Театр Вахтангова ведёт начало от Студии Е.Б. Вахтангова, созданной им в 1913. До 1917 Студенческая драматическая студия, Мансуровская студия (от названия переулка, где располагалась).

В 1917-20 Московская драматическая студия под руководством Вахтангова, с 1920 3-я Студия МХАТ, с 1926 современное название; с 1956 академический. Дата основания театра - 13 ноября 1921, когда состоялась премьера спектакля «Чудо Святого Антония» М. Метерлинка. В 1922 Вахтангов поставил спектакль «Принцесса Турандот» К. Гоцци; изящная художественная форма, стремительная динамика действия, богатство актёрских талантов определили безусловный успех спектакля, ставшего визитной карточкой театра. В спектакле были заняты лучшие ученики Вахтангова: Ц.Л. Мансурова, Ю.А. Завадский, А.А. Орочко, О.Н. Басов, Б.Е. Захава, Б.В. Щукин, Р.Н. Симонов и др.; вторую постановку осуществил в 1963 Р.Н. Симонов, последнюю по времени - Г. Черняховский (1992). «Принцесса Турандот» определила основные черты искусства театра: стремление сочетать правду чувств с острой зрелищной формой, внимание к средствам внешней выразительности - ритму, пластике, жесту.

Театр ВахтанговаПосле смерти Вахтангова в 1922-39 управление театром осуществлялось художественным активом, куда входили ученики и последователи режиссёра. С середины 20-х гг. ведущее место в репертуаре заняли современные пьесы: «Виринея» Л.Н. Сейфуллиной и В.П. Правдухина (1925), «Барсуки» Л.М. Леонова (1927), «Заговор чувств» Ю.К. Олеши (1929), «Темп» (1930) и «Аристократы» (1935) Н.Ф. Погодина.

К лучшим созданиям русского театрального искусства принадлежат постановки драмы М. Горького «Егор Булычов и другие» (1932, режиссёр Захава, Егор - Щукин) и комедия У. Шекспира «Много шума из ничего» (1936, режиссёр И.М. Рапопорт, Бенедикт - Р.Н. Симонов, Беатриче - Мансурова). В 1939 главным режиссёром стал Р.Н. Симонов. В годы Великой Отечественной войны поставлены «Фронт» А.Е. Корнейчука (1942), «Русские люди» К.М. Симонова (1942), «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1943). Был создан фронтовой филиал театра, обслуживавший войска 1-го Украинского фронта. В 50-70-х гг. успех театру принесли спектакли: «Филумена Мартурано» Э. де Филиппо (1956), «Идиот» Ф.М. Достоевского (1958), «Иркутская история» (1959) А.Н. Арбузова, «Антоний и Клеопатра» (1971) и «Ричард III» (1976) Шекспира. В 1968-87 главным режиссёром театра был Е.Р. Симонов, в 1987 в качестве художественного руководителя театр возглавил М.А. Ульянов.

В разные годы здесь работали режиссёры: Р. Стуруа, А.Ф. Кац, Р.Г. Виктюк, П.Н. Фоменко, А.Я. Шапиро, В.В. Ланской, Черняховский. В репертуаре театра Вахтангова: «Зойкина квартира» М.А. Булгакова (1989), «Принцесса Турандот» Гоцци (1991), «Женитьба Бальзаминова» (1992) и «Без вины виноватые» (1993) А.Н. Островского, «Милый лжец» Д. Килти (1994), «Я тебя больше не знаю, милый» А. Бенедетти (1994), «Мартовские иды» Т. Уайлдера (1994), «Пиковая дама» по А.С. Пушкину (1996).

Большой вклад в становление и развитие искусства театра Вахтангова внесли актёры: Р.Н. Симонов, Мансурова, Захава, Щукин, Завадский, А.Д. Попов, А.Д. Дикий, Н.П. Охлопков, М.Ф. Астангов, Н.О. Гриценко, А.Л. Абрикосов, Ю.П. Любимов, Л.В. Целиковская, Ю.К. Борисова, М.А. Вертинская, Ю.В. Волынцев, И.П. Купченко, В.С. Лановой, С.В. Маковецкий, Л.В. Максакова, Ульянов, В.А. Этуш, В.А. Шалевич, Е.В. Князев, Ю.И. Рутберг, В.А. Симонов и др. При театре работает Театральное училище имени Щукина. С 1931 существует музей, основателем которого была жена Вахтангова - Н.М. Вахтангова.

Современное здание театра Вахтангова построено в 1946-47 (архитектор П.В. Абросимов). Ранее здесь был жилой особняк конца XIX - начала XX вв., принадлежавший В.П. Бергу. В зале особняка был устроен зрительный зал, где и состоялось открытие театра. В начале Великой Отечественной войны в здание попала бомба и оно оказалось почти полностью разрушенным.

Это главная новость со сбора труппы перед началом нового 98-го сезона театра на Арбате. Римас Туминас объявил об этом на собрании перед стартом сезона, который открылся в субботу вечером премьерой спектакля «Фальшивая нота» в постановке худрука театра.

Сбор труппы легендарного театра, основанного великим Вахтанговым, прошел на Новой сцене при огромном стечении гостей и представителей СМИ. Не только все места в зале были заняты, заняты были лестницы и проходы, а фотокорреспондентов было сколько, что стояли в три ряда. Предсезонное действо стартовало фильмом о прошлом сезоне, в котором были освещены все значимые события ушедшего театрального года.

Первым перед труппой, гостями и журналистами выступил директор театра Кирилл Крок. Он с помощью слайдов рассказал о достижениях и успехах ушедшего сезона.

