Конспект занятия коррекционно-развивающей программы с элементами логоритмики и музыкотерапии, направленной на развитие психомоторики младшего школьника с ОВЗ (умственной отсталостью) на уроках музыки и пения

Занятие 2

Время проведения: 20 - 25 мин.

Цель: Совершенствование ходьбы, увеличение объема дыхания, развитие четкости движений голеностопного сустава, подготовка детей к исполнению элементов народной пляски, развивает чувство музыкальной формы различие двух неконтрастных частей мелодии, развитие ритмической четкости и ловкости движений, ощущения музыкальной фразы, конец которой отмечается четким прыжком.

1.Ритмическое приветствие и разминка(5 мин.): поклон девочек, мальчиков (музыка Ф. Шуберта «Вальс»),

Ходьба:

1) отдельно по дорожке, обозначенной двумя канатами;

2) группой;

3) группой под барабан к противоположной стене зала;

4) группой вдоль зала;

Дыхательные упражнения: (3 мин.) Гимнастика «активного вдоха», упражнения «Наклоны головы», «Обними плечи», «Повороты», «Маятник», «Насос» (музыка — латышская народная мелодия в обработке А.Донас).

2.Основная часть: (10 мин.)

1) Выставление ноги на пятку . (Эстонская народная танцевальная мелодия. Автор упражнения Н. Сорокина).

Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Такты 1—8: легко бегут вправо (влево). На счет «два» 8-го такта останавливаются лицом в круг и отпускают руки. Такт 9: положив руки на пояс, дети на «раз» полуприседают, на «два» выпрямляются. Такт 10: на «раз» выставляют вперед правую ногу, ставя ее на пятку, на «два» приставляют ее к левой. Такт 11: то же движение левой ногой. Такт 12: три шага на месте, затем поворачиваются спиной к центру круга. Такты 13-— 15: повторение движений 9—11 тактов. Такт 16: дети поворачиваются лицом к центру круга.

2) Бег с остановками (прыжки через воображаемое препятствие). (Венгерская народная мелодия. Автор упражнения Е. Дубянская).

Дети стоят по кругу. На такты 1—4: бегут. Сделав 6 шагов, останавливаются на «раз» 4-го такта прыжком с одной ноги на обе («перепрыгнули через препятствие — «лужу», «камень», «канавку»). Бег пружинящий:

Во время бега руки свободно двигаются: одна вперед, другая назад, остановившись, руки разводят в стороны. Такты 5—8, 9—12, 13—16, 17—20, 21—24: повторение тех же движений.

3.Релаксация: (7 мин.)

Упражнения с элементами мышечного расслабления. Спокойная ходьба, упражнения для восстановления дыхания.

Упражнение на развитие диафрагмального дыхания. Под медленную музыку («Лесной олень») лежа на полу на вдох поднимать животом мягкую игрушку и на выдох опускать ее,заключительная беседа о занятии. Прощальный поклон учеников.

Используемая литература:

Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка. [Текст] /В.Г. Алямовская — М.: ЛИНКА- ПРЕСС,1993. — 492 с.

Буренина, А. И., Проектирование интегративной программы предшкольного образования [Текст] /А.И. Буренина, А.И. Колунтаева — СПб. ЛОИРО, 2007. — 272 с.;

Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. [Текст] /Г.А. Волкова — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).

Еременко, Н.И. Здоровье сберегающие технологии в ДОУН. [Текст]/Н.И. Еременко. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. —152 с.

Картушина, М.Ю. Быть здоровыми хотим. [Текст] / М.Ю. Картушина - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 123 с.

Картушина, М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. [Текст] / М.Ю. Картушина - М: ТЦ Сфера, 2007, 97 с.

Картушина, М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду [Текст]; Методическое пособие / М.Ю. Картушина. - М.: ТЦ Сфера, 2004, 236 с.

Клезович, О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей [Текст] / О.В. Клезович. — М: Аверсэв, 2005. —152 с.

Ковалько, В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. [Текст] / В.И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2005. - 254 с.

Коноваленко, В. В. Развитие связной речи [Текст] / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. - 342 с.

Кузнецова, Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Е.В. Кузнецова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. - 256 с.

Кудрявцев, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления [Текст] / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. - М.: Линка-Пересс, 2000. - 345 с.

Медведева, Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Е.А. Медведева, Л.Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.

Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников[Текст]: Пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет. сада /О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. - М.: Просвещение Владос, 1994. - 245 с.

Тютюнникова, Т. Э. Речевые игры [Текст] / Т.Э. Тютюнникова//Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, С. 115-119.

