— выдающийся немецкий композитор, блестящий пианист и дирижер. Датой рождения великого композитора предположительно считается 16декабря 1770 года. Точно известна дата его крещения — 17декабря 1770 года, церковь святого Ремигия, Бонн. Семья мальчика была тесно связана с музыкой, что оказало большое влияние на его музыкальное развитие и выбор в дальнейшем жизненного пути. Дед Людвига был капельмейстером, а отец — певчий придворной капеллы. После смерти деда финансовое положение семьи еще больше ухудшилось и мальчик не смог продолжить обучение в школе. Правда, он уже освоил латынь, французский и итальянский, много читал. Музыкальным образованием Людвига занимался вначале отец и его сослуживцы. Людвиг научился виртуозно играть на фортепиано, легко импровизировал, отчего приводил в изумление состоявшихся пианистов. В восьмилетнем возрасте состоялся его первый концерт в Кельне. С 1780 года он обучается у придворного органиста Нефе. В двенадцатилетнем возрасте он с успехом заменял Нефе. В это время в печати появилась его первая публикация, содержащая 12 вариаций для клавира.

В 1787 году Бетховен впервые побывал в Вене — всемирно признанной музыкальной столице Европы. Здесь он встретился с Моцартом, который дал высокую оценку его умению фортепианной импровизации. Если первое пребывание в Вене было недолгим, то в 1792 году Бетховен окончательно перебирается в Вену. Здесь он совершенствуется в композиции у Гайдна и Альбрехтсбергера, пользуется советами и поддержкой Шенка и Сальери. Финансовую поддержку первоначально ему оказывал курфюрст Кельна. Вскоре у талантливого пианиста нашлись почитатели и покровители среди богатых аристократов Вены. До конца дней выдающегося композитора его благодарным учеником, преданным почитателем таланта и покровителем был эрцгерцог Рудольф. Он становится самым модным и востребованным салонным пианистом.

В 1795 году состоялось публичное выступление Бетховена как пианиста. В этом году появились его 3 фортепианных трио и три сонаты для фортепиано. С огромным успехом проходят выступления Бетховена в Вене, Берлине, Дрездене, Праге. Слушателей покорил бурный темперамент и виртуозное исполнение пианиста, блестяще сочетающихся с глубиной чувств и богатым воображением. До 1802 года композитор написал 20 фортепианных сонат, в том числе были знаменитая «Патетическая соната» (соната № 8, 1798 г.) и «Лунная соната» (соната №14, 1801 г.). В этот период он создает 2 симфонии, 3 фортепианных концерта, 6 квартетов, 2 виолончельные и 8 скрипичные сонат.

В 1797 году у Бетховена появились первые признаки глухоты, болезнь быстро прогрессировала и грозила композитору полной глухотой. В октябре 1802 г., будучи в состоянии душевного кризиса, Бетховен составил для родных «Хайлигенштадтское завещание». Однако вскоре он преодолел это крайне пессимистическое состояние и сумел вернуться к творчеству. Он сократил свои концертные выступления, после 1815 года он вовсе от них отказался. Наступил новый этап в творчестве великого композитора, который начался в 1803 году, а закончился в 1812-м. В его музыке преобладали мотивы героической борьбы за справедливость и свободу. Эти мотивы с особенной силой воплощены в 3-й («Героической»), 5-й (со знаменитым «мотивом судьбы»), 7-й и 9-й симфониях, в опере «Фиделио», увертюрах «Кориолан» и «Эгмонт», в фортепианной сонFbOtNPpP2p0ате «Аппассионата», в его знаменитой «Крейцеровой сонате», написанной для скрипки и фортепиано.

В 1813—1815 годах наблюдается спад в творчестве композитора. После 1815 года начался новый, поздний этап в творчестве Бетховена. За последующие 11 лет им создано 16 крупных произведений. Из них: 2 виолончельные сонаты, 5 — фортепианных, выдающаяся 9-я симфония на слова оды Шиллера «К радости» с заключительным хором, Торжественная месса, 6 струнных квартетов, 33 вариации на вальс А. Диабелли. Слава великого композитора вышла далеко за пределы Германии и Австрии. Умер Людвиг ван Бетховен 26 марта 1827 года в Вене, более 10 тысяч человек вышли проводить в последний путь выдающегося композитора.

Людвиг ван Бетховен (1770─1827) – немецкий композитор и пианист, ярко представлявший «классическую венскую школу», входит в число самых исполняемых мировых композиторов. Писал сочинения для хоров, музыку для драматических спектаклей и опер. Самыми значимыми его произведениями считают концерты и сонаты для скрипки, виолончели, фортепиано.

Детские годы

16 декабря 1770 года в Бонне появился на свет мальчик, которому дали имя Людвиг. На следующий день его окрестили в католической церкви святого Ремигия.

