Героизм – это доблесть, смелость, мужество, храбрость, решительность, самоотверженность, способность к совершению подвига. Герой берет на себя решение исключительной по своим масштабам и трудностям задачи, возлагает на себя большую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к людям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, преодолевает в связи с этим особые препятствия. Личный подвиг может сыграть роль почина, примера для множества людей и перейти в массовый героизм. Человек совершает героические подвиги потому, что считает это необходимым. Это некий сознательный выбор в следовании своего долга гражданина в критической ситуации, даже в ущерб себе и своей жизни. Что же это за чудо героизм, ответить сложно для каждого своё. Почему же некоторые люди которые с виду не чем не отличающийся от других, решаются спасти человека? Ведь когда вы бросаетесь помочь кому-нибудь вы не думаете что скажут, вы просто бросаетесь в помощь... Казалось бы, храбрость, самоотверженность и мужество такие мощные основы героизма, что даже непосвященному покажется, что этих опор личности, вполне достаточно, чтобы совершить подвиг. Однако в реальности опора только на храбрость, самоотверженность и мужество окажется напрасной тратой сил, если в единстве с этими человеческими факторами не выступит мысль. Утрата мысли, и жертвы напрасны. Деяние тогда, становится реальным воплощением героизма, когда под ним находится широкое плато смысла жизни. Мы можем вспомнить множество примеров героизма во время Великой Отечественной войны. Сражавшиеся на фронте были обычными людьми, которые в экстремальной ситуации возвысились до героического состояния. Это были точно такие же люди, как и мы с Вами.

«Быть всегда героями» этот лозунг нашёл яркое воплощение в бессмертном подвиге панфиловцев, который совершили 28 бойцов 316-й дивизии генерала И.В.Панфилова. Обороняя рубеж у разъезда Дубосеково, эта группа под командованием политрука В.Г.Клочкова 16 ноября вступила в единоборство с 50 немецкими танками, сопровождаемыми большим отрядом вражеских автоматчиков. Советские воины сражались с беспримерными мужеством и стойкостью. «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва»,— с таким призывом обратился к воинам политрук. И бойцы стояли насмерть, 24 из них, в том числе В.Г.Клочков, пали смертью храбрых, но враг здесь не прошел. Ярки примером, олицетворяющим героический дух наших воинов, является подвиг бойца морской пехоты комсомольца М.А.Паникахин. Во время вражеской атаки на подступах к Волге он, объятый пламенем, ринулся на встречу фашистскому танку и бутылкой с горючим поджёг его. Вместе с вражеским танком сгорел герой. Его подвиг товарищи сравнивали с подвигом горьковского Данко: свет подвига советского героя стал маяком, на который равнялись другие герои-воины. Какая сила духа была проявлена теми, кто не колеблясь, закрывал своим телом извергавшую смертоносный огонь амбразуру вражеского дзота! Рядовой Александр Матросов был одним из первых, кто совершил такой подвиг. За время Великой Отечественной войны подвиг Матросова повторили свыше 200 советских солдат и офицеров! Конечно, самоотверженность, презрение к смерти в борьбе с врагом не обязательно влекут с собой потерю жизни. Больше того, часто эти качества советских воинов помогают им мобилизовать все свои духовные и физические силы, чтобы найти выход из трудного положения. Вера в народ, уверенность в победе, во имя которой русский человек идёт на смерть, не страшась её, воодушевляет бойца, вливает в него новые силы. Всему миру известна железная стойкость наших воинов в дни героической обороны Ленинграда, Севастополя, Киева, Одессы. Решимость биться с врагом до конца была массовым явлением и находила своё выражение в клятвах отдельных бойцов и подразделений. Вот одна из таких клятв, принятая советскими моряками в дни обороны Севастополя: «Для нас лозунг «Ни шагу назад!» стал лозунгом жизни. Мы все, как один, непоколебимы. Если среди нас окажется притаившийся трус или предатель, то рука наша не дрогнет – он будет уничтожен».

