Реферат

на тему

Глинка М.И. - композитор

Уч-цы 8 класса Б

средней школы № 1293

с углубленным изучением

английского языка

Чаплановой Кристины

Москва 2004 г.

1. Введение

2. Детство Глинки

3. Начало самостоятельной жизни

4. Первое заграничное путешествие (1830-1834)

5. Новые странствия (1844-1847)

6. Последнее десятилетие

8. Основные произведения Глинки

9. Список Литературы

10. Приложение (иллюстрации)

Введение

Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки.

Михаил Иванович Глинка - российский композитор, родоначальник русской классической музыки. Оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842) положили начало двум направлениям русской оперы народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Симфонические сочинения, в т. ч. «Камаринская» (1848), «Испанские увертюры» («Арагонская хота», 1845, и «Ночь в Мадриде», 1851), заложили основы русского симфонизма. Классик русского романса. «Патриотическая песня» Глинки стала музыкальной основой государственного гимна Российской Федерации.

Детство Глинки

Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года, в селе Новоспасском, принадлежавшем его отцу, капитану в отставке, Ивану Николаевичу Глинке. Это имение находилось в 20-ти верстах от города Ельни Смоленской губернии.

По рассказу матери, после первого крика новорожденного под самым окном ее спальни, в густом дереве, раздался звонкий голос соловья. Впоследствии, когда его отец был не доволен тем, что Михаил оставил службу и занимался музыкой, часто говаривал: «Не даром соловей запел у окна при его рождении, вот и вышел скоморох». Вскоре после рождения его мать, Евгения Андреевна, урожденная Глинка, передала воспитание сына Фекле Александровне, матери отца. С ней он провел около трех-четырех лет, видясь с родителями весьма редко. Бабушка души не чаяла в своем внуке и баловала его невероятно. Последствия такого первоначального воспитания сказывались на протяжении всей жизни. Здоровья Глинка был слабого, совершенно не выносил холода, постоянно простужался и поэтому боялся всевозможных болезней, легко терял самообладание по любому поводу. Будучи уже взрослым, он часто называл себя «недотрогой», «мимозой». Начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке. Увлекался игрой оркестра крепостных музыкантов в имении дяди, Афанасия Андреевича Глинки. Музыкальные занятия игра на скрипке и фортепиано начались довольно поздно (1815-16) и носили любительский характер. В 20 лет запел тенором.

Музыкальные способности в это время выражались «страстью» к колокольному звону. Юный Глинка жадно вслушивался в эти резкие звуки и умел на 2-х медных тазах ловко подражать звонарям. Глинка родился, провел первые годы и получил первое свое образование не в столице, а в деревне, таким образом, натура его приняла в себя все те элементы музыкальной народности, которые, не существуя в наших городах, сохранялись лишь в сердце России…

Однажды, после нашествия на Смоленск Наполеона, играли квартет Крузеля с кларнетом, и мальчик Миша целый день оставался в лихорадочном состоянии. На вопрос учителя рисования о причине его невнимательности Глинка ответил: «Что я могу поделать! Музыка - душа моя!». В это время в доме появилась гувернантка, Варвара Федоровна Кляммер. С ней Глинка занимался географией, русским, французским и немецким языками, а также игрой на фортепиано.

Начало самостоятельной жизни

В начале 1817 года родители решили отправить его в Благородный пансион. Этот пансион, открытый 1-го сентября 1817 года при Главном педагогическом институте, был привилегированным учебным заведением для детей дворян. Окончив его, молодой человек мог продолжать свои занятия по той или иной специальности или идти на государственную службу. В год открытия Благородного пансиона туда поступил Лев Пушкин - младший брат поэта. он был на год моложе Глинки, и они, познакомившись, подружились. Тогда же Глинка познакомился и с самим поэтом, который «хаживал к нам в пансион к брату своему». Гувернер Глинки преподавал в пансионе русскую словесность. Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано у Омана, Цейнера и Ш. Майра довольно известного музыканта.

В начале лета 1822 года Глинка был выпущен из Благородного пансиона, оказавшись вторым учеником. В день выпуска с успехом сыграл публично фортепианный концерт Гуммеля. Затем Глинка поступил на службу в ведомство путей сообщения. Но так как она отрывала его от занятий музыкой, он вскоре вышел в отставку. Учась в пансионе, он уже был превосходным музыкантом, он восхитительно играл на фортепиано, а его импровизации были прелестны. В начале марта 1823 года Глинка отправился на Кавказ, чтобы попользоваться там минеральными водами, но это лечение не поправило его здоровья. В начале сентября он возвратился в село Новоспасское и с новым рвением принялся за музыку. Он занимался музыкой очень много и пробыл в деревне от сентября 1823 до апреля 1824; в апреле он уехал в Петербург. В течение лета 1824 он переехал в дом Фалиева, в Коломне; около того же времени он познакомился с Итальянским певцом Белолли и начал у него учиться итальянскому пению.

Первая неудачная попытка в сочинении с текстом относится к 1825. Позже он написал элегию «Не искушай меня без нужды» и романс «Бедный певец» на слова Жуковского. Музыка все больше захватывала думы и время Глинки. Круг друзей и поклонников его таланта расширялся. Его знали как прекрасного исполнителя и сочинителя, как в Петербурге, так и Москве. Поощряемый друзьями, Глинка сочинял все больше и больше. И сего ранних произведений многие стали классикой. Среди них романсы: «Не искушай меня без нужды», «Бедный певец», «Память сердца», «Скажи, зачем», «Не пой, красавица, при мне», «Ах, ты, душечка, красна девица», «Что красотка молодая». В начале лета 1829 года вышел в свет «Лирический альбом», изданный Глинкою и Н.Павлищевым. В этом альбоме впервые были напечатаны романсы и сочиненные им танцы котильон и мазурка.

Первое заграничное путешествие (1830-1834)

В апреле 1830 Глинка получил паспорт для поездки заграницу сроком на три года и отправился в длительное заграничное путешествие, целью которого было как лечение (на водах Германии и в теплом климате Италии), так и знакомство с западноевропейским искусством. Проведя несколько месяцев в Ахене и Франкфурте, он прибыл в Милан, где занимался композицией и вокалом, посещал театры, совершал поездки в другие итальянские города. Также предполагалось, что теплый климат Италии улучшит его расстроенное здоровье. Прожив в Италии около 4-х лет, Глинка поехал в Германию. Там он познакомился с талантливым немецким теоретиком Зигфридом Деном и в течение месяцев брал у него уроки. По словам самого Глинки, Ден привел в систему его музыкально-теоретические знания и навыки. За границей Глинка написал несколько ярких романсов: «Венецианская ночь», «Победитель», «Патетическое трио» для фортепиано кларнета, фагота. Тогда же у него зародилась мысль о создании национальной русской оперы.

В 1835 Глинка женился на М. П. Ивановой. Этот брак оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы.

