Чисто случайно мне в руки попала старая немецкая книжка про эбру — рисованию на воде. Я пролистала ее, была заворожена картинками, иллюстрирующими это древнейшее искусство.

Эбру — рисование по воде

Хочу сразу добавить, что отпечатки эбру можно с успехом делать на ткани, дереве. Таким образом получаются великолепные шелковые платки.Чтобы разом окрасить весь платок, нужна соответственно емкость с большой площадью.

Встречала упоминания, что еще получившиеся сказочные рисунки переводят на керамику и стекло. Вот только не знаю точно, какие же красители нужны для этого, обычные для технологии рисования на воде или какие-то особенные.

Уверена, что не только мне одной нравится эбру. Наверняка многие даже не знают что это такое, названия еще не слышали, поэтому решила привести основные моменты книжки (в вольном переводе), а также фотографии примеров. На это мне потребуется наверное несколько постов, а сегодня начну с самого основного — азов, а также нескольких уроков для начинающих.

Что же такое эбру?

На поверхности одной жидкости можно рисовать другими — красками. Но не всегда, а только тогда, когда плотности этих составов сильно отличаются. Иначе бы они просто смешивались, растворялись.

В качестве основы, на которой можно рисовать, берется специальный густой, немного клейкий раствор. По оригинальной технологии он делался из растения, колючки. Процесс был долгий, занимал пару недель.

Сейчас все упростилось, купив порошок (загуститель), можно самостоятельно сделать раствор для рисования эбру, нужно только немного настоять его. Существуют аналоги, сделанные из водорослей и даже мха.

Некоторые умудряются рисовать масляными красками по воде, а детям в детских садах предлагают рисование обычной гуашью по молоку. Молоко иногда разводят мукой или крахмалом. А сверху на рисунок брызгают жидким средством для мытья посуды. :)

История возникновения эбру

Немного истории. Точно никто не может сказать, когда именно возникло это древнее искусство. Доподлинно известно только то, что эта техника рисования по воде пришла с востока. Во втором веке до нашей эры она была известна в Китае. Там технология эбру держалась в строгом секрете. Гораздо позже она появилась в Японии.

Использовалась такая «мраморная» бумага не только для написания текстов и документов. Из нее изготавливали зонтики, лампы, головные уборы, сумки, фонарики, драконов и многое другое.

Из поколения в поколение знания передавались потомкам, искусство эбру развивалось. В настоящее время мраморную бумагу называют иногда «турецкой бумагой». Потому что там рисование по воде было очень распространено, причем до сих пор. Использовались не только цветные красители, но также золотая и серебряная пыль. Бумагой, окрашенной в стиле эбру украшалась самая главная у мусульман книга — коран. Причем для книг и важных документов цветными делались только бумажные края, а середина оставалась белой, она-то использовалась для написания текстов.

Недаром названия всех приемов этого интереснейшего искусства имеют названия турецкого происхождения (например, Battal Ebru, Gel-Git Ebru, Taraklı Ebru и другие). Об этом можно почитать подробнее в следующей статье:

Мой третий пост на общую тему. Стили и приемы азиатского искусства рисования на воде каталогизированы, а затем собраны в один список, каждый имеет свое оригинальное название. В конце рассказано немного о современности, о его особенностях в наше время. Эбру в наше время не ушло в небытие, а продолжает развиваться.

Название происходит от турецкого слова «эбр», что означает облако. Персы предпочитали многоцветную технику рисования. Они писали на ней стихи и письма. Сам персидский шах писал указы на такой бумаге, поскольку ее очень сложно было подделать.

В Германии цветная бумага известна с 15 века. Это были простые, окрашенные при помощи губки и кисточки листы. Только в 16 веке рисование по воде пришло в Европу. Путешественники и торговцы привозили цветную бумагу в стиле эбру с собой на родину. Из нее изготавливали обложки книг. Если было мало материала, то использовали кусочки, настолько она ценилась.

Многие исследователи хотели получить рецепт изготовления, кому-то это удавалось, в каждой переплетной мастерской был свой собственный. Как жидкой основы, так и красок.

В 19 веке в Европе были созданы курсы эбру — рисования по воде, бумага с успехом продавалась. Была даже такая профессия — изготовитель цветной бумаги.

