Леонардо ди сер Пьеро да Винчи – человек искусства эпохи Возрождения, скульптор, изобретатель, живописец, философ, писатель, ученый, полимат (универсальный человек).

Будущий гений родился в результате любовной связи благородного Пьеро да Винчи и девушки Катерины (Катарины). По социальным нормам того времени брачный союз этих людей был невозможен из-за низкого происхождения матери Леонардо. После рождения первенца ее выдали замуж за гончара, с которым Катерина прожила остаток жизни. Известно, что от мужа она родила четырех дочерей и сына.

Портрет Леонардо да Винчи

Первенец Пьеро да Винчи три года жил вместе с матерью. Отец Леонардо сразу после его рождения женился на богатой представительнице знатного рода, но законная супруга так и не смогла родить ему наследника. Через три года после заключения брака Пьеро забрал сына к себе и занялся его воспитанием. Мачеха Леонардо умерла через 10 лет, пытаясь родить наследника. Пьеро женился вторично, но снова быстро овдовел. Всего у Леонардо было четыре мачехи, а также 12 сводных братьев и сестер по отцовской линии.

Творчество и изобретения да Винчи

Родитель отдал Леонардо в ученики тосканскому мастеру Андреа Верроккьо. За время обучения у наставника сын Пьеро постиг не только искусство живописи и скульптуры. Молодой Леонардо изучил гуманитарные и технические науки, мастерство выделки кожи, основы работы с металлом и химическими реактивами. Все эти знания пригодились да Винчи в жизни.

Леонардо получил подтверждение квалификации мастера в возрасте двадцати лет, после чего продолжил работу под началом Верроккьо. Молодой художник привлекался к мелкой работе над картинами своего учителя, например, прописывал фоновые пейзажи и одежду второстепенных персонажей. Собственная мастерская появилась у Леонардо только в 1476 году.


Рисунок «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи

В 1482 году да Винчи был отправлен своим покровителем Лоренцо Медичи в Милан. В этот период художник работал над двумя картинами, которые так и не были завершены. В Милане герцог Лодовико Сфорца зачислил Леонардо в придворный штат в качестве инженера. Высокопоставленную особу интересовали приспособления оборонительного характера и устройства для увеселения двора. У да Винчи появилась возможность развить талант архитектора и способности механика. Его изобретения оказались на порядок лучше тех, что предлагали современники.

Инженер пробыл в Милане при герцоге Сфорца около семнадцати лет. За это время Леонардо написал картины «Мадонна в гроте» и «Дама с горностаем», создал свой самый знаменитый рисунок «Витрувианский человек», изготовил глиняную модель конного памятника Франческо Сфорца, расписал стену трапезной доминиканского монастыря композицией «Тайная вечеря», сделал ряд анатомических набросков и чертежей аппаратов.


Инженерный талант Леонардо пригодился ему и после возвращения во Флоренцию в 1499 году. Он устроился на службу к герцогу Чезаре Борджия, который рассчитывал на способности да Винчи к созданию военных механизмов. Инженер проработал во Флоренции около семи лет, после чего снова вернулся в Милан. К тому времени он уже закончил работу над самой известной своей картиной, которая сейчас хранится в музее Лувра.

Второй миланский период мастера длился шесть лет, после чего он уехал в Рим. В 1516 году Леонардо отправился во Францию, где и провел свои последние годы. В путешествие мастер взял с собой Франческо Мельци, ученика и главного наследника художественного стиля да Винчи.


Портрет Франческо Мельци

Несмотря на то, что в Риме Леонардо провел всего четыре года, именно в этом городе находится музей его имени. В трех залах учреждения можно ознакомиться с аппаратами, построенными по чертежам Леонардо, рассмотреть копии картин, фото дневников и рукописей.

Большую часть своей жизни итальянец посвятил инженерным и архитектурным проектам. Его изобретения имели как военный, так и мирный характер. Леонардо известен, как разработчик прототипов танка, летательного аппарата, самодвижущейся повозки, прожектора, катапульты, велосипеда, парашюта, мобильного моста, пулемета. Некоторые чертежи изобретателя до сих пор остаются загадкой для исследователей.


Чертежи и наброски некоторых изобретений Леонардо да Винчи

В 2009 году в эфире телеканала «Discovery» вышел цикл фильмов «Аппараты да Винчи». Каждый из десяти эпизодов документального сериала был посвящен строительству и испытанию механизмов по оригинальным чертежам Леонардо. Техники фильма старались воссоздать изобретения итальянского гения, используя материалы его эпохи.

