Вишнякова Анна

Работа "Двойственные избражения" была представлена на конкурс Малой Академии Наук (МАН) у нас в гимназии. Работа представляет собой реферат и презентацию по заданной теме и может быть представлена учащимся для расширения кругозора, для развития пространственного воображения как на уроках, так и во вне урочных занятиях.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Двойственные изображения Выполнила: Вишнякова Анна ученица 5 «в» класса Гимназии № 1 г. Ярославля Руководитель: Рожкова Н. В. 2009 г.

Рассмотрите рисунки Что за странный куб изображен на рисунке? С какой стороны мы смотрим на этот каркасный куб? Сколько кубиков вы видите на рисунке? Что это?

Проблемный вопрос Существуют ли еще изображения содержащие в себе не один смысл и поможет ли мне изучение этих картин при изучении геометрии?

Цель: Познакомиться с понятием двойственных изображений. Рассмотреть различные представления двойственных изображений. Узнать как может помочь рассмотрение двойственных картин в геометрии.

План 1. Двойственность в изображениях 2. Группы двойственных картин Картины- перевёртыши Двойные портреты Призрачные силуэты Следящие картины Исчезающие образы Обманчивые фигуры Зрительные искажения

Двойственность в изображениях Двойственность - это противоречивость, двусмысленность, склонение и в одну и в другую сторону. Двойственные изображения – это изображения, которые содержат в себе два, а бывает, и три сюжета или предмета, но одновременно мы их не воспринимаем.

Группы двойственных картин Картины- перевёртыши Двойные портреты Призрачные силуэты Следящие картины Исчезающие образы Обманчивые фигуры Зрительные искажения

Картины - перевёртыши Картины- перевёртыши – это картины разные изображения которых можно увидеть, переворачивая картину на 45, 90 или на 180 градусов.

Портрет Папы Римского

«Старик или принцесса?»

«Девушка или старуха?»

«Постоянный посетитель и его любимое блюдо»

«Молоденькая медсестра или старуха?»

«Горный пейзаж с молящейся матерью и ребенком»

«Лягушка или лошадь?»

«Заяц или утка?»

Двойные портреты Секрет двойных портретов заключается в том, что в одном можно увидеть изображения сразу двух или трёх людей.

«Молодая девушка или старуха в чепце?»

«Старуха и леди»

«Мама, папа и дочь»

Призрачные силуэты В этих картинах кроме основного сюжета есть еще один – скрытый. Главный художественный прием, используемый художниками для создания двойного сюжета – контуры нескольких фигур или предметов создают новое изображение.

«Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера»

«Любовь в розе»

«Тайна между осенними листьями»

«Влюбленный клоун»

«Дама перед зеркалом»

«Сплетницы и сатана»

«Пейзаж с младенцем»

Следящие картины Загадка «Следящих картин» состоит в том, что, с какой стороны не рассматривай, кажется, что персо- нажи смотрят вам прямо в глаза.

«Ты записался добровольцем?»

«Родина- Мать зовет»

«Платок Святой Вероники»

Исчезающие образы Загадка картин «исчезающие образы» объясняется игрой светотеней. Когда смотришь вблизи – видишь только ряды точек или линий, но при удалении возникают силуэты, причем, чем дальше отходишь от картины, тем яснее проступает образ.

«Лик Иисуса Христа»

«Портрет Мэрилин Монро»

Зрительные искажения Двойственные рисунки, состоящие из геометрических фигур и их различные сочетания дают удивительные «зрительные искажения»: прямые линии кажутся изогнутыми, парал-лельные – разбегающимися, прямо-угольники - произвольными четырех-угольниками.

«Иллюзия Геринга»

«Иллюзия в кафе « Wall »»

«Иллюзия Эренштейна»

«Фигуры»

Работая над проектом я узнала о понятии двойственных изображений и рассмотрела их различные представления. С давних пор люди пытались объемные тела изображать на плоскости так, чтобы их сразу можно было отличить от плоских, чтобы чувствовалась глубина пространства. А вглядываясь в двойственные картины можно научиться видеть объемные фигуры, изображенные на плоскости, что особенно пригодиться при изучении стереометрии. Вывод:

1. А. Калинин «Невидимое - видимое», «Наука и жизнь», 2005 г., № 2 2. А. Калинин «Картины - оборотни», «Наука и жизнь», 2005 г., №3 3. А. Калинин «Загадочные картины: двоевзоры и троевзоры», «Наука и жизнь», 2005 г., №4 4. www.aladyshek.beon.ru 5. www.biohacker.boom.ru/nisha Литература

Спасибо за внимание

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Гимназия № 1

Р Е Ф Е Р А Т

«ДВОЙСТВЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ»

Выполнила:

ученица 5 «В» класса

Вишнякова Анна

Учитель:

Рожкова Н. В.

Г.Ярославль

2009 год

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение. Общее понятие двойственности

1.Двойственность в изображениях. Немного из истории «картинок с секретом»

2.Группы двойственных картин по способу нахождения скрытого сюжета

1)картины- перевертыши

2) двойные портреты

3) призрачные силуэты

4) следящие картины

5) исчезающие образы

6) обманчивые фигуры

7) зрительные искажения

Заключение

Список литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

В нашей жизни мы часто сталкиваемся с понятием «двойственности». В толковых словарях Ожегова, Ушакова и других даётся примерно одинаковое толкование слова «двойственность»: противоречивость, двусмысленность, склонение и в одну и в другую сторону.

Тема двойственности изображений привлекла меня тем, что поиск в картине второго смысла, чего-то тайного, что не бросается в глаза на первый взгляд- это очень интересное и увлекательное занятие, развивающее внимание и умение сосредоточиться, требующее включения воображения и творческого поиска. Большую радость испытываешь, когда удается разгадать «загадку» картины, и с еще большим интересом снова возвращаешься к рисункам, «секрет» которых раскрыть пока не удалось.

И, конечно, поражаешься мастерству и фантазии художников, которые создавали двойственные картины. Многие из них остались неизвестными, другие- наооборот, великие и известные на весь мир.

