В этом материале:

Знаменитый во всем мире напиток, которым и является кофе, — это не только дань моде или традициям, но и превосходный инструмент для развития собственного бизнеса.

О популярности кофе можно вести речь часами. И все же стоит еще раз упомянуть некоторые факты, способные повлиять на решимость будущих предпринимателей.

  • По результатам опросов, многие пользователи сети интернет скорее откажутся от посещения любимых веб-сайтов или социальных сетей, чем от чашечки горячего кофе;
  • Средний объем потребляемого кофе россиянами в 2014 году составил 0,8 кг в пересчете на кофейные зерна;
  • На одного жителя России в среднем приходится около 400 чашек кофе в год;
  • По последним медицинским исследованиям, 4 чашки натурального кофе в день снижают вероятность сердечного приступа на 42%.

А если в список этих характеристик добавить незабываемый аромат этого напитка, его бодрящие свойства, то несложно осознать степень популярности кофе.

Бизнес на кофе

Именно благодаря такой популярности многие предприниматели во всем мире и крупные международные корпорации зарабатывают баснословные суммы. Однако стать экспортером кофейных зерен дано не каждому. А вот открыть уникальный бизнес по продаже кофе на вынос – под силу каждому индивидуальному предпринимателю.

Основа идеи представлена растущей актуальностью этого напитка и динамичностью современной жизни. Не всякий желающий имеет время на спокойное посещение кафе. А вот прихватить с чашку горячего кофе было бы просто замечательно.

Вдвойне перспективным этот бизнес видится под эгидой перспективного бренда. И такую возможность предоставляет франшиза кофе с собой.

В нынешнее время на российском рынке функционирует несколько авторитетных франчайзеров, чьи франшизы постепенно распространяются по всей территории страны. Часто одновременно с продажей кофе на вынос условиями франшизы предполагается продажа сопутствующих продуктов – выпечки, кондитерских изделий.

  • Перспективность таких франшиз в том, что целевая аудитория существует в каждом населенном пункте, а затраты на становление бизнеса – минимальны.
  • Кроме того, купить франшизу по приготовлению и продаже кофе с собой выгодно и исходя из бюджетных соображений. Объемы начальных инвестиций обычно достаточно скромные, так как не включают расходов на приобретение большого количества дорогостоящего оборудования.

Что касается рентабельности, то о ее уровне свидетельствует тот факт, что в начальные капиталовложения обычно франшиза включает аренду помещения только на один-два месяца. В дальнейшем оплата арендованной площади происходит из средств прибыли.

Поскольку эта модель бизнеса достаточно молода, то реализовать ее лучше всего именно по франшизе продаж кофе с собой.

В этом случае франчайзи получает обоснованный и проверенный на практике бизнес-план, исключающий характерные для этого вида предпринимательской деятельности рыночные риски. Кроме того, франчайзи получает:


Кроме того, франчайзи обязательно получает от основателя бизнеса рецептуру брендовых напитков. В разных национальных кухнях на сегодняшний день разработаны сотни рецептов приготовления кофе. И каждый франчайзер, стремясь поддерживать статус своего бренда, традиционно используется несколько самых актуальных рецептов.

Каталог франшиз кофе с собой

Инвестиции: Инвестиции 700 000 - 1 000 000 ₽

"Кофе Смайл» – федеральная сеть кофе-баров в формате «Кофе с собой». Лидер продаж на региональном уровне и высоким темпом развития в других регионах России. Федеральная сеть «Кофе Смайл» основана в 2014 году в городе Сыктывкар. Сегодня сеть составляет 22 кофе-баров, и включает в себя партнеров в 15 городах России по системе франчайзинга. Бизнес в формате…

Инвестиции: Инвестиции от 1 200 000 руб.

Правда Кофе это уникальная сеть мини-кофеен формата coffee-to-go, сочетающая в себе великолепное качество кофе и невероятно низкую цену. Мы сплоченная команда профессионалов, которая с 2010 года успешно занимается отбором, закупкой и обжаркой лучших кофейных зерен в сегменте Speciality. Мы приобретаем зерно в разных странах мира, в зависимости от того, где созрел самый качественный кофейный урожай.…

Инвестиции: От 600 000 руб.

Первая точка компании "Кофе Лайк" была открыта весной 2013 года. Формат мини кофейни - кофе с собой. По прошествии 6 месяцев компанию уже считали одну из наиболее активно развивающихся и крупных на рынке России. Современная ситуация указывает на присутствие более чем в 70 городах России и стран СНГ. Объем привлеченных инвестиций после старта проекта составляет…

Инвестиции: Инвестиции 450 000 - 1 100 000 ₽

Инвестиции: Инвестиции 1 200 000 - 1 750 000 ₽

Концептуальная кофейня People like U основана в 2017 году парой молодых, но очень амбициозных и креативных предпринимателей. Культура потребления кофе, да и кофейный рынок в целом, неумолимо растет, однако ни для кого не секрет, что кроме безусловного качества предлагаемого продукта за любым великим брендом стоит философия. Создавая свой бренд, мы хотели кардинально отличаться от всех,…

Инвестиции: Инвестиции 357 000 - 825 000 ₽

История холдинга «Маяк 13» началась в городе Ижевск, открыв в 2012 году первую тайм-кофейню, компания за 6 лет выросла до 4 проектов и более 100 заведений по всей России и СНГ. В настоящее время в составе холдинга развиваются такие бренды как: – Coffee Moose – сеть кофеен «кофе с собой» – New York Coffee –…

Инвестиции: Инвестиции 250 000 - 400 000 руб.

Coffee In - федеральная сеть "кофе с собой". Компания начала свое активное развитие в начале 2016 года в городе Челябинск. Ежемесячно открываются новые партнеры. Франшиза Coffee In с бизнес-моделью “кофе с собой” идеально подходит для тех, кто хочет иметь собственный бизнес c высокой рентабельностью, но не имеет предпринимательского опыта. Вам нужна финансовая независимость, а нам…

Инвестиции: Инвестиции 195 000 - 1 200 000 руб.

