1. Определение синдрома дефицита внимания (СДВГ)
2. СДВГ у детей. Как помочь своему ребенку?
2.1. Особенности поведения при этом синдроме
2.2. Сопутствующие нарушения
2.3. Как вести себя с ребенком?
3. О синдромах дефицита внимания у взрослых. Признаки и симптомы
4. Лечение. Даём бой синдрому дефицита внимания

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)- неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.

По данным Американской Психиатрической Ассоциации, СДВГ является распространенным расстройством, которое встречается у 3-7% детей школьного возраста.

Точная причина СДВГ до настоящего времени не ясна. Однако специалисты считают, что симптомы СДВГ могут быть обусловлены комплексом факторов. Вот некоторые из них:

— СДВГ имеет тенденцию передаваться по наследству, что указывает на генетическую природу этого заболевания.

— Есть основания предполагать, что употребление алкоголя и курение во время беременности, преждевременные роды и недоношенность могут также увеличивать вероятность развития у ребенка СДВГ (4, 5).

— Травмы головного мозга и инфекционные заболевания мозга в раннем детстве также создают предрасположенность к развитию СДВГ.

2. СДВГ у детей. Как помочь своему ребенку?

Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справлять с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий, вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях.

Такое поведение бывает неприемлемым в классе и создает проблемы как в школе, так и дома. Такие дети часто имеют низкую успеваемость и часто считаются озорными, непослушными, «терроризирующими» семью и сверстников в школе. При этом, они сами могут страдать от низкой самооценки, им трудно заводить друзей и дружить с другими детьми.

На самом деле причиной вышеуказанного поведения является недостаток определенных биологически активных веществ в некоторых отделах головного мозга. Каждая часть мозга контролирует определенные поведенческие и мыслительные процессы. Считают, что СДВГ затрагивает более одного участка мозга. В зависимости от того, какой участок мозга затронут, у ребенка может проявляться больше признаков дефицита внимания или гиперактивности.

2.1. Особенности поведения при этом синдроме

1. Симптомы невнимательности.

Такие дети легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают свое внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организаци5екй и соблюдением инструкций. Складывается впечатление, что они не слушают, когда им что-то говорят. Они часто делают ошибки из-за невнимательности, теряют свои школьные принадлежности и прочие вещи.

2. Симптомы гиперактивности.

Дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. В классе они стремятся сорваться с места в неподходящее время. Говоря образно, они все время в движении, как будто заведенные.

3. Симптомы импульсивности.

Очень часто на занятиях в классе подростки и дети с СДВГ выкрикивают ответ до того, как учитель закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди. Они не в состоянии отложить получение удовольствия. Если они чего-то хотят, то они должны получить это в тот же момент, не поддаваясь на разнообразные уговоры.

Все дети иногда могут быть невнимательными или гиперактивными, так что же отличает детей с СДВГ?

СДВГ выявляется, если поведение ребенка отличается от поведения других детей того же возраста и уровня развития в течении достаточно длительного времени, как минимум 6 месяцев. Эти особенности поведения возникают до 7 лет, в дальнейшем они проявляются в различных социальных ситуациях и отрицательно сказываются на внутрисемейных отношениях.

Если симптомы СДВГ выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптации ребенка в школе и дома. Ребенок должен быть тщательно обследован врачом для исключения других заболеваний, которые также могут обуславливать эти нарушения поведения.

2.2. Сопутствующие нарушения

Проблемы в учебе

Дети с синдромом ДВГ не могут полностью обрабатывать отдельные виды информации. Один ребенок хуже понимает то, что видит, другой – то, что слышит. В результате гиперактивные дети с дефицитом внимания имеют проблемы в изучении школьных предметов.

Депрессия

Ребенок отгораживается от окружающего мира и большую часть времени грустит. У малыша с синдромом дефицита внимания обычно низкая самооценка, и он проявляет мало интереса к жизни. Ребенок может спать или есть заметно больше либо меньше обычного.

Страхи

Чрезмерные страхи могут сделать малыша ранимым и пугливым. Его обычно преследуют тревожные мысли. Малыш бывает слишком активным, спокойным или замкнутым. Обратите внимание, что детские страхи и депрессия ребенка могут быть связаны не только с СДВГ, но с другими причинами.

Поведение ребенка при СДВГ может быть крайне невыносимым. Оно часто заставляет родителей испытывать вину и стыд. Наличие у ребенка СДВГ не означает, что Вы плохо его воспитали.

СДВГ – это заболевание, требующее надлежащей диагностики и правильного лечения. При эффективном лечении можно нормализовать поведение в школе и дома, повысить самооценку ребенка, облегчить ему социальное взаимодействие с другими детьми и взрослыми, т. е. помочь ребенку раскрыть свой потенциал и вернуть его к полноценной жизни.

2.3. Как вести себя с ребенком?

1. Вырабатывайте позитивное отношение. Вместо того, чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он НЕ должен делать, обратите свои замечания в более позитивную сторону и скажите ребенку, что ему СЛЕДУЕТ делать. Например, вместо: «Не бросай свою одежду на пол», – попробуйте сказать: « Давай я помогу тебе убрать одежду».

2. Не скупитесь на похвалу.

3. Помогите своему ребенку не волноваться. Такие занятия, как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны, помогут Вашему ребенку успокоиться, когда он раздражен или разочарован.

4. Составьте для ребенка простые и ясные правила. Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать, и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня.

5. Больше общайтесь. Разговаривайте со своим ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, – что случилось в школе, что он видел в кино или по телевизору. Узнайте, что думает ребенок.

6. Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка.

7. Правильно реагируйте на плохое поведение. Объясните, что именно Вас рассердило в его поведении.

8. Отдыхайте. Иногда и вам нужен отдых.

9. Если Вы чувствуете, что не справляетесь, поговорите с врачом, который даст необходимый совет.

Хоть и считается, что СДВГ полностью не излечивается, но он поддается корректированию. Лечение гиперактивных детей с дефицитом внимания может сочетать образовательные методы, медикаментозную и поведенческую терапию. Курс лечения расстройства внимания подбирается индивидуально.

Если ваш малыш страдает дефицитом внимания, то вас следует взять на заметку .

3. О синдромах дефицита внимания у взрослых. Признаки и симптомы

Синдром дефицита внимания (СДВ), вопреки распространенному мнению, встречается не только у детей. Постоянные опоздания, неорганизованность, забывчивость – одни из неприятных проявлений этого синдрома, которые способны расстроить личную жизнь и карьеру уже взрослого человека. Первым шагом в борьбе с этим психологическим заболеванием является понимание самого синдрома и его особенностей.

Как правило, синдром дефицита внимания проявляется у взрослых людей, которых диагностировали с этим заболеванием еще в детстве. Однако бывают случаи, когда этот синдром впервые появляется лишь во взрослом возрасте.
Дефицит внимания у детей нередко проходит незамеченным и списывается родителями и учителями на личностные качества ребенка: мечтатель, тянучка, лентяй или просто «не самый одаренный ученик в классе».

