Ассирия - страна, расположенная в среднем течении Тигра и Евфрата. Эти реки здесь бурные и имеют очень глубокое русло. Их разлив был выражен в Ассирии гораздо менее ярко, так что значительная часть территории страны им вовсе не затрагивалась. Большая часть речной долины засушлива. Урожай в значительной степени зависел от дождей, которых выпадало больше, чем в Вавилонии. Искусственное орошение не играло большой роли. Кроме того, Ассирия отличалась гористым рельефом. Горы, окаймлявшие страну с востока, с севера и с запада, частично были покрыты лесами. На равнинах Ассирии водились львы, слоны, леопарды, дикие ослы и лошади, кабаны, в горах - медведи и лани. Охота на львов и леопардов была любимым развлечением ассирийских царей. В горных районах добывались разные сорта камня, в том числе мрамора, руды металлов (медь, свинец, серебро, железо). Важную роль в хозяйстве помимо земледелия играли охота и скотоводство. Выгодное географическое положение на пересечении караванных путей способствовало раннему развитию торговли.

В начале III тыс. до н. э. основным населением северо-восточной Месопотамии были субареи, связанные с одним из древнейших народов Передней Азии хурритами, главным районом расселения которых была северо-западная Месопотамия. Отсюда хурриты позднее распространились по Сирии, Палестине и Малой Азии. Во второй половине III тыс. до н. э. происходит усиленная семитизация Северной Месопотамии. Формируется этнос ассирийцев, говоривших на своем диалекте аккадского языка. Тем не менее хурритские традиции долгое время сохранялись на восточной окраине Ассирии, за Тигром.

Говоря об источниках по ассирийской истории, нужно выделить среди них памятники материальной культуры из раскопок крупнейших городов. Переломным событием в изучении ассирийских древностей стало открытие английским дипломатом Г. О. Лэйярдом в 1847 г. при раскопках холма Куюнджик, северо-восточнее Мосула (современный Ирак), ассирийской столицы Ниневии. В ней Лэйярд открыл развалины погибшего в пожаре дворца царя Ашшурбанапала с огромной библиотекой книг, написанных на глиняных табличках. Именно находки Лэйярда легли в основу богатейшей коллекции ассирийских древностей Британского музея. Французский дипломат Ботта в 1843 г. обнаружил в районе деревни Хорсабад крепость и царскую резиденцию Дур-Шаррукин, построенную Саргоном II. Эти находки и положили начало новой науке - ассириологии.

Главную группу письменных источников составляют клинописные тексты из библиотеки Ашшурбанапала и других дворцовых комплексов. Это дипломатические документы, письма и донесения жрецов и военачальников, административно-хозяйственная документация и т. д. Из юридических памятников выделяются так называемые среднеассирийские законы (середина II тыс. до н. э.): 14 табличек и фрагментов, найденных при раскопках в Ашшуре. Собственно исторической литературы в Ассирии не существовало, однако составлялись «царские списки» и летописи отдельных царей, в которых они восхваляют свои подвиги.

Информацию об Ассирии сохраняют также источники, происходящие из других стран (например Ветхий Завет Библии). Античные авторы (Геродот, Ксенофонт, Страбон) также пишут об Ассирии, однако они мало знают о ее истории, и сообщаемые ими сведения часто носят полулегендарный характер.

Периодизация истории Древней Ассирии

  • 1. Староассирийский период (XX-XVI вв. до н. э.).
  • 2. Среднеассирийский период (XV-XI вв. до н. э.).
  • 3. Новоассирийский период (X-VII вв. до н. э.).

Древняя Ассирия

Собственно Ассирия занимала небольшую территорию вдоль верхнего течения Тигра, которая протянулась от нижнего течения Заба на юге до гор Загра на востоке и до гор Масиос на северо-западе. К западу открывалась обширная сирийско-месопотамская степь, которую в северной части пересекали горы Синджара. На этой небольшой территории в разное время возникали такие ассирийские города, как Ашшур, Ниневия, Арбела, Калах и Дур-Шаррукин.

В конце XXII в. до н. э. Южная Месопотамия объединяется под эгидой шумерских царей из третьей династии Ура. В следующем веке они уже устанавливают свой контроль и в Северной Месопотамии.

Таким образом, на рубеже III и II тысячелетий до н. э. еще трудно было предвидеть превращение Ассирии в могучую державу. Лишь в XIX в. до н. э. ассирийцы делают свои первые военные успехи и устремляются далеко за пределы занимаемой ими территории, которая по мере роста военного могущества Ассирии постепенно расширяется. Так, в период своего наибольшего развития Ассирия простиралась на 350 миль в длину, а в ширину (между Тигром и Евфратом) от 170 до 300 миль. По словам английского исследователя Г. Роулинсона, вся площадь, занимаемая Ассирией,

«равнялась не менее как 7500 квадратным милям, т. е. покрывала пространство больше того, которое занимают… Австрия или Пруссия, вдвое с лишним больше Португалии и немногим меньше Великобритании».

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Ассирия Чуть южнее государства хеттов и к востоку от него, в районе среднего течения Тигра, в начале II тысячелетия до н.э. формировалась одна из крупнейших держав ближневосточной древности – Ассирия. Здесь издавна проходили важные торговые пути, причем транзитная

Из книги Нашествие. Суровые законы автора Максимов Альберт Васильевич

АССИРИЯ А теперь снова вернемся на страницы безымянного интернет-сайта. Процитирую одно из утверждений его авторов: «Современные историки не могут увязать высокоразвитую Арабскую Цивилизацию раннего средневековья с жалким видом, который представляет арабский мир в

Из книги Русь и Рим. Русско-Ордынская Империя на страницах Библии. автора

1. Ассирия и Россия Ассирия на страницах Библии.В «Библейской энциклопедии» читаем: «Ассирия (от Ассура)… - это могущественнейшая империя в Азии… По всей вероятности, Ассирия была основана Ассуром, построившим Ниневию и другие города, а по другим [источникам] -

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Глава XIV. Ассирия Природа Ашшурбанипал пирует в беседке. Рельеф из Куюнджика Собственно Ассирия занимала небольшую территорию вдоль верхнего течения Тигра, которая тянулась от нижнего течения Заба на юге до гор Загра на востоке и до гор Масиос на северо-западе. К

Из книги Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории автора Гуляев Валерий Иванович

Ассирия и Вавилон С XIII в. до н. э. начинается длительное противоборство Вавилона с быстро набирающей силу Ассирией. Бесконечные войны и столкновения этих двух государств – излюбленная тема клинописных глиняных табличек, хранившихся в дворцовых архивах ассирийских и

