Владимир Смыков

С 1-го января 2016 года принимать алкогольную продукцию на склад можно только через ЕГАИС – единую государственную автоматизированную информационную систему. О том, что это за система и как с ней жить можно посмотреть. Сегодня поговорим о насущном – как принимать алкоголь в ЕГАИС.

Производители и импортеры алкоголя уже подключены к ЕГАИС. На бутылках легального алкоголя есть специальная марка с двумерным штрих-кодом в формате PDF-417. Штрих-код содержит информацию о наименовании, производителе, лицензии, дате розлива и т.п. Внимательно следите за поставляемой продукцией. Если марки нет, алкоголь считается контрафактным, закупать и продавать его нельзя. На закупке и приемке остановимся подробнее.

ШАГ 1. ЗАКУПКА АЛКОГОЛЯ

Например, вы заказали 100 бутылок алкоголя. После получения заказа поставщик сформирует товарно-транспортную накладную (ТТН) в двух видах – напечатанную и электронную. Напечатанную он передаст водителю или экспедитору, а электронную отправит в ЕГАИС Розница.

ШАГ 2. ПОЛУЧЕНИЕ ТОВАРА

Вы получаете товар. Сверяете количество бутылок по распечатанной накладной и ее электронной версии, поступившей из ЕГАИС на ваш компьютер. Здесь возможно несколько сценариев:

Если количество алкоголя совпадает

Вы подтверждаете факт закупки в товароучетной системе с поддержкой ЕГАИС (например, 1С). ЕГАИС Розница фиксирует поступления алкоголя в магазин. Сделка завершена, товар готов к продаже.

Если количество алкоголя не совпадает

Вы можете отказаться от приема накладной или составить акт расхождения и передать его в ЕГАИС Розница – в этом случае поставщик обязан выслать новую ТТН и предоставить недостающий товар. Если вы заказывали 6 ящиков алкоголя, а привезли 8, оформляйте отказ или требуйте дополнительную накладную, не забыв при этом оформить и отправить в ЕГАИС акт расхождения.

Как подключиться к ЕГАИС

ШАГ 1. КУПИТЕ КРИПТО-КЛЮЧ JACARTA

Крипто-ключ выглядит как стандартная USB-карта и продается у организаций, лицензированных ФСБ РФ. Стоимость криптоключа - 1900 рублей в Москве. Цены в регионах могут отличаться. Официальная инструкция по приобретению криптоключа .

ШАГ 2. ПОДГОТОВЬТЕ НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Для оформления квалифицированной электронной подписи (КЭП) вам потребуется:

  • Паспорт;
  • СНИЛС;
  • ОГРН;
  • Выписка из ЕГРЮЛ.

ШАГ 3. ПОЛУЧИТЕ СЕРТИФИКАТ КЭП

Сертификат КЭП выдают в отделениях ФГУП «ЦентрИнформ» – занесите туда документы и купленный криптоключ. КЭП выдают со сроком действия на один год. Услуга стоит 3000 рублей. Если владеете сетью магазинов, то для каждой розничной точки понадобится свой криптоключ и своя КЭП.

ШАГ 4. ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ НА САЙТЕ ФСРАР И ЗАГРУЗИТЕ УТМ

Регистрация проходит на ЕГАИС. Там же придется настроить личный кабинет и загрузить УТМ - универсальный транспортный модуль. Он необходим для отправки данных о закупках и продажах алкоголя в ЕГАИС.

ШАГ 5. ПРОВЕДИТЕ ИНТЕРНЕТ В МАГАЗИН

ШАГ 6. КУПИТЕ КОМПЬЮТЕР ДЛЯ УСТАНОВКИ УТМ И ТОВАРОУЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ

Компьютер должен соответствовать определенным .

ШАГ 7. ПРИОБРЕТИТЕ ТОВАРОУЧЕТНУЮ СИСТЕМУ ИЛИ ДРУГУЮ ПРОГРАММУ ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ЗАКУПКИ АЛКОГОЛЯ

Это может быть 1С или другое специализированное программное обеспечение, совместимое с ЕГАИС Розница.

ШАГ 8. УСТАНОВИТЕ ТОВАРОУЧЕТНУЮ СИСТЕМУ И УТМ НА КОМПЬЮТЕР

Задача не самая сложная, но если сомневаетесь в своей компьютерной грамотности – лучше обратиться к специалисту. При самостоятельной установке рекомендуем изучить .

ШАГ 9. ПОДКЛЮЧИТЕ КОМПЬЮТЕР К ИНТЕРНЕТУ

Подключайте через wi-fi роутер, это надежнее и безопаснее. Поставьте на свой wi-fi пароль, чем меньше подключенных пользователей «с улицы» – тем быстрее и стабильнее интернет.

ШАГ 10. ПРОТЕСТИРУЙТЕ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СИСТЕМЫ

Даже если все предыдущие шаги выполнены верно, всегда есть шанс, что система не заработает или будет работать некорректно. Протестируйте ее как минимум 2-3 дня, чтобы избежать проблем при продаже алкоголя.

Можно ли подключить к ЕГАИС быстрее и проще?

Да, можно. Существует короткий путь решения этой проблемы –касса Viki Mini . Полноценное рабочее место кассира, позволяющее закупать и продавать алкоголь в соответствии с требованиями ЕГАИС. Вам не нужно приобретать дополнительное оборудование, настраивать его, обращаться за помощью к специалистам. Все проще, чем кажется.

