Даже если вы никогда не были в Турции, уверены, что хоть раз в жизни вы видели фото или видео мужчин в белых одеяниях и высоких шапках, словно в экстазе кружащихся в танце. Это дервиши - мусульманские монахи с чрезвычайно интересной историей жизни и ритуалов, о которых мы и хотим вам рассказать.

Танец дервишей

То, что мы, как обыватели, называем танцем «кружащихся дервишей» имеет свое ритуальное название - «сема» или «мевлевийские радения». Участники - семазены - являются членами суфийского ордена мевлеви, который был основан в 13 веке поэтом - мистиком Джалаладдином Руми, больше известным как «Мевляна» (араб. «наш господин»). Этот духовный орден существует по сей день и не только в Турции, но и в Европе, например. Конечно, сейчас понятие «дервиш» лишь символическое и члены этого ордена не являются странствующими бедняками. Они живут обычной жизнью, часто имеют семью, работу и даже некоторое состояние. Ежегодно с 10 по 17 декабря эти люди приезжают на фестиваль Шеб-и-Аруз в Турцию, в город Конья, чтобы посетить Мавзолей, где похоронен Мевляна, и принять участие в семе.


Мавзолей Мевляна в Конье, Турция

Джелаладдин (Джелал ад-Дин) Руми родился в 1207 году в афганском городе Балх. Его отец был придворным ученым и проповедником — суфием. В жизни Руми было много скитаний по Малой Азии, которые в результате привели его в турецкий город Конья. Здесь и произошли все те события, которые увековечили его имя. Главное из них - встреча с дервишем Шемсом Тебризи. Руми в это время было уже 45 лет, он уже получил по наследству от своего отца звание шейха (руководитель ордена, духовный учитель), его почитали не только ученики, но и весь город, но….


Джелаладдин Руми и Шемс Тебризи

Встреча Руми с Шемсом в 1244 году стала основополагающей для них обоих - каждый стал для другого учеником и учителем. Они были неразлучны. Мюриды (послушники ордена) ненавидели Шемса за то, что их любимый учитель Руми все время проводил только с ним. Их зависть усугубило то, что Мевляна женил Шемса на одной из своих приемных дочерей, чтобы быть с ним еще ближе. Все это привело к тому, что в 1247 году мюриды, среди которых был сын Руми, убили Шемса Тебризи и бросили его тело в колодец рядом с домом Мевляны. А вот дальше начинается прямо-таки детективная история. Известно, что послушники рассказали Руми об убийстве Шемса и даже показали тот самый колодец, но он отказался поверить в это и, вместо того, чтобы извлечь тело любимого друга, отправился в Дамаск на его поиски. Руми провел там много месяцев, обходя дом за домом, мечеть за мечетью в поисках Шемса. Все эти физические поиски способствовали его духовным исканиям на пути к просветлению настолько, что исследователи заговорили о том, что Мевляна сам велел совершить убийство Шемса Тебризи. Впоследствии Руми вернулся в Конью, продолжил свой путь суфиста и скончался там же в 1273 году.


В Мавзолее покоится тело Мевляны и других членов ордена мевлеви

Это место является также музеем, где можно увидеть книги (в том числе самую известную книгу Мевляны «Месневи») и вещи дервишей. В кельях можно увидеть, как жили дервиши, как проводили свои ритуалы, главный из которых - сема. Считается, что создателем этого ритуала стал сам Мевляна. Однажды он шел по рынку и услышал стук молоточков. Этот ритм вверг его в экстаз и он начал кружиться, подняв руки к небу.


Кружение дервишей

Чтобы принимать участие в этом ритуале, послушник должен проделать долгий путь - показать свое трудолюбие, пройти обучение, узнать себя в странствиях. Если человек хочет ступить на этот путь, он может прийти в одну из школ ордена мевлеви. Сема включает в себя музыку, танец и молитву. Участники ритуала - семазены и шейх. Они носят символическую одежду, состоящую из белой широкой юбки, черного плаща и высокой войлочной шапки.


