Мы собрали всю полезную информацию про онлайн-кассы с 2017 года в одной публикации.

В июле 2016 года был принят 290 Федеральный закон об онлайн-кассах. Этот закон призван внести изменения в положения 54-ФЗ «О применении ККТ». По новым правилам все кассовые аппараты должны с 1 июля 2017 года передавать электронные копии чеков онлайн в налоговую.

Новшества затрагивают даже тех ритейлеров, которые раньше не работали с ККТ — ЕНВДшников и ПСНщиков. Онлайн-кассы для предпринимателей на ЕНВД и ПСН станут обязательными с 1 июля 2018 года.

Изменения 54-ФЗ — это самая глобальная реформа в ритейле за последние 10 лет.

С момента написания статьи вступили в силу несколько важных изменений закона, вышли новые разъяснения от ФНС.

Прочитайте публикацию с актуальной информацией:

Подробнее о том, что сейчас происходит:

Что такое онлайн-касса

Онлайн-касса — это кассовый аппарат, который отвечает новым требованиям:

  • печатает qr-код и ссылку на чеке,
  • отправляет электронные копии чеков в ОФД и покупателям,
  • имеет встроенный в корпус фискальный накопитель,
  • свободно взаимодействует с аккредитованными ОФД.

Все требования к онлайн-кассам описаны в новом законе и обязательны для всех кассовых аппаратов с 2017 года.

Онлайн-касса — это не обязательно совершенно новый кассовый аппарат. Многие производители дорабатывают кассы, выпущенные ранее.

Например, все кассы и фискальные регистраторы Вики возможно доработать до онлайн-кассы. Цена комплекта доработки — 7500 рублей. В сумме учтена стоимость фискального накопителя (6000 рублей), шильды и документации с новым номером ККТ (1500 рублей). Обновление ПО на всех кассах Вики происходит автоматически.

Новые кассы (доработанные и совсем новые) занесены в специальный реестр моделей ККТ и утверждены Федеральной налоговой службой.

Как работает онлайн-касса и что теперь должно быть на чеке

Процесс продажи на онлайн-кассе теперь выглядит так:


Чек онлайн-кассы содержит:



Если покупатель попросил отправить электронную копию чека, то в бумажном нужно указывать электронную почту клиента или его абонентский номер.

Адрес продажи варьируется в зависимости от вида торговли. Если касса установлена в помещении, то необходимо указать адрес магазина. Если торговля ведётся с автомобиля, то указывается номер и название модели авто. Если товары продаёт интернет-магазин, то на чеке должен быть указан адрес сайта.

Фамилию кассира не нужно указывать в чеках из интернет-магазинов.

Новые термины

Оператор Фискальных Данных (ОФД) — организация, отвечающая за приёмку и передачу фискальных данных в налоговую. Также Оператор хранит эту информацию 5 лет и обеспечивает отправку копий электронных чеков клиентам. Список аккредитованных ОФД представлен на сайте ФНС.

Реестр онлайн-касс — это перечень кассовой техники, готовой к работе по новым правилам и официально одобренной Федеральной налоговой службой России. На декабрь 2016 года реестр контрольно-кассовой техники содержит 43 модели ККТ. Список обновляется, с ним любой желающий может ознакомиться на сайте налоговой. Каждая конкретная касса также вносится в реестр экземпляров ККТ.

Фискальный накопитель шифрует и передаёт фискальные данные в ОФД. ФН пришёл на замену ЭКЛЗ.

Фискальные данные — это информация о финансовых операциях, проводимых на кассе. Технические требования к фискальному накопителю описаны в законе, сейчас на рынке доступна для покупке одна модель фискального накопителя. Каждый экземпляр ФН также внесен в специальный реестр.

Срок действия фискального накопителя для всех предпринимателей разный и зависит от применяемой системы налогообложения:

  • ОСНО - 13 месяцев
  • УСН, ПСН, ЕНВД - 36 месяцев

Началом срока службы фискального накопителя является дата его активации. Владелец ККТ обязан хранить ФН после замены 5 лет. Менять ФН предприниматель может самостоятельно. Но чтобы избежать проблем с регистрацией или заменой фискального накопителя, мы рекомендуем всё-таки обращаться в сервисные центры.

Купить фискальный накопитель вы можете в своем сервисном центре. Стоимость ФН — от 6000 рублей.

Договор с ОФД обязательный документ по требованиям нового закона. Без него не получится даже зарегистрировать онлайн-кассу. Однако поменять оператора владелец кассы может в любой момент. Стоимость услуг ОФД — от 3000 рублей в год.

Кто должен перейти на онлайн-кассы

Переход на онлайн-кассы проходит в несколько этапов и затрагивает:

  • предпринимателей, которые уже применяют ККТ,
  • торговцев акцизными товарами,
  • владельцев интернет-магазинов,
  • предпринимателей, оказывающих услуги населению и не применяющих кассы, В том числе ИП на ЕНВД, УСН и ПСН,
  • владельцы вендинговых и торговых автоматов, а также платежных терминалов.

Предприниматели, которые используют бланки строгой отчетности (БСО), тоже попадают под нововведения.

Форма бланков строгой отчетности меняется. С 1 июля 2018 года все БСО должны быть напечатаны при помощи специальной автоматизированной системы. Эта система — разновидность онлайн-кассы и она тоже передаёт данные онлайн. .

Сроки перехода на онлайн-кассы: 2017-2018 гг.

1 февраля 2017 года Владельцы вновь регистрируемых ККТ
Начинается переход на онлайн-кассы и прекращается замена ЭКЛЗ и регистрация касс по старому порядку.
31 марта 2017 года Все организации и ИП, которые продают алкоголь
! Исключение: организации и ИП на ЕНВД и ИП на ПСН, которые торгуют слабоалкогольными напитками
Продавцы подакцизного алкоголя обязаны применять онлайн-кассы с 1 апреля 2017 года. Продавцы пива, сидра и других слабоалкогольных напитков переходят на онлайн-ККТ в зависимости от выбранной системы налогообложения.
1 июля 2017 года Организации и ИП на ОСН, УСН и ЕСХН
После этой даты нельзя использовать кассы с ЭКЛЗ, все ККТ должны работать с фискальным накопителем.
1 июля 2018 года
  • Организации и ИП на ЕНВД
  • ИП на ПСН , которые торгуют в розницу и оказывают услуги общественного питания
  • ИП на ЕНВД , если у них есть наемные работники
1 июля 2019 года
  • Организации и ИП на ЕНВД
  • ИП на ПСН , кроме розничной торговли и общественного питания
  • ИП на ЕНВД без наемных работников , которые торгуют в розницу или оказывают услуги общественного питания
  • Организации и ИП , оказывающие услуги или выполняющие работы, при условии выдачи покупателю БСО

Очень часто предприниматели задают вопрос: «Если компания работает на двух системах налогообложения УСН и ЕНВД, когда переходить на новые правила?»

С 1 июля 2017 года налогоплательщики на УСН должны применять онлайн-кассу. Параллельные режимы налогообложения не играют никакой роли. Кроме того, по каждому режиму пробивается отдельный чек.

Кто освобожден от онлайн-касс

От работы с кассами, как и раньше, освобождены: представители малого бизнеса, оказывающие услуги по ремонту обуви, продавцы на необорудованных рынках, торговцы продукции с цистерн и тележек, газетные киоски, люди, сдающие в аренду собственное жилье, организации с безналичной оплатой, кредитные организации и компании, занятые на рынке ценных бумаг, кондукторы и предприятия общественного питания в образовательных учреждениях.

Религиозные объединения, торговцы предметов народного промысла и почтовых марок тоже могут продолжить работу без ККТ.

Предприниматели в труднодоступных и отдаленных местностях могут работать без кассы. Правда, перечень таких областей определяют руководители на местах.

Как перейти на онлайн-кассу

Переход на онлайн-кассы с 2017 года — фактор, который напрямую влияет на дальнейшую работу бизнеса, подойти к нему следует ответственно.

Главное — не затягивать. Если вы планируете заняться переходом, скажем так, поздней весной, то есть все шансы запоздать с переходом на онлайн-кассу к июлю 2017 года.

Чтобы замена ККТ на онлайн-кассу не доставила неприятностей, рекомендуем заняться этим вопросом уже сейчас.

Опыт внедрения системы ЕГАИС для торговцев алкоголем показал, что предприниматели до последнего откладывают модернизацию оборудования. Это порождает много сложностей: производители онлайн-касс не в успевают подготовить должным образом оборудование, логистические службы испытывают колоссальную нагрузку и срывают сроки, а магазины по всей стране простаивают без возможности законной торговли. Ну или торгуют с риском получить штраф.

Чтобы замена ККТ на онлайн-кассу не доставила неприятностей, рекомендуем заняться этим вопросом уже сейчас.


Выбрать онлайн-кассу для перехода на 54-ФЗ
Решения для любого бизнеса

Порядок перехода на онлайн-кассы

Итак, чтобы перейти на онлайн-кассу мягко, планируйте досконально и действуйте поэтапно:

1. Выясните, можно ли доработать имеющееся оборудование

Обратитесь к производителю вашей кассы. Если технику можно обновить, узнайте цену комплекта доработки для онлайн-кассы и, главное, включен ли в эту стоимость фискальный накопитель.

