Как много механизмов и чудес техники придумано человеком. А как много позаимствовано им у природы!.. Иной раз невольно диву даешься, что вещи из разных и, казалось бы, не связанных между собой областей подчиняются общим законам. В этой статье мы проведем параллель между прибором, задающим ритм в музыке - метрономом, - и нашим сердцем, обладающим физиологическим свойством генерировать и регулировать ритмическую активность.

Эта работа публикуется в рамках конкурса научно-популярных статей , проведенного на конференции «Биология - наука 21 века» в 2015 году.

Метроном... Что же это за штука такая? А это тот самый прибор, который используют музыканты для установки ритма. Метроном равномерно отстукивает удары, позволяя точно придерживаться необходимой продолжительности каждого такта при исполнении всего музыкального произведения. Так же и природа: и «музыка», и «метрономы» у нее давным-давно есть. Первое, что приходит на ум при попытке вспомнить, что же в организме может быть похожим на метроном, - это сердце. Настоящий метроном, не правда ли? Так же равномерно отстукивает удары, хоть бери да музыку играй! Но в нашем сердечном метрономе важна не столько высокая точность интервалов между ударами, сколько возможность постоянно, не останавливаясь, поддерживать ритм. Именно это свойство и будет главной нашей темой сегодня.

Так где же в нашем «метрономе» спрятана отвечающая за всё пружина?

И день и ночь без остановок...

Все мы знаем (даже больше - можем почувствовать), что наше сердце работает постоянно и самостоятельно. Ведь мы совершенно не задумываемся над тем, чтобы контролировать работу сердечной мышцы. Более того, даже полностью изолированное от организма сердце будет ритмически сокращаться, если обеспечить поступление к нему питательных веществ (см. видео). Как же это происходит? Это невероятное свойство - сердечный автоматизм - обеспечивается проводящей системой , которая генерирует регулярные импульсы, распространяющиеся по всему сердцу и управляющие процессом. Именно поэтому элементы этой системы называют водителями ритма , или пейсмейкерами (от англ. рacemaker - задающий ритм). В норме сердечным оркестром дирижирует главный пейсмейкер - синоатриальный узел . Но вопрос всё равно остается: как это у них получается? Давайте разбираться.

Сокращение сердца кролика без внешних стимулов.

Импульсы - это электричество. Откуда в нас берется электричество, мы знаем - это мембранный потенциал покоя (МПП)*, являющийся непременным атрибутом любой живой клетки на Земле . Различие ионного состава по разные стороны избирательно проницаемой мембраны клетки (называемое электрохимическим градиентом ) определяет возможность генерировать импульсы. При определенных условиях в мембране открываются каналы (представляющие собой молекулы белка с отверстием изменяемого радиуса), через которые проходят ионы, стремящиеся выровнять концентрацию с обеих сторон мембраны. Возникает потенциал действия (ПД) - тот самый электрический импульс, распространяющийся по нервным волокнам и в конечном итоге приводящий к сокращению мышц . После прохождения волны потенциала действия градиенты концентраций ионов возвращаются на свои исходные позиции, и мембранный потенциал покоя восстанавливается, что позволяет генерировать импульсы снова и снова. Однако генерация этих импульсов требует внешнего стимула. Как же тогда так получается, что пейсмейкеры самостоятельно генерируют ритм?

* - Образно и очень понятно о путешествиях ионов сквозь мембрану «релаксирующего» нейрона, внутриклеточном аресте отрицательных общественных элементов ионов, сиротской доле натрия, гордой независимости калия от натрия и безответной любви клетки к калию, стремящемуся тихонько утечь, - см. в статье «Формирование мембранного потенциала покоя » . - Ред.

Наберитесь терпения. Прежде чем ответить на этот вопрос, придется вспомнить подробности механизма генерации потенциала действия.

Потенциал - откуда берутся возможности?

Мы уже отметили, что между внутренней и внешней сторонами мембраны клетки существует разница зарядов, то есть мембрана поляризирована (рис. 1). Собственно, эта разница и есть мембранный потенциал, обычное значение которого около −70 мВ (знак «минус» означает, что внутри клетки отрицательного заряда больше). Проникновение заряженных частиц через мембрану само собой не происходит, для этого в ней содержится внушительный ассортимент особых белков - ионных каналов . Классификация их основана на типе пропускаемых ионов: выделяют натриевые , калиевые , кальциевые, хлорные и другие каналы. Каналы способны открываться и закрываться, но делают они это только под действием определенного стимула . После завершения стимуляции каналы, как дверь на пружине, автоматически закрываются.

Рисунок 1. Поляризация мембраны. Внутренняя поверхность мембраны нервных клеток заряжена отрицательно, а наружная - положительно. Изображение схематическое, детали строения мембраны и ионные каналы не показаны. Рисунок с сайта dic.academic.ru .

Рисунок 2. Распространение потенциала действия по нервному волокну. Синим цветом обозначена фаза деполяризации, зеленым - реполяризации. Стрелками показано направление движения ионов Na + и К + . Рисунок с сайта cogsci.stackexchange.com .

Стимул - как звонок желанного гостя в дверь: он звонит, дверь открывается и гость заходит. Стимулом может быть и механическое воздействие, и химическое вещество, и электрический ток (посредством изменения мембранного потенциала). Соответственно, и каналы есть механо-, хемо- и потенциал-чувствительные. Как двери с кнопкой, нажать которую могут только избранные.