Вернувшись в Россию, Глинка с увлечением стал сочинять оперу о патриотическом подвиге Ивана Сусанина. Этот сюжет ему подсказал написать либретто. Глинке пришлось обратиться к услугам барона Розена. Это либретто прославляло самодержавие, поэтому, вопреки желанию композитора оперу назвали «Жизнь за царя».

Премьера сочинения, названного по настоянию дирекции театров «Жизнь за царя», 27 января I836 стала днем рождения русской героико-патриотической оперы. Спектакль прошел с большим успехом, на нем присутствовала царская семья, а в зале среди многих друзей Глинки был и Пушкин. Вскоре после премьеры Глинка был назначен руководителем Придворной певческой капеллы. После премьеры композитор увлекся идеей создания оперы на сюжет поэмы Пушкина «Руслан и Людмила».

Еще в 1837 Глинка вел беседы с Пушкиным о создании оперы на сюжет «Руслана и Людмилы». В 1838 году началась работа над сочинением,

Композитор мечтал о том, чтобы сам Пушкин написал для нее либретто, но преждевременная смерть поэта помешала этому. Либретто создавалось по плану составленному Глинкой. От народно-героической оперы «Иван Сусанин».вторая опера Глинки отличается не только сказочным сюжетом,но и особенностями развития. Работа над оперой растянулась более чем на пять лет. В ноябре 1839 года, измученный домашними неурядицами и утомительной службой в придворной капелле, Глинка подал директору прошение об отставке; в декабре того же года Глинка был уволен. Тогда же была сочинена музыка к трагедии «Князь Холмский», «Ночной смотр» на слова Жуковского, «Я помню чудное мгновенье» и «Ночной зефир» на слова Пушкина, «Сомнения», «Жаворонок». Сочиненный «Вальс-фантазия» для фортепиано был оркестровым, а в 1856 переделан в обширную оркестровую пьесу.

В 1838 Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения: «Вальс-фантазию» (1839) и дивный романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (1840).

Новые странствия (1844-1847)

В 1844 Глинка вновь уезжает за границу, на этот раз во Францию и Испанию. В Париже он знакомится с французским композитором Гектором Берлиозом. С большим успехом прошел в Париже концерт из произведений Глинки. 13-го мая 1845 года Глинка выехал из Парижа в Испанию. Там он знакомился с народными испанскими музыкантами, певцами и гитаристами, используя записи народных танцев, Глинка в 1845 году написал Испанскую увертюру «Блестящее каприччио на тему арагонской хоты» позднее переименованную в Испанскую увертюру №1 «Арагонская хота». Музыкальной основой для увертюры послужила мелодия испанского танца «хота» которую Глинка записал еще в Вальядолиде от одного народного музыканта. Она была известна и любима во всей Испании. Вернувшись в Россию, Глинка пишет еще одну увертюру «Ночь в Мадриде», тогда же была сочинена симфоническая фантазия «Камаринская» на тему 2-х русских песен: свадебной лирической («Из-за гор, гор высоких») и бойкой плясовой.

Последние годы жизни Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже, Берлине. Он был полон творческих планов.

В 1848 - Глинка начал сочинять крупные произведения на тему «Илья Муромец». Не известно, оперу он тогда задумал или симфонию.

В 1852 композитор взялся за сочинение симфонии по повести Гоголя «Тарас Бульба».

В 1855 работа над оперой «Двумужница».

Последнее десятилетие

Зиму 1851-52 Глинка провел в Петербурге, где сблизился с группой молодых деятелей культуры, а в 1855 произошло его знакомство главой «Новой русской школы» творчески развившей традиции, заложенные Глинкой. В 1852 композитор вновь уехал на несколько месяцев в Париж, с 1856 жил в Берлине.

В январе 1857 г., после концерта в Королевском дворце, где было исполнено трио из «Жизни за царя», Глинка сильно заболел. Перед самой смертью Глинка продиктовал В.Н.Кашпирову тему для фуги, более того, он попросил закончить «Записки». Он умер 3-го февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года его прах был перевезен в Петербург и погребен на кладбище Александро-Невской лавры.

Значение творчества Глинки

«Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба великие таланты, оба родоначальники нового русского художественного творчества, ... оба создали новый русский язык один в поэзии, другой в музыке», так писал известный критик.

В творчестве Глинки определились два важнейших направления русской оперы: народная музыкальная драма и опера-сказка; он заложил основы русского симфонизма, стал первым классиком русского романса. Все дальнейшие поколения русских музыкантов считали его своим учителем, а для многих толчком к выбору музыкальной карьеры стало знакомство с сочинениями великого мастера, глубоко нравственное содержание, которых сочетается с совершенной формой.

Основные произведения Глинки

Оперы:

«Иван Сусанин» (1836)

«Руслан и Людмила» (1837-1842)

Симфонические пьесы:

Испанская увертюра №1 «Арагонская хота» (1845)

«Камаринская» (1848)

Испанская увертюра №2 «Ночь в Мадриде» (1851)

«Вальс-фантазия» (1839, 1856)

Романсы и песни:

«Венецианская ночь» (1832), «Я здесь, Инезилья» (1834), «Ночной смотр» (1836), «Сомнение» (1838), «Ночной зефир» (1838), «В крови горит огонь желанья» (1839), свадебная песня «Дивный терем стоит» (1839), «Попутная песня» (1840), «Признание» (1840), «Слышу ли голос твой» (1848), «Заздравный кубок» (1848), «Песнь Маргариты» из трагедии Гете «Фауст» (1848), «Мери» (1849), «Адель» (1849), «Финский залив» (1850), «Молитва» («В минуту жизни трудную») (1855), «Не говори, что сердцу больно» (1856).

Список литературы

1. Васина-Гроссман В. Михаил Иванович Глинка. М., 1979.

2. БСЭ. М. 1980г.

3. Музыкальная литература. М., Музыка, 1975г.

4. Русская музыка до середины XIX века, «РОСМЕН» 2003г.

5. Интернет.

