Гусли - струнный музыкальный инструмент, наиболее распространен в России.

Гусли представляют собой плоский ящик-резонатор с натянутыми над ним струнами. Под разными названиями - каннель, канклес, кок-ле, кантеле, кюсле, кёсле - этот многострунный щипковый инструмент известен у народов Прибалтики и Поволжья.

На Руси гусли известны с XI в. По форме различались крыловидные гусли, называвшиеся также звончатыми или яровчатыми, и шлемовидные. И те и другие при игре держали на коленях, но на первых струны защипывали специальной тонкой пластинкой - плектром, а на вторых - пальцами обеих рук. В конце XVI - начале XVII в. в России были созданы прямоугольные гусли. Они имели столообразный корпус с крышкой, внутри него натягивалось до 66 струн. Играя, струны защипывали пальцами обеих рук, звуки получались громкие, долго незатухающие.

Сейчас распространены три разновидности гуслей: звончатые, щипковые и клавишные. Гусли звончатые - прямые наследники древних крыловидных гуслей. Они обычно имеют форму трапеции. При игре исполнитель держит их на коленях, извлекая звук несколькими способами: защипывает струны пальцами обеих рук либо только правой рукой, а левой приглушает струны; пользуется плектром, тогда звук становится особенно звонким. Играют на этих гуслях и бряцанием, как на балалайке. В начале XX в. музыкант-этнограф, дирижер Н. И. Привалов и гусляр О. У. Смоленский реконструировали этот тип гуслей: придали им треугольную форму, увеличили количество струн - с 5-9 до 13, создали ансамблевые гусли - пикколо, приму, альт и бас. В настоящее время используется преимущественно лишь прима. Советский исполнитель Д. Лок-шин сконструировал хроматические звончатые гусли, намного расширившие художественные возможности инструмента.

Щипковые гусли - усовершенствованные прямоугольные гусли. Они состоят из металлической рамы на деревянных ножках с натянутыми над ней струнами. Их звукоряд хроматический, на них возможно исполнение аккордов и даже различных полифонических пьес. Многочисленные струны помещаются на двух уровнях: на верхнем располагаются струны, настроенные диатонически, на нижнем - струны, дающие недостающие хроматические звуки.

Клавишные гусли сконструировал ближайший соратник В. В. Андреева - Н. П. Фомин. Устройство, внешний вид и диапазон их схож со щипковыми гуслями, но все струны расположены в одной плоскости, а над струнами имеется ящик с системой глушителей - демпферов. Управляют всей этой системой при помощи 12 клавиш одной октавы фортепьянной клавиатуры, находящейся на краю демпферного ящика. При нажатии на клавишу поднимается связанный с ней демпфер и открывает соответствующие данному звуку струны сразу во всех октавах. Чаще всего на клавишных гуслях играют арпеджированные аккорды. Правой рукой исполнитель проводит медиатором (тонкой пластинкой с заостренным концом) по струнам, а левой нажимает на необходимые клавиши. С помощью педали, расположенной у клавиш, сразу поднимаются все демпфера. При нажатой педали клавишными гуслями можно пользоваться как щипковыми.

В современном русском народном оркестре используется именно этот тип гуслей; в профессиональных коллективах встречается дуэт щипковых и клавишных гуслей.

История гуслей

Гусли - музыкальный инструмент, под названием которого в России понимаются несколько разновидностей лежачих арф. Гусли псалтированные имеют сходство с греческим псалтирем и еврейским киннором; к ним относятся: гусли чувашские, гусли черемисские, гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским куклес и литовским канклес.

Чувашские и черемисские гусли имеют поразительное сходство с изображениями этого инструмента, сохранившимися в памятниках нашей древности, например, в рукописном служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, в Макарьевской Четье-Минее 1542 г. и др.

На всех этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом играют на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей кишечные; число их не всегда одинаково. Псалтиревидные гусли занесены в Россию греками; чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских.

Клавирообразные гусли, встречающиеся ещё до сих пор, преимущественно среди русского духовенства, - не что иное, как усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоит из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоится на столике. На резонансовой доске сделано несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплены два вогнутых деревянных бруска.

