«Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину. Этот памятник стоит в Москве, в начале Тверского бульвара, на нем написаны стихи, и со всех четырех сторон к нему подымаются мраморные ступени. Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, – и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь. Футляр со своей скрипки музыкант клал на землю против памятника, он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется…»

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Любовь к Родине, или Путешествие воробья (А. П. Платонов) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину. Этот памятник стоит в Москве, в начале Тверского бульвара, на нем написаны стихи, и со всех четырех сторон к нему подымаются мраморные ступени. Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, – и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь. Футляр со своей скрипки музыкант клал на землю против памятника, он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер, по первому сумраку. Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней. Беды от своей старости он не знал, потому что получал от государства пенсию и кормился достаточно. Но старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью. Некоторые слушатели музыки вынимали деньги, чтобы подарить их старику, но не знали, куда их положить: футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника, почти рядом с Пушкиным. Тогда люди клали гривенники и копейки на крышку футляра. Однако старик не хотел прикрывать свою нужду за счет искусства музыки; пряча скрипку обратно в футляр, он осыпал с него деньги на землю, не обращая внимания на их ценность. Уходил домой он поздно, иногда уже в полночь, когда народ становился редким, и лишь какой-нибудь случайный одинокий человек слушал его музыку. Но старик мог играть и для одного человека и доигрывал произведение до конца, пока слушатель не уходил, заплакав во тьме про себя. Может быть, у него было свое горе, встревоженное теперь песнью искусства, а может быть, ему стало совестно, что он живет неправильно, или просто он выпил вина…

В позднюю осень старик заметил, что на футляр, лежавший, как обычно, поодаль на земле, сел воробей. Музыкант удивился, что эта птичка еще не спит и даже в темноте вечера занята работой на свое пропитание. Правда, за день сейчас трудно накормиться: все деревья уже уснули на зиму, насекомые умерли, земля в городе гола и голодна, потому что лошади ходят редко и дворники враз убирают за ними навоз. Где, на самом деле, питаться в осень и в зиму воробью? Ведь и ветер в городе слаб и скуден меж домами, – он не держит воробья, когда тот простирает утомленные крылья, так что воробью приходится все время ими махать и трудиться.

Воробей, обследовав всю крышку футляра, ничего полезного на ней для себя не нашел. Тогда он пошевелил ножками денежные монеты, взял из них клювом самую мелкую бронзовую копейку и улетел с ней неизвестно куда. Значит, он недаром прилетал – хоть что-нибудь, а взял! Пусть живет и заботится, ему тоже надо существовать.

На другой вечер старый скрипач открыл футляр – на тот случай, что если прилетит вчерашний воробей, так он может покормиться мякотью хлеба, который лежал на дне футляра. Однако воробей не явился, наверно, он наелся где-нибудь в другом месте, а копейка ему не годилась никуда.

Старик все же терпеливо ожидал воробья, и на четвертые сутки он опять увидел его. Воробей без помехи сел на хлеб в футляре и по-деловому начал клевать готовую пищу. Музыкант сошел с памятника, приблизился к футляру и тихо рассмотрел небольшую птичку. Воробей был взлохмаченный, головастый, и многие перья его поседели; время от времени он бдительно поглядывал по сторонам, чтобы с точностью видеть врага и друга, и музыкант удивился его спокойным, разумным глазам. Должно быть, этот воробей был очень стар или несчастен, потому что он успел уже нажить себе большой ум от горя, беды и долголетия.

Несколько дней воробей не появлялся на бульваре; тем временем выпал чистый снег и подморозило. Старик, перед тем как идти на бульвар, ежедневно крошил в футляр скрипки мягкий теплый хлеб. Стоя на высоте подножия памятника, играя нежную мелодию, старик постоянно следил взором за своим открытым футляром, за ближними дорожками и умершими кустами цветов на летней клумбе. Музыкант ожидал воробья и тосковал по нем: где он теперь сидит и согревается, что он ест на холодном снегу? Тихо и светло горели фонари вокруг памятника Пушкину, красивые чистые люди, освещенные электричеством и снегом, мягко проходили мимо памятника, удаляясь по своим важным и счастливым делам. Старик играл дальше, скрывая в себе жалкое чувство печали по небольшой усердной птичке, которая жила сейчас где-то и изнемогала.

