Все люди разные, эту простую истину родители пытаются донести до ребенка с раннего детства. Различий более, чем достаточно: цвет кожи, конституция, манера одеваться и разговаривать. Если относиться ко всем слабостям и капризам малыша с пониманием, объяснять все спокойно и на личном примере, то в итоге получится гармоничная и счастливая личность, не нуждающаяся в одобрении окружающих и знающая, как грамотно с ними взаимодействовать. Если где-то перегнуть с педагогической настойчивостью и строгостью, то желание кому-то доказывать свое превосходство и склонность к преувеличению останется с человеком или, как в данном случае, с героем русской народной сказки, на всю жизнь.

Главный персонаж этой детской истории, как не сложно понять из названия – Заяц. Он шустрый, ловкий, смелый, но страдает от одного довольно существенного недостатка – любит приукрасить свои внешнее данные. У всех усы, а у него “усищи”, у всех зубы, а у него “зубищи” и т.п. Конечно, такая самооценка не могла не наткнуться на общественное порицание. Но такой ли отрицательный типаж этот заяц?! Станет понятно, если дочитать сказку до конца.

Краткое содержание текста сказки

В одной деревне поселился заяц. Времена были нелегкие, поэтому ему приходилось добывать пищу разными способами, в том числе подворовывать у местных крестьян овес. В один прекрасный день он встретился со своими собратьями и решил покрасоваться. Понимания он не встретил, даже наоборот, его друзья по виду нажаловались на него “тетке Вороне”. Она оказалась более участливой, выяснив ситуацию, и обнаружив явную вину хвастунишки, “немного его потрепала” и отпустила с миром.

Заяц же не обозлился, а сделал из конфликта правильные выводы. И когда Ворона попала в передрягу (за ней гнались собаки) – решил помочь опытной подруге. Он отвлек внимание псов на себя, и она смогла забраться на забор. Так они играли в догонялки до тех пор, пока оба не смогли спастись. Соответственно сказочный герой, вопреки расхожему мнению окружающих, оказался очень смелым и находчивым, что вскоре и подтвердила сама тетушка Ворона: “Вот ты молодец, не хваста, а храбрец”.

Прочитав эту детскую сказку в книге или на просторах сети сразу становится понятно, что речь в повествовании пойдет про зайца и он явно не будет молчать о своих достоинствах, а вот более сложные умозаключения приходят только после полного прочтения:

— Мнение толпы не должно быть основополагающим фактором для личностной самооценки;

— Принцип “все на одного” чаще всего ошибочен;

— Иногда те, кто на первый взгляд кажется другом отнюдь не является таковым;

— Собственное мнение о ситуации или человеке всегда важнее мнения окружающих;

— Прежде, чем принимать ту или иную сторону нужно детально изучить все обстоятельства;

— Если не удалось избежать конфликта, то из него нужно попытаться извлечь полезный опыт;

— Последний, но, пожалуй, наиболее важный, если есть возможность помочь кому-либо – это надо сделать, невзирая на негативные моменты, в прошлом.

Вообще “Заяц-хваста” – весьма заурядная история о желании выделится и осуждении, но у нее весьма необычный конец, а для того, чтобы она окончилась положительно, нужно приложить определенные усилия.

Читайте русскую народную сказку «Заяц-хваста» онлайн бесплатно и без регистрации.

Сказки - универсальный и эффективный способ познания мира и воспитания для ребенка. Легкая форма, увлекательный сюжет, специальные формы и устоявшиеся слова - все это помогает взрослым донести до малыша самые важные истины, используя доступный для него язык.

Большую часть от общего количества и особенно популярны среди детей. Знакомясь с различными жителями морей и лесов, дети лучше воспринимают окружающий мир. «Заяц-хвастун» - известная русская народная сказка. В качестве дидактического материала ее используют даже на уроках в школе.

Особенности

Сказки о животных относят к самым древним видам. В них мир, где звери, птицы, рыбы и насекомые могут говорить, представлен как иносказательное отражение человеческого. Животные нередко становятся воплощением наших пороков - трусости, глупости, хвастовства, жадности, лицемерия, плутовства.

Среди других популярных героев народных сказок отдельную группу занимают заяц, лягушка и мышь. В произведениях они выступают как слабые персонажи. Их незащищенность может быть обыграна как с положительной, так и с негативной стороны. К примеру, в сказке «Заяц-хвастун» (или «Заяц Хваста») беззащитное животное выступает как негативный герой, который должен осознать неправильность своего поведения.

