Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант описывает природу музыкой. От Великих композиторов, нам достались целые сборники произведений из цикла "Времен года".

Времена года в музыке, такие же разные по цветам и звукам, как различны произведения в творчестве музыкантов разного времени, разных стран и разного стиля. Вместе они образуют музыку природы. Это цикл времена года итальянского композитора эпохи барокко А. Вивальди. Трогательное до глубины пьесы на фортепиано П. И. Чайковского. И ещё, обязательно попробуйте на вкус неожиданное танго времен года А. Пьяццоллы, грандиозную ораторию Й. Гайдна и нежное сопрано, мелодичный рояль в музыке советского композитора В. А. Гаврилина.

Описание музыкальных произведений известных композиторов из цикла "Времена года"

Времена года весна:

Времена года лето:

Времена года осень:

Времена года зима:

Каждое время года это небольшое произведение, где каждый месяц это маленькие пьесы, сочинения, вариации. Своей музыкой композитор пытается передать то настроение природы, которое характерно одному из четырех сезонов года. Все произведения вместе образуют музыкальный цикл, как и сама природа, проходя через все сезонные изменения в круглогодичном цикле года.

Людмила Шмакова
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Осень в произведениях русских композиторов, поэтов, художников»

Тема :

Осень в произведениях русских композиторов, поэтов и художников.

Цель: Воспитывать любовь к родной природе, развивать эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений искусства, знакомить с творчеством русских поэтов, писателей. композиторов

Задачи:

Учить воспринимать произведения поэтов и композиторов, как отражение реальности

Развивать интерес и любовь к русской народной культуре

Развивать чувство сопричастности, понимание чувств авторов произведений, музыкальных, литературных и художественных

Побуждать к внимательному слушанию и восприятию музыки

Воспитатель:

Какое сейчас время года? Что вы можете сказать об осени, нравится ли она вам? (ответы детей)

Действительно, осень многим кажется унылой и скучной. Ну да, солнышко уже не так греет, часто идут дожди…

И, всё- таки, невозможно не признать, что осень очень разнообразна и многогранна.

Сегодня мы с вами попробуем взглянуть на осень глазами поэтов, художников и композиторов, которые воспевали в своих произведениях это время года.

Ребята, как вы думаете, какое явление характеризует осень ярче всего? (ответы детей)

Верно, - листопад…

Вот и у нас сегодня закружит листопад, листопад настроения, листопад эмоций, листопад открытий.

Рефлексия.

Выберите осенние листья в зависимости от настроения, красные – вы любите осень, жёлтые - не любите. (Ребята крепят листья на ватман «Осеннее настроение»).

Звучит песня ДДТ «Осень». (Слайд 3)

Воспитатель

Осень, с её неповторимыми красками, благоприятнейшая пора для творчества и всегда вдохновляла и вдохновляет художников, композиторов, поэтов, писателей создавать прекрасные произведения.

Это время года в их произведениях многолико и очень многоцветно. Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского , который в 1876г. написал музыкальный альбом «Времена года». В певучей мелодии Чайковского ясно слышится грусть от расставание с уходящим летом, сожаление об увядающей природе. (Слайд 4).

Осень – время года, которое не оставляет никого равнодушным. Поэтому такие замечательные строки посвящали осени поэты и писатели.

Чтение стихотворений об осени детьми.

А. С. Пушкин.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Алексей Плещеев

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца.

Чахлая рябина

Мокнет под окном,

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла.

Сергей Есенин

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Звучит романс «Отговорила роща золотая…».

Воспитатель. Одним из самых известных художников, который очень любил писать осень, является Исаак Ильич Левитан (1860-1900 г. г). (слайд 7)

Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни своих картин.

Репродукции картин. (слайд 8)

Картина «Золотая осень» - одно из лучший творений художника. (слайд 9) Скромная речушка, больше похожая на ручей, бежит под невысоким холмом. А на нем расположилась группа берез, отливающих золотом в нежарких лучах солнца. Эта задумчивая простота удивительно мила для русского человека. Яркие краски, торжественный покой создают ощущение величия природы. Глядя на все эти картины, так и хочется воскликнуть: «Унылая пора! Очей очарованье!», «Пышное природы увяданье», «В багрец и в золото одетые леса». Как точно и метко Пушкин описывал своё любимое время года в знаменитых стихах, а художник изобразил осень, вложив в картины шквал чувств, переживаний.