Приложение (иллюстрации)

Михаил Иванович Глинка

Избранные и наиболее известные

произведения М.И.Глинки

I. Оперы и сочинения для сцены 1) "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") (1836), большая опера в 4-х актах с эпилогом. Либретто Г.Ф. Розена. 2) Музыка к трагедии "Князь Холмский" Н.В.Кукольника (1840). 3) "Руслан и Людмила", большая волшебная опера в пяти актах (1842). Либретто В.Ф.Ширкова по поэме А.С.Пушкина. II. Симфонические произведения 1) Увертюра-симфония на круговую русскую тему (1834), закончена и инструментована В.Шебалиным (1937). 2) Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты (Испанская увертюра N1) (1843). 3) Воспоминание о летней ночи в Мадриде (Испанская увертюра N2 для оркестра) (1848-1851). 4) "Камаринская",фантазия на темы двух русских песен, свадебной и плясовой, для оркестра (1848). 5) Полонез ("Торжественный польский") на тему испанского болеро (1855). - 6) Вальс-фантазия, скерцо в форме вальса для оркестра (третья инструментовка одноименного произведения для ф-но 1839 г.) (1856 г.) III. Камерно-инструментальные ансамбли 1) Струнный квартет (1830) 2) Блестящий дивертисмент на темы из оперы "Сомнамбула" В.Беллини (1832). 3) Серенада на некоторые мотивы из оперы "Анна Болейн" Г.Доницетти (1832). 4) Большой секстет на собственные темы (1832). 5)"Патетическое трио"(1832). IV. Произведения для фортепиано 1) Вариации на тему русской песни,Среди долины ровныя" (1826). 2) Ноктюрн Es-Dur (1828). 3)"Новый контрданс",французская кадриль D-Dur (1829). 4)"Прощальный вальс"(1831). 5) Вариации на тему песни "Соловей" А.Алябьева.(1833). 6) Мазурка F-Dur (мазурка,посвящённая жене) (1835). 7)"Мелодический вальс"(1839). 8)"Контрданс" G-Dur (1839) 9)"Вальс-фаворит"F-Dur (1839). 10)"Большой вальс"G-Dur (1839) 11)"Polonaise"E-Dur (1839). 12) Ноктюрн "Разлука"(1839). 13)"Монастырь", контрданс D-Dur (1839). 14) "Вальс-фантазия"(1839). 15) "Болеро" (1840) 16) Тарантелла на тему русской народной песни "Во поле берёзонька стояла" (1843). 17) "Молитва"(1847).(Для голоса, хора и оркестра - 1855). 18) Авторское переложение для фортепиано Эпилога оперы "Жизнь за царя" (1852). 19) "Детская полька"(по случаю выздоровления племянницы Ольги (1854) 20) Андалузский танец "Las Mollares" (1855). 21)"Жаворонок"(1840) (обработка для ф-но М.Балакирева). V. Вокальные произведения с фортепьянным сопровождением 1) Элегия "Не искушай меня без нужды" (1825). Слова Е.А.Баратынского. 2)"Бедный певец"(1826).Слова В.А.Жуковского (1826). 3)"Утешение"(1826).Слова В.А.Жуковского. 4)"Ах ты, душечка, красна девица"(1826).Слова народные. . 5)"Память сердца". Слова К.Н.Батюшкова (1826). 6)"Я люблю, ты мне твердила"(1827).Слова А.Римского-Корсака. 7)"Горько,горько мне,красной девице"(1827).Слова А.Я. Римского- Корсака. 8)"Скажи, зачем"(1827).Слова С.Г.Голицына. 9)"Один лишь миг"(1827).Слова С.Г.Голицына. 10)"Что,красотка молодая"(1827).Слова А.А.Дельвига. 11)"Дедушка,девицы раз мне говорили"(1828).Слова А.А.Дельвига. 12)"Разочарование"(1828).Слова С.Г.Голицына. 13) "Не пой, красавица, при мне".Грузинская песня(1828). Слова А.С.Пушкина. 14) "Забуду ль я"(1829).Слова С.Г.Голицына. 15) "Ночь осенняя"(1829).Слова А.Я.Римского-Корсака. 16) "Ах ты, ночь ли, ноченька"(1829).Слова А.А.Дельвига. 17) "Голос с того света"(1829).Слова В.А.Жуковского. 18) "Желание"(1832).Слова Ф.Романи. 19) "Победитель"(1832).Слова В.А.Жуковского. 20) Фантазия "Венецианская ночь"(1832).Слова И.И.Козлова. 21) "Не говори: любовь пройдет"(1834).Слова А.А.Дельвига. 22) "Дубрава шумит" (1834).Слова В.А.Жуковского. 23) "Не называй ее небесной"(1834). Слова Н.Ф.Павлова. 24) "Только узнал я тебя"(1834).Слова А.А.Дельвига. 25) "Я здесь, Инезилья"(1834).Слова А.С.Пушкина. 26) Фантазия "Ночной смотр"(1836).Слова В.А.Жуковского. 27) Стансы "Вот место тайного свидания"(1837). Слова Н.В.Кукольника. 28) "Сомнение"(1838).Слова Н.В.Кукольника. 29) "В крови горит огонь желанья"(1838).Слова А.С.Пушкина. 30) "Где наша роза"(1838).Слова А.С.Пушкина. 31) "Гуде вiтер вельми в полi "(1838).Слова <украинск.> В.Н.Забеллы. 32) "Не щебечи,соловейку"(1838).Слова <украинск.> В.Н.Забеллы. 33) "Ночной зефир"(1838).Слова А.С.Пушкина. Свадебная песня(1839).Слова Е.П.Ростопчиной. 35) "Если встречусь с тобой"(1839).Слова А.В.Козлова. 36) "Я помню чудное мгновенье"(1840). Слова А.С.Пушкина. 37) "Прощание с Петербургом",цикл из 12 песен и романсов (1840). Слова Н.В.Кукольника. 38) "Как сладко с тобою мне быть"(1840).Слова П.П.Рындина. 39) Признание ("Я вас люблю,хоть я бешусь")(1840). Слова А.С.Пушкина. 40) "Я люблю тебя,милая роза"(1842).Слова И.Самарина. 41) "К ней"(1843).Слова А.Мицкевича.Русский текст С.Г.Голицына. 42) "Ты скоро меня позабудешь"(1847).Слова Ю.В.Жадовской. 43) "Слышу голос твой"(1848).Слова М.Ю.Лермонтова. 44) "Заздравный кубок"(1848).Слова А.С.Пушкина. 45) "Песнь Маргариты" из трагедии В.Гете "Фауст"(1848). Русский текст Э.Губера. 46) Фантазия "О милая дева"(1849).Слова - подражание стихам А.Мицкевича 47) "Адель"(1849).Слова А.С.Пушкина. 48) "Мери"(1849).Слова А.С.Пушкина. 49) "Финский залив"(1850). Слова П.Г.Ободовского. 50) "Ах, когда б я прежде знала"(1855).Старинная цыганская песня на слова И.Дмитриева в обработке М.Глинки. 51) "Не говори, что сердцу больно"(1856).Слова Н.Ф.Павлова.

Творчество М. И. Глинки знаменовало собой новый исторический этап развития - классический. Ему удалось сочетать лучшие европейские тенденции с национальными традициями. Внимания заслуживает все творчество Глинки. Кратко охарактеризовать следует все жанры, в которых он плодотворно работал. Во-первых, это его оперы. Они приобрели огромное значение, так как правдиво воссоздают героические события прошлых лет. Его романсы наполнены особой чувственностью и красотой. Симфоническим произведениям присуща невероятная живописность. В народной песне Глинка открыл поэзии и создал подлинно демократическое национальное искусство.