GOOD FOOD – Федеральная сеть кафе быстрого обслуживания. Компания специализируется на продаже хот-догов, бургеров, картошки фри, из сырья высокой степени готовности, по стандартам качества «премиум», а также, горячих напитков в формате «кофе с собой». GOOD FOOD это: Более 100 заведений по всей территории России, от Новороссийска до Южно-Сахалинска; От 3 до 8 новых точек каждый…

Инвестиции: Инвестиции 275 000 - 995 000 руб.

Bubble Chai - это самая популярная в Татарстане сеть островных баров по продаже модных и дико популярных напитков Bubble Tea в торговых центрах. Формат точек Bubble Chai такой же, как и у точек «кофе с собой», только вместо кофе – уникальный и популярный Тайваньский напиток, который готовится на глазах посетителей, а сочетание ингредиентов гости выбирают…

Инвестиции: Инвестиции 500 000 - 900 000 руб.

Наша история, планы и их реализация: Coffee Like основан в 2013 году двумя молодыми предпринимателями Гариповым Зуфаром и Шабутдиновым Аязом. С ноября этого же 2013 года компания начала активно масштабировать бизнес. Мы точно знаем какие цели перед нами стоят и как их добиваться: В начале 2014 года мы ставили перед собой цель стать самой крупной…

Инвестиции:

Почему иметь кофейню выгодно Себестоимость стакана кофе 25р, рыночная цена x5 раз выше. Кофе становится "модным" продуктом. В Америке каждый 3-ий человек идет с кофейным стаканом. Сезонность позволяет вводить как холодные напитки летом, так и фирменные в зимнее время года. Компактность и функциональность кофейной точки позволит разместиться в 2 кв.м., колоссальная экономия по арендной плате.…

Инвестиции: 180 000 - 450 000 руб.

Быстро растущая сеть кофеен "Бодрый день" в формате "кофе с собой" предлагает уникальную франшизу с быстрым стартом и маленьким сроком окупаемости. Помимо основного вида товара, компания предлагает свежую выпечку и другие напитки помимо кофе. Каждый день продукцию "Бодрого дня" выбирают тысячи людей по всей стране. В домашней сети родного города франшиза стала наиболее популярной -…

Особенности франшиз по производству кофе с собой

Для реализации проекта вполне достаточно небольшой площади – от 4-5 квадратных метров. Это может быть отдельно стоящий киоск, передвижной пункт на автомобиле, арендованная площадь в кафе с высокой посещаемостью или в структуре торгово-развлекательного центра.

  • Ориентируясь на расположение целевой аудитории, имеет смысл реализовать франшизу кофе с собой на территории производственных предприятий, офисных центров, коммерческих учреждений, медицинских и образовательных заведений.
  • В качестве производственного оснащения традиционно выступает кофеварка и кофе-машина. Также понадобится профессиональная машинка для помола зерен.
  • Комплект компонентов для кофе обычно рекомендован франчайзером. Это могут быть особые сорта кофейных зерен, кофе определенной фракции помола, разные виды сиропов, сахар и прочие компоненты.
  • Кроме того, в начальных инвестициях учитываются затраты на приобретение оборудования – барной стойки, кассового блока, смесителей и водогрейных устройств.

Тем не менее, при всех затратах порог входа в этот бизнес составляет не столь крупную сумму — условиями разных франчайзеров предполагаются инвестиции от 80 тысяч рублей до 2 миллионов рублей.

При этом рентабельность франшиз достигает 400% (например, чашка капучино дает доходность до 600%). А период окупаемости в зависимости от объема инвестиций – от 3 месяцев при организации бизнеса в малом формате до 2 лет при открытии полноценного кафе с услугой кофе с собой.

Для самостоятельного подбора и сравнения бизнеса предлагаем воспользоваться простой формой поиска: вы можете ввести любое название или сумму денег, которую готовы инвестировать в собственное дело.

Одной из наиболее популярных методик организации бизнеса в настоящее время является покупка франшизы известной компании. Суть этого метода заключается в том, что тот, кто ее приобретает, получает право на использование товарного знака и всестороннюю поддержку франчайзера при налаживании процессов, продвижении и т. п.

В свою очередь, компания, которая предоставляет возможность покупки, получает фиксированный начальный взнос (называемый паушальным), а также (либо в размере фиксированной суммы, либо как процент от прибыли).

Кофейный бизнес предлагает достаточно большое количество форматов для работы, в первую очередь отличающихся по количеству вложений и выгодности:

  • Во-первых, одной из достаточно новых и набирающих популярность идей являются мобильные кофейни . Суть формата заключается в том, что они организовываются на базе фургонов, у которых задний отсек делится на 2 части. Первая из них — это техническая (чаще всего там располагаются системы энерго и водоснабжения, а также мойка для рук), а вторая – рабочая (в которой находится кофемашина, кофемолка, холодильник, барная стойка и ящики для хранения сырья и инструментов).
    У данного вида бизнеса есть большое количество преимуществ:
    • Кофейни на колесах могут передвигаться в места с наибольшим скоплением людей, соответственно в любом случае могут обеспечить себе поток клиентов.
    • Этот формат является одним из самых незатратных с точки зрения вложений. Важным фактором экономии является отсутствие необходимости платить аренду и небольшой уровень заработной платы – для одной кофейни достаточно одного сотрудника.
    • Наконец, такой вид бизнеса гарантирует достаточный уровень спроса еще и потому, что по сути является самым быстрым способом получения кофе.