Существует мнение, что белая одежда символизирует саван, плащ - гроб, а шапка - надгробие

Сначала семазены рассаживаются по кругу на овечьи шкуры для молитвы. После чего они встают и следуют за шейхом по кругу, это происходит три раза. Возвращаясь на свое место в зале, семазен сбрасывает накидку и со скрещенными на груди руками вновь подходит к шейху, уже для благословения. Получив его, семазен начинает свое кружение, сначала опуская руки до пояса, а затем поднимая их и разводя в стороны — одна ладонь вверх, другая — вниз. Кружение трижды прерывается. Эти паузы-приветствия посвящены Создателю, Вселенной и душе.


Кружась, семазены наклоняют голову, придавливая сонную артерию. Это влияет на циркуляцию крови и помогает входить в транс.

Сема — это не танец, это процесс. Процесс превращения неких высших абстрактных понятий во вполне осязаемую энергию при помощи проводника — семазена. Можно сказать, чго его высокая войлочная шапка - «антенна», широкий низ его одежды - «локатор». Чем быстрее кружится дервиш, тем выше приподнимается колокол его юбки, тем шире ареал распространения.

Было бы естественным предположить наличие связи между вращением, описанным в Ритуале № 1 Пяти Тибетских Ритуалов и Кружащимися Дервишами, обнаруженными великим философом и писателем Руми в 13-м веке. Тем не менее, ниже приведены обнаруженные нами доказательства отсутствия такой связи.

Некоторые практикующие и преподаватели Пяти Ритуалов переняли определенные движения из Сема (религиозной церемонии дервишей) – такие как вращение против часовой стрелки и расположение одной руки ладонью вниз, а другой – вверх. Но, как Вы сможете прочесть ниже, это современная адаптация, не имеющая никакого исторического подтверждения.

Хотя обе эти процедуры (Первый Ритуал и религиозный обряд Сема) представляют собой вращение, они имеют разные результаты и существенно различаются в технике выполнения. Дервиши кружатся, чтобы вызвать состояние, подобное трансу, а тибетский 1-й Ритуал выполняется для стимулирования работы вихрей.

Церемония Сема вдохновила Мевлана Селаледдина Руми (1207-1273) не меньше, чем турецкие обычаи, история, верования и культура. Это часть священной церемонии, в ходе которой дервиш вращается в четком ритме. Кружась, он стремится освободиться от всех посторонних мыслей. Входя в транс, он освобождается от физического сознания и побеждает головокружение. Дервиши считают, что их душа освобождается от земных связей, получая возможность свободно и радостно общаться с божественным.

Дервиш в буквальном смысле означает «проход» и считается входом из нашего материального мира в духовный, небесный. В древности турецкие султаны часто обращались к дервишам за советом. Они считали, что дервиш в процессе молитвы и вращения создает гипнотическое и расслабляющее воздействие, открывая свое тело для получения божественной энергии.

В Первом Тибетском Ритуале обе ладони обращены вниз, а дервиши поворачивают правую ладонь вверх, для получения небесной силы, а левую – вниз, чтобы направить эту энергию в землю. Они видят себя проводником божественной силы, и не пытаются удержать или перенаправить ее.

Цитата с официального сайта семь и Руми:

"Во время вращения руки открыты, правая направлена в небо, готовая принять благодеяние Божие; глядя на левую руку, повернутую к земле, он поворачивается справа налево, вокруг сердца. Это его способ передачи духовного Божьего дара людям, на которых он смотрит глазами Бога. Вращаясь вокруг сердца, справа налево, он охватывает все человечество, все живое с привязанностью и любовью"

В книге Питера Кэлдера, где он описывает обучение полковника Брэдфорда у лам в тибетском монастыре, упоминаются такие суждения Брэдфорда о дервишах:

"Когда я заговорил об этом с одним из лам, он сообщил мне, что кружение дервишей наряду с положительным эффектом имеет также и разрушительное действие. Казалось бы, продолжительное вращение стимулирует активность вихрей (чакр) А, В и Е. Эти три вихря, в свою очередь, оказывают стимулирующее влияние на два других, С и D. Но в связи с повышенной активностью ног чрезмерно стимулируются вихри в коленях, F и G. В конце концов, они истощаются настолько, что накопление жизненных сил наряду с этим срывом заставляет их испытать своего рода «психологический провал», который они принимают за нечто духовное, или, во всяком случае, религиозное".