Материалы для эбру и техника рисования на воде

  • Ванночка (кюветка)
  • Кисточки и пипетки
  • Гребни для рисования на воде
  • Краски (некоторые берут тушь, темперу, разбавляют желчью, терпентином, петролеумом)
  • Водная основа
  • Приспособление для мытья окон с резиновой деталью
  • Баночки от йогурта или другие закрывающиеся емкости
  • Картон и ножницы для получения шаблонов
  • Бумага для оттиска эбру
  • Газеты
  • Передник

В ванночку будет наливаться жидкость, на которую собственно наносится краска. Раньше такие емкости были оснащены возможностью слива загрязненной жидкости с поверхности воды, сейчас используются самые простые. Некоторые берут для этих целей кюветки, которые применялись в фотолабораториях для проявки фотографий.

Гребни для создания узоров многие делают сами, из куска дерева с дырочками (или пробки), а также штопальных иголок. Необходимо по меньшей мере две штуки, длиной почти по ширине ванночки с разным расстоянием между иглами. Хорош короткий гребень, им можно делать орнаменты на небольшой части рисунка.

Гребешки можно сделать из двух частей картона, между которыми приклеиваются иголки. Но в наше время все это можно купить в магазине в готовом виде.

Еще для работы над эбру можно использовать деревянные части кисточек, шпатель, иглы для шитья, птичьи перья и другое.

Основа изначально изготавливалась из растений, в частности колючки гевен. Процесс был длительный, а сейчас можно купить порошок, который разводится в воде, настаивается и получается основа, на которой можно рисовать. Она должна быть однородной, поэтому ее необходимо пропустить через сито или марлю.

Если на поверхности имеются мелкие пузырьки воздуха, то, чтобы убрать их, сверху кладут на короткое время газетный лист.

Рисунок можно перевести не только на бумагу, но также на ткань, кожу, дерево или яичную скорлупу. Бумагу лучше брать такую, чтобы при намокании она сохраняла некоторую прочность. Одновременно она не должна быть слишком плотной и упругой, иначе при переносе эбру на бумагу могут возникнуть пустоты.

Неплохо смотрится цветная бумага в технике рисования на воде, даже иногда абсолютно черная. Покупать нужно специальную бумагу для эбру, а обычную нужно специальным образом обрабатывать, а затем сушить.

Нужно запастись газетами для покрытия поверхности, для просушки готовых работ, для снятия загрязненной основы с поверхности.

Рисование по воде — пример

Упражнение 1: рисование одним цветом

Ванночку наполняем на две трети основой. Готовим голубую краску. Кистью или пипеткой сажаем каплю за каплей.

Работать нужно быстро, чтобы размеры всех элементов были приблизительно одинаковыми (они быстро растекаются, увеличиваясь в размерах). Последние капельки расплываются меньше, поскольку первые уже расплылись и последним осталось просто мало места.

Накрываем сверху бумажным листом, при этом беремся за два диагонально-противоположных угла, класть начиная с середины. Не смещать, не тянуть, иначе получатся полосы на картинке.

Но теоретически эти полосы могут быть интересными, хотя возникают случайно. Хуже пузырьки воздуха, поэтому прежде чем переводить изображение, убедитесь, что пузырьков нет, а если есть, то проколите их иголкой.

Нужно постараться чуть нажать на бумагу во всех местах, чтобы потом не получились белые пятна на некоторых местах. Это нужно делать осторожно, кончиками пальцев.

Так же точно, за диагональные углы, поднимаем лист с отпечатком эбру.

На листе помимо узора остается грязноватая клейкая основа. Она может сильно испортить изображение, оставить серые пятна. Помещаем бумагу в воду, вручную осторожно очищаем от клейкой массы. Ни в коем случае не промывать под струей воды! Может смыться рисунок.

Далее помещаем нашу работу на ровную поверхность, лежащую не совсем горизонтально, например, на стекло. Изображением кверху. Очистить поверхность можно при помощи резиновой части приспособления для мытья окон. Работаем только сверху вниз.

Упражнение 2: нанесение нескольких цветов

Это упражнение эбру не сильно отличается первого, здесь мы возьмем три цвета — черный, зеленый и синий. Сначала капаем черным. Он ведет себя как мы уже наблюдали ранее — образует «соты». После капаем внутрь по зеленой капле. Они расширяются, придавливают черный цвет к краям. Далее капаем синим. Он реагирует не так агрессивно, как зеленый.

Такие эксперименты всегда интересны. Один порядок нанесения цветов на воду меняет результат. Влияет также степень разбавленности красок. Разные цветовые комбинации частенько приводят к неожиданностям.

Урок 2 — рисование тремя цветами

Упражнение 3: рисование разбрызгиванием красок

Распределение капель пипеткой уже приводит к интересным результатам. Классическим рисунком эбру является узор камня, мраморный. Как же создается известная доля «случайности» в узоре?