У взрослых СДА протекает иначе, чем у детей, и в каждом отдельно взятом случае может обладать уникальными проявлениями. Следующие категории описывают наиболее общие симптомы СДВ у взрослых.

1. Проблема концентрации и фокусирования внимания

Часто взрослые с СДВ испытывают трудности при концентрации внимания в повседневных заданиях и делах. Распространенными симптомами этой категории являются:

«зависание» без осознания этого, даже посреди разговора.
Повышенная отвлекаемость; «блуждающее» внимание на дает сконцентрироваться на одном задании или предмете.
Невозможность сфокусировать внимание, например, при чтении или чьей-то речи.
Трудности в завершении выполняемых заданий, даже самых простых.
Тенденция не уделять внимания деталям, что ведет к ошибкам в работе или учебе.
Слабая способность слушать; трудности в воспроизведении разговора или следовании инструкциям.

2. Сверхконцентрация

Как правило, считается, что люди с СДВ не могут сфокусироваться на чем-либо, однако у этой монеты есть и оборотная сторона: иногда такие люди чересчур фокусируются на задании или предмете. Этот парадоксальный симптом называется сверхконцентрацией.

Например, человек может так сильно увлечься, «раствориться» в книге, телевизионной передаче или компьютерной игре, что напрочь забудет о времени или своих обязательствах, которые необходимо делать. Сверхконцентрацию можно направить в продуктивное русло, однако при игнорировании этого симптома, его последствия могут сказаться на работе или отношениях.

3. Неорганизованность и забывчивость

Синдром дефицита внимания нередко нарушает установленный порядок веще в жизни взрослого человека. Организованность, умение расставлять приоритеты, последовательность в делах и заданиях и расчет времени становятся непосильной задачей для взрослых с СДВ. Обычные симптомы неорганизованности и забывчивости включают:

  • Слабые организаторские способности (дом, рабочее место или машина переполнены ненужными вещами, находятся в состоянии хронического беспорядка).
  • Стремление к откладыванию дел.
  • Трудности при начале и завершении заданий.
  • Хронические опоздания.
  • Постоянное забывание о назначенных встречах, о данных обязательствах или установленных сроках.
  • Постоянная потеря вещей или перекладывание их в неподходящие места (ключи, кошелек, телефон).
  • Неумение рассчитывать время.

4. Импульсивность

Если этот симптом входит в ваш комплекс проявлений СДВ, то у вас могут появиться поведенческие проблемы и неправильное реагирование на фразы других людей. У вас есть проблемы с импульсивностью, если с вами случается:

Постоянное перебивание собеседников.
Неумение контролировать себя.
Необдуманное высказывание вслух мыслей, которые могут оказаться грубыми или неприличными.
Стремление к веществам или действиям, вызывающим зависимость.
Спонтанное или бездумное действие без осознания последствий.
Проблемы в адекватном поведении в обществе (сюда можно отнести даже сидение в застывшей позе на протяжении долгого собрания).

5. Эмоциональные трудности

У многих взрослых с СДВ наблюдаются проблемы, связанные с чувствами, особенно это касается гнева и разочарования. Типичными симптомами этой категории считаются:

Чувство плохих результатов.
Неумение справляться с разочарованием.
Быстрое появление усталости или нервного возбуждения.
Частая раздражимость и смена настроения.
Трудности в сохранении мотивации.
Гиперчувствительность к критике.
Вспыльчивость.
Низкая самооценка и повышенная ранимость.

6. Гиперактивность и беспокойность

Гиперактивность взрослых схожа с гиперактивностью у детей. Она проявляется в повышенной энергичности. Однако у взрослых этот симптом больше влияет на психологическое состояние, чем на физическую деятельность. В комплекс симптомов гиперактивности входят:

Чувство беспокойства, возбужденности.
Стремление к рискованным ситуациям.
Быстрое наступление скуки.
«Бегающие» мысли.
Нежелание сидеть спокойно на одном месте; двигательное беспокойство.
Острое желание ярких впечатлений.
Чрезмерная разговорчивость.
Занятие множеством вещей одновременно.

Взрослые с синдромом дефицита внимания реже проявляют гиперактивность, чем дети. Только небольшое число людей с СДВ проявляют симптомы этой категории. Помните, что у вас может быть синдром дефицита внимания даже при полном отсутствии симптомов гиперактивности.

4. Лечение. Даём бой синдрому дефицита внимания

Часто люди сами не подозревают о наличии у себя подобных проблем, считая эту свою суетливость и вечную спешку вполне естественными.

И если вы по мере прочтения статьи обнаружили у себя симптомы этого заболевания, не стоит растраиваться. Ведь СДВГ – это болезнь, а любую болезнь можно вылечить.

Для более эффективного лечения важно знать свой тип СДВГ.
Насчитывается по крайней мере 6 различных типов СДВГ, каждый из которых требуют разного подхода к лечению.

Тип 1: классический СДВГ.

У пациентов наблюдаются основные симптомы СДВГ, а также гиперактивность, нервозность и импульсивность. Наблюдается снижение активности лобной коры и мозжечка, особенно при концентрации. Этот тип, как правило, диагностируется на ранних этапах жизни.

В данном случае следует использовать биологически активные добавки, которые повышают уровень дофамина в мозге, такие как зеленый чай, L-тирозин и родиола розовая. Если они неэффективны, то могут понадобится стимулирующие препараты. Также может быть очень полезна диета с повышенным содержанием белка и ограничением простых углеводов.

Тип 2: невнимательный СДВГ.

Пациенты демонстрируют основные симптомы СДВГ, но кроме этого у них наблюдаются упадок сил, пониженная мотивация, отстраненность и склонность зацикливаться на себе.

Этот тип обычно диагностируют в более позднем возрасте. Он чаще встречается у девочек. Это тихие дети и взрослые, их считают ленивыми, немотивированными и не очень умными. Рекомендации для данного типа такие же, как для 1-го.
Тип 3: СДВГ с чрезмерной фиксацией.

Для этих пациентов тоже характерны первичные симптомы СДВГ, но в сочетании с когнитивной негибкостью, проблемами с переключением внимания, склонностью зацикливаться на негативных мыслях и навязчивом поведении, потребностью в единообразии. Кроме того, имеется предрасположенность к беспокойству и обидчивости, и они, как правило, любят спорить и идти наперекор.

Стимуляторы обычно лишь ухудшают состояние таких пациентов. Для лечения лучше подойдут добавки, повышающие уровень серотонина и дофамина. Также рекомендуется диета со сбалансированным сочетанием здоровых белков и «умных» углеводов.

Тип 4: СДВГ височных долей.

Основные симптомы СДВГ у этих пациентов сочетаются со вспыльчивостью. Иногда они испытывают периоды тревоги, головные боли или боли в животе, предаются мрачным мыслям, имеют проблемы с памятью и трудности с чтением и подчас неправильно интерпретируют обращенные к ним замечания. В детстве у них нередко бывают травмы головы, или в их роду у кого-то из родственников наблюдались припадки ярости.