Тютюнникова, Т. Э. Инструменты Карла Орфа [Текст] / Т.Э. Тютюнникова//Дошкольное воспитание. - 1998. - №2, С. 141-144;

Узорова, О.В. Пальчиковая гимнастика [Текст] / О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 102 с.

Цвынтарный, В.В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем [Текст] / В.В. Цвынтфрный. - СПб.: Издательство «Лань», 2002. - 231с.

Чистякова, М.И. Психогимнастика [Текст] / М.И. Чистякова. - М.: Просвещение, Владос, 1995. - 234с.

Щетинин, М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей [Текст] / М. Н. Щетинин. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 164с.

Конспект занятия по музыкотерапии

для старших дошкольников с задержкой психического развития

на тему: «Звуки весны»

ЦЕЛЬ: развивать эмоционально-волевую сферу посредством различных видов музыкальной деятельности.

ЗАДАЧИ: музыкальные

    учить детей определять характер музыкального произведения, средства музыкальной выразительности;

    анализировать программные произведения, соотнося их с весенними приметами;

    развивать у детей навык выразительного исполнения знакомых песен, сольного и ансамблевого пения;

    закреплять навык танцевальных движений в соответствии с изменениями характера музыки;

    передавать различные музыкальные ритмы, ощущать и исполнять метрическую пульсацию в музыке.

психолого-педагогические

    способствовать развитию у детей познавательных процессов, коммуникативных навыков и навыков сотрудничества;

    формировать доброжелательное отношение к окружающим;

    научить понимать чувства, переданные в музыке, различать оттенки настроения, сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.

Музыкальный репертуар: «Весенняя» В.А.Моцарт, «Весенняя песня» И.С.Баха, муз. Ф.Бейера «Быстрый ручеёк», запись «Голоса леса», песня «Зеркальце весны» муз. и сл. Е.Гомоновой, П.И. Чайковского «Подснежник», муз. А.Вивальди «Концерт для скрипки с оркестром №1 «Весна» из цикла «Времена года».

Материал: магнитная доска, деревянные палочки по две на каждого ребёнка, разрезная картина, воздушный шарик, ребристая массажная дорожка.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Звучит «Весенняя» В.А.Моцарта, дети входят в зал.

Педагог спрашивает у детей, узнали ли они музыку, под которую вошли в зал? Как называется прозвучавшая музыка? Авторская или народная? Кто исполнял произведение? Какой общий характер музыки? (дети отвечают)

Педагог: да, музыка ликует, радуется, уже наступила весна и природа просыпается. Сегодня мы с вами будем слушать музыку о весне. В зал влетает воздушный шарик-почтальон. Ребята, кто-то прислал нам письмо, давайте посмотрим, что в нём! Ой, а здесь кусочки какой-то картины, представляете они разлетелись по всей лесной поляне. Если не собрать их и не сложить из них картину, Весна не сможет полностью вступить в свои права. Давайте будем смелыми, решительными и активно соберём картину весны! Согласны? (да) Если вы дружно возьмётесь за дело, то обязательно с ним справитесь! Ребята, а сейчас мы отправимся в волшебный лес.

Дети идут по ребристой дорожке, по коврику, со следами.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и весенним лугом.

Крылья пестрые мелькают-

Насекомые летают.

Тишина стоит вокруг,

Собрались мы все на луг.

Педагог : вот мы и в весеннем лесу. Посмотрите, ребята, это рама от картины Весны (подходят к магнитной доске) Где же нам искать части картины? Может поищем их на проталинках? Весенний лес полон разных звуков, нужно только внимательно прислушаться к ним, вот весело бежит весенний ручеёк. Педагог предлагает для ручейка «Весеннюю песню» И.С.Баха. Дети слушают фрагмент, затем обсуждают прослушанную музыку, определяют состав исполнителей, композитора, находят его портрет из нескольких. Беседуя с детьми, уточнить, что музыка ручейка двигается, течёт плавно, без остановок, равномерно и в тоже время извилисто, будто подобно ручейку, огибает препятствия на своём пути.

Исполняется танцевальное упражнение «Змейка с воротцами»

на музыку Ф.Бейера «Быстрый ручеёк» дети находят часть картины. Посмотрите, это часть нашей картины! (прикрепляют её к магнитной доске).

Что же ещё может быть изображено на картине Весны? Каких весенних примет здесь не хватает? Назовите их! (ответы детей)

Педагог: я слышу, где-то щебечут птицы. Давайте прислушаемся к их голосам.

