Жилярди, Джилярди (Gilardi) Дементий (Доменико) Иванович (1788, Монтаньола, близ Лугано, Швейцария, - 28.2.1845, там же), архитектор, представитель русского ампира . По национальности итальянец, сын архитектора Ивана (Джованни Баттиста) Дементьевича Ж. (1759-1819), работавшего в Москве с 1787 (или 1789) до 1817. Учился у отца, затем в миланской АХ (1806-10). В 1810-32 работал в России, с 1830 почётный вольный общник (почётный член) петербургской АХ. Активно участвовал в застройке Москвы после пожара 1812, создал ряд монументальных, парадно-торжественных общественных зданий и жилых домов, сыгравших большую роль в формировании архитектурного облика города. Основные работы в Москве: восстановление здания университета (1817-19), перестройка Вдовьего дома (ныне институт усовершенствования врачей; 1818) и Екатерининского института (ныне Центральный Дом Советской Армии; после 1812); при участии А. Г. Григорьева - Опекунский совет (ныне здание АМН СССР; 1823-26) и перестройка Слободского дворца для ремесленных училищ Воспитательного дома (ныне Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана; 1827-32); жилые дома - Луниных (1818-23), С. С. Гагарина (позже дом Коннозаводства, ныне институт мировой литературы им. А. М. Горького; 1820) и др., ансамбль усадьбы Усачёвых - Найденовых (ныне больница; 1829-31). В последнем, как и при перестройке усадьбы Кузьминки , Ж. проявил себя крупным мастером садово-парковой архитектуры.

Лит.: Историческая выставка архитектуры 1911 г., СПБ. ; Белецкая Е., Неизвестный проект Жилярди, в сборнике: Советская архитектура, [№] 15, М., 1963.

  • - Д. И. Жилярди.Здание Московского университета. Жиля́рди Дементий Иванович, архитектор, предствитель русского ампира. Сын И.Д. Жилярди, выходец из итальянской части Швейцарии...

    Москва (энциклопедия)

  • - Дементий Иванович, архитектор. По происхождению итальянец. В 1810-32 работал в России...

    Русская энциклопедия

  • - Джилярди, семья русских архитекторов. Итальянцы по происхождению. Иван Дементьевич, представитель ампира. Работал в Москве с 1787 или 1789 по 1817...

    Художественная энциклопедия

  • - российский архитектор, представитель ампира. По происхождению итальянец, в 1810-1832 работал в России. После пожара 1812 в Москве восстановил здание университета, перестроил Опекунский совет, усадьбу Кузьминки...

    Архитектурный словарь

  • - Дементий Иванович, архитектор; представитель ампира. По происхождению итальянец. В 1810 - 32 работал в России...

    Современная энциклопедия

  • - генерал-лейтенант, военный инженер; род. 7 августа 1791 г., ум. в 1879 г. В службу он вступил рядовым в учебный гренадерский батальон 23 июля 1808 г., спустя 1½...
  • - архитектор Московского воспитательного дома при Николае I. {Половцов} - В 1824 г. принимал участие в работах по реставрации здания Арсенала в Кремле...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - архитектор в СПб., с 1800 г. , потом гл. архитектор СПб. опекунского сов. и В. дома. † 183?...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - в 1566 г. дворянин подписался под грамотой о Ливонской войне. После разгрома Новгорода Иоанном IV в 1571 г., января 5-го, он был послан туда дополучить от "правильщиков"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • Большая биографическая энциклопедия

  • - Черемисинов - думный дворянин XVI века, любимец Иоанна IV ...

    Биографический словарь

  • - думный дворянин XVI в., любимец Иоанна IV. В 1579-1580 гг. сопровождал Иоанна IV в литовском походе и во время сражения близ Торопца был взят в плен, из которого выкуплен царем за 4457 руб. В 1589 г. ездил к шведам...
  • - думный дворянин XVI в., любимец Иоанна IV. В 1579-1580 гг. сопровождал Иоанна IV в литовском походе и во время сражения близ Торопца был взят в плен, из которого выкуплен царем за 4457 руб. В 1589 г. ездил к шведам требовать...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Джилярди Дементий Иванович, русский архитектор, по национальности итальянец...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Жиля́рди Дементий Иванович, архитектор. По происхождению итальянец. В 1810—32 работал в России...
  • - ЖИЛЯРДИ Дементий Иванович - российский архитектор, представитель ампира. По происхождению итальянец, в 1810-32 работал в России...

    Большой энциклопедический словарь

"Жилярди Дементий Иванович" в книгах

7. Алексей иванович

Из книги История моей жизни автора Свирский Алексей

7. Алексей иванович Один вид дьякона Протопопова меня приводит в трепет. В комнату входит большой, дородный густобородый и длинноволосый человек с низким, немного надтреснутым голосом. Произносит: «Здравствуйте!» после того, как молча и длинно осеняет себя крестом,

ПОЛИВАНОВ Лев Иванович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

ПОЛИВАНОВ Лев Иванович псевд. П. Загарин;27.2(11.3).1838 – 11(23).2.1899Литературовед, переводчик, педагог, общественный деятель, основатель и директор частной гимназии в Москве. Автор исследования «Жуковский и его произведения» (2-е изд., 1883). Издал сочинения Пушкина с подробными