Стимуляторы обычно делают этих пациентов еще более раздражительными. Лучше использовать комбинацию стимулирующих добавок, чтобы помочь успокоить и стабилизировать настроение. Если у пациента есть проблемы с памятью или обучением стоит принимать БАДы, улучшающие память. Если необходимы лекарства, то это комбинация противосудорожных препаратов и стимуляторы. Также не помешает придерживаться диеты с более высоким содержанием белка.

Тип 5: лимбический СДВГ.

Первичные симптомы СДВГ у этих пациентов сопровождаются хронической меланхолией и негативизмом в сочетании с упадком сил, низкой самооценкой, раздражительностью, социальной изоляцией, отсутствием аппетита и сна. Стимуляторы здесь тоже вызывают проблемы с обратной реакцией или симптомы депрессии.

Тип 6: СДВГ «Кольцо огня».

Помимо основных симптомов СДВГ для этих пациентов характерны капризность, вспышки гнева, оппозиционные черты характера, отсутствие гибкости, поспешность мышления, чрезмерная болтливость и чувствительность к звукам и свету. Этот тип можно назвать «Кольцо огня», поскольку на сканах мозга людей с этим типом СДВГ видно характерное кольцо.

Также существует ряд процедур, общих для всех пациентов с СДВГ, помимо предписаний врача.

1. Принимайте мультивитамины.
Они помогают в обучении и предотвращают хронические заболевания.

2. Дополните свой рацион жирными кислотами омега-3.
Было выявлено, что страдающие СДВГ имеют недостаток омега-3 жирных кислот в крови. Особенно важны две из них - эйкозапентаеновая кислота (ЭЗПК) и докозагексаеновая кислота (ДЗГК). Обычно прием ЭЗПК очень помогает людям с СДВГ. Взрослым я рекомендую принимать 2000–4000 мг/сутки; детям 1000–2000 мг/сутки.

3. Исключите кофеин и никотин.
Они не дают заснуть и снижают эффективность других методов лечения.

4. Регулярно занимайтесь физкультурой.
Хотя бы 45 минут 4 раза в неделю. Продолжительные, бодрые прогулки - как раз то, что нужно.

5. Сократите поток информации.
Не больше получаса в день смотрите телевизор, играйте в видеоигры, пользуйтесь сотовым телефоном и другими электронными устройствами. Это может быть непросто, но даст заметный эффект.

6. Относитесь к еде, как к лекарству.
Большинству пациентов с СДВГ становится лучше, когда они придерживаются программы полезного для мозга питания. Работа с диетологом может дать серьезные результаты.

Вывод:

Можно сказать, что СДВГ – это бич 21 века. К сожалению, в наше время все большее количество людей стало подвержено этому синдрому. Оно и не удивительно, учитывая то сколько информации мы воспринимаем каждый день, счастье уже то, что мы не сошли с ума.

Давайте себе хоть иногда передышку,позволяя мозгу отдохнуть от обилия новой информации, которой мы пичкаем его каждый день, сидя в интернете или просматривая телевизор. Думаю, он будет вам благодарен.

Как видите даже для тех у кого СДВГ вполне возможно.

Синдром дефицита внимания является самым распространенным неврологическим и поведенческим расстройством. Диагностируется это отклонение у 5% детей. Чаще всего встречается у мальчиков. Заболевание считается неизлечимым, в большинстве случаев ребенок его просто перерастает. Но бесследно патология не исчезает. Она проявляется депрессиями, биполярными и другими расстройствами. Чтобы этого избежать, важно вовремя диагностировать дефицит внимания у детей, признаки которого проявляются еще в дошкольном возрасте.

Очень сложно разграничить обычное баловство или невоспитанность от действительно серьезных нарушений в психическом развитии. Проблема еще и в том, что многие родители не хотят признавать, что их ребенок болен. Они считают, что нежелательное поведение пройдет с возрастом. Но такой поход может привести к серьезным последствиям для здоровья и психики ребенка.

Характеристика синдрома дефицита внимания

Данное неврологическое отклонение в развитии стали изучать 150 лет назад. Педагоги и психологи заметили общие симптомы у детей с поведенческими проблемами и отставанием в обучении. Особенно это заметно в коллективе, где ребенку с такой патологией избежать неприятностей просто невозможно, ведь он эмоционально нестабилен и не может себя контролировать.

Ученые выделили такие проблемы в отдельную группу. Патологии присвоили название - "дефицит внимания у детей". Признаки, лечение, причины появления и последствия до сих пор изучаются. Врачи, педагоги и психологи стараются помочь таким детям. Но пока заболевание считается неизлечимым. Одинаково ли проявляется дефицит внимания у детей? Признаки его позволяют выделить три вида патологии:

  1. Просто дефицит внимания. медлителен, неспособен концентрироваться на чем-то.
  2. Гиперактивность. Она проявляется вспыльчивостью, импульсивностью и повышенной двигательной активностью.
  3. Смешанный вид. Он встречается чаще всего, поэтому нарушение часто называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности - СДВГ.

Почему появляется такая патология?

Ученые до сих пор не могут точно установить причины развития этого заболевания. По многолетним наблюдениям установлено, что появление СДВГ провоцируют следующие факторы:

  • Генетическая предрасположенность.
  • Индивидуальные особенности нервной системы.
  • Плохая экология: загрязненный воздух, вода, бытовые предметы. Особенно вреден свинец.
  • Воздействие токсичных веществ на организм беременной женщины: алкоголя, лекарственных средств, загрязненных пестицидами продуктов.
  • Осложнения и патологии во время вынашивания плода и родовой деятельности.
  • Травмы или инфекционные поражения головного мозга в раннем детстве.

Кстати, иногда патологию может вызвать неблагоприятная психологическая обстановка в семье или неправильный подход к воспитанию.

Как диагностировать СДВГ?

Очень сложно вовремя поставить диагноз "дефицит внимания у детей". Признаки и симптомы патологии явно заметны, когда уже проявляются проблемы в обучении или поведении ребенка. Чаще всего о наличии расстройства начинают подозревать педагоги или психологи. Многие родители такие отклонения в поведении списывают на переходный возраст. Но после обследования у психолога можно диагностировать дефицит внимания у детей. Признаки, методы лечения и особенности поведения с таким ребенком родителям лучше подробно изучить. Только так можно откорректировать поведение и предотвратить более серьезные последствия патологии во взрослом возрасте.

Но для подтверждения диагноза необходимо провести полное обследование. Кроме того, следует наблюдать за ребенком не менее полугода. Ведь симптомы могут совпадать при различных патологиях. Прежде всего, стоит исключить расстройства зрения и слуха, наличие поражения головного мозга, судорог, отставаний в развитии, воздействие гормональных препаратов или отравление токсичными средствами. Для этого в должны участвовать психологи, педиатры, неврологи, гастроэнтерологи, терапевты, логопеды. Кроме того, расстройства в поведении могут быть ситуативными. Поэтому диагноз ставится только при стойких и регулярных нарушениях, проявляющихся длительное время.