ПРИЕМКА АЛКОГОЛЯ В НЕСКОЛЬКО КАСАНИЙ

Принимайте алкоголь без покупки отдельного компьютера и товароучетной системы. «Вникать» и разбираться с системой не нужно – сViki Mini справиться даже ребенок.

УТМ И JACARTA НА КАССЕ

Универсальный транспортный модуль устанавливается на кассу. Вы сможете продавать алкоголь без компьютера и товароучётной системы. Осталось только подключить крипто-ключ Jacarta в кассу.

УНИВЕРСАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

Все оборудование для ЕГАИС в комплекте.Viki Mini подходит для продажи алкоголя, продуктов питания, бытовой химии, сигарет, весовых и штучных товаров.

C 01.02.2018 года Росалкогольрегулирование приступило к внедрению системы помарочного учета алкогольной продукции (ЕГАИС 3.0). Отличительной особенностью ЕГАИС 3.0 является то, что участники алкогольного рынка будут отчитываться перед государством уже не по каждой партии алкоголя, а по каждой отдельной бутылке. Рассказываем, что из себя представляет новая система, как она будет внедряться и чем это обернется для организаций и ИП.

Как будет работать ЕГАИС 3.0

По сравнению с ЕГАИС 2.0 третья версия протокола позволяет отследить легальность алкоголя не только в сфере оптовых поставок, но и в рознице, на которую сейчас приходится огромная доля контрафактной продукции.

Ранее производители и оптовые поставщики применяли серийный учет акцизных марок. На каждую партию алкоголя выдавалось определенное количество акцизных марок, равное количеству выпущенных бутылок. Причем акцизы привязывались не к конкретной бутылке, а именно к выпущенной партии. В учете указывалось число выпущенных в рамках партии бутылок, а также диапазон кодов акцизных марок. То есть, было понятно, что каждой бутылке из партии соответствует тот или иной привязанный код из назначенного диапазона акцизов, но не было понятно, какой именно.

Это приводило к неразберихе в сфере розницы. Одна и та же бутылка могла быть неоднократно перепродана и оказаться на остатках сразу в нескольких розничных точках. А в итоге она могла быть признана контрафактом в той точке, куда нагрянула проверка.

Что касается всех ранее отгруженных остатков алкоголя (до введения помарочного учета), его разрешают учитывать и продавать по старым правилам вплоть до полной реализации. Помарочный учет такого алкоголя вести не требуется.

Между тем, государство все же ограничит сроки реализации старых партий алкоголя. В настоящее время Росалкогольрегулирование еще не представляет реальных объемов старых партий, поэтому предельный срок реализации будет известен ближе июлю 2018 года.

04.04.2016

ПП «Документы ЕГАИС» предустановлено на УТМ АТОЛ HUB-19 и входит в решение «Автономная касса ЕГАИС» позволяет осуществлять приёмку алкогольной продукции и работу с другими документами в системе ЕГАИС, обеспечивая тем самым полное соблюдение законодательства в части оборота алкогольной продукции!

Проведение документов ЕГАИС

Отгрузка

Перед тем, как Товарно-транспортная накладная поступит на розничную торговую точку (к Получателю), производится отгрузка у Отправителя. Далее представлена общая информация:

Запуск страницы Документы ЕГАИС

Считается, что рабочее место оборудовано программно-транспортным комплексом на базе УТМ АТОЛ HUB-19 (подробнее смотрите «УТМ АТОЛ HUB-19. Руководство по эксплуатации»). На рабочем месте есть персональный компьютер или планшет для работы на странице «Документы ЕГАИС». В УТМ АТОЛ HUB-19 настроены параметры для обмена данными с ЕГАИС (подробнее смотрите «УТМ АТОЛ HUB-19. Руководство администратора»).

Приемка товара производится на странице «Документы ЕГАИС». В зависимости от того, какое оборудование используется (ПК или планшет) и по какому интерфейсу осуществляется выход в интернет (WiFi или Ethernet) для перехода к странице «Документы ЕГАИС» нужно выполнить следующее:

Приемка товара


Выбрать из списка товарно-транспортных накладных ту, приемку которой нужно провести. При этом откроется страница с перечнем позиций, входящих в данную ТТН.


  • Провести приемку товара по каждой позиции товара: сравнить количество учетных единиц по товарной накладной и фактическое количество единиц товара. При приемке товара возможны следующие варианты действий:



  • После ввода сообщения в окне Акта нажать кнопку . При этом ТТН перейдет в статус «В исходящих». ТТН будет перенесена в список «Актуальные».
  • Далее в зависимости от того, принята ТТН, отклонена ТТН, либо ТТН принята, но оформлен «Акт расхождения» - информация о данной ТТН передается в ЕГАИС, и будет зафиксирована в системе.
  • В случае удачного завершения процесса ЕГАИС подтверждает ТТН и её статус переходит из статуса «В исходящих» в статус «На подтверждении».

  • После подтверждения ТТН отправителем (поставщиком) ТТН получает статус «ТТН проведена», считается что документ прошел все этапы обработки.
  • После того как ТТН проведена, пройдя все этапы обработки, товар можно реализовать на розничной торговой точке (подробнее о работе с программно-аппаратным комплексом на базе УТМ АТОЛ HUB-19 смотрите в документе «Быстрый запуск» для данного экземпляра АПК).

