Фольклор — система систем. Как и литература, он де-лится на поэтические роды: эпос, лирику, драму. Роды делятся на виды (песня, сказка, несказочная проза и др.), а виды — на жанры. Некоторые жанры обладают комбинацией признаков разных родов (лироэпические песни). Если в основу классифи-кации положить способ бытования произведений, то фольклор будет разделен на обрядовый и внеобрядовый. По признаку объе-ма выделяются малые жанры.

Жанр — основная единица изучения фольклора. Каждый жанр — это типовая структурная модель, обладающая способностью реализовывать определенную жизненную установку. В устной народной поэтической тради-ции жанры взаимосвязаны и взаимодействуют.

Многие жанры универсальны (например: пословицы, загад-ки, сказки, предания, эпические песни). Будучи совершенными формами художественного освоения действительности, они жили на протяжении веков в фольклоре разных народов.

Фольклор развивался в зависимости от изменений в быту, социальной жизни народа и его сознании. Многие элементы фольклора менялись, перерабатывались, трансформировались. Происходила постепенная замена устаревшей системы жанров новой художественной системой.

Русский фольклор имеет свою историю. Его корни уходят в древнеславянский период, а затем — во времена единой древне-русской народности. Феодальная эпоха привела к расцвету клас-сического фольклора. Позже появился городской фольклор, фольклор промышленных рабочих и проч.

Раннетрадиционный фольклор, классический фольклор, позднетрадиционный фольклор — художественные системы, ис-торически сменявшие одна другую.

Фольклорные жанры:

I. Раннетрадиционный фольклор (трудовые песни, гадания, заговоры).

II. Классический фольклор :

1. Обрядовое.

2. Необрядовое:

а) Прозаические жанры (сказка, предание, легенда, быличка);

б) Стихотворные жанры (былина, историческая песня, баллада);

в) Детский фольклор (прибаутка, дразнилка, пестушка, потешка, поддевка, считалка и т.д.);

г) Малые жанры (пословица, поговорка, примета, проклятье, скороговорка и т.д.).

III. Позднетрадиционный фольклор : (частушки, поэзия ВОВ, рабочий фольклор).

Основы художественной образности устного народного твор-чества сложились в доисторический период, когда одновремен-но с языком (человеческой речью) появился раннетрадиционный фольклор.

Раннетрадиционный фольклор — это совокупность древних родов и видов фольклора, архаичная система, предшествовав-шая образованию собственно художественного творчества народа.

Вопрос о ранних стадиях развития фольклора не может рас-сматриваться на материале только одного народа. Необходимо учитывать древнее родство близких народов (например, славян), а также универсальные, типологические законы развития обще-ства и культуры, которые действовали повсеместно.


Исследователи раннетрадиционного фольклора обращаются к данным истории и языка. Они проводят наблюдения над жизнью и культурой этносов, задержавшихся в своем развитии, а также над пережитками первобытной культуры в фольклоре цивили-зованных народов. Такой подход называется ретроспективным.

Трудовые песни.

В происхождении и развитии фольклора огромную роль иг-рала трудовая деятельность.

Во время трудовых процессов, требовавших постоянных рит-мических усилий, уже в глубокой древности зародились трудо-вые песни. Они известны у всех народов и исполнялись при подымании тяжестей, забивании свай, вспахивании поля, водочерпании, ручном помоле зерна, выделке льна, во время гребли и проч. Такие песни могли исполняться при одиночной работе, но они особенно были важны при работе совместной. Песни содержали команды к одновременному действию. Их основным элементом был ритм, организовывавший процесс труда.

В русском фольклоре сохранились и дошли до нашего време-ни отголоски древних трудовых песен, не утратившие своих про-изводственных функций. Это так называемые "дубинушки" — припевы в бурлацких песнях, исполнявшихся на Каме, Дону и в особенности на Волге. Их пели бурлаки, носильщики, лодочни-ки, грузчики. В зависимости от вида труда, его ритма, создавал-ся ритмический рисунок припева.

Гадания. Заговоры.

Приметы, гадания, колдовство, заговоры известны у всех на-родов. В их основе лежит мифическое восприятие мира, прида-вавшее окружающему особый, сокровенный смысл. В древнос-ти они были основаны на образном, метафорическом мышле-нии, уподоблении по аналогиям. Поразительна живучесть этих явлений: суеверия и колдовство, особенно в модернизирован-ном обличье, существуют и в наши дни.

Гадание — средство распознания будущего. Гадающий не пытается влиять на естественный ход событий, а лишь стремит-ся проникнуть в скрытые тайны. Чтобы распознать будущее, следовало обратиться к нечистой силе,поэтому гадание осозна-валось как грешное и опасное занятие (к примеру, гадающие снимали с себя кресты).

Для гаданий избирались места, где, по представлению народа, можно было вступить в контакт с обита-телями "иного мира" (перекресток, баня, кладбище и проч.), а также такое время суток, в которое этот контакт был наиболее вероятен (вечер, полночь, до первых петухов). Тем не менее в гадания проникли и христианские образы.

Гадая, люди стремились получить ответ на тот или иной важ-ный для них вопрос: о здоровье, об урожае и приплоде скота, о судьбе ушедшего на войну... Наиболее многочисленны были га-дания девушек о предстоящем замужестве.

Наиболее развитыми в художественном отношении были свя-точные подблюдные гадания — коллективные гадания о буду-щем. В них первостепенную роль играла символика специаль-ных подблюдных песен.

Название "подблюдные" произошло от типа гаданий. Собрав-шись в какой-либо избе, участники (чаще всего девушки) брали блюдо (чашу), клали в него, снимая с себя, кольца или другие мелкие предметы, наливали в блюдо воду и покрывали платком. (Известна также разновидность этого обряда без воды.)

Хором исполнялись песни — поэтические предсказания, а кто-либо, не глядя, вынимал из блюда положенные туда предметы. Снача-ла воздавали честь хлебу и лишь затем пели другие песни. Они могли предвещать богатство, свадьбу, продолжение девичества, несчастье, смерть. Чью вещь вынимали, к тому и относилось предсказание. Число песен зависело от числа гадающих.

Русские святочные гадания на курах. 1858. Лубок

Заговор (или заклинание) — произведение магического харак-тера, произносимое с целью воздействия на окружающий мир, его явления и объекты, чтобы получить желаемый результат. За-говоры — составная часть колдовства. Произнесение заговора часто сопровождалось действиями с водой, огнем, различными пред-метами и проч., а также крестным знамением. Произнося лечебные заговоры (например, в бане), больному давали настои целебных трав, сплевывали, применяли массаж, элементы гипноза.

Заговоры передавались от старшего к младшему, чаще по род-ственникам. Существовало убеждение в том, что колдуны долж-ны перед смертью обязательно избавиться от своих знаний и что они могли это сделать обманом (для этого им достаточно было притронуться к другому человеку).

Верили также, что текст заговора изменять нельзя, иначе ос-лабнет его сила. Поэтому, не надеясь на память, заговоры зано-сили в тетрадки. Сложилась даже письменная форма их бытова-ния. Однако, несмотря на это, заговоры, как всякое фольклор-ное явление, были подвержены вариативности.

Классический фольклор — богатая система развитых, художе-ственно полноценных жанров. Она продуктивно функционировала в течение веков, была тесно связана с феодальным бытом и патри-архальным сознанием народа.

Произведения классического фольклора принято делить на об-рядовые и необрядовые.

Обрядовый фольклорсоставляли словесно-музыкальные, дра-матические, игровые, хореографические жанры, которые входили в состав традиционных народных обрядов.

Необрядовый фольклор.

В устной прозе выделяются два больших раздела: сказки и несказочная проза . В основе их разграничения лежит разное от-ношение самого народа к сказкам как выдумке и "событиям" как правде. С точки зрения народа, сказки не имеют иной цели, как действовать на фантазию. Они поражают, удивляют, раду-ют, бывают интересны своими необычными юмористическими ситуациями.