Педагог: дятел послал птицам в тёплые страны телеграмму-морзянку, состоящую из разных комбинаций коротких и длинных звуков, чтобы птицы побыстрей возвращались.

Речевая ритмическая игра «Весенняя телеграмма» на стихи В.Суслова. Для исполнения этой ритмической игры детям нужно дать по две деревянные палочки.

Дятел сел на толстый сук - тук да тук.

Всем друзьям своим на юг - тук да тук.

Телеграммы срочно шлёт - туки-туки-тук,

Что растаял снег вокруг - туки - тук, туки - тук,

Что подснежники вокруг - туки - тук, туки -тук.

Дятел зиму зимовал - тук да тук,

В жарких странах не бывал - тук да тук.

И понятно, почему - скучно дятлу одному.

(тук- четвертная длительность, туки - восьмые длительности).

Педагог: давайте, и мы с вами подпоём птицам: «Чвиль-виль-виль», поют попевку по голосам, соединяя напевность с чёткой дикцией, дети двигаются от средних голосов вниз, затем вверх к высоким. Чтобы у всех было весеннее настроение, споём весёлую песню! Дети исполняют песню «Зеркальце весны» муз. и сл. Е.Гомоновой

Педагог : и птицы к нам весной возвращаются, и дарят нам ещё одну часть картины. (прикрепляют на доску) Какие весенние приметы вы ещё знаете? (солнышко, цветы). Да, и солнышко встаёт пораньше, согревает своими лучами землю, и растения оживают. Весной появляются первые цветы, недаром в пословице говорится: «Весна красна цветами»! (выяснить с детьми значение слова «красна») Какие ещё пословицы о весне вы знаете? (ответы детей) А сейчас мы с вами превратимся в цветы и поиграем в коммуникативную игру «Я – Цветок».

Педагог называет по имени детей, и тот ребёнок выходит в круг, говорит: «Я - цветочек Саша!», раскрывается, как цветок, импровизирует движения под музыку П.И. Чайковского «Подснежник». Выяснить с детьми: в этой пьесе мелодия нежная, трепетная, интонационно устремлена вверх - словно цветок тянется к солнцу. Педагог: Ребята, посмотрите, какие красивые цветочки выросли на этой поляне. Какие замечательные цветы, как много у вас друзей. У нас получилась целая поляна. Как ее можно назвать? («Поляна дружбы»). Дети находят последнюю часть картины, собирают её полностью. Вы были дружной командой и смогли выполнить все задания. Возьмёмся за руки и произнесём пожелания друг другу. Дети произносят свои пожелания друзьям.

Педагог: «Я думаю, что все ваши пожелания исполняться. Все вы будете, беречь своих друзей и вашу дружбу». А теперь нам пора возвращаться домой, в детский сад. Предложить детям сесть по-турецки, положить руки на колени.

Релаксация - «Волшебный цветок добра» с использованием аромотерапией

под музыку А.Вивальди «Концерт для скрипки с оркестром №1 «Весна» из цикла «Времена года».

Положите « цветок Добра» и хорошее настроение на обе ладони. Почувствуйте, как он согревают вас: Ваши руки ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья и радости. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас теплое, согревающее душу настроение. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой уходя отсюда. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами. Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли. Всего вам доброго! Дети не торопясь, встают. Нам пора прощаться, давайте споём друг другу: «До свидания!» Молодцы, на занятии вы были активны, я верю, что вы будете ценить и беречь вашу дружбу, наше занятие закончилось».

Музыкотерапия

Музыкотерапия - как одно из важнейших методических средств, влияющих на психическое здоровье ребенка.

Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.

Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.

Музыкой можно изменить развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но, главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.

Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать.

Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью.

Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно себе представить.

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание.

Любой педагог, проработав в системе образования, замечает резкий рост детей с различными формами нарушений в поведении, с различными отклонениями в психике. Проще говоря, с каждым годом увеличивается число нездоровых детей, детей с нарушениями психоэмоциональной сферы. Всему этому способствуют всевозможные программы, имеющие учебно-дисциплинарную направленность, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.

Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В детских садах все больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, детей с психосоматическими заболеваниями. Любое неадекватное поведение: лень, негативизм, агрессия, замкнутость – всё это защита от нелюбви. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия

Уже в работах первого общепризнанного теоретика музыки – древнегреческого философа Пифагора -мы находим описание того, каким образоммузыка может влиять на эмоциональное состояние человека. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «эвритмия» - способность находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности – пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полюсной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. От Пифагора, пошла традиция, сравнивать общественную жизнь, как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом.

