Альбрехт Дюрер (1471 ‒ 1528) ‒ великий немецкий художник и график. Он оставил после себя богатое наследие: картины, гравюры, трактаты. Дюрер усовершенствовал искусство ксилографии, написал труды по теории живописи. Недаром его называют «Северным Леонардо да Винчи». Произведения Дюрера имеют высокую общечеловеческую ценность, наравне с творчеством гениев итальянского Ренессанса.

Биография

Юность

Альбрехт Дюрер ‒ отец художника, приехал в Нюрнберг из Венгрии. Он был ювелиром. В 40 лет женился на 15-летней Барбаре Хольпер. У пары родилось 18 детишек, но до взрослых лет дожили только 4 ребенка. Среди них оказался Альбрехт младший ‒ будущий великий художник, появившийся на свет 21 мая 1471 г.


Маленький Альбрехт ходил в латинскую школу, где научился письму и чтению. Вначале он постигал ювелирное искусство у отца. Однако у мальчика проявился талант к рисованию, и отец, нехотя, отдал его в обучение к известному немецкому художнику Михаэлю Вольгемуту. Там молодой человек научился не только писать картины, но и делать гравюры.

По окончании обучения, в 1490 г. Дюрер отправляется в дорогу, чтобы набраться опыта у других мастеров. За 4 года он посетил Страсбург, Базель, Кольмар. Во время поездки Альбрехт обучается у сыновей известного гравюриста Мартина Шонгауэра.

В 1493 г. Дюрер женится на Агнессе Фрей. Это был брак по расчету, жену Альбрехту подобрал отец, пока сын гостил в Страсбурге. Брак оказался бездетным и не совсем счастливым, но супруги до конца жили вместе. После женитьбы Альбрехт Дюрер смог открыть свою мастерскую.

Италия

В первый раз в Италию немецкий художник поехал в 1494 г. Около года он жил в Венеции, побывал и в Падуе. Там он впервые увидел творчество итальянских художников. По возвращению домой Альбрехт Дюрер стал уже знаменитым мастером. Особенно большую славу принесли ему гравюры. После смерти отца в 1502 г., Альбрехт берет на себя заботу о матери и братьях.


В 1505 г. художник опять едет в Италию, чтобы разобраться с местными плагиаторами, копирующими его гравюры. В полюбившейся Альбрехту Венеции он прожил два года, изучая Венецианскую школу живописи. Особенно Дюрер гордился дружбой с Джованни Беллини. Посетил он и такие города, как Рим, Болонья, Падуя.


Покровительство Максимилиана I

По возвращении из Италии Дюрер покупает большой дом, который сохранился до наших дней. Сейчас там находится музей художника.

В это же время он входит в состав Большого нюрнбергского совета. Мастер много работает над художественными заказами и гравюрами.

В 1512 г. художника берет под свое покровительство император Максимилиан I. Дюрер делает для него несколько заказов. Вместо платы за работу император назначил художнику ежегодную пенсию. Выплачивать ее должен был г. Нюрнберг за счет денег, перечисляемых в государственную казну. Однако, после смерти Максимилиана I в 1519 г., город отказался выплачивать пенсию Дюреру.

Поездка в Нидерланды

В дневнике Альбрехта Дюрера подробно описывается путешествие в Нидерланды, которое он совершил с супругой в 1520 ‒ 1521 годах. Во время этой поездки Дюрер знакомится с творчеством местных художников. Он уже был достаточно знаменит, и его везде тепло принимали, оказывая почести. В Антверпене ему даже предлагали остаться, пообещав денежное содержание и дом. В Нидерландах мастер познакомился с Эразмом Роттердамским. Его охотно принимают у себя местные аристократы, ученые, обеспеченные буржуа.


Такую длительную поездку Дюрер предпринял для того, чтобы подтвердить свои права на пенсию у Карла V, который стал новым императором Священной Римской империи. Художник побывал на его коронации в Аахене. Карл V удовлетворил просьбу Дюрера. В 1521 г. мастер вернулся домой, в родной Нюрнберг.

В Нидерландах Дюрер подхватил малярию. Болезнь мучила его долгих 7 лет. Великий художник скончался 6 апреля 1528 г. Ему было 56 лет.

Наследие Альбрехта Дюрера

Живопись

В живописи Дюрер был так же многогранен, как и в остальных своих занятиях. Он писал традиционные для того времени алтарные образы, библейские сюжеты, портреты. Знакомство с итальянскими мастерами оказало большое влияние на художника. Особенно это заметно в картинах, выполненных непосредственно в Венеции. Однако Дюрер не теряет своей самобытности. Его творчество ‒ это сплав немецкой традиции и гуманистических идеалов итальянского Ренессанса.


