Выставка произведений итальянского мастера Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) и его последователей открылась в ГМИИ имени Пушкина. В экспозиции представлены около 50 произведений из собрания ГМИИ и Фонда Лонги во Флоренции. Проект логически продолжает первую масштабную выставку произведений итальянского мастера, прошедшую в музее в 2011 году.

На этот раз публика увидит лишь одну картину кисти реформатора европейской живописи - «Мальчик, укушенный ящерицей», написанную в первые годы пребывания Караваджо в Риме. Именно тогда художник, в отсутствие заказов, писал для продажи небольшие работы, зачастую используя в качестве модели собственное изображение в зеркале.

В Вечный город миланский живописец приехал в 1590-х годах, когда ему исполнилось 25 лет, и мгновенно привлек к себе внимание. Он выделялся своим ломбардским акцентом, вспыльчивостью и крутым нравом, по улицам Рима ходил со шпагой на боку и не раз пускал ее в ход.

Необычным был и метод работы мастера, сторонника реализма, оптических неожиданностей и контрастов с реальностью: Караваджо не делал подготовительных набросков, а писал картину сразу, что можно увидеть на примере «Мальчика, укушенного ящерицей». Полотно представляет собой вовсе не плавное повествование - мастер словно рубит с плеча, энергичными мазками, объемами и контрастами яркого света и глубокой тени. Композиция полна беспокойного движения, резкий боковой свет падает прихотливыми вспышками, выхватывая ярко светящиеся фрагменты отдельных предметов.

Фото: Дмитрий Духанин / «Коммерсантъ»

Такая манера создания произведений привлекла к себе интерес. Несмотря на то что Караваджо не брал учеников и не любил подражателей, его последователи появились и в Италии, и далеко за ее пределами. И основная задача выставки - познакомить зрителя с творчеством живописцев, развивавших традиции мастера.

Как считают специалисты, лучше других суть искусства Караваджо понял испанец Хусепе Рибера. Ему удалось сохранить и свое творческое лицо, и своеобразное понимание характеров тех, кого он изображал. В молодости Рибера вел скитальческую жизнь, пока не основался в Неаполе при дворе испанского наместника. Но никакого придворного лоска и угодничества в его живописи не появилось - он воспринимал окружающую жизнь драматически, писал бедных и называл их именами философов и древних мудрецов.

На выставке впервые в России представлена серия «Апостолы» из пяти полотен кисти этого мастера - святые Фома, Варфоломей, Павел, Филипп, Иуда Фаддей. Созданная в первой половине 1610-х годов, серия считается новым словом в искусстве того времени - нейтральный фон полотен подчеркивает мощь и внутреннюю силу монументальных фигур. Рибера соединяет воедино правдивость образов и органическое чувство классики.

Влияние Караваджо испытал на себе и мастер болонской школы Гвидо Рени, который не только восхищался работами предшественника, но даже приобрел одно из полотен мастера. Его «Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем» 1640 года словно написана пастелью, в виде незавершенного эскиза. Работа наглядно демонстрирует творческую эволюцию Рени - от насыщенности света и плотности форм к свободной манере и почти прозрачности фигур. Такие работы Рени предвосхитили творения французских авторов XVIII века.

Северный караваджизм представлен на выставке работой Дирка ван Бабюрена «Взятие Христа под стражу», первой композицией, написанной автором утрехтской школы в Риме. И хотя Бабюрен старался следовать итальянским канонам, он остался по сути голландским художником: подчеркивал натуралистичность деталей, большое внимание уделял мимике героев, порой доходя почти до гротеска.

Представление об утрехтской школе дополняют работы Геррита ван Хонтхороста, две картины Маттиаса Стомера, долго жившего на Сицилии. Это «Архангел Рафаил в доме Товита» и «Исцеление Товита». В экспозиции также выставлены два «Отречения святого Петра» француза Валантена де Булоня - из собрания ГМИИ и Фонда Лонги. Сюжет и композиция картин не сильно отличаются, но изобразительный язык претерпевает изменения: живописная манера становится более подвижной, точной и лаконичной.

В залах ГМИИ можно увидеть также произведения Орацио Борджанни, Карло Сарачени, Томмазо Салини, Гаспаре Траверси и других.

Экспонаты выставки показывают, что влияние итальянского мастера не было ограничено ни в пространстве, ни во времени, и доказывают, что Караваджо во многом был основателем современного реализма. Он говорил на языке барокко по-своему и о своем. Его последователи же возвели эти диалоги на новую ступень.

Продолжаем путешествие по выставке "Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Роберто Лонги во Флоренции и ГМИИ"


Гвидо Рени «Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем» около 1640 х.м. Фонд Роберто Лонги

Рени Гвидо родился 4 ноября 1575 в итальянском городе Кальвенцано. Живописи мальчик начинает учиться в девять лет, поступает в Академию братьев Карраччи. Затем он начинает осваивать технику фресковой живописи и с 1602 года начинает зарабатывать себе на хлеб, украшая фресками церкви и дворцы. В первый период своей деятельности Рени примкнул к господствовавшему тогда в итальянской живописи натуралистическому направлению, причём, подобно другим ученикам Карраччи, подпал в сильной степени под влияние Микеланджело да Караваджо. Это влияние особенно заметно в картинах Г. Рени, написанных в Риме, куда его пригласили после окончания Академии. Но все же влияние Караваджо не было преобладающим в творчестве художника, вскоре у него сложился свой собственный стиль. В 1619 году Рени занимает пост главы Болонской академии, а в 1629 году становится главой Академии св. Луки. Умер Рени Гвидо в Болонье 18 августа 1642 года.
На картине Гвидо Рени Христос и Иоанн Креститель изображены маленькими детьми, один из которых символически передает другому голубя — знак мира и символ Святого Духа. Мадонна поддерживает делающего шаг навстречу Крестителю младенца, ее одеяние прихотливыми и эффектными складками ниспадает на пол. Все это происходит в светлом и спокойном условном интерьере, и сама сцена наполнена поэтическим чувством переживания момента.