«Всего в Москве в 97-м сезоне (2017-2018) было сыграно 832 спектакля. Из них на основной (исторической) сцене 255 раз сыграны спектакли текущего репертуара Вахтанговского театра. За прошедший сезон здесь побывали 219 031 зрителей. В 97-м сезоне (2017-2018) на Новой сцене 241 раз сыграны спектакли Вахтанговского репертуара, их посмотрели 45 291 зрителей. Открытие Симоновской сцены стало центральным событием 97-го сезона. В новом сценическом пространстве в Камерном зале и зале Амфитеатр было сыграно 105 спектаклей, их посмотрели 9 014 зрителей. В Первой студии в 97-м сезоне произошло самое важное и радостное событие: в начале 2018 года 24 студийца были приняты в труппу Вахтанговского театра. Как сценическая площадка Студия продолжает успешно функционировать. За прошедший сезон здесь было сыграно 72 спектакля, их посмотрели 2 512 зрителей. В Арт-кафе – одной из новых площадок Театра – состоялось 159 мероприятий с участием Вахтанговцев и друзей нашего театра, их посетили 12 119 зрителей. В 97-м сезоне было проведено 82 экскурсии, которые посетили 1 750 зрителей. В 97-м сезоне Театр побывал на гастролях: в четырнадцати городах России: Петрозаводск – Саратов – Тара – Санкт-Петербург – Воронеж – Новокузнецк - Нижний Новгород – Санкт-Петербург – Екатеринбург – Тюмень – Владивосток – Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре – Омск; и в семи городах зарубежья: Учжэнь (Китай) – Неаполь (Италия) – Лондон (Великобритания) – Могилев (Белоруссия) – Вильнюс (Литва) – Риека (Хорватия) – Паланга (Литва)».

Доклад директора театра, сопровождаемый обилием цифр и географических понятий, несколько раз прерывался бурными аплодисментами. А когда дело дошло до поздравлений актерам и работникам коллектива – то зал уже тонул в овациях. Сообщение о том, что «самый молодой актер театра» Владимир Этуш удостоен уже всех существующих в России наград вызвало шквал аплодисментов и одобрительный свист зала. На сборе труппы вахтанговцы поздравили юбиляров – заслуженную артистку России Ольгу Чиповскую и заслуженного артиста России Андрея Зарецкого, чьи дни рождения пришлись на отпускное время. Среди тех, кто получил почетные звания в прошедшем сезоне – Александр Рыщенков (заслуженный артист Российской Федерации), Виктор Добронравов (заслуженный артист Российской Федерации), Максим Обрезков (заслуженный художник Российской Федерации) и Кирилл Крок (заслуженный работник культуры Российской Федерации). При объявлении о звании для Добронравова Кирилл Крок сделал оговорку на соцсети, в которых эта новость широко обсуждалась.

Вахтанговцы поздравили и сотрудников, отметивших круглые даты своего служения в родном театре: заведующую гримерным цехом О.В. Калявину (40 лет в театре), гримера З.С. Соколову (60 лет в театре), костюмера Р.И. Дуникову (50 лет в театре), заведующую гладильно-прачечным цехом Т.В. Попову (50 лет в театре), заслуженного артиста России А.П. Павлова (50 лет в театре) и актрису И.А. Калистратову (40 лет в театре).

Для зрителей вахтанговцы также приготовили сюрприз к новому сезону: в экспозиционном зале (на третьем этаже исторического здания) открыта новая выставка – «Мемориальный кабинет Бориса Щукина». На выставке воспроизведена обстановка домашнего кабинета выдающегося артиста: мебель, картины, фотографии, книги, рабочие материалы, патефон, пластинки помнят теплое прикосновение его рук. Экспонаты переданы в дар Театру имени Евгения Вахтангова Галиной Николаевной Ремизовой. С гордостью и радостью об этом сообщил директор театра Кирилл Крок. Экспозицию зрители смогут увидеть до начала спектаклей на Основной сцене и в антракте. А подробно о ней расскажут научные сотрудники Вахтанговского музея во время посещения экскурсии «Вахтанговский театр. Прошлое и настоящее».

Закончив «тронную речь» Кирилл Крок скромно занял место в кресле президиума, уступив трибуну худрука театра Римасу Туминасу. Литовский театральный деятель с мировым именем ошарашил собравшуюся публику новостью из разряда «ТОР»: Юрий Бутусов займет должность главного режиссера в Театре Вахтангова.

«Я предложил, и Юрий Бутусов дал согласие прийти в наш театр на должность главного режиссера… Мне кажется, этот бунтарь не даст нам очутиться в «классической» ситуации, не даст окаменеть», - заявил художественный руководитель театра Римас Туминас. Мария Аронова от неожиданности даже переспросила у худрука о новом назначении. В новом сезоне Бутусов должен представить спектакль «Дон Кихот», созданный по мотивам произведения Сервантеса.
Далее Римас Туминас цитировал философские мысли из припасенной книги, рассуждал о значимости театра и роли актеров, делился мыслями о наступающем сезоне.

15 сентября на Основной сцене открывается новый 98-й сезон премьерным спектаклем «Фальшивая нота» по пьесе Дидье Карона в постановке Римаса Туминаса. В спектакле заняты народные артисты России Алексей Гуськов и Геннадий Хазанов. В ноябре на Новой сцене – премьерный показ спектакля по пьесе и в постановке Андрея Максимова «Брюсов переулок» (фантазия по произведениям В. Брюсова). В ролях: Ольга Тумайкина, Игорь Карташев, Юрий Поляк, Екатерина Крамзина, Виталийс Семеновс. Здесь зал бурно поприветствовал находящегося на сборе труппы Андрея Максимова.

В сентябре итальянский режиссер Лука де Фуско приступит к репетициям спектакля по пьесе Эдуардо де Филиппо «Суббота, воскресенье, понедельник». В ролях: Ирина Купченко, Евгений Князев, Полина Чернышева, Виталийс Семеновс, Александр Галевский, Леонид Бичевин, Олег Макаров, Елена Сотникова, Евгений Пилюгин, Александр Павлов, Сергей Пинегин, Эльдар Трамов, Ольга Немогай, Михаил Васьков, Ольга Гаврилюк, Анатолий Меньщиков.

