Тема любви является традиционной в русской литературе. Каждый писатель и поэт вкладывает в эту тему свой личный, субъективный опыт. Поэтому в русской литературе можно найти любовь, приносящую великое счастье, безответную любовь, любовь страдание, любовь разочарование, даже любовь смерть.
Об истинной любви, ее очищающей и возвышающей силе идет речь в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Герой произведения, «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов», до встречи с Татьяной Лариной вел жизнь праздную, скитальческую и не всегда достойную. Он не задумывался о счастье, о смысле своего существования, он играет людскими судьбами, порой калеча их. Онегин не принимает на себя ответственности за свои деяния, которые производят воздействие на мысли и судьбы окружающих людей. Так погибает Ленский, разочаровывается в своих мечтаниях Татьяна, и ничто не дает нам права утверждать, что эти ключевые персонажи романа были единственными «окурками» под каблуком «модного повесы». Однако смотрим, что же происходит далее.
Искренняя любовь Татьяны трогает Онегина, привлекает к себе внимание. Татьяна в принципе заинтересовывает главного героя, однако он знает про себя, что не умеет любить, не способен на чувство. Онегин владеет только «наукой страсти нежной», а в случае с Татьяной эти знания неприменимы.
Героиня пишет своему возлюбленному письмо, потому что именно так поступали девушки из любимых ею романов и всегда были услышаны молодыми людьми. Татьяна строит модель жизни по книгам, да и образ Онегина она создала в своем воображении. На самом деле, девушка не знает, кто такой Евгений Онегин, она хочет, чтобы он был героем ее романа. Ей и в голову не приходит, что, может быть, нехорошо самой признаваться в любви молодому человеку, ведь в книгах об этом ничего не сказано.
Онегин, ценя Татьяну, ее наивность и чистоту, даже после получения письма думает прежде всего о себе, а не о Татьяне. Он упивается своим благородством, тем, что не воспользовался неопытностью юной героини. Евгений преподносит девушке урок, не понимая, насколько жестоко звучат его слова. Можно сделать вывод, что Евгений Онегин на любовь не способен.
Вообще, герой не умеет считаться с чувствами других людей. Это качество проявляется и в любви, и в дружбе. Истинная любовь Татьяны не смогла возвысить героя, и он совершил ужасный поступок – убил на дуэли друга.
В принципе, с точки зрения психоанализа, смерть Ленского закономерна. В любом из нас живут и Ленский, и Онегин. То есть Ленский олицетворяет мечтательность и наивность – черты ребенка, а Онегин – расчетливость, может быть, даже цинизм, рассудочность – черты взрослого. И на определенном жизненном этапе наш Онегин убивает нашего же Ленского, чтобы, отступив от обаяния детства, наконец то принять на себя ответственность и начать реализовываться как личность.