Итак, под действием изменения мембранного потенциала определенные каналы открываются и пропускают ионы. Это изменение может быть разнообразным в зависимости от заряда и направления движения ионов. В случае, когда положительно заряженные ионы поступают в цитоплазму , происходит деполяризация - кратковременная смена знака зарядов по разные стороны мембраны (на внешней стороне устанавливается отрицательный заряд, а на внутренней - положительный) (рис. 2). Приставка «де-» означает «движение вниз», «снижение», то есть поляризация мембраны уменьшается, и числовое выражение отрицательности потенциала по модулю снижается (например, с изначального −70 мВ до −60 мВ). Когда же в клетку входят отрицательные ионы или выходят наружу положительные , происходит гиперполяризация . Приставка «гипер-» означает «чрезмерность», и поляризация, наоборот, становится более выраженной, а МПП становится еще более отрицательным (с −70 мВ до −80 мВ, например).

Но небольших сдвигов МП недостаточно для генерации импульса, который будет распространяться вдоль по нервному волокну. Ведь, по определению, потенциал действия - это волна возбуждения, распространяющаяся по мембране живой клетки в виде кратковременой смены знака потенциала на небольшом участке (рис. 2). По сути это та же деполяризация, но в бóльших масштабах и волнообразно распространяющаяся вдоль нервного волокна. Для достижения этого эффекта служат потенциал-чувствительные ионные каналы , которые очень широко представлены в мембранах возбудимых клеток - нейронов и кардиомиоцитов. Первыми при запуске потенциала действия открываются натриевые (Na +) каналы, что приводит к входу в клетку этих ионов по градиенту концентрации : ведь снаружи их было существенно больше, чем внутри. Те значения мембранного потенциала, при которых открываются деполяризирующие каналы, называются порогом и действуют как спусковой крючок (рис. 3) .

Точно так же потенциал и распространяется: при достижении пороговых значений соседние потенциал-чувствительные каналы открываются, порождая быструю деполяризацию, которая распространяется всё дальше и дальше по мембране. В случае, если деполяризация не была достаточно сильной и порог не был достигнут, массового открывания каналов не происходит, и сдвиг мембранного потенциала остается локальным событием (рис. 3, обозначение 4).

Потенциал действия, как и любая волна, имеет и нисходящую фазу (рис. 3, обозначение 2), которая называется реполяризацией («ре-» означает «восстановление») и заключается в восстановлении исходного распределения ионов по разные стороны клеточной мембраны. Первое событие в этом процессе - открывание калиевых (K +) каналов. Хотя ионы калия тоже заряжены положительно, их движение направлено наружу (рис. 2, зеленый участок), поскольку равновесное распределение этих ионов противоположно Na + - калия много внутри клетки, а в межклеточном пространстве мало*. Таким образом, отток положительных зарядов из клетки уравновешивает количество положительных зарядов, поступивших в клетку. Но чтобы полностью вернуть возбудимую клетку в начальное состояние, должен активироваться натрий-калиевый насос , транспортирующий натрий наружу, а калий внутрь.

* - Справедливости ради стоит уточнить, что натрий и калий - главные, но не единственные ионы, принимающие участие в формировании потенциала действия. В процессе также задействован поток отрицательно заряженных хлоридных (Cl −) ионов, которых, так же как и натрия, больше вне клетки. Кстати, у растений и грибов потенциал действия и вовсе в значительной степени основан на хлоре, а не на катионах. - Ред.

Каналы, каналы и еще раз каналы

Утомительное объяснение деталей закончилось, так что вернемся к теме! Итак, мы выяснили главное - импульс действительно не возникает просто так. Он генерируется путем открывания ионных каналов в ответ на стимул в форме деполяризации. Причем деполяризация должна быть такой величины, чтобы открыть достаточное количество каналов для смещения мембранного потенциала до пороговых значений - таких, которые запустят открывание соседних каналов и генерацию настоящего потенциала действия. Но ведь водители ритма в сердце обходятся без каких-либо внешних стимулов (посмотрите видео в начале статьи!). Как им это удается?

Рисунок 3. Изменения мембранного потенциала при различных фазах потенциала действия. МПП равен −70 мВ. Пороговое значение потенциала равно −55 мВ. 1 - восходящая фаза (деполяризация); 2 - нисходящая фаза (реполяризация); 3 - следовая гиперполяризация; 4 - допороговые смещения потенциала, которые не привели к генерации полноценного импульса. Рисунок из «Википедии ».

Помните, мы говорили, что существует впечатляющее многообразие каналов? Их и правда не счесть: это как иметь в доме отдельные двери для каждого гостя, да еще управлять входом и выходом визитеров в зависимости от погоды и дня недели. Так вот, существуют такие «двери», которые называются низкопороговыми каналами . Продолжая аналогию со входом гостя в дом, можно представить, что кнопка звонка расположена довольно высоко, и чтобы позвонить, нужно сначала встать на порожек. Чем выше находится эта кнопка, тем выше должен быть порог. Порогом выступает величина мембранного потенциала, и для каждого типа ионных каналов этот порог имеет свое значение (например, для натриевых каналов это −55 мВ; см. рис. 3).

Так вот, низкопороговые каналы (например, кальциевые) открываются при совсем небольших смещениях значения мембранного потенциала покоя. Чтобы достать до кнопки этих «дверей», достаточно встать просто на коврик перед дверью. Еще одно интересное свойство низкопороговых каналов: после акта открывания/закрывания они не могут открыться вновь сразу же, но лишь после некоторой гиперполяризации, которая выводит их из неактивного состояния. А гиперполяризация, кроме тех случаев, о которых мы говорили выше, возникает еще и в конце потенциала действия, как его последняя фаза (рис. 3, обозначение 3), вследствие чрезмерного выхода ионов K + из клетки.