    Остатки товара

    Чтобы увидеть список всех позиций товара, который на текущий момент есть на данной розничной торговой точке, нужно на главной странице Документы ЕГАИС нажать кнопку. При этом отобразится список всех позиций товара, по который поступил по ТТН и был зафиксирован в системе ЕГАИС, как остатки на данной розничной торговой точке.


      В списке алкогольной продукции можно увидеть информацию о товаре:
    • Алко-код, присваивается при производстве алкогольной продукции;
    • наименование алкогольной продукции;
    • номер справки A и номер справки B (по номеру справки B можно узнать по какой ТТН поступила продукция на розничную торговую точку);
    • количество учетных единиц данной позиции алкогольной продукции.

    При продаже или при списании и/или возврате какой-либо позиции алкогольной продукции позиция будет исключена из списка «Остатки алкогольной продукции».

    Списание товара

    Чтобы списать товар, который не востребован и «залежался» на складе розничной торговой точки, нужно на главной странице Документы ЕГАИС нажать кнопку . При этом откроется окно «Список актов списаний».

    С 01 февраля 2018 до 01 июля 2018 года - Переходный период (могут быть ТТН с помарочным учетом и без него).

    Возможность работы как с поштучной продукцией, так и с партионной. Это говорит о том, что поставщики могут отправлять ТТН с указанием лишь части идентификаторов партии продукции. Данное послабление хорошо для поставщиков, которые смогут распродать партионные остатки и сократить трудозатраты при инвентаризации перед 01.07.2018, но для продавцов это вероятный «пересорт», об этом ниже.

    Прием накладных с 15.03.2018 будет возможен только 3-ей версии. Если кто-то до 15 марта не перейдет на новый формат обмена, то с 15 марта не сможет получать приходные накладные, как это было при переходе на второй формат. Из-за чего вы не сможете создать акт списания, и вас могут оштрафовать на сотню тысяч рублей или вовсе лишить алкогольной лицензии.

    С 1 июля 2018 года – дата, к которой все участники алкогольного рынка должны перейти на новую версию документов в обязательном порядке.

    Вся маркируемая продукция должна совершать движения только с указанием цифровых идентификаторов. Для алкогольной продукции без идентификаторов, полученной ранее 1 июля будет установлен срок реализации, после которого, её продажа будет запрещена.

    Кроме того, в 2018 году ФСРАР планирует выпустить новые акцизные марки, чтобы можно было отличить продукцию, пришедшую до 1 июля 2018 года.

    Основные изменения документов ЕГАИС в версии 3:

    Главное нововведение – это помарочный учёт алкогольной продукции на всех этапах. Это означает, что в ЕГАИС будет направляться информация с штрихкода каждой федеральной специальной марки или акцизной марки при её движении от производства до розницы.

    • Производители и импортеры алкогольной продукции – должны осуществлять учет каждой марки при производстве, импорте и отгрузки АП;
    • Оптовики - должны осуществлять учет каждой марки при получении и отгрузке продукции другим оптовикам или в розничный сегмент;
    • Розница - должны осуществлять учет каждой марки при получении алкогольной продукции, продажи осуществляются помарочно с помощью ККТ для ЕГАИС.
    • Общепит - должны осуществлять учет каждой марки при получении алкогольной продукции, продажи осуществляются помарочно с помощью акта списания и 2D сканера.

    Кого коснётся поштучный режим?

    Введение поштучного режима с 2018 года коснётся:

    • импортёров,
    • оптовых поставщиков,
    • розничных продавцов,
    • производителей.

    Штрафы в 2018 году

    Учитывая человеческий фактор и особенности в бизнес-процессах каждой организации, будут ошибки. И это даже не подвергается сомнению. Какова будет цена ошибки? 150 тыс. — 200 тыс. рублей за факт нарушения. У производителей свои риски - в работе системы периодически происходят сбои, что приводит к остановке предприятий.

    Как с этим работать в рознице?

    Изучив методологию третьего формата или ЕГАИС 3.0, становится понятно, вряд ли поставщики и производители при отгрузке будут сканировать каждую бутылку алкоголя. Скорее всего, они переложат эти проблемы на розницу. Иными словами, в случае пересорта вся ответственность будет лежать на розничных магазинах, а не на поставщике.

    Отсюда можно сделать один вывод: какие бы поправки и новые штрихкоды не приняли, сканировать товары все равно придется. Сотрудникам магазинов будет необходимо проверять при приемке соответствие присланных акцизных марок.

    Каждый владелец бизнеса определяет для себя сам, каким образом он будет это делать. Вы можете использовать 2D сканер штрихкодов или терминал сбора данных (ТСД). Кратко рассмотрим оба варианта работы.

    Регистр №3 в ЕГАИС 3.0

    В ТТН в обязательном порядке будут указаны все марки, которые привёз поставщик. Если продающая сеть подтверждает ТТН, значит, она подтверждает и получение каждой конкретной марки маркируемого алкоголя.

    С технической точки зрения это будет происходить следующим образом. Сейчас в ЕГАИС существует два регистра. Продукция находится либо на одном, либо на другом регистре. В новой версии второго регистра для маркируемой алкогольной продукции существовать не будет, он останется только для немаркирумемой продукции – это пиво, сидр и прочее, как я говорила выше.