Корней Иванович

Из книги Дороги и судьбы автора Ильина Наталия Иосифовна

Корней Иванович

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ И ОСИП ИВАНОВИЧ

Из книги Даль автора Порудоминский Владимир Ильич

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ И ОСИП ИВАНОВИЧ 1Но был еще Осип Иванович…Был Осип Иванович, маленький чиновник (и ростом маленький, с тяжелым горбом за спиной) - переписчик; по должности - переписчик, но главное - жизнью слепленный переписчик. Ему ведь и чинишки кое-какие шли за

Кузнецов Вадим Александрович, Шамраев Андрей Васильевич, Пухов Антон Владимирович, Маслов Алексей Васильевич, Мац Григорий Моисеевич, Логинов Евгений Аркадьевич, Достов Виктор Леонидович, Кишкурно Елена Викторовна, Харченко Владимир Иванович, Махаева Елена Александровна, Мищенко Владимир Иванович, С

Из книги Предоплаченные инструменты розничных платежей – от дорожного чека до электронных денег автора Пухов Антон Владимирович

Кузнецов Вадим Александрович, Шамраев Андрей Васильевич, Пухов Антон Владимирович, Маслов Алексей Васильевич, Мац Григорий Моисеевич, Логинов Евгений Аркадьевич, Достов Виктор Леонидович, Кишкурно Елена Викторовна, Харченко Владимир Иванович, Махаева Елена

Фёдор Иванович ― Иван Иванович Молодой

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Фёдор Иванович? Иван Иванович Молодой 1557 Рождение у Ивана IV сына Федора 1458 Рождение у Ивана III сына Ивана 99 1584 Федор становится великим князем Московским 1485 Иван становится великим князем Тверским 99 1598 Смерть Фёдора 1490 Смерть Ивана 108 Иван Иванович умер 7 марта, а Федор

Е. А. Белецкая, 3. К. Покровская Д. Жилярди (1785-1845)

Из книги автора

Е. А. Белецкая, 3. К. Покровская Д. Жилярди (1785-1845) Дементий Иванович (Доменико) Жилярди принадлежит к числу ведущих архитекторов Москвы первой трети XIX столетия. Швейцарец по месту рождения, итальянец по национальности, он всю свою насыщенную, но короткую творческую жизнь Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЖИ) автора БСЭ

Шмаринов Дементий Алексеевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШМ) автора БСЭ

ДЕМЕНТИЙ ШМАРИНОВ

Из книги Мастера и шедевры. Том 3 автора Долгополов Игорь Викторович

ДЕМЕНТИЙ ШМАРИНОВ «Нет, ты посмотри, что за луна… Ах, какая прелесть!» - восклицает Наташа Ростова.И в этом возгласе вся свежесть юного ощущения природы, когда спать невозможно, когда кажется, что еще минута и сама полетела бы к звездам, стала частью этого дивного спящего

Дунай Иванович и Дон Иванович

Из книги Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 2-е) автора Галицкий Алексей Васильевич

Дунай Иванович и Дон Иванович Если древние жители Индии преклонялись перед Гангом, веря в его очистительные свойства, египтяне относились к Нилу как к божеству, то русские испокон веков боготворят Волгу, называют ее своей матерью. Вспомните наши замечательные былины. Их

Путилов Николай Иванович, Путилов Алексей Иванович

Из книги 50 знаменитых бизнесменов XIX – начала XX в. автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Путилов Николай Иванович, Путилов Алексей Иванович ПУТИЛОВ НИКОЛАИ ИВАНОВИЧ(род. в 1816 г. - ум. в 1880 г.) ПУТИЛОВ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ(род. в 1866 г. - ум. в 1929 г.)Выдающиеся русские промышленники и финансовые деятели XIX в., судьба которых неразрывно связана с развитием

Краткая биография

Доменико Жилярди (1785 – 1845) – швейцарский архитектор, работавший в Москве. Лично и в соавторстве с русским архитектором А. Г. Григорьевым он занимался восстановлением общественных сооружений в Москве после пожара 1812 года. Под его руководством были реконструированы такие здания, как:

  • Императорский Московский Университет;
  • Слободской дворец;
  • Екатерининский институт.

Замечание 1

На русский манер имя Доменико Жилярди интерпретировали как Дементий Иванович Жилярди.

Семья Жилярди поселилась в Москве в конце XVIII века. Отец – Джованни Жилярди был штатным архитектором в Москве в Воспитательном доме. Доменико Жилярди был рожден в Швейцарии и в возрасте 11 лет переехал с семьей в Москву. Азам архитектурного ремесла Жилярди учился у художника Феррари. С 1803 года продолжил обучение в Европе, учился в Академии живописи Брера в Милане. После возвращения в Россию в 1810 году работал в «семейной фирме» Воспитательного дома.

Московский пожар 1812 года для архитекторов оказался золотой жилой. Тысячи разоренных семей нуждались в новом жилье. В 1813 году Доменико Жилярди вступил в государственную организацию кремлевского строения и начал работать над Колокольней Ивана Великого и некоторыми другими постройками Кремля. В 1817 году состарившийся отец отправился в Швейцарию и Доменико Жилярди занял его должность в Воспитательном доме. С этого момента Жилярди начал работу по восстановлению здания Московского Университета на Моховой улице. Через год Жилярди получает несколько проектов по восстановлению разрушенных зданий, среди них - Екатерининский институт и Вдовий дом на Кудринской площади. К 1832 году Жилярди заканчивает восстановление Слободского дворца на Лефортовской площади.

Замечание 2

Одной из крупнейших работ Доменико Жилярди в строительстве является здание Опекунского совета на территории, принадлежащей Воспитательному дому. Данное сооружение примечательно тем, что являлось единственной постройкой Жилярди «с нуля», без использования старых фундаментов.

