или проговаривают все вместе.

Молодцы, приступаем.

Пока дети рисуют, воспитатель индивидуально помогает тем, кто испытывает затруднения.

Молодцы, ребята. А что теперь не хватает нашим листикам? (Цвета) Давайте их раскрасим. В какие цвета? (Желтый, красный, оранжевый) . А почему? (Осенние цвета) . В одном листике можно использовать несколько цветов. Не забываем правильно держать карандаш. Приступаем.

Воспитатель продолжает индивидуальную помощь детям.

Молодцы, ребята, очень нарядные осенние листочки у вас получились. И теперь как настоящие художники давайте устроим выставку ваших работ.

Воспитатель закрепляет работы детей на магнитной доске. Все вместе любуются.

8. Осмысление.

Дидактические задачи : восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии , создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает детей около себя.

Где вы сегодня побывали?

Кем вы сегодня стали?

Что вам больше всего понравилось?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что если б они не смогли найти форму, на которую похож кленовый лист, то не смогли бы нарисовать такие замечательные листья.



Публикации по теме:

Интегрированное занятия по ИЗО деятельности во второй младшей группе в соответствии с ФГОС Тема: «Праздничные флажки» Тема: «Праздничные флажки»Интеграция областей: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, физические.

«Сосулька». Конспект НОД по ИЗО деятельности в средней группе Речевое развитие: развивать диалогическую речь; развивать умение слушать воспитателя и правильно отвечать на его вопросы; учить отвечать.

Конспект образовательной деятельности (экология, ИЗО деятельность) в старшей группе Тема: «Берегите первоцветы – украшение нашей планеты» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики.

Задачи перспективного плана:

— развивать способность к восприятию художественного произведения, чувство прекрасного;

— формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, желание в постоянном общении с ним;

— углубить представления детей о живописи (пейзаж, натюрморт, портрет) скульптуре, архитектуре, дизайне;

— обогащать эмоциональную сферу детей новыми видами эстетических переживаний;

— учить передаче характерных признаков объектов изображения (девочка и снегурочка, мальчик и гномик, веселый и грустный, весенний и осенний);

— поддерживать стремления детей к самостоятельности в организации рабочего места, выборе темы рисунка, материала, способов изображения, темы рисунка, планировании деятельности, воплощении задуманного в рисунке;

— формировать умение анализировать художественные произведения великих мастеров, собственные рисунки и работы других детей.

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ ПО ПЕРСПЕКТИВНОМУ ПЛАНУ:

Сентябрь (8 часов)

1). Рисование «Цветы»

Цель: закрепить понятия основных и дополнительных цветов; учить рисовать гуашевыми красками, смешивая их, использовать различные приёмы — мазки, примакивание, кружение.

Материал: краски «Гуашь»; музыка П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик» «Вальс цветов».

2). Рисование «Овощи и фрукты»

Цель: учить рисовать овальные и круглые предметы (помидор, огурец, яблоко, слива, груша, вишня, свекла, морковь); закрашивать округлыми мазками, смешивать

Материал: краски «Гуашь», загадки об овощах и фруктах.

3). Лепка «Овощи и фрукты»

Цель: передать форму круглых и овальных предметов (морковь, свекла, огурец, помидор, груша, слива), дополнить деталями — ямками, выемками, используя стеки.

Материал: пластилин, стеки, образцы овощей и фруктов.

4). Аппликация «Помидоры»

Цель: вырезание круглых форм из квадрата, расположение помидоров по цвету: от зеленых, через желто-розовый, к красному (проблемная задача), и величине.

Материал: цветная бумага, ножницы, клей; изображение растущих помидоров.

5). Аппликация «Яблоко и груша»

Цель: вырезать круглый предмет из квадрата, овальный из прямоугольника, наклеить их, композиционно располагая в вазе.

Материал: цветная бумага, ножницы, клей; ваза с фруктами.

6). Рисование «Натюрморт»

Цель: объяснить понятие «натюрморт», учить изображать группу овощей и фруктов, передавать их форму и цвет, правильно располагать на рисунке.