К этой сумме прибавьте работу ЦТО (или АСЦ) по доработке ККТ. Хотя регистрация кассы и накопителя на сайте ФНС технически не сложная, но даже специалисты, которые проводят регистрацию первый раз, иногда ошибаются. Если ошибётся специалист АСЦ, то ФН (6500 руб.) вам заменят за счет АСЦ. Если ошибку допустите вы, то и платить за замену накопителя придётся вам.

Если вашу кассу можно доработать, не спешите радоваться. Зачастую лучше купить новую онлайн-кассу, чем переделывать старую кассовую технику (стоимость доработки некоторых касс сопоставима со стоимостью новой кассы).

Чтобы не потратить деньги зря, проведите небольшое исследования рынка. Узнайте, сколько стоит доработка ККТ в среднем по рынку (у разных производителей), сколько стоит новая онлайн-касса. Сравните функционал старой доработанной кассы и новой онлайн-кассы. Если каждый шаг и малюсенькая доработка стоит дополнительных 100 рублей — это повод задуматься и поискать альтернативы.

2. Проверьте, есть ли рассматриваемое вами оборудование в реестре ФНС:

  • Проверка онлайн-касс - сервис ФНС для проверки экземпляров ККТ.
  • Проверка фискальных накопителей - аналогичный сервис для проверки фискальных накопителей (чтобы вам не продали сломанный или уже использованный накопитель).

3. Составьте график замены ЭКЛЗ

Чтобы не переплачивать за работу ЭКЛЗ, уточните когда заканчивается её срок службы. По окончанию работы ЭКЛЗ вам лучше сразу установить фискальный накопитель и перейти на онлайн-кассы.

4. Проведите интернет в магазин

Интернет для онлайн-кассы должен быть стабильным. Уточните, если ли у интернет-провайдеров вашего региона специальные тарифы (также вы можете проконсультироваться в вашем АСЦ). Выясните, что для вас подойдет: проводной интернет или Wi-Fi модем.

5. Уточните наличие обновлений кассовой программы

Если вы работаете с кассовым ПО, например, с товароучетной системой, обязательно выясните, будет она дорабатываться до работы по новым правилам, совместима ли она с онлайн-кассой, сколько будет стоить доработка и когда она будет проведена. Кассы Вики работают со всеми товароучётными системами бесплатно — у нас это базовый функционал.

После всей подготовительной работы определитесь, когда вам переходить на онлайн-кассу.

6. Снимите с учета ФНС старую ККТ

Обратитесь в ваш ЦТО и снимите отчет с ЭКЛЗ. Напишите заявление о снятии с учета и отправляйтесь в налоговую. На руках у вас должно остаться карта владельца ККТ с отметкой о снятии с учета.

7. Выберите ОФД и заключите с ним договор

Это обязательное условие для регистрации онлайн-кассы. Изучите возможные варианты, условия и предоставляемый сервис. Договор ОФД — это оферта в электронном виде, которую вы акцептуете при регистрации на сайте. То есть вам не нужно оформлять бумаги или ехать в отделение.

После заключения договора смело переходите к завершающей части — регистрации онлайн-кассы.

8. Зарегистрируйте онлайн-кассу

Новый закон допускает два варианта регистрации онлайн-кассы: классический и электронный.

Классический способ ничем не отличается от старого. Вы собираете документы, берете новую кассу с фискальным накопителем, идете в налоговую, заполняете заявление и ждёте. Через некоторое время вам выдают регистрационный номер.

Электронный способ регистрации онлайн-кассы позволяет сэкономить время. Чтобы установить онлайн-кассу, вам понадобится электронно-цифровая подпись. Получите её заранее в любом удостоверяющем центре.

Как зарегистрировать онлайн-кассу:

  1. На сайте nalog.ru зарегистрируйтесь в личном кабинете.
  2. Заполните заявление на сайте ФНС.
  3. Введите регистрационный номер онлайн-кассы и фискального накопителя.
  4. Заполните реквизиты ОФД.

Если вы всё сделали правильно, ФНС выдаст вам регистрационный номер ККТ. .

Новые штрафы

Штрафовать за нарушения новых правил будет ФНС. Взыскания начнутся уже с 1 февраля 2017 года. Размер взысканий: от 3000 рублей, до запрета торговли.

Процедура оформления административного нарушения стала проще. При первом нарушении в ряде случаев возможно устное предупреждение, но при повторном — приостановка торговли до 3-х месяцев, а это фактически гибель для магазина.

Чтобы избежать проблем, соблюдайте все требования нового законодательства.

Как выбрать онлайн-кассу

Прежде всего, составьте свой собственный список требований к кассе. Определиться с требованиям вам помогут ответы на простые вопросы о вашей торговой точке.

Собираетесь ли вы использовать кассу, как средство автоматизации бизнеса? Если да, то вам понадобится касса, которая умеет работать с распространенными товароучётными системами (1С и производными). Если не собираетесь — выбирайте кассу, которая, по крайней мере, умеет выгружать данные о продажах в таблицы Excel.

Продаете ли вы или собираетесь продавать алкоголь? Если ответ положительный, то касса должна быть адаптирована для ЕГАИС, то есть поддерживать работу с УТМ и иметь функции, например, списания остатков.

Есть ли у вас знакомый или штатный айти-специалист? Теперь касса — это ИТ-система, в которую входит не только кассовый аппарат, но также интернет-соединение, связь с ОФД и криптографическое средство. Если у вас в штате не предусмотрен сотрудник, который сможет провести оперативную диагностику всей системы в случае поломки, то имеет смысл заключить договор с сервисным центром.

Определившись с основными характеристиками, вы сможете принять решение.

Пример: выбрать кассу для магазина у дома

Допустим, у вас небольшой магазин «у дома»: в ассортименте есть пиво и другой некрепкий алкоголь. Торговля идёт хорошо, но вы хотите увеличить продажи, не замораживая при этом, большие суммы в товаре. В штате у вас есть 1 кассир, ему на смену выходите вы лично.

Получается, что вам нужна касса, которая поддерживает ЕГАИС, работу с товароучётными системами и вам понадобится техническая поддержка.

Вам подойдёт касса Вики Мини Ф — она полностью соответствует требованиям 54-ФЗ, имеет все функции, необходимые для работы с ЕГАИС и совместима со всеми товароучётными системами. Техническую поддержку вам окажет региональный сертифицированный партнёр, у которого вы купите кассу.

Пример: выбрать кассу для парикмахерской

Или иначе: у вас несколько парикмахерских салонов по городу. Естественно, никаким алкоголем вы не торгуете и не собираетесь. Информацию о клиентах вы собираете в общую ЦРМ-систему. В штате есть компьютерщик, который эту систему настраивает и помогает решать другие технические проблемы.

В этом случае, вам достаточно бюджетного комплекта: ККТ Вики Принт 57 Ф и системного блока Вики Микро. Все необходимые инструкции ваш технический специалист найдёт в разделе поддержки «Дримкас» и ОФД, который вы выберете.

Если у вас не обычная парикмахерская, а салон премиум-класса, то вам больше подойдёт комплект Вики Классик и Вики Принт 80 Плюс Ф — он не сильно отличается по функциям от бюджетных касс, но его дизайн разработан специально для бутиков, салонов и дорогих кафе.

Выберите свою онлайн-кассу

Требованиям 54-ФЗ и ЕГАИС полностью отвечают кассы Вики.

Каждый ИП должен знать, что приём наличных денег от покупателей и клиентов нужно правильно оформлять. Документами, подтверждающими сделку между сторонами, являются договоры. Кассовые и товарные чеки ИП – доказательство оплаты. В связи с нововведениями, многие бизнесмены не могут понять точно, все ли они должны будут применять ? Какими будут новые чеки? Возможно ли принимать товарный чек без кассового, как раньше для некоторых категорий предпринимателей? Что грозит за отсутствие кассы? Разберём эти вопросы.

Определения и различия кассового и товарного чека

До сих пор многие теряются в догадках, должен ли ИП выдавать кассовые чеки, все ли ИП должны устанавливать новые кассовые аппараты? Поэтому сначала дадим ответ на главный вопрос:

Внимание! С середины 2018 года онлайн-кассами обязаны пользоваться все организации и предприниматели на общей системе налогообложения. Аналогичные требования предъявляют к вендинговому бизнесу. Вне зависимости от режима перейти к новому формату должны были общепит и розница при наличии в штате наемного персонала. Отсрочку получили плательщики ПСН и ЕНВД, а также коммерсанты на УСН, занятые в сфере услуг. До июля 2019 года могут не менять технику также владельцы розничных магазинов и точек общепита, если ими не были заключены трудовые договоры.

Назначение кассового чека заключается в установлении факта получения наличных или электронных денег. Этот документ должен оформляться с соблюдением требований ФНС по наличию обязательных реквизитов. Кассовый чек печатается на специальной контрольно-кассовой машине, которая должна быть правильно настроена и поставлена на учёт у инспекторов налоговой службой.