Смерть друга становится неизбежной для Онегина. Он и не пытается помириться с Ленским, внутренне отвергает попытки примирения и принимает вызов к барьеру. По закону дуэли того времени смысл поединка состоял в проверке смелости и стойкости – чтобы с честью выстоять под дулом пистолета. Онегин же нарушает данный кодекс, он стреляет, убивает, а потом в письме к Татьяне заявляет: «Несчастной жертвой Ленский пал». Жертвой чего? Тщеславия городского повесы, оскорбленного авторитета, гордыни?.. Пушкин довольно лояльно относится к своему главному герою, но не приукрашивает его поступков. Однако, как ни странно, смерть Ленского – это первый шаг к душевным переменам в Онегине.
Далее, уставший от деревенской скуки, подавленный сознанием совершенного убийства, Онегин отправляется в путешествие. Пушкин сравнивает его с байроновским Чайльд Гарольдом – этакий романтический герой, скрытный, мрачный, зловеще обаятельный и смертельно скучающий. Однако эти эпитеты тут же получают свое опровержение.
Когда Татьяна приходит в заброшенный дом Онегина и начинает разбирать его книги, она видит пометки на полях, рисунки, у нее в корне меняется отношение к герою. Она вопрошает: «Уж не пародия ли он?» Нет, он человек из плоти и крови, человек, способный убивать, доставлять страдания. Она понимает, что любимый ею образ совершенно не соответствует реальности и что, может быть, реальность и не совсем достойна ее любви. Влюбленность разрушается, и это причиняет героине сильные страдания. Она не может успокоиться, не хочет ехать в Москву на «ярмарку невест», по сути, ей становится безразлична собственная судьба.
Ее рассеянная лень не пробуждает к открытому бунту, и она с достоинством принимает свой долг. «Для бедной Тани все были жребии равны, я вышла замуж…» – скажет потом она Онегину. В замужестве она обретает все, о чем так мечтала: из глуши лесных селений попадает в высший свет Петербурга, становится законодательницей зал, посещает модные салоны, устраивает вечера у себя. Нигде в тексте не сказано, что Татьяна не любит своего мужа. В целом, судьба любимой героини А. С. Пушкина складывается удачно.
А что ж Онегин? Помотавшись по свету, так и не обретя цели, не занятый трудом, ничем так и не сумевший увлечься, он оказывается волею судьбы в Петербурге и встречает там Татьяну. Но Татьяну совершенно преобразившуюся, княгиню, неприступную богиню «роскошной царственной Невы». И что же происходит? Увидев знакомого человека, вернее, его преображение, Онегин начинает попытки ухаживания, затем, не встретив поощрения, впадает в тяжелейшую хандру и запирается у себя дома, предварительно в письме к Татьяне раскрывая свои намерения и чувства.
Пушкин иронизирует над романтичной маской героя: «Чуть с ума не своротил». Но время бежит, а ответа нет. «Дни мчались, в воздухе нагретом уж разрешалася зима. И он не сделался поэтом, не умер, не сошел с ума», – то есть Пушкин, как реалист, заставляет героя принять ответственность за свои слова и деяния.
Татьяна отказывает Онегину, отвергает его любовь. Ранние черновики романа дают понять сомнительность испытываемых героем чувств, несмотря на проникновеннейшее, страстное послание к Татьяне, ставшее бесспорной вершиной русской лирики, – это Пушкин, это не Онегин.
Так кто же действительно меняется? Татьяна. Потому что именно она любила и любит Онегина; даже удостоверившись в его слабой сущности, открыв для себя его недостатки, она спустя годы так же его любит. И меняется. И мы видим эти разительные перемены. Все просто, как и все гениальное. В этом основной смысл и ирония содержания романа великого русского гения А. С. Пушкина.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Две сестры Характер Ольги –пассивное отображение эпохи. Она живет легко, весело, но бездуховно. Характер Татьяны – своеобразный, самобытный. Она живет трудно, мучительно, но духовно богато.

3 слайд

Описание слайда:

Резкое разделение женских и мужских имен с 18-19 вв: Ксения, Ирина, Марина, Акулина -крестьянские. Александра, Елизавета, Ольга, Юлия – дворянские. Татьяна – очень редкое. Благородные – Владимир, Леонид. Отрицательное – Евгений. Комические – Филарет, Пахом. В элегиях – античные имена, в романсах – французские, в романах – русские, имени Татьяна не было до Пушкина.

4 слайд

Описание слайда:

Подумай! В чем своеобразие характеристики сестер Лариных? Что было в Ольге? А чего не было? Чего не было В Татьяне? А что было? Почему две сестры никогда не бывают вместе?

5 слайд

Описание слайда:

Почему Пушкин называет свою героиню «русскою душою»? Простонародное имя Связь с природой Деревенский мир с рассказами и сказками Любовь к книгам Мечтательность, одухотворенность Сосредоточенность на внутренних движениях души

6 слайд

Описание слайда:

Подумай! Почему Татьяна влюбилась именно в Онегина? Почему книгу Татьяны Пушкин называет «опасной»? Почему Онегин после посещения дома Лариных спрашивает Ленского не об Ольге, а о Татьяне? – /«Скажи, которая Татьяна?»/

7 слайд

Описание слайда:

Подумай! Почему Татьяна решилась написать письмо Онегину? Благородно ли поступил Онегин, получив письмо Татьяны?

8 слайд

Описание слайда:

Онегин и Татьяна Жизнь Онегина делает неожиданный поворот: он получает письмо от Татьяны Лариной Характер Татьяны, как и характер Онегина,– динамичный, развивающийся.Но она в романе произносит лишь несколько слов, не считая ее последнего монолога. Почему?

9 слайд

Описание слайда:

Подумай! Как ожидает Татьяна «приговора»? Речь Онегина -это проповедь или отповедь? «Не в первый раз он тут явил души прямое благородство»… А где еще?