Папа мальчика, Иоганн Бетховен, был певцом, пел в придворной капелле в качестве тенора. Мама Людвига, Мария-Магдалина (девичья фамилия Кеверих), была дочерью повара, её отец служил при дворе в Кобленце. Иоганн с Марией поженились в 1767 году, за время супружества у них родилось семеро детей, но выжили лишь трое, Людвиг был старшим ребёнком в семье.

Деда по отцовской линии тоже звали Людвиг, в его жилах текла, помимо немецкой, и фламандская кровь. Он тоже был певцом, служил в той же капелле, куда позднее взяли его сына Иоганна. Свою музыкальную карьеру он закончил на должности капельмейстера и был очень уважаемым человеком.

Детские годы Людвига Бетховена прошли в нищете, так как отец сильно пил и почти всё жалование спускал на выпивку и девиц. В то же время ему хотелось вырастить из сына второго Моцарта, и он обучал его игре на скрипке, фортепиано и клавесине.

Но чудо-ребёнок из Людвига не получился, скрипкой он владел неуверенно, а на фортепиано не столько осваивал технику исполнения, сколько импровизировал.

Отец отдал Людвига на обучение своим приятелям и коллегам, один занимался с мальчиком скрипкой, второй органом.

Но по-настоящему его обучил игре на музыкальных инструментах органист и композитор Кристиан Нефе, приехавший в Бонн в 1780 году. Ему сразу удалось разглядеть в ребёнке талант.

Юность

Когда умер дедушка, семье совсем стало тяжело в материальном плане. Людвигу пришлось прекратить обучение в школе и пойти работать. Уже в 12-летнем возрасте он помогал придворному органисту. А учёбу продолжил самостоятельно, выучил латынь, итальянский и французский языки, очень много читал, особенно любил Гомера и Плутарха, Гёте, Шиллера и Шекспира.

На это же время приходятся и первые написанные музыкальные произведения Бетховена. Пока он ничего не печатал, позднее он переработал многие свои юношеские сочинения.

В 1787 году Людвигу выпала возможность побывать в Вене – музыкальной столице Европы. Там его импровизации слушал сам Моцарт, который и предрёк парню большое будущее.

К сожалению, юноша был вынужден вернуться домой, при смерти была его мама, а на нём оставались два младших брата и беспутный отец.

Когда умерла мать, Бетховен ещё в течение пяти лет жил и работал в Бонне. Просвещённые городские семейства обратили внимание на одарённого юношу и благодаря его пылкой натуре, жадности к музыке, Бетховен быстро стал вхож в любые музыкальные собрания.

Семейство Бройнинг особенно помогало талантливому молодому композитору, они способствовали тому, чтобы он всё-таки продолжил обучение в Вене.

И в 1792 году Людвиг уехал в Вену, где остался до конца своей жизни.

Вена

Приехав в Вену, Людвиг принялся искать себе учителя. К сожалению, Моцарт умер за год до этого. Сначала Бетховен занимался с Гайдном, потом его наставник уехал в Англию и передал ученика Альбрехтсбергеру. Позже Людвиг стал заниматься с Антонио Сальери.

Бетховен быстро обрёл в Вене друзей-меценатов, князь Лихновский ввёл молодого композитора в кружок, где собирались и профессиональные, и титулованные любители музыканты. Людвиг играл, поражая слушателей, ─ и постепенно к нему пришла слава виртуозного пианиста.

Людвиг совмещал в себе добрый нрав с весьма суровым характером. Однажды во время его игры на фортепиано кто-то начал разговаривать с соседом. Бетховен прекратил играть, сказав: «А для таких свиней я не играю!» И никакие уговоры не помогли вернуть его к инструменту.

Чем ещё он отличался от молодых людей того времени, так это небрежным внешним видом. Он всегда ходил непричёсанный и неуклюже одетый.

Но ни дерзкий характер, ни внешние данные не помешали ему творить уникальные произведения:

  • ораторию «Христос на Масличной горе»;
  • около двадцати сонат и три концерта для фортепиано;
  • Первую и Вторую симфонии;
  • восемь сонат для скрипки;
  • балет «Творения Прометея».

Его сочинения широко издавались и имели огромный успех.

Глухота, уединение, смерть

В 1796 году у Людвига началось воспаление внутреннего уха, и стал пропадать слух. В отчаянии он уединился в маленьком провинциальном городке Хайлигенштадте, его даже посещали мысли о самоубийстве. Однако осознав, как много он ещё мог бы сотворить, Людвиг прогнал от себя эти глупости. В это период он приступил к работе над Третьей симфонией, которая потом получила название Героическая, так как писал её глухой композитор.

Из-за глухоты Людвиг редко выходил из дома, он стал угрюм и нелюдим. Но именно на этот период и приходится создание его лучших произведений.

Бетховен был довольно влюбчив, но никогда не получал в ответ взаимности. Свою знаменитую «Лунную сонату» он посвятил молодой графине Джульетте Гвиччарди. Ему очень нравилась эта девушка, и он даже подумывал сделать ей предложение, но вовремя остановился, решив, что глухой композитор не самая подходящая партия для молодой красавицы.