Предание — это рассказ о прошлом, иногда очень отдален-ном. Предание изображает действительность в обыденных фор-мах, хотя при этом обязательно используется вымысел, а иногда даже фантастика. Основное назначение преданий — сохранять память о национальной истории. Предания стали записываться раньше многих фольклорных жанров, так как были важным ис-точником для летописцев. В большом количестве предания бы-туют в устной традиции и в наши дни.

Предания — это "устная летопись", жанр несказочной прозы с установкой на историческую достоверность. Само слово "пре-дание" означает "передавать, сохранять". Для преданий харак-терны ссылки на старых людей, предков. События преданий кон-центрируются вокруг исторических деятелей, которые незави-симо от своего социального положения (будь то царь или пред-водитель крестьянского восстания) предстают чаще всего в иде-альном свете.

Любое предание исторично в своей основе, потому что толч-ком к его созданию всегда служит подлинный факт: война с иноземными захватчиками, крестьянский бунт, крупное строи-тельство, венчание на царство и проч. Вместе с тем предание не тождественно реальности. Как фольклорный жанр оно имеет право на художественный вымысел, предлагает собственную интерпретацию истории. Сюжетный вымысел возникает на ос-нове исторического факта (например, после пребывания в дан-ном пункте героя предания). Вымысел не противоречит истори-ческой правде, а, напротив, способствует ее выявлению.

Легенды — это прозаические произведения, в которых фан-тастически осмыслены события, связываемые с явлениями неживой природы, с миром растений, животных, а также людей (племена, пароды, отдельные личности); со сверхъестествен-ными существами (Бог, святые, ангелы, нечистые духи). Основные функции легенд — объяснительная и нравоучительная. Ле-генды связаны с христианскими представлениями, но в них ощущается и языческая основа. В легендах человек оказывается неизмеримо выше нечистой силы.

Народные демонологические рассказы — это суеверные по-вествования, связанные с персонажами из разряда низшей мифологии.

Языческое мироощущение крестьян середины XIX в. запечатлел И. А. Гончаров. Он писал: "В Обломовке верили всему: и оборотням, и мерт-вецам. Расскажут ли им, что копна сена разгуливала по полю, — они не задумаются и поверят; пропустит ли кто-нибудь слух, что вот это не баран, а что-то другое, или что такая-то Марфа или Степанида — ведь-ма, они будут бояться и барана и Марфы: им и в голову не придет спросить, отчего баран стал не бараном, а Марфа сделалась ведьмой, да еще накинутся и на того, кто бы вздумал усомниться в этом, — таксильна вера в чудесное в Обломовке!"

В науке демонологические рассказы впервые были названы былинками - т.е. неболь-шими рассказами о леших, домовых, чертях и чертовках, полуверицах, колдунах, — одним словом, о представителях темной, нечистой силы.

Демонологические рассказы обращены к настоящему, слу-чившееся в них — невероятно, рассказчик испытывает чувство страха. Главная цель, преследуемая быличкой или бывальщи-ной, — убедить слушателей в истинности сообщаемого, эмоци-онально воздействовать на них, внушить страх перед демони-ческим существом. Сюжеты быличек и бывалыцин обычно не-большого размера, одномотивные. Персонажи — человек и де-моническое существо. Большой популярностью пользовался черт (дьявол) — универсальный образ, обозначающий любую "нечи-стую силу". Разные персонажи быличек могли именоваться чер-тями.

Характерны время, место события, образ демонического существа (его портрет и поведение). Демоны появляются в "нечистое", пограничное время года и суток: на святки, в купальскую ночь, в полдень, в полночь, перед рассветом, после заката солнца. Все происходит в сумерках, бес-просветной ночью, в тумане, при свете месяца...

Человек встречается с ними там, где они пребывают: как правило, в пустынных и опасных мес-тах. Это пустоши, лесные дебри, болота; перекрестки и росстани безлюд-ных дорог; пещеры, ямы, водоемы, особенно омуты (например, у мель-ниц), водовороты; колодцы, даже сосуды с водой. Демоны обитают на деревьях (березах и вербах, в орешнике); в подпольях и на чердаках, в заброшенных домах, в банях, овинах, хлевах; и даже в избе — под печью или за нею.

Былины — это эпические песни, в которых воспеты герои-ческие события или отдельные эпизоды древней русской исто-рии. В своем первоначальном виде былины оформились и раз-вились в период ранней русской государственности (в Киевской Руси), выразив национальное сознание восточных славян. (о Владимире Святославовиче, Владимире Мономахе, Добрыне, Садко, Александре Поповиче, Илье Муромце и т.д.)

Исторические песни — это фольклорные эпические, лиро-эпические и лирические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы народа. Они возни-кали по поводу важных явлений в истории народа — таких, ко-торые производили глубокое впечатление на участников и сохранялись в памяти последующих поколений. (Песни об Иване Грозном, о «Смутном времени», о Степане Разине, о Петровском времени, о Пугачёвском восстании, об Отечественной войне 1812 г.)

Народные баллады — это лироэпические песни о трагичес-ком событии. Балладам свойственна личная, семейно-бытовая тематика. Идейная направленность баллад связана с народной гуманистической моралью. В центре баллад находятся нравствен-ные проблемы: любовь и ненависть, верность и измена, преступление и раскаяние.

Позднетрадиционный фольклор — это совокупность произ-ведений разных жанров и различной направленности, создававшихся в крестьянской, городской, солдатской, рабочей и другой среде со времени начала развития промышленности, роста го-родов, распада феодальной деревни.

Для позднетрадиционного фольклора характерно меньшее количество произведений и в целом менее высокий художествен-ный уровень по сравнению с фольклором классическим — куль-турой богатой, развитой, многовековой, порожденной феодаль-ным бытом и патриархальным мировоззрением.

Позднетрадииионный фольклор отличает сложное перепле-тение нового со старым. В деревенском репертуаре происходила трансформация классических жанров, которые начинали испы-тывать влияние литературной поэтики. Свою жизнеспособность показали пословицы и поговорки, анекдотические сказки, на-родные песни литературного происхождения, детский фольк-лор .

Старинная протяжная песня была сильно потеснена город-скими "жестокими романсами ", а также быстро и широко рас-пространившейся частушкой . Вместе с тем постепенно забыва-лись былины, старые исторические песни, старые баллады и духовные стихи, волшебные сказки. Народные обряды и сопро-вождавшая их поэзия со временем утратили свое утилитарно-магическое значение, особенно в городских условиях.

С конца XVIII в. в России появились первые государствен-ные заводы и крепостные мануфактуры, на которых трудились вольнонаемные рабочие из обнищавших крестьян, каторжан, беспаспортных бродяг и т. п. В этой пестрой среде возникли произведения, положившие начало новому явлению — фольк-лору рабочих . По мере развития капитализма и роста пролета-риата расширялась тематика, увеличивалось количество произ-ведений устного творчества рабочих, для которого было харак-терно влияние книжной поэзии.

Зарождение рабочего класса, слоя мастеровых людей обусловило формирование новой ветви в фольклорном творчестве, которая с течением времени становится заметным и специфическим явлением.

От крестьянского фольклора это творчество унаследовало наиболее демократические, ценные в социально-нравственном и эстетическом отношениях, отвечающие духу времени и потребностям "своего" класса традиции, опыт, формы, репертуар.

Происходило их критическое переосмысление с учетом запросов рабочего класса, его положения, как это видно на примере русских народных песен, бытовавших в России во второй половине XIX — начале XX в.

На первом этапе зарождающиеся песни рабочих питались традициями крестьянских фольклорных песен социального протеста, песен литературного происхождения, декабристских, народнических песен. Крестьянская песня нередко служила сюжетно-образной основой для создания остросоциальных песен рабочих.

Рабочая песня, городской романс, сформировавшиеся к тому времени в самостоятельную ветвь творчества, стали активно распространяться и среди крестьян, в свою очередь влияя на развитие новых форм крестьянского фольклора.