Личная жизнь

Личная жизнь мастера держалась им самим в строжайшей тайне. Для записей в своих дневниках Леонардо использовал шифр, но даже после расшифровки исследователи получили мало достоверной информации. Существует версия, что причиной скрытности была нетрадиционная ориентация да Винчи.

Основой теории о том, что художник любил мужчин, стали догадки исследователей, основанные на косвенных фактах. В молодом возрасте художник фигурировал в деле о содомии, но достоверно неизвестно, в каком качестве. После этого случая мастер стал очень скрытен и скуп на комментарии о личной жизни.


К возможным возлюбленным Леонардо относят некоторых его учеников, самым известным из которых является Салаи. Юноша был наделен женоподобной внешностью и стал моделью для нескольких полотен кисти да Винчи. Картина «Иоанн Креститель» - это одна из сохранившихся работ Леонардо, для которой позировал Салаи.

Существует версия, что «Мона Лиза» также была написана с этого натурщика, одетого в женское платье. Следует отметить, что присутствует некоторое физическое сходство людей, изображенных на картинах «Мона Лиза» и «Иоанн Креститель». Остается фактом и то, что да Винчи завещал свой художественный шедевр именно Салаи.


К возможным возлюбленным Леонардо историки причисляют также и Франческо Мельци.

Существует и другая версия тайны личной жизни итальянца. Есть мнение, что у Леонардо была романтическая связь с Чечилией Галлерани, которая, предположительно, изображена на портрете «Дама с Горностаем». Эта женщина была фавориткой миланского герцога, держательницей литературного салона, покровительницей искусств. Она ввела молодого художника в круг миланской богемы.


Фрагмент картины «Дама с Горностаем»

Среди записей да Винчи был найден черновик письма, адресованного Чечилии, который начинался словами: «Возлюбленная моя богиня…». Исследователи предполагают, что портрет «Дама с Горностаем» написан с явными признаками нерастраченных чувств к изображенной на нем женщине.

Некоторые исследователи считают, что великий итальянец вообще не знал плотской любви. Мужчины и женщины не привлекали его в физическом смысле. В контексте данной теории предполагается, что Леонардо вел жизнь монаха, который не породил потомков, но оставил великое наследие.

Смерть и могила

Современные исследователи сделали вывод, что вероятная причина смерти художника – инсульт. Да Винчи скончался в возрасте 67 лет, произошло это в 1519 году. Благодаря воспоминаниям современников известно, что к тому времени художник уже страдал от частичного паралича. Леонардо не мог двигать правой рукой, как полагают исследователи, из-за перенесенного в 1517 году инсульта.

Несмотря на паралич, мастер продолжал активную творческую жизнь, прибегая к помощи ученика Франческо Мельци. Самочувствие да Винчи ухудшалось, а к концу 1519 года ему уже было трудно ходить без посторонней помощи. Данные свидетельства соответствуют теоретическому диагнозу. Как полагают ученые, повторный приступ нарушения мозгового кровообращения в 1519 году завершил жизненный путь знаменитого итальянца.


Памятник Леонардо да Винчи в Милане, Италия

На момент смерти мастер находился в замке Кло-Люсе близ города Амбуаз, где прожил последние три года своей жизни. В соответствии с завещанием Леонардо, его тело захоронили в галерее церкви Сен-Флорантен.

К сожалению, могила мастера была разорена в ходе гугенотских войн. Церковь, в которой упокоился итальянец, была разграблена, после чего пришла в сильное запустение и была снесена новым владельцем замка Амбуаз Роже Дюко в 1807 году.


После разрушения часовни Сен-Флорантен останки из множества захоронений разных лет были перемешаны и закопаны на территории сада. Начиная с середины девятнадцатого столетия, исследователи предпринимали несколько попыток идентифицировать кости Леонардо да Винчи. Новаторы в этом вопросе ориентировались на прижизненное описание мастера и выбрали из найденных останков наиболее подходящие фрагменты. Их некоторое время изучали. Работами руководил археолог Арсен Уссэ. Он же нашел осколки надгробной плиты, предположительно, с могилы да Винчи, и скелет, в котором не хватало некоторых фрагментов. Эти кости были перезахоронены в реконструированной могиле художника в часовне Святого Губерта на территории замка Амбуаз.