Известные сооружения Жилярди

В Москве Доменико Жилярди занимался строительством таких зданий, как:

  • Усадьба Гагариных на Поварской улице. Это здание Жилярди запроектировал в стиле ампир, строительство было завершено в 1829 году. Заказчиком усадьбы был князь и заведующий императорскими театрами Сергей Гагарин. Позднее, в 1843 году сооружение перешло к государственному коннозаводству. Данное строение было возведено на месте сгоревшего дома. Примечательно, что из-за располагающихся более ранних сооружений на прилегающих участках усадьбу выстроили на удалении от красной линии, это позволило создать симметричную архитектурную композицию, которая отлично просматривается с улицы.
  • Дом Лунина на Никитском бульваре. Строительство этого комплекса сооружений было завершено Жилярди в 1818 году для дворянской семьи Луниных. Главное здание комплекса представляет собой трехэтажный дом, украшенный портиками и лепниной. Двухэтажные флигели соединялись с основным зданием парадными коридорами, образуя закрытые дворы. В 1821 году дворянская семья была вынуждена продать особняк Коммерческому банку из-за тяжелого материального положения;
  • Усадьба Усачевых-Найденовых на Земляном Валу. Изначально усадьба включала в себя два участка, на одном из которых был расположен двор купца Невежина. Возведенное строение было построено по заказу купцов Усачевых в 1831 году. Проект данной усадьбы был одним из последних для Жилярди в России. Основное здание усадьбы расположено на вершине холма. Примечательно, что на данный момент оно стоит на красной линии улицы, хотя первоначально перед домом располагался палисадник, характерный для домов Садового кольца. Вдоль улицы простирается широкий пандус, поднимающийся до уровня парадного этажа главного здания, имеющего высокий цокольный этаж;
  • Усадьба «Студенец» на Пресне. Данное сооружение представляло собой дачу для будущего генерал-губернатора Москвы.
  • Музыкальный павильон Конного двора. Сооружение было построено в 1823 году. Конный двор располагался на противоположном берегу верхнего пруда и прекрасно виден с дальних и ближних точек зрения. Совокупность сооружений, из который состоит Конный двор образует в плане замкнутое каре. Главный фасад расположен вдоль пруда и состоит из двух флигелей, объединенных каменной оградой, Музыкальный павильон был расположен в центре. За ним был выстроен сам Конный двор, включающий здание конюшни и ряд хозяйственных строений. Основные несущие конструкции Музыкального павильона были намеренно сделаны из дерева, это придавало хорошие акустические характеристики помещениям. Монументальность здания в целом была декоративной. Такой декор является одной из особенностей развития архитектуры позднего классицизма в России.

Примечательно, что все вышеперечисленные работы были построены Жилярди совместно с Григорьевым. Собственный архитектурный стиль Жилярди был основан на европейском ампире и творчестве некоторых итальянских архитекторов, с работами которых Жилярди мог ознакомиться, путешествуя по Европе в начале XIX века.

Конец карьеры

Отступление Доменико Жилярди от архитектурной деятельности было отмечено довольно четко. Оно совпало с вступлением на престол Николая I, который принес другие идеалы в области архитектуры. В последние годы жизни Жилярди испытывал определенные проблемы со здоровьем, об этом свидетельствуют некоторые найденные письма архитектора. Весьма угнетенное состояние вкупе с плохим здоровьем натолкнули Жилярди на решение об отъезде.

Известно, что Жилярди в 1832 году отправился в Швейцарию. Единственным сооружением, построенным на родине, стала придорожная часовня недалеко от Монтаньолы. Доменико Жилярди внес вклад в образование таких специалистов, как Алессандро Жилярди, Е. Д. Тюрин, М. Д. Быковский, которые продолжили свою деятельность после отъезда Жилярди в Швейцарию.

Жилярди принадлежит к замечательной плеяде русских зодчих первой трети XIX века, поднявших русскую классическую архитектурную школу до уровня мировой.

Выразительное творчество Жилярди, его проникновение в традиции русского зодчества, мастерство композиции, умение сочетать сооружение с городским или загородным ландшафтом, с природой вызывают неизменное признание и в наши дни.

Архитекторы из рода Жилярди в течение длительного времени жили и работали в России, состояли на государственной службе, строили по заказам частных лиц. Большой известностью пользовался в Москве архитектор Иван Дементьевич Жилярди.

Несмотря на окружение, в котором рос Доменико, архитектура не сразу увлекла его. Он мечтал стать художником, пейзажистом. В 1799 году, когда мальчику исполнилось четырнадцать лет, отец отправил его в Петербург к художнику Феррари учиться рисованию и живописи. Вскоре Доменико перешел в мастерскую Порто, а в 1800 году - к историческому живописцу Карло Скотта, у которого обучался в течение трех лет.

В это время он получает при содействии вдовствующей императрицы Марии Федоровны государственную стипендию, с увлечением занимается искусством, иногда посылает отцу свои рисунки.

Непривычный для южанина петербургский климат юноша переносит с трудом. В одном из писем к родным в Швейцарию отец сообщает, что Доменико был при смерти, и мечтает о тепле юга для сына, скорбит о смерти младших, родившихся в Москве детей.

По видимому, в конце 1803 года Жилярди направляют в качестве государственного стипендиата в Италию для продолжения занятий живописью в Миланской Академии искусств, куда он, после краткого пребывания в Монтаньоле, прибыл летом 1804 года. Первые месяцы Доменико усиленно занимается живописью.