Последние годы жизни Бетховен сочинял заметно реже. Он взял под опеку своего племянника после смерти брата, всячески старался дать ему достойное образование, но юношу интересовали лишь бильярд и карты. Людвиг очень переживал по этому поводу.

К глухоте и нервным переживаниям добавились проблемы с печенью. Здоровье композитора стало резко ухудшаться. В середине марта 1827 года у Людвига воспалились лёгкие. 26 марта композитора не стало. Похоронен он на Центральном Венском кладбище, за гробом шли 20 тысяч человек, и звучал его любимый «Реквием».


Имя: Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven)

Возраст: 56 лет

Место рождения: Бонн, Германия

Место смерти: Вена, Австрия

Деятельность: композитор, скрипач, пианист, дирижёр

Семейное положение: не был женат

Людвиг Ван Бетховен - биография

Самый необычный композитор, обучившийся игре на скрипке и пианино, сумевший дирижировать целому оркестру, будучи абсолютно глухим.

Детские годы, семья

Людвиг Ван Бетховен был рождён в Германской Бонне суровой зимой. С музыкой была связана судьба и деда, и отца, поэтому вся биография продолжателя рода Бетховенов была заведомо определена. Старшие мужчины из рода знаменитого композитора обладали прекрасными вокальными данными, что они использовали в своей работе. Мужчины нашли применение своему таланту в капелле при дворе. Отец Людвига часто приходил домой пьяным, пропивая половину того, что заработал. А остальных денег не хватало на то, чтобы обеспечить семью.


В так называемой детской комнате мальчика не было мебели, кроме железной кровати и старого клавесина. Да и сама комната была расположена на чердаке дома. Отец добирался и туда, чтобы избить сына, хотя добрая часть побоев доставалась всегда матери. Мария Бетховен горячо любила Людвига, он был не единственным ребёнком в семье, родилось семеро, но в живых осталось только трое. Мать как могла, делала их детство счастливым.

Музыка

Отец Иоганн сразу заметил, что у ребёнка прекрасный музыкальный слух и есть определённые способности. Амадей Моцарт стал мерилом для завистливого главы семейства. Он задумал из своего сына сделать гения. Каждодневно мальчик занимался скрипкой и фортепиано. Отцу надо было знать, к какому музыкальному инструменту природа, одарив его сына талантом, отдала предпочтение. У Людвига был богатый выбор: орган, клавесин, альт, скрипка и флейта. Наказания следовали за каждой ошибкой в музицировании. Учителя, которых нанимал Иоганн, были бездарностями.

Мать в жизни композитора

Отец жаждал лёгкой наживы за счёт одарённого ребёнка. В капелле ему повысили жалование, но все старания были напрасны, так как все деньги тратились на спиртное. Людвиг дал свой первый концерт в 6 лет. Его игра понравилась кёльнским слушателям, но денег с концерта выручили немного.


Мать, в отличие от отца, была мудрее и дальновиднее. Её сын начал сочинять мелодии, которые он вместе с мамой конспектировал. Мальчик был поглощён музыкой, иногда требовалось постороннее вмешательство, чтобы вывести его из погружённого состояния. Биография композитора упорно вела юного Бетховена по проложенному пути.

Всестороннее развитие Бетховена

Во вновь назначенном директоре капеллы Луи обрёл учителя. Кристиан Готлобу заметил одарённость мальчика и стал его обучать всему, чем владел сам. Одной музыки мало для написания хорошей музыки, необходимо черпать чувства и эмоции из литературы, из древних языков с их певучестью, и философией. Людвиг зачитывался Гёте и Шекспиром, слушает Баха, Генделя, Моцарта.

Моцарт

Всё же Людвиг Бетховен приехал в Вену и познакомился с великим гением музыки. Вольфганг заслушался импровизациями юноши. Моцарт предсказал Луи всемирную славу. Композитор пообещал дать несколько уроков. Неожиданно заболела мать, и Людвиг спешно покинул того, к кому стремился всю свою молодость.

Мать скончалась, оставив детей и пьяницу отца. Людвиг вынужден был обратиться за помощью к принцу. Семья стала получать пособие. Юноша сумел добиться разрешения на посещения музыкальных собраний. Будущий композитор давал частные уроки. Одна из таких семей помогала Бетховену. Их дочь была ученицей у талантливого музыканта.

Вена

Тяжело давалось ему общение с австрийскими светилами науки. Гендель не смог найти общего языка с Людвигом. с удовольствием занимался с юным Бетховеном и даже познакомил его с титулованными музыкантами и знатными особами.


Людвиг пишет музыку для произведения Шиллера, которую услышали и оценили только через 39 лет. В 25 лет к музыканту пришла слава самого модного пианиста. Через три года начинает развиваться тиннитус. Десять лет никто не догадывался о наличии у него этого заболевания. Глухоту Бетховена приписывали рассеянности композитора.