Вслед за Пифагором Аристотель полагал, чтоспособность музыки воздействовать на душевное состояние слушателей, связана с подражанием тому или иному характеру. Музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их у нас появляется различное настроение, и мы далеко не одинаково относимся к каждому из них; так, например, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся: иные лады вызывают в нас уравновешенное настроение.

Работая в детском саду, можно наблюдать большое количество детей, которые самостоятельно не могут справиться с нервно-психическими нагрузками и перегрузками, получаемыми как в детском саду так и дома. Именно это приводит многих детей к различным формам отклоняющегося поведения. И педагоги должны всеми возможными средствами решать эти проблемы. Одним из таких средств является музыкотерапия.

Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.

Основными и главными задачами, определяющими музыкотерапию, являются формирование и развитиемузыкальных и творческих способностей, расширение и развитие эмоциональной сферы, обучение средствами музыки ауторелаксации, развитие нравственно-коммуникативных качеств.

Организация занятий музыкотерапией требует от педагога и музыкального руководителяспециального психологического образования, знания основ общей и клинической психологии, наличия музыкального педагогического образования.

Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности.

Поэтому музыкотерапию, как метод коррекции, рекомендуется использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх и т.д.

Таким образом, каждый педагог может использовать данные упражнения в сочетании с другими играми и упражнениями,«конструировать» из отдельных композиций необходимую форму занятий.

Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т.д., в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду.

Если воспитатель имеет определенный навык, он может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание.

Например, на занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.

Занятия по музыкотерапии строятся по определенной схеме:

1.Разминка. Двигательные и ритмические упражнения.

2.Основная часть. Восприятие музыки.

3.Музыкальная релаксация. Аутотренинг.

В занятие включаю различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах и обязательно элементы театрализации.

Используемый материал на занятиях

по музыкотерапии.

Танец, мимика, жест, как и музыка, является одним из древнейших способов выражения чувств ипереживаний. Помимо того, что они снимают нервно – психическое напряжение, помогают ребёнку быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми группы, воспитателем, а это также дает определённый психотерапевтический эффект.

Двигательные упражнения.

1.«Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский-Корсаков, ария Февронии из оперы «Сказание о невидимом граде Питеже»).

Шаги в медленном темпе, представлял вокруг себя красивый пейзаж и показывая жестами другим детям великолепие природы.

2.«Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков, вступление к опере «Сказка о царе Салтане»). Представить себя идущим на праздник. Идти уверенным, решительным шагом.

3.«Крадущаяся кошка» (Д. Пучинни, Вальс музетты из оперы «Богема»). Движения по кругу, шагая на «раз», каждого такта. Движения плавные, тяжесть корпуса переносится постепенно с одной ноги на другую.

4.«Порхающая бабочка» (А. Дворжак, юмореска). Лёгкие пружинистые шаги, с взмахом рук изображая бабочку.

5.«Любование цветком» (Н. Шопен, Вальс №7) Дети передают, по кругу на каждый такт вальса цветок, любуясь им.

6.«Вождение за нос»

Ритмические упражнения.

Главная особенность музыкально-ритмических упражнений – это акцентирование внимания не столько на внешнюю сторону обучения ритмическим движениям, сколько на анализе внутренних процессов: сенсорных, мыслительных, эмоциональных. На развитиии тренировке психических процессов, развитии восприятия, внимания, мышления, умении выражать различные эмоции в мимике и пантонемии, построена программа по ритмической пластике Буренина. Дети учатся владеть собственным телом,нестандартному мышлению, психологической свободе. Для занятий музыкотерапией можно рекомендовать музыкально – ритмические композиции из «Ритмической мозаики», «Три поросёнка», «Цирковые лошадки», «Дети и природа», «Два барана», «Танцуйте сидя».

Восприятие музыки.

Для того чтобы музыка подействовала на ребёнка его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Восприятие музыки заключается в обучении распознавать эмоции. Любая музыка – это всегда чувства, эмоции, переживания.

Тема «Настроение, чувства в музыке»,котораявходит в программу«Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, является очень важной для понимания детьми музыки как вида искусства передающего настроения, чувства.

Для слушания на занятиях музыкотерапии и релаксации, предлагаемследующие темы: «Раздумье» С. Майкопова и «Первая потеря» Р. Шумана,«В церкви» П. Чайковского, «Аве Мария» И. Шуберта, «Порыв» Р. Шумана, «Разлука» М. Глинки, «Утренняя молитва» П. Чайковского, «Шутка» С.И. Баха, «Юмореска» П. Чайковского.