Не забыл худрук вахтанговцев и о себе. Туминас сообщил, что будет ставить «Фауста» Гете. «Сейчас размышляю, думаю над текстом», - сказал режиссер. Он также проинформировал прессу и труппу о том, что итальянский режиссер Джорджио Сангати будет ставить пьесу Гольдони «Новая квартира», а французский режиссер Клеман Эрвье-Леже - пьесу Мариво. К столетию театра будет поставлена знаменитая пьеса «Дибук» - режиссер Евгений Арье, композитор Фаустас Латенас, художник Семен Пастух.

Кроме того, вахтанговцев ожидает большое количество гастролей. Они выступят в Китае, США, Канаде, Франции, Латвии и Израиле. Художественный руководитель поздравил всех с началом нового сезона и пожелал, «чтобы не теряли вкус, стиль, чтобы в спектаклях был свет, была гармония».

Всех собравшихся пригласили отведать традиционного в театре на Арбате шампанского, актерам театра преподнесли подарочные варианты книг о родном театре, а журналистов пригласили на пресс-показ премьерной постановки «Фальшивая нота».
Отличного сезона театру Вахтангова, прекрасных работ, заполненного зала, удачных гастролей и всем добра и мира!

Материал и фото: Владимир Сабадаш из театра на Арбате.




















  • Знаменитый театр им. Вахтангова располагается в самом центре Старого Арбата.
  • Визитными карточками театра являются гротеск и ироничность.
  • В репертуаре театра им. Вахтангова присутствуют и классические трагедии и озорные водевили.
  • С 2008 г. театр планомерно модернизирует сценическое оснащение и сегодня, по мнению ряда специалистов, обладает лучшим светом и звуком.
  • В театре помимо двух сцен есть и артистическое пространство «Арт-кафе», где проводятся творческие встречи, поэтические чтения и концерты.
  • Все постановки в театре ведутся на русском языке.

В самом сердце стоит красивое здание с колоннами – театр Вахтангова, знаменитый своими легкими ироничными, но такими глубокими спектаклями. Прекрасная прославленная труппа, талантливые режиссеры, разнообразный репертуар, сильные традиции и собственная школа – театр уже 95 лет пользуется заслуженной популярностью у москвичей и гостей столицы.

Иронично о наболевшем

В начале театра было чудо. В ноябре 1921 года в холодной и голодной Евгений Вахтангов ставит притчу о Добре и Зле – «Чудо святого Антония». Не меньшим чудом стала вторая постановка Вахтангова, когда он, смертельно больной, в феврале 1922 года поставил сказку – «Принцессу Турандот». Яркая и легкая, она покорила всех. С этого спектакля началась история театра Вахтангова, визитными карточками которого стали гротеск и ироничность.

Евгений Вахтангов был учеником . Ученики самого Вахтангова – Цецилия Мансурова, Юрий Завадский, Борис Щукин – составили костяк труппы. Вскоре при театре было создано училище, которому будет суждено стать одним из лучших театральных вузов страны. Из стен прославленной «Щуки» (так называют вахтанговский театральный институт им. Щукина) вышла целая плеяда знаменитых актеров и режиссеров – Юрий Любимов, Владимир Этуш, Ролан Быков, Сергей Маковецкий. Легендарным актером и художественным руководителем Вахтанговского театра с 1987 по 2007 год был Михаил Ульянов. Сегодня на этой сцене можно увидеть великолепную «старую гвардию» ‒ Василия Ланового, Владимира Этуша, Людмилу Максакову, блестящее «среднее поколение» ‒ Евгения Князева, Сергея Маковецкого и талантливую «молодежь» ‒ Александра Олешко и Нонну Гришаеву.

Спектакли театра Вахтангова разнообразны. Это и классические трагедии («Медея» Еврипида), и озорные водевили («Мадмуазель Нитуш» Ф. Эрве). Здесь умеют ставить классику, что видно по успеху спектаклей Римаса Туминаса «Дядя Ваня» , «Евгений Онегин» А. Пушкина.

Спектакли Туминаса стали настоящим событием в культурной жизни города. Взяв тексты, знакомые по школе каждому россиянину, Туминас открыл их для зрителей заново. В чеховском «Дяде Ване» режиссер увидел театр абсурда, где говорят одно, думают другое и делают третье. Обычно героев этой чеховской драмы показывают несостоятельными неудачниками. Туминас представляет нам людей живых, ранимых, полных страстей и несбывшихся надежд. Режиссер и актеры не смотрят на своих героев свысока – напротив, они любят их, симпатизируют им.

В , который сам классик называл «энциклопедией русской жизни», Туминас пытается дойти до самой сути русской души. Ломая стереотипы, он показывает целую панораму образов национального характера, где сочетаются любовь и ненависть, душевность и чопорность, безрассудство и ответственность. Главные роли в обоих спектаклях (Войницкий в «Дяде Ване» и Онегин в «Евгении Онегине») сыграл блестящий вахтанговский актер Сергей Маковецкий.

Возможности театра

С 2008 г. театр планомерно модернизирует сценическое оснащение и сегодня, по мнению многих специалистов, обладает лучшим светом и звуком. В 2011 г. было отреставрировано декоративное убранство здания, проведен ремонт зрительного зала. Спектакли театра проходят на двух сценах: Большая вмещает 1055 зрителей, Малая рассчитана на 250 мест. Обе площадки предоставляют прекрасный обзор со всех мест. Однако в зале Малой сцены установлены подвижные кресла, что позволяет менять их конфигурацию в соответствии с замыслом режиссера. Специальная платформа позволяет поднимать декорации весом 3,5 тонны. Для людей с ограниченными физическими возможностями предусмотрен лифт.
Есть в театре и «особая третья сцена» — артистическое пространство «Арт-кафе». Здесь проводятся творческие встречи, поэтические чтения, выступления оркестра Вахтангова. Уютный со вкусом оформленный небольшой зал вместил себя небольшую сцену и столики, за которыми зрители могут отдохнуть и приятно провести время.
С 1931 г. при театре работает музей, открытый по инициативе учеников Вахтангова. В нем можно познакомиться с текстами пьес, записями режиссеров и актеров, афишами, фотографиями и другими материалами, рассказывающими о деятельности театра.