Алтарные образы и картины по библейским сюжетам

Работа художника 15 ‒ 16 века была немыслима без христианских сюжетов. И Альбрехт Дюрер не исключение. Он написал ряд мадонн («Мадонна с грушей», «Кормящая мадонна», «Мадонна с гвоздикой», «Мадонна с младенцем и святой Анной» и др.); несколько алтарных образов («Праздник четок», «Поклонение Святой троице», «Дрезденский алтарь», «Семь скорбей Девы Марии», «Алтарь Ябаха», «Алтарь Паумгартнеров» и др.), картины на библейские темы («Четыре апостола», «Святой Иероним», «Адам и Ева», «Поклонение волхвов», «Иисус среди книжников» и др.).


Работы «итальянского периода» мастера отличаются яркостью и прозрачностью красок, плавностью линий. По настроению они лиричны и светлы. Это такие произведения, как «Праздник четок», диптих «Адам и Ева», «Поклонение волхвов», «Алтарь Паумгартнеров», «Мадонна с чижиком», «Иисус среди книжников».


Первый в Германии, Дюрер пытается составить гармоничные пропорции на основе знаний античности. Эти попытки воплотились прежде всего в диптихе «Адам и Ева».


В более зрелых работах уже проявляется драматизм, появляются многофигурные композиции («Мученичество десяти тысяч христиан», «Поклонение Святой Троице», «Богоматерь с младенцем и Святой Анной»).


Дюрер всегда был богобоязненным человеком. Во время распространения Реформации, он сочувствовал идеям Мартина Лютера и Эразма Роттердамского, что в какой-то мере сказалось на его произведениях.

Свою последнюю масштабную работу диптих «Четыре апостола» Дюрер подарил родному городу. Монументальные образы апостолов показаны как идеал Разума и Духа.


Автопортреты

В немецкой живописи Дюрер был первопроходцем в жанре автопортрета. В этом искусстве он превзошел современников. Автопортрет для Дюрера был способом отточить мастерство и оставить память о себе потомкам. Дюрер уже не простой ремесленник, каким считали художников того времени. Он ‒ интеллектуал, мастер, мыслитель, постоянно стремящийся к совершенству. Это он пытается показать в своих изображениях.

Свой первый автопортрет Альбрехт Дюрер нарисовал, будучи мальчиком, в возрасте 13 лет. Он очень гордился этим рисунком, выполненным итальянским серебряным карандашом, который нельзя стереть. Этот портрет сделан до поступления на учебу к Михаэлю Вольгемуту и показывает степень таланта маленького Альбрехта.


В 22 года художник написал маслом автопортрет с чертополохом. Это был первый самостоятельный автопортрет в европейской живописи. Возможно Альбрехт нарисовал картину, чтобы подарить ее своей будущей жене Агнессе. Дюрер изобразил себя в щегольской одежде, взгляд обращен к зрителю. На полотне есть надпись «Мои дела определяются свыше», в руках молодой человек держит растение, название которого по-немецки звучит как «мужская верность». С другой стороны, чертополох считался символом страданий Христа. Возможно, так художник хотел показать, что следует воле отца.


Через 5 лет Дюрер создает свой следующий автопортрет. За это время художник становится востребованным мастером, о нем знают далеко за пределами родной страны. У него есть своя мастерская. Он уже успел съездить в Италию. Это видно по картине. Альбрехт изображает себя на фоне пейзажа, в модном итальянском наряде, на руках дорогие кожаные перчатки. Он одет как дворянин. Уверенно, с чувством собственного достоинства он смотрит на зрителя.


Затем в 1500 г. Альбрехт Дюрер пишет следующий исполненный маслом автопортрет в меховой одежде. Традиционно модели изображались в ракурсе три четверти. В анфас обычно рисовали святых или царственных особ. Дюрер и здесь выступил новатором, изобразив себя полностью лицом к зрителю. Длинные волосы, выразительный взгляд, почти благословляющий жест изящной руки, перебирающей мех на богатой одежде. Дюрер сознательно отождествляет себя с Иисусом. В то же время, мы знаем, что художник был богобоязненным христианином. Надпись на холсте гласит «Я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, создал себя вечными красками в возрасте 28 лет». «Создал себя вечными красками» ‒ эти слова говорят о том, что художник уподобляет себя Творцу, ставя человека на одну планку с Богом. Уподобление Христу ‒ это не гордыня, но долг верующего. Жизнь нужно прожить с достоинством, стойко перенося невзгоды и трудности. Таково жизненное кредо мастера.


Часто Дюрер рисовал себя в своих картинах. В то время этим приемом пользовались многие художники. Известны его изображения в произведениях: «Праздник четок», «Поклонение Троице», «Алтарь Ябаха», «Мучение десяти тысяч христиан», «Алтарь Геллера».

1504 Автопортрет в виде музыканта в картине «Алтарь Ябаха»

Альбрехт Дюрер оставил после себя много автопортретов. Не все из них дошли до нас, но и сохранилось их достаточно, чтобы составить мнение об образе мастера в разные моменты его жизни.

Портреты

Альбрехт Дюрер был известным портретистом своего времени. Свои изображения ему заказывали короли и патриции. С удовольствием он рисовал и современников ‒ друзей, заказчиков, просто незнакомых людей.