Названия этих произведений отражают настроение, передаваемое в музыке. Дети учатся понимать чувства, различать оттенки настроения, учатся сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.

Не случайно, врачи- физиологи ставят знак равенства между здоровьем физическим и психическим при условии погружения ребенка в атмосферу душевного подъема обязательно связанного с положительными эмоциями. А музыка- это всегда только положительные эмоции.

Дыхательные упражнения.

Любое переживание, а у детей особенно, будь то радость, порыв гнева, в конце концов, заканчиваются напряжением какой либо группы мышц и при помощи дыхательных упражнений можно ослабить эту мышечную напряженность.

Дыхательные упражнения помогают снять психо-эмоциональное напряжение, быстро и легко установить межличностныеотношения детей в группе. Этим упражнениям мы даем образное название, что улучшает качество представления о том, как их надо выполнять.

1.«Привет солнцу»- тонизирующее дыхание.

I. Медленно вдох в живот, грудь и бронхи, постепенно поднимаются локти, кисти свободно висят.

II. Сильныйвыдох на слог «ха», кисти от уровня лица разворачиваются и выбрасываются вверх, затем руки медленно опускаются.

2.«Не доеная корова »-снимает мышечный зажим на уровне горла и шеи.

Вдох одновременно через нос и рот, затем петь, мычать любую мелодию на выдохе через нос, нижняя челюсть при этом опущена.

В заключении, можно акцентировать выдох, выталкивая оставшийся воздух мышцами живота.

3.«Сытая лошадь»-расслабление мышц лица и головы.

Упражнение построено на имитации продолжительного фырканья лошади. При выдохе через рот нужно постараться ослабить все мышцы лица, чтобы они свободно вибрировали под воздействием свободно проходящего воздуха.

4.«Аромат роз» - расслабляющее дыхание.

Представить перед собой большой и красивый букет роз и вдыхать воображаемый аромат цветов.

5.«Засыпающий цветок»- успокаивающее дыхание в пропорции 1+3. На одну четверть -вдох, на три четверти- выдох. Мысленно представлять себя цветком, закрывающим на ночь свои лепестки в бутон.

6.«Парад войск»- инсценировка с целью эмоциональной разрядки и активизации тонуса в крике.

Дети выстраиваются в шеренгу представляя себя в роли солдат на параде. Учатся отвечать на приветствие сильным троекратным «Ура!»

Музыкальная релаксация.

Данные упражнения направлены на коррекцию психоэмоциональной сферы ребенка, на приобретение навыков расслабления.

При выполнении данных упражнений важно, отвлечь ребенка от травмирующих переживаний и помочь ему при помощи музыки увидеть всю красоту мира. Все упражнения комментируются педагогом под определенную музыку,вызывая различные эмоции.

Например:

1.Упражнение для активизации жизненных сил «Энергия» (для гипоактивных детей), муз. М. Равеля. Павана; Болеро.

2.Упражнение для расслабления, снятия раздражительности (для гиперактивных детей), муз. Д. Шостаковича из фильма «Овод».

3.Упражнение,формирующее оптимистическое настроение «Радость жизни» муз. Ж. Бизе. Юношеская симфония, танцевальная музыка из оперетт Р. Штрауса, И Кальмана, Ф. Легара.

4. Упражнение, формирующее отношение к миру «Любимая мама» муз. Ф. Шопена. Ноктюрн.

5. Упражнение, на преодоление чувства стыда и застенчивости. «Я все умею» муз. И. Брамса. IV симфония. Ф. Лист. Прелюдия. И т. д.

Колесова Ирина Васильевна

музыкальный руководитель

Музыкально - психологический практикум для преподавателей «Музыкотерапия» (в рамках Единого методического дня)
Тезис-конспект

Креймер Оксана Владимировна, преподаватель музыкально- теоретических дисциплин ОГПОБУ
«Биробиджанский колледж культуры и искусств»

Цель: пропаганда музыкального искусства посредством музыкотерапии
Задачи: формирование умения слушать; обучение новым способам оздоровления при помощи музыкотерапии; снятие мышечного и эмоционального напряжения; пробуждение потребностей к творческой деятельности; восполнение недостающих эмоций.
Аннотация: Данный практикум проведен для преподавателей учреждений дополнительного образования детей Еврейской автономной области в рамках Единого методического дня. Информацию ведущей сопровождает презентация из 15 информативных и музыкальных слайдов, их последовательность регулируется кликом «пауза». Для активизации слушателей и получения терапевтического эффекта, некоторые музыкальные примеры представляют собой пение караоке. Данная работа –это тезис-конспект, служащий оправной точкой для ведущей, и обязательно должен быть дополнен комментариями. По окончании практикума все присутствующие получают памятки (см.приложение)К работе прилагаются фотографии с проведенного мероприятия
СЛАЙД 1. (Титул)
Ведущая: Музыкотерапия - лечение посредством музыки. Предлагаемая лекция не содержит готовых рецептов, поэтому предложена музыка разных жанров. Это самое интересное современное направление терапии.