Но художником он все же не стал. Критический анализ своих способностей и возможностей, советы профессоров, раздумье о своей будущей деятельности в России заставили его отказаться от живописи и привели к архитектуре, которая, как и показала его творческая судьба, больше отвечала особенностям его дарования.

От увлечения живописью, пейзажем осталось отличавшие все творчество Жилярди понимание значения окружающей среды, природы, усиливающее эмоциональное воздействие создаваемых зодчим произведений, тонко продуманное сочетание архитектуры с особенностями ландшафта, городской или усадебной планировки.

Работы архитектора Дементия Жилярди в Москве

После окончания в 1806 году Миланской Академии Жилярди около четырех лет посвятил совершенствованию своих знаний, изучая искусство и архитектуру городов Италии - Рима, Флоренции, Венеции.

В июне 1810 года он вернулся в Россию, а в январе 1811 года был определен помощником отца в ведомство , с которым и был связан всю свою последующую архитектурную практику.

В августе 1812 года, когда войска Наполеона подходили к Москве, Жилярди, вместе с другим помощником архитектора Воспитательного дома и вслед за населением, покидавшим город, выезжает в Казань. Но поздней осенью они возвращаются в Москву.

Первые годы после Отечественной войны были заполнены работами по приведению в порядок зданий Воспитательного дома, проектированию вместе с отцом новой аптеки и лаборатории Дома.

С 1813 года Жилярди состоит в Экспедиции кремлевских строений, где принимает участие в работах по восстановлению пострадавших сооружений Кремля, в частности, звонницы и колокольни Ивана Великого.

В восстановлении здания Московского университета (1817–1819), пострадавшего от пожара, в полной мере проявилось творческое дарование Жилярди.

Здесь он выступает как градостроитель, учитывавший местоположение сооружения в ансамбле центра Москвы, как художник - автор одного из наиболее выразительных зданий эпохи, как конструктор и, наконец, как организатор, за два года осуществивший столь крупное строительство.

Под руководством Жилярди были проведены большие строительные работы. Без изменений остались лишь объем здания, планировка основных залов и обработка стены дворового фасада. Учитывая градостроительную роль университета, Жилярди внес значительные изменения в решение главного фасада - он придал ему более торжественный, полный героического пафоса облик.

Архитектор пошел по пути укрупнения масштаба основных членений и деталей здания. В обновленном облике сооружения зодчий стремился подчеркнуть идею торжества наук и искусств, достигнуть органического сочетания архитектуры, скульптуры и живописи.

В июле 1817 года старший Жилярди, проработавший в России двадцать восемь лет, уволился «в чужие края впредь до выздоровления», а в марте 1818 года «за старостью и слабостью» был уволен совсем. После его отъезда должность архитектора Воспитательного дома занял его сын.

Расширившийся объем работ требовал неустанного внимания к повседневным делам, связанным со строительными и ремонтными работами по ведомству Дома и к выполнению более значительных заданий.

В 1818 году Жилярди поручают перестройку Вдовьего дома на Кудринской площади и здания Екатерининского училища на Екатерининской площади.

Перестраивая здание Екатерининского училища, расположенного в глубине участка, Жилярди «прикрыл» его измельченный фасад монументальным десятиколонным портиком, поднятым на высокую аркаду нижнего этажа. При капитальной реконструкции и расширении здания, осуществленными Жилярди в 1826–1827 годах, были пристроены сильно вынесенные вперед крылья, образовавшие глубокий парадный двор.

Одной из значительных работ Жилярди, осуществленной им в 1814–1822 годах, была перестройка усадьбы П.М. Лунина у Никитских ворот.

Жилярди создает при перестройке новую композицию усадьбы: главный дом он «поворачивает» на линию улицы своим основным фасадом путем пристройки к торцу существовавшего дома нового корпуса.

Композицию фасада главного корпуса Жилярди построил на контрастном сопоставлении с фасадом флигеля. Пространственному решению флигеля противопоставлена подчеркнутая цельность и монолитность объема главного корпуса.

Однако, при всем различии фасадов оба здания объединены в единую композицию. Это достигается горизонтальным строем общей композиции фасадов, в том числе и колоннад.

Внутренняя планировка главного корпуса характерна для жилых домов дворцового типа с анфиладой парадных помещений в бельэтаже, подсобными помещениями в первом этаже и жилыми комнатами - в верхнем.

Особой красотой и парадностью отличается большой танцевальный зал, соединяющий анфилады комнат, идущих по продольной и поперечной осям дома. Его полуциркульный свод, расписанный гризайлью, и обработка торцевых стен полуциркульными арками с парными ионическими колоннами свидетельствуют о неизменном влечении Жилярди к подобной композиции залов.

Фасад главного дома Луниных с коринфской колоннадой лоджией в 1832 году был опубликован в «Альбоме Комиссии для строений в Москве» и своей необычной для жилых домов композицией стал образцом для копирования и подражания в застройке послепожарной Москвы.

Строительство здания Опекунского совета Воспитательного дома (1823–1826) стало в творчестве Жилярди своеобразным этапом, имевшим большое значение для его творческой деятельности на ближайшие годы. Этому немало способствовало то обстоятельство, что - единственное крупное общественное сооружение в практике Жилярди, где он не был связан с необходимостью использования полностью или частично старых построек и мог более полно осуществить свои идеи.

