Со времени вручения первой Нобелевской премии прошло 112 лет. Среди русских достойными этой наиболее престижной награды в области литературы , физики, химии, медицины, физиологии, мира и экономики стало всего 20 человек. Что касается Нобелевской премии по литературе, русские имеют в этой области свою личную историю, далеко не всегда с положительным финалом.

Впервые вручаемая в 1901 году, обошла стороной наиболее значимого писателя в русской и мировой литературе – Льва Толстого. В своем обращении 1901 года, члены Шведской королевской академии формально выразили Толстому свое почтение, назвав его «глубокочтимым патриархом современной литературы» и «одним из тех могучих проникновенных поэтов, о котором в данном случае следовало бы вспомнить прежде всего», однако сослались на то, что ввиду своих убеждений великий писатель сам «никогда не стремился к такого рода награде». В своем ответном письме Толстой написал, что рад, что его избавили от трудностей, связанных с распоряжением такого количества денег и что ему было приятно получить ноты сочувствия от стольких уважаемых лиц. Иначе обстояло дело в 1906 году, когда Толстой, упредив выдвижение его на Нобелевскую премию, попросил Арвида Ярнефельда воспользоваться всевозможными связями, чтобы не быть поставленным в неприятное положение и отказаться от этой престижной награды.

Подобным образом Нобелевская премия по литературе обошла еще нескольких выдающихся русских литераторов, среди которых был также гений русской литературы – Антон Павлович Чехов. Первым писателем, допущенным в «нобелевский клуб» стал не угодный советскому правительству, эмигрировавший во Францию Иван Алексеевич Бунин .

В 1933 Шведская Академия представила Бунина к награде «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Среди номинантов в этом году были также Мережковский и Горький. Бунин получил Нобелевскую премию по литературе во многом благодаря вышедшим в свет к тому времени 4-м книгам о жизни Арсеньева. В ходе церемонии, Пер Хальстрем, представитель Академии, вручавший премию выразил восхищение умением Бунина «необычайно выразительно и точно описывать реальную жизнь». В своей ответной речи лауреат поблагодарил Шведскую академию за смелость и честь, которую она оказала писателю-эмигранту.

Непростая история, полная разочарования и горечи сопровождает получение Нобелевской премии по литературе Борисом Пастернаком . Выдвигаемый ежегодно в течение 1946 по 1958 и удостоенный этой высокой награды в 1958 году, Пастернак был вынужден от нее отказаться. Практически став вторым русским писателем, получившим Нобелевскую премию по литературе, литератор был затравлен на родине, получив в результате нервных потрясений рак желудка, от которого он и умер. Справедливость восторжествовала лишь в 1989 году, когда за него почетную награду получил его сын Евгений Пастернак «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа».

Шолохов Михаил Александрович получил Нобелевскую премию по литературе «за роман «Тихий Дон»» в 1965 году. Стоит отметить, что авторство этого глубокого эпического произведения, несмотря на то что была найдена рукопись произведения и установлено компьютерное соответствие с печатным изданием, находятся противники заявляющие о невозможности создания романа, свидетельствующем о глубоких познаниях в области событий Первой мировой и Гражданской войны в столь юном возрасте. Сам писатель, подводя итоги своей работы, сказал: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогли людям стать лучше, стать чище душой… Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив».


Солженицын Александр Исаевич
, лауреат Нобелевской премии по литературе 1918 года «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы». Пробыв большую часть своей жизни в изгнании и ссылках, писатель создавал глубокие и пугающие своей достоверностью исторические произведения. Узнав о награждении Нобелевской премией, Солженицын выразил стремление лично присутствовать на церемонии. Советское правительство воспрепятствовало получению писателем этой престижной награды, назвав ее "политически враждебной". Таким образом, Солженицын так и не попал на желаемую церемонию, побоявшись, что не сможет вернуться из Швеции обратно в Россию.

В 1987 году Бродский Иосиф Александрович награжден Нобелевской премией по литературе «за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии». В России поэт пожизненного признания так и не получил. Творил, будучи в эмиграции в США, большинство произведений были написаны на безупречном английском. В своей речи нобелевского лауреата Бродский говорил о самом дорогом для него – языке, книгах и поэзии…

Нобелевская премия по литературе присуждена в 107-й раз - лауреатом 2014 года стал французский писатель и сценарист Патрик Модиано. Таким образом, с 1901 года премии по литературе удостоились уже 111 авторов (четыре раза награда присуждалась одновременно двум писателям).

Альфред Нобель завещал вручать премию за «самую выдающуюся литературную работу в идеальном направлении», а не за тиражи и популярность. Но понятие «книга-бестселлер» существовало уже в начале XX века, а объемы продаж хотя бы отчасти могут сказать о мастерстве и литературной значимости писателя.

РБК составил условный рейтинг нобелевских лауреатов по литературе на основе коммерческой успешности их произведений. Источником послужили данные крупнейшего в мире книжного ретейлера Barnes & Noble о самых продаваемых книгах нобелевских лауреатов.

Уильям Голдинг

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1983 года

«За романы, которые с ясностью реалистического повествовательного искусства в сочетании с многообразием и универсальностью мифа помогают осмыслить существование человека в современном мире»

За почти сорокалетнюю литературную карьеру английский писатель издал 12 романов. Романы Голдинга «Повелитель мух» и «Наследники» входят в число самых продаваемых книг нобелевских лауреатов по версии Barnes & Noble. Первый, выйдя в 1954 году, принес ему всемирную известность. По значимости романа для развития современной мысли и литературы критики нередко сравнивали его с сэлинджеровским «Над пропастью во ржи».

Самая продаваемая книга на Barnes & Noble - «Повелитель мух» (1954 год).

Тони Моррисон

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1993 года

« Писательнице, которая в своих полных мечты и поэзии романах оживила важный аспект американской реальности».

Американская писательница Тони Моррисон родилась в Огайо, в рабочей семье. Она начала заниматься творчеством во время учебы в Говардском университете, где она изучала «английский язык и литературу». Основой для первого романа Моррисон под названием «Самые голубые глаза» послужил рассказ, написанный ею для университетского кружка писателей и поэтов. В 1975 году её роман «Сула» выдвигался на Национальную книжную премию США.