Из книги Древние цивилизации автора Бонгард-Левин Григорий Максимович

АССИРИЯ В III И II ТЫСЯЧЕЛЕТИЯХ ДО Н. Э. Еще в первой половине III тыс. до н. э. в Северной Месопотамии, на правом берегу Тигра, был основан город Ашшур. По имени этого города стала называться и вся расположенная на среднем течении Тигра страна (в греческой передаче - Ассирия). Уже

Из книги Древняя Ассирия автора Мочалов Михаил Юрьевич

Ассирия - Элам Внутренними проблемами Ассирии, начавшимися еще при жизни Тукульти-Нинурты, не преминули воспользоваться эламиты. Согласно хроникам, эламитский правитель Кидин-Хутран II напал на третьего ассирийского ставленника на касситском троне - Адад-Шума-Иддина,

Из книги Искусство Древнего Мира автора Любимов Лев Дмитриевич

Ассирия. Не раз отмечалось, что ассирийцы отнеслись к своим южным соседям, вавилонянам, примерно так, как впоследствии римляне к грекам, и что Ниневия, столица Ассирии, была для Вавилона тем, чем Риму суждено было стать для Афин. В самом деле, ассирийцы заимствовали религию,

Из книги История древней Ассирии автора Садаев Давид Челябович

Древняя Ассирия Собственно Ассирия занимала небольшую территорию вдоль верхнего течения Тигра, которая протянулась от нижнего течения Заба на юге до гор Загра на востоке и до гор Масиос на северо-западе. К западу открывалась обширная сирийско-месопотамская степь,

Из книги Книга 1. Библейская Русь. [Великая Империя XIV-XVII веков на страницах Библии. Русь-Орда и Османия-Атамания - два крыла единой Империи. Библейский пох автора Носовский Глеб Владимирович

1. Ассирия и Россия 1.1. Ассирия-Россия на страницах Библии Библейская Энциклопедия говорит: «АССИРИЯ (от Ассура)… - МОГУЩЕСТВЕННЕЙШАЯ ИМПЕРИЯ В АЗИИ… По всей вероятности, Ассирия была основана АССУРОМ, построившим НИНЕВИЮ и другие города, а по другим [источникам] -

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

3.3. АССИРИЯ В XV – XI ВВ. ДО Н. Э. Ассирия, область на верхнем Тигре, была населена семитами и хурритами, еще в III тысячелетии до н. э. воспринявшими шумерскую культуру. Ашшур, главный город Ассирии, прежде входил в состав «Царства Шумера и Аккада». В эпоху волны варварских

автора Бадак Александр Николаевич

1. Ассирия в X–VIII в.в. до н. э В конце II тысячелетия арамейским вторжением Ассирия была оттеснена на свои прежние территории.В начале I тысячелетия до н. э. Ассирия не имела возможности вести захватнические войны. В свою очередь это привело к тому, что между различными

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Ассирия при Ашшурбанапале В конце своего правления Асархаддон решил передать престол Ассирии своему сыну Ашшурбанапалу, а другого сына, Шамашшумукина, сделать царем Вавилона. Еще при жизни Асархаддона с этой целью населения Ассирии было приведено к присяге

Из книги Быстьтворь: бытие и творение русов и ариев. Книга 1 автора Светозаръ

Pyсколань и Ассирия В XII веке до с.л. под влиянием Ассирии и Нового Вавилона в Иране укореняется имперская идеология. После вытеснения из Ирана русов и ариев (кисейцев) парсы и мидяне-иезды возвратились в местности, которые занимали более 500 лет назад. Однако вскоре между

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Вавилон и Ассирия Религия древних шумеров Наряду с Египтом, родиной еще одной древнейшей цивилизации стало нижнее течение двух больших рек – Тигра и Евфрата. Эту область назвали Междуречье (по-гречески Месопотамия), или Двуречье. Условия исторического развития народов

Ассирийское государство считается первой империей в истории человечества. Держава, где процветал культ жестокости, просуществовала до 605 года до н.э. пока ее не уничтожили объединенные силы Вавилона и Мидии.

Рождение Ашшура

Во II тысячелетии до н.э. климат на Аравийском полуострове ухудшился. Это заставило аборигенов покинуть исконную территорию и отправиться на поиски «лучшей жизни». Среди них были и ассирийцы. В качестве новой родины они выбрали долину реки Тигр и основали на ее берегу город Ашшур.

Хоть место для города было выбрано благодатное, однако наличие более могущественных соседей (шумеров, аккадцев и других) не могло не отразиться на жизни ассирийцев. Им приходилось быть лучшими во всем, чтобы выжить. Ключевую роль в молодом государстве стали играть купцы.

Но политическая независимость пришла позже. Сначала Ашшур побывал под контролем Аккада, затем Ура, захватывал его и вавилонский царь Хаммурапи, а после – город оказался в зависимости от Митании.

Под властью Митании Ашшур находил около ста лет. Но при царе Салманасаре I произошло укрепление государства. Результат - уничтожение Митании. А ее территория, соответственно, отошла к Ассирии.

Тиглатпаласар I (1115 – 1076 гг. до н.э.) сумел вывести государство на новый уровень. С ним стали считаться все соседи. Казалось, что «звездный час» близок. Но в 1076 году до н.э. царь умер. И среди претендентов на трон не нашлось достойного сменщика. Этим воспользовались кочевники-арамеи, которые нанесли несколько сокрушительных поражений ассирийским войскам. Территория государства резко сократилась – из-под власти выходили захваченные города. В конечном итоге у Ассирии остались лишь исконные земли, а сама страна оказалась в глубочайшем кризисе.

Новоассирийская держава

Больше двухсот лет потребовалось Ассирии, чтобы оправиться от удара. Лишь при царе Тиглапаласаре III, который правил с 745 по 727 годы до н.э. началось возвышение государства. Первым делом правитель разобрался с Урартским царством, сумев покорить большинство городов и крепостей противника. Затем были удачные походы в Финикию, Сирию, Палестину. Венцом деятельности Тиглапаласара III стало восхождение на вавилонский престол.

Военный успех царя напрямую связан с проводимыми им реформами. Так, он реорганизовал армию, которая раньше состояла из землевладельцев. Теперь же в нее набирали солдат, у которых не было своего участка, а все расходы по материальному обеспечению взяло на себя государство. По сути, Тиглапаласар III стал первым царем, в распоряжении которого находилась регулярная армия. Кроме этого, большую роль в успехах сыграло применение металлического оружия.

Следующему правителю Саргону II (721 -705 г. до н.э.) была уготована роль великого завоевателя. Почти все время своего правления он провел в походах, присоединяя новые земли, а также подавляя восстания. Но самая значимая победа Саргона – это окончательный разгром Урартского царства.

Вообще, это государство долгое время считалось главным противником Ассирии. Но воевать напрямую урартские цари опасались. Поэтому они всячески подталкивали к восстанию те или иные народы, зависимые от страны Ашшур. Неожиданную помощь ассирийцам оказали киммерийцы, пусть они и сами того не хотели. Урартский царь Руса I потерпел сокрушительное поражение от кочевников и таким подарком Саргон не мог не воспользоваться.

