Академическая дача им. И.Е. Репина Союза художников России расположена в живописном месте на левом берегу р. Мсты и западном побережье оз. Мстино. Это старейшая и наиболее известная и любимая творческая база Союза художников России.

В широком смысле в «Академическую дачу» («Академичку») сами художники и искусствоведы справедливо включают также и окрестности этой творческой базы с близлежащими деревнями Большой и Малый Городок, Кишарино, Терпигорево, Валентиновка, Подол и многими другими.

Первоначально будущая Академическая дача была названа Владимиро-Мариинским приютом в честь президента Академии художеств великого князя Владимира Александровича, его супруги великой княгини Марии Павловны и императрицы Марии Александровны.

Дача открылась 22 июля 1884 г. «на сорока десятинах, прилегающих к землям крестьян деревни Малый Городок», как место летней практики для малоимущих студентов Императорской Академии художеств. Земельный участок с парком, домом и постройками был взят в долгосрочную аренду Академией художеств у Министерства путей сообщения. Основная роль в организации и благоустройстве Академической дачи принадлежала её попечителю В.А. Кокореву (1817-1889), солевару и заводчику, обладателю одного из крупнейших собраний произведений русского и западноевропейского искусства. Кокореву принадлежало имение в Вышневолоцком уезде, где он часто бывал в последние годы своей жизни. Он любил приглашать сюда знакомых художников, за творчеством которых мог наблюдать и вести с ними беседы об искусстве. Постепенно у Кокорева родилась мысль организовать в пустовавшем напротив его усадьбы заброшенном доме своеобразный приют для неимущих студентов Императорской Академии художеств, где они могли бы летом продолжать свои занятия. Такую идею Кокорев озвучил конференц-секретарю Академии художеств П.Ф. Исаеву. После решения определенных нюансов согласие на открытие «приюта» было дано. В 1885 г. на средства Кокорева по проекту архитектора В.А. Кеннеля был возведён украшенный резьбой восьмигранный павильон, ставший художественным центром ансамбля Академической дачи. Она занимает сравнительно небольшой участок между берегом озера и шоссе на Вышний Волочек. Архитектор В.А. Кеннель составил проект перестройки старых и сооружения новых зданий. Две сохранившиеся постройки размещены вдоль берега и обращены к нему главным фасадами. В панораме, открывающейся с озера, главенствующую роль играет павильон. К юго-западу от него поставлен жилой корпус. За постройками расположен живописный парк.

Почти сразу после открытия дачу стали регулярно посещать профессора и преподаватели Академии: П.П. Чистяков, В.И. Якоби, В.В. Верещагин, Н.Д. Дмитриев-Оренбургский и др. Дача постепенно становилась местом серьезного изучения пленера и изучения окружающей жизни, поэтому её популярность в студенческой среде была очень велика. Сюда стали отправлять наиболее талантливых учеников, заслуживших это право своими успехами. Москвичи и петербуржцы снимали дачи в окрестных селах, под мастерские переоборудовались веранды. Особенно охотно художники квартировали в селе Берёзки, принадлежавшем помещикам Манзей.

На дачу неоднократно приезжал И.Е. Репин. Он останавливался в верхней маленькой комнате главного дома. В один из приездов в 1889 г. здесь им был написан этюд «На Академической даче». Данная работа правдиво передавала атмосферу сосредоточенной и увлеченной работы, которая царила здесь. Именно тогда на даче родился обычай, сохранившийся до сих пор, - ставить постановки на открытом воздухе и писать их всем вместе. Лучшей метòды совместного овладевания мастерством с тех пор не придумано. Никто не прятал своих секретов, всё было на виду, и, таким образом, каждый мог от начала и до конца увидеть работу соседа, его технические приемы, способ интерпретации натуры и т.п. Менее опытные художники в процессе получали возможность учиться у знаменитых мэтров. Моделями для таких постановок часто служили нищие, которых кормилось у дачи иногда до пятнадцати человек.