    Для помарочного учёта вводится третий регистр, в котором продукция будет храниться в разрезе марок. Этот регистр будет дополнять первый. То есть одна и та же продукция будет находиться как на первом, так и на третьем регистрах. На первом — в разрезах партий, а на третьем – в разрезе штрихкодов. При этом общее количество на первом и третьем регистрах должны сходиться. Если на первом регистре числится продукция, а на третьем её нет, такую ситуацию нужно исправить в течение 30 календарных дней. Иначе вся партия такой продукции заблокируется и будет недоступна для продажи. Это касается только того алкоголя, который пришел помарочно. Алкоголь, который был принят партионно, может не отображаться на регистре №3.

    Работа со входящими ТТН

    В ЕГАИС 3.0 сценарии работы со входящими ТТН в общем не изменились. Грузополучатель может:

    Принять ТТН с полным согласием . В этом случае продукция встанет на остатки получателю на Регистре 1 и одновременно Регистр 3.

    Выставить акт разногласий . В акте указывается расхождение, присутствующее в электронной накладной, но не принятое получателем. При работе с поштучной продукцией возможно:

    • расхождение по количеству;
    • расхождение по цифровым идентификаторам;
    • расхождение по тому и по другому.

    Отказаться от приема продукции .

    Важный момент: До 1 июля 2018 года 3 формат - не обязывает поставщика указывать марки продукции. К вам запросто может придти ТТН в 3 формате, в которой не будет указано ни одной марки. В этом случае, вы принимаете и реализуете ее как партионную.

    Нужно ли сканировать все бутылки при приемке товара?

    ФСРАР рекомендует информацию об акцизных марках хранить в вашей учетной системе. Поэтому, для накопления достоверной информации об алкогольной продукции, которая находится у вас в магазине, желательно сканировать каждую акцизную марку при приемке товара.

    Этим вы, во-первых, исключаете возникновение расхождений с ЕГАИС, которые обязательно появятся, при «слепом» подтверждении ТТН с марками. Во-вторых, сможете оперативно получить информацию по каждой акцизной марке в спорных ситуациях: в какой ТТН пришла бутылка, от какого поставщика, когда была продана или эту бутылку вы никогда не принимали.

    Также пока не понятно, как долго будет разрешена продажа партионной продукции, поступившей в магазины и в рестораны до 01.07.2018. Потому что самым логичным способом для опта снизить свои риски и издержки по переходу на помарочный учет – максимально разгрузить свои склады и «слить» все партионные остатки в розницу. И этому сильно будет способствовать период новогодних праздников с его повышенными алкогольными оборотами. После праздников можно ожидать щедрых акций от оптовиков для тех, кто будет готов взять на свои остатки те запасы алкоголя, которые останутся у оптовиков после новогоднее ажиотажа. И такие аттракционы неслыханной щедрости могут наблюдаться до июля 2018 года, когда перемещения партионной продукции из опта в розницу будут запрещены.

    ФСРАР явно предусмотрел такое развитие событий и введет ограничения на операции с такими остатками к концу 2018 года.

    Использование 2D сканера штрихкодов

    Главное преимущество данного решения - стоимость. В среднем можно приобрести за 5 000 рублей. Вряд ли эта сумма существенно повлияет на бюджет компании. Но при использовании этого метода есть следующие недостатки:

    • возможность работы только с одной накладной;
    • не исключены ошибки по вине человеческого фактора;
    • сканировать необходимо с рабочего места товароведа или оператора;
    • нельзя проверить марку на легальность.

    Использование ТСД

    Рассмотрим вариант приобретения ТСД еще и как выгодную инвестицию в бизнес.

    Преимущества использования ТСД:

    • Оператор или товаровед смогут сделать приемку в любом месте, где находится товар, что позволит сэкономить время.
    • ТСД может работать с такими документами, как: заказ покупателя, инвентаризация товара, перемещение товаров (если у вас несколько торговых точек и складов). Отметим, что современное мобильное программное обеспечение позволяет настроить работу с любым документом из товароучетной системы, который необходим пользователю.
    • При поступлении и работе с алкогольной продукцией по ЕГАИС версия 3 современное мобильное программное обеспечение позволяет сразу проверить акцизную марку не только на соответствие списку, но и на легальность.
    • ТСД позволяет исключить ошибки по вине человеческого фактора. Все основные бизнес-процессы оператор или товаровед смогут выполнить на ТСД.

    Для работы можно использовать как ТСД, так и смартфон, если его камера позволяет считывать штрихкод PDF 417.

    Пересорт в ЕГАИС 3.0

    Если при выравнивании остатков партионной продукции по Регистру №2 достаточно посчитать одинаковые бутылки, выявить расхождения и либо списать, либо поставить на баланс по алкокоду необходимую продукции, то при выявлении любых нестыковок при помарочном учете, придется сканировать всю партию. Для корректировок введены 2 новых документа для привязки цифровых идентификаторов и возможности их отвязать.

    В идеальной ситуации количество идентификаторов на Регистре 3 должно соответствовать количеству продукции на Регистре 1. Но, при выявлении пересорта, например, пытаясь продать товар, которого нет на Регистре 3, будет возможно привязать марку к партии. Система позволит привязать к партии большее количество идентификаторов, чем остаток партии, а вот сделать количество идентификаторов меньше остатка партии уже не получится. Причем, если в количестве между Регистром 1 и Регистром 3 есть расхождения более 30 дней, то партия будет заблокирована до устранения пересортицы.

