Геоглифы на плато Наска, как и знаменитый затерянный город инков Мачу-Пикчу, - одна из самых загадочных достопримечательностей Перу. Гигантские геометрические фигуры, изображающие треугольники, спирали, линии, созвездия, а также обезьяну, паука, цветы, астронавта и колибри, размах крыльев которой превышает две сотни метров, были созданы в период между I и V веком н.э. Единого мнения о происхождении рисунков, нанесенных глубокими бороздами, и цели их создания нет до сих пор, несмотря на многие годы исследований.

Линии Наски впервые были замечены в 1939 году американским археологом Полом Косоком, который совершал перелет над плато. Он увидел, что линии фиксируют фазы луны и указывают на некоторые созвездия. Обнаружить такие параллели с земли было невозможно; различить фигуры по сей день можно только с воздуха. В дальнейшем их исследованием занималась Мария Райхе, и многие рисунки были открыты с её помощью. По мнению Райхе, геоглифы в пустыне являются самым большим календарем звездного неба под открытым небом в мире. Всего на плато Наска можно обнаружить порядка тридцати рисунков, 788 разнообразных геометрических фигур, в том числе трапеций, треугольников и спиралей, и тысячи линий и полос. В 1994 году геоглифы внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.









Для путешествия на плато Наска выбирайте легкую светлую одежду и закрытую обувь с жесткой подошвой. Лучшее время для осмотра геоглифов в пустыне - с декабря по март, когда можно рассчитывать на ясную солнечную погоду. Температура в этот период не опускается ниже +27°С. Даже отправляясь в путь ранним утром или с наступлением сумерек, не стоит забывать про солнцезащитный крем и головной убор.

Помимо геоглифов на плато Наска есть несколько других любопытных достопримечательностей. В частности, можно посетить руины Кауачи (Cahuachi) - самого главного и могущественного города древней цивилизации, где до сих пор продолжаются раскопки. В 5 километрах к востоку от Наски расположены акведуки Кантайок (Cantayoc), а в 30 километрах к югу находится некрополь Чаучилья (El cementerio de Chauchilla), большинство захоронений которого относят к V-VI вв. Мумии были найдены в первой половине прошлого века, однако археологическим памятником некрополь был признан только в 1997 году.

Как добраться

Плато Наска расположено в 380 километрах к юго-востоку от Лимы. Путь пролегает вдоль живописного тихоокеанского побережья, по автомагистрали 1S. Добраться из столицы в город Наска (Nazca) удобнее всего с пересадкой в Ика; путешествие на автобусе в среднем занимает семь с половиной часов. Билеты необходимо брать заранее, минимум за сутки. Будьте внимательны: из Лимы автобусы разных транспортных компаний (Oltursa, Cruz del Sur, TEPSA) отправляются с разных терминалов; к примеру, рейсы TEPSA - от одноименного терминала, расположенного на улице Avenida Javier Prado. При этом далеко не всегда отправные точки располагаются в центре города. Стоимость проезда в один конец составляет от 65 PEN (~$20,8) до 140 PEN (~$44,8) на человека. Автобусы отправляются несколько раз в сутки, в том числе поздно вечером и ночью.

Лучший способ увидеть геоглифы на плато Наска - отправиться в один из экскурсионных туров на небольших самолетах Cessna, которые организуют местные агентства. В хорошую погоду с воздуха можно увидеть большинство рисунков и линий; гиды прокладывают маршрут над самыми известными участками пустыни, в том числе теми, где изображены обезьяна, паук, колибри и другие животные.

Маршруты стартуют из городов Наска и Лима. Экскурсии стоит бронировать заранее: количество мест в самолетах ограниченно (как правило, не больше пяти пассажиров), и организовать такое путешествие на месте вряд ли получится. Их стоимость из города Наска, например, начинается от 150 долларов на человека; в цену включен трансфер из отеля до аэродрома, перелет и услуги местного гида. Такие туры проводятся ежедневно, главным образом в первой половине дня, однако время вылета и продолжительность путешествия зависят от количества намеченных на день полетов и погодных условий. В среднем экскурсия занимает чуть больше получаса.

