В преддверии празднования 1000-летнего юбилея Российского государства сюда прибыли все члены царской семьи со свитами, для проведения юбилейных мероприятий привезли 12 000 солдат, приехало множество зрителей. Население Новгорода в эти дни увеличилось почти вдвое.

История создания

Идея установки памятника 1000-летию российской государственности принадлежала Александру II и была поддержана Комитетом министров. В 1859 году провели конкурс, на который было представлено 52 работы. Победителем стал никому еще не известный выпускник Императорской Академии художеств Михаил Микешин, ему помогал скульптор Иван Шредер.

На создание памятника ушло почти полтора года. Закладка монумента состоялась 28 мая 1861 года на площади между Софийским собором и присутственными местами.

Структура памятника

Силуэт памятника ассоциируется с двумя важными символами российской и новгородской истории: атрибутом царской власти - шапкой Мономаха - и вечевым колоколом. Деление монумента на три уровня подчеркивает знаменитую формулу официальной доктрины того времени: «Православие, самодержавие, народность».

В верхней части – ангел, олицетворяющий православие, благословляет коленопреклоненную женщину — Россию. Второй уровень состоит из шести групп. Каждая представляет один из этапов развития российской государственности: от Рюрика (на южной стороне) до Петра I (на северной). Лента горельефа, идущая по кругу внизу, вмещает в себя всю историю России.

129 фигур, утвержденных Александром II, объединены в группы: государственные деятели, военные и герои, деятели культуры, просветители.

Интересно, что на памятнике нет фигуры Ивана Грозного – одного из наиболее известных представителей династии Рюриковичей. Было решено, что помещать его изображение в Новгороде неэтично, ведь царь «прославился» в том числе и жестоким погромом этого города. Зато на памятнике есть фигура Марфы-посадницы, отстаивавшей древние новгородские вольности и за это высланной Иваном III из города. В число великих литературных деятелей в последний момент, по настоянию Микешина, был включен Николай Гоголь , а вот украинского поэта Тараса Шевченко Александр II из списка вычеркнул.

Памятник 1000-летию российской государственности долгое время служил предметом всевозможных дискуссий. Большая часть общественности благосклонно приняла необычный памятник. Другие, как, например, Герцен, его активно критиковали. Но снести не решились даже большевики.

«Тысячелетие России» в годы войны и в послевоенное время

В годы Великой Отечественной войны , во время фашистской оккупации, памятник разобрали немцы. К разрушенному Новгородскому кремлю они подвели узкоколейку: демонтированные фигуры и рельефы памятника планировалось отправить в Германию. Вошедшие в кремль советские солдаты обнаружили полузасыпанные снегом фрагменты... И уже 7 ноября 1944 года после реставрации монумент был открыт вновь.

Сегодня он является отделом Новгородского государственного музея-заповедника. И напоминает нам о мудрости, мужестве и героизме тех, кто стоял у истоков создания Российского государства.

Памятник "Тысячелетие России"

Иллюстрация сайта slovensk.su

Памятник "Тысячелетие России" - монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея основания государства Российского.

История создания

В "Повести временных лет" говорится, что в 862 году в Новгород был приглашен на княжение глава варяжских дружин Рюрик. "Те варяги назывались русью и от тех варягов прозвалась русская земля" .
В 1857 году, Комитет министров государства Российского поставил вопрос о сооружении памятника первому русскому государю Рюрику. Замысел был воплощен в жизнь в 1862 году. Но, в итоге, монументальная скульптура стала не столько памятником первому русскому государю, сколько памятником тысячелетию государства Российского.

Монумент создан по проекту молодого художника М.О. Микешина. В создании скульптур принимали участие скульпторы И.Н. Шредер (фигуры "Писатели и художники"), Р.К. Залеман (группы Михаила Федоровича, Владимира Святого и Дмитрия Донского), П.С. Михайлов (группа Рюрика), Н.А. Лаверецкий (фигуры "Государственные люди"), А.М. Любимов (фигуры "Военные люди"), М.А. Чижов (фигуры "Просветители" и "Военные люди"), также участие принимали архитекторы Г.А. Боссе и В.А. Гартмана. Кроме того, Микешин и Шредер совместно выполнили фигуры ангела с крестом и коленопреклоненной женщины, группы Петра I и Ивана III.

Большие споры возникли при утверждении списка значимых персон, размещаемых на памятнике. Исключили поэта Кольцова, знаменитого флотоводца адмирала Ф.Ф. Ушакова. Среди государственных деятелей отсутствует Иван Грозный, слывший в народе свирепым правителем, особенно среди новгородцев. Из-за кровавой расправы, учинённой опричниками в Новгороде в 1570 году. Также нет на монументе Павла I, Аракчеева, Бенкендорфа. Серьёзные сомнения вызывало размещение фигуры Николай I, которого всё же добавили в последний момент.
В июле 1860 года Главное управление путей сообщения заключило со скульпторами контракты, по которым за лепку каждой фигуры в глине, затем её отливку в гипсе в двух экземплярах, с последующей доставкой на бронзовую фабрику, было назначено вознаграждение в 4000 рублей.
1 июля 1862 года все бронзовые группы, рельефы и решетка были собраны в литейной мастерской. Царь одобрил готовые части монумента, и их переправили по Неве и Волхову в Новгород.