Но прошло еще пять дней, а воробей все не прилетал гостить к памятнику Пушкину. Старый скрипач по-прежнему оставлял для него открытый футляр с накрошенным хлебом, однако чувство музыканта уже затомилось от ожидания, и он стал забывать воробья. Старику многое пришлось забыть в своей жизни безвозвратно. И скрипач перестал крошить хлеб, он теперь лежал в футляре целым куском, и только крышку музыкант оставлял открытой.

Конец ознакомительного фрагмента.

Разработка урока литературы в 6 классе

ТЕМА. Формула жизни героев рассказа А.Платонова «Любовь к Родине, или

Путешествие воробья».

ЦЕЛИ: помочь учащимся определить формулу жизни А.Платонова;

донести до ребят трепетную проникновенность, сокровенность пла-

тоновской интонации;

активизировать осмысление философского подтекста рассказа;

воспитывать у учащихся доброту, милосердие, трудолюбие.

ЭПИГРАФ.

Жить – это постоянно трудиться, дарить людям радость, быть кому-то необходимым, заботиться о ком-нибудь, любить.

А.П.Платонов.

ХОД УРОКА.

1.Слово учителя. Введение в тему.

Ребята, вы прочитали рассказ А.П.Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья». Вы, наверное, с увлечением следили за сказочным происшествием, в котором причудливо и вместе с тем естественно и органично соединились житейская реальность и сказочные мотивы.

Какие вопросы возникли у вас после прочтения этого рассказа? Что взволновало вас?

2.Анализ текста.

Так о чем же этот рассказ? О чем важном, сокровенном хотел поведать читателю автор?

Словарная работа: СОКРОВЕННЫЙ – свято хранимый и тайный, задушевный.

/ О любви к родине, о милосердии, о любви ко всему живому/

Словарная работа: МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия.

    И еще он, наверное, о том, как непросто жить на свете.

    Каков жанр этого рассказа?

/Сказочное происшествие/

    И оно обретает притчевое звучание.

Словарная работа: ПРИТЧА –иносказательный рассказ с нравоучением.

ИНОСКАЗАНИЕ – выражение, содержащее иной, скры-

тый смысл.

И это сказочное происшествие побуждает задуматься о жизни: о том, что необходимо для того, чтобы жить, и о том, без чего жизнь оказывается невозможной.

И некоторые ее слагаемые вы уже назвали.

Любовь к Родине?

Милосердие ЖИЗНЬ?

Любовь ко всему живому?

    Но почему же вопреки нашему ожиданию счастливого конца сказочного

происшествия воробей умирает? Случайная гибель?

Чтобы ответить на эти и другие вопросы, приглядимся к героям, к тому, как они живут. И по ходу беседы попробуем определить, что было необходимым условием жизни скрипача и воробья.

Поэтому и тема нашего урока будет звучать так…

3.Аналитическая беседа по образу скрипача.

Всмотримся в старого музыканта. Каким вы себе его представляете?

/Седовласый, немного сутулый, в пальто и шляпе, в руке футляр, в котором находится скрипка./

Что заставляет музыканта каждый день ходить на Тверской бульвар и играть у памятника Пушкину?

Тверской бульвар

/Старый музыкант «скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар». Его музыка утешает людей, она обращена к сердцам./

А вы когда-нибудь слышали звуки скрипки? Давайте послушаем.

4 . Музыка: фрагмент музыкального произведения композитора Шуберта «Зимний путь» - диск.

Почему музыка звучит плохо в тесноте комнаты?

/«Мелодия плохо звучала в тесноте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача, а этого было мало, или душа его стала бедной на старости лет»./

Нет, не стала бедной его душа: музыка – его бескорыстный дар добра незнакомым людям, случайным прохожим.

Почему скрипач играет именно у памятника Пушкину?

Памятник Пушкину (картина)

/Потому что и простой скрипач, и великий поэт своим искусством дарят людям добро и счастье (на памятнике надпись: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал»). Поэтому они стоят рядом./

Почему он не берет денег за свою игру?

/Он бескорыстен. Ему доставляет удовольствие играть для других, он рад тому, что его искусство нужно людям./

Почему старик так сильно полюбил воробья и каждый день носил ему хлеб?