10 слайд

Описание слайда:

Именины Татьяны Почему Онегин поехал к Лариным? За что он зол на Ленского? /В отношениях с Татьяной Онегин повел себя как благородный, душевно тонкий человек. Он сумел увидеть ее подлинное искреннее чувство, но, не послушав голос сердца, не сумел ответить взаимностью. Онегин переживает за Татьяну: как там она? Позволяет Ленскому себя обмануть, и стремится отомстить за это. /

11 слайд

Описание слайда:

Подумай! Сон Татьяны странный или вещий? /В самом ОБЫКНОВЕННОМ лесу с Татьяной происходят удивительные приключения./

12 слайд

Описание слайда:

Сравни! Сон: -Одна в лесу -Страх Татьяны -Чудовища -Пир -Ссора Именины: -Одна среди всех -Страх Татьяны Гости -Обед -Ссора

13 слайд

Описание слайда:

Именины Татьяны Татьяна видела во сне не ужасы, не сказку: ее тонкий ум не мог не оценить по заслугам окружающих ее жалких людей. И она чувствует, что Онегин –не чудовище! Но испытания дружбой наш герой не выдержал. На именинах Онегин ведет себя по законам света. Его поведение – поведение светского ловеласа, а дуэль –следствие его душевного равнодушия.

14 слайд

Описание слайда:

Дуэль Онегина и Ленского Отчего Ленский так «нетерпеливо ждал» поединка? Как он вел себя в ночь перед поединком? Как провел ночь Онегин? Кто перед нами: враги или друзья? Докажите.

15 слайд

Описание слайда:

Пока Ленский был жив, можно было быть с ним ироничным, снисходительным. Но сейчас Онегин, как «громом поражен».После убийства Онегиным овладела «тоска сердечных угрызений».Только трагедия смогла открыть ему недоступный прежде мир чувств. Пушкин, горюя о Ленском, не меньше жалеет и Онегина. Перед ним труп друга. Вот теперь ясно, кого убил Онегин. Как опоздал наш герой! Навсегда опоздал…Ленский ушел из жизни. Уходит и со страниц романа.Нет места романтике в этом мире. Многое в Ленском было прекрасно, но Недолговечно. Для него были возможны три пути – гибель, разрушение мечтаний, замена их будничной жизнью, а еще –пут самого Пушкина, пересмотревшего Свои романтические увлечения. Онегин отнял жизнь у друга, который мог быть счастлив. Герой казнит самого себя, не может не думать о содеянном. Он может уже то, чего не мог раньше: страдать, раскаиваться, мыслить.

16 слайд

Описание слайда:

Подумай! Что узнала Татьяна об Онегине, посетив его дом? Можно ли это посещение назвать кульминацией второй сюжетной линии?

17 слайд

Описание слайда:

Жизнь московского дворянства Каковы каждодневные занятия? О чем разговоры? Каково светское общество Москвы? Как развлекаются?

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

Подумай! Как «уездная барышня» Татьяна Ларина смогла покорить высший свет? Что так изменило Татьяну? Что заставило ее выйти замуж за человека, которого она не любит?

20 слайд

Описание слайда:

Герои Пушкина в начале и в конце романа Преображение Татьяны не было авторским произволом. Именно неординарность, динамичность характера героини и позволяли ей меняться. В начале романа Татьяна –внутренне противоречивый человек, чувствительный, чувственный. Все окружающее Татьяна воспринимает как еще не написанный роман, героиней которого себя ощущает. Переворот в ее судьбе происходит в 7 главе. Она полностью освободилась от книжных представлений о жизни. Главным итогом ее мучительных размышлений стала любовь не к «книжному» Онегину, а к Онегину реальному, которого она наконец-то поняла. Она любит Онегина, но добровольно подчиняется своему долгу перед семьей. Аристократическое общество все же повлияло на Татьяну. Любовь Онегина для нее теперь «чувство мелкое». Монолог героини раскрывает ее внутреннюю драму. И она не в выборе между Онегиным и мужем, а в том, что Татьяна живет сейчас лишь воспоминаниями и не способна поверить в искренность чувств Онегина.