Организованные экскурсии из Лимы обойдутся дороже; их стоимость начинается от 350 долларов на человека. В эту цену включен трансфер до аэродрома Наски, просмотр небольшого фильма о линиях в пустыне, перелет, а также обед в традиционном ресторане и посещение смотровой площадки на обратном пути.

Вертолетные экскурсии над плато Наска организуют несколько специализированных туристических компаний. Стоимость такого путешествия начинается от 350 долларов на человека; рейсы осуществляются ежедневно. Продолжительность экскурсии - 40 минут, в том числе время самого полета - 25 минут. Минимальное количество пассажиров - два человека.

Еще один вариант осмотра линий Наски - смотровая площадка на шоссе Панамерикана (El Mirador). Стоимость посещения составляет 2 PEN (~$0,6) с человека. В этом случае, в силу большой удаленности рисунков, удастся увидеть лишь два из них.

Расположение

Плато Наска расположено в одноименной провинции региона Ика, лежащего практически в центре тихоокеанского побережья .

Плато Пальпа

Плато Пальпа располагается на территории государства Перу (Южная Америка). Оно на 20 км севернее плато Наска, а по площади в два раза его меньше. Примечательно это природное образование геоглифами (геометрическая фигура, выполненная в земном грунте и имеющая длину не менее 4 метров), но пользуется гораздо меньшей популярностью у людей, нежели южный сосед. Объясняется это тем, что Наска было первым. Загадочные рисунки на нём изучают с 1946 года. Пальпа же стало известно широкой общественности в 1993 году, благодаря Эриху фон Дэникену (род. 1935).

Это швейцарец, по образованию уфолог. В 1968 году он издал бестселлер под названием «Колесницы богов? Неразгаданные тайны прошлого». Тираж книги составил 60 миллионов экземпляров. Данная цифра лишний раз подчёркивает, какой огромный интерес испытывают люди к загадкам и тайнам прошлого.

Именно этот человек и обратил внимание общественности на загадочные геоглифы Пальпа, которые по качеству и мастерству исполнения значительно превосходили соответствующие изображения на плато Наска. Создавалось впечатление, что на севере работали мастера с более высокой квалификацией. В то же время существует устойчивое мнение, что рисунки Пальпа по своему возрасту гораздо старше аналогичных творений Наска. Стало быть, живущая в этих местах древняя цивилизация со временем утратила определённые навыки. Такой вывод вызывает множество вопросов, ответов на которые ни у кого нет.

Плоская вершина холма. Природа такого создать не могла

Что бросается в глаза в первую очередь, так это необычные вершины холмов. Они абсолютно плоские. Создаётся впечатление, что все неровности на них срезаны каким-то неизвестным механизмом. В то же время склоны имеют обычный изрезанный природный рельеф. На плоских вершинах и располагаются загадочные линии и полосы. Они пересекаются, накладываются друг на друга. Это наводит на мысль, что вначале создавались одни полосы, а затем, уже на них наносились другие.

Ширина некоторых полос доходит до нескольких сотен метров, а длина достигает 20 км. При этом края идеально параллельные. Но поражают не только геометрические фигуры. На плато имеются антропоморфные геоглифы. Это изображения, напоминающие людей. Таковых на сегодняшний день насчитывается восемь. В наличии также есть изображения зверей и пернатых. Все они обладают разными размерами и выполнены с высоким мастерством.

Антропоморфный геоглиф

Основной же достопримечательностью плато Пальпа являются, пожалуй, очень сложные геометрические изображения. Даже с первого взгляда ни них чувствуется, что в этих творениях заложена какая-то скрытая информация. Вот только какая, для кого и зачем? Это непонятно.

