44f683a84163b3523afe57c2e008bc8c

В лавочке на Щукином дворе молодой художник Чартков любовался картинами. У него не было денег, но, не желая уходить с пустыми руками, он принялся отыскивать в куче не пользовавшегося спросом сора недорогую картину. Там он нашел неоконченный портрет азиата, написанный рукой искусного мастера, и выторговал его за двугривенный.

Вернувшись домой, он узнает, что к нему приходил хозяин квартиры с квартальным, с намерением выгнать художника за неуплату. Профессор считал Чарткова талантливым художником и советовал ему не «малевать» за деньги. Но в момент отчаяния Чартков бранил себя, что не выбрал легкий путь – писать в угоду заказчику за плату. В этот момент его пронзил взгляд азиата с портрета. Чарткову стало страшно. Даже когда он лег спать за ширму, этот взгляд пронзал его сквозь щелку ширм через простыню, которой был закутан портрет. В лунном свете художнику привиделось, будто старик сошел с портрета. Азиат уселся почти у самых ног обомлевшего художника, достал мешок со свертками, на каждом из которых было написано «1000 червонных». Один сверток откатился в сторону и художник, незаметно для старика забрал его.


Очнулся Чартков стоя перед портретом и, не понимая, как попал туда. Это был сон, но рука его чувствовала тяжесть золота, а старик смотрел на него страшным взглядом. Художник вскрикнул и проснулся.

На следующий день пришел срок оплаты. Хозяин обратил внимание на портрет азиата, квартальный взял его и из-под рамы выпал свиток с надписью «1000 червонных». С этого времени жизнь молодого художника пошла по-другому: он купил себе хорошую одежду и снял квартиру на Невском. Ему захотелось славы. В газете он поместил объявление, в котором говорилось о его гениальности. Вскоре художник получил заказ на портрет молодой дамы. Работа увлекла его, но заказчице не понравилась правдивость портрета. Чарткову пришлось исправлять написанное. Сходство исчезло, но художник был вознагражден деньгами и светскими почестями. Прошло немного времени, и Чартков был признан модным живописцем.


В пору, когда Чартков стал богат и популярен, его пригласили дать оценку картины, присланной из Италии. Глубина таланта художника так поразила Чарткова, что он понял, как был ничтожен, рисуя модные портреты. В душе его зародилась зависть, которая заставила скупать и истреблять талантливые картины. Он впал в безумие и умер, оставив после себя лишь истерзанные произведения искусства.

На аукционе продавали портрет азиата. Цена поднялась до неимоверной высоты. Прекратил споры художник, рассказавший присутствующим историю портрета. Азиат был ростовщиком, который давал деньги и самым нищим, и богатым. Всех, кто брал у него деньги, ждала странная судьба. Самые прекрасные намерения души заемщиков приобретали безобразно-уродливые формы. Ростовщик стал внушать страх и ужас.


Однажды азиат пришел в мастерскую талантливого художника – отца рассказчика. Художник был самоучкой, и душа его горела христианской добродетелью. Он много работал для церкви. На одной из работ ему нужно было изобразить духа тьмы. Образ ростовщика всплывал в его голове при этой мысли. И вот, азиат сам пришел в его мастерскую и заказал портрет, сказав, что наследников у него нет, а он хочет жить и после смерти. Они условились о цене и приступили к написанию портрета.

Художник был увлечен работой, пытался отразить каждую деталь. Его одолевало тягостное чувство, но он не отступал. Глаза азиатца сильно его поразили, и он решил написать их максимально реалистично. Весь период работы его преследовало отвращение. Он бросал работу и брался за нее вновь. Портрет так и не был закончен. Ростовщик вернул его, ничего не заплатив. Вечером художник узнал, что азиат умер. С того времени в сердце художника появилась зависть. Он стал плести интриги. Художник решил сжечь портрет, но его друг не дал ему совершить этого, забрав картину себе. Всех, к кому попадал портрет, постигало несчастье. Художник ушел в монастырь, отдав сына учиться живописи. Когда тот окончил курс и пришел к отцу за благословением, художник поведал ему историю портрета и завещал истребить картину, если его сын когда-нибудь ее найдет.


