Экспозиция, которую монтировали несколько дней, уже готова. Сегодня, 25 ноября картины знаменитого Эпохи Возрождения увидят искусствоведы и представители прессы.

«Вакх» Караваджо

А уже завтра, 26 ноября, произведения будут доступны широкой публике. В Москву привезли 11 полотен. Все они хранятся в разных итальянских городах, и многие никогда не покидали . Ради нашей страны было сделано исключение.

Выставка проводится в рамках перекрестного года Россия-Италия. Увидеть шедевры Караваджо можно до 19 февраля.



«Гадание»

Видео. Картины Караваджо

Справка

Микеланджело Меризи де Караваджо (итал. Michelangelo Merisi de Caravaggio; 28 сентября 1573, Милан - 18 июля 1610, Гроссето, Тоскана) - итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, один из крупнейших мастеров барокко.


«Жертвоприношение Исаака»

Драматическая жизнь Караваджо, полная приключений, соответствовала бунтарскому духу его творческой натуры. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. 1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. 1593, там же), «Вакх» (ок. 1593, Уффици), «Гадание» (ок. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. 1595, Эрмитаж), он выступает как смелый новатор, он бросил вызов главным художественным направлениям той эпохи - маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. Герой Караваджо - человек из уличной толпы, - римский мальчишка или юноша, наделённый грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щёголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога Вакха.


«Юдифь и Олоферн»

Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью.

Не чуждаясь нарочито натуралистических эффектов, особенно в сценах насилия и жестокости («Жертвоприношение Исаака», ок. 1603, Уффици; «Юдифь и Олоферн», ок. 1596, собрание Коппи (сейчас выставляется в Палаццо Барберини), Рим), Караваджо в ряде других картин того же периода находит более глубокую и поэтически значительную трактовку образов («Отдых на пути в Египет», ок. 1595 и «Кающаяся Мария Магдалина», ок. 1596, галерея Дория-Памфили, Рим).


«Кающаяся Мария Магдалина»


«Давид и Голиаф»


«Шулеры». 1596. Уодсворт Атенеум. Хартфорд

Период творческой зрелости (конец XVI - первое десятилетие XVII вв.) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Матфею (1599-1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). В первом и самом значительном из них - «Призвание апостола Матфея», - перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события - вторжения света Истины в самые низы жизни. «Погребной свет», проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и св. Петра, его реальность и одновременно ирреальность, выхватывая из темноты лишь часть профиля Иисуса, тонкую кисть его протянутой руки, жёлтый плащ св. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени.


«Призвание апостола Матфея»

Во второй картине этого цикла - «Мученичество св. Матфея» - возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Третья картина - «Св. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны) - была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. В алтарных картинах «Мученичество св. Петра» и «Обращение Савла» (1600-1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602-1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605-1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи).

Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. В последних работах - «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают чертания строений и фигуры действующих лиц. Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров XVII века - Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески).


«Св. Матфей и ангел»


«Мученичество св. Петра»


«Положение во гроб»


«Обращение Святого Павла». 1601. Церковь Санта Мария дель Пополо. Рим


«Отдых на пути в Египет». 1596-1597. Галерея Дориа-Памфили


«Взятие Христа под стражу». 1602, Национальная галерея. Дублин

Выставка произведений итальянского мастера Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) и его последователей открылась в ГМИИ имени Пушкина. В экспозиции представлены около 50 произведений из собрания ГМИИ и Фонда Лонги во Флоренции. Проект логически продолжает первую масштабную выставку произведений итальянского мастера, прошедшую в музее в 2011 году.

На этот раз публика увидит лишь одну картину кисти реформатора европейской живописи - «Мальчик, укушенный ящерицей», написанную в первые годы пребывания Караваджо в Риме. Именно тогда художник, в отсутствие заказов, писал для продажи небольшие работы, зачастую используя в качестве модели собственное изображение в зеркале.

В Вечный город миланский живописец приехал в 1590-х годах, когда ему исполнилось 25 лет, и мгновенно привлек к себе внимание. Он выделялся своим ломбардским акцентом, вспыльчивостью и крутым нравом, по улицам Рима ходил со шпагой на боку и не раз пускал ее в ход.