Важно! Старые кассовые аппараты использовать нельзя. Постановка морально устаревшей техники прекратилась в начале 2017 года.

Раньше в кассовом чеке не предусматривалось детальное раскрытие информации о расчетной операции. Поэтому приложением к этому документу являлся товарный чек. Прикладывать его к каждой кассовой операции было необязательно, его выдавали в случае:

  • запроса покупателя или клиента;
  • внесения предоплаты, если сделка ещё не завершена;
  • подтверждения принятия наличности, когда обязательное использование ККТ не предусмотрено.

Сейчас такая форма потеряла актуальность. Вся информация о сделке содержится в кассовом документе. Выдавать товарный чек или БСО вправе лица, поименованные в п. 7.1. ст. 7 закона 290-ФЗ от 03.07.16 . В список включены предприниматели и организации, получившие отсрочку в установке онлайн-касс до июля 2019 года. Условия действительности документа перечислены в письмах Минфина РФ № 03-11-06/2/26028 от 06.05.15 и № 03-01-15/52653 от 16.08.17 .

Кассовый чек: образец и требования

Поскольку кассовый чек является основным платёжным документом, его форма обязана соответствовать определенным требованиям. Они касаются присутствия нужных реквизитов, которых значительно прибавилось в отличие от чеков старых образцов. Он также выходит из кассового аппарата, но прежде, сама ККМ должна получить аккредитацию в налоговой инспекции с присвоением ей регистрационного номера.

Вместе с привычными реквизитами старых кассовых чеков, такими как порядковый номер, дата и время покупки, Ф.И.О. и ИНН ИП и сумма покупки, новый должен содержать (ст. 4.7 закона 54-ФЗ от 22.05.03):

  • название;
  • налоговый режим;
  • признак расчёта (приход, расход и др.);
  • название товара, работы, услуги;

Внимание! ИП на всех спецрежимах, кроме продавцов подакцизных товаров до 01.02.2021 могут пропускать этот реквизит.

  • вид расчёта: наличный или безналичный;
  • данные кассира (Ф.И.О., должность или номер), номер смены;
  • номер, полученный в налоговой при регистрации ККТ;
  • фискальные данные: признак, заводской номер;
  • интернет-ссылки: на сайт ФНС обязательно, адрес интернет-магазина, выдавшего чек, адрес электронной почты ИП, если покупатель получил чек на свою электронную почту;
  • QR-код.

Его образец выглядит так:

С января 2019 года в кассовом чеке должны были появиться коды товаров. Для обычной продукции продавцам предписывалось указывать обозначения согласно номенклатуре ЕАЭС. Однако правительственное распоряжение до сих пор не подписано. Коммерсанты получили отсрочку.

Напомним, что в текущем году также ожидается внедрение системы маркировки. В чеках появятся уникальные идентификаторы продукции. Первыми поправки к законодательству начнут применять продавцы табачных изделий. Указания для них вступят в силу с марта.

Все данные на документе должны быть чётко пропечатаны, чтобы их без труда можно было разобрать. Для печати используется специальная термобумага, которая не удерживает символы в течение долгового времени, они блёкнут. Статья 4.7 закона 54-ФЗ устанавливает требование о сохранении информации на документе не менее чем 6 месяцев. Поэтому при необходимости длительного лучше отсканировать или снять ксерокопию.

Кассовый чек ИП оформляется без печати. Он позволяет достаточно чётко представить всю сделку. При этом не запрещено указать на документе сопутствующую информацию, например, условия акций, размер скидок, телефон горячей линии, благодарность за покупку.

Товарный чек: образец и требования

Так как товарный чек долгое время являлся приложением кассового, в нем содержалась дополнительная информация. Бланки печатались заранее и заполнялись ответственным лицом. Предприниматели и организации, получившие отсрочку по онлайн-кассам, вправе придерживаться прежних правил до июля 2019 года.

Требования к реквизитам таковы:

  • название;
  • номер по порядку;
  • дата;
  • данные индивидуального предпринимателя: Ф.И.О. и ИНН;
  • полное описание приобретённого товара: количество, цена за единицу, артикул;
  • итоговая сумма.

Чистые бланки товарных чеков можно подготовить заранее, как только в них возникнет необходимость, нужно будет только записать расшифровку товаров. Шаблоны можно создать самостоятельно на компьютере и распечатать, купить бланки в киоске или заказать в типографии.

Можно использовать стандартный образец:

Важно! Кроме обязательных реквизитов, товарный чек должен содержать подпись ИП и его при наличии, это придаёт ему юридическую силу. Не заполненные строки в бланке нужно перечеркнуть, чтобы нельзя было записать туда ещё какие-то наименования.

Товарный чек ИП без кассы могут выдавать некоторые бизнесмены до июля 2019 года, чтобы подтвердить свои доходы. Это предприниматели на спецрежимах, не имеющие наёмных рабочих, за исключением тех, кто занят розничной торговлей и общепитом. Товарные чеки могут заменяться квитанциями.

Товарный чек без кассы могут выдавать ИП, указанные в ст. 2 закона 54-ФЗ. Таким участникам оборота разрешено отказаться от ККТ.

Многие не понимают, в чем разница между , поэтому считают, что замена одного документа другим правомерна. Однако это не так. Назначение накладной заключается в подтверждении факта передачи товара покупателю. Обычно её используют заказчики и поставщики при осуществлении сделки. В накладной не предусмотрено указание суммы оплаты, поэтому она не может считаться подтверждением приёма денег за товар.

Тот же самый вывод возникает при сравнении товарного чека и приходного кассового ордера. Документы, возникающие при ведении кассы, такие как приходные и , отражают движение денег внутри кассы, но не заменяют документы по проведению кассовых операций.

Какие чеки оформляются на разных налоговых режимах?

В 2019 году на новые онлайн-кассы перейдут все, включая коммерсантов с отсрочкой. Однако это коснётся ИП, продающих товары в розницу и управляющих своим кафе, столовой или рестораном. Всем остальным предоставлена отсрочка до июля 2019 года.

Внимание! Некоторые виды предпринимательской деятельности полностью освобождены от соблюдения кассовой дисциплины. Не применять её могут няни, сиделки, пункты приема вторичного сырья и стеклотары (кроме приёма металлического лома).

Рассмотрим, как должны оформляться кассовые операции на разных спецрежимах.

На УСН

Одним из самых распространенных режимов налогообложения УСН, которым пользуется большое количество индивидуальных предпринимателей. Само по себе применение упрощённой системы налогообложения не освобождает предпринимателей от обязательного применения онлайн-касс, поэтому всем ИП рано или поздно нужно будет обзавестись специальными аппаратами, особенно поторопиться стоит продавцам магазинов и владельцев кафе.

  • бытовые услуги (сантехники, уборка квартир, вывоз мусора);
  • мойка и ремонт автомобилей;
  • такси;
  • грузоперевозки и услуги грузчиков.

Они могут не устанавливать у себя кассовые аппараты вплоть до июля 2019 года, если они подтверждают оплату бланками строгой отчётности. При заключении трудового договора на регистрацию устройства отводится 30 суток (ст. 7 закона 290-ФЗ).

На ЕНВД

Аналогичная система по срокам установления ККТ, что и для УСН, действует на ЕНВД:

Если ИП в одиночку занят в сфере, не связанной с продажей в розницу и ресторанным бизнесом – выдаёт квитанции или товарные чеки по запросу клиента до середины лета 2019 года.

Если осуществляет такую деятельность с официально оформленными работниками – устанавливает онлайн-кассу к середине 2018 года.

Если работает при оказании услуги населению – применяет БСО до июля 2019 года.

В каждом регионе сферы применения ЕНВД могут отличаться, так как у местных властей есть полномочия устанавливать виды деятельности, при которых предприниматели могут переходить на «вменёнку».

На ПСН

Налоговая система, основанная на покупке патента на определённый срок, считается самой простой и дешёвой. Ограничение заключается в том, что клиентами бизнесмена на патенте могут быть только физические лица. Он не сможет заключать крупные контракты с другими предпринимателями и фирмами. Но для начала бизнеса ПСН является хорошим стартом. Условия кассовой дисциплины такие же, как и для УСН и ЕНВД.

Чеки при безналичном расчёте через эквайринг

Система эквайринга предполагает оплату пластиковой картой через специальный терминал. Сам по себе чек эквайринга это и есть фискальный документ, отправляемый на сайт ФНС при осуществлении безналичных расчётов. Для его формирования используется терминал, в который уже встроена онлайн ККМ. Поэтому ответ на вопрос, нужны ли чеки при оплате безналом через эквайринг, очевиден.

Штрафы

Самое частое нарушение кассовой дисциплины это невыдача чека, которая указывает на непроведение операции по кассе. За это наступает административная ответственность: штраф предпринимателя на 1,5-3 тысячи рублей. Такое же наказание применяют, если выданный чек не будет содержать всех обязательных реквизитов или будет отпечатан на аппарате, не прошедшем регистрации в ФНС. На первый случай инспекторы могут ограничиться предупреждением, если у ИП будут уважительные причины, например, отсутствие электричества или временный выход из строя аппарата.