"Таким образом, - продолжал полковник, - мы не допускаем избытка вращательных упражнений. Хотя дервиши могут делать сотни оборотов, мы обнаружили, что большую пользу приносит ограничение этого числа до дюжины – этого достаточно для того, чтобы Первый Ритуал (вращение) смог стимулировать активность всех вихрей".

Еще одно отличие в том, что Брэдфорд учит нас вращаться по часовой стрелке, а обряд Сема выполняется против часовой стрелки.
Мы можем только догадываться об истинном происхождении вращения. Но исходя из того, что это довольно естественный процесс, почти наверняка оно возникло вследствие тщательного наблюдения законов природы.

Примеры вращения можно наблюдать повсюду. Земля вращается вокруг солнца, и если смотреть на нее из космоса, окружена спиралевидными облачными образованиями, похожими по форме на нашу галактику. Даже Ваше собственное тело содержит многочисленные спирали – от ДНК до уникальных узоров на кончиках пальцев. Замедленная съемка позволяет увидеть, что прорастание семян направлено не вверх, как считалось ранее. Оно происходит по спирали.

Древние давно считали, что Вселенная полна вращающихся вихрей, через которые входит ее энергия, оживляющая наше тело и прочее. Некоторые древние культуры считали, что энергия земли собирается в вихри, и в этих предполагаемых местах они строили храмы, церкви и другие места центры поклонения и обучения. Некоторые люди верят, что необычное строение Стоунхенджа, пирамид и гигантских каменных монолитов на острове Пасхи – примеры таких мест, где, как утверждали древние, накапливается «особая энергия».

Каким бы ни было объяснение вращения (Первый Тибетский Ритуал), действительно, самым разумным кажется версия, что оно имеет некоторым образом вселенское значение – с точки зрения связи вращения с производством и распределением энергии.


Танцы дервишей из Суфии известны в Египте, как танцы «тануры», что с арабского переводится, как «юбки». Раз в год настоящие пляски суфийских дервишей можно увидеть в турецком городе Конья, куда с 9 по 13 декабря съезжаются на могилу основателя ордена Джалалед-дина Руми дервиши. В учении Руми главным было то, что через ритуал танца, можно немного приблизиться к Богу.


Танец дервишей

Дервиши одеты в конические шляпы и развевающиеся белые одежды. Барабаны и флейты создают аккомпанемент для самозабвенного вращения танцоров, которые попеременно поднимают то правую руку (чтобы получить благословение неба), то левую (чтобы передать благословение земле). После нескольких часов вращения танцоры входят в транс, и им уже кажется, что весь мир вращается вокруг них, а не наоборот. Этот транс символизирует окончательное единение с Аллахом.

Одежда дервишей

Танец «тануры» или юбки, если по-русски не зря имеет такое название. Конические шляпы, белые одежды, свободно развевающиеся в разные стороны, – все это присутствует, но главным атрибутом являются вовсе не они. Несколько тяжелых юбок, одетых одна на одну, – вот основная деталь так тщательного проработанного образа. Насчет тяжести было сказано не зря, поскольку ткань юбок тяжелая и плотная, а если их одето несколько штук, то весь костюм может весить около 12 кг.

Суфийский танец дервишей популярен не только Турции и Египте, но и во многих других странах Востока – все-таки культуры во многом схожи. При выступлении перед лицом самых высокопоставленных лиц государств – шейхов – танцоры проходят мимо него и получают от шейха тайные указания, которые потом начинают выполнять под бой барабанов и звуки флейты.