21 слайд

Описание слайда:

Герои Пушкина в начале и в конце романа Уже первая строфа романа говорит о «странности характера героя. Онегин как бы проверяет, пробует разные возможности жизни, не отдавая предпочтения никакой. Часто герой вынужден играть роль, навязанную ему обществом. Жизнь его театральна. И поэтому в начале романа он «угрюмый и томный». В конце романа мы видим его «угрюмым и неловким».Он способен чувствовать, жить по- настоящему. Страсть его подобна чувствам влюбленной Татьяны. Он «сумел забыть себя», преданность чувству теперь сильнее даже страха смерти. Любовь для него стала единственным условием продолжения жизни. Пушкин берет под защиту Онегина, отнимая у светской толпы право судить своего героя, потому что герой изменился. «Знаком он вам?» Путь Онегина мучителен, но таков удел всех тех, кому «несносно…Глядеть на жизнь, как на обряд»…

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

24 слайд

Описание слайда:

Автор-тот, кто зримо или незримо присутствует в произведении. Автор -герой, чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении. Лирические отступления-высказывания лирического героя, отступления от непосредственного сюжета в литературном произведении. Художник А.В.Нотбек

25 слайд

Описание слайда:

Образ автора – художественный образ, созданный писателем и выражающий в произведении его мысли, чувства. С помощью образа автора в романе А.С.Пушкине «Евгений Онегин» вводится множество лирических отступлений, которые придают произведению энциклопедичность, всеохватность, широту. Также образ автора помогает Пушкину выразить свое отношение к героям романа. Роль автора в романе.

26 слайд

Описание слайда:

Тематика лирических отступлений Размышления о собственной судьбе (автобиографические лирические отступления) Размышления об искусстве, его роли Оценка автором литературных направлений Рассуждения об экономике, политике России Рассуждения о поколении, о судьбе Размышления о любви Размышления о природе

27 слайд

Описание слайда:

28 слайд

Описание слайда:

Лирические отступления в романе Автобиографические (воссозданы реальные факты из биографии поэта); Энциклопедические (узнаем о жизни светской молодежи, поместных дворян и многие другие подробности); Пейзажные зарисовки среднерусской полосы России (перед читателями проходят все времена года; помогает раскрытию характеров героев романа); Философские размышления (о жизни, ее быстротечности, рассуждения о поколении, о дружбе, о любви, о театре, о литературном творчестве, о неотвратимости смерти, о повторяемости событий и судеб и др.); Исторические (автор совершает экскурсы в русскую историю (о Москве, об Отечественной войне 1812 года); Авторские оценки (автор присутствует во всех сценах романа, комментирует их, дает свои пояснения, суждения, оценку)

Испытания в дружбе Онегин не выдержал. А в любви? Из I главы романа видно, что в юности Онегин еще не любил — он только забавлялся искусной игрой. Но может быть, его любили? Трудно сказать. Почти наверняка, любовь Татьяны, при всей ее романтичности, — это первая истинная любовь, которая встретилась Онегину в жизни. Понял ли это Онегин? На этот вопрос нельзя ответить ни «да», ни «нет».

Но, получив посланье Тани,

Онегин живо тронут был:

Язык девических мечтаний

В нем думы роем возмутил;

Из этих строк ясно, что многое Онегин понял. Ведь он с первого взгляда заметил, что Татьяна — недюжинный человек, почувствовал к ней интерес и несомненную симпатию. Но Евгений был слишком опустошен, слишком ленив духовно, слишком слеп, при всей своей проницательности, чтобы понять, что такая драгоценность, как любовь Татьяны, не будет попадаться на дороге ежедневно. И, что особенно важно, растеряв в юности свежесть первого чувства, он еще не выстрадал права на настоящую любовь. Недаром автор в I главе не употребляет слова «любовь», а заменяет его фразой «чувствий пыл старинный». Необычайно отчетливо облик Онегина раскрывается в сцене объяснения с Татьяной (IV гп.). Сам Онегин называет этот монолог «исповедью», автор — «проповедью» (так проповедовал Евгений»). Татьяна восприняла эту «исповедь» как «урок»: более того, в своем последнем монологе она вспоминает «колкость … брани» Онегина. Очевидно, справедливы в равной мере все эти оценки. Исповедью монолог Онегина является потому, что герой романа честно, искренне раскрывает в нем свою душу — охлажденную, опустошенную, очерствевшую «в мертвящем упоенье света». Но вместе с тем это и проповедь, ибо Онегин становится в позу ментора и читает мораль влюбленной в него девушке. А выражение Татьяны «колкость вашей брани» скорее всего связано с воспоминанием о последних назидательных словах Евгения:

Полюбите вы снова: но…

Учитесь властвовать собою;

Не всякий вас, как я, поймет;

К беде неопытность ведет».