СЛАЙД 2. (определение музыкотерапии)
Сила воздействия музыки на людей известно давно. Пифагор, Аристотель доказали влияние ритма на состояние человека. Организм подстраивается под ритм. Тело и музыка начинают звучать вместе. В 19 веке музыкотерапия начала применяться в психиатрических заведениях. В 20 веке опыт военных врачей использовали немецкие терапевты при лечении язвы желудка, швейцарские - при лечении легких форм туберкулеза. Австрийские акушеры в помощью музыки обезболивали роды. Использование музыки как анестезирующего средства стало применяться в стоматологии и хирургии. Вся эта практика стала основой развития музыкотерапии после второй мировой войны. Звуковое сопровождение религиозных обрядов, звучание колоколов во время эпидемии дают терапевтический эффект.
Доказано, что незнакомая уху музыка имеет больший терапевтический эффект. Много споров вызывает рок-музыка, но здесь каждому-свое. Не могут не вызывать восхищения «золотые» рок - композиции.
СЛАЙД 3. «Queen». Богемская рапсодия.

СЛАЙД 4. (3 фазы терапии)
Для необходимого терапевтического эффекта необходимо «прожить» в музыке 3 фазы: настройка-погружение- катарсис.
Музыкотерапия может быть пассивной и активной. В активном лечении человек сам поет, танцует, играет на инструменте. Так он прочувствует музыку эмоционально и эстетически. Любое пассивное лечение можно превратить легко в активное. В этом случае эмоции должны проявляться, отрицательные исчезнут, а положительные наполнят. Благотворное влияние оказывает музыка, которая интересовала в молодости.
СЛАЙД 5. М.Боярский. Городские цветы
Улучшают состояние шедевры фольклора, романсы, композиции «Битлз», Армстронга. 15 минут дремы под такую музыку, потягивания пробуждают творческие импульсы. Джаз, реггей, танцевальные ритмы поднимают настроение, дают выход радости, обостряют чувство юмора.
СЛАЙД 6.Д.Косма. Опавшие листья.
Особое значение имеет музыка «рождения» для беременных женщин. Затрагиваются двигательная, эмоциональная, дыхательная сферы. Детям не важен слух, важны эмоции. Учеными доказано, что дети любую тихую музыку воспринимают, как колыбельную, даже тикающий будильник.
СЛАЙД 7.А.Суханов. Зеленая карета.
Громкая музыка с сильными ритмами повышают температуру на несколько градусов, поэтому слушать, когда зябко. Для преподавателей, страдающих заболеваниями дыхательных путей, наряду с музыкой необходим комплекс дыхательных упражнений А.Н.Стрельниковой. Восстанавливая голос, эта гимнастика неизбежно восстанавливает более простые функции. Происходит массаж всех органов и обогащение кислородом.
Правила при выполнении комплекса упражнений:
-думать только о вдохе носом;
-выдох ртом;
-все движения выполняются на вдохе;
-счет каждого элемента до 8;
-выполнение в любом положении (сидя, лежа, стоя)
(проведение комплекса дыхательных упражнений- работа с залом)
СЛАЙД 8. Э.Пресли. Рок-н-ролл
СЛАЙД 9. (достоинства музыкотерапии)
Музыкотерапия применима ко всем, независимо от возраста.
Достоинства:
-возможно самолечение;
-бюджетно;
-индивидуально;
-лекарство всегда «под рукой»;
лечит и тело, и душу.
Ведущее терапевтическое значение музыки Моцарта. Преобладают звуки высокой частоты, улучшающие слух, укрепляющие мышцы среднего уха, вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга, стимулируют мышление, улучшают память, помогают при аутизме. Умственные способности повышаются у всех без исключения людей, которые слушают Моцарта, даже у тех, кто не очень любит такую музыку. Особенно показана эта музыка людям с болезнью Альцгеймера.
Хороша музыкотерапия в сочетании в ароматерапией, рисованием. Положительное влияние – звуки природы. Колоссальная эмоциональная и психологическая нагрузка у женщин. Для спокойствия и умиротворения- слушать музыку в удобной позе, предварить комплексом упражнений (дыхание животом). Выдох в 2-3 раза больше, чем вдох. Дыхание носом. Стабилизация давления и снятие головной боли. (работа с залом- дыхание животом). Роль тембра инструмента.
СЛАЙД 10.Ф.Лист. Утешение №3.