Падение бога Халди

В 714 году до н.э. он решил покончить с врагом и двинулся вглубь страны, но переходы по горам давались нелегко. К тому же, Руса, думая, что враг направляется к Тушпе (столица Урарту) стал собирать новое войско. И Саргон решил не рисковать. Вместо столицы он атаковал религиозный центр Урарту – город Мусасир. Такого Руса не ожидал, поскольку был уверен в том, что ассирийцы не посмеют осквернить святилище бога Халди. Ведь его чтили в северной части Ассирии. Руса был так уверен в этом, что даже спрятал в Мусасире государственную казну.

Итог печален. Саргон захватил город и его сокровища, а статую Халди велел отправить в свою столицу. Такого удара Руса не смог пережить и покончил с собой. Культ Халди в стране сильно пошатнулся, а само государство оказалось на краю гибели и больше не представляло для Ассирии угрозы.

Гибель империи

Ассирийская империя росла. Но политика, которую проводили ее цари в отношении захваченных народов, приводила к постоянным бунтам. Разрушение городов, истребление населения, жестокие казни царей поверженных народов – все это вызывало ненависть к ассирийцам. Например, сын Саргона Синаххерриб (705–681 до н.э.), после подавления восстания в Вавилоне, часть населения казнил, а оставшуюся – депортировал. Сам город он разрушил и залил водами Евфрата. И это было неоправданно жестоким поступком, ведь вавилоняне и ассирийцы – родственные народы. Более того, первые всегда считали вторых своими младшими братьями. Это, возможно, и сыграло определенную роль. Синаххерриб решил избавиться от надменной «родни».

Ассархаддон, пришедший к власти после Синаххерриба, Вавилон отстроил заново, но ситуация накалялась с каждым годом. И даже новый всплеск величия Ассирии при Ашшурбанипале (668–631 до н.э.) не мог остановить неизбежного краха. После его смерти страна погрузилась в бесконечные распри, чем вовремя воспользовались Вавилон и Мидия, заручившись поддержкой скифов, а также арабских князьков.

В 614 году до н.э. мидийцы разрушили древний Ашшур – сердце Ассирии. Вавилоняне в захвате города не участвовали, по официальной версии – опоздали. На самом деле им просто не хотелось участвовать в уничтожении святынь родственного народа.

Спустя два года пала и столица - Ниневия. А в 605 году до н.э. в битве при Каркемише царевич Навуходоносор (который потом прославится своими висячими садами) добил ассирийцев. Империя погибла, но не погиб ее народ, который сохранил свою самоидентичность и по сей день.

  • История Ассирии, кратко описанная в данной статье, полна завоеваний. Это было одно из государств древности, которые сыграли значительную роль в развитии истории Месопотамии. Изначально Ассирия не была сильной державой - государство Ассирия занимало небольшую территорию , и на протяжении всей своей истории его центром был город Ашшур. Жители Ассирии освоили земледелие, выращивали виноград, чему способствовало естественное орошение в виде дождей или снегов. Также для своих нужд они использовали колодцы, и, построив ирригационные сооружения, сумели поставить реку Тигр себе на службу. В более засушливых восточных регионах Ассирии чаще занимались скотоводством, чему способствовало изобилие зеленых лугов на горных склонах.

  • Первый период назван Староассирийским . В то время как большая часть простого населения Ассирии занималась скотоводством и земледелием, в городе Ашшур, через который проходили основные торговые пути, по которым торговые караваны проходили из Малой Азии и Средиземноморья в Месопотамию и Элам. Все это позволили
  • Ассирию, и в первую очередь, ее правителя. На границе 2 и 3 тысячелетия Ашшур уже пытался основывать свои торговые колонии, и начал завоевывать колонии соседних государств.
    Страна Ассирия была рабовладельческим государством, однако в этот период родовой строй, от которого общество уже успело отойти, все еще оставлял свое влияние. Царю принадлежало большое количество земель и хозяйств, не меньше прибрало к рукам и жречество. Тем не менее, община владела большей частью земли в государстве.

  • В 20 веке до н.э. возле Евфрата обрело могущество государство Мари, и торговцы из страны Ассирия потеряли большую часть прибыли, чему также поспособствовало переселение амореев в Месопотамии. В результате армия Ассирии, развившая на тот момент прогрессивные осадные орудия, направилась на запад и юг. В ходе этих войн Ассирии подчинились северные города Месопотамии и само государство Мари. Именно тогда образовалось не просто государство, а целое царство Ассирия, являющееся одной из наиболее влиятельных сил на древнем Ближнем Востоке.
    Правители государства, в конце концов, осознали, насколько большие территории они захватили, поэтому государство Ассирия было полностью реорганизовано.
  • Царь возглавил огромный правительственный аппарат, сосредоточил в своих руках судебную власть и стал верховным главнокомандующим. Территория государства была разделена на хальсумы, которыми руководили избранные царем наместники. Население было обязано выплачивать налоги в царскую казну, и выполнять те или иные трудовые повинности. В армию стали набирать воинов-профессионалов, а в некоторых случаях использовали ополчение. Староассирийский период завершился упадком - государство Хеттов, Египет и Митанни подорвали влияние Ассирии на своих рынках.
  • Далее последовал Среднеассирийский период , в ходе которого царство Ассирия пыталось восстановить свое влияние. В 15 веке Ассирия заключила союз с Египтом, в результате чего пошатнулась власть Вавилонии. Вскоре царь Ашшур-убаллит 1 поставил на вавилонский трон своих приближенных. Митанни пала, спустя сотню лет Ассирия захватила Вавилон, и направляла успешные экспедиции на Кавказ. Однако войны были столь частыми и непрерывными, что в 12 веке до н.э. империя Ассирия ослабла. Спустя полвека ситуация немного исправилась, однако позже в Переднюю Азию вторглись арамеи, захватив Ассирию и поселившись на ее территории, притом исторически сведений о периоде длинной в 150 лет с этого момента не осталось.
  • Наибольшего расцвета и достижений империя Ассирия достигла в третий период своего существования (Новоассирийский период), распространив свое влияние от Египта до Вавилона и части Малой Азии. Однако на смену старым врагам пришли новые - в 6 веке до н.э. по Ассирии неожиданно нанесли удар мидийцы, предавшие союз. Подорванное могущество Ассирии сыграло на руку Вавилону, который в 609 г. до н.э. захватил последние территории, принадлежащие ассирийскому государству, после чего оно навсегда покинуло мир.

Культура

Искусство

Безусловно, одним из наиболее развитых государств древнего Ближнего востока являлась Ассирия. И, в то время как ассирийские войска бороздили просторы соседних стран, присоединяя и захватывая их, в наиболее крупных городах развивалось и совершенствовалось искусство Ассирии. Однако истоки его следует искать в еще более древних временах....