Памятник и составляющие его части имеют следующие параметры:

  • Общая высота памятника - 15 м.
  • Высота гранитного пьедестала - 6 м.
  • Диаметр гранитного пьедестала - 9 м.
  • Диаметр шара-державы - 4 м.
  • Окружность горельефа - 26,5 м.
  • Высота колоссальных фигур - 3,3 м.
  • Общий вес памятника - 10000 тонн.

    Закладка фундамента памятника состоялась 28 мая 1861 года в новгородском кремле, между Софийским собором и зданием Присутственных мест. Глубина фундамента 10 метров, он выполнен в виде цилиндрической стены, расширяющейся книзу, с пустотой внутри 4 метра в диаметре. В фундамент заложили бронзовый ящик, на котором сделали надпись о времени закладки монумента и его назначении. В ящик положили медали времен Александра II, золотые и серебряные монеты 1861 года.
    Памятник открыли 8 сентября 1862 года в присутствии Александра II.

    Описание памятника

    Памятник "Тысячелетие России" напоминает колокол. Его верхняя часть представляет собой шар, символизирующий державу - эмблему царской власти. Огромный шар по периметру украшает надпись, сделанная славянской вязью "Свершившемуся тысячелетию Российского государства в... лета 1862" .
    На державе помещена: ангел с крестом в руке (олицетворение православной церкви) и коленопреклоненная женщина (олицетворение России).
    Вокруг шара расположено шесть скульптурных групп (17 фигур), каждая из которых ориентирована в определенном направлении и символизирует один из важнейших периодов истории государства Российского:

    1. . С южной стороны, в направлении Киева стоит Рюрик в остроконечном шлеме, со щитом в руке, в звериной шкуре, наброшенной на плечи. На щите надпись: "Лета 6370" . (До Петровского времени летосчисление в России велось от "сотворения мира", по современному календарю это 862 год - дата призвания Рюрика в Новгород).

    2. . Князь Владимир (обращен на юг) стоит в центре композиции с поднятым вверх восьмиконечным крестом. Перед ним расположен славянин, низвергающий статую языческого божества Перуна. Сзади - женщина, протягивающая князю ребенка.

    3. . На юго-восточную сторону, в направлении Москвы обращена группа Дмитрия Донского. Князь представлен в образе полководца-витязя, победителя Куликовой битвы. Дмитрий ногой попирает поверженного татарского мурзу, в правой руке держит шестопер.

    4. . Группа Ивана III, знаменует становление Русского централизованного государства. Иван III (обращен на восток) стоит в царских ризах и шапке Мономаха, со скипетром и державой в руках. Татарин на коленях протягивает царю бунчук - символ окончательной победы над Золотой Ордой в 1480 году. Рядом лежат поверженные в битве литовец и ливонский (немецкий) рыцарь с обломанным мечом.
    На заднем плане помещена фигура - символ начавшегося освоения Сибири.

    5. . Молодой царь Михаил Романов изображен в глубине композиции. На первый план выступает мощная фигура Пожарского, с обнаженным мечом в руке. Козьма Минин, стоя на колене, подносит Михаилу скипетр и шапку Мономаха.

    6. . На север, в сторону будущего Санкт-Петербурга обращена фигура Петра I, увенчанного лавровым венком, со скипетром в правой руке. Над Петром, с левой стороны, возвышается фигура Гения в образе ангела - символ побед и великого значения осуществленных реформ. У ног Петра поверженный швед, защищающий свое разорванное знамя.

    В нижней части монумента расположен горельеф, на котором помещены фигуры 109 исторических деятелей, воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей. Персоны разделены на четыре отдела и расположены в хронологическом порядке:

    1. (31 фигура) начинается с юго-западной стороны под фигурой великого князя Владимира Святого, открывается фигурами славянских просветителей IX в. Кирилла и Мефодия. Представлены: княгиня Ольга, Нестор Летописец, Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Стефан Пермский, Иона Московский, Максим Грек, митрополит Макарий, Патриарх Никон, Петр Могила, Феофан Прокопович и др.

    2. (26 фигур) помещен на восточной стороне памятника и начинается фигурой Ярослава Мудрого. Также представлены: Владимир Мономах, Иван III, Сильвестр, царица Анастасия Романовна, патриарх Филарет, Алексей Михайлович, Яков Долгоруков, Екатерина II, Потемкин, Сперанский, Виктор Павлович Кочубей, Александр I, Николай I и др.

    3. (36 фигур) расположен с северо-восточной стороны памятника. Изображены: Святослав Игоревич, Александр Невский, Мстислав Удалой, Даниил Галицкий, Михаил Тверской, Дмитрий Донской, Ермак Тимофеевич, Козьма Минин и князь Пожарский, Иван Сусанин, Богдан Хмельницкий, Марфа Посадница (с разбитым вечевым колоколом), Михаил Михайлович Голицын, Суворов, Барклай-де-Толли, Кутузов, Багратион, адмирал Нахимов и др.