Можно рассмотреть, к примеру, рисунок, состоящий из трёх кругов. Расположены они рядом друг с другом. Два крайних имеют маленькие диаметры, а центральный круг значительно превосходит их по размерам. Друг с другом круги соединены линиями и, таким образом, представляют собой единую композицию. Длина этого изображения составляет километр.

Изображения кругов

В композицию входят два треугольника, наложенные друг на друга и образующие звезду с шестью концами. В центре звезды находятся два круга разного диаметра. Меньший круг лежит в большем. В последнем, в свою очередь, имеются два пересекающихся друг с другом прямоугольника. В них изображён квадрат, а в его центре имеется изображение, напоминающее звезду с 16 лучами. Вокруг этих геометрических рисунков расположены маленькие ямы круглой формы. Некоторые окружности выполнены не сплошными линиями, а аналогичными круглыми ямами.

В километре от этих сложных по форме геоглифов находятся не менее сложные и своеобразные другие рисунки. Они также в комплексе образуют композицию, получившую название «солнечные часы». В центре располагается зигзаг, переходящий в спираль. Она образует шесть витков, по форме соответствующих кругам. Рядом находятся полосы и линии, хаотично пересекающие друг друга. На самом краю композиции имеется рисунок, напоминающий своими очертаниями человеческую голову. Венчают её рога, а под ней изображена змея.

Сложное геометрическое изображение «Солнечные часы»

Изображение данной рептилии нехарактерно для плато Пальпа. Оно также нехарактерно и для рисунков на плато Наска. Змей любили изображать инки. Они их рисовали везде, где только возможно. Особенно любили наносить ядовитых тварей на стены жилых зданий и дворцов. Змея у этой цивилизации ассоциировалась с мудростью и долгожительством.

Вызывает много вопросов ещё один геоглиф. Носит он название «Таблица». И действительно, сверху он очень её напоминает. Располагается таблица на плоской вершине и состоит из 15 продольных и 36 поперечных линий. Причём линии пунктирные, а в местах их пересечения образуются кресты. Рядом находится изображение человека. Его пересекает множество тонких линий. А их, в свою очередь, перекрывает окружность. Вдоль неё располагается восемь квадратов. Что это за композиция, для каких целей сделана – полная загадка.

Рисунки огромны, поэтому увидеть их можно, лишь поднявшись в воздух на самолёте, вертолёте или на воздушном шаре, если таковой имеется под рукой. Для чего же древняя цивилизация делала подобные изображения? Полностью рисунки даже сами художники увидеть не могли, если только у них не было какого-то летательного средства.

Это вызывает недоумение, но ещё больше поражает современного человека точность изображений. Те же окружности имеют идеальную форму. Можно допустить, что древние мастера использовали обычную верёвку. Вбивался колышек, в руки бралась верёвка, привязывалась к нему, и человек рисовал на земле идеальную круглую линию. Таким образом, и создавались шедевры в те далёкие времена.

Объяснение хорошее, но всё упирается в грунт плато. Климат в данной местности сухой, дождей нет, ветров тоже. Оставленный на земле след может сохранять свою форму столетиями. Недаром геоглифы дожили до наших дней. Если древние мастера использовали привычные для современных людей орудия труда, то находились в непосредственной близости от линий и фигур. Соответственно, почва должна хранить на себе следы древних людей.

Но ничего подобного вблизи геоглифов не наблюдается. Почва девственно ровная. Создаётся впечатление, что на неё никогда не ступала нога человека. Так как же делались изображения на грунте? Не мог же древний мастер подлетать к рабочей площадке по воздуху, а затем висеть в специальной люльке над землёй и творить шедевры, чей возраст оценивается в тысячу лет. Никакого разумного объяснения этому на ум не приходит.