Итак, что мы имеем? При наличии низкопороговых кальциевых (Ca 2+) каналов (НКК) генерировать импульс (или потенциал действия) становится проще после прохождения предыдущего импульса. Незначительное изменение потенциала - и каналы уже открыты, пропускают катионы Ca 2+ внутрь и деполяризируют мембрану до такого уровня, чтобы сработали каналы с более высоким порогом и запустили масштабное развитие волны ПД. В конце этой волны гиперполяризация вновь переводит инактивированные низкопороговые каналы в состояние готовности .

А если бы не было этих низкопороговых каналов? Гиперполяризация после каждой волны ПД снижала бы возбудимость клетки и ее способность генерировать импульсы, ведь при таких условиях для достижения порогового потенциала нужно было бы впустить в цитоплазму намного больше положительных ионов. А в присутствии НКК достаточно лишь небольшого смещения мембранного потенциала, чтобы запустить всю последовательность событий. Благодаря деятельности низкопороговых каналов повышается возбудимость клеток и быстрее восстанавливается состояние «боевой готовности», необходимое для генерации энергичного ритма.

Но и это еще не всё. Порог у НКК хотя и маленький, но есть. Так что же смещает МПП даже до такого низенького порога? Мы же выяснили, что пейсмейкеры ни в каких внешних стимулах не нуждаются?! Так вот у сердца для этого есть смешные каналы . Нет, правда. Они так и называются - funny channels (от англ. funny - «смешной», «забавный» и channels - каналы). Почему смешные? Да потому что большинство потенциал-чувствительных каналов открывается при деполяризации, а эти - чудаки - при гиперполяризации (при де-, наоборот, закрываются). Относятся эти каналы к семейству белков, пронизывающих мембраны клеток сердца и ЦНС и носящих совсем уж серьезное название - управляемые циклическими нуклеотидами гиперполяризационно-активируемые каналы (HCN - hyperpolarization-activated cyclic nucleotide-gated ), поскольку открытие этих каналов облегчается при взаимодействии с цАМФ (циклическим аденозинмонофосфатом). Вот и нашелся недостающий фрагмент в этом пазле. HCN-каналы, открытые при значениях потенциала, близких к МПП, и пропускающие внутрь Na + и K + , сдвигают этот потенциал до значений низкого порога. Продолжая нашу аналогию - стелят недостающий коврик. Так весь каскад открываний/закрываний каналов повторяется, зацикливается и ритмически самоподдерживается (рис. 4) .

Рисунок 4. Пейсмейкерный потенциал действия. НПК - низкопороговые каналы, ВПК - высокопороговые каналы. Штриховая линия - пороговое значение потенциала для ВПК. Разными цветами показаны последовательные стадии потенциала действия.

Итак, проводящая система сердца состоит из клеток-пейсмейкеров (водителей ритма), которые способны автономно и ритмически генерировать импульсы путем открывания и закрывания целого набора ионных каналов. Особенность пейсмейкерных клеток - наличие в них таких типов ионных каналов, которые смещают потенциал покоя к пороговому сразу после того, как клетка достигнет последней фазы возбуждения, что позволяет непрерывно генерировать потенциалы действия.

Благодаря этому сердце так же автономно и ритмически сокращается под действием импульсов, распространяющихся в миокарде по «проводам» проводящей системы. Причем собственно сокращение сердца (систола) приходится на фазу быстрой деполяризации и реполяризации пейсмейкеров, а расслабление (диастола) - на медленную деполяризацию (рис. 4). Ну а общую картину всех электрических процессов в сердце мы наблюдаем на электрокардиограмме - ЭКГ (рис. 5) .

Рисунок 5. Схема электрокардиограммы. Зубец Р - распространение возбуждения по мышечным клеткам предсердий; комплекс QRS - распространение возбуждения по мышечным клеткам желудочков; сегмент ST и зубец T - реполяризация мышцы желудочков. Рисунок из .

Калибровка метронома

Ни для кого не секрет, что подобно метроному, частота отстукиваний которого находится во власти музыканта, сердце может биться чаще или реже. Таким музыкантом-настройщиком у нас выступает вегетативная нервная система , а ее регулирующими колесиками - адреналин (в сторону учащения сокращений) и ацетилхолин (в сторону уменьшения). Интересно, что изменение частоты сердечных сокращений происходит в основном за счет укорочения или продления диастолы . И это логично, ведь время срабатывания самой сердечной мышцы довольно тяжело ускорить, намного проще изменить время ее отдыха. Поскольку диастоле отвечает фаза медленной деполяризации, то и регуляция должна осуществляться путем влияния на механизм ее протекания (рис. 6). На самом деле так и выходит. Как мы обсуждали раньше, медленная деполяризация обеспечивается деятельностью низкопороговых кальциевых и «смешных» неселективных (натрий-калиевых) каналов. «Приказы» вегетативной нервной системы адресованы преимущественно этим исполнителям.

Рисунок 6. Медленный и быстрый ритм изменения потенциалов пейсмейкерных клеток. При увеличении продолжительности медленной деполяризации (А ) ритм замедляется (показано штриховой линией, сравните с рис. 4), тогда как ее уменьшение (Б ) приводит к учащению разрядов.

