Актер королевской труппы, этот гениальный британец является драматургом и поэтом, из-под пера которого выходили произведения, населенные яркими героями, в чьих характерах могучая воля сочеталась с сильной страстью. Уильям Шекспир наделял их способностями противоборствовать с судьбой, быть жертвенными - и в то же время готовыми умереть за идею или страсть.

Шекспир родился под знаком Тельца 23 апреля 1564 года. Его родной город Стратфорд-он-Эйвон расположен в графстве Уорикшир, неподалеку от Бирмингема. Его биография началась в семье потомственных хлебопашцев, где процветание вскоре после его рождения завершилось разорением.

В 16-летнем возрасте будущий гений английской литературы бросил отменную стратфордскую школу и в качестве подмастерья поддерживал отца Джона Шекспира, а спустя два года Уильям женился, взяв себе в супруги Энн Хэтэуэй (полная ее тезка в настоящее время с успехом завоевывает бастионы Голливуда). Став отцом сына Гамнеты и дочерей Сьюзен и Джудит, он вскоре покидает родные места и на несколько лет пропадает из поля зрения биографов.

На пути к славе

В самом начале 90-х годов Шекспир оказывается в Лондоне и создает свою первую пьесу – хронику о Генрихе VI. Это заметно выделяет его из общей массы литераторов, однако же, вместе с тем, и делает объектом для нападок.

Один из ведущих драматургов Роберт Грин, к примеру, «приклеивает» к нему ярлык потрясателя сцены (от заключенного в фамилии Уильяма словосочетания shake speare - потрясатель копья), а также вороны, которая имеет желание «рядиться в наши перья» (взято из хроники о Генрихе VI).

Однако будущий корифей английской драматургии не унывает, создает хронику о Ричарде III и целую россыпь шедевров, в числе которых – «Комедия ошибок» и «Укрощение строптивой», а также поэтические произведения – «Венеру и Адониса» и «Лукрецию». 1594-й стал годом, когда биография Шекспира берет крутой подъем на пути к славе.

Он поступает в труппу Хансдона и затмевает всех ее прежних кумиров. С этого времени начинается первый период его творчества. Уильям создает одну из величайших своих трагедий - «Ромео и Джульетту», «Венецианского купца» - комедию, получившую впоследствии название «серьезная», а также открывает в 1599-м свой знаменитый « », крылатым изречением, помещенным над входом в него, стали слова о том, что весь мир – театр.

Он выступил при этом совладельцем, актером труппы и основным драматургом своего детища. А написание к открытию театра «Юлия Цезаря» и «Как вам это понравится» открывало прямую дорогу к «Гамлету», родившемуся год спустя.

С этого времени берут свой отсчет «великие трагедии», включая «Отелло», «Короля Лир» и «Макбета». Более серьезными, а зачастую и просто мрачными становятся создаваемые им комедии.

Расцвет, закат и жизнь после смерти «шекспировского вопроса»

Эти годы расцвета (1601-1605) заканчиваются со смертью . Шекспир вступает в период, длящийся с 1600 по 1613 годы, который принято считать последним. В это время он пишет «Антония и Клеопатру», «Кориолана», «Тимона Афинского», а также «Зимнюю сказку» и «Бурю».

Исследователи, для которых биография драматурга является документом без загадок, считают, что причиной переезда в 1613-м из Лондона в Стратфорд и составления в 1616-м завещания стала болезнь.

Это, на первый взгляд, вполне обычное дело, было, тем не менее, расценено многими, как попытка ввести общественность в заблуждение относительно авторских прав. Тех, кто до сих пор сомневается в подлинности авторства многочисленных шедевров, заложивших фундамент английской драматургии, можно понять.

Дело в том, что Уильям в своем завещании перечисляет свои дома и имущество, пишет о том, что после его смерти друзья получат в память о нем принадлежащие ему кольца. Однако в этом документе не содержится никаких указаний по части его книг и рукописей. У современников и исследователей творчества гениального британца при прочтении завещания могло создаться впечатление, что речь идет о смерти заурядного обывателя.

Так кто же он, Уильям Шекспир, уроженец Стратфорда-он-Эйвона? Многие абсолютно не учитывают тот факт, что биография драматурга содержит несколько «темных лет» между уходом его из города детства и появлением в Лондоне. А без этого обстоятельства невозможно объективно ответить на вопрос, как мог Уильям с далекой британской периферии написать все эти блестящие произведения.