Может быть, это инопланетяне изобразили самих себя

Напрашивается только одна версия – инопланетная. Представители с другой планеты посетили Землю, вступили в контакт с местными жителями и почему-то нанесли на грунт загадочные рисунки. Естественно, при этом использовались какие-то неизвестные современному человеку технологии. Видимо для инопланетян рисунки на грунте имели очень большое значение, так как была выбрана соответствующая местность с самым подходящим климатом.

Но плато Пальпа и Наска отнюдь не являются единственными в своём роде. Старожилы этих мест утверждают, что если идти на восток в горы, то можно встретить ещё несколько плато с загадочными геоглифами. По своей форме те более замысловатые и непонятные. Люди науки и туристы, однако, тяготеют пока лишь к плато Наска. Оно самое раскрученное и пользуется популярностью во всём мире. Плато Пальпа и неизвестные высокогорные равнины на востоке пока интереса ни у кого не вызывают. Впрочем, это дело времени. Наступит и их очередь. Но вот поможет ли это раскрыть тайну загадочных рисунков? Тут чёткого и ясного ответа нет.

Каких только чудес в себе не хранит древняя история! Сколько тайн еще не разгадано, и сколько из них не разгадают никогда! Однако, шагая в будущее, люди все глубже понимают прошлое и заменяют догадки и мифы реальной историей. Так, считается, что археологи уже окончательно разрешили загадку, которую таила в себе пустыня Наска. Окраина Перу стала знаменитой еще в 1947 году, когда появились первые научные публикации о непонятных линиях и загадочных рисунках. Позже возникла мысль о том, что это взлетно-посадочные полосы пришельцев. Многие жители планеты такую идею восприняли с интересом. Так и зародился миф.

Тайна геоглифов

Ученые и дилетанты на протяжении десятилетий пытались объяснить происхождение в пустыне геометрических узоров, занимающих площадь практически в 500 квадратных километров. Хотя на первый взгляд вполне понятна история их возникновения в Южном Перу. Пустыня Наска в течение нескольких столетий служила для древних индейцев холстом, на который они зачем-то наносили таинственные знаки. На поверхности лежат темные камни, и если их убрать, обнажатся светлые осадочные породы. Такой резкий контраст цветов и использовали перуанцы для создания рисунков-геоглифов: фоном для изображений служил темный цвет грунта. Пустынные районы они украсили прямыми линиями, трапециями, спиралями и огромными фигурами животных.

Пустыня Наска. Координаты рисунков

Эти знаки настолько огромные, что увидеть их можно только с самолета. Однако каждый желающий сегодня может полюбоваться таинственными символами, не выходя из дома, достаточно запустить на компьютере любую программу, демонстрирующую спутниковые снимки Земли. Координаты пустыни - 14°41"18.31"S 75°07"23.01"W.

В 1994 году необычные рисунки были включены в список памятников, которые составляют Всемирное культурное наследие. И тогда весь мир узнал, где находится пустыня Наска. Люди гадали о том, кому предназначалась таинственная галерея. Находящимся на небе богам, читающим человеческие души? А может, в этой древней стране инопланетяне сооружали когда-то космодром, вот и осталась разметка? Или это первый учебник по астрономии, где ход планеты Венера олицетворяет крыло какой-то птицы? А может, это фамильные знаки, которыми кланы отмечали населенные ими территории? Высказывалось даже предположение, что таким образом индейцы обозначали течение подземных ручьев, якобы это тайная карта водных источников. В общем, гипотез существовало великое множество, лучшие умы соревновались в толковании смысла начертанного, однако факты подбирать никто не торопился. Почти все предположения строились умозрительно - поехать в несусветную даль редко кто решался. Вот и оставалась пустыня Наска (фото ниже) одним из самых загадочных мест планеты, а ее древние жители - одной из наиболее интересных культур доколумбовой Америки.

Путь к разгадке

С 1997 по 2006 годы ученые самых разных областей знаний проводили в перуанской пустыне тщательное исследование. Факты, которые были ими собраны, напрочь развенчали все объяснения эзотериков. Никаких космических тайн не осталось! Оказалась вполне земной пустыня Наска. Рисунки ее тоже говорят о земном, даже слишком земном. Но обо всем по порядку.