Адреналин , под действием которого наше сердце начинает колотиться как сумасшедшее, открывает дополнительные кальциевые и «смешные» каналы (рис. 7А). Взаимодействуя с рецепторами β 1 *, адреналин стимулирует образование из АТФ цАМФ (вторичного посредника ), который в свою очередь активирует ионные каналы. Вследствие этого в клетку проникает еще больше положительных ионов, и деполяризация развивается быстрее. В результате время медленной деполяризации сокращается, и ПД генерируются чаще.

* - Структуры и конформационные перестройки активированных G-белоксопряжённых рецепторов (в т.ч. адренорецепторов), участвующих во множестве физиологических и патологических процессов, описаны в статьях: «Новый рубеж: получена пространственная структура β 2 -адренорецептора » , «Рецепторы в активной форме » , «β-Адренорецепторы в активной форме » . - Ред.

Рисунок 7. Механизм симпатической (А) и парасимпатической (Б) регуляции деятельности ионных каналов, вовлеченных в генерацию потенциала действия пейсмейкерных клеток сердца. Пояснения в тексте. Рисунок из .

Другой тип реакции наблюдается при взаимодействии ацетилхолина со своим рецептором (также находящимся в мембране клеток). Ацетилхолин - «агент» парасимпатической нервной системы, которая, в отличие от симпатической , позволяет нам расслабиться, замедлить сердцебиение и спокойно наслаждаться жизнью. Так вот, активированный ацетилхолином мускариновый рецептор запускает реакцию преобразования G-белка , который угнетает открытие низкопороговых кальциевых каналов и стимулирует открытие калиевых (рис. 7Б). Это приводит к тому, что в клетку положительных ионов (Ca 2+) заходит меньше, а выходит (K +) больше. Всё это принимает форму гиперполяризации и замедляет генерацию импульсов .

Выходит, что наши пейсмейкеры хоть и обладают автономностью, но не освобождены от регуляции и корректировки со стороны организма. Если нужно, мы мобилизуемся и будем быстрыми, а если бежать никуда не нужно - расслабимся.

Ломать - не строить

Чтобы понять, насколько «дóроги» организму те или иные его элементы, ученые научились их «выключать» . Например, блокирование низкопороговых кальциевых каналов сразу приводит к заметным нарушениям ритма: на ЭКГ, записанных на сердце таких подопытных животных, заметно удлинение интервала между сокращениями (рис. 8А), а также наблюдается снижение частоты пейсмейкерной активности (рис. 8Б) . Пейсмейкерам тяжелее сдвинуть мембранный потенциал до пороговых значений. А если «выключить» каналы, которые активируются гиперполяризацией? В этом случае у эмбрионов мышей вообще не сформируется «зрелая» пейсмейкерная активность (автоматизм). Печально, но такой эмбрион умирает на 9–11 день своего развития, как только сердце делает первые попытки сокращаться самостоятельно . Получается, что описанные каналы играют критическую роль в функционировании сердца, и без них, как говорится, никуда.

Рисунок 8. Последствия блокирования низкопороговых кальциевых каналов. А - ЭКГ. Б - ритмическая активность клеток-пейсмейкеров атриовентрикулярного узла * нормального сердца мыши (WT - wild type, дикий тип) и мыши генетической линии с отсутствующим подтипом Ca v 3.1 низкопороговых кальциевых каналов. Рисунок из .
* - Предсердно-желудочковый узел контролирует проведение импульсов, в норме генерируемых синусно-предсердным узлом, в желудочки, а при патологии синоатриального узла становится главным водителем сердечного ритма.

Вот такая небольшая история о маленьких винтиках, пружинках и грузиках, которые, будучи элементами одного сложного механизма, обеспечивают согласованную работу нашего «метронома» - водителя ритма сердца. Остается только одно - поаплодировать Природе, что смастерила такой чудо-прибор, который служит нам верой и правдой каждый день и без наших усилий!

Литература

  1. Эшкрофт Ф. Искра жизни. Электричество в теле человека . М.: Альпина Нон-фикшн, 2015. - 394 с.;
  2. Википедия: «Потенциал действия »;Functional roles of Ca v 1.3, Ca v 3.1 and HCN channels in automaticity of mouse atrioventricular cells . Channels . 5 , 251–261;
  3. Stieber J., Herrmann S., Feil S., Löster J., Feil R., Biel M. et al. (2003). The hyperpolarization-activated channel HCN4 is required for the generation of pacemaker action potentials in the embryonic heart . Proc. Natl. Acad. Sci. USA. 100 , 15235–15240..

Метроном - теперь с танцевальными ритмами!

У вас нет обычного метронома? Наш позволит вам разучивать и репетировать музыкальные пьесы более комфортным способом, чем с обычным метрономом!

Если Вы не видите метроном над этой надписью, то Вам нужно скачать и установить Adobe Flash Player

Приятная новость: Сегодня получил письмо от друга детства, одноклассника, Ивана Любчика, с которым играли в школьной рок-группе (г.Усолье-Сибирское, Иркутская обл., 1973-1975 гг.). Вот строчка: "… Привет Алексей. Да он постоянно пользуется этим метрономом … " - Иван пишет об одном из своих сыновей - Алексее. Бас-гитарист легендарной группы ""Звери"" Алексей Любчик репетирует с метрономом Вирартек , и Алексей - музыкант очень высокого уровня. Так что равняйтесь на мастеров!