Мелкие прутики можно связать метелочку нитками или шнурком, она не должна быть большой, не длиннее, чем кисточка. Она обмакивается в краску, а затем разбрызгивается над емкостью с жидкостью-основой.

Цветовые пятна получаются разного размера. Влияет также то, насколько разбавлены краски, насколько долго мы ждем прежде чем перевести узор на бумагу.

Упражнение 4: использование разбавителей при рисовании

Что же это за жидкости, которые влияют на скорость и формы «расползания» цветовых пятен? Во-первых, вода. Во-вторых, желчь, петролеум, терпентин. Все это продается и можно легко купить. Если раньше нужно было покупать в разных местах, то сейчас все для эбру можно найти в одном магазине для хобби и художников. С разбавителями можно экспериментировать, приобрести собственный опыт.

Зачем нужна желчь для эбру?

В зависимости от того, какие краски (тушь, темпера и т.д.) используются, реакция может быть разной. Желчь для эбру — для чего же она нужна? Посмотрите на картинки ниже, поймете каким образом преобразуется рисунок после ее применения.

Например, красные «гвоздики» получаются, если темпера сильно разбавлена желчью.

Ниже вы видите еще два варианта эбру. Цвета разбрызганы метелкой. После рисунок покрыт мельчайшими каплями петролеума. Для этого можно использовать обыкновенный пульверизатор.

Интересными получились переходы цветов на примере ниже. Да, не бойтесь, что на бумаге отпечатаются жирные следы петролеума или терпентина. Они улетучатся, когда работа эбру будет сохнуть.

В ближайшее время думаю продолжить выкладывать посты по этой теме, поскольку книжка содержит множество материалов с уроками по нарастающей сложности.

Но не знаю, насколько это кому-то нужно, будет ли интересно кому-то кроме меня. Так что, пожалуйста, пишите в комментариях, есть ли интерес, стоит ли мне дальше продолжать тему эбру, искусства рисования по воде.

Вас может заинтересовать:

Вторая часть, продолжение описания древнейшего способа рисования по водной глади с последующим переводом изображения на бумагу, ткань, дерево или другой материал. Более сложные приемы, работа иглой, гребнем, шпателем, пером птицы, а также свободная техника, в результате которой получаются растительные узоры.

Любовь к прекрасному развивалась в человечестве на всех этапах его существования. Свидетельством этому являются культуры народов мира, наследия которых перенимает нынешнее поколение. Ярким примером повышенного интереса к искусству, выступает техника рисования на воде Эбру . Претендентом на «авторские права» также считается Индия и Туркистан.






Техника Эбру

Суть техники создания рисунка в Эбру сводится к процессу нанесения его на воде. На поверхность глади помещаются в определенной последовательности нерастворяющиеся краски. Они удерживаются на воде и создают тонкую пленку. С помощью кисти мастер аккуратно перемешивает краски, создавая тем самым неповторимые узоры, оригинальные орнаменты и даже картины. После того, как рисунок достиг завершающего этапа, с помощью бумаги (ткани, дерева) изображение переносится на их поверхность.

Благодаря возникшей популярности среди населения к этому виду искусства, создаются специальные школы по обучению технике Эбру, где на открытых уроках демонстрируют мастер-класс Эбру . Техника Эбру в домашних условиях ни чем не отличается от профессиональной. Доступность материалов в свободной продаже позволяет заняться искусством практически каждому желающему. Процессу обучения может способствовать просмотр видео Эбру , профессиональные и любительские Эбру фото. Главным критерием является желание развиваться творчески.

Материалы для Эбру

Для рисования необходима вода вязкой консистенции, чтобы рисунок удерживался на поверхности и не растекался. Изначально в воду добавлялся специальный воск, добываемый из нектара растения Астралагус . Его смолистая основа придавала жидкости необходимой густоты. В настоящее время для этой функции применяют специальный загуститель. В качестве красок мастера прошлых веков традиционно использовали натуральные материалы. Кисти изготавливали на основе дерева и конского волоса. В наши дни применяются специальные краски для Эбру , а также краски на масляной или акриловой основе. Главное требование для материалов рисования — они не должны смешиваться между собой на поверхности воды.

Чтобы приобрести все необходимое для живописи на воде, достаточно купить набор Эбру.