2016-2019 moscovery.com

Всего оценок: 2 , средняя оценка: 5,00 (из 5)

Февраль 2017
Вообще вся атмосфера этого театра, его расположение (на старом Арбате), великолепная игра актеров, мне там нравится всё! Единственное, покупать билеты надо только в партер, амфитеатр и бельэтаж! Никаких балконов!

Декабрь 2016
Театр, в котором сложилось все: месторасположение, главный режиссер, актерский состав, репертуар, хранящий традиции и передающий мастерство молодому поколению. Теперь и еще одна новая сценическая площадка для творческих встреч - прекрасное арт-кафе. Великолепная Марина Есипенко - третья Принцесса Турандот, жаль, что спектакль ушел из репертуара, Юлия Рутберг, неподражаемые Сергей Маковецкий и Владимир Вдовиченков, Владимир Этуш. Актеры, дарящие эмоции, переживания, размышления.

Декабрь 2016
Театр им. Е. Вахтангова один из немногих, в котором есть дух интеллигентности, высочайшей классической театральной культуры и не наигранной ответственности перед зрителем! Особенно достойно старшее поколение мастеров сцены! Молодежь должна подтягиваться - есть же у кого учиться. Каждое посещение театра - праздник!

Известно, что приобщение к культурной жизни столицы невозможно без Арбата. Архитектура этого заповедного района Москвы уникальна и доставляет обитателям и гостям эстетическое наслаждение. На Арбате расположено внушительное здание с колоннами. Это широко известный театр имени Вахтангова.

Напротив фасада бьется фонтан с изящной бронзовой фигуркой принцессы Турандот. А неподалеку от театра можно увидеть памятник любимого поэта России Александра Сергеевича Пушкина с женой Натальей Гончаровой.

История создания театра

Возник театр им. Вахтангова следующим образом: в 1913 году студенты из различных высших учебных заведений Москвы решили объединиться и создать свою Студенческую драматическую студию. Молодые люди своей целью решили поставить обучение системе Станиславского, ставшей модной в молодежной среде.

В первую очередь им нужно было найти опытного наставника. Однако задача оказалась нелегкой. Поиски продолжались целый год и только в 1914 году счастье им улыбнулось. Согласие на совместный творческий труд выразил ученик Станиславского — Евгений Вахтангов.

Премьера спектакля

Премьера первого спектакля по пьесе Зайцева «Усадьба Ланиних» оказалась неудачной. Руководство запретило Вахтангову сотрудничать со студентами-любителями, но к тому времени Евгений Багратионович настолько полюбил своих подопечных, что занятия и репетиции продолжал в квартире в Мансуровском переулке.

Студия стала называться Московской драматической студией Вахтангова Е.Б. и в 1920 году была принята в состав Художественного театра. Первой постановкой стала пьеса «Чудо святого Антония», которая имела успех не только у зрителя, но и у критиков. Многие из них разместили положительные отзывы в театральных изданиях, и в результате актеры получили собственное помещение на улице Арбат в доме номер 26, где до сих пор и находится театр Вахтангова. Спектакли во главе с режиссером и в дальнейшем имели оглушительный успех.

Евгений Багратионович Вахтангов

Театралы знают, что Евгений Вахтангов родился 13 февраля в 1883 году в семье богатого армянина Багратиона (Баграта) Вахтангова, имевшего табачную фабрику. Отец желал, чтобы сын пошел по его стопам и стал фабрикантом, но характер Евгения был другим.

В кармане деда всегда находился леденец или другой лакомый кусочек для внука. Сергей Абрамович Вахтангов после смерти жены покинул Тбилиси вместе с детьми и поселился во Владикавказе. Он так и не нашел себя и не смирился с потерей любимой женщины. Кроме того, его коробило, что сын русифицировал свое имя и женился на русской женщине.

Единственным другом его станет внук Женя. Однако страсть к выпивке давала о себе знать. И однажды старик уединился в комнате, откуда потом уже не вышел, ударив себя острым перочинным ножом в живот ниже ребер. Смерть была мучительной.

Отец режиссера-новатора

Сын Багратион стал успешным коммерсантом по выпуску папирос, новатором в своем деле. Он одним из первых в России стал использовать труд слепых людей. Лишенные зрения, они, сидя у конвейера, одной рукой ловким движением выхватывали ровно двадцать пять папирос и складывали в специальную коробочку. У зрячих людей не получалось так быстро и точно работать. Отец часто говорил Евгению Вахтангову: «Моя фабрика — настоящий театр, если надеть на всех маски, невозможно будет догадаться, кто есть кто!»

«Принцесса Турандот»

Не удивительно, что и Евгений Вахтангов стал новатором в искусстве. Его учитель, Константин Станиславский, считал Вахтангова лучшим учеником и надеждой русского театра, будущим руководителем сценической школы России. Станиславский не ошибался, ученик воспитал ряд блистательных актеров и режиссеров, поставил спектакли, не имеющие аналогов. Например, «Принцесса Турандот», премьера которой состоялась в феврале 1922 года, имела оглушительный успех. Сам режиссер в это время отсутствовал из-за болезни. В перерыве между первым и вторым актом в комнате Вахтангова зазвенел телефон. Это был Станиславский, в трубке прозвучало всего два слова: «Ты гений!».

Постановка по сказке Гоцци «Принцесса Турандот» стала визитной карточкой театра. Это был спектакль-праздник. Театр Евгения Вахтангова вмещал полный зал гостей, актеры были одеты не в унылую одежду, как в большинстве революционных спектаклях, а в вечерние платья и фраки. Художником постановки стал И. Нивинский, а музыку написали Н. Сизов и А. Козловский.