Обретение рабочим фольклором своих самобытных очертаний, заимствование из других сфер творчества различных элементов и их переработка представляют собой полный драматизма процесс. Он сопряжен и с отрицанием крестьянского фольклора, и в известном смысле с его жанровой переработкой, обновлением, упрощением.

Разрушение патриархального уклада жизни, особенно бурно начавшееся со второй половины XIX в. — со времени отмены крепостного права и капитализации России, принципиально изменило ситуацию в традиционном творчестве. Фольклор постепенно переходил на иные позиции в культурной среде. Фольклор XX столетия — это лишь одна парадигма культурного развития со всеми вытекающими отсюда кардинальными изменениями основ его бытования.

Таблица «Система жанров русского фольклора»

Фольклор - это вид коллективной словесной деятель­ности, которая осуществляется преимущест­венно в устной форме. Основные категории фольк­лора - это коллективность, традиционность, фор­мульность, вариативность, наличие исполнителя, синкретичность. Фольклор делится на две группы - обрядовый и необрядовый. К обрядовому фольклору относятся: календарный фольклор (колядки, масле­ничные песни, веснянки), семейный фольклор (се­мейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания), окказиональный (заговоры, заклички, считалки). Необрядовый же фольклор делится на че­тыре группы: фольклорная драма, поэзия, проза и фольклор речевых ситуаций. К фольклорной драме относятся: театр Петрушки, вертепная драма, рели­гиозная драма. К фольклорной поэзии относятся: бы­лина, историческая песня, духовный стих, лириче­ская песня, баллада, жестокий романс, частушка, детские стихотворные песни (стихотворные паро­дии), садистские стишки. Фольклорная проза опять же делится на две группы: сказочную и несказочную. К сказочной прозе относятся: сказка (которая, в свою очередь, бывает четырёх типов: волшебная сказка, сказка о животных, бытовая сказка, кумулятивная сказка) и анекдот. К несказочной прозе относятся: предание, легенда, быличка, мифологический рас­сказ, рассказ о сне. К фольклору речевых ситуаций относятся: пословицы, поговорки, благопожелания, проклятия, прозвища, дразнилки, загадки, скорого­ворки и некоторые другие.

Фольклор

обрядовый

необрядовый

календарный фольклор

колядки, масле­ничные песни, веснянки,

жнивные песни

фольклорная драма

театр Петрушки, вертепная драма, рели­гиозная драма

семейный фольклор

семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания

поэзия

бы­лина, историческая песня, духовный стих, лириче­ская песня, баллада, жестокий романс, частушка, детские стихотворные песни (стихотворные паро­дии), садистские стишки

окказиональный

заговоры, заклички, считалки

проза

сказочная

сказка (которая, в свою очередь, бывает четырёх типов: волшебная сказка, сказка о животных, бытовая сказка, кумулятивная сказка) и анекдот, байка

несказочная

предание, легенда, быличка, мифологический рас­сказ, рассказ о сне

фольклор речевых ситуаций

пословицы, поговорки, благопожелания, проклятия, прозвища, дразнилки, загадки, скорого­ворки

Анекдот – один из жанров фольклора: короткий уст­ный рассказ с остроумной и неожиданной концовкой. Анекдоты можно по праву назвать любимейшим жанром современности. В славянском фольклоре из­любленным персонажем был разыгрывающий одно­сельчан мужик.

Байка – традиционно мужской устный рассказ шут­ливого характера, претендующий на правдоподобие; относится к малым фольклорным формам. Попу­лярны байки охотничьи, рыбачьи, морские, шахтер­ские, театральные и шоферские.

Баллада (балладная песня, балладный стих) – один из жанров русского фольклора, возникший из народной песни трагического содержания. Важнейшие харак­теристики балладных песен – эпичность, семейно-бытовая тематика, психологический драматизм. Для балладных песен характерны предсказанный роковой исход, узнавание трагического, одноконфликтность. Как правило, в них действуют антагонистические персонажи: губитель и жертва. Баллады обладают многими признаками, сближающими их с другими песенными жанрами, насыщенными общими для на­родного эпоса фантастическими и магическими мо­тивами. Термин «баллада» в фольклористике сравни­тельно нов. Предложенный П.В. Киреевским в XIX в., он укоренился лишь столетие спустя. Сам народ, исполняя балладные песни, не отличал их от других. Примером классической баллады служит лироэпиче­ская песня «Василий и София». Все содержание – вечный сюжет о влюбленных, взаимное чувство ко­торых столь сильно, что побеждает смерть. Возлюб­ленных губит ревнивая и злая мать Василия. Сюжеты многих балладных песен построены на взаимоотно­шениях девушки и добра молодца («Дмитрий и Домна», «Девушка отравила молодца»).

Былина – произведение песенного характера, песня-поэма. Ей свойственны величие содержания, гранди­озность, монументальность образов, героический пафос. Реально-историческая основа былин – Русь X-XI вв. Известно около ста былинных сюжетов. В русском и западноевропейском эпосе имеются общие сюжеты (эпические герои борются с врагами и ино­верцами), но в русских былинах отсутствует идея ре­лигиозных войн; ни верность вождю, ни кровавая месть не становятся определяющими темами рус­ского эпоса. В русских былинных традициях – осво­бождение, защита, прославление земли русской и ее народа. Открытие русского эпоса состоялось относи­тельно недавно, после опубликования в 1804 г. сбор­ников Кирши Данилова, включающих 60 фольклор­ных произведений. Впоследствии собрание былин было дополнено находками П.Н. Рыбникова и А.Ф. Гильфердинга. Редкостный сплав мудрости и по­этичности отличает русский эпос. Каждая былина помимо главной идеи честного служения Отечеству содержит размышления о мучительных нравственно-психологических исканиях главных героев. Так, Илья Муромец оказывается в ситуации трудного вы­бора: жениться или умереть.

Быличка (бывальщина) – мифологический рассказ, основу которого составляют события, якобы имев­шие место в реальной жизни. Достоверность, факто­графичность этих рассказов подтверждается кон­кретными именами; точными географическими на­званиями места действия. Мир быличек прост и хо­рошо знаком. Главное различие между сказкой и быличкой заключается в отношении слушателей и рассказчика к повествуемому. Если сказке внимают, сознавая, что это вымысел, то быличку – так, как будто это правда.

Детский фольклор – обобщенное название неболь­ших по объему жанров, сочиняемых и исполняемых как самими детьми, так и для них. К жанрам детского фольклора относятся песни и стихи, сопровождаю­щие жизнь ребенка от колыбели до юности: жеребь­евки, заклички, дразнилки, колыбельные песни, пес­тушки, приговорки, потешки, считалки.

Докучная сказка (от докучать – надоедать) – специ­фический жанр фольклорных повествований, беско­нечные сказки, в которых совершается один и тот же круговорот событий. Они часто облечены в стихо­творную форму

Духовные стихи – песни религиозного содержания, возникшие как поэтические переложения народом основ христианского вероучения. Народные названия духовных стихов: старины, псалмы, стихи. Харак­терная особенность духовных стихов – противопос­тавление религиозного мирскому. Один из древней­ших духовных стихов – «Плач Адама» был известен уже в XII в. Массовое же распространение духовных стихов начинается примерно с XV в.

Жнивная песня – разновидность осенних песен ка­лендарно-обрядовой поэзии. Осенняя обрядовая по­эзия не получила такого развития, как летняя, воспе­вающая проворных женщин – «дочерей-лебедок», «невесток-перепелок», раненько выходивших на ниву и убирающих урожай, «чтобы было с чего жиги добренько, ладненько».