На одном из них ввинчены железные колки, на которые намотаны металлические струны; другой же брус играет роль приструнника, то есть служит для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имеют фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещены ниже соответствующих белым клавишам.

Для клавирообразных гуслей существуют ноты и школа, составленная Кушеновым-Дмитревским. Кроме псалтиревидных гуслей, существуют похожие на финский инструмент кантеле. Этот вид гуслей почти совершенно исчез. Весьма вероятно, что он заимствован русскими у финнов. Древнеславянское слово обозначает кифару, то есть выражало собой в начале средних веков вообще понятие о струнных инструментах.

От этого слова произошли современные названия: гусле - у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli - у хорватов, gosle - у словенов, guslic - у поляков, housle ("скрипка") y чехов и гусли у русских. Инструменты эти довольно разнообразные и многие из них - смычковые, напр. guzla, у которой только одна струна из конского волоса.

Гусли - струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом.

Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Первые, в более поздних образцах, имеют треугольную форму и от 5 до 14 струн , настроенных по ступеням диатонической гаммы, шлемовидные - 10-30 струн такой же настройки.

На крыловидных гуслях (их также называют звончатыми ) играют, как правило, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцам

и левой руки, на шлемовидных, или псалтыревидных, струны защипывают обеими руками. Музыкантов, играющих на гуслях, называют гуслярами .

История гуслей

Гусли - музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа . Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара (есть гипотеза, что именно она является предком гуслей ), армянский канон и иранский сантур ; к ним относятся: гусли чувашские, гусли черемисские, гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским коклес и литовским канклес.

Первые достоверные упоминания об употреблении русских гуслей встречаются в византийских источниках V века. На гуслях играли герои эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Боян. В великом памятнике древнерусской литературы, "Слове о полку Игореве" (XI - XII вв.), поэтично воспет образ гусляра-сказителя:

" Боян же, братие, не 10 соколов на стадо лебедей пущаше, но своя вещиа персты на живая струны вскладаше; они же сами князем славу рокотаху ".

Чувашские и черемисские гусли имеют поразительное сходство с изображениями этого инструмента, сохранившимися в памятниках нашей древности, например, в рукописном служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, в Макарьевской Четье-Минее 1542 года.

На всех этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом играют на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей кишечные; число их не всегда одинаково . Псалтиревидные гусли занесены в Россию греками; чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских.

Клавирообразные гусли, встречающиеся ещё до сих пор, преимущественно среди русского духовенства, — не что иное, как усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоит из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоится на столике. На резонансовой доске сделано несколько круглых вырезов (голосников ), и к ней прикреплены два вогнутых деревянных бруска.

На одном из них ввинчены железные колки, на которые намотаны металлические струны; другой же брус играет роль приструнника, то есть служит для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имеют фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещены ниже соответствующих белым клавишам.

Для клавирообразных гуслей существуют ноты и школа, составленная Кушеновым-Дмитревским. Кроме псалтиревидных гуслей, существуют похожие на финский инструмент кантеле. Этот вид гуслей почти совершенно исчез. Весьма вероятно, что он заимствован русскими у финнов.

От этого слова произошли современные названия: гусле — у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli — у хорватов, gosle — у словенов, guslić — у поляков, housle y чехов и гусли у русских. Инструменты эти довольно разнообразные и многие из них — смычковые, например guzla , у которой только одна струна из конского волоса.


Т акже с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара, армянский канон и иранский сантур; к ним относятся: гусли чувашские, гусли марийские (черемисские), гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским кокле и литовским канклес. На гуслях играют герои русского былинного эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Соловей Будимирович.

Каждый, кто интересуется историей православия на Руси, сталкивается с феноменом крайне негативного отношения церковников к такому, казалось бы, безобидному инструменту, как гусли. Так, ещё проповедник ХII века Кирилл Туровский грозил посмертными муками тем, кто «ворожит, гудит в гусли, сказывает сказки». В требнике XVI века среди вопросов на исповеди есть такие «… не пел ли еси песен бесовских, не играл ли еси в гусли». А игумен Панфил ругал псковичей за то, что во время купальской ночи они «играли в бубны, в сопели и гудением струнным». Исторические документы свидетельствуют, что во времена Алексея Михайловича Романова гусли изымались у населения и сжигались возами. Почему? Сегодня, судя по всему, мы можем ответить на этот вопрос.