    4. (16 фигур). Представлены: Ломоносов, Фонвизин, Державин, архитектор Кокоринов, актер Фёдор Волков, писатели Крылов, Карамзин, Жуковский, Гнедич, Грибоедов, Лермонтов, Пушкин, Гоголь, композиторы Глинка и Бортнянский, художник Брюллов.

    Историческая судьба памятника

    После революции в 1925 году из Москвы пришло указание снести монумент. Но местные власти решили спрятать его, рядом сделали помост, служивший трибуной и местом для размещения революционных плакатов. Спрятанный, таким образом, от посторонних глаз, монумент стоял до Великой Отечественной Войны.

    15 августа 1941 года в Новгород вошли фашисты. Нацистский генерал фон Герцог приказал разобрать памятник "Тысячелетие России" и вывезти в Германию. Зимой 1943/44 года начались работы по демонтажу памятника. Железной дорогой успели увезти бронзовую решетку и фонари, стоявшие вокруг памятника (эти элементы ныне утрачены).

    20 января 1944 года Новгород был освобождён советскими войсками. К этому моменту совершенно голый пьедестал, на котором оставалась нижняя половина шара-державы, его верхняя часть была полуразрушена. Фигуры были разбросаны по площади, многие из них оказались испорчены. Такие небольшие детали, как шпаги, посохи, щиты и т. п. бесследно исчезли.
    Комитет по делам архитектуры при СНК СССР и исполком Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся принял решение привести памятник в прежний вид. Этим занялся Ленинградский областной отдел архитектуры. Потребовалось изготовить более 1 500 недостающих деталей.
    Памятник полностью был восстановлен и второй раз торжественно открыт 2 ноября 1944 года.

    Используемые источники:
    1. 1000.home.nov.ru
    2. foto.istranet.ru
    3. monument1000.narod.ru
    4. ru.wikipedia.org
    5. slovensk.su
    6. thimble.ru
    7. vnovgorod.info

  • Посреди кремлевской площади, в 1862 году воздвигнут величественный памятник Тысячелетия России, по проекту академика М. Микешина. Общий вид его напоминает форму Мономаховой шапки или колокола. Верх памятника представляет державу Российскую или шар, с водруженным на нем крестом. Как шар, так и все скульптурные фигуры отлиты из бронзы и покоятся на цилиндрическом гранитном пьедестале. Памятник обнесен бронзовою решеткою с шестью фонарями на бронзовых канделябрах. Высота монумента 7 ¹/₂ саж., ширина пьедестала 4 ²/₃ саж.; вес металла в нем до 6000 пудов, вес всего памятника до 6000000 пудов и стоимость при постройке до 500000 руб.

    2014 год.

    Установлен в Новгороде по указу императора Александра II в ознаменование празднования тысячелетней истории государства Российского в 1862 году, которая ведет отсчет, согласно летописным сведениям, от призвания варяжского князя Рюрика в Новгород.

    Памятник отображает историю России с IX по XIX век в лицах. Здесь представлены государственные деятели, военные люди и герои, просветители, писатели и художники, всего – 129 фигур. Высота монумента – 15,7 метров; диаметр гранитного постамента – 9 метров; высота колоссальных фигур 3,3 метра; вес бронзового литья – 65,5 тонн.

    Памятник был торжественно открыт 8 сентября 1862 года при участии императора Александра II с семьей, приближенных, представителей разных сословий со всех губерний России.

    В годы оккупации Новгорода (1941-1944) памятник был разобран немецко-фашистскими захватчиками. Были вывезены окружавшие монумент фонари и бронзовая решетка – прекрасный образец художественного литья, а сброшенные с высоты бронзовые скульптуры остались лежать на земле.

    После освобождения Новгорода первым был восстановлен памятник Тысячелетию России, который торжественно открыли 2 ноября 1944 года.

    Во второй половине 1970-х годов ленинградские реставраторы восстановили вокруг памятника фонари и решетку.

    В центре кремлевской площади стоит величественный бронзовый монумент, увенчанный шаром с крестом. Это одна из известнейших достопримечательностей Новгорода – памятник «Тысячелетие России». Торжественное открытие состоялось 8 сентября в 1862 году, на другой год после отмены крепостного права. Год установки памятника выбран не случайно. Согласно записанной в летописи легенде, Рюрик, вождь варяжских дружин, был приглашен в Новгород в 862 году. Эту дату принято считать годом рождения России, а через 1000 лет состоялось торжественное празднование первого тысячелетия государства Российского.

    В Петербурге был объявлен конкурс на лучший памятник, который прославил бы самодержавие, православие и народ. Победил проект молодого 25-летнего художника Михаила Осиповича Микешина. Это была его первая работа, за ней последовали памятник Екатерине II в Петербурге, Богдану Хмельницкому в Киеве.

    Высота памятника – 15, 7 метра, вес бронзового литья 65,5 тонны, на нем 129 бронзовых фигур, 109 – внизу на горельефе. Он делится на четыре раздела, где представлены те, кто прославил тысячелетнюю историю России: князья, цари, военные люди и герои, писатели и художники, священство.