Болезнь и смерть

Через два месяца гениального режиссера не станет, он умрет от рака желудка, испытывая страшные боли и уже никого не узнавая. В бреду ему все время чудился Лев Толстой или казалось, что он принимает рапорты о пожаре. Внезапно он стал звать: «Папи, папи», Рубен Симонов пояснил, что это слово по-армянски обозначает "дедушка"...

Умер Евгений Багратионович Вахтангов вечером 29 мая 1922 года. Принципом гениального режиссера был девиз, оставленный в наследство режиссерам и актерам будущих поколений. Он говорил, что из актеров необходимо выбирать талантливых, затем из них — интеллигентных, и работать, работать, работать. Евгений Вахтангов стал основателем фантастического реализма, его «Принцесса Турандот» до сих пор ставится на сцене и считается лучшей постановкой театра.

Дальнейшая участь театра

Театр им. Вахтангова во время Великой отечественной войны был разрушен, но в 1947 году восстановлен по проекту архитектора Абросимова. Остались мемуары актера Леонида Шихматова, в которых он вспоминал о внутреннем строении театра. Если в самом начале зрительских мест хватало на триста человек, то после войны здание настолько увеличилось, что вмещало в себя тысячу двести зрителей.

Знаменательно, что с момента открытия студенческой студии до сих пор действует театральная школа, которая больше известна как при театре Вахтангова. Здание института находится рядом с театром и почти все Вахтанговские актеры — выходцы из данной альма-матер.

Театр Вахтангова: спектакли и актеры

До 1941 года «Принцесса Турандот» неизменно ставилась на сцене театра, ее сыграли 1035 раз, и всегда с неизменным успехом. Первыми исполнителями ролей были ученики Вахтангова: Мансурова, Завадский, Орочко, Щукин, Глазунов, Симонов, Кудрявцев. В середине шестидесятых годов режиссером спектакля стал Рубен Симонов, и снова постановка была злободневной и имела успех. Актерский состав, естественно, поменялся, но по своему таланту не уступал предыдущим. Самыми задействованными актерами стали Ульянов, Максакова, Лановой, Гриценко, Яковлев, Греков, Борисов и другие.

В 1987 году театр им. Вахтангова возглавил Михаил Ульянов. Для себя Ульянов решает, что не будет заниматься режиссурой, так как это не его профессия и он не обладает таким даром. Во-вторых, руководитель не желает сокращать актерский состав, а наоборот — привлекает к себе крупных режиссеров и драматургов. Главной задачей для руководителя была идея ставить только талантливые пьесы и сохранить театр Вахтангова, не дать ему распасться на группы. Надо сказать, что Михаил Ульянов выполнил свою миссию, лично участвуя в постановках и приглашая именитых режиссеров, таких как Роман Виктюк, Римас Туминас и других.

Римас Туминас

В 2007 году после болезни художественный руководитель покинул этот мир, но заранее решил, кто станет художественным руководителем театра. По его протекции театр возглавил режиссер Римас Туминас, литовец по происхождению. Несмотря на все усердие предыдущего руководителя, Римасу Туминасу пришлось вводить новшества в театр для его возрождения. Режиссер решил относиться к актерам, как к членам семьи, отменив наказания за опоздания и другие мелкие проступки.

К счастью режиссера, несмотря на почтенный юбилей (театру исполнилось 95 лет), в театре пока еще служат старики. «Пристань» (спектакль театра Вахтангова) — это постановка, где они показали высший класс. Он оказался переломным и для актеров и для режиссера. Пять лет назад спектакль вышел к юбилею театра, исполнителями стали такие актеры, как Юлия Борисова, Людмила Максакова, Василий Лановой, Владимир Этуш, Ирина Купченко, Евгений Князев, Галина Коновалова.

Сама постановка необычна и состоит из фрагментов разных произведений. Так, Василий Лановой читает Пушкина, Людмила Максакова играет Бабушку из «Игрока» по Достоевскому, Юлия Борисова великолепна в «Визите старой дамы» по Дюрренматту, Владимир Этуш в пьесе Миллера вызывает хохот и овации публики, а Юрий Яковлев спокойно и просто играет в «Темных аллеях» Бунина.

Другие спектакли

Кроме «Пристани» театр им. Вахтангова пополнил свой репертуар такими постановками, как «Дядюшкин сон», «Евгений Онегин», «Дядя Ваня», «Анна Каренина», «Варшавская мелодия» и многими другими. Из молодых лицедеев стоит назвать такие имена, как Сергей Маковецкий, Мария Аронова, Максим Суханов, Лидия Вележева, Виктор Добронравов, Андрей Ильин, Ольга Тумайкина, Юлия Рутберг и многие другие. И все они обожают театр Вахтангова. Актеры готовы работать день и ночь, лишь бы прикоснуться к чему-то неизвестному и прекрасному.

Весной 2012 года режиссер-хореограф Анжелика Холина выпустила спектакль «Анна Каренина». В спектакле актеры движениями показывают свои чувства. Холина до «Карениной» в том же духе ставила «Берег женщин», имевших успех у зрителя. В своем интервью режиссер на вопрос журналиста о том, почему она выбрала роман Толстого, ответила, что женщина не должна быть предметом удовлетворения мужского самолюбия. Она решила показать, как любовь разрушает эгоизм, который есть у любого человека, и как с ним следует бороться.

«Эдип»

Не менее популярным стал спектакль «Эдип». Театр Вахтангова в лице режиссера Римаса Туминаса переносит зрителя в Древнюю Грецию. Режиссер подхватил отличную идею художественного руководителя театра Греции в Афинах Статиса Ливатиса - поставить совместно трагедию Софокла «Царь Эдип». Вначале трагедию представили на родине Софокла в Афинах. В древнем амфитеатре Эпидавре, где могут разместиться до 14 тысяч зрителей.