Города

На протяжении почти всей истории города Ассирии, первым из которых был Ашшур, являлись центром культуры и торговой деятельности всего края. Ашшур являлся столицей Ассирии, и оставался ей вплоть до гибели ассирийского государства под ударами вавилонян. Город был назван так в честь верховного божества ассирийского пантеона - Ашшура. Вероятнее всего, он был построен на месте древних поселений....

Столица

Столица Ассирии на протяжении большей части истории этой древней империи находилась в городе Ашшур, также известный как Ассур. Именно он дал название всему государству.

Карта Ассирии

Древнее государство Ассирия было одним из самых влиятельных на Ближнем Востоке. Карта Ассирии постоянно менялась, так как ее цари то и дело проводили завоевания, и присоединяли новые земли. Не обходилось и без завоеваний со стороны.

Царь Ассирии

В отличие от древних Аккада и Египта царь (царица) Ассирии никогда не был почитаем как бог.

Территория

Территория Ассирии за все время существования этого государство постоянно изменялась, так как и сами ассирийцы постоянно вели захватнические войны, так и их соседи то и дело совершали набеги.

Правители Ассирии

Изначально правители Ассирии не отыгрывали решающей роли в государстве. На ранних этапах истории города Ашшур, и образованного вокруг него государства, царь являлся лишь высшим сановником жречества, и ведал лишь некоторыми вопросами в городе, а в военное время мог возглавлять войска.

Войны

В ранний период существования Ассирия не была воинственным государством. Развивалось оно за счет активной торговли, и долгое время находилось под владычеством других цивилизаций.

Законы

Законы Ассирии на протяжении всей истории отличались краткостью содержания и чрезвычайной жестокостью.

Боги

Жители Древней Мессопотамии поклонялись единому пантеону богов, лишь иногда у разных народов несколько отличались имена и силы, которым покровительствовали их божества. Боги Ассирии не были исключением из этого правила.

Армия

Армия Ассирии была одной из наиболее могучих в свое время. Ассирийские полководцы были мастерами осадного дела, а в бою они использовали различные виды тактики.

Падение Ассирии

Ассирийская империя, просуществовавшая почти полторы тысячи лет, в конце 6 века до н.э. была уничтожена.

Религия

Религия Ассирии была тесно связана со всем религиозным культом, который исповедовался народами Месопотамии.

Географическое положение Ассирии

Местность вдоль рек Евфрат и Тигр была чрезвычайно благоприятной для проживающих здесь народов.

Река в Ассирии

Главная река в Ассирии, которая играла важную роль в развитии государства, называется Тигр.

Завоевание Ассирии

Ассирия на протяжении большей части своей истории занималась постоянными завоеваниями.

Архитектура

В период с 11 по 7 века до н.э. Ассирия стала наиболее могучим рабовладельческим государством в Передней Азии.

Письменность

Историки сумели узнать многое про письменность Ассирии благодаря множественным глиняным табличкам, найденным в руинах древних городов.

Достижения

Несомненно, Ассирия являлась одним из самых могущественных государств в истории Древней Месопотамии. Ее история продлилась почти 1,5 тыс. лет, в ходе которой небольшое номовое государство превратилось в могучую империю.

Рельефы

В 9 веке до н.э. во время правления царя Ашшурнасирпала II Ассирия достигла наибольшего в своей истории расцвета.

2. Ассирия – первый опыт создания «мировой империи» и его провал

Циркуммесопотамская цивилизация

егодня мы поговорим о цивилизации, охватывавшей значительные географические пространства и, пожалуй, одной из самых пестрых в лингвистическом отношении. Я предпочитаю называть ее циркуммесопотамской, от «цирку́м» - «вокруг», поскольку Месопотамия была ее основным ядром и окружающие лингвистические группы вовлекались в орбиту уже вот этой, собственно, изначально месопотамской культуры.

Более узко можно выделить первичную основу этой группы – это шумеры, которые, собственно, и создали первую в Междуречье цивилизацию, т.е. систему, которая обладает всеми теми признаками цивилизации, о которых мы говорили. Это города, государственность, достаточно хотя бы номового типа, изобразительное искусство – особенно важно существование уже выраженной архитектурной традиции – и, конечно же, фонетическая письменность. Не просто пиктограммы, а система знаков, отражающая фонетическое звучание слова, слога, конкретного элемента речи.

Все эти признаки мы обнаруживаем у шумеров. До шумеров в этом регионе существовали другие культуры – убейдская, самарийская – но они не вышли на тот уровень, который смогли достичь шумеры.

Давно идет спор о том, кто вообще первым придумал фонетическую письменность на Древнем Востоке, шумеры или египтяне. Для нас в данном случае этот момент не актуален, важно, что мы можем говорить о двух очагах, двух автономных, значительно изолированных друг от друга территориях, в которых возникла письменность. Даже если какие-то влияния, возможно, существовали, они не определили характер этих письменных систем. Нельзя сказать, что шумерское влияние определило характер египетской иероглифики, и точно так же невозможно сказать, что египетская иероглифика существенно повлияла на шумерскую систему письма. Это были совершенно самостоятельные модели, жизнеспособные и весьма устойчивые в историческом времени.

Шумерская письменность – это очень важный элемент, поскольку вокруг последующей же шумерской клинописи формировалась литературная культура не только Месопотамии, но и прилегающих территорий. Не сразу шумерская письменность приняла вид клинописи. Сначала это была иероглифика, идеографическое письмо, которое постепенно эволюционировало в алфавит, точнее в письменность, имевшую одновременно слоговое и идеографическое значение. Т.е. каждый элемент письменности в клинописи шумеров мог означать либо некое коренное значение слова, либо слог. И, обрисовав очень кратко вот эту картину шумерской культуры, не вдаваясь в ее подробности, мы теперь можем сказать, что шумерские достижения постепенно транслировались на окружающие народы.

В первую очередь нужно сказать о семитах северной Месопотамии – аккадцах, которые переняли во многом не только систему верований древних шумеров или, скажем так, переименовали, переиначили свою религиозную систему в соответствии с шумерской, но и восприняли от шумеров клинопись, т.е. систему фиксации информации, систему передачи информации.

И вот этот момент чрезвычайно важен для того, чтобы мы могли определить внешние границы цивилизации. Вот это восприятие на раннем этапе шумерской письменности, в частности, аккадцами, позволяет нам говорить о вовлечении аккадцев в орбиту цивилизации, ядром которой были шумеры.

И здесь тоже очень важный момент в нашей теории. Дело в том, что аккадцев среди всех семитов можно считать первым сообществом, вышедшим на цивилизационную стадию, т.е. первым, достигшим стадии цивилизации, обретшими города, государственность, письменность, литературу, архитектуру и т.д. И поэтому, собственно, мы можем говорить, что все остальные семиты, не создавшие собственной текстуальной религии, вовлекались в орбиту той же цивилизации, к которой принадлежали аккадцы.