1.ДВОЙСТВЕННОСТЬ В ИЗОБРАЖЕНИЯХ

Так что же такое двойственные картины или изображения? Это те картины которые содержат в себе два, а бывает, и три сюжета или предмета, но одновременно мы их не воспринимаем. Мы смотрим на один предмет, а всё , что его окружает, отходит на второй план, становится «фоном». Но стоит пристально присмотреться к тому, что только что служило «фоном», как можно увидеть совсем другое изображение.Оно становится видно когда картину поворачиваешь или располагаешь под определённым углом, приближаешься к ней или удаляешься от нее, или же длительно всматриваешься в одну точку или, наоборот, рассредотачиваешь взгляд с деталей на общий план.

В языках разных стран эти картины называются ещё : «оборотни» , «перевёртыши» , «картины с секретом» , «двоевзоры», «изумляющее искусство» и т. д. Но смысл этих названий одинаков – «двойственность сюжетов» , « двусмысленность» .

Искусствоведы затрудняются определить, когда именно появились первые двойственные картины. Считается что временем их возникновения является XVI век. Большинство картин имело сатирическое содержание и высмеивало их героев. В средние века, когда подавлялось и уничтожалось любое свободомыслие, с помощью скрытого сюжета художники высмеивали пороки королей, императоров, людей, стоящих у власти. Примером является одна из первых известных нам двойственных картин 1600 года- портрет Папы Римского неизвестного автора (Слайд № 1). Если его перевернуть, профиль главного католика превращается в голову дьявола. В то время простой народ считал Папу Римского воплощением зла за нарушение христианских заповедей, отпущение грехов за плату, стяжательство.

Первую книгу, состоящую из семнадцати двойственных картин, издал в конце 1890 г. немецкий художник Отто Бромбергер.

С конца XIX века двойственные картинки широко распространяются в Европе и в том числе и в России. Они изображаются не только на картинах, но и на почтовых марках, открытках, монетах, сервизах, пепельницах и т.п. В середине XX веке возродил жанр двойственных картин великий испанский художник- сюрреалист Сальвадор Дали.

2.ГРУППЫ ДВОЙСТВЕННЫХ КАРТИН ПО СПОСОБУ НАХОЖДЕНИЯ СКРЫТОГО СЮЖЕТА

Исследовательская чать моей работы заключалась в поиске разнообразных двойственных изображений и их систематизации по способу распознавания скрытого сюжета.

I.Первая большая группа «картинок с секретом»- перевертыши. Разные изображения можно увидеть, переворачивая картину на 180 градусов.

Слайд № 2 «Старик или принцесса?» В Европе эта картинка имеет и второе название: «До 6 кружек пива и после»

Слайд № 3 «Девушка или старуха?» Придумал и нарисовал ее неизвестный художник еще в XIX веке, после чего картину многократно перерисовывали и публиковали. Это современный вариант картины художника Л.В.Волкова, в шутку названный им «Жена на работе и дома».

Слайд № 4 « Постоянный посетитель и его любимое блюдо» Такая почтовая открытка была издана в России в начале XX века. При повороте открытки жареный поросенок на блюде превращается в толстого господина.

Слайд № 5 «Молоденькая медсестра или старушка?»

Иногда достаточно повернуть картинку не на 180, а на 90 или даже 45 градусов:

Слайд № 6 «Горный пейзаж с молящимися матерью и ребенком»

Слайд № 7 «Лягушка или лошадь?»

Слайд № 8 «Заяц или утка?»

II.Вторую группу картинок я бы назвала «двойные портреты». Как правило, «секрет» заключается в наличии в одном портрете изображения двух людей: «спиной к нам» или в «фас» мы видим одного человека, в «профиль»- другого.

Слайд № 9 «Молодая девушка или старуха в чепце?» Автором ее часто называют американского художника- карикатуриста У.Хилла, опубликовавшего работу в 1915 году в журнале «Пак». Иногда изображение приписывают психиатру Е.Борингу. На самом деле еще в первые годы XX века в России выпустили в обращение открытку с такой же картинкой и надписью: "Моя жена и моя теща". Прототипом для нее послужила немецкая почтовая карточка 1880 года (автор неизвестен).

Слайд № 10 Та же тема в несколько ином исполнении

Слайд № 11 «Мама, папа и дочь» Автор Г.Фишер, 1968 год Рисунок можно назвать не «двойным», а «тройным» портретом, правда, на мой взгляд, рисунок не слишком виртуозен и продуман: восприятию лица одного несколько мешают крупные четры лица другого.

3)Следующую группу картин я бы назвала «призрачными силуэтами». Здесь кроме основного сюжета есть еще один- скрытый. Главных художественный прием, используемый художниками для создания двойного сюжета- контуры нескольких фигур или предметов создают новое изображение.

Слайд № 12 Классическим примером является картина испанского художника- сюрреалиста Сальвадора Дали «Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера», 1940 год. При общем взгляде на картину мы видим двух женщин в черно- белой одежде, человек в чалме вводит их в галерею, других людей. Присмотревшись, мы видим, как из арки галереи формируется контур человеческой головы - изображение скульптурного портрета одного из крупнейших философов XVIII века Вольтера работы Гудона. Головы женщин образуют глаза Вольтера, платья- щеки, рот и шею.

Слайд № 14 Еще одна работа Сандро Дель Прете «Тайна между осенними листьями» 1991 год. Это не только название картины, но и ключ, раскрывающий замысел художника. Его имя сегодня известно во всем мире. А начинал он как любитель. В молодости Дель-Прете учился рисованию всего шесть месяцев, до 44 лет не считал себя профессиональным художником и работал в страховой компании в родном швейцарском городе Берн, где живет до сих пор. Необыкновенно красивый рисунок. Контуры листьев создают силуэт прекрасной обнаженной девушки. Картина выставлена в галерее города Берн в Швейцарии.

К такому же типу изображений относятся слайды № 15 «Влюбленный клоун» и № 16 «Дама перед зеркалом». Это картинки конца XIX- начала XX века, когда у художников распространенной темой становится тема жизни и смерти. Силуэты людей при внимательном рассмотрении становятся очертаниями черепа.

Слайд № 17 «Сплетницы и сатана» Силуэты двух дам в шляпках образуют портрет сатаны.

Слайд № 18 «Пейзаж с младенцем» Ветки дерева и берег водоема образуют фигуру маленького ребенка, лежащего на спине.