Необычным был и метод работы мастера, сторонника реализма, оптических неожиданностей и контрастов с реальностью: Караваджо не делал подготовительных набросков, а писал картину сразу, что можно увидеть на примере «Мальчика, укушенного ящерицей». Полотно представляет собой вовсе не плавное повествование - мастер словно рубит с плеча, энергичными мазками, объемами и контрастами яркого света и глубокой тени. Композиция полна беспокойного движения, резкий боковой свет падает прихотливыми вспышками, выхватывая ярко светящиеся фрагменты отдельных предметов.

Фото: Дмитрий Духанин / «Коммерсантъ»

Такая манера создания произведений привлекла к себе интерес. Несмотря на то что Караваджо не брал учеников и не любил подражателей, его последователи появились и в Италии, и далеко за ее пределами. И основная задача выставки - познакомить зрителя с творчеством живописцев, развивавших традиции мастера.

Как считают специалисты, лучше других суть искусства Караваджо понял испанец Хусепе Рибера. Ему удалось сохранить и свое творческое лицо, и своеобразное понимание характеров тех, кого он изображал. В молодости Рибера вел скитальческую жизнь, пока не основался в Неаполе при дворе испанского наместника. Но никакого придворного лоска и угодничества в его живописи не появилось - он воспринимал окружающую жизнь драматически, писал бедных и называл их именами философов и древних мудрецов.

На выставке впервые в России представлена серия «Апостолы» из пяти полотен кисти этого мастера - святые Фома, Варфоломей, Павел, Филипп, Иуда Фаддей. Созданная в первой половине 1610-х годов, серия считается новым словом в искусстве того времени - нейтральный фон полотен подчеркивает мощь и внутреннюю силу монументальных фигур. Рибера соединяет воедино правдивость образов и органическое чувство классики.

Влияние Караваджо испытал на себе и мастер болонской школы Гвидо Рени, который не только восхищался работами предшественника, но даже приобрел одно из полотен мастера. Его «Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем» 1640 года словно написана пастелью, в виде незавершенного эскиза. Работа наглядно демонстрирует творческую эволюцию Рени - от насыщенности света и плотности форм к свободной манере и почти прозрачности фигур. Такие работы Рени предвосхитили творения французских авторов XVIII века.

Северный караваджизм представлен на выставке работой Дирка ван Бабюрена «Взятие Христа под стражу», первой композицией, написанной автором утрехтской школы в Риме. И хотя Бабюрен старался следовать итальянским канонам, он остался по сути голландским художником: подчеркивал натуралистичность деталей, большое внимание уделял мимике героев, порой доходя почти до гротеска.

Представление об утрехтской школе дополняют работы Геррита ван Хонтхороста, две картины Маттиаса Стомера, долго жившего на Сицилии. Это «Архангел Рафаил в доме Товита» и «Исцеление Товита». В экспозиции также выставлены два «Отречения святого Петра» француза Валантена де Булоня - из собрания ГМИИ и Фонда Лонги. Сюжет и композиция картин не сильно отличаются, но изобразительный язык претерпевает изменения: живописная манера становится более подвижной, точной и лаконичной.

В залах ГМИИ можно увидеть также произведения Орацио Борджанни, Карло Сарачени, Томмазо Салини, Гаспаре Траверси и других.

Экспонаты выставки показывают, что влияние итальянского мастера не было ограничено ни в пространстве, ни во времени, и доказывают, что Караваджо во многом был основателем современного реализма. Он говорил на языке барокко по-своему и о своем. Его последователи же возвели эти диалоги на новую ступень.

Помните, не так давно в Москве проходила выставка Караваджо? Проходила, надо сказать, с аншлагом.

Теперь в ГМИИ им. Пушкина своеобразное продолжение проекта: не только Караваджо, но и «караваджисты». То бишь последователи.

Однако работа Караваджо в экспозиции, разумеется, присутствует. Это «Мальчик, укушенный ящерицей» - одна из ранних работ художника.

Картину, по сложившейся традиции, торжественно встречали в посольстве.

Ну, а еще в Москву прибыло три десятка работ разнообразных «караваджистов» - итальянцев, разумеется, но также представителей Голландии, Испании, Франции… Все это – из Фонда Роберто Лонги, который ныне хранит собрание этого историка искусства. Что требует пояснений.

Представьте себе ситуацию: начало ХХ века. Юный студент, увлекающийся – как, вероятно, многие его современники, – импрессионизмом и прочими модернистскими течениями. Однако для дипломной работы получает от руководителя тему Караваджо.