Первые портреты, созданные им, были изображениями родителей. Они датируются 1490 г. Дюрер отзывался о родителях как о трудолюбивых и богобоязненных людях, такими он их и нарисовал.



Портреты для художника были не только возможностью заработать, но и шансом заявить о себе в обществе. Моделями Альбрехта Дюрера были император Максимилиан I, Фридрих III Саксонский, Кристиан II Датский. Кроме великих мира сего Дюрер рисовал торговцев, представителей духовенства, ученых-гуманистов и др.

Чаще всего художник изображает свои модели по пояс, в развороте три четверти. Взгляд обращен на зрителя или в сторону. Фон подобран так, чтобы не отвлекать от лица человека, очень часто это неприметный пейзаж.


В портретах Дюрер совмещает детализацию немецкой традиционной живописи и сосредоточенность на внутреннем мире человека, воспринятую от итальянцев.

Только во время своей поездки в Нидерланды художник нарисовал около 100 портретов, что говорит о его интересе к изображению человека.

Наиболее известны следующие его портреты: молодой венецианки, Максимилиана I, Эразма Роттердамского, императоров Карла Великого и Сигизмунда.


Рисунки и гравюры

Гравюры

Наибольшую известность Дюрер получил как непревзойденный гравер. Художник делал гравюры, как на меди, так и на дереве. Ксилографии Дюрера отличались от его предшественников мастерством и вниманием к деталям. В 1498 г. художник создал серию гравюр «Апокалипсис», состоявшую из 15 листов. Эта тема была весьма актуальна к концу 15 века. Войны, эпидемии, голод создали у народа предчувствие конца времен. «Апокалипсис» принес Дюреру небывалую популярность, как на родине, так и за ее пределами.


Далее последовали серии гравюр «Большие страсти», «Жизнь Марии». Библейские события мастер помещает в современное ему пространство. Люди видят знакомые пейзажи, одетых, так же как они, персонажей и сопоставляют все происходящее с собой и своей жизнью. Дюрер стремился делать искусство понятным и для простого народа, при этом подняв уровень художественного мастерства на невиданную до него высоту.


Гравюры его пользовались большой популярностью, их даже стали подделывать, в связи с чем Дюрер осуществил свою вторую поездку в Венецию.

Кроме серий художник работает и над отдельными рисунками. В 1513 ‒ 1514 годах выходят в свет три самых знаменитых гравюры: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Эти работы по праву считаются венцом пути художника, как гравера.


Как гравюрист Дюрер работал в разных техниках и жанрах. После него осталось около 300 гравюр. После смерти мастера его работы широко тиражировались, вплоть до 18 века.


Рисунок

Альбрехт Дюрер известен и как талантливый рисовальщик. Графическое наследие мастера впечатляет. С немецкой скрупулезностью он хранил все свои рисунки, благодаря чему до нас дошло их около 1000 штук. Художник постоянно тренировался, делая эскизы и зарисовки. Многие из них стали самостоятельными шедеврами. Так, например, широко известны рисунки «Руки молящегося», «Портрет матери», «Носорог» и др.


Дюрер первый среди европейских художников стал широко использовать акварельную технику. Акварель известна с 15 века в Европе. Это были сухие краски, которые растирались в порошок. В основном ее использовали для оформления книг.


1495 Вид на Инсбрук

Известна серия пейзажей, выполненных Дюрером акварелью: «Вид на Арко», «Замок в Альпах», «Замок в Тренто», «Вид на Инсбрук», «Двор старого замка в Инсбруке» и др.


Удивительно детально проработаны натуралистические рисунки Дюрера: «Молодой заяц», «Кусок дерна», «Ирис», «Фиалки» и др.


Научные трактаты и иные письменные источники

Будучи человеком Возрождения, Дюрер оставил нам не только огромное художественное наследие. Обладая научным складом ума, он интересовался математикой, геометрией, архитектурой. Мы знаем, что он был знаком с работами Евклида, Витрувия, Архимеда.

В 1515 году художник сделал гравюры с изображением звездного неба и географической карты.


В 1507 г. Дюрер начал свои работы по теории живописи. Это были первые письменные трактаты на эту тему. Нам известны «Руководство по измерению циркулем и линейкой», «Четыре книги о пропорциях». К сожалению, мастер не смог довести до конца работу по созданию полного руководства для начинающих художников.


Также им в 1527 г. было создано «Руководство к укреплению городов, замков и теснин». Развитие огнестрельного оружия, по мнению художника, привело к необходимости сооружения новых фортификаций.

Кроме научных работ, Дюрером были оставлены дневники и письма, из которых мы многое знаем о его жизни и современниках.

Эпоха Возрождения подарила человечеству нескольких титанов духа ‒ Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. В Северной Европе к таким масштабным личностям несомненно можно отнести Альбрехта Дюрера. Наследие, оставленное им, поражает воображение. Во многих направлениях своей деятельности он стал новатором. Ему удалось совместить в своем творчестве гуманизм итальянского Ренессанса с мощью и духовной силой немецкой готики.

