Виталий Мефодьевич Соломин – известный актер театра и кино, прославившийся благодаря роли доктора Ватсона в сериале «Шерлок Холмс». Соломин был образованным, многогранным человеком, пробовал себя в качестве режиссера, снял фильм «Охота» и на него же поставил спектакль.

Несмотря на многочисленные роли в кино, все же был приверженцем театра. Он с легкой грустью в голосе говорил, что завидует актерам, которые ушли из жизни прямо на работе. Эта участь постигла и знаменитого артиста – играя на сцене в спектакле, у него случился инсульт, месяц Виталий Мефодьевич пытался выкарабкаться, однако врачи не смогли его спасти и в мае 2002 года «доктора Ватсона» не стало.

Рост, вес, возраст. Годы жизни Виталия Соломина

Весил «доктор Ватсон» 75кг при росте 1 метр 89 сантиметров – такой был у него рост, вес, возраст. Годы жизни Виталия Соломина проходили в городе Москва, куда он последовал вслед за старшим братом получать высшее образование, потом начал работать, женился - и навсегда остался в столице.

Виталий Соломин фото в молодости и сейчас доказывают, что если в юности человек увлекался спортом (мальчик посещал все спортивные секции родного городка) при небольшом усилии, можно остаться подтянутым, с хорошей фигурой на долгие годы.

Биография Виталия Соломина. Причина смерти. Похороны

Биография Виталия Соломина. Причина смерти. Похороны – все это интересует многочисленных поклонников творчества актера, так рано ушедшего из жизни. Родился театрал в городе Чита, в семье музыкантов. Его отец – Мефодий Викторович Соломин и мать – Зинаида Ананьевна Рябцева видели сына известным пианистом. Однако ни Виталий, ни его старший брат – Юрий Мефодьевич Соломин не пошли по стопам своих родителей. В силу своего маленького возраста, еще неизвестно какую профессию выберут внуки Соломина – Кирилл и Федор.

Получив среднее образование, Виталий переезжает в Москву и поступает там в театральное училище, где, в свое время, получал знания его брат Юрий. На втором курсе Виталий начинает играть в Малом театре. Лишь однажды Виталий Мефодьевич покинет стены родного театра, но потом все равно спустя два года возвращается в театр, который стал для него вторым домом.

Жизнь актера оборвалась в 2002 году – в одной из московских клиник, куда его доставили прямо из театра. Виталий Соломин страдал гипертонией, во время спектакля у него произошло кровоизлияние в головной мозг, после чего он впал в кому, иногда приходя в себя, но так и не смог поправиться.

Фильмография: фильмы с участием Виталия Соломина в главной роли

Фильмография актера начинается с его дебютной роли в фильме «Улица Ньютона, дом 1», потом вышел фильм «Женщины», где Виталий Мефодьевич сыграет роль Евгения. Более широко Соломин стал известен после ролей, которые он сыграл в фильмах режиссера Масленникова: «Зимняя вишня», «Пиковая дама» и, конечно же, всеми полюбившийся «Шерлок Холмс». В фильме «Пан или пропал» Соломин сыграл свою последнюю роль – Лехи Кшижановского.

В общей сложности актер сыграл более чем в пятидесяти картинах в кино и еще большее количество ролей в театре.

Личная жизнь Виталия Соломина

Личная жизнь Виталия Соломина была тесно связана с его актерской деятельностью. После роли Ватсона, Виталий Мефодьевич приобрел себе друга на всю жизнь, в лице его напарника Василия Ливанова, который играл Шерлока. Кстати это его друг Игорь Масленников попросил сниматься Виталия в своих фильмах.

Народный артист любил жизнь во всех ее проявлениях: Виталий Соломин и его женщины с удовольствием катались зимой на санках и коньках, устраивали незапланированные праздники дома, любили свою собаку Ромку, которая приобреталась для младшей дочери, но была до последнегопредана хозяину.

Похоронен великий актер на ваганьковском кладбище, участок номер двадцать четыре.

Семья Виталия Соломина

Семья Виталия Соломина – это любимые дочери и жена. Супруга рассказывала, что, несмотря на занятость Виталия на работе, он все свое свободное время, каждую минутку старался уделить своим родным. Дочери, вспоминая детство, говорят, что отец был немного вспыльчивым человеком, но быстро отходил и потом всячески пытался загладить неприятную ситуацию.

Друзья и коллеги обожали Соломина, так как он был открытым, отзывчивым человеком, который всегда старался протянуть руку помощи, если кто-то нуждался в этом. А еще артист любил принимать гостей дома. Однажды, чтобы в дождливый и от этого тоскливый день поднять близким людям настроение – устроил повторное празднование Нового года - весной.

Дети Виталия Соломина

Дети Виталия Соломина появились на свет во втором браке народного артиста. Старшую дочь Анастасию и супругу забрали из роддома в 1973 году, а спустя одиннадцать лет, родилась младшая дочь Елизавета. Дочери Виталия Соломина признательны отцу, что он привил им любовь к искусству, часто брал их на спектакли. Они любили проводить время с Виталием Мефодьевичем, так как он всегда мог выслушать их, пожалеть, дать толковый совет в случае необходимости.

Виталий Соломин обожал своих внуков: Кирилла и Федора. Ради Кирилла он приобрел старую дачу, обустроил сарай с инструментами так, чтобы показывать и учить Кирилла пилить, рубать, стругать. А чтобы ребенок на наглядном примере понял, как прорастают и созревают овощи - дедушка с ним построил парник, хотя до этого не особо получал удовольствие от ковыряния в земле.

Дочь Виталия Соломина – Анастасия

Дочь Виталия Соломина – Анастасия родилась через четыре года после свадьбы родителей. Старшая дочь сейчас работает в коллективе Игоря Моисеева, окончив ранее школу, расположенную при его ансамбле.

В подростковом возрасте Настя не воспринимала себя как творческую личность, не хотела идти по стопам знаменитого отца. Ей нравилось делать прически, укладки, а в роли модели была не игрушечная голова куклы – а любимой бабушки Зины (матери отца). Зинаида Ананьевна обожала внучек, поэтому они без зазрения совести пользовались этим фактом.

Дочь Виталия Соломина – Елизавета

Дочь Виталия Соломина – Елизавета – как и ее знаменитый отец, сейчас благодаря прирожденному таланту и упорству– снимается в кино, пробует себя в роли продюсера. Вышла замуж за Орлова, который тоже связан с миром кино – он довольно знаменитый режиссер.

В детстве Лиза хотела стать кем угодно, только не человеком, который будет играть на сцене. В начальных классах девочка была маленького роста – комплектовала по этому поводу. Стеснялась принимать участие в каких-либо концертах, выступать перед огромным количеством людей. Виталий Мефодьевич, узнав о проблеме дочери – всячески старался ее приободрить и поддержать.

Бывшая жена Виталия Соломина – Наталия Рудная

Бывшая жена Виталия Соломина – Наталия Рудная – по роду деятельности тоже была актриса кино. После их встречи, молодые люди поняли – это любовь с первого взгляда. Пара встречалась чуть больше одного года, а в 1963 году расписались и сыграли студенческую свадьбу. Но их брак продержался совсем недолго. Как это довольно часто бывает с молодыми людьми - каждый со своими амбициями, нежеланием уступать второй половинке даже в мелочи – все это привело к разводу. После расставания, бывшие супруги, никогда больше не виделись: ни на сцене, ни в повседневной жизни.

Виталий Соломин, очевидно, так разочаровался в семейной жизни, что даже дал сам себе обещание никогда в жизни больше не жениться. Однако судьба распорядилась по другому, и на своем жизненном пути, великий актер все-таки повстречал женщину, которой удалось растопить лед в его сердце.