Массовый трудовой героизм советских людей — также явление историческое. Своим самоотверженным трудом они выиграли битву за металл и хлеб, топливо и сырье, за создание оружия победы. Люди трудились по двенадцать и более часов в сутки, без выходных и отпусков. Даже во время налетов немецкой авиации на прифронтовые города не прекращалась работа. А если учесть нехватку продуктов, самых элементарных вещей, холод в нерегулярно отапливаемых домах, то станет ясно, в каких суровых условиях жили и трудились люди. Но они знали: действующая армия ждет самолеты, танки, орудия, боеприпасы и т.д. И все старались произвести продукции как можно больше.
Здесь уместно вспомнить слова Юрия Алексеевича Гагарина о героике, сказанные им в июне 1967 года в Комсомольске-на-Амуре:
" Время от времени приходится и теперь еще сталкиваться с так называемой теорией дегероизации, с теми, кто считает, что вроде бы миновали времена героики трудовых будней.
… Очевидно люди, которые рассуждают так, неправильно понимают, что такое героизм, что такое героика. Они считают, что героизм – это какой-то порыв, момент, когда человек выкладывает все свои силы.
По-моему, героизм – совершенно другое. Это повседневный героический труд, когда человек и не думает, что совершает подвиг. Разве думали первые люди, когда пришли на строительство Комсомольска, что они станут героями, что о них будут говорить в течение многих десятилетий, что их свершение будет расцениваться нашим народом как героический подвиг?"
А вот пример героического подвига и в наше время. В постперестроечное время, уже на закате Союзной империи, в «Комсомолке» был очерк об одном лейтенанте, который ушел в отставку и работал в школе, преподавал НВП. Как-то на урок у десятиклассников он принес учебный муляж гранаты. Объясняет ученикам, чем отличается учебная граната от боевой: если выдернуть чеку, то у учебной раздастся щелчок, а у боевой – хлопок и пойдет дымок – и через 4 секунды – взрыв. И вот он, демонстрируя, как пользоваться гранатой, выдергивает чеку. В этот момент кто-то из учеников пошутил: «А вдруг пойдет дымок?..», учитель улыбнулся, – такого не может быть! Раздался хлопок и пошел дымок. Учитель профессиональный военный – сразу понял, что граната – боевая, что делать?! Метнулся к окну, – там вышагивают первоклашки. В коридоре тоже шли уроки (за неимением места). Тогда он прижал гранату к животу и бросился под учительский стол. Через 4 секунды, как положено, прогремел взрыв. Учитель погиб мгновенно. Мелкими осколками посекло потолок, но из детей никто не пострадал. Потрясенные ученики получили живой урок мужества и героизма, они запомнили его на всю жизнь! Принято считать, что место героизму и подвигам – сугубо на войне, и наша современная размеренная жизнь, лишённая опасностей, отвела героическим поступкам людей уголок лишь на поле брани. Но что есть война? Масса людей в экстремальных, опасных для жизни обстоятельствах, где каждый может повести себя по-разному, и отнюдь не обязательно героическим образом! Хотя, как говорит ещё одно общеизвестное высказывание – на войне нет героев, человек просто должен делать то, что должен.
Подводя итоги можно сказать, что это лишь некоторые из героических поступков, которые совершают простые люди в непростых обстоятельствах. Причём, необязательно быть полицейским или обладателем чёрного пояса – спасовать или совершить героический поступок в экстремальной ситуации может каждый, нужно только иметь внутри что-то, что подтолкнёт вас к действию, что-то, делающее человека человеком.

Родина наша - колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими как алмаз и сталь.
А. Н. Толстой

Героическое, совершение выдающихся по своему обществ. значению действий, отвечающих интересам нар. масс, передовых классов и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию. С древних времён люди… … Философская энциклопедия

героизм - а, м. héroïsme m. Способность к героически поступкам, деяниям; самоотверженность, храбрость. Сл. 18. Где вы, мрачные веки, веки варварства и героизма? 1793. Карамзин ПРП 1 89. Суровой, жестокий героизм Спарты и Мессины. ММ 1803 3 199. Героизм зри … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Высшая степень гражданского или военного мужества. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ГЕРОИЗМ греч., от heros, герой. Мужество необыкновенное; дух свойственный герою. Объяснение 25000 иностранных слов … Словарь иностранных слов русского языка

Геройство, доблесть, смелость, отвага, мужество, храбрость, бесстрашие, неустрашимость; отважность, безбоязненность, мужественность, самопожертвование, дерзость, бесстрашность, героичность, решительность. Ant. трусость, малодушие Словарь русских… … Словарь синонимов

ГЕРОИЗМ, героизма, мн. нет, муж. (книжн.). Способность к совершению подвига; отвлеч. сущ. к героический. Во время катастрофы он проявил истинный героизм. Он не отличается героизмом. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Выдающееся по своему общественному значению действие. Воинский героизм многогранен и связан с наиболее сложными и опасными ситуациями, требующими огромных волевых усилий, высокого воинского мастерства, способности быстро принять единственно… … Морской словарь

ГЕРОИЗМ, а, муж. Отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке. Г. защитников Родины. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

См. Герой (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов

См. эстетический В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История слов

героизм - Беззаветный, бесподобный, беспримерный, величайший, изумительный, исключительный, истинный, небывалый, невиданный, необычайный, показной. Мишурный. Боевой, воинский, массовый, революционный, трудовой и т. п. Словарь эпитетов русского языка. 2006 … Словарь эпитетов

Героизм - Героизм ♦ Heroisme Крайняя степень бескорыстной храбрости, противостоящей любому реальному или возможному злу. Такая храбрость способна противостоять не только страху, но и страданию, усталости, унынию, отвращению, соблазну и т. д. Это… … Философский словарь Спонвиля

Книги

  • , Вяземский Юрий Павлович. Этой книгой мы продолжаем новую серию-библиотеку Юрия Вяземского "Умники и умницы: олимпиада" . Давайте готовиться к олимпиадам вместе! Сборник посвящен русской литературе - ее проблемам,…
  • Героизм в русской литературе. От "Песни о Вещем Олеге" до" Тихого Дона" , Вяземский Ю.П.. Этой книгой мы продолжаем новую серию-библиотеку Юрия Вяземского «Умники и умницы: олимпиада». Давайте готовиться к олимпиадам вместе! Сборник посвящен русской литературе – ее проблемам,…

героизм, самопожертвование, красота, дух, герой, героический поступок, личность, высокие качества, нравственное здоровье, справедливость, истина.

