"Евгений Онегин" - замечательный роман А. С. Пушкина, уже много лет восхищающий читателей. Сюжет романа, его главные герои знакомы каждому. Судьбы Онегина, Татьяны, Ольги и Ленского волнуют вот уже много поколений читателей. Личность главного героя - Онегина - получает неоднозначную оценку критиков. Многие осуждают его за эгоизм. Один из наиболее выдающихся литературных критиков XIX века В. Г. Белинский назвал Онегина «эгоистом поневоле». Характеристика Евгения Онегина тем более интересна, что он считается типичным представителем молодежи высшего общества Петербурга XIX века.

В Петербурге

Евгению Онегину всего 18, но он уже успел пресытиться жизнью и устать от развлечений, заполняющих его день. Можно сделать вывод, что досуг, доступный аристократу, был весьма однообразен. Поэтому многие молодые люди не понаслышке знали о сплине.

Евгений с рождения жил в Петербурге. В статье Белинского об Онегине упоминается, что роскошь и вседозволенность привели к тому, что он с младенчества знал, что все его желания будут исполнены. Жизнь - это получение всевозможных удовольствий: балы, театры, прекрасные женщины, модная одежда.

Образование

Онегин получил достаточно поверхностное образование от гувернера-француза, не особо отличавшегося познаниями в науке. Но этих знаний достаточно для молодого дворянина. И хоть Евгений интересуется сочинениями Адама Смита и неплохо разбирается в политэкономии, ему все равно нигде не придется применять эти знания. Литература и искусство не увлекают Онегина, вызывая лишь скуку. Что же сделало его "страдающим эгоистом поневоле"?

Онегин и его эпоха

По мнению автора, именно эпоха сформировала характер Евгения. Что же происходило в это время в Российской империи? Не так давно произошло восстание декабристов. Император Николай I ввел ряд суровых мер, которые были направлены на пресечение вольнодумия. Николаевская эпоха - как эпоха предписаний, военной муштры, строгой дисциплины и жесткой цензуры.

В критике об Онегине Белинский пишет, что герой - вовсе не плохой человек, причем отличающийся незаурядным умом. Ему негде проявить свой ум, свои способности. Евгений, желая занять себя и избавиться от скуки, предпринимает попытки писать, много читает. Но, не привыкнув долго и упорно трудиться, он оставляет все эти занятия. И он растрачивает себя на удовольствия, которые ему, в принципе, не слишком и нужны. Чувствуя себя умнее других, он начинает относиться к людям свысока. Возможно, родившись в другую эпоху и отыскав применение своим силам, Онегин стал бы совсем иным человеком. Но его эпоха сделала из него такого человека, каким Онегина назвал Белинский - "эгоистом поневоле". Почему же тогда Евгений Онегин не изменился, уехав из столицы?

В деревне

Герою представился замечательный шанс радикально изменить свою жизнь - он уехал в деревню, ввел в своем имении прогрессивные порядки, заменив барщину на оброк. Но и это надоедает Онегину. Его душа охладела, ей стали чужды порывы, свойственные возрасту Евгения. Написав о романе "Евгений Онегин", Белинский отмечал, что любовь Татьяны могла бы возродить Онегина к жизни. Да, его тронуло пылкое признание наивной девочки, но Евгений не хочет тешить ее напрасными надеждами. Он считает себя уже неспособным любить.

Дуэль

Почему Белинский назвал Онегина "эгоистом поневоле"? Вчитываясь в пушкинские строки, можно понять, что в Евгении Онегине еще живы чувства. Он сам себе приносит страдание. Евгений страдает от ведь ему пришлось убить друга на дуэли. Согласно кодексу чести эпохи, в которую происходят события, описанные в романе, даже ничтожная ссора решалась при помощи пистолетов. Ослепленный мальчишеской ревностью, Владимир Ленский вызывает Онегина на дуэль. Тот не может отказаться, не уронив собственного достоинства.