Онлайн Метроном очень прост в использовании:

  • Первая кнопка слева для выбора размера из списка: 2/4, 3/4, 4/4, 5/4, 7/4, 3/8, 5/8, 6/8, 9/8 и 12/8
  • Темп можно задать разными способами: передвигая слайдер, кнопками "+ " и "- ", передвигая грузик, сделав подряд несколько нажатий по кнопке "Задать темп "
  • громкость можно настроить слайдером
  • можно отключить звук и использовать визуальные индикаторы долей: оранжевый - "сильная" и голубой - "слабая"
  • можно выбрать любой из 10-ти звуковых наборов : Дерево, Кожа, Металл, Раз-тик, Тоны Е-А, Тоны G-C, Чик-чик, Шейкер, Электро, AI Sounds и несколько ударных петель для разных танцевальных стилей, а также петли для разучивания триолей.

Чтобы ударные воспроизводились в исходном темпе и размере нажмити кнопочку "сбросить темп и размер"

Обратите внимание, что значение темпа указывается для ДОЛЕЙ, т.е. для размера 4/4 значение 120 будет означать 120 четвертей в минуту, а для размера 3/8 - 120 восьмых в минуту!

Вы можете принудительно "заставить" играть петлю "не в родном" размере это даст вам дополнительные вариации ритмических рисунков.

Звуковые наборы "Тоны Е-А", "Тоны G-C" могут пригодиться для настройки струнного инструмента или для вокальной распевки.

Большой выбор звуков удобен при использовании метронома для разучивания произведений в разных стилях. Иногда вам потребуются четкие, резкие звуки, как, например, "AI Sounds", "Металл" или "Электро", иногда мягкие, как в наборе "Шейкер".

Метроном может оказаться полезным не только для музыкальных занятий. Вы можете использовать его:

  • для разучивания танцевальных движений;
  • выполняя утреннюю гимнастику;
  • для тренировки быстрого чтения (определенное число ударов на сроку);
  • во время сосредоточения и медитации.
Обозначения темпа музыкальных произведений (по шкале метронома Wittner)
Ударов в минуту Итальянский Русский
40-60 Largo Ларго - широко, очень медленно.
60-66 Larghetto Ларгетто - довольно медленно.
66-76 Adagio Адажио - медленно, спокойно.
76-108 Andante Анданте - не спеша.
108-120 Moderato Модерато - умеренно.
120-168 Allegro Аллегро - оживленно.
168-200 Presto Престо - быстро.
200-208 Prestissimo Престиссимо - очень быстро.

Комментарии посетителей:

01.03.2010 Геннадий : О метрономе правильно. Хотел бы узнать как соотносятся темпы, которые пишутся в нотах(бысто, медленно, умеренно и т.д.) к частоте, устанавливающихся метрономом.

01.03.2010 Admin : Специально для вас мы добавили табличку обозначений темпа музыкальных произведений. Смотрите пожалуйста.

16.05.2010 Ирина : Здравствуйте! Внуку 6 лет. Он учится в муз. школе. Произведения в основном в размере 2/4. Как использовать Ваш метроном в этом случае. Сильная доля должна быть на РАЗ и ТРИ?

18.05.2010 Admin : Именно так!

02.09.2010 Александр : Добрый день, очень качественный электронный метроном, давно такой искал. Подскажите а можно его как то скачать, что бы разместить во весь экран (без браузера и т.д.) поменять цвет фона? Мне он нужен для визуального использования. Спасибо.

21.01.2011 Admin : Пока такой версии нет, но скорее всего в феврале 2011 г. появится.

23.10.2010 Admin : Почти ВСЕ размеры ДОБАВЛЕНЫ!!!

09.11.2010 Valerarv2 : Замечательно, этого мне только не хватало!

13.12.2010 Дарья : Ребята, учусь в 7 классе муз. школы. Готовлюсь к экзаменам. Спасибо вам огромное! По всей всемирной паутине не могла найти нормального метронома с размерами! Теперь наконец-то начну нормально заниматься:))

20.02.2011 Alex : Уже долгожданный февраль. Как скоро появится компьтерная версия этого чудо-метронома?

28.02.2011 Светлана : Супер! Мне очень нравится! я дочери для совершенствования игры на пианино хотела бы такой. Как закупить этот метроном?

03.03.2011 Programmer : Свободно доступный метроном - это здорово. Спасибо! А вот считалка "раз-и два-и три-и четыре-и" пригодилась бы тоже. Потом еще бывает более сложный ритм внутри, скажем, того же ритма 4/4. Сильная доля, как мне кажется, сильно не выделяется. Было бы хорошо сделать вариант с ударом тарелок на сильную долю. Удачи!

05.03.2011 Антон : Спасибо за удобный тул! Его намного проще запустить, чем любое профессиональное приложение только ради метронома. Пользуюсь часто для репетиций и разучивания партий, работы с учениками. Хочу попросить добавить некоторые звуки (с более резкой атакой), а также петли для тренировки полиритмии - триоли, дуоли и пр. Еще бы хотелось иметь функцию плавного изменения темпа "ОТ и ДО", чтобы можно было разучивать партию сначала в медленном, а потом в быстром темпе...

08.03.2011 Admin : Спасибо всем большое! Мы очень ценим все предложения и замечания, и обязательно будем и дальше развивать это приложение. Относительно desktop-ной версии: мы врядли будем выпускать его отдельно, но Метроном войдет в комплект flash игр "Музыкального колледжа" на CD, который готовится к выпуску в ближайшее время. Причем, приложения будут работать как под Windows, так и на Mac-компьютерах.

23.04.2011 Юлия : Доброго времени суток! Спасибо вам большое за метроном. Я преподаватель музыкальной школы, механических метрономов днем с огнем не сыщешь, а компьютеры есть практически у всех детей. Они-то и отыскали Вас на просторах интернета. Теперь масса проблем отпала. Все ученики станут ритмичными)))))))))). Спасибо, удачи!