Аннотация:

Вопрос об исторической природе героизма был впервые поставлен итальянским философом Дж. Вико (18 в.), считавшим героизм характерной чертой лишь определённого периода в развитии человечества, так называемого «века героев», предшествующего «веку людей». Связывая героизм с условиями жизни античного общества, Вико отрицал возможность героизма в последующий, «разумный» период истории. Эта концепция получила всестороннее развитие у немецкого философа Гегеля, который отличительным признаком «героического века» считал совпадение индивидуальной самостоятельности, личного дела и его всеобщего значения и относил его к периоду, предшествующему становлению развитого государственно-правового строя.

Текст статьи:

Высокие качества духа героизм и самопожертвование, если они воспитаны и есть в человеке то, как правило, проявляются особенно ярко в период величайших потрясений и тяжелейших потерь, в условиях — быть или не быть. Поступки эти являют собой духовный потенциал личности или группы людей, общества и даже народа, веры их в величайшую жизненную идею, справедливость и правду.

Героизм и самопожертвование – необходимые черты высокого духа, показатели его красоты. Русский ребенок изначально воспитывается на примерах устного народного творчества – героях, добрых молодцах, богатырях, их подвижничестве, силе духа, удали. Это считается обязательной добродетелью мужчины.

Когда мы говорим простые и в то же время великие слова: «героизм» и «самопожертвование» перед нами из памяти встают многие десятки, а может быть и сотни образов и имен людей, реально существовавших и рожденных воображением народным. Среди них Александр Невский и Дмитрий Донской — государственные мужи и ратоборцы Руси, Микула Селянинович и Илья Муромец, Иван Сусанин и Александр Матросов, чьи яркие деяния во имя справедливости, правды, добра и Родины не сотрут ни время, ни новые великие свершения и подвиги. Противоположными чертами, которые высмеиваются обществом, обладает корыстный, трусливый человек.

Героизм и самопожертвование в человеческой личности формируются, прежде всего, знанием истории своей страны, лучших традиций народа, уверенностью в правоте дела, ради которого люди шли и идут на подвиг.

Каждый герой и героический поступок индивидуальны. И в то же время основа у них одна — это высочайшее состояние духа, нравственного здоровья, стремление к справедливости, поиску истины, противостояние злу, развитое чувство совестливости и ответственности.

Героизм и самопожертвование, готовность к ним в духовном наследии народа являют собой важнейший стратегический фактор мощи страны, показатель крепости государства, его военной организации. Человек только тогда настоящий воин и надежный страж Отчизны, когда он убежден в духовной правоте своего государства, своего жизненного дела, черпает в них свою решимость к ответственным героическим свершениям. Закономерность истории такова: чем благороднее цель, идеал, моральные мотивы — тем ярче подвиг, выше его социальный смысл. Именно высокогуманные и справедливые цели пробуждали богатырский дух, душевную и физическую энергию, величайшую самоотверженность человека.

В словаре иностранных слов героизм переводится с греч. от heros, герой. Мужество необыкновенное; дух, свойственный герою . В толковом словаре Ушакова самопожертвование – это пожертвование собой, своими личными интересами для пользы, благополучия других. Может употребляться в следующих значениях: материнское самопожертвование, самопожертвование во имя революции .

В Большой Советской Энциклопедии значение слова «героизм» следующее: героизм, героическое, свершение выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих интересам народных масс, передовых классов и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию .

Идеалы героизма развивались на протяжении многовековой истории человечества, запечатлеваясь первоначально в формах стихийно складывающегося массового нравственного сознания, устного народного творчества (в частности, в так называемом героическом эпосе), а в дальнейшем становясь предметом художественной литературы и искусства, специальных теоретических дисциплин — этики, эстетики, социологии, психологии.