Поскольку эту церемонию, упрощенно называемую «танец крутящихся дервишей» или, еще проще, «танец дервишей» в оригинальном исполнении можно посмотреть только в Стамбуле, то не воспользоваться таким случаем было бы просто непозволительной роскошью. И я … не воспользовался! График моей работы был слишком плотным, и я или не успевал на представление, или был настолько уставшим, что мне уже было не до шедевров мирового культурного наследия. Но в один из последних вечеров, проходя мимо ресторанчика недалеко от отеля, я увидел знакомую рекламу и на секунду задержал на ней свой взгляд. Этого оказалось достаточно чтобы турок-зазывала нежно подхватил меня за рукав повыше локтя и потащил ко входу одновременно объясняя мне на хорошем русском языке какое счастье и удача ожидает меня всего за 42 лиры.

Далее я, конечно, мог бы расставить в нужном порядке фотографии и описать как все происходило. Но, к сожалению, впечатление от увиденного у меня осталось не самое лучшее - жующие и пьющие, в том числе и вино, зрители лишили мистическую церемонию всякого смысла, изначально в нее заложенного.

Поэтому я решил вместо описания танца дервишей в стамбульском ресторане рассказать о настоящем ритуале сема суфиев братства мевлеви . Но прежде нам нужно познакомиться с некоторыми понятиями, которые необходимы для понимания того культурного пласта, небольшой частью которого является танец вертящихся дервишей. Это очень важно хотя бы только для того, чтобы не выглядеть безграмотными невежами, не уважающими чужую культуру.
И начинать нам придется из далека:

Суфизм – мистика Ислама.

Всего три слова в заголовке – суфизм, мистика и Ислам. Какие-то ощущения рождаются, но точный смысл, если честно, как-то не доходит. Если вы также как и я пребываете в подобной растерянности, не огорчайтесь, мы не одни. Немного найдется на свете людей способных вразумительно объяснить это сочетание, потому, что:

Несомненно одно - суфизм так или иначе связан с Исламом (как минимум отрицанием), и он не ограничивается общепринятой религиозной практикой, дополняя или частично замещая ее мистикой, то есть непосредственным общением с Создателем. Последнее достигается в состоянии транса (экстаза), в которое вводит себя суфий во время радений (коллективных служб) или индивидуально. Важнейшим элементом мистических практик суфиев является пост, уединение и медитация. Образ жизни приветствуется аскетический, но строгого отрицания мира нет.

Суфии, дервиши, факиры.

Я родился и получил образование при советской власти, за что, кстати, ей большое спасибо. Естественно, что о суфиях нам ни в школе, ни в институте в курсе марксистско-ленинской философии ничего не говорили. Но были замечательные советские фильмы про злых и жестоких басмачей, рядом с которыми вертелись и визжали, выпучив глаза грязные и плохо пахнущие (!) оборванцы, которых называли дервишами. Вот так я познакомился с суфиями. И этот путь прошел не только я - думаю, что и ваши первоначальные сведения о дервишах, которые и есть суфии, недалеко ушли от моих!

Почему суфиев называют «дервиш» ? На персидском языке слово «дервиш» означает «стоящий за дверью». Просто и понятно – слышишь стук в дверь, открываешь и видишь потрепанного человека, просящего милостыню, то есть, дервиша.

Есть еще арабское слово «факир» , что означает «бедняк». И оно тоже может означать суфия, если не означает индийского фокусника.
Таким образом, дервиши и факиры тоже, что и суфии.

Ну, и наконец, о самом слове «суфий» . Оно наиболее распространено вне исламского мира и на востоке исламского ареала. В арабском мире используется слово «тасаввуф» .