Самая продаваемая книга на Barnes & Noble - «Самые голубые глаза» (1970 год)

Джон Стейнбек

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1962 года

«За реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением»

Среди самых знаменитых романов Стейнбека - «Гроздья гнева», «К востоку от рая», «О мышах и людях». Все они входят в первую дюжину бестселлеров по версии американского магазина Barnes & Noble.

К 1962 году Стейнбека выдвигали на премию уже восемь раз, и сам он считал, что ее не заслуживает. Критики в США встретили награждение в штыки, полагая, что его поздние романы были намного слабее последующих. В 2013 году, когда были раскрыты документы Шведской академии (они хранятся в секрете на протяжении 50 лет), выяснилось, что Стейнбека - признанного классика американской литературы - наградили, поскольку он был «лучшим в плохой компании» кандидатов на премию того года.

Первое издание романа «Гроздья гнева» тиражом 50 тыс. экземпляров было иллюстрированным и стоило $2,75. В 1939 году книга стала бестселлером. На сегодняшний день продано более 75 млн копий книги, а первое издание в хорошем состоянии стоит более $24 тыс.

Эрнест Хемингуэй

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года

«За повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море», а также за влияние, которое он оказал на современный стиль»

Хемингуэй стал одним из девяти лауреатов по литературе, которому Нобелевская премия была вручена за конкретное произведение (повесть «Старик и море»), а не за литературную деятельность в целом. Помимо Нобелевки, «Старик и море» принес автору Пулитцеровскую премию в 1953 году. Впервые повесть была опубликована в журнале Life за сентябрь 1952 года, и всего за два дня в США было куплено 5,3 млн экземпляров журнала.

Интересно, что Нобелевский комитет всерьез рассматривал вручение премии Хемингуэю в 1953 году, но тогда остановил свой выбор на Уинстоне Черчилле, который написал за свою жизнь более десятка книг исторического и биографического характера. Одним из основных мотивов «не затягивать» с награждением бывшего британского премьер-министра был его почтенный возраст (Черчиллю на тот момент было 79 лет).

Габриэль Гарсиа Маркес

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1982 года

«За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента»

Маркес стал первым колумбийцем, получившим приз Шведской академии. Его книги, в числе которых «Хроника объявленной смерти», «Любовь по время холеры», «Осень патриарха», превзошли продажи всех когда-либо изданных книг на испанском, кроме Библии. Роман «Сто лет одиночества», названный чилийским поэтом и нобелевским лауретом Пабло Нерудой «величайшим творением на испанском языке после «Дона Кихота» Сервантеса», был переведен на более чем 25 языков, по всему миру было продано более 50 млн копий книги.

Самая продаваемая книга на Barnes & Noble - «Сто лет одиночества» (1967 год).

Сэмюэл Беккет

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1969 года

«За новаторские произведения в прозе и драматургии, в которых трагизм современного человека становится его триумфом»

Уроженец Ирландии, Сэмюэл Беккет считается одним из самых ярких представителей модернизма; наряду с Эженом Ионеску он основал «театр абсурда». Беккет писал на английском и французском языках, а самое известное его произведение - пьеса «В ожидании Годо» - было написано на французском. Главные герои пьесы на протяжении всего действа ждут некоего Годо, встреча с которым может внести смысл в их бессмысленное существование. В пьесе практически отсутствует динамика, Годо так и не появляется, и зрителю остается самому истолковывать, что это за образ.

Беккет любил шахматы, привлекал женщин, но вел замкнутый образ жизни. Нобелевскую премию он согласился принять только с условием, что не будет присутствовать на церемонии вручения. Вместо него премию получал его издатель Жером Линдон.

Уильям Фолкнер

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1949 года

«За его значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа»

Ехать в Стокгольм получать премию Фолкнер первоначально отказывался, но его уговорила дочь. На приглашение президента США Джона Кеннеди посетить обед в честь лауреатов Нобелевской премии Фолкнер, который про себя говорил «я не писатель, а фермер», ответил, что «слишком стар, чтобы ехать так далеко ради обеда с незнакомыми людьми».

По версии Barnes & Noble, самой продаваемой книгой Фолкнера является его роман «Когда я умирала». «Шум и ярость», который сам автор считал своим самым удавшимся произведением, долгое время не имел коммерческого успеха. За 16 лет после публикации (в 1929 году) роман разошелся лишь трехтысячным тиражом. Однако на момент получения Нобелевки «Шум и ярость» уже считался классикой американской литературы.

В 2012 году британское издательство The Folio Society выпустило «Шум и ярость» Фолкнера, где текст романа напечатан 14 цветами, как этого хотел сам автор (чтобы читатель мог видеть разные временные плоскости). Рекомендуемая издательством стоимость такого экземпляра составляет $375, однако тираж был ограничен всего 1480 копиями, и уже на момент релиза книги предзаказана была тысяча из них. На данный момент на eBay можно купить лимитированное издание «Шума и ярости» за 115 тыс. рублей.

Дорис Лессинг

Лауреат Нобелевской премии по литературе 2007 года

«За исполненное скепсиса, страсти и провидческой силы постижение опыта женщин»

Британская поэтесса и писательница Дорис Лессинг стала самым пожилым лауреатом литературной премии Шведской академии, в 2007 году ей было 88 лет. Лессинг также стала одиннадцатой женщиной - обладательницей этого приза (из тринадцати).

Лессинг не пользовалась популярностью массовых литературных критиков, поскольку ее произведения часто были посвящены острым социальным вопросам (в частности, ее называли пропагандистом суфизма). Тем не менее, журнал The Times ставит Лессинг на пятое место в списке «50-ти величайших британских авторов после 1945 года».

Самой популярной книгой на Barnes & Noble является роман Лессинг «Золотая тетрадь», изданный в 1962 году. Некоторые комментаторы причисляют его к классике феминисткой прозы. Сама Лессинг с этим ярлыком категорически не соглашалась.

Альбер Камю

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года

«За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести»

Французского эссеиста, журналиста и писателя алжирского происхождения Альбера Камю называли «совестью Запада». Одно из самых популярных его произведений - роман «Посторонний» - увидело свет в 1942 году, а в 1946 году в США начались продажи английского перевода, и всего за несколько лет было продано более 3,5 млн экземпляров.