    Списание продукции в ЕГАИС

    Списание продукции документом Акт списания теперь также можно делать с регистра 1 по любой из возможных причин — Реализация, Недостача, Потери и т.д. — для всех видов осуществляемой деятельности, будь то магазин розничных продаж или предприятие общественного питания. Указанные в актах списания марки будут списаны с регистра 3 для помарочной продукции соответственно, партионная лишь изменит количество на регистре 1.

    Чтобы производить списание продукции с регистра 1, необходимо переместить ваши остатки с регистра 2. Как это сделать и какую продукцию вам нужно переместить вы можете прочитать здесь: Перемещение товаров на регистр 1.

    Введение помарочного учета требует обязательного обновления УТМ до версии 2.1.6.

    Чтобы проверить версию вашего УТМ войдите в раздел Справочники → Магазины и нажмите на название вашего магазина. Вам откроется карточка магазина в Меркате. В поле Адрес доступа к УТМ нажмите на кнопку Проверить связь с УТМ. После того, как выйдет сообщение “Связь с УТМ успешно установлена.”, нажмите на поле Данные УТМ. Там будет указан номер версии вашего УТМ. Если он отличается от 2.1.6, вам необходимо обновить УТМ по данной инструкции: Обновление УТМ до версии 2.1.6

    Что делать если не читается марка?

    Если марка не читается у продукции, полученной до 1 июля, то при запросе будет получен первоначальный цифровой идентификатор и можно будет выполнить привязку идентификатора. А вот если продукция получена после 1 июля, то поможет только инвентаризация, которая выявит тот идентификатор, который принадлежит именно этой бутылке. Это ещё один повод не принимать товар «вслепую».

    Фактически алкоголь у вас, а формально в соседнем магазине

    Допустим вы обнаружили лишнюю бутылку у себя на складе. Конечно, её необходимо поставить на баланс. При постановке автоматически на Регистр 3 добавляется идентификатор, но в системе данный идентификатор числится у другой компании (снова акцентируем внимание на вариантах приемки товара).

    Что делать? Данный акт будет проведен только вручную сотрудниками Службы и только после выявления проблемы, а возможно и инициирования проверки.

    Мнение

    Своим мнением делится Владимир Панов, президент тюменской «Ассоциации малого и микробизнеса» :

    «ЕГАИС убивает розницу, малый бизнес ждет разорение с последующей безработицей. Система вводилась с благой целью – очистить рынок контрафакта, но к чему мы пришли? В одной только Тюменской области около сотни предпринимателей свернули бизнес, или ушли в тень. Как работали определенные заводы в третью смену, чтобы изготовить «неучтенку» – так и работают. Как везли к нам алкоголь из Казахстана через «дырявую» таможню – так и везут. Поэтому я и большинство моих коллег видим у ЕГАИС две цели: собрать побольше денег с предпринимателей — полностью оборудовать магазин под систему стоит порядка 50-150 тысяч рублей, и «отжать» реализацию алкогольной продукции у небольших магазинчиков в пользу федеральных торговых сетей. Вокруг одной моей точки — уже пять сетевых». У Владимира Панова – три магазина шаговой доступности в городе Тюмени, но бизнесмен признается, что работает на грани рентабельности, ведь программа сырая. Даже если продавец все делает правильно, выполняет все требования системы, при снятии остатков ЕГАИС, нередко появляются ошибки. Система сигналит красным цветом. Программа УТМ может самопроизвольно слететь. С введением ЕГАИС 3.0 все усложнится еще больше. Поскольку мы работаем с проверенными поставщиками, то позволяли себе не сканировать каждую бутылку на входе, и сразу подтверждали накладные от поставщика, а вот сейчас придется сканировать при приемке каждую бутылку. Если действовать по правилам, алкоголь нужно получить на складе, а затем пронести коробки с продукцией в кабинет, где компьютер и сканер. Все это время экспедитор будет ждать, а ведь у него – свой график работы. При этом никто не думает о человеческом факторе. Наши продавцы, часто пожилые люди, они — специалисты в информационных технологиях, могут просто ошибиться, а если человек нечестный, то и вообще продать алкоголь помимо кассы: кражи и недостачи – одна из главных бед. Усугубляет ситуацию то, что штрафы за все эти случайные или не случайные ошибки исчисляются сотнями тысяч рублей. Суммы просто запредельные для малого бизнеса, особенно, в сельской местности. У предпринимателей часто сдают нервы, многие закрывают бизнес или уходят в тень, растет безработица и социальная напряженность в обществе».

    Ресторатор Александр Затуливетров возмущен политикой навязывания системы с позиции силы, и высказывается о ЕГАИС предельно жестко:

    «Плохо — всё. Она создана с вредительской целью. Заставить всех обновить оборудование, обзавестись ключами, установить и настроить ПО — и всё. Плюс ЕГАИС пока в том, что пока нас никто не проверяет. Но в любой день может наступить «ночь длинных ножей». И вот тогда мало не покажется. А система-то сбоит».

    Предпринимателя возмущают траты, бессмысленные и абсурдные, заложенные в системе: принимая продукцию, рестораторы вместе с алкоголем получают внушительные пачки бумаг — к каждой бутылке прилагается около 20 листов документации. Обеспечивая результаты ЕГАИС, предпринимателей вынуждают расходовать бумагу и краску, эксплуатировать оргтехнику, а главное — растрачивать силы и время людей.