Занявшее основное место в застройке Солянки, рассчитанное на градостроительный эффект, здание Совета воспринимается при фронтальном обозрении как традиционная классическая система кубических объемов, но это не соответствует действительным очертаниям корпусов, уходящих в глубь двора (функциональное назначение здания вошло в противоречие с логикой построения архитектурной формы, что в силу ограниченности художественных приемов архитектуры классицизма не мог преодолеть Жилярди).

Интересным было цветовое решение интерьера здания Совета.

Изысканностью колорита отличалось убранство зала Присутствия, стены которого были обтянуты шелковой тканью с золоченым багетом по краям, лопатки облицованы искусственным мрамором, на окнах белые штофные занавеси. Своды остальных залов также были расписаны, стены окрашены зеленым или желтым кроном, стены и свод парадной лестницы расписаны.

Так же как в перестройке Вдовьего дома и Екатерининского училища, в постройке здания Опекунского совета значительной была роль Афанасия Григорьева. Воспитанник Ивана Жилярди, крепостной по происхождению, лишь в возрасте двадцати двух лет получивший вольную, Григорьев был близок семье Жилярди.

Одновременно со зданием Опекунского совета Жилярди строит одно из самых совершенных своих произведений - дом князя С.С. Гагарина на улице .

Особенностью внешнего облика этого здания является то, что ведущим художественным приемом в решении фасада зодчий делает не традиционный колонный портик, а арочное окно с широким архивольтом и двухколонной вставкой, несущей антаблемент. Три таких окна занимают все пространство центрального выступа главного фасада.

Арки заглублены в стену, что, усиливая игру светотени, способствует выявлению архитектурных и скульптурных элементов композиции.

Здание расположено с отступом от красной линии, перед небольшим парадным двором, что выделяет его в ряду застройки улицы. В организации внутреннего пространства знания Жилярди обращается к контрастным приемам: из низкого вестибюля с четырьмя парными дорическими колоннами, несущими балки перекрытия, неширокая, расходящаяся по двум сторонам лестница ведет в торжественную обходную галерею, перекрытую, подобно Опекунскому совету, высокими парусными сводами со световым фонариком в центре.

Великолепно разработанные арки со скульптурной группой Аполлона и муз на антаблементе занимают стены с четырех сторон галереи.

Созданные почти одновременно интерьеры Опекунского совета и дома Гагарина – одни из лучших в творчестве Жилярди. Он воплотил в них многое из достижений русской классической архитектуры.

Одновременно Жилярди строит и в Подмосковье. Самые известные его загородные постройки - в Кузьминках, - подмосковной усадьбе князей Голицыных.

Основное значение в открывающейся панораме имеет Музыкальный павильон Конного двора, созданный в 1820–1823 годах. Конный двор расположен на противоположном берегу верхнего пруда, справа от главного дома, и хорошо виден с дальних и ближних точек зрения. Комплекс построек, образующих конный двор, представляет собой в плане замкнутое каре.

Главный фасад, протянувшийся вдоль пруда, состоит из двух жилых флигелей, соединенных низкой каменной оградой с Музыкальным павильоном в центре. За ним скрывается собственно конный двор с расположенными вокруг него в форме буквы «П» центральным зданием конюшни и хозяйственными постройками.

Музыкальный павильон был намеренно построен из дерева, что сообщало ему высокие акустические качества. Его монументальность носила декоративный характер, в чем проявилась общая тенденция развития архитектуры позднего классицизма.

В усадьбе Кузьминки Жилярди, благодаря своему тонкому пониманию особенностей русской классической архитектуры, русской природы, продолжил и поднял на новую высоту начатое архитекторами предшествующего поколения.

Дементий Иванович проработал в Кузьминках до 1832 года, когда в связи с болезнью и отъездом из России все дела были переданы работавшему вместе с ним Александру Осиповичу Жилярди.

В октябре 1826 года сразу же после окончания строительства Опекунского совета Жилярди приступил к перестройке . Этот дворец был передан ведомству Воспитательного дома для размещения в нем ремесленных учебных мастерских и богадельни Воспитательного дома. Для перестройки сгоревшего здания дворца была создана Строительная комиссия, и Жилярди было поручено возглавить строительные работы.

Учитывая большой объем работ, в июле 1827 года Жилярди подал в Строительную комиссию рапорт «О представлении ему двух знающих помощников к производству работ». По собственному его выбору старшим помощником Жилярди был назначен Григорьев.

В самый разгар строительства, в ноябре 1828 года, Жилярди в связи с плохим состоянием здоровья получает разрешение Опекунского совета об отпуске и уезжает в Италию. Все строительные работы по ведомству Воспитательного дома, в том числе и по Слободскому дворцу, Опекунский совет возложил на Григорьева. Только в сентябре 1829 года, пробыв в отпуске восемь месяцев, Жилярди возвращается в Москву и приступает к исполнению своих обязанностей.

Здание получило строгий облик, соответствующий назначению сооружения, и монументальность, отвечающую масштабу застройки дворцового района Лефортово. Жилярди, со свойственным для московской архитектурной школы объемным пониманием архитектуры, подчинил сильно вытянутое здание единому пространственному решению и вместе с тем выделил его объемы для придания большего единства всей композиции: центральный и боковые корпуса одинаковой высоты в три этажа и более низкие двухэтажные галереи.

В 1829–1831 годах Жилярди строит городскую усадьбу Усачевых на Земляном валу близ Яузы. Это стало своеобразным итогом деятельности Жилярди, обобщением накопленного опыта предшествующих работ, показало высокий уровень профессионального мастерства зодчего, творившего в соответствии со стилистическими, градостроительными и социальными требованиями эпохи.

