«… Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.

Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ , и редактор толстого художественного журнала, а молодой спутник его – поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный . …»

ИСТОРИЯ ПРУДОВ: На русском языке это место называется Патриаршие пруды , во множественном числе, а на французском - L’étang du Patriarche или Патриарший пруд , в единственном числе. Ведь на самом деле есть всего один пруд в парке, расположенном между Малой Бронной улицей с восточной стороны, Большим Патриаршим переулком на юге, Патриаршим переулком с западной стороны и Ермолаевским переулком на севере. Этот большой пруд окружен широкой дорожкой со скамейками. Булгаков жил неподалеку от этого места. Название происходит от слова патриарх, глава Русской православной церкви. Его резиденция располагалась недалеко от парка. Когда-то было три пруда, как можно предположить по названию соседнего Трехпрудного переулка. В 1918 году, после революции, пруды были переименованы в Пионерские. Название Патриарших прудов (во множественном числе) напоминает, что здесь был не один, а несколько прудов. Когда-то на этом месте было Козье болото (от которого получили название Большой и Малый Козихинские переулки). По одной из версий, Козьим оно называлось от находившегося поблизости Козьего двора, с которого отправлялась шерсть к царскому и патриаршему дворам. В начале XVII столетия здесь появляется резиденция Патриарха Гермогена, а на месте болота - Патриаршая Слобода. В состав Патриаршей слободы вошли также Церковь Ермолая Священномученика, что на Козьем болоте и церковь Спиридона, епископа Тримифунтского, что на Козьем болоте. В 1683-1684 гг. Патриарх Иоаким для осушения болот и разведения рыбы к патриаршему столу приказал вырыть 3 пруда. Такие пруды - рыбные садки - появились в разных частях города. Так, на Пресне, в Пресненских прудах, разводили дорогие сорта рыбы, на Козьем болоте - более дешевые, для ежедневного обихода. От этих трех прудов Патриаршей слободы был назван Трехпрудный переулок, называвшийся также «Три прудка». С упадком Патриаршей слободы при отмене патриаршества, пруды забросили и местность снова заболотилась. И только в первой половине XIX столетия их зарыли, оставив лишь 1 декоративный пруд, и разбили вокруг него сквер. Поэтому правильнее называть это место Патриарший пруд (в единственном числе). В 1924г. Советская власть в рамках борьбы с религией переименовала Патриарший пруд и Патриаршие переулки в Пионерские. Но, несмотря на это, в народе пруд продолжали называть Патриаршим. Зимой на пруду заливают бесплатный каток.

В РОМАНЕ: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина» - с этих слов начинается роман Мастер и Маргарита. Известный литератор Берлиоз и молодой поэт Бездомный разговаривают, сидя на скамейке. Они спорят о существовании Иисуса, когда к ним присоединяется третий человек. Позже он представляется профессором Воландом и предсказывает, что Берлиозу в тот самый день отрежет голову русская женщина, комсомолка. И было это неизбежно, потому что «Аннушка уже купила подсолнечное масло. И не только купила, но даже и разлила.» И действительно, когда Берлиоз чуть позже в спешке покидает парк, он поскальзывается, как на льду, на пологом, залитом подсолнечным маслом Аннушки булыжнике, который откосом сходил к рельсам. Он попадает под появившийся трамвай, поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную , и под решетку выбрасывает на булыжный откос круглый темный предмет. Это была отрезанная голова Берлиоза. Данная фраза является ключом для понимания произведения. Воланд - сам дьявол, прибывший со своей свитой в Москву на несколько дней, которые Булгаков описывает в романе. Именно поэтому Булгаков дает нам хороший совет: «Никогда не разговаривайте с неизвестными».

ПАМЯТНИК НЕ ПОМОГ: Парк на Патриарших и по сей день является очень популярным местом в Москве, и этим он обязан именно ассоциациям с Булгаковым. Чтобы умерить эту популярность, в 70-е гг. советские власти поставили в парке памятник известному баснописцу Крылову, но это не помогло. Напротив парка находится Кафе Маргарита - кафе любителей Булгакова и черной магии.

ЗНАК: 20 июня 2012 г. на Патриарших прудах ночью был установлен новый дорожный знак, и это еще раз подчеркнуло связь этого места с «Мастером и Маргаритой»: на этом запрещающем знаке изображены знаменитые силуэты Воланда в сопровождении Коровьева и Бегемота . Под ним написано: «Запрещено разговаривать ц незнакомцами» . Говорят, что автор идеи - некий Александр Виленский из Москвы, а реализована она при поддержке Музея-театра Булгаковский дом , расположенного на первом этаже дома №10 по Большой Садовой.

СПОРЫ: Вот уже несколько лет Патриаршие пруды являются объектом многочисленных споров в Москве. Были планы строительства крытой парковки, магазинов или казино, кроме того собирались убрать памятник Крылову и поставить вместо него памятник Булгакову, скульптурную композицию стоимостью в несколько миллионов евро. В планах это был двенадцатиметровый примус, скрывающий насосы для пруда, а вокруг него - Воланд со своей свитой, Мастер , Маргарита , Понтий Пилат и идущий по воде Иешуа Га-Ноцри .