За работу без кассы предусмотрены куда более жесткие санкции. налагает на предпринимателей штраф от ½ до ¼ суммы покупки, но не меньше 10 тыс. рублей. Организациям грозит взыскание до 100% от неучтенной операции, а минимум установлен на отметке в 30 тыс. При повторном нарушении виновник рискует столкнуться с приостановкой деятельности на 90 суток и дисквалификацией должностных лиц.

Таким образом, в ближайшем будущем практически все предприниматели, за редким исключением, должны будут выдавать кассовые чеки. Время для установки есть у представителей сферы услуг, плательщиков ЕНВД и ПСН, но его остаётся всё меньше. Хороший совет хочется дать тем, кто знает, что с июля месяца должен будет поставить у себя ККТ: ближе к установленному сроку цены на новые кассовые аппараты предсказуемо возрастут. Поэтому решить вопрос с приобретением и установкой нового оборудования стоит заранее, бесполезно ожидать, что будут ещё какие-то поправки о переносе сроков.

Одно из технологических новшеств во взаимодействии продавца и покупателя после внедрения онлайн-касс в российском ритейле - электронный кассовый чек. Зачем он нужен и что собой представляет? Кто и в каких случаях обязан его выдавать, как передать покупателю электронный чек онлайн-кассы?

Зачем нужен электронный чек онлайн-кассы обычному и интернет-магазину: закон 54-ФЗ

В соответствии с пунктом 2 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ (ССЫЛКА) продавец обязан по требованию покупателя отправить ему на предоставленные e-mail или телефон электронную копию кассового чека, подтверждающего оплату покупки. И это не считая безусловного обязательства по выдаче бумажного чека - который вручается, даже если покупатель не попросит его.

Те же самые обязанности по выдаче электронного чека установлены законом в отношении платежных агентов - организаций, которым продавец делегирует полномочия по отпуску товаров покупателям (и приему оплаты за них). Пример платежного агента, вероятно, крупнейшего в стране - Почта России. На ней все обязанности по выдаче кассовых чеков, в том числе и электронных.

Технически отправку чека осуществляет Оператор фискальных данных - организация, с которой у пользователя онлайн-кассы в большинстве случаев должен быть обязательно заключен договор, поскольку этого требует Закон № 54-ФЗ. Есть, однако, и исключения из этого правила - мы рассмотрим их далее в статье. Кассовый компьютер и сама касса (либо только она - если используется автономная ККМ), так или иначе, должны быть корректно настроены на передачу данных через интернет в ОФД - иначе чеки отправлять не получится.

В случае, если отправка чека осуществляется на телефон, то у продавца на аккаунте ОФД должно быть необходимое количество предоплаченных SMS-сообщений для отправки чека. На адреса e-mail, предоставляемые пользователями, чеки в соответствии с обычной тарификацией у современных ОФД, как правило, отправляются бесплатно.

С юридической точки зрения электронный кассовый чек приравнивается к бумажному. По содержанию - в плане реквизитов, они также почти одинаковые. При этом, электронный чек имеет очевидные преимущества для покупателя:

  • его нельзя потерять (основной файл чека хранится на сервере ФНС);
  • он не сотрется и не выцветет с течением времени;
  • его можно в любой момент загрузить на экран смартфона и предъявить продавцу в тех или иных целях (например, при возврате товара по гарантии).

Если магазин не отправит электронный чек покупателю, который заранее, специально для этого дал контакты, то проверяющие органы могут на основании п. 6 ст. 14.5 КоАП РФ (ССЫЛКА) предупредить или оштрафовать торговое предприятие:

  • на 2 тыс. рублей (выписывается на должностное лицо организации или на ИП как на владельца магазина);
  • на 10 тыс. рублей (выписывается на магазин как на организацию).

Важнейший нюанс, который нужно знать: продавец не сможет отправить электронный чек покупателю, если контакты будут предоставлены им после расчетов (после пробития чека на онлайн-кассе). Это будет противоречить положениям Закона № 54-ФЗ, по которым чек должен отправляться на контакты, предоставленные строго до расчетов - причем, предполагается их добровольное предоставление, без напоминания со стороны продавца.

Отметим, что данные правила применения электронного чека установлены для обычных, офлайновых магазинов. В случае с интернет-магазинами ситуация принципиально иная.

При продаже товаров через интернет-магазин задействуются каналы продаж, попадающие под критерий, прописанный в пункте 5 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ. А именно, эти каналы продаж «исключают возможность» личного взаимодействия продавца и покупателя.

Закон предписывает интернет-магазинам отправлять электронные чеки покупателям обязательно (в то время как бумажный по понятным причинам не оформляется и не передается впоследствии). В этих целях предполагается уже обязательный запрос контактных данных. Покупатель, в свою очередь, не обязан об этом знать - но должен быть уведомлен о том, что соответствующие контактные данные предоставить необходимо, причем, до момента проведения расчетов с интернет-магазином.

На практике необходимые контактные данные запрашиваются посредством формы для совершения заказа (либо на этапе регистрации аккаунта пользователя в интернет-магазине - если она требуется). Поэтому, проблем с их получением быть не должно. Контакты могут быть любыми - представленными e-mail, телефоном. И они необязательно должны быть правильными и реальными - интернет-магазин не обязан удостоверять их подлинность (правда, лучше все-таки иметь в распоряжении реальные контакты покупателя из соображений последующих коммуникаций с ним при обработке, сборке и доставке заказа).

Интернет-магазин отправляет покупателю только электронный чек и в случае, если осуществляется возврат предварительной оплаты за товар (либо ее зачет в счет предстоящих покупок).

Выше мы отметили, что офлайновые магазины могут делегировать свои полномочия по приему оплаты за товары и их выдаче своим платежным агентам - таким как Почта России. Аналогичные правоотношения по существу применимы и в онлайн-торговле. Конечным исполнителем при расчетах по товарам онлайн может быть платежный агент - как правило, это агрегатор платежных систем (например, сервис Робочеки от Робокассы — ), который обеспечивает техническую возможность их применения в качестве инструментов для оплаты заказов. И в этом случае именно за онлайновым платежным агентом будут обязательства по обеспечению покупателей чеками в электронном виде.

В самом общем случае оплата товара в интернет-магазине осуществляется с применением банковской карты (или специализированной платежной системы) онлайн. Человек, введя данные с карты, предоплачивает товар, а затем получает его в точке выдачи. В данном сценарии совершенно очевиден момент совершения расчетов - они признаются осуществленными сразу после одобрения транзакции банком.

После этого события осуществляется фискализация платежной операции на онлайн-кассе, а затем покупателю направляется электронный кассовый чек. Как правило, при этом задействуется автоматическая онлайн-касса, специально разработанная для интернет-магазина (все более популярным становится использование арендованных онлайн-касс в этих целях - например, при посредничестве таких сервисов как АТОЛ-Онлайн (ССЫЛКА).

Но возможен сценарий, при котором оплата за товар, заказанный в интернет-магазине, осуществляется по другой схеме - с использованием банковской квитанции. Человек скачивает ее с сайта интернет-магазина, несет в банк, а затем платит по ней. Интернет-магазин, обнаружив приход денежных средств на расчетном счете, выполняет свои обязательства как продавец - отправляет товар или приглашает покупателя получить его на складе (пункте выдачи).

Долгое время в российском законодательстве отсутствовали в достаточной мере детальные нормы, регламентирующие то, каким образом должна применяться онлайн-касса (и электронный чек в частности) в рассматриваемом сценарии «с квитанцией». Применение действовавших норм законодательства в подобных случаях было затруднено, поскольку процедура задействования онлайн-кассы в типовых ситуациях характеризуется довольно жесткой привязкой как раз к моменту совершения расчетов. Который, очевидно, в схеме «с квитанцией» определить было сложно.

Регулирующие ведомства издавали довольно противоречивые разъяснения на этот счет. В них, в частности, давались рекомендации по заключению между продавцами и кредитно-финансовыми организациями, принимающими квитанции к оплате, отдельных договоров об информировании владельца расчетного счета о приходной операции, соответствующей оплате товара покупателем интернет-магазина. Понятно, что такие рекомендации было крайне сложно реализовать на практике.

Но в современной редакции Закона № 54-ФЗ уже есть необходимые регулирующие положения по сценариям «с квитанцией». Они закреплены в отдельном пункте 5.3 статьи 1.2 закона (правда и по ним есть некоторые вопросы - чуть позже мы ознакомимся со все еще актуальными «белыми пятнами» в законодательстве по части рассматриваемых расчетов).

В пункте 5.3 говорится о безналичных расчетах, которые, с одной стороны, характеризуются отсутствием непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, с другой — «не попадают под действие» пункта 5 - о котором шла речь выше (он регулирует порядок расчета при оплате товаров на сайте интернет-магазина). Конечно, в пункте 5.3 прямо не говорится о том, что речь идет именно о схеме «с квитанциями», но она, очевидно, подходит под обозначенный критерий - наряду с иными потенциально реализуемыми схемами, которые нельзя отнести к механизмам расчетов, которые типичны для интернет-магазинов, принимающих оплату по карте. Получается, что любой способ расчетов, при которых трудно определить момент совершения оплаты, подходит под этот критерий - и это хорошо с точки зрения правоприменительной практики.