Самый плодотворный момент творчества

Боязнь оглохнуть окончательно развила у композитора невероятную работоспособность и взлёт творчества. Написана вторая симфония, «Пасторальная симфония». В этот период Бетховен стал чаще бывать на природе, уезжая в отдалённые места. В этом уединении с природой рождались настоящие шедевры музыки. Дирекция театра предложило композитору написать музыку к драме Гёте. Музыка создавалась, а попутно шли репетиции спектакля, на которых присутствовал маэстро.

Людвиг Ван Бетховен - биография личной жизни

Людвига никогда не принимала знать, значит, жениться на девушке из высшего общества он не мог. Молодой человек горячо влюбился в молодую графиню, которая не разделяла его чувств и вскоре вышла замуж за человека своего круга. Гимном всем невысказанных и неразделённых чувств стала «Лунная соната» композитора.

Следующая любовь Бетховена к вдове графа Дейма тоже закончилась неудачей, в порыве чувств делает предложение третьей девушке – и снова отказ. Композитор разочаровался и решает остаток жизни не предлагать никому руку и сердце. Людвиг решает взять на воспитание ребёнка умершего брата. Ребёнок унаследовал от своей матери пристрастие к алкоголю, чем доставляет немало хлопот своему родному дяде.

Последние годы Бетховена

Слух начинает пропадать полностью, но Бетховен не теряет надежду слышать и сочинять музыку. Он узнаёт звук по вибрации.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Бетховен, соната №17, часть 3 (Allegretto) -- Вильгельм Кемпф.

    ✪ Beethoven, op. 49 no. 1, Sonata in G minor (complete) | Cory Hall, pianist-composer

    ✪ Beethoven - Moonlight Sonata (FULL)

    ✪ Beethoven: Complete Piano Sonatas

    ✪ Л.Бетховен "Лунная соната" - Ludwig Van Beethoven - Moonlight Sonata

    Субтитры

Биография

Происхождение

Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в Бонне 16 декабря, крещён там же 17 декабря 1770 года.

Его отец, Иоганн Бетховен (1740-1792), был певцом, тенором в придворной капелле . Мать, Мария-Магдалина, до замужества Кеверих (1748-1787), была дочерью придворного шеф-повара в Кобленце . Они поженились в 1767 году. Дед, Людвиг Бетховен (1712-1773), был родом из Мехелена (Южные Нидерланды). Он служил в той же капелле, что и Иоганн, сначала певцом, басом , а затем - капельмейстером .

Ранние годы

Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать игре на клавесине и скрипке . В 1778 году в Кёльне состоялось первое выступление. Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, отец же перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе , другой - на скрипке.

В 1780 году в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлоб Нефе . Он стал настоящим учителем Бетховена . Нефе сразу понял, что у мальчика талант. Он познакомил Людвига с «Хорошо темперированным клавиром » Баха и произведениями Генделя , а также с музыкой старших современников: Ф. Э. Баха , Гайдна и Моцарта. Благодаря Нефе, было издано и первое сочинение Бетховена - вариации на тему марша Дресслера. Бетховену в то время было двенадцать лет, и он уже работал помощником придворного органиста.

После смерти деда материальное положение семьи ухудшилось. Людвигу пришлось рано бросить школу, но он выучил латынь , изучал итальянский и французский, много читал. Уже став взрослым, композитор в одном из писем признался :

«Не существует сочинения, которое было бы для меня чересчур учёно; не претендуя ни в малейшей степени на учёность в собственном смысле слова, я всё же с детства стремился понять сущность лучших и мудрейших людей каждой эпохи».

Среди любимых писателей Бетховена - древнегреческие авторы Гомер и Плутарх , английский драматург Шекспир , немецкие поэты Гёте и Шиллер .

В это время Бетховен начал сочинять музыку, но не спешил печатать свои произведения. Многое написанное в Бонне впоследствии было им переработано. Из юношеских сочинений композитора известны три детские сонаты и несколько песен, в том числе «Сурок ».

Вскоре Гайдн уехал в Англию и передал своего ученика известному педагогу и теоретику Альбрехтсбергеру . В конце концов Бетховен сам выбрал себе наставника - Антонио Сальери .

Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста-виртуоза . Его игра поразила слушателей.

Бетховен смело противопоставлял крайние регистры (а в то время играли в основном в среднем), широко использовал педаль (к ней тогда тоже обращались редко), употреблял массивные аккордовые созвучия. По сути, именно он создал фортепианный стиль , далёкий от изысканно-кружевной манеры клавесинистов.

Этот стиль можно найти в его фортепианных сонатах № 8 «Патетической» (название дано самим композитором), № 13 и № 14 . Обе имеют авторский подзаголовок Sonata quasi una Fantasia («в духе фантазии»). Сонату № 14 поэт Л. Рельштаб впоследствии назвал «Лунной», и, хотя это название подходит лишь к первой части, а не к финалу, оно закрепилось за всем произведением.