Эбру как рисовать

1. Подготовка жидкости

Рисование Эбру начинается с подготовления жидкости. Жидкость для Эбру можно купить уже готовой, что будет намного проще при первом знакомстве с этим искусством. Желательно подобрать емкость площадью чуть больше рабочего листа (трафарета, холста) прямоугольной формы, на который позже будет переноситься рисунок. В нее и заливается подготовленный раствор.

2. Нанесение рабочего фона

Затем художник должен подготовить фон для рисунка. Его оформлению отводится особое место. Для этого берется определенная краска (возможно несколько оттенков), разбрызгивается каплями по поверхности. Затем с помощью палочек или специального инструмента, похожего на расческу, вырисовывается эксклюзивный узор. Он достигается умелыми руками мастера до необходимого эффекта.

3. Рисунки на воде Эбру. Нанесение основного рисунка

Значительно повышает квалификацию личное присутствие на проводимых мастер-классах по Эбру в Москве и других городах. Рассматривая работы профессиональных художников, изучая их технику и особенности нанесения рисунков, только начинающие и уже опытные специалисты по работе с Эбру , черпают новые идеи, получают кладезь неоценимых знаний и делятся навыками друг с другом. Здесь есть невероятная возможность купить работу, созданную художником Эбру на глазах зрителей.

4. Перенос рисунка

Чтобы перенести рисунок на поверхность бумаги, необходимо знать некоторые правила.
— Во-первых, для воссоздания картины нельзя применять глянцевую бумагу. Ее гладкая поверхность не возьмет полноценно на себя весь рисунок и работа будет испорчена.
— Во-вторых, предпочтение стоит отдавать плотному материалу с шероховатой структурой. Сейчас в магазинах продается специальная бумага для Эбру.
— В-третьих, положив трафарет на поверхность воды, необходимо дать немного времени, чтобы краска «сцепилась» с холстом. Важно не передержать, не дав бумаге напитаться водой.
— В-четвертых, переворачивать рисунок с поверхности необходимо уверенными движениями, чтобы картина осталась такой же, какой она была создана на воде. Вальяжность может растянуть шедевр.

Поскольку техника Эбру — это творческий взгляд художника, то главным ее законодателем является сам творец. Поэтому здесь нет определенных рамок и ограничений, а только личный полет фантазии и безграничные идеи.

Нет похожих записей

Анна Костылева

Сегодня я хочу познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования «ЭБРУ» и провести мастер - класс.

Еще в древнегреческий ученый и философ Аристотель говорил: «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка», а чешский педагог-гуманист Я. А. Коменский утверждал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать» Современный исследователь детского изобразительного

творчества Т. С. Комарова утверждает, что художественная деятельность вносит в жизнь детей радость, так как ребенок соприкасается с насыщенными яркими красками, узорами, образами".

Ученые, исследовавшие детское изобразительное творчество, указывали, что развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, чтобы результаты оказались положительными, необходимо заинтересовать ребенка. Об этом говорили такие ученые, как Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева.

Все дети любят рисовать. Очень часто из-за отсутствия знаний и технических навыков в изобразительной деятельности ребенок теряет интерес к творчеству.

Из опыта работы с детьми, по развитию художественно творческих способностей в рисовании можно сказать, что стандартных наборов изобразительных материалов, техник не достаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.

В ходе наблюдений, за изобразительной деятельностью детей в детском саду можно сделать вывод, что снижение интереса и мотивации к творчеству имеют несколько причин:

1. Отсутствие у детей необходимых знаний, умений и технических навыков в рисовании;

2. Шаблонность и однообразие в изображении и замысле рисунка;

3. Недостаточно знаний об окружающем мире.


Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, воображения, фантазии, умение мыслить не стандартно.

Они позволяют не навязывать ребенку определенных штампов и стереотипов в рисовании. Дети раскрывают свои способности, свою уникальность в ИЗО деятельности получают удовлетворение от работы. Начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя» можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции.

Каждая из нетрадиционных техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее.

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен.

Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов и владения техниками рисования, а как эффект «хэппенинга» (в переводе с английского - «случаться»). При том неизвестно, какое изображение получиться, но будет успешен результат и это усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулирует их воображение.

В своей работе использую разнообразные нетрадиционные техники (граттаж, монотипию, пальцеграфию, ниткографию, выдувание, рисование солью и др., которые создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, эмоционально положительный эффект деятельности. Дошкольники создают новое, оригинальное воплощая свой замысел.

Более подробно остановлюсь на одной из нетрадиционных техник рисования «ЭБРУ».