Тут требуется второе пояснение: это нам сейчас кажется, что художник неизменно был предметом уважения, а то и поклонения – а как иначе? Но нет: представьте, Караваджо был надолго забыт и считался автором малозначимым.

И вот именно благодаря трудам Роберто Лонги Караваджо вновь выплыл на поверхность. А вслед за ним – и многие другие, шедшие по его стопам.

Ведь отличался Микеланджело Меризи да Караваджо не только своей manera tenebrosa (у нас переводят как «темная манера», хотя я, пожалуй, предпочла бы «сумрачная»). Важен и его отход от возвышенной, академичной красивости предшественников, прямой контакт с реальностью (что впоследствии многие критики назовут «натурализмом»).

Ну, и добавлю, что ГМИИ им. Пушкина, «разобрав своих архивов», тоже извлек на свет ряд работ караваджистов и присовокупил их к выставке. Что в экспозиции разнесено по отдельным залам – ну, а мы здесь без труда можем и объединить.

Начну, впрочем, с нарушения хронологии – привезенная работа Бартоломео Пассеротти, «Торговки птицей», сделана задолго до того, как Караваджо вообще появился на свет. Однако она важна с точки зрения появления в живописи «простонародного» типажа (а уж Караваджо с последователями успешно внедрят его даже в религиозную живопись).

Ну, а теперь итальянцы-современники. Сразу с оговоркой: никто из них не был в прямом смысле учеником Караваджо – тот вообще не держал мастерской. И вообще отношения с Караваджо у них были более чем разные, и друзей было не так уж много.

Один из непосредственно знакомых – Орацио Борджанини. Среди его работ на выставке – «Святое семейство со святой Анной» (кто забыл, напомню: она младенцу бабушка по материнской линии, и это, право, заметно).

Его же уже совершенно «караваджистский» святой Себастьян.

Анджело Карозелли (также из непосредственно знакомых), «Аллегория бренности».

Еще один человек из более-менее близкого круга – Карло Сарачени. Вот его работы портрет кардинала Капоччи.

Его же – «Нахождение Моисея». Тут, правда, не без влияния маньеризма.

А вот Томмазо Салини, еще один современник, был с Караваджо в крайне плохих отношениях. Но его влияние испытал несомненно (показано «Коронование терновым венцом» из фондов ГМИИ).

В этом «первом поколении» караваджистов необходимо назвать испанца Хусепе Риберу. Вообще и в его случае, и в случае других иностранцев это было влияние, испытанное непосредственно на месте – Рибера, как и многие другие, работал непосредственно в Италии (даже получил там итальянское прозвище «Спаньолетто»). И к большому удовольствию зрителей привезено сразу несколько его работ. Точнее, пять – покажу некоторые.

«Святой Павел».

«Святой Фома».

«Святой Филипп».

Но и в ГМИИ тоже есть работа Риберы явно из этой серии – «Апостол Иаков старший».

Геррит ван Хонхорст, один из первых голландских караваджистов с успешной карьерой в Италии. «Читающий монах».

А в московском собрании – его «Пастух и пастушка».

Француз Никола Ренье настолько, похоже, прижился в Италии, что его стали называть Николо Реньери (а работа – тоже московская). Есть предположение, что это автопортрет.

Дирк ван Барбюрен процветал, получая в Италии немало заказов. Приехало в Москву его «Взятие Христа под стражу».

В XVII веке, начиная со второй его четверти, караваджизм стал отступать на второй план, уступая место барокко. Однако уступил не совсем – влияние сохранялось.

Среди представленного любопытным образом оказались две работы француза Валантена де Булоня на один сюжет – «Отречение святого Петра». Вот сначала работа из Фонда Лонги – она более ранняя, предположительно написана до 1620 года.

Матиас Стомер, «Старуха со свечой» (из фондов ГМИИ).

И также «москвичи» - веселая парочка «Лютнист» и «Флейтистка» Яна Харменса ван Бейлерта.

Вторая половина XVII века – «Монах» Джачинто Бранди.

А вот и XVIII столетие. «Спящий паломник» Джакомо Черути.

«Служанка» Гаспаре Траверси.

И «Портрет юного художника» Витторе Гисланди. На чем обзор и закончим.

Ну, а выставка запланирована по начало января.