«Фасадное» решение дома с улицы противопоставлено совершенно иному характеру дворового фасада, в котором выявлена конструкция здания - его этажи, лестничная клетка, плоскости стен с однообразными оконными проемами. Рационально решена внутренняя планировка здания с сохранением парадной анфилады вдоль главного фасада и отделенными от нее продольным коридором, обращенными во двор небольшими комнатами.

Большое значение в ансамбле придано парку, композиция которого была построена на сочетании регулярной и пейзажной планировки, на связи с архитектурой садового фасада дома, павильонов, беседок и на раскрытии видовых панорам города. Связь дома с парком Жилярди осуществил с помощью пандуса, идущего от второго, парадного этажа.

В 1832 году, в год отъезда из России на родину в Швейцарию, Жилярди создает проект своего последнего сооружения в России – мавзолея в Отраде. Для мавзолея зодчий нашел ясное и спокойное решение, то сочетание торжественности и интимности, которое отвечает назначению этого сооружения.

Жилярди передавал свои знания многочисленным ученикам и помощникам.

С 1816 года учеником Жилярди был ставший позже академиком ; на его постройках обучался Е.Д. Тюрин; с четырнадцатилетнего возраста учился у него его двоюродный брат А.О. Жилярди - помощник во многих его постройках; учились братья Ольделли из Тессинского кантона Швейцарии; его учениками с малолетства становились крепостные князей Гагариных, Голицыных и др. Он передавал им свой практический опыт и теоретические познания, подготавливая профессионально грамотных строителей.

Отход Жилярди от активной деятельности обозначился довольно четко. Он совпал со временем правления Николая I, с изменением идеалов в области архитектуры. Хуже стало и со здоровьем. В одном из писем он сетовал:

Архитектор, представитель московского ампира. В Москве с четырнадцатилетнего возраста. Учился у отца О.Д. Жилярди и двоюродного брата Д.И. Жилярди...

Москва (энциклопедия)

  • - Д. И. Жилярди.Здание Московского университета. Жиля́рди Дементий Иванович, архитектор, предствитель русского ампира. Сын И.Д. Жилярди, выходец из итальянской части Швейцарии...

    Москва (энциклопедия)

  • - архитектор, выходец из итальянской части Швейцарии, отец Д.И. Жилярди. Работал в Москве с 1787 до 1817. Выстроил Екатерининский институт, Мариинскую больницу для бедных, Александровский институт и Вдовий дом...

    Москва (энциклопедия)

  • - Джованни-Баттиста Капрара - кардинал и дипломат...

    Католическая энциклопедия

  • - Его Высокопреосвященство кардинал Джова́нни Батти́ста Ре, . Итальянский кардинал, чья служба главным образом связана с Римской Курией. Титулярный архиепископ Весковьо с 9 октября 1987 по 1 октября 2002...

    Католическая энциклопедия

  • - российский архитектор, представитель ампира. По происхождению итальянец, в 1810-1832 работал в России. После пожара 1812 в Москве восстановил здание университета, перестроил Опекунский совет, усадьбу Кузьминки...

    Архитектурный словарь

  • - В 1814 г. осуществлял наблюдение за работами по восстановлению колокольни Ивана Великого в Кремле...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - итал. писатель по части искусства...
  • - оперный композитор римской школы, живший в средине XVII ст. Из его произведений особой популярностью пользовалась опера "Amor vuol giovent u" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - оперный композитор римской школы, живший в средине XVII ст. Из его произведений особой популярностью пользовалась опера "Amor vuol gioventu" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Амичи Джованни Баттиста, итальянский ботаник и оптик. Усовершенствовал микроскоп, изобрёл иммерсионный объектив, спектроскоп прямого видения...
  • - Вентури Джованни Баттиста, итальянский учёный. С 1773 профессор университета в Модене, затем в Павий. Наиболее известны работы В. в области гидравлики...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Виотти Джованни Баттиста, итальянский скрипач, композитор и педагог. Ученик Г. Пуньяни. С 1775 придворный музыкант в Турине. В 1781 играл при дворе Екатерины II в Петербурге...
  • Известный архитектор, работавший в России в первой половине XIX века.

    Детство и юность

    Доменико Жилярди родился в швейцарском городе Монтаньоле 4 июня 1785 года. Его отец - Джованни Батиста - был архитектором, который через два года после рождения сына начал работать в . Несмотря на то, что отец с энтузиазмом относился к своей профессии и считал архитектуру делом всей своей жизни, его увлечение далеко не сразу передалось мальчику. Примечательно, что Доменико впервые приехал к отцу в возрасте одиннадцати лет; до этого времени сын известного в ту пору архитектора, который в России был известен как Иван Дементьевич, жил в Швейцарии.

    В первые годы жизни Доменико всерьез хотел стать художником. Семья вовсе не противилась желанию старшего сына, и в четырнадцатилетнем возрасте тот отправился в . Там художник по фамилии Феррари стал его учителем живописи и рисования. Там же, в Петербурге Жилярди продолжал совершенствовать свои навыки, занимаясь у Карло Скотти, а потом в мастерской Порто. Успехи Доменико не были пустым звуком: мало кто в те годы удостаивался возможности получить государственную стипендию. Слухи о талантливом юноше дошли до императрицы , по инициативе которой Доменико и получал финансирование. За успехами сына продолжает следить его отец, которому Доменико посылает свои рисунки. Нужно заметить, что урожденному южанину было непросто переносить все трудности жизни в холодной Северной Венеции. Особенно непросто ему было привыкнуть к климату.