Больше года парк оставался неухоженным и там велось строительство. Памятник Крылову исчез, никто не знал, что будет с этим местом дальше. Люди, живущие по соседству, подписали петицию против планов городской администрации. От идеи постройки крытой парковки отказались, и в мае 2004 года Реставрационный совет города Москвы принял решение установить скульптурную композицию в другом месте, на Воробьёвых горах. Годом ранее скульптор Александр Рукавишников, которому доверили эту работу, уже взял расстояние проекта. Одним из самых ярых противников этого проекта и инициатором выступлений живущих по соседству людей был Александр Морозов, который считал роман Булгакова порождением дьявола. Морозов утверждает, что живет по адресу ул. Большая Садовая 10, в доме, где находятся два музея Булгакова. Один из них был разгромлен его сторонниками 22 декабря 2006 года. Сейчас парк восстановлен, а памятник Крылову стоит на прежнем месте. В октябре 2012 года пруд снова оказался в центре внимания из-за решения Департамента культуры Москвы передать управление музеем М.А. Булгакова (расположенного в 50-й квартире, Большая Садовая д. 10) почему-то итальянскому архитектору Габриеле Филиппини и его русской супруге Ольге Москвиной. Их проект предполагает размещение плавучей конструкции на Патриарших прудах.

ПАВИЛЬОН: Ресторан «Павильон». В марте 2011 года, Ресторанный синдикат, организация, владеющая знаменитым заведением Обломов в Москве, открыл ресторан «Павильон» в красивом ярко-желтом здании, примыкающим к пруду. С июля 2011 года этот ресторан еще больше напоминать сюжет романа: в меню теперь предлагают все виды блюд, описанных Михаилом Булгаковым в диалоге писателей Амвросия и Фоки , состоявшемся около Дома Грибоедова. В окружении исключительной красоты, восхищаясь видом на пруд, вы сможете насладиться порционными судачками а натюрель , яйцами-кокотт , супом-прентаньер и стерлядью кусками с переложенными раковыми шейками . Однако пока нет в меню тех знаменитых господарских Фляков .

КАФЕ МАРГАРИТА: Зайти в это небольшое уютное кафе можно со стороны живописных Патриарших прудов. Это место примечательно своими настенными иллюстрациями, выполненными в ярких красках и изображающими сцены из романа Мастер и Маргарита.

© сайт



  • Москвичи связывают Патриаршие пруды с писателем Михаилом Булгаковым и его бессмертным романом «Мастер и Маргарита».
  • Когда-тоздесь было несколько прудов , сейчас только один, но название «Патриаршие пруды» по-прежнему используется во множественном числе.
  • Пруд и парк площадью более двух гектаров‒ прекрасное место для отдыха.
  • Рядом находятся здания с великолепной архитектурой , самые известные из них ‒ Дом Тарасова и «Генеральский дом».

«Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина » - каждому, кто знаком с творчеством , известна эта фраза, начинающая знаменитый роман «Мастер и Маргарита». Именно на Патриарших прудах начались удивительные похождения Воланда в Москве. Здесь неподалеку Аннушка разлила масло на трамвайные пути, а рядом располагалась «нехорошая квартира». Для москвичей Патриаршие пруды навсегда останутся связанными с бессмертным романом и его создателем. Сюда приходят на вечерний променад любители Москвы булгаковской - тихой и в то же время таинственной. Здесь каждый дом имеет свою историю. Но не только с именем Михаила Афанасьевича связан этот уголок города: здесь переплелись судьбы различных эпох и личностей. Сюда стоит заглянуть не только любителям литературы, но и ценителям архитектуры, и заядлым посетителям гастрономических ресторанов, а также просто желающим приятно прогуляться.

Прошлое и настоящее

История этого места уходит своими корнями в средневековье, когда здесь располагались лишь козий двор да Козье болото. Так бы и осталось оно болотом, если бы в начале XVII века патриарх Гермоген не построил на этом месте св ою резиденцию. Так возникла Патриаршья слобода. Чуть позже болота осушили, и вода скопилась в трех специально выкопанных прудах, в которых стали разводить рыбу для стола патриарха. Слобода пришла в упадок с отменой патриаршества в XVIII веке: пруды были заброшены, окрестности опустели. Только в ходе восстановления Москвы после пожара территория была приведена в порядок: расчищен единственный из сохранившихся на тот момент прудов, а вокруг него высажен сквер.

Примечательно, что до сих пор сохранилось старое, идущее еще от XVII века название «Патриаршие пруды» - во множественном числе, хотя водоем сохранился только один. В советский период власти города пытались переименовать их в «Пионерские», но ничего не вышло - люди продолжали использовать старое, привычное название. Современные Патриаршьи пруды – это тихий зеленый уголок в самом центре шумной столицы. Общая площадь небольшого парка составляет чуть больше двух гектаров. Сам пруд занимает в нем чуть меньше половины, остальное место занимает сквер со множеством дорожек.


Летом пруд очень живописно смотрится среди зелени, а зимой используется как каток. Рядом с ним находится павильон, при строительстве которого были использованы элементы здания, находившегося на этом месте в XIX веке. Здесь же неподалеку стоит памятник поэту-баснописцу Ивану Крылову (авторы А. Чалтыкьян, А. Древин) — Иван Андреевич часто бывал здесь в гостях у поэта Ивана Дементьева.

Очень интересны несколько домов, расположенных в ближайших переулках. Например, Дом Тарасова (Большой Патриарший пер., д. 11). Этот знаменитый памятник неоклассицизма ХХ века, повторяющий формы палаццо Тьене в Виченце, авторства Палладио. Или так называемый « Дом со львами» (Ермолаевский переулок, д. 9). Другое его имя - «Генеральский дом» - связано с тем, что он строился для героев Отечественной войны 1812 года. Оба здания очень интересны: они монументальные, пышные, изобилуют элементами классического стиля. Есть здесь и архитектурный памятник совсем недавней эпохи - элитный жилой дом « Патриарх», увенчанный формой, повторяющей знаменитую Башню III Интернационала авторства В. Татлина.