Загадка – вид устного народного творчества, замы­словатое иносказательное описание предмета или яв­ления, предлагаемое как испытание на сообразитель­ность или упражнение (детям) на развитие логиче­ского мышления. Загадка принадлежит к тем древ­нейшим видам народного творчества, которые, продолжая жить в веках, постепенно утрачивают свое первоначальное значение, становятся качест­венно иным явлением. Возникнув на основе тайного языка рода, когда-то загадка использовалась в воен­ных и посольских переговорах, выражала запреты семейного обихода, служила поэтическим средством передачи мудрости.

Заговор – языковая формула, обладающая, согласно народным представлениям, чудодейственной силой. В древности заговоры широко использовались во врачебной практике (лечение словом, молитвой). Им приписывалась способность вызвать желаемое со­стояние человека (навеять крепкий сон, укротить гнев рассерженной матушки, сохранить невредимым того, кто отправляется на войну, проникнуться сим­патией к кому-либо, чему-либо и т. д.) или сил при­роды: «расти репка, сладка, расти, репка, крепка», чтобы получить хороший урожай.

Календарно-обрядовые песни (Колядки, Подблюд­ные песни, Масленичные песни, Веснянки, Троицко-семицкие песни, Хороводные, Купальские, Жнив­ные) – песни, исполнение которых приурочивалось к строго определенным календарным датам. С различ­ными состояниями природы связаны наиболее зна­чительные обряды и песни летнего периода, начи­навшегося с солнцеворота (Петр-поворот) 12 (25) июня. В календарно-обрядовой поэзии содержится ценная этнографическая и историческая информа­ция: описание крестьянского быта, нравов, обычаев, наблюдения за природой и даже элементы мировоз­зрения.

Легенда – один из жанров фольклора, повествующий о чудесном, фантастическом, что и определяет его структуру и систему образов. Один из путей возник­новения легенды – трансформация предания. Зачас­тую легендами называют устные рассказы об исто­рических лицах или о событиях, которым приписы­вается абсолютная достоверность (легенды об осно­вании Киева). В этих случаях слово «легенда» может быть заменено словом «предание». Рассказчик, изла­гая факты, дополняет их созданными собственным воображением или соединяет их с известными ему вымышленными мотивами. При этом реальная ос­нова часто уходит на второй план. По тематике ле­генды делятся на исторические (о Степане Разине), религиозные (об Иисусе Христе и его апостолах, о святых, о кознях дьявола), топонимические (о Бай­кале), демонологические (о Змее, злых духах, чертях и пр.), бытовые (о грешниках).

Малые жанры – название, объединяющее группу разных по характеру и по происхождению жанров русского фольклора , исключительно малых размеров (подчас в два слова: Филя-простофиля), в чем и за­ключается их главная ценность. Сюда относят по­тешки, загадки, пословицы и анекдоты. Малые жанры не только украшают и оживляют другие тек­сты, они очень хорошо приспособлены и к самостоя­тельной жизни. В отличие от былинного эпоса, ма­лые жанры не забываются, актуальны, как тысячи лет назад.

Небылицы – произведения комической поэзии, не­большие по объему песенки, построенные по прин­ципу нанизывания совершенно абсурдных событий: Гром по небу прокатился:\\Комар с дерева свалился. Именно небылицы наглядно демонстрируют обрат­ную, страшную сторону смешного. Цепь искаженных событий, кажущихся поначалу смешными, посте­пенно создает единую картину «сдвинутого», «пере­вернувшегося» мира. Небылицы не менее филосо­фичны, чем эпос. Они, как и глобальная метафора смеха, – тоже способ познания жизни: в наглядной простоте демонстрируют нам вселенскую связь про­тивоположных, «изнаночных» явлений действитель­ности. В средневековой Руси исполнение небылиц непременно являлось составной частью «репертуара» скоморохов.

Народные песни – подлинная художественная эн­циклопедия жизни русского народа. На сегодняшний день песенный, самый богатый пласт русского фольклора , описан неполно и противоречиво. Доста­точно условно жанровое деление песен на историче­ские и балладные, разбойничьи и солдатские, лири­ческие и хороводные. Все они – образец тончайшей лирики и все без исключения историчны. Притяга­тельные чистотой и искренностью, песни глубоко раскрывают характер русского человека, который дорожит своим отечеством; который не устает любо­ваться родным краем; и своим детьми.

Поговорка – широко распространенное выражение, образно определяющее какое-либо жизненное явле­ние или дающее ему оценку: Блин не клин, брюха не расколет. Где умному горе, дураку веселье.

Пословица – краткое, меткое, устойчивое в речевом обиходе изречение. По сравнению с поговоркой – остроумной характеристикой, данной человеку, предмету или явлению и украшающей речь, посло­вица имеет законченный глубокий смысл, содержит мудрое обобщение. Поговорка, по определению на­рода, – «цветочек», пословица – «ягодка». В посло­вицах запечатлен жизненный опыт народа: Люди ссорятся, а воеводы кормятся. Алтынного вора ве­шают, полтинного чествуют. В народе, что в туче: в грозу все наружу выйдет.

Первым начал собирать и записывать пословицы знаменитый русский ученый и поэт М.В. Ломоносов. Впоследствии были изданы сборники, содержащие по 4-9 тыс. пословиц: «Собрание древних россий­ских пословиц» (Московский университет, 4291 по­словица), «Полное собрание русских пословиц и по­говорок» (Ц.М. Княжевич, 5365 пословиц), «Русские народные пословицы и притчи» (И.М. Снегирев, 9623 пословицы и изречения), в известном сборнике В.И. Даля «Пословицы русского народа» их более 30 тыс.

Предание – художественно-повествовательный жанр фольклора с элементами вымысла. В основу сюжета предания, как правило, положено реальное событие. Ярким примером устных повествований этого типа являются предания о сыне тульского кузнеца Демида Антуфьева Никите Демидове – основателе крупней­ших заводов Урала в первые десятилетия XVIII в.

Сказ – устный народный рассказ, без вымысла пове­ствующий о прошлом: казачьи и сибирские сказы, «рабочая» проза золотоискателей, мастеровых, шах­теров и т. п. По стилю повествования и структуре сказы похожи на предания и легенды.

Сказка – один из основных прозаических фольклор­ных жанров художественно-фантастического харак­тера.

Скоморошины – разнохарактерные песни озорного искусства скоморохов: шутовые ста"рины (былины – пародии), пародийные баллады, песни-новеллы ко­мического содержания, небылицы. Объединяет их одно – смех. Если в классических жанрах русского фольклора смех является лишь элементом содержа­ния, то для скоморошин он служит организующим художественным началом.

Скороговорки – шуточный жанр народного творче­ства, относящийся к разряду малых, фраза, постро­енная на сочетании звуков, которые затрудняют бы­строе произнесение слов. Скороговорки использова­лись в народе как обучающее средство при формиро­вании детской речи, ее развитии и последующем становлении, а также для развлекательных целей.

Частушка(от частый) – короткая, обычно рифмован­ная песенка юмористического или сатирического со­держания. Частушки исполняются в веселом задор­ном темпе в сопровождении гармони.

2. Календарно-обрядовая поэзия

Веснянка – песня, призывающая весну и тепло. Вес­нянки звучали в русских селах вслед за масленич­ными песнями. Они напоминали, что приближается пора полевых работ, летят птицы и «несут весну». Основные даты кликанья весны: 4 марта – день Гера­сима Грачевника (грачи прилетают); 9 марта – день Сорока Мучеников (сорок сороков птиц прилетают); 25 марта – 7 апреля по новому стилю – Благовещенье (день, когда птиц из клеток выпускают на волю).

Жнивная песня – разновидность осенних песен в ка­лендарно-обрядовой поэзии. Осенняя обрядовая по­эзия не получила такого развития, как летняя. Из­вестны лишь жнивные песни, наполненные благо­дарностью и прославляющие проворных женщин – «дочерей-лебедок», «невесток-перепелок», «ра­ненько» выходивших на ниву и убирающих урожай, «чтобы было, с чего жиги добренько, ладненько».