Материал: краски «Гуашь»; репродукции картин-натюрмортов; м/ф «Пластилиновая ворона» («О картинах» на стихи А. Кушнера)

7). Рисование «Виноград»

Цель: изображать грозди винограда в двухплановом рисунке, где некоторые ягоды прячутся друг за друга и теряют половину круглой или овальной (по желанию) формы; передать блики на ягодах приёмом смешивания красок.

Материал: краски «Гуашь», музыка П.И. Чайковского из балета «Спящая красавица», вальс.

8). Аппликация — загадка «Натюрморт»

Цель: определить по цвету и форме заготовок, какой вырезать овощ или фрукт, закрепить умение вырезать круглые и овальные предметы.

Материал: заготовки из цветной бумаги, ножницы, клей; загадки об овощах и фруктах.

Октябрь (9 часов)

1). Рисование «Наш аквариум»

Цель: закрепить умение изображать животных из круга и овала, передать разнообразие через смешивание красок и дополнительные детали, изобразить композицию из рыбок, плывущих в разные стороны.

Материал: краски «Гуашь»; музыка А. Вивальди «Весна».

2). Аппликация «Курочка с цыплятами»

Цель: учить работать, вырезая и наклеивая цыплят, совместно в разных позах, в каких-либо отношениях между собой.

Форма проведения занятия: сотворчество педагога (вырезает курицу) и детей.

Материал: заготовки из цветной бумаги, ножницы, клей; изображение птицефермы.

3). Рисование «Жар-птица»

Цель: нарисовать сказочную птицу, комбинируя знакомые образы, передать ее красочность и необычность, отличие от существующих.

Материал: краски «Гуашь»; музыка П. Чайковского «Танец пастушков» из балета «Щелкунчик».

4). Рисование «Домашние животные»

Цель: обобщить представления детей в беседе о животных, обитающих в городе и в деревне; учить рисовать 2-3 животных, используя круг и овал, передать среду обитания (домик, трава, квартира).

Материал: краски «Гуашь»; стихи и загадки о домашних животных

5). Лепка «Домашние животные»

Цель: учить лепить из пластилина животных, используя овальную форму и круг (шар), совместно составлять композиции из отдельных детских работ.

Материал: пластилин, стеки; рисунки домашних животных из предыдущего занятия.

6). Рисование «Зоопарк»

Цель: изобразить диких животных, которых видели в зоопарке (медведь, слон, бегемот, жираф), передать их особенности, характерные детали, соединяя в рисунке форму крута и квадрата.

Материал: краски «Гуашь», загадки о диких животных, стихи С. Маршака «Ребятам о зверятах»

7). Рисование «В цирке»

Цель: передать движения животных, выполняющих акробатические номера (слон на шаре, собачки с мячом, зайчик на барабане и т.д.).

Материал: краски «Гуашь»; музыка Дж. Верди «Триумфальный марш» из оперы «Аида»

8). Лепка «Цирк»

Цель: учить совместно работать, составлять композиции из зверей, выступающих на арене — выполняющих цирковой номер с дополнительными предметами.

Материал: пластилин, стеки, детские рисунки «В цирке» из предыдущего занятия.

9). Рисование «Верёвочные звери»

Цель: учить рисовать зверей одной плавной неразрывной линией (веревочкой), с дорисовыванием дополнительных деталей. Черно-белое изображение.

Материал: бумага, уголь.

Ноябрь (8 часов)

1). Рисование «Осеннее дерево»

Цель: учить располагать деревья «ближе», «дальше»; тонким концом кисти рисовать ветки дерева; сформировать понятия: «перед деревом» (ниже на листе), «за деревом» (выше).

Материал:

2). Рисование «Деревья и кусты»

Цель: учить передавать различия в строении дерева и куста, закреплять приём расположения «ближе — дальше».

Материал: краски «Акварель»; музыка А. Вивальди «Осень».

3). Аппликация «Грибы»

Цель: учить передавать композицию их 3-х грибов — большой и два маленьких; закреплять парное вырезание одинаковых частей.

Материал: заготовки из цветной бумаги, ножницы, клей; изображение грибов.

4). Аппликация «Угадай животное» (из осенних листьев)

Цель: учить подбирать листья, выкладывая их на бумаге так, чтобы получалось животное, дорисовывая детали фломастером.

Материал: засушенные осенние листья, клей, фломастеры.