В описании действующих лиц проявляется иносказание: манера поведения зверей часто вызывает ассоциации с человеческим образом жизни, заставляет ребенка находить эти связи и учит его критично оценивать те или иные ситуации, делать выводы.

Этот вид народного творчества передает и некоторые особенности речи: устоявшиеся формы слов (жили-были, вот и сказочке конец и т. д.), своеобразность построения (устная форма нередко способствует тому, что сказка полностью состоит из диалогов).

Сюжет

Произведение «Заяц-хвастун» рассказывает о трусливом зайчишке, который в зимнее время года должен был добывать себе пропитание, воруя овес у крестьян. Когда он в очередной раз прибежал на гумно, то нашел там большое количество своих собратьев.

Чтобы выделиться среди них, зайчишка начал громко хвастать: «А у меня, братцы, не усы, а усищи, а у меня не лапки, а лапищи, а у меня не зубки, а зубищи, и я никого на этом белом свете не боюсь - вот какой я молодец!»

Остальные косоглазые, встретив после этого тетушку-ворону, пересказали ей услышанное. Та, в свою очередь, стала рассказывать об этом всем, кого встречала, но никто не хотел верить ей. Тогда ворона решила отыскать хвастуна и понять, не врет ли он.

Встретив зайца, тетушка принялась расспрашивать его и узнала, что косой все выдумал. Ворона взяла с хвастуна слово, что больше он так делать не станет.

Однажды тетушка сидела на заборе, когда на нее напали собаки. Заяц решил спасти ее и показался, чтобы псы заметили его и погнались за ним. Бегал он быстро, так что собакам было не угнаться. А ворона после этого стала звать его не хвастунишкой, а храбрецом.

Образ зайца

Заяц-хвастун в начале сказки предстает как который ставит себя выше других. Его образ несет особую важность, поскольку дети склонны преувеличивать в своих рассказах окружающую их действительность, дабы казаться интереснее, чем их друзья.

Изменение зайца, осознание своей неправоты поможет ребенку понять, что подобное поведение не приведет ни к чему хорошему, а вот помощь товарищам представляет настоящую ценность.

Выводы

Русская народная сказка «Заяц-хвастун» имеет мораль, которая указана в конце произведения. В ней говорится о том, что слова, не подкрепленные поступками, не могут быть доказательством. Только дела способны лучше всего рассказать о человеке. Добрая сказка с легким, но поучительным сюжетом станет лучшим союзником в воспитании ребенка.

Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо - приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.

Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:

У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи - я никого не боюсь.

Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:

Тетка ворона, я больше не буду хвастать!

А как ты хвастал?

А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.

Вот она его маленько и потрепала:

Более не хвастай!

Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.

«Как бы вороне помочь?»

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону - да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.

Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:

Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!

Конспект занятия по развитию речи

старшая группа

Тема: « Рассказывание русской народной сказки Заяц-хвастун »

Подготовила воспитатель:

Калиниченко А.Н.

Цель

    Воспитание морально-этических правил и норм, доброго отношения к окружающим на примере положительных сказочных героев.

    Обучение детей правильно воспринимать эмоциональную окраску сказочных историй, стараться пересказать суть

    Задача:

    Побуждать детей к активному слушанию сказки

    Расширять словарный запас, закреплять в активном словаре детей слова, характеризующие героев сказки.

    Учить находить решение поставленной проблемы.

    Развивать речевую активность.

    Воспитывать доброжелательность.

    Развивать слуховое внимание и анализировать поступки героев.

    Учить детей соотносить эмоциональные проявления с сюжетом сказки, выражать эмоции в мимике.

    Делать выводы по содержанию сказки.

Программное содержание:

    Организационный момент. Загадка-беседа о лесных жителях, зайце и волке.

    Основная часть. Чтение сказки воспитателем и пересказ ее детьми

    Итог занятия .

Предварительная работа:

    Введение в сказкотерапию

    Чтение сказки и пересказ

    Беседа с детьми о сюжете

    Индивидуальная работа с детьми по сюжету сказки

Словарная работа : хвастун, лапы-лaпищи, зубы-зyбищи, собаки ее подхватили и давай мять.

Методы и приемы: введение в сказкотерапию , беседа, активное слушанье, пересказ, анализ сказки.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям сесть полукругом. Вход в сказку:

Ребята, вы любите слушать сказки?

Чтобы оказать в сказочной стране, я предлагаю вам дотронуться до волшебного светящегося шара, передавайте его по кругу и говорите такие слова: «Сказка приходи!»

Отгадайте, какая сказка сегодня пришла к нам в гости? Слушайте загадки.