Смягчала нидерландский реализм идеальными формами итальянского художества. Франконская живописная школа, центром которой был Нюрнберг, сохраняла прежнюю манеру исключительной заботы о выразительности лиц и мелочной верности природе. Одним из видных представителей её был Вольгемут, учеником которого был человек, считавшийся истинным представителем всей немецкой живописи той эпохи, Альбрехт Дюрер (род. 1471, умер 1528).

Альбрехт Дюрер. Автопортрет в 26 лет, 1498

Сын горожанина, имевшего много детей, он с ранних лет должен был сам кормить себя, и забота о пропитании не покидала его всю жизнь. В годы своей знаменитости Дюрер не был бедняком; рассказы об этом возникли из недоразумения; но его положение было очень незавидно по сравнению с роскошью, в какой жили знаменитые итальянские художники. Он был человек гениальный, очень образованный, умел наблюдать природу; воображение его богато, рисунок у него чрезвычайно хорош.

Дюрер писал и альфреско, и масляными красками, и гуашью и акварельными красками, рисовал пером, углем, мелом, с редким мастерством гравировал резцом на меди, на олове, железе, меди, делал гравюры крепкой водкой, резал на дереве и на известковом шифере – словом, техника его была чрезвычайно разнообразна. Но при всей своей гениальности, он не достиг идеальной красоты форм и колорита итальянской живописи. Дюрер два раза посетил Италию, в 1494 и в 1506 годах, но его натура оказалась невосприимчива к впечатлениям итальянского искусства. В 1520 году он ездил также в Нидерланды; там он научился многому.

Альбрехт Дюрер. Алтарь Паумгартнеров (деталь), ок. 1503

За исключением этих поездок, Альбрехт Дюрер провел всю жизнь в родном городе. Работал он неутомимо; число его картин, рисунков, гравюр очень велико. Поощрений он не получал, источником его усердия к работе было только душевное влечение. Суровость и угловатость житейской обстановки Дюрера отразилась и в его произведениях; материалом для них он брал её и заботился не о красоте, а только о выразительности, которая у него часто переходит в грубость. Характер немецкой жизни тех времен превосходно передается его произведениями. В религиозных картинах у Дюрера, как и у нидерландцев, обыкновенно владычествует реализм. К числу лучших между ними принадлежат «Праздник четок», «Поклонение волхвов», «Мученичество 10,000 христиан» (при персидском царе Шапуре), «Троица».

Альбрехт Дюрер. Поклонение Троице. Алтарь Ландауэра, 1511

Альбрехт Дюрер написал много портретов; из них особенно известны портреты его учителя Вольгемута, императора Максимилиана и превосходный по технике портрет Иеронима Гольцшуэра. Рисунки Дюрера очень разнообразны и по темам и по способам исполнения. Гравюры его на меди и рисунки на дереве расходились по всей Европе и содействовали развитию этих видов искусства. У него было много хороших учеников, так что слава нюрнбергской школы долго держалась после него.

Будучи сыном ювелира, Дюрер некоторое время в своей биографии работал учеником, сначала в мастерской отца. Начиная с 1489 года, он трудился в студии художника Михаэля Вольгемута. По окончанию обучения отправился в путешествие, побывал в Колмаре, Базеле, Страсбурге, а в 1494 году в Италии. Во время путешествий Дюрер добывает множество знаний из первоисточников. Так многому научился у Мартина Шонгауэра, известнейшего гравера того времени.

Находясь в Италии, Дюрер увлекся стилем Мантегны и Беллини. Внимательно наблюдая за реалистичными деталями в живописи, Дюрер развил рациональную систему перспективы, а также человеческих пропорций. Однако кроме этого Дюрер создавал полотна под влиянием воображения (например, «Four Horsemen of the Apocalypse»). В 1498 году он выполнил серию громадных гравюр на тематику пророческих предвидений.

После 1500 года Дюрер начинает больше интересоваться историей искусств, а его гравировочные работы насыщаются множеством мелких деталей. В первом десятилетии 16 века Дюрер создал две серии гравюр «Passion of Christ», «Life of the Virgin». В 1505 году он совершил вторую поездку в Италию. Он остался в Венеции примерно на два года. Его чувственное восприятие окружающего мира отразилось на множестве полотен, в том числе акварельных, изображающих растительный и животный мир. Кроме того он создал превосходную серию пейзажей Альп, выполненную во время его путешествия в Италию.

Будучи другом известнейших в его время гуманистов, Дюрер в некоторых своих работах выразил гуманистические наклонения (например, «Knight, Death, and the Devil», «St. Jerome in his Cell», «Melencolia I»). Некоторое время он исследовал идеальные человеческие пропорции. Для императора Максимилиана I Дюрер разработал несколько проектов, включая гравюру, известную как «Triumphal Arch», «Triumphal Procession». Будучи теоретиком, Дюрер написал трактат о человеческих пропорциях, работу по практической геометрии, а также трактат по построению укреплений.