Тем не менее, в течение ста последних лет тема авторства горячо обсуждается серьезными исследователями его творчества. Главные аргументы в пользу отрицания заслуг – в том, что истории не известны факты получения Шекспиром сколько-нибудь серьезного образования. Нет никаких исторически безупречных сведений о том, чтобы он совершал путешествия.

Таким образом, истинным автором бессмертных творений мог стать абсолютно другой человек или группа лиц. Антистрафордианцы или защитники теории отрицания привели весьма остроумные доводы и предложили более двадцати реально живших в те времена литературных и общественных деятелей, которые вполне могли творить под псевдонимом Уильям Шекспир.

Самой популярной кандидатурой «на замещение вакансии» великого британца оказалась личность философа Фрэнсиса Бэкона. Другим вполне реальным человеком, образование и положение которого в обществе соответствовали по своему творческому потенциалу Уильяму, назывался его предшественник по части модернизации драматургического искусства Англии того времени Кристофер Марло.

Впрочем, другая часть противников авторства Шекспира, активно выискивала кандидатов там, где отмечены были титулованные личности. В частности, это могли, по их мнению, быть граф Дерби, граф Оксфорд и в особенности граф Рэтленд, возможное авторство этого, несомненно, творчески одаренного человека поддерживалось россиянами.

Аргументами в пользу такого решения назывались наличие у него образования, положения, как в обществе, так и при дворе, а также возможности совершать путешествия. С так арсеналом средств Уильям мог иметь необходимый для написания пьес кругозор и богатый жизненный опыт.

Однако почему же, в таком случае, эти люди не могли подписываться еще при жизни своими настоящими именами? Дело в том, что тогдашние представления о профессии драматурга были не самыми положительными. Напротив, малейшая причастность к ней могла стать несмываемым позором для людей высокопоставленных.

Главный аргумент «за»

А вскоре после кончины великого драматурга появились новые издания его произведений, увидевших свет, благодаря усилиям друзей Шекспира. Кроме того, в стихах Уильям Шекспир удостоился хвалебных эпитетов со стороны четырех поэтов-современников, в том числе восславил его заслуги друг литератора, Бен Джонсон.

И ни один из вышеперечисленных фактов не стал предметом для опровержений или разоблачений. Как автор, Шекспир ни разу не становился человеком, личность которого была бы оспорена, до самого конца XVIII века. Что же это за тайна, хотелось бы спросить сторонников отрицания его авторства, которая столько времени хранилась за пресловутыми семью печатями?

Мало того, Шекспир и позднее подтверждался современниками в своем подлинном качестве. В частности после его смерти легенда, придуманная Уильямом Давенантом, говорила о том, что этот отлично осведомленный в сплетнях и интригах человек, якобы, является сыном «смуглой леди» из шекспировских сонетов.

По словам , окружающая величайшего драматурга загадка на самом деле является тайной гения: знаменитое поэтическое зрение сэра Уильяма позволяло все видеть, но при этом ничем не обнаруживать себя!

Да, таков он и есть на самом деле - человек, завершивший создание английской культуры и английского языка. Своим творчеством он словно бы подвел трагическую черту под всей эпохой Возрождения средневековой Европы. И в этом – величайшая его заслуга перед Британией и британцами, почитающими его почти как божество!

Отец Вильяма Шекспира, Джон, был ремесленником, купцом (торговал шерстью), а в 1568 году стал мэром Стрэтфорда.

Мать Вильяма, Мария Арденн, была дочерью фермера из Вилмкота.

Из некоторых источников известно, что Вильям Шекспир учился в грамматической школе, где овладел латинским и древнегреческим языками.

1582 год – Вильям Шекспир женится на Энн Хэтэвей. Впоследствии Энн родила ему троих детей: дочь Сюзанну и двойняшек Хэмнета и Джудит.

Середина 1580-х годов – Шекспир с семьей переезжает в Лондон. По сохранившимся данным, в этом городе у него не было ни друзей, ни знакомых. Шекспир зарабатывал тем, что сторожил у театра лошадей, пока их владельцы смотрели представления. За этой должностью последовала закулисная работа в театре: переписывание ролей, отслеживание выхода актеров, суфлерство… Только через несколько лет Вильям Шекспир получил свою первую маленькую роль.