4)В отдельную группу я бы выделила так называемые «следящие картины». Их загадка в том, что, с какой стороны не рассматривай, кажется, что персонажи смотрят Вам прямо в глаза.

Слайд № 19 Самый знаменитый плакат эпохи гражданской войны В России» «Ты записался добровольцем?», 1920 год. Плакат замечателен ещё и тем, что автор- художник-плакатист Дмитрий Моор- на самом деле в виде решительного будённовца оставил нам свой автопортрет.

Слайд № 20 Плакат эпохи Великой отечественной войны «Родина-Мать зовет!», 1941 год. Автор И.М.Тоидзе.

Слайд № 21 «Платок Святой Вероники», автор Габриэль фон Макс, Германия, 1870 год. Необычность картины еще и в том что зритель видит глаза Иисуса то открытыми, то закрытыми. Этот эффект достигается игрой тени, которую отбрасывают надбровные дуги на веко Иисуса.

5) Думаю, что также игрой светотеней объясняется загадка картин «исчезающие образы». Когда смотришь вблизи- видишь только ряды точек или линий, но при удалении возникают силуэты, причем, чем дальше отходишь от картинки, тем яснее проступает образ

Слайд № 22 «Лик Иисуса Христа»

Слайд № 23 «Протрет Мэрилин Монро»

6) в отдельную группу можно выделить двойственные рисунки, состоящие из геометрических фигур. Различные сочетания этих фигур- линий разной толщины, окружностей, углов дают удивительные «зрительные искажения»: прямые линии кажутся изогнутыми, параллельные- разбегающимися, квадраты- многоугольниками.

Слайд № 24 «Иллюзия Геринга». Названа по имени ее создателя. Две широкие линии на переднем плане кажутся изогнутыми, хотя на самом деле они параллельны. Иллюзия создается за счет разбегающихся из одной точки лучей на закднем плане. Они как-бы раздвигают параллельные линии, создавая эффект «кривизны».

Слайд № 25 «Иллюзия в кафе «Wall» в г.Бристоль» Горизонтальные лини на самом деле параллельны. Иллюзия создается за счет рядов смещающихся по вертикальной оси квадратов, закрашенных в контрастный белому фону черный цвет.

Слайд № 26 «Иллюзия Эренштейна» Стороны квадрата не воспринимаются как прямые линии. Искажение создают концентрические окружности на заднем плане.

Слайд № 27 В одном изрображении мы можем видеть и лестницу, ведущую снизу вверх справа налево, и нишу, спускающуюся ступениями слева направо. А какой стороной обращен к нам согнутый лист бумаги- короткой или длинной? И как расположены очки: к нам дужками или стеклами? На все эти вопросы можно получить двойственные ответы.

Примеров зрительных искажений очень много. Одни построены на контрасте цвета, другие- сочетанием различных форм и фигур, третьи- создают иллюзию движения. Думаю, что эта группа может стать предметом отдельного исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, рассмотрев различные примеры двойственных картин, можно прийти к выводу, что в их основе лежат особенности человеческого зрения, восприятия и распознавания различных образов. Люди видят и узнают двойственные сюжеты в зависимости от индивидуальных особенностей восприятия: одни обращают первый взгляд на общий план картины, выступающий в качестве «фона», другие- начинают рассматривать изображение с наиболее крупных деталей, а фон как-бы сливается, отходит на второй план. Поэтому первоначально кто-то видит один сюжет, кто-то- другой.

Появление двойственных картин было бы невозможным без общего прогресса науки, культуры и искусства, в ходе которого создавались новые технические возможности и новые приемы, используемые для получения двойственного изображения: появление в Европе в XV веке масляных красок, позволяющих передать «глубину» и «прозрачность» изображения и добиваться различных цветовых эффектов, развитие теории светотени- распределения света на объекте, яркости цветов, позволяющее воспринимать предмет объемным и рельефным, использование перспективы- одного из приемов изображения объемных предметов на плоскости, помогающего нам видеть расположение предмета в окружающем его пространстве.

И в наше время интерес к двойственным картинам не угасает. В подтверждение этому- множество интернет-сайтов, которые не только выставляют уже известные картинки, но и проводят конкурсы среди современных художников на создание двойственных образов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1.А.Калинин «Невидимое-видимое», «Наука и жизнь», 2005 г., № 2

2.А.Калинин «Картины- оборотни и их герои», «Наука и жизнь», 2005 г. № 3

3.А.Калинин «Загадочные катрины: двоевзоры и троевзоры», «Наука и жизнь», 2005 г., № 4

4.www.aladyshek.beon.ru

5.www.biohacker.boom.ru/nisha

6.www.psy.msy.ru/illusion

7.www.beledi.ru/forum

8.www.copypast.ru/2008/03/11

9.www/peterlife.ru/funoffice/illusion

Информация о внешнем мире поступает человеку преимущественно через зрительные органы чувств, которые включают в себя глаза, оптические нервы и зрительный центр в мозге. Для краткости в следующих главах мы будем обозначать все эти органы одним словом ГЛАЗ (В случаях, когда слово глаз написано в нижнем регистре, имеется в виду глаз как оптический инструмент.)

Как было отмечено в предыдущей главе, зрительный процесс начинается со спроецированного изображения окружающего мира, прошедшего сквозь хрусталик, на сетчатку. Информация, полученная с сетчатки, крайне сложна. Для наших целей выделим две категории информации: информация об изображении, основанная на пиктографических элементах, которые воспроизводят представленные объекты, и пространственная информация, составленная из стереографических элементов, которая воспроизводит пространственные взаимосвязи между объектами.

В основном, эти два типа информации появляются вместе, что иллюстрирует простой пример. На рисунке с двумя рыбаками на берегу канала (Рис. 1) пиктографические элементы показывают нам две человеческие фигуры и канал (или ров). Стереографические элементы сообщают нам следующее: одна фигура больше другой и частично ее загораживает, фигуры частично светлые и частично темные, две тени падают позади темных частей фигур, берега канала сходятся друг к другу.


Рисунок 1.

ГЛАЗ преобразует оба вида информации, пиктографическую и стереографическую, в осмысленную интерпретацию. В наших обычном окружении это не вызывает никаких сложностей, и весь процесс занимает доли секунды. Но иногда случаются отклонения и данный процесс заходит в тупик, что позволяет нам узнать особенности функционирования ГЛАЗА.