«ЭБРУ» - искусство рисования на воде. Вода с древних времен привлекала интерес человека и манила его своими необыкновенными качествами.

Рисования на воде, такое древнее, что никто не знает, когда точно оно возникло, но можем точно сказать, что эта техника зародилась в Азии (Туркестан, Индия, Турция, а потом постепенно появилась и в Европе.

В переводе слово «Эбру» - это «облачный», «волнообразный». В Европе рисунки «Эбру» называли - «турецкая бумага» или «мраморная бумага».

Сейчас у этого искусства множество поклонников, создаются целые

школы по обучению технике рисования Эбру.

Для рисования нужна вязкая вода, краски, не растворяющиеся в воде, плоские кисти, палочки, гребенки, бумага (она должна быть для рисования акварелью или плотная шероховатая, простая бумага не годится, т. к. она быстро впитывает жидкость.

Суть этой техники сводится к тому, что у жидкостей разная плотность и не растворяющиеся краски не тонут, они удерживаются на воде и создавая тонкую пленку.

В работе с дошкольниками использую технику «ЭБРУ» с целью:

развивать художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности.

Она помогает решить следующие задачи:

1. Продолжать знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования;

2. Подбирать и использовать нетрадиционный ИЗО материал;

3. Развивать желание экспериментировать в рисовании, проявляя яркие чувства и эмоции: радость, удивление;

4. Воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность.

И в результате:

1. Дети самостоятельно используют нетрадиционные техники;

2. Находят не стандартные способы художественного изображения;

3. Умеют передавать свои чувства и эмоции, получают удовольствие от своей работы.

Техника «Эбру» в домашних условиях ни чем не отличается от профессиональной. Доступность материалов позволяет заняться искусством практически каждому желающему.

И сегодня я проведу мастер - класс «Нетрадиционная техника рисования «ЭБРУ».

В начале, я расскажу, как работать в этой технике

шаг 1.

Рисование Эбру начинается с Подготовки жидкости.


Приготовить не густой клейстер из крахмала и воды и дать ему остыть, затем добавить в него немного канцелярского клея, все перемешать. Если на поверхности появились пузырьки положить на нее обычную газету на 15 – 30 секунд и убрать. Жидкость готова к применению. Как вы видите, жидкость уже подготовлена.

2 шаг.

Подготовка красок


Для рисования берем акриловые краски, разбавляем их водой до жидкого состояния. Перед рисованием каждый раз нужную краску перемешиваем, т. к. она оседает.

3 шаг.

Подготовка ИЗО материала


Нам понадобятся: лотки для жидкости, кисти, палочки, краски, салфетки сухие и влажные, бумага (акварельная, палитры.

4 шаг.

Рисование в этой технике


Берем лоток с подготовленной жидкостью и палочку, на кончик палочки набираем краску, и слегка касаемся поверхности воды (можем поставить несколько точек в зависимости от задуманного) или кистью делаем фон (набираем на кончик краску и стряхиваем ее тихонько на воду, постукивая кистью о палец левой руки на высоте 5-6 см от поверхности).


5шаг.

Перенос рисунка на бумагу

Берем лист бумаги, соответствующий размеру лотка, аккуратно кладем ее на поверхность и ждем несколько минут, края начнут подниматься. Берем за края бумаги и поднимаем ее.


Даем рисунку высохнуть в течение суток. Если делали фон то можно продолжить работу, а если рисунок, то он готов. А сейчас предлагаю вам попробовать порисовать в этой технике.


Как вы уже поняли, в процессе работы, предугадать, как растекутся краски, очень сложно. Поэтому здесь нет определенных рамок и ограничений, а только личный полет фантазии и идеи безграничны. И каждый рисунок будет, в своем роде, единственным и неповторимым.


Вывод

С вашего разрешения подведу итог. Мне как педагогу, использование нетрадиционных техник рисования, в данном случае техники ЭБРУ, помогает развивать познавательную деятельность, корректировать психические процессы дошкольников.

Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче.

Работая с детьми, пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

Таким образом, знания, которые приобретают дошкольники, складываются в систему; на достигнутых результатах мы не останавливаемся и в дальнейшем ставим задачу усовершенствовать полученные умения и навыки, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых нетрадиционных техник в рисовании, использовать необычный материал для своих работ, а может и создавать свое индивидуальное «Я» в творчестве.


Свою работу веду не только с детьми, но и провожу мастер – классы с родителями, знакомя их с нетрадиционными техниками. Оформляем стенды, выставки, сама провожу кружок по ИЗО деятельности.