Жена Виталия Соломина – Мария Леонидова

Жена Виталия Соломина – Мария Леонидова – женщина, с которой режиссер прожил долгую, счастливую жизнь. Они познакомились на пробах кинофильма, понравились друг другу, начали встречаться. Девушка была намного младше Виталия, и он, дабы не упустить свою любовь – женился на студентке текстильного института.

Соломин запретил жене выступать в театре и сниматься в кино – да она сильно и не сопротивлялась такому решению мужа. И все же, она сыграла пару ролей вместе с Виталием Мефодьевичем. Ради своего любимого мужа, Мария терпела постоянные упреки со стороны своей свекрови – матери Соломина и даже смогла найти к ней подход.

После смерти мужа, Мария Соломина, чтобы хоть как-то отвлечься от своего горя начала заниматься декором квартир.

Википедия Виталия Соломина

Википедия Виталия Соломина содержит в себе достоверные факты о жизни и причине смерти. Также можно увидеть все его актерские, режиссерские и сценарные работы.

Примечательно, что все актеры, которым посчастливилось играть на одной сцене или в кино с талантливым Виталием – отзываются о нем только с положительной стороны. Соломин был очень обязательным человеком и порой от этой черты его характера, руководство театра «хваталось за голову»: если вовремя не заплатить артисту гонорар – он мог не выйти на сцену и больше вообще не играть под их руководством.Статья найдена на alabanza.ru

Величайший советский и российский актер театра и кино, режиссер, сценарист.

Виталий Соломин. Биография и творческий путь

Виталий Мефодьевич Соломин родился 12 декабря 1941 года в Чите в семье преподавателей музыки - Зинаиды Рябцевой и Мефодия Соломина , потому под руководством родителей обучался игре на фортепиано. В 1959 году, по окончании читинской школы, перебрался в Москву и поступил в Высшее театральное училище имени Щепкина, где как раз отучился уже его старший брат Юрий Соломин , ставший впоследствии не только актёром и режиссёром, театральным педагогом, но и худруком Государственного академического Малого театра России.

На одном курсе с Виталием учились Олег Даль («Король Лир », «Женя, Женечка и «Катюша », «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил »), Михаил Кононов («Гостья из будущего », «Первый троллейбус », «Большая перемена ») и Виктор Павлов («Операция «Ы» и другие приключения Шурика », «Место встречи изменить нельзя », «Одиноким предоставляется общежитие »). К слову, став второкурсником, Соломин начал получать приглашения на участие в постановках Малого театра, а уже с 1963 года вошел в его труппу в качестве актера.

На сцене Малого театра он исполнил множество центральных ролей классического репертуара. В 1977 году за роль в спектакле «Любовь Яровая» удостоился Золотой медали имени А. Попова. Среди его работ также Чацкий в «Горе от ума», Протасов в «Живом трупе», Астров в «Дяде Ване», др.

С 1970-х годов Виталий Мефодьевич занялся режиссурой. Так, он поставил «Живой труп» Л. Толстого, «Мой любимый клоун» по повести Василия Ливанова. В 1986-м на некоторое время перешёл в Театр имени Моссовета, сыграв там в постановке «Печальный детектив», а в декабре 1988 года вернулся обратно в Малый театр и создал в 1991 году «Дикарку», в 1997 году - «Свадьбу Кречинского», позже - «Иванова», др.

В кинематографе Соломин появился впервые в эпизоде молодежной ленты «Мне двадцать лет », где сыграли Николай Губенко («Они сражались за Родину », «Пароль не нужен », «И жизнь, и слезы, и любовь »), Станислав Любшин («Печки-лавочки », «Кин-дза-дза! », «Кадриль »), Марианна Вертинская («Застава Ильича », «Его звали Роберт », «Капитан Немо »), Лев Прыгунов («Трактир на Пятницкой », «Офицеры », «Сердце Бонивура »), Петр Щербаков («Город Зеро », «Зимний вечер в Гаграх », «Мы из джаза »), др.

Затем была небольшая роль в фильме «Улица Ньютона, дом 1 », в 1964 году Виталий появился в «Председателе» - двухсерийной драме Алексея Салтыкова с Михаилом Ульяновым , Иваном Лапиковым , Кирой Головко и Нонной Мордюковой . Успешным стал Соломина экранный образ, воплощенный им в фильме Павла Любимова «Женщины ». Потом артист играл в таких лентах, как «Даурия », «Старшая сестра », «Крепкий орешек », «Последние дни Помпеи », «Летучая мышь », «Сибириада », «Сдается квартира с ребенком » и др.

Весьма широко зрителю актер известен по ролям в фильмах режиссёра Игоря Масленникова , в том числе знаменитый доктор Ватсон в многосерийном телевизионном фильме (экранизации романов сэра Артура Конан Дойля ) « » (1979-1986), Томский в картине «Пиковая дама » и Дашков в «Зимней вишне ».

Телефильм про великого сыщика получил признание и на родине самого писателя Артура Конан Дойля . 27 апреля 2007 года в Москве на Смоленской набережной, напротив посольства Великобритании, был открыт памятник Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону - фактически этот монумент был сооружен в честь героев детективного фильма Игоря Масленникова , коих сыграли Василий Ливанов и Виталий Соломин .

В 1995-1996 годах Виталий Соломин попробовал себя в качестве кинорежиссёра, сняв полнометражный фильм «Охота » по своему сценарию. В картине снялись Алиса Фрейндлих , Василий Ливанов, Александр Лазарев и др.

Одна из последних актёрских киноработ Соломина - Лех Кшижановский в многосерийной приключенческой комедии «Пан или пропал » с Еленой Сафоновой , Ларисой Удовиченко , Николаем Фоменко и Сергеем Никоненко .

2004 год: национальная телевизионная премия «ТЭФИ». 1999 год: орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени - за большой вклад в развитие отечественной театральной культуры и в связи со 175-летием Государственного академического Малого театра России. 1998 год: премия правительства Москвы. 1992 год: Народный артист РСФСР - за большие заслуги в области театрального искусства. 1980 год: орден «Знак Почёта» - за большую работу по подготовке и проведению Игр XXII Олимпиады. 1977 год: Золотая медаль имени А. Д. Попова за роль в спектакле «Любовь Яровая». 1974 год: Заслуженный артист РСФСР.

Вечером 23 апреля 2002 года Виталий Соломин, страдавший гипертонией, выступал в своем последнем спектакле - «Свадьба Кречинского». Он вышел на сцену, несмотря на плохое самочувствие, и смог сыграть только первый акт. Затем актера доставили в больницу, и врачи диагностировали у него инсульт. Почти месяц артист, иногда выходя из состояния комы, провел в клинике. 27 мая 2002 года Виталия Соломина не стало . Его похоронили на Ваганьковском кладбище Москвы.

Виталий Соломин. Личная жизнь

Первой женой Виталия Соломина была актриса Наталья Рудная Осень » (1974), «Хозяйка детского дома » (1983), «Связь » (2006), с которой он познакомился в 1962 году на студенческом спектакле. В 1963 году они расписались, но их отношения просуществовали недолго. Виталий, к слову, дал зарок, что не пойдет более под венец.

Спустя годы Соломин проходил пробы для фильма «Городской романс », куда была приглашена и студентка текстильного института Мария Леонидова , которой предложили тогда попробоваться в кинематографе. Там-то Виталий ее и заметил, а потом предложил стать его женой. Свадьбу сыграли 28 октября 1970 года. Мария взяла фамилию мужа, которому родила двух дочерей: Анастасию - в 1973 году и Елизавету - в 1984 году.