Игровая песня – разновидность весенне-летних песен в календарно-обрядовой народной поэзии. Уже в на­званиях данного вида песен отражено веселое на­строение, обусловленное наступлением долгождан­ного тепла, надеждами на щедрый урожай (сей в грязь, будешь князь!) возможностью скинуть тяже­лую одежду, покрасоваться и присмотреться к буду­щей невесте или жениху. В игровых песнях говори­лось о посеве и выращивании будущего урожая, здесь была главной тема солнца – источника и про­должения жизни, света и тепла, тема хлебных злаков и других растений, песни-игры так и назывались: «Мак», «Горох», «Капуста», «Лен», «Репа», «Просо». Игровые песни можно подразделить так: – хоровод­ные, когда собравшиеся двигались по кругу или в этом же круге изображали различные сценки, преду­смотренные содержанием песни («Во поле береза стояла»); – песни-игры, исполнявшиеся участниками, выстроенными в две шеренги одна против другой («А мы просо сеяли»); – «гулевые» песни, когда иг­рающие, исполняя песню, ходят друг за другом по избе, заплетают руки, закругляют шеренгу, «зави­вают» клубком («Заплетайся, плетень», «Завивайся, капустка»). В игровой поэзии сохранились отголоски и древней магии, и следы древних форм заключения брака.

Колядовая песня (колядка) – разновидность зимних (предновогодних) песен в календарно-обрядовой по­эзии. Наступление нового года в народе связывали с увеличением дня «на куриный шаг» после зимнего солнцестояния 22 декабря. Это наблюдение и легло в основу народных представлений о рубеже, который отделяет конец старого года от начала нового. При­ход нового года отмечали призыванием Коляды и Авсеня. Слово «коляда» восходит к латинскому на­званию первого числа месяца – calendae (ср. кален­дарь). На Руси колядование было одним из основных обрядов, проводившихся под новый год. Оно сопро­вождалось обходом соседей и колядовыми песнями (Авсень), среди которых можно выделить песни-ве­личания и песни-просьбы:

Купальские песни – цикл песен, исполнявшихся в праздник Ивана Купалы (ночь с 6 на 7 июля – по но­вому стилю). Они содержали элементы древних ма­гических формул, направленных на то, чтобы убе­речь урожай от козней злых духов и чтобы щедро уродились хлеба.

Масленичная песня – это зазывание широкой и щед­рой Масленицы (ее иногда величают Авдотьей Изотьевной).

Подблюдные песни – песни, исполняемые во время игры, сопровождавшей гадание. В блюдо каждый иг­рающий клал свой предмет (колечко), затем пелись подблюдные песни. Ведущий не глядя вынимал из блюда первое попавшееся кольцо. Содержание песни относили к тому, чье колечко вынималось. Под­блюдная песня содержала иносказание, по которому судили о будущем.

Троицко-семицкая песня – разновидность летних песен в календарно-обрядовой поэзии. С различными состояниями солнца и мира растений связаны наибо­лее значительные группы обрядов и песен летнего периода, начинавшегося с летнего солнцеворота (Петр-поворот) – 12 (25) июня. Летние (семицкие) обряды, позднее совместившиеся с христианской Троицей, иначе называют зелеными святками. В Троицко-семицких песнях центральное место отво­дится березке – культовому дереву славян, дереву-первопредку, символу тепла и жизни.

3. Песни

Бурлацкие песни – песни бурлаков и о бурлаках. Бурлачество зародилось в России в конце XVI – на­чале XVII в., когда государство было особенно заин­тересовано в развитии водных торговых связей и от­ношение к беглым крестьянам или рекрутам, нани­мавшимся в бурлаки, было самым снисходительным. В бурлаки уходили и от семейных невзгод, и от жес­токостей крепостничества. Обычно они спускались на судах вниз по течению и возвращались, ведя бече­вой нагруженные товарами суда, кроме этого, были и грузчиками, и носильщиками.

Исторические песни – песни, возникновение которых связано с тем или иным историческим событием или лицом. При этом отдельные нюансы события («Я со Камы со реки, Стеньки Разина сынок») или характе­рологические детали художественно-поэтического портрета исторического лица могли быть вымыш­лены, приукрашены или перевернуты, иногда созда­вая образ, искаженный вплоть до своей противопо­ложности. В отличие от былин, с их неизменной по­этической структурой, исторические песни, обладая той же информативностью, уже не имеют строгих композиционных правил и подчиняются законам других жанров. С течением времени былинность уходит из развивающегося нового жанра. Песни XVII-XVIII вв. становятся более разноплановыми, приобретают социальную окрашенность. Героями новых песен являются реальные персонажи – Степан Разин, Емельян Пугачев, Иван Грозный, Ермак. При внешней простоте исторические песни обладают ши­роким фольклорным контекстом, здесь активно «ра­ботает» фольклорная символика: смерть восприни­мается как переправа через реку, герои уподобля­ются орлам и соколам, широко употребляются сим­волические образы деревьев – березки, дуба, рябины и др.

Лирические песни – песни, отражающие мир личных чувств. Лирическая песня помогала народу выстоять в любых ситуациях, впитала в себя грусть и боль по­терь, обид и разочарований, была единственным средством сохранения собственного достоинства в состоянии унижения и бесправности. «Песня – под­руга, шутка сестра», – гласит русская пословица. Сквозь душевную скорбь, печальную «заунывность» лирической песни явно проступают величие и нрав­ственная красота народа.

Плясовые (шуточные) песни – название этой группы песен говорит само за себя. Хорошее, веселое на­строение не чуждо русскому песенному творчеству, в котором находят место и смех, и шутка, и насмешка. Многие русские плясовые вошли в золотую копилку мировой культуры: «Калинку» знают едва ли не в каждой стране. Широко известны песни «Светит ме­сяц», «Уж вы сени мои, сени», «Во поле береза стояла».

Разбойничьи песни – песни разбойников или о раз­бойниках. Разбойничья (и тюремная) песня как жанр формировалась во время крестьянских восстаний, массовых побегов крестьян и солдат от жестокой подневольной жизни (XVII-XVIII вв.). Основная тема разбойничьих и тюремных песен – мечта о тор­жестве справедливости. Герои разбойничьих песен – удалые, смелые «добрые молодцы» со своим кодек­сом чести, стремлением осмыслить происходящее («думу думати»), мужественной готовностью при­нять все превратности судьбы.

Свадебные песни – песни, сопровождавшие все сва­дебное действо от сватовства до «княжьего стола», т. е. пиршественного стола в доме жениха: сговор, де­вичник, венчание, приезд и отправление свадебного поезда в церковь. Жениха и невесту, семейную пару в лирических песнях символизируют неразлучные Утушка и Селезень или особенно любимые на Руси лебедь с лебедушкой. Утка и лебедушка – символы вечной женственности, каждый из которых отражает сложные перипетии женской судьбы. Русская свадьба – это сложный комплекс почти театральных обрядовых действий, включающих в себя множество песен: приговоров, величаний, песен-диалогов и пе­сен-причитаний, корильных песен. 1. Свадебные приговоры произносились большей частью дружкой, кото­рый играл важнейшую роль на свадьбе: был ее «ре­жиссером» и защитником жениха и невесты от злых сил. Иногда приговоры произносились свахой, сва­том или родителями. Когда дружка обращался к кому-либо из участников ритуала, образовывались песни-диалоги, придающие свадебному обряду ха­рактер спектакля, в котором почти каждый был уча­стником. После произнесения приговора родители клали на поднос хлеб-соль, изредка деньги; потом подношения делали гости. Чрезвычайно популярны на свадьбах были песни-диалоги. Типичный пример девичьих песен (исполнявшихся на девичнике) – раз­говор дочери с матерью. Величания – песенные вос­хваления жениха и невесты, изначально связанные с заклинательной магией: благополучие, счастье не­весты и жениха представлялись реальными, почти наступившими. В поздних формах заклинательную магию величания вытеснило выражение идеального типа нравственного поведения, красоты, достатка.

