Образ Ольги Ильинской в романе И.А. Гончарова "Обломов"

“Разбирать женские образы, созданные И. А. Гончаровым, значит предъявлять претензию быть великим знатоком венского сердца”, - заметил один из наиболее проницательных русских критиков - Н. А. Добролюбов. Действительно, образ Ольги Ильинской можно назвать несомненной удачей Гончарова-психолога. В нем воплотились не только лучшие черты русской женщины, но и все лучшее, что видел писатель в русском человеке вообще.

“Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня... Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии” - именно так, всего в нескольких деталях дает И. А. Гончаров портрет своей героини. И уже в нем мы видим те черты, которые всегда привлекали русских писателей в любой женщи-не: отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую. “В редкой девице, - подчеркивает автор, - встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка... Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла”.

Ольга чужая в своей среде. Но она не жертва, потому что в ней есть и ум, и решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию, на поведение, не ориентированное на общепринятые нормы. Не случайно Обломов воспринял Ольгу как воплощение того идеала, о котором он грезил. Едва Ольга спела “Casta diva”, он сразу “узнал” ее. Не только Обломов “узнал” Ольгу*, но и она его. Любовь для Ольги становится не только испытанием. “Где она брала уроки жизни?” - с восхищением думает о ней Штольц, который любит Ольгу именно такую, преображенную любовью.

Именно отношения главного героя романа с Ольгой позволяют нам глубже понять характер Ильи Обломова. Именно Ольгин взгляд на своего возлюбленного помогает читателю посмотреть на него так, как того хотел автор.

Что же видит Ольга в Обломове? Ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые также чужды ей. Она чувствует, что в Илье нет цинизма, но есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. Но Ольге и Обломову не суждено быть счастливыми.

Обломов предчувствует, что их с Ольгой отношения не могут всегда быть их личным делом; они непременно обернутся множеством условностей, обязанностей. Надо будет “соответствовать”, заниматься делами, стать членом общества и главой семьи и так далее. Штольц и Ольга упрекают Обломова в бездеятельности, а он в ответ лишь дает несбыточные обещания или улыбается “как-то жалко, болезненно-стыдливо, как нищий, которого упрекнули его наготой”.

Ольга постоянно размышляет не только о своем чувстве, но и о влиянии на Обломова, о своей “миссии”: “И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!” И любовь становится для Ольги долгом, а потому уже не может быть безоглядной, стихийной. Больше того, Ольга не готова пожертвовать ради любви всем. “Тебе хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебе своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому пути?.. Никогда, ни за что!” - решительно отвечает она Обломову.

Обломов и Ольга ждут друг от друга невозможного. Она от него - деятельности, воли, энергии; в ее представлении он должен стать похожим на Штольца, но только сохранив при этом лучшее, что есть в его душе. Он от нее - безоглядной, самоотверженной любви. И оба они обманываются, убеждая себя, что это возможно, а потому неизбежен конец их любви. Ольга любит того Обломова, которого создала она сама в своем воображении, которого она искренне хотела создать в жизни. “Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты уж давно умер”, - с трудом выговаривает Ольга суровый приговор и задает горький вопрос: “Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? <...> Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...” “Есть, - отвечает Илья. - Обломовщина!” Трагедия Ольги и Обломова становится окончательным приговором тому явлению, которое изобразил Гончаров.

Ольга выходит замуж за Штольца. Именно он сумел добиться того, что в душе Ольги здравый смысл, рассудок окончательно победили терзавшее ее чувство. Ее жизнь можно назвать счастливой. Она верит в своего мужа, а потому любит его. Но Ольга начинает чувствовать необъяснимую тоску. Механическая, деятельная жизнь Штольца не дает тех возможностей для движения души, которые были в ее чувстве к Обломову. И даже Штольц угадывает: “Узнав раз, его разлюбить невозможно”. С любовью к Обломову умирает часть души Ольги, она навсегда остается жертвой.

“Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни, <...> живое лицо, только такое, каких мы еще не встречали”, - писал Добролюбов. Мы можем уверенно сказать, что Ольга Ильинская продолжает ту галерею прекрасных женских типов, которую открыла Татьяна Ларина и которыми будет восхищаться не одно поколение читателей.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/


В романе И.А.Гончарова "Обломов" показаны только два основных женских образа, тоже противоположных друг другу. Это образ Ольги Ильинской и образ Агафьи Пшеницыной. Их внешность так же противоположна, как и облики Анны Сергеевны и Катерины Сергеевны в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети". Ольга Сергеевна "не была красавицей, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза...