    Талантливый юноша вскоре получает шанс продолжить свое образование, поступив в Миланскую Академию Искусств. Доменико без раздумий уезжает в Италию, понимая, что такой возможностью необходимо воспользоваться. Уезжая, он был полон уверенности, что обучение в Милане даст настоящий старт его карьере художника. Но именно там - во многом под влиянием профессоров, во многом - из-за собственного, сформировавшегося в Италии убеждения - он решает сменить специальность и посвятить свою жизнь архитектурному ремеслу. Но прошлое увлечение живописью неоднократно найдет отражение в каждом архитектурном проекте, реализованном Доменико.

    В 1806 году, после окончания Миланской Академии Жилярди продолжил совершенствовать полученные им знания. Он изучал архитектуру и искусство крупнейших итальянских городов, среди которых были Рим, Венеция и Флоренция. Но детство, проведенное в России, дало о себе знать: в скором времени Жилярди отправился назад, чтобы начать работать в ведомстве Московского Воспитательного дома.

    Возвращение в Россию. Вершина творчества и главные проекты

    1812 год - самый разгар войны с - для России по понятным причинам был очень тяжелым. Жилярди, обосновавшийся в это время в , спешно покидал город вместе с другими: приближались войска Наполеона, а вслед за этим - знаменитое сожжение и крах императора французов, заполучившего вместе роскошной столицы одно московское пепелище. Доменико временно остался в , но уже через несколько месяцев отправился назад - в сожженную Москву, которую предстояло долго восстанавливать. Последнее не обошлось без активного участия талантливого архитектора.

    Жилярди участвовал в восстановлении Воспитательного дома и был вовлечен в строительные работы по реконструкции Кремлевских сооружений. Фактически его заслугой можно считать заново отстроенные звонницу и .

    С 1817 по 1819 гг. велись активные работы, призванные восстановить утраченный из-за пожара первоначальный облик Московского университета. Здесь Доменико Жилярди получил возможность проявить высшую степень своего архитектурного дарования. Этой работой Доменико доказал, что он по-настоящему многогранная и одаренная личность: всего за два года он успешно проявил себя как художник, градостроитель и конструктор. Получившийся в итоге архитектурный ансамбль по грандиозности нисколько не уступал своему предшественнику, стоявшему на том же месте до войны с Наполеоном. Нужно сказать, что по инициативе Жилярди внешний вид университета претерпел значительные изменения. Был переделан главный фасад, принявший еще более торжественный облик, многие детали были намеренно укрупнены. Архитектор преследовал идею торжества наук и искусств, чем и руководствовался во время строительных работ.

    Параллельно в карьере Доменико продолжают происходить важные перемены. Жилярди-старший, несмотря на все свои заслуги, был уволен с должности архитектора Воспитательного дома из-за своего преклонного возраста. На его месте почти сразу же оказался его сын Доменико, для которого новое назначение по сути становится настоящим карьерным взлетом.

    В 1818 году он уже перестраивает Вдовий Дом в Кудрине, а также здание Екатерининского училища. Под руководством молодого архитектора оба здания были переделаны кардинальным образом. Жилярди, как и в случае с Университетом, выступал не только как планировщик, но и как художник. Его старания были по достоинству оценены современниками. О Жилярди заговорили: теперь Доменико считался одним из самых одаренных архитекторов своей эпохи. Репутация искусного мастера позволила ему получать дальнейшие заказы один за другим. Немаловажной работой в его карьере становится перестройка усадьбы Лунина, в процессе которой Жилярди в очередной раз практически полностью переделывает здание. В итоге усадьба оказывается повернутой основным фасадом на линию улицы. Этот прием был достигнут благодаря пристройке нового корпуса. Жилярди не обошел вниманием и внутреннюю отделку помещения, особенно постаравшись усовершенствовать танцевальный зал. В его оформлении угадывается увлечение архитектора арково-циркульными сводами. Мастер не собирался останавливаться на достигнутом. Его работы получили высокую оценку в кругах его современников, в частности, фасад отстроенного им главного дома Луниных был в 1832 году опубликован в «Альбоме Комиссии для строений в Москве».

    С 1823 по 1826 гг. шло строительство здания Опекунского совета Воспитательного дома. Этот проект стал важным шагом в карьере Доменико, поскольку он впервые за свою карьеру получил возможность полностью реализовать себя как творец. Это здание строилось «с нуля», - в отличие от предыдущих проектов, в рамках которых Жилярди приходилось перестраивать уже готовые сооружения, стараясь внести в заново отстроенные здания что-то свое. Здесь же он получил полную свободу творчества.

    Несмотря на смелое цветовое разрешение интерьера, никто не посмел обвинить автора в вычурности и помпезности: Жилярди удалось не «переборщить» с красками, вместе с тем уделив немаловажное место своей любимой росписи стен, которые по его задумке были обтянуты шелковой тканью. Расписан был и свод парадной лестницы, но общая картина получилась на удивление органичной, в чем и проявился несомненный гений Доменико Жилярди. Интересно, что в строительных работах принимал активное участие воспитанник отца Жилярди, Афанасий Григорьев. Несмотря на происхождение (Григорьев был по рождению крепостным, только в двадцать два года получившим вольную), он пользовался расположением отца, который считал Афанасия членом их семьи. Он уже помогал Доменико при перестройке Екатериниского училища и Вдовьего дома. Обретя в его лице ценного помощника и мудрого советчика, Жилярди-младший продолжал доверять ему свои проекты.