Причитания – лирические песни, непосредственно передающие чувства и мысли невесты, подруг, уча­стников свадьбы. Изначально функция причитания определялась обрядом, где невеста представляла свой уход из дома как нежелательный, как действие, совершающееся против ее воли, чтобы избежать мести покровителей очага. Но нельзя утверждать, что плач невесты всегда был неискренним. Корильные песни – песни-шутки, часто пародии на величания. Функция корильных песен развлекательная, они ок­рашены юмором. Исполнялись после совершения всех основных действий свадебного чина.

Солдатские песни (их название говорит само за себя) стали складываться после указа Петра I о рекрутских наборах (1699). Бессрочная служба, установленная указом, навсегда отрывала солдата от семьи, от род­ного дома. Солдатские и рекрутские песни прони­заны обреченностью («невзгодушка великая – служба государева»), описывают тяжелые минуты расставания с родными («Из твоих очей молодеп­киих слезы катятся, как река льются»), тягот казар­менного быта («Что день-то, ни ночь нам, солдатуш­кам, угомону нет: Темна ноченька приходит – на ка­рауле быть, Бел денечек наступает – во строю сто­ять») и зачастую неизбежной смерти в бою.

Среди солдатских и рекрутских песен особой груп­пой выделяются причитания.

Хороводные песни – игровые песни, название кото­рых восходит к имени древнего солнечного славян­ского божества Хорса (ср. хорошо, хоромы, хоро­вод). Собравшиеся двигались по кругу, изображая движение светила по небосводу, тем самым славя, призывая и умилостивляя так необходимое для уро­жая солнце. В этом же круге изображали предусмот­ренные содержанием песни различные сценки. Наи­более популярные хороводные песни дошли до на­шего времени: «Во поле береза стояла», «Хожу я гу­ляю да вдоль хоровода», «Вдоль да по речке, вдоль да по Казанке» и т. д.

Ямщицкие песни – песни ямщиков или о ямщиках. Быт ямщиков, основным занятием которых была «ямская гоньба», значительно отличался от быта кре­стьян. Они были освобождены от податей, но поло­жение их все же было крайне тяжелым. Часто «слу­жилые люди» не платили прогонных денег, а когда ямщики отказывались возить бесплатно, их изби­вали, а то и заковывали в кандалы. Ямщиков, кото­рые пытались вернуться обратно в село, насильст­венно возвращали на заставу. Их песни повествуют о безрадостной судьбе. Особенно часто встречаются в ямщицких песнях мотивы о любви к «красной де­вице», которая «без морозу сердце повызнобила», и о смерти ямщика в степи, в чужедальной стороне.

    Детский фольклор

Дразнилка – насмешливая, направленная на демора­лизацию недруга прибаутка рифмованного харак­тера.

Жеребьевка – один из самых распространенных жан­ров детского фольклора. Как и считалки, жеребьевки предназначены для распределения игровых ролей. Ребенок выбирает что-то одно, получая игрока в свою команду, или что-либо другое.

Закличка – детское песенное обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам.

Колыбельные песни – древнейшие лирические песни, сопровождающие укачивание ребенка. Колы­бельная песня отличается необыкновенной нежно­стью, размеренностью и спокойствием.

Пестушка – песенка или стишок, которыми сопрово­ждаются первые сознательные движения ребенка.

Потешка – коротенькая песенка, сопровождающая первые игры ребенка с пальцами, ручками и нож­ками, например «Сорока-белобока», когда каждый пальчик ребенка кормится кашкой, а мизинчику ни­чего не дают, потому что слишком мал и ничего не наработал. Самой популярной потешкой с глубокой древности остаются «Ладушки».

Считалка – рифмованный стишок, с помощью кото­рого играющие дети распределяют роли и устанав­ливают очередность для начала игры.

Библиография

    Аникин В. П. Теория фольклора: курс лекций. – М.: Университет, 2004.

    Аникин В. П. Русское устное народное творчество: учебник для студентов вузов, обуч. по спец. «Русский язык и литература». – М.: Высшая школа, 2009.

    Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М., 1994 (репринт).

    Гудзий Н. К., Дылевский Н. М., Дмитриев Л. А., Назаревский А. А., Позднеев А. В., Альшиц Д. Н., Робинсон А. Н. Какие возникают задачи дальнейшего изучения «Слова о полку Игореве»? Вопрос № 7. - В кн.: Сб. ответов на вопросы по литературоведению. М., 1958, с. 25-45.

    Демин А.С. Художественные миры древнерусской литературы. – М.: Наследие, 1993.

    Дмитриев Л. А. Важнейшие проблемы исследования «Слова о полку Игореве». - ТОДРЛ, М.; Л., 1964, т. 20, с. 120-138.

    Древнерусская литература в исследованиях: Хрестоматия. – М.: Высшая школа, 1986.

    Древняя русская литература. Хрестоматия. /Сост. Н.И.Прокофьев. – М.: Просвещение, 1988.

    Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М., 1965.

    История русской литературы X-XVII вв. /Под ред. Д.С. Лихачева. –М.: Просвещение, 1979.

    Карпухин И.Е. Русское устное народное творчество: учебно-метод. пособие. – М.: Высшая школа, 2005.

    Кравцов Н. И. Система жанров русского фольклора; Фольклор и мифология // Кравцов Н. И. Проблемы славянского фольклора. М., 1972. С. 83-103; 113-143.

    Кусков В.В. История древнерусской литературы. – М.: Высшая школа, 2003.

    Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. – М.: Наука, 1979.

    Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» - героический пролог русской литературы. Л., 1967. 120 с.

    Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976.

    Пропп В. Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М., 1976.

    Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994.

    Смирнов И. П. Система фольклорных жанров // Лотмановский сборник. Т. 2. М., 1997. С. 14-39.

    Специфика фольклорных жанров / Отв. ред. Б. В. Кирдан. М., 1973.

    Трубачев О. Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические исследования. М., 1991.

    Фольклор. Поэтическая система / Отв. ред. А. И. Баландин, В. М. Гацак. М., 1977.

Фольклор, в переводе с английского языка, означает «народная мудрость, народное знание».впервые ввел английский ученый У.Дж. Томс в 1846. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа. С начала 20 в. термин используется и в более узком, более конкретном значении: устное народное творчество.

Фольклор–эо искусство, формируещееся в течение многих веков и изменяющееся от времени

Только все 3 этих фактора, наличествующие ОДНОВРЕМЕННО являются признаком фольклора и отличают его от литературы.

Синкретизм – слитность, нерасчленённость различных видов искусства, свойственные ранним стадиям его развития. Художественное творчество не отделено от других видов деятельности и вместе с ними непосредственно включено в практическую жизнь. Синкретизм – неразвитое состояние ранне традиционного фольклора. Древнейшие виды словесного искусства возникли в процессе формирования человеческой речи в эпоху верхнего палеолита. Словесное творчество в древности было тесно связано с трудовой деятельностью человека и отражало религиозные, мифические, исторические представления, а также зачатки научных знаний. Обрядовые действия, посредством которых первобытный человек стремился повлиять на силы природы, на судьбу, сопровождались словами: произносились заклинания, заговоры, к силам природы обращались с различными просьбами или угрозами. Искусство слова было тесно связано с другими видами первобытного искусства – музыкой, танцами, декоративным искусством. В науке это называется «первобытным синкретизмом» Следы его и сейчас заметны в фольклоре.

Русский ученый А.Н.Веселовский считал, что истоки поэзии – в народном обряде. Первобытная поэзия, согласно его концепции, первоначально представляла собой песню хора, сопровождаемую пляской и пантомимой. Роль слова на первых порах была ничтожной и целиком подчинена ритму и мимике. Текст импровизировался соответственно поводу исполнения, пока не приобрел традиционный характер.