В сонную жизнь Обломова присутствие молодой, симпатичной, умной, живой и отчасти Насмешливой женщины», которая могла бы пробудить Илью к жизни, осветить его тусклое суще­ствование. Но Штольц «не предвидел, что он вно­сит фейерверк, Ольга и Обломов - и подавно». Любовь к Ольге изменила Илью Ильича. По просьбе Ольги он отказался от многих своих при­вычек: не лежал на диване, не переедал, ездил с...

С горьким упреком Обломов" (Ч. 1, гл. VIII). Отсюда ясно, что не выполняет герой и вторую важнейшую заповедь: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Матф., гл. 22, ст. 39). Гончаров создает роман трагической силы - о спасении человеческой души и ее гибели. Но трагедия духа сокрыта за драмой души и судьбы. Совершенно явно показывая в Обломове евангельские блаженства, Гончаров тем не менее не...

Среды у А.С. Пушкина образ слуги Савельича (“Капитанская дочка”) и слуги Антона (“Дубровский”), образы слуг в произведениях Н.В. Гоголя “Мёртвые души”, “Ревизор”, тургеневские крестьяне и бедные люди Ф.М. Достоевского, народная среда в произведениях Л.Н. Толстого и в русской демократической литературе 60-70-х годов. Писатель-реалист вполне согласился бы с утверждением Н.Г. Чернышевского о том, ...

ОБЛОМОВ

(Роман. 1859)

Ильинская Ольга Сергеевна - одна из главных героинь романа, яркий и сильный характер. Возможный прототип И. - Елизавета Толстая, единственная любовь Гончарова, хотя некоторые исследователи отвергают эту гипотезу. «Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда. Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».

С того времени, как осиротела, И. живет в доме своей тетки Марьи Михайловны. Гончаров подчеркивает быстрое духовное созревание героини: она «как будто слушала курс жизни не по дням, а по часам. И каждый час малейшего, едва заметного опыта, случая, который мелькнет, как птица, мимо носа мужчины, схватывается неизъяснимо быстро девушкой».

И. и Обломова знакомит Андрей Иванович Штольц. Как, когда и где встретились Штольц и И., неизвестно, но отношения, связывающие этих персонажей, отличаются искренней взаимной тягой и доверием. «...В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка... Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла! Зато ее и ценил почти один Штольц, зато не одну мазурку просидела она одна, не скрывая скуки... Одни считали ее простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с языка ее ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе...»

Штольц приводит Обломова в дом И. не случайно: зная, что она обладает пытливым умом и глубокими чувствами, он надеется, что своими духовными запросами И. сумеет пробудить Обломова - заставит его больше и разборчивее читать, смотреть, узнавать.

Обломов в одну из первых же встреч захвачен ее удивительным голосом - И. поет арию из оперы Беллини «Норма», знаменитую «Casta diva», и «это уничтожило Обломова: он изнемог», все более и более погружаясь в новое для себя чувство.

Литературная предшественница И. - Татьяна Ларина («Евгений Онегин»). Но как героиня иного исторического времени, И. более уверена в себе, ум ее требует постоянной работы. Это отмечал еще Н. А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?»: «Ольга по своему развитию представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни... В ней-то более, нежели в Штольце, можно видеть намек на новую русскую жизнь; от нее можно ожидать слова, которое сожжет и развеет обломовщину...»

Но этого И. в романе не дано, как не дано развеять явления иного порядка схожей с нею героине Гончарова Вере из «Обрыва». Характер Ольги, сплавленный одновременно из силы и слабости, знания о жизни и неумения этим знанием одарить других, получит развитие в русской литературе - в героинях драматургии А. П. Чехова - в частности, в Елене Андреевне и Соне Войницкой из «Дяди Вани».