Возможно, вы также испытывали явление подобное тому, что произошло со мной. Лежа однажды на кровати и рассматривая предметы, стоящие на прикроватной тумбочке, я заметил что-то совершенно постороннее: маленькую рамку с металлическим бликом только на левой ее стороне. Я знал совершенно точно, что у меня нет такого предмета, и его никак не может быть там. Я не двигался и продолжил внимательно рассматривать необычный предмет, надеясь постичь загадку. Внезапно я распознал мою зажигалку слева, стоящую вертикально, а справа – стакан, частично загороженный открыткой. В этом было гораздо больше смысла, и впоследствии мне трудно уже было воспроизвести в мозге исходное впечатление и рамке.

Есть и другие случаи, когда ГЛАЗ предлагает нам две (а в некоторых случаях и даже более) одинаково верных интерпретации для одной и той же конфигурации объектов. Отметим, что такие интерпретации исходят не из наших умственных заключений о том, что мы видим, а непосредственно от ГЛАЗА. Мы осознаем двусмысленность, так как мы сначала видим одну интерпретацию, затем другую, а несколькими секундами позже снова первую и так далее. Здесь мы имеем дело с процессом, который мы не можем ни контролировать ни остановить, так как он протекает автоматически. В данных случаях мы говорим о двойственных изображениях сетчатки, и о двойственных фигурах, если переключение происходит из-за какой-то графической фигуры. По своей природе двойственность может быть пиктографической и стереографической. Поскольку данная книга связана, в основном, со стереографической (пространственной) двойственностью, мне не хотелось бы лишать читателя некоторых особенно интересных двусмысленностей, которые возникают в пиктографической области. Поэтому, чтобы разъяснить различие между этими двумя областями, а добавил несколько примеров ниже.

Пиктографическая двойственность


Рисунок 2. W.E. Hill, "Моя жена и мачеха"

Почти каждый из нас сталкивался с феноменом пиктографической двойственности, особенно, в форме "фрейдистских" картин. Хорошим примером является изображение "Мои жена и мачеха" (My wife and my mother-in-law) (рис. 2), опубликованное в 1915 году карикатуристом W.E. Hill, которое представляет хорошо-сбалансированый выбор интерпретаций исключением посторонних деталей. Посмотрите, кого вы увидите первым, - это может быть сложной задачей даже для психологов. Несколькими годами позже Jack Botwinick создал изображение в пару предыдущему – "Мой отец и отчим" (My husband and my father-in-law) (рис. 3). Множество подобных картин было созданы в последующие годы, среди которых также широко известны "Эскимос-индеец" (Eskimo-Indian) (рис. 4) и "Утка-кролик" (Duck-Rabbit) (рис. 5).


Рисунок 3. Jack Botwinick, "Мой отец и отчим"
Рисунок 4. Эскимос-индеец
Рисунок 5. Утка-кролик

Также существуют двойственные фигуры, чья интерпретация зависит от угла, под котором мы на них смотрим. Замечательным примером является серия карикатур Gustave Verbeek, которые публиковались в New York Herald с 1903 по 1905 годы.


Рисунок 6. Gustave Verbeek, карикатура из серии "Вверх-ногами"

Каждую картину надо сначала рассмотреть в нормальном положении, а затем перевернуть вверх ногами. На рисунке 6 изображена маленькая девочка Lady Lovekins, пойманная гигантской птицей Rock. На перевернутой вверх ногами картине изображена большая рыба, опрокидывающая своим хвостом каноэ старика Muffaroo. Также очень известны "двойные изображения", в которых назначение и функции объектов и заднего плана меняются друг с другом. С первого взгляда на картине Sandro del Prete "The Window Opposite" (рис. 7) вы наверное увидите нечто большее, чем просто ваза с цветами, рюмка и пара висящих на сушке чулок.


Рисунок 7. Sandro del Prete, "Напротив окна", рисунок карандашом

Стереографическая двойственность

Изображения, формируемые на нашей сетчатке, - двухмерные. Важной задачей ГЛАЗа является реконструирование трехмерной реальности из этих двухмерных изображений. Когда мы смотрим двумя глазами, два изображения на сетчатках наших глаз содержат небольшие различия. Независимая программа ГЛАЗа использует эти различия для вычисления (с высокой степенью точности для объектов, находящихся на расстоянии не более 50 метров) пространственных взаимосвязей между объектами и нашим телом, предоставляя нам непосредственное представление об окружающем пространстве. Но даже изображения с сетчатки одного глаза достаточно, чтобы создать правдоподобную трехмерную картину окружающего мира. Превращение трехмерности в двухмерность формирует основу двойственности, что иллюстрируется простым примером. Отрезок AB на рис. 8a может быть интепретирован ГЛАЗом несколькими способами. Например, его можно рассматривать просто как отрезок, нарисованный тушью на бумаге, а можно как отрезок прямой в пространстве, но мы не можем сказать какая из точек A и B находится ближе к нам. Как только мы снабдим ГЛАЗ чуть большей информацией, например, поместив отрезок AB внутрь рисунка куба, положения точек A и B будут определены в пространстве. На рис. 8b точка A выглядит ближе точки B, а также точка B выглядит ниже точки A. На рисунке 8c эти соотношения изменены наоборот. На рис. 8d тот же самый отрезок AB расположен горизонтально в направлении от деревьев на переднем плане к горизонту.


Рисунок 8.

Куб, у которого все двенадцать ребер изображены одинаковыми прямыми линиями (рис. 9) называется кубом Некера в честь профессора минералогии L.A. Necker из Германии, который первым изучал стереографическую двойственность c научной точки зрения.

Куб Некера


Рисунок 9. Параллелепипед Некера

24 мая 1832 года профессор Некер написал письмо сэру Девиду Брюстеру (David Brewster), у которого он недавно гостил в Лондоне. Вторую половину письма он посвятил тому, что с тех пор стало известно под названием "куб Некера". Данное письмо важно не только тем, что оно является первым случаем, когда ученый описал явление оптической инверсии, но также еще и тем, что данное явление удивило самого автора. Оно также проливает свет на типичную научную практику тех времени, когда еще стало обычным ни использование тестовой выборки участников, ни создание специальных научных инструментов. Вместо этого, исследователь фиксировал свои собственные наблюдения и пытался, часто в очень общем виде, догадаться, что скрывается за внешним проявлением в надежде прийти к выводу в рамках своих знаний.