В пункте 5.3 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ говорится о том, что продавец в расчетах «по квитанции» (или иным, что не попадают под действие пункта 5) обязан передать покупателю кассовый чек:

  1. В электронном виде - с использованием e-mail или номера телефона, если они были предоставлены покупателем.

Чек необходимо передать в срок, не позднее следующего рабочего дня, идущего за днем совершения расчетов (но при этом и не позднее момента передачи товара - которые, таким образом, могут быть переданы и в день расчетов).

Законодатель прямо не раскрывает, что понимать под днем совершения расчетов. Но правомерно говорить о том, что этот день зачисления денежных средств от покупателя, которые он переводит по квитанции, на расчетный счет продавца. Либо - день проведения оплаты, но в этом случае продавец должен как-то узнать, что оплата совершена. В принципе, о совершении оплаты продавца мог бы информировать покупатель - но это предполагает появление у него дополнительной обязанности, которую желательно прописывать в отдельном договоре с продавцом (оферте). Это усложняет процесс торговли и не лучшим образом сказывается на лояльности клиентов.

Кроме того, в законе ничего не говорится о моменте предоставления покупателем контактов для получения электронного чека. В отличие от сценария с офлайновой оплатой (и оплатой на сайте по карте) - когда предоставление таких контактов обязательно до расчетов, в рассматриваемом сценарии телефон и e-mail для получения чека могут быть переданы покупателем магазину в любой момент. Получается, что магазин вправе запросить контакты покупателя для отправки электронного чека уже после проведения им оплаты (зачисления денежных средств на расчетный счет интернет-магазина).

  1. В бумажном виде - при выдаче товара.

Данный вариант предписывается осуществить, если у продавца не получилось отправить электронный кассовый чек в рамках схемы по первому пункту. То есть - если покупатель не дал контактных данных ни до расчетов, ни после.

  1. В бумажном виде - при любом другом поводе для взаимодействия покупателя и продавца.

Данный вариант по сути применяется как третий по приоритетности. Если не получилось отправить электронный чек, и клиент пришел не за товаром, а за чем-то другим - выдается бумажный чек.

Следует иметь в виду, что в пункте 5.4 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ прописано правило, по которому кассовый чек должен быть обязательно сформирован не позднее рабочего дня, идущего за днем совершения расчета (и не позднее момента выдачи товара покупателю). Это означает, что даже если человеку не удалось отправить электронный чек, и он в указанные сроки не пришел за товаром (либо не обратился к продавцу по какому-либо иному вопросу), то продавцу чек нужно все равно в указанные сроки напечатать и держать у себя, пока покупатель не явится.

Таким образом, бумажный чек вместо электронного при схеме «по квитанции» печатается:

  • если до истечения срока, указанного в пункте 5.4, есть еще довольно много времени — в момент передачи товара покупателю (обращения покупателя к продавцу по любому другому вопросу);
  • если срок истекает, и очевидно, что покупатель не явится в пределах данного срока - сразу, как только это будет очевидно (или в конце рабочего дня при закрытии смены).

Отметим, что в случае, если отпуск товара интернет-магазином осуществляется при условии оплаты при получении - в пункте выдачи или при взаимодействии с курьером, то онлайн-касса применяется точно так, как если бы ее применял офлайновый магазин. То есть:

  • бумажный чек выдается обязательно;
  • электронный - только при условии, если покупатель сам заранее сообщит сотруднику пункта выдачи заказов или курьеру свои контактные данные для получения такого чека.

В некоторых случаях законодатель предписывает хозяйствующему субъекту отправлять клиенту чек строго в электронном виде. Например, в соответствии с пунктом 11 статьи 2 Закона № 54-ФЗ страховая компания, заказавшая услуги у страхового агента, направляет электронный чек страхователю - физлицу, купившему полис у данного агента, при получении денежных средств от страхового агента. Бумажный чек в этом случае не выдается покупателю.

Законодатель предусматривает сценарии, при которых продавец, использующий онлайн-кассу, электронные чеки не выдает в принципе (или вправе их не выдавать) - ознакомимся с ними подробнее.

В каких случаях его можно не отправлять покупателю

В положениях пункта 7 статьи 2 Закона № 54-ФЗ законодатель выделяет особые типы объектов, а именно:

  • населенные пункты в «отдаленных от сетей связи местностях» (перечни таких населенных пунктов устанавливаются в соответствии с отдельными критериями, определенными на уровне федеральных нормативных актов, а также в соответствии со списками, утверждаемыми на уровне региональных нормативных актов);
  • военные объекты;
  • объекты, связанные с деятельностью силовых структур.

Торговые предприятия, осуществляющие деятельность на территории указанных объектов, могут применять онлайн-кассы в особом режиме - не предусматривающем передачи данных в интернет. Соответственно - без заключения договоров с ОФД и, как следствие, при отсутствии возможности отправлять покупателям электронные чеки. При этом, это право, а не обязанность продавца.

Отметим, что в рассматриваемом случае используется полноценная онлайн-касса - с фискальным накопителем, соответствующем строгим техническим требованиям. Взаимодействие владельца онлайн-кассы и ФНС по различным вопросам в этом случае преимущественно «офлайновое» — процедуры регистрации ККТ и снятия ее с регистрации осуществляются в рамках личных визитов налогоплательщика в ведомство (в ряде случаев он даже приносит туда фискальный накопитель для считывания данных).

Кроме того, есть пункт 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ, в котором выделен еще один тип территорий — «отдаленные и труднодоступные местности». Их перечни также устанавливаются на уровне регионов. При этом, к таким местностям не могут быть отнесены:

  • какие-либо города;
  • районные центры, являющиеся единственным населенным пунктом в своем муниципалитете.

Специфика труднодоступных местностей - в том, что торговые предприятия, работающие там, вправе не использовать онлайн-кассы в принципе, они освобождены от их применения. Правда, вместо чеков онлайн-касс они должны выдавать покупателям альтернативные документы - содержание реквизиты, перечисленные в абзацах 4-12 пункта 1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ, то есть, в значительной степени повторяющие реквизиты бумажных и электронных чеков, собственно, онлайн-касс.

На практике такие альтернативные документы могут быть сформированы вручную (как вариант, с помощью шаблонов), либо автоматически с применением чекового принтера либо фискального регистратора (или автономной ККТ) старого образца, настроенной определенным образом на распечатку чеков с требуемыми реквизитами.

Таким образом, отправка электронного чека - это прописанная в законе обязанность торгового предприятия, осуществляющего торговлю офлайн или онлайн (либо в рамках различных «гибридных» моделей бизнеса, предполагающей различную степень интеграции каналов продаж в офлайне и в интернете). В предусмотренных законом же случаях предприятие может быть освобождено от обязанности от отправки электронных чеков, как и от применения онлайн-касс в принципе.

Полезно будет рассмотреть то, чем электронный чек отличается от бумажного с точки зрения структуры и реквизитов.

Чем электронный кассовый чек отличается от бумажного

Прежде всего, нужно отметить, что Закон № 54-ФЗ устанавливает единый перечень реквизитов кассового чека - вне зависимости от его конкретной разновидности - в статье 4.7. Но кроме данного федерального закона, существуют иные нормативные акты, регламентирующие применение реквизитов кассовых чеков - причем, в соответствии с самим законом.

В их числе - приказ ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@ (ССЫЛКА), устанавливающий форматы фискальных документов. В соответствии с ними онлайн-касса «собирает» кассовый чек (и прочие фискальные документы - например, отчеты) из различных реквизитов и атрибутов.

При этом, в отношении бумажных (в случае с ФФД они именуются «печатными») и электронных кассовых чеков ФФД могут предусматривать разные способы «сборки» (хотя отметим сразу, что во всех случаях они очень схожи).

Перечни реквизитов конкретно кассовых чеков перечислены в Таблице 19 приложения № 2 к приказу № ММВ-7-20/229@. К числу ключевых атрибутов данных реквизитов относятся:

  1. Атрибут «Обяз.», который может принимать числовое значение, отражающее степень обязательности применения того или иного реквизита в составе фискального документа - в данном случае, кассового чека. При этом, (всего их три - ФФД 1.0, 1.05 и 1.1) одинаковое значение атрибута «Обяз.» может означать разную степень обязательности применения реквизита.

Если рассматривать наиболее «несхожие» значения рассматриваемого атрибута при сравнении бумажного и электронного кассового чека, то можно, в частности, обратить внимание на то, что по реквизиту «ИНН пользователя» атрибут «Обяз.» в отношении печатного чека (условно он обозначается буквой П) имеет значение 1, а в отношении электронного (обозначается буквой Э) - 7. Это означает, что данный реквизит обязательно должен быть в составе бумажного чека, а в электронный его можно включать опционально (об этом говорится в описании ФФД в Таблице 3 приложения № 2 к приказу № ММВ-7-20/229@).

Противоположное расположение степеней обязательности реквизитов печатных и электронных чеков можно пронаблюдать на примере атрибута «Обяз.» по реквизиту «Применяемая система налогообложения» кассового чека. В соответствии с Таблицей 19 атрибут по печатному чеку принимает значение 7, а по электронному - 1.