Происхождение слова суфий имеет несколько версий:

  • Наиболее распространена версия происхождения его от арабского слова «суф» - шерсть, поскольку обычным одеянием суфия была шерстяная накидка.
  • Сами суфии чаще производят свое название от слов «сафа» (чистота), «сифат» (свойство, качество), или от арабского выражения «ахль ас-суффа» - люди, сидящие на скамье (вспомним известную нам мебель «софа») – так назвали группу бедных сподвижников Пророка (с.г.с.), у которых не было жилья и они все время сидели на скамейке под навесом перед мечетью и жили за счет подаяний.

Суфийские братства.

Суфии разделены на братства . Некоторые называют их «орденами» по аналогии с христианскими монашескими орденами, однако такое сравнение более похоже на первое впечатление от непонятого еще явления, чем на определение познанного. Каждое братство имеет свой «путь постижения» (тарика) и свою цепочку наставников (сильсиля) . Первым звеном в цепи наставников во всех братствах считается посланник Аллаха Мухаммад (с.г.с.) . Суфий может получить звание суфия только от наставника, то есть, путем некоторой инициации.

Суфии могут быть бродячими, или оседлыми, проживать в обители, называемой ханака (текке), или даже в собственном доме – ограничений на этот счет нет.

Поэзия суфиев.

Пытаясь хоть как-то передать свой мистический опыт суфии создали великую поэзию, преимущественно на персидском и арабском языках. На самом деле суфийская поэзия достойна звания «величайшая», но инъекция европоцентризма, получаемая большинством из нас с раннего детства, не позволяет мне так рисковать психическим здоровьем читателей. Скажу за себя – вынеся из советской школы, скажем мягко, нелюбовь к стихам я только годам к тридцати добровольно прочитал целую книжку стихов. И это были стихи поэтов суфиев.

В поэзии суфиев среди прочего выделяется любовная и винная темы. Но! Поэзия суфиев использует свой символический язык и для ее восприятия необходимо если не посвящение, то хотя бы некоторое просвещение. Вот один пример из винной поэзии:

Лишь утром голубым блеснет просвет окна
Хрустальный мой фиал налейте дополна.
Ведь люди говорят, что истина горька
Не скрыта ль истина и в горечи вина?

Омар Хайям (Гиясатдин Абу-ль-Фахт ибн Ибрагим Омар Хайям Нишапури), ок.1048-1131, перевод В. Солоухина.

На взгляд большинства из нас речь в этом рубаи идет об утонченной просьбе опохмелиться после ночной попойки. На самом деле здесь звучит призыв к утренней молитве - в символике суфиев молитвенный экстаз описывается как опьянение вином…

Музыка суфиев. Сама (Сема).

Суфийские братства имеют свои техники вхождения в молитвенный транс. Большинство из них основано на медитации путем повторения имен Аллаха. Но есть некоторые братства, которые используют в своих радениях музыку и пение. Это называется «сама» от арабского слова «слушание» . Мусульмане-тюрки произносят слова «сама» как «сема» . Именно оно было написано на рекламном щите в Стамбуле.

Самое известное братство, практикующее сама это братство чиштия из Афганистана. Музыка этого братства получила мировую известность.

О запрете музыки в Исламе.

Тут необходимо сделать одно серьезное замечание – принято считать, что Ислам запрещает музыку . Но ни в Коране, ни в Сунне нет прямого запрета на музыку. Однако авторитетные мусульманские ученые пришли к мнению, что Ислам запрещает музыку, вернее, музыкальные инструменты. Дозволена лишь игра на одностороннем маленьком барабане (бубен без погремушек) и пение женщин в его сопровождении, но! Только на праздниках Разговения (Ураза байрам), Жертвоприношения (Курбан байрам) и на свадьбе!

Отсутствие прямого запрета в источниках Ислама послужило основанием для имама Абу Мухаммад Ибн Хазм аль-Андалуси (имам мазхаба захиритов , скончался в 456 г.х. (1064 год)), настаивавшего на буквальном принятии текстов Корана и Сунны, не принимать запрет музыки.

Отношение суфиев к музыке.