    В то же время существуют и минусы:

    • В первую очередь — это отсутствие достаточной законодательной базы, что может привести к проблемам с различными проверяющими органами.
    • Этот тип наиболее подвержен погодным условиям.
    • Есть дополнительные достаточно существенные статьи затрат, связанные с расходами на оплату топлива и т. п.
  • Вторым достаточно популярным форматом являются мини кофейни , которые чаще всего построены по американскому типу. Это означает следующее:
    • В кафе отсутствуют горячие блюда (из-за отсутствия кухни).
    • Обслуживание осуществляется только от барной стойки.
    • В таком месте возможно посидеть за чашкой кофе, а не просто выпить его на бегу.
    • Интерьер оформляется в минималистском и достаточно стандартном стиле.

    Мини кофейни чаще всего размещаются в торговых центрах и пользуются достаточно большим спросом (при учете того, что посетители обычно не задерживаются и соответственно не занимают много места). Данный вид характеризуется более широким выбором сортов кофе и типов напитков, уровень наценки на которые может быть значительно выше, чем в первом варианте. Соответственно, прибыльность этого формата является достаточно высокой. Однако, необходим достаточно значительный уровень стартового капитала, правильный выбор месторасположения, а осуществление деятельности будет сопровождаться высокими операционными расходами.

  • Третий популярный способ организации своего дела – это экспресс-кофейни . Подразумевают под собой наличие всей необходимой техники и прилавка для продажи напитков. Чаще всего располагаются на улице в киосках или небольших арендуемых помещениях. Основными плюсами формата «кофе с собой» является сравнительно невысокий уровень арендной платы, небольшой уровень заработной платы, стабильный поток покупателей (в случае грамотного выбора месторасположения). Одной из проблем может стать невозможность справиться с большим потоком клиентов из-за достаточно низкой производительности.
  • Следующей формой кофейного бизнеса является организация магазина кофе и чая , предоставляющего выбор эксклюзивных и дорогостоящих сортов. На этом рынке есть стабильный спрос при условии небольшого количества конкурентов (поскольку несетевым компаниям достаточно сложно достигать оптимального соотношения уровня сервиса, в первую очередь выражающегося в качестве продукции, и затрат).
    Основным преимуществом является возможность сделать высокую наценку и завоевать состоятельных клиентов, ценящих вкусный кофе. Кроме того, дополнительный доход будут приносить люди, покупающие подарки, поскольку именно напитки стабильно пользуются спросом в этой сфере. Самая главная сложность состоит в том, что человеку, открывающему магазин, необходимо очень хорошо развиваться как в сфере торговли, так и непосредственно в кофейном бизнесе.
  • Наконец, наиболее дорогостоящим вложением, по сути находящимся на грани с обычным кафе, является организация традиционной кофейни (так называемой французской). Классический интерьер, располагающий к спокойному времяпрепровождению, дорогая посуда, обслуживание с помощью официантов, наличие кухни (и, соответственно, не только холодных закупаемых, но и горячих блюд).
    Данная опция дает возможность обеспечить кофейню постоянными клиентами, которые готовы платить за качество. Затраты на открытие несколько ниже, чем для обычных кафе, при этом довольно большой процент от их целевой аудитории может перейти к новому заведению. Основные минусы – необходимость большого количества финансовых средств, высокая конкуренция на рынке, наличие большого количества барьеров для входа.

Выгода от работы по франшизе

Работа по франшизе приносит большое количество преимуществ, среди которых можно выделить постоянную поддержку со стороны компании, у которой она приобретается. Это является серьезным конкурентным преимуществом для бизнеса по сравнению с ситуацией самостоятельного открытия кофейни. Для компании, предоставляющей такое право, это означает расширение клиентской базы и увеличение прибыли.

Помимо этого, франшиза — это возможность использовать уже раскрученный бренд для того, чтобы быстро привлечь покупателей и увеличить прибыль. Соответственно, срок окупаемости достаточно низкий (от 1 года), а дальнейший уровень заработка выше, чем у несетевых заведений, открывающихся самостоятельно.

Наконец, франчайзер обеспечивает поддержку в организации деятельности (включая консультации по вопросам строительства, подбору помещений, обучения персонала, продвижения и т. д.).

Типичные услуги, которые предоставляет франчайзер

В зависимости от выбранного типа кофейни и оплаченного пакета франшизы, бизнесмен может получить следующие привилегии:

  • Готовый модуль или оборудованный фургон;
  • Необходимое оборудование;
  • Помощь в поиске места для строительства или аренды;
  • Составление примерного бизнес-плана;
  • Консультации на всех этапах организации и ведения бизнеса;
  • Найм административного и логистического персонала;
  • Пакеты маркетинговых материалов;
  • Программное обеспечение;
  • Услуги по подбору, найму, обучению и стажировке персонала;
  • Бесплатные наборы продуктов и расходных материалов на определенный период;
  • CRM-система с автоматическим учетом продаж;
  • Контроль над работой персонала (по показателям эффективности);
  • Планы по развитию сети (в случае если франчайзи планирует открывать несколько точек).

Подбор компании-франчайзера

В первую очередь необходимо определиться с форматом кофейни, исходя из стартовых инвестиций, желаемого уровня прибыльности и т. п. Затем необходимо определить круг франчайзеров, имеющий большой опыт работы с данным типом организации своего дела.

Следующим очень важным шагом является сравнение условий взаимодействия компании, предоставляющей франшизу, и бизнесмена.

Далее необходимо проанализировать качество предоставляемых услуг и самих напитков у компаний, ознакомившись с отзывами их клиентов и сформировав собственное мнение. При этом важно учитывать корпоративную культуру, принятую на предприятии, поскольку франчайзи в своем бизнесе должен ее придерживаться.

Немаловажными факторами, влияющими на выбор, также являются регион открытия кофейни, планируемая целевая аудитория и желаемый уровень прибыли (эта опция зависит от уровня затрат у компании-франчайзера и возможности варьирования наценки).