    Какой вывод?

    Введение ЕГАИС 3.0. перестроит процесс приемки алкоголя — нужно обзавестись 2D сканером и точкой доступа в ЕГАИС в месте приемке товара . По приезду партии алкоголя сразу сканировать все акцизные марки с каждой привезенной бутылки и при выявлении расхождений сразу же отправлять акт отклонения по соответствующей бутылке.

    Наши преимущества

    Специализация

    100% наших клиентов из сферы торговли.

    Готовые решения

    Наши разработки проверены на практике.

    Оптимальная цена

    1200 р/час - дешево даже для регионов.

    Магазин


    • Быстрый и надежный обмен данными для распределённой информационной базы (РИБ) 1С

      9 500 руб В корзину

    • Корректировка цен по курсу валюты в 1С:УТ 10.3

      5 500 руб В корзину

    ЕГАИС - единая государственная автоматизированная информационная система.

    Что такое ЕГАИС для розницы и зачем это нужно? Фактически, с помощью этой системы государство намерено контролировать производство и движение всего алкоголя по стране. Дело в том, что, как показывает статистика, около 30 процентов алкоголя в России произведено незаконно. Это значит, что контрафактной является примерно каждая третья бутылка спиртного на прилавке.

    При такой ситуации контроль - дело, конечно, нужное, но для предпринимателей это очередной стресс. Без паники! Мы подробно и обстоятельно расскажем все, что вам необходимо знать про то, как работает ЕГАИС в рознице с 1 января 2016 года: как подключаться, когда подключаться и что сделать, чтобы подключиться . Ответим на возникающие у многих предпринимателей вопросы, например, нужен ли ЕГАИС для продажи пива. И кроме того, предложим решение , которое значительно облегчит вам жизнь с ЕГАИС в рознице.

    Итак, факты. Если у вас розничный магазин на территории России, то имейте в виду, что с 1 января 2016 года вам нужно передавать информацию в ЕГАИС о закупках любого алкоголя, даже если вы торгуете в розницу только пивом. А в июле того же года вступило в силу требование об отчете о розничных продажах. Через систему должна проходить каждая единица товара. Об этом говорится в Федеральном законе № 182-ФЗ с длинным названием «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

    Более того, согласно обновленной редакции закона 171-ФЗ с 31 марта 2017 года торговля алкогольной продукцией и реализация ее через общепит может вестись только с применением контрольно-кассовой техники. Это касается и пива, а также других слабоалкогольных напитков. На практике это значит, что вы автоматически лишаетесь отсрочки до июля 2018 года по введению онлайн-касс. Даже если вы ИП на ЕНВД или патенте, но при этом торгуете любым алкоголем, то ККТ вам надо применять уже сейчас.

    Последние новости для тех, кто торгуем пивом! И они хорошие. Закон 278-ФЗ от 29.07.2017 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 31 июля 2017 и вступил в силу со дня опубликования. В нем в частности дается новая редакция статьи 16 закона 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и ее пункта 10: «Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляются с применением контрольно-кассовой техники в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники». Таким образом признана приоритетность закона о кассовой технике над 171-ФЗ. Соответственно, ИП на ЕНВД или патенте, продающие пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху, получили отсрочку для внедрения онлайн-касс до 1 июля 2018 года.

    Как работает ЕГАИС в рознице

    Поставка

    Работа с ЕГАИС в рознице для вас начнется с получения поставки. Получив алкоголь от поставщика, вы должны будете сверить реальное количество бутылок с бумажной и электронной накладной. Как подтвердить факт закупки в ЕГАИС? Электронный документ должен поступить из информационной системы на ваш компьютер с установленной товароучетной программой с поддержкой ЕГАИС . Если данные сойдутся, вы принимаете накладную от поставщика и подтверждаете факт закупки в ЕГАИС. Если нет или если марки на каких-либо товарах повреждены - вы можете либо полностью отклонить накладную, либо оформить акт расхождений.

    Допустим, что все сошлось и подтверждение факта закупки в ЕГАИС состоялось. Теперь необходимо загрузить информацию о товарах в кассовую программу , которая также должна быть установлена в рознице в соответствии с требованиями ЕГАИС.

    Предполагается, что на каждой бутылке с алкоголем есть специальная марка, на которую нанесен двумерный штрихкод Micro PDF417. В нем зашифрована информация о производителе и лицензии, а также другие характеристики продукта.

    Продажа

    Итак, бутылки с алкоголем расставлены по полкам, и торговля начинается. Покупатель выбрал нужный товар и готов расплатиться. Кассир считывает информацию со штрихкода бутылки с помощью 2D-сканера, и товар добавляется в чек. Одновременно кассовая программа генерирует xml-файл и отправляет его в Универсальный Транспортный Модуль. Это приложение, которое обменивается данными с сервером Росалкогольрегулирования. Там формируется квитанция с цифровой подписью магазина и штрихкодом, которая «улетает» в кассу, и только после этого чек закрывается. Таким образом продажа каждой бутылки или коробки алкоголя должна фиксироваться в онлайн-режиме в системе ЕГАИС в розничной торговле с 2016 года.