Пейзаж осени с таким же названием подарил поклонникам живописи и другой выдающийся мастер кисти - Поленов. (слайд 9) Его «Золотая осень» тоже запечатлела реку и рощицу из зеленых, оранжевых и желтых деревьев. (слайд 10) Золотом покрыты белоствольные березы. На небе – легкие облака. На переднем плане вьется узкая дорожка, она повторяет линию изгиба реки. Осенний пейзаж Поленова наполнен воздухом, необъятным пространством, открывающимся перед нашим взглядом. Вот другие полотна этого мастера, отражающие осень.

Иван Иванович Шишкин написал много картин осеннего леса, которые являются шедеврами и не перестают радовать нас. (слайд 11-12)

Посмотрите картины русских художников «Золотая осень» (слайды 13-14).

Звучит отрывок из композиции П. И. Чайковского «Времена года» «Осенняя песня».

Воспитатель

Как вы думаете, почему так много картин с названием «Золотая осень»? У каждого времени года есть свои приметы и особенности, и у осени тоже. Давайте вспомним их. (ответы детей)

Воспитатель. Всем знакомы неповторимые пушкинские строки об осени, его любимом времени года. Сколько в них светлой печали и философской глубины! Поэт наделяет пору «очей очарованья» свойствами живого существа, которое может грустить, дышать. Осени поэт посвятил большую часть своего творчества, открыв нам, читателям, необыкновенную поэтичность этого времени года. Осень у каждого своя. Каждый осенний пейзаж - живописный, поэтический или музыкальный - это, прежде всего, душа человека, его восприятие окружающего мира. Художник раскрывает свои ощущения и впечатления от осенней природы. Но, благодаря своему таланту, он умеет найти созвучие своим чувствам в сердцах зрителей, читателей или слушателей. И обычная осень становится для нас явлением художественным. Стихи, живопись и музыка нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Мир искусства - великое чудо. Но откроется оно не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Постарайтесь же стать такими!

Рефлексия. Выберите осенние листья в зависимости от настроения после увиденного и услышанного, красные – вы любите осень, жёлтые - не любите.

(Ребята крепят листья на ватман «Осеннее настроение»).

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

http://allforchildren.ru/pictures/art_autumn.php

Осень: поэт - художник - композитор

  1. Междисциплинарная тема.
  2. Произведения искусства и их создатели - поэты, художники, композиторы.
  3. Отражение в произведениях искусства темы осени.
  4. Сравнение настроений и характеров изучаемых произведений.

Художественный материал:

  1. П. Чайковский. Октябрь «Осенняя песнь» из цикла «Времена года» (2 вида исполнения) (слушание);
  2. С. Прокофьев. «Вариации Феи Осени» из балета «Золушка» (слушание);
  3. И. Левитан. «Осень», «Лето»;
  4. И. Грабарь. «Рябинка»;
  5. В. Поленов. «Золотая осень»;
  6. В. Нестеренко. «Последние листья»;
  7. Стихи поэтов: А. Пушкина, А. Плещеева, Е. Трутневой.

Песенный репертуар:

  1. Г. Попатенко, стихи Е. Авдиенко. «Листопад» (пение);
  2. Д. Васильев-Буглай, стихи А. Плещеева. «Осенняя песенка» (пение)

Характеристика видов деятельности:

  1. Иметь представления о роде деятельности представителей искусства - поэтов, художников, композиторов.
  2. Сравнивать образное содержание произведений музыки, поэзии, живописи на уровне темы, выявлять признаки сходства и отличия.

Жила-была хозяйка Осень
В волшебном замке золотом,
Бродила вдоль притихших просек
Дружила с ветром за окном.
Кроила сказки из тумана
И шила нитками дождя,
В мир удивительный и странный
Всех за собою уводя…

Ребята, тема нашего урока - Осень. Осень вдохновляла художников, композиторов, поэтов создавать прекрасные произведения, рассказывая об осени краской, музыкой, словами.

Вот и закончилось лето с длинными жаркими днями и короткими звёздными ночами, с грозами и ливнями, с разноцветной радугой и утренней росой, с ягодами, грибами, цветами. Неужели с уходом лета и настроение теперь будет грустное? Осенью погода бывает пасмурной, хмурой, дождливой. Ребята, вам хочется, чтобы наступила осень? (Ответы детей).

Верно, ребята. Нам грустно расставаться с летом. Но осень будет радовать нас своими чудесами. Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень» и узнайте, какой настроение было у автора, когда она писала это стихотворение.

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах, -
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Утром мы во двор идём, -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть это
Улетает наше лето…

Послушайте стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» и попробуйте догадаться о настроении другого автора.

Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Тучи небо кроют, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Воды зашумели быстрого ручья,
Птички улетели в тёплые края…

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин каждый год восхищался осенью. Осень была любимой порой поэта. Послушайте отрывок из его стихотворения «Осень».

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий луч, и первые морозы.
И отдалённые седой зимы угрозы.

  1. Какими словами поэт называет осень? Какие слова подбирает для её описания? (В багрец, золото одетые леса; редкий солнца луч; первые морозы…)
  2. А если бы вы были поэтами, какие бы слова вы подобрали, чтобы рассказать о волшебной поре – осени? (Рассказы детей.)
  3. Ребята, а если бы вы были композиторами, какую бы вы сочинили музыку об осени: грустную или весёлую? (Ответы детей.)

Ребята, как вы думаете, а по музыкальному произведению можно догадаться о настроении композитора? Давайте попробуем. Музыку написал русский композитор Пётр Ильич Чайковский.

Слушание произведения «Осенняя песнь» П. Чайковского из цикла «Времена года».

  1. Какая музыка прозвучала: весёлая или грустная?
  2. Какие чувства, настроение она у вас вызвала? (Грусть, печаль.)
  3. Какие явления природы передал композитор в «Осенней песне»? (Порывы ветра, опадание листвы.)
  4. Какой композитор сочинил эту музыку?

Эта пьеса из сборника Петра Ильича Чайковского «Времена года». Пьес там двенадцать, по числу месяцев в году, и каждая носит название месяца. Есть пьесы и про осень – «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь». Но у каждой пьесы есть свой подзаголовок, например, «Октябрь. Осенняя песня». В ней композитор рисует картину осенней природы, рисует, как шелестит ветерок, срывает листочки и они, кружась опускаются на землю.

  1. А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали осенние пейзажи? (Ответы детей.)
  2. Ребята, а с помощью рисунка можно выразить своё настроение? (Ответы детей.)

Правильно. По рисунку также можно догадаться о настроении художника, о его чувствах, мечтах.

Просмотр картины И. Левитана «Золотая осень».

Ребята, посмотрите внимательно на картину: на луг, на речку, на золотые листочки берёз, на пожелтевшую, почти высохшую траву, на одинокий полуувядший цветок, склонившийся прямо к воде и на яркое солнечное небо над ним.

  1. А вы бы хотели оказаться на этом лугу?
  2. Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей.)

Исаак Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

Правильно. Всё на этой картине как будто золотое: пышное убранство берёз, яркий солнечный свет осеннего дня…

  1. Какие приметы осени вы видите на этой картине?
  2. Какое небо? (Яркое, солнечное, голубое, прохладное.)
  3. Какой день изображён на картине: ясный или пасмурный? (Ясный.)
  4. Есть ли на небе облака? Какие они? (Белое облачко.)
  5. Как вы думаете, какое настроение у берёз? (Весёлое, радостное, они гордятся своими золотыми платьями.)

А вы заметили одинокий цветок у ручья? Как вы думаете, какое настроение у цветка? (Он радуется яркому солнцу: радуется, что он такой красивый, но немного грустит, потому что остался совсем один и скоро будет холодно.)

А теперь отгадаем, с каким настроение художник рисовал эту картину. (С хорошим, весёлым. Радостным, светлым, восторженным и немного грустным.)

Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ. Придумайте название своему рассказу. Расскажите об осеннем дне, небе, об облаках, о солнце, о берёзах, об одиноком цветке и о голубом ручейке. (Рассказы детей.)

Мы слушали стихи, музыку, рассматривали картины. Стихи, картины, музыкальные пьесы – всё это произведения искусства.

  • Поэт сочиняет стихи.
  • Художник пишет картины.
  • Композитор сочиняет музыку.

Замечательный русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев писал не только сложнейшие произведения для взрослых, но и детскую музыку, предназначенную для самых маленьких. Он очень любил сказки.

«Вариации Феи Осени» – отрывок из балета «Золушка», написанного на сюжет известной сказки Ш. Перро. Помните, когда после отъезда на бал мачехи с сестрами Золушка остается одна и мечтает? В сказке-балете Прокофьева к ней на помощь приходят не только волшебница крёстная, но и феи всех времён года, которые преподносят Золушке свои дары. А характер у фей такой разный, под стать временам года… Итак, знакомьтесь: Фея Осени!

Послушайте «Вариацию Феи Осени» С. Прокофьева.

Слушание: С. Прокофьев. «Вариация Феи Осени».