Дефицит внимания у детей: признаки

Как его лечить, ученые еще не до конца выяснили. Сложность в том, что патологию сложно диагностировать. Ведь ее симптомы часто совпадают с обычными отставаниями в развитии и неправильным воспитанием, возможно, избалованностью ребенка. Но есть и определенные критерии, по которым можно выявить патологию. Различают такие признаки синдрома дефицита внимания у детей:

  1. Постоянная забывчивость, невыполнение обещаний и незаконченные дела.
  2. Неспособность концентрировать внимание.
  3. Эмоциональная неустойчивость.
  4. Отсутствующий взгляд, погружение в себя.
  5. Рассеянность, которая проявляется в том, что ребенок все время что-то теряет.
  6. Такие дети не способны сосредоточиться на каком-то одном занятии. Они не справляются с делами, в которых требуются умственные усилия.
  7. Ребенок часто отвлекается.
  8. У него проявляются нарушение памяти и отставание в умственном развитии.

Гиперактивность у детей

Часто синдром дефицита внимания сопровождается повышенной двигательной активностью и импульсивностью. В этом случае еще сложнее поставить диагноз, так как такие малыши обычно не отстают в развитии, а их поведение принимается за невоспитанность. Как же в этом случае проявляется дефицит внимания у детей? Признаки гиперактивности такие:

  • Чрезмерная болтливость, неспособность выслушать собеседника.
  • Постоянные беспокойные движения стопами и кистями.
  • Ребенок не может спокойно сидеть, часто вскакивает.
  • Бесцельные движения в ситуациях, когда они неуместны. Речь идет о беготне, прыжках.
  • Бесцеремонное вмешательство в чужие игры, разговоры, занятия.
  • продолжается даже во время сна.

Такие дети импульсивные, упрямые, капризные и неуравновешенные. У них отсутствует самодисциплина. Они не могут себя контролировать.

Нарушения в состоянии здоровья

Не только в поведении проявляется дефицит внимания у детей. Признаки его заметны в различных нарушениях психического и физического здоровья. Чаще всего это заметно по появлению депрессий, страхов, маниакального поведения или нервного тика. Последствиями такого расстройства являются заикание или энурез. У детей с дефицитом внимания снижет аппетит или наблюдаться расстройства сна. Они жалуются на частые головные боли, утомляемость.

Последствия патологии

У детей с таким диагнозом неизбежны проблемы в общении, обучении, а часто и в состоянии здоровья. Окружающие осуждают такого ребенка, считая его отклонения в поведении капризами и невоспитанностью. Это часто приводит к низкой самооценке и озлобленности. Такие дети рано начинают употреблять алкоголь, наркотики, курить. В подростковом возрасте у них проявляется асоциальное поведение. Они часто получают травмы, вступают в драки. Такие подростки могут быть жестоки с животными и даже с людьми. Иногда они готовы даже убить. Кроме того, у них часто проявляются психические расстройства.

Как синдром проявляется у взрослых?

С возрастом симптомы патологии немного стихают. Многим удается адаптироваться к обычной жизни. Но чаще всего признаки патологии сохраняются. Остается суетливость, постоянная тревожность и беспокойство, раздражительность и пониженная самооценка. Отношения с людьми ухудшаются, часто больные находятся в постоянной депрессии. Иногда наблюдаются которые могут перерасти в шизофрению. Многие больные находят успокоение в алкоголе или наркотиках. Поэтому часто заболевание приводит к полной деградации человека.

Как лечить дефицит внимания у детей?

Признаки патологии могут быть выражены по-разному. Иногда ребенок приспосабливается, и расстройство становится менее заметным. Но в большинстве случаев рекомендуется заболевание лечить, чтобы улучшить жизнь не только больному, но и окружающим. Хотя патология считается неизлечимой, определенные меры все же принимаются. Каждому ребенку они выбираются индивидуально. Чаще всего это такие методы:

  1. Медикаментозное лечение.
  2. Коррекция поведения.
  3. Психотерапия.
  4. Особая диета, исключающая искусственные добавки, красители, аллергены и кофеин.
  5. Физиотерапевтические процедуры - магнитотерапия или транскраниальная микротоковая стимуляция.
  6. Альтернативные методы лечения - йога, медитация.

Коррекция поведения

Сейчас все чаще встречается дефицит внимания у детей. Признаки и коррекция этой патологии должны быть известны всем взрослым, которые общаются с больным ребенком. Считается, что полностью вылечить заболевание невозможно, но можно скорректировать поведение детей, облегчить им адаптацию в обществе. Для этого необходимо участие всех людей, окружающих ребенка, особенно родителей и учителей.

Эффективны регулярные занятия с психологом. Они помогут ребенку преодолевать желание действовать импульсивно, держать себя в руках и правильно реагировать на обиду. Для этого используются различные упражнения, моделируются коммуникативные ситуации. Очень полезна релаксационная методика, которая помогает снять напряжение. Родителям и педагогам необходимо постоянно поощрять правильное поведение таких детей. Только положительная реакция поможет им надолго запомнить, как нужно действовать.

Медикаментозное лечение

Большинство препаратов, которые могут помочь ребенку с дефицитом внимания, имеют множество побочных действий. Поэтому такое лечение применяется нечасто, в основном в запущенных случаях, при сильных неврологических и поведенческих отклонениях. Чаще всего назначаются психостимуляторы и ноотропные средства, которые воздействуют на головной мозг, способствуют нормализации внимания и улучшают кровоснабжение. Применяются также антидепрессанты и успокоительные средства, чтобы снизить гиперактивность. Самыми распространенными лекарствами для лечения СДВГ являются следующие препараты: "Метилфенидат", "Имипрамин", "Ноотропин", "Фокалин", "Церебролизин", "Декседрин", "Страттера".

Совместными усилиями педагогов, психологов и других специалистов можно помочь ребенку. Но основная работа ложится на плечи родителей ребенка. Только так можно преодолеть дефицит внимания у детей. Признаки и лечение патологии взрослым обязательно нужно изучить. А в общении с ребенком соблюдать определенные правила:

  • Проводить больше времени с малышом, играть и заниматься с ним.
  • Показывать, как сильно его любят.
  • Не давать ребенку сложных и непосильных заданий. Объяснения должны быть четкими и понятными, а задачи - быстро выполнимыми.
  • Постоянно повышать самооценку ребенка.
  • Детям с гиперактивностью необходимо заниматься спортом.
  • Нужно соблюдать строгий режим дня.
  • Нежелательное поведение ребенка нужно мягко пресекать, а правильные поступки поощрять.
  • Нельзя допускать переутомления. Дети обязательно должны достаточно отдыхать.
  • Родителям необходимо сохранять спокойствие в любых ситуациях, чтобы быть примером для малыша.
  • Для обучения лучше найти такую школу, где возможен индивидуальный подход. В некоторых случаях возможно домашнее обучение.

Только комплексный подход к воспитанию поможет ребенку адаптироваться к взрослой жизни и преодолеть последствия патологии.