Сам Онегин ощущал, насколько обидны для бедной Тани эти слова,
поэтому прежде чем их произнести, он обращался к ней:
Послушайте ж меня без гнева …
Говоря Татьяне: «Полюбите вы снова», — Онегин основывается на своем личном опыте. Он не встречал еще женщины, которая могла на всю жизнь полюбить одного человека.
Предположение Онегина, что Татьяна способна еще к кому-то обратиться с таким же пылким, доверчивым признанием, без сомнения, обидно и оскорбительно для нее.
Сам Онегин не умел глубоко любить и никогда не испытывал страданий, связанных с чувством любви (коткажут — мигом утешался, изменят — рад был отдохнуть»), поэтому не представлял себе, как сильно можно страдать от неразделенной любви. Вот почему монолог Онегина отличался блеском, изяществом, красноречием. Эти черты изысканной, свободно льющейся речи показывают высокий ум и благородство, но усиливают впечатление холода и безразличия.
Любопытно, что сразу же вслед за изображением свидания Татьяны с Онегиным Пушкин начинает говорить о дружбе, родстве, верности и неожиданно заключает:

Кого ж любить? Кому же верить?

Кто не изменит нам один?

Кто все дела, все речи мерит

Услужливо на наш аршин?

Кто клеветы про нас не сеет?

Кто нас заботливо лелеет?

Кому порок наш не беда?

Кто не наскучит никогда?

Разумеется, это не убеждение поэта, а тонкая насмешка над эгоизмом, пустившим такие глубокие корни в людях типа Онегина. Онегин не смог выйти из эгоистического мира своего разочарования, своей скуки и откликнуться на живой, искренний призыв Татьяны. Любовь настоящая, первая и, очевидно, единственная явилась позже, когда Онегин прошел тяжкие испытания: трагическая гибель Ленского, горестные странствия по Руси многому его научили. Сложная эволюция героя раскрывается в VIII главе. После трагической гибели Ленского мы надолго расстаемся с Онегиным.

Новое появление Онегина на страницах романа сопровождается спором, в котором выявляется авторская точка зрения в отношении к Онегину его светских недругов. Автору важно высказать свое суждение о герое, изменившемся, ставшем ближе и дороже ему.

Но это кто в толпе избранной

Стоит безмолвный и туманный?

Для всех он кажется чужим.

Мелькают лица перед ним…

Эта цепь вопросов — свидетельство того, как изменился Евгений и как он трагически одинок. В самом тоне нельзя не почувствовать окрашенного горечью, печалью сочувствия к Евгению. Так, точно он, — говорит с волнением поэт. Но тут же раздается совсем другой голос — кого-то из светской толпы:

Давно ли к нам он занесен?
Все тот же ль он иль усмирился?
Иль корчит так же чудака?
Скажите, чем он возвратился?
Что нам представит он пока?
Чем ныне явится? Мельмотом.
Слова «занесен», «усмирился», «корчит», «щегольнет» выражают злобную насмешку и недоброжелательность. И Пушкин дает беспощадную, уничтожающую отповедь пошляку — «доброму малому», горячо защищает Онегина от нападок «самолюбивой ничтожности». И далее поэт ясно дает понять, что это удел целого поколения:

Но грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана,

Что изменяли ей всечасно,

Что обманула нас она…

Таким образом, было бы справедливо в VIII главе увидеть в Онегине человека, если не созревшего, то созревающего для деятельности более высокой, чем возня с самим собой и своей тоской. Его ускорила новая встреча с Татьяной. Пушкин передает глубокое волнение Онегина, вглядывающегося в незнакомую даму, так непохожую на всех остальных:

«Ужели», — думает Евгений, —
Ужель она? Но точно … Нет …»
Показывая, как постепенно зарождается увлечение Онегина этой новой Татьяной, Пушкин подчеркивает: Евгения поражает и восхищает именно то новое, что появилось в ней.

Спазм перехватил горло Онегина. Куда девалась его светскость, его неизменное красноречие! И автор спрашивает: Что с ним? в каком он странном сне! Досада? суетность?. Несомненно, чувство, овладевшее Онегиным, — искреннее и сильное. Пушкиным впервые употреблено слова «любовь» применительно к Онегину. В этой внезапно вспыхнувшей любви нет ни игры, ни расчета, ни притворства. И все же новое чувство Онегина к Татьяне при всей его силе, напряженности — это еще не та большая, подлинная любовь, которая очищает и облагораживает человека. Всем сердцем симпатизируя своему герою, показывая его искренние сердечные муки, Пушкин, однако, показывает нам и эгоизм, и тщеславие Онегина. Как изменилася Татьяна! Не простота, безыскусственность, не ум и сердце Татьяны поражают его, а умение играть роль. Его мучит мысль о том, что он не увидел когда-то в простой девочке возможности превращения ее в блестящую аристократку. И он не понимает, насколько слеп и сейчас, не видя в «равнодушной княгине» все еще «влюбленной, бедной и простой» Татьяны.