Но, если разобраться, то Онегин действительно виноват. Ведь он нарочно уделял внимание Ольге, чтобы досадить Ленскому. Но делал он это не из злого умысла, а из ребяческой мести за то, что Владимир уговорил его пойти вместе с ним на день рождения Татьяны, на котором собралась вся деревенская знать. Ветреная Ольга тут же начинает кокетничать с Евгением, позабыв о Ленском. Владимир взбешен. Зная чересчур пылкого друга, Онегин мог бы превратить все случившееся в шутку или извиниться. Но Евгений поступил так, как поступать было нельзя категорически: он напустил на себя холодный вид и принял вызов друга. Не попытавшись изменить ситуацию, Онегин стал убийцей Ленского, находясь в заложниках у своей гордыни и общепринятых принципов.

Возвращение в Петербург

В статье Белинского о романе "Евгений Онегин" упоминается, что, спустя несколько лет, герой возвращается в Петербург. Там он вновь встречает Татьяну, которая к тому времени стала женой знатного генерала, с которым близко знаком Евгений. И случается невероятное: Онегин в нее влюбляется. Его удивляет и радует это новое для него чувство. Он, памятуя о признаниях Татьяны в любви, надеется на взаимность. Отказ застает его врасплох, доставляя Евгению сильные душевные мучения.

Почему Белинский назвал Онегина "эгоистом поневоле"? Даже влюбившись, Евгений думает лишь о себе. Его не волнует, что Татьяна замужем, а их роман сделает ее изгоем для петербургского общества.

В своей статье Белинский назвал Онегина "эгоистом поневоле". Почему Евгений Онегин не смог преодолеть условности общества и эпохи? Возможно, для этого ему потребовалось бы больше твердости духа. И Евгений Онегин, разочарованный и страдающий, остается на страницах книги, напоминая своим примером, что надо ценить свою жизнь, наслаждаясь каждым ее мгновением, иначе итог жизни будет столь же печален.

Роман в стихах «Евгений Онегин» справедливо называют «энциклопедией русской жизни». Автор отразил в нем жизнь разнообразных слоев русского общества, точно и выразительно осветил особенности экономики и культуры России своего времени. И все же в первую очередь это роман о духовных исканиях дворянской молодежи, ярким представителем которой был Евгений Онегин. Она мучительно искала свое место в жизни, выражая свой протест демонстративным неучастием в официозных социальных институтах. Реальность образа Евгения Онегина и духовную его близость автору Пушкин неоднократно подчеркивал на страницах романа: «Онегин, добрый мой приятель», «мне нравились его черты: мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий, охлажденный ум».

Евгений Онегин родился в Петербурге в разорившейся аристократической семье, получил типичное светское воспитание и образование:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

В этой оценке подчеркивается непритязательность аристократического общества, требующего лишь соблюдения внешних атрибутов уровню цивилизованного общения: знание французского, танцы, поклоны, изящество и умение поддерживать светские беседы. Но Пушкин, критически оценивая типичное дворянское образование («мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь») отдавал должное заинтересованности Онегина определенными науками. Его познания в античной литературе были довольно посредственны, в поэтической технике Онегин вообще не разбирался, но интересовался политической экономией, понимал экономические законы развития общества и вслед за прогрессивным буржуазным экономистом Адамом Смитом считал, что деньги - мертвый капитал.

В юности Онегин вел обычный для «золотой молодежи» образ жизни: ночные балы, сон до обеда, театры, рестораны, любовные похождения, прогулки по Невскому проспекту. Несмотря на успех в светских салонах и снисходительность петербургских красавиц, «забав и роскоши дитя» вскоре понял, что жизнь его «однообразна и пестра», критически оценил бездуховность, пустоту праздного времяпрепровождения. Все это иссушало душу, притупляло чувства, не давало пищи его острому уму - тоска и разочарование овладели Евгением.