Во время вручения писателю премии, член Шведской академии Андерс Экстерлинг сказал, что «философские взгляды Камю родились в остром противоречии между принятием земного бытия и осознанием реальности смерти». Несмотря на частое соотнесение Камю с философией экзистенциализма, сам он отрицал свою причастность к этому течению. В своей речи в Стокгольме он сказал, что его творчество построено на стремлении «избежать откровенной лжи и противостоять угнетению».

Элис Манро

Лауреат Нобелевской премии по литературе 2013 года

Премия была присуждена с формулировкой «мастеру современного жанра короткого рассказа»

Канадская новеллистка Элис Манро писала рассказы с подросткового возраста, но первый сборник («Танец счастливых теней») был издан лишь в 1968 году, когда Манро было уже 37. В 1971 году писательница опубликовала сборник взаимосвязанных рассказов «Жизни девочек и женщин», охарактеризованный критиками как «роман воспитания» (Bildungsroman). Среди прочих литературных работ - сборники «А кто ты, собственно, такая?» (1978), «Спутники Юпитера» (1982), «Беглец» (2004), «Слишком много счастья» (2009). Сборник 2001 года «Ненависть, дружба, ухаживание, влюбленность, брак» послужил основой для канадского художественного фильма «Вдали от нее» (Away from Her) режиссера Сары Полли.

Критики называют Манро «канадским Чеховым» за повествовательный стиль, характеризующийся ясностью и психологическим реализмом.

Самая продаваемая книга на Barnes & Noble - «Дорогая жизнь» (2012 год).

Бум литературных премий в России - примета последних 20 лет, однако нельзя сказать, что придумали их только теперь. Чем, как не премией, являлись, например, перстни, табакерки и другие ценные подарки, которые во множестве любил дарить писателям император Александр I. Известно, что за один только 1802 год царь потратил на поощрение литераторов неслыханную для того времени сумму - 160 тысяч рублей.

Прямым продолжением императорской традиции стала главная советская премия - Сталинская. Сейчас об этом редко вспоминают, но вначале ее фонд формировался из гонораров, которые получал Сталин за издание своих трудов в разных странах. То есть это тоже была личная монаршая награда размером в 100 тысяч рублей. После смерти вождя Сталинские премии заменили Ленинскими (10 тысяч рублей) и Государственными (5 тысяч). Это была сумма, достаточная для покупки автомобиля.

Эпоха независимых премий наступила в 1991 году с учреждением «Русского Букера». Российская словесность получила тогда подкрепление в виде британских денег. Сама Букеровская премия - британского происхождения, название ее происходит от имени компании «Букер», известной производством овощных консервов. В начале 1990-х букеровские агенты обратили внимание на огромное поле деятельности, какое представляла русская литература, отчетливо выраженной материальной выгоды при этом не преследовалось. Как, кстати, и в большинстве других литературных премий - их учредителями двигают скорее имиджевые соображения.

«Русский Букер» недолго оставался единственной крупной премией. В 1995 году руководство «Независимой газеты» (а фактически - ее владелец Борис Березовский) учредило конкурирующую премию, которую назвали «Антибукер». Ее размер составлял 12 001 доллар, то есть на доллар больше, чем у «Русского Букера». В 2001 году с усилившимся давлением на Березовского и заведением на него уголовных дел «Антибукер» прекратил существование.

Но к тому моменту на поле российских литературных премий игроки стали появляться один за другим. К сегодняшнему моменту их количество достигло шести сотен. «Труд» вспомнил главные из них.

Учреждена в ноябре 2005 года.

Призовой фонд : Располагая призовым фондом 5,5 млн. рублей, является одной из крупнейших в мире. Размер первой премии - 3 млн. рублей, второй - 1,5 млн., третьей - 1 млн.

Кто дает деньги : учредители - Минкультуры, Роспечать, Институт русской литературы РАН, но денежную составляющую в основном обеспечивает «Газпром».

Отличительная особенность : премирование не только художественных произведений, но и литературы в жанре non-fiction.

Учреждена в 2008 году по личной инициативе Анатолия Чубайса.

Призовой фонд : вручается одна премия размером 50 тысяч долларов.

Кто дает деньги : сперва поддерживалась РАО «ЕЭС России», с уходом оттуда Чубайса перешла под крыло специально учрежденного бизнесменом фонда «Энергия будущего».

Отличительная особенность : лауреатами могут стать только ныне живущие современные поэты. Среди лауреатов - Сергей Гандлевский, Тимур Кибиров, Александр Кушнер.

Учреждена в сентябре 2003 года.

Призовой фонд : приз в номинации «Современная классика» равняется 900 тысячам рублей, в номинации «Литература XXI века» - 750 тысячам.

Кто дает деньги : учреждена Музеем-усадьбой Льва Толстого в Ясной Поляне и южнокорейской компанией Samsung Electronics, которая является спонсором премии.

Отличительная особенность : поддерживает произведения современных авторов, развивающих гуманистические идеи Льва Толстого.

Учреждена в 1998 году Александром Солженицыным.

Призовой фонд : 25 тысяч долларов.

Кто дает деньги : Фонд Александра Солженицына, основанный писателем в 1974 году и собирающий гонорары со всех изданий его книги «Архипелаг ГУЛАГ».

Отличительная особенность : награждаются писатели, живущие в России и создавшие свои произведения после революции 1917 года. Жанры: проза, поэзия, драматургия, литературная критика и литературоведение.

Учреждена в марте 2009 года.

Призовой фонд : 700 тысяч рублей. Приз читательских симпатий - 200 тысяч рублей.

Кто дает деньги : учреждена Фондом Михаила Прохорова. Часть проекта «Книжный мир», возглавляемого издателем Ириной Прохоровой.

Отличительная особенность : создана для поддержки новых трендов в современной русской словесности.

Учреждена в декабре 1991 года.

Призовой фонд : 12 тысяч долларов.

Кто дает деньги : главный спонсор - компания British Petroleum.

Отличительная особенность : будучи первой постсоветской премией, отличается акцентом на диссидентскую литературу. Среди лауреатов - Василий Аксенов, Георгий Владимов.

Учреждена в 2001 году по инициативе литературного критика Виктора Топорова.

Призовой фонд : 10 тысяч долларов.

Кто дает деньги : фонд премии формируется из средств инвестиционно-строительной компании «Вистком».