  1. Вы знаете эту сказку?
  2. Назовите главных героев этой сказки.
  3. Куда отправилась главная героиня этой сказки? (На бал.)
  4. Какой показана осень в музыкальном произведении?
  5. Отрывок из какого балета мы сейчас слушали?
  6. Какой композитор сочинил музыку к этому балету?

Запомни!

  • Художник
  • Композитор
  • Произведение искусства

На этом уроке мы увидели, услышали, как изображают осень поэты, художники, композиторы в своих произведениях искусства. Наш урок закончен, но осень продолжает дарить нам много удивительных сюжетов для новых творческих открытий.

Примерный рассказ
Наступила осень. Тоненькие берёзки с белыми стволами нарядились в ярко-жёлтые платья. Дует лёгкий ветерок, листики обрываются с веток и летят, кружась в медленном танце. Смотришь на берёзы и удивляешься, как это зелёные листочки превратились в золотые. По лугу протекает тёмно-синяя река. Вода уже стала холодная. На изгибе реки стоит одинокая красавица берёза, ярко-жёлтая и ровная, как свечка. Вдалеке виднеются зелёно-коричневые деревья, ярко-зелёное поле и несколько деревенских домиков.
Небо голубое-голубое с лёгким облачком. Солнца не видно, но его присутствие чувствуется во всём: словно горит и переливается золотом листва, играя в солнечных лучах. А от деревьев падает тень. По тени можно догадаться, в какой стороне находится солнце.
На берегу реки расцвёл осенний цветок. Он радуется сам яркому лучистому солнцу и радует всех своей красотой. Только жаль, что он остался один. Наверное, все цветы уже отцвели.

Описание картины Игоря Грабаря «Рябинка»
Красота русской природы всегда находила отклик в сердцах творческих людей. Много строк посвятили поэты и писатели бескрайним просторам русских равнин, много художников запечатлели красивейшие уголки России. Одним из таких художников является Игорь Грабарь - тонкий ценитель очарования красок природы. С большой любовь написана картина «Рябинка», изящно играют цвета на ней, мастерски художником создаётся ощущение присутствия в необычайно красивом месте.
На переднем плане картина художник изобразил главную героиню - рябинку. Стоит осень, дерево приготовилось сбросить листву. Наливаются соком красные ягоды, этот цвет олицетворяет приход времени подведения итогов, сбора урожая. На заднем плане виднеется небольшая деревня, где должна кипеть жизнь - время подготовки к зиме, делаются последние приготовления. Художник использует противопоставление суетливой человеческой деятельности и торжественного спокойствия леса и природы.
Рядом с главной героиней картины - рябинки, стоят две берёзки, которые неё уступают ей ни в красоте, ни в изяществе. Такую красоту трудно передать словами, и тогда на помощь приходят средства изобразительного искусства, которыми в совершенстве владел Игорь Грабарь.

Описание картины Исаака Ильича Левитана «Золотая осень»
Среди работ Исаака Ильича Левитана своим оптимизмом, мажорными нотами и светлостью восприятия выделяется картина «Золотая осень».
На картине изображена золотая осенняя пора. Солнце освещает приятный взгляду пейзаж: тихая, спокойная речка с поросшими высокой травой берегами, ещё зеленый травяной покров, желтый, красный, оранжевый лес. От слабого ветерка листва на деревьях трепещет, переливается солнечным блеском. Небо ясное, голубое, но на горизонте оно светлеет, появляются облака. Что характерно, на первом плане изображены тоненькие, стройные берёзки в драгоценном золотом уборе. Они представляют собой саму Русь: статную, легкую, красивую и задают тон всей картине.
На заднем плане можно разглядеть деревенские домики, широкое зелёное поле. На этой картине главенствующее место отведено природе, деревня не подавляет её, а наоборот, гармонично вписывается в окружающую действительность.
В целом, полотно производит самые приятные, радостные впечатления. Невозможно оторвать глаз от стройных красавиц-березок, и, кажется, слышишь, как колышется их листва, а в реке плещутся, живут своей незаметной жизнью её многочисленные обитатели.

Описание картины Василия Поленова «Золотая осень»
Картина написана художником неподалёку от его усадьбы на реке Оке в Тульской губернии и изображает солнечный осенний день. Взор зрителя сразу приковывает река, тёмной змеёй выделяющаяся на фоне золотых деревьев и холмов. Не сразу замечается, но надолго врезается в память сияние солнца на крышах монастыря у излучины реки.
Василий Поленов изобразил самое начало осени - жёлтый цвет ещё не полностью захватил пространство картины, пример тому - огромное дерево на переднем плане с ещё зелёной кроной. Но все внимание, конечно, забирает себе река. Чистая вода отражает солнечные блики, небо, солнце и деревья, на отмелях кружит жёлтая палая листва.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Прокофьев. Вариация Феи Осени из балета Золушка, mp3;
Чайковский. Времена года, Октябрь (2 варианта исполнения - симф. оркестр и фортепиано), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Галина Лавро
«Осень в живописи, поэзии, музыке». Музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста

«Осень в поэзии, живописи, музыке»

Цель: Раскрыть художественное единство образного содержания поэзии, живописи, музыки.