/Скрипач почувствовал в нем что-то родственное: старость, одиночество…

Его доброта согревает ему сердце: он думает, что в тепле его комнаты

воробей перенес бы и зиму, как на пенсии/

Кому будет дарить свою музыку и любовь скрипач после исчезновения воробья?

/Кроткой черепахе, которая скрасит его одиночество./

Отчего он иногда просыпается ночью?

/От страха, что умирает, но сознание, что у него есть живая черепаха, успокаивало его, давало силы жить./

Так для кого же живет музыкант?

5.Аналитическая беседа по образу воробья.

А теперь обратимся ко второму персонажу рассказа – воробью.

Итак, воробей внезапно исчезает… Где он оказывается? Перескажите этот эпизод.

Пересказ эпизода «В райской стране».

Московский воробей волею судьбы оказывается в райской стране, где царствует вечное лето, а изобилие природных даров позволяет не заботиться о хлебе насущном, «потому что достаточно было склевать одну жирную ягодку в траве, чтобы насытиться ею на весь день и на всю ночь ».

Но все ли так хорошо там для воробья?

/Нет. Он тоскует по черному хлебу. Воробья мучит печаль одиночества, хотя рядом красивые птицы, поющие сладкозвучные песни./

Кто становится его другом в этой стране?

/Одинокая змея без яда и без зубов, тоже старая./

Вспомните, а другом старика?

/Черепаха и змея на протяжении многих столетий являются символами мудрости и знаний./

О чем мечтает воробей?

/О родном Тверском бульваре./

Итак, тоска по Родине .

И происходит чудо, воистину сказочное… Какое?

/Воробей, совершив второе путешествие – на Родину, попадает в дом старого музыканта и оживает, согретый сердечным теплом./

…И умирает.

Почему сказочное происшествие – вопреки сказочной традиции – завершается трагически? Почему умирает воробей?

/Воробей был старый, больной, он не перенес столь дальнего путешествия из жаркой страны в Москву – сердце не выдержало, а может, он сильно ударился о камни, упав с неба…/

Значит, смерть воробья отнюдь не случайна… Попробуем в этом разобраться.

Вспомните, как живет воробей?

/К памятнику прилетает тогда, когда голоден, а ведь музыкант ждет его каждый день./

А как он берет принесенный скрипачом хлеб?

6 .Выборочное чтение эпизодов.

/Воробей прилетел только на четвертые сутки, «без помехи сел на хлеб в футляре и по-деловому начал клевать готовую пищу» - с134;

некоторое время спустя – «он сразу же опустился в футляр и стал клевать готовый хлеб» - с.135/

«Он уже привык жить в буре и обильно питаться из нее. Ему не хотелось больше добывать себе корм на бульваре постоянным хищничеством … Он жалел только, что нет среди всего этого могучего ветра крошек кислого хлеба» - с. 14

Как же привык жить воробей?

И когда воробей удовлетворен жизнью, он напевает песню. Кому? /Сам себе./

Вспоминает воробей о старике-скрипаче?

/Нет. Он и его музыку не слышит, в отличие от черепахи./

Любит ли он кого, думает ли о ком? Никого не любит, думает только о себе .

В этом проявляется его равнодушие к окружающим.

И воробей лишен того, благодаря чему возможно чудо жизни: способности и готовности любить, дарить, отдавать, трудиться.

7.Обобщение.

О чем заставил задуматься рассказ А.Платонова?

/Забота о других, сострадание – непременное условие жизни; сердечность, доброта – его главное богатство./

Сам писатель Платонов относился к растениям и животным, как к равным себе, поэтому и герой его рассказа музыкант тяжело переживает смерть воробья.

«Но в музыке недоставало чего-то для полного утешения горюющего сердца старика. Тогда он положил скрипку на место и заплакал».

Какова основная тема рассказа?

/Любовь к Родине, ко всему живому, к жизни./

Что хотел сказать нам писатель этим рассказом? (Идея)

/Нужно научиться дарить добро, любить все живое на земле, жить для других, трудиться./

Об этом говорит и сам А.А.Платонов.

8.Обращение к эпиграфу.

Портрет Платонова и эпиграф

Милосердие, доброта – это основа жизни. Об этом вы пишите и в своих сочинениях на тему «Уроки доброты».