Первыми из известных в европейской культуре героев были потомки олимпийских богов и смертных людей — Персей, Геракл, Тезей. Они занимали промежуточное положение между всемогущими и бессмертными богами и простыми смертными людьми, превосходя их силой, возможностями совершать величественные и замечательные дела, но в то же время испытывая переживания и страхи, связанные с преодолением трудностей и испытаний, ниспосланными судьбой. Природа героического деяния связывалась мифологическим сознанием не просто со сверхъестественными способностями героев, а, прежде всего с их решимостью идти на риск, готовностью к самопожертвованию во имя благих целей и собственного достоинства. В этом смысле даже олимпийские боги были не способны на проявление героизма, ибо для них нет ничего невозможного, ничего трудного, а их бессмертие не предполагает готовности к самопожертвованию. Поэтому природа героизма всегда, оказывается, тесно связана с проявлением сознательного выбора своей судьбы, самоотверженностью и готовностью взять на себя обязательства, далеко превосходящее обычную человеческую норму, силы и способности рядового человека. При этом ценность героического деяния всегда тем выше, чем труднее препятствия и чем успешнее они преодолеваются, чем больше человек проявит воли, настойчивости, умения и мужества, чтобы исполнить свой нравственный долг. Победа над страхом, над нерешительностью, сознанием собственной слабости и беспомощности и прежде всего над парализующей волю мелочной расчетливостью и не желающей рисковать предусмотрительностью формирует и закаляет героическую личность. При этом оценка совершенного деяния как героического определяется уже не только предметным результатом содеянного, но, прежде всего его мотивацией, духовным результатом свершения, значением и примером, которое оно подает. Положительная оценка подвига будет тем выше, чем более благородными мотивами руководствовался герой, и чем весомее окажутся общественно-полезные результаты деяния. Соответственно, поступок, продиктованный злой волей, корыстным расчетом и направленный против человечности и справедливости, даже осуществленный в сверх трудных условиях и с дьявольской изощренностью, будет оцениваться не как героический подвиг, а как тягостное и мрачное злодеяние. Эта негативная оценка будет тем более яркой, чем больше воли, упорства и подлости, хитрости и расчетливости, силы и ловкости будет проявлено при его совершении, и чем тяжелее будут его общественные последствия. Ибо исключительность героической личности состоит не в том, что это особый сверхчеловек способный на то, что другим не придет в голову (подобно сжегшему храм Артемиды греческому «герою» Герострату, или человеку, застрелившему Джона Леннона). Эта личность исключительна в том, что берет на себя большую меру ответственности и обязательств, проявляет готовность к преодолению больших трудностей. Во всем прочем подлинный герой не делает для себя исключений и поблажек из общих правил и руководствуется теми же принципами и нормами нравственности.

Вопрос об исторической природе героизма был впервые поставлен итальянским философом Дж. Вико (18 в.), считавшим героизм характерной чертой лишь определённого периода в развитии человечества, так называемого «века героев», предшествующего «веку людей». Связывая героизм с условиями жизни античного общества, Вико отрицал возможность героизма в последующий, «разумный» период истории. Эта концепция получила всестороннее развитие у немецкого философа Гегеля, который отличительным признаком «героического века» считал совпадение индивидуальной самостоятельности, личного дела и его всеобщего значения и относил его к периоду, предшествующему становлению развитого государственно-правового строя. Однако история показала, что и установление буржуазно-правового государства в борьбе с феодализмом породило своих героев. «… Как ни мало героично буржуазное общество, для его появления на свет понадобились героизм, самопожертвование, террор, гражданская война и битвы народов». Идеологи Просвещения (Ж. Ж. Руссо — Франция, Э. Лессинг, Ф. Шиллер — Германия) и революционного романтизма (Дж. Героизм Байрон — Англия, К.Ф. Рылеев — Россия, Дж. Мадзини — Италия) создали концепции бунтарства героической личности, борющейся за национальную и политическую свободу и «естественное» равенство людей. В реакционном романтизме, наоборот, герой противопоставлялся народу, «толпе» и даже обожествлялся в «культе героев» (Т. Карлейль — Англия), а во 2-й половине 19 в. в философии Ф. Ницше (Германия) получил моральное право на насилие. Эти идеи получили развитие и в реакционных течениях буржуазной мысли 20 в., которые подчёркивают индивидуальную исключительность героя и связывают героизм с милитаризмом (Д’Аннунцио — Италия, А. Розенберг, А. Боймлер — Германия).

Иное толкование дали понятию героизм русские народники в своей теории «героя и толпы». Массовый героизм отводится главным образом, народным массам в истории, и считается, что массы поднимаются на революцию, лишь следуя примеру отдельных исключительных личностей.

В освободительном движении России 19 в. проблема героической личности ставилась в связи с воспитанием революционера-профессионала у народников (П.Л. Лавров, С.М. Степняк-Кравчинский), у идеологов анархизма (М.А. Бакунин, С. Нечаев). Однако идеализация единичного героического акта и индивидуального подвига личности встретила критику уже у Н. Чернышевского, который заметил, что «… оказываются бессильными те личности, которые… не ищут помощи своему начинанию в самостоятельной деятельности всей массы народа» . Эту критику развили марксисты В. Плеханов и в особенности В. В. Воровский, который показал недостаточность для победы революции «… индивидуальных героических усилий самопожертвования…» . Героизм масс становится необходимым условием победы социалистической революции и нового, коммунистического строя. Именно в эпоху перехода от капитализма к социализму получила широкую разработку марксистско-ленинская концепция героизма, отличительной чертой которой является слияние индивидуального подвига, геройской инициативы отдельных групп с массовыми героическими действиями. Героизм опирается не только на моральную силу личности, но и на материальную силу революционного движения масс. Октябрьская революция и строительство социализма и коммунизма, Великая Отечественная война породили в народе героические подвиги в вооруженной борьбе и героический повседневный труд, нашедший своё выражение в социалистическом соревновании, ударничестве, стахановском движении, в движении за коммунистическое отношение к труду. Инициаторы этих движений стали в СССР национальными героями. По словам В.И. Ленина, победа социализма «… ни в коем случае не может быть решена героизмом отдельного порыва, а требует самого длительного, самого упорного, самого трудного героизма массовой и будничной работы» . В СССР учреждены почётные звания Героя Советского Союза (1934) и Героя Социалистического Труда (1938). Трудовой Героизм стал массовым и в других социалистических странах.