Задачи:

* Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе через изобразительное искусство, музыку и поэзию.

* Через эмоциональное восприятие произведений искусства закрепить и обобщить знания об осени и её признаках.

* Учить детей рассматривать репродукции картин, слушать музыку, обращая внимание на средства выразительности, использованные поэтами, художниками и композиторами.

* Будить фантазию и воображение, развивать ассоциативное и образное мышление.

* Побуждать детей вспоминать знакомую музыку и анализировать её. Совершенствовать умение понимать настроение музыкального произведения, передавать его в движении.

* Развивать образную речь дошкольников, расширять словарный запас детей.

* Учить детей получать радость от общения с искусством;

Предварительная работа.

Наблюдения за осенними явлениями в природе.

Рассматривание репродукций картин, изображающих осенний пейзаж, прослушивание музыкальных произведений на тему осени.

Разучивание стихов и песен об осени.

Оборудование и атрибуты:

Разноцветные султанчики, легкие платочки и шарфики пастельных тонов, искусственные веточки с осенними листьями; музыкальные инструменты: треугольники; мультимедийный проектор, экран; музыкальный центр;

Музыкальный материал: пьеса П. И. Чайковского “Октябрь. Осенняя песня” из цикла “Времена года”, 1-я и 2-я части концерта для скрипки с оркестром А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”, «Весна и осень» Г. Свиридова, романс Г. Пономаренко на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая», Ф. Шопен «Осенний вальс» (оркестр П. Мориа).

Оформление зала: Выставка репродукций картин осенних пейзажей; гирлянды из листьев.

Дети под музыку (Г. Свиридов «Весна и Осень») проходят в зал, рассаживаются врассыпную на ковре.

Музыкальный руководитель (М. Р.): Ребята, сегодня у нас с вами встреча очень необычная. Мы будем с вами путешествовать. Куда? Пока это загадка. Но очень скоро вы её разгадаете. Я предлагаю вам сейчас закрыть глазки и послушать!

Дети слушают «звуки осени» (CD «Из чего родилась музыка?» Треки: №36 «опавшей листвы…», №35 «ветер, ветер, ты могуч…», №41 «осень началась!», стихи. Ответы детей об услышанном.

Дети рассаживаются на стульчики.

М. Р. : В одном прекрасном королевстве жили четыре феи-волшебницы: Зима, Весна, Лето и Осень. Как вы догадались, каждая из них правила в строго отведенное только ей время. Наступила удивительная пора – пора волшебницы Осени. Созвала она художников, поэтов, музыкантов и спросила: «Что вам нужно, чтобы нарисовать картину осенней природы?» И каждый из них ответил по-своему.

Как вы думаете, что ответил художник? (нужны краски)

А поэт? (нужны красивые слова, сочетания слов, рифмы)

А композитор? (нужны музыкальные звуки).

«Хорошо!» - сказала Осень художникам. «Будут вам краски, а уж вы выбирайте сами…». А поэтам Осень ответила: «А вам самые красивые рифмы, а уж вы выбирайте! Ну а вам, музыканты много-много звуков, только вы выбирайте!» Ох, и непростую задачу задала Осень художникам, поэтам и музыкантам… Что же выбрали они для Осени?

На экране «Золотая осень» И. И. Левитана

М. Р. : Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Посмотрите внимательно на картину русского художника И. И. Левитана «Золотая осень». Какая здесь осень? (Яркая, нарядная, светлая, лучистая, солнечная). Задать вопросы о красках, о настроении, обсудить с детьми жанр (пейзаж).

А сейчас сложный вопрос: а можем ли мы услышать эту картину? Какие осенние звуки художник Левитан дает нам здесь услышать? Березки с тонкими стройными стволами сплошь покрыты золотистой листвой. Среди деревьев тихо журчит прозрачный ручей, в котором отражается небо, облака, травы. Золотые кроны деревьев ослепительно блестят, купаются в темных лучах солнца. Тени наливаются синевой и прохладой. В воздухе чувствуется теплый осенний день. Мы невольно слышим шелест листьев. (Ответы детей)

Золотая осень – радостная пышно убранная, богатая урожаем, любят ее за щедрость, за богатство своих полей, садов, за ясные дни лазурно-голубого неба, за красу лесов, писанных золотой и багряной краской. Это осень бодрящая, жизнерадостная, сказочная!