    Общий вид монумента напоминает по форме колокол, возвещающий о славных событиях и делах первого тысячелетия Русского государства, а также «шапку Мономаха», знаменующую величие России. Верхняя часть монумента – мощный шар с крестом. Это держава – символ царской власти. Рядом с крестом ангел – символ православия – и коленопреклоненная перед ним женщина – Россия. Держава украшена затейливым орнаментом и опоясана надписью, выполненной славянской вязью: «Свершившемуся тысячелетию государства Российского в благополучное царствование императора Александра II, лета 1862». Вокруг шара-державы – шесть скульптурных групп, символизирующих шесть этапов русской истории: от призвания варягов до создания империи. Первый русский государь Рюрик изображен в воинском облачении со щитом в руке, на щите выбита надпись кириллицей: «Лета 6370» - это дата призвания варягов соответствует 862 году от Рождества Христова.

    Одна из красивейших композиций памятника «Крещение Руси» - святой равноапостольный князь Владимир, справа от князя – молодая женщина, несущая для крещения своего младенца, слева – крестьянин бросает языческого идола. Начало освобождения Руси от татарского ига олицетворяет группа князя Дмирия Донского, попирающего воина Золотой Орды. Самая многочисленная группа, состоящая из пяти фигур, - «основание самодержавного царства Русского 1491 года». В центре композиции дед Ивана Грозного Иван III и покоренные в его царствие народы: монгол несет свое знамя, литовский и ливонский рыцари, обороняющиеся сломанным оружием. В группе «Венчание на царство» - юный Михаил Романов с державою в руке молит Бога даровать ему мудрость и силу. Пред ним коленопреклоненный нижегородский гражданин Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, обороняющий юного государя от врагов. Идея была понятна: это они – создатели легендарного народного ополчения, спасшего Русь от интервенции.

    На центральную Софийскую площадь смотрит мощная фигура Петра I, основателя Российской империи, за Петром – ангел-гений, указующий путь на север, на место основания новой столицы. У ног Петра поверженный под Полтавой швед, он пытается защитить свое порванное знамя. В нижней части горельефа изображены 109 исторических деятелей. Они «разбиты» на четыре отдела: военные люди и герои, писатели и художники, просветители, государственные люди.

    Над скульптурами трудились недавние выпускники и студенты Академии художеств: Иван Шредер, Матвей Чижов, Александр Любимов, Николай Лаверецкий. Напряженная работа продолжалась два года в шести литейных мастерских Петербурга, затем фигуры на баржах по Волхову везли в Новгород. Постамент памятника выполнен из сердобольского гранита с берегов Ладожского озера.

    В годы Великой Отечественной войны немцы строили планы увоза памятника в Германию. От Кремля до вокзала была проложена узкоколейка, начался демонтаж монумента. Крепежные болты перерубали зубилами, а фигуры сбрасывали с высоты. Но увезти памятник все же не удалось. 20 января 1944 года началась Новгородско-Лужская операция, фронт был прорван, и немцы спешно покинули Новгород.

    Памятник решили восстанавливать. Не было металла и техники, используя рельсы, немецкую вагонетку и мужицкую смекалку, восемь рабочих, голодных и холодных, во главе с реставратором Н. А. Чернышовым подняли монумент, как символ: жива Русь, топтанная и поруганная, но не покоренная. Это было 2 ноября 1944 года.

    «Великий Новгород и окрестности». 2011 год.

    Верхняя группа на памятнике состоит из двух бронзовых фигур, России и ангела, держащего крест. Россия изображена в виде коленопреклоненной царственной жены в национальном русском костюме со щитом; ангел благословляет Россию и указывает на славную ее Будущность, под сенью православия. На державе славянская надпись: «Совершившемуся тысячелетию Российского государства в благополучное царствование Императора Александра II, лета 1862».

    I группа (с южной стороны памятника): Первый русский князь Рюрик, в вооружении варяжского воина, с звериною шкурою на плечах, с мечом и щитом, на коем написано «лета#sto» (862). Влево от него помещен идол Перуна. Группа эта изображает начало Руси.

    II группа (влево от первой) – женщина с ребенком на руках, обращенная к равноапостольному князю Владимиру, и один из принявших христианство русских с переломленным через колено идолом. Князь Владимир в полном княжеском одеянии с крестом в руке олицетворяет крещение Руси.

    III группа (вправо от Рюрика) – князь Дмитрий Иоаннович Донской, герой Куликовской битвы. Изображен он в кольчуге и шлеме, наступившим на поверженного татарина. В правой руке у него шестопер, а в левой – татарский бунчук. Группа эта олицетворяет свержение Россией татарского ига.

    IV группа (рядом с предыдущей) – великий князь Иоанн III, первый царь московский в царской одежде и в шапке Мономаха. По правую сторону его пораженный литвин и коленопреклоненный татарин; по левую – поверженный ливонский рыцарь, за которым фигура сибиряка, поддерживающего руками колоссальную Русскую державу. Группа эта изображает единодержавие на Руси, соединившее землю русскую в одно царство.

    V группа (по левой стороне памятника, рядом со II группой) – царь Михаил Феодорович Романов, представитель восстановленного после смутного времени единодержавия русского государства. Изображен он в молитвенной позе, с непокрытой головою по левую сторону его, склонясь на колени, стоит выборный от народа, нижегородский гражданин Козьма Минин Сухорукий, подносящий юному избраннику символ царской власти: шапку Мономаха и скипетр; по правую сторону – князь Пожарский, имеющий в правой руке обнаженный меч, которым как бы защищает юного царя.