По некоторым данным, Шекспиру до работы в театре пришлось также освоить профессию школьного учителя.

Театр, в котором работал Вильям Шекспир, стал известным и получил название «Глобус». Это название было заимствовано из греческой мифологии и указывает на Геркулеса, который держал на плечах земной шар. При короле Джеймсе I театр получил статус «Королевского».

Шекспиру не суждено было стать хорошим актером, гораздо лучше у него получалось писать пьесы. Первые комедии («Много шума из ничего», «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Комедия ошибок», «Двенадцатая ночь») были написаны в период с 1593 по 1600 год.

1594 год – Шекспир пишет свою первую трагедию «Ромео и Джульетта». В этом же году драматург стал пайщиком театральной труппы «Слуги лорда камергера» (по другим источникам труппа называлась «Королевская труппа Джеймса I»)

1599 год – в театре «Глобус» состоялось первое представление Вильяма Шекспира, это была постановка пьесы «Юлий Цезарь». В этом же году Шекспир становится совладельцем «Глобуса».

1601 – 1608 годы – созданы трагедии «Король Лир», «Гамлет», «Отелло», «Макбет».

1603 год (неточная дата) – Шекспир оставляет сцену.

1608 год – Шекспир становится совладельцем Доминиканского театра.

1608 – 1612 годы – последний этап творчества Вильяма Шекспира. Для его драматургии этого времени характерны сказочные мотивы и образы: «Перикл», «Буря», «Зимняя сказка».

Вильям Шекспир писал не только пьесы (всего их было написано 37), но и поэмы (2), и сонеты (154).

1612 год (неточная дата) – Шекспир уже достаточно богат, чтобы приобрести себе дворянский титул. Он покупает дом в своем родном городе Стрэдфорд-на-Эйвэн и переезжает туда. В Стрэдфорде Шекспир живет уже до самой смерти.

23 апреля 1616 года – Вильям Шекспир умирает в Стрэдфорде-на-Эйвэн в день своего рождения. Похоронен в церкви своего родного городка.

Жизнь Шекспира мало известна, он разделяет судьбу подавляющего большинства других английских драматургов эпохи, личной жизнью которых современники мало интересовались. Существуют различные взгляды на личность и биографию Шекспира. Основным научным течением, поддерживаемым большинством исследователей, является сложившаяся на протяжении нескольких столетий биографическая традиция, согласно которой Уильям Шекспир родился в городе Страдфорде-на-Эйвоне в состоятельной, но не благородной семье и был членом актёрской труппы Ричарда Бёрбеджа . Данное направление изучения Шекспира называют «стратфордианством».

Существует также противоположная точка зрения, так называемое «антистратфордианство» или «нестратфордианство», сторонники которой отрицают авторство Шекспира (Шакспера) из Стратфорда и считают, что «Уильям Шекспир» - это псевдоним, под которым скрывалось иное лицо или группа лиц. Сомнения в верности традиционной точки зрения известны уже начиная с XVIII века . Вместе с тем, среди нестратфордианцев нет единства относительно того, кто именно был настоящим автором шекспировских произведений. Число вероятных кандидатур, предложенных различными исследователями, к настоящему времени насчитывает несколько десятков.

Традиционные взгляды («Стратфордианство»)

Уильям Шекспир родился в городке Стратфорд-на-Эйвоне (графство Уорикшир) в 1564 году , по преданию, 23 апреля . Его отец, Джон Шекспир, был состоятельным ремесленником (перчаточником) и ростовщиком, часто избирался на различные общественные должности, один раз был избран мэром города. Он не посещал церковные богослужения, за что платил большие денежные штрафы (возможно, что он был тайным католиком) . Его мать, урождённая Арден, принадлежала к одной из старейших английских фамилий. Считается, что Шекспир учился в стратфордской «грамматической школе» (англ . «grammar school»), где получил серьёзное образование: стратфордский учитель латинского языка и словесности писал стихи на латыни. Некоторые учёные утверждают, что Шекспир посещал школу короля Эдуарда VI в Стратфорде-на-Эйвоне, где изучал творчество таких поэтов, как Овидий и Плавт , однако школьные журналы не сохранились , и теперь ничего нельзя сказать наверняка.