Большинство братств суфиев поддерживает запрет музыки, но некоторые братства разработали для себя свод правил, в соответствии с которым они считают для себя музыку, пение и даже танцы дозволенными. Вот несколько пунктов из этих правил:

  1. Сама (сема) запретна для простого люда, дабы им не потерять своей души, но она позволительна для аскетов, дабы те могли достичь цели всех своих усилий и она желательна для суфиев.
  2. Перед слушанием сама (сема) необходимо иметь намерение достигнуть молитвенного экстаза, совершить омовение и переодеться во все чистое.
  3. В процессе сама (сема) необходимо сосредотачиваться на духовном содержании, а не на красоте голоса или исполнителя.
  4. Сама (сема) есть проявление любви к Богу, а не эстетическое наслаждение. Египетский суфий Зу-н-Нун сказал: «Сама есть восхищение Богом, которое побуждает сердца стремиться к Богу».
  5. И, наконец, запоминаем три арабских слова – макан, заман, ихван, что значит место, время и с кем.

Таковы вкратце некоторые условия дозволенности музыки, принимаемые суфиями. Если вы научитесь воспринимать музыку подобно суфиям, то и для вас она станет дозволенной. Только учтите, что и музыка тоже должна соответствовать – музыку следует оценивать по ее нравственному содержанию!

Кружащиеся дервиши. Amedeo Preziosi, 19 век.

Участвуя в сама (сема) и входя в экстаз (ваджд) суфии иногда совершали непроизвольные движения. Но братство суфиев мевлеви намеренно используют в ритуале сама (сема) вращательное движение для более полного и простого вхождения в транс. За это их прозвали «вертящиеся (кружащиеся) дервиши». На английском – whirling dervishes.


Говорят, суфий и поэт Мевлана Джелаледдин-и Руми (1207-1273) однажды на базаре услышал мелодичный перестук молоточков ремесленников, ковавших изделия из золота. В этих звуках ему послышались слова шахады – «ЛЯ ИЛЯХА ИЛЛЯ-ЛЛАХ», повторяя их он впал в экстаз, поднял руки и закружился. Сын Руми, Султан-Велед Челеби , в городе Конья (современная Турция) основал братство суфиев мевлеви, в обрядах которого использовались произведения Руми и его вращающийся танец. Так возник известный на весь мир танец вертящихся дервишей. Этот танец (?) свойственен только братству мевлеви и никаким другим братствам. По тюркской традиции они называют его "сема", а не "сама".

Сема начинается с входа музыкантов. Музыканты могут быть как дервиши, так и простые наемные исполнители. Музыка, которую они начинают исполнять, завораживает и ее звучание постепенно переходит из ушей в грудную клетку и сердце становится центром чувств. Во всяком случае, я именно так прочувствовал этот момент. Под музыку может исполняться декламация священных текстов.


Церемония сема состоит из 7 частей, каждая из которых имеет свой собственный смысл.

Часть 1. Свидетельство единства Аллаха. В зал по одному входят дервиши. Они кланяются и медленно обходят зал по кругу. На голове у них войлочные колпаки, символизирующие надгробную плиту над собственным эго. Одеты они в черные накидки, которые символизируют могилу их эго. Последним в зал входит шейх.

Дервиши сбрасывают с себя черные накидки и остаются в белых длинных одеждах. Белый цвет символизирует духовное перерождение и готовность к постижению истины. Дервиши скрещивают руки на груди и кладут ладони на плечи. Это положение символизирует число 1 (один) и означает свидетельство единства Аллаха.

Затем дервиши приветствуют шейха. Участие в сема шейха является обязательным.