Экспедиция в Перу

В 1997 году организованная немецким археологическим институтом экспедиция стала изучать геоглифы и культуру жителей Наска в окрестностях населенного пункта Пальпа. Место выбрали исходя из того, что оно находится в непосредственной близости от селений, где жили древние индейцы. «Чтобы понять значение рисунков, необходимо всмотреться в людей, создававших их», - говорили ученые.

Исследование ландшафта

В рамках проекта были изучены климатические особенности данной местности. Это и внесло ясность в происхождение символов. Раньше на месте, где сейчас раскинулась пустыня Наска, был ровный степной участок. Он образовался из котловины, разделяющей Анды и Береговую Кордильеру (еще одну горную цепь). Во времена плейстоцена она была заполнена осадочными породами и галечником. Вот и появился идеальный «холст» для нанесения всевозможных рисунков.

Пару тысячелетий назад здесь росли пальмы, паслись ламы, а люди жили, как в райском саду. Там, где сегодня простирается пустыня Наска, раньше случались даже сильные ливни и потопы. Но примерно в 1800 г. до н. э. климат стал значительно суше. Засуха выжгла травяную степь, поэтому людям пришлось расселиться в долинах рек - естественных оазисах. Но пустыня продолжила наступление и вплотную подобралась к горным хребтам. На 20 километров в сторону Анд сдвинулся ее восточный край, и индейцы были вынуждены уйти в горные долины, расположенные на высоте 400-800 метров над уровнем моря. А когда климат стал еще суше (около 600 г. новой эры), культура Наска и вовсе исчезла. Остались от нее только начертанные на земле таинственные знаки. Благодаря крайне сухому климату они сохранялись тысячелетиями.

Пустыня Наска. Рисунки

Изучив среду проживания творцов загадочных геоглифов, исследователи смогли их истолковать. Самые ранние линии появились около 3800 лет назад, когда в районе города Пальпа возникли первые поселения. Южные перуанцы свою «картинную галерею» создавали на открытом воздухе, среди скал. Они вырубали и процарапывали на коричнево-красных камнях различные узоры, химер и людей, и животных. «Революция в искусстве» произошла в перуанской пустыне где-то в 200 г. до н. э. Художники, которые раньше покрывали картинами только скалы, взялись разукрашивать наибольшее полотно, данное им самой природой, - простирающееся перед взором плато. Здесь мастерам было где развернуться. Но вместо фигуративных композиций теперь искусники отдавали предпочтение линиям и геометрическим фигурам.

Геоглифы - часть ритуала

Так для чего же создавались данные знаки? Уж точно не за тем, чтобы мы ими сегодня любовались. Ученые полагают, что рисунки были частью «святилища», это так называемые церемониальные фигуры, имеющие сугубо мистическое значение. Геофизики исследовали почву вдоль линий (их глубина составляет почти 30 сантиметров) и выявили, что она сильно уплотнена. 70 геоглифов, изображающих каких-то существ и животных, значительно вытоптаны, как будто веками тут ходили толпы людей. На самом же деле здесь проводились разные празднества, связанные с культом воды и плодородия. Чем плато становилось суше, тем жрецы чаще совершали магические церемонии, дабы призвать дождь. Из десяти трапеций и линий девять обращены в сторону гор, туда, откуда приходили спасительные осадки. Волшебство долгое время помогало, и несущие влагу тучи возвращались. Однако в 600 г. новой эры боги совсем разгневались на поселившихся в этом краю людей.