По идее на этой карте должны отображаться места, где расположены посетители:-)

Всем привет. Понадобился мне метроном. Спешки большой не было, и купил метроном на алиэкспресс. Метроном вполне функциональный, достаточно громкий, но есть и недостаток, который потребовал исследования осциллограмм формы сигнала

На этот обзор свежекупленного метронома меня сподвигла крайне неожиданная проблема, или может быть, его особенность, которая резко ограничила его применение.

Многие известные музыканты не используют метроном на выступлениях, репетициях и даже при записи альбомов, так как метроном загоняет музыкантов в жёсткие временные рамки, лишая их свободы в выражении эмоций музыкой. В то же время все признают, что метроном - вещь совершенно необходимая для развития музыканта, для выработки у него чувства времени, тренировки ровности игры. Для барабанщика, который задаёт музыкальный пульс группы, и по сути является метрономом для остальных музыкантов, это особенно важно.

Как оказалось, моё чувство ритма и чувство времени далеки от идеала, и для контроля ровности игры на ударных потребовался метроном. Но громкости метронома - приложения под андроид, что я поставил в мобильнике, оказалось недостаточно. Поэтому было решено взять метроном «железный».

В продаже есть совершенно различные по функционалу метрономы. Самые простые умеют лишь издавать звуки типа «пик-пик» с заданной периодичностью в заданном музыкальном размере. «Продвинутые» метрономы имеют несколько вариантов звучания, могут быть запрограммированы на различные ритмические рисунки, содержащие паузы, акцентированные ноты, пустые такты, изменения скорости в разных частях произведения, имеют память для сохранения n-ного количества ритмических рисунков и т.п. Совсем уж продвинутые модели метрономов (например Boss db-90) имеют встроенные реалистичные звуки ударных, функцию счёта голосом, имеют midi-вход для синхронизации, вход для триггера барабанного пэда, инструментальный вход, позволяя, например, барабанщику, слышать кроме метронома ещё и мониторную линию с микшера звукорежиссёра, и т.п.

Первоначально я хотел взять что-нибудь серьёзное, так сказать, на будущее, меня очень привлекал метроном Boss db-90 (всем, кроме цены, разумеется).

Но трезво оценив ситуацию, осознав, что мне ещё расти и расти до того уровня, когда мне действительно понадобится подобный метроном, я резко поменял «хотелку» и купил почти что самый простой метроном. Будет необходимость - будем думать о продвинутом варианте. А сейчас просто нет необходимости таскать с собой такую бандуру.

В музыкальных магазинах цены значительно выше цен на примерно одинаковые по функционалу метрономы на алиэкспрессе, но отзывов на вроде бы интересные модели совсем нет, поэтому остановился на одном из самых простых и продаваемых вариантов. И вот примерно через 3 недели получил посылку на почте.

Метроном маленький, очень маленький, по описанию и фото на сайте я предполагал, что он больше. Но малый размер - это даже хорошо, прицепил его к одежде - и порядок.







Батарейки в комплекте с метрономом не было, так что сразу испытать не удалось. Когда купил и вставил батарейку типа 2032 или 2025, метроном заработал, но периодически экран погасал, а настройки сбрасывались на по умолчанию. Решил, что плохо контачит батарейка, и подогнул пружинный контакт. Действительно, после этого батарейка перестала отваливаться, и настройки не сбрасывались.

В комплекте была инструкция на английском и китайском, выкладываю английскую, но в принципе и без инструкции разобраться можно:

Метроном имеет несколько настроек, в любой момент доступно изменение темпа кнопками "+" и "-" от 30 до 280 ударов в минуту. Остальные настройки можно изменять после нажатия кнопки «select». Громкость имеет 4 градации, от самой громкой до нулевой, плавно не регулируется, даже при нулевой громкости в такт ритму мигает красный светодиод. Ещё есть две настройки «Beat» и «Value» (в инструкции Rhythm types) ими можно задать музыкальный размер и выделить сильную ноту. Кнопка «On-off» включает и выключает метроном, кнопка «Play», она же «Tap» служит для включения/выключения сигналов метронома, в режиме «Tap» кнопка «Tap» позволяет ввести в метроном темп песни последовательными нажатиями кнопки «Tap». Есть функция сохранения энергии батареи, если метроном не отбивает ритм, то он отключается через некоторое время.

Метроном действительно очень громкий для своего размера, встроенный малюсенький динамик творит чудеса, для занятий на тренировочном пэде я убавляю громкость на единичку от максимума. На максимальной громкости на твёрдой поверхности метроном от собственного звука аж подпрыгивает, и звук становится противно дребезжащим. Недаром у него прищепка есть, не стоит класть его на стол… Также, если присмотреться, каждый звуковой сигнал сопровождается лёгким пригасанием ЖК экрана, видимо пиковая нагрузка на батарейку достаточно большая. На сколько хватает батарейки, пока не знаю, в общей сложности я использовал его часов 10, и пока батарейка жива.

Имеется гнездо для наушников, если подключить наушники, то громкости вполне достаточно для занятий на ударной установке.

Но, большое «но»: я в наушниках пользоваться метрономом не смог. В наушниках каждый «писклявый» звук метронома сопровождается мощным неприятным ударом по ушам, как будто на наушники в начале каждого тонального сигнала подаётся импульс постоянного напряжения. Поэтому в наушниках я не столько воспринимаю звук сигнала, сколько чувствую удары по ушам, и это очень неприятно.