    Наконец, VI группа (между IV и V групп, обращенная на сторону Софийского собора) – Император Петр I Алексеевич, первый русский Император и Самодержец. Он в порфире со скипетром. За ним ангел, осеняющий его крылом и указывающий правой рукою путь, по которому должна идти Россия, вдвинутая Петром в состав европейских держав. У ног Императора коленопреклоненный швед, как бы защищающий разорванное знамя.

    Все фигуры эти значительно больше человеческого роста и отлиты превосходно на литейной фабрике Никольса и Плинке, поставщиков двора Его Императорского Величества и окончательно отделаны в мастерской завода, находящегося в Петербурге.

    В. П. Ласковский. Путеводитель по городу «Софийская сторона». Пособие при обозрении города и его ближайших окрестностей, его святынь и древностей. Адаптированное и иллюстрированное издание на основе книги Новгородского общества любителей древности 1910 года.

    1 – Коленопреклоненная женщина, олицетворяющая Россию.

    2 – Благословляющий ее ангел.

    3 – Женщина, подающая ребенка для крещения.


    4 – Князь Владимир Святославович.


    5 – Крестьянин, разбивающий идола.


    6 – Рюрик.


    7 – Татарский воин.

    8 – Дмитрий Донской.

    9 – Фигура, символ побежденной Литвы.

    10 – Фигура, символ побежденной Золотой Орды.

    11 – Великий князь Иван III.

    12 – Сибиряк, символ освоения Сибири.


    13 – Фигура, символ побежденного Ливонского ордена.

    14 – Петр I.


    15 – Фигура ангела – гения Славы, указующего России новый путь.

    16 – Фигура, символ побежденной Швеции.

    17 – Дмитрий Пожарский.

    18 – Михаил Романов.

    19 – Козьма Минин.

    Стоят они все на гранитном цоколе, который опоясан бронзовым поясом, составленным из фигур и горельефов (большею частью портретов) лиц, прославивших Россию и проявивших перед ней великие заслуги за ее 1000-летнюю историю. Таких лиц помещено на поясе (вышиною в 2 арш. 2 верш.) 109, которых можно разделить по характеру их деятельности на четыре отдела; просветителей народных, людей государственных, людей военных и писателей с художниками.

    В. П. Ласковский. Путеводитель по городу «Софийская сторона». Пособие при обозрении города и его ближайших окрестностей, его святынь и древностей. Адаптированное и иллюстрированное издание на основе книги Новгородского общества любителей древности 1910 года.

    Подписи над фотографиями - «Великий Новгород и окрестности». 2011 год.

    В 1862 году в Новгороде был торжественно установлен памятник, получивший название "Тысячелетие России", посвященный легендарному призванию Рюрика на княжение, состоявшемуся, согласно летописям, в 862 году.
    Авторами этого монумента были скульпторы Микешин и Шредер, а также архитектор Гартман.

    Долгое время перед тем, как этот проект был реализован, заняло утверждение списка исторических деятелей, достойных того, чтобы быть увековеченными на памятнике. В результате длительных дискуссий из этого списка были вычеркнуты такие люди как великий флотоводец Ушаков, выдающиеся зодчие Баженов, Казаков, Захаров и Воронихин. Не оказалось среди скульптур и барельефов изображений многих других людей, которыми должна гордиться Россия.
    Отсутствие среди 17-ти "колоссальных фигур", изображающих государей, в наибольшей степени способствовавших расширению территории государства и укреплению его границ, Ивана Грозного еще можно объяснить: памятник устанавливался в Новгороде, жители которого вплоть до середины XIX века не могли простить первому русскому царю кровавой расправы, учиненной опричниками в 1570 году. Хотя при этом странно, что новгородцы не протестовали против фигуры Ивана III, хотя именно этот государь лишил Новгород независимости. Еще более странно, что Иван III изображен в царских регалиях (шапке Мономаха, со скипетром и державой в руках), что более соответствовало бы его внуку - Ивану IV. А на заднем плане - сибиряк (символ покорения Сибири, которое началось, как известно, именно при Иване Грозном).


    Зато на памятнике "Тысячелетие России" разместились некоторые персонажи, которые явно выглядят на нем лишними.

    И если с летописцем Нестором - лицом полумифическим еще можно согласиться, как и с Иваном Сусаниным - совершенно мифическим перснажем (легенда про "жизнь за царя" всячески поддерживалась Романовыми, и в этом их можно понять), то совершенно непонятно, почему на нем изображены фигуры литовских князей, вся политика которых была направлена против того, чтобы Московское княжество стало центром объединения Руси?

    Вот Гедемин, боровшийся против Московского княжества за влияние в Пскове и Новгороде, опираясь на союз с Тверью, главным соперником Москвы в первой половине XIV века:

    Вот Ольгерд с Витовтом.
    Первый трижды ходил походами на Москву (в 1368, 1370 и 1372 годах), чтобы не дать князю Дмитрию Ивановичу (будущему Доскому) усилиться для продолжения процесса объединения русских земель и противостояния Орде.
    А второй, постоянно лавируя между Ордой и католической Европой, меняя веру в угоду политическрй ситуации, потихоньку прибирал русские земли под себя.