В 1904 г. молодых художников захватили революционные настроения. Часто студенты собирались вместе, вели неоднозначные споры, пели революционные песни. Результатом этого оказалось закрытие дачи. 13 апреля 1907 г. И.Е. Репин подал заявление в совет Императорской Академии художеств для доклада на общем собрании по вопросу о возобновлении Академической дачи. В поддержку этой идеи выступил и ректор Академии В.А. Беклимишев. Благодаря таким действиям летом 1907 г. дача была вновь открыта. А уже осенью того же года в Академии состоялась выставка работ студентов, пребывавших там летом. Восьмерым из них Совет Академии вынес благодарность и похвалу. В списках студентов, отправляемых на дачу, можно найти художников, ставших впоследствии большими мастерами.

До революции на Академической даче работали И. Репин, А. Куинджи, И. Бродский, В. Серов, П. Чистяков, С. Виноградов, В. Бакшеев, И. Левитан, П. Митурич, Н. Рерих, А. Рылов, А. Васнецов, К. Богаевский, А. Рябушкин, А. Яковлев, Н. Богданов-Бельский и многие другие известные русские художники. После революции 1917 г. Академическая дача была отдана детям, здесь открылся пионерский лагерь. Её функционирование в прежнем качестве удалось восстановить только в 1948 г. С этого времени Академическая дача превратилась в признанный центр творческой жизни нашей страны. Здесь плодотворно работали художники А. Грицай, В. Загонек, Ю. Кугач, А. Левитин, Н. Позднеев, В. Сидоров, Б. Угаров, братья Ткачёвы и многие другие. Говоря о роли Академической дачи в сохранении и развитии традиций русского реалистического искусства, её по праву называют «русским Барбизоном». Здесь создавались прекрасные произведения пейзажного и жанрового характера. В 1970-1980-е г. для художников были возведены современные мастерские и вспомогательные служебные здания, обеспечивавшие круглогодичное проживание на «Академичке».

В 1964 г. Академической даче было присвоено имя И.Е. Репина, а в 1974 г. рядом с восьмигранным павильоном был установлен памятник ему в честь 130-летия со дня рождения художника (скульптор О.К. Комов). В 2004 г. на праздновании 120-летия Академической дачи на здании павильона была открыта мемориальная доска её основателю В.А. Кокореву.

Существует легенда о том, что художник Архип Куинджи свой очередной юбилей отмечал со своими учениками на острове вблизи дачи, поэтому с тех пор этот остров называют «островом Куинджи».

Академическая дача имени И.Е.Репина – это широко известная и старейшая творческая база российского Союза художников. Дача находится в Тверской области недалеко от Вышнего Волочка. Расположена она на высоком, поросшем соснами полуострове, образованном озером Мстино и вытекающей из него рекой Мстой.

Когда-то на этом месте жили работники водного транспорта, обслуживающие Вышневолоцкую водную систему. На противоположном берегу озера Мстино была дача популярного в России общественного деятеля, предпринимателя, мецената и коллекционера произведений искусства Василия Александровича Кокорева.


Именно Кокореву принадлежала идея открыть в старом, пустующем после упадка Вышневолоцкой водной системы доме летнюю творческую дачу для студентов Академии художеств. 8 октября 1883 года Министерство путей сообщения дало разрешение на аренду парка и дома на полуострове для академистов, «нуждающихся или в поправлении своего здоровья, или в усовершенствовании себя в искусстве этюдам с натуры». Кокорев на свои средства отремонтировал старые здания, построил новые, нанял смотрителя.


Изначально дача задумывалась, как место для прохождения летней практики малоимущими студентами Академии художеств, и носила название Владимиро-Мариинского приюта. Открытие дачи состоялось 22 июля 1884 года с одобрения великого князя Владимира Александровича, президента Академии художеств.

Через год на Академическую дачу приехал великий князь Владимир Александрович вместе с супругой Марией Павловной. К их приезду был построен по проекту архитектора В.А.Кеннеля резной восьмигранный павильон, «дабы украшать собой местность и привлекать внимание окрестных крестьян».

Павильон был выстроен с большим вкусом, внутри обшит досками, как писали, «приятного розового оттенка». В окна были вставлены цветные стекла.

В павильоне кроме главного зала было еще три помещения: кабинет Его Высочества в русском стиле, кабинет великой княгини и третье помещение для отправления богослужений. Приезд президента ознаменовался официальным открытием дачи для студентов Академии (1 июня 1885 года).