  • Часть 2. Звуки барабана, символизирующие сотворение мира Аллахом и Его приказ «Будь!».
  • Часть 3. Является инструментальной импровизацией таксим, которая символизирует Божественное Дыхание - первый вдох, давший жизнь всему.
  • Часть 4. Дервиши приветствуют друг друга и шейха. Это приветствие символизирует приветствие душ, скрытых в телесной оболочке.
  • Часть 5. Кружение. Кружение состоит из четырех приветствий (салямов). В конце каждого саляма дервиш встает в позу свидетельствования единства Аллаха.
    Само кружение дервиша символизирует вечное движение Мира и подобно движению планет вокруг Солнца – вращение идет справа налево. Ось вращения проходит через сердце дервиша. Для того чтобы усвоить это движение дервиши учатся вращаться вокруг деревянного колышка, который обхватывают большим и соседним пальцем левой ноги. Руки дервиша поднимаются к верху. Ладонь правой руки обращена вверх, символизируя связь с Небом, а ладонь левой руки обращена вниз, к Земле. Голова дервиша во время вращения обращена к левой руке и наклонена. Некоторые считают, что это соответствует наклону оси земного шара к плоскости вращения.
    • Салям 1. Рождение человека для постижения истины через чувства и познание. Осознание Аллаха как создателя и понимание своего положения создания.
    • Салям 2. Выражает восторг перед величием и могуществом Аллаха и Его созданием.
    • Салям 3. Символизирует перерастание восторга в любовь и принесение разума в жертву любви. Это полное подчинение, уничтожение своего эго в любви и единение с Аллахом. Это состояние высшего экстаза, называемое в Буддизме – нирвана, а в Исламе – фенафиллах. Однако целью сема является не экстаз и потеря сознания, поэтому это состояние прекращается осознанным и прочувствованным свидетельством единства Аллаха.
    • Салям 4. Подобно тому, как Пророк (с.г.с.) восходил к Трону Аллаха и возвращался назад к своей земной миссии, кружащийся дервиш возвращается из состояния фенафиллах к своей задаче в этом сотворенном мире и прекращает свое духовное путешествие и восхождение. Он - слуга Бога, Его Книг, Его Пророков и всего созданного Им мира.
  • Часть 6. Чтение Корана. Обычно сура 2 Бакара, аят 115.
  • Часть 7. Сема завершается молитвой за души всех пророков и их последователей.

Такова общая схема проведения церемонии сема суфийского братства мевлеви. В Интернете довольно много записей танцев дервишей и вы легко найдете их на youtube. Вот один из примеров видео танца дервишей .

Танец дервишей – молитва или представление?

До начала двадцатого века Турция была исламским государством, причем, отличалась от других исламских государств беспрецедентной терпимостью к суфиям. Нет, пожалуй не терпимостью, а даже любовью. Сами турецкие султаны позволяли себе вставать в ряды дервишей. В одном Стамбуле было около 300 суфийских обителей, четыре из которых принадлежали братству мевлеви. Суфии были чрезвычайно популярны среди народа и имели большой авторитет.

После революции младотюрков под предводительством Мустафы Кемаля Ататюрка авторитет суфиев представлял собой реального конкурента новой светской власти. Поэтому Ататюрк в 1923 году издает закон запрещающий суфийские братства и их публичные ритуалы. Только в 1953 году с согласия администрации города Конья было разрешено проводить сема дервишей братства мевлеви, но! исключительно как эстрадное представление. И таковым оно является до сих пор.

Вот почему я смотрел его в ресторане. Но вам советую посмотреть его в более достойном месте!

В Стамбул с ГлобЭкс!

Требуйте туры в Стамбул в турагентстве ГлобЭкс-тур! Пусть порабатают на вас!

Давным-давно, когда по нашим рекам ходили скандинавские барки, прокладывая путь «из варяг в греки», в лесах злобствовали соловьи-разбойники, а в селах на базарных площадях тешили простой люд веселые скоморохи, где-то на юге, а точнее в Персии мудрый Руми, великий суфий и поэт по-совместительству основал суфийский орден Мелвеви — общество странствующих дервишей.