    Вот Куйстут.
    Этот литовский князь был настроен промосковски и против Орды, в отличие от своего соправителя Ягайло. Но никакой особенной роли в истории России не сыграл.

    Но бог с ними, с литовскими князьями, непонятно по каким причинам, оказавшимися среди самых выдающихся деятелей русской истории.

    Вызывают вопросы и другие предпочтения.
    Так, неужели адмирал Синявин более значим для русской истории, чем Крузенштерн и Лисянский, Белленсгаузен и Лазарев? Нахимову и Корнилову место на пямятнике нашлось, а вот более славным победами Апраксину и особенно Ушакову, почему-то нет.
    Почему есть изображение фельдмаршала Бурхарда Миниха, но нет генералиссимуса Меншикова? Неужели заслуги перед Россией придворного интригана Миниха значительнее подвигов петровского "Алексашки", первого среди своих солдат штурморвавшего шведские крепости во время Северной войны?

    То же относится и к деятелям культуры.
    Многим ли известно имя архитектора Кокоринова? А между тем, этот деятель, более известный казнокрадством и самоубийством, после разоблачения растраты государственных средств, выделенных ему на постройку здания Академии художеств, чем архитектурными шедеврами, запечатлен на памятнике "Тысячелетие России".

    А вот Растрелли и Росси, не говоря уже о Баженове и Казакове, на этом монументе можно и не искать.

    Не нашлось место и для главных героев Куликовской битвы - князя Владимира Андреевича Серпуховского (Храброго) и воеводы Дмитрия Боброка-Волынского. Обошли вниманием первооткрывателей Хабарова и Беринга (однако не забыли легендарного Ермака). Да и многих других...

    Зато не обошли вниманием церковных деятелей, имена которых мало кому теперь известны. Например, что вы знаете о неком Кукше Печерском? А его фигура на монументе присутствует:

    Памятники памятникам рознь.
    Монумент "Тысячеление России" в Новгороде, явялющийся объектом исторического наследия человечества с 1992 года, несомненно интересен для любого человека, которому небезразлична история России. Но все-таки лучше знать, что этот памятник, как и любые другие, представляет собой застывшие в бронзе представления не столько об истории, сколько о намерениях правших кругов предоставить историю в наиболее выгодном для себя виде.

    Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

    Монумент “Тысячелетие России” воздвигнут в 1862 году в центре Великого Новгорода в честь 1 000-летнего юбилея призвания варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора на Русь. Это событие (согласно “норманской теории” в настоящее время опровергнутой) считают началом русской государственности.

    Высота: 15,7 метров, диаметр постамента – 9 метров, вес бронзового литья – 65,5 тонн.

    Памятник имеет форму колокола и содержит 128 человеческих фигур . Скульптурные изображения делятся на три уровня.


    Верхний уровень скульптур

    Венчает монумент фигура стоящей на коленях перед ангелом с крестом (олицетворение православной церкви) женщины, олицетворяющей Россию. Установлена эта группа вверху на державе (эмблема царской власти), венчая композицию. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячелѣтію государства Россійскаго въ благополучное царствованіе императора Александра ІІ го лѣта 1862» .

    Средний уровень скульптур

    содержит 6 групп фигур в общей сложности 17 фигур вокруг шара – державы, символизирующих различные периоды истории русского государства (согласно официальной историографии того времени). Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства. В данной части отражены следующие важнейшие этапы истории России:

    • призвание варягов на Русь (862 год )
    • Крещение Руси (988-989 год )
    • Куликовскую битву (1380 год )
    • Образование единой Руси (конец XIV века )
    • Начало династии Романовых (1613 год )
    • создание Российской империи (1721 год )




    Нижняя часть монумента

    В ней располагается фриз, на котором помещены горельефы 109 деятелей истории, религии, науки и культуры .

    Изначально планировалось, что горельеф (третий ярус) будет сюжетно повторять второй: шесть медальонов, на которых шесть эпох российского государства должны были быть изображены более развернуто - и отражать участие в жизни страны народа, таким образом завершая триаду «народностью». Однако произошло вот что. За нижний ярус памятника отвечал скульптор Петр Клодт - известнейший мастер своего времени. Работая над памятником, он оказался в подчинении у своего вчерашнего ученика - юного художника Микешина, автора монумента. Когда Клодт впервые показал Микешину и императору Александру II эскизы своих барельефов для памятника, оба сразу поняли: не то! Оказалось, Клодт просто повторил сюжеты второго яруса, ни капли их не разработав.