В некоторых поздних работах Альбрехта Дюрера отразилось влияние теорий Лютера («Last Supper»). В 1502 году Дюрер отправился в Нидерланды, где он был признан как мастер. Таким образом, Дюрер стал первым немецким художником, признанным за пределами своей родины. Во второй декаде 16 века Дюрер сосредоточенно работал над переводом световых и тональных эффектов в графику.

Полотно Дюрера «Portrait of His Father» (1409) находится во Флоренции, его автопортрет (1493), а также некоторые ранние известные полотна – в Лувре. Другими известными работами Дюрера являются «Paumgartner Altar» в Мюнхене, «Feast of the Rose Garlands», «Adoration of the Trinity» в Вене. Работа «Heller Altar» была уничтожена пожаром в 18 веке.

Дюрер изображал человеческие фигуры, а особенно это проявилось в мифологических сценах, с превосходным чувством пропорций. Будучи талантливым художником и гравером, за всю биографию Дюрер создал множество превосходных гравюр. Его работы оказали большое влияние на следующие поколения.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Альбрехт Дюрер появился на свет в Нюрнберге 21 мая 1471 году. Его отец перебрался из Венгрии в середине ХV века и слыл лучшим ювелиром. В семье было восемнадцать детей, будущий художник родился третьим.

Дюрер с самого раннего детства помогал папе в мастерской по ювелирной работе, и он возлагал на сына большие надежды. Но сбыться этим мечтам не судилось, потому что талант у Дюрера младшего проявился рано, и отец смирился, что ребёнок не станет ювелирным мастером. В то время мастерская Нюрнбергского художника Михаэля Вольгемута пользовалась большой популярностью и имела безупречную репутацию, именно поэтому туда был направлен Альбрехт в возрасте 15 лет. Вольгемут был не только отличным художником, но и искусно работал над гравированием по дереву, меди и прекрасно передал свои знания старательному ученику.

Закончив учиться в 1490 году, Дюрер написал свою первую картину «Портрет Отца» и отправился в путешествие, для того чтобы перенять навыки у других мастеров и набраться новых впечатлений. Он побывал во многих городах Швейцарии, Германии и Нидерландах, повышая свой уровень в изобразительном искусстве. Оказавшись в Кольмаре, Альбрехт имел возможность работать в мастерской знаменитого живописца Мартина Шонгауэра, но он не успел повстречаться с известным художником лично, потому что годом ранее Мартин скончался. Но удивительное творчество М. Шонгауэра сильно повлияло на молодого художника и отразилось в новых картинах в несвойственном ему стиле.

Находясь в Страсбурге, в 1493 году Дюрер получает письмо от отца, где тот сообщал о договоренности женитьбы своего сына на дочери друга. Возвратившись в Нюрнберг, молодой художник сыграл свадьбу с Агнессой Фрей, дочерью медника, механика и музыканта. Благодаря женитьбе, Альбрехт повысил свой социальный статус и мог теперь иметь собственное дело, так как семья жены была уважаема. Художник нарисовал в 1495 году портрет супруги под названием «Моя Агнесса». Счастливым брак назвать нельзя, потому что жену не интересовало искусство, но жили они до самой смерти вместе. Супруги были бездетны и не оставили после себя потомство.

Популярность за пределами Германии пришла к Альбрехту с помощью медных и деревянных гравюр в большом количестве копий, когда он вернулся из Италии. Художник открыл свою собственную мастерскую, где издавал гравюры, в самой первой серии его помощником был Антон Кобергер. В родном Нюрнберге мастера имели большую свободу, и Альбрехт применил новые техники в создании гравюр и начал их продавать. Талантливый живописец сотрудничал с известными мастерами и выполнял работы для знаменитых нюрнбергских изданий. А в 1498 году Альбрехт выполнил ксилографии к изданию «Апокалипсис» и получил уже европейскую известность. Именно в это период художник влился в круг нюрнбергских гуманистов, который возглавлял Кондрат Цельтис.

После в 1505 году в Венеции Дюрера встретили и приняли с уважением и почестью, и художник исполнил для немецкой церкви алтарный образ «Праздник четок». Познакомившись здесь с венецианской школой, живописец изменил свою манеру работы. Творчество Альбрехта было очень высоко оценено в Венеции, и совет предлагал деньги на содержание, но талантливый художник все же уехал в родной город.

Слава Альбрехта Дюрера возрастала с каждым годом, его работы были уважаемы и узнаваемы. В Нюрнберге он приобрёл для себя огромный дом в Циссельгассе, в котором можно побывать и в наши дни, там находится Дом-музей имени Дюрера. Встретившись с императором Священной Римской империи Максимилианом I, художник показал нарисованные заранее два портрета его предшественников. Император был в восторге от картин и сразу сделал заказ своего портрета, но не смог расплатиться на месте, поэтому стал выплачивать ежегодно Дюреру приличную премию. Когда скончался Максимилиан, премию перестали платить, и художник отправился в путешествие, чтобы восстановить справедливость, но ему это не удалось. И в конце поездки Альбрехт заболел неизвестной болезнью, возможно малярией, и мучился от приступов оставшиеся годы.