Молодой художник не успел договорить. Обратив взгляд в то место, где был портрет, все увидели, что он исчез.

Повесть «Портрет» Гоголя была написана в 1833 – 1834 годах и вошла в цикл «Петербургские повести». Произведение состоит из двух частей, которые рассказывают нам о двух различных судьбах художников. Связующим звеном между историями является мистический портрет ростовщика, оказавший особое влияние на жизни обоих героев.

Главные герои

Чартков Андрей Петрович – талантливый художник, который после приобретения портрета ростовщика загубил свой талант, начав рисовать портреты на заказ.

Отец художника Б. – коломенский художник-самоучка, писавший картины для церкви, нарисовал портрет ростовщика, ушел в монастырь.

Другие персонажи

Художник Б. – сын художника, который написал портрет ростовщика, рассказчик во второй части.

Ростовщик – высокий смуглый мужчина с большими «необыкновенного огня глазами». По национальности он был индеец, грек или персианин, всегда ходил в азиатской одежде.

Часть 1

В картинной лавочке на Щукином дворе молодой художник Чартков за последний двугривенный покупает портрет «работы высокого художника» . На картине был изображен «старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым» , при этом особенно выделялись его глаза.

Дома Чарткову кажется, словно глаза старика с картины пристально смотрят прямо на него. В какой-то момент старик на портрете ожил и «выпрыгнул из рам» . Сев возле Чарткова, он вытащил из складок одежды мешок и высыпал из него свертки с червонцами. Пока старик пересчитывал деньги, Чартков незаметно забрал себе один из откатившихся свертков. Пересчитав свое богатство, старик вернулся в картину. Всю ночь юноше снились кошмары.

Утром к Чарткову пришли хозяин жилья с квартальным надзирателем, чтобы узнать, когда юноша отдаст деньги за жилье. Во время разговора квартальный, осматривая портрет старика, повредил раму картины, и на пол упал один из приснившихся художнику свертков.

На полученные чудесным образом деньги Чартков покупает новую одежду, снимает прекрасную квартиру и дает объявление в газету о том, что готов писать картины на заказ. Первыми к нему приходят богатая дама с дочерью Лизой. Женщина просит убрать «дефекты» лица дочери и в итоге довольная покупает недоработанный эскиз лица Психеи, приняв его за портрет Лизы.

Чартков становится известным в городе художником, его любят в высшем свете. Он научился рисовать портреты механически, искажая черты лиц, изображая не реальных людей, а заказные маски.

Как-то на выставке Академии Художеств Чарткова попросили оценить картину его давнего приятеля. Герой хотел высказать критические замечания, но картина была настолько искусно написана, что он потерял дар речи. Только теперь Чартков понял, насколько бездарные картины он рисовал. Герой пытается создать что-то действительно стоящее, но у него ничего не выходит. Чартков приказывает выбросить портрет старика, но это не помогло.

Завидуя другим художникам, герой потратил все свои богатства на покупку картин, а дома резал их и топтал ногами, смеясь. «Казалось, в нем олицетворился тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин» . Постепенно художник впал в безумие – ему везде мерещились глаза старика с портрета, и он умер.

Часть 2

Самый разгар аукциона. На кону портрет «какого-то азиатца» с «необыкновенной живостью глаз» . Внезапно в торги вмешивается один из посетителей – молодой художник Б. Юноша сообщает, что имеет особое право на это картину и рассказывает историю, случившуюся с его отцом.

Когда-то в Коломне жил ростовщик, который всегда мог снабдить нужной сумой денег любого человека в городе. Казалось, что он предлагал выгодные условия, но в итоге людям приходилось платить «непомерные проценты» . Однако самым странным было то, что все, кто брал у него в займы, «оканчивали жизнь несчастным случаем» – молодой вельможа сошел с ума, а благородный князь чуть не убил собственную жену и покончил жизнь самоубийством.

Как-то отцу художника Б. заказали изобразить «духа тьмы» . Мужчина считал, что идеальным прототипом стал бы ростовщик, и вскоре тот сам пришел к художнику с просьбой нарисовать его портрет. Однако чем дольше мужчина рисовал, тем большее отвращение у него вызывала работа. Когда художник сказал о своем намерении отказаться от заказа, ростовщик бросился к нему в ноги и начал умолять закончить портрет, так как только от этого зависит, останется ли он в мире. В испуге мужчина убежал домой.