Начнем с того, что еще в 1903 году в индийском городе Бомбей вышла в свет книга выдающегося индийского учёного и общественного деятеля Балла Гангадхара Тилака «Арктическая родина в Ведах». Посвятив всю свою жизнь изучению культуры родного народа, он долго и тщательно анализировал древние предания, легенды и священные гимны, рождённые в глубинах тысячелетий далекими предками древних индийцев и иранцев. Суммировав те странные явления, которые были описаны в священных книгах индийцев «Ригведе», «Махабхарате», «Упанишадах» и в иранской «Авесте» Тилак пришёл к выводу, что эти тексты создавались на севере Европы, где-то около Полярного круга. Именно здесь находилась прародина индо-иранцев или, как они себя называли, ариев, часть которых 4-5 тысяч лет назад ушла на территорию Индии и Ирана. Книга Тилака, переведённая на все европейские языки, была впервые переведена на русский язык только в 2000 году. В середине 50-х годов ХХ века выдающийся санскритолог Рахула Санкритьяно описал эти передвижения в своей книге «От Волги до Ганга» и ввёл в научный оборот новый термин «индославы». Заметим, что еще в 1964 году один из крупнейших санскритологов Индии профессор Дурга Прасад Шастри писал: «Если бы меня спросили, какие два языка мира более всего похожи друг на друга, я ответил бы без всяких колебаний – русский и санскрит» .

На санскрите и в русских диалектах «гу» значит «звучать». Не гукнуть – значит, не прозвучать, не издать ни единого звука. Ни гука – ни звука. Но кроме этого в санскрите «гу» имеет еще значение «идти, двигаться». Вспомним, что гусляры зачастую исполняли свои песни не только в положении сидя, но и передвигаясь, для чего подвешивали гусли на тонкие ремешки. Отсюда и русское слово «гулять», а также значение сочетаний «отгулять свадьбу» или «отгулять праздник». В это время мы с вами и двигаемся, и «звучим».

Если глубже разбираться в теме мы увидим, что древние ведические обряды, ритуалы, священные тексты имеют непосредственное отношение к северорусской народной традиции. Общеизвестно огромное значение, которое придавалось в ведической мифологии водоплавающим птицам – гусю, лебедю, утке. Они символизировали небо, свет, огонь, солнце, а также являлись воплощением творца и Вселенной. Так, в санскрите «хамса» - гусь, лебедь, душа, познавшая высшую истину, высший дух, свет, огонь, сакральный музыкальный ритм, музыку Вселенной. В русской народной традиции образы водоплавающих птиц играют исключительную роль. Зачастую именно гусь, лебедь и утка маркируют собой сферу сакрального в обрядовых песнях календарного цикла и в этих же песнях именно гусли являются обязательным компонентом озвучивания сакрального текста.

Тут мы подходим, пожалуй, к самому главному. В древних ведических текстах, в таких эпосах, как «Махабхарата», «Адипарва» и «Ашвамедхикапарва» говорится, что сотворение Вселенной происходило следующим образом: по замыслу и слову, которое является озвученной идеей Творца, появилось огромное яйцо, вечное как семя всех существ. В нём подлинным светом был вечный Брахмо – чудесный, непредставимый, вездесущий, тот, кто есть скрытая и неуловимая причина реального и нереального. Именно БрахмО - как соединение мужского и женского начала. У него было только одно свойство - звук. В «Ашамедхикапарве» Брахмо называют сверхсветлым светом, эфиром. Именно этот сверхсветлый свет создал пространство и породил основу личности, которая по своей сути небесна. Брахмо - это сверхсветлый свет, который изображался на наших русских иконах как светлый золотой фон. Золотой фон - так и называется сверхсветлый свет. В древнеарийских текстах Брахмо, называется эфиром. Эфир - высший из элементов, у него есть только одно свойство - звук.