Свои последние годы жизни Дюрер трудился как живописец, одной из важных картин считается преподнесенная городскому Совету «Четыре апостола». Исследователи работ известного художника приходят к разногласиям, кто-то видит в данной картине четыре темперамента, а кто-то отклик Дюрера на разногласия в религии. Но Альбрехт унес в могилу свои мысли по этому поводу. Через восемь лет после заболевания А. Дюрер скончался 6 апреля 1528 года в городе, где и появился на свет.

Содержание грозной бушующей эпохи, ее идейные достижения нашли глубокое отражение в творчестве Альбрехта Дюрера (1471–1528), великого художника-мыслителя Германии. Дюрер обобщил реалистические искания предшественников и современников в целостную систему художественных воззрений и тем положил начало новому этапу в развитии немецкого искусства. Пытливость ума, разносторонность интересов, устремленность к новому, смелость больших начинаний, интенсивность и широта восприятия жизни ставят его рядом с великими итальянцами – Леонардо да Винчи, Рафаэлем и Микеланджело. Влечение к идеальной гармоничной красоте мира, стремление найти путь к познанию рациональных законов природы пронизывают его творчество.

Взволнованно воспринимая бурные события современности, Дюрер сознавал несоответствие ее классическим идеалам и создавал глубоко национальные типические образы людей своей страны, исполненные внутренней силы и сомнений, волевой энергии и раздумья. Наблюдая действительность, Дюрер убеждался в том, что живая натура не может уложиться в классические формулы. Творчество Дюрера поражает контрастами. В нем уживаются рассудочность и чувство, тяга к монументальному и привязанность к деталям. Живший на грани двух эпох, Дюрер отразил в своем искусстве трагизм социальных кризисов, закончившихся разгромом крестьянской войны.

Дюрер родился в Нюрнберге. С ранних лет в мастерской отца, золотых дел мастера, затем у художника Вольгемута и в годы странствий по немецким землям Дюрер впитал наследие немецкого искусства 15 века, но главным его учителем стала природа. Для Дюрера, как и для Леонардо, искусство представлялось одной из форм познания. Отсюда его необычайный интерес к природе, ко всему, с чем встречался художник во время путешествий. Дюрер первый в Германии рисовал обнаженное тело с натуры. Он создавал пейзажные акварели, изображал животных, драпировки, цветы и т. д. Его безупречно точные рисунки проникнуты трогательно-любовным отношением к подробностям. Дюрер изучал математику, перспективу, анатомию, интересовался естествознанием и гуманитарными науками. Дважды Дюрер совершил путешествие в Италию и создал ряд ученых трактатов («Руководство к измерению», 1525; «Четыре книги о пропорциях человека», 1528).

Новаторские устремления художника проявились во время путешествия его в Южную Германию, Швейцарию и Венецию. По возвращении в Нюрнберг, где Дюрер основал свою мастерскую, развернулась его многогранная деятельность. Он писал портреты, закладывал основы немецкого пейзажа, преобразовывал традиционные библейские и евангельские сюжеты, вкладывая в них новое жизненное содержание. Особое внимание художника привлекала гравюра: сначала ксилография, а затем гравюра на меди. Дюрер расширил тематику графики, привлекая литературные, бытовые сюжеты. В его гравюрах появились образы крестьян, горожан, бюргеров, рыцарей и т. д. Высшее творческое достижение этих лет – серия гравюр на дереве из шестнадцати листов на тему Апокалипсиса (1498), популярного среди народных масс Германии того времени. В этой серии Дюрера сплетались средневековые религиозные воззрения с тревожными настроениями, вызванными общественными событиями современности. Страшные сцены гибели и кары, описанные в Апокалипсисе, приобрели в предреволюционной Германии злободневный смысл. Дюрер вводил в гравюры множество тончайших наблюдений природы и жизни: архитектуру, костюмы, типы, пейзажи современной Германии. Широта охвата мира, его патетическое восприятие, напряженность форм и движений, свойственные гравюрам Дюрера, не были известны немецкому искусству 15 века; вместе с тем в большей части листов Дюрера живет мятущийся дух поздней немецкой готики. Многосложность и запутанность композиций, бурная орнаментальность линий, динамизм ритмов как бы созвучны мистической экзальтации видений Апокалипсиса.

Грозным пафосом веет от листа «Четыре всадника». По всесокрушающей силе порыва и мрачной экспрессии эта композиция не имеет равной в немецком искусстве того времени. Смерть, суд, война и мор неистово мчатся над землей, уничтожая все на своем пути. Резкие жесты, движения, мрачные лица исполнены ярости и гнева. Вся природа объята волнением. Облака, драпировки одежд, гривы коней бурно развеваются, трепещут, образуя сложный ритмический узор каллиграфических линий. В ужас повержены люди разных возрастов и сословий.