9.Чтение отрывков из сочинений – отрывки заранее выделены учителем.

10.Заключение . (Чтение учителем стихотворения К.Кулиева.)

На мир смотрите добрыми глазами.

Нам, людям, лишь добро приносит счастье,

Оно в конце сильнее зла всегда,

Добро вовеки будет богом нашим,

Ему – молитва наша и хвала.

К.Кулиев.

На этом наша встреча с А.П.Платоновым не заканчивается…

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Платонов Андрей
Любовь к родине, или путешествие воробья

Андрей Платонович ПЛАТОНОВ

ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ, ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ ВОРОБЬЯ

(Сказочное происшествие)

Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину. Этот памятник стоит в Москве, в начале Тверского бульвара, на нем написаны стихи, и со всех четырех сторон к нему подымаются мраморные ступени. Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, – и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь. Футляр со своей скрипки музыкант клал на землю против памятника, он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер, по первому сумраку. Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней. Беды от своей старости он не знал, потому что получал от государства пенсию и кормился достаточно. Но старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью. Некоторые слушатели музыки вынимали деньги, чтобы подарить их старику, но не знали, куда их положить: футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника, почти рядом с Пушкиным. Тогда люди клали гривенники и копейки на крышку футляра. Однако старик не хотел прикрывать свою нужду за счет искусства музыки; пряча скрипку обратно в футляр, он осыпал с него деньги на землю, не обращая внимания на их ценность. Уходил домой он поздно, иногда уже в полночь, когда народ становился редким, и лишь какой-нибудь случайный одинокий человек слушал его музыку. Но старик мог играть и для одного человека и доигрывал произведение до конца, пока слушатель не уходил, заплакав во тьме про себя. Может быть, у него было свое горе, встревоженное теперь песнью искусства, а может быть, ему стало совестно, что он живет неправильно, или просто он выпил вина...

В позднюю осень старик заметил, что на футляр, лежавший, как обычно, поодаль на земле, сел воробей. Музыкант удивился, что эта птичка еще не спит и даже в темноте вечера занята работой на свое пропитание. Правда, за день сейчас трудно накормиться: все деревья уже уснули на зиму, насекомые умерли, земля в городе гола и голодна, потому что лошади ходят редко и дворники враз убирают за ними навоз. Где, на самом деле, питаться в осень и в зиму воробью? Ведь и ветер в городе слаб и скуден меж домами, – он не держит воробья, когда тот простирает утомленные крылья, так что воробью приходится все время ими махать и трудиться.

Воробей, обследовав всю крышку футляра, ничего полезного на ней для себя не нашел. Тогда он пошевелил ножками денежные монеты, взял из них клювом самую мелкую бронзовую копейку и улетел с ней неизвестно куда. Значит, он не даром прилетал – хоть что-нибудь, а взял! Пусть живет и заботится, ему тоже надо существовать.

На другой вечер старый скрипач открыл футляр – на тот случай, что если прилетит вчерашний воробей, так он может покормиться мякотью хлеба, который лежал на дне футляра. Однако воробей не явился, наверно, он наелся где-нибудь в другом месте, а копейка ему не годилась никуда.

Старик все же терпеливо ожидал воробья, и на четвертые сутки он опять увидел его. Воробей без помехи сел на хлеб в футляре и по-деловому начал клевать готовую пищу. Музыкант сошел с памятника, приблизился к футляру и тихо рассмотрел небольшую птичку. Воробей был взлохмаченный, головастый, и многие перья его поседели; время от времени он бдительно поглядывал по сторонам, чтобы с точностью видеть врага и друга, и музыкант удивился его спокойным, разумным глазам. Должно быть, этот воробей был очень стар или несчастен, потому что он успел уже нажить себе большой ум от горя, беды и долголетия.

Несколько дней воробей не появлялся на бульваре; тем временем выпал чистый снег и подморозило. Старик, перед тем как идти на бульвар, ежедневно крошил в футляр скрипки мягкий теплый хлеб. Стоя

конец ознакомительного фрагмента

Конспект урока литературного чтения.

4 класс

Тема: А.П.Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья»

Цель урока : формирование духовной культуры ребенка, его эстетического вкуса через анализ сказки А. Платонова "Любовь к Родине или путешествие воробья”.