Бетховен также сильно выделялся своим внешним видом среди дам и кавалеров того времени. Почти всегда его находили небрежно одетым и непричёсанным.

Бетховен отличался крайней резкостью. Однажды, когда он играл в публичном месте, один из гостей начал разговаривать с дамой; Бетховен тотчас оборвал выступление и добавил : «Таким свиньям я играть не буду! ». И никакие извинения и уговоры не помогли.

В другой раз Бетховен гостил у князя Лихновского . Лихновский очень уважал композитора и был поклонником его музыки. Он захотел, чтобы Бетховен сыграл перед собравшимися. Композитор отказался. Лихновский стал настаивать и даже приказал выломать дверь комнаты, где заперся Бетховен. Возмущённый композитор покинул имение и вернулся в Вену. Наутро Бетховен отправил Лихновскому письмо : «Князь! Тем, чем являюсь я, я обязан самому себе. Князей существуют и будут существовать тысячи, Бетховен же - только один!»

Однако, несмотря на столь суровый характер, друзья Бетховена считали его довольно добрым человеком. Так, например, композитор никогда не отказывал близким друзьям в помощи. Одна из его цитат :

Сочинения Бетховена начали широко издаваться и пользоваться успехом. За первые десять лет, проведённых в Вене, было написано двадцать сонат для фортепиано и три фортепианных концерта, восемь сонат для скрипки, квартеты и другие камерные сочинения, оратория «Христос на Масличной горе», балет «Творения Прометея », Первая и Вторая симфонии .

В 1796 году Бетховен начинает терять слух . У него развивается тиннитус - воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах . По совету врачей он надолго уединяется в маленьком городке Хайлигенштадте . Однако покой и тишина не улучшают его самочувствия. Бетховен начинает понимать, что глухота неизлечима. В эти трагические дни он пишет письмо, которое впоследствии будет названо хайлигенштадтским завещанием. Композитор рассказывает о своих переживаниях, признаётся, что был близок к самоубийству :

В Хайлигенштадте композитор приступает к работе над новой Третьей симфонией, которую назовёт Героической .

В результате глухоты Бетховена сохранились уникальные исторические документы: «разговорные тетради», куда друзья Бетховена записывали для него свои реплики, на которые он отвечал либо устно, либо в ответной записи .

Однако музыкант Шиндлер, у которого остались две тетради с записями бесед Бетховена, по всей вероятности, сжёг их, так как «в них содержались самые грубые, ожесточённые выпады против императора, а также наследного принца и других высокопоставленных лиц. Это, к сожалению, была излюбленная тема Бетховена; в разговоре Бетховен постоянно возмущался властями предержащими, их законами и постановлениями» .

Поздние годы (1802-1815)

Когда Бетховену было 34 года, Наполеон презрел идеалы Великой французской революции и объявил себя императором. Поэтому Бетховен отказался от намерения посвятить свою Третью симфонию ему : «Этот Наполеон тоже обыкновенный человек. Теперь он будет топтать ногами все человеческие права и сделается тираном ». На титульном листе рукописи «Патетической» можно видеть зачеркнутое автором посвящение. Тогда же Бетховен назвал свою Третью симфонию «Героической».

В фортепианном творчестве собственный стиль композитора заметен уже в ранних сонатах, но в симфоническом зрелость пришла к нему позднее. По словам Чайковского , лишь в третьей симфонии «раскрылась впервые вся необъятная, изумительная сила творческого гения Бетховена».

Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения. В эти же годы Бетховен работает над своей единственной оперой «Фиделио ». Эта опера относится к жанру опер «ужасов и спасения». Успех к «Фиделио» пришёл лишь в 1814 году , когда опера была поставлена сперва в Вене, потом в Праге, где ею дирижировал знаменитый немецкий композитор Вебер и, наконец, в Берлине .

Незадолго до смерти композитор передал рукопись «Фиделио» своему другу и секретарю Шиндлеру со словами : «Это дитя моего духа было произведено на свет в более сильных мучениях, чем другие, и доставило мне величайшие огорчения. Поэтому оно мне дороже всех…»

Последние годы (1815-1827)

После 1812 года творческая активность композитора на время падает. Однако через три года он начинает работать с прежней энергией. В это время созданы фортепианные сонаты с 28-й по последнюю, 32-ю, две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл «К далёкой возлюбленной». Много времени уделяется и обработкам народных песен. Наряду с шотландскими, ирландскими, уэльскими, есть русские и украинские. Но главными созданиями последних лет стали два самых монументальных сочинения Бетховена - «Торжественная месса» и Симфония № 9 с хором.

Девятая симфония была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Известно, что Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя композитора. Овация длилась так долго, что присутствовавшие тут же полицейские чиновники потребовали её прекращения. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе императора .