Условия, предлагаемые в рамках наиболее популярных франшиз

  • Одной из наиболее развивающихся сетей является Кофейная кантата , основанная 15 лет назад. Инвестиции на открытие составляют около 50 тыс. долларов, которые включают как паушальный взнос, так и непосредственные затраты на запуск бизнеса. При этом франчайзи должен иметь опыт в розничной торговле, а открываемое заведение располагаться в торговом центре. За вышеназванную сумму бизнесмену предоставляется полная поддержка в организации бизнеса, обучение персонала и практика в существующих магазинах.
  • Другой альтернативой является приобретение франшизы мини-кофеен Coffeshop Company , паушальный взнос для которых составляет 28 500 евро, роялти – 6% от ежемесячной прибыли, а инвестиции на запуск — от 5 до 10 миллионов рублей в зависимости от региона открытия. Компания предоставляет детальную разработку бизнес-плана, полное сопровождение бизнес-процессов франчайзи и контроль над выполнением показателей.
  • Coffee and the City – развивающаяся компания формата кофе на вынос, предоставляющая на выбор 3 пакета услуг (Стандарт, Стандарт плюс, Все включено), которые включают в себя готовый модуль для продаж (в том числе его доставку и установку), все необходимое оборудование, бесплатные наборы продуктов, юридические консультации и т. п. При этом паушальный взнос составляет от 1340 до 1600 тысяч рублей, роялти – 6% от прибыли. Кроме того, в двух более продвинутых пакетах необходимо дополнительно оплачивать поддержку – 50 000 и 90 000 рублей для Стандарт плюс и Все включено соответственно.
  • Кофейня «Дабл би» , открытая не так давно и имеющая около 40 точек в России (а также по 1 в Астане и Праге), предлагает покупку франшизы с паушальным взносом от 800 тыс. рублей в случае открытия в регионах и от 1 млн. рублей в случае запуска в Москве. При этом необходимые инвестиции варьируются от 2,5 до 5 миллионов рублей в зависимости от места запуска. Срок окупаемости в бизнес-плане указывается не менее 15 месяцев, однако на практике он один из самых низких на рынке и составляет около 10 месяцев. Полная поддержка процессов, маркетинговое сопровождение, а также необычные сорта кофе, которые отбираются непосредственно создателями сети, гарантируют франчайзи высокий уровень прибыли.
  • Наконец, Go! кофе предлагает один из самых бюджетных вариантов организации мобильной или экспресс-кофейни с паушальным взносом от 80 000 (при выборе минимального пакета) до 120 000 рублей. Инвестиции при этом варьируются от 28 000 до 240 000 рублей при сроке окупаемости от 2 месяцев. За эту цену предоставляется арендованное оборудование с правом выкупа, пакет дизайна (являющийся отличительной особенностью бренда), юридические консультации и CRM-система продаж.

Также очень популярными являются компании

Который специализируется на ведении нетопливных бизнесов сетей АЗС, проанализировал предложения на рынке франшиз «кофе с собой» и написал колонку о том, в каких случаях выгоднее будет вести бизнес самостоятельно.

Я заинтересовался франшизами, когда близкие друзья, у которых дети доросли до того, чтобы зарабатывать на жизнь самостоятельно, стали спрашивать меня, как бизнес-консультанта: «Брать франшизу или не брать? И если брать, то какую?» Подрастающее поколение, не вылезающее из соцсетей, нашло заманчивым предложение открыть по франшизе собственный бизнес - точку продаж «кофе с собой».

Обнаружили они эту идею в одном из сообществ социальной сети «ВКонтакте». В отличие от многих других «мотивирующих идей», которые быстро приходят и уходят, эта задержалась. Молодые люди поехали на семинар в другой город, прослушали обучающий курс и окончательно загорелись.

Для родителей отрадно слышать, что дети хотят «развивать свое дело», купив франшизу, «гарантирующую успех», но наше поколение на эти уловки не купишь. Наш внутренний фильтр изначально настроен на борьбу с заманчивыми предложениями из разряда «Заплати мне и стань богатым», благо сказывается опыт ведения бизнеса в 1990-е годы. Обучающее влияние МММ, «Хопра» и «Селенги» просто так из головы не выкинешь. Стало любопытно, что же предлагают «ВКонтакте». Увы, чем больше я изучал вопрос, тем большее неприятие вызывала у меня сама идея бизнеса по такой франшизе.

Открыть кофейню или организовать продажу кофе на вынос - отличное решение для нынешнего рынка, но зачем для этого франшиза? Более того, зачем для этого франшиза от человека, у которого все, что есть - это так называемый социальный капитал в виде 150 тысяч подписчиков сообщества «ВКонтакте»? Этот весьма спорный актив он использует для пропаганды сразу двух-трех десятков бизнесов, преподнося себя как универсального предпринимателя, способного помочь любому, кто купит одну из его франшиз (читай «заплатит ему деньги») стать «успешным бизнесменом».

Зачетная попытка скрестить инфобизнес и бизнес на франшизах, но выигрывают в этом случае явно не франчайзи. Основная ценность франшизы в том, что начинающего предпринимателя аккуратно проводят мимо подводных камней конкретного бизнеса, чего в случае с дешевыми франшизами никто делать не собирается.

Сказка про голого короля

Но вернемся к кофе. Кофе - самый маржинальный продукт, для специалистов HoReCa это секрет Полишинеля. Себестоимость чашки кофе, продаваемой за 90–110 рублей, начинается от шести и почти никогда не превышает 30 рублей. Кофе - один из немногих продуктов, который показал рост продаж в 2015 году, в частности рост продаж кофе в магазинах при АЗС, где, на минутку, в ассортименте магазина и кафе порядка 3000 товарных единиц.

Безусловно, кофе - отличный локомотив для сопутствующих продаж. И сама по себе идея заняться подобной деятельностью хороша, так как кофе в формате take and go доступен по цене и крайне востребован покупателями. Но задумывались ли вы, почему франшиза полноформатной кофейни типа «Шоколадница» стоит от 6 миллионов рублей, а многочисленные франшизы «кофе с собой» - всего 60–80 тысяч? Разница не только в стоимости бренда франшизы, но и в подходе к бизнесу и системности - ее может и не быть.