Карло Сарачени. Портрет кардинала Раньеро Капоччи. 1613-1616. Фонд Роберто Лонги Флоренция.

В первой части рассказа о выставке "Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Роберто Лонги во Флоренции и ГМИИ" были представлены картины Карло Сарачени «Нахождение Моисея» и «Юдифь с головой Олоферна». Карло Сарачени изобразил кардинала Раньеро Капоччи (1180-1250), более известного в литературе как Райнер ди Витербо или даже Райнер фон Витербо. В историю он вошел как первый кардинал-воин, юрист, архитектор и музыкант.


Дирк ван Барбюрен «Взятие Христа под стражу». Сер. 1610г Фонд Роберто Лонги Флоренция.

Дирк (Теодор) ван Барбюрен (ок. 1595 года— 21 февраля 1624 года) — голландский живописец эпохи барокко. Основатель и один из крупнейших представителей утрехтской школы караваджизма. Родился в местечке Вийк бий Дурстеде в окрестностях Утрехта. Отец занимался коммерцией и финансами, семья имела достаток и высокий социальный статус. Основатель и один из крупнейших представителей утрехтской школы караваджизма. В 1611 году ван Бабюрен вступил в гильдию художников Утрехта, что дало ему право на профессиональную деятельность. В 1612 году уехал в Италию. В Италии ван Бабюрена привлекло новаторское искусство Караваджо, под влиянием которого окончательно сложился его собственный творческий почерк. Первой работой, выполненной ван Бабюренем в Риме, была композиция «Взятие Христа под стражу» (из фонда Лонги), написанная по заказу Педро Куссиды, торгового представителя испанского короля в Риме. В Риме художник нашел себе покровителей в лице Педро Куссиды и маркиза Джустиниани. В 1620 году художник возвращается в Нидерланды и открывает свою мастерскую в Утрехте.
Ван Барбюрен изображает сюжет из Писания - Взятие Христа под стражу в Гефсиманском саду. Петр, бывший его первым учеником, ударил раба первосвященника по имени Малх и отрезал ему ухо, а потом это ухо будет возвращено на прежнее место. «Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, да сбудется слово, реченное Им: «из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого». Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (Евангелие от Иоанна 18:7-18:11)



Валантен де Булонь «Отречение святого Петра» до 1620г Фонд Роберто Лонги. Флоренция. Происхождение - в собрании Витторио Фрашионе, в собрании Лонги не раньше конца 1950х

Валантен де Булонь (3 января 1591 — 19 августа 1632), имя от рождения Жан Валантэн или Валантен)— французский художник эпохи барокко, один из лучших французских караваджистов, сын художника по стеклу. В ранней молодости прибыл в Италию, уже хорошо умея владеть кистью. Валантен чувствовал сильное влечение к живописи Караваджо и, подобно Караваджо, не был способен ни на какую идеализацию, признавал только живопись с натуры и брал себе в модели людей грубого разряда. Итальянцы считают Валантена лучшим последователем Караваджо и причисляют его к своим художникам Римской школы. Пуссен не оказал большого влияния на Валантена, но тем не менее рекомендовал его тогдашнему покровителю искусств в Риме, кардиналу Барберини. Некоторое время Валантен писал картины религиозного содержания, оставаясь и в них верным принципам Караваджо и своей натуре: его священные фигуры нисколько не идеализированы. Довольно скоро художник расстался с сюжетами религиозного содержания, и стал писать фигуры воинов, нищих, людей, пристрастных к вину, картежной игре, падших женщин и т. п.
На выставке представлены две работы Валантена де Булоня на один сюжет - «Отречение святого Петра». Работа из Фонда Лонги более ранняя, предположительно написана до 1620 года. «Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними. Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет! Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал». (Евангелие от Луки, 22:55-22-62).
Последователи Караваджо часто обращались к этому сюжету, дававшему возможность в рамках евангельской темы показать жанровую сцену народной жизни в характерной любстановке таверны. Сюжет позволял также развить некую драматургию, соединив внутри одной сцены разные эпизоды: один - относящийся к евангельскому повествованию и второй - представленный группой игроков в кости. Мощная каменная плита, служащая игрокам столом, украшена составленным из двух частей терракотовым барельефом, который в прошлом находился в Паллацо Фарнезе, оттуда перешел в коллекцию римского банкира Кампани, а теперь хранится в Лувре.


Маттиа Прети «Концерт»1630 х.м. Фонд Роберто Лонги Флоренция

В первой части рассказа о выставке "Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Роберто Лонги во Флоренции и ГМИИ" была представлена картина Маттия Прети "Сусанна и старцы". Необыкновенная, сразу привлекающая к себе внимание работа Маттиа Прети «Концерт» (1630-е гг.) выполнена в сумрачной и изысканной цветовой гамме и фокусирует внимание зрителя на пустом пространстве между тремя пребывающими в тени и застывшими музицирующими фигурами с мертвенно-бледными зеленоватыми лицами. Популярный и широко распространенный в живописи того времени мотив музыкантов переосмыслен здесь в почти пугающем и потустороннем ключе: музыка перестает звучать и сменяется холодным напряженным молчанием, а единственным средством общения друг с другом и со зрителем для персонажей картины становятся молчаливые взгляды. В Эрмитаже есть подобная картина Миттиа Прети


Хуан Рибера, «Спаньолетто» «Святой Филипп». 1611-1613 Фонд Роберто Лонги Флоренция