Метапредметные УУД:

Познавательные:

Установление причинно-следственных связей,

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Поиск и выделение необходимой информации;

Определение основной и второстепенной информации;

Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные:

Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

Умение слушать и слышать партнера, координировать точки зрения и позиции

Оборудование: листы А4, фломастеры, песня «С чего начинается Родина», карточки для групп, презентация.

Организация работы

Ход урока:

Стадия вызова .

На доске записана тема, сделана заготовка для кластера.

1.Организационный момент.

2. Введение в тему.

Прослушайте музыкальный фрагмент. Определите его тему (о Родине, о любви к Родине)

О Любви к Родине писали композиторы, художники, поэты и писатели. Назовите фамилии поэтов, тема стихотворений которых – любовь к Родине (Рубцов, Бунин, Блок, Бальмонт, Фет, Некрасов, Пушкин).

Любовь к Родине многогранна. Поэты и писатели показывают нам это чувство, приоткрывая перед нами эпизоды из своей жизни или жизни своих персонажей. Так, например, поступил Андрей Платонов.

Откройте учебную хрестоматию на с. 136. Уточним:

    Заголовок произведения.

    Жанр произведения.

    Сказка литературная или народная? Поясните ответ.

Кто является главным героем сказки? (старый скрипач-музыкант)

О чем сказка? (о жизни старого скрипача)

Урок мы посвятим поиску ответа на вопрос: Что, по Платонову, включает в себя понятие «жизнь».

Прием «Кластер». Форма работы: групповая.

1) Организация самостоятельной работы.

Обсудите, что включает в себя понятие «жизнь».

Запишите слово или словосочетание на полоске листа фломастером. Количество заполненных полос определяет группа.

На выполнение задания 2-3 минуты.

2) Организация обмена мнениями.

Прослушайте ответ одной группы. Затем, используя ключевые слова, отвечают друг за другом представители оставшихся групп:

«Мы согласны..

Хотим дополнить..

Хотим уточнить…)

Осмысление содержания

Теперь мы приступаем к исследованию сказочного происшествия, описанного Платоновым.

Прием «Чтение с остановками»

Форма работы: групповая.

1 остановка «Знакомство музыканта с воробьем»

О на В: Почему скрипач любил Тверской бульвар?

( Бульвар расположен в самом центре Москвы, его окружают высокие дома, по улицам спешат люди. И на все это смотрит с высоты наш великий поэт А.С. Пушкин, задумчивый и немного печальный. Именно любовь к Москве, к Родине и заставляет скрипача идти на Тверской бульвар.
- Как вы думаете, почему именно у памятника Пушкину любил играть скрипач?
Может быть, и сама фигура поэта, и его стихи, написанные на постаменте, вдохновляли старого музыканта пробуждать в людях чувства добрые своей нежной музыкой).
ВЧ: Зачем скрипач ходил играть на скрипке к памятнику Пушкина?

(Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей прекрасной жизнью. Скрипач хотел дарить людям добро, потому что делал это всю жизнь и не мог привыкнуть к мысли о своей бесполезности. Кроме того он бы одинок, а среди прохожих Тверского бульвара ему было уютнее и теплее, чем в пустой квартире: вокруг него собирались люди, и ему становилось легче и радостнее).

Какой новый компонент формулы жизни?

(способность дарить добро, приносить счастье людям)

ВЧ: Что музыкант делал с деньгами, которые слушатели музыка клали на футляр скрипки?

О на В: Почему старик не брал денег за свою работу?

(Он играл не из-за денег, а просто для людей. Он бескорыстно отдавал людям свое душевное тепло. Ему достаточно было, что его слушали со слезами на глазах. Поэтому музыкант никогда не открывал крышку скрипичного футляра, пока на него не сел седой воробей).

Какой новый компонент формулы жизни?

(Способность любить бескорыстно, бескорыстие).
ВЧ: Как произошло знакомство воробья и старого музыканта?

О на В: Какое чувство вызвал у старого музыканта воробей? Почему?

(Музыкант удивился, что эта птичка еще не спит и даже в темноте вечера занята работой на свое пропитание. Он задумался о трудной судьбе воробья. Ему стало жаль маленькую птичку. Он испытывал сострадание, сопереживание).
ВЧ: Как скрипач подготовился к встрече с воробьем на следующий день?