Развенчание мифа

Наибольшие рисунки в пустыне Наска появились в то время, когда дожди почти прекратились. Скорее всего, люди таким образом просили сурового индейского бога внять их страданиям, они надеялись, что хоть такие сигналы он заметит. Но бог оставался глух и слеп к мольбам. Дожди не шли. В конце концов индейцы оставили родной край и отправились искать цветущую страну. А через пару столетий, когда климат стал мягче, пустыня Наска вновь обрела жителей. Тут поселились люди, которые ничего не знали о предыдущих хозяевах этих земель. Только уходившие вдаль линии на земле напоминали о том, что когда-то здесь человек пытался заговорить с богами. Однако уже был забыт смысл рисунков. Сейчас лишь ученые начинают понимать причину появления этих письмен - громадных знаков, готовых, кажется, пережить вечность.

Линии Наска до сих пор вызывают массу разногласий относительно того, кто их создал и когда они появились. Странные начертания, четко просматриваемые с высоты птичьего полета, напоминают геометрические фигуры, ровные полоски и даже представителей фауны. Размеры геоглифов настолько велики, что понять, как нарисовали эти изображения не представляется возможным.

Линии Наска: история обнаружения

Странные геоглифы – начертания на поверхности земли, впервые были обнаружены в 1939 году на плато Наска в Перу. Американец Пол Косок, пролетая над плоскогорьем, заметил странные рисунки, напоминающие птиц и животных огромного размера. Изображения пересекались линиями и геометрическими фигурами, но выделялись настолько отчетливо, что усомниться в увиденном было невозможно.

Позднее в 1941 году Мария Райхе занялась исследованием странных начертаний на песчаной поверхности. Впрочем, сделать фото необычного места удалось лишь в 1947 году. Более полувека Мария Райхе посвятила расшифровке странных символов, но окончательного заключения так и не было предоставлено.

Сегодня пустыня считается заповедной зоной, а право на ее исследование передано Перуанскому институту культуры. В связи с тем, что изучение такой обширной локации требует огромных вложений, дальнейшие научные работы по расшифровке линий Наски пока приостановлены.

Описание рисунков Наски

Если смотреть с воздуха, линии на равнине видны отчетливо, но, прогуливаясь по пустыне, вряд ли удастся понять, что на земле что-то изображено. По этой причине их и не обнаружили до тех пор, пока авиация не стала более развитой. Небольшие горки на плато искажают картинки, которые нанесены путем траншей, прорытых по всей поверхности. Ширина борозд достигает 135 см, а их глубина от 40 до 50 см, при этом почва идентична везде. Именно за счет внушительного размера линий они видны с высоты, хоть и малозаметны в процессе ходьбы.

Среди иллюстраций отчетливо заметны:

  • птицы и животные;
  • геометрические фигуры;
  • хаотичные линии.


Размеры нанесенных изображений довольно велики. Так, кондор раскинулся на расстояние практически в 120 м, а ящерица в длину достигает 188 м. Существует даже рисунок, напоминающий астронавта, высота которого 30 м. Манера нанесения геоглифов идентична, а линии поражают своей ровностью, ведь даже при наличии современной техники провести подобную траншею кажется невозможным.

Гипотезы природы возникновения линий

Ученые из разных стран пытались выяснить, куда указывают линии и кем они были проложены. Существовала теория о том, что такие изображения были нанесены инками, но исследования доказали, что они были созданы гораздо раньше существования народности. Приблизительным периодом, которым датируется появление линий Наска, считается II век до н. э. Именно в это время на территории плато обитало племя Наска. В деревне, принадлежащей народу, были найдены наброски, напоминающие нанесенные в пустыне рисунки, что еще раз подтверждает догадки ученых.

Марией Райхе были расшифрованы некоторые символы, которые позволили ей выдвинуть гипотезу о том, что рисунки отражают карту звездного неба, а значит, использовались в астрономических или астрологических целях. Правда, впоследствии эта теория была опровергнута, так как лишь четверть изображений подходила под известные астрономические тела, что кажется недостаточным для точного заключения.

В настоящий момент так и не известно, зачем были нанесены линии Наска и как народ, не владевший навыками письма, сумел воспроизвести подобные начертания на площади в 350 кв. км.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png