"Объект, к которому я хотел бы привлечь твое внимание, относится к феномену восприятия в области оптики, к явлению, которое я наблюдал множество раз, изучая изображения кристаллических решеток. Я говорю о внезапном непреднамеренном изменении видимого положения кристалла или другого трехмерного тела, изображенного на двухмерной поверхности. То, что я имею в виде, легче объяснить при помощи приложенных к письму иллюстраций. Отрезок AX изображен таким образом, чтобы точка A ближе к зрителю, а точка X – дальше. Таким образом, ABCD представляет фронтальную плоскость, а треугольник XDC находится на плоскости позади. Если ты посмотришь на фигуру подольше, то увидишь, что видимая ориентация фигуры иногда меняется так, что точка X выглядит ближайшей точкой, а точка A – самой дальей, а плоскость ABCD перемещается назад за плоскость XDC, придавая всей фигуре совершенно другую ориентацию.

Долгое время мне было неясно, как объяснить это случайное и непреднамеренное изменение, с которым я регулярно сталкиваюсь в различных формах в книгах по кристаллографии. Единственное, что я смог зафиксировать, – это необычное ощущение в глазах в момент изменения. Оно определило для меня, что имеет место оптический эффект, а не только умственный (как мне показалось сначала). Проведя анализ феномена, мне кажется, что он связан с установкой глаза в фокус. Например, когда точка фокусировки на сетчатке (т.е. в желтом пятне) указывает на угол с вершиной в точке A, этот угол имеет более четкий фокус, чем остальные углы. Это естественно предполагает, что угол находится ближе, то есть на переднем плане, в то время как остальные углы видные менее четко создают ощущение, что они находятся дальше.

"Переключение" происходит в момент, когда точка фокуса смещается к точке X. Открыв данное решение, я смог найти три разных доказательства его верности. Во-первых, я могу видеть объект в нужной ориентации по моему выбору, перемещая фокус между точкам A и X.

Во-вторых, сконцентрировавшись на точке A и видя фигуру в правильной позиции с точкой A на переднем плане, не перемещая ни глаз и ни фигуру, медленно перемещая вогнутую линзу между глазами и фигурой снизу вверх, переключение происходит в тот момент, когда фигура становится видимой сквозь линзу. Таким образом, предполагается ориентация, в которой точка X видна еще дальше. Это произошло лишь потому, что точка X заменила точку A в точке фокусировки без какой либо пространственной настройки последней.

В заключение, когда я смотрю на фигуру сквозь отверстие, проделанное в куске картона при помощи иголки, так, что либо точка A либо точка X не видна, ориентация фигуры определяется по тому углу, который виден в настоящий момент, так как данный угол всегда является ближайшим. В данном случае фигура не может быть увидена другим способом, и переключения не происходит.

То, что я сказал про углы, верно и для отдельных сторон. Плоскости, находящиеся на линии взгляда (или напротив желтого пятна сетчатки) всегда выглядят лежащими на переднем плане. Мне стало ясно, что этот маленький, и на первых взгляд загадочный феномен, основан на законе фокусировки глаз.

Без сомнения, ты можешь сделать свои заключения из наблюдений, описанных мною здесь, которые я, по своему невежеству, не могу предугадать. Можешь использовать эти наблюдения по своему усмотрению."

Многие люди, которые проводили такой же эксперимент, как и Некер, пришли к заключению, что переключение происходит спонтанно и независимо от точки фокусировки. Тем не менее, исходное предположение Некера, что данное явление происходит при обработке изображения с сетчатки в мозге, является верным. В кубе Некера, ГЛАЗ не может определить какая из точек (или плоскостей) находится ближе или дальше. На рисунке 10 изображен куб Некера в виде сплошных линий ABCD-A"B"C"D" между двумя другими иллюстрациями двух возможных интерпретаций. Когда мы смотрим на куб Некера, мы видим сначала фигуру в центре, затем фигуру справа, а немного позже фигуру слева и т.д. Переключение от "А ближе, чем А"" к "А дальше, чем А"" называется инверсией восприятия: центральный куб инвертирует представление куба справа к кубу слева и наоборот.



Рисунок 10.

Однако, чередование относительных расстояний ABCD и A"B"C"D" не является для зрителя самым сильным впечатлением. Наиболее заметен тот факт, кто оба куба имеют совершенно различную ориентацию, как указал Некер в своем письме. Таким образом, отрезки AD и AD" выглядят пересекающимися, хотя на рисунке они изображены параллельно. Можно описать явление инверсии восприятия точнее: все линии имеют одну и ту же ориентацию на изображении сетчатки, но как только интерпретация фигуры меняется на инверсную, все линии (в пространстве) выглядят так, будто они поменяли ориентацию. Как мы видим, такие изменения ориентации могут быть очень неожиданными. Инверсия восприятия в верхней паре игральных костей на рисунке 11 вызывается выбором угла, по которым нарисована игральная кость. Данные рисунки основаны на двух фотографиях одной и той же конфигурации игральных костей сделанных под разными углами. Левая игральная кость расположена рядом со стеной. Стена и пол размечены квадратами, совпадающими по размеру с гранью игральной кости. Нижний рисунок формирует разные ориентации игральных костей более ясно.


Рисунок 11.

Угол, под которым изображен куб, также определяет угол, под которым его стороны будут видны после инверсии восприятия. Левая пара кубов на рисунке 12 имеет очень маленький угол, а правая пара - максимальный угол (что соответствует верхнему изображению рисунка 11)



Рисунок 12.
Рисунок 13. Monika Buch, "Пересекающиеся бруски", картон, акрил, 60х60 см, 1983. Ощущение пересекающихся брусков усилено здесь тем, что бруски выглядят сгруппированными под небольшим углом друг относительно друга. Это впечатление подчеркивается регулярным расположением двадцати четырех маленьких ромбов, формирующих концы брусков.