Главное свойство И., присущее многим женским персонажам русской литературы прошлого столетия, - не просто любовь к конкретному человеку, а непременное желание изменить его, поднять до своего идеала, перевоспитать, привив ему новые понятия, новые вкусы. Обломов оказывается для этого самым подходящим объектом: «Она мечтала, как «прикажет ему прочесть книги», которые оставил Штольц, потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, писать письма в деревню, дописывать план устройства имения, приготовиться ехать за границу, - словом, он не задремлет у нее; она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил, и Штольц не узнает его, воротясь. И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!.. Она даже вздрагивала от гордого, радостного трепета; считала это уроком, назначенным свыше».

Здесь можно сравнить ее характер с характером Лизы Кали-тиной из романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо», с Еленой из его же «Накануне». Перевоспитание становится целью, цель увлекает настолько, что отодвигается в сторону все остальное, а чувство любви постепенно подчиняется учительству. Учительство же в каком-то смысле укрупняет и обогащает любовь. Именно от этого и происходит в И. та серьезная перемена, что так поразила Штольца при встрече с ней за границей, куда она вместе с теткой приехала после разрыва с Обломовым.

И. сразу понимает, что в отношениях с Обломовым ей принадлежит главная роль, она «мигом взвесила свою власть над ним, и ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем». Жизнь словно просыпается в И. вместе с жизнью Обломова. Но в ней этот процесс происходит куда более интенсивно, чем в Илье Ильиче. И. словно проверяет на нем свои возможности женщины и воспитательницы одновременно. Ее незаурядные ум и душа требуют все более и более «сложной» пищи.

Не случайно в какой-то момент Обкомов видит в ней Корделию: все чувства И. пронизывает простая, естественная, как у шекспировской героини, гордость, побуждающая осознавать сокровища своей души как счастливую и заслуженную данность: «Что я раз назвала своим, того уже не отдам назад, разве отнимут...» - говорит она Обломову.

Чувство И. к Обломову цельно и гармонично: она просто любит, тогда как Обломов постоянно пытается выяснить глубину этой любви, оттого и страдает, полагая, что И. «любит теперь, как вышивает по канве: тихо, лениво выходит узор, она еще ленивее развертывает его, любуется, потом положит и забудет». Когда Илья Ильич говорит героине, что она умнее его, И. отвечает: «Нет, проще и смелее», высказывая тем самым едва ли не определяющую линию их отношений.

И. вряд ли сама ведает, что испытываемое ею чувство более напоминает сложный эксперимент, нежели первую любовь. Она не говорит Обломову о том, что улажены все дела по ее имению, с одной лишь целью - «...доследить до конца, как в его ленивой душе любовь совершит переворот, как окончательно спадет с него гнет, как он не устоит перед близким счастьем...». Но, как всякий эксперимент над живой душой, этот опыт увенчаться успехом не может.

И. необходимо увидеть своего избранника на пьедестале, выше себя, а это, согласно авторской концепции, невозможно. Даже Штольц, за которого после неудачного романа с Обломо-вым И. выходит замуж, только временно стоит выше, чем она, и Гончаров это подчеркивает. К финалу становится ясно, что И. перерастет своего мужа и по силе чувств, и по глубине размышлений о жизни.

Осознав, насколько далеко расходятся ее идеалы с идеалами Обломова, мечтающего жить согласно старинному укладу родной Обломовки, И. вынуждена отказаться от дальнейших экспериментов. «Я любила будущего Обломова! - говорит она Илье Ильичу. - Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... как голубь; ты прячешь голову под крыло - и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей... да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего - не знаю!» Это «что-то» не оставит И.: даже пережив разрыв с Обломовым и счастливо выйдя замуж за Штольца, она не успокоится. Наступит момент, когда и Штольц окажется перед необходимостью объяснять жене, матери двоих детей, таинственное «что-то», не дающее покоя ее мятущейся душе. «Глубокая бездна ее души» не пугает, но тревожит Штольца. В И., которую он знал почти девочкой, к которой испытывал сначала дружбу, а потом и любовь, он постепенно обнаруживает все новые и неожиданные глубины. Привыкнуть к ним Штольцу трудно, потому его счастье с И. представляется во многом проблематичным.