5). Рисование «Разноцветная осень»

Цель: учить рисовать акварельными красками на мокрой бумаге, используя прием растекания красок, развивать умение видеть в цвете сюжет и акцентировать его.

Материал: краски «Акварель»; музыка В.-А. Моцарта «Симфония № 40».

6). Рисование «Пасмурный осенний день»

Цель: через подбор красок учить изображать погоду и настроение; использовать приём тонирования неба и земли, дождя.

Материал: краски «Акварель»; музыка А. Вивальди «Осень» ч. 2 из скрипичного концерта «Времена года»

7). Рисование «Осенний пейзаж»

Цель: учить составлять альбом из рисунков осени, выбирая сюжет и настроение пейзажа, комбинируя изобразительные материалы.

Материал: краски «Гуашь», «Акварель», цветные карандаши, мелки, фломастеры, уголь; музыка А. Вивальди «Осень», часть 3 из скрипичного концерта «Времена года»

Декабрь (7 часов)

1). Рисование «Мы строим дома»

Цель: создать изображение квадратных и прямоугольных предметов — домов, окон, дверей; ввести понятие «архитектура».

Материал: цветные карандаши, мелки, уголь.

2). Рисование «Транспорт»

Цель: учить изображать общественный и грузовой транспорт; передавая их разнообразие, отличия; вырезать контур машины из сложенной вдвое бумаги. Раскрасить карандашами, мелками.

Материал: цветные карандаши, мелки, ножницы.

3). Рисование «Под небом голубым»

Цель: учить изображать авиатранспорт (самолет, вертолет, воздушный шар, дирижабль); передавать особенности их строения, отличия от наземного (обтекаемая форма, крылья).

Материал: цветные мелки, акварель, модели авиатранспорта; музыка В.-А. Моцарта, увертюра к опере «Свадьба Фигаро».

4). Аппликация «Такие разные автомобили»

Цель: закрепить навыки вырезания кузовов автомобилей различного назначения (цистерна, самосвал, грузовик), кабины, колес, составления и дополнения частей автомобиля деталями.

Материал: цветная бумага, ножницы, изображения автотранспорта.

5). Рисование «К магазину подъехал автомобиль»

Цель: изображать двухплановый рисунок с передачей перспективы («дальше — ближе», машина закрывает часть здания).

Материал: карандаши, мелки; музыка Ф. Листа «Хроматический галоп».

6). Коллективная аппликация «Мы строим новый город».

Цель: учить составлять общую композицию из домов, детсадов, магазинов, машин, деревьев; формировать навыки сотрудничества, элементарный план действий.

Материал: цветная бумага, ножницы, клей.

Январь (7 часов)

1). Рисование «Зимняя сказка»

Цель: учить изображать деревья, кусты и предметы под снегом, используя графические приёмы (рисунок на черной бумаге белой «Гуашью»).

Материал: чёрная бумага, краски «Гуашь»; музыка В.-А. Моцарта «Фантазия»

2). Рисование «Снегурочка возле новогодней елки»

Цель: создавать сюжетную картину, передавая праздник, яркий наряд Снегурочки, красивую елку.

Материал: краски «Гуашь», новогодние открытки; музыка А. Бородина «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь»

3). Лепка «Девочка лепит снеговика»

Цель: учить лепить фигуру девочки в шубке в несложном движении (катает ком), располагая рядом снеговика.

Материал: пластилин, стеки, музыка А. Вивальди «Зима» из скрипичного концерта «Времена года».

4). Лепка «Дети на прогулке зимой»

Цель: создание коллективной композиции из фигур детей в соответствии с сюжетом (на санках, лыжах, играет в снежки, катает ком)

Материал: пластилин, стеки.

5). Рисование «Весело зимой»

Цель: изображать зимнюю прогулку — дети в разных позах, зимняя природа, снег; составлять самостоятельно сюжет и композицию рисунка.

Материал: краски «Акварель», мелки; музыка П. Чайковского «Трепак» из балета «Щелкунчик».

6).Аппликация «Снежинки»

Цель: учить вырезать из сложенной бумаги снежинки с мелкими деталями, прорезями.