Булгаков на Патриарших

Недалеко, на Большой Садовой улице д. 10, находится «Нехорошая квартира» из знаменитого романа- прообраз той, где поселилась свита Воланда и которую в финале поджег Кот Бегемот, опрокинув примус. Квартир а эта теперь является , а когда-то была самой обычной московской коммуналкой, где несколько лет проживал с женой сам Михаил Булгаков. В одной из комнат этого же дома жила женщина, которая стала прототипом Аннушки (той самой, которая пролила масло на трамвайные рельсы). И в этом же доме на Большой Садовой, в другом подъезде, поклонниками и знатоками творчества великого писателя устроен музей-театр «Булгаковский дом».

Многие ищут около сквера у Патриарших прудов те самые трамвайные пути, где погиб несчастный Берлиоз, герой романа. Увы, напрасно: их просто не существует! Ведь далеко не все автор списывал буквально с натуры: в литературе всегда есть место вымыслу. Не увидеть здесь и памятников героям романа. В конце XX века здесь планировали установить скульптурный ансамбль, посвященный «Мастеру и Маргарите», однако из-за протестов жителей власти отказались от этой идеи.

2016-2019 moscovery.com
Всего 36 фото

Патриаршие пруды! Звучание этих слов много значит для москвича, как доброе и завораживающее воспоминание о Старой Москве. Однако, в последнее, и уже достаточно длительное, время, оно означает уже несколько другое - именно здесь происходила встреча небезызвестного Воланда с литературными деятелями Москвы 30-х годов - поэтом Бездомным и председателем правления МАССОЛИТа Берлиозом в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»...

Много ещё о чем я не написал в своем журнале, о чем собирался. И, если бы не идея запечатлеть образы Старой Москвы в контексте бессмертного романа Булгакова, - этот пост без этой самой идеи, по всей видимости, так и не появился бы...

Рассказывать о Патриарших прудах и их истории было бы, просто, банально - вот мы и посетим осенние Патриаршие пруды, как одно из самых легендарных примечательных и литературных мест Старой Москвы. На дворе осень. Неуютно, ветрено и промозгло. Однако, этот материал будет хоть и осенним, но достаточно приятным, поскольку, когда я снимал эти фотографии, было еще тепло и комфортно, но уже присутствовали тяжелые осенние свинцово-белесые тучи. Для начала же будут "летние" фото для "разогреву")


Итак, Патриаршие!

Как мы помним, "…Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина…" … "...и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо…".

Так, что примерно в таком ключе мы и начнем нашу прогулку…

Патриаршие пруды - общее название единственного из сохранившихся до нашего времени пруда, окружающего его сквера и жилого микрорайона, расположенного в ЦАО города Москвы на территории Пресненского района. Микрорайон находится вблизи Садового кольца между Малой Бронной улицей, Большим Патриаршим переулком, Малым Патриаршим переулком и Ермолаевским переулком. Название "Патриаршие пруды" во множественном числе явно значит, что в этом месте был не один, а несколько прудов.
03.

Когда-то на этом месте располагалось Козье болото от которого и получили своё название Большой и Малый Козихинские переулки. По одной из версий, Козьим это болото называлось от находившегося поблизости Козьего двора, с которого отправлялась шерсть к царскому и патриаршему дворам. Из Козьего болота вытекал ручей Черторый, а также левые притоки реки Пресни - Бубна, образовавшая Пресненские пруды на территории Зоопарка, и Кабанка (Кабаниха).
04.

В начале XVII века это место для своей резиденции выбрал Патриарх Гермоген и на месте болота появилась Патриаршая Слобода. В состав Патриаршей слободы входили Церковь Ермолая Священномученика, что на Козьем болоте и церковь Спиридона, епископа Тримифунтского, что на Козьем болоте. В 1683-1684 годах Патриарх Иоаким для осушения болот и разведения рыбы к патриаршему столу распорядился вырыть три пруда. Такие пруды - рыбные садки - были вырыты в разных частях города. На Пресне, в Пресненских прудах, разводили дорогие сорта рыбы, на Козьем болоте - более дешевые, для ежедневного обихода. От этих трёх прудов Патриаршей слободы появилось название Трехпрудного переулка, в старину называвшегося "Три прудка".
05.

С упадком Патриаршей слободы, связанным с отменой патриаршества, пруды были заброшены и местность вновь заболотилась. И только в первой половине XIX века их зарыли, оставив один-единственный декоративный пруд, и разбили вокруг него сквер. В XIX - начале XX этот сквер назывался "Бульвар Патриаршего пруда". В 2003 году была проведена реконструкция Патриаршего пруда и окружающего его сквера: проведены работы по укреплению берегов, замене деревьев, в сквере замощены тротуары, пруд был очищен от мусора и ила и в него запущена рыба...
06.

1976 году на Патриарших прудах был установлен памятник Ивану Андреевичу Крылову работы скульпторов А.А. Древина и Д.Ю. Митлянского и архитектора А.Г. Чалтыкьяна. Баснописец сидит в окружении оживших героев его произведений: мартышка перед зеркалом, лающая вслед слону Моська, ворона с сыром - всего 12 героев известных басен.

Этот комплекс скульптур находятся в северной части Патриарших, ближе к Садовой, и занимает довольно приличную площадь сквера. Общее впечатление от этого всего, мне кажется, выразит одно слово - "прикольно"... Наверное, для детей это место на Патриарших очень приглянется, но загадочный дух "Мастера и Маргариты" на Патриарших несколько от этого соседства увял, как мне кажется...

Думаю названия басен и персонажей озвучивать не имеет смысла)


Со стороны Ермолаевского переулка хорошо видны шпили здания "лужковских времен" - это элитный жилой дом «Патриарх» на 28 квартир...
15.

Этот помпезный элитный дом был построен на Патриарших прудах в 2002 году на пересечении Малой Бронной улицы и Ермолаевского переулка по проекту архитектора С. Ткаченко. Вершину дома венчает модель башни Татлина. По мнению архитектора и историка архитектуры В.З. Паперного, дом "Патриарх" - один из худших примеров "лужковской архитектуры" в Москве.
16.