Младшая из них впоследствии пошла по стопам родителей, связав свою жизнь в том числе и с кинематографом (режиссер и сценарист фильма «Сказка. Есть»). Лиза вышла замуж за режиссёра Глеба Орлова («Поддубный », «Наша Russia: Яйца судьбы »).

Виталий Соломин (из интервью 1999 года): С женой мне повезло. Она любит то, что я делаю. Гордится этим, считает, что у меня много еще неосуществленного. Очень переживает, что в Малом театре все происходит таким образом, что я оказываюсь ненужным. Волновалась и за «Сирену и Викторию»: дожидалась, пока мы не выпустим этот спектакль, не говорила, что у нее проблемы со здоровьем. У нее образовался тромб на ноге, а как закончен был спектакль, в тот же день мы отправились в больницу. Ей тут же сделали операцию, потому что дольше медлить было нельзя.

Виталий Соломин. Театральные работы

1963 Роберт - «Нас где-то ждут»
1963 Петр - «Иванов» А. П. Чехов
1964 Мистер Беркли - «Веер леди Уиндермир» О. Уайльд
1964 Каули - «Человек из Стратфорда» С. Алешин
1965 Чино - «Украли консула» Г. Мдивани
1965 Зимин - «Дачники» М. Горький
1966 Грант - «Человек бросает якорь» И. Касумов
1966 Борис Ермаков в молодости - «Твой дядя Миша» Г. Мдивани
1970 Василий Курбатов - «Эмигранты» А. Софронов
1971 Нелькин - «Свадьба Кречинского»
1971 музыкант - «Умные вещи» С. Я. Маршак
1973 Ипполит - «Не всё коту масленица» А. Н. Островского
1974 Куликов - «Летние прогулки» А. Салынский
1975 Чацкий - «Горе от ума» А. Грибоедова
1977 Фиеско - «Заговор Фиеско в Генуе» Шиллера
1977 Швандя - «Любовь Яровая» К. А. Тренёва
1978 Франкер - «Мамуре» Ж. Сарман
1982 Хлестаков - «Ревизор» Н. Гоголя
1983 Сергей Синицын - «Мой любимый клоун» В. Ливанова
1984 Протасов «Живой труп» Л. Н. Толстого
1987 Сошнин - «Печальный детектив» В. Астафьев
1989 Лоренс Шеннон - «Ночь игуаны» Т. Уильямса
1990 Ашметьев - «Дикарка» А. Н. Островский и Н. Я. Соловьёв
1993 Астров - «Дядя Ваня» А. П. Чехов
1997 Кречинский - «Свадьба Кречинского» (мюзикл А. Колкера по мотивам пьесы А. В. Сухово-Кобылина)
2001 Иванов - «Иванов» А. П. Чехова

Виталий Соломин. Фильмография

Актер

2003 Пан или пропал (Лешек Кшижановский, последняя работа в кино)
2002 Казус Белли / Casus Belli (Михаил, главная роль)
2002 За кулисами (Ерошин)
2001 С новым счастьем! - 2 (Костя Куропатов)
2001 Остановка по требованию - 2 (следователь Ищенко)
2000 Воспоминания о Шерлоке Холмсе (Доктор Ватсон, главная роль)
1998 Тесты для настоящих мужчин (друг Алексея)
1995 Зимняя вишня (сериал) (Вадим Дашков, главная роль)
1993 Пленники удачи (Седой, главная роль)
1993 Дядя Ваня (фильм-спектакль) (Михаил Львович Астров)
1992 Чёрный квадрат (Константин Меркулов, главная роль)
1992 Сны о России (Шелехов)
1992 Мы только знакомы
1991 Ночь игуаны (фильм-спектакль) (Лоренс Шеннон, главная роль)
1990 Рогоносец (главная роль)
1990 Зимняя вишня - 2 (Вадим Дашков, главная роль)
1989 Светик (Каратыгин, главная роль)
1988 Гражданский иск (Афанасий Черебец)
1986 Он, она и дети (главная роль)
1986 Мой любимый клоун (фильм-спектакль) (Сергей Синицын)
1986 55 градусов ниже нуля (Коновалов, главная роль)
1985 Ревизор (фильм-спектакль) (чиновник Хлестаков)
1985 Искренне Ваш (Паша Добрынин, главная роль)
1985 Зимняя вишня (Дашков)
1984 Предел возможного (Игнат Ремез, главная роль)
1983 Молодость, выпуск 5-й (киноальманах) (Ключарёв, главная роль)
1983 Возвращение с орбиты (Вячеслав Мухин, главная роль)
1982 Человек, который закрыл город (Крот, главная роль)
1982 Пиковая дама (Томский)
1982 Летние прогулки (фильм-спектакль) (Борис Куликов, главная роль)
1982 Бой на перекрестке (офицер)
1981 Сильва (граф Кончиану, главная роль)
1980 Кто заплатит за удачу (Сергей Кусков, главная роль)
1980 Заговор Фиеско в Генуе (фильм-спектакль) (Фиеско, главная роль)
1979-1986 Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона (доктор Ватсон, главная роль)
1979 Мамуре (фильм-спектакль) (Франкер)
1978 Сибириада (Николай Устюжанин, главная роль)
1978 Сдается квартира с ребенком (Виктор Рыбаков)
1978 Не всё коту масленица (фильм-спектакль) (Ипполит, главная роль)
1978 Летучая мышь (Фальк, главная роль)
1977 Прыжок с крыши (Кирилл Косичкин, главная роль)
1977 Горе от ума (фильм-спектакль) (Александр Андреевич Чацкий)
1976 Вишнёвый сад (фильм-спектакль) (Яша)
1975 Свадьба Кречинского (фильм-спектакль) (Нелькин)
1975 Мальчик со шпагой (Олег Московкин)
1974 Дом Островского (фильм-спектакль) (Ипполит)
1973 Открытие (Юрышев / Каточкин)
1972 Страница жизни (фильм-спектакль) (Борис, главная роль)
1972 Последние дни Помпеи (студент Степанов)
1972 Вот моя деревня (директор школы)
1971 У нас на заводе (Николай Старков)
1971 Расскажи мне о себе (Пименов, главная роль)
1971 Даурия (Роман Улыбин)
1970 Солнце на стене (фильм-спектакль) (Ястребов, главная роль)
1970 Салют, Мария! (Сева Чудреев)
1970 Впереди день (Разоренов, главная роль)
1969 К новым берегам (фильм-спектакль) (Модест Мусоргский, главная роль)
1969 Зинка (короткометражный)
1967 Случай в гостинице (фильм-спектакль) (худой)
1967 Происшествие, которого никто не заметил (Анатолий)
1967 Крепкий орешек (Иван Грозных, главная роль)
1967 Бабье царство (Костя Любенцов)
1966 Старшая сестра (Кирилл, главная роль)
1965 Любимая (Володя Левадов, главная роль)
1965 Женщины (Женя Беднов)
1964 Председатель (Валёжин)
1963 Улица Ньютона, дом 1 (Боярцев)
1962-1964 Мне двадцать лет

Озвучивание
1997 Дон Кихот возвращается
1982 Остров сокровищ

Вокал
1982 Предел желаний (песня на стихотворение Б. Пастернака «Свидание»)
1981 Дорогие мои москвичи (песня «Была война»)

Режиссер
2003 Свадьба Кречинского (фильм-спектакль)
1994 Охота
1991 Ночь игуаны (фильм-спектакль)
1986 Мой любимый клоун (фильм-спектакль)