Отличительная особенность : отмечается лучший роман года. Информация о том, кто из номинантов кого выдвигает, открытая.

Самые крупные премии мира

Нобелевская (Швеция) - 1,05 млн. евро

Чино дель Дука (Франция) - 300 тысяч евро

Дублинская (Ирландия) - 100 тысяч евро

IMPAC (Ирландия - США) - 100 тысяч евро

«Мигель де Сервантес» (Испания) - 90 тысяч евро

Премия имени Гете (Германия) - 50 тысяч евро

Писатели, больше всех разбогатевшие на премиях

Людмила Улицкая

3,35 млн. рублей

Романы «Казус Кукоцкого» и «Даниэль Штайн, переводчик» отмечены «Русским Букером» (2001) и «Большой книгой» (2007).

Дмитрий Быков

3 млн. рублей

Биографический роман «Борис Пастернак» награжде-н в 2006 году премиями «Большая книга» и «Национальный бестселлер».

Михаил Шишкин

1,3 млн. рублей

Роман «Венерин волос» отмечен премией «Большая книга» в 2006 году и наградой «Национальный бестселлер» в 2005-м.

Людмила Сараскина

2,25 млн. рублей

Ее биография «Александр Солженицын» награждена в 2008 году премиями «Большая книга» и «Ясная Поляна».

Длинный список номинантов «Ясная Поляна». По просьбе The Village Лиза Биргер рассказывает, зачем вообще нужны литературные премии и могут ли они помочь дилетанту начать ориентироваться в современной русской литературе.

Лиза биргер

Как и зачем возникли литературные премии?

Литературные премии существуют относительно недавно - примерно с начала ХХ века. Мы, конечно, можем считать их предтечей средневековые состязания трубадуров или премии Академии наук, которые в царской России вручались за произведения с научно-просветительским пафосом. Но на самом деле понятно, что для того, чтобы премия действительно имела какой-то вес и значение, нужно, чтобы книги были рынком, а литература - институтом. А этого не происходило до прошлого столетия, а в некоторых странах (не будем показывать пальцем) и того позже. Премии нужны книгопродавцам, чтобы продавать книги, они нужны критикам и прочим участникам рынка, чтобы выявлять тенденции, но прежде всего они нужны, чтобы выстраивать иерархию - то есть для порядка. Но поскольку иерархия у каждого своя, то и премии существуют самые разные.

Сколько в России литературных премий?

Много - гораздо больше, чем вы думаете. Есть премия «Поэт» и премия «Дебют», Бунинская премия и премия Александра Солженицына, премии, учреждённые Союзом писателей и ФСБ. Итого - несколько десятков, если не сотен, но знать их все совсем не обязательно.

Если премий так много, то как мы выбираем, какая важнее других?

Есть два важных фактора: деньги, то есть размер призового фонда, и качество экспертизы. Например, у «Большой книги» второй в мире (после Нобелевки) призовой фонд - как к ней после этого не относиться со всей серьёзностью?

Материальное вознаграждение премии Андрея Белого, существующей с 1978 года, составляло один рубль, бутылку водки и яблоко, но выбор здесь (пока в 2010 году все не перессорились) совершали профессионалы, и премия долго оставалась одной из главных. Важно, как (и кем!) отбираются книги, как (и кем!) они оцениваются и даже какие книги мы хотим в итоге выбрать: самые яркие? самые новаторские? самые популярные? самые важные? Если искать идеальную русскую премию, то это, пожалуй, не имеющая почти никакого отношения к художественной литературе премия «Просветитель» за лучшую научно-популярную книгу на русском языке (лонг-лист 2016 года объявлен 7 июня). Два уважаемых Александра, Гаврилов и Архангельский, выбирают книги для длинного списка, из которого, в свою очередь, составит короткий список серьёзное научное жюри. Критерии отбора тут понятны и ясны: художественная увлекательность и научная точность.

А может, есть какая-то одна, но самая главная премия?

Увы. Но есть несколько важных, которые в совокупности помогут составить представление о том, что творится в современной литературе. «Большая книга», например, хороша тем, что у неё целых три победителя (первое, второе и третье место) и сложная система отбора с кучей экспертов - что не помешало ей в этом году уже на уровне короткого списка «потерять» две важнейшие, если не вообще главные книги года: «Калейдоскоп» Сергея Кузнецова и «Тень Мазепы» Сергея Белякова. «Русский Букер» должен был тащить на себе репутацию британского собрата, но совсем растерял её в 2010-м, вручившись графоманскому роману Елены Колядиной «Цветочный крест». «Национальный бестселлер» всё пытается идти за общественным вкусом и в итоге нередко раздаёт пощёчины вкусу хорошему. И так далее - тут, как в свиданиях в «Тиндере», чем дальше в лес, тем невозможнее встреча с идеалом.

Неужели в России действительно пишется столько романов?

А вот это самое удивительное: даже во времена очевидного издательского кризиса, когда по всей стране осталось только несколько издательств, в которых ещё выходят новые русские книги, можно набрать длинный список в несколько десятков названий. И всё равно некоторым книгам места не находится - например, книжный блогер Сергей Осипов регулярно составляет свой собственный длинный список из книг, не вошедших в список «Большой книги».

Вот когда победители премий начнут совпадать, тогда говори о беде. Такое бывает редко, но, например, в 2015 году роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» получил и первую премию «Большой книги», и премию «Ясная Поляна» (и «Книгу года» заодно). В этом году его судьбу вполне может повторить «Зимняя дорога» Леонида Юзефовича, уже отмеченная «Национальным бестселлером». С другой стороны, нам же легче - меньше надо будет читать.

Почему у премий, как правило, разные победители? Ведь все они должны выбирать лучшую книгу?

Разные жюри из разных коротких списков, составленных разными экспертами, выбирают, в общем-то, разное. Более личный выбор по критерию «то, что мне больше всего понравилось» существует только в «Нацбесте», «Большая книга» голосует за самое весомое произведение года, «Русский Букер» старается давать оценку с более литературоведческих позиций. К тому же у многих премий (например, у «Нацбеста») существует правило, согласно которому победители других премий на них номинироваться не могут.

Могут ли премии ошибаться?