Эфир порождает семь звуков и аккорд. Затем звуки эфира порождают движение или ветер, и у него уже два свойства - звук и касание, т.е. инерция. Причём, инерция является собственным свойством ветра или движения. В результате сокращения скорости сверх света или эфира, вследствие касания, инерции, появляется видимый свет, состоящий из семи цветов спектра, который ассоциируется с семью первозвуками. Собственными свойствами света являются звучание, касание и образ. Причём, свойством видимого света является именно образ, т.е. всё, что мы видим в проявленном мире, не что иное, как образ.

Итак, рожденный из звука и движения, именно видимый свет находится на пограничье, относясь как свет к миру божественному (Прави), и как образ к миру проявленному (Яви). Исполняя священный гимн, гусляр соединял в одно целое все три мира. Таким образом, ткань вселенной ткётся из нитей - слов, создаваемых ритуальным пением на нитях основы – струнах. В этой структуре музыкальный инструмент фактически идентичен ткацкому станку.

Древние трёхструнные крыловидные русские гусли, а именно такими они и были, это предельно приближенный к идеальному музыкальный инструмент - божественный инструмент .

Вдумайтесь в слова гимнов древней Адхарва Веды, повествующие о сохранении гармонии Вселенной: «Две юницы снуют основу, на шесть колышков две снующих, одна другой протягивает пряжу, и не рвут её, не прерывают. Вот колышки - они основа небу, стали гласы для тканья челноками». Упомянутые в гимне 6 колышков, по три с каждой стороны - это священные столбы, на них натянуты три струны - нити основы (гуны).

Гусляры из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, постоянно в процессе творческого озарения повторяли акт творения Вселенной. Они гудят, а значит из звука «гу» и движения «гу», созидают третий компонент - видимый свет, творящий все проявленное во Вселенной, весь материальный, иллюзорный, видимый нами мир. Они подпитывают светом космос, не давая хаосу разрушить его, сохраняя наш мир и высший закон бытия. И не случайно о них, которых ещё называли скоморохами, а «скомрат» на санскрите значит «вестник», «посланец», говорили «идущие по свету со светом».

В той борьбе за духовную власть, что шла на Руси в течение тысячелетия, судя по всему, они остались непобежденными, коль скоро, даже в конце XX века сохранилась в России архаическая форма живой гусельной традиции, которая была найдена во время Санкт-Петербургской экспедиции Ленинградской консерваторией в Псковской, Новгородской и Кировской областях.

Несколько интересных фактов о гуслях:

Гусли, пожалуй, один из самых интересных русских народных инструментов. И если вы думаете, что их жизнь ушла в прошлое вместе с Новгородским княжеством, то очень сильно заблуждаетесь.

1. Погудим?

Вообще «гудебными сосудами» на Руси называли почти все струнные инструменты, в том числе и гусли-погуды. Историки доказывают, что «гусли» – исконно русское слово. Глаголом «гудеть» обозначали те звуки, которые извлекаются при соприкосновении со струнами. «Гусль» – это одна струна, а «гусли» – их совокупность. Гусли звучали и в повседневной жизни обычных людей, и на княжеских пирах, гусляры провожали воинов на поле брани, участвовали в обрядах. Под гусли исполняли в основном былины, а также народные песни. Играли на гуслях преимущественно при помощи обеих рук, ставя инструмент вертикально на колени или размещая горизонтально.

2. Широкий модельный ряд

В старину корпус гуслей делали из дробленой сухой еловой или кленовой доски. Особенно мастерами был любим клен явор, отсюда и название гуслей – «яровчатые». Как только струны из жил были заменены на металлические и инструмент «зазвенел», гусли стали называть «звончатыми». Самое малое количество струн, зафиксированное на гуслях, – пять. Это число может доходить до 66. Однако пятиструнность гуслей, по мнению ученых, наилучшим образом соответствует пятитоновому ладу русской песни. По форме выделяли шлемовидные (или псалтырь), крыловидные (звончатые) и трапециевидные гусли.

3. Новгородские раскопки

Особенную ценность археологических раскопок, которые проводились в Новгороде, составляют подлинные гусли I половины XII века. Их изящный корпус выполнен из деревянного бруска. На левой стороне расположена скульптура в виде головы и части туловища дракона, а на тыльной – рисунки птиц и льва. Подобные орнаменты сообщают нам о языческих культах древнего Новгорода. В Новгороде также были найдены маленькие гусельки (предположительно длиной до 37 см), украшенные резьбой и свастикой, иллюстрирующей образ священной лозы.