В Австрии, после поражения Наполеона, был установлен полицейский режим. Напуганное революцией правительство пресекало любые «свободные мысли». Многочисленные тайные агенты проникали во все слои общества. В разговорных тетрадях Бетховена то и дело встречаются предупреждения : «Тише! Осторожно, здесь шпион!» И, вероятно, после какого-то особенно смелого высказывания композитора: «Вы кончите на эшафоте!»

Однако популярность Бетховена была так велика, что правительство не решалось его тронуть. Несмотря на глухоту, композитор продолжает быть в курсе не только политических, но и музыкальных новостей. Он читает (то есть слушает внутренним слухом) партитуры опер Россини , просматривает сборник песен Шуберта , знакомится с операми немецкого композитора Вебера «Волшебный стрелок » и «Эврианта ». Приехав в Вену, Вебер посетил Бетховена. Они вместе завтракали, и Бетховен, обычно не склонный к церемониям, ухаживал за своим гостем.

После смерти младшего брата композитор взял на себя заботу о его сыне. Бетховен помещает племянника в лучшие пансионы и поручает своему ученику Карлу Черни заниматься с ним музыкой. Композитор хотел, чтобы мальчик стал учёным или артистом, но того привлекало не искусство, а карты и бильярд. Запутавшись в долгах, он совершил попытку самоубийства. Попытка эта не причинила особого вреда: пуля лишь чуть оцарапала кожу на голове. Бетховен очень переживал по этому поводу. Здоровье его резко ухудшилось. У композитора развивается тяжёлое заболевание печени.

Людвиг ван Бетховен умер 26 марта 1827 года , на 57-м году жизни. Свыше двадцати тысяч человек шли за его гробом. Во время похорон была исполнена любимая заупокойная месса Бетховена Реквием до-минор Луиджи Керубини . На могиле прозвучала речь, написанная поэтом Францем Грильпарцером :

Причины смерти

Эртман славилась исполнением бетховенских произведений. Композитор посвятил ей Сонату № 28. Узнав, что у Доротеи умер ребёнок, Бетховен долго играл ей.

В конце 1801 года в Вену приехал Фердинанд Рис . Фердинанд был сыном боннского капельмейстера, друга семьи Бетховенов. Композитор принял юношу. Как и другие ученики Бетховена, Рис уже владел инструментом и к тому же сочинял. Однажды Бетховен сыграл ему только что законченное адажио . Музыка так понравилась юноше, что он запомнил её наизусть. Зайдя к князю Лихновскому, Рис сыграл пьесу. Князь выучил начало и, придя к композитору, сказал, что хочет сыграть ему своё сочинение. Бетховен, мало церемонившийся с князьями, категорически отказался слушать. Но Лихновский все-таки заиграл. Бетховен сразу догадался о проделке Риса и страшно рассердился. Он запретил ученику слушать свои новые сочинения и действительно никогда больше ему ничего не играл . Однажды Рис сыграл свой марш, выдав его за бетховенский. Слушатели пришли в восторг. Оказавшийся тут же композитор не стал разоблачать ученика. Он лишь сказал ему :

Однажды Рису довелось услышать новое создание Бетховена. Как-то на прогулке они заблудились и вернулись домой к вечеру. По пути Бетховен рычал бурную мелодию. Придя домой, он сразу сел за инструмент и, увлечённый, совсем забыл о присутствии ученика. Так родился финал «Аппассионаты» .

В одно время с Рисом у Бетховена начал заниматься и Карл Черни . Карл был, пожалуй, единственным ребёнком среди бетховенских учеников. Ему исполнилось только девять лет, но он уже выступал с концертами. Его первым учителем был отец, известный чешский педагог Венцель Черни. Когда Карл впервые попал в квартиру Бетховена, где, как всегда, царил беспорядок, и увидел человека с тёмным небритым лицом, в жилете из грубой шерстяной ткани, то принял его за Робинзона Крузо .

Черни прозанимался у Бетховена пять лет, после чего композитор выдал ему документ , в котором отмечал «исключительные успехи ученика и его достойную удивления музыкальную память» . Память у Черни действительно была поразительной: он знал наизусть все фортепианные сочинения учителя.

Черни рано начал педагогическую деятельность и вскоре стал одним из лучших педагогов Вены. Среди его учеников был Теодор Лешетицкий , которого можно назвать одним из основателей русской фортепианной школы. С 1858 года Лешетицкий жил в Петербурге, а с 1862 по 1878 год преподавал в только что открытой консерватории. Здесь у него учились А. Н. Есипова , впоследствии профессор той же консерватории, В. И. Сафонов , профессор и директор Московской консерватории, С. М. Майкапар .