И ещё как - чего стоит присуждение в 2010 году «Русского Букера» беспомощному графоманскому и без пяти минут порнографическому роману Елены Колядиной «Цветочный крест». Из недавних примеров - премия «Поэт» 2015 года: её лауреатом стал Юлий Ким, после чего два бывших лауреата, Александр Кушнер и Евгений Рейн, не последние, мягко говоря, поэты современности, вышли из состава жюри.

На самом деле справедливость (или несправедливость) вручения премии чаще всего можно оценить только спустя время. И тут - очень показательный пример - все эти экспертные советы и хитроумные голосования жюри позволяют иногда упустить самое главное. В 2011 году «Русский Букер», не успев из-за смены спонсора пройти полную процедуру номинации, решил выбирать не лучшую книгу года, а главную книгу десятилетия из номинантов прошлых лет. Победителем оказался почти не замеченный в своё время роман Александра Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» из шорт-листа Букеровской премии 2001 года. Только десять лет спустя стало понятно, что этот автобиографический «роман-идиллия» про то, как можно было с честью прожить ХХ век, оказался в итоге важнее фантазий об этом самом веке Михаила Шишкина и Людмилы Улицкой.

Что делать, если проще не стало?

Самое простое - не пробовать разобраться во всех премиях сразу, а выбрать ту, которая вам больше всего нравится, и читать всех её номинантов. Короткий список литературных премий для ознакомления выглядит примерно так: «Большая книга», «Русский Букер», «Национальный бестселлер», «НОС», «Ясная Поляна». Ну и ещё есть премия «Просветитель», лауреатов (да и номинантов короткого списка) которой надо читать всех целиком, если вы вообще что-то читаете.

«Большая книга»

Премия с амбицией

Огромный призовой фонд, сложная система номинаций, несколько победителей и попытка на всех уровнях задействовать столько экспертов, сколько можно: в одной только Литературной академии, голосованием определяющей победителей, около ста человек. Благодаря всему этому «Большой книге», существующей с 2005 года, удалось добиться статуса почти главной премии России. Она, может, ещё и не влияет на литературный процесс (победитель не проснётся знаменитым), но вполне себе отражает его течение.

Процедура:

Из номинированных работ (выдвинуть книгу или рукопись может практически кто угодно) совет экспертов сначала выбирает длинный список (апрель), затем короткий (май), а затем книги короткого списка полгода читают, выставляя баллы, члены Литературной академии премии. Если в самой академии около ста человек, то совет экспертов узок и строг и состоит в основном из редакторов толстых журналов, поэтому если «Большой книге» и удаётся что-то важное проглядеть и проигнорировать, то, как правило, ещё на уровне длинного списка.

Формируется Советом попечителей премии - в него, как правило, входят журналисты, литераторы и деятели культуры.

Призовой фонд:

Победитель «Большой книги» получает 3 миллиона рублей, обладатели второго и третьего мест - полтора и миллион соответственно.

Лауреаты:

Можно спорить о распределении мест, но взгляд на «Большую книгу» действительно отражает литературную ситуацию десятилетия. «Лавр» Евгения Водолазкина, «Теллурия» Владимира Сорокина, «Зона затопления» Романа Сенчина, «Обитель» Захара Прилепина, «Свечка» Валерия Залотухи - такие разные, эти романы действительно больше всего обсуждались в последние годы.

Три важные книги-лауреата

Валерий Залотуха
«Свечка»

М.: «Время»

Вторая премия 2015 года

Грандиозный (полторы тысячи страниц!) «роман обо всём», но на самом деле прежде всего о том, как все мы (на примере отдельно взятого героя) живём и горим.

Владимир Сорокин «Теллурия»

Вторая премия 2014 года

Самый значительный на сегодняшний день роман современного классика, последний и точный прогноз нашего несчастливого будущего.

Сергей Беляков
«Гумилёв, сын Гумилёва»

Вторая премия 2013 года

Не последний в ряду выдающихся вторых премий - исторический роман Сергея Белякова о Льве Гумилёве, ценный не только внимательностью и честностью по отношению к герою и его идеям, но и способностью автора без фантазий и пошлости рассказать эту сложную историю широкому кругу читателей.

«Ясная Поляна»

В поисках классики

Премию «Ясная Поляна» отличает внушительный призовой фонд и склонность к постоянству: одно и то же жюри по одним и тем же критериям выбирает здесь книги неизменного качества. Выбор иногда слишком очевиден, иногда странен, но нельзя не обрадоваться возможности ему доверять.

Процедура:

Эксперты (журналы, критики, издательства, члены жюри) номинируют книги, из которых одно и то же жюри выбирает сначала длинный список (июнь), потом -короткий (сентябрь), и затем - победителей в нескольких номинациях (октябрь).

У «Ясной Поляны» практически неизменное жюри, состоящее из почётных литературоведов и критиков, его неизменный председатель - советник президента РФ по культуре и искусству Владимир Толстой.

Призовой фонд:

7 миллионов рублей. Самый большой выигрыш - у победителя номинации «ХХI век»: 2 миллиона.

Лауреаты:

Основная идея «Ясной Поляны» - награждать за приближённость к классике, а две основные номинации - для тех, кто классиком уже стал (номинация так и называется - «Современная классика») и тех, кто к этому только стремится (номинация «XXI век»). В итоге первая номинация вручается как бы за заслуги, и по совокупности последних победителями в ней становились в разные годы Андрей Битов, Валентин Распутин и Фазиль Искандер. А во второй номинации нередко дублируется судьба «Большой книги», которая вручается позже и на «Ясную Поляну» не оглядывается: «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной в 2015 году, «Лавр» Евгения Водолазкина в 2013 году.

И всё же у «Ясной Поляны» есть замечательное свойство выделять крепкую и сильную литературу - «Остров» Василия Голованова, рассказы для детей Юрия Нечипоренко, повести Михаила Тарковского. Ну а длинный список номинации «Иностранная литература» в и годах и вовсе можно считать списком для обязательного чтения.

Три важные книги-лауреата:

Василий Голованов
«Остров»

М.: Ad Marginem

Премия 2009 года

Десять лет путешествий на заполярный остров Колгуев - поиски смысла жизни в отдельно взятом пространстве. Показательно, что премию «Остров» взял со второго раза - он вышел в 2002 году почти никем не замеченный и только в 2008 был триумфально переиздан в Ad Marginem как - заслуженно - одна из главных книг десятилетия.