Борьба народов против фашизма, а также борьба за национальное и социальное освобождение после второй мировой войны 1939-1945гг. породила разные формы индивидуального и массового героизма. Символом и практическим образцом героизма стала упорная многолетняя борьба вьетнамского народа против империализма США. Разнообразие форм героических подвигов получило отражение в различных теориях героизма, иногда абсолютизирующих успех тех или иных героических действий. Так, в странах Дальнего Востока и Латинской Америки возникли концепции, ограничивающие героизм только «вооружёнными действиями». В связи с активностью молодёжного, в особенности студенческого, движения появились разные экстремистские теории «быть левее левых», быть революционнее всех, возродились религиозные формы «героического непротивления» (самосожжения буддистов в Южном Вьетнаме) и другие. Все эти формы и концепции героизма требуют от личности беззаветной жертвенности и мужества. Однако изолированность индивидуальных действий, невозможность применения их в массовом масштабе приводят к отрыву от главных освободительных и революционных целей движения. «Причина наших побед…,- пишет В. И. Ленин, — уменье поднять энергию, героизм, энтузиазм масс, сосредоточивая революционно напряженные усилия на важнейшей очередной задаче» . Величие героическому подвигу придаёт не абстрактное самопожертвование личности, а его всемирно-историческое содержание, участие в поступательном движении народов за победу коммунизма, обеспечивающего мир, труд и свободу человеку.

Марксистско-ленинская этика не делает принципиального различия между индивидуальным и массовым героизмом. Личный подвиг может сыграть роль почина, примера для многих людей и перейти, таким образом, в массовый героизм.

Истоки массового героизма видятся в русском национальном характере, в патриотизме, чувстве гордости за свою родину, в нравственном духе народа, в братской дружбе людей разной национальности.

Формы массового героизма были многообразными. Но особенно характерным являлся коллективный подвиг частей, соединений - на фронте, заводов, колхозов, многих других трудовых коллективов - в тылу. Это был героизм особого рода: длительный и самого высокого накала ратный труд миллионов красноармейцев в условиях постоянной смертельной опасности, беззаветный труд миллионов рабочих, крестьян, служащих, научно-технической интеллигенции при предельном напряжении духовных сил, часто вусловиях голода и холода.

Победа народа в страшной войне 1941-1945 гг. — это победа каждого простого солдата, подвиг которого уже в том, что он был в этой войне. Русские писатели, развивавшие традиционную для нашей литературы тему войны, показали, как единичность подвига рождала массовый героизм.

Сегодня выходит немало взвешенных по своим оценкам публикаций и книг о природе героизма и самопожертвования. Их авторы глубоко проникают в истоки и суть героического подвига, понимая под этим такой поступок человека или группы людей, когда сознательно делается шаг, выходящий за привычные нормы поведения. Героизм этот состоит в разрешении жизненного противоречия, которое в данный момент не может быть разрешено обычными, повседневными средствами. Особое значение в данном случае имеют содержание побудительного мотива поступка, его соответствие духовному настрою, идейным убеждениям людей и требованиям обстановки.

Героическое в поведении и поступках того или иного человека обязательно связано с исключительным напряжением мысли, воли, чувства, сопряжено с риском, в большинстве случаев - со смертельной опасностью. Однако в годы войны люди сознательно шли на любой риск и любые испытания. Их вели на это самоотверженная забота о судьбе Родины, о ее настоящем и будущем.

Из вышеуказанных определений следует, что героизм — особая, исключительная, форма человеческого поведения, оцениваемая моральным сознанием как подвиг, т.е. осуществление выдающейся по своим масштабам и трудностям задачи, которая требует от человека предельного напряжения всех сил и связано с преодолением необычайных трудностей и обстоятельств, зачастую угрожающих самой человеческой жизни.

Героизм и самопожертвование как личные качества человека предполагают способность к совершению подвига, т.е. деяния, расширяющего рамки представлений о человеческих возможностях.

Литература.

  1. Большая советская энциклопедия. М., 1978.
  2. Воровский В.В. Соч., т. 2. М., 1971.
  3. Ленин В.И. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39. М., 1967.
  4. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8. М., 1971.
  5. Словарь иностранных слов русского языка. СПб, 1999.
  6. Толковый словарь русского языка/Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 2000.
  7. Чернышевский Н.Я. Полн. собр. соч., т. 4. М., 1968.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке.

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья.

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье – не в забвенье.

А. Твардовский

Война-это тяжелейшее испытание, трагический период в истории любого народа. Самой суровой, страшной по своим масштабам разрушений и жертв является вторая мировая война и ее неотъемлемая часть - Великая Отечественная война. Она словно смерч, пронеслась по Советскому Союзу. Словно чума, пожар, наводнение, эта война оставила за собой трупы, пепелища, горький дым. Именно в такие тяжелые моменты проявляются лучшие человеческие качества. То, что люди смогли с честью выдержать это испытание, не уронить своего достоинства, защитить свою Родину, своих детей - величайший подвиг. Способность к совершению подвига – самое важное качество настоящего человека. Чтобы совершить его, прежде всего нужно, забыть о себе и думать о других, забыть о смерти и страхе смерти, бросить вызов природе своим отречением от свойственной всему живому жажды жизни.