В 2010 году команда исследователей под руководством Сильвано Винчети собиралась провести эксгумацию останков мастера эпохи Возрождения. Идентифицировать скелет планировалось с помощью генетического материала, взятого из захоронений родственников Леонардо по отцовской линии. Итальянским исследователям не удалось получить разрешение владельцев замка для проведения необходимых работ.

На том месте, где раньше находилась церковь Сен-Флорантен, в начале прошлого века был установлен гранитный памятник, ознаменовавший четырехсотлетний юбилей со дня смерти знаменитого итальянца. Реконструированная могила инженера и каменный монумент с его бюстом являются одними из самых популярных достопримечательностей Амбуаза.

Тайны картин да Винчи

Творчество Леонардо занимает умы искусствоведов, религиозных исследователей, историков и обывателей более четырех сотен лет. Работы итальянского художника стали вдохновением для людей науки и творчества. Существует множество теорий, раскрывающих тайны картин да Винчи. Наиболее известная из них гласит, что при написании своих шедевров Леонардо использовал особый графический код.


С помощью устройства из нескольких зеркал исследователям удалось выяснить, что тайна взглядов героев с картин «Джоконда» и «Иоанн Креститель» заключена в том, что они смотрят на существо в маске, напоминающее инопланетного пришельца. Секретный шифр в записях Леонардо тоже был расшифрован при помощи обычного зеркала.

Мистификации вокруг творчества итальянского гения привели к возникновению целого ряда художественных произведений, автором которых стал писатель . Его романы приобрели славу бестселлеров. В 2006 году на экраны вышел фильм «Код да Винчи», снятый по мотивам одноименного произведения Брауна. Кинолента была встречена волной критики со стороны религиозных организаций, но установила рекорды по кассовым сборам в первый месяц проката.

Утраченные и незаконченные работы

Не все работы мастера дошли до нашего времени. К не сохранившимся произведениям относятся: щит с росписью в виде головы Медузы, скульптура коня для миланского герцога, портрет Мадонны с веретеном, картина «Леда и лебедь» и фреска «Битва при Ангиари».

О некоторых картинах мастера современные исследователи знают благодаря сохранившимся копиям и мемуарам современников да Винчи. Например, судьба оригинала работы «Леда и лебедь» до сих пор неизвестна. Историки считают, что картина, возможно, была уничтожена в середине семнадцатого века по приказу маркизы де Ментенон, жены Людовика XIV. До нашего времени дошли наброски, сделанные рукой Леонардо, и несколько копий полотна, выполненных разными художниками.


На картине была изображена молодая обнаженная женщина в объятиях лебедя, у ног которой играют младенцы, вылупившиеся из огромных яиц. При создании этого шедевра художник был вдохновлен известным мифическим сюжетом. Интересно, что полотно по мотивам истории о совокуплении Леды с Зевсом, принявшим облик лебедя, было написано не только да Винчи.

Прижизненный соперник Леонардо тоже написал картину, посвященную этому античному мифу. Полотно Буонаротти постигла та же судьба, что и работу да Винчи. Картины Леонардо и Микеланджело одновременно пропали из коллекции французского монаршего дома.


Среди незаконченных работ гениального итальянца выделяется картина «Поклонение волхвов». Полотно было заказано монахами-августинцами в 1841 году, но осталось неоконченным по причине отъезда мастера в Милан. Заказчики нашли другого исполнителя, и Леонардо не видел смысла продолжать работу над картиной.


Фрагмент картины “Поклонение волхвов”

Исследователи считают, что композиция полотна не имеет аналогов в итальянской живописи. На картине изображены Мария с новорожденным Иисусом и волхвы, а за спинами паломников - всадники на конях и развалины языческого храма. Есть предположение, что Леонардо изобразил на картине среди мужчин, пришедших к сыну Божьему, и самого себя в возрасте 29 лет.

  • Исследовательница религиозных тайн Линн Пикнетт в 2009 году опубликовала книгу «Леонардо да Винчи и братство Сиона», назвав знаменитого итальянца одним из магистров тайного религиозного ордена.
  • Считается, что да Винчи был вегетарианцем. Он носил одежду изо льна, пренебрегая нарядами из кожи и натурального шелка.
  • Группа исследователей планирует выделить ДНК Леонардо из сохранившихся личных вещей мастера. Историки также утверждают, что близки к тому, чтобы найти родственников да Винчи по материнской линии.
  • Эпоха Ренессанса была тем временем, когда к благородным женщинам в Италии обращались словами «моя госпожа», по-итальянски - «мадонна» (ma donna). В разговорной речи выражение сократилось до «монна» (monna). Это означает, что название картины «Мона Лиза» дословно можно перевести как «Госпожа Лиза».