Точно такая, как в стихотворении русского поэта И. Бунина “Осень” (читают родители).

И. Бунин «Осень»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют

А между клёнами синеют.

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

М. Р. : Итальянский композитор (слайд-портрет) Антонио Вивальди посвятил Осени целый концерт для скрипки с оркестром! Он так и называется «Осень». В концерте три части. Послушаем маленький фрагмент первой части.

Слушаем отрывок из 1-й части Allegro концерта №3 А. Вивальди «Осень». Обсуждаем настроении: светлое, радостное, возбужденное, игривое.

М. Р. : Я предлагаю вам сейчас поиграть. Передать в движении это радостное, слегка возбужденное, игривое настроение. Мы должны создать яркую, красочную, пеструю, разноцветную картину осени.

Обсудить с детьми возможные движения: легкий бег, маленькие прыжки, поскоки, движения рук не плавные, можно встряхивать руками, «дирижировать», обратить внимание на сольные фрагменты, на чередование форте и пиано (можно предложить двигаться группами поочередно мальчики-девочки, предупредить, что будет предложено исполнить соло. Предложить детям атрибуты – разноцветные султанчики.

Импровизация «Краски осени» с разноцветными султанчиками. (А. Вивальди 1-я часть концерта «Осень»)

М. Р. : Но вслед за теплой и сухой осенью начнутся ненастные дождливые дни. Природа быстро сбросит свой праздничный наряд. (слайд-портрет А. С. Пушкина). Великий русский поэт, А. С. Пушкин очень любил Осень. Он говорил: «Осень…любимое моё время…пора моих литературных трудов». Давайте, послушаем, какая Осень в стихах Пушкина? (Родители берут с выставки книги, читают стихи):

Октябрь уж наступил. Уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,

Журча, еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл…

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

(А. С. Пушкин)

М. Р. : Ребята, вы не почувствовали другое настроение? Не радость, восторг от буйства ярких красок звучат в этих строках, а что? (Ответы детей. Показать слайды-картины). Вот она, поздняя осень, увядающая. Природа словно притихает, готовится к зимнему сну, кажется усталой, утомленной. Льют дожди, опадают листья, птицы улетают, сказочная красота природы увядает, уходит. Грустно видеть голые деревья, тучи и лужи. Осень грустная, нежная, удивляющая.

Именно такая осень в звуках «Осенней песни» П. И. Чайковского. Великий русский композитор написал музыкальное произведение “Времена года”, в котором выразил свою любовь к русской природе. В этом произведении представлены все 4 времени года. 12 фортепианных пьес цикла соответствуют 12 месяцам. Мы сегодня с вами откроем этот альбом “Времена года” на осенней страничке, и услышим пьесу “Октябрь”, которую композитор назвал “Осенней песней”. Прочитать детям эпиграф:

Осень. Осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят.

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин. (А. Толстой)

Исполнение на фортепиано «Осенней песни» П. И. Чайковского.

М. Р. : Но вернемся к Антонио Вивальди и послушаем вторую часть его концерта. Какое настроение в музыке? (Ответы детей) Грустное, печальное, жалобное, плачущее, тихое монотонное звучание.

Давайте попробуем передать это настроение. Девочки в движении, с помощью легких шарфиков нарисуют картину поздней осени. Мальчики, игрой на треугольниках, воспроизведут нам звучание дождя.

Вновь обсудить с детьми возможные движения: очень плавные, медленные, легкие; динамику и способы игры на треугольниках: очень тихо, осторожно, бережно.

Импровизация с шарфиками и музыкальными инструментами «Поздняя осень» (А. Вивальди 2-я часть концерта «Осень»)

М. Р .: И вот сейчас мы перелистаем еще одну поэтическую страничку. (слайд-портрет С. Есенина).

Замечательный русский поэт С. Есенин очень любил русскую природу и воспевал все её красоты. В его стихах об осени можно даже ощутить запахи: «пахнет яблоками и мятой», «ромашкой и медом». Услышать звуки: «плач глухарей», «песню рыбаков». Послушайте!

Читают стихи дети, взрослые.

Вот приходит осень с цепью кленов голых,

Что шумят как восемь чертенят веселых.