Хосе или Хусепе де Рибера по прозвищу Спаньолетто («маленький испанец»); 12 января 1591 — 2 сентября 1652) — испанский караваджист эпохи барокко. Вероятно, не позднее 1613 года он перебрался в Италию, где, как принято считать, изучал картины старых мастеров в Парме и Риме. С 1616 года и до конца своих дней жил и работал в Неаполе придворным живописцем испанских вице-королей, позднее входит в Академию св. Луки в Риме. Помимо живописных работ, оставил большой объём графики.
Состоящая из пяти работ серия «Апостолы» (1610-е гг.) (возможно, это был заказ), недавно отнесенная к творчеству Хусепе Риберы, являет собой показательный пример перенесения приемов караваджизма на национальную почву. Театральные, почти «плакатные» образы апостолов написаны на условном нейтральном фоне и тем еще более подчеркнуты их внутренняя сила и монументальность. Силой своего воздействия они обязаны удачному соединению в них классической пластики все с теми же выигрышными приемами Караваджо.

С ранней юности Филипп был отдан родителями учиться книжной премудрости. Он изучил Св. Писание и хорошо знал все пророчества об ожидаемом Мессии. Христос пришел в пределы Галилейские и нашел Филиппа. "Иди за Мною", - сказал ему Господь. По первым же словам Христа, обращенным к нему, Филипп уверовал, что Он - истинный Мессия, о Котором говорили пророки. Всей душой внял Филипп призыву Господа и последовал за Ним. Как достойный ученик, Филипп был избран Господом в число 12 Апостолов


Хусепе Рибера «Святой Варфоломей» 1611-1613 х.м. Фонд Роберто Лонги Флоренция

Варфоломей — один из двенадцати апостолов Иисуса Христа. Согласно преданию, по наущению языческих жрецов брат армянского царя Астиаг «схватил святого апостола и в городе Альбане» Варфоломея распяли вниз головой, но он продолжал свою проповедь, тогда его сняли с креста, сняли кожу живьем с помощью ножа для свежевания мясной туши, а затем обезглавили. Верующие взяли «его тело, главу и кожу, положили их в оловянную раку и предали погребению в том же городе, Альбане, что в Великой Армении»


Хуан Рибера, «Спаньолетто» «Святой Павел». 1611-1613 Фонд Роберто Лонги Флоренция

Апостол Павел первоначально не входивший в число Двенадцати апостолов и участвовавший в юности в преследовании христиан. Пережитый Павлом опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом привёл к обращению и стал основанием для апостольской миссии. Павлом были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия.



Хуан Рибера, «Спаньолетто» «Святой Фома». 1611-1613 х.м. Фонд Роберто Лонги Флоренция

Фома был избран Христом одним из двенадцати апостолов. Согласно Евангелию от Иоанна, Фома отсутствовал при первом по Воскресении из мёртвых явлении Иисуса Христа другим апостолам и, узнав от них, что Иисус воскрес из мёртвых и приходил к ним, сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю». Явившись апостолам вновь, Иисус предложил Фоме вложить палец (перст) в раны, после чего Фома уверовал и произнёс: «Господь мой и Бог мой!». Евангельское повествование оставляет неясным, вложил ли Фома на самом деле свой перст в Христовы раны или нет. По мнению одних богословов, Фома отказался сделать это, другие же считают, что Фома прикоснулся к ранам Христа. Выражение «Фома неверующий» стало нарицательным и обозначает недоверчивого слушателя. Сюжет уверения Фомы стал популярным сюжетом евангельской иконографии.


Хусепе Рибера «Спаньолетто» «Святой Фаддей» 1611-1613 х.м. Фонд Роберто Лонги Флоренция

Иуда Фаддей — согласно Библии — один из 12 апостолов, брат Иакова Алфеева, сын Алфея или Клеопы. Упомянут в списках апостолов в Евангелиях от Луки и от Иоанна; а также в Деяниях Апостолов. В Евангелии от Иоанна Иуда на Тайной Вечере задаёт вопрос Иисусу о его грядущем воскресении. При этом он назван «Иуда, не Искариот», чтобы отличить его от Иуды — предателя. Согласно преданию, апостол Иуда проповедовал в Палестине, в Аравии, Сирии и Месопотамии, и умер мученической смертью в Армении во второй половине I века н. э. Предполагаемая могила расположена на территории армянского монастыря святого Фаддея на северо-западе Ирана. В западноевропейском искусстве атрибутом Иуды Фаддея является анахронистичная алебарда.



Гаспаре Траверси «Служанка».нач. 1750 х.м. Фонд Роберто Лонги Флоренция
.
Гаспаре Траверси (1722 или 1723, Неаполь —1770, Трастевере, Рим) — итальянский художник эпохи рококо. Гаспаре Траверси является одним из самых тонких неаполитанских художников XVIII в. Его искусство абсолютно оригинально и основывается на смелых поисках повествовательной и психологической выразительности. Он развивает традицию неаполитанской школы и караваджизма раннего сеиченто. Траверси, как художник, был почти полностью забыт вскоре после своей смерти в 1770 году и вновь открыт уже в 1920-е годы итальянскими историками искусства. В настоящее время известны около 200 его картин — как правило, религиозного содержания, жанровые полотна, а также портреты. Из этих 200 работ 18 подписаны художником, на 10 указана также дата создания. О жизненном пути Г. Траверси известно крайне мало. Родился в многодетной семье, был старшим из 8 детей Доменико и Маргериты Траверси. Уроки рисования брал в мастерской известного неаполитанского художника Франческо Солимены. В 1742 году в Неаполь приезжал генеральный викарий ордена францисканцев, фра Рафаэлло Росси да Луганьяно, ставший на долгие годы покровителем и постоянным заказчиком Г. Траверси. В 1748 году художник приехал в Рим, в 1752 переселился в этот город окончательно и жил в римском районе Трастевере, за Тибром. Как великолепный портретист, уже в Риме он приобрёл значительное число приверженцев своего художественного стиля среди высших кругов церковных властей Папского государства.
Небольшая картина Служанка из Фонда Лонги, подкупающая непосредственностью и обаянием образа кокетливой молодой девушки, создана в зрелые годы, когда, покинув Неаполь, художник переехал в Рим.