Что это?

Специалисты называют термином «СДВГ» неврологическое расстройство поведения, которое начинается уже в раннем детстве и проявляется в виде проблем с концентрацией внимания, повышенной активностью и импульсивностью. Синдром гиперактивности - это где возбуждение всегда преобладает над торможением.


Причины

Ученые педагоги и медики предполагают, что появление симптомов СДВГ зависит от влияния разных факторов. Так, биологические факторы делятся на пренатальный и постнатальный период.

Причинами возникновения органических поражений могут быть:

  • употребление в большом количестве в период беременности алкоголя и курения;
  • токсикозы и иммунная несовместимость;
  • преждевременные, затяжные роды, угроза выкидыша и попытка прервать беременность;
  • последствие наркоза и кесарево сечения;
  • обвитие пуповиной или неправильное предлежание плода;
  • стрессы и психологические травмы мамы во время беременности, нежелание иметь ребенка;
  • любые заболевания ребенка в период младенчества, сопровождающиеся высокой температурой, тоже могут влиять на формирования и развитие головного мозга;
  • неблагоприятное психосоциальное окружение и наследственная предрасположенность;
  • эмоциональные расстройства, повышенная тревожность, травмы.

Есть еще и социальные причины - это особенности воспитания в семье или педагогическая запущенность - воспитание по типу «кумир семьи».


На появление СДВГ влияет много социальных факторов, как самого ребенка, так и матери будущего малыша

Признаки

Как же определить родителям, есть ли гиперактивность у их ребенка. Думаю, на начальном этапе определения это сделать очень просто. Достаточно отметить те симптомы, которые присутствуют у вашего ребёнка на протяжении определенного времени.

Признаки невнимательности:

  • не любит шумные помещения;
  • ему трудно концентрировать внимание;
  • он отвлекается от выполнения задания, реагирует на внешние стимулы;
  • с большим удовольствием хватается за дело, но часто переходит от одного незавершённого действия к другому;
  • плохо слышит и не воспринимает инструкции;
  • испытывает трудности в самоорганизации, часто теряет свои вещи в садике или дома.


Гиперактивные дети отличаются особой невнимательностью

Признаки гиперактивности:

  • залезает на стол, тумбы, шкафы, на улице на деревья, заборы;
  • чаще бегает, крутится и вертится на месте;
  • во время занятий ходит по комнате;
  • наблюдаются беспокойные движения рук и ног, как бы подергивание;
  • если что-нибудь делает, то с шумом и криком;
  • ему постоянно нужно, что то делать (играть, мастерить и рисовать) не умеет отдыхать.


СДВГ также проявляется чрезмерной активностью у детей


Гиперактивность сказывается на неумении сдерживать эмоции

О синдроме СДВГ можно говорить только тогда, когда у вашего ребенка на протяжении очень долгого времени присутствуют почти все вышеперечисленные симптомы.

Умственная деятельность детей с синдромом СДВГ отличается цикличностью. Ребёнок может хорошо активно работать в течение 5-10 минут, затем наступает период, когда мозг отдыхает, накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается, не слышит никого. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов снова к работе в течение 5-15 минут. Дети с СДВГ имеют «мерцающее внимание», отсутствие сосредоточения без дополнительной двигательной стимуляции. Им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться в «сознании».

Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети при помощи двигательной активности активизируют центры равновесия. Например, отклоняются на стуле назад так, что пола не касаются задние ножки. Если их голова будет неподвижна, у них снизится активность.

Как отличить СДВГ от избалованности?

Прежде всего, давайте вспомним, что все дети рождаются с уже заложенным матушкой природой темпераментом. И как он будет проявляться, зависит и от развития малыша, и от воспитания родителей.

Темперамент напрямую зависит от нервных процессов, таких как возбуждение и торможение. На данный момент существует четыре типа темперамента – это сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Главное, что родителям стоит знать, - чистых темпераментов не бывает, просто один из них преобладает в большей степени, чем другие.

Если ваш ребенок бывает подвижен, когда вы разговариваете со знакомыми на улице, или он закатывает истерики в магазине, а вы в это время заняты выбором продуктов, то это нормальный, здоровый, активный ребенок.

А вот о гиперактивности можно говорить только тогда, когда ребенок постоянно бегает, его невозможно отвлечь, в садике и дома поведение одинаковое. То есть иногда симптомы темперамента действительно могут перекликаться с симптомами синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.


СДВГ у детей распознается, как высокая двигательная активность, быстрая возбудимость и чрезмерная эмоциональность

Своим опытом о воспитании детей с СДВГ делятся родители в следующем видео.

Классификация СДВГ

Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:

  1. смешанный - это сочетание гиперактивности с нарушением внимания - встречается наиболее часто особенно у мальчиков;
  2. невнимательный - преобладает дефицит внимания, чаще встречается у девочек с бурной фантазией;
  3. гиперактивный - доминирует гиперактивность. Может быть последствием как индивидуальных особенностей темперамента детей, так и некоторыми нарушениями ЦНС.


Симптомы у детей разного возраста

Симптомы гиперактивности могут появляться еще до рождения ребенка. Такие дети могут быть очень активными в утробе матери. Чрезмерно подвижный ребенок - явление очень опасное, ведь его активность может спровоцировать обвитие пуповиной, а это чревато гипоксией.


У малышей до 1 года

  1. Очень активная двигательная реакция на разные действия.
  2. Чрезмерная крикливость и гипервозбудимость.
  3. Возможна задержка речевого развития.
  4. Нарушение сна (редко находятся в состоянии расслабления).
  5. Высокая чувствительность к яркому свету либо шуму.
  6. Следует помнить, что капризность малыша в таком возрасте может быть вызвана от неправильного питания, растущих зубов, колик.


У малышей 2-3-х лет

  • Неусидчивость.
  • Нарушения мелкой моторики.
  • Хаотичные движения малыша, а также их избыточность.
  • В этом возрасте признаки СДВГ активизируются.


У дошкольников

  1. Они неспособны сосредоточенно заниматься делом (дослушать сказку, доиграть в игру).
  2. На занятиях путает задания, быстро забывает заданный вопрос.
  3. Тяжело уложить спать.
  4. Непослушание и капризы.
  5. Малыши в 3 года очень упрямы, своенравны, так как этот возраст сопровождается кризисом. Но при СДВГ такие характерные черты усиливаются.


У школьников

  • Отсутствует сохранность внимания на уроках.
  • Отвечает быстро, не задумываясь, перебивает взрослых.
  • Испытывает неуверенность в себе, низкую самооценку.
  • Страхи и тревожность.
  • Неуравновешенность и непредсказуемость, перемены в настроении;
  • Энурез, жалобы на боль в голове.
  • Появляются тики.
  • Не способен длительное время спокойно долго ждать.


К каким специалистам обращаться за помощью?

Чтобы подтвердить такой диагноз, родители должны, прежде всего, обратиться к неврологу. Именно он, собрав весь анамнез, после проведенных обследований и анализов может подтвердить наличие СДВГ.