Спасибо за внимание!

Рисование эбру – одна из самых фантастических техник изобразительного искусства, где вода проявляет себя с совершенно фантастической стороны. Прелесть этой техники в том, что даже самый неискушенный в рисовании человек может создавать настоящие шедевры на водной глади.

Что такое эбру?

Эбру – это рисование на воде, рисование жидкостями. Нанесение одной жидкости на поверхность другой создает невероятный эффект, в результате чего получаются неповторимые узоры, которые можно перенести на твердую поверхность – бумагу, дерево, ткань.

Рисование жидкостями возможно, только если они будут обладать разными плотностями. Так, для создания рисунков эбру необходимо замешать специальный густой раствор, на котором в последствии будут разводиться краски.

История эбру уходит в далекое прошлое настолько глубоко, что сегодня нельзя с уверенностью сказать, кто же изобрел этот необычный стиль. Одни считают, что эбру появилось в Индии, другие источники утверждают, что это достояние Туркестана. Большинство историков и искусствоведов сходятся во мнении, что техника зародилась в Турции, поскольку именно там находится наидревнейшее произведение эбру, датированное 1554 годом.

Развитие и распространение стиля напрямую связано с историей Великого Шелкового пути. Именно через него эбру попало в европейские страны, где сразу же получило название «турецкая бумага». Европейца использовали эту технику для украшения книг и ценных документов. Эбру особенно пригодилось тем, кто делал на разноцветной узорчатой бумаге важные записи (указы, свидетельства), поскольку подделать такой документ не представлялось возможным.

Как приготовить раствор для эбру

Раствор для эбру должен быть густой, чтобы краски не смешались, а остались на поверхности. Для создания густой основы используют особый растительный экстракт, добываемый из колючки гевен. Смола этого растения, высушенная на солнце, образует так называемые лепестки китре. Традиционный способ получения густого раствора требует, чтобы художник настаивал эти лепестки 2 недели, но сегодня можно приобрести готовую основу для раствора – порошковый экстракт гевен. Его нужно настаивать всего лишь 24 часа. Существуют альтернативы загустителю из гевена, приготовленные из красных морских водорослей. Их также можно приобрести в художественных магазинах.

Разведите порошок в воде, перемешайте и оставьте на 24 часа. Чтобы основа для рисования получилась однородной, пропустите ее через марлю или сито перед тем как приступить к работе. Накройте раствор газетой на несколько минут – она соберет все микроскопические пузырьки воздуха. МирCoветов рекомендует повторять такое действие после каждого окончания работы.

Материалы для рисования на воде

Помимо густого раствора вам понадобятся следующие материалы для рисования в технике эбру:

Краски – специальные цветные пигменты для эбру. В их состав входит животная желчь, вода и красящие вещества. Внешний вид и консистенция напоминает обычную цветную воду. Это объясняется тем, что для создания рисунков необходимая значительная разница в плотности основы и красок.

В искусстве рисования эбру используют несколько цветов:

  • желтый – изготовлен из сернистого соединения мышьяка;
  • синий – получают путем добавления лахорской синьки, добытой из корня особого пакистанского растения;
  • зеленый – получают, смешав синий и желтый пигменты. Если добавить побольше желтого, получится фисташковый оттенок, синего – изумрудный;
  • темно-синий – особая разновидность растительной синьки;
  • черный – получается при добавлении печной сажи. Этот материал с давних времен использовался для получения красок. Однако, несмотря на кажущуюся простоту, сделать черную краску очень сложно - сажа плохо впитывает воду и постоянно всплывает на поверхность. Чтобы предотвратить это в пигментный раствор часто добавляют сосновую хвою;
  • белый – натуральные свинцовые белила (карбонат свинца);
  • красный – получается из листьев красной капусты, которые содержат высокую концентрацию оксида железа.

По всему видно, что краски для эбру полностью натуральные. Но именно из-за этого стоит избегать попадания их в рот и на слизистые оболочки.

Кисти – они должны хорошо вбирать воду. Лучше всего покупать кисти из натурального волоса – белка, колонок. Традиционные мастера эбру пользуются кисточками из конских волос, ручка которых выполнена из обточенного стебля розы.

Шило – при помощи шила можно создавать необычные фигуры и сочетания цветов. Аккуратно двигая краски по густой поверхности, художники создают совершенно фантастические и неповторимые образы. Шилом можно даже писать портреты и пейзажи.

Если у вас нет шила, можно воспользоваться любым другим длинным и острым предметом – бамбуковой шпажкой, спицей или цыганской иголкой.