Загадки:

«Длинноухий очень ловко
По утрам грызет морковку.
Он от волка и лисы
Быстро прячется в кусты.
Кто такой он, этот серый,
Что несется кувырком?
Летом сер, зимою - белый,
Он, скажите, вам знаком?»
Ответы детей (Заяц)

«У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги,
А от голода кора ».

Правильно!

Основная часть

Итак, слушайте русскую народную сказку « Заяц-хвастун ».

«Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо - приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.

Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:

- У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи - я никого не боюсь.

Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:

- Тетка ворона, я больше не буду хвастать!

- А как ты хвастал?

- А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.

Вот она его маленько и потрепала:

- Более не хвастай!

Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.

«Как бы вороне помочь?»

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону - да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.

Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:

- Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!»

Обсуждение сюжета сказки . Усвоение содержания всей сказки, совершенствование навыков пересказа.

Загадки, пословицы, поговорки и стихи о зайце

Это небольшой длинноухий зверек оставил довольно большой след в народном славянском (и не только) фольклоре. На зайца охотились, над ним подшучивали, про него писали сказки, басни и рассказы. Многие небылицы о зайцах ходят до сих пор - заяц вовсе не труслив, вернее он не более труслив, чем многие другие животные схожих размеров, от своих больших врагов он убегает исключительно из-за собственной беззащитности, так как ни мощных лап, ни огромных зубов у зайца нет. Зато с более мелкими хищниками зайцы отважно сражаются: они отбиваются от ворон и сорок, других грызунов.

Пословиц и поговорок про зайцев очень много, в них подмечены многие характерные привычки и повадки зайцев. Правда, став символом трусости, зайцу так и не удалось избавиться от этого штампа - в большинстве поговорок и пословиц о зайце так или иначе обыгрывается тема трусости и боязливости, хотя случаются и исключения из этого правила.

Беззащитность перед волком или лисой сделала из зайца любимого персонажа сказок и стихов, где этот маленький зверёк одерживает вверх над грозными хищниками не за счет мускулов и силы, а за счет коллективизма, мудрости и хитрости.

Но что произошло в этот раз с зайцем? (ответы детей).

Ребята, послушайте пословицы, поговорки и приметы о зайце:

Заяц сед: уж навидался он бед.
Прытче зайца не будешь, а ведь и того ловят.
Без собаки зайца не поймать.
Заяц не трус, он себя бережет.
Зайца на барабан не выманишь.
Труслив, как заяц, блудлив, как кошка.
Пока заяц в кустах, не ставь котёл на огонь.
За двумя зайцами гоняться – ни одного не поймать.
По заячьему следу и до медведя доходят.
Заяц трус - и тот охотиться любит.
Зайца на арбе не догонишь.
Зайца ноги носят.
Лучше биться орлом, чем зайцем жить.
Заяц скор, да есть не спор.
И заяц от толпы не удерет.
Не ищи зайца в бору: на опушке сидит.
Заяц от лисы, а лягушка от зайца без оглядки улепётывает.

Почему такая молва пошла о зайцах?

А каким был Заяц в сказке? Почему ее называют хвастун?

Кто из героев сказки вам понравился больше?

Кого заяц выручал из беды?

Каким был сначала заяц? Каким оказался заяц потом, скажите, одним словом?

- (ответы детей). Правильно! Смелый, находчивый, решительный!

А вы хотели бы иметь такого друга?

Ребята, а вы запомнили, кто из зверей был героем сказки?

- Вам понравилась сказка? Хорошо.

Жил-был заяц в лесу. Летом жилось ему хорошо, а зимой голодно.

Вот забрался он раз к одному крестьянину на гумно снопы воровать, видит: там уже много зайцев собралось. Он и начал им хвастать:

— У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь!

Пошел зайчик опять в лес, а другие зайцы рассказали тетке вороне, как заяц хвастался. Полетела ворона хвастунишку разыскивать. Нашла его под кустом и говорит:

— А ну, скажи, как ты хвастался?

— А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.

Потрепала его ворона за ушки и говорит:

— Смотри, больше не хвастай!

Испугался заяц и обещал больше не хвастать.

Вот сидела раз ворона на заборе, вдруг собаки набросились на нее и стали трепать. Увидел заяц, как собаки ворону треплют, и думает: надо бы вороне помочь.

А собаки увидели зайца, бросили ворону да побежали за зайцем. Заяц быстро бежал — собаки гнались за ним, гнались, совсем выбились из сил и отстали от него.

Сидит ворона опять на заборе, а заяц отдышался и прибежал к ней.

— Ну, — говорит ему ворона, — ты молодец: не хвастун, а храбрец!

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png