Исполнительница роли Иокасты, Людмила Максакова, поделилась своим мнением о театре в Афинах. Она говорила, что Греция — родина театра, где актер наедине с мирозданием. В постановке нет никаких декораций, кроме стульев и большой трубы посередине. Царя Эдипа играет молодой актер Виктор Добронравов. Смысл спектакля в очищении и покаянии главного героя, что бывает актуально в любое время, особенно сейчас.

Внутренняя жизнь театра

Театр Вахтангова (Москва) жители и гости столицы считают одним из лучших по всей России. Помимо выше перечисленных постановок, на сцене можно увидеть такие спектакли, как «Отелло», «Мужчины и женщины», «Маскарад», «Игры одиноких». Любители бенефисов могут насладиться игрой актеров в «Вечере Людмилы Максаковой», в «Вечере Юлии Рутберг», в «Вечере Александра Олешко» и так далее. Руководители театра организовали также экскурсии по музею-квартире Евгения Вахтангова, по театру, а также встречи с вахтанговцами.

Для младшего поколения театр открывает двери в спектаклях «Кот в сапогах», «Питер Пэн». Актриса Мария Аронова бесподобна в комедийной постановке «Мадемуазели Нитуш», а в главной роли в «Дяде Ване» играет Сергей Маковецкий.

Театр Вахтангова: отзывы

В последнее время много отзывов относятся к постановке «Пристань». Есть как восторженные, так и с оттенком недоумения. Люди приходят посмотреть на таких мэтров сцены, как Юлия Борисова, Владимир Этуш. К сожалению, уже нет сценок по «Темным аллеям» Ивана Бунина, так как скончался главный исполнитель роли Юрий Яковлев. Многие желают привести на спектакль детей, чтобы они увидели легендарных актеров и запомнили их на всю жизнь.

АРТ-КАФЕ

Не так давно в здании Новой Сцены открылась камерная сцена, которая называется АРТ-КАФЕ театр Вахтангова. Адрес этой площадки: Арбатская, дом 24. Помещение представляет собой уютное местечко с эстрадой, в радиусе которой расположены столики для зрителей. Гости этого необычного помещения могут быть полноправными участниками сцены и участвовать в инсценировках. Иногда благодаря стараниям руководителей гости могут побывать в атмосфере прошлых веков, к примеру, очутиться в литературном или театральном салоне девятнадцатого века.

АРТ-КАФЕ приглашает гостей на творческий вечер любимых актеров, на поэтические чтения, любители музыки насладятся игрой оркестра Вахтанговского театра, послушают песни и поэзию в исполнении любимых актеров.

История театра им. Евг.Вахтангова начинается задолго до даты его официального открытия. В конце 1913 группа московских студентов создала Студенческую драматическую студию, целью которой были занятия театральным искусством по системе К.С.Станиславского. Возглавить ее согласился актер и режиссер Художественного театра Евгений Багратионович Вахтангов (1883–1922); его ближайшей помощницей в организации студии была Ксения Ивановна Котлубай (1890–1931). До 1917 студия называлась Студенческой (или Мансуровской, по названию переулка, где временно обосновалась); с 1917 по 1920 – Московской драматической студией Е.Б.Вахтангова. 13 сентября 1920 коллектив был принят в семью Художественного театра под именем его 3-й Студии. 13 ноября 1921 открылся постоянный театр 3-й Студии МХТ (по адресу «Арбат 26», где располагается и поныне). Официально статус театра Студия получила лишь в 1926.

Студией во главе с режиссером-педагогом Вахтанговым были выпущены спектакли Усадьба Ланиных Б.Зайцева (1914), Чудо святого Антония М.Метерлинка (1918, 1921), Свадьба А.П.Чехова (1920, 1921). Вторые редакции двух последних спектаклей резко отличались от первых вариантов – они были лишены снисходительной мягкости и добродушия, но полны всепоглощающего гротеска. Велась работа над пьесой студийца-поэта П.Антокольского Обручение во сне , репетировались Электра Софокла и Пир во время чумы А.Пушкина.

В 1919 Студию покинули двенадцать одаренных студийцев (это явилось ударом для коллектива в целом и лично для Вахтангова). Тогда же был объявлен прием на первый курс школы – так появились Б.Щукин и Ц.Мансурова, за ними – Р.Симонов, А.Ремизова, М.Синельникова, Е.Алексеева. В 1922 увидела свет рампы легендарная Принцесса Турандот К.Гоцци (первоначально репетировалась пьеса Шиллера под тем же названием) умирающего Вахтангова. После трагических «спектаклей-криков» (Эрик XIV А.Стриндберга в 1-й Студии МХТ или Гадибук С.Ан-ского в студии «Габима»), изломанно-гротесковых, полных мучительного разлада и кошмарных видений, режиссер в своей последней постановке воспевал жизнь с ее праздничной театральностью. В Принцессе Турандот , ставшей ярчайшим и значительнейшим этапом в истории театра, талантливо играли Мансурова – Турандот, Завадский – Калаф, Орочко – Адельма, Басов – Алтоум, Захава – Тимур, Щукин – Тарталья, Симонов – Труффальдино, Кудрявцев – Панталоне, Глазунов – Бригелла, Ляуданская – Скирина, Ремизова – Зелима и др. Спектакль дважды возобновлялся – Р.Симоновым (1963) и Г.Черняховским (1991).

После смерти Вахтангова 29 мая 1922 был избран новый Художественный совет Студии: Завадский, Захава, Тураев, Котлубай, Орочко, Толчанов, Ляуданская, Елагина, Глазунов и Басов. Однако коллективное руководство не могло снять возникшего в Студии напряжения: все были уверены в необходимости продолжать вахтанговскую линию, но представления о том, какими методами этого добиваться, у каждого были свои. Многие из учеников Вахтангова тяготели к режиссуре, но явного лидера среди них не было.