  • Рафаэль Санти называл да Винчи своим учителем. Он бывал в мастерской Леонардо во Флоренции, старался перенять некоторые черты его художественного стиля. Рафаэль Санти называл также своим учителем Микеланджело Буонарроти. Три упомянутых художника считаются главными гениями эпохи Ренессанса.
  • Австралийские энтузиасты создали крупнейшую передвижную выставку изобретений великого архитектора. Экспозиции была разработана при участии Музея Леонардо да Винчи в Италии. Выставка уже побывала на шести континентах. За время ее работы пять миллионов посетителей смогли увидеть и потрогать руками произведения самого знаменитого инженера эпохи Возрождения.

Леонардо да Винчи (1452 — 1519) — один из величайших мыслителей мира, художников и философов. Стремясь к совершенству, он создал редкие шедевры искусства, такие как «Мона Лиза» и «Тайная вечеря».
В дополнение к искусству Да Винчи изучал все аспекты жизни от анатомии до математики и астрономии; его далеко идущие исследования и открытия стремились показать основное единство Вселенной. Да Винчи считается ключевым человеком в рождении европейского Возрождения, который видел появление новых идей, научных открытий и создания прекрасного искусства.

Леонардо родился нелегитимным сыном флорентийской благородной и крестьянки; он вырос в Винчи, Италия. В его формирующие годы он развивал любовь к природе и с раннего возраста начал проявлять свои замечательные академические и художественные таланты.

В 1466 году он переехал во Флоренцию, где вошел в мастерскую Верроккио. Первоначально его формирующий стиль отражал его учителя, но вскоре он развил художественный смысл, который вышел далеко за рамки жесткого стиля его хозяина. Его первой важной задачей было «Поклонение волхвов», заказанное монахами Сан-Донато Скопето. Несмотря на то, что эта работа была незавершенной, работа была шедевром и представила несколько новых идей. В частности, он представил темы движения и драмы. Он также выступил с инициативой использования Chiaroscuro ; это метод определения форм через контраст света и тени. Это будет позже использовано для большого эффекта в Моне Лизе.

«Тень — это средство, посредством которого тела отображают свою форму. Формы тел не могли быть поняты подробно, а для тени » . Ноутбуки Леонардо да Винчи (Рихтер, 1888)

В 1482 году Леонардо отправился в суд Людовико Сфорца в Милане, где пробыл 16 лет. Здесь он продолжал рисовать, а также разветвлялся в других интересах, таких как инженерное дело и анатомия. В этот период он написал знаменитые произведения «Мадонна на скалах», а также «Тайная вечеря».

Тайная вечеря была описана как одна из величайших религиозных картин. Со Христом в центре картины он олицетворяет собой великое чувство и эмоции, поскольку Христос собирается объявить о своем неизбежном предательстве Иуды. Картина проводится в монастыре Санта-Мария-Делле-Грацие, Милан, но, к сожалению, со временем качество оригинальной картины ухудшилось, несмотря на частые попытки восстановления.
В 1499 году его покровитель Л. Сфорца был побежден французским вторжением, в результате чего Леонардо вернулся во Флоренцию. В этот период он написал фрески битвы при Ангиари. Это произведение должно было оказать огромное влияние на будущих художников. Однако он никогда не был завершен и впоследствии был уничтожен. Именно в этот период Леонардо завершил Мону Лизу. Мона Лиза — одна из самых известных и интригующих картин в мире. Мона Лиза — портрет жены флорентийского благородного. Несколько дней она приходила к Леонардо и сидела, чтобы ее портрет был написан; однако она отказалась улыбаться. Леонардо даже пытался нанимать музыкантов, но безуспешно. Однажды, на мгновение, она слегка улыбнулась, и Леонардо смог ее захватить. Ее улыбка инкапсулирует таинственность, которая одновременно увлекательна и интригует.

«Эта улыбка увековечила ее, увековечила художника и увековечила искусство. Художник и искусство были увековечены только слабой улыбкой, с улыбкой, загадочным прикосновением. Даже сейчас душевное прикосновение есть, и это прикосновение души покорило сердце мира »(1).