Сценарист
1994 Охота

Архивные кадры
2007 Обидеть королеву. Вия Артмане (документальный)
2007 Звездная любовь Виталия Соломина (документальный)
2006 Как уходили кумиры (документальный)
2006 Виталий Соломин
2006 Искренне Ваш… Виталий Соломин (документальный)
2002 Чтобы помнили (документальный)

    СОЛОМИН Виталий Мефодьевич - (12 декабря 1941, Чита 27 мая 2002, Москва), российский актер, народный артист Российской Федерации (1992). Брат Юрия Соломина (см. СОЛОМИН Юрий Мефодьевич). Окончил театральное училище имени М. С. Щепкина (1963). В 1963 1986 и с 1988 в Малом… … Энциклопедический словарь

    СОЛОМИН Виталий Мефодьевич - (12 декабря 1941, Чита 27 мая 2002, Москва), актер театра и кино, народный артист России (1992). Брат Юрия Соломина (см. СОЛОМИН Юрий Мефодьевич). Окончил театральное училище имени М. С. Щепкина (1963, курс Н. А. Анненкова). В 1963 1986 и с1988… … Энциклопедия кино

    Соломин, Виталий Мефодьевич - Род. 1941, ум. 2002. Актер театра и кино, режиссер. Выпускник театрального училища им. Щепкина (1963). Работал в Малом театре (1963 1986, 1988), Московском театре им. Моссовета (1988). В кино с 1963 г. Фильмы: Женщины" (1964), "Старшая… … Большая биографическая энциклопедия

    Соломин, Виталий Мефодьевич - Виталий Соломин. СОЛОМИН Виталий Мефодьевич (1941 2002), актер. Брат Ю.М. Соломина. В 1963 85 и с 1988 в Малом театре. Работал также в московских театрах имени Моссовета, Детектив. Исполнял комедийные, характерные и драматические роли, наделяя… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    СОЛОМИН Виталий Мефодьевич - (р. 1941) российский актер, народный артист Российской Федерации (1982). В 1963 86 и с1988 в Малом театре. Играл в спектаклях: Дядя Ваня, Горе от ума, Не все коту масленица, Свадьба Кречинского и др. В 1988 в спектакле Московского… … Большой Энциклопедический словарь

    СОЛОМИН Виталий Мефодьевич - (р. 12.12.1941), советский актёр. Заслуженный артист РСФСР (1974). С 1963, по окончании Театрального училища им. Щепкина, в Малом театре. В кино с 1963. Соломин обладает комедийным и драматическим дарованием. Созданные им характеры проникнуты… … Кино: Энциклопедический словарь

    Соломин Виталий Мефодьевич - … Википедия

    Соломин, Юрий Мефодьевич - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Соломин. Юрий Соломин … Википедия

    Виталий Мефодьевич Соломин - Виталий Соломин Виталий Мефодьевич Соломин Виталий Соломин в фильме «Летучая мышь» Имя при рождении: Виталий Мефодьевич Соломин Дата рождения … Википедия

    Соломин, Виталий - Виталий Соломин: Соломин, Виталий Иванович (род. 1928) советский и российский академик. Соломин, Виталий Мефодьевич (1941 2002) советский и российский актёр театра и кино, народный артист России. Соломин, Виталий Петрович … … Википедия

В новогодние каникулы показывают многие славные советские фильмы. Вот и двухсерийная музыкальная кинолента «Летучая мышь» (Ленфильм, 1979, реж. Ян Фрид) пришлась весьма кстати. Юрий и Виталий Соломины, замечательные Максакова и Удовиченко, Шурик – Александр Демьяненко в эпизодической роли, Филиппов, Ольга Волкова (стрельба глазами), Олег Видов, еще не эмигрировавший в Штаты, Весник, Дмитриев, Светин…

Фальк - в "Летучей мыши"

Многих из этого великолепного актерского ансамбля уже нет с нами. Как и одного из главных героев ленты – Виталия Мефодьевича Соломина. Жизнь мне подарила две встречи с этим глубоким человеком и актером. В прошлом декабре ему бы исполнилось 70 лет…

***
Когда я договаривался об интервью с Виталием Соломиным (это было самое начало мая 1999 года), он предложил мне приехать рано утром в аэропорт, где собирался проводить Ирину Розанову, игравшую у него и вместе с ним в антрепризном спектакле «Сирена и Виктория» (обкатка до премьеры в Москве). Дело в том, что гримерку Ирины накануне, во время спектакля в латвийском Художественном театре, в антракте навестил вор под видом электрика - к счастью, унес только деньги, но не документы… Поэтому Виталий Мефодьевич во избежание недоразумений решил проводить удрученную актрису на рейс лично. Мы проговорили некоторое время за чашкой кофе в аэропорту, проводили Ирину, и Соломин, поняв, что я настроен на серьезный разговор, пригласил меня продолжить его уже в гостиничном номере. Мы возвратились в Ригу и проговорили около двух часов. Предлагаю фрагменты нашей беседы, набранные мною по сохранившейся вырезке из рижской газеты «СМ». В Интернете, понятное дело, этого интервью до сих пор не было…

Proficinema.ru

НОВЫЕ РУССКИЕ

Виталий Мефодьевич, в отличие от антрепризных спектаклей, где обходятся одной тумбочкой или надувным матрацем для создания интерьера, у вас очень богатые декорации, не говоря уже о прекрасных актерах. Расписанные свисающие с потолка ткани, стол и кресла, которые по ходу действия « со смыслом» вдруг взмывают вверх…

Зритель соскучился по настоящим декорациям, расписанным задникам. У нас центральная героиня – «новая русская». Сама по себе тема для меня скучная. Мне совсем неохота разбираться, что это такое, кто это придумал. Но тем не менее мы попытались придумать, как может выглядеть квартира нувориша. Ведь по тексту наша новая русская живет почти на самой Красной площади. От буквальной символики – светящихся звезд на заднике – мы решили, в конце концов, отказаться. А для создания образа придумали парящие в воздухе стол и кресла – уж такого, наверное, точно ни у кого нет.

По ходу спектакля к тому же все постоянно пьют из кубков – разных, случайных. Я в жизни такого человека встречал, хотя подобный идиотизм есть везде, в любой стране. Когда деньги начинают главенствовать, все уродство и вылезает. А люди интеллигентные, ученые – они не приспособлены к этому. Поэтому когда одна из героинь пытается приспособиться, то сразу теряет в уровне, как, кстати, все уезжающие за границу.

Вот этот идиотизм есть и в спектакле, когда доктор наук стрижет фокстерьеров. Но у нашей новой русской, с ее природным нахальством и отсутствием образования и культуры, не все потеряно.

Хорошо, что вы не сделали ее полной идиоткой…

Так в этом смысл. Она становится чуть другой от общения с умными людьми. Это вселяет надежду. Поэтому нам надо всем напрячься и сделать такое же маленькое движение друг к другу. В этом весь смысл жизни. Тем более для России, когда сейчас всеми средствами воспитывается страх друг перед другом, враждебность, неуважение. Когда государство обманывает, постоянно оскорбляет народ, унижает его нищенством, озлобляет.

Но, к счастью, в отличие от вашего героя, вы фокстерьеров не стрижете…

Вообще, надо бы актеру национального театра нигде больше не работать, все силы отдавать лишь своему делу. Тем более, что впереди остаются считанные годы…

(Как страшно и пророчески это звучит сейчас! Заслуженный артист РСФСР и народный артист России Виталий Мефодьевич не скрывал горечи, обиды на театр и брата – художественного руководителя Малого театра – Авт.)