Вход на выставку Караваджо и караваджисты в миланском палаццо Реале. Апрель — июнь 1951 г.

Выставка Караваджо и последователи открывается спустя четыре года после показа в 2011-2012 годах 11 полотен Караваджо из собраний Италии и Ватикана в тех же стенах. Успех был оглушительным: впервые в России и за пределами Италии в одном выставочном пространстве удалось собрать такое число шедевров этого мастера. Казалось, что прошел не такой уж небольшой по музейным меркам срок для возвращения к одному и тому же художнику, даже если это Караваджо. Однако Виктория Маркова , главный научный сотрудник, хранитель итальянской живописи Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, сочла иначе: «Четыре года — правильная дистанция, которая позволяет публике еще не забыть Караваджо, успех, впечатление от той выставки и тем не менее перейти к какому-то другому ракурсу».

Первоначально предполагалось показать 30 работ Караваджо и его последователей только из Фонда Роберто Лонги. Коллекцию выдающегося историка искусства, которую он собирал с 1916 года и которая охватывает итальянское и европейское искусство XIV-ХХ веков, часто и с большим успехом показывают в Италии и крупных музеях по всему миру. Однако в ходе подготовки будущей московской экспозиции ее куратор Виктория Маркова решила пойти по другому пути — соединить картины караваджистов из фонда с картинами из собрания ГМИИ. «Это даст зрителю редкую возможность сопоставлять работы, например, одного и того же мастера из двух собраний, созданные в разные периоды, либо в один и тот же период, но разные по подходу», — считает Маркова. Всего на выставке будет около 50 произведений, 30 — из Фонда Роберто Лонги. Экспозиция будет выстроена следующим образом. Единственная на выставке работа самого Караваджо — его ранний шедевр Мальчик , укушенный яще рицей (середина 1590-х) из фонда станет как бы энергетическим центром, «местом силы» экспозиции. Работы из коллекци Лонги будут представлены отдельно, чтобы можно было оценить ее как самостоятельное явление. Отдельно же будут сгруппированы работы из собрания музея. Некоторые из них специально отреставрированы к выставке и впервые выйдут на публику. Например, картина неаполитанского караваджиста Джованни Баттисты Караччоло , долгое время считавшаяся работой неизвестного мастера, или раннее полотно Хусепе Риберы Апостол Иаков Старший . Кстати, из Фонда Роберто Лонги приедут сразу пять Апостолов великого испанца XVII века, тоже ис- пытавшего влияние Караваджо.

Что же касается имен, включенных в выставку, то здесь представлен почти весь круг мастеров, которых сегодня принято считать караваджистами. Это прямые последователи КараваджоОрацио Борджанни , Карло Сарачени , Анджело Карозелли — и далее художники-академисты, опосредованно испытавшие его влияние, как Гвидо Рени или Джованни Ланфранко . «У Караваджо не было мастерской, не было прямых учеников, он не стремился к тому, чтобы собрать вокруг себя какой-то круг художников. Караваджизм — это спонтанно возникшее явление, в котором не было однородности, художники приезжали из разных областей Италии и других стран, и каждый уже учился в рамках каких-то традиций. То есть они приезжали в Рим, и дальше на эти традиции наслаивалось влияние Караваджо. Караваджизм — это искусство интернациональное. Впервые в истории искусства сложилась ситуация, когда какая-то страна становилась образцом для всей Европы», — говорит Маркова. «Иностранцы» тоже будут представлены на выставке такими именами, как Дирк ван Бабюрен , Маттиас Стомер , Валантен де Булонь , Герард ван Хонтхорст и другие. «Италия помогла каждой национальной школе обрести свой новый язык. Живопись Караваджо была стимулом, а дальше каждый художник шел своим путем», — продолжает Маркова.

Еще одна особенность московской выставки — включение в экспозицию художников XVIII века фра Гальгарио , Гаспаре Траверси , Витторе Гисланди , Джакомо Черути . Это мастера, которых именно Лонги впервые ввел в контекст истории итальянского искусства, назвав их «i pittori della realta» — «художники реальности». «На самом деле это очень разные художники. Но их объединяет интерес к действительности, что для итальянской живописи было не вполне обычным. Сформулировав это понятие, Лонги сфокусировал внимание историков искусства на этом важном аспекте», — говорит Маркова. Караваджизм постепенно сошел на нет к 1630-м годам, на авансцену вышел академизм, болонская школа братьев Карраччи , которая вновь обратила свой взор к наследию Ренессанса, прежде всего Рафаэля . «Но это вовсе не значит, что караваджизм исчез навсегда, — поясняет куратор. — Караваджо остался в крови итальянского искусства, дал ему многое из того, что стало основой его языка, пластику, светотень». Что и должны продемонстрировать включенные в выставку работы «художников реальности» из собрания Лонги и ГМИИ, практически не знакомые российскому зрителю.