Гаспаре Траверси «Школа мальчиков» конец 1740г х.м. ГМИИ им.А.С.Пушкина

В собрании ГМИИ со дня основания находятся парные композиции Урок рукоделия и Школа мальчиков раннего периода его творчества (в прошлом эти работы входили в коллекцию семьи Брокар, владельцев знаменитой московской парфюмерной фабрики).
Это две парные картины Гаспара Траверси, изображающие школу мальчиков и школу девочек, почти карикатурные, почти сатирические изображения, на которых описаны театральные взаимоотношения этих мальчиков и девочек. Кто-то на кого-то ябедничает, кто-то за кем-то подсматривает, кто-то целует руку учителю… Но в этом во всем очень много натурной наблюдательности, хотя есть и театрально-постановочный момент,


Гаспаре Траверси.Школа рукоделия.Конец 1740-х. ГМИИ им.А.С.Пушкина


Гаспар Траверси «Старуха, греющая руки над жаровней» 1750е ГМИИ им.А.С.Пушкина

«Старуха, греющая руки над жаровней» была приобретена в 2014 году у частного лица в Москве. Принадлежность работы кисти Траверси установлена Викторией Эммануиловной Марковой. На это указывали, как и тема картины и характер композиции, так и манера письма и высокий художественный уровень произведения. Среди работ художника весьма многочисленную группу составляют небольшие полотна жанрового характера с полуфигурными изображениями чаще одного, реже- 2х персонажей, как правило, с аллегорическим либо назидательным подтекстом.



Витторе Гисланди фра Гальгарно «Портрет юного художника в берете». Нач. 1730 х.м. Фонд Роберто Лонги Флоренция

Витторе Гисланди [Фра Гальгарио] (1655 — 1743) принадлежит одно из ведущих мест в искусстве века Просвещения. Художник, имевший духовное звание, был примечательной личностью. Сын живописца из Бергамо стал монахом сначала монастыря Святого Франциска в Венеции, где пробыл с 1670 по 1687 и с 1693 по 1701 годы, а затем монастыря Гальгарио близ Бергамо (здесь он и похоронен). Гисланди был образованным человеком, увлекался живописью сначала как дилетант, но потом стал заниматься ею профессионально, беря уроки у мастеров Бергамо, а затем у С. Бомбелли, известного портретиста области Венето конца XVII века. Гисланди избрал для себя жанр портрета, который с наибольшей полнотой раскрыл черты человека века Просвещения. Как сообщает в Жизнеописаниях биограф художников Бергамо Ф. Тасси, Гисланди вел аскетический образ жизни, чем объясняется незначительное число женских портретов в его творчестве. Действительно, среди моделей Гисланди больше венецианских патрициев, миланских аристократов, людей, близких художнику — живописцев, скульпторов, ученых-эрудитов, аббатов, молодых учеников-подмастерьев. Каждый созданный им образ неповторимо индивидуален. Гисланди показал ум, добродетель, достоинство, мир индивидуальных интересов, творческий труд на благо процветание отечества своих моделей. Одни из них были чопорны и скованны, другие — более раскрепощены, открыты, но каждый интересен своим миром чувств, в который пристально вглядывался художник, наделенный дарованной ему веком свободой в оценке мира и человека..

Портрет юного художника в красном берете выполнен в тонкой и безупречно выверенной красочной гамме с высочайшим техническим мастерством (которое особенно заметно в передаче различных фактур ткани), он сразу же подкупает своей непосредственностью. Данная в момент мгновенного, неожиданного оборота фигура и обращенный прямо на зрителя взгляд складываются в такой образ, который позволяет говорить с ним без посредников, глубоко и открыто.

http://issuu.com/egtypo/docs/caravaggisti_issuu
http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=577
http://thezis.ru/pod-znakom-karavadzho.html Thezis.ru Гуманитарные дискуссии
http://m.echo.msk.ru/blogs/detail.php?ID=1625008
http://www.colta.ru/articles/art/9298
http://mayak-parnasa.livejournal.com/522764.html
http://www.arts-museum.ru/events/archive/2015/caravaggio/markova/index.php
Энциклопедия мировой живописи. СостТ.Г. Петровец, Ю.В. Садомова М. ОЛМА - ПРЕСС, 2001

В ГМИИ имени А.С. Пушкина открылась выставка под названием «Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Лонги во Флоренции и ГМИИ им. А.С. Пушкина» . В Россию приехали 30 работ из Италии, которые составляют часть богатой коллекции, собранной ученым и критиком Роберто Лонги (1890-1970), одним из видных представителей мировой искусствоведческой науки. Сегодня, как и при жизни Роберто Лонги, эта коллекция хранится на принадлежавшей ему вилле (Villa il Tasso) во Флоренции, где теперь располагается крупный центр изучения итальянского искусства эпохи Ренессанса и барокко.

Фрагмент. Плачущий картезианский монах (Святой Бруно?). Джачинто Бранди.
Около 1662 года. Холст, масло. Фонд Роберто Лонги.


Выставка «Караваджо и последователи» задумана как продолжение прошедшей с большим успехом зимой 2011/12 года выставки Караваджо. В общей сложности на проходящей выставке представлено более пятидесяти работ из двух собраний, которые наглядно показывают влияние живописи Караваджо на современников и художников последующих поколений в Италии и за ее пределами.

Торговки птицей. Бартоломео Пассеротти. Около 1580 года. Холст, масло. Фонд Роберто Лонги.