Юрий Соломин и Виталий Соломин rusactors.ru

Когда ты тридцать с лишним лет проработал в этом театре, у тебя должны быть определенные планы на несколько лет. Чтобы готовиться к серьезным ролям, чего, увы, не существует. Очень хочется сделать спектакль в Малом театре. Но два года на все мои предложения не отвечают. Никаким образом. Такое своего рода хамство. Но я в таком возрасте, что на них не обижаюсь.

Театр мне предложил поставить только один спектакль – «Свадьбу Кречинского» (Виталий Соломин скончался в Москве 27 мая 2002 года от инсульта, случившегося с ним 24 апреля на сцене в первом акте «Свадьбы Кречинского» - Авт.). Теперь два года опять стою, как будто мне 20 лет. Придется вернуться к тому, с чего начинал, - делать самостоятельную работу, вне планов, вне времени. Понимаю, что при этом не будут учитывать занятость актеров у меня, а может, и специально выдергивать их на другие спектакли. Ну, найду что-нибудь похитрее. Но мне очень не хочется искать деньги. Я уже этим занимался для того же «Кречинского» и для фильма…

- …«Охота»?

Да. Но думаю, что кончится все тем, что я найду деньги на спектакль, и тогда можно будет заняться плановой работой. У меня есть пьеса, которую я очень хочу поставить. Я не могу долго ждать, иначе по возрасту не сыграю в этом спектакле. Не буду называть автора, но он очень непростой. Я долго – лет 20 – к этому подбирался. А теперь уже знаю.

Перед тем, как я начинаю репетировать, у меня уже весь спектакль сочинен, я могу его рассказать, проиграть все роли, чтобы знать, как сделать, чтобы это было интересно, чем можно удивить в этой пьесе, найти то новое, из-за чего стоит ее делать.

Возвращаясь к антрепризе. Почему вы обратились именно к пьесе Галина?

Один пожилой режиссер, работавший в Александринке, ему сейчас 90 (это мой тесть), мне как-то посоветовал: «Виталик, обрати внимание, это хорошая пьеса!» Он до сих пор все пьесы читает и перелопатил, кстати, больше меня. Но я не очень люблю комедии, не смеюсь, когда их читаю. Мне и «Двенадцать стульев» не смешно – так дочитать и не смог.

Галина сперва тоже проскочил. Потом перечитал, стал перепроверять на близких. У жены, кстати, очень хороший вкус. Ей пьеса понравилась. Она мне сказала: «Я вначале так смеялась, а потом заплакала.» Вот это для меня было решающим. Тогда я в третий раз взялся за «Сирену и Викторию» и увидел, как можно все сделать, каких артистов пригласить, чтобы было не только смешно, но и со смыслом.

А вы не сомневались, когда приглашали на роль Ларису Удовиченко, прежде в театре никогда не игравшую?

Дело в том, что я работал с ней во многих кинофильмах. Не сомневался, что у нее получится. Хотя существует закономерность, что киноактеры, приходящие на работу в театр, тускнеют, теряются. Поэтому мы репетировали полгода, не спеша, пока Лариса все не прочувствовала. Но у нее самой есть вкус именно к Малому театру, ей нравится, как здесь говорят, как речь – она наполненная, не собачья, когда нет гласных. А в гласных весь смысл.

Лариса очень хотела сыграть на сцене и многое для этого освоила. Она и в кино необыкновенно индивидуальна – с романтической хрупкой внешностью и при этом весьма прагматична. Вот и в спектакле она очень расчетливо как актриса строит свою роль. Это редкое соединение – и лиричности, и комедийности, и даже фарсовости, что есть у нее и в киноработах. У Ларисы очень большой диапазон, и актрис такого плана очень мало.

Лариса Удовиченко и Виталий Соломин в фильме "Летучая мышь"

Повезло и с Розановой. Я никогда с ней не работал и очень рад тому, что вместе с продюсерской группой не ошибся. Ведь могут быть и глубина, и сила характера, а юмор отсутствовать. Ира владеет и тем и другим.

А как складываются ваши творческие, да и не только, отношения с Юрием Мефодьевичем – по-братски или?..

Об этом я не хотел бы говорить, потому что он как раз и является руководителем Малого театра.

Когда же было легче: когда брат был министром культуры или сейчас?

Мне все равно, кем он когда становится. Потому что я всю жизнь живу сам по себе, вообще ни от кого не завишу. Конечно, каждый актер мечтает, как женщина, чтобы его заметили. У меня были очень сложные отношения с Михаилом Ивановичем Царевым, который руководил Малым театром. Но он во мне видел актера-лидера. И, несмотря на конфликтные отношения, понимал, что Чацкого смогу сыграть только я. И срежиссировать, и сыграть. Он мне давал очень большую свободу. При нем, как ни странно, я почти весь свой репертуар сыграл.

ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ?

Кадр из знаменитой "Зимней вишни"

Чернуха в жизни, в прессе. Не потому ли таким успехом пользуются старые советские фильмы? За что боролись? Не сожалеете о том, что стояли на баррикадах в 1991-м?

Да нет, это вообще не надо сравнивать. У нас было в принципе преступное государство. Оно сейчас, правда, тоже преступное, но в другом плане.

Поменяли шило на мыло?

Что значит поменяли? Это процесс. Вдруг никто никем не становится. Из этого нашего свинства надо выйти всем. И никакой дядя Ельцин или еще кто-то один никогда ничего не сделает.

Могут быть благоприятные или неблагоприятные условия, но все же от людей зависит. Нашего даже очень богатого человека, одетого хоть от Версаче, все равно в любой загранице отличишь. У нас у всех беспокойные глаза. Но это пройдет, надо только устоять. Вот Малый театр правильную политику ведет, сохраняет классику, и зрители возвращаются, приводят своих детей, чтобы они увидели настоящую пьесу, настоящих актеров, а не эти американские боевики с фокусами и фортелями.

Вам не предлагали заняться профессионально политикой?

Я не подаю для этого никаких сигналов и надежд. Это совсем не мое дело. Мне это неинтересно. Хотя я думаю, что у каждого в жизни может наступить такой момент, когда надо будет выйти на трибуну или баррикаду и сказать: ну, хватит! И в шею погонят этих всех как будто бы профессиональных политиков. Это же совершеннейшее безобразие! Жиреют, глаза сальные, хватают квартиры, миллионные счета за границей, виллы здесь и там. Не разбазарить бы то, что еще не разбазарено. Преступно расхватали всю страну, и несколько человек качают себе состояния!

Нужно ведь систему создать экономическую, чтобы не разваливать производство и не восстанавливать его. Теперь мы, как послевоенная Германия или Япония, имеем возможность сразу сделать огромный скачок. Не восстанавливать старое, а сделать все новое, ввести новые технологии. И мы сможем выскочить из этой ямы довольно быстро.

Когда становится особенно тяжело, многие обращаются к Богу. Скажите, а вы соблюдаете какие-то церковные каноны?

Я не крещен, такие времена были, когда я родился. А дети мои крещены. Их крестный – мой ближайший друг. Я очень этому рад, у меня появилась уверенность, что, даже если меня не будет, о моих детях есть, кому позаботиться.

Для себя я давно понял, что независимо от того, веришь ты или не веришь в Бога, христианам необходимо посещать церковь. Ведь из звериного состояния человечество способно выйти благодаря тем же десяти заповедям.

Так же в стране: нужно несколько законов, которые должны выполняться, даже если ты президент. Нельзя врать, что у дочери не строится дача на Николиной горе. Там же люди живут рядом, есть строители, наконец, я сам был там и видел. Это огромный участок с семиметровыми заборами. Человек, единожды совравши, своровавши, не может пользоваться доверием. Нельзя, например, чтобы люди из охраны лагерей ГУЛага повышались в чине и вдруг становились работниками ФСБ. Надо сказать, что партия, которая 70 лет возглавляла страну, - преступная партия! Ее нужно осудить, и она не должна существовать.