Людмила Сараскина «Александр Солженицын»

М.: «Молодая гвардия»

Премия 2008 года

Выдающаяся - и по количеству материала, и по умению автора в трудные минуты сохранять poker face по отношению к своему герою - биография одного из величайших русских писателей прошлого века.

Алексей Иванов
«Золото бунта,
или Вниз по реке теснин»

СПб.: «Азбука-классика»

Премия 2006 года

В это трудно поверить, но вся большая тройка литературных премий старательно обходила самого читаемого и народно любимого автора десятилетия стороной: в его копилке только «Ясная Поляна» за исторический роман «Золото бунта».

«Русский Букер»

Бедный младший брат

Премия «Русский Букер» - младший брат британской Букеровской премии. Он был создан в 1992 году по инициативе Британского совета, но стал в итоге чем-то совершенно иным. Как и у британского старшего брата, у русского «Букера» каждый год меняется жюри (только идеального британского соотношения книгопродавцов, писателей, издателей и экспертов нам в жюри увидеть так и не удалось, у Букеровской-то премии они взвешены в граммах). В итоге получается разнобой и вкусовщина - мы никогда не знаем, каких сюрпризов от этого жюри ждать, а его решения чаще прочих хочется оспорить. Даже длинный список премии существенно ограничен тем, что формируют его почти исключительно издатели. Парадоксальным образом, впрочем, именно неидеальный выбор «Русского Букера» часто позволяет ему создавать тренды, а не следовать за ними, ну а статус одной из старейших независимых премий никак не позволяет нам забить на него окончательно.

Процедура:

Правом номинировать на «Букер» обладают все издатели, а также избранные библиотеки и университеты. Из номинированных книг жюри выбирает длинный список в июле, короткий - в октябре, и к декабрю объявляет лауреата - обычно это приурочено к ярмарке non/fiction.

Пять человек - как правило, писатели, критики, филологи (издатели и библиотекари обычно выпадают, поскольку за ними право номинирования), которые меняются каждый год.

Призовой фонд

Лауреат получает 1 500 000 рублей, финалисты - в десять раз меньше.

Лауреаты:

Андрей Волос (роман «Возвращение в Панджруд»), но не Евгений Водолазкин («Лавр»), Александр Снегирёв («Вера»), но не Роман Сенчин («Зона затопления»), Елена Колядина («Цветочный крест»), но не Маргарита Хемлин («Клоцвог»). Список неидеальных букеровских решений можно продолжать долго, но мы привыкли, не ропщем - и даже получаем уже от процесса некоторое удовольствие.

Три важные книги-лауреата:

Андрей Волос
«Возвращение в Панджруд»

Премия 2013 года

Долгая дорога от Бухары до Панджруда мальчика-поводыря и слепого старика, но поскольку старик на самом деле -величайший поэт (и реальное историческое лицо), их странствие в итоге становится чем-то большим, чем простая роуд-стори. Андрей Волос увлекательно, упоительно и со знанием дела открывает нам средневековый Восток, и премия, которую в том году все прочили Евгению Водолазкину редко когда была так заслуженна.

Владимир Шаров «Возвращение в Египет»

М.: Редакция Елены Шубиной

Премия 2014 года

Роман в письмах потомков Николая Васильевича Гоголя, в котором один из героев походя дописывает «Мёртвые души» - книга продлевает в наше время мысль и чаяния позапрошлого века.

Ольга Славникова
«2017»

М.: «Вагриус»

Премия 2006 года

Уральская антиутопия, выросшая из бажовских сказок, - Славникова была одним из первых авторов, разгадавших, чего же хочет читатель.

«Национальный бестселлер»

Если бестселлеров нет, их надо выдумать

Премия «Национальный бестселлер» была придумана в 2001 году как истинно демократическая: здесь почётным председателем жюри внезапно может оказаться Сергей Шнуров, Ксения Собчак или Артемий Троицкий. Профессионалы и эксперты обычно составляют длинный список номинаторов - и здесь особенно следят за тем, чтобы в процессе поучаствовали все. В итоге всё равно получается рок-н-ролл, но поскольку начинается он обычно только на последнем этапе, у «Нацбеста», как правило, весёлые короткие списки и любопытные списки длинные. Ещё премия очень мечтает, чтобы для лауреата исполнялся её девиз «Проснуться знаменитым», но поскольку с улицы в неё всё-таки не войти, этого пока так и не случилось.

Процедура:

Номинаторы выдвигают книги в длинный список. Большое жюри, каждый член которого имеет право выбрать из него два произведения и поставить им три и один балл соответственно, голосует за короткий список (это голосование открытое - рецензии и оценки жюри можно прочитать на сайте). Малое жюри опять же открытым голосованием выбирает победителя. Всё происходит довольно стремительно: в феврале - длинный список, в апреле - короткий, а в июне уже победитель, чего тянуть-то.

В список включены актуальные литературные премии за произведения, написанные на русском языке, которые вручалась в 2015 году и обладают действующим сайтом. В список не включены премии, вручаемые редакциями литературных журналов. Собранные в разделе сведения пополняются и уточняются по мере поступления актуальной информации, которую мы просим присылать на адрес

При копировании наших материалов просим вас не забывать упоминать источник.

ОБЩЕРОССИЙСКИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ
(вне зависимости от места проживания авторов и тематики их произведений)

ПРЕМИЯ АНДРЕЯ БЕЛОГО

Старейшая независимая литературная премия современной России - впервые вручена в 1978 году редакцией ленинградского самиздатовского альманаха «Часы». С того времени, в соответствии с меняющимися эпохами, прошла через несколько трансформаций, но сохранила в неизменности дух нонконформизма и нацеленность на новое и необычное. А также соответствующий уникальный «призовой фонд»: бутылку водки, одно яблоко и один рубль. Несмотря на это, премия пользуется неизменным уважением в профессиональном сообществе.

Премия НОС учреждена в 2009 году Фондом Михаила Прохорова. Особенностью премии является публичная дискуссия между «жюри премии» и «экспертами премии» (и те, и другие назначаются попечительским советом во главе с И. Д. Прохоровой). Название премии предлагается расшифровывать как «Новая социальность» и «Новая словесность». Границы этой новизны и становятся предметом двух оживленных дискуссий - в Красноярске, в ходе (при этом определяется короткий список), и в Москве (при этом определяется победитель). Денежная составляющая премии - 700 000 рублей.