Бартоломео Пассаротти (Bartolomeo Passerotti, 1529—1592) — болонский художник эпохи маньеризма, основатель жанра натюрморт в итальянской живописи. Писал также портреты и религиозные композиции. Одним из первых среди итальянских художников обратился к созданию натюрмортов с жанровыми вкраплениями («Рыбная лавка», «Продавцы в мясной лавке», «Магазин с дичью»), напоминавших подобные композиции нидерландских мастеров.

Фрагмент. Аллегория бренности. Анджело Карозелли 1620-е годы. Холст, масло. Фонд Роберто Лонги.


Искусствовед, художественный критик, коллекционер Роберто Лонги (1890 -1970) внес огромный вклад в изучение итальянской живописи. Благодаря его исследовательской деятельности заново были открыты многие забытые художники, в том числе Караваджо, чье творчество стало предметом особого интереса ученого. Результатом неугасающего интереса Лонги к творчеству Караваджо и его последователей стала первая выствака Караваджо и караваджистов в Милане (1951) и два издания монографии о художнике (1952, 1968). Лонги умер в 1970 году, завещав свои собрания «в пользу будущих поколений». Их хранит основанный в 1971 году во Флоренции Фонд Роберто Лонги по изучению истории искусств. Возможность увидеть сокровища фонда предоставляется только на выставках.
Работы из двух коллекций, итальянской и московсой, объединены общей стилистикой, сложившейся под влиянием творчества Караваджо. Сам Роберто Лонги говорил: "Караваджо открыл "форму тени" -стиль, в котором освобожденный не служит больше рабской задаче выявления очертаний тел, на которые он падает, а становится вместе со следующей за ним по пятам тенью главным свидетельством самого их существования."

Благовестие Маною и его жене. 1630-е. Матиас Стомер. Холст, масло. Фонд Роберто Лонги.


«И услышал Бог голос Маноя, и Ангел Божий опять пришел к жене, когда она была в поле, и Маноя, мужа ее, не было с нею. Жена тотчас побежала и известила мужа своего и сказала ему: вот, явился мне человек, приходивший ко мне тогда. Маной встал и пошел с женою своею, и пришел к тому человеку и сказал ему: ты ли тот человек, который говорил с сею женщиною? (Ангел) сказал: я. И сказал Маной: итак, если исполнится слово твое, как нам поступать с младенцем сим и что делать с ним? Ангел Господень сказал Маною: пусть он остерегается всего, о чем я сказал жене…» (книга Судей Израелевых. 13:9-13:13)

Картина связана с ветхозаветным сюжетом о явлении ангела Маною и его жене с пророчеством об их сыне Самсоне, который будет освободителем Израиля от филистимлян.


Маттиас Стом или Стомер (нидерл. Matthias Stom, Stomer, ок. 1600 — после 1652) — нидерландский художник, принадлежавший к группе утрехтских караваджистов. Автор многочисленных работ на библейские сюжеты и темы римской истории. Как мы понимаем, художники себя караваджистами не называли этот термин пришел к нам из века XIX.

Фрагмент. Благовестие Маною и его жене. 1630-е. Матиас Стомер. Холст, масло. Фонд Роберто Лонги.


Еще один библейский сюжет разворачивается перед нами на картине Матиаса Стомера - это исцеление Товита. Полностью шедевр вы сможете увидеть на выставке, а мы вам покажем ангела и собачку.


«И сказал Рафаил Товии: ты знаешь, брат, в каком положении ты оставил отца твоего; пойдем вперед, прежде жены твоей, и приготовим помещение; а ты возьми в руку и желчь рыбью. И пошли; за ними побежала и собака. Между тем Анна сидела, высматривая на дороге сына своего, и, заметив, что он идет, сказала отцу его: вот, идет сын твой и человек, отправившийся с ним. Рафаил сказал: я знаю, Товия, что у отца твоего откроются глаза; ты только помажь желчью глаза его, и он, ощутив едкость, оботрет их, и спадут бельма, и он увидит тебя.» (Книга Товита, 11:1 - 11:7).

Фрагмент. Исцеление Товита. После 1640-е. Матиас Стомер. Холст, масло. Фонд Роберто Лонги.


И если в случае явления ангела Маною, традиция приписывает это деяние архангелу Гавриилу, то в исцелении Товита участвует Рафаил. Но отвлекитесь от лицезрения просиявших сил небесных посмотрите обычного преданного пса. Это полотно стало одним из многочисленных моих фаворитов на этой выставке.

Тем времнем перед нами разворачивается новый сюжет из Писания. Взятие Христа под стражу в Гефсиманском саду, когда апостол Петр ударил раба первосвященника по имени Малх.

Взятие Христа под стражу. Дирк ван Бабюрен. Середина 1610-х. Холст, масло. Фонд Роберто Лонги.


«Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, да сбудется слово, реченное Им: «из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого». Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (Евангелие от Иоанна 18:7-18:11)

Дирк (Теодор) ван Бабюрен (ок. 1595 года— 21 февраля 1624 года) — голландский живописец эпохи барокко. Основатель и один из крупнейших представителей утрехтской школы караваджизма. В 1611 году ван Бабюрен вступил в гильдию художников Утрехта, что дало ему право на профессиональную деятельность. В 1612 году уехал в Италию. В Италии ван Бабюрена привлекло новаторское искусство Караваджо, под влиянием которого окончательно сложился его собственный творческий почерк. В 1620 году художник возвращается в Нидерланды и открывает свою мастерскую в Утрехте.

Отречение Святого Петра. Валантен де Булонь. До 1620 г. Холст, масло. Фонд Роберто Лонги.