Бывает, что И. овладевает страх: «Она боялась впасть во что-нибудь похожее на обломовскую апатию. Но как она ни старалась сбыть с души эти мгновения периодического оцепенения, сна души, к ней нет-нет да подкрадется сначала греза счастья, окружит ее голубая ночь и окутает дремотой, потом опять настанет задумчивая остановка, будто отдых жизни, а затем смущение, боязнь, томление, какая-то глухая грусть, послышатся какие-то смутные, туманные вопросы в беспокойной голове».

Эти смятения вполне соотносятся с финальным размышлением автора, заставляющим задуматься о будущем героини: «Ольга не знала... логики покорности слепой судьбе и не понимала женских страстишек и увлечений. Признав раз в избранном человеке достоинство и права на себя, она верила в него и потому любила, а переставала верить - переставала и любить, как случилось с Обломовым... Но теперь она уверовала в Андрея не слепо, а с сознаньем, и в нем воплотился ее идеал мужского совершенства... Оттого она не снесла бы понижения ни на волос признанных ею достоинств; всякая фальшивая нота в его характере или уме произвела бы потрясающий диссонанс. Разрушенное здание счастья погребло бы ее под развалинами, или, если б еще уцелели ее силы, она бы искала...»

Введение

Ольга Ильинская в романе Гончарова «Обломов» является наиболее ярким и сложным женским персонажем. Знакомясь с ней как с юной, только развивающейся девушкой, читатель видит ее постепенное взросление и раскрытие как женщины, матери, самостоятельной личности. При этом полная характеристика образа Ольги в романе «Обломов» возможна только при работе с цитатами из романа, максимально емко передающими внешность и индивидуальность героини:

«Если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи – с станом…».

При встрече с Ольгой люди всегда на мгновение останавливались «перед этим так строго и обдуманно, артистически созданным существом».

Ольга получила хорошее воспитание и образование, разбирается в науках и искусстве, много читает и находится в постоянном развитии, познании, достижении новых и новых целей. Эти ее черты отразились на внешности девушки: «Губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз», а неровно расположенные тонкие брови создавали маленькую складку на лбу «в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль». Все в ней говорило о собственном достоинстве, внутренней силе и красоте: « Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой, шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо».

Любовь к Обломову

Образ Ольги Ильинской в «Обломове» предстает в начале романа как еще совсем юной, мало знающей девушки, с широко открытыми глазами смотрящей на окружающий мир и старающейся познавать его во всех проявлениях. Переломным моментом, ставшим для Ольги переходом от детской стеснительности и некого смущения (как это было при общении со Штольцем), стала любовь к Обломову. Прекрасное, сильное, вдохновляющее чувство, молниеносно вспыхнувшее между возлюбленными, было обречено на расставание, так как Ольги и Обломов не хотели принимать друг друга такими, какими они есть на самом деле, культивируя в себе чувство к полуидеальным прообразам реальных героев.

Для Ильинской любовь к Обломову была связана не с теми женственными нежностью, мягкостью, принятием и заботой, которых ждал от нее Обломов, а долгом, необходимость поменять внутренний мир возлюбленного, сделать его абсолютно другим человеком:

«Она мечтала, как “прикажет ему прочесть книги”, которые оставил Штольц, потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, писать в деревню письма, дописывать план устройства имения, приготовиться ехать за границу – словом, он не задремлет у нее; она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил».

«И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!»

Любовь Ольги к Обломову – была основана на эгоизме и амбициях героини. Более того, ее чувства к Илье Ильичу трудно назвать истинной любовью – это была скоротечная влюбленность, состояние вдохновения и подъема перед новой вершиной, которую она хотела достичь. Для Ильинской на самом деле не были важны чувства Обломова, она хотела сделать из него свой идеал, чтобы затем гордиться плодами своих трудов и, возможно, напоминать ему после, что всем, что он имеет, обязан именно Ольге.

Ольга и Штольц

Отношения Ольги и Штольца развивались с нежной, трепетной дружбы, когда Андрей Иванович был для девушки учителем, наставником, фигурой вдохновляющей, по-своему далекой и недоступной: «Когда у ней рождался в уме вопрос, недоумение, она не вдруг решалась поверить ему: он был слишком далеко впереди ее, слишком выше ее, так что самолюбие ее иногда страдало от этой недозрелости, от расстояния в их уме и летах».