Многие кофейные франшизы сводятся к предложению открыть точку продаж одного только кофе, по сути - киоск «Пиво-вОды». Какие тут ноу-хау и технологии? Зачем отдавать деньги непонятно кому и непонятно за что? Псевдофранчайзеры не стесняются в рекламе своих франшиз, заявляя: «Полноформатные кофейни просят за свои франшизы миллионы рублей, а мы предлагаем вам кофейный бизнес за 60–80 тысяч - почувствуйте разницу». Разница действительно есть. Она спрятана в том, что «кофе в кофейне» и «кофе на вынос» - это две несопоставимо разные модели построения кофейного бизнеса.

«Кофе на вынос», «кофе на АЗС», «кофе в крупном торговом центре» - это поточная автоматизированная модель приготовления напитков, для успеха которой важна минимизация влияния человека на конечный результат, а также скорость подачи напитка в условиях повышенного «трафика» заказов.


Простые правила организации подобной точки:

  • профессиональная автоматическая кофемашина;
  • кофейная смесь, специально предназначенная для автоматических кофемашин;
  • правильная настройка и удаленный мониторинг кофемашины.

Все это гарантирует правильный сервис и пресекает мелкие хитрости персонала точки продаж, также можно добавить брендовые расходники.

Правила постигаются за пару дней внимательного изучения предмета, это часть бизнеса, которая и так видна любому. Разумеется, в каждом деле есть еще множество скрытых деталей, но предупреждает ли о них франчайзер, который разбрасывается демпинговыми предложениями? В десятках «дешевых» франшиз, которые я изучил, я этого не увидел - зато увидел замаскированное желание франчайзера зарабатывать на поставках кофейного зерна, брендированных бумажных стаканов и прочих «фирменных» расходников, которые любой предприниматель без проблем может приобрести самостоятельно по более низкой цене.

Простая статистика: по данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), только 16% предпринимателей обращаются к франшизам по причине «Не знаю, как организовать этот бизнес самостоятельно». Большинство разумных людей понимает, что им придется делать, и надеются получить «скрытые» знания и опыт?

Фастфуд прост только на первый взгляд

Далее я расширил изучение рынка франшиз, рассматривая . Франшизы в сфере общественного питания сейчас очень популярны, тем более что общепит в 2015 году показал рост. Фастфуд не так примитивен, как может показаться на первый взгляд. Это высокотехнологичная сфера деятельности - с соответствующим оборудованием, ингредиентами и специально обученным персоналом.

Парочка примеров. Технологичная фастфудная сосиска должна выдерживать заморозку и «уметь» находиться 4–5 часов на жарочной поверхности в готовом виде. Это достигается с помощью выверенных рецептур - малейшие отклонения от них приводят к тому, что сосиска теряет товарный вид, а покупатели отказываются приобретать «сомнительный» продукт.

Кофемашина может стоить 50 тысяч рублей, а может стоить почти миллион и в том и в другом случае называться «профессиональной». Мы уже прошли этап экспериментов с техникой, поэтому знаем, что для агрегатов азиатского производства нажатие кнопок настройки зачастую не ведет к изменению вкуса производимых машиной напитков.

Что нужно сделать, если вы хотите предложить клиентам вкусный кофе:

  • Купить дорогой кофе-автомат немецкого или швейцарского производства.
  • Выбрать соответствующее по качеству зерно, специально предназначенное для автоматических кофемашин.
  • Правильно настроить кофемашину, чтобы получить хороший вкус напитков.
  • Важно подключить удаленный мониторинг кофемашин для рациональной эксплутации оборудования. Это прекрасное ИТ-решение, чтобы можно было исключить воровство персонала и своевременно обслуживать дорогое оборудование.

Даже с простой выпечкой вроде пышек или пончиков, где, кажется, только и надо, что тесто и масло, могут возникнуть проблемы. Не в каждое помещение можно поставить вытяжку, а значит, продукцию придется или привозить откуда-то или размораживать на месте.

Современные технологии создают эффект свежей выпечки. Когда вы смотрите на витрины современных кофеен, кажется, что бесчисленные торты и пирожные только что вышли из-под рук опытного кондитера. Но на самом деле, чаще всего продукт размораживают, а потом помещают в специальную витрину, с особым микроклиматом, где «свежая» выпечка терпеливо дожидается своего покупателя.

Аромат выпечки влияет на продажи. Задумайтесь: если в заведении ничего не пекут, а выпечкой пахнет, то откуда запах? Правильно, используется аромамаркетинг. Даже цвет подсветки витрины влияет на покупателя. Я это рассказываю к тому, что передача подобных тонкостей бизнеса - это дорогое знание. Выполнить технологические требования наполовину или даже на 90% - это испортить все дело и подать потребителю продукт, который не соответствует не только его ожиданиям, но и стандартам Роспотребнадзора.

Экономия на горячем кофе

В одной сети АЗС установили дорогие кофемашины, но кофе решили наливать одновременно и в керамическую посуду, и в бумажные стаканчики. Не видите ли вы подвоха? Правильно, не видите. Вы пока не знаете,что руководитель нетопливных бизнесов этой сети АЗС вычеркнул из списка оборудования стеллаж для подогрева чашек. Баловство какое - греть чашки! Кстати, специальный стеллаж для подогрева кофейной посуды стоит примерно €2 тысячи. Экономия налицо, а засады обычный пользователь по-прежнему не видит. Очень даже культурно и цивилизованно, кофе с собой - в стакане, а за столиком кафе - в чашке.

А теперь обратимся к практике. Если кофемашина настраивается так, чтобы наливать кофе в керамическую посуду без предварительного подогрева, то температура напитка задается погорячее. Физика, седьмой класс. Чашка имеет собственную теплоемкость, и если она холодная (от шкафа с подогревом отказались), то изначальная температура напитка должна быть выше, иначе посетители будут жаловаться на холодный кофе.