Шерлок Холмс и доктор Ватсон

А вы сами были коммунистом?

Нет, никогда, чем и горжусь. Меня и обрабатывали, и хотели, чтобы я вступил в партию: мол, ведущий актер театра не может быть беспартийным. Но я ушел от этого. Мне и звания заслуженного и народного присваивали потом значительно позже, чем другим актерам моего возраста.

Где вы чувствуете себя защищенным от всего происходящего вокруг?

В нашей стране никто нигде не может себя чувствовать защищенным. Только сознание, что у меня есть друзья, позволяет более или менее чувствовать какую-то опору. Это единственное, что нас поддерживает, защищает и помогает устоять.

Семья – это другое. Семью надо защищать. И друзей, впрочем, тоже. Такая круговая порука. Есть кто-то, кто за меня пойдет, даже тогда, когда я буду неправ.

Конечно, мы собираемся с друзьями, ходим в Сандуны, выпиваем. Такой способ снять стресс, нервное напряжение, чувство страха за своих близких, за самого себя. Никто из моих друзей, высококлассных профессионалов в разных областях, не имеет запасов средств. Если, допустим, заболеешь, перестанешь работать, то нет никакой надежды выжить. Это у всех мужиков сидит в голове. Да и за свою машину страх постоянный – угонят, спалят, и ты ничего ни от кого не добьешься. Вторую купить с ходу я завтра не смогу.

НЕРОМАНТИЧНЫЙ РОМАНТИК

История вашего знакомства с супругой на съемках «Городского романса» словно сюжет из романтического кино. Вы без малого уже 30 лет вместе. Скажите, романтика в отношениях осталась или все тайны друг о друге давно известны?

Forum.xvid.ru

Я вообще не романтик. Одно дело, когда у нас роман происходил. Маша снималась в Одессе, я в Москве в это время находился. Вот я копил деньги и летел к ней в Одессу на столько, на сколько у меня хватало денег – на три, на четыре дня. Потому получалось так, что она прилетала в Москву, а наш театр отправлялся на гастроли в ту же Одессу. Оттуда я уже летал в Москву. Можно это назвать романтикой, а можно романом с ограниченными средствами. Мы начинали с того, что у нас не было жилья. Поэтому первый год она продолжала жить с родителями в Ленинграде, а я в Москве строил кооператив. Он так и не достроился, и я перевез ее в общежитие Малого театра, в котором жил. В нашей коммуналке жили еще две дворничихи и один артист, у которого на четвертом этаже в комнате стоят мотоцикл с коляской. Он его собрал сам, спустить вниз не мог, но время от времени, когда был выпивши, заводил.

Я перевел Марию в текстильный институт, перевез в Москву и в тот же день уехал в Армению на месяц на гастроли. Вот она и осталась, а там одна дворничиха матерщинницей страшной была – не то, чтобы злобная, просто других слов не знала, а мысли выражала только матом. Меня она стеснялась, и поэтому молчала вообще. А когда я уехал, моя жена наслушалась за месяц всего – 70 процентов, правда, не понимала. Потом меня спрашивала иногда прямо на улице: а что означает вот это?.. Люди резко оборачивались и не понимали, что происходит.

Мы эту очень непростую бытовую жизнь прошли вместе. Жена – художник-модельер, с внешностью идеальной лирической героини. Она одеться может лучше всех – новых, старых русских и прочих. И она, естественно, хочет этого как женщина. Но она также понимает, может ли она себе это позволить, есть у меня средства или нет.

Я работаю всегда и много. Потому что Малый театр никогда не мог меня содержать. Мизерные зарплаты, что при социализме, что при капитализме. Я там только из-за того, что это – Малый театр. Приходится постоянно работать параллельно. Это довольно тяжелый труд. Но самое главное, что и жена, и обе дочери все прекрасно понимают, очень переживают и следят за моим творчеством. Особенно когда наступает период ожидания работы, когда я ее сам себе придумываю, не сплю ночами, мучаюсь.

С женой мне повезло. Она любит то, что я делаю, она этим гордится, считает, что у меня много еще неосуществленного. Очень переживает, что в Малом театре все происходит таким образом, что я оказываюсь ненужным. Волновалась и за «Сирену и Викторию». Дожидалась, пока мы не выпустим этот спектакль, не говорила, что у нее проблемы со здоровьем. У нее образовался тромб на ноге, и как закончен был спектакль, в тот же день мы отправились в больницу. Ей тут же сделали операцию, потому что дольше медлить было нельзя.

У вас две дочери, внук – Кирилл. У старшей – Насти – своя семья, а младшая – Лиза – пока учится в школе. Кто, на ваш взгляд, продолжит актерскую династию Соломиных?

Настя уже продолжает, хоть и не напрямую. Ей 25 лет, она танцует в ансамбле Моисеева. Я думаю, она вполне могла бы быть очень хорошей актрисой, у нее природный талант. Если возникла бы возможность, я с удовольствием сделал бы спектакль или фильм, рассчитанный на Настю. Она очень артистична и одновременно комедийна. Она так точно помнит реплики и так точно показывает ту же Раневскую или каких-то знакомых! К тому же, постоянно танцуя, она сохраняет прекрасную форму. Хотя я предполагаю. Что мои недоброжелатели могут ударить по ней, если я сниму ее в главной роли – мол, проталкиваю дочь.

Младшая, в 9-м классе, она сейчас в поисках, чему себя посвятить. Пока усиленно занимается математикой.

В кругу семьи

Вы сказали: недоброжелатели. Их у вас много?

Есть, а как же без них. Сейчас московский театральный бомонд, критики вымещают на Малом театре всю накопившуюся желчь. Такое впечатление, что Малый пытаются вообще исключить из театральной жизни. Нас обходят премиями, почти не приглашают на фестивали. Подобное переносится на меня. А потом, я человек достаточно прямой в отношениях – могу и обидеть. Не люблю всякие подонистые вещи, бездарность, которая нахально лезет вперед. Многие меня поэтому побаиваются. Я могу и в лоб дать…

ЗА ДВА МЕСЯЦА ДО…

Через три года Виталий Соломин показывал в Риге премьеру другой антрепризы – спектакля «Мышеловка» с большим звездным актерским составом и традиционно богатыми декорациями, которые не у всякого стационарного театра найдешь в наличие. На фуршете после премьеры Виталий Мефодьевич смешно, оттопыривая уши, показывал своего полугодовалого второго внука Федора, рассказывал о старшем Кирилле – большом фантазере… Я тогда в конце небольшого интервью спросил у актера:

Вы поставили «Иванова» по Чехову в своем Малом театре, играете в антрепризах, взяли курс погибшего Ромашина во ВГИКе… Работа на износ?

Почему на износ? – вопросом на вопрос ответил мне великий актер. – Преподавать мне нравится. Я прихожу и вижу молодых энергичных людей, которые все хотят познать, все им интересно. Так что это – одно удовольствие. Но, конечно, на все нужны время и силы. Когда двенадцатый час беспрерывной работы идет, некоторая усталость появляется. Но пока есть силы, я буду этим заниматься. Мне это нравится…

… А через два месяца организм не выдержал таких нечеловеческих нагрузок. Виталий Мефодьевич дорвался до любимой работы, от которой его так долго отстраняли. И – надорвался…

Карен Маркарян.
(снимки из открытых источников в нете)

Среди многочисленных пар Холмсов и Ватсонов. которых за историю мирового кино набралось несколько десятков, сами англичане признают только своих собственных и... русских. Василий Ливанов и Виталий Соломин кажутся жителям туманного Альбиона "своими в доску". Но это - только на экране. В жизни же Соломин на благовоспитанного и хладнокровного англичанина похож мало. Он родом из Читы. где летом - изнуряющая жара, а зимой - такие лютые морозы, какие англичанам и не снились...