Таким образом, мы можем говорить, что и ханаанское население Леванта, и семитское население юго-западной Аравии в той или иной степени вовлекалось в жизнь этой цивилизации. И даже впоследствии, когда южные аравийцы переправились через пролив и стали заселять северо-восточную Африку, то и там эта цивилизация получила свое распространение.

Кроме семитов, в орбиту той же цивилизации были вовлечены эламиты. Собственно, происхождение эламитов, лингвистическая идентичность эламитов, как и лингвистическая идентичность шумеров, остается загадкой до настоящего времени. Существует множество теорий о том, откуда пришли шумеры и откуда пришли эламиты, на каких языках они разговаривали, на языках каких групп, но на сегодняшний день все же мы можем говорить о том, что это были два языка-изолята. Трудно доказать родство шумерского или эламского языков с какими-либо другими языками.

Эламиты во многом переняли архитектурные достижения шумерской культуры. И, кроме этого, с какого-то момента они полностью перешли на шумерскую клинопись. До этого у эламитов, или, точнее, протоэламитов, потому что до сих пор протоэламские надписи не расшифрованы, была иероглифическая письменность, которая остается пока что еще загадкой для историков. И мы не можем уверенно сказать, что протоэламская письменность передавала язык эламитов. Можно предположить, что это именно так, но пока что она не расшифрована. Так вот, протоэламиты имели свою иероглифическую письменность, но впоследствии они перешли на клинопись, основанную на тех же логографических и силлабических принципах, на которых строилась шумерская клинопись. Таким образом, мы можем говорить, опять же, что эламиты также вовлекаются в орбиту этой же цивилизации.

И впоследствии в орбиту этой цивилизации вовлекается целый ряд других народов, говорящих уже на совсем других языках. Это хурриты, урарты и хетты. Хурриты и урарты говорили на языках хуррито-урартской группы, возможно, можно проследить ее родство с современными вайнахскими языками, шире – нахско-дагестанскими.

И хетты, которые были по языку своему индоевропейцами и занимали центральную часть Малой Азии. Хурриты заимствовали литературу и письменность у аккадцев, хурритская литература и письменность была во многом заимствована хеттами, таким образом, мы видим вот эту очень пеструю, яркую картину множества самобытных, оригинальных культур, которые при этом все же могут быть отнесены к кругу одной общей цивилизации, ядром которой были шумеры.

Итак, шумерская культура была воспринята в Северной Месопотамии семитами. В то время это население говорило на аккадском языке. Постепенно аккадцы ассимилировали шумеров, и шумеры исчезли с исторической сцены примерно на рубеже III–II тыс. до н. э. Хотя шумерский язык продолжал изучаться, он сохранялся как язык книжного знания буквально до рубежа эр. «я рос в аккадском городе шумеры // пропали как болотные огни // они однажды многое умели // но мы пришли и где теперь они» .

Шумерский – аккадский – арамейский

В лингвистическом плане нужно отметить одну интересную деталь. Примерно со времен новоассирийского периода ассирийцы переходят с аккадского языка на арамейский. Арамеи, или, как их еще называют, халдеи – это племена Северной Аравии, которые постепенно притекали на территорию Междуречья, на территорию Месопотамии, заселяя ее. Арамейский язык получил функцию lingua franca, языка международного общения, достаточно рано. И даже народы, которые изначально на нем не говорили, особенно родственные арамеям в лингвистическом плане народы, в частности аккадцы или древние евреи, постепенно переходили на арамейский язык. И, например, поздние записи ассирийцев – это уже скорее арамейский язык с заметным аккадским влиянием. Я бы так сказал.

После гибели ассирийского государства, о которой мы будем говорить в следующей лекции, наследником Ассирии стало Нововавилонское царство, менее кровавое, но более, если можно так выразиться, функциональное. В Нововавилонском царстве тоже функционировал тот же арамейский язык в качестве государственного. И сами ассирийцы в каком-то смысле сошли со страниц истории, но осталось вот это наследие арамейского языка, которое даже невозможно приписать только им, поскольку они изначально не были его носителями. Например, современные айсоры, или ассирийцы-христиане, которые хорошо известны в России, могут считаться в лингвистическом плане носителями древнего арамейского языка, но весьма спорно их отнесение именно к тем ассирийцам, которые когда-то опустошали территории, прилегающих к их государству.

Долгая жизнь шумерских богов

Нужно сказать, что в религиозном плане аккадцы заимствовали образы шумерских богов – знаменитая Иштар, которая перекочевала из шумерского пантеона в вавилоно-ассирийский, в аккадский. Система жречества, по всей видимости, была воспринята в Шумере, и система жреческого знания, которую вавилоняне восприняли у шумер, сохранялась в семитской Месопотамии достаточно долгое время. И шумерские жреческие тексты, по всей видимости, использовались жрецами во всех сферах жизни – и в астрономии, и в медицине, и в политической теории, и в первую очередь в формах богослужения. И впоследствии мы можем говорить о некой трансляции образов шумерских богов дальше внутри семитского мира. Например, образ Астарты-Ашторет, которая возникает уже у западных семитов. И в этом смысле можно говорить как раз о некоем религиозном континууме, изначальным как бы пучком которого был Шумер.

Я буду обращать еще и еще раз на это внимание: что для нетекстуальных религий важна даже не столько общность богов, сколько система преемственности в сопутствующих сферах. Боги могут называться по-разному в той или иной системе, боги могут иметь разное этническое происхождение, а древняя религиозность вообще серьезно укоренена в этнической общности. Хотя, возможно, даже та или иная этническая общность, если мы ретроспективно посмотрим, может себя как целостность и не осознавать.

Например, по всей видимости, шумеры себя как некую общность не осознавали. Можно предположить, что они именовали свою страну по отношению к чужим странам таким термином, как «калам», но шумеров как целостного этнического сообщества, внутри узнаваемого, внутри целостно идентифицируемого, не было. И вот когда мы наблюдаем такие системы, этнически или лингвистически, мы можем говорить, что более важными элементами, чем религия, чем религиозные общности…

Конечно, религиозная стилистика так или иначе проявляется в культурах, и образы шумерских богов получили распространение в семитской среде. Но более важным здесь как раз представляется восприятие самых ранних цивилизационных признаков, которые при этом становятся маркерами той же цивилизации. Например, если мы видим, что семиты-аккады воспринимают шумерскую письменность, то эта самая письменность становится для них и признаком достижения цивилизационного уровня, и цивилизационным маркером, позволяющим нам отнести эту общность к той же цивилизации, к какой мы относим шумеров.

«Ассирийский мир» или «ассирийская война»?