В Моне Лизе Леонардо овладевает методами сфумато и светотени. Sfumato обеспечивает постепенный переход между цветами — позволяет создавать нежные и выразительные изображения. В Mona Lisa использование chiaroscuro очевидно в контрасте между ее лицом и темным фоном.

В этот период Леонардо также продолжил учебу в области техники, науки и других предметов. Казалось, что его интересы не заканчиваются. Он сделал обильные заметки в своем сложном зеркальном почерке, многое из которого не было расшифровано в его жизни. Он также рисовал сложные модели машин; в частности, он был очарован полетом. Он обычно покупал птиц, чтобы он мог освободиться и посмотреть, как они улетают. Да Винчи также попытался сам построить летающий объект. Машины, которые он нарисовал на бумаге, например, вертолеты, стали реальностью много веков спустя. Если бы его лекарственные исследования были опубликованы, это бы революционизировало науку, поскольку он был одним из первых, кто понял циркуляцию крови в организме. Он также осознал, что земля вращается вокруг Солнца, предвосхищая будущую работу Коперника и Галилея. Да Винчи был призван размышлять обо всех аспектах жизни и мира, он оставил его с большой любовью и увлечением вселенной.

В разных областях Да Винчи стремился увидеть лежащее в основе единство во Вселенной и с оптимистическим взглядом на человеческий потенциал.

«Отдельные вещи должны быть объединены и обрести такую добродетель, чтобы они восстановили человеку свою утраченную память».

Это рисунок пропорций человека. Да Винчи использовал более раннюю работу и записи римского архитектора Витрувия. На картине сочетаются искусство, человек и наука — иллюстрирующие красоту геометрических пропорций и человеческой формы. Это символизирует работу Да Винчи и возрожденный Ренессанс, чтобы объединить эти формы искусства в одну диаграмму. В простоте рисования линии существует множество различных факторов; он стал знаковым изображением.

Слава Да Винчи росла во время его жизни, хотя он не был богатым человеком, и ему приходилось полагаться на покровительство своих покровителей. Сюда включали сильных людей, таких как Чезаре Борджиа, который в начале 1500-х годов потребовал разработки инструментов войны Да Винчи. Da Vinci разработал арбалет, прототип танков и «пулемет».

Личная жизнь Да Винчи

Леонардо оставался единым на протяжении всей его жизни. Он не женился и не имел детей. Он сохранял свою личную жизнь частным и делился несколькими подробностями. Он был близок со своими учениками Салаем и Мельци, но, похоже, был в основном поглощен его далеко идущими исследованиями, работой и картинами. В свое время в современных докладах указывалось, что Да Винчи был уникальным человеком с физической красотой, достойным присутствием и сильным моральным характером. Да Винчи выражает свою любовь к истине:

«Лежать так мерзко, что, даже если бы он хорошо говорил о благочестивых вещах, это отняло бы что-то от Божьей благодати; и Истина настолько превосходна, что, если она хвалит, но мелкие вещи, они становятся благородными » .

Его первый биограф, Джорджио Вазари, пишет о личности Да Винчи в 1550 году.

«.. Помимо красоты тела, никогда не превозносимого, во всех его действиях была бесконечная благодать; и так велико было его гениальность и такой рост, что, несмотря на трудности, которые он передумал, он легко справлялся с ними »

Примечательной характеристикой Да Винчи было его широкое уважение и почтение к истине, жизни и живым существам. Он принял вегетарианскую диету и купил птиц в клетке, чтобы он мог их освободить. Он цитирует:

« Придет время, когда такие люди, как я буду смотреть на убийство животных, поскольку теперь они смотрят на убийство людей».

Между 1506-1510 годами Леонардо провел время в Милане, работая от имени самого великодушного французского короля Лоис XII. В 1513 году он отправился в Ватикан, Рим, где он пользовался покровительством нового Папы Римского, Льва X. Здесь Да Винчи работал в непосредственной близости от современников, таких как великие Учителя Микеланджело и Рафаэль. Однако вскоре между молодым Микеланджело и Да Винчи возникло сильное соперничество.

Итальянского представителя искусства Высокого Возрождения в этой статье.

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи - итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант.

Леонардо да Винчи краткая биография

Родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано, недалеко от Флоренции, его отец был нотариусом, а мать обычной крестьянка.