Утром служанка ростовщика принесла художнику недописанный портрет, а вечером он узнал, что ростовщик скончался. С тех пор характер мужчины изменился, он начал завидовать молодым художникам. Как-то, соревнуясь с собственным учеником, художник нарисовал картину, на которой «всем почти фигурам придал глаза ростовщика» . В ужасе мужчина хотел сжечь злополучный портрет, но его у него забрал приятель. Сразу после этого жизнь художника наладилась. Вскоре он узнал, что и приятелю портрет не принес счастья и тот отдал его племяннику, который, в свою очередь продал полотно какому-то собирателю картин.

Художник понял, какую страшную вещь совершил, когда у него умерли жена, дочь и сын. Отдав старшего сына в Академию Художеств, мужчина уходит в монастырь. Много лет он не писал картин, отмаливая свой грех, но в итоге его уговаривают написать Рождество Иисуса. Увидев готовую картину, монахи были поражены мастерством художника и решили, что его кистью водила «святая высшая сила» .

После окончания академии художник Б. навещает отца. Тот благословляет и наставляет сына, говоря, что, что художник-создатель должен во всем уметь находить внутреннюю «мысль» . Прощаясь, отец просит найти портрет ростовщика и уничтожить его.

Когда художник Б. заканчивает свой рассказ оказывается, что картина пропала. Видимо, ее кто-то украл.

Заключение

В повести «Портрет» Н. В. Гоголь на примере судеб двух художников описал два противоположных подхода к задачам искусства: потребительский и созидательный. Автор показал, насколько губительным для художника может стать отказ от своего дара ради денег и непонимание того, что «талант есть драгоценнейший дар бога».

Пересказ «Портрета» Гоголя будет интересен школьникам, студентам и всем, кто интересуется классической русской литературой.

Тест по повести

После прочтения попробуйте пройти тест:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 2026.

/ / «Портрет»

История начинается возле одной из лавок на Щукинском дворе, где один молодой художник Чартков любовался картинами. Из всех картин ему приглянулся портрет старика азиатской внешности. Казалось, что картина не дописана. Чартков решает купить портрет старика за последние деньги.

За время отсутствия художника дома, к нему приходил квартальный и хозяин квартиры, ведь пришло время вносить квартирную плату. В случае неуплаты, Чартков рисковал остаться на улице. В тот момент художник пожалел, что отдал последние деньги за незаконченную картину. Чартков был из тех художников, которые ценили само искусство, он не писал фальшивых картин, его работы были реалистичными. В один миг Чарктов почувствовал, как пронзительные глаза старика на картине смотрят на него. Его охватил ужас. Художник решил пойти спать, закрывшись ширмой. Ему казалось, что старик все равно смотрит на него. Чарткову привиделось, что освещенный луной портрет ожил и старик сошел с него. Он присел у ног художника и начал доставать какие-то свертки. Один из свертков незаметно упал, на нем была надпись «1000 червонных». Чартков незаметно схватил сверток и крепко сжал его в своей ладони.

Когда художник проснулся, то заметил, что он стоит перед портретом, его рука все еще чувствует тяжесть свертка, а пронзительные глаза старика смотрят на него.

Позже к Чарткову снова пришли хозяин квартиры и квартальный. Так как у художника денег не было, он предложил рассчитаться своими работами. Хозяину квартиры приглянулся портрет старика. Когда квартальный хотел его забрать, из-под рамы вывалился свиток, который был во сне Чарткова. С той минуты жизнь молодого художника резко изменилась. Он купил себе новую одежду, снял шикарную квартиру на Невском проспекте, дал объявление в газету и начал принимать заказы.

Первым его заказом стал портрет молодой девушки. Чарктов старался максимально естественно изобразить девушку. Но работа пришлась не по нраву заказчику. Выработав единый шаблон, Чарктов исправил портрет. Все дальнейшие свои работы он делал по намеченному шаблону. Это принесло ему огромное богатство и признание в обществе. Когда-то ни кем не узнаваемый молодой художник, стал самым модным живописцем.