После неудачи спектакля Правда – хорошо, а счастье лучше А.Н.Островского (режиссерский дебют Б.Захавы, 1923) В.Немирович-Данченко назначает директором 3-й Студии Ю.Завадского, чья эксцентрическая постановка гоголевской Женитьбы (1924) стала второй премьерой Студии после смерти Вахтангова. Спектакль не был принят публикой. Завадскому пришлось оставить пост директора, на должность которого был избран актер О.Глазунов.

В период отстаивания Студией своей независимости (предложение влиться в состав Художественного Театра было отвергнуто) сюда приходит режиссер А.Попов. Сезон 1924–1925 дал сразу две удачи – постановки Попова Комедии Мериме (четыре пьесы из цикла Театр Клары Газуль ) и Лев Гурыч Синичкин Д.Ленского. Следом Попов ставит Виринею Л.Сейфуллиной (1925), Зойкину квартиру М.Булгакова (1926), Разлом Б.Лавренева (1927), Заговор чувств Ю.Олеши (1929), Авангард В.Катаева (1930). В день пятилетия Студии, находившейся на подъеме, она была переименована в Государственный академический театр имени Вахтангова. Со второй половины 1920-х годов спектакли ставят Р.Симонов (Марион де Лорм В.Гюго, 1926, и На крови С.Мстиславского, 1928), И.Толчанов (Партия честных людей Ж.Ромена, 1927), Захава (Барсуки Л.Леонова, 1927), осуществляются совместные постановки двух, трех и даже четырех режиссеров (спектакли 1930 Коварство и любовь Фр.Шиллера в постановке Антокольского, О.Басова, Захавы и Темп Н.Погодина в постановке Басова, К.Миронова, А.Орочко, Щукина). В этот же период (с 1927) начинает сотрудничество с театром художник, а впоследствии и режиссер Н.Акимов.

В конце 1920-х годов все труднее становится работать в театре Попову: терпит неудачу его спектакль Авангард , осложняются отношения с руководством театра, во главе которого стоят Захава и Симонов. 12 мая 1930 в «Литературной газете» появляется заметка: «Ввиду расхождения по вопросам художественно-идеологического руководства из состава Театра им. Вахтангова выбыл режиссер Алексей Попов». В творчестве вахтанговского театра закончился очередной яркий этап. Начатые Поповым репетиции спектакля Темп завершала целая режиссерская коллегия.

1930-е годы в театре Вахтангова ознаменовались не только постановками советских пьес (Погодина, Катаева, А.Афиногенова, А.Крона, В.Киршона), но и знаменитым Гамлетом Акимова, усмотревшим в шекспировской пьесе борьбу разгульного принца Гамлета (А.Горюнов) за престол – трагедия талантливо подменялась комедией и фарсом. Захава ставит две пьесы М.Горького: Егор Булычов и другие (1932) с Щукиным-Булычовым, признанным в этой роли гениальным, и Достигаев и другие (1933). В сезоне 1936–1937 И.Рапопортом был выпущен спектакль Много шума из ничего Шекспира (с незабываемыми Мансуровой и Симоновым в ролях Беатриче и Бенедикта) – воплощение того, что виделось многим «вахтанговским началом» (ненатужная комедийность, ироничная легкость и блеск остроумия).

В 1939 художественным руководителем театра назначается Р.Симонов, период коллективного руководства закончился. Театр ведет поиски актуальной советской пьесы; на постановку приглашается бывший главный режиссер Реалистического театра, волею власти слитого с Камерным, Н.Охлопков, который выпускает спектакль Фельдмаршал Кутузов В.Соловьева (1940). В предвоенные месяцы увидели свет Перед заходом солнца Г.Гауптмана (первая самостоятельная режиссерская работа А.Ремизовой), Дон Кихот Булгакова в постановке Рапопорта, Маскарад М.Лермонтова (режиссер А.Тутышкин).

В первые годы Великой Отечественной войны театр работал в г. Омске (1941–1943). Здесь были поставлены спектакли Олеко Дундич А.Ржешевского и М.Каца и Русские люди К.Симонова (реж. А.Дикий, 1942), Сирано де Бержерак Э.Ростана (реж. Охлопков, 1942), Фронт А.Корнейчука (реж. Симонов, 1942) и др. Был создан Фронтовой филиал театра, выпустивший спектакли Бессмертный А.Арбузова и А.Гладкова (реж. А.Орочко, 1942), Не в свои сани не садись А.Островского (реж. Мансурова, 1944) и Где-то в Москве В.Масса и М.Червинского (реж. Ремизова и А.Габович, 1944) и др.

В годы войны покидает театр Охлопков, согласившийся возглавить Театр Революции. Бурный успех имеют Слуга двух господ К.Гольдони (1943) в постановке Тутышкина с Н.Плотниковым в роли Труффальдино и комедия-оперетта Ф.Эрве Мадемуазель Нитуш (1944), поставленная Симоновым в оформлении Акимова. В тяжелые для страны и ее искусства послевоенные годы театр вынужден одно за другим выпускать героико-революционные полотна, оправдывавшие, однако, свое существование на сцене серьезностью актерских работ. Таковы были Молодая гвардия по роману А.Фадеева (1948), Первые радости (1950) и Кирилл Извеков (1951) по романам К.Федина в постановке Захавы, где играли Ю.Любимов, Г.Пашкова, М.Астангов, Н.Гриценко и др. Создается череда «сельских» постановок, начало которой было положено спектаклем Приезжайте в Звонковое А.Корнейчука (реж. Ремизова, 1947), а одним из финальных аккордов стала Стряпуха А.Софронова в постановке Симонова (1959). Ставится драматургия К.Симонова, Б.Полевого, Н.Вирты, Н.Погодина, А.Крона. Возобновляются Егор Булычов и другие (1951) и Перед заходом солнца (1954).