Мокрый лист с осины и дорожных ивок

Так и хлещет в спину, в спину и загривок

Елка ли, кусток, только вплоть до кожи

Сапоги промокли! Одежонка тоже… («Сказка о пастушонке Пете» 1925. г. Фрагмент).

Топи, да болота, синий плат небес.

Хвойной позолотой взвенивает лес.

Тенькает синица меж лесных кудрей,

Темным елям снится гомон косарей.

По лугу со скрипом тянется обоз,

Суховатой липой пахнет от колес.

Слухают ракиты посвист ветряной…

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!

Синее небо, цветная дуга,

Тихо степные бегут берега

Тянется дым, у малиновых сел

Свадьба ворон облегла частокол.

Снова я вижу знакомый обрыв

С красною глиной и сучьями ив,

Грезит над озером рыжий овес,

Пахнет ромашкой и мёдом от ос…

М. Р. : Стихи у Есенина особенные, певучие. Не случайно, на его стихи написано много музыкальных произведений: песен, романсов. Давайте, послушаем:

Смотрим видеоклип на романс Г. Пономаренко «Отговорила роща золотая». После прослушивания обсудить с детьми: понравился ли романс, почему?

М. Р. : Наша с вами встреча подходит к концу. Послушайте фрагмент еще одного стихотворения С. Есенина:

Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая с замираньем летит на звезду.

Я предлагаю вам взять листочки и придумать свой осенний танец.

Импровизация детей с листьями под музыку Ф. Шопена «Осенний вальс» (оркестр П. Мориа)

В заключение подвести небольшой итог встречи:

* Мы слушали музыку, стихи великих поэтов, знакомились с картинами замечательных русских художников.

* Осень – удивительное время года! Может вызывать самые разные, даже противоположные настроения.

* Спросить детей, какой видели осень поэты, художники, композиторы? А какой видите осень вы?

Подарить детям открытки-репродукции осенних пейзажей.

Под музыку Г. Свиридова «Весна-осень» дети выходят из зала.

Тема занятия «Музыка осени»

Описание материала : Предлагаю вам конспект своей образовательной деятельности для детей 4 класса (9-11 лет) по теме «Музыка осени». Данный материал будет полезен как педагогам дополнительного образования, так и учителям музыки. Этот конспект направлен на расширение кругозора детей и совершенствование вокально-хоровых навыков.
Цель: дать представление о многообразии и богатстве музыки, поэзии, живописи, их общей жизненной основе, взаимовлиянии и взаимодополнении.
Углубление темы на примере творчества П.И.Чайковского, Г.В.Свиридова,
Антонио Вивальди.
Задачи:
Образовательные:

-Расширять кругозор детей
-Формировать элементарный слушательский опыт на основе музыки
-Учить сопоставлять музыкальный и художественный образ, опираясь на средства музыкальной выразительности
Развивающие:
-развивать творческое воображение
-развивать вокально-хоровые навыки
-развивать воображение
-Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, участие в музыкальных инсценировках.
-Развивать певческие навыки и кругозор учащихся
Воспитывающие:
воспитывать любовь к музыке
пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету
воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус
воспитывать образное мышление; эмоционально-эстетическую отзывчивость на
произведение искусства;
формировать у школьников способность воспринимать красоту родной природы;
совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения
обогащать духовный мир детей.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем занятии! Ребята, отгадав загадку, вы узнаете тему занятия.
Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.

Догадайся, милый друг,
Что за время года? - ...
(Осень)
Сегодня мы с вами поговорим о музыке осени. Вот и осень пришла к нам незаметно. Разная она бывает – веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и мокрым снегом, с холодными ветрами и заморозками. А какие признаки осени вы можете назвать?
Дети: становится холоднее, птицы улетают на юг, солнце светит не так ярко.
Педагог: хорошо. Молодцы, скажите, а вы любите осень?
Дети: Да, нет.
Педагог: а за что вы любите осень
Дети: за то что красиво становится вокруг.
Педагог: а вы можете назвать какие-нибудь пословицы или поговорки об осени?
Дети: ответы детей
Педагог: давайте посмотрим на экран.(на экране пословицы об осени).
1.Осень - перемен восемь.
2.Ты корми меня в весну, а осенью я и сам сыт буду.
3.Придет осень, да за всё спросит.
4.Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.
5.Осенью и у кошки пиры.
Ребята, выберете 1 пословицу и объясните её.
Дети: высказывают мнения.
Педагог: все эти пословицы об осени, о ее погоде и о том, что именно в это время года люди собирают урожай, как и летом, делают запасы на зиму.