Выпуклость и вогнутость

Хотя куб Некера предлагает две различные геометрические формы, к ним не могут быть применимы термины "выпуклость" и "вогнутость". Мы всегда можем видеть и внутреннюю и внешнюю стороны куба. Ситуация меняется, когда мы убираем с рисунка три плоскости, которые стыкуются вблизи центра куба, как показано выше на рисунке с игральными костями. Теперь мы получили фигуру, которая снова предполагает два противоположных пространственных тела, но теперь эти тела имеют разную природу: одно – выпуклое, как мы видим куб снаружи, а другое – вогнутое, в котором мы воспринимаем три плоскости внутри куба. Большинство людей распознают выпуклость немедленно, но имеют определенные трудности с восприятием вогнутой формы до тех пор, пока к рисунку не будут добавлены второстепенные вспомогательные линии.

На литографии "Вогнутость и выпуклость" (рис. 14) М.К. Эшера демонстрируется, как посредством специфических геометрических приемов зрителя вынуждают интерпретировать левую часть рисунка как выпуклую, а правую часть как вогнутую. В частности, интересен переход между двумя частями картины. На первый взгляд, здание выглядит симметричным. Левая часть более-менее является зеркальным отражением правой части, и переход в центре картины не грубый, а плавный и естественный. Но когда мы переходим взглядом через центр, мы обнаруживаем, что погружаемся в нечто худшее, чем бездонная пропасть: все буквально вывернуто наизнанку. Верхняя сторона становится нижней, передняя – задней. Лишь фигуры людей, ящериц и цветочные горшки сопротивляются этой инверсии. Мы продолжаем воспринимать их реальными, так как нам неизвестна их "вывернутая наизнанку" форма. Все же и они тоже должны заплатить за переход на другую сторону: они вынуждены населять мир, в котором перевернутые вверх дном взаимосвязи заставляют зрителя испытывать головокружение. Возьмем человека, который поднимается по лестнице в левом нижнем углу: он почти достиг площадки перед маленьким храмом. Он может задаться вопросом, почему зубчатый бассейн в центре пуст. Затем он мог бы попытаться приставить лестницу справа. И теперь перед ним дилемма: то, что он принимал за лестничный пролет на самом деле нижняя часть арки. Он внезапно поймет, что земля гораздо ниже его ног и стала потолком, к которому он странным образом приклеился вопреки законам гравитации. Женщина с корзиной обнаружит, что с ней происходит нечто подобное, если она спустится по лестнице и пересечет центр. Однако, если она останется в левой части картины, они будет в безопасности.


Рисунок 14. М.К. Эшер, "Выпуклость и вогнуточть", литография, 27,5х33,5 см, 1955. "Можете представить, я провел больше месяца раздумывая над этой картиной, так как мои первоначальные наброски были слишком сложны для понимания." (М.К. Эшер)

Наибольший дискомфорт вызывают два трубача, расположенные по разные стороны от вертикальной линии, проходящей через центр картины. Верхний трубач, находящийся слева, смотрит в окно поверх сводчатой крыши маленького храма. С его позиции он вполне мог бы выбраться наружу (или внутрь?) через окно, спуститься на крышу и затем спрыгнуть на землю. С другой стороны, музыка, играемая нижним трубачом, находящимся справа, будет течь вверх к своду над его головой. Этому трубачу лучше отбросить всякие мысли о том, чтобы выбраться наружу из своего окна, потому что под его окном ничего нет. В его части картины земля инвертирована и лежит под ним вне поля его зрения. Эмблема на флаге в верхнем правом углу картины ловко подводит итог под содержанием данном композиции.

Позволяя нашим глазам медленно перемещаться из левой части картины в правую, возможно увидеть, что свод в правой части как лестничный пролет, в этом случае флаг выглядит совершенно неправдоподобно... Но позвольте мне предоставить вам самостоятельно исследовать множество других перемешанных измерений этой интригующей картины.

Мы часто испытываем геометрическую двойственность наших изображений, полученных с сетчатки глаза, даже там, где этого не предполагалось. Например, изучая фотографию луны, через некоторое время мы можем обнаружить, что кратеры сами собой трансформировались в холмы, не взирая на тот факт, что мы знаем, что это кратеры. В природе, интерпретация изображения как "вогнутое" или "выпуклое" сильно зависит от угла падения света. Когда свет падает слева, кратер слева будет иметь яркую наружную поверхность и темную внутреннюю.

Когда мы изучаем фотографию луны, мы предполагаем какой-то определенный угол падения света для возможности распознавания кратеров. Если рядом с первой фотографией луны мы положим ту же фотографию, но перевернутую вверх ногами, условия освещения, которые мы предполагали для первой фотографии, будут использованы для восприятия второй, при этом очень сложно будет сопротивляться "инвертированной" интерпретации. Почти все углубления кратеров с первой фотографии будут выглядеть выпуклыми на второй.



Рисунок 15. Фотография луны (слева) и та же фотография перевернутая (справа).

Это же явление можно иногда наблюдать, просто перевернув обычную фотографию вверх ногами. Этот эффект проиллюстрирован здесь почтовой карточкой бельгийской деревшуки (рис. 16) и фрагментом картины Эшера (рис. 17), которые напечатаны перевернутыми.


Рисунок 16. Фотография бельгийской деревни, напечатана перевернутой.
Рисунок 17. Фрагмент картины М.К. Эшера "Город в южной Италии", 1929, напечатан перевернутым.

Даже совершенно нормальные повседневные предметы могут внезапно предполагать двойственное восприятие, в частности, если мы смотрим их в силуэте или почти в силуэте.

Иллюзия Маха

Иллюзия Маха – явление, наблюдаемое при просмотре трехмерных объектов, и невоспроизводимое в виде двухмерных репродукций. Может быть продемонстрирована простым и занимательным экспериментом. Возьмите прямоугольный лист бумаги размером приблизительно 7х4 см и согните его пополам вдоль. Раскройте лист так, чтобы получилась V-образная форма (рис. 18), и держите его вертикально так, чтобы угол указывал вдаль. Теперь посмотрите на него только одним глазом. Через несколько секунд вертикальный лист инвертируется в форму подобную горизонтальной крыше. Теперь, если вы будете поворачивать голову влево, вправо, вверх и вниз, вы будете обозревать "крышу" поворачивающуюся крышу на неподвижном заднем плане. Поражают две вещи: во-первых, это вращательное движение возникает вопреки нашим ожиданиям; во-вторых, инверсная форма остается устойчивой, пока продолжается движение. (Естественно, эксперимент может быть проведен и с бумагой, расположенной горизонтально со сгибом, указывающим вверх. В этом случае инверсная форма будет вертикальной.)