В листе «Битва архангела Михаила с драконом» пафос яростной схватки подчеркнут контрастами света и тени, беспокойно-прерывистым ритмом линий. В героическом образе юноши с вдохновенным и решительным лицом, в озаренном солнцем пейзаже с его безграничными просторами выражена вера в победу светлого начала. Используя привычную для тех времен технику ксилографии, Дюрер усиливал ее выразительность, вводя некоторые приемы гравюры на меди. Господствовавший ранее резкий контур рисунка, слабо заполненный параллельной штриховкой, он заменил более гибким рисунком, исполненным то утолщающейся, то утончающейся линией, вводил штрихи, ложащиеся по форме, применял перекрестные линии, дающие глубокие тени.

В 1500 году в творчестве Дюрера произошел перелом. Пафос и драматизм ранних работ сменились уравновешенностью и гармонией. Усилилась роль спокойного повествования, проникнутого лирическими переживаниями (цикл «Жизнь Марии»). Художник изучал пропорции, работал над проблемой изображения обнаженного тела. В резцовой гравюре на меди «Адам и Ева» (1504) Дюрер стремился воплотить классический идеал красоты. Объемность округлой, почти скульптурной формы подчеркнута как бы скользящими по поверхности поперек строения формы круглящимися штрихами. В живописно трактованный лесной пейзаж органически включены фигуры людей и животных, воплощающих различные символы.

Эти же искания отличают и живописный «Автопортрет» (1500, Мюнхен, Старая пинакотека), где Дюрер претворяет свой образ сквозь призму классического идеала, применяет принципы классической композиции. Вместе с тем он ищет здесь выражения глубокого нравственного совершенства – черт проповедника, призывающего к самопознанию. Свободная композиция ранних автопортретов сменилась фронтальной, статичной, строго размеренными пропорциями, яркая красочность – приглушенно-коричневатым колоритом. Индивидуальные черты несколько идеализированы. Но напряженный взгляд, волны беспокойно извивающихся волос, нервный жест руки обнаруживают тревожность настроения. Ренессансная ясность представлений о людях этой эпохи уживалась с взволнованным восприятием мира. Познакомившись во время второй поездки в Венецию (1506–1507) с живописной культурой венецианцев, Дюрер развил чувство цвета, обратился к решению проблемы света. С «наивысшим прилежанием» он работал в технике масляной живописи, применяя пять-шесть, а иногда и восемь прокладок по подмалевку, исполненному в гризайли.

В двухметровой алтарной композиции «Праздник четок» (1506, Прага, Национальная галерея) Дюрер решил религиозную тему, по существу, как групповой портрет многочисленных дарителей различных сословий, изображенных на фоне солнечного горного пейзажа у трона Марии. Гармоничное равновесие целого, строгая пирамида фигур центральной части сближают композицию с произведениями Высокого Возрождения. Художник достиг необычной для него мягкости живописной манеры, богатства нюансов цвета, впечатления воздушности среды. В «Женском портрете» (1506, Берлин, Государственные музеи) Дюрер показал мастерское владение искусством воспроизведения тончайших переходов светотени, сближающих его с живописью Джорджоне. Образ привлекает задушевностью и богатством психологических оттенков.

Изучение произведений итальянских мастеров привело Дюрера к преодолению пережитков позднеготического искусства, но от идеальных классических образов он вновь обратился к остроиндивидуальным, полным драматизма. Возникли три мастерские гравюры на меди – «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513), «Святой Иероним» (1514), «Меланхолия» (1514), которые знаменуют вершину его творчества. В традиционных сюжетах, исполненных символов и намеков, Дюрер обобщил представление гуманистов того времени о различных сторонах духовной деятельности человека. В гравюре «Святой Иероним» раскрыт идеал гуманиста, посвятившего себя постижению высших истин. В решении темы, в бытовой интерпретации образа ученого ведущую роль играет интерьер, претворенный художником в эмоциональную поэтическую среду. Фигура Иеронима, погруженного в переводы священных книг,– средоточие композиционных линий, подчиняющих себе множество повседневных деталей интерьера, ограждающих ученого от волнений и суеты мира. Келья Иеронима не мрачное убежище аскета, а скромная комната современного дома. Житейская интимная демократическая интерпретация образа Иеронима дана вне официального церковного толкования, возможно, под влиянием учений реформаторов. Врывающиеся в окно лучи солнца наполняют комнату трепетным движением. Неуловимая игра света и тени придает жизнь пространству, органически связывает с ним формы предметов, одухотворяет среду, создает впечатление уюта. Устойчивые горизонтальные линии композиции подчеркивают настроение покоя.