Недуг, которого причину

Давно бы отыскать пора,

Подобный английскому сплину,

Короче: русская хандра

Им овладела понемногу…

Онегину претит однообразие этого красочного праздника жизни, его деятельная натура жаждет созидания, а не потребительского пользования плодами цивилизации. Евгений пытался изложить свои взгляды на бумаге, «но труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его». Отсутствие привычки к систематическому труду, неумение преодолевать себя - издержки беспорядочного воспитания - не позволили Онегину заняться творчеством. Тогда, «преданный безделью, томясь душевной пустотой», Евгений пытался в книгах найти ответы на томящие его вопросы о смысле жизни, назначении человека, способах самореализации, но разбросанные в плодах «ума чужого» зерна мудрости были столь малы и редки, что собирать их герою представилось бесполезным. Онегин мучительно ищет выход из душевного кризиса, пытается понять, как придать жизни смысл, наполнить ее реальным содержанием, но не может преодолеть критического восприятия действительности, а критика, как правило, не носит конструктивного характера:

Сперва Онегина язык

Меня смущал; но я привык

К его язвительному спору,

И к шутке, с желчью пополам,

И злости мрачных эпиграмм.

Евгений Онегин по интеллектуальному развитию, безусловно, выше своей среды и ограничиться растительным существованием «золотой молодежи» не может, но вырваться за пределы системы тоже не может, поскольку не знает альтернативной социальной доктрины. В.Г. Белинский так оценил нравственное состояние героя, психологические истоки его душевного беспокойства: «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он… очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».

Получив в наследство имение дяди, Онегин был очень рад, что «прежний путь переменил на что-нибудь»: он наслаждался созерцанием мирной природы и «деревенской тишины». Но чувство внутренней неудовлетворенности, осознание бездуховности помещичьего жизненного уклада, «где деревенский старожил лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил», вновь возобновили в нем приступы хандры. Пытаясь разнообразить жизнь, томясь от скуки и бездеятельности, Онегин осуществил доступные ему социальные преобразования:

В своей глуши мудрец пустынный,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил.

Несмотря на прогрессивные экономические взгляды, Онегин не придавал особого значения своим преобразованиям: жизнь крепостного крестьянства не очень волновала новоявленного реформатора. Разумеется, он облегчил жизнь своим подданным, чем вызвал критическое отношение расчетливых соседей, и сделал это из соображений справедливости и с учетом современных взглядов на эффективность освобожденного труда. Но для разочарованной души героя этот благородный поступок не стал спасением, началом преодоления кризиса и обращением к активной жизни. Но слишком занят он своими душевными терзаниями, слишком обращен внутрь себя, чтобы конкретная жизненная цель стала определяющей, поглотила его целиком.

Познакомившись с юным восторженным поэтом Владимиром Ленским, соседом по имению, Онегин, «хоть он людей, конечно, знал и вообще их презирал», близко сошелся с ним. Ленский был полной противоположностью Онегина: пылкий, мечтательный, «он сердцем милый был невежда», «он верил, что друзья готовы за честь его принять оковы». Разочарованному, искушенному эгоисту был чужд юношеский энтузиазм и идеализм поэта. Но неприятие бездуховного, приземленного мира уездного дворянства роднило Онегина с Ленским. Они бесконечно спорили о самых сложных проблемах бытия, и Онегин с улыбкой превосходства, а отчасти с завистью к свежести чувств и непосредственности душевных порывов слушал восторженную речь Владимира:

И думал: глупо мне мешать

Его минутному блаженству;

И без меня пора придет;

Пускай покамест он живет

Да верит мира совершенству;

Простим горячке юных лет

И юный жар, и юный бред.