Неоднократно приезжал на Академическую дачу Илья Ефимович Репин. Он останавливался в маленькой комнате-мезонине старого дома. Сейчас здесь музей.

Академическая дача занимает сравнительно небольшой участок между берегом озера и шоссе на Вышний Волочек. Для плодотворной работы молодым живописцам были созданы все условия: дом со столовой, библиотека, мастерские, аудитория для музыкальных занятий. И все это в окружении живописных и удивительных по красоте ландшафтов.



Постройки размещались на небольшой возвышенности, фасады зданий были обращены к озеру. Вокруг – живописный парк.




До революции на Академической даче работали И.Репин, А.Куинджи, И.Бродский, В.Серов, П.Чистяков, С.Виноградов, В.Бакшеев, И.Левитан, П.Митурич, Н.Рерих, А.Рылов, А.Васнецов, К.Богаевский, А.Рябушкин, А.Яковлев, Н.Богданов-Бельский и многие другие известные русские художники.
После революционных событий 1917 года Академическая дача была закрыта. Все помещения были отданы детям, здесь открылся пионерский лагерь.

В 1948 году удалось восстановить функционирование дачи в прежнем качестве. С этого времени Академическая дача превратилась в признанный центр творческой жизни нашей страны.

В 1970-1980 годах для художников были возведены современные мастерские и вспомогательные здания, что позволило обеспечить круглогодичное проживание на Академической даче.

В 1964 году даче было присвоено имя Ильи Ефимовича Репина. В 1974 году рядом с восьмигранным павильоном был установлен памятник художнику в честь его 130-летия со дня рождения (скульптор – О.Комов).


Восьмигранный павильон задумывался как композиционный центр дачного ансамбля. Резной павильон и памятник И.Репину являются и сейчас центром Академической дачи.

В Тверской области, у реки Мсты, уже более века стоит Академическая дача им. И.Е. Репина .
Это уникальный Дом творчества живописцев, первый в России, ставший для десятков художников местом плодотворной работы и отдыха.

Основой для Дачи послужило здание усадьбы В.А. Кокорева, российского общественного деятеля и мецената. Считается, что побывавший здесь вместе с А.Д. Кившенко в 1870 годах И.Е. Репин загорелся идеей создания творческого «приюта» для студентов Академии Художеств на время летней практики.

Академическая дача. Памятник И.Е.Репину

В 1884 году задумка была воплощена в жизнь. 22 июля торжественно открылся Владимиро-Мариинский приют, получивши название в честь тогдашнего президента Академии художеств - великого князя Владимира Александровича и его супруги. К Приюту отошел земельный участок с домом, хозяйственными постройками и прилегающим парком.

Самое живое участие в обустройстве принимал В.А. Кокорев. Именно на его средства год спустя по проекту В.А. Кенеля был построен павильон, ставший украшением «Академической дачи». С 1907 года Дача приобретает благотворительный характер. В первую очередь сюда на этюды отправляются малоимущие талантливые студенты Академии Художеств.

Практически каждое лето, вплоть до революции, на «Академическую дачу» приезжали как уже известные, так и подающие надежды живописцы: И.Е. Репин, А.И. Куиджи, А.А. Рылов, Н.К. Рерих, К.Ф. Богаевский, А.М. Васнецов, И.И. Левитан, В.А. Серов, И.И.Бродский. Здесь И.Е. Репиным была написана известная картина «На Академической даче», находящаяся сейчас в Русском музее, и другие прекрасные полотна.

После революции Дача на 20 лет утратила свое первоначальное предназначение: сначала была закрыта, затем – отдана детскому пионерлагерю. Лишь в конце 1940 годов ее вновь передали в ведение Академии, построили новые мастерские и служебные здания. В 1964 году «Академическая дача» получила имя выдающегося живописца, так ее любившего, - И.Е. Репина.

И в наши дни она привлекает деятелей культуры и искусства и туристов. Живописные виды ее окрестностей служат источником творческого вдохновения для современных художников, одним из которых является и Георгий Леман. Серия написанных им в разные годы этюдов посвящена прекрасным пейзажам этих мест.


Георгий Леман "Течёт река Мста" 2009
этюд маслом на картоне

В одну из своих поездок на «Академическую дачу» в 2009 году Георгий Леман создал нежный этюд «Течет река Мста», передающий красоту местного пейзажа в зимнее время.