В 2015 году году совокупный размер премиального фонда существенно увеличился и составил 7 000 000 рублей , лауреат в номинации «Современная классика», получил 1 500 000 рублей, победитель в номинации «XXI век» - 2 000 000 рублей, победитель в номинации «Детство. Отрочество. Юность» Валерий Былинский - 500 000 рублей, а в номинации «Иностранная литература» Рут Озеки получила 1 000 000 рублей, а переводчик ее романа — 200 000 рублей.
заявки на участие принимались до 10 апреля .
Сайт премии: yppremia.ru

ПРЕМИЯ ДЕЛЬВИГА

Премия «За верность Слову и Отечеству» имени первого редактора «Литературной Газеты» Антона Дельвига. Учреждена «Литературной газетой» как ежегодная российская общенациональная премия в 2012 году.
Выдвигать произведения могут творческие организации и/или издательства.

Премиальный фонд — 7 000 000 рублей: три первых премии по 1 000 000 рублей каждая (с вручением «Золотой медали Дельвига»), шесть вторых премий по 500 000 рублей каждая (с вручением «Серебряной медали Дельвига»), четыре премии «Дебют» по 250 000 рублей каждая (с вручением дипломов лауреатов). На конкурс принимаются только опубликованные в текущем году книги. Например, в сезоне-2016 рассматривались книги, изданные с января 2014 года по октябрь 2015 года. Заявки принимались с 15 октября 2015 года до 31 января 2015 года. В нынешнем сезоне было принято решение не делить лауреатов на «золотых», «серебряных» и «бронзовых». Все получили награду «Золотой Дельвиг».
Сайт премии: http://lgz.ru/prize

ЛИТЕРАТУРНАЯ ПРЕМИЯ ДМИТРИЯ ГОРЧЕВА
В Санкт-Петербурге в память о самом популярном прозаике Рунета - Дмитрии Горчеве. Премия поддерживает реалистическую и метареалистическую короткую прозу, написанную на русском языке, независимо от места жительства и гражданства автора.

В сезоне 2016 года премия присуждается по двум номинациям: «Красота/Мерзость» - тексты, написанные вне города (рассказ, эссе, путевой дневник) и «Про одного человека» - тексты о мегаполисе (рассказ, сказка, гротеск, абсурдистский реализм).

В 2016 году приз победителю в каждой из номинаций - 5000 рублей, из рассказов авторов, вошедших в шорт-лист премии, формируется сборник, который выходит как в бумажном виде (методом print-on-demand), так и электронной книгой. Дополнительные призы 2016 года: приз зрительских симпатий - оригинал рисунка Дмитрия Горчева.
Заявки принимались до 5 июля .
Сайт премии: http://gostilovo.ru/gorchev

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ
(устанавливающие для авторов ряд ограничений)

РУССКАЯ ПРЕМИЯ

«Русская Премия» учреждена в 2005 году и входит в пятерку самых престижных российских литературных премий. Номинироваться могут авторы, пишущие по-русски и постоянно проживающие при этом за пределами РФ. Частично ротируемое жюри вручает призы в трех номинациях — «малая проза», «большая проза» и «поэзия», а также специальный приз за сохранение русской литературы за границей. Допускается номинирование рукописей и автономинирование. Денежное наполнение первого приза в каждой номинации — 150 000 рублей. Предусмотрена издательская программа, осуществляемая в партнерстве со столичными издательствами.

Среди ее лауреатов - Бахыт Кенжеев, Борис Хазанов, Юз Алешковский, Анастасия Афанасьева, Марина Палей, Владимир Лорченков, Мариам Петросян, Марианна Гончарова, Дина Рубина, Андрей Поляков, и другие.
В апреле 2016 года объявлены этого сезона.
Сайт премии: russpremia.ru

ДЕТЕКТИВ БЕЗ ГРАНИЦ — 2016

Международный литературный конкурс, организован «Мультимедийным издательством Стрельбицкого» совместно с Издательским союзом «Андронум».
На конкурс принимаются произведения, соответствующие критериям жанра «Детектив», написанные на любом языке, без ограничений.
Конкурс аполитичен и социально ответственен. Не принимаются к участию в конкурсе тексты, содержащие ненормативную лексику, сцены насилия, порнографию, призывы к войне, национальной, религиозной или иной нетерпимости, а также носящие аморальный, оскорбительный характер и унижающие человеческое достоинство и т. п., а также тексты с иным содержанием, запрещенным законодательством.
Главный приз — $10 000. 5 поощрительных премий по $500. Произведения лауреата, призеров и номинантов издаются за счет издательства.
Сроки приема работ - до 10 сентября 2016 года.
Сайт конкурса: www.strelbooks.com/action

РАДУГА

Российско-итальянская литературная премия «Радуга» учреждена в 2010 году Литиститутом им. А. М. Горького и веронской некоммерческой ассоциацией «Познаём Евразию».
Конкурс проводится по двум номинациям: «Молодой писатель» и «Молодой переводчик». Участие в нем могут принять граждане РФ в возрасте от 18 до 35 лет. К участию допускаются рассказы и переводы на русский язык, не публиковавшиеся ранее (в том числе в интернете) и не представлявшиеся на другие конкурсы, объемом не более 10 тысяч знаков с пробелами.
Размер премии в номинации «Молодой писатель» - 5000 евро, в номинации «Молодой переводчик» - 2500 евро.
Лучшие работы, по пять от России и от Италии, публикуются в литературном альманахе премии «Радуга».
Помимо прочего, лауреаты премии ежегодно отправляются в «творческую командировку» в другую страну. В 2013 году итальянцы проехали по городам Центрального региона, в 2014-м российские писатели путешествовали по Северной Италии, в прошлом году итальянцы странствовали по известным .

В 2015 году на конкурс было подано 466 заявок из 27 провинций Италии и 16 регионов России, победителями стали всего . Рассказ одной из победительниц премии — Амбры Симеоне — можно прочитать на нашем сайте, перейдя .
Срок подачи произведений в 2016 году закончился 20 января .
Положение о премии: на сайте и Банка Интеза .