"Одно из ярких воспоминаний детства - окна в нашем доме. Между двойными рамами закладывали вату, украшенную осколками елочных игрушек. Окна не по-сибирски большие - ведь мороз там жуткий! Идешь за водой - не дай Бог ее разлить и наступить в лужу. Нога тут же примерзнет", - вспоминает Виталий Мефодьевич. Кстати, деревянный дом в Чите, где квартировала семья Соломиных, был построен для врача, приехавшего лечить ссыльных декабристов.

Когда старший брат Юрий уехал в Москву поступать в театральный, Виталию было одиннадцать лет. Вечерами он любил сидеть, положив ноги на горячую печку, с книжкой и стаканом сладкого чая. Одним из любимых писателей был, конечно, Конан Дойл. Кстати, доктор Ватсон представлялся тогда Виталию пузатым и низеньким человеком, никак не похожим на него самого - рослого и подтянутого.

Не было такого спортивного кружка в Чите, где бы не занимался Соломин-младший: волейбольная секция, баскетбольная, гимнастика, легкая атлетика, бокс... Правда, ударить человека Виталий не мог очень долго. Лет этак до сорока пяти - и то потребовался серьезный повод: лучший друг Виталия Мефодьевича хирург Евгений Матякин был смертельно оскорблен одним из московских художников. Обидчик оказался первым человеком, испробовавшим на себе силу соломинского удара правой, - и надолго запомнил это. А тогда, в Чите, Соломин колошматил исключительно боксерскую грушу, а на ринге только уходил от ударов, молча выслушивая замечания от тренера за неведение боя.

Родители - Мефодий Викторович и Зинаида Ананьевна, музыканты - мечтали сделать из сына пианиста. Пять лет Виталий барабанил по клавишам, мечтая только о том, чтобы ненавистный рояль развалился на куски. Однажды, в лютый мороз, он, держа под мышкой огромную нотную папку, -подошел к порогу музыкальной школы, и - о чудо! - дверь не открылась. Просто ее заклинило от холода. Мальчик вернулся домой совершенно счастливым и заявил, что школу... закрыли. Поняв, что в Рихтеры их сын отнюдь не рвется, родители махнули на него рукой и позволили поступать так, как ему вздумается.

Версий о том, что заставило Виталия ехать в Москву штурмовать Щепкинское училище, две. Первая - подействовал авторитет старшего брата. Вторая - решающую роль сыграл фильм "Судьба человека". Однажды Виталий забрел на дневной сеанс в кинотеатр, где кроме него оказалось только двое зрителей... "Нам троим этот фильм оказался очень нужен для решения каких-то жизненно важных вопросов. И я подумал, что очень здорово заниматься тем, что жизненно важно хотя бы для троих". Словом, Виталий отправился в Москву, напутствуемый комментарием отца: "Все правильно, сын. Падать - так с белого коня!" Почему именно в Щепкинское училище? Просто мальчик из Читы не знал о существовании каких-то других московских театров, кроме Малого, а в Малый попадают выпускники Щепкинско

го - именно так туда попал брат Юрий.

Виталий не из тех, кто мечется по жизни. Раз и навсегда влюбившись в Малый театр - с его традициями, атмосферой, наполненной присутствием нескольких великих актерских поколений, - он был верен ему и в дни громкого успеха (а успех принесли роли в спектаклях "Ревизор". "Горе от ума", "Живой труп"), и в годы затяжного простоя. Малому Соломин "изменил" лишь однажды: устав от вечных разногласий с руководством, он на два года ушел в Театр им. Моссовета. "Очень быстро я понял, что везде одно и то же. Нет никакого смысла менять свой театр на чужой", - вспоминает Соломин. Словом, когда худруком Малого в 1990 году стал Юрий Мефодьевич Соломин, Виталий Мефодьевич поддался уговорам брата и вернулся на родную сцену. И сейчас, накануне своего шестидесятилетия, не жалеет об этом, хотя новых ролей не было уже несколько лет, режиссерские работы пробиваются с трудом, а успешный мюзикл "Свадьба Кречинского", поставленный Соломиным на сцене филиала Малого театра, руководство упорно отказывается вывозить на гастроли.

Впрочем, Соломин не стал годами ждать у моря погоды. Прочитав пьесу Александра Галина "Сирена и Виктория", он нашел частную антрепризу, которая взялась организовать постановку. Уговорив киноактрису Ларису Удовиченко впервые в жизни выйти на театральную сцену и заручившись согласием Ирины Розановой, режиссер Соломин поставил спектакль "на троих актеров". Третьим, разумеется, стал он сам. Нынешним летом "Сирена" собирала аншлаги в гастрольном туре по России, а сейчас спектакль вернулся в Москву...

Шестидесятые годы принесли актеру Виталию Соломину настоящую популярность. Он прославился даже быстрее Юрия - фильмы "Женщины", "Старшая сестра" вышли раньше, чем "Адъютант его превосходительства". И нет ничего удивительного, что в партнеры по фильму "Городской романс" начинающая актриса Маша Леонидова потребовала именно его, Виталия Соломина.

Собственно, актрисой Маша тогда и не была. Ее, двадцатилетнюю студентку текстильного института, ассистентка режиссера Петра Тодоровского заприметила на улице. Тодоровскому так понравилась Леонидова, что он позволил ей самой выбрать себе партнера. Двадцативосьмилетний Соломин был обаятелен, импозантен и уверен в себе. Словом, Маше он нравился, и актерский дуэт обещал быть очень удачным. Да только Тодоровский вдруг засомневался: а не слишком ли Виталий с его открытым лицом "положительный" для этой роли? Может, нужен кто-то, в чьей внешности есть некая червоточинка? Промучившись пару недель в сомнениях, Петр Ефимович решил заменить Соломина на Киндинова - это был первый и последний случай, когда Виталия сняли с роли.

Маша страшно переживала и боялась показаться Соломину на глаза. Выручил звукооператор фильма - встретив Виталия, он сказал: "Что же ты не позвонишь Леонидовой? Она ждет!"

Тот позвонил, и первое, что услышал от нее: "Когда же мы встретимся?!" "Какая удивительная девушка! Пусть роль я потерял, но уж ее-то я не упущу", - решил он.

Ухаживал Соломин с размахом - цветы, рестораны, шумные компании и, конечно, походы в Малый театр... "Я никогда не видела такого талантливого, светского, остроумного и щедрого человека, как Виташа в то время, - рассказывает Марья Антоновна. - Правда, через год мы поженились, и тут все изменилось. Виталий оказался довольно замкнутым, иногда неделями молчал и думал о чем-то своем. Шумные компании и рестораны тоже прекратились". Но почему-то такой - погруженный в себя, сосредоточенный и угрюмый - он понравился ей еще больше. Может быть, дело в том, что Маша по своей природе очень уживчивый и понимающий человек. Недаром же Виталий, вовсе не собиравшийся жениться в ближайшие десять лет (неудачный опыт первого брака с актрисой плюс бытовая неустроенность), встретив Машу, решил: "Придется жениться сейчас. Такую мне больше не встретить".