В 1822 году к Черни пришли отец с мальчиком, приехавшие из венгерского местечка Доборьян. Мальчик не имел понятия ни о правильной посадке, ни об аппликатуре, но опытный педагог сразу понял, что перед ним необыкновенный, одарённый, может быть, гениальный ребёнок. Звали мальчика Ференц Лист . Лист прозанимался у Черни полтора года. Успехи его были столь велики, что учитель разрешил ему выступать перед публикой. На концерте присутствовал Бетховен. Он угадал одарённость мальчика и поцеловал его. Лист всю жизнь хранил память об этом поцелуе.

Не Рис, не Черни, а Лист унаследовал бетховенскую манеру игры. Подобно Бетховену, Лист трактует рояль как оркестр. Во время гастролей по Европе он пропагандировал творчество Бетховена, исполняя не только его фортепианные произведения, но и симфонии, которые он адаптировал для рояля. В те времена музыка Бетховена, особенно симфоническая, была ещё неизвестна широкой аудитории. В 1839 году Лист приехал в Бонн. Здесь уже несколько лет собирались поставить памятник композитору, но дело продвигалось медленно.

Лист восполнил недостающую сумму выручкой от своих концертов. Только благодаря этим усилиям памятник композитору был поставлен .

Ученики

  • Рудольф Иоганн Иосиф Райнер фон Габсбург-Лотарингский

Образ в культуре

В литературе

Бетховен стал прототипом главного героя - композитора Жана Кристофа - в одноимённом романе, одном из наиболее известных произведений французского автора Ромена Роллана . Роман стал одним из произведений, за которое Роллану в 1915 году была присвоена Нобелевская премия по литературе .

Жизненному и творческому пути Бетховена посвящена повесть чешского писателя Антонина Згоржа «Один против судьбы». В книгу вошли письма Бетховена, написанные им в разные годы жизни.

В кинематографе

  • В фильме «Героическая симфония» Бетховена сыграл Ян Харт .
  • В советско-германском фильме «Бетховен. Дни жизни» Бетховена сыграл Донатас Банионис .
  • В фильме «Переписывая Бетховена » рассказывается о последнем годе жизни композитора (в главной роли Эд Харрис).
  • Двухсерийный художественный фильм «Жизнь Бетховена» (СССР, 1978, режиссёр Б. Галантер) основан на сохранившихся воспоминаниях о композиторе его близких друзей.
  • Фильм «Лекция 21» (англ.) русск. (Италия, 2008), дебют в кино итальянского писателя и музыковеда Алессандро Барикко , посвящён «Девятой симфонии».
  • В фильме Бернарда Роуза [убрать шаблон] «Бессмертная возлюбленная » роль Бетховена исполнил Гэри Олдман .

В неакадемической музыке

  • Американский музыкант Чак Берри в 1956 году написал песню Roll Over Beethoven , вошедшую в список 500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone .
  • Раздвоение личности » группы «Сплин ».
  • В 2000 году коллектив неоклассического метала Trans-Siberian Orchestra выпустил рок-оперу «Beethoven’s Last Night », посвящённую последней ночи композитора.
  • Композитору посвящена песня «Бетховен» из альбома «Чужестранец » группы «Пикник »

Произведения

Музыкальные фрагменты

Симфония № 5 до минор, часть 1 - Allegro con brio
Помощь по воспроизведению
Бетховен Людвиг Ван - Соната 8 для ф-но Патетическая в до миноре, Op. 13 - 2. Adagio cantabile
Помощь по воспроизведению

Память

По всему миру в честь Бетховена установлено множество памятников. Первый памятник Бетховену был открыт на родине композитора, в Бонне, 12 августа 1845 года по случаю 75-й годовщины со дня рождения. В 1880 году появился памятник и в Вене - городе, тесно связанном с творчеством музыканта. Автор книги «Образы Бетховена» искусствовед Зильке Беттерман (Silke Bettermann ) отмечает, что ему удалось насчитать около ста монументов в 54 городах на всех пяти континентах .

В семье, имевшей фламандские корни. Дед композитора по отцу родился во Фландрии, служил певчим в Генте и Лувене и в 1733 году перебрался в Бонн, где стал придворным музыкантом в капелле курфюрста-архиепископа Кельнского. Его единственный сын Иоганн, как и его отец, служил в капелле в качестве вокалиста (тенора) и подрабатывал, давая уроки игры на скрипке и клавире.

В 1767 году он женился на Марии-Магдалине Кеверих, дочери придворного шеф-повара в Кобленце (резиденция Трирского архиепископа). Людвиг, будущий композитор, был старшим из трех их сыновей.

Его музыкальный талант проявился рано. Первым учителем музыки Бетховена был его отец, также с ним занимались музыканты капеллы.

26 марта 1778 года отец организовал первое публичное выступление сына.

С 1781 года занятиями юного таланта руководил композитор и органист Кристиан Готлоб Нефе. Вскоре Бетховен стал концертмейстером придворного театра и помощником органиста капеллы.