Каждую страну можно сравнить с человеческим организмом. Если все органы в порядке, закалено тело, здоровы легкие – значит, здорова и страна. Мозг-правительство заботится о действиях и функциях организма, стимулирует развитие и прогресс. Различные органы-министерства поддерживают тело в хорошем состоянии, фильтруют входящую и выходящую информацию. И сердце – главный источник жизни в организме. Если сердце нездорово, печально, обеспокоено – хворает и организм. Если сердце радостно, беззаботно, влюблено – организм процветает. Сердце – источник всего живого, любящего и прекрасного, что может создать человек. Сердцу подвластно все – даже творить чудеса. Сердце страны – ее люди. Люди всех возрастов и социальных положений, национальностей, рас, увлечений. Люди. Именно от них зависит страна. Именно от них зависит победа. Советские люди всех возрастов каждый день сталкивались со смертью, и каждый день доказывали, что беде их не сломить. Безобразное лицо войны увидели и запомнили все – в том числе и сыновья и дочери Казахской ССР.

История Великой Отечественной войны полна фактов мужества и самоотверженности миллионов людей, беззаветно защищавших свою Родину. Четырнадцатое января тысяча девятьсот сорок третьего года. Деревня Казачиха (Новосокольнический район Псковской области). Батальон идет в наступление. Отражает контратаки противника и снова наступает. Снайпер батальона Алия забросила гранату в недра одного из гитлеровских пулеметов и в очередной раз вздрогнула от холода. Метким выстрелом она обезвредила еще одного гитлеровца. Алия с радостью подумала о том, что справляется. Справляется, несмотря на свой юный возраст. Девушка вспомнила, как вздыхала командир, отправляя ее на бой. Однако вскоре Алия доказала, что умеет владеть винтовкой: за первые два месяца в армии ею было уничтожено около тридцати вражеских солдат. С каждой новой вылазкой автомат все привычнее ложился в руки, быстрее становились движения, даже тяжелое оружие казалось легче. Всю свою жизнь Алия стремилась к совершенству, упрямо двигаясь к целям, которые она себе ставила. Ей снова и снова приходилось доказывать свою силу людям, которые пытались уберечь ее, совсем еще девчонку, от войны. А она хотела воевать. Алия верила, что каждым убитым гитлеровцем она приближает день победы. Это стало целым занятием – гадать, сколько дней осталось до победы. Все эти мысли пронеслись в голове Алии во время короткого затишья. Относительная тишина вскоре была прервана новыми выстрелами. Немцы начали очередную контратаку. Одна из пуль взвизгнула совсем рядом с Алией. Другая разбила оптический прицел ее винтовки. Осколком мины Алию ранило в руку, но она даже не почувствовала боли, один за другим посылая выстрелы вперед, во врага. Вдруг словно огнем обожгло грудь – фашистский офицер целится в Алию для второго выстрела. Огромным усилием девушка прекратила дрожь в руках, прицелилась, выстрелила – и офицер упал замертво. Девушка уронила винтовку, и бессильно опустилась на землю. Последней мыслью, до того, как в ее глазах потемнело, было: сколько же дней осталось до победы?

Двадцать пятое июля тысяча девятьсот сорок третьего года. Район поселка Синявино (Кировский район Ленинградской области). Вот уже три дня Султан со своей ротой готовится к наступлению. Гитлеровцев много – так много, что Султан потерял им счет. Тело двигалось как механическое – залегало в траншеях, бросало гранаты, нажимало на курок. В этот день пулеметы не умолкали. Привычно оглушенный, Султан лежал в окопе и покрасневшими, распухшими глазами высматривал расположение вражеских амбразур. Нашел. Султан взял шесть гранат и пополз вперед, одновременно делая знак бойцам – наступать. Султан подобрался к дзоту, который стрелял наиболее часто, и бросил одну за другой две гранаты. Пулемет умолк. Оставалось еще два. Из-за них рота не могла продвинуться дальше. Тогда Султан подкрался к ближайшему из них и бросил две гранаты. Огонь не прекращался. Султан забросил третью гранату прямо в амбразуру. Кончено. Остался последний пулемет. Однако для того, чтобы к нему подобраться, нужно было пересечь почти голый холм – где легко можно было стать мишенью. Осталась одна граната. Ползти обратно? Нет, рота не сможет продвинуться вперед из-за того треугольного дзота, который стреляет почти беспрестанно. Султан сделал глубокий вдох и быстро пересек холм. Бросил гранату. Она разорвалась недалеко от амбразуры, не причинив ей никакого вреда. Огонь не прекращался. А рота уже продвинулась вперед, почти вплотную к немцам. Мешал только треугольный дзот... Султан опустил голову и глубоко задышал. Тяжелый, душный земляной запах ударил ему в нос. Султан подумал о земле, о траве и цветах, о тех людях, что остались в тылу, и вскочил на ноги. И одним прыжком достиг дзота. И закрыл его своим телом. Его рота воспользовалась паузой и рванулась вперед. Мгновением позже он лежал на земле, недвижимый, бездыханный. В свои последние минуты он не видел ни дыма, ни окопов, ни врагов, нет; Султан Баймагамбетов, мужественный защитник Ленинграда, видел яркие цветы и шелковистые травы на полях своей Родины.