В 1956 театр получает статус академического. С конца 1940-х и до начала 1960-х годов из училища им. Б.В.Щукина в театр приходят те, кого станут называть Вторым поколением вахтанговского театра: 1948 – Е.Симонов, сын главного режиссера Р.Симонова; 1949 – Ю.Борисова, 1950 – М.Ульянов; 1952 – Ю.Яковлев; 1958 – В.Лановой; 1961 – Л.Максакова. В те же годы появились А.Кацынский, А.Парфаньяк, Г.Абрикосов, В.Шалевич, Е.Райкина, Ю.Волынцев и др.

В 1950 дебютирует в качестве режиссера Е.Симонов (Летний день Ц.Солодаря), ставит Двух веронцев Шекспира (1952), Горя бояться – счастья не видать С.Маршака (1954), Филумену Мартурано Э.де Филиппо (1956) с блистательными Мансуровой и Р.Симоновым, Город на заре А.Арбузова (1957), Маленькие трагедии А.Пушкина (1959), Иркутскую историю Арбузова (1959).

В 1963 к 100-летию со дня рождения К.С.Станиславского и 80-летию Е.Б.Вахтангова Р.Симоновым возобновляется Принцесса Турандот с Ю.Борисовой, Л.Максаковой и В.Лановым в главных ролях. В середине 1960-х годов пользуются огромным успехом Идиот , инсценировка Ю.Олеши по роману Ф.Достоевского (постановка Ремизовой, 1958), Миллионерша Б.Шоу (постановка Ремизовой, 1964), Варшавская мелодия Л.Зорина (постановка Р.Симонова, 1967) и На всякого мудреца довольно простоты Островского (постановка Ремизовой, 1968). В этих спектаклях покоряли публику Борисова, Гриценко, Яковлев, Ульянов, Плотников и др.

После смерти Р.Симонова (1968) главным режиссером вахтанговского театра становится Е.Симонов и руководит им без малого двадцать лет. Эти годы стали временем отдельных актерских успехов: Борисова-Клеопатра и Ульянов-Антоний в Антонии и Клеопатре Шекспира (постановка Е.Симонова, 1971), Ульянов-Ричард в Ричарде III Шекспира (постановка Р.Капланяна, 1976), Яковлев-Калоджеро ди Спелта и Л.Максакова-Дзайра в Великой магии Э.де Филиппо (постановка югославского режиссера М.Беловича, 1979) и др.

В конце 1960-х – начале 1970-х годов в театр вливается очередное актерское поколение: И.Купченко, М.Вертинская, В.Малявина, В.Зозулин, Е.Карельских, Ю.Шлыков, В.Иванов и др.

Принципиально важной для вахтанговской труппы виделась Е.Симонову постановка поэтического триптиха, которую он создавал преимущественно с молодежью: Мистерия-буфф В.Маяковского (1981), Роза и крест А.Блока (1983) и Три возраста Казановы по пьесам М.Цветаевой Приключение и Феникс (1985). Успех имел лишь цветаевский спектакль.

25 сентября 1987 в вахтанговском театре состоялось собрание, на котором художественным руководителем был избран Михаил Ульянов (отстраненный от должности Е.Симонов покинул театр). В штат театра принимаются режиссеры П.Фоменко, Р.Виктюк, А.Кац. Выпускают спектакли А.Шапиро (Кабанчик В.Розова, 1987), Р.Стуруа (Брестский мир М.Шатрова, 1987), А.Белинский (Стакан воды Э.Скриба, 1988). Театр постепенно оживает. Училище в очередной раз пополняет труппу молодежью – С.Маковецкий, О.Чиповская, А.Рыщенков, В.Симонов, Е. Князев, Е.Сотникова, М.Васьков, М.Суханов, Ю.Рутберг, М.Есипенко и др. На сцену театра переносится студенческая постановка Черняховского Зойкина квартира Булгакова (1989) с Ю.Рутберг в главной роли. В третий раз возобновляется Принцесса Турандот с Есипенко, Чиповской и Рыщенковым (режиссер возобновления Черняховский, 1991). Ведут режиссерскую работу Фоменко (Дело А.Сухово-Кобылина, 1988; Государь ты наш, батюшка ... Ф.Горенштейна, 1991; Без вины виноватые Островского с блистательным актерским ансамблем, 1993; Пиковая дама Пушкина, 1996; Воскрешение, или Чудо святого Антония М.Метерлинка, 1999) и Виктюк (Уроки мастера Д.Паунелла, 1990; Дама без камелий Т.Раттигана, 1990; Соборяне Н.Садур по Н.Лескову, 1992; Я тебя больше не знаю, милый А.де Бенедетти, 1994). Постановочно осваивается пространство так называемой «сцены в буфете»: Без вины виноватые Островского в режиссуре Фоменко, Милый лжец Дж.Килти (реж. Шапиро, 1994) и др.

Помимо названных постановщиков последние сезоны на сцене театра им. Евг.Вахтангова ставят А.Житинкин (Веселые парни Н.Саймона, 1996), В.Мирзоев (Амфитрион Мольера, 1998), А.Горбань (За двумя зайцами М.Старицкого, 1997 и Левша по Лескову и Е.Замятину, 1999), В.Иванов (Фрекен Жюли А.Стриндберга, 1999), Е.Марчелли (Отелло Шекспира, 2000), С.Евлахишвили (Земля обетованная С.Моэма, 2000). Театр сотрудничает с художниками Ст.Морозовым, Т.Сельвинской, В.Боером, П.Каплевичем и др.

Наряду с именитыми исполнителями на сцену театра выходят молодые – А.Завьялов, М.Аронова, А.Дубровская, Н.Гришаева, П.Сафонов, А.Пушкин и др.

После смерти М.Ульянова в 2007 новым художественным руководителем театра стал известный литовский режиссер Римас Туминас.

См. также ТЕАТР-СТУДИЯ; ГАБИМА; ВЫСШЕЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ИМ. Б.В.ЩУКИНА.

Марков П.А. Вахтанговцы . – В кн.: Марков П.А. О театре, т. 3. М., 1976
Театр имени Евг. Вахтангова. (Альбом. Автор текста Д.Н.Годер). М., 1996

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png