Оптимистическая религия

Еще в одиннадцатом веке появилось слово, а значит и понятие «дервиш» (персидское) или «суфий» (арабское), что одно и тоже. Обозначали эти слова человека-непоседу, нищего бродягу-аскета. Суфий-поэт Руми стал первым дервишем, который оформил это движение в осознанное религиозное течение, сделав странствующих дервишей носителями и адептами уже давно существующей идеологии и обычаев. Основная цель философии суфиста (дервиша) в том, чтобы при помощи религии приобрести особый духовный опыт. Идея эта очень оптимистична. Никакой трагедии, слез и печали в ней не присутствует. Интеллект, интуиция и любовь – вот ее основные движущие силы. Хотя суфизм считается одной из разновидностей мусульманской религии, он так же далек от нее, как старообрядничество от католической церкви.

Законы суфизма

Интересно, что первоначально добровольно избранный образ жизни мусульманских скоморохов, оформленный в религиозное течение, стал правилом жизни, требованием и законом. А законы были и остаются для приверженцев суфизма достаточно суровыми:

1. Не иметь ничего своего. Исключить из лексикона слово «мое».

2. Даже оседлым, живущим семьями дервишам полагается отдавать все гостю, посетившему его дом и пожелавшему это иметь.

3. Никогда не просить милостыню.

4. Строить отношения на любви.

Текие – обитель дервишей

Во многих мусульманских поселениях существуют постройки, под названием текие. Это приют странствующих дервишей. Аналог наших монастырей, но, естественно, со своими законами. Текие – временный дом, обитель дервишей , место отдыха и общения. До настоящего времени это течение в мусульманской религии очень популярно. Сейчас существует более 70 орденов дервишей. Все они располагаются в Азии и Северной Африке (Турция, Иран, Ирак, Египет и т.д.) и только один в Европе. В Крыму в Евпатории сохранились и действуют сооружения мусульманского монастыря текие, построенные примерно 700 лет назад. Здесь живут дервиши и каждый четверг на Азизе проводят публичные богослужения с танцами.

Танцующие дервиши

Танец дервишей известен во всем мире. Вспомните бесконечное фуэте балерины в «Лебедином озере». Мы же все удивляемся, как у нее не закружится голова в бесконечном вращении! Так вот, танец дервиша, это очень похоже, только на много дольше. Знаете, сколько могут вращаться крутящиеся дервиши? 10-15 минут! Искусству такого танца начинают учить ребенка с раннего детства, и только спустя 20 лет танцор может достичь совершенства. Мы удивляемся количеству оборотов, красоте порхающих юбок, а для самого артиста это не танец, а молитва, разговор с богом, медитация. Посмотрите танец дервишей видео:

Музыка дервишей

Если вспомнить пляски шамана вокруг костра и программирующие ритмы ударов бубна, то можно представить, как под веселую, но монотонную музыку бесконечное кручение может загипнотизировать неискушенную публику. Танцующие дервиши завораживают зрителей своей отстраненностью и ритмичностью оборотов, как маятник перед вашим носом. Прислушайтесь к музыке, под которую крутится бродячий артист. Традиционные музыкальные инструменты, но в кульминации обязательно присутствует соло, исполняемое 10 минут тростниковой старинной флейтой. Музыка дервишей – это такое же бесконечное кручение национальных мелодий. Дервиши не только создали свою философию, религию, танцы, но и свою систему медитации. Отталкиваясь от общей концепции философии суфизма, йога дервишей , призванная слушать и танцевать для бога, очень похожа на йогу индийскую. Только с кручениями под музыку.

А жаль!

В нашем современном мире любое сильное и интересное явление пытаются использовать в политических целях люди, рвущиеся к власти. Не остались без внимание и дервиши. В Северной Африке сейчас зародились и успешно разрастаются суфистские ордена, которые проводят политику противостояния европейскому влиянию, активно пропагандируют какие-то другие политические направления. Но, если вспомнить историю дервишей, их аполитичность и аскетизм (мудрецы и страдальцы), то сразу становится понятно, что их имидж просто используют. А жаль.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png