Рисунок 18.

Мы можем придумать множество моделей, чтобы продемонстрировать это иллюзорное движение. Паоло Баррето (Paolo Barreto) придумал простую, но очень эффективную модель инверсии в своем Голокубе (Holocube) (рис. 19), - композицию из трех вогнутых кубов. Однако, инверсная форма фигуры (выпуклая) более устойчива, чем ее действительная вогнутая форма. Таким образом, рассматриваемая с некоторого расстояния фигура представляется в виде трех выпуклых кубов, которые странно плавают в пространстве, когда мы поворачиваем голову. Это явление, впервые описанное Эрнстом Махом (Ernst Mach), также спонтанно проявляется и в изображениях вогнутых фигур. Мы видим такие изображения выпуклыми, так как вогнутая форма представляется нам неправдоподобной (рис. 20 и 21). Когда мы движемся, инверсное изображение следует за нами. Это особенно удивительно, когда рассматриваемое изображение является чьим-то лицом!


Рисунок 19. Paolo Barreto, Holocube
Рисунок 20. Фотография маленькой лестницы из листового металла, подаренная профессором Шоутеном (Prof. Schouten) М.К. Эшеру. Эта модель стала вдохновением для литографии Эшера "Выпуклость и вогнутость". В форме рисунка эта фигура известна как "лестница Шрёдера" (Schroeder"s steps).
Рисунок 21. Две фотографии вогнутой картины Сандро дель Прете. ГЛАЗ, тем не менее, предпочитает выпуклую интерпретацию.
Рисунок 22. Monika Buch, "Фигура Тьери 2", картон, акрил, 60х60 см, 1983. Вертикальные полосы, составляющие картину, удлинены, чтобы заполнить всю поверхность.

Псевдоскопия

В связи с картиной "Выпуклость и вогнутость" Эшер сказал мне, что хотя он может видеть одним глазом множество объектов инвертированными, ему не удавалось этого сделать с кошкой. Примерно в то же время я познакомил его с явлением псевдоскопии, в котором этот вид "вывернутого наизнанку" видения формируется в ГЛАЗе. Мы можем заставить нашу программу трехмерного зрения идти неверным путем, предлагая левому глазу изображение, предназначавшееся правому глазу, и наоборот. Тот же эффект может бы достигнут немного проще, используя две призмы, показывающие обоим глазам зеркальные изображения.

Эшер пришел в восторг от этих призм и долгое время таскал их с собой повсюду, чтобы смотреть на разнообразные трехмерные объекты в их псевдоскопической форме. Он писал мне: "Твои призмы самое простое средство испытывать тот же тип инверсии, которой я пытался достичь в картине "Выпуклость и вогнутость". Маленькая белая лестница из листовой стали, подаренная мне профессором математики Шоутеном (Schouten) инвертируется, как только посмотришь на нее через призмы, как и в картине "Выпуклость и Вогнутость". Я закрепил призмы между двумя кусками картона и закрепил резинкой. Получилось что-то похожее на "бинокль". На прогулке этот прибор развлек меня. Так, некоторые листья, упавшие в пруд, вдруг поднялись, уровень воды друг стал ниже уровня воздуха, но никакого "падения" воды не было! Также интересно изменение, где лево, а где право. Если посмотреть на свои ноги в движении, перемещая правую ногу будет казаться, что движется левая нога."

Вы можете использовать рисунки 23 и 24 для создания своего псевдоскопа, чтобы самим испытать иллюзорное движение.



Рисунок 23 и 23. Изображения псевдоскопа сбоку и сверху.

Фигура Тьери (Thiéry"s figure)


Рисунок 25. Иллюстрация Митсумасы Анно (Mitsumasa Anno), которую можно переворачивать вверх ногами. Несколько домов имеют общую крышу и представляют собой вариант фигуры Тьери.

В 1895 году Арман Тьери (Armand Thiéry) опубликовал подробную статью о своих исследованиях в специфической области оптических иллюзий. В ней впервые упоминается фигура, которая сегодня носит его имя, и которая использовалась в бесчисленных вариациях художниками направления оп-арт . Наиболее известный вариант фигуры состоит из пяти ромбов с углами 60 и 120 градусов (рис. 26). Многим людям эта фигура представляется очень двойственной, в которой два куба последовательно представляются то в выпуклой то в вогнутой форме. Тьери с аккуратностью проводил все эксперименты в одних и тех же условиях. Он привлек несколько участников для тестов, "чтобы сделать наблюдения более достоверными". Однако он был далек от методов современной статистики, так как не посчитал среднее арифметическое для своих результатов, и, более того, он выбрал участников для тестов из специалистов в смежных областях, таких как экспериментальная психология, прикладная графика, эстетика и т.п., чего, в частности, современный исследователь должен избегать.


Рисунок 26. Фигура Тьери.

Тьери пишет: "Все рисунки с перспективой отражают определенную позицию, принятую глазом художника и наблюдателя. В зависимости от расстояния, на котором мы воспринимаем эту позицию, рисунки могут быть интерпретированы по-разному. Рисунок (27) – иллюстрация призмы наблюдаемой снизу, рисунок (28) – призма наблюдаемая сверху. Но эти рисунки становятся двойственными, когда две фигуры объединяются так, что обе призмы разделяют одну общую сторону (рис. 29). При осмотре рисунка справа налево рисунок представляется как завернутый экран, наблюдаемый сверху."


Рисунок 27, 28, 29

Странно, но Тьери не упоминает о второй интерпретации, но подчеркивает, что фигура обладает сходством в лестницей Шрёдера (рисунок той же лестницы, что процессор Шоутен (Prof. Schouten) подарил Эшеру) и отмечает: "Здесь тоже существуют две возможные интерпретации". Он приходит к заключению, что мы можем видеть фигуру в двух вариантах – как призму с рисунка 27 и как призму с рисунка 28, каждая из которых имеет своеобразную пристройку.