Материал: белая бумага, ножницы; музыка П.Чайковского «Танец Феи- драже» из балета «Щелкунчик».

Февраль (8 часов)

1). Аппликация «Игрушечный клоун»

Цель: передавать несложные движения клоуна через положения рук, ног, головы; использовать игровые приёмы - показать схематичного клоуна на доске, а дети ищут, у кого клоун выполняет такие же движения.

Материал: цветная бумага, ножницы, игрушечный клоун.

2). Знакомство с портретом

Цель: формировать представления о портрете, его особенностях и средствах изображения; научить словесному и изобразительному портрету. Игра «Угадай по описанию».

Материал: м/ф «Пластилиновая ворона» («О картинах» на стихи А. Кушнера), портреты.

3). Рисование «Портрет мамы»

Цель: учить передавать в рисунке сходство с внешностью и настроением мамы; правильно располагать черты лица.

Материал: краски «Гуашь», «Акварель»; музыка Ж. Массне «Медитация».

4). Рисование «Весело и грустно»

Цель: различными приемами учить выражать настроение человека (широкие и узкие глаза, уголки рта вверх или вниз, брови подняты, опущены), предварительно рассмотрев на рисунке несколько кукольных лиц.

Материал: цветные карандаши, мелки, уголь; музыка А. Вивальди «Времена года» («Весна» и «Осень»)

5). Рисование «Забавные гномики»

Цель: учить видеть отличия человека от гнома, передавать в рисунке комичность и сказочность гномика через форму и цвет.

Материал: краски «Гуашь»; музыка П.Чайковского «Марш» из балета «Щелкунчик»

6). Рисование «Мой папа — … (повар, строитель, инженер)»

Цель: изображать внешний вид, позу человека в соответствии с его профессией.

Материал: цветные карандаши, мелки.

7). Рисование «Портрет друга»

Цель: изображать друга, передавая его характер, привычки, увлечения; составлять сюжетный рисунок.

Материал: краски «Гуашь», цветные мелки.

8). Рисование «Ко мне пришел врач»

Цель: составлять сюжетный рисунок, изображая людей и окружающую обстановку.

Материал: цветные карандаши, мелки; музыка П.Чайковского «Болезнь куклы» из «Детского альбома».

Март (8 часов)

1). Рисование-аппликация «Открытка для мамы»

Цель: подготовить подарок маме (бабушке, сестре), самостоятельно выбрать средства изображения, составить композицию из комбинированных изобразительных материалов (цветная бумага, краски, пластилин).

Материал: цветная бумага, краски, пластилин, карандаши, мелки; музыка из оперы «Сильвия» Л. Делиба, «Пиццикато».

2). Рисование «Пляшущие человечки»

Цель: учить передавать позу человека, его пропорции в схематичном изображении, составить из них небольшую танцевальную композицию.

Материал: карандаши, мелки; музыка П. Чайковского «Китайский танец» из балета «Щелкунчик».

3). Рисование «Веселые клоуны»

Цель: учить изображать клоуна в движении, с предметами (жонглирует, танцует, показывает фокус, акробатический номер).

Материал: мелки, акварель, музыка И. Штрауса «Галоп»

4). Лепка «На арене клоуны»

Цель: составлять коллективную композицию, изображающую представление клоунов; самостоятельно выбрать для своего клоуна номер, наряд.

Материал: пластилин, стеки.

5). Рисование и аппликация «Цирковая афиша».

Цель: учить совместно составлять афиши, самостоятельно выбирать свой участок работы и составлять общую композицию.

Материал: краски, карандаши, мелки, цветная бумага, ножницы.

6). Лепка

а) «На балу у Золушки»

б) «Полет в космос»

Цель: девочки и мальчики выполняют различные композиции с изображением людей (Золушка, принц, космонавт, инопланетяне).

Материал: пластилин, стеки.

Апрель (8 часов)

1). Рисование «Моя любимая сказка»

Цель: самостоятельно выбирать сюжет и составлять композицию рисунка; изображать главных героев так, чтобы сказка узнавалась.

Материал: краски «Гуашь», «Акварель»; музыка К. Дебюсси «Кукольный Кек-уок».

2). Рисование «Весенняя гроза»

Цель: изображать пейзаж с настроением: солнечный или пасмурный день, дождь, природа или город, животные или люди.