Творчество и Детство и юность

Родился 20 мая 1804 года. Его детство прошло в селе Новоспасском. Яркими и запомнившимися на всю жизнь впечатлениями были сказки и песни няни Авдотьи Ивановны. Всегда его привлекало звучание колокольного звона, которому он вскоре начал подражать на медных тазах. Он рано начал читать и был любознательным от природы. Благоприятно сказалось чтение старинного издания "О странствиях вообще". Оно пробудило большой интерес к путешествиям, географии, рисованию и музыке. Перед поступлением в благородный пансион он занимался уроками по фортепиано и быстро преуспевал в этом нелегком деле.

Зимой 1817 года его отправляют в Петербург в пансион, где он провел четыре года. Учился у Бема и Фильда. Жизнь и творчество Глинки в период с 1823 по 1830 годы были весьма насыщены. С 1824 года посещает Кавказ, где служит до 1828 года помощником секретаря путей сообщения. С 1819 по 1828 периодически посещает родное Новоспасское. После знакомится с новыми друзьями в Петербурге (П. Юшковым и Д. Демидовым). В этот период создает свои первые романсы. Это:

  • Элегия "Не искушай меня" на слова Баратынского.
  • "Бедный певец" на слова Жуковского.
  • "Я люблю, ты мне твердила" и "Горько мне, горько" на слова Корсака.

Пишет фортепианные пьесы, совершает первую попытку написать оперу "Жизнь за царя".

Первая поездка за границу

В 1830 году отправился в Италию, по пути был в Германии. Это было его первое путешествие за границу. Он отправился сюда, чтобы поправить свое здоровье и насладиться окружающей природой неизведанной страны. Полученные впечатления дали ему материал для восточных сцен оперы "Руслан и Людмила". В Италии он находился до 1833 года, в основном был в Милане.

Жизнь и творчество Глинки в этой стране протекают успешно, легко и непринужденно. Здесь происходит его знакомство с живописцем К. Брюлловым, московским профессором С. Шевыряевым. Из композиторов - с Доницетти, Мендельсоном, Берлиозом и другими. В Милане у Риккорди он публикует некоторые свои произведения.

В 1831-1832 сочиняет две серенады, ряд романсов, итальянские каватины, секстет в тональности ми-бемоль мажор. В аристократических кругах он был известен как Maestro russo.

В июле 1833 года он отправляется в Вену, а затем около полугода проводит в Берлине. Здесь он обогащает свои технические знания со знаменитым контрапунктистом З. Деном. Впоследствии под его руководством он написал "Русскую симфонию". В это время талант композитора развивается. Творчество Глинки становится более свободным от чужого влияния, он к нему относится сознательней. В своих "Записках" он признается, что все это время он искал свой путь и стиль. Истосковавшись по родине, задумывается о том, чтобы писать по-русски.

Возвращение на родину

Весной 1834 года Михаил приезжает в Новоспасское. Он думал отправиться за границу снова, однако принимает решение остаться на родной земле. Летом 1834 года отправляется в Москву. Он встречается здесь с Мельгуновым и восстанавливает былые знакомства с музыкальными и литературными кругами. Среди них Аксаков, Верстовский, Погодин, Шевырев. Глинка решил создать русскую Он взялся за романтическую оперу "Марьина роща" (на сюжет Жуковского). План композитора не был реализован, наброски до нас не дошли.

Осенью 1834 года приезжает в Петербург, где посещает литературные и дилетантские кружки. Однажды Жуковский ему подсказал взять сюжет "Ивана Сусанина". В этот период времени сочиняет такие романсы: "Не называй ее небесной", "Не говори, любовь пройдет", "Только узнал я тебя", "Я здесь, Инезилья". В личной жизни у него происходит большое событие - женитьба. Наряду с этим он увлекся написанием русской оперы. Личные переживания повлияли на творчество Глинки, в частности на музыку его оперы. Изначально композитор задумал написать кантату, состоящую из трех картин. Первая должна была называться сельской сценой, вторая - польской, третья - торжественным финалом. Но под влиянием Жуковского он создал драматическую оперу, состоящую из пяти актов.

Премьера "Жизни за царя" произошла 27 ноября 1836 г. В. Одоевский по достоинству оценил ее. Император Николай I подарил за это Глинке перстень за 4000 рублей. Через пару месяцев он назначил его капельмейстером. В 1839 году по ряду причин Глинка подает в отставку. В этот период продолжается плодотворное творчество. Глинка Михаил Иванович написал такие композиции: "Ночной смотр", "Северная звезда", еще одну сцену из "Ивана Сусанина". Принимается за новую оперу на сюжет "Руслана и Людмилы" по совету Шаховского. В ноябре 1839 года разводится с женой. В период жизни с "братией" (1839-1841) создает ряд романсов. Опера "Руслан и Людмила" была долгожданным событием, билеты раскупались заранее. Премьера состоялась 27.11.1842 года. Успех был ошеломляющий. После 53 представлений оперу перестали ставить. Композитор решил, что его детище недооценено, и у него наступает апатия. Творчество Глинки приостанавливается на год.

Путешествие по дальним странам

Летом 1843 года он едет через Германию в Париж, где находится до весны 1844.

Возобновляет старые знакомства, дружит с Берлиозом. Глинка был впечатлен его произведениями. Он изучает его программные сочинения. В Париже поддерживает приятельские отношения с Мериме, Герцем, Шатонефом и многими другими музыкантами и литераторами. Затем он посещает Испанию, где проживает на протяжении двух лет. Он был в Андалузии, Гранаде, Вальядолиде, Мадриде, Памплоне, Сеговии. Сочиняет "Арагонскую хоту". Здесь он отдыхает от насущных петербургских проблем. Гуляя по Испании, Михаил Иванович собирал народные песни и пляски, записывал их в книжку. Некоторые из них легли в основу произведения "Ночь в Мадриде". Из писем Глинки становится очевидно, что в Испании он отдыхает душой и сердцем, здесь ему живется очень хорошо.

Последние годы жизни

В июле 1847 года он возвращается на родину. Живет определенное время в Новоспасском. Творчество Михаила Глинки в этот период возобновляется с новой силой. Он пишет несколько фортепианных пьес, романс "Ты скоро меня позабудешь" и другие. Весной 1848 года отправляется в Варшаву и проживает здесь до осени. Пишет для оркестра "Камаринскую", "Ночь в Мадриде", романсы. В ноябре 1848 года приезжает в Петербург, где всю зиму болеет.

Весной 1849 года снова едет в Варшаву и живет здесь до осени 1851 года. В июле этого года заболел, получив печальное известие о смерти матери. В сентябре возвращается в Петербург, живет с сестрой Л. Шестаковой. Сочиняет крайне редко. В мае 1852 года едет в Париж и находится здесь до мая 1854. С 1854-1856 живет в Петербурге с сестрой. Увлекается русской певицей Д. Леоновой. Для ее концертов создает аранжировки. 27 апреля 1856 года уехал в Берлин, где поселился по соседству с Деном. Он каждый день приходил к нему в гости и руководил занятиями по строгому стилю. Творчество М. И. Глинки могло бы продолжаться. Но вечером 9 января 1857 года он простудился. 3 февраля Михаил Иванович умер.