Теперь, если этот же кофе налить в бумажный стаканчик, то напиток получится обжигающе горячим, ведь теплоемкость бумажного стаканчика значительно отличается от теплоемкости толстостенной чашки.

Кстати, вы знали, что стаканчики бывают однослойные и двухслойные? Двухслойный специально предназначен для горячих напитков и не обжигает руки, но менеджер той сети АЗС еще раз сэкономил, заменив двухслойный стаканчик на более дешевый, однослойный. В масштабе сотни станций получилась солидная экономия. А вместе с ней - как минимум сотни тысяч рублей упущенной выгоды из-за того, что клиенты массово оказываются недовольны качеством напитков и сервисом, который оказывает эта сеть АЗС.

Надо ли говорить, что заправочные сети, которые целенаправленно развивают свои нетопливные бизнесы и уделяют должное внимание кафе, наливают весь кофе в двухслойные бумажные стаканчики и не используют никакой керамической посуды? Дело вовсе не в «культуре и цивилизации», а просто в знании технологических аспектов бизнеса для заведений того или иного формата.


Кофе в условной «Шоколаднице» и кофе с собой - это два разных напитка. И то, и другое можно вкусно приготовить и выгодно продать, но при этом необходимо учитывать детали каждой из моделей продаж. Молодой бизнесмен, который раз в неделю открывает новый проект по франшизе, не в состоянии изучить предмет на таком уровне - равно как и проследить, сделали ли это партнеры. Отсутствие времени и базовых знаний принесут франчайзи бесценный, но горький опыт - бесконечный поиск решений по запуску бизнеса, который и так должен был работать. Сетовать, что студент-бариста не соблюдал требования отсутствующего технического регламента, в данном случае бессмысленно.

Хочешь сделать хорошо - сделай сам

У солидных сетевых игроков франшиза капитализирована: бренд узнаваемый, технологические процессы уникальны, оптимизированы цепи поставок множества ингредиентов и расходных материалов. Но таких серьезных франшиз есть десяток, не больше.

Рынок сейчас завален псевдофраншизами, которые создают некомпетентные предприимчивые проходимцы. После детального разбора предложений по франшизе в своей отрасли я с еще большей опаской отношусь к предложениям в малознакомых мне отраслях. При ближайшем рассмотрении оказалось, что, помимо сегмента HoReCa, «голых королей» много в организации хостелов, автосервисов, косметических салонов и так далее.

В статьях и выступлениях франчайзеров полно упреков в адрес франчайзи: «Вы мало стараетесь». Хороший поворот в духе НЛП, напоминает пособие для менеджеров по скачкам на «дохлой лошади», а заодно создает у исполнителя комплекс вины.

На моих глазах в хорошей семье на этой почве возник серьезный конфликт отцов и детей. Рад, что удалось защитить юных предпринимателей и стащить их с «дохлой лошади», а родителям объяснить, что так тоже бывает. Надо проверять исходный материал и не вестись на заманчивые предложения, сколь дешево они бы ни стоили.

Я считаю, что создатель бизнеса обязан самостоятельно разобраться в деле, которое он планирует открыть, а не гнаться за посвящением в несуществующее сакральное знание и избежать ситуации, в комментарии к статье про кофейни на сайт.

Кафе на АЗС - собственный бизнес или франчайзи

По системе франчайзинга работают и некоторые сети АЗС. Вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) отдают удаленные и малодоступные станции в управление индивидуальным предпринимателям. В некоторых случаях это единственная возможность добиться эффективности точки продаж, убыточной для заправочной сети. Для меня ближе и интереснее тема сотрудничества с АЗС по тематике «Кафе».

У мировых лидеров на рынке фастфуда есть партнерские программы с сетями АЗС, но давайте рассмотрим реальные возможности такого сотрудничества. Для любого партнера, будь то McDonalds, KFC, Burger King, Autogrill или кто-то еще, необходимо отдельное большое помещение, в то время как у большинства АЗС торговые залы по 30–80 квадратных метров, причем на этой территории необходимо разместить еще и магазин. В таких стесненных условиях не сможет развернуть бизнес ни один оператор быстрого питания.

Большинство сетей АЗС нашли выход в развитии собственного направления «Кафе». При правильном построении бизнеса на одном только кофе крупная заправочная сеть может зарабатывать от сотен миллионов до нескольких миллиардов рублей в год. Предложение по хот-догам и свежей выпечке сможет принести ей аналогичную прибыль.

Рынок франшизы изменился под влиянием кризиса: снизились требования к франчайзи, появились предложения с довольно низким уровнем инвестиций в проект. Но мир, состоящий из стандартных заготовок и однотипных дизайнерских решений, будет уныл и скучен. Обратите внимание на Италию - это, пожалуй, самая «кофейная» страна в мире, там большинство кофеен уникальны, и в этом их прелесть.

* В расчетах используются средние данные по России

Стоимость франшиз кофеен на рынке в среднем составляет около 1-1,5 млн. рублей. Если на открытие заведения в фуд-корте торгового центра понадобится около 5-10 млн. рублей, то на кофейню в отдельном помещении будет необходимо около 15 млн. рублей. Сетевые кофейни наращивают присутствие на рынке и имеют отработанные концепции бизнеса, поэтому присоединение к ним даст хорошую гарантию в успехе.

Глядя на возрастающую потребность россиян к кофе «вне дома» и рост популярности неформатного общения за чашкой кофе, опытные и начинающие предприниматели обратились к кофейному бизнесу. В России стал стремительно расти как новый для страны сегмент «кофе с собой», так и формат обычных кофеен-кафе (далее речь будет идти о последних). Чтобы быстрее «влиться» в дело и избежать подводных камней при открытии кофейни, многие делают выбор в пользу франшизы. Однако даже в покупке готового бизнеса есть свои нюансы, плюсы и минусы, которые связаны как с отраслью в целом, так и с взаимоотношением с франчайзерами в частности.