В один из дней, Чарткова попросили оценить одну из картин, присланную из Италии. Взглянув на картину, художник понял, как она прекрасна. Он корил себя за то, что писал только в угоду заказчику. Он начинает скупать все мировые шедевры и уничтожать их. В конечном итоге, Чартков сходит с ума, промотав все свое состояние. Он умирает, оставляя после себя только истерзанные картины.

В следующий раз с портретом старка мы встречаемся на аукционе. Когда торги были в самом разгаре, а цена возросла в несколько раз, один молодой художник заявил свои права на эту картину, рассказав всем присутствующим историю портрета.

На картине был изображен один ростовщик. Он давал деньги под небольшой процент и бедным, и богатым. Но всех, кто получал деньги от ростовщика, постигала страшная судьба.

У ростовщика не было наследников, и тогда он решил увековечить свой образ на картине. Он обратился к художнику, который был отцом рассказчика. Художник старался максимально точно изобразить ростовщика. Но чем более точны были детали портрета, тем более живыми казались глаза старика. Портрет изматывал художника. Он не раз бросал работу, но все время возвращался к ней вновь. В конечном итоге, он бросил работу. Ростовщик не стал платить за незаконченный портрет. К вечеру художнику принесли весть о смерти ростовщика. После этой новости злоба и ненависть наполнили художника, он хотел уничтожить портрет, но ему помешал друг, который забрал портрет себе. Тогда художник решил уйти в монастырь, а сына отправил обучаться искусству. Когда сын вернулся, художник поведал ему историю с портретом и завещал уничтожить его.

Как только рассказчик обратил свой взгляд на портрет, его не было на своем месте. Может быть его украли.

Часть первая

Молодой художник Чартков заходит в картинную лавку на Щукином дворе. Среди посредственных лубочных картинок он обнаруживает старый портрет. «Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлен в них. Он был драпирован в широкий азиатский костюм. Как ни был поврежден и запылен портрет, но когда удалось счистить с него пыль, он увидел следы работы высокого художника. Портрет, казалось, был не кончен, но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза... Они, просто, глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью». Чартков покупает портрет за двугривенный.

Чартков, как настоящий художник, живет в бедности, испытывает денежные затруднения, но не поддается искушению стать модным живописцем, предпочитая развивать свой талант. Чартков вечно должен за квартиру.

Дома Чартков еще не раз подходит к портрету, пытаясь понять секрет, в нем заключенный. «Это уже не была копия с натуры, это была та странная живость, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы». Чарткову страшно ходить по комнате, он засыпает, во сне ему видится, что старик вылезает из своего портрета, достает из мешка свертки, а в свертках - деньги. Чартков хватает один из свертков с надписью «1000 червонцев», изо всех сил стараясь, чтобы старик не заметил его движения. Художник просыпается несколько раз, никак не может вернуться в свою реальность. Наяву оказывается, что в его комнате действительно лежит сверток с деньгами.

В дверь стучатся хозяин квартиры с полицейским, они требуют немедленной уплаты долга. Чартков выплачивает все сполна, нанимает новую роскошную квартиру, переезжает и решает писать модные портреты (в которых нет ни капли сходства с оригиналом, а есть лишь заказная маска). Чартков красиво одевается, заказывает о себе похвальную статью в газете и вскоре принимает первых заказчиков - богатую даму и ее дочь, портрет которой он должен написать. Художник довольно живо пишет лицо девушки, но матери не нравится то некоторая желтизна кожи, то еще какой-нибудь «дефект», который так оживляет милое личико ее дочери. Наконец заказчицы довольны; Чартков получает деньги и лестные отзывы. У него становится все больше клиентов, он рисует то, что от него требуют, приукрашивает лица, убирает «изъяны», придает несвойственное им выражение. Деньги текут рекой. Чартков сам удивляется, как он мог раньше тратить так много времени на работу над одним портретом. Теперь ему достаточно дня, чтобы кончить картину. Он модный живописец; он повсюду принят, он желанный гость, он позволяет себе в обществе судить других художников (включая Рафаэля), о нем пишут в газетах, сбережения его все увеличиваются.