В чем заключается новаторство Глинки?

М. И. Глинка создал русский стиль в музыкальном искусстве. Он был первым композитором в России, кто соединил с песенным складом (русским народным) музыкальную технику (это касается мелодии, гармонии, ритмики и контрапункта). Творчество содержит достаточно яркие образцы такого плана. Это его народная музыкальная драма "Жизнь за царя", эпическая опера "Руслан и Людмила". В качестве примера русского симфонического стиля можно назвать "Камаринскую", "Князя Холмского", увертюры и антракты к его обеим операм. Его романсы являются высокохудожественными образцами лирически и драматически выраженной песни. Глинку по праву считают классическим мастером мирового значения.

Симфоническое творчество

Для симфонического оркестра композитором создано небольшое количество произведений. Но их роль в истории музыкального искусства оказалась настолько важной, что они считаются основой русского классического симфонизма. Практически все относятся к жанру фантазий либо одночастных увертюр. "Арагонская хота", "Вальс-фантазия", "Камаринская", "Князь Холмский" и "Ночь в Мадриде" составляют симфоническое творчество Глинки. Композитором заложены новые принципы развития.

Основные черты его симфонических увертюр:

  • Доступность.
  • Принцип обобщенной программности.
  • Неповторимость форм.
  • Сжатость, лаконичность форм.
  • Зависимость от общей художественной концепции.

Симфоническое творчество Глинки удачно охарактеризовал П. Чайковский, сравнив "Камаринскую" с дубом и желудем. И подчеркнул, что в этом произведении целая русская симфоническая школа.

Оперное наследие композитора

"Иван Сусанин" ("Жизнь за царя") и "Руслан и Людмила" составляют оперное творчество Глинки. Первая опера - это народная музыкальная драма. В ней переплетается несколько жанров. Во-первых, это героико-эпическая опера (в основе сюжета лежат исторические события 1612 года). Во-вторых, в ней содержатся черты эпической оперы, лирико-психологической и народной музыкальной драмы. Если "Иван Сусанин" продолжает европейские тенденции, то "Руслан и Людмила" являет собой новый тип драматургии - эпический.

Она была написана в 1842 году. Публика не смогла ее оценить по достоинству, она была непонятна большинству. В. Стасов был одним из немногих критиков, кто заметил ее значимость для всей русской музыкальной культуры. Он подчеркивал, что это не просто неудачная опера, это новый тип драматургии, совершенно неизвестный. Особенности оперы "Руслан и Людмила":

  • Неторопливое развитие.
  • Отсутствие прямых конфликтов.
  • Романтические тенденции - красочность и картинность.

Романсы и песни

Вокальное творчество Глинки создавалось композитором на протяжении всей жизни. Он написал более 70 романсов. В них воплощены разнообразные чувства: любовь, печаль, душевный порыв, восторг, разочарование и т. д. В некоторых из них запечатлены картины быта и природы. Глинке подвластны все виды бытового романса. "русская песня", серенада, элегия. Он охватывает и такие бытовые танцы, как вальс, полька и мазурка. Композитор обращается к жанрам, которые характерны музыке иных народов. Это итальянская баркарола и испанское болеро. Формы романсов достаточно многообразны: трехчастная, простая куплетная, сложная, рондо. Вокальное творчество Глинки включает тексты двадцати поэтов. Ему удалось передать в музыке особенности поэтического языка каждого автора. Главным средством выражения многих романсов служит напевная мелодия широкого дыхания. Огромную роль играет фортепианная партия. Практически все романсы имеют вступления, которые вводят в обстановку действия и задают настроение. Очень известны такие романсы Глинки, как:

  • "В крови горит огонь желанья".
  • "Жаворонок".
  • "Попутная песня".
  • "Сомнение".
  • "Я помню чудное мгновенье".
  • "Не искушай".
  • "Ты скоро меня позабудешь".
  • "Не говори, что сердцу больно".
  • "Не пой, красавица, при мне".
  • "Признание".
  • "Ночной смотр".
  • "Воспоминание".
  • "К ней".
  • "Я здесь, Инезилья".
  • "Ах ты ночь ли, ноченька".
  • "В минуту жизни трудную".

Камерно-инструментальное творчество Глинки (кратко)

Ярчайшим примером инструментального ансамбля служит крупное произведение для фортепиано и струнного квинтета Глинки. Это замечательный дивертисмент по мотивам известной оперы Беллини "Сомнамбула". Новые замыслы и задачи воплощены в двух камерных ансамблях: "Большом секстете" и "Патетическом трио". И хотя в этих произведениях чувствуется зависимость от итальянской традиции, они вполне самобытны и оригинальны. В "Секстете" наблюдается насыщенная мелодия, рельефный тематизм, стройная форма. концертного типа. В этом произведении Глинка попытался передать красоту итальянской природы. "Трио" - полная противоположность первому ансамблю. Его характер мрачный и взволнованный.

Камерное творчество Глинки значительно обогатило исполнительский репертуар скрипачей, пианистов, альтистов, кларнетистов. Камерные ансамбли привлекают слушателей необычайной глубиной музыкальных мыслей, разнообразием ритмо-формул, естественностью мелодического дыхания.

Заключение

Музыкальное творчество Глинки сочетает лучшие европейские тенденции с национальными традициями. С именем композитора связан новый этап в истории развития музыкального искусства, который называется "классический". Творчество Глинки охватывает различные жанры, которые заняли свое место в истории русской музыки и заслуживают внимания со стороны слушателей и исследователей. Каждая из его опер открывает новый тип драматургии. "Иван Сусанин" - это народная музыкальная драма, соединяющая в себе различные черты. "Руслан и Людмила" - это сказочно-эпическая опера без ярко выраженных конфликтов. Она развивается спокойно и неторопливо. Ей присуща красочность и картинность. Его оперы приобрели огромное значение, так как правдиво воссоздают героические события прошлых лет. Симфонических произведений написано немного. Однако они смогли не только понравиться слушателям, но и стать настоящим достоянием и основой русского симфонизма, так как им присуща невероятная живописность.

Вокальное творчество композитора насчитывает около 70 произведений. Все они очаровательны и восхитительны. В них воплощаются различные эмоции, чувства и настроения. Они наполнены особой красотой. Композитор обращается к разным жанрам и формам. Что касается камерно-инструментальных произведений, то они также немногочисленны. Однако их роль не менее важна. Они пополнили исполнительский репертуар новыми достойными образцами.

Основатель русской композиторской школы.


1. Жизнь и творчество

Родился в селе Новоспасское Смоленской губернии. Его прадед был польским шляхтичем из рода Глинки герба Тржаска (пол. Trzaska ) - Викторин Владислав Глинка (пол. Wiktoryn Wladyslaw Glinka ). После потери Польшей Смоленская в 1654 году В. В. Глинка принял русское подданство и перешел в православие. Царская власть сохранила за ним владения на Смоленщине и шляхетские привилегии, в том числе и герб.