Однако искренняя привязанность Онегина к юному поэту не помешала ему спровоцировать Ленского на дуэль: из-за своего плохого настроения, вызванного приглашением поэта на званый обед к Лариным, Онегин «поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить». Евгений не мог представить состояние поэта, в воображении которого каждая деталь значима, ведь «он любил, как в наши лета уже не любят; как одна безумная душа поэта еще любить осуждена». Евгений искренне раскаивается в своем глупом розыгрыше, «что над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно», корит себя за то, что вовремя «мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь». Но не находит в себе нравственных сил подняться над «общественным мненьем» ради торжества справедливости. Ленский погибает от руки Онегина - чести был принесен в жертву единственный друг. Испытанное Евгением потрясение не избавляет его от ответственности за гибель поэта. Несмотря на пренебрежение светскими условностями и резкое неприятие светского образа жизни, над Онегиным все же сильно довлеют предрассудки, его внутренний мир полон противоречий.

Любовь очаровательной Татьяны Лариной глубоко тронула Евгения: он высоко оценил ее естественность, цельность натуры, одухотворенность, тонкость чувств. С первого взгляда герой проницательно отметил ее мечтательность и непосредственность, противопоставив сестре: «В чертах у Ольги жизни нет». Но душевная опустошенность, эмоциональная пресыщенность не позволили ему поддаться естественному порыву. Многочисленные победы над «сердцами кокеток записных» притупили его чувства, лишили уверенности в своей способности к искренней любви. Онегин проявляет чуткость и деликатность, отвергая любовь Татьяны, и объясняет свой отказ неспособностью к семейной жизни:

Мечтам и годам нет возврата;

Не обновлю души моей…

Я вас люблю любовью брата

И, может быть, еще нежней.

Онегин был великодушен и снисходителен к неопытной девушке, «не в первый раз он тут явил души прямое благородство». Однако впоследствии, когда Евгений полюбил ставшую светской дамой Татьяну, она хоть и выражала ему благодарность за честность и прямоту, все же с содроганием вспоминала его «суровость» и менторский тон:

И нынче - боже! - стынет кровь,

Как только вспомню взгляд холодный

И эту проповедь…

Пожертвовав дружбой и любовью ради «вольности и покоя», Онегин не обрел ни того, ни другого. Одиночество, «странствия без цели», неразделенная любовь - вот итог его жизни. Онегин не реализовал себя, оставшись непонятым и одиноким:

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга,

Без службы, без жены, без дел,

Ничем заняться не умел.

Жизнь создала этого «страдающего эгоиста». Превосходство над окружающими, нежелание служить толкали героя на путь бесплодных поисков своего пути. Всей своей жизнью он утверждал несовершенство общества, не востребовавшего эту яркую личность.

Чем больше ты себя любишь,
тем большим врагом самому
себе становишься.
М. Эбнер-Эшенбах
Скука – наш самый большой враг
Вольтер