По мере того, как у человечества накапливался все более значительный жизненный опыт, который необходимо было передать следующим поколениям, увеличивалась роль вербальной информации. Выделение словесного творчества в самостоятельный вид искусства – важнейший шаг в предыстории фольклора.

Роды фольклора:Эпос (легенды, сказки, предания, былины – жанры) Лиро-эпический жанр (переходной) – романс

Лирика (песни, частушки);Драма (фольклорный театр)

Типы фольклора: Архаический – фольклор складывается у народов на первобытной ступени развития. Письменности ещё нет, культура является устной. Фольклор людей с мифологическим мышлением, охватывает всю культуру этноса. Классический – фольклор складывается в эпоху, когда образуются государства, возникает письменность и литература. Здесь формируется художественный вымысел, складывается жанровая система. Современный – постфольклор, который сложился в России после отмены крепостного права. Его стихия – город. На смену эпосу, волшебным сказкам и традиционным лирическим песням приходят песни новой формации, частушки, анекдоты.

Фольклор (по В.Е. Гусеву) – словесно – музыкально – хореографически – драматическая часть народного творчества (духовная составляющая народной культуры) – не материального искусства. Материально выраженное (ДПИ) – народное творчество.

Фольклор – синкретическое и синтетическое искусство, т.к. объединяет в себе различные виды искусств.

Признаки фольклора: Устность (не только форма распространения, а та форма, в которой пр-е оказывает наибольшее эстетическое воздействие); Безличность (автор у произведения есть, но не обозначен); Коллективность (как эстетическая категория. Качество пр-я, принимаемого коллективом, соответствует народной традиции. Коллективность = традиция + импровизация); Традиционность (произведения вкладываются на основе традиций); Вариативность (разные варианты на разных территориях); Импровизация;Народность (эстетическая категория, выражение идеалов, интересов, стремлений народа).

Традиция – устойчивые схемы, художественные приёмы и средства, используемые общностью людей на протяжении многих поколений, и передающиеся от поколения к поколению. Под традицией понимаются самые общие принципы творчества, а в фольклоре – набор устойчивых сюжетных форм, типов, героев, поэтических форм.

Жанры фольклора:

Фольклорный жанр – это совокупность произведений, объединённых общностью поэтической системы, бытового назначения, форм исполнения и музыкального строя. (В.Я. Пропп)Жанр является единицей классификации фольклора

Ф-р делится на роды (эпос, лирика, драма), роды – на виды (н-р, песни, сказки и т.д.), а виды на жанры. Если в основу классификации положить способ бытования произведений, то ф-р будет разделён на обрядовый и внеобрядовый.

Эпос воспроизводит действительность в повествовательной форме в виде объективных картин. Подразделяется на: Песенные (стихотворные)

Былины; исторические песни; баллады; духовные стихи; Прозаические; Сказочная проза; Сказки о животных; Волшебные сказки; Анекдоты

Новеллы; Несказочная проза; Предания; Легенды; Былички (демонологические рассказы).

В эпических фольклорных жанрах основной художественный признак – сюжет. Он строится на конфликте, в основе которого лежит столкновение героя со сверхъестественными или реальными противниками. Сюжет может быть как простым, так и сложным, события могут восприниматься как реальными, так и вымышленными, а содержание относиться в прошлому, настоящему и будущему.

Лирика – лирика поэтически изображает внутреннее, душевное состояние человека, его субъективные переживания

Песни Частушки; Причитания; Драматургические жанры фольклора имеют зрелищно-игровую природу, и передают отношение к действительности в игровом действии; Обрядовые игрища; Драматические игры; Поздние театральные жанры; Театр живых актёров; Кукольный театр; Раёк;

По способу бытования произведений фольклор подразделяется на: Обрядовый; Обрядовый календарный; Обрядовый семейный; Внеобрядовый.

Кроме этого различают малые жанры фольклора: паремии; Пословицы и поговорки; Загадки

А также такие виды как детский фольклор.(колыбельные, дразнилки, страшилки, заклички и т.д., фольклор рабочих (песни, частушки, проза),фольклор ВОВ (частушки, ф-р фронта, тыла, угнанных в оккупацию, Победы и.т.д.)

Каждый фольклорный жанр имеет свой круг героев, свои сюжеты и стилевые приёмы, однако, все вместе фольклорные жанры в их естественном бытовании взаимосвязаны, образуют систему. В этой системе разрушаются устаревшиеф.ж. и на их основе рождаются новые.

Исследователи фольклора: В.Н. Татищев (18 в), славянофилы П.В. Кириевский, Н.М. Языков, В.И. Даль и др. ; 1850-60-е годы: Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев, А.Н. Веселовский, В.Ф. Миллер; начало советской эпохи: Б.М. и Ю.М. Соколовы, Д.К. Зеленин, М.К. Азадовский, Н.П. Андреев. Вторая пол. 20 в: В.И. Чичеров, В.Я. Пропп, Н.Н. Велецкая, В.К. Соколова, Л.Н. Виноградова, И.Е. Карпухин, В.П. Аникин, Э.В. Померанцева, Е.М. Мелетинский, В.А. Бахтина, В.Е. Гусев, А.Ф. Некрылова, Б.Н. Путилов, и др.

Фольклор - народное творчество, в котором отображены взгляды людей, их моральные устои, особенности жизни. Он появился еще до возникновения письменной речи. Люди с давних времен сочиняют песни, сказки. Из поколения в поколение пересказываются легенды о богах, богатырях, походах и различных явлениях природы. За все время накопилось огромное количество различных произведений. По прошествии времени все примеры деятельности поэтов и писателей стал называться устным народным творчеством. Ученые систематизировали, определили состав каждого направления, дали произведениям научное название.

Формы фольклора

Выделяют две большие группы: малые и крупные жанры. К малым относится:

  • Колыбельная песня. Всегда применялась для убаюкивания и успокоения малыша.
  • Прибаутка. Короткая история в виде стиха, которую мама рассказывает ребенку.
  • Пословица. Сжатые изречение, несущее обобщенную мысль, вывод, иносказание. Отличается от поговорки тем, что состоит из предложения, содержащего нравоучение.
  • Поговорка. Отображает какое-либо явление в жизни. Ее смысл всегда можно выразить другой фразой. Не является законченным предложением.
  • Считалка. Элемент игры, помогающий установить согласие к принятым правилам.
  • Скороговорка. Фраза, построенная на сочетании различных звуков таким образом, чтобы затруднить быстрое произношение.

К малым формам относят заклички, загадки, пестушки. Они предполагают небольшой объем фольклорных произведений, часто являются элементами педагогики. Многие из них позволяют в игровой форме побудить ребенка к действию. Например, потешки предполагают одновременно с произносимой речью сделать массаж, физические упражнения. К наиболее знакомым относятся «Сорока-ворона», «Ладушки».

Придуманы песни и для игр, которые подразделяются на три большие группы: обрядовые, целованные, сезонные. Первые относятся к какому-либо празднику, например, масленичные гуляния. В целованные играли на вечерках, они предполагали в конце поцелуй парня и девушки. Сезонные распространены среди детей, например, «Согревалки», «Ручеек».

Детский фольклор

Одним из самых объемных считается детский фольклор. К нему относятся произведения, созданные взрослым для детей, а также сочиненные сами детьми. Структура детской литературы не отличается от взрослой. Многие жанры отображают жизнь и труд старших, поэтому в данном направлении наиболее полно озвучиваются моральные установки народа, его национальные черты.

Среди примеров есть поэзия пестования или материнская поэзия. К ней относятся сказки, песни, прибаутки, созданные для малышей. Вторая часть - произведения для детей старшего и среднего возраста. Это:

  • дразнилки;
  • шуточные или игровые песни;
  • загадки;
  • страшилки;
  • мирилки.

Практически все они отличаются своей ритмичностью. Особенностью многих произведений является сочетание художественного текста с игрой, наличие дидактической функции. Можно в них узнать познавательную, эстетическую и этическую функции.