Вот, собственно, аккадцы, ассимилировав шумеров, восприняли полностью их культуру и создали впервые могущественное государство, охватывавшее всю Месопотамию при Саргоне Аккадском. Но если мы посмотрим на вот эти ранние образования аккадцев, то мы увидим их, в общем-то, неустойчивость и быстрый распад. И первое действительно могущественное государство, которое становится в полном смысле слова первой империей, претендующей на региональное значение, на региональный уровень – это Ассирия.

Само название – Ассирия – происходит от центрального, первичного города этой страны – Ашшура. Ашшур находился на территории фронтира, границы аккадцев и хурритов. Даже не может быть абсолютной уверенности, что сам Ашшур был основан аккадцами. Вполне возможно, что сначала там существовало какое-то хурритское поселение, которое потом было семитизировано. До последней трети XIV в. Ашшур, в общем-то, ничем не выделялся среди других северомесопотамских центров в плане внешнеполитической активности и культуры. Это был достаточно заурядный город, и только падение хуррито-арийского государства Митанни открыло ему дорогу к расширению, к усилению его могущества. И первый всплеск этого усиления начинается при царе Ашшур-убаллите, который правил в середине XIV в. и который первым стал называть себя именно царем страны Ашшур, царем страны Ассирии.

Важный момент усиления Ассирии приходится на одного из его наследников, Адад-Нирари, который завоевал практически всю бывшую территорию государства Митанни и воевал с Вавилоном. И, наконец, при Салманасаре I, это уже приблизительно первая половина – середина XIII в. до н. э., происходят качественные сдвиги в ассирийской политике. Начинают строиться крепости, довершается разгром Миттани, и наконец при Салманасаре впервые появляются сведения о чрезвычайной жестокости ассирийцев. Именно этому царю приписывается ослепление 14 400 пленных митаннийцев, захваченных в одном из походов.

Любопытно, что этот первый подъем Ассирии заканчивается – наступает период внешнеполитической тишины. Второй период ассирийской активности приходится на царствование Тиглатпаласара I – рубеж XII–XI вв. до н. э. Но его преемники не смогли продолжить его политику, и наступает новый период тишины, спокойствия, если можно так сказать, в ассирийской экспансии. В конце X в. до н. э. происходит новое, третье усиление Ассирии при царях Ашшурнацирапале и Салманасаре III, которые попытались вести наступление на всех направлениях. Именно тогда был впервые подчинен в полном смысле Вавилон, государства Сирия и Финикия. Ко времени правления Салманасара III также относятся свидетельства о чрезмерной жестокости ассирийских царей, которые приказывают калечить пленников и возводить пирамиды из захваченных в плен людей. Ну, и, наконец, третий период – это уже новоассирийский период, правление царя Тиглатпаласара III.

Особый путь: пропаганда жестокости и размах завоеваний

Ассирия – весьма интересное государство во всех смыслах. Первоначально они говорили на диалекте аккадского языка и были в культурном плане совершенно неотличимы от вавилонян, собственно аккадцев, можно так сказать. И долгое время Ашшур – центр ассирийской государственности – никак не выделялся среди прочих северомесопотамских центров, пока, наконец, в 1300-е годы не начался его подъем.

Ассирийская государственность вообще обращает на себя внимание сразу по многим причинам. Это, во-первых, общеизвестная жестокость ассирийских завоеваний. В истории сохранилось множество свидетельств, которые оставили сами ассирийцы, бахвалившиеся своим захватническим потенциалом.

И, во-вторых, это размах завоеваний. На пике своего могущества, в VII в., ассирийцы смогли на короткое время подчинить даже Египет. Таким образом, владения этого государства охватывали колоссальные территории от дельты Нила до гор Западного Ирана, соответственно на востоке и западе, и от гор Урарту (Араратских гор) до полупустынь северной части Аравийского полуострова.

Ассирийские владыки оставили по себе довольно зловещую память в многочисленных зафиксированных письменных изречениях, в которых они себя возвеличивают. Для древности было естественно подчеркивать могущество правителя, но тот уровень самовосхваления, который был достигнут в Ассирии, пожалуй, нигде более на Востоке, да и на Западе, не встречается. Вот, положим, возвеличивание Ашшурнацирапала II (самовозвеличивание): «Я взял город, перебил множество воинов, захватил все, что можно было захватить, отрубил головы бойцам, сложил напротив города башню из голов и тел, сложил башню из живых людей, посадил живьем на колья вокруг города юношей и девушек его сжег на кострах». Вот такое милое описание собственного величия и собственной победы оставил нам этот ассирийский царь.

Не менее впечатляющее самовозвеличивание царя Ассархаддона: «Ассархаддон, царь великий, царь могучий, царь вселенной, царь царей, я могуч, я всесилен, я герой, я отважен, я страшен, я почтителен, я великолепен, я не знаю равных среди всех царей, я царь могучий в бою и в сражении, уничтоживший своих врагов, покоривший себе непокорных, подчинивший себе все человечество». Вот такая богатая на самоидентификации и описание карательных акций речь ассирийских владык.

Однако ассирийская государственность отличается одной весьма любопытной особенностью. Она имеет зигзаги подъемов и спадов, в которых она оказывается весьма нестабильной. Т.е. ассирийцам не удавалось надолго установить модель устойчивую и стабильно функционирующую. Во многом из-за этого ассирийцам и приходилось совершать новые и новые нашествия на уже, казалось бы, завоеванные территории, чтобы поддерживать Pax assirica. Но тут даже было бы вернее назвать это не Pax assirica, а как-то иначе, потому что как раз мира ассирийцы установить на завоеванных территориях не могли.

Особенность ассирийской государственности отметил Оппенхейм, который сказал, цитирую: «Способность быстро восстанавливать свои силы и увеличивать свою мощь следует считать столь же типично ассирийской чертой, как и удивительную нестабильность структуры управления».

И террор ассирийцев, совершенно выделяющий их из всех других завоевательных систем древности, как раз и был во многом оборотной стороной вот этой неспособности к формированию стабильной эксплуатации захваченных территорий. Террор служил формой устрашения и поддержания порядка на подчиненной территории, и одновременно это означало, что подчиненная территория не рассматривается как часть расширяющегося домена собственно ассирийского государства. Т.е. в каком-то смысле можно сказать, что ассирийцы не могли расширить собственно территорию своего государства, и поэтому основной целью их агрессии был грабеж окружающих территорий. Не инкорпорация в уже существующую имперскую модель, а именно такая военная эксплуатация этих территорий, контрибутивный способ отчуждения материальных благ. И, соответственно, с этим связано отношение ассирийцев к местному населению. Местное население не рассматривалось как производительный ресурс. Очень часто оно буквально поголовно истреблялось, и в этом тоже сказывается ущербность ассирийской империи.