Франшизы на российском рынке. Шоколадница и Ко

Около 48-55% отечественных кофеен приходится на сетевые проекты. Сетевые кофейни снискали успех клиента благодаря своим стандартам работы и единообразию меню. Зная, что в любом заведении сети, его будет ждать одинаково вкусный кофе, гость снова и снова готов возвращаться в кофейню под любимым брендом. Рынок кофеен в России еще не насыщен, поэтому в Россию все активнее проникают зарубежные игроки. Их сети разрастаются как за счет собственных сил, так и с помощью франчайзинга. Среди известных иностранных франшиз, работающих в России, можно назвать, например, Starbucks и Coffeeshop Company. В 2014 году суб-франшизу открыла также всемирно известная английская сеть Costa Coffee. Кофейный рынок движется в сторону укрупнения. Одно из самых значительных «поглощений» последнего времени произошло в 2014 году, когда лидер отрасли «Шоколадница» приобрела другую крупную сеть «Кофе Хаус».

На сегодня самую большую сеть кофеен - около 400 точек по всей России, а также заведения в Армении, Азербайджане, и Казахстане – имеет сеть «Шоколадница». Компания ООО «Галерея-Алекс», развивающая бренд, является одной из самых опытных в области франчайзинга. Франшиза сети открылась еще в 2008 году, и на сегодня компания насчитывает 85 партнеров-франчайзи.

На российском рынке можно отыскать варианты франшиз как крупных сетей, работающих на международном уровне (например, Traveler"s Coffee – 101 точка в 5 странах с головным офисом в Новосибирске), так и множество региональных сетевых кофеен, имеющих от двух и более точек. Для примера, в Санкт-Петербурге пользуется популярностью сеть кофеен «Чайникофф» (13 кофеен), в Ростове-на-Дону и Ростовской области – «Пить кофе» (15 кофеен) и т.д.

Показатели и расценки

Суммы на открытие собственной кофейни по франшизе варьируются от 3 до 30 млн. рублей. Такой разброс цен связан как с требованиями сети, так и с тем, что многие компании имеют по два или несколько форматов франшиз. Это могут быть стационарные кофейни в отдельном помещении, площадью 150-300 кв. метров, кофейни в фуд-кортах торговых центров площадью 80-150 кв. метров, а также небольшие кофейни или точки «на вынос» в бизнес-центрах 15-80 кв. метров. К примеру, бренд «Шоколадница» продает два вида франшизы – для стационарного кафе размером 180-220 кв. метров и для кофейни с барной стойкой в ТЦ на 120-150 кв. метров. Если для второго варианта понадобится от 5 млн. рублей инвестиций, то для первого – около 13-15 млн. рублей. По отзывам франчайзи, сумма вложений в полноформат с учетом паушального взноса может достигать 17 млн. рублей. Другая сеть, Traveler"s Coffee, имеет три формата франшизы. Это кофейня в фуд-корте торгового центра, на которую понадобиться от 10 млн. рублей, кофейня обычного уличного формата от 20 млн. рублей и так называемое флагманское заведение от 30 млн. рублей.

Стоимость франшизы кофейни в среднем составляет около 1-1,5 млн. рублей. Наивысшие расценки за свой бренд предлагает лидер отрасли «Шоколадница» - 2,5 млн. рублей. Суммы до 1 млн. рублей можно найти на региональном уровне. Например, 700 тыс. рублей составит паушальный взнос у сети «Чайникофф» из Санкт-Петербурга. Стоит отметить, что некоторые компании, например, Traveler"s Coffee, Coffeeshop Company и другие, продают франшизу только одному покупателю на город. Работа по эксклюзиву предполагает, что с партнером подписывается соглашение на открытие определенного числа кофеен на вверенной территории.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Роялти кофейни устанавливают в виде определенного процента оборота. Наиболее встречаемый показатель - 6%. Для выхода на окупаемость при благоприятной экономической обстановке заведению понадобиться от 2-3 лет работы. Ниже приведены показатели франшиз нескольких сетевых кофеен различного масштаба, включая зарубежных, федеральных и региональных игроков.


*по данным на 6 ноября 2015
**использованы данные, взятые с официальных сайтов компаний

Что дает франшиза

Полноценной считается та франшиза, которую можно назвать пакетом готового бизнеса. То есть, действуя по заданному алгоритму и верно выполняя пошаговые инструкции, партнер должен получить точную копию бизнеса франчайзера и обещаемые показатели прибыльности. Процесс обычно начинается с поиска помещения под кофейню. Франчайзи, как правило, сам предлагает компании два или несколько вариантов на выбор. Франчайзер проводит оценку помещение на выгодность расположения, проходимость и наличие конкурентов, а затем составляет дизайн-проект. Большое внимание уделяется переговорам с арендодателями: к федеральным сетям они могут быть благосклоннее, нежели к одиночным игрокам. Перед подписанием договора аренды его тщательно анализируют юристы компании. Далее идет процесс ремонта и оформление разрешительных документов. С момента заключения договора до запуска кофейни обычно уходит от 2-3 месяцев. Договор коммерческой концессии обычно заключается на 5 лет с правом пролонгации (например, у сети «Шоколадница»), но встречаются и более длительные сроки, например, на 7 лет.

В соответствии с фирменным стилем сеть регламентирует интерьер и внешний вид здания и предоставляет контакты поставщиков мебели, посуды и оборудования, включая поставщивов профессиональных кофемашин, холодильных витрин для кондитерских изделий и т.д. У определенных поставщиков в большинстве случаев происходят и закупки кофейных зерен. Такое правило помогает сетям соблюдать единство вкуса кофе во всех точках сети. Некоторые сети имеют собственное обжарочное производство, а также кондитерский цех. Содержание меню либо полностью, либо частично определяет франчайзер. Здесь стоит отметить, что меню кофейни не состоит исключительно из кофе. В него обязательно входят десерты и «легкие блюда», такие как сэндвичи, омлеты, легкие супы. К примеру, Traveler"s Coffee, отмечает, что на напитках кофейня зарабатывает около 50% выручки, остальное приходится на блюда (около 20%), десерты (20%) и доходы от розничного магазина для любителей кофе и чая, действующего в кофейнях (10%).