СЛАЙД 11-14. Типы темпераментов и муз. пристрастия.

СЛАЙД 15. Научитесь петь Свою песню и танцевать Свой танец!

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Музыкотерапия на каждый день
Для уменьшения раздражительности, разочарования
И. Бах: «Прелюдия До-мажор» из ХТК
Л. Бетховен: «Лунная соната»
К.Сен-Санс: «Лебедь»

Для уменьшения чувства тревоги, неувереннос ти
Ф.Шопен: «Прелюдия ми-минор»
И.Штраус: «Вальсы»
А,Рубинштейн: «Мелодия»
Д.Шостакович Романс «Овод»

Для общего успокоения, умиротворения
И.Брамс: «Колыбельная»;
Ф.Шуберт: «Аве Мария»
К. Дебюсси: «Лунный свет»
Ф.Лей: «История любви»

Для снятия эмоциональных симптомов и напряженности
Э. Григ: «Утро»
М.Огинский: «Полонез»
А.Дворжак: Славянский танец ля-минор
М.Таривердиев: «Двое в кафе» из к/ф «17 мгновений весны»

Для уменьшения головной боли
Ф. Лист: «Утешение №3»;
А. Хачатурян: Адажио из балета «Спартак»
Д.Гершвин: «Голубая рапсодия»

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения настроения
В. Монти: «Чардаш»
Ф. Лист: «Венгерская рапсодия №2»
М.Легран: «Шербургские зонтики»

Лечебные музыкальные инструменты

«Лечебными» процедурами считаются и прослушивание произведений, где солируют эти музыкальные инструменты и самостоятельная игра на них.
Фортепиано, аккордеон благотворно влияют на образование желчного сока, защищают слизистую от поражения

Гитара гасит раздражение и «разгружает» сердце
Эффективное время суток – полдень
Флейта восстанавливает функцию печени
, ночь
Скрипка активизирует тонкий кишечник
Эффективное время суток –день
Саксофон улучшает работу почек, «разбивает» камешки
Эффективное время суток - вечер

Труба улучшает работу поджелудочной железы
Эффективное время суток - утро

Арфа улучшает дыхание при астме, бронхите
Эффективное время суток - вечер

Барабан укрепляет иммунитет
Эффективное время суток – утро

Елена Костромина
Музыкальное занятие с элементами музыкотерапии «Путешествие в сказочную страну»

Программное содержание :

Обучающие задачи :

Учить чувствовать и понимать настроение музыки , передавать его в

движениях, игре на музыкальных инструментах , соответствующих

характеру музыки .

Развивающие задачи :

Развивать в детях эмоциональную отзывчивость на музыку , образ и

Развивать творческую фантазию, воображение.

Развивать чувство ритма, слухового внимания.

Развивать творческое воображение посредством музыкально-ритмических

движений и игры на музыкально -шумовых инструментах.

Активизировать детей, развивать речь, слуховое внимание, музыкальную

Воспитательные задачи :

Прививать любовь к музыке , поэзии и изобразительному искусству.

Совершенствовать умение чувствовать своё тело и владеть им.

Обогащать музыкальные впечатления детей .

Ход занятия:

Звучит спокойная, тихая музыка . Дети заходят в зал и подходят к музыкальному руководителю , здороваются.

Муз. руководитель : - Здравствуйте, ребята! Меня зовут… А теперь давайте поприветствуем друг друга. Возьмитесь за руки и передайте своё тепло соседям. Тихонько пожмите руки, стоящим рядом с вами, ребятам.

(дети и МР садятся на ковер) Ребята, я хочу рассказать вам одну сказку (звучит музыка , слайды) . Где-то далеко-далеко, за морем-океаном, есть тридевятое царство, тридесятое государство, в котором все прекрасно, где всегда звучит музыка . В этой сказочной стране живет чудесная птица Счастья. Эта птица неземной красоты. Она дарит всем радость, добро и веселье (музыку выключить ) . А вы хотите попасть в сказочную страну к волшебной птице Счастья?

Ребята, открою вам тайну, чтобы попасть в сказку , нужно очень сильно всей душой, всем сердцем верить в чудеса. Вы верите, ребята, в чудеса? Тогда давайте закроем глаза и скажем : «Я верю в чудеса» и тогда оно, чудо, произойдет. (звучит музыка , дети закрывают глаза, говорят слова. Открывают глаза).