Потом уже, при Тиглатпаласаре III, попытались перейти к более взвешенным формам государственного устройства. Тогда ассирийцами активно вводится в арсенал железное оружие, практикуются уже более системные перемещения населения, не сопровождающиеся такими массовыми истреблениями. Но, однако, и этот период новоассирийской истории тоже оказывается весьма неустойчивым, и ассирийцы оказываются неспособны надолго удержать захваченные земли. Отпадает Египет, отпадает даже родственный Вавилон, и ассирийская государственность в конце концов гибнет под ударами вавилонян и иранских народов.

Четыре подъема и запоздалая забота о мире

Мы можем сказать, что за период с XV по VII вв. до н. э. Ассирия знала четыре подъема и спада своего могущества. Можно обозначить примерные вехи начала этих подъемов: это рубеж XIV–XIII вв., конец XII в., начало IX в. и середина VIII в. до н. э.

Конечно, самым мощным, самым выраженным подъемом является правление Тиглатпаласара, который предпринял реформу ассирийской государственности по всем направлениям. Именно при нем возникает вот эта модель ассирийской армии, в которой, по всей видимости, уже служат не просто общинники, а профессиональные воины, вооруженные железным оружием. На тот момент это была самая передовая, самая мощная армия Ближнего Востока.

Второй момент – это деление завоеванных территорий на провинции, в которые ставятся ассирийские наместники, подчиняющиеся непосредственно царю, т.е. попытка все-таки достичь некой централизации.

Третий момент – большая системность в переселении населения, в перемещении населения таким образом, чтобы хозяйственные связи внутри ассирийской государственности сохранялись, поддерживались, и население, если можно так сказать, сберегалось для эксплуатации.

И, пожалуй, можно сказать о некотором снижении при поздних ассирийских царях новоассирийского периода вот этого пафоса воинственности. Вернее, даже столько не воинственности, сколько кровожадности, хотя анналы новоассирийских царей – Синаххериба, Асархаддона – пестрят всевозможными отсылками к тем или иным карам, которым были подвергнуты противники Ассирии.

Первого существенного усиления Ассирия добивается при царе Ашшурбалите I. Это середина XIV в., и это связано с ослаблением соседнего Митаннийского государства, хуррито-арийского, потому что там, по всей видимости, правила династия арийского происхождения, индоевропейского происхождения, а основное население было хурритским. И язык официальный, язык литературы оставался хурритским в этом государстве. Это Митаннийское государство, опять же, по тем же самым причинам принадлежит к той же самой метакультуре, к которой принадлежали ассирийцы, и в конфликте с соседями, хеттами и ассирийцами, оно гибнет. И с этого момента начинается первый подъем Ассирии.

К XIV в. относится дошедшая до нас переписка ассирийского царя с египетским фараоном-реформатором Эхнатоном, в которой ассирийский царь именует себя братом египетского царя. Т.е. мы можем говорить о том, что Ассирия уже выходит на мировую арену как претендент на равноправие с ведущими государствами того периода – Вавилоном, хеттами, Египтом и Эламом. Однако этот первый подъем был недолог, после него наступил спад. Была попытка нового подъема в XII в., однако она тоже была весьма короткой. И вот это чередование подъемов и спадов вывело Ассирию на новый уровень в IX в. Как раз с этого момента начинаются знаменитые реляции ассирийский царей, отчитывающихся о своей жестокости по отношению к завоеванным странам.

Вот этот период IX в. тоже был недолог в плане агрессии, хотя и весьма кровав. И, наконец, последний, самый выраженный виток приходится на VIII в., на начало царствования царя Тиглатпаласара III, с которого начинается, собственно, период новоассирийской государственности.

Империя и железо

Империя, на мой взгляд, это феномен, который может появиться исключительно в эпоху железа, появления железного оружия. До того, как появляется железное оружие, до того, как железо входит в бытовой обиход, говорить о возникновении стабильных имперских образований невозможно. Т.е. тех образований, которые мы условно обозначили как империи.

Впервые железо появляется в Западной Азии у хеттов и, видимо, соседствующих с ними народов примерно в XIV в. до н. э. В это время у хеттов уже существует развитая индустрия железа. При этом хетты пытались сохранить секреты производства железа, оберегали свои навыки от посторонних глаз. Но, так или иначе, сохранять в секрете технологии долгое время трудно, и постепенно они распространялись за пределы хеттского мира.

Одним из важных элементов, способствовавших распространению железных орудий и вообще технологии железного производства, была так называемая катастрофа бронзового века, когда хеттское государство было сокрушено так называемыми «народами моря», пришедшими с Запада. Тогда же подвергся атаке и Египет. И в этот момент происходит интенсивный обмен знаниями между существовавшими тогда общностями. И тогда начинает, по всей видимости, железная индустрия проникать уже в области, населенные семитами.

Достаточно долго существовала еще инерция бронзового оружия, и даже при царе Тиглатпаласаре, который правил на рубеже II–I тыс. до н. э., доминировало еще бронзовое оружие. Но уже в начале IX в. н. э. при царе Тукульти-Нинурте II железо становится достаточно распространенным в ассирийской армии, оно появляется на вооружении у всех воинов, и при помощи железного оружия ассирийцы могут не только воевать, но и, например, прокладывать себе дороги в труднодоступных местах, о чем говорят записи этого царя.

И, наконец, новый, последний рывок в данном случае совершается уже в новоассирийский период. О том, что у ассирийцев было железо, свидетельствуют не только письменные источники, но и археологические данные. Ассирийское железо обнаружено даже в Египте в VII-VI вв. – по всей видимости, к этому времени относится появление железа в Египте в достаточно широком количестве. Хотя оно в Египте продолжает считаться редким металлом и введение железа в Египте в обиход в самом широком смысле является предметом спора.

Вернемся к Ассирии. При Салманасаре III – это середина IX в. до н. э. – железо поступает в виде военной добычи и дани из районов, которые прилегают к Верхнему Евфрату. И к этому же времени мы можем отнести обнаруженные крицы железа, т.е. заготовки для производства железных орудий. Т.е. у Ассирии было налажено не только производство оружия, но и существовали своего рода арсеналы, которые могли быть использованы для вооружения армии. Армия не знала перебоев в обеспечении железным оружием. Это очень важно для того времени. Хотя часть элементов вооружения, например шлемы и щиты, оставались еще бронзовыми. Железо входило в обиход армии постепенно. Но это представляло собой в полном смысле слова революционный рывок в военном деле, который наделил Ассирию огромными преимуществами.

Ассирийский архив и отзывы соседей

Ассирия интересна тем, что она оставила огромный архив. Ассирийские цари вели официальную документацию и внутренних событий, и, конечно же, внешних завоеваний. Причем внешним завоеваниям уделялось огромное внимание. И надписи ассирийских царей имеют не только сугубо внутреннее, административное значение – они имеют, конечно же, значение пропагандистское.