Материал: краски «Акварель»; стихи о весне; музыка П. Чайковского «Концерт №1» для фортепиано с оркестром.

3). Рисование «Лес в тумане»

Цель: изображать пейзаж с использованием приглушенных красок, пастельных тонов, смешиванием с белой краской.

Материал: краски «Акварель»; музыка Ж. Оффенбаха «Баркаролла»

4). Лепка «Тарелка с узором»

Цель: учить лепить широкую, плоскую посуду, украшать её объемным узором из змеек и точек.

Материал: пластилин, образцы тарелок.

5). Лепка «Ваза для фруктов»

Цель: закреплять умение лепить посуду сложной формы с подставкой, украшать объемным узором; добавить по желанию вылепленные фрукты.

Материал: пластилин, образец вазы с фруктами.

6). Лепка «Выставка посуды»

Цель: учить самостоятельно выбирать объект лепки, придумывать узор, выделять свою работу каким-либо элементом (необычной формой, ручкой, подставкой), чтобы ее отобрали на выставку.

Материал: пластилин, образцы посуды.

Май (8 часов)

1). Дымковская роспись «Конь на лугу»

Цель: познакомить с элементами дымковской росписи — круги, точки, штрихи; учить расписывать фигуру коня яркими узорами, стилизованными под дымковскую роспись.

Материал: краски «Гуашь»; образцы или изображения дымковской росписи; музыка В.А. Моцарта «Турецкое рондо» из сонаты ля мажор.

2). Городецкая роспись «Кружка, украшенная цветочной гирляндой»

Цель: познакомить с городецкой росписью — бутоны, листья, цветы розового и голубого цвета, учить расписывать кружки цветочной гирляндой городецкого рисунка.

Материал: краски «Гуашь»; образцы или изображения городецкой росписи; музыка С. Рахманинова «Итальянская полька»

3). Книжка-картинка для малышей

Цель: учить делать книжку-раскладушку с ярким крупным рисунком и несложным текстом, самостоятельно выбрав сюжет, средства изображения.

Материал: картон, цветная бумага, краски, карандаши, мелки, ножницы, клей.

4). Рисование «Лето прекрасное»

Цель: изображать лето — мечту, как бы ты хотел его провести в своих фантазиях, средства изображения подбирать по своему усмотрению.

Материал: краски, карандаши, мелки; стихи о лете; музыка П. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Конспект по ИЗО деятельности в старшей группе по теме: «Птичка – свистулька». Декоративное рисование

Автор: Полукарова Светлана Сергеевна, преподаватель ИЗО деятельности МКДОУ «Аннинский д/с» ОРВ «РОСТОК» п.г.т. Анна, Воронежская обл.
Описание материала: Предлагаю вам конспект по ИЗО деятельности для детей старшей группы (5 -6 лет) по теме «Птичка - свистулька» Данный материал будет полезен для преподавателей в детском саду по рисованию.

Конспект по ИЗО деятельности в старшей группе по теме «Птичка - свистулька». Декоративное рисование.

Цель : учить детей на силуэте птички строить нарядный узор при помощи чередования цветовых пятен, упражнять в передаче элементами декоративного узора точек, мазков, волнистых линий. Учить правильно, держать кисть, регулировать силу нажима, осуществлять последовательность операций.
Задачи: Познакомить детей с историей появления свистульки. Расширить знания детей о сфере использования свистулек в наше время. Подводить к образной оценке готовых работ.
Демонстрационный материал : две птички - свистульки (глиняная, деревянная – расписная), готовый нарисованный образец с птичкой – свистулькой.
Раздаточный материал : альбомные листы(с силуэтом птички – свистульки), гуашь, кисти, ватная палочка, непроливайка.
Методические приемы : беседа – диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, подведение итогов.
Ход занятия.
Преподаватель.
Ребята, послушайте загадку и постарайтесь ее отгадать.
Птичку в руки я беру,