Академия художеств приглашает Чарткова высказать свое мнение по поводу работ одного молодого художника, стажировавшегося в Италии. Он уже готовится было небрежно покритиковать, слегка похвалить, вскользь высказать собственное видение изображаемого предмета, но произведение молодого живописца потрясает его своим великолепным исполнением. Чартков думает о своем загубленном таланте, о том, что он променял на золото истинное свое предназначение в жизни. Он идет домой, пытается изобразить падшего ангела, но кисть не слушается его, потому что рука привыкла уже изображать нечто затверженное. Художник приходит в отчаяние, встречается глазами с глазами старика на портрете. Он решает, что портрет был виною того, что его жизнь круто переменилась, и приказывает унести портрет прочь.

Чартковым овладевает зависть ко всем талантливым живописцам. Он скупает все лучшие картины, приносит их домой и разрезает на куски. Припадки бешенства и безумия повторяются все чаще, художнику постоянно чудятся глаза старика с портрета. Чартков умирает в ужасных мучениях. После него не остается состояния: он все истратил на прекрасные полотна других мастеров, которые уничтожал.

Часть вторая

Портрет продается с аукциона. За него дают очень высокую цену. Двое богатых ценителей искусства никак не хотят уступить друг другу удивительную картину. Неожиданно человек лет тридцати пяти прерывает аукцион, объясняя, что искал этот портрет много лет, и что портрет должен достаться ему. Он рассказывает невероятную историю написания картины.

Много лет назад в предместье Петербурга Коломне жил странный ростовщик, «существо во всех отношениях необыкновенное... Он ходил в широком азиатском наряде; темная краска лица указывала на южное его происхождение, но какой именно был он нации: индеец, грек, персиянин, об этом никто не мог сказать наверное... Этот ростовщик отличался от других ростовщиков уже тем, что мог снабдить какою угодно суммою всех, начиная от нищей старухи до расточительного придворного вельможи... Ho что страннее всего и что не могло не поразить многих - это была странная судьба всех тех, которые получали от него деньги: все они оканчивали жизнь несчастным образом».

Юноша аристократического происхождения покровительствовал людям искусства и разорился. Он обратился за ссудой к коломенскому ростовщику и резко переменился: стал гонителем талантливых людей, повсюду видел признаки надвигающейся революции, каждого подозревал, сочинял несправедливые доносы. Слухи о его поведении доходят до императрицы. Его наказывают и отправляют в отставку. Все его презирают. Он умирает в припадке безумия и бешенства.

Князь Р. влюблен в первую красавицу Петербурга, она платит ему взаимностью. Ho дела князя расстроены, и родственники девушки не принимают его предложения.

Князь уезжает из столицы и через короткое время возвращается сказочно богатым человеком (видимо, он обратился к коломенскому ростовщику). Играется пышная свадьба. Ho князь становится болезненно ревнив, нетерпим, капризен, бьет молодую жену, мучает ее своими подозрениями. Женщина заводит разговор о разводе. Муж бросается на нее с ножом, его пытаются удержать, он закалывает себя.

Отец же молодого человека, присутствующего на аукционе, был талантливым художником. На одном из полотен он намеревался изобразить духа тьмы и представлял себе его никак иначе, как в образе коломенского ростовщика. Неожиданно ростовщик сам приходит в мастерскую художника и просит нарисовать его портрет. Освещение благоприятствует тому, чтобы начать работу, и живописец берется за кисть. Сходство получается разительное, но чем лучше выписываются детали, тем большее отвращение чувствует художник к работе. Он отказывается продолжать портрет. Ростовщик кидается перед ним на колени, умоляет закончить картину, объясняя, что на портрете он будет жить и после смерти. Художник бросает кисти и палитру и убегает вон.

Вечером ростовщик умирает. Художник чувствует, что в нем происходят неприятные перемены: он завидует своему талантливому ученику, лишает того выгодного заказа, пытается вместо работы ученика представить свою картину, но выбор комиссии все равно падает на ученика. Художник же видит, что на его собственной картине у всех фигур глаза ростовщика. Он в бешенстве возвращается домой, намереваясь сжечь портрет. По счастью один из приятелей заходит к нему в этот момент и забирает портрет себе. Художник сразу же чувствует, как душевное равновесие возвращается к нему. Он просит прощения у своего ученика.