В толковом словаре мы найдем такое толкование слова «эгоизм»: «Себялюбие, предпочтение личных интересов интересам других, интересам общественных». С первого взгляда мы вполне можем принять пушкинского героя за эгоиста: его не интересует мнение окружающих, из-за него погибает на дуэли Владимир Ленский, исковеркана жизнь Татьяны Лариной. Людям, которые находятся рядом с ним, Онегин приносит лишь несчастья. Но это лишь внешняя оболочка героя. Не случайно Белинский, рассказывая об образе Онегина в своих трудах, подбирает к слову «эгоист» эпитет «страдающий». От чего же страдает Онегин? Если внимательно присмотреться к этому герою, то можно понять, что в глубине души он способен чувствовать и переживать. Онегин не может забыть Татьяну, несмотря на длительную разлуку. Он глубоко переживает гибель друга, убийство, совершенное им же самим, и отправляется в путешествие, убегая от страданий.
Если же мы проследим путь героя на протяжении всего романа, то сможем объяснить, почему Онегин стал «страдающим эгоистом».
Герой Пушкина родился и вырос в Петербурге. С детства его окружала роскошь. Воспитание Онегина, по моде того времени, было поручено французу-гувернеру. Как правило, такие люди не блистали умом, и поэтому знания Онегина были весьма поверхностны. Но этого было достаточно для того, чтобы в обществе его считали человеком образованным. Евгений увлекался политэкономией, читал труды известного английского ученого , но не мог применить свои знания на практике:
Отец понять его не мог,
И земли отдавал в залог.
Литература и искусство не трогают сердце молодого дворянина, и над этим автор иронизирует:
Не мог он ямба от хорея,
Как мы не бились, отличить.
В театре ему скучно, звезда балета того времени Истомина не вызывает восхищения:
… Отворотился и зевнул,
И молвил: всех пора на смену,
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел.
В Петербурге Онегин ведет праздную жизнь: с утра и до следующего утра посещает рестораны, балы, театры. Но он и сам страдает от пустого времяпровождения. Чтобы разнообразить жизнь, изгнать скуку, он пытается писать, но «ничего не вышло из пера его», читает много книг, но и это ему неинтересно. Тогда Онегин уезжает в деревню и начинает там прогрессивные преобразования, но и деревенская жизнь вскоре надоедает. «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется…» - так пишет о нем Белинский. Это судьба не одного человека, это судьба целого поколения начала XIX века. И все же пустота и пошлость окружающего мира до конца не убили в Онегине чувства. Мы видим, что и он способен любить. Не случайно из сестер Лариных он предпочел не пустую красавицу Ольгу, а ее сестру Татьяну, способную глубоко чувствовать и переживать. Такие ветреные девушки, как Ольга, надоели ему в Петербурге:
В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут – мигом соглашался,
Изменят – рад был отдохнуть.
Онегин сумел разглядеть в Татьяне ее внутреннюю красоту, богатый духовный мир. И его откровенное признание Татьяне показывает, что он боится брака из-за того, что не хочет сделать ее несчастной:
Поверьте (совесть в том порукой),
Супружество нам будет мукой.
Я, сколько ни любил бы вас,
Привыкнув, разлюблю тотчас.
Онегин одновременно и любит Татьяну, и убегает от своего чувства, поскольку брак для него – это слишком серьезно, он еще не готов к такому шагу. Своим отказом Евгений разбил сердце Татьяны, заставив ее страдать всю жизнь. Она выходит замуж за важного генерала, становится важной светской дамой, но в душе она все та же провинциальная дворяночка, и ее чувство к Онегину не угасло. Но страдает не только Татьяна. Больше всего страдает сам герой. И мы видим, как выплескиваются наружу его чувства в любовном письме, сколько страсти и переживания в них!
Но Татьяна воспитана в деревне, ее взгляды на семью патриархальны. Муж – это святое, на всю жизнь. Она повзрослела, стала более разумной. Татьяна продолжает любить Онегина, но воспитание и мнение света не позволяют ей совершить необдуманный поступок: бросить мужа и уехать вместе с Онегиным. Теперь она больше прислушивается к голосу разума, чем к своему сердцу. И поэтому в конце романа наш герой остается один, отвергнутый и светом, и друзьями, и любимой.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод: почему Белинский назвал Онегина «страдающим эгоистом». Душа этого пушкинского героя как будто состоит из двух частей: внешней и внутренней оболочки. Внешне это холодный, расчетливый человек, не способный любить, сопереживать, радоваться жизни. А внутри Онегин тонкий романтик, способный чувствовать окружающий его мир. Драма этого героя заключается в том, что он подменил реальные человеческие чувства, любовь, веру холодным циничным расчетом. Но человек не может прожить жизнь, не совершая ошибок. Нельзя просчитать каждый свой шаг и прислушиваться только к голосу разума, необходимо чувствовать и переживать. поэтому мне искренне жаль пушкинского героя. Ведь если бы он послушал свое сердце, растопил холодный лед, заставил гореть, то тогда, возможно, у романа был бы другой конец. А эгоизм Онегина – это не столько его вина, сколько его беда, и именно поэтому он страдает.

Начиная анализ характера заглавного героя романа, Белинский много размышляет о сущности светской жизни, ведь – представитель высшего света.