Вот теперь все в порядке. Вы готовы отправиться в дорогу. Тогда в путь! А поможет добраться до птицы Счастья, конечно, … (музыка ) . А точнее сказочная песня , которая называется «Молочная река» . Повторяйте за мной дружно все движения и тогда мы быстро доберемся до сказочной страны .

Танец «Молочная река» (аудиозапись)

(после танца дети присаживаются на стульчики, которые поставлены полукругом перед экраном телевизора)

Вот мы и дошли до сказочной страны (слайд) . Здесь много разных сказочных героев . Хотите узнать, кто же живет в волшебной стране ? Давайте посмотрим.

(просмотр слайдов с изображением злых сказочных героев под музыку «В пещере горного короля» , Э. Григ - 3).

Кого увидели? Какой у них характер? Давайте посмотрим вот на эти лица и определим, какое же настроение было у этого музыкального произведения . Почему?

(просмотр добрых героев, «Детская полька» , М. Глинка - 5) Какие герои по характеру? Какое настроение у музыки ?

А хотите оживить своей игрой на музыкальных инструментах волшебную музыку , чтобы она еще больше засверкала и заискрилась? Тогда давайте возьмем себе музыкальный инструмент и сделаем это музыкальное произведение композитора М. Глинки еще более радостной и веселой.

«Детская полька» , М. Глинка (метод музицирования : развитие навыков импровизации на детских музыкальных инструментах , развитие слухового восприятия, формирование жизнерадостного настроения).

Как сразу чудесно засверкала и ожила эта волшебная музыка ! Ребята, а вы не забыли, зачем мы пришли в сказочную страну ? А хотите, чтобы птица Счастья показалась вам? Для этого нужно закрыть глаза и 3 раза сказать волшебные слова : «Солнце в месяц обернись, чудо-птица покажись!» (переодеваюсь в птицу и под музыку «Вальс» , И. Штрауса выхожу к детям).

А вот и я - прекрасная птица радости и счастья. Здравствуйте, ребята!

Птица Счастья (стих о музыке )

Послушай, как щебечут птицы,

Послушай, как поет волна,

Как дождь в окно твое стучится, -

Повсюду музыка слышна !

Здравствуйте, ребята! Я - птица Счастья. Я всем дарю добро и радость. А помогает мне в этом музыка , которая звучит в моей сказочной стране . Слышите, она звучит и приглашает нас всех на волшебный танец. Возьмите себе по волшебному перышку! (раздать разноцветные ленты, 3 цвета радости) . Можете пригласить на танец своего друга.

Танцевальная импровизация «Вальс» , И. Штраус - сын (передача волшебного радостного образа птицы в свободном творческом движении с разноцветными лентами; метод цветотерапии).

Спасибо вам за такой прекрасный танец. А я хочу сделать вам подарок – оставить на память о себе свой портрет. (выносится мольберт, на котором прикреплен силуэт птицы на ватмане) . Но вот беда – мой хвост совсем бесцветный. Помогите мне, пожалуйста, украсить мой хвост на этом рисунке с помощью разноцветных красок и этих волшебных кисточек. (дети встают возле мольберта, делают разноцветные мазки. Обратить внимание на используемые цвета (яркие, красивые) .

Рисование птицы Счастья (метод арттерапии : сближение детей, эмоциональное и моторное самовыражение, актуализация положительных эмоций, развитие творческого воображения).

Посмотрите, какой замечательный портрет у нас получился. Здесь только радостные, счастливые, теплые краски, ведь я - птица Счастья - всем дарю только тепло, свет, радость и любовь. И я желаю вам, ребята, чтобы вы всем и всегда дарили только хорошее настроение и добро.

Ну, а мне пришла пора прощаться с вами и вам надо возвращаться обратно в детский сад. Приходите еще к нам, в сказочную страну . Я очень буду рада вас видеть. До свидания, ребята!

Звучит спокойная музыка , дети прощаются, уходят из зала.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (вторая младшая группа).

Ребята вспоминают сказочных героев, название сказок. Отправляемся в сказочное путешествие на волшебном ковре самолете. Рассматриваем "заплатки".

Конспект НОД Путешествие в сказочную страну Путешествие в сказочную страну («Жихарка.» иллюстрирование башкирской народной сказки) Цель: Совершенствовать эстетическое восприятие.

Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Театралию» Цель: Способствовать развитию сценического мастерства через различные виды музыкальной деятельности Задачи: Обучающие: Расширять музыкальный.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png