Встретив однажды своего приятеля, он узнает, что и тому портрет принес несчастье, и он его отдал племяннику. Тот тоже сбыл портрет с рук, так картина и оказалась в картинной лавке.

Художник крепко задумывается о том, сколько зла принес он людям своим произведением. Когда сыну исполняется девять лет, он определяет его в Академию художеств, а сам принимает постриг и добровольно увеличивает для себя строгость монастырской жизни. Он много лет не пишет картин, искупляя свой грех. Наконец художник отваживается написать Рождество Иисуса. Это чудо кисти; все монахи сходятся на том, что божественная сила водила рукой художника. Он встречается с сыном, благословляет его и рассказывает историю создания картины, предостерегает от искушений, подобных тем, что вызывает этот портрет в людях. «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится». Художник завещает сыну найти портрет и уничтожить его.

Все присутствующие на аукционе оборачиваются к портрету, но того уже нет на стене. Возможно, кто-то успел украсть его.

Трагическая история художника Чарткова началась перед лавочкой на Щукинском дворе, где среди множества картин, изображающих мужичков или ландшафтики, он разглядел одну и, отдав за нее последний двугривенный, принес домой. Это портрет старика в азиатских одеждах, казалось, неоконченный, но схваченный такою сильной кистью, что глаза на портрете глядели, как живые. Дома Чартков узнает, что приходил хозяин с квартальным, требуя платы за квартиру. Досада Чарткова, уже пожалевшего о двугривенном и сидящего, по бедности, без свечи, умножается. Он не без желчности размышляет об участи молодого талантливого художника, принужденного к скромному ученичеству, тогда как заезжие живописцы «одной только привычной замашкой» производят шум и сбирают изрядный капитал. В это время взор его падает на портрет, уже им позабытый, - и совершенно живые, даже разрушающие гармонию самого портрета глаза пугают его, сообщая ему какое-то неприятное чувство. Отправившись спать за ширмы, он видит сквозь щели освещенный месяцем портрет, также вперяющий в него взор. В страхе Чартков занавешивает его простыней, но то ему чудятся глаза, просвечивающиеся чрез полотно, то кажется, что простыня сорвана, наконец, он видит, что простыни и в самом деле уж нет, а старик пошевельнулся и вылез из рам. Старик заходит к нему за ширмы, садится в ногах и принимается пересчитывать деньги, что вынимает из принесенного с собою мешка. Один сверток с надписью «1000 червонцев» откатывается в сторону, и Чартков хватает его незаметно. Отчаянно сжимающий деньги, он просыпается; рука ощущает только что бывшую в ней тяжесть. После череды сменяющих друг друга кошмаров он просыпается поздно и тяжело. Пришедший с хозяином квартальный, узнав, что денег нет, предлагает расплатиться работами. Портрет старика привлекает его внимание, и, разглядывая холст, он неосторожно сжимает рамы, - на пол падает известный Чарткову сверток с надписью «1000 червонцев».

В тот же день Чартков расплачивается с хозяином и, утешаясь историями о кладах, заглушив первое движение накупить красок и запереться года на три в мастерской, снимает роскошную квартиру на Невском, одевается щеголем, дает объявление в ходячей газете, - и уже назавтра принимает заказчицу. Важная дама, описав желаемые детали будущего портрета своей дочери, уводит её, когда Чартков, казалось, только расписался и готов был схватить что-то главное в её лице. В следующий раз она остается недовольна проявившимся сходством, желтизной лица и тенями под глазами и, наконец, принимает за портрет старую работу Чарткова, Психею, слегка подновленную раздосадованным художником.