Сложно, противоречиво, многогранно новое чувство Онегина: в этом чувстве, как и в личности героя, сплелось и дурное и хорошее, и подлинно человеческое и наносное, привычное, недостойное человека.

Эта двойственность находит отражение и в письме Онегина. Письмо Онегина с поразительной ясностью раскрывает диалектику его больной, страдающей души. С чего он начинает? С оскорбительных подозрений и ложных оправданий. Ведь надо и теперь еще остаться слепым, чтобы писать Татьяне:

Какому злобному веселью,
Быть может, повод подаю …

Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел …
Начало письма напоминает «холодную» проповедь Онегина, где чувства скрываются под красивыми фразами. Так, вместо «любовь» Онегин говорит «искра нежности», вместо «был убит» — «несчастной жертвой Ленский пал». Однако далее в письме нарастает живая правда нестерпимого сердечного страдания, без всякой фальши:

Я знаю: век уж мой измерен;

Но чтоб продлилась жизнь моя,

Я утром должен быть уверен,

Что с вами днем увижусь я…

Евгений перестал подбирать слова для выражения своих чувств; он говорит просто, сильно. С уст Онегина срывается и просторечие, грубоватое, но точно передающее то, что он хотел выразить:
… для вас
Тащусь повсюду наудачу …
Горечь, усталость, унижение выражены в одном этом слове «тащусь». Многозначительна и концовка письма. Она перекликается с письмом Татьяны, словно Онегин хочет ей напомнить прошлое, пробудить прежние чувства и вместе с тем показать, что он чувствует теперь то же, что раньше чувствовала она:

Но так и быть: я сам себе

Противиться не в силах боле;

Всё решено: я в вашей воле,

И предаюсь моей судьбе.

Неискренние, жалкие оправдания Онегина глубоко уязвили Татьяну. Она теперь гораздо яснее понимает Онегина; с ее мечтаний спал романтический налет. Евгений более не окружен для нее ореолом блестящей таинственности; но она любит его, любит и то лучшее, что видит в нем, и свою весну, и юные мечты о счастье … Как же горько ей видеть
светские ухаживания Онегина! И даже искренняя страсть его, сказавшаяся в письме, обидна. Чего он хочет от нее? Что ей предлагает? Грязь светской связи, ложь, пошлые увертки перед обманутым мужем? ..

Только теперь Онегин начинает понимать, что он не знал Татьяны и недостоин ее. Опыт прежних лет не помог ему: с такой женщиной он встретился впервые. Теперь наступает новый этап его духовного развития. «От света вновь отрекся он», вновь стал читать, размышлять над жизнью, над своей судьбой. Тяжкая зима, проведенная в одиночестве, в тоске, в раздумьях — завершение духовного перелома Онегина. Перед мысленным взором Евгения — самое тяжкое, мучительное из всех его воспоминаний — страшный крах его дружбы. Голос 3арецкого навсегда врезался в память Онегина. Чувство вины и глубокого раскаяния, образ погибшего друга вызывает воспоминание и о косвенных виновниках его смерти.

Тема любви в романе "Евгений Онегин" заставляет задуматься даже самого искушенного читателя. Благодаря ей произведение не теряет актуальность и интерес для ценителей из самых разных аудиторий.

В нашей статье вы сможете увидеть краткий анализ данной темы, несколько точек зрения по поводу анализа и трактовки, а также сочинение.

О романе

В свое время произведение стало настоящим прорывом в словесном искусстве в целом и поэзии в частности. А тема любви в романе «Евгений Онегин» - предмет и для восхищения, и для дискуссий.

Неоднозначность подачи, особая форма "романа в стихах" тоже была в новинку даже искушенному читателю. Титул "энциклопедии русской жизни" был получен им по праву - настолько точно, четко была изображена атмосфера обитания дворянства девятнадцатого века. Описание быта и балов, одежды и внешнего вида героев удивляет точностью и тонкостью деталей. Создается впечатление перенесения в ту эпоху, что помогает лучше, тоньше понять автора.

О теме любви в произведениях Пушкина

Любовь пронизывает лирику Пушкина и его "Повести Белкина"», а рассказ "Метель", входящий в состав их, можно назвать настоящим манифестом той мистической, сильной любви, что творит чудеса.