В 1466 Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккьо подмастерьем художника. В возрасте 20 лет Леонардо да Винчи получает квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки.

Кроме живописи, Леонардо да Винчи изучал также пластику, архитектуру, математику, физику и механику и рано возбудил удивление окружающих редкой многосторонностью своей гениальной натуры. Не смотря на громадные заслуги в области точных наук (математики, физики) и естествознания, Леонардо не находил достаточной поддержки и понимания. Лишь спустя многие годы его работы были по-настоящему оценены.

Увлекаясь идеей создания летательного аппарата, Леонардо да Винчи разработал сначала простейший аппарат (Дедала и Икара) на основе крыльев. Новой его идеей стал аэроплан с полным управлением. Однако ее воплотить в жизнь не удалось из-за отсутствия мотора. Также знаменитой идеей Леонардо да Винчи является аппарат с вертикальным взлетом и посадкой.

Изучая законы жидкости и гидравлику в целом, Леонардо внес значительный вклад в теорию шлюзов, портов канализации, проверив идеи на практике.

Знаменитыми картинами Леонардо да Винчи являются «Тайная вечеря », «Мадонна с горностаем», «Мона Лиза » и многие другие. Леонардо был требователен и точен во всех своих делах. Даже увлекаясь живописью, он настаивал на полном изучении объекта перед началом рисунка.

С 1515 г. Леонардо да Винчи состоял в свите французского короля Франциска I, за которым в 1518 г. последовал во Францию, где мало работал, и умер 2 мая 1519 года в замке Клу, близ Амбуаза.

Относится прежде всего Леонардо да Винчи (1452-1519). Он был не только гениальным живописцем, скульптором и архитектором, но и великим ученым, инженером и изобретателем. По масштабу, многогранности и сложности личности с ним не может сравниться никто.

Судьба относилась к Леонардо не слишком благосклонно. Будучи внебрачным сыном нотариуса и простой крестьянки, он с большими трудностями добивался достойного места в жизни. Можно сказать, что он так и остался во многом не понятым и не признанным своим временем. Во Флоренции, на родине его первых успехов, Медичи относились к нему достаточно настороженно, ценя в нем главным образом музыканта, который изготавливал необычные инструменты.

Власти Милана, в свою очередь, воспринимали его весьма сдержанно, видя в нем инженера, искусного устроителя праздников. В Риме папа Лев X также держал его на отдалении, поручая ему осушение болот. В последние годы жизни по приглашению французского короля Леонардо уехал во Францию, где и скончался.

Леонардо да Винчи действительно, оставаясь гением Возрождения, принадлежал не только своему времени, но и прошлому, и будущему. Он во многом не принял господствовавший в Италии платоновский гуманизм, упрекая Платона за абстрактную теоретичность. Разумеется, искусство Леонардо было высшим воплощением идеалов гуманизма. Однако как ученому ему гораздо ближе был аристотелевский эмпиризм, и вместе с ним он переносился в XIII в., в позднее Средневековье, когда властителем дум был Аристотель.

Именно тогда рождался дух научного эксперимента, в утверждение и развитие которого решающий вклад внес Леонардо. Вместе с тем — опять же как ученый и мыслитель — он на целые столетия опередил свое время. Леонардо разрабатывал систему мышления, которая получит распространение после эпохи Ренессанса, в Новое время. Многие его идеи и технические проекты — замыслы самолета, вертолета, танка, парашюта и т.д. — будут воплощены только в XIX-XX вв.

Опираясь на те факты, что Леонардо был внебрачным сыном, что он создал немного произведений, что он творил медленно и долго, что многие его произведения остались незавершенными, что среди его учеников не оказалось высокоталантливых и т.д., Фрейд истолковывает его творчество через призму эдипова комплекса.

Однако эти факты можно объяснить иначе. Дело в том, что и в искусстве Леонардо вел себя как экспериментатор. Творчество выступало для него как бесконечный поиск и решение все новых проблем. Этим он существенно отличался от Микеланджело, который в цельной глыбе мрамора уже видел будущую готовую статую, для создания которой требовалось просто убрать, отсечь все лишнее и ненужное. Леонардо же находился в беспрерывном творческом поиске. Он постоянно и во всем экспериментировал — будь то светотень, знаменитая дымка на его полотнах, цветовая гамма или просто состав красок. Об этом свидетельствуют его многочисленные эскизы, наброски и рисунки, в которых он как бы испытывает различные позы человека, выражения лица и т.д. Иногда эксперимент приводил к неудаче. В частности, неудачным оказался состав красок для «Тайной вечери».