Детство композитора проходило в имении отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки. В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте (в 1819 году переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где его гувернером был поэт, декабрист В. К. Кюхельбекер. В Петербурге Глинка берет уроки у ведущих музыкантов, в том числе у ирландского пианиста и композитора Джона Филда. В пансионе Глинка знакомится с А. С. Пушкиным, который приходил туда к своему младшему брату Льва, одноклассника Михаила.

В 1830 путешествовал в Италии, познакомился со многими музыкантами, в том числе с Беллини и Доницетти . В 1833-1834 жил в Берлине , где занимался гармонией и контрапунктом с З. Деном. После возвращения в Россию, Глинка приступил к работе над первой своей оперой "Жизнь за царя" (премьера в Петербурге 27 ноября 1836). Был назначен капельмейстером Придворной певческой капеллы (на этой должности оставался около двух лет.

Года состоялась премьера первой оперы Глинки - "Иван Сусанин" , что по настоянию государственных министров была поставлена ​​под названием "Жизнь за царя". Эта опера считается первой русской оперой. Премьера второй оперы?Руслан и Людмила" по поэме Пушкина, состоялась в 1842 не очень удачно, хотя впоследствии именно эта опера была признана величайшим достижением композитора.

Михаил Глинка неоднократно бывал в Чернигове и Ичне, Нежине , Григоровке, Монастырище. А в Качановке в имении Тарновских в 1838 году работал над оперой "Руслан и Людмила" , отрывки из которой впервые исполнил хор мецената Григория Тарновского. Его именем названа улица в городе и беседка в Качановке.

На сороковом году жизни Глинка отправился в длительное путешествие Испанией и Францией. Находясь в Мадриде и Севилье, записал несколько народных мелодий, которые позже использовал в своих произведениях (симфонические увертюры "Ночь в Мадриде" и "Арагонская хота") в Париже познакомился и сблизился с Берлиозом . Затем Глинка вернулся на некоторое время в Россию; последние годы его жизни прошли в беспрестанных странствиях. Кроме двух опер, Глинка сочинил много романсов, ряд пьес для фортепиано и для оркестра (в том числе Камаринская и Вальс-фантазию), несколько камерно-инструментальных ансамблей. Умер Глинка в Берлине 3 (15) февраля 1857.


2. Список произведений

Оперы Симфонические сочинения Камерно-инструментальные произведения Романсы и песни



Литература

  • Асафьев Б.В. Глинка. - М., 1947; 1950; Л., 1978.
  • Елена Анфимова о Михаиле Глинке, Модеста Мусоргского, Софья Ковалевську, Константина Циолковского, Анну Ахматову] / Е. Анфимова. - Киев: Грани-Т , 2009. - 88 с.: Ил. - (Жизнь выдающихся детей). - ISBN 978-966-2923-77-3 . - ISBN 978-966-465-233-6
  • Бернштейн Н.Д. Михаил Иванович Глинка. - СПб., 1904.
  • Вальтер В. Опера Глинки "Руслан и Людмила". - СПб., 1903.
  • Васина-Гроссман В. Жизнь Глинки. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1957.
  • Веймарн П. Михаил Иванович Глинка. Биографически очерк. - М., 1892.
  • Берков В.О. Гармония Глинки. - М., 1948.
  • Ганзбург Г.И. Россини и Глинка: что общего? / / Музыка и время. - 2003. - № 5. - С. 32-35.
  • Глинка в воспоминаниях современников / Под ред. А.А.Орловой. - М., 1955.
  • Глинка М.И. Записки и переписка с родными. - СПб., 1887.
  • Державина М. Н. Поиски настоящей церковной музыки / / Церковный вестник. - 2004. - № 12
  • Дмитриев А.Н. Музыкальная драматургия оркестра Глинки. - Л., 1957.
  • Ильинский А.А. Михаил Иванович Глинка. Его жизнь и музыкальные произведения. - М., 1908.
  • Канн-Новикова Е.И. М.И.Глинки. Новые материалы и документы. Вып. 1-3. - М.-Л., 1950-1955.
  • Кашкин Н.Д. Избранные статьи о М.И.Глинки. - М., 1958.
  • Колмовский А. Биография Глинки с приложением портрета и факсимиле. - Смоленск, 1885.
  • Кузнецов К.А. Глинка и его современники. - М., 1926.
  • Ларош Г.А. Избранные статьи о Глинке. - М., 1953.
  • Левашёва О.Е. М.И.Глинки. Т.1-2. - М., 1987-1988.
  • Летопись жизни и творчества М.И.Глинки. М., 1978.
  • Левенсон А. Из области музыки. Глинка: Биография. - М., 1885.
  • Ливанова Т.Н., Протопопов В.В. М.И.Глинки. Т. 1-2. - М., 1955
  • Николаев А. Михаил Иванович Глинка. - CПб, 1904.
  • Оболенский В., Веймарн П. Михаил Иванович Глинка. - CПб, 1885.
  • Одоевский В.Ф. Статьи о М.И.Глинки. - М., 1953.
  • Орлова А.А. Глинка в Петербурге. - Л., 1970.
  • Протопопов В.В. М.И.Глинки. - М., 1949.
  • Протопопов В.В. "Иван Сусанин" Глинки. Музыкально-теоретическое исследование. - М., 1961.
  • Серов А.Н. Воспоминания о Михаиле Иванович Глинки. - Л., 1984.
  • Стасов В.В. Избранные статьи о М.И.Глинки. - М., 1955.
  • Тышку С.В., Мамаев С.Г. странствиям Глинки. Ч. 1-2. - Киев, 2000-2002.
  • Тышку С.В., Куколь Г.В. странствиям Глинки. Ч. 3. - Путешествие на Пиренеы, или Испанские арабески. - Киев, 2011.
  • Финдейзен Н. Михаил Иванович Глинка. Очерк его жизни и музыкальной деятельности. - М., 1903.
  • Цуккерман В.А. "Камаринская" Глинки и ее традиции в русской музыке. - М., 1957.
  • Чернов К. "Жизнь за Царя". Опера М.И.Глинки: Тематико-эстетический разбор. - М., 1907.
  • Чернов К. "Руслан и Людмила". Опера М.И.Глинки: Тематико-эстетический разбор. - М., 1908.
  • Шлифштейн С. Глинка и Пушкин. - М.-Л., 1950.
  • Энгель Ю. Великий баян земли русской, композитор М.И.Глинки. - М., 1904.

Если русская наука началась с Михаила Ломоносова, поэзия – с Александра Пушкина, то русская музыка – с Михаила Глинки. Именно его творчество стало отправной точкой и примером для всех последующих русских композиторов. Михаил Иванович Глинка – для нашей отечественной музыкальной культуры это не только выдающаяся, но весьма значимая творческая личность, так как, основываясь на традициях народного искусства и опираясь на достижения европейской музыки, он завершил формирование русской композиторской школы. Глинка, ставший первым в России композитором-классиком, оставил немногочисленное, но впечатляющее творческое наследие. В своих проникнутых патриотизмом прекрасных произведениях, маэстро так воспевал торжество добра и справедливости, что ими и в нынешнее время не перестают восхищаться и открывать в них всё новые совершенства.