Еще один ключевой пункт сотрудничества – персонал. Обучение сотрудников и самого франчайзи может длиться не одну неделю. Причем внимание уделяется не только квалификации, но и психологической подготовке. Работа в кофейне – это работа с людьми. В связи с этим постулатом некоторые сети учат своих официантов предугадывать желания своих клиентов. Взглянув на гостя лишь раз, сотрудник должен понять, что тому можно предложить,и к какой ценовой категории будет относиться это предложение. Контроль качества сервиса, а также соблюдение всех стандартов сети, франчайзеры стараются проводить регулярно, начиная с момента запуска кофейни. Обычно на открытие новой точки выезжает группа специалистов, которая может вести сопровождение в первые дни открытия.

Обязательно в стандартный пакет должна входить маркетинговая поддержка, включая макеты печатной продукции, помощь в проведении промоакций, стратегию продвижения в социальных сетях. Кроме того, франчайзер должен предоставить партнеру готовый сайт и разместить информацию о филиале на головном ресурсе. В идеале поддержку в форме консультаций по любым вопросам франчайзи должен получать в любое время дня и ночи в режиме 24/7.

Подводные камни

К минусам работы по франшизе можно отнести полную зависимость франчайзи от головной компании, что по признанию некоторых из них становится тяжелым бременем как в финансовом, так и в моральном плане. Франчайзеры строго предписывают своим кофейням определенных поставщиков, сменить которых ради более низкой цены никак нельзя. Головной офис может отдавать постоянное предпочтение одним-единственным производителям оборудования, даже если стоимость их продукции во много раз дороже среднерыночных. Кроме того, многие сети с известными брендами проводят очень строгую процедуру контроля соблюдения сетевого регламента, выдержать которую могут не все. К примеру филиал сети «Шоколадница» по итогам плановой аттестации должен набрать не менее 90 баллов из 100, чтобы заведение не получило выговор и штрафные санкции. Компания имеет внутрисетевой рейтинг, а за постоянные нарушения владельцев кофеен штрафуют на сумму от 150 тыс. рублей. Массу хлопот партнерам крупных компаний могут доставить и тайные гости, которые могут наведаться в заведение в любой момент и «доложить» об увиденном франчайзеру.

Готовые идеи для вашего бизнеса

К подводным камням можно отнести и факторы, связанные с ситуацией в стране. В частности с недавнего времени в России под запрет попало курение в кафе, из-за чего кофейни потеряли долю курящих клиентов. Во-вторых, рестораторы столкнулись с увеличением арендной платы. Многие заведения вынуждены были закрыться из-за того, что арендодатели отказались переводить арендную ставку из иностранной валюты в рубли. Сильнее всего кризис сказался на зарубежных брендах, которые в конце 2014 года столкнулись с ростом цен на сырье. К примеру, австрийский бренд Coffeshop Company был вынужден сменить большую часть иностранных поставщиков сырья на российских. Исключение коснулось лишь фирменного кофе, на котором держится марка. В результате сети пришлось притормозить свое развитие и более тщательно заняться оптимизацией издержек, выбором партнеров и площадей.

Несмотря на то, что рынок кофеен в России еще далек от насыщения, стационарные кофейни начинают все больше испытывать конкуренцию со стороны мини-кофеен и мобильных кофеен. Полноценными соперниками экспресс-кофейни и кофейни классического формата станут вряд ли. Дело здесь даже не в скорости услуг и более низкой цене, а в разной философии. В традиционных кофейнях люди чаще привыкли неспешно проводить время и общаться, а экспресс-точки стараются «поймать» клиента на бегу. Тем не менее, по прогнозам, именно формат «кофе с собой» должен со временем стать доминирующим. В США, например, формат «кофе с собой» имеет более 70% рынка. Понимая это, многие сети уже сейчас развивают точки экспресс-обслуживания.

Требования

Чтобы стать партнером одного из известных брендов, иметь нужное количество средств порой бывает недостаточно. Сети стараются сотрудничать с опытными рестораторами с хорошей деловой репутацией. Компания может навести справки на родине претендента и проверить его на наличие судимости.

Второе требование – помещение. Франчайзи придется предложить компании варианты, которые соответствуют общей концепции и нормам. Для обычной кофейни уличного формата лучше всего подойдет помещение на первом этаже здания с отдельным входом и большими витринами. Заведение должно иметь отопительную систему, санузел, водоснабжение, электричество (от 10-70 кВт в зависимости от формата), а иногда и систему вентиляции. Для пожарной безопасности помещение оборудуют вторым выходом, а загрузка товара по нормам СанПиНа не должна производиться со стороны подъездов жилого здания. Иногда также регламентируется высота потолков, которая должна составлять не менее 2,6-2,8 метров.

Размещаются кофейни в основном на оживленных улицах и магистралях, в крупных деловых и торговых центрах (в фуд-кортах ТЦ). Удачным местом станет соседство с крупными транспортными развязками, метро, аэропортами, кинотеатрами, университетами, фитнес-центрами и другими генераторами трафика. Требования франчайзеров могут распространяться также и на города. Существуют ограничения по минимальному количеству населения города, необходимого для успешной работы кофейни (например, у Traveler"s Coffee – от 40 тыс. человек). Также сети могут исключать продажу франшизы в городах собственного присутствия и на территориях, на которых распространяется эксклюзивное право действующих франчайзи.

Готовые идеи для вашего бизнеса


154 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 9766 раз.

Уникальная модель бизнеса, Уникальное оборудование, Уникальный продукт! Окупаемость - 6-12 месяцев.

Иван чай России. Целебные сборы. Ноу-хау здоровья. Эликсир жизни.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png