4. Словиша

На найденных в Новгороде гуслях отчетливо просматривается надпись «Словиша» – имя, происходящее от «славии» и означающее «соловей». По всей видимости, оно принадлежит гусляру, который одновременно является и мастером, изготовившим новгородские гусли. Хотя есть и другая версия, по которой «Словиша» – это личное имя инструмента, а не его владельца. Но в любом случае надпись свидетельствует о том, что гусли принадлежали славянину. Сегодня этим именем нарекают многочисленные коллективы, клубы, школы, где обучают игре на гуслях.

5. А что потомки?

Сегодня в каждом уважающем себя оркестре народных инструментов есть щипковые гусли – столовидные или более поздней, усовершенствованной модели – гусли клавишные. Этот инструмент способен наполнить любую мелодию неповторимым колоритом древних гусельных звонов. Воссозданием древней традиции игры на гуслях занимаются современные гусляры-сказители.

Материал составлен на основе лекций Жарниковой С.В.

Музыкальный инструмент: Гусли

«В некотором царстве, в некотором государстве….». Так начинаются многие русские народные сказки, которые мы с большим удовольствием любили слушать в детстве. Здесь мы встречали добрых и злых героев, а также очень много разных чудесных волшебных вещей, таких как скатерть–самобранка, шапка – невидимка и гусли–самогуды, заставляющие плясать без устали. Гусли – это традиционный русский народный музыкальный инструмент, звучавший на Руси с незапамятных времен и который упоминался не только в сказках и былинных эпосах, но и в других видах народного творчества, таких как песни и поговорки.

Шутливая народная поговорк: «И в пир, и в мир, и в добрые люди» - подходит к этому славному инструменту как нельзя лучше. Княжеские и боярские застолья, сельские и городские братчины, свадьбы и поминки, языческие игрища и скоморошьи представления – в давние времена все сопровождалось звуком гуслей, которые теперь по праву считаются символом нашей великой страны и выразителем национального характера русского человека. Поэты воспевают их в своих стихах, а художники отображают в своих картинах. В кинематографе звучание гуслей очень часто используется для музыкального оформления чарующей красоты русской природы.

Звук

Звучание гуслей - этого самобытного инструмента завораживает слушателей с первых нот. Его звонкий, но в то же время нежный и мелодичный голос в искусных руках исполнителя может изобразить и колокольный перезвон, и журчание ручья, и птичье пение. Мягкий, насыщенный и переливчатый тембр инструмента создает ощущение мира и покоя.

Источник звука на гуслях - натянутые гибкие струны, каждая из которых настроена на нужную высоту звука. Звук извлекается подушечками пальцев или медиатором.

Гусли, имеющие большое разнообразие видов, отличаются по форме, количеству струн, размеру и настройке. Одни инструменты настраиваются по хроматизму, другие имеют диатонический строй, который может быть изменен по желанию исполнителя. Чем сильнее натянута струна, тем выше издаваемый звук.

На разных видах гуслях используются различные приемы звукоизвлечения, такие, как щипок (пиццикато), арпеджио, бряцание, глиссандо, тремоло и другие.

Фото :

Интересные факты

  • У разных народов есть инструменты очень похожие по конструкции на гусли, но имеющие разные названия. В Литве - канклес, в Латвии – кокле, в Финляндии – кантеле. В Иране – сантур, в Армении – канон, в Китае – гуцинь.
  • Исполнителя на гуслях правильно называть гуслист, а не гусляр, как думают многие.
  • У русского царя Ивана Грозного для его персонального увеселения при дворе существовал ансамбль гуслистов.
  • В 1654 году по особому распоряжению патриарха всея Руси Никона пять больших нагруженных телег со скоморошьими инструментами, в том числе и гуслями, были привезены на берег Москвы - реки и там сожжены при всем народе. Огромный костер полыхал несколько суток.
  • При дворе императрицы Екатерины II камер–гуслистом служил виртуоз–исполнитель, композитор и собиратель народных песен В. Трутовский.
  • В мае 1945 года ансамбль гуслистов выступил в Берлине на ступенях поверженного рейхстага. А также на концерте в Москве, посвященном Параду Победы.
  • Первой песней, записанной нотами для исполнения на гуслях, была украинская народная песня «Ой пiд вишнею». Её записал французский композитор Ф. Буальде в Санкт-Петербурге в 1803 году.
  • В 2006 году в городе Санкт-Петербург, который считается мировой столицей гусельной культуры, был образован «Петербургский клуб гусляров». Основной целью этой организации является активная пропаганда инструмента, изучение, сохранение и развитие исполнительского мастерства на гуслях.