Краткую биографию Михаила Ивановича Глинки и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография

Ранним утром 20 мая 1804 года по семейному преданию под трели соловья появился на свет Михаил Иванович Глинка. Малой его родиной стало родительское имение в селе Новоспасское на смоленщине. Там он получил и свои первые музыкальные впечатления, и начальное образование – петербургская гувернантка учила его игре на фортепиано, скрипке и итальянским песням. Согласно биографии Глинки в 1817 году юный Миша поступает в столичный Благородный пансион, где его наставником становится В. Кюхельбекер. Именно там он познакомился с А.С. Пушкиным, часто навещавшим своего младшего брата. Они поддерживали добрые отношения вплоть до кончины поэта. В Санкт-Петербурге Михаил Иванович стал с еще большим усердием заниматься музыкой. Однако по настоянию отца, окончив пансион, он поступил на государственную службу.


С 1828 года Глинка всецело посвятил себя композиторской деятельности. В 1830-33 годах во время путешествия по Европе он знакомится со своими великими современниками - Беллини, Доницетти и Мендельсоном , изучает в Берлине теорию музыки, значительно расширяя композиторскую деятельность. В 1835 году Глинка в церкви Инженерного замка венчается с юной Марией Петровной Ивановой. Это был стремительный роман, случайное знакомство молодых произошло всего полугодом ранее в доме родственников. А уже на следующий год состоялась премьера его дебютной оперы «Жизнь за царя », после которой ему была предложена должность в Императорской придворной капелле.


В творчестве его стали сопровождать успех и признание, но семейная жизнь не удалась. Всего через несколько лет после женитьбы в его жизни появилась другая женщина – Екатерина Керн. По иронии судьбы дочь пушкинской музы Анны Керн стала музой композитора. Глинка покинул жену, а несколько лет спустя начал бракоразводный процесс. Мария Глинка также не испытывала сердечной привязанности к супругу и, будучи еще замужем, тайно обвенчалась с другим. Развод затянулся на несколько лет, в течение которых закончились и отношения с Керн. Больше Михаил Иванович в брак не вступал, детей у него также не было.

После провала «Руслана и Людмилы » музыкант отдалился от российской общественной жизни и стал много путешествовать, живя в Испании, Франции, Польше, Германии. В свои редкие наезды в Санкт-Петербург – преподавал вокал оперным певцам. На закате жизни написал автобиографические «Записки». Умер он скоропостижно 15 февраля 1857 года от воспаления легких через несколько дней после берлинского исполнения отрывков «Жизни за царя». Три месяца спустя стараниями сестры его прах был перевезен в Санкт-Петербург.



Интересные факты

  • М.И. Глинку принято считать отцом русской оперы. Отчасти это так – именно он стал родоначальником национального направления в мировом оперном искусстве, создал приемы типично русского оперного пения. Но говорить о том, что «Жизнь за царя» - первая российская опера, было бы неверно. История сохранила немного свидетельств о жизни и творчестве придворного композитора Екатерины II В.А. Пашкевича, но известны его комические оперы, шедшие на столичных сценах в последней трети 18 века: «Несчастье от кареты», «Скупой» и другие. Две оперы были им написаны на либретто самой императрицы. Три оперы для российского двора создал Д.С. Бортнянский (1786-1787 гг.). Е.И. Фомин в конце 18 века написал несколько опер, в том числе, по либретто Екатерины II и И.А. Крылова. Оперы и оперы-водевили выходили и из-под пера московского композитора А.Н. Верстовского.
  • Опера К. Кавоса «Иван Сусанин» в течение 20 лет шла в театрах наравне с «Жизнью за царя». После революции шедевр Глинки был предан забвению, но в 1939 году, на волне предвоенных настроений, опера вновь вошла в репертуары крупнейших театров страны. Из идеологических соображений либретто было коренным образом переработано, а само произведение получило имя канувшего в лету предшественника – «Иван Сусанин». В первоначальном варианте опера вновь увидела сцену только в 1989 году.
  • Роль Сусанина стала поворотной точкой в карьере Ф.И. Шаляпина. 22-летним юношей он исполнил арию Сусанина на прослушивании в Мариинском театре. Уже на следующий день, 1 февраля 1895 года, певец был зачислен в труппу.
  • «Руслан и Людмила» - опера, сломавшая представления о традиционных вокальных голосах. Так, партия юного витязя Руслана написана не для героического тенора, как требовала бы итальянская оперная модель, а для баса или низкого баритона. Теноровые партии представлены добрым волшебником Финном и сказителем Баяном. Людмила – партия для колоратурного сопрано, в то время как Горислава – для лирического. Поразительно то, что роль князя Ратмира – женская, его поет контральто. Ведьма Наина – комическое меццо-сопрано, а ее протеже Фарлаф – бас-буффо. Героическим басом, которому в «Жизни за царя» отдана роль Сусанина, поет отец Людмилы, князь Светозар.
  • По одной из версий, единственной причиной негативной критики в адрес «Руслана и Людмилы» явился демонстративный уход Николая I с премьеры – официальным изданиям надо было оправдать этот факт некими недостатками творческой части оперы. Возможно, что поступок императора объясняется слишком явными аллюзии на реальные события, приведшие к дуэли А.С. Пушкина, в частности, подозрения о связи его супруги с Николаем.
  • Партия Ивана Сусанина положила начало серии великих басовых ролей русского оперного репертуара, включающей такие мощные фигуры, как Борис Годунов, Досифей и Иван Хованский, Князь Галицкий и Хан Кончак, Иван Грозный и Князь Юрий Всеволодович. Эти роли были исполнены поистине выдающимися певцами. О.А. Петров – первый Сусанин и Руслана, а через тридцать лет – и Варлаам в «Борисе Годунове». Его уникальный голос директор петербургского императорского театра случайно услышал на ярмарке в Курске. Следующее поколение басов представлял Ф.И. Стравинский, отец знаменитого композитора, служивший в Мариинском театре. Затем – Ф.И. Шаляпин, начавший карьеру в частной опере С. Мамонтова и выросший в мировую оперную звезду. В советское время в этих партиях блистали М.О. Рейзен, Е.Е. Нестеренко, А.Ф. Ведерников, Б.Т. Штоколов.
  • Сам Михаил Иванович имел красивый голос, высокий тенор, и исполнял свои романсы под рояль.
  • «Записки» М.И. Глинки стали первыми композиторскими мемуарами.