    После продажи

    Вместе с купленным товаром покупатель получает от кассира чек, но не обычный, а с двумерным штрихкодом. Этот код подтверждает, что факт продажи зафиксирован в ЕГАИС. При этом код на чеке будет один вне зависимости от количества купленного спиртного. Теперь покупатель может сам проверить подлинность алкоголя, считав этот код с помощью мобильного телефона. Для этого ему надо установить мобильное приложение «АнтиКонтрафакт Алко» от Росалкогольрегулирования. С введением онлайн-касс при покупке спиртного на чеке будет уже два QR-кода: один - сгенерированный ККТ для чека в целом, второй - на алкоголь из ЕГАИС.

    Впрочем, если все работает правильно, то в проверке штрихкода покупателем, теоретически, нет смысла. Когда код не считывается сканером на кассе, система фиксирует попытку продажи контрафактного алкоголя, и блокирует ее. Вот, что такое в идеале ЕГАИС для розницы.

    Если произошел сбой

    Если интернет в магазине внезапно отключится, торговлю алкоголем можно некоторое время продолжать. Программа для ЕГАИС сохранит данные о каждой продаже. И как только сеть снова заработает, ПО передаст данные в РАР. При этом чеки покупателям будут закрываться. Система ЕГАИС в розничной торговле в 2017 году предполагает, что работать в таком режиме можно не более трех дней. Если в течение этого времени поломка не будет устранена, то продажу алкоголя придется приостановить.

    Вопросы и ответы

    - Нужно ли при приеме товара сканировать каждую бутылку?
    - При приеме вообще нет необходимости сканировать товар. Приемка и работа с поставщиками ведется в рамках электронного документооборота в ЕГАИС, партиями по объемным показателям.

    - Как перемещать остатки между магазинами?
    - На этот вопрос сложно ответить однозначно. Согласно официальной позиции ФС РАР, перемещения между обособленными подразделениями, а также с центрального склада или офиса возможны только при наличии оптовой лицензии. Но с технической точки зрения УТМ позволяет оформлять накладные на перемещения.

    - Отменят ли алкодекларирование?
    - До 2018 года декларирование остается. В 2018 году, когда ЕГАИС заработает на всех предприятиях, осуществляющих оборот алкогольной продукции, декларации будут отменены.

    Сроки подключения к ЕГАИС

    С 1 января 2016 года организации, которые торгуют алкоголем в розницу, должны фиксировать в ЕГАИС факт закупки алкоголя. Это касается как городских, так и сельских торговых точек. Другая важная дата - 1 июля 2016 года . С этого момента все эти организации, помимо информирования о закупках, должны будут также фиксировать в ЕГАИС розничные продажи.

    Вопросы и ответы

    - Что делать с остатками, приобретёнными до 1 января 2016 года?
    - Их нет необходимости ставить на баланс. Можно продавать. Но если потребуется оформить накладную на возврат поставщику или провести списание, данные операции нужно будет проводить только через ЕГАИС, а для этого сначала поставить такую продукцию на баланс, используя документ Акт постановки на баланс в ЕГАИС.

    Продажа пива в 2016 году - новые правила

    Индивидуальные предприниматели, продающие пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху, по новым правилам с 2016 года также должны передавать информацию о закупке слабоалкогольных напитков в ЕГАИС. Так же, как и большинство представителей алкогольной розницы, делать это они обязаны с 1 января. Фиксацию продаж пива в 2016 году новые правила не предусматривают.


    Нужен ли ЕГАИС в общепите

    Судя по разъяснениям официальных инстанций, ответ на вопрос, нужен ли ЕГАИС в общепите, следующий. Предприятиям общественного питания, осуществляющим продажу алкоголя, необходимо фиксировать в системе ЕГАИС его закупку. Фиксацию продаж в ЕГАИС для кафе и ресторанов закон не предусматривает.

    Вопросы и ответы

    - Если мы ИП и торгуем только пивом, нужен ли нам сканер?
    - Сканер вам не нужен. Принтер ЕНВД - на ваше усмотрение. Если вы освобождены от применения ККТ.

    - Нужен ли сканер для небольшого кафе-бара?
    - Если вы хотите подключится к ЕГАИС в части отражения продаж по крепкому алкоголю на добровольной основе, то да, нужен.

    - Каковы плюсы добровольного подключения к ЕГАИС организации общепита?
    - Плюс в том, что, если вы отправляете данные о продажах в ЕГАИС, можно забыть про журнал учета розничных продаж. Он будет автоматически заполнятся и формироваться в вашем личном кабинете.

    Кому не надо подключаться к ЕГАИС?

    Для начала перечислим тех, кто освобожден от ЕГАИС временно.

    • Послабление в законе предусмотрено для организаций на территории Республики Крым и Севастополя . Это касается компаний, которые торгуют алкоголем в розницу, а также индивидуальных предпринимателей, реализующих в розницу пиво и другие слабоалкогольные напитки. В городских поселениях фиксировать в ЕГАИС факты закупки алкоголя нужно с 1 января 2017 года . Для сельских поселений перенос сроков ЕГАИС еще больше – им нужно будет подключиться 1 января 2018 года .
    • Розничные алкогольные организации в сельской местности с населением до 3 тыс. человек , где в магазины пока не проведен интернет, тоже относятся к тем, кому не надо было подключаться к ЕГАИС на первом этапе, но только по части фиксации продаж! По продажам у них отсрочка до 1 июля 2017 года . В отношении фиксации закупок отсрочек у сельских поселений не было! И, что важно, льготы получат не все сельские поселения. Список поселений, получивших отсрочки, утверждает субъект федерации.