В короткое время Чартков входит в моду: схватывая одно общее выражение, он пишет множество портретов, удовлетворяя самые разные притязания. Он богат, принят в аристократических домах, о художниках изъясняется резко и высокомерно. Многие, знавшие Чарткова прежде, изумляются, как мог исчезнуть в нем талант, столь приметный вначале. Он важен, укоряет молодежь в безнравственности, становится скрягой и однажды, по приглашению Академии художеств, придя посмотреть на присланное из Италии полотно одного из прежних товарищей, видит совершенство и понимает всю бездну своего падения. Он запирается в мастерской и погружается в работу, но принужден ежеминутно останавливаться из-за незнания азбучных истин, изучением коих пренебрег в начале своего поприща. Вскоре им овладевает страшная зависть, он принимается скупать лучшие произведения искусства, и лишь после скорой его смерти от горячки, соединившейся с чахоткою, становится ясно, что шедевры, -

на приобретение коих употребил он все свое огромное состояние, были им жестоко уничтожены. Смерть его ужасна: страшные глаза старика мерешились ему всюду.

История Чарткова имела некоторое объяснение спустя небольшое время на одном из аукционов Петербурга. Среди китайских ваз, мебелей и картин внимание многих привлекает удивительный портрет некоего азиатца, чьи глаза выписаны с таким искусством, что кажутся живыми. Цена возрастает вчетверо, и тут выступает художник Б., заявляющий о своих особенных правах на это полотно. В подтверждение сих слов он рассказывает историю, случившуюся с его отцом.

Обрисовав для начала часть города, именуемую Коломной, он описывает некогда жившего там ростовщика, великана азиатской наружности, способного ссудить любою суммой всякого желающего, от нишей старухи до расточительных вельмож. Его проценты казались небольшими и сроки выплаты весьма выгодными, однако странными арифметическими выкладками сумма, подлежащая возврату, возрастала неимоверно. Страшнее же всего была судьба тех, кто получал деньги из рук зловещего азиатца. История молодого блистательного вельможи, губительная перемена в характере которого навлекла на него гнев императрицы, завершилась его безумием и смертью. Жизнь чудной красавицы, ради свадьбы с которой её избранник сделал заем у ростовщика (ибо родители невесты видели препятствие браку в расстроенном положении дел жениха), жизнь, отравленная в один год ядом ревности, нетерпимости и капризами, явившимися вдруг в прежде благородном характере мужа. Покусившись даже и на жизнь жены, несчастный покончил с собой. Множество не столь приметных историй, поскольку случились они в низших классах, также связывалось с именем ростовщика.

Отец рассказчика, художник-самоучка, собираясь изобразить духа тьмы, нередко подумывал о страшном своем соседе, и однажды тот сам является к нему и требует рисовать с себя портрет, дабы остаться на картине «совершенно как живой». Отец с радостью берется за дело, но чем лучше ему удается схватить внешность старика, чем живее выходят глаза на полотне, тем более овладевает им тягостное чувство. Не имея уже сил выносить возрастающее отвращение к работе, он отказывается продолжать, а мольбы старика, объясняющего, что после смерти жизнь его сохранится в портрете сверхъестественною силой, пугают его окончательно. Он убегает, неоконченный портрет приносит ему служанка старика, а сам ростовщик назавтра умирает. Со временем художник замечает в себе перемены: чувствуя зависть к своему ученику, он вредит ему, в его картинах проявляются глаза ростовщика. Когда он собирается сжечь страшный портрет, его выпрашивает приятель. Но и тот принужден вскоре сбыть его племяннику; избавился от него и племянник. Художник понимает, что часть души ростовщика вселилась в ужасный портрет, а смерть жены, дочери и малолетнего сына окончательно уверяют его в том. Он помещает старшего в Академию художеств и отправляется в монастырь, где ведет строгую жизнь, изыскивая все возможные степени самоотвержения. Наконец он берется за кисть и целый год пишет рождество Иисуса. Труд его - чудо, исполненное святости. Сыну же, приехавшему проститься перед путешествием в Италию, он сообщает множество мыслей своих об искусстве и среди некоторых наставлений, рассказав историю с ростовщиком, заклинает найти ходящий по рукам портрет и истребить его. И вот теперь, после пятнадцати лет тщетных поисков, рассказчик наконец отыскал этот портрет, - и когда он, а вместе с ним и толпа слушателей, поворачивается к стене, портрета на ней уже нет. Кто-то говорит: «Украден». Возможно, и так.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png