Конструкция

Гусли в настоящее время имеют несколько разновидностей, отличающихся по форме, настройке и количеству струн, но все они имеют характерные конструктивные особенности, включающие в себя три основные части: корпус, струнодержатель и колки.

Корпус крыловидных гуслей включает верхнюю и нижнюю деки, которые соединены между собой обечайкой (рамой).

На верхней деке, при изготовлении которой обычно используется резонансная ель, располагаются резонаторное отверстие, металлическая пластина со штифтами, подставка и порожек.

Резонаторное отверстие или розетка увеличивает длительность и силу звука.

На штифтах, которые располагаются на металлической пластине, закрепляются струны.

Колки, служащие для натяжения струн, изготавливаются из металла и имеют форму цилиндра диаметром 0.7 см и длиной 5 или 6 см.

Подставка и порожек, от которых зависит на уровень высоты струн, изготавливаются из более твердых пород деревьев. В центр подставки и порожка вставляется латунная или медная ладовая пластина.

Нижняя дека изготавливается из клена, березы, ореха, рябины.

Внутри к верхней и нижней деке, для усиления сопротивления и равномерного распределения звуковых колебаний, приклеиваются деревянные бруски, называемые пружинами.

История

История гуслей, одного из самых древнейших инструментов, своими корнями уходит в незапамятные времена. Начало их происхождения как и всех струнных инструментов было связано с тетивой охотничьего лука, которая при сильном натяжении издавала звук приятный для человеческого уха. Затем тетиву, выполнявшую роль струны, прикрепили к корпусу, имевшему полость внутри и служившего в качестве резонатора. Тем самым был получен простейший музыкальный инструмент, который, несомненно, впоследствии эволюционировал и соответственно видоизменялся. Инструмент, подобный гуслям, встречается у многих народностей и имеет самые разные названия. Есть предположение, что у славян имя инструмента связано с той самой звучащей тетивой, которую в старину называли«гусла».

То, что гусли известны на Руси с испокон веков сомнения нет, но одним из первых, косвенных источников, которые содержат изображения инструмента, являются рукописи, относящиеся ко второму веку нашей эры, а также рисунки в древних храмах. Затем уже более достоверно о гуслях мы узнаем в письменах византийцев, датируемых концом шестого тысячелетия, в которых они высказывают свое удивление искусной игрой русичей на инструментах, похожих на кифары. И лишь с середины XX века благодаря находкам научных археологических экспедиций, проводимых в районе древнерусских городов Новгорода и Пскова, мы стали иметь представление о гуслях, на которых музицировали наши далекие предки.

Гусли - струнный музыкальный инструмент, наиболее распространен в России.

Гусли представляют собой плоский ящик-резонатор с натянутыми над ним струнами. Под разными названиями - каннель, канклес, кок-ле, кантеле, кюсле, кёсле - этот многострунный щипковый инструмент известен у народов Прибалтики и Поволжья.

На Руси гусли известны с XI в. По форме различались крыловидные гусли, называвшиеся также звончатыми или яровчатыми, и шлемовидные. И те и другие при игре держали на коленях, но на первых струны защипывали специальной тонкой пластинкой - плектром, а на вторых - пальцами обеих рук. В конце XVI - начале XVII в. в России были созданы прямоугольные гусли. Они имели столообразный корпус с крышкой, внутри него натягивалось до 66 струн. Играя, струны защипывали пальцами обеих рук, звуки получались громкие, долго незатухающие.