Как мы помним, "...Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина"...

..."...И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок...".

Чуть позже появился и самый загадочный герой Мастера и Маргариты - "черный маг" Воланд, который "...ни на какую ногу не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой - золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду - лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом - иностранец...".

Для предотвращения подобных встреч уже в нашу сегодняшнюю пост перестроечную эпоху, несколько москвичей, вдохновленные романом вывесили запрещающий знак о том, что разговаривать с незнакомцами не стоит) В 2012 году на Патриарших прудах, под руководством Александра Виленского (он же автор идеи), они установили табличку в виде дорожного знака с надписью "Запрещено разговаривать с незнакомцами". На табличке изображены герои романа "Мастера и Маргариты" - Воланд, Коровьев и кот по кличке Бегемот. Местным жителям очень понравилась такая идея. И, хотя знак был установлен без согласования с городскими властями, последние, обещали его не убирать...
17.

Как я думал, этот знак прописался здесь навечно, однако...
18.

Осенью 2016 он куда-то запропастился, - в результате Патриаршие пруды стали выглядеть как-то сиротливо и контекстный акцент таинственной и загадочной атмосферы на Патриарщих тут же, в результате, сместился к легкомысленным "крыловским басням") Надеюсь, что знак сейчас просто "типа" "на реставрации", а то ведь, никто так и не узнает, что "разговаривать с незнакомцами" в этих местах нельзя)
19.

Наверное, вот этой, ближайшей к нам, подобной скамейке и происходило общение черного мага с обескураженными впоследствии литераторами...
20.

Заметьте - "...первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, - никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея...".

Ну, хоть на фото и "не раскаленная Москва", но на аллее почти никого нет... (говорю шепотом)...)
21.

Нынешние осенние Патриаршие вызывают какую-то давнюю и неосознанную ностальгию о чем-то...
Наверное, о "...раскаленном страшном майском вечере"...)
24.

Между тем, садовые службы города явно и обыденно готовятся к зиме...
25.

Именно здесь рядом с Патриаршими и попадает под трамвай Берлиоз, «...поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную, ... "... и под решётку Патриаршей аллеи выбросило на булыжный откос круглый тёмный предмет. Скатившись с этого откоса, он запрыгал по булыжникам Бронной. Это была отрезанная голова Берлиоза...».

Однако на описанном в романе месте трамвайных путей никогда не было... Ну, не было так не было, но голову то Берлиозу "отрезало трамваем", а точнее это сделала "комсомолка!!...")

26.

Надо сказать, что ближайший к Патриаршим прудам трамвай проходил по Садовой улице, где в доме № 10 находилась ...
27.

На Патриаршие пруды, где был популярный в Москве каток, привозил кататься на коньках своих дочерей Лев Николаевич Толстой.

Рядом с прудами снимали мастерские живописцы Василий Суриков и Василий Поленов, творили архитекторы Федор Шехтель, Иван Жолтовский, Лев Руднев.
31.

В Трёхпрудном переулке родилась Марина Цветаева.
32.


33.

А в 1986 году было решено реконструировать на берегу Патриаршего пруда павильон, который находился на этом месте еще в 1938 году. От старого павильона были заимствованы не только внешний вид и архитектурные особенности, но и вполне осязаемые рельефы, модули и уникальная лепнина.
35.

Ну, что еще сказать!? Осень на Патриарших прудах!!

Незримый дух героев "Мастера и Маргариты" веско присутствует во всем, что касается Патриарших прудов. Городские легенды, да и сами почитатели творчества Михаила Булгакова сделали из Патриарших совершенно культовое место - теперь здесь точно "нельзя разговаривать с неизвестными", поскольку загадочный и таинственный образ компании, состоящей из "иностранца", "...более чем сомнительного регента..." и "...третьего в этой компании - неизвестно откуда взявшегося кота, громадного, как боров, черного, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами..." находятся и пребывают теперь на Патриарших и, незримо - "...вечно хотят зла и вечно совершают благо ..."...

Источники:

Википедия

Булгаков Михаил Афанасьевич (1891-1940) - выдающийся русский писатель и драматург XX века, признанный классик отечественной словесности. Автор таких произведений, как "Записки юного врача", "Белая гвардия", "Дни Турбиных", "Собачье сердце".
Михаил Булгаков вошел в мировую литературу прежде всего как автор романа "Мастер и Маргарита" , который многие читатели считают лучшим романом двадцатого столетия. К современному читателю этот роман пришел в 1966 г. и сразу же привлек к себе внимание необычностью сюжета, острой сатирой и глубоким философским смыслом.

«Мастер и Маргарита» – блистательный шедевр, созданный Михаилом Булгаковым, завораживающая мистическая дьяволиада, обнажающая вечные темы любви, борьбы добра со злом, смерти и бессмертия. Эта книга – на века, она не теряет своей привлекательности; прочтя первую фразу: «В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появились двое граждан…», мы добровольно, неминуемо и безвозвратно погружаемся в мир Мастера, Маргариты, Пилата, Воланда, Азазелло с Коровьевым и других героев романа.