  • Композитор, выглядящий внушительно на монументальных памятниках, на самом деле был маленького роста, отчего ходил, вскинув голову, чтобы казаться выше.
  • В течение жизни Глинка страдал различными недугами. Отчасти они были обусловлены бабушкиным воспитанием в ранние годы, когда его изрядно кутали и многие месяцы не выпускали на улицу. Отчасти – тем, что родители приходились друг другу троюродными братом и сестрой, и все мальчики в семье отличались слабым здоровьем. Описаниям собственных болезней и их лечения отведено немалое место в его «Записках».
  • У музыканта было 10 младших братьев и сестер, но его пережили только трое - сестры Мария, Людмила и Ольга.

  • Глинка признавал, что мужскому обществу предпочитает женское, поскольку дамам нравились его музыкальные таланты. Он был влюбчивым и увлекающимся. Мать даже опасалась отпускать его в Испанию, из-за горячих нравов местных ревнивых мужей.
  • Супругу композитора долгое время принято было представлять как недалекую женщину, не понимавшую в музыке и любившую только светские развлечения. Соответствовал ли такой образ действительности? Мария Петровна была женщиной практического склада, чем, вероятно, не оправдала романтических ожиданий своего мужа. Кроме того, на момент свадьбы ей было всего 17 лет (Глинке – 30), она только вступила в период выходов в общество, балов и праздников. Стоит ли ее наказывать за то, что она была увлечена нарядами и своей красотой более чем творческими прожектами мужа?
  • Вторая любовь Глинки Екатерина Керн была полной противоположностью его жене – некрасивая, бледная, но тонко чувствующая, понимающая искусство интеллектуалка. Вероятно, именно в ней композитор увидел те черты, которые тщетно пытался найти в Марии Петровне.
  • Карл Брюллов нарисовал немало карикатур на Глинку, которые задевали композиторское самолюбие.


  • Из биографии Глинки мы знаем, что композитор был настолько привязан к матери Евгении Андреевне, что в течение жизни писал ей каждую неделю. После прочтения известия о ее кончине, у него отнялась рука. Он не был ни на ее похоронах, ни на могиле, поскольку считал, что без матери поездки в Новоспасское потеряли всякий смысл.
  • Композитор, создавший оперу о борьбе с польскими захватчиками, имеет польские корни. Его предки осели под Смоленском, когда тот принадлежал Речи Посполитой. После возвращения земель под власть Российского государства, многие поляки приняли православие и присягнули царю, чтобы остаться жить на своей земле.
  • Михаил Иванович очень любил певчих птиц и держал около 20 у себя дома, где для них была отведена целая комната.
  • «Патриотическую песню» Глинка написал в надежде, что она станет новым российским гимном. Так и случилось, но не в 1833, когда выбрали «Боже, Царя храни!» А.Ф. Львова, а в 1991 году. За 9 лет, пока «Патриотическая песня» была национальным символом, к ней так и не были написаны слова. В том числе и по этой причине в 2000 году гимном России снова стала музыка Государственного гимна СССР А.Б. Александрова.
  • Премьерой «Руслана и Людмилы» в постановке Д. Чернякова Большой театр открылся после реконструкции в 2011 году.
  • Мариинский театр – единственный в мире, где в текущем репертуаре идут обе оперы композитора.

Творчество


Михаил Глинка в равной мере известен и своими операми, и романсами. Именно с камерной музыки началась его композиторская деятельность. В 1825 году он написал романс «Не искушай». Как нечасто бывает, одно из первых его творений оказалось бессмертным. В 1830-е были созданы инструментальные сочинения по мотивам оперной музыки В. Беллини, Соната для альта и фортепиано, Большой секстет для фортепиано и струнного квинтета, «Патетическое трио». В этот же период Глинка пишет свою единственную симфонию, которую так и не закончил.

Путешествуя по Европе, Глинка все более укоренялся в мысли, что творчество русского композитора должно базироваться на исконной народной культуре. Он стал искать сюжет для оперы. Тему подвига Ивана Сусанина ему подсказал В.А. Жуковский, который принял непосредственное участие в создании текста произведения. Либретто написал Е.Ф. Розен. Событийная структура полностью была предложена композитором, поскольку стихи сочинялись уже на готовую музыку. Мелодически опера построена на противопоставлении двух тем – русской с ее разливной напевностью и польской с ее ритмичными, громкими мазуркой и краковяком. Апофеозом стал хор «Славься» - не имеющий аналогов торжественный эпизод. «Жизнь за царя» была представлена в Большом театре Санкт – Петербурга 27 ноября 1836 года. Примечательно, что постановкой руководил и дирижировал К. Кавос, за 20 лет до этого создавший собственного «Ивана Сусанина» на основе материала народного творчества. Мнение публики разделилось – одних шокировала простая «мужицкая» тема, другие посчитали музыку слишком академичной и сложной для восприятия. Император Николай I отнесся к премьере благосклонно и лично поблагодарил ее автора. Более того, ранее он сам предложил название опере, до этого поименованной «Смерть за царя».

Еще при жизни А.С. Пушкина Глинка задумал перенести на музыкальную сцену поэму «Руслан и Людмила» . Однако эта работа началась только в скорбный год кончины великого поэта. Композитору пришлось привлечь нескольких либреттистов. Сочинительство заняло пять лет. В опере совершенно иначе расставлены смысловые акценты – сюжет стал более эпичным и философским, но несколько лишенным иронии и фирменного пушкинского юмора. По ходу действия герои развиваются, испытывают глубокие чувства. Премьера «Руслана и Людмилы» прошла в столичном Большом театре 27 ноября 1842 года – спустя ровно 6 лет после «Жизни за царя». Но на дате сходства двух премьер исчерпываются. Встречена опера была неоднозначно, в том числе из-за неудачных замен в артистическом составе. Императорская фамилия демонстративно покинула зал прямо во время последнего действия. Это было поистине скандальное происшествие! Третий спектакль расставил все по своим местам, и публика оказала новому творению Глинки теплый прием. Чего не сделала критика. Композитора обвиняли в рыхлой драматургии, несценичности и затянутости оперы. По этим причинам ее почти сразу же стали сокращать и переделывать – зачастую, неудачно.

Одновременно с работой над «Русланом и Людмилой» Глинка писал романсы и вокальный цикл «Прощание с Петербургом », «Вальс-фантазию» . За рубежом возникли две Испанские увертюры и «Камаринская» . В Париже триумфально прошел первый в истории концерт русской музыки, состоявший из его произведений. Последние годы композитор был полон идей. В свой роковой год оказаться в Берлине его подвигло не только исполнение «Жизни за царя», но и занятия с известным теоретиком музыки З. Деном. Несмотря на свой возраст и опыт, он не переставал учиться, желая идти в ногу с тенденциями времени – в блестящей творческой форме был Дж. Верди , набирал силу Р. Вагнер . Российская музыка заявила о себе на европейских сценах, и нужно было продвигать ее далее.

К сожалению, планы Глинки прервала судьба. Но благодаря его творчеству, русская музыка получила значительное развитие, в стране появились многие поколения талантливых композиторов, было положено начало российской музыкальной школе.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png