    Микешин решил, что Клодт, не желая быть в подчинении у своего вчерашнего ученика, намеренно саботировал заказ или отнесся к нему спустя рукава. В реальности же Клодт - блестящий анималист, автор знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге - просто растерялся перед непривычной для него задачей: сочинять сюжет из русской истории… Принимать эскизы Клодта было невозможно, заново объяснять ему задачу - нелепо. Надо было что-то срочно решать. И тогда Микешин от безысходности сказал императору первое, что пришло в голову: «Я мог бы предложить представить на барельефе всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России». Идею приняли. Так памятник превратился в летопись России в лицах и обрел свою главную изюминку - 109 фигур выдающихся российских деятелей . Их можно разделить на четыре группы:


    Просветители. Памятник “Тысячелетие России”

    Просветители

    1. Святой Кирилл. 2. Святой Мефодий. 3. Княгиня Ольга. 4. Князь Владимир. 5. Святой Авраамий Ростовский. 6. Антоний Печерский. 7. Феодосий Печерский. 8. Святой Кукша Печерский. 9. Нестор-летописец. 10. Кирилл Белозерский. 11. Стефан Пермский. 12. Алексий митрополит. 13. Сергий Радонежский. 14. Петр Могила. Митрополит Киевский. 15. Иона. Митрополит Московский. 16. Святой Савватий Соловецкий. 17. Святой Зосима Соловецкий. 18. Максим Грек. 19. Гурий. Архиепископ Казанский. 20. Константин Острожский. 21. Патриарх Никон. 22. Федор Ртищев. 23. Дмитрий. Митрополит Ростовский. 24. Григорий Конисский. Архиепископ Белорусский. 25. Феофан Прокопович. Архиепископ Новгородский. 26. Платон. Митрополит Московский. 27. Иннокентий. Архиепископ Херсонский и Таврический. 28. Макарий. Митрополит Московский. 29. Варсонофий. Архиепископ Тверской. 30. Тихон Задонский. 31. Митрофан Воронежский.


    Государственные люди

    1. Протопоп Сильвестр. 2. Анастасия Романова. 3. Окольничий Алексей Адашев. 4. Патриарх Гермоген. 5. Отрок Михаил Романов. 6. Патриарх Филарет. 7. Царь Алексей Михайлович. 8. Дипломат Ордын-Нащокин. 9. Боярин Артамон Матвеев. 10. Петр Великий. 11. Князь Яков Долгорукий. 12. Тайный советник Иван Бецкой. 13. Екатерина II. 14. Государственный канцлер Безбородко. 15. Григорий Потемкин. 16. Государственный канцлер князь Кочубей, 17. Александр I. 18. Михаил Сперанский. 19. Генерал-фельдмаршал Воронцов. 20. Николай I. 21. Ярослав Мудрый. 22. Владимир Мономах. 23. Гедимин, князь Литовский. 24. Ольгерд, Великий князь Литовский. 25. Витовт, Великий князь Литовский. 26. Иван III.


    Военные деятели и герои. Памятник “Тысячелетие России”

    Военные деятели и герои

    1. Святослав Игоревич. 2. Мстислав Удалой. 3. Даниил Галицкий. 4. Александр Невский. 5. Князь Кейстут. 6. Дмитрий Донской. 7. Михаил Тверской. 8. Даниил Холмский, московский воевода 9. Михаил Воротынский. 10. Даниил Щеня, князь. 11. Марфа Борецкая (Посадница). 12. Ермак Тимофеевич. 13. Михаил Скопин-Шуйский. 14. Дмитрий Пожарский. 15. Авраамий Палицын. 16. Богдан Хмельницкий. 17. Кузьма Минин. 18. Иван Сусанин. 19. Борис Шереметев. 20. Михаил Голицын. 21. Петр Салтыков. 22. Граф Бурхард Миних. 23. Алексей Орлов. 24. Петр Румянцев. 25. Александр Суворов. 26. Михаил Барклай-де-Толли. 27. Михаил Кутузов. 28. Адмирал Сенявин. 29. Довмонт, князь Псковский. 30. Матвей Платов. 31. Петр Багратион. 32. Иван Дибич. 33. Иван Паскевич. 34. Адмирал Лазарев. 35. Вице-адмирал Корнилов. 36. Адмирал Нахимов.


    Писатели и художники. Памятник “Тысячелетие России”

    Писатели и художники

    1. Михаил Ломоносов. 2. Денис Фонвизин. 3. Александр Кокоринов. 4. Гаврила Державин. 5. Федор Волков. 6. Николай Карамзин. 7. Иван Крылов. 8. Василий Жуковский. 9. Николай Гнедич. 10. Александр Грибоедов. 11. Михаил Лермонтов. 12. Александр Пушкин. 13. Николай Гоголь. 14. Михаил Глинка. 15. Карл Брюллов. 16. Дмитрий Бортнянский.

    Среди изображенных нет Ивана IV. Его не включили в композицию памятника, памятуя кровавую расправу, учиненную опричниками в Новгороде в 1570 году.