Жемчужный снежный покров, зеркальная гладь реки, темные силуэты деревьев создают единую композицию зимнего прохладного дня. Река спокойна – ветра нет, и, кажется, что картина дышит умиротворением и тишиной. Морозы еще не ударили, вода не замерзла - в ней отражаются пологие берега, светлое небо и подступившие к реке деревья.

Из-под кисти художника родился романтичный и поэтический пейзаж, наполненный легкими и мелодичными звуками. Так откликается речная гладь на брошенную горсть снега или лесные вершины на пролетевший ветер. Этюд наполнен вдохновением и пробуждает желание воочию увидеть эти прекрасные русские места.

На живописном берегу озера Мстино находится Академическая дача имени И.Е. Репина.

В распоряжении мастеров кисти была мастерская, библиотека, места для занятий музыкой и пением, столовая.

Гениальный художник Илья Ефимович Репин прожил достаточно долго 86 лет. Он по-своему, особому, понимал Россию и русский народ. Его талант, могучее дарование реализовалось практически во всех жанрах. Репину подвластны и портрет и историческая живопись и пейзаж.

Когда в старости он уже не мог рисовать правой рукой, он научился рисовать левой и продолжал создавать удивительные картины. Репин и преподавательский состав профессоров, практиканты Академической дачи стали затем, основным ядром Союза художников РСФСР.

В 1904 году в связи с боевыми действиями России с Японией, средств на содержание дачи перестали выделять. Спустя 3 года, благодаря усилиям И. Репина и уважаемых профессоров, работа Академической дачи возобновилась, и как и прежде, студенты стали приезжать сюда на летнюю практику.

После революции 1917 года, более 30 лет, дача была закрыта. Молодой советской никакого интереса к ней не было. Только в 1948 году, работа дачи была восстановлена снова. Учитывая ее эффективность в становлении молодых талантов и огромного авторитета в среде художников страны, с тали основанием для включение ее Художественный фонд РСФСР.

Усилиями преподавателей и практикантов в 1960 году, на даче была организована выставка работ художников. Много талантливых художников практиковались на этой любимой, всеми, даче. Автор полотен на темы сельского быта Юрий Кугач, художники исторического жанра братья Александр и Сергей Ткачевы, мастер пейзажа и портрета Вячеслав Шумилов, пейзажисты Николай Комиссаров и Василий Волков и многие величайшие мастера кисти.

В 1964 году, по случаю юбилея, Академическая дача стала носить имя великого художника. Спустя 10 лет, здесь, установили ему памятник, а через еще 10 лет был создан музей истории дачи с картинной галереей.

Народная картинная галерея

В поселке Солнечном усилиями художников дачи организовалась народная картинная галерея. В памяти людей сохранился, расположенный рядом с дачей «бугорок Рериха», где Николай Рерих рисовал древних славян в лодке (картина «Гонец»), знают люди и помнят «остров Куинджи», где отдыхал известный академист и художник.

Каждое лето дача принимает знаменитых людей культуры и искусства, писателей, ученых, коллекционеров, здесь устраивают концерты и поэтические вечера. В можно увидеть произведения русских живописцев. Привлекает внимание посетителей деревянный павильон с башней, украшенной деревянной резьбой, где и жили уважаемые персоны.

В ближайших деревнях работают постоянно многие художники. И зимой, и летом Академическая дача готова принять группы гостей и одиночек. Совсем не дорого и комфортно можно отдохнуть и зимой, и летом.

Живописные виды Валдая, купальни, лодочные станции, богатая рыбная ловля, обилие лесных даров природы и самое главное - ярчайшие ощущение от природы этих мест. Недаром Академическая дача являлась неисчерпаемым источником вдохновения для гениальных художников России.

Адрес «Академички»: Вышневолоцкий район, посёлок Городок. Нужно проехать до В. Волочка, затем по дороге, до правого поворота на Леонтьево, от этого населенного пункта проехать еще около 8 километров до Дома творчества художников.