Гравюра «Рыцарь, смерть и дьявол» раскрывает мир остроконфликтных отношений человека с окружающей средой, его понимание долга и морали. Путь закованного в броню всадника чреват опасностями. Из сумрачной чащи леса наперерез ему скачут призраки – дьявол с алебардой и смерть с песочными часами, напоминая о быстротечности всего земного, об опасностях и соблазнах жизни. Не обращая на них внимания, решительно следует по избранному пути всадник. В его суровом облике – напряжение воли, озаренной светом разума, нравственная красота человека, верного долгу, мужественно противостоящего опасности.

Замысел «Меланхолии» до сих пор не раскрыт, но образ могучей крылатой женщины впечатляет значительностью, психологической глубиной. Сотканный из множества смысловых оттенков, сложнейших символов и намеков, он пробуждает тревожные мысли, ассоциации, переживания.

Меланхолия – это воплощение высшего существа, гения, наделенного интеллектом, владеющего всеми достижениями человеческой мысли того времени, стремящегося проникнуть в тайны вселенной, но одержимого сомнениями, тревогой, разочарованием и тоской, сопровождающими творческие искания. Среди многочисленных предметов кабинета ученого и столярной мастерской крылатая Меланхолия остается бездеятельной. Сумрачное холодное небо, озаренное фосфорическим светом кометы и радуги, взлетающая над бухтой летучая мышь – предвестник сумерек и одиночества – усиливают трагичность образа. Но за глубокой задумчивостью Меланхолии скрывается напряженная творческая мысль, дерзновенно проникающая в тайны природы. Выражение безграничной силы человеческого духа сближает образ Меланхолии с драматическими образами плафона Сикстинской капеллы, гробницы Медичи. «Меланхолия» принадлежит к числу произведений, «повергших в изумление весь мир» (Вазари).
Художественный язык Дюрера в гравюрах на меди тонкий и разнообразный. Дюрер применял параллельные и перекрестные штрихи, пунктир. Благодаря введению техники сухой иглы (гравюра «Святой Иероним») добивался поразительной прозрачности теней, богатства вариаций полутонов и ощущения вибрирующего света. К 1515– 1518 годам относятся опыты Дюрера в новой, тогда только возникшей технике офорта.

Большое место в творчестве Дюрера принадлежит портретам, исполненным в рисунке, гравюре и живописи. Художник подчеркивал наиболее существенные характерные черты модели. В исполненном углем «Портрете матери» (1514, Берлин, Государственные музеи, Гравюрный кабинет) в асимметричном старческом лице с исхудавшими чертами, в глазах запечатлены следы жизненных невзгод и разрушений. Напряженно вьющиеся экспрессивные линии обостряют яркую выразительность образа. Эскизность, местами густой и черный, местами легкий штрих придают рисунку динамичность.

В 20-х годах 16 века в искусстве Дюрера стали сильнее ощутимы веяния грозной и мужественной эпохи крестьянских войн и Реформации. В его портретах выступали люди могучего духа, мятежные, устремленные в будущее. В их осанке – напряжение вопи, в лицах – взволнованность чувств и мыслей. Таковы волевой, исполненный высоких душевных порывов и тревоги Бернгард фон Рестен (1521, Дрезден, Картинная галерея), энергичный Хольцшуэр (1526, Берлин – Далем, Картинная галерея), «Неизвестный в черном берете» (1524, Мадрид, Прадо) с печатью неукротимых страстей во властных чертах. Творческие искания Дюрера завершили «Четыре апостола» (1526, Мюнхен, Старая пинакотека). Образы апостолов: волевого, мужественного, но мрачного, с гневным взглядом Павла, флегматичного, медлительного Петра, философски-созерцательного, с одухотворенным лицом Иоанна и возбужденно-действенного Марка – остроиндивидуальны, исполнены внутреннего горения. В то же время в них воплощены черты передовых людей эпохи немецкой Крестьянской войны, которая «пророчески указала на грядущие классовые битвы». Это гражданственные образы поборников правды. Звучные цветовые контрасты одежд – светло-зеленого, ярко-красного, светло-синего, белого – усиливают экспрессию образов. Замыкая могучие, изображенные в рост фигуры, спокойно стоящие в пределах узких двухметровых створок, художник достигает духовной напряженности, выражения сдержанного величия. Это позднее произведение Дюрера превосходит монументальностью все ранее сделанное им в живописи.

Творчество Дюрера определило ведущее направление искусства немецкого Возрождения. Влияние его на современных художников было велико; оно проникло даже в Италию, во Францию. Одновременно с Дюрером и вслед за ним выступила плеяда крупных художников. Среди них были тонко чувствующий гармонию природы и человека Лукас Кранах Старший (1472–1553) и наделенный огромной силой воображения Маттиас Готхардт Нейтхардт, известный под именем Маттпас Грюневальд (1475–1528), связанный с мистическими народными учениями и готической традицией. Творчество Дюрера проникнуто духом бунтарства, отчаянного исступления или ликования, высоким накалом чувств и мучительной экспрессией то вспыхивающего, то замирающего, то гаснущего, то пламенеющего цвета и света.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png