В каждом произведении Леонардо решал какую-нибудь сложную проблему. Когда это решение находилось, ему уже не интересно было доводить полотно до завершения. В этом смысле ученый- экспериментатор в нем брал верх над художником. Здесь он опять же опередил развитие живописи на целые столетия. Только во второй половине XIX в. французский импрессионизм встал на путь подобного эксперимента, который привел искусство к модернизму и авангарду.

Леонардо избегал всего неподвижного и застывшего. Он любил движение, действие, жизнь. Его притягивал меняющийся, скользящий, разлагающий формы свет. Он как завороженный следил за поведением воды, ветра и света. Своим ученикам он советовал рисовать пейзаж с водой и ветром, на восходе и закате солнца. Он смотрел на мир глазами Гераклита, через его знаменитую формулу: «Все течет, все меняется».

В своих произведениях он стремился выразить переходное, меняющееся состояние. Именно такой предстает загадочная и странная полуулыбка его знаменитой «Джоконды». Благодаря этому все выражение лица становится неуловимым и меняющимся, странным и загадочным.

В творчестве Леонардо да Винчи уже вполне отчетливо обозначились две важные тенденции . которые будут определять последующее развитие западной культуры. Одна из них идет от литературы и искусства, от гуманитарного знания. Она покоится на языке, на знании античной культуры, на интуиции, вдохновении и воображении. Вторая идет от научного познания природы. Она покоится на восприятии и наблюдении, на математике. Для нее характерны объективность, строгость и точность, дисциплина ума и познания, анализ и эксперимент, опытная проверка знаний.

У Леонардо обе эти тенденции пока еще мирно уживаются. Между ними не только нет конфликта и противостояния, но. напротив, имеется счастливый союз. Леонардо подчеркивает, что «опыт является общей матерью искусства и науки». Художник в нем неотделим от ученого и науки. Искусство у него занимает место философии и науки. Мышление и рисунок он рассматривает как два способа познания действительности , позволяющих анализировать и понимать ее. Исходя из открытых таким образом элементов, он осуществляет новый синтез, выступающий одновременно творческим процессом, который в одном случае приводит к произведению искусства, а в другом — к научному открытию. Леонардо подчеркивает, что искусство и наука по своей природе тождественны. У них общий метод и общие цели. В их основе лежит один и тот же творческий процесс. Однако уже в следующем — XVII — веке пути искусства и науки разойдутся. Равновесие между ними нарушится в пользу науки.

Леонардо да Винчи творил в разных видах и жанрах искусства, однако наибольшую славу ему принесла живопись.

Одной из самых ранних живописных работ Леонардо является «Мадонна с цветком», или «Мадонна Бенуа». Уже здесь художник выступает как подлинный новатор. Он преодолевает рамки традиционного сюжета и придает изображению более широкий, общечеловеческий смысл, каковым являются материнская радость и любовь. В этом произведении отчетливо проявились многие особенности искусства художника: четкая композиция фигур и объемность форм, стремление к лаконичности и обобщению, психологическая выразительность.

Продолжением начатой темы стало полотно «Мадонна Литта», где ярко проявилась еще одна особенность творчества художника — игра на контрастах. Завершением темы явилась картина «Мадонна в гроте», которая говорит о полной творческой зрелости мастера. Это полотно отмечено идеальным композиционным решением, благодаря которому изображенные фигуры Мадонны, Христа и ангелов сливаются с пейзажем в единое целое, наделенное спокойным равновесием и гармонией.

Одной из вершин творчества Леонардо является фреска «Тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта-Мария делла Грацие. Эта работа поражает не только обшей композицией, но и точностью. Леонардо не просто передает психологическое состояние апостолов, но делает это в момент, когда оно достигает критической точки, переходит в психологический взрыв и конфликт. Этот взрыв вызван словами Христа: «Один из вас предаст меня».

В этом произведении Леонардо в полной мере использовал прием конкретного сопоставления фигур, благодаря которому каждый персонаж предстает как неповторимая индивидуальность и личность. Спокойный взгляд Христа еще более подчеркивает возбужденное состояние остальных персонажей. Прекрасное лицо Иоанна контрастирует с искаженным испугом, хищным профилем Иуды и т.д. При создании данного полотна художник использовал линейную и воздушную перспективу.