Чтобы понять, откуда эти ударные эффекты, записал звук с выхода метронома на рекодер Zoom H4n, чтобы рассмотреть форму звукового сигнала на компьютере.



Было подозрение, что постоянная составляющая, так сказать, низкочастотная флуктуация «удара» не пройдёт в канал записи звука, и на «осциллограмме» её не будет видно. Но рекодер справился, и этот низкочастотный переходный процесс очень хорошо заметен. Правда, я немного ошибся, «удар» оказался не перед сигналом, а после него.



Вот как выглядит форма «нормального» сигнала метронома:

Как видим, здесь нет никаких низкочастотных флуктуаций, только гармонический звук клика с человеческими переходами в ноль, и никаких проблем при игре в наушниках под такой клик не возникает.

Таким образом, для игры в наушниках этот цифровой мини-метроном оказался для меня совершенно непригоден. Кроме того, при попытке пустить с него клик в эфир на репетиции можно запросто повредить акустические системы, которым придётся отрабатывать низкочастотную составляющую сигнала метронома. Ушам тоже мало не покажется, нет желания проверять на себе. Не знаю, ошибка ли это схемотехники метронома, или так криво прошит его микроконтроллер… Возможно, достаточно наушники подключать к метроному через конденсаторы небольшой ёмкости, которые пропустят писк и отсекут удар, но стоит ли мастерить переходник для наушников размером больше чем сам метроном… разбирать я его пока не планирую.

Ну и напоследок небольшое видео с примерами звучания метронома в разных режимах. Звук брался с микрофона и с выхода на наушники, думаю «удары» вполне заметны:

Ну и кто дочитал до конца, видео с недавней репетиции, по которому даже непрофессионал заметит, что метроном очень даже нужен. Репетиция была после приличного перерыва, не пинайте сильно, вокалистка не пришла, басиста пока нет:

Классическое определение гласит, что темп в музыке – это скорость движения. Но что под этим подразумевается? Дело в том, что в музыке есть своя единица измерения времени. Это не секунды, как в физике, и не часы-минуты, к которым мы привыкли в жизни.

Музыкальное время больше всего напоминает биение человеческого сердца, мерные удары пульса. Эти удары и отмеряют время. И как раз от того, какие они – быстрые или медленные, зависит темп, то есть общая скорость движения.

Когда мы слушаем музыку, мы не слышим этой пульсации, если, конечно, она специально не показывается ударными инструментами. Но каждый музыкант скрыто, внутри себя обязательно ощущает эти удары пульса, именно они помогают играть или петь ритмично, не отклоняясь при этом от основного темпа.

Вот вам пример. Все знают мелодию новогодней песни «В лесу родилась елочка». В этой мелодии движение идет, в основном, восьмыми (иногда встречаются и другие). Одновременно бьется пульс, просто так его не слышно, но мы его специально озвучим с помощью ударного инструмента. Послушайте данный пример, и вы начнете ощущать биение пульса в этой песне:

Какие бывают темпы в музыке?

Все темпы, какие только есть в музыке, можно поделить на три основные группы: медленные, умеренные (то есть средние) и быстрые. В нотной записи темп принято обозначать специальными терминами, большая часть из которых являются словами итальянского происхождения.

Так к медленным темпам относятся Largo и Lento, а так же Adagio и Grave.

К темпам умеренным причисляют Andante и производное от него Andantino, кроме того — Moderato, Sostenuto и Allegretto.

Наконец, перечислим быстрые темпы, это: веселое Allegro, «живые» Vivo и Vivace, а также быстрое Presto и наибыстрейшее Prestissimo.

Как установить точный темп?

Можно ли измерить музыкальный темп в секундах? Оказывается, можно. Для этого используется специальный прибор – метроном. Изобретателем механического метронома является немецкий физик-механик и музыкант Иоганн Мельцель. Ныне музыканты в своих повседневных репетициях пользуются как механическими метрономами, так и электронными аналогами – в виде отдельного прибора или приложения на телефоне.

Каков принцип действия метронома? Этот прибор после специальных настроек (передвинуть грузик по шкале) отбивает удары пульса с определенной скоростью (например, 80 ударов в минуту или 120 ударов в минуту и т.п.).

Щелчки метронома напоминают громкое тиканье часов. Та или иная частота биения этих ударов соответствует одному из музыкальных темпов. Например, для быстрого темпа Allegro частота будет примерно 120-132 удара в минуту, а для медленного темпа Adagio – около 60 ударов в минуту.

Вот такие вот основные моменты, касающиеся музыкального темпа, мы хотели донести до вас. Если у вас еще остались вопросы, то, пожалуйста, напишите их в комментариях. До новых встреч.

Здравствуйте! Решил я так сказать вдогонку моей предыдущей статье написать пост, где хочу подробно рассмотреть вопрос о том, зачем нужен метроном для гитариста, а также поведать вам устройство метронома, его основные виды и назначение.

Итак, для начала мы выясним, что же собой представляет метроном, а потом уже перейдем к разновидностям данного прибора.

Метроном – механический или электронный прибор, который отмеряет (отстукивает) определенный ритм с заранее заданной скоростью, в диапазоне от 35 до 250 ударов в минуту. Используется музыкантами при исполнении композиции как точный ориентир темпа и помогает на репетициях при отработке различных упражнений.

Любое музыкальное произведение можно сыграть как в медленном, так и в быстром темпе. При разучивании новой композиции всегда необходимо начинать с медленного темпа, для того чтобы в итоге четко и красиво играть каждую ноту. И таким вот образом постепенно приближаться к своей цели добираясь оригинального темпа, указанного в музыкальном произведении, благодаря помощнику метроному.