Менее известен тот факт, что симметричная фигура Тьери (рис. 26) может быть представлена как совершенно недвойственная фигура. Однажды профессор Дж. Б. Дереговски (J .B. Deregowski) принес мне деревянный брусок, имеющий точно такую же форму. Для тех, кто увидел данный объект, фигура Тьери перестает быть двойственной. Если вы перенесете "чертеж" развертки фигуры (рис. 30) на другой лист бумаги, вырежете по линиям и склеите, вы сразу же увидите, как работает данная иллюзия. Обозревая модель из бумаги сверху, вы увидите фигуру Тьери, и потом уже будет сложно когда ли снова увидеть ее как двойственную. ГЛАЗ предпочитает простые решения!


Рисунок 30. "Развертка" фигуры Тьери.

Когда ГЛАЗу представляются геометрически двойственные фигуры, он самопроизвольно поочередно предлагает нам два пространственных решения. Что-то либо вогнутое, либо выпуклое, в зависимости от того, смотрим ли мы вверх на нижнюю сторону или смотрим вниз на верхнюю сторону. Возникает очевидный вопрос, возможно ли столкнуть ГЛАЗ с ситуацией, когда альтернативы "или-или" станут одновременными "оба/и". Такая ситуация может произвести невозможный объект, так как две интерпретации не могут быть верными в одно и то же время. В главе 4 мы встретимся с фигурами, в которых возникает такая экстраординарная ситуация.

(англ. ambiguous figures, reversible figures) - изображения, допускающие различные соотношения «фигуры» и «фона» в зависимости от имеющихся у субъекта представлений. Выделенный предмет (фигура) становится объектом восприятия, а все, что его окружает, отходит к фону восприятия. Так, рис. 2а может восприниматься то как изображение черной вазы на белом фоне, то как два профиля лица человека на черном фоне. Возможны и более многозначные изображения. Напр., при непрерывном рассматривании фигуры («фигура Шредера») на рис. 2б вид ее меняется, при этом можно наблюдать: 1) лестницу; 2) бумажную полосу, сложенную гармошкой; 3) нависающий карниз.

Двойственные или многозначные изображения объясняются тем, что при восприятии подобных рисунков у человека возникают различные представления, одинаково соответствующие изображенному. Поэтому достаточно выделить к.-л. характерную деталь, соответствующую определенному представлению, чтобы затем сразу же увидеть определенный предмет.

Рис. 2. Примеры двойственных изображений.

Добавление : Классической фигурой с обратимой перспективой является куб Неккера; это Д. и. названо в честь швейцарского математика и физика Луиса Альберта Неккера (1730-1804), который сообщил о том, что кристаллы и их рисунки во время научных наблюдений кажутся спонтанно обращающимися по глубине (что, конечно, весьма затрудняет их визуальное исследование). Вышеупомянутая обратимая ваза опубликована в 1915 г. датским философом Эдгаром Рубином (1886-1951); эта ваза весьма популярно иллюстрирует обратимость фигуры и фона. Двойственные изображения нередко встречаются на картинах известных художников, примером чему может служить картина Сальвадора Дали «Невольничий рынок с появлением незаметного бюста Вольтера» (при рассматривании с близкого расстояния доминируют фигуры людей, при увеличении дистанции наблюдения становится заметен бюст Вольтера).

Другим примером поразительного соревнования фигуры и фона является гравюра М. Эшера «Концентрический предел IV (Небо и Ад)»: здесь спонтанное чередование дьяволов и ангелов, которому нет конца, символично и имеет глубокий философский смысл .

Теоретическое значение Двойственные изображения в психологии восприятия состоит в том, что они убедительно доказывают известный тезис гештальт -психологии об относительной независимости перцептивного целого от сенсорных элементов. Способ доказательства прост: на одном и том же сенсорном базисе, при одной и той же стимуляции могут возникать совершенно разные перцепты. Т. о., Д. и. доказывают тот же тезис, что и эффект транспозиции (заключающийся в демонстрации постоянства, устойчивости перцептивного целого при полной смене сенсорного базиса), но прямо против. способом. (Б. М.)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

Иллюзия Ястрова (Jastrow, 1899)

Кого вы здесь видите? Зайца или утку?

Первоначально иллюзия была опубликована в немецком юмористическом журнале Fliegende Blatter (October 23, 1892, p. 147). Подробнее об истории иллюзии см. .
Jastrow, J. (1899). The mind"s eye. Popular Science Monthly, 54 , 299-312.

Иллюзия Эренштейна. Схематическая модификация. (Ehrenstein, 1930)


Зайце-утка во весь рост.

Ehrenstein, W. Untersuchungen uber Figur-Grund-Fragen. Zeitschrift fur Psychologie 117, 1930. P. 339-412 (Fig. 3, p. 369).

Жена или теща (два варианта картинки).

Кого здесь вы видите?
Молодую девушку или грустную старуху?

Сколько тут лиц?

Одно? Два? А может быть три?

Кого вы видите? Грустного старика или ковбоя?

J. Botwinick "Husband and Father-in-Low ", 1961

Иллюзия с лицом фараона.

Это осел или тюлень?

Кто это?

Американский индеец или эскимос?

Старик или влюбленные?

Это только лишь роза?

Сандро дель Прете "Life In The Rose"

Что это?

Профиль лица? А если приглядеться? Все равно не видите?!
А надпись "Liar" (врун, обманщик) вы увидели?

Загадочный портрет генерала.

На рисунке изображено 9 человек. Сможете ли вы найти их всех?

Дон Кихот.
Сколько вы тут видите лиц?

Портрет Зигмунда Фрейда.


О чем думает Эйнштейн?

Мозг мужчины.

Найдите осла.

G.A. Wotherspoon "Society, A Portrait"

Иллюзии с черепом.

Влюбленный клоун

L"amour de Pierrot "A Clown"s Love", 1905

Сальвадор Дали. "Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера", 1940.

Голова осла или обнаженные девушуки?

Сплетницы и Сатана

G.A. Wotherspoon "Gossip, and Satan Came Also"

10 друзей. Сможете ли вы найти десятого "друга"

Rusty Rust "Ten Friends"

Это старики или же поющие мексиканцы?

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png