Первый год супружества прошел в разъездах между Москвой и Ленинградом, где жила Маша. Потом она переехала к мужу - в его комнату в общежитии Малого театра. Но тут ей пришлось столкнуться со всеми прелестями коллективного проживания. В одной соседней комнате кто-то из актеров держал мотоцикл и заводил его по вечерам. В другой жила дворничиха - страшная матерщинница. Домашняя девушка Маша впервые оказалась в такой богемной обстановке. Тем более что муж, едва пристроив чемодан супруги в своем жилище, отбыл на гастроли в Ереван, Чуть не весь заработанный им гонорар ушел на междугородние переговоры - Маша растерялась и не знала, как наладить жизнь в новых условиях. Совет и поддержка Виталия требовались во всем. Впрочем, вскоре супруга актера так поднаторела в налаживании быта, что у нее появилась настоящая мания регулярно менять место жительства и перестраивать квартиры. Виталий Мефодьевич едва успевал оформлять нужные бумаги, разрешающие сломать стену или передвинуть ее, как Машу снова охватывала охота к перемене мест... Квартира на Остоженке, в которой нынче проживает семья, - шестая по счету.

Женившись на Маше, Виталий поставил ей условие: "Никакого кино!" Аргументы были такими: "Станешь сниматься - нужно будет куда-то ехать. В поездах женщин мало, а мужчины настырны. Целое купе актрисе никто не купит, а значит, чтобы я был спокоен, мне придется доплачивать за три места из своих денег. Дальше - поселят тебя в гостинице. Вечером выйти никуда нельзя - красивая женщина, одна. Да и было бы ради чего сниматься - платят копейки, а выкладываться приходится по максимуму"...

И Маша несколько лет отказывалась от режиссерских предложений. Правда, в одной из серий "Шерлока Холмса" - по рассказу "Пестрая лента" - муж все-таки разрешил ей сняться. Во-первых, на съемки они поехал

в одном купе, а во-вторых, в Ленинграде (а сериал снимался на "Ленфильме") не было нужды жить в гостинице, ведь у Маши там родители...

Спорить с Виталием Мефодьевичем бесполезно. Не тот характер. "Каменный цветок", - говорил о нем Андрон Кончаловский, снимавший Соломина в "Сибириаде". Своей категоричностью Соломин нажил немало недоброжелателей и проблем, но что поделаешь... Чуть ли не самым страшным грехом он считает... необязательность. Для организаторов театральных гастролей Соломин - настоящее наказание. Не дай Бог какие-то накладки, задержки с гонораром или что-то подобное! Он может и вообще отказаться выйти на сцену - а уж о дальнейшем сотрудничестве не может быть и речи. Не слишком гладкие отношения сложились у Виталия и со старшим братом - нынешним художественным руководителем Малого театра. Что не поделили братья, даже в театре никто точно не знает.

Меньше всего Виталий Соломин похож на своего знаменитого персонажа из "Зимней вишни" - человека слабовольного, нерешительного, склонного к вечным компромиссам. Хотя сам актер считает, что между ними все же есть нечто общее. "Любовь к двум женщинам сразу - это не так уж и ненормально, только очень тяжело". Впрочем, его собственная семейная лодка благополучно миновала и эти рифы. Маша оказалась на редкость понимающей женой: "В жизни мужчины-актера бывает всякое. Творческий человек всегда должен находиться в состоянии любви - и те, кто считает, что это любовь к чему-то абстрактному, очень ошибаются. В партнершу по сцене актеры влюбляются, а вовсе не в пейзаж за окном. И в итоге все это только укрепляет брак, если, конечно, речь идет о настоящей любви, - считает Марья Антоновна. - Жить с Виташей - настоящее счастье. Он не перестает меня удивлять! Недавно он взял и написал для меня поэму! Хотя до этого никогда ничего не сочинял. И в этой поэме было что-то очень настоящее - это ощущение настоящего есть во всем, что он делает"...

Соломин не ездит на фестивали, не посещает кинотусовок, редко появляется на экране телевизора. Просто он слишком хорошо чувствует вкус частной жизни...

Место, в котором легко застать Виталия Соломина, - ресторан Дома журналистов. Дело в том, что там работают официанты из бывшего ВТО, с которыми актер знаком добрых три десятка лет. Они знают все про его жизнь, а он - все про них. Когда Марья Антоновна попала в больницу, именно эти официанты собирали ей обеды из нескольких вариантов блюд - на выбор. А накануне пятидесятилетнего юбилея они отвели Соломина к шеф-повару, попросив того повнимательнее отнестись к заказу. И повар порадовал гостей на славу - курником. Это довольно сложное блюдо, по виду напоминающее торт, состоит из блинов с самой разной начинкой - от курицы до кураги. Когда кто-то потом попросил повторить этот кулинарный шедевр, повар даже возмутился: "Вы что, такое д

лается только раз в жизни!" Просто для Соломина приятно сделать что-то, что делается только раз в жизни, ведь он как никто умеет это оценить.

"Праздники - это целый ритуал. Не нужно никакой нарочитой роскоши. Главное, чтобы все было душевно, с любовью, с фантазией. Очень важно, с каким настроением тебя угощают. Я как-то спросил свою старшую дочь, что такое жизнь. Она ответила: "Это наш круг на Земле". Это очень точно. Сцена Малого, мои близкие - все это мой круг на Земле. И те места, где меня встречают с любовью, - тоже мой круг".

В Малом Соломин славится своим умением праздновать. Премьер его спектаклей ждут все - и не только ради самих спектаклей, но и ради банкетов. Что-нибудь Виталий Мефодьевич всегда придумает - то раздобудет гигантского осетра, которого вносят в обеденный зал восемь человек, то фейерверк устроит. Лишь бы ощущение "своего круга" не уходило, лишь бы вкус жизни не пропадал... Скучновато стало в театре к концу сезона - так нужно устроить Новый год! Не важно, что на дворе апрель! Елка, Дед Мороз со Снегурочкой, а главное - капустник, для которого свой номер приготовят все-от режиссера до пожарника - и людям станет немного легче жить. И не беда, что на следующий день Соломину ничего не стоит, погрузившись в свои мысли, забыть поздороваться со вчерашними товарищами по празднику жизни... Коллеги в театре ему прощают и рассеянность, и подчас тяжелый нрав.

"Свой круг" для Соломина - это и жизнь на даче. Он купил старую, 37-го года, с огромными яблонями в саду, березами, зарослями малины, смородины, черемухи. "Там какие-то закоулочки, старые скамейки, сараи, а в них - старинные лампы, пишущие машинки конца XIX века, оплетенные бутылки. Красивые творения человеческих рук. Во всем этом есть ощущение присутствия людей. Плотная атмосфера". Чтобы научить внука Кирилла чувствовать эту атмосферу, Виталий Мефодьевич трудится над обустройством специального сарая - с инструментами, верстаком, а главное - с колесом наподобие того, что крутили Тимур и его команда: чтобы все звенело, дребезжало, жило... А чтобы Кирилл знал, что такое земля и как на ней что-то произрастает, Виталий Мефодьевич, совершенно равнодушный к садоводству и огородничеству, поставил парник для огурцов. Вскапывали землю вдвоем с Кириллом - оба по пояс голые, чумазые, рыжеволосые, курносые, упрямые, вредные...

Рядом с Соломиными купил дом и его друг Матякин - тот самый, за честь которого Виталий вступил в рукопашный бой. Не важно, что поселок расположен слишком близко от аэропорта Шереметьево и рев самолетов не дает заснуть. Зато близко к другу! Этой дружбе скоро стукнет тридцать лет, и Соломин задумал официально отпраздновать это событие - организовать несколько костров, пригласить симпатичных людей... Справлять тридцатилетие дружбы - это тоже проходить свой круг на Земле.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png