Осень- эта прекрасная пора, не смотря на то, что погода часто бывает капризно. Это время года привлекало и привлекает внимание поэтов, художников, и конечно же композиторов. Так и наш русский композитор Петр Ильич Чайковский, который жил в 19 веке. Создал цикл фортепианных пьес «Времена года», этих пьес 12. Как вы думаете почему именно 12?
Дети: по числу месяцев в году.
Педагог: правильно. Чайковский долгое время жил в Петербурге, там издавался журнал под названием «Нувеллист» - от слова «новелла», что значит - небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц, и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля, сочиненных Петром Ильичём. Каждая имела название одного из месяцев года. 12 месяцев в году, 12 номеров журнала и 12 музыкальных пьес: январь, февраль, март... Все они потом были
объединены в альбом красочных, музыкальных зарисовок, который получил название «Времена года». Чайковский очень любил осень. Он много времени проводил на прогулках, наблюдая, как меняются краски природы, дышал запахом влажной земли. Он гулял даже в дождливую погоду, находя и в дожде красоту. И это не случайно, ведь осень такая удивительная пора. Сейчас мы послушаем одну из осенних пьес, послушайте и подумайте, какой месяц соответствует этой музыке?
Что хотел изобразить композитор? Напоминаю, что музыку слушаем в тишине.
Слушание пьесы «Октябрь. Осенняя песнь»
Педагог: какой месяц соответствует этой музыке?Что хотел изобразить композитор?
Дети: октябрь.
Педагог: а почему вы так решили?
Дети: потому что музыка подсказала, она как капли дождя, который часто идет в октябре.
Педагог: а что же автор хотел изобразить?
Дети: осень, природу.
Педагог: какова мелодия этой пьесы?
Дети: плавная, лиричная, спокойная.
Педагог: Наверно, нигде в мире нет такой красивой осени, как у нас в России, которую и изобразил Петр Ильич в своем произведении. И еще один русский композитор, который обратился к теме осени - это Георгий Васильевич Свиридов.

Родился он в маленьком городке Фатеже. С девяти лет стал учиться играть на рояле. Но вскоре занятия прекратились: гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Вскоре Свиридов по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. Чуть позже Георгий Васильевич получил музыкальное образование и стал прекрасным композитором. За свой талант он был удостоен многих государственных званий и наград. Давайте прослушаем фрагмент музыкального произведения Г.В.Свиридова,
который называется «Осень». И ответим на вопросы:
Какие музыкальные инструменты вы услышали?
-Какая была музыка по характеру (Радостно напряженно торжественно загадочно
ласково восторженно поэтично стремительно спокойно таинственно взволнованно беспокойно нежно изящно)
-Что бы вы нарисовали, слушая эту музыку?
Слушание «Осень»
Дети: Ответы детей
Педагог: а теперь немножко отдохнем, встаньте и выйдите из-за парт.
Гриша шел - шел - шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два - грибок, (Наклоны вперед.)
Три - грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. (Шагаем на месте. Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)
Присаживайтесь.
Педагог : Многие творческие люди посвящали временам года свои произведения: поэты – стихи, художники – картины, композиторы – музыку. Одним из таких великих композиторов был Антонио Вивальди.

Он первым создал концертный цикл, посвященный всем временам года. Антонио Вивальди родился в Италии. Он был аббатом (т.е. священником), получил музыкальное образование – как скрипач-исполнитель и композитор. Вивальди создал много музыкальных произведений, но самым известным из них является цикл «Времена года», состоящий из 4-х концертов для скрипки с оркестром. Мы послушаем фрагмент концерта «Осень». И ответим на вопросы. Каково настроение этой осени? Какие чувства у вас вызывает эта музыка?
Слушание «Осень»
Педагог: Каково настроение этой осени? Какие чувства у вас вызывает эта музыка?
Дети: ответы детей.
Педагог: а как вы думаете, если бы композитор рисовал иллюстрацию к этому произведению, какие бы он использовал краски?
Дети: ответы детей.
Педагог: конечно музыка итальянского композитора отличается от нашей музыки, и осень у нас разная, поэтому осенние произведения пронизаны настроениями и чувствами своего народа.
Сейчас мы послушаем еще одну песню об осени и разучим ее. Называется она «Скворушка». Подумайте, с каким настроением мы будем исполнять эту песню?
Разучивание песни.
Педагог: Молодцы ребята. О каком времени года мы сегодня говорили?
Дети: Об осени
Педагог: С творчеством, каких композиторов познакомились?
Дети: А. Вивальди, П. И. Чайковского, Г.В. Свиридова.
Педагог: наше занятие окончено, спасибо, до свидания!

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png