Метрономы подразделяются на три семейства:

  • Механические
  • Электронные
  • Программные

Каждый музыкант для себя выбирает тот метроном, который максимально соответствует его требованиям. Теперь боле подробно рассмотрим каждое семейство.

Механические метрономы

Самый старый и самый первый вид метрономов, который был некогда изобретен. Нынешнее старшее поколение, посещавшее в детстве музыкальные школы до сих пор помнит деревянные пирамидки небольшого размера, стоявшие в стеклянных шкафах или на роялях в кабинетах у строгих преподавателей музыки. Эти пирамидки являются предками всех современных метрономов.

Этот вид с тех времен достаточно сильно эволюционировал. Нынче механические метрономы производят не только из дерева, но и применяют уже современные композитные материалы, такие как пластик, например. Раньше эти устройства были стационарными, а сегодня их уже делают более компактного размера, чтобы с легкостью можно было положить в карман гитарного чехла.

В устройстве некоторых метрономов стали появляться специальные колокольчики, которые делают акцент на сильную долю, при этом такой «акцент» устанавливают в зависимости от размера музыкальной композиции, разучиваемой под метроном. Безусловно, электронные собратья по функциональности значительно превосходят механические метрономы, зато у последних имеется несколько неоспоримых достоинств, на которые все же стоит обратить свое внимание. Вот основные из них:

  • Наглядность. Механической метроном обладает маятником, который качается в разные стороны, поэтому его сложно не заметить даже музыканту, полностью поглощенному игрой на своем инструменте. Он всегда сможет боковым зрением отслеживать движение маятника.
  • Звук. Натуральный щелчок настоящего механизма не идет ни в какое сравнение с электроникой. Этот звук абсолютно не напрягает и его можно слушать как серенаду, а также он четко вписывается в общую картину звучания любого инструмента.
  • Форма. У механических метрономов она традиционная – в виде утонченной пирамиды. Такой дизайн придаст колорит любому помещению, а также создаст творческую атмосферу.
  • Простота. Метрономы подобного типа, из-за своей наглядности и простоты обращения, могут использовать все без исключения музыканты, а также я бы порекомендовал их начинающим гитаристам. Они не нуждаются в батарейках, потому что там установлен механизм наподобие часового, т.е. перед использованием прибор необходимо завести, как старый механический будильник.

Как устроен механический метроном?

Устройство метронома простое до безобразия. Основные детали это: стальная пружина, передача, анкерный спуск. В отличие от механических часов, маятник здесь не круглый, а длинный с перемещаемым грузом, где ось анкерного спуска соприкасается с корпусом и по нему щелкает. В некоторых моделях есть еще функция сильной 2, 3, 5 и 6 долей. Специально для этого барабан насажен на ось спуска, который, как в шарманке, состоит из нескольких колес со штифтами, а вдоль него двигается колокольчик с рычажком. Звоночком выдается нужная доля в зависимости от того, напротив какого колеса барабана он будет установлен.

Электронные метрономы

Это новый и современный вид метрономов, которые покорили сердца многих музыкантов во всем мире. Предпочтение таким устройствам больше всего отдают деятели искусств, играющие на электроинструментах. Электронные метрономы, как правило, обладают небольшими габаритами и поэтому с легкостью помещаются на ладони и могут быть спрятаны в любой , кофр или саквояж.

Цифровые метрономы обладают многими полезными функциями, такими как: камертон, акцент, а также смещение акцента и способны удовлетворить почти любого «капризного» пользователя. Существуют еще и гибридные модели, которые совмещены с цифровым тюнером, но о нем мы уже поговорим в другой статье.

Отдельно хотелось бы упомянуть об электронных метрономах для барабанщиков, т.к. эти устройства, пожалуй, самые навороченные из этого семейства. Такие метрономы помимо различных акцентов и смещений имеют дополнительные возможности.

Ни для кого не секрет, что мозг барабанщиков разделен на 4 части, каждая из которых управляет определенной конечностью. Специально для них были придуманы метрономы, которые могут выдавать ритм персонально для каждой конечности ударника. Для этого у устройства имеется несколько ползунков (фейдеров) для того, чтобы подмешивать для той или иной ноги или руки, тот или иной ритм. Еще у такого метронома есть встроенная память, для записи и хранения ритмов для каждой отдельной композиции. На концертах вещь вообще не заменимая – включил нужный ритм и настукивай себе спокойно, будучи уверенным в том, что от случайно нахлынувших эмоций «не убежишь вперед».

Из названия понятно, что это не что иное, как специальная программа, установленная в среде ОС Windows или приложение под Android и iOS. Как и реальные метрономы, виртуальные аналогично выполняют свою функцию при помощи генерирования звуковых сигналов в заранее заданном темпе и/или используют визуальные эффекты (мигающие лампочки, изображение цифр). Таких программ довольно много и их не сложно найти в интернете.

Вот собственно и все, что я хотел вам рассказать в общих чертах о метрономах. Думаю, теперь вам понятно, зачем нужен метроном для гитариста, и вы подружитесь с ним, т.к. это очень полезная и нужная вещь в арсенале каждого музыканта. Вы сделаете верный шаг навстречу грамотной игре на гитаре, потому что «ровные» музыканты ценились во все времена. Особенно это ценится при совместной работе в группе с другими музыкантами. Поэтому желаю вам творческих высот и успеха в музыке. До скорых встреч на страницах блога!

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png