Брак со Штольцем, который помог ей оправиться после расставания с Ильей Ильичем, был логичен, так как герои очень схожи по характеру, жизненным ориентирам и целям. Тихое, спокойное, бесконечное счастье виделось Ольге в совместной жизни со Штольцем:

«Она испытывала счастье и не могла определить, где границы, что оно такое».

« Она тоже шла одиноко, незаметной тропой, также на перекрестке встретился ей он, подал руку и вывел не в блеск ослепительных лучей, а как будто на разлив широкой реки, к пространным полям и дружески улыбающимся холмам»

Прожив несколько лет вместе в безоблачном, бесконечном счастье, видя в друг друге те идеалы, о которых всегда грезили и тех людей, которые им являлись во снах, герои начали словно отдаляться друг от друга. Штольцу стало тяжело тянуться за пытливой, непрерывно стремящейся вперед Ольгой, а женщина «стала строго замечать за собой и уловила, что ее смущала эта тишина жизни, ее остановка на минутах счастья», задаваясь вопросами: «Ужели еще нужно и можно желать чего-нибудь? Куда же идти? Некуда! Дальше нет дороги… Ужели нет, ужели ты совершила круг жизни? Ужели тут все… все…». Героиня начинает разочаровываться в семейной жизни, в женском предназначении и в той судьбе, которая была уготована ей с самого рождения, но продолжает верить в своего сомневающегося мужа и в то, что их любовь будет держать их вместе даже в самый трудный час:

« Та неувядающая и негибнущая любовь лежала могуче, как сила жизни, на лицах их – в годину дружной скорби светилась в медленно и молча обмененном взгляде совокупного страдания, слышалась в бесконечном взаимном терпении против жизненной пытки, в сдержанных слезах и заглушенных рыданиях».

И хотя Гончаров не описывает в романе, как сложились дальнейшие отношения Ольги и Штольца, можно кратко предположить, что женщина спустя какое-то время либо ушла от мужа, либо оставшуюся жизнь прожила несчастной, все более погружаясь в разочарование от недостижимости тех высоких целей, о которых мечтала в юности.

Заключение

Образ Ольги Ильинской в романе «Обломов» Гончарова – это новый, в какой-то мере феминистичный тип русской женщины, которая не хочет закрываться от мира, ограничивая себя хозяйством и семьей. Краткая характеристика Ольги в романе – женщина-искатель, женщина-новатор, для которой «рутинное» семейное счастье и «обломовщина» были действительно самыми ужасающими и пугающими вещами, способными привести к деградации и застою ее направленной вперед, познающей личности. Для героини любовь была чем-то второстепенным, проистекающим из дружбы или вдохновения, но не самобытным, ведущим чувством, а уж тем более не смыслом жизни, как у Агафьи Пшеницыной.

Трагичность образа Ольги состоит в том, что общество 19 века еще не было готово к появлению сильных женских личностей, способных менять мир наравне с мужчинами, поэтому ее все равно бы ожидало то самое усыпляющее, однообразное семейное счастье, которого девушка так опасалась.

Тест по произведению

Роман «Обломов» – главное произведение в творчестве . Роман создавался в течение нескольких лет, с 1847 по 1859 год. Его главным героем стал помещик . Образованный человек проводит жизнь, предавшись неге и полулени. Он не приспособлен к работе и, несмотря на имеющийся потенциал, не питает интереса ни к одному виду деятельности. Ольге Ильинской, чей характер оказывается полной противоположностью образу Обломова, автор отвел роль мотиватора главного действующего лица.

Роман демонстрирует развитие персонажа. Встретив Ольгу молодой девушкой, читатель наблюдает за ее становлением как личности, взрослением и сменой статуса. Постоянно стремящаяся к саморазвитию, амбициозная Ольга Сергеевна Ильинская пробуждает в Обломове любовь, которой не суждено иметь продолжения.

Биография и сюжет

Ольга Ильинская – привлекательная девушка, живущая в Санкт-Петербурге. Она позитивна, оптимистична и не склонна к манерности, традиционной для описываемой эпохи. Семья девушки благородна. Родители рано умерли, и ребенком героиня попала в дом тетки, Марьи Михайловны. Там ей дали воспитание, разрешали открыто выражать мнение. Самодостаточность Ольги объяснима и тем, что ее близким другом был . Девушка является поклонницей его взглядов и воплощает в жизнь идеи, которым благоволит приятель.