Гребешок – при помощи обычного пластикового гребня можно создавать необычные «чешуйчатые» узоры. По длине и ширине гребень должен соответствовать параметрам поддона, в котором вы будете работать. С его помощью вы сможете легко и быстро заполнить пространство красивым фоновым рисунком.

Техника рисования на воде

И вот уже готов раствор, подготовлены краски и инструменты. Добавьте на густую поверхность несколько капель краски и придайте им желаемую форму при помощи шила или гребня. Прелесть и одновременная сложность техники в том, что практически невозможно предугадать движение краски. Таким образом получаются уникальные в своем роде произведения искусства, но и достичь запланированного результата будет довольно сложно.

Когда рисунок на густой основе готов, возьмите плотный лист бумаги (ватман) или однотонную ткань и осторожно положите его на поверхность воды. Следите, чтобы вторая сторона листа не намокла. Как только лист ровно ляжет на краски, также аккуратно снимите его плавным движением. Краски полностью перешли на бумагу, оставив в вашем распоряжении чистую поверхность густой основы для создания новых шедевров! Если на воде осталось чуть-чуть краски, уберите ее при помощи газеты.

Эбру — волшебное и многогранное искусство. Волшебство происходит во время работы. Но не только. Разглядывать картины в технике эбру тоже необычайно интересно, погружаешься в какой-то гипнотическое состояние.

Техник рисования по воде великое множество. Наверное, вы замечали, что под эбру понимаются иногда очень разные картины. Название общее, но в одной технике существует множество стилей и градаций, так уж вышло.

Примечательно, что для рисования по поверхности воды всегда использовались только натуральные красители, взятые из природы. Каждая картина уникальна, поскольку с одной работы можно сделать только один отпечаток, снятый листом бумаги с кюветки.

Некоторые книги учат подряд как можно рисовать на воде, но мы не будем валить все в кучу, а разберемся что есть что. Если вы уже начали заниматься эбру, то уже многое умеете, а знаете ли вы оригинальное название, в какой технике вам больше нравится работать?

Этот стиль возник еще в древние времена, где конкретно, точно нельзя сказать, но то, что это были страны Азии, доподлинно известно. Он был возможно заимствован турками, где и был впоследствии широко распространен. Многие турецкие художники тех времен занимались только им.

Техники рисования эбру

Не знаю почему, может быть туркам свойственно так детально все классифицировать, но у них принято делить технику эбру на множество разновидностей, пусть даже на наш взгляд они отличаются друг от друга на одну копейку.

Вероятно этим видом искусства в свое время занимались многие художники в Турции, каждый из которых привнес что-то новое, раскрыл потенциал каждого отдельного варианта, возможно, творил в большинстве своем в одной технике, которая ему больше всего удавалась или нравилась, был известен этим. Примеры старинных произведений мастеров рисования на воде можно найти в турецких музеях.

Различные стили в эбру определяются соответственно использованной техникой, а также получающимися при этом образцами. Различают следующие виды:

  1. Баттал эбру (Battal Ebru)

    Баттал эбру (Battal Ebru)

    Очень нежный стиль — это основной образец, с которого начинается каждая форма эбру (за исключением кумлу). Чтобы достигать мраморного эффекта, цвета на по капелькам наносятся на поверхность жидкости, где они распространяются естественным для себя образом. Техника баттал эбру используются для каллиграфии, для обрамления или как обложки для книг.

  2. Gel-Git Ebru

    Гель-гит эбру

    Гель-гит исходит из баттал эбру благодаря использованию иглы, при этом возникает повторяющийся орнамент.

  3. Şal Ebru

    Шаль эбру

    Шаль эбру — это видоизменение предыдущей техники, при которой узоры должны рисоваться случайно.

  4. Bülbül Yuvası (или иначе «гнездо соловья»)

    Эбру «гнездо соловья»

    Возник большей частью из баттал из-за снаружи внутрь рисующихся спиралей. Используется для книжных обложек, в зависимости от размера может вмещать в себя несколько рядом стоящих спиралей.

  5. Taraklı Ebru

    эбру гребнем

    Техника рисования эбру гребнем выполняется на основе 2 варианта, в то время как гребень (tarak) тянется в единственном скользящем движении вертикально для того, чтобы на поверхности образовался ровный узор.

  6. Taraklı Şal Ebru

    Таракли шаль

    Таракли шаль — это соединение обеих выше представленных техник.