Пора и нам вместе с ЛитТуристом пройтись по Москве и окунуться в неповторимую атмосферу старинного города, полного загадок и тайн, который так удивительно отобразился в великом романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

Патриаршие пруды

Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина (отрывок из книги)
Поэт провел рукою по лицу, как человек, только что очнувшийся, и увидел, что на Патриарших вечер. Вода в пруде почернела, и легкая лодочка уже скользила по ней, и слышался плеск весла и смешки какой-то гражданки в лодочке. В аллеях на скамейках появилась публика… (отрывок из книги)



Патриаршие пруды в Москве расположены в центральной части города неподалеку от Садового кольца. Человек, впервые решивший найти в Москве Патриаршие пруды, будет сильно озадачен. Придя по указанному адресу, он обнаружит всего-навсего один пруд, окружённый небольшим парком. До XVII века на месте прудов находилось болото, а неподалёку разводили коз. В начале XVII века здесь обустроили резиденцию Московского патриарха Гермогена, а на месте осушенного Козьего болота образовалась Патриаршая слобода. В 1683 году уже патриарх Иоаким распорядился осушить болота и вырыть три пруда, в которых можно было бы разводить рыбу для патриаршего стола. Потом патриаршество пришло в упадок, слобода перешла в руки к другим хозяевам, а пруды за ненадобностью были заброшены и заболотились. Только в начале XIX столетия, в связи с обустройством здешних мест, один из прудов очистили, разбив рядом зеленый сквер, а два остальных попросту засыпали. До сих пор ходят слухи, что неспроста именно здесь первый раз появился Воланд, а Аннушка так некстати разлила масло. Говорят, что нечистая сила, обитавшая на болотах, продолжала строить козни жителям Патриаршей слободы. Потому-то и установили здесь памятный знак: «Запрещено разговаривать с незнакомцами».

Спиридоновка. Никитские Ворота

Тройка мигом проскочила по переулку и оказалась на Cпиридоновке. Сколько Иван не прибавлял шагу, расстояние между преследуемыми и им ничуть не сокращалось. И не успел поэт опомниться, как после тихой Cпиридоновки очутился у Никитских ворот, где положение его ухудшилось (отрывок из книги)

Спиридоновка - улица в центре Москвы на Пресне между Малой Никитской улицей и Садовой-Кудринской улицей. Получила название Спиридоновка по церкви Спиридона, епископа Тримифунтского на Козьем Болоте, известной с 1627 года.

Никитские Ворота - площадь на территории Пресненского района в Центральном административном округе Москвы. Площадь расположена на пересечении Бульварного кольца и Большой Никитской улицы. Название площади, а также примыкающего бульвара и улиц, происходит от Никитских ворот, которые были одними из 11 проезжих ворот Белого города. В свою очередь, Никитские ворота получили название от Никитского монастыря, основанного в 1582 г. Сегодня на Никитской площади можно увидеть такие примечательные здания и сооружения, как храм Вознесения Господня в Сторожках, храм преподобного Феодора Студита, фонтан-ротонду Наталья и Александр, здание Информационного Телеграфного Агентства России, а также памятник К.А.Тимирязеву.

Арбатская площадь

Как ни был расстроен Иван, все же его поражала та сверхъестественная скорость, с которой происходила погоня. И двадцати секунд не прошло, как после Никитских ворот Иван Николаевич был уже ослеплен огнями на Арбатской площади (отрывок из книги)

Арбатская площадь Москвы расположена в западной части центра столицы, на территории района Арбат Центрального административного округа. Находится на пересечении Гоголевского бульвара, улицы Знаменка и площади Арбатские Ворота. В глубокой древности на месте площади шумел густой лес, по которому протекал ручей Черторый, впадающий в Москву-реку. В XIV-XV веках лес частично вырубили, а на его месте раскинулись предместья Кремля. «Арбатом» местность назвали от проживавших здесь купцов, которые торговали с Аравией, Персией, Кавказом, Крымом, а в переводе с арабского "арбат" и обозначало «предместья». В 1993 году Арбатская площадь Москвы была разделена на две: Арбатскую и Арбатские Ворота. На современной Арбатской площади Москвы можно увидеть храм-часовню Бориса и Глеба, построенную в 1997 году, существующий до сих пор кинотеатр, а также посетить знаменитый ресторан "Прага".

Дом Грибоедова, или МАССОЛИТ

Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой. Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой, а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом. Дом назывался «домом Грибоедова» на том основании, что будто бы некогда им владела тетка писателя – Александра Сергеевича Грибоедова. Ну владела или не владела – мы того не знаем. Помнится даже, что, кажется, никакой тетки-домовладелицы у Грибоедова не было... Однако дом так называли. А важно то, что в настоящее время владел этим домом тот самый МАССОЛИТ, во главе которого стоял несчастный Михаил Александрович Берлиоз до своего появления на Патриарших прудах (отрывок из книги)

Сейчас это здание Литературного института, а в романе — Дом Грибоедова, или МАССОЛИТ . В этом доме в 1812 г. родился писатель и публицист Александр Иванович Герцен. А в 1840-1850 гг. домом владел дворянин и дипломат Д.Н.Свербеев, у которого собирались московские писатели на «Свербеевские пятницы». Среди посетителей бывали Герцен, Чаадаев, Гоголь, Боратынский. В 20-е гг. XX столетия тут работал ряд литературных организаций: РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей). Тогда и вошло в обиход название «Дом Герцена». Здесь выступали А.А.Блок, С.А.Есенин, В.В.Маяковский. Кроме этого, в здании находились литературный музей и ресторан. В декабре 1933 года в Доме Герцена открылся Литературный институт. Здесь преподавали или учились М.Шолохов, К.Паустовский, К.Симонов, Р.Гамзатов, Ю.Трифонов. Здесь нашли себе временный приют Андрей Платонов, В.Иванов, М.Пришвин.