Экспозиция предлагает нам сравнить два полотна на один и тот же библейски сюжет - отречения апостола Петра. Обе картины написаны Валантеном де Булонь, но в разное время, что дает возможность проследить изменения манеры художника.

Фрагмент. Отречение Святого Петра. Валантен де Булонь. До 1620 г. Холст, масло. Фонд Роберто Лонги.


«Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними. Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет! Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал». (Евангелие от Луки, 22:55-22-62).

Фрагмент. Апостол Петр. Отречение Святого Петра. Валантен де Булонь.
До 1620 г. Холст, масло. Фонд Роберто Лонги.


Валантен де Булонь (фр. Valentin de Boulogne, 3 января 1591 — 19 августа 1632), имя от рождения Жан Валантэн или Валантен (Jean Valentin)) — французский художник эпохи барокко, сын художника по стеклу. В ранней молодости прибыл в Италию, уже хорошо умея владеть кистью. Франция и Италия оспаривают национальность его отца. Так французские источники упирают на то, что Валантен был французом по рождению, итальянцы же утверждают, что он происходил из семьи итальянских художников. Итальянцы считают Валантена лучшим последователем Караваджо и причисляют его к своим художникам Римской школы.

Фрагмент апостол Петр. Отречение Святого Петра. Валантен де Булонь.
Начало 1620 г. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.


Увидеть второе полотно полностью и сравнить обе работы мы вам предлагаем на выставке, ведь общение с оригиналом не может заменить ничто.
С одной из стен экспозиционного зала на вас смотрят библейские апостолы работы испанского караваджиста Хусепе Рибера.

Святой Варфаломей. Хусепе Рибера. 1611- 1613. Холст, масло. Фонд Роберто Лонги.


Хосе или Хусепе де Рибера (исп. José de Ribera) по прозвищу Спаньолетто (Lo Spagnoletto — «маленький испанец»); 12 января 1591 — 2 сентября 1652) — испанский караваджист эпохи барокко, живший и работавший в итальянском Неаполе. Помимо живописных работ, оставил большой объём графики. Вероятно, не позднее 1613 года он перебрался в Италию, где, как принято считать, изучал картины старых мастеров в Парме и Риме. Все сохранившиеся работы художника датируются неаполитанским периодом.

Святой Филипп. Хусепе Рибера. 1611- 1613. Холст, масло. Фонд Роберто Лонги.


Святой Фома. Хусепе Рибера. 1611- 1613. Холст, масло. Фонд Роберто Лонги.

Франмент. Святой Фома. Хусепе Рибера. 1611- 1613. Холст, масло. Фонд Роберто Лонги.


Еще один библейский сюжет разворачивается перед нами в работе Гвидо Рени.

Фрагмент. Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем. Гвидо Рени.
Около 1640 года. Холст, масло. Фонд Роберто Лонги.


Гвидо Рени (итал. Guido Reni; 4 ноября 1575 — 18 августа 1642) — итальянский живописец болонской школы. Девяти лет от роду поступил в ученики к проживавшему в Италии фламандскому живописцу Денису Калверту; перейдя затем в школу Лодовико Карраччи, из неё перешёл с целью усвоить себе технику фресковой живописи к Феррантини, а в 1596 г. отправился в Рим, где занялся основательным изучением произведений Рафаэля. В первый период своей деятельности Рени примкнул к господствовавшему тогда в итальянской живописи натуралистическому направлению, причём, подобно другим ученикам Карраччи, подпал в сильной степени под влияние Микеланджело да Караваджо.

Гранида. Ян Харменс ван Бейлерт. 1620-е. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.


Ян Харменс ван Бейлерт (Jan Hermansz, van Bijlert или Van Bylert, Van Bylaert, (1597 или 1598 - 1671) нидерландский художник караваджист родом из Утрехта. Учился во Франции и Италии, где возможно был знаком с Караваджо. В 1624 году возвращается в родной Утрехт. Считается одним из самых знаменитых художников Утрехта, его произведения пользовались большим успехов в течении всей его жизни.
Гранида — персонаж голландской пасторальной пьесы Питера Хофта «Гранида». Гранида, дочь восточного царя, помолвленная с принцем Тисифернесом, заблудилась во время охоты. Она повстречала пастуха Дайфило и его госпожу Дорилею, которые только что повздорили. Дайфило сходил за водой для принцессы, чтобы дать ей напиться, и влюбился в нее. Он последовал за ней ко двору, и после нескольких поворотов в сюжете они сбежали вместе в лес, чтобы предаться пасторальной жизни. Дайфило был схвачен и заточен в темницу одним из стражников свиты Граниды. Они вновь в конце концов соединились после вмешательства в дело Тисифернеса, который отказался от своих притязаний на нее. Эта пьеса утвердила в Голландии моду на пасторальные идиллии и долго оставалась популярной. Она широко представлена в голландской живописи XVII века.

Фрагмент. Явление ангела Святому Иосифу. Джованни Бальоне.
Около 1599 г. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.


Джованни Бальоне (Giovanni Baglione (1566 - 1643) итальянский художник конца маньеризма и раннего барокко, а также биограф многих мастеров, которые работали в Риме в конце XVI - начале XVII века.
Эта огромная алтарная композиция Джованни Бальоне была приобретена для ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2014 году.

Фргмент. Юдифь с головой Олоферна. Карло Сарачени.
Около 1618 г. Холст, масло. Фонд Роберто Лонги.


Карло Сарачени (итал. Carlo Saraceni, 1570 — 1620) — итальянский художник. С 1598 работал в Риме, член Академии Святого Луки (1607). В 1620 вернулся в Венецию, где вскоре умер. В Риме он создает свой стиль под влиянием Караваджо и Адама Эльсхаймера.
Картина посвящена ветхозаветному сюжету, который рассказывает о спасении израильтян от войска ассирийцев. После того, как войска ассирийцев осадили родной город Юдифи, она нарядилась и отправилась в лагерь врагов, где привлекла внимание полководца Олоферна. Когда он напился и заснул, она отрубила ему голову, и принесла её в родной город, который таким образом оказался спасен.