Работы на выставку, которая продлится до конца рождественских каникул, предоставлены из собраний Фонда Лонги во Флоренции и ГМИИ им. А. С. Пушкина

ГМИИ имени А. С. Пушкина
15 сентября 2015 - 10 января 2016
Москва, ул. Волхонка, 12

В ГМИИ им. А. С. Пушкина проходит выставка «Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Лонги во Флоренции и ГМИИ им. А. С. Пушкина». Она является своего рода продолжением первой масштабной экспозиции произведений великого итальянского мастера Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610), во многом определившего дальнейшее развитие европейской живописи, из музеев Италии, которая прошла в стенах Музея в конце 2011 - начале 2012 года.

На нынешней экспозиции представлена знаменитая работа мастера «Мальчик, укушенный ящерицей» и картины ведущих западноевропейских художников XVII–XVIII веков, которые в большой мере испытали влияние Караваджо.

Уникальность выставки в том, что она включает работы, привезенные из Италии, принадлежащие Фонду Роберто Лонги во Флоренции, а также работы, находящиеся в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В общей сложности на ней показано свыше 50 произведений живописи.

Тридцать картин из Фонда Лонги составляют часть богатой коллекции, собранной ученым и критиком Роберто Лонги (1890–1970), одним из видных представителей мировой искусствоведческой науки. Сегодня, как и при жизни Роберто Лонги, эта коллекция хранится на принадлежавшей ему вилле (Villa il Tasso) во Флоренции, где теперь располагается крупный центр изучения итальянского искусства эпохи Ренессанса и барокко.

Ядром экспозиции является знаменитое полотно «Мальчик, укушенный ящерицей» (1594), относящееся к раннему периоду творчества Караваджо. Экспозицию логически продолжают работы его первых последователей, Орацио Борджанни (1578–1616) и Карло Сарачени (1570–1620), чьи произведения не часто встречаются за пределами Италии.

Северный караваджизм представлен на выставке композицией Дирка ван Бабюрена (1595–1624) «Взятие Христа под стражу», а также двумя работами Маттиаса Стомера (1600–1650) - художника, долго жившего на Сицилии: «Архангел Рафаил в доме Товита» и «Исцеление Товита». В этом разделе экспозиции выставлен признанный шедевр Валантена де Булоня «Отречение святого Петра» (1591–1632) - один из лучших образцов творчества этого французского художника.

Весомый вклад испанской школы в интернациональное караваджистское движение наглядно демонстрируют пять превосходных полотен серии «Апостолы», недавно справедливо отнесенные к творчеству Хусепе Риберы (1591–1652), работавшего в Неаполе.

Продолжают экспозицию выдающиеся по качеству картины Бартоломео Пассаротти (1529–1592), который в своем творчестве предвосхитил натурализм Караваджо, Джованни Ланфранко (1582–1647) и Джачинто Бранди (1621–1691), переосмысливших уроки караваджизма в духе высокого барокко, Гвидо Рени (1575–1642), внесшего свой несомненный вклад в интерпретацию классической традиции в XVII веке.

На выставке показаны произведения трех «живописцев реальности» (термин, введенный самим Лонги) - Джакомо Черути (1698–1767), Фра Гальгарио (1655–1743) и Гаспаре Траверси (1722–1770), которые уже в следующем, XVIII столетии продолжали черпать вдохновение в традициях натурализма, заложенных Караваджо.

Выставка, организованная в ГМИИ им. А. С. Пушкина показывает 30 работ из собрания Фонда Лонги вместе с хранящимися в Музее картинами мастеров круга Караваджо - произведениями итальянских, французских, голландских и испанских художников. Таким образом, посетители имеют уникальную возможность сравнить уровень исполнения и индивидуальный почерк авторов. Это тем более увлекательно, что речь идет о произведениях видных мастеров, таких как Анджело Карозелли, Караччоло, Валантен де Булонь, Геррит ван Хонтхорост. Среди картин, достойных особого внимания, выделяется «Коронование терновым венцом» Томмазо Салини (1575–1625), художника, не представленного в собрании Фонда Лонги, поскольку изучение его творчества стало итогом исследовательской работы последних десятилетий.