  1. Атрибут «Форм.», который указывает то, в каком именно типа чека - бумажном или электронном (или на обоих), применяется тот или иной атрибут.

Атрибут, таким образом, может принимать, соответственно, значения П, Э или ПЭ. Если смотреть по Таблице 19 реквизиты, которые в соответствии с ФФД должен содержать только электронный чек, то пример такого реквизита - «ИНН кассира». Реквизиты, установленные в качестве обязательных только для печатного чека — «Наименование документа», QR-код.

По Таблице 19, вместе с тем, совершенно очевидно, что по подавляющему большинству реквизитов чека атрибут «Форм.» принимает значение ПЭ. То есть - правила в части соответствующих реквизитов по разным видам чека по большей части одинаковы и с точки зрения требований, установленных ФФД.

К слову, QR-код - это исключительно примечательный реквизит. Дело в том, что он при использовании сравнительно небольшой площади на чеке (порядка 1 кв. см) позволяет «зашифровать» в себя практически любые данные. Это его свойство может оказать неоценимую помощь магазину в процессе выполнения обязательств по предоставлению электронного чека покупателю.

При этом, практическую полезность могут иметь не только QR-коды, но и иные реквизиты фискального документа. Рассмотрим подробнее данную особенность в контексте следующего вопроса - установления способа представления электронного кассового чека покупателю.

Какие есть способы его представления покупателю

Представить электронный кассовый чек покупателю можно:

  1. В «текстовом» виде - оформленном с применением HTML-кода, в файловых форматах - например, в PDF.
  1. В графическом виде - с применением форматов изображений - JPG, PNG.
  1. В виде ключевых реквизитов, дополненных адресом сайта, на котором, используя данные ключевые реквизиты, покупатель может бесплатно загрузить полную версию кассового чека.

Данный способ предлагается, собственно, законодателем - о нем говорится в пункте 3 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ. Он удобен в случае, если единственный контакт, который был предложен покупателем - это телефон. На него предполагается отправить SMS-сообщение, и, поскольку полноценный чек в этом случае представить крайне проблематично с технической точки зрения, в сообщении можно будет привести лишь ключевые реквизиты и адрес сайта для получения нормального чека.

На практике таким сайтом может быть специальная страница на сайте ОФД - если ее использование предусмотрено договором с Оператором.

Так или иначе, вне зависимости от способа представления электронного чека пользователю продавцу необходимо выполнить обязательство по отправке чека (либо его ключевых реквизитов) на предоставленный до момента расчета e-mail или телефон.

Выше мы отметили, что в случае непредоставления контактов по инициативе покупателя продавец не обязан направлять ему электронный чек. При этом, покупатель может быть попросту не в курсе того, что контакты надо было давать заранее - и будет настаивать на получении электронного чека.

Чтобы в таких ситуациях пойти покупателю навстречу, продавец может предпринять ряд не запрещенных законом действий - фактически, альтернативных предоставлению кассового чека в электронном виде через ОФД, но по существу содействующих покупателю в приобретении доступа к электронному чеку.

«Альтернативный» вариант

Как мы уже знаем, на печатном кассовом чеке в соответствии с ФФД присутствует обязательный реквизит - QR-код. В нем в зашифрованном виде присутствуют ключевые реквизиты кассового чека, по которым он может быть легко идентифицирован в реестрах Федеральной налоговой службы.

Такую идентификацию можно провести, используя специальное мобильное приложение от ФНС для проверки подлинности чеков (ссылки для скачивания на Google Play и App Store). Не считая его основного назначения - которое заключается в удостоверении корректности чека (то есть, программа позволяет «вычислить» — не был ли чек напечатан на липовой онлайн-кассе), продукт от ФНС имеет примечательную опцию - по сохранению электронной копии чека в смартфоне.

Необходимо лишь отсканировать QR-код на бумажном чеке, а затем, используя интерфейсы приложения, сохранить чек в памяти смартфона. Впоследствии его можно будет использовать практически в тех же целях, что и электронный чек, сформированный при посредничестве ОФД.

Именно о возможности получить «электронный чек» — вполне официальный из реестров ФНС, посредством сканирования QR-кода с бумажного чека, продавцу следует проинформировать покупателя, который не сообщил своих контактных данных вовремя для получения электронного чека из ОФД.

А если покупатель не желает пользоваться смартфоном в указанных целях, то в силах продавца - самостоятельно отсканировать бумажный чек и отправить пользователю на e-mail «неофициально», для поддержания лояльности клиента. Отсканированный чек будет содержать тот же QR-код, и по нему при необходимости можно в любой момент получить электронную версию документа с помощью приложения от ФНС.

Правда, в случае со сканированием бумажного чека и отправкой его на e-mail клиенту продавцу необходимо будет уладить еще одну формальность, а именно - запросить у покупателя , которыми в данном случае выступает e-mail как косвенный идентификатор.

В теории отправку e-mail в рассматриваемом случае можно отнести к процедурам, осуществляемым в рамках заключения договора купли-продажи (при котором запрос разрешения на отправку персональных данных необязателен). Но неизвестно, каким образом к этому отнесутся проверяющие органы, если вдруг узнают о том, что «альтернативный» электронный чек был отправлен неофициально.

Отметим, что «законная» отправка электронного чека через ОФД - по контактам, предоставленным покупателем до расчетов, в полной мере подходит под указанное исключение. При ней запрашивать каких-либо разрешений на обработку персональных данных не нужно.

Итак, можно выделить следующие «альтернативные» электронные чеки, которые могут быть сформированы в интересах покупателя, если он забыл дать контакты перед расчетами (или не знал, что это нужно делать, но при этом очень хочет получить электронный чек):

  • чек, загружаемый в приложение от ФНС для проверки чека - после сканирования QR-кода на бумажном фискальном документе;
  • неофициально отсканированный продавцом бумажный чек (который затем можно также преобразовать в электронный чек через приложение от ФНС).

Рассмотрим теперь, каким образом магазин осуществляет отправку электронного чека покупателю на практике, какие технические средства для этого задействует - если речь идет об официальной передаче электронного фискального документа через ОФД.

Как передать покупателю электронный чек онлайн-кассы

Использование онлайн-кассы магазином осуществляется с помощью специальной кассовой программы, которая может быть:

  • предустановлена в самой кассе - если она автономная;
  • установлена на кассовом компьютере, к которому подключена ККТ (в этом случае чаще всего представленная фискальным регистратором).

В соответствии с требованиями закона в любой кассовой программе - даже если она по существу представляет собой упрощенный командно-ориентированный однострочный интерфейс, должен быть функционал для введения контактных данных покупателя в целях отправки ему электронного кассового чека.

То, как именно использовать интерфейсы для отправки чеков, зависит от конкретной программы - и регламентируется инструкцией к ней.

В качестве примера рассмотрим как отправить электронный кассовый чек покупателю на его электронную почту на популярной автономной кассе «Эвотор»:

  1. В окне оплаты необходимо активировать опцию «Электронный чек».

  1. С помощью открывшейся виртуальной клавиатуры нужно ввести электронный адрес покупателя, а затем нажать на кнопку «Отправить».

Позже на экране появится сообщение о том, что чек отправлен. Покупатель получит электронную копию кассового чека на предоставленный продавцу e-mail.

В соответствии с отдельной тарификацией от ОФД или поставщика кассового программного обеспечения могут отправляться чеки в виде SMS. Можно отметить, что компания «Эвотор» относится к таким поставщикам и дает своим пользователям возможность пользоваться удобными тарифными опциями в виде пакетов SMS, которые можно приобрести в фирменном магазине приложений (ССЫЛКА).

Отметим, что «ручной» ввод контактов покупателя в кассовой программе - не единственный способ использования таких контактов в целях отправки чека.

Так, многие кассовые программы (часто объединенные с товароучетными платформами и системами управления клиентской лояльностью) позволяют осуществлять идентификацию клиента по внутренней базе контактов - которые когда-либо предоставлялись клиентами. На практике такая идентификация может быть произведена через персональную карту скидок или иной персонифицированный документ покупателя.

В приложении от ФНС есть примечательная опция - которая заключается в возможности формирования QR-кода, где зашифрованы необходимые контактные данные покупателя. Данный код может быть в любой момент подгружен на экран смартфона, откуда продавец может отсканировать его - и автоматизировать, таким образом, ввод данных в кассовую программу. При этом она, безусловно, должна быть корректно настроена в целях распознавания таких кодов.

Варианты здесь могут быть самые разные - законодатель не регламентирует способ ввода данных о покупателе в кассовую программу для отправки электронных чеков.

Резюме

Итак, электронный чек онлайн-кассы - это фискальный документ, который:

  1. Выдается офлайновым магазином (принадлежащим интернет-магазину пунктом выдачи заказа без предоплаты, курьером) при наличии предварительно предоставленных покупателем контактов в этих целях - вместе с бумажным чеком.

При отсутствии предварительных контактов - не выдается (но может быть заменен «альтернативами»), покупатель получает только бумажный чек.

  1. Выдается интернет-магазином с «обычной» схемой оплаты (по карте онлайн) при обязательном предварительном получении от покупателя контактов - как единственный документ в подтверждение оплаты.