Образ Ольги не типичен для женщины 19 века. Ее характеристика исключает склонность к кокетству и жеманству, скрытности и алчности. Девушку мало волнуют приличия и чужое мнение. Общества Ильинской избегают поборники традиционного социального строя и этикета. Ольга образованна и рассудительна. Описывая характер, автор не уделяет внимания внешности, отмечая, что героине не хватает белизны кожи, румянца и утонченных очертаний. Грациозная и элегантная Ильинская из добродушного ребенка превращается в женщину, чье лицо теряет беззаботное выражение и обретает тягостную задумчивость.

Чувства, которые пробудила Ольга в сердце Обломова, облагородили героя и позволили начать новый этап жизни. Герой оказался не в силах соответствовать девушке, и им пришлось разорвать отношения. Расставание подкосило обоих. Илья Обломов слег в горячке, а Ольга Ильинская уехала в Париж, залечить разбитое сердце. Полгода, проведенные во Франции, она поддерживала тесную связь со Штольцем и пришла в себя. Приняв предложение руки и сердца от друга Обломова, Ольга вышла за него замуж.


Сочетая простоту и естественность, Ольга Ильинская отличалась от представительниц прекрасного пола в Петербурге. , которая заняла мысли Обломова после отъезда Ольги, не отличалась широтой взглядов или возвышенными идеалами. Ее простота и стремление вести привычный образ жизни заставили героя задуматься о том, что схожесть дает основания для появления чувств.

Личностный рост Ольги, описанный на страницах произведения, происходит быстрыми темпами. Это покорило Обломова. Позднее, поняв, что не готов к такому ритму жизни и имеет другие идеалы, герой отказался от попыток быть наравне с Ильинской. История любви не состоялась.


В сравнение с Ольгой Пшеницына выглядит скромно. Ее главными заботами оказывается ведение хозяйства и поиск возможностей угодить Обломову. Для нее он выступает в роли Ильинской, поэтому ленивому помещику кажется, что брак с Пшеницыной – удачный вариант развития событий.

Привыкшие к домашней жизни, щедрым застольям, тихой текучести времени, Обломов и Пшеницына довольствуются тем, что им преподносит судьба. В то же время Ильинская и Штольц привыкли творить свою жизнь вопреки обстоятельствам. План перевоспитания Обломова, который разработала Ильинская, никогда бы не пришел в голову Пшеницыной, считавшей, что супруг – идеальный мужчина. Чувства, которые Ольга приняла за любовь, скорее были удовольствием от результатов, демонстрируемых Ильей. Главное предназначение Ольги заключается в постоянном поиске себя и самосовершенствовании, что невозможно рядом с Обломовым.

Актрисы

Роман «Обломов» был экранизирован. Аудитории запомнились две киноленты, достойные разбора и отличившиеся интересными актерскими работами. В 1966 году на экраны вышел сериал, созданный итальянскими постановщиками. Роль Ольги исполнила Джулиана Лоджодиче, а в образе Обломова выступил Альберто Лионелло.


Советский зритель смог оценить режиссерскую интерпретацию в 1979 году. Художественный фильм «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» был воспринят тепло и доброжелательно. Критики отмечали игру , воплотившей на экране Ильинскую.


Кроткая и утонченная актриса достоверно изобразила черты, которые описывал автор в романе. Внешность актрисы изящно дополнила создаваемый ею образ. Роль принесла исполнительнице большой успех в кинематографе. В дуэте с Елена Соловей представила неповторимый тандем незаурядной личности и ее подопечного.

Литературоведы ищут прообраз Ольги Ильинской, отмечая ее сходство с главной героиней романа « ». напоминает Ильинскую. Писатели характеризуют девушек как простых персонажей, не испытывающих интереса к светской жизни современного общества. В работе над образом Гончаров пошел дальше , изобразив женщину, привлекающую природной красотой и серьезными запросами. Ольге не достаточно быть счастливой дамой, она чувствует необходимость проявления характера.


Ильинская входит в число классических женских образов русской литературы. Ольга представляет собой аутентичную героиню, цельную натуру, которой не находится равных.