Выставка помогает понять и оценить масштаб личности Лонги-коллекционера. Собранные им произведения отражают глубокий интерес к творчеству Караваджо и мастеров его круга, который ученый пронес сквозь всю свою жизнь, а благодаря превосходному знанию истории искусства и индивидуальной манеры художников Лонги удавалось приобретать первоклассные произведения живописцев, чьи имена еще не пользовались известностью. Среди них шедевр Анджело Карозелли (1585–1662) «Аллегория бренности» (ок. 1608–1610), работа неаполитанского караваджиста Батистелло Караччоло (1578–1635) «Положение во гроб» и два полотна Маттиа Прети «Концерт» (1620) и «Сусанна и старцы» (1656–1659). Своей известностью Маттиа Прети во многом обязан юношеским трудам Роберто Лонги о художниках так называемого натуралистического направления. Выставка в полной мере дает представление о том, сколь важную роль играли в научной биографии Лонги исследования о творчестве Караваджо и его ближайших последователей, которых принято называть караваджистами.

Представленная на выставке большая алтарная композиция Джованни Бальоне (1566–1643), учителя Томмазо Салини, была приобретена для собрания ГМИИ в конце 2014 года. Некоторые произведения, в частности полотно Батистелло Караччоло и две работы Хусепе Риберы, специально прошли реставрацию и впервые предстали перед публикой.

Идея выставки принадлежит Виктории Марковой. Кураторы выставки: Мина Грегори, президент Фонда Роберто Лонги; Мария Кристина Бандера, научный директор Фонда; Виктория Маркова, ведущий научный сотрудник, хранитель итальянской живописи ГМИИ им. А. С. Пушкина.


  • 28.06.2019 СМИ приводят слова директора Ирбитского музея изобразительных искусства Валерия Карпова: «Исследование в Эрмитаже подтвердило бесспорную подлинность картины»
  • 28.06.2019 Очередная станция новой розовой Некрасовской ветки станет одной из самых ярких в московском метро. Главный архитектор города рассказал, что при разработке проекта авторы вдохновлялись картинами Малевича, Лисицкого и Суетина
  • 27.06.2019 Рыболовлев подал к аукционному дому иск на $380 000 000 в качестве компенсации ущерба, полученного в сделках с участием своего консультанта Бувье. Так вышло, что Sotheby’s сопровождал больше трети из его злосчастных сделок с искусством
  • 27.06.2019 Завтра во Франции должен был состояться аукцион Labarbe, на котором чудесным образом обретенный холст «Юдифь и Олоферн» хотели продать со старта почти в $40 000 000
  • 25.06.2019 Это совместный проект банка с Пушкинским музеем, где до 15 сентября 2019 года проходит выставка «Щукин. Биография коллекции»
  • 25.06.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это восемь живописных работ, шесть листов оригинальной и два - печатной графики, три работы в смешанной технике и одна скульптура из дерева
  • 21.06.2019 Продано 50%. Покупали Москва, Сергиев Посад, город Энгельс Саратовской области и др.
  • 21.06.2019 В минувшую субботу аукционный дом «Литфонд» продал картин, рисунков, фарфора, книг, карт, автографов, фотографий и др. на 57,9 млн.руб. Топ-лотом стала живописная работа Валентина Серова – 18,75 млн.руб.
  • 20.06.2019 В субботу 22 июня в доме «Русская эмаль» в рамках ежемесячного аукциона покупателям предложат 516 лотов картин, рисунков, икон, изделий из серебра, фарфора, стекла, ювелирных украшений и др.
  • 19.06.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это десять живописных работ, пять листов оригинальной и два - печатной графики, работа с элементами коллажа, фотоальбом и фарфоровая тарелка с авторской росписью
  • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.
  • 11.06.2019 В Лондон на выставку привезли около 170 работ Гончаровой из музеев и коллекций со всего мира, включая Россию
  • 07.06.2019 В Галерее Церетели на Пречистенке до конца июня проходит большая персональная выставка Константина Александровича Батынкова, отмечающего в этом году своё 60-летие
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png