Сейчас распространены три разновидности гуслей: звончатые, щипковые и клавишные. Гусли звончатые - прямые наследники древних крыловидных гуслей. Они обычно имеют форму трапеции. При игре исполнитель держит их на коленях, извлекая звук несколькими способами: защипывает струны пальцами обеих рук либо только правой рукой, а левой приглушает струны; пользуется плектром, тогда звук становится особенно звонким. Играют на этих гуслях и бряцанием, как на балалайке. В начале XX в. музыкант-этнограф, дирижер Н. И. Привалов и гусляр О. У. Смоленский реконструировали этот тип гуслей: придали им треугольную форму, увеличили количество струн - с 5-9 до 13, создали ансамблевые гусли - пикколо, приму, альт и бас. В настоящее время используется преимущественно лишь прима. Советский исполнитель Д. Лок-шин сконструировал хроматические звончатые гусли, намного расширившие художественные возможности инструмента.

Щипковые гусли - усовершенствованные прямоугольные гусли. Они состоят из металлической рамы на деревянных ножках с натянутыми над ней струнами. Их звукоряд хроматический, на них возможно исполнение аккордов и даже различных полифонических пьес. Многочисленные струны помещаются на двух уровнях: на верхнем располагаются струны, настроенные диатонически, на нижнем - струны, дающие недостающие хроматические звуки.

Клавишные гусли сконструировал ближайший соратник В. В. Андреева - Н. П. Фомин. Устройство, внешний вид и диапазон их схож со щипковыми гуслями, но все струны расположены в одной плоскости, а над струнами имеется ящик с системой глушителей - демпферов. Управляют всей этой системой при помощи 12 клавиш одной октавы фортепьянной клавиатуры, находящейся на краю демпферного ящика. При нажатии на клавишу поднимается связанный с ней демпфер и открывает соответствующие данному звуку струны сразу во всех октавах. Чаще всего на клавишных гуслях играют арпеджированные аккорды. Правой рукой исполнитель проводит медиатором (тонкой пластинкой с заостренным концом) по струнам, а левой нажимает на необходимые клавиши. С помощью педали, расположенной у клавиш, сразу поднимаются все демпфера. При нажатой педали клавишными гуслями можно пользоваться как щипковыми.

В современном русском народном оркестре используется именно этот тип гуслей; в профессиональных коллективах встречается дуэт щипковых и клавишных гуслей.

История гуслей

Гусли - музыкальный инструмент, под названием которого в России понимаются несколько разновидностей лежачих арф. Гусли псалтированные имеют сходство с греческим псалтирем и еврейским киннором; к ним относятся: гусли чувашские, гусли черемисские, гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским куклес и литовским канклес.

Чувашские и черемисские гусли имеют поразительное сходство с изображениями этого инструмента, сохранившимися в памятниках нашей древности, например, в рукописном служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, в Макарьевской Четье-Минее 1542 г. и др.

На всех этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом играют на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей кишечные; число их не всегда одинаково. Псалтиревидные гусли занесены в Россию греками; чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских (см. также: марийская музыка).

Клавирообразные гусли, встречающиеся ещё до сих пор, преимущественно среди русского духовенства, - не что иное, как усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоит из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоится на столике. На резонансовой доске сделано несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплены два вогнутых деревянных бруска.

На одном из них ввинчены железные колки, на которые намотаны металлические струны; другой же брус играет роль приструнника, то есть служит для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имеют фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещены ниже соответствующих белым клавишам.

Для клавирообразных гуслей существуют ноты и школа, составленная Кушеновым-Дмитревским. Кроме псалтиревидных гуслей, существуют похожие на финский инструмент кантеле. Этот вид гуслей почти совершенно исчез. Весьма вероятно, что он заимствован русскими у финнов. Древнеславянское слово обозначает кифару, то есть выражало собой в начале средних веков вообще понятие о струнных инструментах.

От этого слова произошли современные названия: гусле - у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli - у хорватов, gosle - у словенов, guslic - у поляков, housle ("скрипка") y чехов и гусли у русских. Инструменты эти довольно разнообразные и многие из них - смычковые, напр. guzla, у которой только одна струна из конского волоса.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png