"Нехорошая квартира" №50

Объяснимся: Степа Лиходеев, директор театра Варьете, очнулся утром у себя в той самой квартире, которую он занимал пополам с покойным Берлиозом, в большом шестиэтажном доме, покоем расположенном на садовой улице. Надо сказать, что квартира эта – N50 – давно уже пользовалась если не плохой, то, во всяком случае, странной репутацией (отрывок из книги)

«Нехорошая квартира» №50 в доме 302-бис по Большой Садовой , в которой жил Воланд со своей свитой, имеет свой прототип. Это квартира самого Михаила Булгакова на Большой Садовой, 10, где писатель жил в 1921-1924 гг. Вымышленный номер 302-бис - это зашифрованный номер 10 здания-прототипа по формуле 10=(3+2)х2. Квартира эта представляла собой коммуналку коридорного типа и состояла из нескольких комнат, где жили разные семьи. Некоторые черты планировки сходны с квартирой № 34 в этом доме, где писатель проживал в августе-ноябре 1924 года. По воспоминаниям первой жены Булгакова, в квартире № 50 жила женщина, которая была прототипом Аннушки из романа. С 2007 года «нехорошая квартира» функционирует как музей Булгакова. В подъезде Булгаковской квартиры посетители оставляют рисунки, надписи и пожелания: стены пестрят ими на всех этажах. Для посетителей музея открыто восемь комнат, каждая из которых представляет ту или иную сторону многогранной личности Булгакова, а также характеризует эпоху, в которой писатель существовал. В этом же доме находится «Дом Булгакова» - частный культурный центр, открывшийся на несколько лет раньше.

Театр Варьете

В то время, как случилось несчастье с Никанором Ивановичем, недалеко от дома N 302-бис, на той же Садовой, в кабинете финансового директора Варьете Римского находились двое: сам Римский и администратор Варьете Варенуха. Большой кабинет на втором этаже театра двумя окнами выходил на Садовую, а одним, как раз за спиною финдиректора, сидевшего за письменным столом, в летний сад Варьете, где помещались прохладительные буфеты, тир и открытая эстрада (отрывок из книги)



Прототипом Театра Варьете послужил Государственный Московский мюзик-холл 20-х годов, расположенный на Триумфальной площади, где теперь находится Московский академический театр сатиры. Здание театра было построено в 1911 г. специально для цирка братьев Никитиных. Булгаков еще успел посетить цирк до того, как его окончательно закрыли в начале 20-х годов. В 1926 г. цирк превратили в театр и стали называть Вторым государственным цирком - мюзик-холлом, а затем Московским мюзик-холлом. Он просуществовал до 1936 г. После этого здание стало использоваться в качестве Театра оперетты. В 1963 г. в здании прошел капитальный ремонт, и он стал, наконец, походить на театр, а не на цирк. Фасад здания сейчас представляет собой невзрачную бетонную стену. И только купол театра, похожий на инопланетянина, служит напоминанием о его «цирковом» прошлом.

За Театром Сатиры находится сад Аквариум , тихое уютное местечко, в котором расположился Государственный Академический Театр имени Моссовета. Историю сада "Аквариум" можно исчислять с 1893 года, когда во владениях крупного московского домовладельца С.М.Малкиеля открылся сад "Чикаго". В саду был театр, несколько эстрад, павильон, в центре размещался большой фонтан с водопадом, железная ажурная башня для иллюминаций. В 1897 году владение было продано кандидату прав И.С.Соловейчику, который продолжил строительство в саду и провел электрическое освещение, а в 1898 году театр и сад арендовал предприимчивый француз Шарль Омон. При нем сад и получил название "Аквариум". Предполагают, что название было дано с оглядкой на популярный увеселительный сад в Петербурге.

Особняки Маргариты

Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу – особняк еще цел до сих пор (отрывок из книги)

Спиридоновка, 17

Остоженка, 21
Существует несколько версий насчет особняка, в котором проживала Маргарита.
Версия 1. Малый Власьевский переулок, 9, 9а (ныне снесенный), 12 – сразу три дома рассматривают эксперты в качестве возможного места жительства Маргариты. Изначально многие подумали на дом № 9, но, не обнаружив ни единого сходства, обратили внимание на дом № 12, который более всего подходил на эту «роль». Однако впоследствии предпочтение было отдано дому № 9а. Важно учесть, что незадолго до своей смерти Елена Сергеевна упоминала именно этот адрес.
Версия 2. Спиридоновка, 17 – прекрасный замок, выстроенный в 1893 г. известным московским архитектором Ф.О.Шехтелем для московского фабриканта и мецената Саввы Тимофеевича Морозова. «Московское чудо» - так называли его в те годы. Над украшением интерьеров работал художник Михаил Врубель.
Версия 3. Малый Ржевский переулок, 6 – особняк архитектора С.У.Соловьева, построенный в 1901-1902 гг. Он интересен своей необычной архитектурой, мозаичным оформлением и своей историей: до замужества здесь проживала будущая жена Булгакова Елена Сергеевна.
Версия 4. Остоженка, 21 – дом архитектора Л.Н.Кекушева, который тот спроектировал и построил для своего семейства в 1901 году. Является одним из красивейших архитектурных зданий в стиле модерн в Москве. Здание напоминает средневековый европейский замок из-за небольшой островерхой башенки, в остальном же оно явно принадлежит эпохе модерна.
Версия 5. Малая Никитская, 6 – особняк мецената С.П.Рябушинского, построенный по проекту архитектора Ф.О.Шехтеля в 1900-1902 гг. С 1931 по 1936 год здесь проживал А.М. Горький, и дом стал одним из литературных центров Москвы. С 1965 года и по настоящее время в особняке находится музей-квартира А.М.Горького.
Версия 6. Чистый переулок, 10 – доходный дом наследников Н.П.Циркунова. Построен в 1908 г. Автором необычного проекта был архитектор В.С.Масленников. Фасад ассиметричен и многослоен, он делится на три части, каждая из частей фасада имеет свой стиль, свою архитектурную тему. В двадцатых годах ХХ века в этом доме жил писатель Борис Житков.
Версия 7. Кропоткинский переулок, 13 – особняк Дерожинской. Построен в 1901 году архитектором Ф. О.Шехтелем. Дом отличался новейшими инженерными технологиями: паровое отопление, вытяжная вентиляция, канализация, водопровод, электричество, телефонная связь.