Детский психолог проводит психологическую диагностику при помощи различных опросников и методик обследования психических функций (памяти, внимания, мышления), а также эмоционального состояния ребенка. Дети данного типа часто бывают перевозбудимы и напряжены.

Если посмотреть их рисунки, то можно увидеть поверхностные образы, отсутствие цветовых решений или наличие резких мазков и нажимов. При воспитании такого малыша следует придерживаться единого стиля воспитания.

Для уточнения диагноза гиперактивному ребенку назначаются дополнительные анализы, так как за подобным синдромом могут скрываться и различные заболевания.


Для установки или опровержения диагноза СДВГ следует обратиться к специалисту

Коррекция и лечение

Реабилитация ребенка с СДВГ включает в себя как индивидуальное сопровождение, так и психолого-педагогическую и медикаментозную коррекцию.

Детский психолог и невролог на первом этапе проводят консультации, индивидуальные обследования, используются БОС-технологии, где ребенка учат правильно дышать.

В коррекции СДВГ должна взаимодействовать вся социальная и родственная среда гиперактивного ребенка: родители, воспитатели и педагоги.


Для лечения СДВГ у детей используются психологические приемы

Медикаментозное лечение является дополнительным, а иногда и основным методом коррекции СДВГ. В медицине детям выписывают ноотропные средства (кортексин, энцефабол), они благотворно влияют на активность головного мозга и эффективны в случаях невнимательности. Если же, наоборот, преобладает гиперактивные симптомы, то тогда применяют препараты, которые содержат гаммааминомаслянную кислоту, пантогам, фенибут, они отвечают за торможение процессов в головном мозге. Необходимо помнить, что все вышеперечисленные лекарства можно принимать только по назначению врача невролога.


Какие-либо медицинские препараты даются ребенку только по назначению врача

Родителям важно следить за питанием ребенка.

  • Обязательным является прием 1000 мг кальция, который необходим для развития растущего организма.
  • Потребность в магнии составляет от 180 мг до 400 мг в сутки. Он содержится в гречке, пшенице, арахисе, картофеле и шпинате.
  • Омега 3 - особый вид жирных кислот, который обеспечивает прохождение импульсов к клеткам сердца, головного мозга, поэтому он тоже важен при лечении СДВГ.

Главное - чтобы в питание малыша еще присутствовали такие витамины, как «холин» и «лецитин» - это защитники и строители нервной системы. Продукты, в которых содержится эти вещества очень полезны (яйца, печень, молоко, рыба).

Очень хороший эффект наблюдается после использование кинезиотерапии - это дыхательные упражнения, растяжки, глазодвигательные упражнения. Полезны будут и своевременные курсы массажа (ШОП) шейного отдела позвоночника, начиная с раннего возраста.

Полезна будет и песочная терапия, работа с глиной, крупой и водой, но эти игры должны проводиться под строгим контролем взрослых. Особенно если ребенок маленький. Сейчас на прилавках детских магазинов можно встретить готовые наборы для таких игр, например «Кинестетический песок», стол для игр с водой и песком. Наилучший результат может быть достигнут, если родители своевременно начнут лечение и коррекцию еще в раннем возрасте, когда симптомы еще только начинают появляться.

Полезные приобретения очень хорошо повлияют на психику ребенка


  • Научитесь соблюдать распорядок дня, для ребенка с СДВГ это очень важно, выполняйте все режимные моменты в одно и тоже время.
  • Создавайте ребенку комфортные условия, где он сможет во благо себе проявлять свою активность. Запишите в спортивные секции, кружки и плаванье. Оберегайте от переутомления, старайтесь, чтобы он высыпался.
  • Запрещая одно, взамен всегда предлагайте альтернативу. Например, дома нельзя играть с мячом, а на улице можно, предложите вместе поиграть.
  • Если есть возможность, родители могут посещать поведенческие программы, которые проводятся в центрах. Там их научат правильно взаимодействовать с детьми, поделятся секретами воспитания и развития таких детей. Также такие занятия проводятся и с детьми, как индивидуально, так и в групповой форме.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию, картинки с изображением действий.
  • Дети очень любят поглаживания, делайте друг другу массаж, рисуйте на спине руками.
  • Слушайте музыку. Давно доказано, что классическая музыка помогает детям сосредоточиться и сконцентрироваться.
  • В. Бетховен "Концерт для фортепиано с оркестром № 5-6" контролирует все части мозга вашего ребенка одновременно, стимулирует речевые навыки, моторность.
  • А. Моцарт: "Симфония № 40 соль минор" тренирует мышцы в ухе, звук активизирует моторные и слуховые функции.
  • Родители в домашнем окружении могут сами корректировать детей при помощи игр, направленных на тренировку одной функции.


Научитесь создать для ребенка с СДВГ комфортные условия


Полезные игры

Игры на внимательность

"Лови - не лови". Эта аналог на всеми любимой игры "Съедобное - несъедобное". То есть один игрок ведущий бросает мяч и произносит слово, например относящееся к животным, а второй участник его ловит или отбрасывает.

Можно еще поиграть «Найди отличие»; «Запрещенное движение»; «Слушай команду».


Игры для снятия эмоционального напряжения

  • "Прикоснись". При помощи игры вы учите ребенка расслабляться, снимать тревожность и развиваете его тактильную чувствительность. Используйте для этого разные предметы и материалы лоскутки ткани, меха, флакончики из стекла и дерева, вата, бумага. Разложите и на столе перед ребенком или сложите в мешочек. Когда он их внимательно рассмотрит, предложите ему с закрытыми глазами попробовать догадаться, какой предмет он взял или к нему прикасается. Интересны также игры «Ласковые лапки»; «Разговор руками».
  • "Торт". Предложите малышу испечь любимое пирожное, поиграйте с его воображением. Пусть ребенок будет тестом, изображайте приготовления теста используя элементы массажа, поглаживание, постукивание. Спрашивайте, какое приготовить, что добавить. Эта веселая игра расслабляет и снимает напряжение.

– это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д. Гиперактивному ребенку требуется нейропсихологическое и неврологическое (ЭЭГ, МРТ) обследование. Помощь гиперактивному ребенку предполагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, проведение психотерапии, немедикаментозной и лекарственной терапии.

Согласно критериям, выработанным DSM в 1994 г., СДВГ может быть признан при сохранении у ребенка, по крайней мере, 6-ти признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение полугода. Поэтому при первичном обращении к специалистам диагноз СДВГ не ставится, а проводится наблюдение и обследование ребенка. В процессе клинико-психологического обследования гиперактивного ребенка используются методы интервью, беседы, непосредственного наблюдения; получение информации от педагогов и родителей с помощью диагностических опросников, нейропсихологическое тестирование.