О на В: Почему музыкант привязался к воробью?

(Старик чувствовал в нем что-то родственное: старость, одиночество, бесприютность. Он понял, что птичка нуждается в заботе и любви, и с радостью стал отдавать ей это чувство. Он тосковал, когда воробей не прилетал и «чувствовал добро в своем сердце», когда он клевал хлеб внутри футляра

    Способность сострадать, сочувствовать

    Милосердие

    Способность любить бескорыстно.

    Способность дарить добро.

2 остановка «Воробей в райской стране»

ВЧ: Описание страны вечного лета.

О на В: Почему тоскует воробей (в райской стране)?

(Воробей затосковал по привычной кислоте простого черного хлеба. Отсутствие знакомые и родственники)

ВЧ:

О на В: Почему воробей поселился на берегу ручья?

(Он выбрал берег ручья, покрытый мелкими камнями. Это место напоминало ему о Родине).
О на В: Кого он выбрал себе в друзья? Почему?

ВЧ: Описание постоянного места жительства воробья.

ВЧ: О чем мечтал воробей в райской стране?

О на В: Зачем воробей перебрался на голую скалу?

(Он надеялся, что когда-нибудь настанет буря и она сорвет его, спящего, с камня и унесет обратно домой на Тверской бульвар).

Какие новые компоненты формулы жизни?

    Любовь к Родине

    Чувство родства, корни.

3 остановка «Музыкант и черепаха»

ВЧ: Почему музыкант купил черепаху?

О на В: Почему, живя вместе с черепахой, скрипач стал редко ходить к памятнику Пушкина?

ВЧ: Почему музыкант вспоминал о воробье и жалел его?

О на В: Понимала ли черепаха музыку?

4 остановка «Воробей и ураган»

О на В: Устраивала ли воробья жизнь в урагане? Поясни ответ.

ВЧ: Как воробей добывал себе пищу в урагане?

О на В: Чего не хватало воробью в урагане?

ВЧ: Почему воробей боялся, что ветер перестанет дуть?

5 остановка «Новая встреча старого скрипача и воробья»

Как называется сказка?

Кто совершил путешествие?

Куда совершил путешествие воробей?

(на чужбину и обратно, на Родину)

Происходит чудо: воробей попадает в дом старого музыканта и оживает. Почему воробей смог ожить?

(согрет теплом тела, души)

Почему сказочное путешествие заканчивается трагически?

Возможный ответ:

Воробей из тех, кто привык явно брать от жизни необходимое. Итак, воробей лишён животворящих начал, которыми, по Платонову, являются труд, способность и готовность любить, отдавать. Именно, благодаря им, чудо жизни оказывается возможным.

Воробей был не не в силах вынести разлуки с Родиной.

Рефлексия

Форма работы: фронтальная.

Прием «Мозговая атака».

Фронтально, устно.

Как называется произведение Платонова?

Сказочное происшествие имеет отношение только к воробью?

(Нет. Название относится к обоим главным героям: маленькой седой птичке и старому музыканту).

Что объединяет две души, встретившиеся на Тверском бульваре? (любовь к Родине)

Как каждый из них любит Родину? Для ответа можно воспользоваться подсказкой:

Сознательно/не сознательно, Родина ассоциируется/ хочет приносить.

Возможный ответ:

Первый любит свою землю бессознательно, ассоциируя ее с Тверским бульваром и черным хлебом, но без этих двух составляющих нет для него жизни. Даже райские кущи не затмевают их.
Второй (музыкант) любит свою родину сознательно и хочет приносить ее людям добро, даже тогда, когда этого от него никто не требует, но душа его просит деятельного добра для всех, кто в нем нуждается.

Что же такое, по Платонову жизнь? Оцените схему, определите, нуждается ли она в корректировке. Если нужно дополнить схему, используйте полоски бумаги.

Каждая группа называет один компонент «формулы жизни». Двигаемся по схеме по часовой стрелке.

Согласна, ребята, с вами в том, что жизнь – это л юбовь к окружающим людям, способность к состраданию, сопереживанию, труд на благо людей и себя, способность к преодолению различных обстоятельств, любовь к родине, милосердие.

Сказка – ложь, да в ней намек. К чему призывает нас автор?