Второй вершиной творчества Леонардо стал знаменитый портрет Моны Лизы, или «Джоконда». Это произведение положило начало жанру психологического портрета в европейском искусстве. При его создании великий мастер с блеском использовал весь арсенал средств художественной выразительности: резкие контрасты и мягкие полутона, застывшая неподвижность и всеобщая текучесть и изменчивость. тончайшие психологические нюансы и переходы. Весь гений Леонардо заключен в удивительно живом взгляде Моны Лизы, ее таинственной и загадочной улыбке, мистической дымке, покрывающей пейзаж. Это произведение относится к числу редчайших шедевров искусства.

Будучи во Франции, Леонардо отходит от художественной практики. Он занимается разбором и систематизацией своих записей по искусству, задумывает написать книгу о живописи. Но и этот труд он не успел завершить. Тем не менее оставленные им записи имеют огромное теоретическое и практическое значение. В них он раскрывает основы нового, реалистического искусства. Леонардо осмысливает и обобщает свой творческий опыт, размышляет об огромной важности для живописи анатомии и знаний о пропорциях человеческого тела. Он подчеркивает значение не только линейной, но и воздушной перспективы. Леонардо впервые высказывает мысль об относительности понятия прекрасного.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в Анкиато, селение недалеко города Винчи, благодаря чему и получил прозвище.

  • Отец – нотариус.
  • Мать – любовница.

Родители Леонардо да Винчи не состояли в официальных отношениях. После рождения сына, отец забрал ребенка в свою семью. Первое обучение Леонардо да Винчи получил в мастерской Верроккьо. Отец видел склонности сына к искусству и тонко оценил будущие перспективы для ребенка.

Леонардо да Винчи изучал : геометрию, моделирование, рисование, химию, черчение, работу с материалами (металл, кожа, гипс). В 1473 году повысил квалификацию, получив звание мастера в Гильдии Св. Луки.

Раннему периоду творчества Леонардо да Винчи принадлежит фигура ангела в картине Верроккьо «Крещение Христа» (1472-1475 гг.).

Творческая деятельность Леонардо да Винчи

Автор многочисленных картин – «Благовещение», «Мадонна с вазой», «Мадонна с цветком», «Поклонение Волхвов», — в 1482 году переезжает в Милан, где начинается опытный период творчества. В этот период Леонардо да Винчи пробует себя в роли скульптора и конструктора.

В 1487 году разрабатывал модель летающей машины. Активно размышлял над конструкцией аэроплана, способами его управления. Вещи, которые , смогли быть воплощены только спустя десятилетия.

В 1490 год условное начало позднего периода творчества Леонардо да Винчи. Мыслителя занимали проблемы архитектурного строительства городов Италии его времени. Пробовал себя в роли зодчего, делал архитектурные наброски идеального города, которые вошли в общий проект Возрождения по градостроительству.

С 1495 по 1498 года занимался фреской «Тайная вечеря» в миланском монастыре Санта-Мария деле Грация по приглашению Папы.

В 1502 году занял должность инженера оборонительных крепостей при Чезаре Борджия. В этот же период рождается известная работа «Мона Лиза», чья тайная улыбка до сих пор заставляет лучших искусствоведов мира ломать голову о происхождении.

Позже в 1506 году вступает на службу к Людовику XII, королю Франции, а в 1512 году под покровительством Папы Льва Х работает в Риме. Всю жизнь Леонардо да Винчи и после смерти два могучих культурных города Италии боролись за творца – Рим и Флоренция. Который из них победил – – понятно с помощью места захоронения.

С 1513 года Леонардо да Винчи жил в Бельведере. В этот период шла активная работа над знаменитой картиной «Иоанн Креститель». Через 3 года, по приглашения короля Франции Франциска I поселился в замке Кло-Люсе, где и прошли последние годы творца.

На закате жизни у Леонардо да Винчи начала отниматься права рука, поэтому творец не мог работать. Через некоторое время развился частичный паралич, а последние годы художник провел в постели.

Роль Леонардо да Винчи в культуре : художественная гениальность, новое течение в европейской живописи, детальное изучение челоческой анатомии и идеальных геометрических пропорций тела, моделировка и тоновая растяжка (переход от контуров к тонам по технике sfumato), вклад в архитектруно-филсоофское переосмысление роли города, многочисленные архитектурные, скульптурные и фресковые проекты.

(Пока оценок нету)

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png