Цитаты

Автор вкладывает в уста главной героини слова, которые ожидает услышать от публики. Середина 19 века была смутным временем, когда особам, подобным Обломову, не было счета. Мало кто хотел выйти из зоны комфорта, чтобы взяться за решительные действия, и в образе женщины писатель дает сильнейшую мотивацию Обломову и таким как он. Женское начало является собирательным образом достигаемой высоты:

«Я цель твоя, говоришь ты и идешь к ней так робко, медленно; а тебе еще далеко идти; ты должен стать выше меня. Я жду этого от тебя!» – говорит Обломову Ольга.

Несмотря на рассудительность, Ольге не чужды сердечные порывы:

«У сердца, когда оно любит, есть свой ум... оно знает, чего хочет, и знает наперед, что будет»

Так объясняет девушка, не понимающая до конца, что, сама того не желая, она подменила любовь азартом. В глубине души Ольга понимает, что испытываемые чувства не имеют шанса:

«Да, на словах вы казните себя, бросаетесь в пропасть, отдаете полжизни, а там придет сомнение, бессонная ночь: как вы становитесь нежны к себе, осторожны, заботливы, как далеко видите вперед!..»

Девушка видит, кем является Обломов и понимает, что он никогда не решится на серьезный поступок и не изменит своей сущности.

Одним из женских портретов в романе является образ Ольга Сергеевна Ильинская, знакомой Штольца и возлюбленной Обломова. Эту женщину долго не может забыть Илья Ильич, ее портрет он рисовал в своей памяти. «Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миниатюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда...»Гончаров, И.А. Обломов. Роман в 4-х частях. - М.: Художественная литература, 1984. - 493 с. - С. 202 . Такая женщина не могла оставить равнодушным главного герой, который уже давно не выходил в свет.

Дальше можно проследить уже взгляд самого И.А.Гончарова на образ Ольги: «Кто ни встречал ее, даже рассеянный, и тот на мгновение останавливался перед этим так строго и обдуманно, артистически созданным существом… нос образовал заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большею частью сжатые…брови придавали особенную красоту глазам… это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично…» Там же. - С. 202.

Мотив статуи прослеживается и здесь. Сам Обломов сравнивает Ольгу со статуей «грации и гармонии». Она «несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы - овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи - с станом…». Но исследователи замечают, что Ольга -- не статуя. Для нее находится другая аналогия -- машина.

Как статуя Ильинская безусловно прекрасная, но как машина она функциональна. Любовь Обломова как будто завила героя, но вот завод кончается и сам герой замирает. Уже не искрятся глаза героя и не заплывают слезами «от слов, от звуков, от этого чистого, сильного девического голоса», от которого так билось сердце раньше.

И.А.Гончаров дает портрет героини в разные моменты ее жизни. Вот она поет «Щеки и уши рдели у нее от волнения; иногда на свежем лице ее вдруг сверкала игра сердечных молний, вспыхивал луч такой зрелой страсти, как будто она сердцем переживала далекую будущую пору жизни, и вдруг опять потухал этот мгновенный луч, опять голос звучал свежо и серебристо», описывает автор и «пробуждение души героини», когда она понимает чувства Обломова: «… лицо ее наполнялось постепенно сознанием; в каждую черту пробирался луч мысли, догадки, и вдруг все лицо озарилось сознанием… Солнце так же иногда, выходя из-за облака, понемногу освещает один куст, другой, кровлю и вдруг обольет светом целый пейзаж…». Но совсем другая Ольга после прощального разговора с Обломовым «она изменилась в лице: пропали два розовых пятнышка, и глаза потускнели…сильно рванула мимоходом ветку с дерева, оторвала губами…». Это показывает все разочарование, взволнованность и даже досаду героини.

Ольга Ильинская на протяжении знакомства с Ильей Обломовым тоже меняется. Если сначала, до признания Ильи Ильича легка, всегда весела, жива, открыта и доверчива «зависима» Штольца (он ее учитель), то после признания и последующего расставания с главным героем она же задумчива, сдержанна, настойчива, тверда, уверенна, сдержанна. Она уже не просто ветреная девушка, а женщина.

Писатель выделяет в Ольге Ильинской два важных, по его мнению, свойства личности, которые так не достают в современных женщинах, и потому особенно ценны. Это слова и движения. Достаточно убедительно они представлены в романе. В этом и заключается талант И.А. Гончарова.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png