Необходимость проведения базового педиатрического и неврологического обследования обусловлена тем, что за СДВГ-подобным синдромом могут скрываться различные соматические и неврологические расстройства (гипертиреоз , анемия , эпилепсия , хорея , нарушения слуха и зрения и мн. др.). С целью уточняющей диагностики гиперактивному ребенку могут назначаться консультации узких детских специалистов (детского эндокринолога , детского отоларинголога , детского офтальмолога , эпилептолога), ЭЭГ , МРТ головного мозга , общий и биохимический анализ крови и т. д. Консультация логопеда позволяет провести диагностику нарушений письменной речи и наметить план коррекционной работы с гиперактивным ребенком.

Гиперактивность у детей следует дифференцировать от фетального алкогольного синдрома , посттравматического поражения ЦНС, хронического отравления свинцом, проявлений индивидуальных характеристик темперамента, педагогической запущенности , олигофрении и др.

Коррекция СДВГ

Гиперактивный ребенок нуждается в комплексном индивидуализированном сопровождении, включающем психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях. Под руководством детского психолога и психотерапевта проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, школьные педагоги.

Фармакотерапия является вспомогательным методом коррекции СДВГ. Она предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга; препаратов ноотропного ряда (пиритинола, кортексина, холина альфосцерата, фенибута, гопантеновой кислоты); микронутриентов (магния, пиридоксина) и др. В ряде случаев хороший эффект достигается использованием кинезиотерапии, массажа шейного отдела позвоночника, мануальной терапии .

Устранение нарушений письменной речи осуществляется в рамках целенаправленных логопедических занятий по коррекции дисграфии и дислексии .

Прогноз и профилактика СДВГ

Своевременная и комплексная коррекционная работа позволяет гиперактивному ребенку научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, контролировать собственное поведение, предупреждает трудности социальной адаптации. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка способствует формированию социально-приемлемого поведения. При отсутствии внимания к проблемам СДВГ в подростковом и зрелом возрасте возрастает риск социальной дезадаптации, алкоголизма и наркомании .

Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, заботу о здоровье детей, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – одно из наиболее часто встречающихся психических неврологическо-поведенческих отклонений у детей. Огромное количество специалистов (в частности психологи и неврологи) относят его к категории устойчивых и неизлечимых, однако есть и те, кто считает, что это убеждение миф. Не являясь профессионалами в области психотерапии и неврологии, мы не будем принимать ни одну из этих точек зрения, но представим в статье наиболее полную информацию о данной патологии.

Ниже мы более подробно расскажем о том, что такое СДВГ, каковы его причины и симптомы и как он диагностируется. Также мы предложим вашему вниманию некоторые правила лечения СДВГ (способы борьбы и способы получить от этого пользу) и советы на тему профилактики этого отклонения, которые можно использовать родителям, выявившим у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Самое главное об СДВГ

По статистике, синдром дефицита внимания и гиперактивности наблюдается где-то в 5% случаев, что является наиболее распространенным психическим отклонением у детей. Также известно, что на одну девочку с этим недугом приходится три мальчика.

Дети, страдающие представленным заболеванием, неизбежно сталкиваются с различными проблемами не только в детских садах и школах, но и дома, ведь они испытывают серьезные на каких-либо процессах или объектах и контролем своих собственных побуждений. А из-за нестабильного эмоционального фона появляется непонимание и даже осуждение со стороны окружающих людей, что во многих случаях становится причиной сниженной самооценки, негативного мышления, озлобленности и других деструктивных последствий.

Кроме того, дети с СДВГ чаще остальных получают травмы бытового характера. Но более страшно то, что уже в раннем возрасте они могут начать курить, употреблять спиртное, наркотические и психотропные препараты. Другими же сопровождающими СДВГ патологиями нередко становятся депрессии, асоциальное или маниакальное поведение, заикание, нервные тики и биполярные расстройства, проявляющиеся в разрушительном симбиозе депрессивного и маниакального состояний.

Именно поэтому очень важно знать причины, симптомы, методы профилактики, способы борьбы и способы получить от этого пользу, а также сопутствующие методы , в том числе и .

Основные причины СДВГ

С определением достоверных причин синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей есть некоторые проблемы, т.к. даже сегодня они не установлены окончательно. Однако психологи и неврологи относят к возможным факторам развития болезни следующие:

  • Особенности нервной системы . Имеются в виду индивидуальные особенности развития человека, проявляющиеся в дефиците внимания и повышенной активности.
  • Генетическая предрасположенность , когда причины к появлению заболевания находятся в генах. Риск появления СДВГ возрастает, если схожие психические отклонения имеются у кого-то из ближайших родственников человека.
  • Образ жизни будущей матери . Если беременная женщина курит, пьет спиртное и/или употребляет наркотики, развитие у ребенка СДВГ может стать результатом этого.
  • Особенности родов . К этому фактору относятся преждевременные роды и сложное протекание беременности.
  • Неблагоприятные экологические условия . Сюда относят загрязненный воздух, воду, включающую в себя соединения свинца, а также воздействие токсичных и ядовитых веществ, имеющихся в окружающей среде.

Исходя из этого, одним из самых эффективных способов профилактики СДВГ можно назвать ведение . Но вопроса лечения и профилактики мы еще коснемся, а пока поговорим о симптомах синдрома у детей.

Симптомы и диагностика СДВГ

Сначала важно отметить, что диагностика столь злостного психического недуга возможна только в тех ситуациях, когда в полной мере проявляются его симптомы. Проводится она не посредством специальных методов или использования каких-то аппаратов, а при помощи обычного наблюдения, получения данных о членах семьи (чтобы установить предрасположенность) и сборе информации от людей, окружающих ребенка, например, родственников, родителей, преподавателей, друзей и т.д. Помимо этого, для окончательного анализа психического состояния требуется и прохождение общего медицинского осмотра.

Что же касается симптомов, то мы берем за основу информацию Американской Ассоциации Психиатров. Ее специалисты выделяют следующие признаки СДВГ у детей:

  • Рассеянность . Выражается в том, что ребенок постоянно теряет свои вещи, к примеру, одежду, школьные принадлежности, игрушки; а также в том, что он не может в спокойном состоянии самостоятельно выполнять определенные действия: писать, рисовать, читать, играть и т.д.
  • Забывчивость . Выражается в том, что ребенок все время забывает просьбы родителей, учителей, друзей; не помнит о своих обещаниях, зачастую, не закончив, бросает выполнение уроков, домашних дел или выполнение инструкций.
  • Невнимательность . Выражается в том, что ребенок делает множество ошибок при выполнении любых действий, причиной чему является неспособность к концентрации на одних и тех же процессах.
  • Рассредоточенность . Выражается в том, что ребенок отвлекается от того, чем занят, не выражает желания (и даже сопротивляется) к участию в работе, требующей применение ума, т.к. осознает то, что у него ничего не получится. Здесь же можно отметить неспособность к продолжительному сосредоточению на играх, уроках, учебе и выполнении других заданий.
  • Гиперактивность . Выражается в том, что ребенок очень много говорит, беспокойно и хаотично двигает ногами и руками, стопами и кистями, не может спокойно усидеть на одном месте, постоянно ерзает, часто встает, когда нужно сидеть, выполняет чрезмерное количество бесцельных движений, в том числе и в ситуациях, когда вести себя так нельзя. Говоря о гиперактивности, не будет лишним отметить, что у детей с СДВГ двигательная активность может продолжаться даже когда они спят, причем спят такие дети чаще всего в позе эмбриона. Если же беседовать с ребенком с СДВГ и, например, задавать ему вопросы, отвечать на них он начинает, еще не дослушав до конца. А еще судить о гиперактивности можно по тому, что дети всегда вмешиваются в некасающиеся их беседы, влезают в чужие занятия и игры.