Детский фольклор является частью народной педагогики. Его жанры основаны с учетом физических и психических особенностей детей различных возрастных групп. Особенной является и художественная форма: направлению присуща своя специфическая образная система, тяготение к ритмизированной речи или игре.

Границу между детским и материнским фольклором провести не всегда можно, поскольку с 4-5 лет дети начинают активно подражать взрослым, повторяя их тексты. Детский фольклор можно встретить в детской поэзии таких авторов, как К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, С. В. Михалков.

Крупные жанры фольклора

К такому виду относится:

  • сказка;
  • былина;
  • придание;
  • легенда.

Сказка

Сказка является занимательным устным рассказом, имеющий поучительную направленность. Отличительной чертой этого жанра является присутствие чуда, вымысла. Сказки бывают волшебными, бытовыми, о животных. К примерам относятся «Лягушка-царевна», «Каша и топора».

В сказках торжествуют истина и добро. В них всегда можно найти правильные решения или жизненные пути. Открываются и тайны древнего миропонимания. Сказка делает ребенка участникам фантастического мира, заставляет сопереживать героям.

Былина

Былины - древние песни, в которой наиболее полно отображаются все стороны исторической и бытовой жизни русского народа. Они поражают богатством сюжетов и мотивов, силой художественных образов.

В русском эпосе былинных сюжетов есть около ста. Записей же накопилось больше двух тысяч. Многие из них относятся к глубокой древности. В былинах всегда повествуется о борьбе двух начал. К самым известным героям относят Илья Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Эти персонажи являются собирательными образами, в которых запечатлены черты реальных людей. Ведущим приемом в былинном повествовании является гипербола.

Предание

К примеру относится «Предание о покорении Сибири Ермаком». Это рассказ о реальных людях и событиях прошлого, который необходимо было передать будущим поколениям. Предание показывает действительность в обыденных формах, но при этом используется вымысел или фантастика. Для направления характерны ссылки на предков, старых людей. События всегда происходят вокруг исторических деятелей, которые предстают в хорошем свете.

В основе могут находиться такие факты, как война с иноземными захватчиками, крестьянский бунт, крупное строительство, венчание на царство. Есть два пути создания преданий: обобщение воспоминаний, обобщение и оформление с применением готовых сюжетных форм. Вторая разновидность более популярна, поскольку общие мотивы переходят из столетия в столетие, но связываются с разными событиями и лицами.

Предания бывают:

  • историческими;
  • этнографическими;
  • культурологическими;
  • топонимическими и другими.

Легенда

Относится к несказочному прозаическому фольклору. Это поэтическое предание об историческом событии. Главными персонажами являются герои. Часто присутствуют в легенде боги и другие сверхъестественные силы. События нередко преувеличиваются, в них добавляется вымысел. Поэтому ученые не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами.

Русские народные легенды неоднородны по сюжету и теме. Они разделяются на несколько групп:

  • О сотворении мира. Часто связаны с библейскими сюжетами, могут быть и язычные элементы;
  • О животных. В таком повествовании рассказывается не только о происхождении определенного вида, но и об их особенностях.
  • О Христе, святых. Рассказывают об аде и рае, помощи людям.
  • О наказании злых и прощении грешников. В них можно узнать о том, как плохой человек отказал в помощи хорошему, за что был наказан. Добрые всегда получают вознаграждение.
  • О семейных ценностях. В них повествование строится на отношениях между супругами, родителями и детьми, братьями и сестрами.

К примерам относятся: «Чудо на мельнице», «Бедная вдова», «Золотое стремя» и другие.

Календарно-обрядовые песни

Это песни, которые исполнялись во время различных обрядов: «Во поле береза стояла», «Коляда-коляда!», «Подавай пирога». Такие произведения связаны с трудом крестьян, явлениями природы и праздниками. Всю календарную обрядность связывают с солнцестояниями и днями равноденствия.

Обряды были направлены всегда на достижение определенной цели: излечение от болезней, рождение ребенка. Подавляющее число таких действий сопровождались календарными песнями. Иногда они сочетались с другими формами: причитаниями, плачами. Самым распространенным жанром обрядового фольклора были заговоры и заклинания. Это магические тексты, сопровождающие любой ритуал.

В заключение отметим: все произведения можно разделить на лирические и драматические. К первым относятся колыбельные, частушки, любовные и обрядовые песни. К драматическим относятся произведения фольклора, которые содержат сценические элементы представления

Фольклор по своему характеру, содержанию и назначению является глубоко демократичным, подлинно народным искусством. Его отличает не только идейная глубина, но высокие художественные качества. Народнопоэтическое творчество отличается своеобразной художественной системой изобразительных средств и жанров.

Каковы же жанры русского фольклора ?

Одним из видов древнейшего творчества являлись трудовые песни с их простейшими командами, выкриками, сигналами, подаваемыми по ходу работы.

Календарный фольклор исконно шел от насущных практических целей людей. Он был связан с представлениями о годовом сельскохозяйственном цикле и с изменемыми природными условиями. Люди стремились узнать будущее, поэтому прибегали к помощи гаданий, толковали о грядущем по приметам.

Этим же объяснялся и свадебный фольклор . Он пронизан мыслью о безопасности семьи и рода, рассчитан на благорасположение высших покровителей.

Сохранились с древности и отдельные элементы детского фольклора , который изменялся позднее под влиянием эстетических и педагогических функций.

Среди древнейших жанров - похоронные причитания . С появлением всеобщей воинской обязанности возникло оплакивание забираемых на службу - рекрутские причеты.

Жанры необрядового фольклора тоже складывались под влиянием синкретизма. К нему относятся малые фольклорные жанры (паремии ): пословицы, побасенки, приметы и поговорки . Они содержали суждения человека об укладе жизни, о труде, о высших природных силах, высказывания о делах человека. "Это обширная область нравственных оценок и суждений, как жить, как воспитывать детей, как чтить предков, мысли о необходимости следовать заветам и примерам, это житейские правила поведения… Словом, функциональность паремий охватывает едва ли не все мировоззренческие области". 9

К жанрам устной прозы относятся предания, бывальщины, былички, легенды . Это истории и случаи из жизни, рассказывающие о встрече человека с персонажами русской демонологии - колдунами, ведьмами, русалками и т. д. Сюда же относятся и рассказы о святых, святынях и чудесах - об общении человека, принявшего христианскую веру, с силами высшего порядка.

Жанры песенного эпоса: былины, исторические песни, воинские песни, духовные песни и стихи .

Постепенно фольклор отходит от бытовых функций и приобретает элементы художественности. В нем возрастает роль художественного начала. В итоге исторической эволюции фольклор стал поэтическим по главным и основополагающим качествам, переработав в себе традиции всех предшествующих состояний фольклора. 10

Художественное творчество воплотилось во всех видах сказок: сказках о животных, волшебных, бытовых .

Такой вид творчества представлен и в загадках .

К ранним видам художественного творчества относятся и баллады.

Лирические песни тоже несут художественную функцию. Они исполняются вне обрядов. Содержание и форма лирических песен связаны с выражением переживаний и чувств исполнителей.

К художественному песенному фольклору новейшей формации современные исследователи относят романсы и частушки .

Детский фольклор имеет свою систему жанров, соотнесенную с возрастными особенностями детей. Он несет художественные и педагогические функции. В нем преобладают игровые начала.

Художественную зрелищную театральную основу содержит фольклор зрелищ и фольклорного театра . Он представлен во всем разнообразии жанров и видов (игры, ряжения, вертеп, раек, кукольные представления и пр. ).

Отдельный род художественных представлений образует так называемый ярмарочный фольклор . Он возник из ярмарочных представлений, выкриков торговцев, балаганных зазывал, балагурной речи, шуток и прибауток народных.

На стыке соединения давних традиций фольклора и веяний новой культуры развился жанр анекдота .

Подробный рассказ об отдельных фольклорных жанрах будет предпринят в последующих разделах пособия.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png