Булгаковеды всё же отдают предпочтение дому 9а, который был разрушен в 60-х годах ХХ века (когда-то по этому адресу располагался так называемый Театральный дом), а также особняку на Спиридоновке.

Манеж

Через несколько минут Маргарита Николаевна уже сидела под кремлевской стеной на одной из скамеек, поместившись так, что ей был виден Манеж (отрывок из книги)

Московский Манеж - одна из архитектурных достопримечательностей столицы, располагается между Манежной и Сапожковой площадями, Александровским садом и Моховой улицей. Манеж в Москве открылся 30 ноября 1817 года. На фасаде здания размещена мемориальная доска, на которой написано: "Здание манежа построено в 1817 г. в ознаменование победы русского народа в Отечественной войне 1812 г." Здание стало настоящим чудом инженерного искусства. Первое время Манеж использовали для проведения строевых парадов и смотров, несколько лет здесь также размещались дворцовые конюшни. Но так продолжалось недолго, с 1831 года в его помещении начали проводить различные культурные мероприятия. С 1957 года постоянно используется для выставок, экспозиций и других публичных мероприятий. В 2004 году здание сильно пострадало от пожара и было перестроено с полным изменением интерьеров и некоторых деталей экстерьера.

Александровский сад

Но давать это объяснение было некому: таинственный собеседник Маргариты Николаевны исчез. Маргарита быстро сунула руку в сумочку, куда перед этим криком спрятала коробочку, и убедилась, что она там. Тогда, ни о чем не размышляя, Маргарита торопливо побежала из Александровского сада вон (отрывок из книги)

Александровский сад в Москве расположен в самом центре столицы - от Красной площади до Кремлевской набережной. Александровский сад в Москве был разбит по указу Александра II при восстановлении города после войны 1812 года. Назывался он в то время Кремлевским и строился с 1819 по 1822 гг. Раньше здесь протекала река Неглинная. По проекту архитектора Осипа Бове река была заключена в трубу и убрана под землю. В 1856 году сады были названы Александровскими. Состоят они из трех частей: Верхние, Средние и Нижние сады. В саду расположено множество исторических объектов — Кутафья башня Кремля, Итальянский грот, обелиск к 300-летию Дома Романовых, Могила Неизвестного Солдата, Вечный Огонь. Сейчас с правой стороны Александровского сада располагается каскад фонтанов, граничащих с Манежной площадью. И сегодня это место остается популярным и у москвичей и у гостей города. Как и прежде сюда приходят отдохнуть, вспомнить историю наших предков, полюбоваться стенами Кремля в свете закатного солнца.

Дом Драмлита

В конце его ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: «Дом Драмлита» (отрывок из книги)

Москвичи знают Драмлит как Дом писателей, который Булгаков перенес из Лаврушинского переулка на Арбат. Дом под номером 17 расположен прямо напротив Третьяковской галереи. Дом писателей строили по проекту архитектора И.Н.Николаева в 1935-37 годах в духе раннего сталинского ампира. Список писателей, получивших здесь квартиры, не может не впечатлить: Борис Пастернак, Илья Эренбург, Агния Барто, Илья Ильф и Евгений Петров, Константин Паустовский, Михаил Пришвин, Вениамин Каверин, Юрий Олеша, Лев Кассиль... В их числе был и некий Литовский, стараниями которого были запрещены пьесы Булгакова, прообраз критика Латунского, квартиру которого разгромила Маргарита. Во дворе дома и поныне стоят старинные палаты Семёна Титова, думного дьяка.

Торгсин

Где они разделились, мы также не можем сказать, но мы знаем, что примерно через четверть часа после начала пожара на Садовой, у зеркальных дверей торгсина на Смоленском рынке появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот (отрывок из книги)


До Октябрьской революции по адресу Арбат, 54 располагался ресторан Игнатия Александровича Зверева, который был полностью снесен. На его месте архитекторами В.М.Маятом и В.Олтаржевским в 1928 г. построен жилой дом. Первый этаж занимал крупнейший московский Торгсин - организация, занимавшаяся обслуживанием иностранцев и советских граждан, имеющих «валютные ценности» (золото, серебро, драгоценные камни, предметы старины, наличную валюту), которые они могли обменять на продукты питания или другие потребительские товары. В 1936 г. Торгсин был упразднен, и гастроном стал называться Смоленским. Вплоть до середины 1970-х гг. в верхних этажах находились квартиры, в основном коммунальные. Затем дом был расселен, а после ремонта верхние этажи отданы в распоряжение МИДа.

Дом Мастера

Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате (отрывок из книги)
- Ах, это был золотой век, - блестя глазами, шептал рассказчик, - совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой, - почему-то особенно горделиво подчеркнул он, - маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен. Ах, ах, ах! Зимою я очень редко видел в оконце чьи-нибудь черные ноги и слышал хруст снега под ними. И в печке у меня вечно пылал огонь! Но внезапно наступила весна, и сквозь мутные стекла увидел я сперва голые, а затем одевающиеся в зелень кусты сирени (отрывок из книги)

Во времена Булгакова этот небольшой деревянный дом №9 по Мансуровскому переулку, построенный в 1834 г., принадлежал артисту Малого театра С.Топленинову. Братья Топлениновы были хорошими знакомыми Михаила Афанасьевича, а С.А.Ермолинский, снимавший в их доме квартиру, был другом писателя. Булгаков часто ходил в гости и к Ермолинскому, и к младшему Топленинову, ночевал в специально отведенной ему комнате с печкой. Тут же, сидя в полуподвальчике, писатель работал над своим романом «Мастер и Маргарита».