Однако не нужно бить тревогу, если вы вдруг заметили за своим чадом нечто из вышеназванного. Дело в том, что говорить о синдроме дефицита внимания и гиперактивности можно тогда, когда в поведении проявляются шесть или больше симптомов. К тому же происходить это должно систематически на протяжении полугода в школе или детском саду, дома, во взаимодействии с окружающими людьми. Важен и тот факт, что поставить соответствующий диагноз могут только психологи, неврологи и некоторые другие специалисты, разбирающиеся в особенностях развития детей. И только после того как диагноз определен, можно приступать к лечению.

Лечение СДВГ

Как мы уже упоминали, большинство специалистов считают, что синдром дефицита внимания является заболеванием неизлечимым. Невзирая на это, есть и те, кто уверен, что это миф, и предлагают для лечения СДВГ определенные меры.

Лечение СДВГ предполагает применение кратковременной и долговременной лекарственной терапии и коррекцию поведения при помощи психотерапии. Основными лекарствами в этом случае служат психостимуляторы наподобие Декстроамфетамина-амфетамина, Лиздексамфетамина и Метилфенидата, воздействующих на нейромедиаторы с целью нормализации внимания и снижения гиперактивности. Нередко используются и антидепрессанты, но их действие происходит гораздо медленнее. Помните о том, что назначать препараты и подбирать дозировку может только врач.

Помимо традиционной медицины для лечения СДВГ могут применяться и альтернативные методы, хотя в большей степени они относятся ко взрослым людям. Среди таковых выделяют , йогу, цигун, особые диеты, где в пищу принимаются продукты без сахара, аллергенов, искусственных красителей, консервантов и кофеина. Но не следует забывать и о том, что помимо физического лечения, для профилактики и облегчения СДВГ нужно заниматься и интеллектуальным. Можно, например, проходить специализированные курсы по развитию мышления, играть в особые онлайн-игры (отличную подборку таких вы можете найти ). И если подходить к вопросу лечения и профилактики СДВГ комплексно, можно добиться пусть и не полного избавления от этого заболевания, но все же сделать так, чтобы ребенок просто перерос его, возымев возможность войти во взрослую жизнь подготовленным человеком.

Теперь же мы хотим дать несколько советов родителям, выявившим у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Детей с СДВГ специально учат преодолевать симптомы этого заболевания. Но способы борьбы и способы получить от этого пользу могут быть эффективны только тогда, когда лечение (прием медикаментов, психотерапия и другие методы) сопровождается непосредственным участием в нем родителей. Что же можно делать дома, чтобы облегчить недуг своего ребенка? Вот несколько эффективных рекомендаций:

  • Проявляйте чувства и давайте своему чаду понять, что цените и любите его. Уделяйте ему больше времени, причем без участия посторонних, целуйте, обнимайте и всячески показывайте, что принимаете его таким.
  • Повышайте самооценку ребенка , для чего отлично подходят занятия спортом. Например, приобщите его к единоборствам и активным тренировкам. Даже если заметных достижений достигнуто не будет, спорт в любом случае , дисциплину, желание работать над собой, а также приучает к распорядку.
  • Верно ставьте задачи . Когда поручаете что-то своему ребенку, старайтесь выражаться просто. Ваши слова, фразы и формулировки должны соответствовать его возрасту, ясно восприниматься и пониматься ребенком. А большие задачи рекомендуется делить на несколько более мелких этапов.
  • Не забывайте об отдыхе . Вы должны обеспечивать свое дитя условиями для отдыха. Не утомляйте его, не допускайте повышенной усталости, не перегружайте заданиями и работой. Делайте перерывы, устраивайте сон-час, позволяйте заниматься любимыми делами.
  • Соблюдайте режим . Выстраивайте и график на каждый день, чтобы привить ребенку дисциплинированность. Но делайте это непринужденного и мягко. Детей с СДВГ воспитывать намного легче, когда родитель пресекает нежелательное поведение и поощряет желательное.
  • Приобщайте учителей . Это значит, что вам просто необходимо рассказать об особенностях своего чада учителям и педагогам, с которыми он взаимодействует, чтобы обеспечить себе поддержку с их стороны. Можно поговорить о возможности изменений в системе оценок, разработать индивидуальный план занятий или даже перевести ребенка в частную школу, где к нему будет применен особый подход.
  • Сохраняйте уверенность и будьте терпеливы . Примите тот факт, что в одночасье разобраться с трудностями не получится. А потому старайтесь сохранять спокойствие и равновесие. Это позволит вам обойти стороной ошибки и избежать переутомления в воспитании любимого ребенка. К тому же дети склонны копировать поведение авторитетных для них взрослых, а значит, вы всегда должны служить хорошим примером для подражания.
  • Развивайте мышление . Уделяйте особе внимание интеллектуальному развитию своего ребенка. Для этого подходит чтение книг, решение логических задач, просмотр познавательных телепередач и документальных фильмов, всевозможные игры (включая и ) и курсы по .

И еще раз напомним о том, что определять синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей ни в коем случае не нужно самостоятельно. Если вы регулярно замечаете какие-то отклонения, не делайте поспешных выводов, а обратитесь за консультацией к профессионалам. Вероятнее всего, в необычном поведении просто проявляются особенности развития вашего любимого сынишки или дочери.

В заключение же, с учетом того, что в статье нами были рассмотрены особенности СДВГ у детей, стоит сказать пару слов об этом заболевании и у взрослых.

СДВГ у взрослых

Множество взрослых, у которых в детстве не выявили СДВГ, не понимают, что именно данный недуг является причиной большинства их трудностей в жизни, проблем со вниманием и усвоением нового материала, сложностей во взаимоотношениях с окружающими людьми. Поэтому людям, которым это знакомо, рекомендуется заниматься изучением СДВГ самостоятельно и обращаться за помощью к квалифицированным специалистам, ведь именно соответствующие обследования могут дать ответы на многие вопросы.

А если говорить о распространенности синдрома дефицита внимания и гиперактивности у взрослых, то она зависит от имеющихся у них сопутствующих проблем психологического характера. Например, исследования, проведенные в Мексике в 2007 г., показали наличие этой болезни у 5,37% из 149 человек, не наблюдающихся у психиатров, и у 16,8% из 161 человека, которые наблюдались у психиатров. Любопытно и то, что в категории психиатрических пациентов разница в наличии СДВГ была «перевернута» в соотношении с общей категорией и категорией детей (вспомните начало статьи): синдром наблюдался у 21,6% женщин и лишь у 8,5% мужчин.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png