Тема любви в романе Пушкина "Евгений Онегин" вмещает множество проблемных вопросов: супружеской верности, ответственности и страха быть ответственным. В ракурсе данных подтем любовная тема обрастает особыми деталями, развивается уже не в плане личных отношений, но намного шире. Проблемные вопросы на фоне заглавной темы заставляют задуматься, и, несмотря на то, что автор не дает четкие ответы на них прямо, мы прекрасно понимаем, что именно он хочет сказать.

"Евгений Онегин". Тема любви в романе. Анализ

Любовь в романе показана в двух вариантах: первая, искренняя Татьяны. Вторая, возможно, последняя, страстная - Евгения. Чувства открытой, природной любви девушки вначале произведения совершенно контрастируют с усталым от любовных игр в Петербурге, холодным сердцем Евгения. Он настолько разочарован во всем, что желает уединиться и отдохнуть от переживаний, показных страданий дам и своей тоски "лишнего человека". Он настолько утомлен и искушен в сердечных делах, что не ждет от них больше ничего хорошего. Ему невдомек, что Татьяна не играет, ее письмо - не дань моде и романтическим книжкам, а искреннее выражение настоящих чувств. Он поймет это позже, когда во второй раз встретит девушку. В этом и загадка произведения "Евгений Онегин".Тема любви в романе кратко, но емко поднимает важные и нужные сопутствующие темы, о том, что же такое любовь и существует ли она. На примере Евгения мы убеждаемся, что существует, и убежать от нее невозможно. Любовь и судьба в данном контексте у Пушкина пересекаются, возможно, даже становятся тождественными друг другу. От этого произведение приобретает особую атмосферу мистицизма, рока, загадки. Все в совокупности делает роман безумно интересным, интеллектуальным и философским.

Особенности раскрытия темы любви у Пушкина

Отличительные черты темы обусловлены как жанром, так и структурой произведения.

Два плана, два внутренних мира главных героев имеют много общего, но много и отличий, чем и обусловлено понимание самого сильного из чувств.

Тема любви в романе "Евгений Онегин" разворачивается на примере главных персонажей произведеня.

Татьяна - дочь деревенского помещика, она выросла в уютном тихом поместье. Приезд Евгения всколыхнул и поднял с потаенных глубин бурю чувств, с которыми совладать девушке оказалось не под силу. Она открывает свое сердце возлюбленному. Девушка симпатична (как минимум) Евгению, однако он настолько боится ответственности и несвободы брака, что отталкивает ее почти мгновенно. Его холодность и выдержка ранит Татьяну еще больше, чем сам отказ. Назидательные нотки разговора "на прощание" становятся заключительным ударом, убившем в девушке все ее стремления и запретные чувства.

Развитие действия

Через три года герои встретятся снова. И тут уж чувства завладеют Евгением. Он увидит уже не деревенскую наивную девушку, а светскую даму, холодную, держащую себя в руках так естественно и натурально.

Тема любви в романе "Евгений Онегин" приобретает совершенно иные черты, когда герои меняются местами. Теперь уже очередь Евгения писать письма без ответа и тщетно надеяться на взаимность. Тем более тяжко ему понимать, что эта прекрасная в своей сдержанности дама стала такой благодаря именно ему. Своей же рукой он уничтожил чувства девушки и теперь желает вернуть их, да поздно.

План-схема сочинения

Прежде чем мы перейдем к сочинению, предлагаем составить краткий план. Роман - очень неоднозначно трактует тему любви, каждый способен по-своему определить и понять ее. Мы же выберем простую схему, с помощью которой выразить свои умозаключения будет проще. Итак, план сочинения:

  • Введение.
  • Герои в начале произведения.
  • Перемены, произошедшие с ними.
  • Заключение.

После работы над планом мы предлагаем вам ознакомиться с результатом.

Тема любви в романе "Евгений Онегин". Сочинение

Во многих сюжетах А. С. Пушкина так называемые "вечные темы" раскрываются одновременно через призму восприятия нескольких героев. К таким относиться и тема любви в романе "Евгений Онегин". Проблема понимания чувств трактуется с точки зрения самого критика. В сочинении мы попробуем рассказать об этом чувстве так, как его воспринимали сами герои.

Герои в начале романа - совершенно разные люди. Евгений - городской сердцеед, который не знает, чем развлечь себя, чтобы спастись от скуки. Татьяна - искренняя, мечтательная, чистая душа. Ее первое чувство для нее - отнюдь не развлечение. Она живет, дышит им, поэтому совершенно не удивляет, как такая скромная девушка, "как лань пуглива", внезапно идет на такой смелый шаг, как У Евгения тоже есть чувства к девушке, но он не желает потерять свою свободу, которая, впрочем, совсем не приносит ему радости.