На самом деле, если мы говорим об источниках по истории Древнего Востока, то для данного периода ассирийский архив оказывается самым информативным. Все остальные окружающие Ассирию народы, которые о ней свидетельствуют, оставили гораздо меньше данных о ней. Т.е. мы можем, конечно, найти упоминания об Ассирии в Библии, но тут нужно учитывать, что библейские свидетельства очень часто называют Ассирией, по всей видимости, уже и более позднее Нововавилонское царство.

И Ассирия была для Северного Израильского царства главным врагом, который его и уничтожил. Но для иудея это был все же такой относительно периферийный враг, который хотя и совершал жесточайшие опустошения этой территории, истребить иудейское государство не мог. Поэтому мы можем говорить о характере взаимодействия иудеев и Ассирии на основании библейских данных очень осторожно, всегда с учетом того, что говорят ассирийские источники.

Но точно так же, например, египетские источники весьма скупо, по сравнению с ассирийскими, освещают ассирийскую экспансию. Мы не смогли бы по египетским источникам полностью восстановить картину взаимоотношений Ассирии и Египта. И, наконец, эламские записи. Элам стал одной из жертв ассирийской агрессии. Но и эламские архивы, дошедшие до нас, весьма скупо и сдержанно рассказывают нам об истории Ассирии. В конечном счете можно сказать, что ассирийцы – это народ, свидетельствующий сам о себе, восхваляющий сам себя. Но при этом нельзя сказать, что источники других народов опровергают эти данные ассирийцев.

Неспровоцированная агрессия как загадка Ашшура

Здесь нужно вернуться к нашей идее о том, что вот эта структура, которую мы условно именуем империей, может возникнуть в ответ на внешнее на цивилизацию. Если мы посмотрим на карту Ближнего Востока, мы увидим, что Ассирия на самом деле находилась внутри этой цивилизации и, собственно, активных контактов с внешним миром не имела. Единственным исключением, пожалуй, могут считаться иранские племена, обитавшие на восток от Ассирии. Но проблема в том, что эти племена еще находились на весьма ранней стадии развития и для ассирийцев не представляли серьезной угрозы ни в военном, ни в цивилизационном планах.

Таким образом, если мы будем рассматривать идею возникновения империи как ответа на вызов со стороны внешнего по отношению к цивилизации агрессора, то мы увидим, что для того чтобы возникла по-настоящему та самая империя, о которой идет речь, у Ассирии просто не было оснований. Соответственно, государственность Ассирии можно назвать не имперской, а квазиимперской в этом смысле. Это государственность, которая обладала потенциалом агрессии, но не обладала потенциалом системной эксплуатации территории. А вот эта способность к системной эксплуатации, долговременности удержания полученных ресурсов – территориальных, людских и прочих – является как раз одним из признаков имперской структуры.

Возникновение этого могущественного и страшного, рискну сказать, государства, именно его подъемы и вот эти вспышки экспансии нуждаются в каком-то объяснении. Но, скажу честно, у меня какого-то внятного объяснения в данном случае нет. Для меня это остается большой загадкой. Именно контраст Ассирии со всеми другими государствами того периода, причем многовекового периода – с Египтом, с хеттами, с Вавилоном – очевиден. Это государство, безусловно, отличается во всех смыслах от всего, с чем оно граничило.

Но при этом объяснить вот этот импульс, эту потребность в расширении, это стремление к агрессии в рамках той теории, которую я предложил, а именно как ответ на внешнюю агрессию, невозможно, поскольку внешней агрессии как таковой сама Ассирия не испытала. И причин для такой реакции не было. Но, по всей видимости, можно сказать, что в цивилизации – ну, это уже абсолютный домысел, прошу не оценивать его строго… В самой цивилизации существовал некий мощный импульс к внешнему расширению, к экспансии, к консолидации. И этот импульс нуждался в каком-то государственном оформлении. И Ассирия в данном случае выступила в роли претендента на этого «господина оформителя» и цивилизации, и ее экспансионистского авангарда.

То, что у Ассирии эту роль не получилось сыграть, как раз вполне можно объяснить, но то, что именно она попыталась себе эту роль присвоить, требует, конечно, новых размышлений, и пока что я ничего другого сказать в данном случае, к сожалению, не могу.

Алексей Цветков. я рос в аккадском городе. Сохранена авторская пунктуация, т.е. отсутствие таковой – Прим. ред.

Источники

  1. Аветисян Г. М. Государство Митанни: Военно-политическая история в XVII-XIII вв. до н. э. Ереван, 1984.
  2. Арутюнян Н.В. Биайнили - Урарту. Военно-политическая история и вопросы топонимики. СПб., 2006.
  3. Бондарь С.В. Ассирия. Город и человек (Ашшур III-I тыс. до н. э.). М., 2008.
  4. Гёрни О.Р. Хетты / Пер. с англ. Н.М. Лозинской и Н. А. Толстого. М., 1987.
  5. Гиоргадзе Г.Г. Производство и применение железа в Центральной Анатолии по данным хеттских клинописных текстов // Древний Восток: этнокультурные связи. М., 1988.
  6. Дьяконов И.М. Эламское царство в Старовавилонский период // История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги цивилизации. Часть I: Месопотамия. М., 1983.
  7. Дьяконов И.М., Старостин С.А. Хуррито-урартские и восточнокавказские языки // Древний Восток: этнокультурные связи. М., 1988.
  8. Емельянов В.В. Древний Шумер. Очерки культуры. СПб., 2001.
  9. Иванов В.В. Хеттская и хурритская литература. История всемирной литературы. Т. 1. М., 1983.
  10. Ковалев А.А. Месопотамия до Саргона Аккадского. Древнейшие этапы истории. М., 2002.
  11. Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на земле. М., 2002.
  12. Лессёэ Й. Древние ассирийцы. Покорители народов / Пер. с англ. А.Б. Давыдовой. М., 2012.
  13. Ллойд С. Археология Месопотамии. От древнекаменного века до персидского завоевания / Пер. с англ. И.С. Клочков. М., 1984.
  14. Маккуин Дж.Г. Хетты и их современники в Малой Азии / Пер. с англ. Ф. Л. Мендельсона. М., 1983.
  15. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации / Пер. с англ. М. Н. Ботвинника. М., 1990.
  16. От начала начал. Антология шумерской поэзии. Вступ. ст., пер., коммент., словарь В.К. Афанасьевой. СПб., 1997.
  17. Садаев Д.Ч. История древней Ассирии. М., 1979.
  18. Хинц В. Государство Элам / пер. с нем. Л. Л. Шохиной; отв. ред. и авт. послесл. Ю. Б. Юсифов. М., 1977. Хрестоматия по истории Древнего Востока. В 2-х тт. М., 1980.
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png