Предполагается, что получение предварительных контактов от покупателя (через форму заказа) будет условием начала оплаты, и сценарий, при котором контактов у интернет-магазина не будет, практически исключен. При этом, продавец вправе не проверят достоверность предоставленных контактов - они могут быть любыми, которые укажет покупатель.

  1. Выдается интернет-магазином, принимающим оплату «по квитанции», при наличии контактов покупателя - не позднее следующего дня после совершения расчетов (условно они считаются совершенными после прихода денежных средств на расчетный счет продавца) либо дня выдачи товара.

При отсутствии контактов покупателя - не выдается, заменяется бумажным в порядке, установленном пунктом 5.3 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ.

  1. Может быть заменен «альтернативами» — в виде:
  • «электронной версии» бумажного чека, сформированного с помощью приложения от ФНС на смартфоне с использованием QR-кода на оригинальном чеке;
  • отсканированного бумажного чека - который будет содержать те же самые реквизиты, что и электронный (и может быть также применен для формирования электронного документа в приложении от ФНС).

Указанные альтернативы продавец вправе применить, если покупатель забыл продиктовать свои контакты для получения электронного чека в обычном порядке либо не знал, что это нужно сделать - в то время как электронный чек очень нужен.

  1. Не выдается в случаях, определенных законодательством.

А именно, если:

  • торговое предприятие расположено на территории объектов, поименованных в пункте 7 статьи 2 Закона № 54-ФЗ (в общем случае - в населенном пункте, который находится в местности, отдаленной от сетей связи);
  • торговля ведется на территории населенного пункта в труднодоступной местности.

В первом случае покупателю выдается только бумажный чек, сформированный на онлайн-кассе. Во втором - альтернативный чеку документ, частично совпадающий с реквизитами чека онлайн-кассы, сформированный вручную или на чековом принтере (поскольку онлайн-касса не используется в принципе).

Обе опции, вместе с тем, отражают право, а не обязанность торгового предприятия отказаться от применения онлайн-кассы в принципе (либо в режиме, при котором осуществляется подключение к ОФД - при условии, разумеется, наличия технической возможности - которой реально может не быть).

  1. Выдается как единственный фискальный документ, не дополняемый бумажным чеком - в случаях, определенных законодательством.

Например - при взаимодействии страховой компании, ее агента и покупателя полиса.

  1. По своим реквизитам, в целом, соответствует бумажному чеку.

Общие реквизиты по обоим типам чеков определены в ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ. При этом, порядок их применения детально расписан в Форматах фискальных данных, утвержденных приказом № ММВ-7-20/229@, и этот порядок может предусматривать различия в применении атрибутов по электронному и печатному чекам.

Видео — отправка электронного чека покупателю на устройстве Ньюджер АТОЛ 92Ф:

Какие обязательные реквизиты кассового чека в 2017 году при применении онлайн-касс? Существует ли единый перечень таких реквизитов? Что обязательно должно быть указано на кассовых чеках и как они должны выглядеть? Требуется ли штрих-код? Давайте разбираться.

Переход на новые кассовые аппараты

С 2017 года по всей стране внедряются онлайн-кассы, которые при продаже передают в ФНС информацию о продаже. С 1 июля онлайн-ККТ станут обязательными для большинства организаций и индивидуальных предпринимателей. Новшества ввел Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ. Мы сообщали об этом статье « ».

Какой должна быть новая касса

Если говорить в общем и целом, то главные требования к онлайн-кассам такие:

  • Онлайн касса должны иметь корпус с заводским номером, встроенные часы и устройство для печати чеков;
  • В кассе должен быть фискальный накопитель, который может принимать, расшифровывать и проверять данные от всех типов касс, не разрешает корректировать записанную информацию.

Фискальный накопитель - устройство, которое шифрует и передает фискальные данные оператору фискальных данных. Срок действия фискального накопителя зависит от системы налогообложения, которую применяет продавец. Для УСН, ПСН, ЕНВД – не менее 36 месяцев.

Принцип выдачи онлайн-чеков

Если организация или ИП перешла на применение онлайн-касс, то кассовые чеки покупателям выдаются так:

  1. Покупатель платит за товары, работы или услуги, а онлайн-касса генерирует кассовый чек;
  2. На фискальный накопитель онлайн-касса записывает информацию о совершенной покупке;
  3. Сведения о покупке передаются официальному оператору фискальных данных;
  4. Оператор фискальных данных проверяет чек и возвращает «ОК». Это означает, что чек принят;
  5. Оператор фискальных данных передает сведения о покупке в ФНС;
  6. Онлайн-касса передает электронный чек на почту или телефон покупателя (если покупатель просит электронный чек).

Обязательные сведения в кассовом чеке

Далее расскажем об обязательных реквизитах кассовых чеков при применении онлайн-касс. Итак, прежде, до внедрения онлайн-касс, всего существовало 7 реквизитов, которые обязательно должны быть в кассовом чеке (П. 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 № 745). Если же применяется онлайн касса, то обязательных реквизитов уже 24 (Ст. 4.7 Закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ). Сравним реквизиты в таблице:

Обязательные реквизиты
Старый «бумажный» чек Онлайн чек
1. Название организации 1. Название организации
2. ИНН организации 2. ИНН организации
3. Заводской номер ККТ 3. Регистрационный номер ККТ
4. Порядковый номер чека 4. Порядковый номер за смену
5. Дата и время покупки (оказания услуги) 5. Дата и время расчета
6. Стоимость покупки (услуги) 6. Ставка и сумма НДС
7. Признак фискального режима 7. Фискальный признак документа
8. Место расчета: - адрес с почтовым индексом, если расчет был в помещении; - наименование и номер машины, если расчет был в транспорте; - адрес сайта, если покупку делают в Интернете
9. Номер смены
10. Наименование товаров, работ, услуг
11. Цена за единицу товаров, работ, услуг с учетом скидок и наценок
12. Количество и стоимость товаров, работ, услуг с учетом скидок, наценок и с указанием ставки НДС
13. Система налогообложения
14. Форма расчета - наличными и (или) по безналу
15. Сумма оплаты - наличными и (или) по безналу
16. Признак расчета: - приход (получение денег от покупателя); - возврат прихода (возврат денег покупателю); - расход (выдача денег покупателю); - возврат расхода (получение ранее выданных покупателю денег)
17. Наименование документа
18. Фискальный признак сообщения (для чека, который хранят в фискальном накопителе или передают в ИФНС)
19. Порядковый номер фискального документа
20. Заводской номер экземпляра модели фискального накопителя
21. Должность и фамилия кассира (кроме расчетов через Интернет)
22. Адрес электронной почты компании, если покупателю отправляют чек через Интернет
23. Адрес электронной почты или абонентский номер покупателя, если ему отправляют чек через Интернет
24. Адрес сайта, на котором можно проверить чек

Вот как выглядит новый кассовый онлайн-чек, который может выдаваться в 2017 году, если в нем указаны все обязательные реквизиты.

В новом чеке, который выдает онлайн-касса, должно быть название товара и его количество. Однако индивидуальные предприниматели на упрощенке (УСН), вмененке (ЕНВД) и патенте (ПСН) вправе до 1 февраля 2021 года пробивать чеки без расшифровки товаров и цен (п. 17 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ). В этой части для них предусмотрен более длительный “переходный период”.

Как покупатели проверят чеки

Покупатели или бухгалтерия организации сможет проверить любые онлайн-чеки, которые выданы с применением онлайн-касс с 2017 года. Для проверки будет два варианта.

При оплате покупки (работы, услуги) пробивается чек, который передается клиенту на бумажном носителе либо в электронном виде. Чек онлайн кассы (далее по тексту - ЧОК) - подтверждение совершенного платежа. В статье расскажем про требования к чеку онлайн кассы, рассмотрим правила его выдачи.

Правила выдачи чека онлайн кассы

Правовое регулирование по части работы с чеками онлайн кассы осуществляют:

  • ФЗ №54, ст. 4.7., п.1 (ключевые требования к содержанию ЧОК);
  • ФЗ №290 (порядок применения ККТ при расчетах наличными и посредством платежных карт).

Каждая платежная операция должна отображаться порознь, на отдельном чеке. ЧОК пробивается при возврате денежных средств, когда покупатель отказался от покупки (работы, услуги). Выдают чеки также при оплате лотереи, проведении азартных игр, в случае выплаты выигрыша по ним.

Реквизиты онлайн чека и БСО

ФЗ №54 обязывает владельцев онлайн касс правильно настраивать реквизиты чека. Несмотря на отсутствие строгой формы ЧОК, наличествует целый перечень атрибутов, которые сообразно закону обязательно должны отображаться в чеке.