Спящий паломник (Святой Рох). Джакомо Черутти. Начало 1740-х. Холст, масло. Фонд Роберто Лонги.


В завершении нашего рассказа об этой великолепной выставке хочется предложить вам последовать совету Роберто Лонги при изучении произведений - "верь своим глазам". "Ведь, если произведение искусства живет самостоятельной жизнью — а, надо полагать, что так оно и есть, оно само поведает о наиболее важном", — говорил этот выдающийся историк искусств. Приходите на выставку смотрите, изучайте, общайтесь с шедеврами и получайте удовольствие.

Выставка продлится до 10 января 2016 года.

Адрес : ул. Волхонка, 12, м. Кропоткинская, м. Боровицкая, м. Библиотека им. Ленина.
Время работы : вт, ср, пт, сб, вс с 11:00 до 20:00, касса (вход) с 11:00 до 19:00;

по четвергам с 11:00 до 21:00, касса (вход) с 11:00 до 20:00
Выходной день понедельник.

Цена билета :
В рабочие дни
с 11:00 до 13:00: 300 р., льготный 150 р.,
с 13:00 до 17:30: 400 р., льготный 200 р.
с 17:30 до закрытия музея: 500 р., льготный 250 р.

В выходные дни:
с 11:00 до 13:00: 400 р., льготный 200 р.
с 13:00 до закрытия музея: 500 р., льготный 250 р.

Расписание сборных экскурсий по выставке:
Для детей:
по субботам: 03.10, 10.10, 17.10, 24.10, 7.11, 14.11, 21.11, 5.12, 12.12, 19.12 в 12.00
Для взрослых:
по четвергам: 8.10, 22.10, 5.11, 19.11, 3.12, 17.12 в 19.00
по вторникам: 6.10, 20.10, 17.11, 1.12, 15.12 в 18.00
по вторникам: 29.09, 13.10, 27.10, 10.11, 24.11, 22.12 в 15.00

«Не делать на холсте ни одного мазка, кроме как подсказанного жизнью» – Микеланджело Меризи да Караваджо.
После оглушительного успеха картин Караваджо, которые были выставлены в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2011-12 годах, музей решил представить работы последователей темпераментного художника – так называемых «караваджистов». Начиная с 29 сентября и по 10 января музей будет проводить экскурсии как для взрослых, так и для детей. Микеланджело Караваджо (1573-1610) – итальянский художник эпохи барокко, перевернувший представления о живописи в XVII веке, положил начало направлению под названием «реализм». Мастер и его последователи писали на бытовые темы, отойдя от идеализированных образов эпохи Возрождения.

На экспозиции представлены картины таких мастеров, как Бартоломео Пассаротти (1529-1592), Гвидо Рени (1575-1642), Джакомо Черути (1698-1767), и многих других. Искусство Караваджо оказало влияние не только на его сограждан, итальянцев, но и на испанцев, французов и жителей других европейских стран. Этот факт подчеркивают организаторы выставки, представляя нашему вниманию самых разнообразных художников.

Выставка проходит под названием «Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Роберто Лонги во Флоренции и ГМИИ им. А.С. Пушкина». На ней вниманию зрителей представлено более 50 произведений, среди которых знаменитый «Мальчик, укушенный ящерицей» руки самого мастера. Он, конечно же, является центром всеобщего внимания. Несмотря на то что эта картина относится к раннему периоду творчества мастера, в ней как нельзя ярко отражены характерные особенности реализма: мимика и жесты не оставляют сомнений в том, что мальчику больно от укуса. Караваджо был одним из первых художников, которые писали так называемой техникой «кьяроскуро» (итал. светотень). Она позволяет акцентировать внимание зрителя на тех частях картины, которые мастер считал главными. Например, в «Мальчике» свет падает на лицо и руки ребенка, тем самым подчеркивая его эмоции: гримаса боли и маленькие кисти, непроизвольно отдернутые от источника несчастья.

Живые эмоции, «живые» лица побуждают к сопереживанию героям картин, втягивают нас в свой мир при помощи реалистичности и эмоциональности. Так, мы перестаем замечать наше состояние онемения, погруженные в мысли о том, сколько личных переживаний и боли скрывается за каждой слезой картезианского монаха Джачинто Бранди (1623-1691).

Как же максимально прочувствовать тот переворот, который совершил итальянский художник? Сперва стоит проникнуться традиционным стилем работ эпохи Возрождения, а после оценить стиль и манеру исполнения произведений Караваджо. Становится очевидно, почему реалистичная манера художника взбудоражила его современников и поначалу была воспринята ими в штыки. После торжественных и величественных картин Боттичелли и скульптур Микеланджело, созерцая произведения караваджистов особенно остро ощущается в чем-то приземленная, однако не менее талантливая техника реализма.

«Основная задача выставки – как можно обстоятельнее продемонстрировать роль Караваджо в истории европейской живописи, и потому, помимо превосходного собрания Фонда Лонги, в рамках этой экспозиции музей показывает значительную группу произведений из собственного собрания. Специально для этого случая некоторые произведения, постоянно хранившиеся в фондах, отреставрированы и впервые показаны зрителям » – сообщила идеолог и куратор выставки Виктория Маркова.

Кстати, именно Роберто Лонги , выдающийся итальянский искусствовед, в 1950-х поспособствовал вознесению Караваджо в число самых прославленных художников мира. Он стал организатором первой персональной выставки мастера, которая взбудоражила весь мир и вознесла новую звезду на небосвод художественного искусства.