Тихо дую в неё «Ту-у-у».
Это птичка не простая-
А из глины, расписная. (свистулька ).
- Вы слышали про такой инструмент? (ответы детей).
Показываю две свистульки, деревянную расписную и глиняную (просто коричневая).
Свистулька - древнейший Русский народный духовой музыкальный инструмент.
- Послушайте, как звучат свистульки. Как вы думаете, почему свистульку называют духовым инструментом? (Потому, что в нее надо дуть).
- Кто хочет попробовать поиграть на нашем маленьком интересном инструменте? (дети поочереди дуют в свистульку)
Появилась она очень-очень давно. Наши дальние предки использовали свистульку, как магический инструмент, чтобы вызывать в летнюю засуху и жару долгожданный дождь и порывы освежающего ветра. В наше время, свистульки из серьезных магических инструментов превратились в детскую забавную игрушку. Правда, свистульки можно услышать и в современных народных музыкальных коллективах.
- Ребята, а из чего же делаются свистульки? (из глины, дерева).
Фигурная свистулька обычно изготавливается в виде небольшой, яркой птички из обожженной и покрашенной глины.
- Ребята, послушайте историю игрушки – свистульки. Длинными холодными месяцами женщины деревни собирались по большим избам, ставили перед собой корзину с глиной, а потом, не спеша, за разговорами да песнями лепили игрушки. В руках мастериц появлялись петухи и зайцы, собаки и медведи. С тех пор так и повелось – старшие женщины учили своих дочерей лепить игрушку. Мастерицы делали игрушку из целого куска глины, долго ее перед этим размягчая. Затем лепили туловище животного, ножки, шею, головку. Затем простой деревянной палочкой, заточенной на конце, делали два незаметных отверстия и обжигали игрушки в печи. Самое приятное занятие для мастериц – роспись игрушек.
В настоящее время свистульки используются как народная игрушка и как духовой музыкальный инструмент.
Самостоятельная работа . - Ребята, у вас у каждого лежит листочек с силуэтом птички – свистульки. Посмотрите наши птички белые и скучные, давайте превратим их в настоящие музыкальные расписные яркие игрушки! Для этого мы сначала красной краской разукрасим клюв, полосочкой отделим голову от туловища и ноги от туловища, на грудке сделаем четыре красных лепесточка (способом примакивания кисточки), и на ножках оставим два отпечатка от кисточки. Глазик тоже будет отпечаток от кисточки. Осталось украсть хвостик. Делаем волнистую линию по всей длине. Дальше желтым цветом, чтобы цветок стал еще красивее, сделаем между красных лепестков желтые, а на ножках оставим еще два мазка, только желтым цветом. А теперь ватными палочками сделаем точки. Это будет хохолок, серединка у цветочка, между лепестками и на хвосте.
Подведение итогов . По окончанию работы рассматриваем рисунки, предлагаю детям выбрать наиболее красивые, яркие, забавные рисунки. Рассматриваем и радуемся получившимся работами.
Фото с занятия



Толково и грамотно, шаг за шагом, организовать творческие занятия по ИЗО с детьми Вам помогут полезные материалы данного раздела. Будь то рисование, лепка, конструирование или аппликация, каждое подобное мини-мероприятие требует правильной организации и вдумчивого, осознанного подхода.

Для Вас - неисчерпаемый источник вдохновения для позитивного детского творчества.

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:

Показаны публикации 1-10 из 19590 .
Все разделы | ИЗО. Конспекты занятий по ИЗО в детском саду

Конспект НОД по конструированию в технике оригами «Разноцветные бабочки» в старшей группе Конспект НОД по конструированию в технике оригами «Разноцветные бабочки» в старшей группе Воспитатель : Глухова Светлана Николаевна Цели : повышать интерес к изготовлению поделок в стиле оригами. Учить детей складывать бумагу квадратной формы в разных направлениях, тщательно...

Конспект занятия по изодеятельности в технике ниткографии «Волшебные цветы» Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для старшей группы на тему : “Волшебные цветы”. Цель : познакомить с нетрадиционной техникой рисования. Задачи : формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую...