Возможный ответ:

Наши улицы и бульвары по-прежнему полны одиноких старых людей. Им нужны забота и тепло, а порой просто участливый взгляд и доброе слово. Не жалеть тепла души.
«Делать людям хорошее – хорошеть самому».
«Спешите делать добрые дела» - А.Я. Яшин.

Прием «Мозговая атака».

Фронтально, устно.

Какое домашнее задание может быть по произведению Андрея Платонова?

    Составление плана сказки.

    Пересказ (краткий, творческий, выборочный)

    Синквейн.

    Составление кроссворда или теста.

    Придумать продолжение сказки.

    Нарисовать иллюстрацию к сказке и подписать ее строками из сказки.

    Подбор пословиц. Объяснение своего выбора.

Выберите одно или несколько заданий из предложенных, выполните его (их) к следующему уроку.

Урок окончен.

Благодарю за работу. Желаю успехов на следующем уроке.

Вариант кластера.

Ресурсы Интернет:

Главные герои рассказа Андрея Платонова «Любовь к родине или Путешествие воробья» — пожилой скрипач и старый воробей. Скрипач жил в Москве и у него была привычка каждый день приходить к памятнику Пушкину и там играть для людей на скрипке. Старый скрипач играл не из-за денег, ему хватало пенсии. Но он считал, что должен делать что-то полезное для других людей.

Однажды осенью, когда скрипач играл у памятника, на футляр его скрипки сел старый воробей, который искал для себя корм. Он не нашел ничего съедобного и улетел. В следующий раз скрипач оставил футляр открытым, и внутри футляра лежал кусок черного хлеба. Воробей наелся хлебом досыта, и ускакал в кусты отдыхать.

Так старый скрипач стал подкармливать старого воробья хлебом. Но однажды воробей пропал, и скрипач, прождав его несколько дней, решил, что воробей погиб. Тогда скрипач купил себе черепашку, и стал дома играть для нее на скрипке.

А старый воробей был жив. Ураганный ветер унес его в далекую страну, где жилось тепло и сытно. Поначалу воробей радовался жизни в тепле и сытости, но со временем он начал тосковать по родным краям. Чересчур сытная пища теплой страны, которая была или сладкой или горькой, ему надоела, и больше всего воробью хотелось поклевать кислого черного хлеба.

Старый воробей нашел высокий камень, продуваемый ветрами, и стал ждать урагана, который унесет его домой. Его желание сбылось, однажды ночью ветер снова подхватил его и понес обратно, на родину. Ранней весной очутился воробей в родных краях.

В пути он сильно замерз, и в конце пути упал на одной из московских улиц. Замерзшую птицу подобрали двое мальчишек. Они решили продать свою находку. И так получилось, что воробья у них купил старый скрипач, который возвращался из керосинной лавки.

Скрипач положил воробья за пазуху, чтобы тот согрелся. Ночью воробей ожил и стал клевать скрипача под рубахой. Скрипач переложил его в коробку, где жила черепаха, и уснул.

Но утром скрипач обнаружил, что старый воробей умер. В тот день скрипач не пошел к памятнику Пушкину, а решил поиграть на скрипке дома. Но во время игры он понял, что в музыке чего-то недостает. Тогда скрипач отложил скрипку и заплакал.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Платонова «Любовь к родине или Путешествие воробья» заключается в том, что самое дорогое для человека – это его Родина. Старый воробей, волей случая оказавшийся в теплой и сытной стране, не смог там прижиться и начал тосковать по родным краям, всей душой стремясь вернуться обратно.

Рассказ учит стремлению быть полезным обществу, окружающим людям. Старый скрипач был вполне обеспечен, и ему не было нужды зарабатывать себе на хлеб, но он каждый день приходил к памятнику Пушкину, чтобы исполнять для людей музыку.

Рассказ учит взвешивать все за и против, покидая Родину.

В рассказе мне понравился старый воробей, который любил свою Родину и который сумел вернуться в родные края, отказавшись от спокойной и сытной жизни в далекой стране.

Какие пословицы подходят к рассказу Платонова «Любовь к родине или Путешествие воробья»?

Там хорошо, где нас нет.
Где родился, там и пригодился.
По родимой стороне сердце ноет.
Человек без Родины, что соловей без песни.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png