Пятнадцатое октября тысяча девятьсот сорок третьего года, под городом Невелем Псковской области. Перед стрелковым подразделением Маншук стояла нелегкая задача – захватить высоту, господствовавшую над местностью. От этого зависел исход боя. Фашисты контратаковали непрерывно, отчаянно пытаясь задержать наступление советских войск. Маншук со своими товарищами-стрелками закрепились на выгодной позиции, отбивая контратаки. Ни на секунду не снимая рук со своего орудия, Маншук с ненавистью смотрела за линию огня, туда, где находились фашисты. С первых дней войны, работая медсестрой, она насмотрелась на убитых и раненых. Они прибывали каждый день и каждую ночь. Большинство были совсем молодыми. Маншук всегда думала о них. О том, кем бы они стали, если бы не вмешалась война. Ей хотелось изменить что-то. Хотелось вложить и свою толику в усилия миллионов людей, сражающихся за Родину. Вскоре она выучилась на пулеметчика и отправилась на фронт. Ей нравилось представлять, какой будет жизнь после войны. Никто не знал, какой она будет, поэтому Маншук могла воображать самые невероятные вещи. Она всегда надеялась на лучшее. Даже сейчас, когда она осталась одна из пулеметного расчета. Остальные стрелки лежали на земле без движения. Маншук знала: то, что она делает, очень важно. Эта мысль придавала ей сил в течение трех часов, когда она с тремя пулеметами отражала немецкие атаки. Когда взрывной волной опрокинуло один из пулеметов и горячая кровь залила ее лицо, Маншук не чувствовала ни страха, ни паники, ни грусти. Она всегда надеялась на лучшее. Она знала, что до победы осталось совсем чуть-чуть.

Тридцатое апреля тысяча девятьсот сорок пятого года, Берлин. Лейтенант Кошкарбаев с группой разведчиков лежат около рва, заполненного водой, недалеко от здания Рейхстага. Лейтенант сжимал в руках тяжелый сверток. Он прижимал сверток к груди, и казалось лейтенанту, что находящееся внутри боевое Красное знамя греет его. Греет дыханием миллионов людей, сражавшихся за него.

Атбасар. Думаю, что многие хоть раз слышали об этом маленьком городке в Акмолинской области. В истории моего родного города и района есть немало фактов проявления мужества и самоотверженности людей в годы Великой Отечественной войны. В первый же год войны из Атбасарского района было направлено в действующую армию более трех тысяч семисот человек, часть которых вошла в состав триста десятой Новгородской стрелковой дивизии, формировавшейся в Акмолинске. Дивизия сражалась под Ленинградом и участвовала в прорыве блокады этого города, а также в наступательных боях по освобождению десятков городов и сел нашей страны от фашистских захватчиков и закончила свой путь на территории Германии. Мы по праву гордимся нашими земляками, которые удостоены высокого звания – Героя Советского Союза. Их в нашем районе четверо: Акан Курманов, Иван Михайлович Дъяченко, Никита Федорович Карацупа, Николай Денисович Виденеев. Их подвиги всегда будут волновать людей невиданным героизмом и доблестью.

Великая Отечественная война потребовала от общества и безоглядного мужества, и готовности сплотиться ради победы, и сверхчеловеческого напряжения сил. Фронт и тыл составляли одно целое. «Все для фронта! Все для победы!» - этот призыв единодушно поддержали трудящиеся Казахстана. Посильный вклад в общее дело внесли наши земляки-атбасарцы. За успешное проведение сельскохозяйственных работ и засыпку в государственные закрома более одного миллиона пудов зерна в 1943 году атбасарским хлеборобам было присуждено переходящее красное знамя Государственного Комитета Обороны. Всего за годы Великой Отечественной войны страна получила от тружеников района около четырех миллионов пудов хлеба, шесть тысяч двести центнеров молока, более двух тысяч центнеров мяса и много другой продукции. В Атбасаре в годы войны работал эвакогоспиталь, который лечил раненных и военнопленных. Атбасарцы вместе со всеми казахстанцами пережили трудные годы Великой Отечественной войны, слышали плач обездоленных детей, женщин и стариков, потерявших самое дорогое - близких людей.

Общими усилиями совершенно разных людей на фронте и в тылу, на танках и комбайнах свершилась Победа. Бауржан Момышулы, Тулеген Тохтаров, Малик Габдуллин, Чаганак Берсиев и многие, многие другие помогли одолеть врага. Нашу победу можно сравнить с пестрым ковром: каждый человек вплел в его узор нить своих поступков. Каждый день кто-то совершал подвиг, чтобы другие могли дожить до победы. Путь к миру, в котором мы сегодня живем, был долог и труден. Ценой неимоверных усилий, бесконечного мужества и веры нашему народу удалось отстоять свою Родину. Спасибо. Спасибо тем, кто погиб - за доблесть; спасибо тем, кто вернулся – за силу жить дальше; спасибо тем, кто ждал в тылу и трудился. Нам, ныне живущим, нельзя забывать о войне. Нельзя забывать о людях, преодолевших страх и боль, чтобы защитить нас. Мы должны помнить войну, чтобы не допустить ее в наше будущее. Мы должны чтить память защитников Родины. Все дальше уходят события военных лет в прошлое, но они всегда будут волновать нас трагизмом событий, невиданным героизмом советских людей. Мы должны научиться уважать каждого человека на земле, несмотря на его пол, расу или национальность – и голубое небо вечного мира никогда не закроют тучи.