Конец маршрута

Один из самых популярных романов 20 века - «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова - был окончен ровно 75 лет назад, 13 февраля 1940 года. Над ним писатель работал 12 лет, но при жизни автора роман так и не был опубликован. Именно роман «Мастер и Маргарита» является основой популярных туристических маршрутов по булгаковской Москве. Корреспондент РИАМО вместе с экскурсоводами музея «Булгаковский Дом» прогулялась по местам романа и узнала, где впервые встретились мастер и Маргарита, и что в столице сегодня напоминает о культовом произведении.

Патриаршие пруды

Действие романа начинается с Патриарших прудов. Именно здесь «в час небывало жаркого заката появились два гражданина» - известный литератор Михаил Берлиоз и начинающий поэт Иван Бездомный. Шли они из дома литераторов - МАССОЛИТа и присели на лавочке напротив дома с башенками в Малом Патриаршем переулке. Со стороны Ермолаевского переулка появился Воланд со своей свитой. Как рассказывают на экскурсии, Ермолаевский переулок когда-то назывался Коровий, потом Панкратьевский, отсюда и персонаж Коровьева, который машет ручкой Берлиозу в первых сценах романа.

Нехорошая квартира

Еще одно знаковое место - «нехорошая квартира» в доме №50 302-Бис, где поселились Воланд и его свита, на самом деле располагалась в доме на Большой Садовой, 10. Если сложить цифры номера квартиры (3+0+2), то получится пять, а при умножении на два, так как «бис» означает повторный выход, получится 10. Номер 50 тоже не случаен. Сам Булгаков жил со своей первой женой на Большой Садовой, 10, в квартире №50, где сегодня располагается его музей-квартира .

Расписывать стены в подъезде, где когда-то жил автор «Мастера и Маргариты» поклонники романа стали еще с 70-х годов прошлого века. Стены несколько раз белили, но послания продолжали оставлять. Среди работ было очень много иллюстраций профессиональных художников, а сегодня подъезд расписывают все подряд: рядом с цитатами из романа и иллюстрациями к «Мастеру и Маргарите», много фраз на отвлеченные темы.

Рядом находится частный музей - «Булгаковский дом» со своим театром , экскурсиями, квестами, и даже котом Бегемотом.

Театр Варьете

Также узнаваемым местом из романа является прототип театра «Варьете», где Воланд и его свита устроили сеанс черной магии с разоблачением. Несмотря на то, что такого театра в Москве не существовало, его прототипом стали цирк и мюзик-холл, которые располагались в нынешнем здании Театра Сатиры в 20-30-е годы прошлого века. Булгаков бывал на представлениях мюзик-холла и видел там и иностранных артистов, и цирковые трюки, и номера с животными . Отсюда - фокусы кота Бегемота, разоблачение председателя Акустической комиссии, неравный обмен советских нарядов на французские, трюк с отрыванием головы конферансье Жоржу Бенгальскому и пр. Здесь же, в саду «Аквариум», впервые администратор Варьете Варенуха встретился с котом Бегемотом и Азазелло.

Кроме того, в Театре сатиры когда-то репетировалась известнейшая пьеса Булгакова «Иван Васильевич», но до премьеры дело не дошло. Сегодня никаких следов романа «Мастер и Маргарита» в театре и саду «Аквариум» не осталось - единственное, что напоминает о «Варьете» (бывшем цирке) - купол на здании Театра Сатиры.

МАССОЛИТ в «Доме Грибоедова»

Выдуманный Булгаковым Дом Грибоедова, в котором он разместил литературную организацию МАССОЛИТ, тоже можно найти в Москве. Это Дом Герцена на Тверском бульваре, 25, где в 20-е годы прошлого века существовало множество литературных объединений, таких как РАМП (Российская ассоциация пролетарских писателей), МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей) и другие. МАССОЛИТ литературоведы расшифровывают, как Мастерская социалистической литературы.

К создателю «Горя от ума» Александру Грибоедову дом никакого отношения не имеет, но именно здесь, по роману, поэта Ивана Бездомного объявляют сумасшедшим и отсюда увозят в клинику Стравинского. Интересно, что сегодня дом с сомнительной писательской историей по-прежнему наполнен литераторами - здесь располагается Литературный институт имени М. Горького.

Переулок Мастера и Маргариты

Особняк Маргариты на Спиридоновке

В романе говорится, что Маргарита с мужем занимали верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата . По одной из версий, прототипом мог стать красивейший замок на Спиридоновке, 17, построенный в конце 19 века по проекту архитектора Федора Шехтеля. Заказал его для своей жены известный предприниматель и меценат Савва Морозов.

Несмотря на то, что Спиридоновка от Арбата далековато, дом с садом и выстроен в готическом стиле , как и в романе. Сегодня в этом особняке - Дом приемов Министерства иностранных дел. Здесь проходил G8.

Дом Мастера

Под описания подвала Мастера, в который он переехал, чтобы работать над романом о Понтии Пилате, попадает дом в Мансуровском переулке, 9. Сам Булгаков часто бывал в этом доме, который принадлежал декоратору Сергею и актеру Владимиру Топлениновым, рассказывают на экскурсии. Полуподвальное помещение они сдавали драматургу Сергею Ермолинскому. И именно к нему часто наведывался Михаил Афанасьевич. Здесь он работал над «Мастером и Маргаритой», и даже читал некоторые главы романа. Весной дом утопал в сирени, как и рассказывает Мастер Ивану Бездомному, уточняет экскурсовод. Последние владельцы дома - потомки художника Курского. В 2013 году знаменитый «Дом Мастера» был выставлен на торги.

Впрочем, о связи с Булгаковым сегодня говорит табличка, рассказывающая о том, что дом является объектом культурного наследия , и уточняющая, что в 1926-1932 гг. здесь неоднократно бывал Михаил Булгаков.

Ольга Швенк

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png