РУКОПИСЬ ГОДА

«Рукопись года» — первая в России премия, которая рассматривает не опубликованные произведения, а рукописи — оригинальные авторские тексты. В конкурсе участвуют рукописи только молодых, ранее не издававшихся, авторов. Премия учреждена издательством «Астрель-СПб» (АСТ) в 2009 году.

Гран-при 2015 года получила молодая петербургская писательница Софья Яновицкая. Ее наградили дипломом лауреата, ценным призом и главное — правом на издание рукописи на гонорарной основе в одном из ведущих издательств России — . «Лучшей детской книгой» признали произведение Маши Рупасовой .
В 2016 году прием заявок проводился до 10 апреля .
Сайт премии: www.astrel-spb.ru/premiya-qrukopis-godaq.html

БЕЛЯЕВСКАЯ ПРЕМИЯ (ПРЕМИЯ АЛЕКСАНДРА БЕЛЯЕВА)
Ежегодная российская литературная премия, присуждаемая за научно-художественные и научно-популярные произведения, существует с 1990 года. Названа в честь русского советского писателя-фантаста Александра Романовича Беляева, но отказалась от приема фантастических произведений в пользу просветительской литературы. Премией награждаются писатели, переводчики, литературные критики, а также издательства, бумажные и сетевые периодические издания. Премия не имеет денежной составляющей, она состоит из нагрудной медали и диплома (для дважды лауреатов - настольной медали и диплома; для трижды лауреатов - серебряной нагрудной медали и диплома), вручаемых от имени Оргкомитета Беляевской премии, Совета по фантастической, приключенческой и научно-художественной литературе и Союза писателей Санкт-Петербурга.
На соискание премии может быть выдвинуто произведение любого автора, живущего в Российской Федерации или за её пределами, если оно написано и издано на русском языке.

Со списком лауреатов 2015 года можно ознакомиться .
Сайт премии и фестиваля Беляева: белфест.орг

ПРЕМИИ ДЛЯ ПЕРЕВОДЧИКОВ

ЧИТАЙ РОССИЮ/READ RUSSIA

Единственная российская премия за лучший перевод произведений русской литературы на иностранные языки. Учреждена при поддержке Президентского центра Бориса Ельцина, Института перевода и Роспечати в составе одноименного проекта, направленного на популяризацию и распространение русской литературы за границей.
В 2016 году премия будет присуждена за перевод произведений русской литературы на следующие языки мира: английский, арабский, испанский, итальянский, китайский, немецкий, польский, французский, японский. На конкурс принимаются переводы, опубликованные зарубежными издательствами в 2014 и 2015 годах.
Победители премии получают специальные дипломы и медаль, а также денежное вознаграждение в размере 5000 евро для переводчика и 3000 евро в виде гранта для издательства на покрытие расходов на перевод другого произведения русской литературы.РОССИЯ - ИТАЛИЯ. СКВОЗЬ ВЕКА

Международная литературная премия присуждается за лучший перевод с русского языка на итальянский и вручается как переводчику, так и издателю за произведения, опубликованные в течение последних двух лет. Учреждена в 2007 году по инициативе Фонда Ельцина. С 2010 года официальный партнер премии - Президентский центр Ельцина. Главный приз — бронзовая раскрытая книга работы скульптора Виктора Крючкова в кожаном кофре и денежное вознаграждение, которое получают переводчик и издатель.

В 2015 году главной премии была удостоена Орнелла Дискаччати за перевод романа Платонова «Чевенгур», также премию и диплом за переводческий дебют Джакомо Фони за перевод книги Николая Бердяева «Философия неравенства. Письма недругам».
Страница премий для переводчиков на сайте Президентского центра Ельцина .

ПРЕМИЯ ГОРЬКОГО

Международная литературная премия Горького учреждена в 2008 году региональным общественным фондом Черномырдина, ассоциацией «Премия Горького» и муниципалитетом города Капри с целью поощрения и развития творческой деятельности в области художественной литературы и литературного перевода России и Италии. Премия Горького вручается по двум основным номинациям — «Писатели» и «Переводчики». Список произведений, предлагаемых к рассмотрению членам жюри, состоит из работ в жанре крупной прозы (роман, повесть), опубликованных в переводе (соответственно, на русском или итальянском языке) в течение двадцати лет, предшествующих году проведения конкурса.
Номинантами премии попеременно становятся российские и итальянские литераторы.
О можно прочитать у нас на портале.
Сайт премии: www.premiogorky.com

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НОВАЯ ДЕТСКАЯ КНИГА

Учреждена в 2009 году детским издательством «Росмэн». В первую очередь — для поиска новых авторов. В связи с этим — допускает и поощряет самовыдвижение. В жюри премии входят в основном сотрудники «Росмэна» и издающиеся в нем авторы. Предусмотрены три категории - для возрастов 2–8 лет и 10–16 лет, а также (для художников). Главным призом конкурса является контракт с «Росмэном» на издание книги-победителя. Впрочем, редакторы порою берут в работу произведения из шорт- и лонг-листа.

КНИГУРУ

Всероссийский конкурс на лучшее литературное произведение для детей и юношества, организуемый Центром поддержки отечественной словесности (который проводит премию «Большая книга»). «Книгуру» — единственный конкурс в мире, на который принимаются как художественные, так и познавательные произведения, а окончательное решение принимает открытое жюри, состоящее из читателей в возрасте от 10 до 16 лет.
Победитель получает 500 000 рублей, обладатели второго и третьего места — 300 000 и 200 000 рублей соответственно.

КОРОТКОЕ ДЕТСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Конкурс, организованный в 2010 году издательством «Настя и Никита». Проводится дважды в году - весной и . За шесть лет по результатам конкурса было опубликовано восемнадцать книг.
себя в роли детского писателя может любой желающий в возрасте от 18 лет. Для этого необходимо до 1 апреля 2016 года зарегистрировать произведение на сайте конкурса. Конкурс проводится в трех номинациях: художественные тексты для детей (сказки и рассказы), познавательные тексты для детей (книги-путешествия, знания, биографии) и «Записки натуралиста» (художественная и познавательная проза для детей о русской природе).
Сайт конкурса: www.litdeti.ru/pravila

Об этих и других детских конкурсах можно почитать .

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png