В 1782 году Бетховен написал свое первое произведение — Вариации для клавира на тему марша композитора Эрнста Дреслера.

В 1787 году Бетховен посетил Вену и взял несколько уроков у композитора Вольфганга Моцарта. Но вскоре он узнал, что его мать тяжело больна, и вернулся в Бонн. После смерти матери, Людвиг остался единственным кормильцем семьи.

Одаренность юноши привлекла внимание некоторых просвещенных боннских семейств, а блестящие фортепианные импровизации обеспечили ему свободный вход в любые музыкальные собрания. Особенно много сделало для него семейство фон Брейнинг, которое взяло опеку над музыкантом.

В 1789 году Бетховен был вольнослушателем философского факультета Боннского университета.

В 1792 году композитор переселился в Вену, где прожил почти безвыездно до конца жизни. Первоначальной его целью при переезде было совершенствование в композиции под руководством композитора Йозефа Гайдна, но эти занятия продлились недолго. Бетховен быстро завоевал известность и признание ‒ сначала как лучший в Вене пианист и импровизатор, а позже как композитор.

В расцвете творческих сил Бетховен проявлял колоссальную работоспособность. В 1801-1812 годах он написал такие выдающиеся произведения, как Соната до диез минор ("Лунная", 1801), Вторая симфония (1802), "Крейцерова соната" (1803), "Героическая" (Третья) симфония, сонаты "Аврора" и "Аппассионата" (1804), опера "Фиделио" (1805), Четвертая симфония (1806).

В 1808 году Бетховен закончил одно из наиболее популярных симфонических произведений ‒ Пятую симфонию и одновременно "Пасторальную" (Шестую) симфонию, в 1810 году ‒ музыку к трагедии Иоганна Гете "Эгмонт", в 1812 году ‒ Седьмую и Восьмую симфонии.

С 27-летнего возраста Бетховен страдал прогрессировавшей глухотой. Тяжелый для музыканта недуг ограничивал его общение с людьми, затруднял пианистические выступления, которые со временем Бетховену пришлось прекратить. С 1819 года ему пришлось целиком перейти на общение с собеседниками с помощью грифельной доски или бумаги и карандаша.

В поздних сочинениях Бетховен нередко обращался к форме фуги. Пять последних фортепианных сонат (№ 28-32) и пять последних квартетов (№ 12-16) отличаются особо сложным и утонченным музыкальным языком, требующим от исполнителей величайшей искусности.

Позднее творчество Бетховена долгое время вызывало споры. Из современников лишь немногие смогли понять и оценить его последние сочинения. Одним из таких людей стал его русский почитатель князь Hиколай Голицын, по заказу которого написаны и которому посвящены квартеты № 12, 13 и 15. Ему же посвящена увертюра "Освящение дома" (1822).

В 1823 году Бетховен закончил "Торжественную мессу", которую считал своим величайшим произведением. Эта месса, рассчитанная скорее на концертное, чем на культовое исполнение, стала одним из этапных явлений в немецкой ораториальной традиции.

При содействии Голицына "Торжественная месса" впервые была исполнена 7 апреля 1824 году в Петербурге.

В мае 1824 году в Вене состоялся последний бенефисный концерт Бетховена, в котором, помимо частей из мессы, прозвучала его итоговая, Девятая симфония с заключительным хором на слова "Оды к радости" поэта Фридриха Шиллера. Через все произведение последовательно проведена идея преодоления страдания и торжества света.

Композитор создал девять симфоний, 11 увертюр, пять концертов для фортепиано с оркестром, скрипичный концерт, две мессы, одну оперу. Камерная музыка Бетховена включает 32 фортепианные сонаты (не считая шести юношеских сонат, написанных в Бонне) и 10 сонат для скрипки и фортепиано, 16 струнных квартетов, семь фортепианных трио, а также много других ансамблей — струнные трио, септет для смешанного состава. Его вокальное наследие состоит из песен, свыше 70 хоров, канонов.

26 марта 1827 года Людвиг ван Бетховен скончался в Вене от воспаления легких, осложненного желтухой и водянкой.

Композитор похоронен на Центральном кладбище Вены.

Традиции Бетховена восприняли и продолжили композиторы Гектор Берлиоз, Ференц Лист, Иоганнес Брамс, Антон Брукнер, Густав Малер, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович. Как своего учителя чтили Бетховена и композиторы нововенской школы — Арнольд Шенберг, Альбан Берг, Антон Веберн.

С 1889 года в Бонне в доме, в котором родился композитор, открыт музей.

В Вене Людвигу ван Бетховену посвящены три дома-музея, установлены два памятника.

Музей Бетховена также открыт в замке Брунсвик в Венгрии. В свое время композитор был дружен с семьей Брунсвик, часто приезжал в Венгрию и останавливался в их доме. Он был поочередно влюблен в двух своих учениц из рода Брунсвиков — Джульетту и Терезу, но ни одно из увлечений не окончилось браком.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png