Фото: Академическая дача им. И.Е. Репина

Фото и описание

Академическая дача им. И.Е. Репина – это широко известная старейшая творческая база российского Союза художников. Она находится рядом с Вышним Волочком в Тверской области, на берегу озера Мстино и реки Мста. Академической дачей в более широком смысле называются окрестности творческой базы с расположенными рядом деревнями Кишарино, Большой и Малый Городок, Валентиновка, Терпигорево, Подол и др., заселенными художниками во второй половине 20 в.

Академическая дача была создана по инициативе В. Кокорева, уральского солевара и заводчика, обладателя крупного собрания произведений русского и западноевропейского искусства, известного российского мецената и общественного деятеля. Открытие дачи состоялось 22 июля 1884 г. с одобрения великого князя Владимира Александровича, являвшегося Президентом Академии художеств. Изначально дача задумывалась для прохождения летней практики малоимущими студентами Академии художеств и носила название Владимиро-Мариинского приюта.

Академия художеств взяла под дачу в долгосрочную аренду земельный участок с домом, парком, постройками. В 1885 г. на средства Кокорева по проекту архитектора Кенеля В.А. на территории приюта построили восьмигранный павильон, который украшала пропильная и глухая резьба. Это здание стало композиционным центром ансамбля Академической дачи.

Место, где находится дача, имеет древнюю историю. Раньше здесь проходил большой торговый путь. Через воды Мсты из Новгорода к Волге и дальше к Персии и южным морям двигались груженые товарами караваны судов. По легенде, сам царь Петр проходил этим маршрутом, проверяя путь. В 1785 г. в этих местах побывала Екатерина II. До революции на «даче» работали И. Репин, А. Куинджи, В. Серов, И. Бродский, С. Виноградов, П. Чистяков, И. Левитан, Н. Рерих и многие другие. После революции здесь открыли пионерский лагерь. Прежний статус дача получила лишь в 1948 г. после чего «Академическая дача» стала одним из признанных творческих центров. В это время здесь творили В. Загонек, А. Грицай, М. Копытцева, А. Левитан, Б. Угаров, Ю. Кугач и др. Лучшие живописные произведения в пейзажном и пейзажно-жанровом стиле были созданы большей частью здесь.

С 1964 г. Дому творчества присвоили имя знаменитого русского живописца И.Е. Репина, который принимал непосредственное участие в создании и деятельности Академической дачи. Художник не раз бывал здесь, он жил в Котчище либо на даче в комнате на верху, из окон которой открывалась живописная панорама озера. Сегодня эта комната музея Академической дачи, которая называется "репинской". В 1974 г. около восьмигранного павильона установили памятник И. Репину (скульптор О. Комов) в честь 130-летнего юбилея со дня его рождения.

Рядом с Академической дачей в деревне Малый Городок творил и А. Рябушкин. До сих сохранился деревянный дом, где он останавливался. Три лета подряд в деревне Березки жил и работал Нестеров М. В 30 км от Академической дачи жил и работал в своем имении "Чайка" Бялыницкий-Бируля В. , где любили бывать К. Коровин, И. Левитан.

Особенный настрой также создается близостью бывшего имения Венецианова А.Г., где живописец работал до самой своей кончины со своими учениками.

Академическая дача имела большую популярность среди талантливой молодежи из Петербурга и Москвы, имена которых вошли в историю русской живописи. До сих пор сохранился памяти народа "бугор Рериха", примыкающий к даче, где художник писал картину "Гонец", а на глади Мстинского озера до сих виден легендарный остров Куинджи, на котором А. Куинджи отдыхал со своими студентами.

В 1970-1980 гг. для художников здесь построили современные мастерские, а также вспомогательные помещения, которые обеспечивали использование «дачи» для творческой деятельности в течение всего года, были подведены дороги. В новом административном корпусе расположились библиотека и выставочный зал. Также был построен каминный зал и кинозал. Каждое лето здесь устраиваются творческие встречи и концерты, на которые приезжают известные деятели искусства и культуры, писатели, артисты, журналисты, ученые, коллекционеры.

В центре усадьбы расположен музей Академической дачи, где можно увидеть произведения крупных мастеров русской живописи. Напротив музея стоит павильон – восьмигранник, который был построен к приезду великого князя Владимира Александровича на фундаменте екатерининской эпохи. На стене его – памятная доска В. Кокореву.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png