Бекмагамбетова Динара, ученица 11 класса Средней многопрофильной школы гимназии № 2 г.Атбасара Акмолинской области.

Все мы помним исконную тему сочинений по русскому языку «Герой нашего времени». Герой нашего времени - кто он? И почему герой может быть только «нашего» времени? Кто может совершить подвиг? А вне времени? Попробуем обратиться к ценностям, смыслу жизни, истинности - суть категории морали, которые не имеют преходящего во времени смысла.

Нравственно - это морально?

Размышление о ценностях сейчас не в моде. Вопрос «кто может совершить подвиг» не обсуждается. Актуальным вопросом является цена. При том что количество «красивых слов», которыми прикрываются спекуляции, неимоверно возросло. Каждый новоиспеченный «гуру» делает «посты» и «репосты» о тонких понятиях, превращая их в хлам.

Прежде всего стоит понять, что не тождественные категории. То, что морально - вневременная истина. Такого рода мораль содержится в заповедях. «Не убий» - святое право на жизнь каждого человека, и никто не может покушаться на святыню. Нравственность - это историческая форма морали. В одну историческую эпоху нравственным является казнить человека, в другую - объявить мораторий и признать право на жизнь абсолютным, а значит вернуть моральную основу понятию.

Героика в жанре «селфи»

В восточных странах за кражу отрубают руку. В евроазиатских - наказание за подобное деяние определяется величиной суммы. Более того, чем она больше, тем проблематичней наказание. Где границы морали, где эталоны нравственности? Сложно ответить на вопрос. Герой - это кто? Может совершить подвиг персонаж современных видеосюжетов? Массовая выкладка клипов «достигаторов» - современных селферов - оборачивается глупостями по отношению к себе, а иногда и преступлением по отношению к обществу.

«Героизм» в понимании авторов сюжетов, когда простая человеческая глупость предается всемирной огласке - один из вариантов современной нравственности, а вернее, её отсутствия. В принципе, этим не удивишь. Известное выражение «О времена, о нравы!» старо как мир.

Инстинкт или осознанность?

Героизм - способность человека на самопожертвование ради общечеловеческих ценностей. Павлик Морозов - это герой, человек, совершивший подвиг? В прошлом веке он был эталоном воспитания подрастающего поколения. Время, когда на весы ставились несравнимые величины - личность или общество - ушло, качнув весы в другую сторону. В наше время это «антигерой», который предал отца - прототипа такого варианта современного предпринимателя, который любой ценой решает вопрос личного обогащения.

Люди, которые шли на амбразуру во имя спасения друзей, любимых, Родины? Мать, защищающая своего ребенка? Это инстинкт или осознанность, героизм? Остался он «во имя» в прошлом? Если нет, то в каких формах он проявляется сегодня? Какие подвиги совершают люди в наше время?

Почему в данном случае целесообразно задавать вопрос, а не отвечать на него? Потому что вопрос открывает путь к познанию истины. А ответ закрывает его. А в наше время однозначно ответить на вопрос о героизме очень сложно.

Бэтмен - герой нашего времени

Мир в своем быстротечном движении, по принципу рационализма, должен стремиться к абсолютной точке равновесия. Это идеальный путь развития - только к истине, только к единству. Потому что множественность - это хаос и беспорядок.

Герой нашего времени, кто может совершить подвиг - некий собирательный образ, мультяшный Бэтмен. Потому что современное общество - виртуальное, происходит подмена игры и жизни. Поэтому так часто поступки людей вне грани понимания.

Героизм - не обязательно публичный, единовременный акт. Традиция нашего мышления рисует картинку такого суперменистого героя, который на глазах влюбленной женщины творит чудеса. Вновь некоторого рода телешаблон.

Истинный героизм - это внутренняя свобода человека

Героизм длиной в жизнь - настоящий шедевр гуманизма. Женщины, воспитавшие достойных детей, счастливы сами, счастливо общество. Каждодневный героизм, при котором вся энергия, время, помыслы посвящены святому назначению - воспитанию человека. Можно назвать героем человека, свершившего мировое открытие и принесшее пользу людям. Этот человек сознательно вложил душу, сердце, мысль, жизнь в то, чем все человечество может пользоваться. Вот настоящий герой, вне времени, вне пространства.

Герои, совершившие подвиги - люди высокого уровня морали и ответственности. Они не станут снимать себя на видеосюжеты с целю выложить их в Интернет. Это интимный вопрос совести человека. Чаще всего герои себя таковыми не считают, они просто выполнили долг чести. Долг, который иногда стоит жизни. Долг, который сам по себе не есть обязательство перед чем-либо внешним, а внутренняя потребность самого человека поступать морально.

Время «селфи» как дань сиюминутности пройдет вместе с историей становления Интернета. Останутся гуманные принципы морали, которые неподвластны времени.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png