    Многие критики называют дом князя Гагарина, построенный под руководством Жилярди, едва ли не жемчужиной его творчества. Здание расположено на Поварской улице и считается если не лучшей, то одной из самых успешных работ архитектора. Особенностью этого здания является его композиционная составляющая: Доменико решил сделать ведущим художественным приемом не колонный портик, а арочное окно. Такое необычное решение позволило зданию сильно выделиться среди прочих архитектурных построек современного ему периода. Занимаясь оформлением интерьера, Жилярди решил сыграть на контрасте, сделав вестибюль довольно низким и проложив неширокой лестницей дорогу в торжественную галерею. Арки украсила скульптурная группа Аполлона и муз. Именно интерьеры считаются самой сильной стороной в искусстве Жилярди.

    После дома Гагарина он обратил свое внимание и на Подмосковье. Здесь до сих пор можно увидеть его постройки. В 1820-1823 гг. он был занят строительством Музыкального павильона Конного двора. Дальновидность Жилярди позволила ему построить павильон из дерева, что в лучшую сторону сказалось на акустике места. Павильон был характерным для эпохи позднего классицизма архитектурным сооружением, на что явно указывала его монументальность, носившая декоративный характер.

    Следующим крупным предприятием Жилярди стала перестройка Слободского дворца в Лефортове. Дворец официально перешел в руки ведомства Воспитательного дома с целью размещения в нем богадельни и ремесленных учебных мастерских. Предыдущее здание, сильно пострадавшее в результате пожара, нуждалось в срочной перестройке. Для этого в 1826 году к делу был привлечен Жилярди - один из лучших творцов своего дела. Объем задачи, вставшей перед Доменико, был колоссальным. Понимая это, Жилярди в 1827 году направил в Строительную комиссию рапорт с просьбой предоставить ему двух опытных помощников, которые могли бы оказать ему посильную помощь при строительстве. При этом архитектор лично выбрал себе старшим помощником Григорьева, ни разу не усомнившись в его кандидатуре. Однако грандиозные планы Жилярди омрачились дурными вестями о собственном здоровье: Доменико уже физически не мог, как раньше, отдавать себя архитектуре целиком и полностью. Понимая это, он просит у Опекунского совета отпуск. Доменико уезжает в Италию, поручив все строительные работы Григорьеву. Почти восемь месяцев именитый архитектор был не удел, однако, не сомневаясь в том, что предприятие находится в надежных руках: Афанасий Григорьев и как автор, и как человек пользовался полным доверием Доменико. Только в сентябре 1829 году Жилярди наконец-то возвращается в Россию, чтобы возглавить архитектурно-строительные работы и начать выполнять свои прямые обязанности.

    Объемное понимание архитектуры, свойственное Жилярди, сказалось на итоговом облике дворца. Вместе с тем оно получилось довольно строгим - прежняя игривость, которую Доменико старался придать внутреннему оформлению любого архитектурного здания, сменилась единством стиля и композиции.

    В карьере любого творца рано или поздно настает момент подведения итогов всей его творческой деятельности. В случае Жилярди его время было действительно плодотворным, но сам архитектор прекрасно понимал, что близится точка - карьеры, творчества, да и жизни. У него не было ни душевных, ни физических сил для того, чтобы продолжать активно заниматься любимым делом. Лучшие идеи уже получили воплощение в архитектурных проектах, самые креативные и смелые решения были приняты. Его финальной чертой стало строительство городской усадьбы Усачевых, расположенной на Земляном валу около Яузы. Несмотря на то, что для многих, даже по-настоящему одаренных личностей последний проект оборачивается провалом, Жилярди смог найти в себе силы для того, чтобы представить весь накопленный за свои годы опыт в достойном обличье. Последняя постройка Жилярди полностью соответствовала как градостроительным, так и социальным требованиям той эпохи, в которой он жил. Доменико в полной мере доказал этим, что достоин звания одного из самых блестящих мастеров современности. Архитектурно-скульптурная составляющая проекта наряду с парком и архитектурой павильонов и беседок составила органичный и блистательный ансамбль. Это, несомненно, было успешным завершением творческого пути Доменико Жилярди.

    Возвращение в Швейцарию. Закат Жилярди

    В 1832 году Доменико отправился в Швейцарию - в страну, где он родился, и где ему предстояло встретить свою кончину. Накануне отъезда архитектор создал проект своего самого последнего сооружения - мавзолея в Отраде. После этого он уехал в Швейцарию, окончательно закончив свой блистательный творческий путь. Этому решению предшествовали несколько лет, полных сомнения и нежелания расставаться с делом всей своей жизни. Немаловажным фактом было и то, что в Швейцарии жила и училась любимая и единственная дочь Доменико.

    Жилярди не скупился передать все полученные им знаниям и опыт свои ученикам. Среди его помощников и сподвижников были довольно известные для своей эпохи люди. Одним из учеников Доменико Жилярди достаточно долго был академик Быковский, после него - братья Ольделли.

    Последние годы Жилярди провел в своем швейцарском поместье, на зиму уезжая в Милан, где в 1833 году он был избран членом-корреспондентом Миланской Академии искусств. Именно там он когда-то принял решение связать свою судьбу с архитектурой, о котором впоследствии ни разу не пожалел.

    В феврале 1845 года Доменико Жилярди, находящийся в это время в Милане, скончался.


    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png