    1. В конкурсе на проект памятника участвовали 52 проекта , которые по условиям конкурса подавались анонимно, подписываясь девизами. Первая премия выигравшему проекту составила 4 000 рублей (целое состояние в то время) . Ее получил Михаил Микешин.
    Михаил Микешин. Автор памятника “Тысячелетие России” в Великом Новгороде

    2. Скульптор Михаил Микешин выиграл конкурс проектов памятника “Тысячелетию России”, когда ему исполнилось 24 года! В большей мере Михаил Микешин был известен как художник-баталист . Он только что блестяще окончил Академию художеств в Санкт-Петербурге. Его дипломную работу, на которой были изображены конные гренадеры, купил сам император Николай I. Последствие он преподавал рисованию Великих княжен, но остался в истории великим скульптором, автором ряда выдающихся памятников. Следующие знаменитые памятники созданы по его проектам:

    • Кузьме Минину в Нижнем Новгороде
    • Александру II в Ростове-на-Дону
    • Екатерине II в Санкт-Петербурге

    Государственные деятели. Памятник “Тысячелетие России”

    О конкурсе на возведение памятника Михаил Микешин и его друг скульптор Иван Шредер, прочитали в газете, обедая в кафе. Решили дерзнуть и на утро следующего дня показать друг другу свои идеи. Шредер ничего не придумал и признал свое поражение, сказав, что готов работать по эскизам Микешина. А у Микешина сразу же родилось художественное решение - трехъярусный памятник, в основе композиции которого - держава. Тут как раз на руку сыграло то, что Микешин по специальности был художником-живописцем.

    Будь он профессиональным скульптором, его мысль неизбежно вращалась бы вокруг стандартных для скульптуры того времени образов: фигур, статуй, конных групп, колонн и т. д. И это неминуемо разошлось бы с главным условием конкурса: изобразить тысячелетнюю историю России в развитии . Может быть, эта задача была под силу только такому, как Микешин, - дилетанту в скульптуре, не скованному академическими канонами и оттого готовому к любым оригинальным решениям.

    Когда, по задумке Микешина, трехъярусную державу обступили фигуры людей - исторических персонажей - силуэт памятника стал напоминать шапку Мономаха (символ монаршей власти) и одновременно колокол (намек на вечевой колокол Новгородской республики).


    3. Памятник был торжественно открыт в 1862 году в присутствии императора Александра II . В связи с возведением и торжественным открытием памятника Новгород был отремонтирован и заново замощён . Был устроен торжественный парад, торжества длились три дня.

    В Новгород к этому событию приехало всё августейшее семейство с членами ближайшей свиты, было привезено до 12 тысяч солдат и офицеров , а также просто зрители. Численность населения Новгорода на несколько дней практически удвоилась. Церемония включала: крестный ход к Софийскому собору после литургии во всех храмах Новгородского кремля и в Знаменской церкви, переложение святых мощей строителя Софийского собора князя Владимира Ярославича из обветшавшей деревянной раки в новую серебряную (7 сентября); на следующий день царь принял депутацию от местных дворян, затем объехал войска, построенные для парада, а затем вместе с императрицей и свитой под колокольный звон направился в Софийский собор, где отстоял литургию . После этого крестный ход двинулся от собора к памятнику, вокруг которого стояли войска и разместилась на специально сооруженных помостах публика. С памятника было снято покрывало . За этим последовал салют из 62 пушек, военный парад, торжественный обед . Третий день празднования совпал с днём рождения великого князя Константина Николаевича. После молебна в соборе царь принял хлеб-соль, преподнесённые ему крестьянской депутацией на деревянном блюде. Затем он посетил гимназию и приют, и за этим последовал обед, а вечером бал.

    4. Разрушение памятника во время Великой Отечественной войны и последующее восстановление

    В августе 1941 года в Новгород вошли немцы. Немецкий генерал фон Герцог, служивший в штабе немецкой армии, осаждавшей Ленинград, приказал разобрать памятник «Тысячелетие России» и вывезти в Германию, решив сделать подарок своему другу на родине. Зимой 1943-1944 года начались работы по демонтажу. Железной дорогой успели увезти бронзовую решётку работы профессора Боссе, окружавшую памятник, а также бронзовые фонари художественной работы, стоявшие вокруг него. Разобранный памятник оккупантам вывезти не удалось. 20 января 1944 года Новгород был освобождён советскими войсками.


    Кукрыниксы, картина “Бегство фашистов из Новгорода” 1944-1946 На переднем плане фрагменты разбитой скульптуры, похожие на убитых людей

    К этому моменту монумент представлял собой совершенно голый пьедестал, на котором оставалась нижняя половина шара-державы. Верхняя её часть была полуразрушена. Ранее окружавшие шар колоссальные фигуры были разбросаны вокруг памятника. При этом многие из них оказались испорченными: трёхметровый крест, стоявший на шаре-державе, был срублен у основания и согнут в дугу; бронзовое крепление всюду было перерублено или вырвано из своих мест. Такие небольшие детали, как шпаги, мечи, посохи, щиты бесследно исчезли.

    Комитет по делам архитектуры при СНК СССР и исполком Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся принял решение восстановить памятник в прежнем его виде в самый короткий срок, причём в числе первых объектов разорённого Новгорода. Этим занимался Ленинградский областной отдел архитектуры.

    В наше время памятник “Тысячелетие России” является одним из самых знаменитых и популярных в России. Во время путешествия по древней новгородской земле вы не сможете не увидеть творение Микешина, оно находится в сердце города, перед Софией Новгородской. Разглядывать данный монумент можно в течении долгого времени. Сходится ли данная трактовка памятника с вашим восприятием тысячелетней истории России, решать вам.

    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png