В ходе развития сюжета между героями происходит много драматических событий. Это и холодный ответ Евгения, и трагическая гибель Ленского, и переезд и замужество Татьяны.

По истечении трех лет герои встречаются снова. Они очень изменились. Вместо пугливой, закрытой мечтательной девушки теперь - рассудительная, знающая себе цену светская дама. А Евгений, как оказалось, теперь умеет любить, писать письма без ответа и мечтать о единственном взгляде, прикосновении той, что когда-то вручала в его руки свое сердце. Время изменило их. Оно не убило любовь в Татьяне, но научило ее держать под замком свои чувства. А что ж до Евгения, то он, возможно, впервые понял, что такое любить.

В заключение

Финал произведения не зря открыт. Автор подсказывает нам, что главное он уже показал. Любовь на мгновение соединила героев, она сделала их близкими в своих чувствах и страданиях. Именно она - главное в романе. Неважно, через какие тернистые пути шли к ней герои, главное - они поняли ее суть.

В жизни человек постоянно сталкивается с проблемой нравственного выбора. Один из главных аспектов этой проблемы: остаться верным любимому, другу, своим убеждениям, идеалам общества – или пойти на измену ради собственной выгоды? Писатели всех времён на примере судеб своих героев показывают, как по-разному можно ответить на этот вопрос. Мы подобрали 5 аргументов для итогового сочинения по направлению «Верность и измена» из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

  1. Говоря об измене, чаще всего подразумевают измену в любви. В произведении Пушкина такой поступок совершает Ольга Ларина. Будучи невестой Ленского, она на балу не противится ухаживаниям Онегина и принимает одно за другим его приглашения на танец. На следующий же день она ведёт себя как обычно, словно ничего не случилось. Но то, что Ленский ошибочно зовёт «нежной простотой», на самом деле кокетство и игра самолюбия, доказывающие, что привязанность Ольги к Владимиру не была глубокой. Изменив ему при жизни, она предает и память о нём, когда вскоре после смерти жениха выходит замуж за другого.
  2. А как расценивать поведение Онегина? Это – тоже измена, поскольку Евгений предаёт своего друга, флиртуя с его невестой. Однако, как прямо говорит сам Онегин, он не испытывает к Ольге никаких чувств. Каковы же причины его поступка? Первая и самая распространённая версия, подтверждённая текстом: он мстит Ленскому за то, что тот позвал его на бал к Лариным. Но, может, повидавший жизнь Онегин ещё и хочет показать юному и наивному другу, чего стоит его невеста? Тем более, что последующие события только подтверждают иллюзорность её любви.
  3. Увы, сам главный герой романа, Евгений Онегин, не является идеалом. Устав от светских развлечений, в том числе мимолётных романов, он и потом, живя в деревне, не обременяет себя серьёзными привязанностями. Онегин легко меняет возлюбленных, друзей, место жительства… В общем, верность точно не входит в список качеств его характера. Хуже всего, что он и других мерит по себе: пишет письма с признаниями уже замужней Татьяне и даже заявляется к ней домой без приглашения, не думая о том, к чему это может привести.
  4. В противоположность Онегину, Татьяна Ларина – олицетворение верности. И речь не только о любви, хотя Татьяна, храня в сердце чувство к Онегину, не нарушила священных уз брака. Кроме этого, она также дорожит своей родиной и часто вспоминает деревню, где прошло её детство. Наконец, героиня верна себе: и в деревне, и в светском обществе она остаётся собой, не притворяется и не лицемерит.
  5. Как известно, А.С. Пушкин изобразил в своём романе типичное общество той эпохи. Какие же представления о верности и измене в нём существовали? На примере семьи Лариных мы видим, как менялись традиции: мать Татьяны и Ольги была выдана замуж против воли, но её дочери уже могли выбрать себе возлюбленного, даже если он не «выгодная партия» (как, например, Онегин). Однако целью всё равно было замужество. С другой стороны, на примере юности Онегина ярко показано, как распространены были среди городской молодёжи несерьёзные романы, мелкие интрижки и измены.

Таким образом, в романе «Евгений Онегин» вопрос верности и измены раскрывается как в рамках отношений между людьми – любви, дружбы, – так и в социальном плане, то есть во взаимосвязи личного выбора человека и принятых в обществе моральных норм.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png