ИЗО. Конспекты занятий по ИЗО в детском саду - Конспект беседы с детьми подготовительной группы «Знакомство с видами техник аппликации»

Публикация «Конспект беседы с детьми подготовительной группы «Знакомство с видами...» Цель: Знакомство с понятием аппликация, с различными видами аппликации (плоской и объемной) Задачи: Образовательные: Формировать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, учить составлять композицию из элементов и цветовых сочетаний. Совершенствовать...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия в старшей группе с использованием нетрадиционных приемов рисования «Веточка вербы» Конспект занятия в старшей группе с использованием нетрадиционных приемов рисования Тема: «Веточка вербы» Задачи занятия: 1. Познакомить с новыми способами изображения методом «тычка» (ватной палочкой и поролоном, показать их выразительные возможности. 2. Закрепить и расширить...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Волшебный цветок-Василек» Продолжать знакомить детей с окружающим миром, закрепить знание о цветах, их названиях. Учить детей рисовать цветы гуашью с помощью кисти методом примакивания. Развивать чувство ритма. Воспитывать любовь к цветам, родной земле. Материалы: ½ листа тонированной бумаги с...

Конспект открытого занятия для педагогов по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Волшебный цветок-Василек» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с окружающим миром, закрепить знание о цветах, их названиях. Учить детей рисовать цветы гуашью с помощью кисти методом примакивания. Развивать чувство ритма. Воспитывать любовь к цветам, родной земле. Материалы: ½ листа...

ИЗО. Конспекты занятий по ИЗО в детском саду - План-конспект занятия по рисованию в технике пуантилизм «Рисование цветочной поляны точками»


Тема урока: Цветочная поляна. Цель: знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «рисование точками» Задачи: - познакомить детей с нетрадиционной техникой - «рисование точками» ; - обучать работать в этой технике - развивать воображение, моторику, творческое мышление;...

| ИЗО. Конспекты занятий по ИЗО в детском саду

Цель : учить рисовать мыльные пузыри нетрадиционными приемами : ватными палочками и пальчиком; закреплять знания о цвете и величине предметов. Материал и оборудование : бумага, акварельные краски, стаканчик с водой, ватные палочки. Игровая ситуация : пускание мыльных пузырей на...


Коррекционно-развивающее занятие для детей старшей группы детского сада «Рисование песком» . Игры с песком можно использовать для подготовки руки к письму. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, - это дает ребенку возможность ощущать себя успешным. При отработке...

ИЗО. Конспекты занятий по ИЗО в детском саду - Фотоотчет о художественно - творческом занятии «Цветочная сказка»

Публикация «Фотоотчет о художественно - творческом занятии «Цветочная...» Выполнила: Колтакова Елена Борисовна, музыкальный руководитель, МБДОУ № 34 г. Азова МБДОУ № 34 г. Азова работает по авторской программе художественно – эстетического направления «Шаги к творчеству» (Е.Б. Колтакова, Н.В. Корчаловская. Дети посещают изостудию «Королевство красок»....

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Задачи: - закреплять знания детей о транспорте, его видах; передавать форму основных частей деталей их величину и расположения, - формировать у детей умение рисовать крупно, размещать рисунок на весь лист, - закреплять умение рисовать карандашами, - упражнять в умении...

Тема: «Петушка накормлю, дам я зернышек ему» Образовательные области: познавательное, художественно-эстетическое, речевое. Задачи: познакомить с содержанием русской народной песенки, со свойствами красок; учить внимательно рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы...


Цель: учить аккуратно работать с бумагой и клеем. Задачи: Обучающие: - закреплять знания детей о работе светофора, правилах перехода через улицу, систематизировать знания о ПДД; - выкладывать полоски цветной бумаги в определённой последовательности сверху вниз, начиная с...

ИЗО. Конспекты занятий по ИЗО в детском саду - Конспект занятия по ИЗО для старшей группы «Украшение кувшина узором»

Программное содержание. Продолжать учить детей рисовать узор из листьев, используя прием примакивания, передавать характерное строение «ветки узора», закреплять умение держать кисть тремя пальцами, набирать краску на ворс аккуратно, отжимать о края розетки, закреплять...

Конспект НОД по рисованию способом примакивания мятой бумагой в первой младшей группе «Коврик для щенка» Конспект НОД с использованием нетрадиционной техники рисования в первой младшей группе «Коврик для щенка» Цель: вызвать у детей интерес и желание рисовать, продолжать воспитывать у детей сочувствие к игровым персонажам и вызывать желание помогать им. Задачи: 1. Учить детей...

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png