Обязательные атрибуты ЧОК Какие атрибуты и когда допускается не указывать в ЧОК?
Наименование фискального документа «Кассовый чек»;

дата, время, место покупки (адрес организации, магазина, киоска, регистрации ИП, сайта магазина, № и название транспорта);

сведения о продавце (ИНН, наименование организации, инициалы ЧП, режим налогообложения);

совершенные операции (приход, расход, возврат);

сведения о покупке, услуге, работе (название, стоимость, численность, с учетом НДС, скидок и наценок, ставка НДС);

способ и размер оплаты (наличные, по карте, электронными деньгами);

инициалы кассира, выдавшего ЧОК;

сведения о ККТ (заводской и регистрационный номера, фискальный признак) адрес ОФД, сайт ФНС для проверки ОЧ);

информация о клиенте (номер мобильного, e-mail);

заключительная информация (отметка об отправке сведений ОФД, QR-код для выверки чека)

Информация по части НДС может не указываться в случаях:
  • продавец высвобожден от уплаты НДС, не является его плательщиком,
  • покупка (работа, услуга) не облагаются НДС.

Инициалы кассира не пишутся, если оплата производится в интернете либо при расчете используется автоматический аппарат;

сайт ФНС и информация о клиенте не фиксируется, если расчет производится на удаленной от сетей связи территории (сообразно одобренному списку федеральных властей);

фискальный признак нужен для ЧОК, который хранится на фискальном носителе, отправляется ОФД;

ИП, которые работают на УСН, ЕСХН, ЕНВД либо применяют патентную систему, вправе вплоть до 01.02.2021 не указывать название и численность продукции (работ, услуг) в ЧОК.

Исключение составляют частные предприниматели, занимающиеся торговлей подакцизными товарами.

Все данные в ЧОК следует указывать правильно. Так, название товара должно совпадать с маркировкой, чтобы его недвусмысленно можно было аутентифицировать, распознать. Примечательно, бланк строгой отчетности (БСО), который также исполняет функцию подтверждения оплаты, может заменять кассовый чек при оплате работ, услуг. БСО печатают в типографии, формируют на базе ККТ. По сути такой бланк - разновидность ЧОК, к ним выдвигают идентичные требования.

В частности, БСО должен включать серию и номер тиража, данные налогоплательщика, место нахождения, название услуги, подпись выдавшего лица. Применяют БСО в расчетах с населением.

Основные требования к бумажному чеку

Кассир пробивает кассовый чек при внесении платы клиентом за покупку (работу, услугу), причем этот фискальный документ формируется одновременно в бумажном и электронном виде. Требования и порядок работы с ними не имеют отличий и подчиняются единым правилам. Бумажный чек формируется так же, как и его электронный образчик:

  1. Клиент вносит плату наличными либо карточкой.
  2. Онлайн касса формирует чек с надлежащими атрибутами.
  3. Распечатывается бумажный вариант ЧОК.
  4. Информация о совершенной операции фиксируется на фискальном носителе.
  5. Подтверждение фискальными данными.
  6. Обработка ЧОК и передача его ОФД.
  7. Подтверждение ОФД получения чека.
  8. Обработка полученных данных ОФД и переправка их налоговикам.

При проведении операций возврата (когда в ЧОК указана ошибочно завышенная сумма выручки) формируется чек с признаком «возврат прихода».

Способы пересылки чека онлайн кассы клиенту: преимущества и недостатки

ФЗ №54 обязывает владельцев онлайн касс переправлять чеки клиентам сразу. Задержка в 5 минут считается нарушением. Месячный простой кассы, в течение которого чеки вообще не пробиваются и не отправляются, приводит к автоматической ее блокировке. Чтобы восстановить работу после этого понадобится перерегистрация кассы.

Варианты отправки ЧОК клиенту на мобильный телефон либо e mail Преобладающие плюсы (минусы) способа отправки ЧОК
Самостоятельно (через уведомление Receipt);

автоматически (посредством системы CloudPayments);

как альтернатива допускается отправлять клиенту вместо ЧОК данные: дата, время, сумму покупки, № регистрации ККТ, фискальный признак документа, сайт, где можно бесплатно распечатать чек самому

Требует времени и внимания, на каждое поступление денег надо вручную печатать чек и не допускать ошибок;

мгновенная отправка, не нужно ничего делать вручную;

отправка производится в смс сообщении, требует также времени для введения данных

Электронный вариант ЧОК переправляется покупателю в момент покупки. Если платеж произведен одной командой, то чек формируется сразу, если оплата производится в два этапа, тогда в момент, когда будет подтверждена операция. Проверить работу онлайн кассы и формирование чеков можно в тестовом режиме.

Проверка и контроль над чеком онлайн кассы

Налоговая служба разработала и ввела в действие особое мобильное приложение, которое позволяет осуществлять верификацию ЧОК в ФНС. Приложение принимает и хранит электронный вариант чека. С его помощью можно узнать отправлялся ЧОК налоговикам или нет. Сделать это можно одним из способов:

  1. Автоматически: считать QR-код.
  2. Вручную: ввести фискальные данные ЧОК (№, сумма, фискальный признак чека онлайн кассы, дата, время, тип совершенной операции).

В результате появится дубликат информации о совершенной покупке (оплаченной услуге, работе), которая имеется на исходном чеке. Таким образом выясняется отсутствие, наличие, несоответствия сведений, выявляется легальность работы продавца, наличие нарушений.

Распространенные ошибки в чеке онлайн кассы и принципы их исправления

Помимо электронного и бумажного кассового чека предпринимателями, владельцами онлайн касс, нередко используется в работе чек коррекции. Этот вид ЧОК предусмотрен ФЗ №54 и предназначен для исправления ошибок, указанных в реквизите по сумме выручки. К примеру, в чеке фигурирует заниженная сумма, что свидетельствует фактически о неучтенной выручке. Допущенную ошибку нужно исправлять сразу и до закрытия смены.

Формируется корректирующий чек по инициативе кассира при обнаружении заниженной суммы либо по предписанию налоговой при выявлении неучтенной выручки. В нем указываются все те же сведения, только сумма корректируется и должна соответствовать в итоге размеру оплаты покупки. В корректирующем чеке не пишутся название товара и контакты покупателя (номер телефона, e-mail).

Если ЧОК забыли пробить, то разрешить проблему можно так. Сначала исправляется ошибка, т.е. пробивается сумма неоприходованной выручки в текущий день, затем пишется налоговикам заявление, где сообщается о нарушении. С 15.07.2016 такие «заявленные нарушители» освобождаются от административной ответственности.

Особенности работы с онлайн кассой и выдачи чека при ПСН / ЕНВД / ЕСХН / УСН / ОСНО

Предприниматели, которые применяют (совмещают) ПСН / ЕНВД / ЕСХН / УСН / ОСНО обязаны осуществлять переход на онлайн кассу сообразно единым требованиям ФЗ №54. Соответственно, при использовании таких касс в работе независимо от системы налогообложения предприниматель обязан выдавать ЧОК, руководствуясь общими правилами.

В ситуациях, когда не используется ККТ, по-прежнему оформляются БСО и т.п. по старым правилам, без их последующей передачи ОФД посредством интернета.

Пример 1. Содержание онлайн чека для ИП, работающего на патенте

Предприниматель Л. П. Примерный занимается ремонтом обуви. Сообразно правовым требованиям ЧП обязан перейти на онлайн кассу до 1 июля 2018 года. Используя кассу, Л. П. Примерный обязан выдавать стандартные чеки (бумажный либо электронный) клиентам по факту проведения платежа. ЧП вправе не указывать в ЧОК некоторые реквизиты (название и количество продукции, услуг, работ) до 01.02.2021.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. Считается ли нарушением отсутствие в чеке 1-2 обязательных реквизитов?

Если налоговики обнаружат, что организация (ЧП) выдала ЧОК без необходимых реквизитов, то его могут признать недействительным (ФЗ №54, ст. 4.7). Виновным должностным лицам грозит штраф (1,5 – 3000 руб.). ЧП и организацию могут оштрафовать на сумму от 5 до 10 000 руб.

Вопрос №2. Что указывается в ЧОК при оплате услуг такси в пункте «место расчета»?

Название (либо адрес) организации, номер такси.

Вопрос №3. Если частный предприниматель работает на труднодоступной территории, далеко от сетей связи, можно ли ему не предоставлять чек покупателю?

Электронный вариант можно не выдавать, если эта местность, где он работает, есть в списке территорий, далеко расположенных от сетей связи, который одобрен региональными властями. При этом неважно, давал клиент номер своего мобильного и электронный адрес продавцу либо нет. Но бумажный вариант ЧОК выдать клиенту продавец обязан (ФЗ №54, ст. 1.2, п. 2). В подобных случаях продавец вправе использовать ККТ в специальном режиме, без отправки электронного чека ОФД и налоговикам.

Вопрос №4. Как восстановить утраченный бумажный чек?

Можно сделать дубликат у продавца. Предполагается, что в скором времени покупатель самостоятельно сможет это сделать посредством особого сервиса на сайте ФНС (зайти на сайт, найти чек и распечатать).

Вопрос №5. Насколько равноценен бумажный кассовый чек (и распечатанный самостоятельно из интернета) электронному?

Их значение, роль, весомость одинаковы при условии, что распечатанный вариант (бумажный) полностью соответствует, идентичен электронному.

Вопрос №6. Какая ответственность предусмотрена для юрлица, если он вообще не выдал никакого чека клиенту?

Предупреждение либо штраф до 10 тыс. руб. (КоАП, ст.14.5, п.6).

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png