Критик говорит о различии между светскостью и аристократизмом и подчеркивает, что высший свет – вовсе не сосредоточие порока и лицемерия, как считают иные сочинители, которые в высшем свете никогда не были.

Вследствие этого, пишет он, Онегин, являющийся представителем светского круга, и был безоговорочно принят современниками за безнравственного человека.

Белинский пишет, что одной из особенностей светского человека является отсутствие у него «лицемерства». Поэтому поведение Онегина, совершенно не тронутого смертью дядюшки и цинично размышляющего о его жизни, с точки зрения света вполне естественно, а вовсе не безнравственно. Герой не умеет притворяться, расчетливое лицемерие – не в его характере. Никогда не знающий дядюшку, Онегин и не пытается сделать вид, что его смерть оказала на него хоть какое-то влияние.

Но нельзя утверждать, что Онегин ничего не чувствовал. Напротив, светский образ жизни убил в нем лучшие проявления чувств, но вовсе не уничтожил сами чувства. По мысли критика, Евгений от всей души ненавидел и презирал высший свет, это общество, в котором внешний лоск и лживость заменила все человеческие качества. Ненависть и презрение привели к тому, что ум Онегина озлобился. Автор был уверен, что этот герой – особенный человек.

«больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры»,

– так утверждал критик.

Онегин – «сын века»

В качестве доказательства Белинский приводит небольшую цитату из 7 главы романа, в которой описан кабинет героя. Особенно поражает критика наличие в нем нескольких романов,

«в которых отразился век / И современный человек… / С его безнравственной душой, / Себялюбивой и пустой».

Получается, что Онегин вполне осознавал себя «сыном века», одним из многих, но в котором себя «узнают столь немногие», и это, с точки зрения автора, говорит о его нравственном превосходстве над остальными членами общества.

Следовательно, делает вывод критик, Онегин –самый обычный человек,

«добрый малой, как вы да я, как целый свет»,

но при этом человек, обладающий недюжинным умом и способностями.

К сожалению, светское воспитание загубило все ростки того доброго, что было в его характере. Увлекшись высшим светом, Евгений быстро охладел к развлечениям и праздной жизни, он желал чего-то большего, но не знал сам, что ему надо. Чего ему не надо, он знал превосходно – это продолжать вести тот образ жизни, который буквально убивает его.

«В душе его тлелась искра надежды - воскреснуть и освежиться в тиши уединения, на лоне природы».

Поэтому герой Пушкина принял решение уехать в деревню («страсть к перемене мест»), но и это, как оказалось впоследствии, не стало решением проблемы – через пару дней ему уже вновь наскучило в новом месте.

Онегин – страдающий эгоист

Давая оценку герою, Белинский много внимания уделяет анализу отзывов об этом герое других критиков. Он отмечает, что большая часть читающей публики совершенно неверно истолковала образ Онегина, посчитав его обычным светским денди, человеком-пустышкой, «холодным эгоистом».

По Белинскому, существует два вида эгоистов:

Эгоисты «первого разряда» замкнуты исключительно на самих себе и ведут себя с окружающими в зависимости от их внутреннего состояния – либо они

«бледны, злы, низки, подлы, предатели, клеветники», либо «жирны, румяны, веселы, добры», угощать готовы всех подряд.

Эгоисты «второго разряда» –

«народ больной и всегда скучающий»,

характер которых сформировали суетность и самолюбие.

Онегин не относится ни к одному из этих разрядов. Он – «эгоист поневоле», над его судьбой довлеет то, что «древние называли «fatum», т.е. рок. Евгений не повинен в своем эгоизме. Таким человеком его сделала сама история, он родился именно в этом поколении и принадлежит именно к тому сословию, которое просто не знает, куда приложить свои силы (впоследствии этот слой общества породит декабристов и революционеров – и, возможно, Евгений станет одним из них).