Цены:
В рабочие дни: 300-500 р.,
в выходные: 400-500 р.
Для льготных категорий скидка 50%.

Где:

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Когда: 14.09 - 09.01

Караваджо и последователи

Микеланджело Меризи да Караваджо. Мальчик, укушенный ящерицей.

1593-1594. Фонд Лонги (Флоренция)

В ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается выставка «Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Роберто Лонги во Флоренции и ГМИИ им. А.С. Пушкина». Она является своего рода продолжением первой масштабной экспозиции произведений великого итальянского мастера Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610), во многом определившего дальнейшее развитие европейской живописи, из музеев Италии, которая прошла в стенах Музея в конце 2011 – начале 2012 года.
В экспозиции будет представлена знаменитая работа мастера «Мальчик, укушенный ящерицей» и картины ведущих западноевропейских художников XVII–XVIII веков, которые в большой мере испытали влияние Караваджо.

Уникальность выставки в том, что она включает работы, привезенные из Италии, принадлежащие Фонду Роберто Лонги во Флоренции, а также работы, находящиеся в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В общей сложности на ней будет показано свыше 50 произведений живописи.
Тридцать картин из Фонда Лонги составляют часть богатой коллекции, собранной ученым и критиком Роберто Лонги (1890–1970), одним из видных представителей мировой искусствоведческой науки. Cегодня, как и при жизни Роберто Лонги, эта коллекция хранится на принадлежавшей ему вилле (Villa il Tasso) во Флоренции, где теперь располагается крупный центр изучения итальянского искусства эпохи Ренессанса и барокко.Ядром экспозиции является знаменитое полотно «Мальчик, укушенный ящерицей» (1594), относящееся к раннему периоду творчества Караваджо. Экспозицию логически продолжают работы его первых последователей, Орацио Борджанни (1578–1616) и Карло Сарачени (1570–1620),чьи произведения не часто встречаются за пределами Италии.
Северный караваджизм представлен на выставке композицией Дирка ван Бабюрена (1595–1624) «Взятие Христа под стражу», а также двумя работами художника долго жившего на Сицилии, Маттиаса Стомера (1600–1650), – «Архангел Рафаил в доме Товита» и «Исцеление Товита». В этом разделе экспозиции будет выставлен признанный шедевр Валантена де Булоня «Отречение святого Петра» (1591–1632) – один из лучших образцов творчества этого французского художника.
Весомый вклад испанской школы в интернациональное караваджистское движение наглядно демонстрируют пять превосходных полотен серии «Апостолы», недавно справедливо отнесенных к творчеству Хусепе Риберы (1591–1652), работавшего в Неаполе.
Зрители также увидят выдающиеся по качеству картины Бартоломео Пассаротти (1529–1592), который в своем творчестве предвосхитил натурализм Караваджо, Джованни Ланфранко (1582–1647) и Джачинто Бранди (1621–1691), переосмысливших уроки караваджизма в духе высокого барокко, Гвидо Рени (1575–1642), внесшего свой несомненный вклад в интерпретацию классической традиции в XVII веке.
На выставке будут показаны произведения трех «живописцев реальности» (термин, введенный самим Лонги) – Джакомо Черути (1698–1767), Фра Гальгарио (1655–1743) и Гаспаре Траверси (1722–1770) – которые уже в следующем, XVIII столетии, продолжали черпать вдохновение в традициях натурализма, заложенных Караваджо.
Выставка, организованная в ГМИИ им. А.С. Пушкина, дает блестящую возможность показать 30 работ из собрания Фонда Лонги вместе с хранящимися в Музее картинами круга Караваджо – произведениями итальянских, французских, голландских и испанских мастеров. Таким образом, посетители получат уникальную возможность сравнить уровень исполнения и индивидуальный почерк художников. Это тем более увлекательно, что речь идет о произведениях видных мастеров, таких как Анджело Карозелли, Караччоло, Валантена де Булоня, Геррита ван Хонтхороста. Среди картин, достойных особого внимания, выделяется «Коронование терновым венцом» Томмазо Салини (1575–1625), художника, не представленного в собрании Фонда Лонги, поскольку изучение его творчества стало итогом исследовательской работы последних десятилетий.
Выставка также поможет понять и оценить масштаб личности Лонги-коллекционера. Собранные им произведения отражают глубокий интерес к творчеству Караваджо и мастеров его круга, который ученый пронес сквозь всю свою жизнь, а благодаря превосходному знанию истории искусства и индивидуальной манеры художников Лонги удавалось приобретать первоклассные произведения живописцев, чьи имена еще не пользовались известностью. Среди них шедевр Анджело Карозелли (1585–1662) «Аллегория бренности» (ок. 1608 – 1610), работа неаполитанского караваджиста Батистелло Караччоло (1578–1635) «Положение во гроб» и два полотна Маттиа Прети «Концерт» (1620) и «Сусанна и старцы» (1656–1659). Своей известностью Маттиа Прети во многом обязан ранним трудам Роберто Лонги о художниках так называемого натуралистического направления. Выставка в полной мере дает представление о том, сколь важную роль играли в научной биографии Лонги исследования о творчестве Караваджо и его ближайших последователей, которых принято называть караваджистами.
Своего рода сюрпризом для посетителей выставки станет большая алтарная композиция Джованни Бальоне (1566–1643), учителя Томмазо Салини, приобретенная для собрания ГМИИ в конце 2014 года. Некоторые произведения, в частности, полотно Батистелло Караччоло и работа Хусепе Риберы, специально прошли реставрацию и впервые предстанут перед публикой.
Идея выставки принадлежит Виктории Марковой .

Кураторы выставки: Мина Грегори , президент Фонда Роберто Лонги , Мария Кристина Бандера , научный директор Фонда, и Виктория Маркова, главный научный сотрудник, хранитель итальянской живописи ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png