    А теперь о тех, кому не надо подключаться к ЕГАИС совсем. На это имеют право:

    • производители пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи объемом не более 300 тысяч декалитров в год;
    • производители вина и игристого вина (шампанского) из собственного винограда;
    • в части фиксации продаж ЕГАИС не предусмотрен для ИП, торгующих в розницу пивом, пивными напитками, сидром, пуаре и медовухой, а также для организаций общественного питания (кафе и ресторанов).
    Вопросы и ответы

    - Крым имеет отсрочку согласно 182-ФЗ, но если организация с материка закупает продукцию у компании в Крыму, она должна фиксировать закупку в ЕГАИС?
    - Да, необходимо фиксировать такую закупку.

    - Как подтверждать накладные поставщику в сельском поселении, где интернет в магазине может пропасть более, чем на 3 дня?
    - Для поселений установлены максимальные сроки подтверждения накладных поставщику - 7 дней. За это время можно найти точку, где есть интернет (например, почтовое отделение) и подтвердить накладные там.

    Интернет-торговля алкоголем

    Фактически закона о легальной интернет-торговле алкоголем пока просто нет. Но в Росалкогольрегулировании говорят, что этот вопрос стоит на повестке дня. Предполагается, что в законодательстве, регламентирующем эти процессы, будут прописаны ограничения по возрасту покупателей и по времени продаж.

    Журнал учета розничной продажи алкогольной продукции

    Ведение такого журнала тоже стало необходимостью с 1 января 2016 года. В нем фиксируются номер, дата розничной продажи, штрихкод, наименование продукции, код вида продукции, емкость в литрах и количество. Данные о поставках алкоголя в журнале не отображаются. Форма его ведения утверждена приказом Росалкогольрегулирования №164 от 19.06.2015.

    Документ можно вести как в бумажном, так и в электронном виде. При условии подключения к ЕГАИС требования к ведению журнала будут считаться выполненными. Однако тут есть тонкий момент. Фиксация розничных продаж алкоголя в ЕГАИС стала обязательной только 1 июля 2016 года, а журнал необходимо было вести уже с 1 января. Соответственно, полгода приходилось фиксировать в нем продажи отдельно.

    Вопросы и ответы

    - Как заносить данные в журнал учета при торговле алкоголем в розлив?
    - При торговле алкоголем в розлив данные в журнал заносятся при вскрытии тары. Заносится вес и объем тары полностью.

    - Требуется ли ведение журнала учета в Крыму с 1 января 2016 года или есть отсрочка?
    - Да, требуется с 1 января 2016 года.

    - Как вести записи в журнале, если ООО продает и алкогольную продукцию, и пиво?
    - Если организация одна, вы должны записывать все в один журнал. Журнал ведется по каждому юридическому лицу отдельно.


    Заполнение журнала - обязанность всех организаций, которые занимаются оборотом алкоголя, а также индивидуальных предпринимателей, продающих пиво и другие слабоалкогольные напитки. При этом ИП, которым не обязательно информировать ЕГАИС о продажах, надо будет отображать их в журнале. По каждой торговой точке необходимо вести отдельный журнал.

    Данные из журнала будут нужны для ежеквартального заполнения деклараций.

    Ответственность за неподключение к ЕГАИС

    Если торговая точка не подключена к ЕГАИС, то с 1 января 2016 года продавать алкогольные напитки, включая пиво, ей запрещено. Ответственность за неподключение к ЕГАИС такая же, как и за продажу спиртного без сопроводительных документов. Юридическое лицо будет оштрафовано на сумму от 150000 до 200000 рублей , а штраф за неподключение к ЕГАИС для руководителя компании (физического лица) составит 15000 рублей . Это предусмотрено в статье 14.19 КОАП.

    Аналогичная ответственность после 1 июля 2016 года наступила и для тех предпринимателей, которые к ЕГАИС подключились, а товар не сканируют. Если это не осознанное нарушение, то так может случиться в результате поставки в магазин товара с поврежденными марками и испорченными штрихкодами. Информация просто не считается и, когда такой товар будет продан, это может быть расценено только как незаконный оборот алкогольной продукции. Поэтому каждому предпринимателю, имеющему дело с продажей алкоголя, стоило позаботиться о том, чтобы распродать товар с поврежденными марками до июля.

    Добавим, что, как заявили в Росалкогольрегулировании, до 20 апреля 2016 года поставщиков и розничных продавцов при обнаружении каких-либо проблем с ЕГАИС обещали не наказывать.

    К 20 апреля были сданы декларации за 1 квартал 2016 года, и регулирующий орган смог сравнить информацию, отраженную в декларациях, с теми объемами, которые проходили через ЕГАИС. И тогда у поставщиков и продавцов, которые не обеспечили к этому сроку нормальное функционирование системы, могли быть проблемы - к ним были применены меры, предусмотренные законодательством, вплоть до лишения лицензии.

    ЕГАИС отложат до 2018 года?

    Этот вопрос встречается среди представителей алкогольной розницы довольно часто. Скорее всего, он возник на почве выступлений на эту тему организации «Опора России» в СМИ. «Опора России» обращалась к властям с предложением отложить необходимость подключения к ЕГАИС до 1 июля 2018 года. Однако закон официально вступил в силу 1 января 2016-го.

    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png