Характер Онегина

При всей свой апатичности и неудовлетворенности от жизни, Онегин отличался поразительной наблюдательностью. Белинский указывает на это, характеризуя сцену знакомства героя с семейством Лариных. «Позевывая» (то есть, между делом) герой сразу же определяет истинный характер Ольги.

«Этому равнодушному охлажденному человеку стоило одного или двух невнимательных взглядов, чтоб понять разницу между обеими сестрами»,

– пишет критик. Наблюдательность – еще одно качество личности – характеризует Евгения как человека с огромными способностями.

Эта же самая наблюдательность вкупе с его умом, опытом и способностью тонко понимать «людей и их сердце», пишет автор, повлияли на его жесткую «отповедь» чья «душа младенчески чиста». Не в силах лицемерить и притворяться, он честно говорит, что не стоит ее и отвергает «наивную любовь прекрасной девушки».

Много лет спустя, встретив Татьяну-женщину, он всей душой влюбляется в нее, пишет ей искреннее и живое письмо, – и читатели пребывают в изумлении, как такое возможно.

«Сердце имеет свои законы»,

– объясняет Белинский и говорит, что, раз влюбился, значит, возможно. В данном случае важен другой вопрос: что такое любовь для Онегина. Автор пишет, что герой поступил ни нравственно, ни безнравственно в обоих случаях – отвергнув Татьяну-девушку и влюбившись в Татьяну-женщину. Для него любовь – такое же всепоглощающее чувство, как для любого живущего на земле человека. Но герой остается самим собой в обоих случаях. И это, по мнению критика, служит достаточным основанием для его оправдания.

Однако после смерти Ленского жизнь Онегина круто изменилась. Он, как пишет Белинский,

«лишился всего, что хотя сколько-нибудь связывало его с людьми».

Далее критик описывает жизнь Евгений как существование, наполненное страданием. Он видит кипящую вокруг него жизнь, но чувствует себя глубоко чуждым всему этому. Автор пишет, что многие читатели называют это страдание – сплин – «модной причудой». Но страдания героя– естественные, они далеки от театральности и эффектности, ибо он смог

«в двадцать шесть лет так много пережить, не вкусив жизни, так изнемочь, устать, ничего не сделав, дойти до такого безусловного отрицания, не перейдя ни через какие убеждения…».

Но Пушкин дает своему герою шанс воскреснуть. Встретив на балу Татьяну, Евгений переменился, и

«страсть сильная и глубокая не замедлила возбудить дремавшие в тоске силы его духа».

Но каким станет его герой, Пушкин не дал ответа.

Онегин – русский характер

Белинский пишет, что Пушкин смог ухватить саму «суть жизни» в своем романе. Его герой – первый подлинный национальный характер. Само – глубоко оригинальное и обладающее непреходящей исторической и художественной ценностью. Его герой – типичный русский характер.

Главная беда Онегина – отрыв от жизни. Он умен, наблюдателен, нелицемерен, обладает огромными задатками. Но вся его жизнь – страдание. И на это страдание обрекло его само общество, само устройство жизни. Евгений– один из многих, типичный представитель своего общества, своего времени. Подобный ему герой – Печорин – поставлен в такие же условия.

Белинский пишет, что в своей сути Онегин и Печорин – одно и то же лицо, но выбравшее каждое в своем случае различный путь. Онегин выбрал путь апатии, а Печорин – путь действия. Но в итоге и то, и то приводит к страданию. Это подлинный fatum, довлеющий над целым поколением.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

(По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

сочинение по литературе

Роман «Евгений Онегин», действительно, произведение многогранное, энциклопедичное. Так, затронув все стороны русской жизни, особенно точно и ярко А.С. Пушкин создал картину жизни русского человека, принадлежавшего высшему сословию.
Евгений Онегин – молодой человек восемнадцати лет, но в столь юном возрасте он уже пресыщен жизнью, устал от развлечений, которыми заполнен весь его день. Он родился и вырос в Петербурге, роскошная жизнь привела к тому, что Евгений с детства не привык ни в чём себе отказывать. Вся его жизнь нацелена лишь на получение удовольствий: клубы и театры, званые обеды и ужины, балы, одежда по последней моде. Образование герой получил поверхностное, так как учил его гувернёр-француз, сам не отличавшийся большими познаниями в науках. Но даже этого достаточно в обществе, где вращается Онегин. Он читает Адама Смита, разбирается в политэкономии, но, к сожалению, нигде не может использовать свои знания:

Его не увлекают литература:

Искусство также не интересует: звезда балета того времени, знаменитая Евдокия Истомина, вызывает у Онегина зевоту.
Но, по мнению, автора, главный герой не виноват в том, что он так избалован. Онегин, перефразируя название романа М.Ю. Лермонтова – «герой своего времени». Именно эпоха, по мнению Пушкина, сформировала Евгения. Обратимся к истории и вспомним, что это было время после декабристского восстания, когда в стране, управляемой Николаем I, был введён ряд жёстких мер, имевших целью пресечение любого вольнодумия. Именно николаевская эпоха вошла в историю как эпоха циркуляров, предписаний, строгой дисциплины и военной муштры. Белинский пишет, что Онегин – добрый малый, каких немало среди людей, но одновременно он сильно отличается от окружающих своим умом и незаурядностью. Как человеку незаурядному, мыслящему, ему трудно было где-либо приложить свои таланты, и, не поставленный в условия, когда необходимо работать, чтобы прокормить себя, он все свои силы направляет на получение жизненные удовольствий. Таким образом, Онегин, человек эгоистичный сам по себе, попав под влияние эпохи, становится заложником сложившейся социально-экономической ситуации, то есть «эгоистом поневоле».
Так, мы видим, что Евгений с целью как-то занять себя, избавиться от скуки, пытается писать, читает произведения различных авторов, но… Не приученный к постоянному труду, бросает все дела, едва приступив к ним. Казалось бы, герою предоставился прекрасный случай изменить свою жизнь – отъезд в деревню, но и там, начав прогрессивные изменения и заменив барщину оброком, за что крестьянин-раб «судьбу благословил», Онегин вскоре охладевает ко всему.
так говорит о нём Белинский.
Разочаровавшись в жизни так рано, Онегин и другим людям приносит лишь несчастья и боль: из-за его малодушия и неспособности противостоять мненью света, погибает Ленский, Татьяна Ларина, продолжая испытывать чувства к Евгению, выходит замуж за нелюбимого человека. Но, вчитавшись внимательнее в пушкинские строки, умный читатель понимает: всё, что он видит в начале романа, лишь внешняя сторона жизни героя, так как суета и пошлость общества не убили в нём чувства. Белинский, характеризуя Онегина, кроме определения «эгоист поневоле», дал ему и ещё одно – «страдающий» эгоист. И действительно, он тяжело переживает смерть Ленского, погибшего по его вине. Он сумел по достоинству оценить печальную и молчаливую Татьяну, разглядеть её богатый внутренний мир, её самобытность, искренность. Хотя и достаточно жёстко, но герой честно признается девушке, что не создан для брака и не хочет обманывать её, так как не сможет сделать счастливой. Несколько лет спустя, вернувшись в Петербург и вновь повстречав Татьяну, Онегин влюбляется в неё. Мы видим, каким искренним чувством горит его письмо-признание, как он страдает от отказа. Но и здесь герой во многом ведёт себя эгоистично: его в первую очередь заботят собственные эмоции, а не то, как Татьяна, замужняя женщина, переживает сложившуюся ситуацию.
Подводя итог всему сказанному, можно утверждать, что Белинский, называя Онегина «эгоистом поневоле», имел в виду то, что он, безусловное порождение своего времени, будучи умным и незаурядным человеком, так и не смог найти своё жизненное призвание, ничего не совершил для мира. А «страдающим эгоистом» его делает неспособность отказаться от условностей общества, которое он презирает, и любовь, отвергнутая вначале и так мучившая героя в конце романа.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png