  7. Hafif Ebru

    Хафиф — разновидность шаль эбру

    Хафиф — это форма шаль эбру, которая отличается более нежными цветами, это достигается за счет большого количества воды и воловьей желчи. Часто используются для написания текстов поверх узора.

  8. Neftli Battal Ebru

    Нефтли баттал

    Нефтли баттал основан на баттал эбру, терпентин примешивается в последний цвет. Таким образом получаются характерные «пустые» пятна.

  9. Çiçek Ebru

    технике «цветок» эбру

    Он назван так по мотивам цветов (çiçek значит цветок). Как правило, обычно рисование начинается с баттал эбру зеленого цвета, который формируется при помощи иглы на ручке, таким образом появляются листочки. Цвет цветочных лепестков художник капает на конец стебелька и иглой приводит к форме цветка. Два похожих цветка могут украшать переднюю и заднюю стороны обложки книги. Necmeddin Okyay и Mustafa Düzgünman — это имена художников, которые рисовали больше всего в этой технике «цветок» эбру, у них есть изображения чудесных тюльпанов, маргариток, маковых цветков, гвоздик, фиалок и гиацинтов.

  10. Эбру с каллиграфией

    Эбру с каллиграфией, то есть с красиво написанным текстом внутри. На бумагу наносится шрифт (каллиграфия это особая художественная форма), затем гуммиарабик (смола высохшего сока акаций), поэтому обработанные места остаются неприкосновенными при марморировании. Изобретатель техники Necmeddin Okyay, который делал сначала надписи на отдельном листе бумаги, буквы вырезал, обрабатывал и приклеивал на мраморируемую бумагу.

  11. Kumlu Ebru

    Кумлу возникает, если липкая субстанция, на поверхности которой возникает рисунок эбру, начинает терять качество. Смешивают краски — индиго с водой и воловьей желчью, потом каплями наносят по краю или в центре кюветки до тех пор пока вся поверхность не заполнится цветом. Трещины, которые в итоге образуются, похожи на структуру песка, отсюда название — от слова песок. Kilcikli Ebru образуется, если в 11 технике образуются структуры, похожие на галочки (название в переводе — рыбная кость).
  12. Akkase Ebru
    Обозначение эбру, в котором находятся разные цвета для обрамления и средней части с надписями. Места, которые не должны закрашиваться, оклеиваются как при стиле 10 перед работой или намазываются гуммиарабиком. Часто можно встретить как основу стиля хафиф, а рамку с более яркими цветами. В этом случае хафиф эбру используется сначала, затем на нем подготавливается предусмотренная для шрифта часть с гуммиарабиком, и наконец, на втором этапе делается марморирование с более сочным цветом.
  13. Украшение книг при помощи эбру

    Не является разновидностью техники эбру в настоящем смысле. Для работ, которые служат для украшения книг, миниатюр или картин, сусальное золото натирается в виде стружки или прибавляется в случае Altınlı Ebru уже при смешивании красок.

  14. Hatip Ebru

    Выходит из техники баттал эбру посредством создания друг от друга удаленных точек одного цвета, внутрь которых потом вносятся один за другим новые цвета. Таким образом можно получить различные фигуры, например, сердце, «причесанное» сердце, «колесо судьбы», клевер), звезд), и так далее.

Современное искусство эбру

Рассвет техники эбру произошел прежде всего в Турции, начиная с 18-ого и вплоть до начала 20-ого веков. В 18-ом веке возрос спрос на работы эбру, изготовленные машинным способом, которые однако далеко отставали от произведений, нарисованных вручную классическим методом.

Еще дальше от классического эбру находилсь представители стиля модерн (или по-французски арт нуво) как Коломан Мозер (Koloman Moser) и Йозеф Хоффман (Joseph Hoffman). Они изображали фигуры рыб, птиц, а также абстрактные мотивы.

Под их влиянием, а также других похожих работ техника рисования на воде с последней четверти 20-ого века развивалась все дальше и дальше от ее классических истоков.

Современная техника эбру

Один из известных представителей современного эбру — это американец Христофер Вайманн (Christopher Weimann). Под влиянием его искусства оказались художники из Турции как Nedim Sönmez, Feridun Özgören, Hikmet Barutçugil, Ahmet Saral, Köksal Çiftçi, Ahmet Çoktan, Peyami Gürel, и Ali İsmail Türemen.

Характерным для современных техник эбру является симбиоз с картиной. Также сформировались различные формы, которые характеризуются в разной степени проникновением эбру в картину, а также тем, что картины получаются в стиле абстрактной, наивной живописи.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png