Воссозданный театр «Глобус», в котором работала труппа Шекспира

Критика традиционных взглядов («Нестратфордианство»)

Известные сейчас автографы Шекспира из Стратфорда

«Нестратфордианская» линия исследований подвергает сомнению возможность написания Шекспиром из Стратфорда «шекспировского канона» произведений.

Для чёткости терминологии нестратфордианцы строго различают «Шекспира», автора шекспировских произведений, и «Шакспера», жителя Стратфорда, стремясь доказать, в противовес стратфордианцам, что эти личности не тождественны .

Сторонники этой теории полагают, что известные о Шакспере факты входят в противоречие с содержанием и стилем шекспировских пьес и стихотворений. Нестратфордианцами выдвинуты многочисленные теории относительно их настоящего авторства. В частности, в качестве кандидатов на авторство пьес Шекспира нестратфордианцы называют Фрэнсиса Бэкона , Кристофера Марло , Роджера Меннерса (графа Рэтленда), королеву Елизавету и других (соответственно «бэконианская» , «рэтлендианская» и т. п. гипотезы).

Аргументы нестратфордианцев

Нестратфордианцы основываются, в том числе, на следующих обстоятельствах:

Представители нестратфордианства

В 2003 году вышла книга «Шекспир. Тайная история» авторов, выступивших под псевдонимом «О. Козминиус» и «О. Мелехций». Авторы проводят детализированное расследование, говоря о Великой Мистификации, результатом которой (якобы) явилась не только личность Шекспира, но и многие иные известные деятели эпохи.

В книге Игоря Фролова «Уравнение Шекспира, или „Гамлет“, которого мы не читали» , основанной на тексте первых изданий «Гамлета» ( , , гг.), выдвинута гипотеза о том, какие исторические лица скрываются за масками шекспировских героев.

Драматургия

Английская драма и театр времён Уильяма Шекспира

Английские драматурги-предшественники и современники Уильяма Шекспира

Основная статья : Театральная техника в эпоху Уильяма Шекспира

Вопрос периодизации

Исследователи творчества Шекспира (датский литературовед Г. Брандес , издатель русского полного собрания сочинений Шекспира С. А. Венгеров) в конце XIX - начале XX в.в., опираясь на хронологию произведений, представили его духовную эволюцию от «бодрого настроения», веры в торжество справедливости, гуманистические идеалы в начале пути до разочарования и уничтожения всяких иллюзий в конце. Однако в последние годы появилось мнение, что заключение о личности автора по его произведениям есть ошибка .

В 1930 году шекспировед Э. К. Чемберс предложил хронологию творчества Шекспира по жанровым признакам, позднее она была скорректирована Дж. Макмануэем. Выделялись четыре периода: первый (1590-1594 г.г.) - ранние: хроники, ренессансные комедии, «трагедия ужаса» («Тит Андроник»), две поэмы; второй (1594-1600 г.г.) - ренессансные комедии, первая зрелая трагедия («Ромео и Джульетта»), хроники с элементами трагедии, хроники с элементами комедии, античная трагедия («Юлий Цезарь»), сонеты; третий (1601-1608 г.г.) - великие трагедии, античные трагедии, «мрачные комедии»; четвёртый (1609-1613 г.г.) - драмы-сказки с трагическим зачином и счастливым финалом. Некоторые из шекспироведов, в том числе и А. А. Смирнов объединяли первый и второй периоды в один ранний .

Первый период (1590-1594)

Первый период приблизительно приходится на 1590-1594 годы.

По литературным приёмам его можно назвать периодом подражательности: Шекспир ещё весь во власти своих предшественников. По настроению этот период сторонники биографического подхода к исследованию творчества Шекспира определяли как период идеалистической веры в лучшие стороны жизни: «С увлечением наказывает молодой Шекспир порок в своих исторических трагедиях и с восторгом воспевает высокие и поэтические чувства - дружбу, самопожертвование и в особенности любовь» (Венгеров).

Вероятно, первыми пьесами Шекспира были три части «Генриха VI». Источником для этой и последующих исторических хроник служили «Хроники» Холиншеда . Тема, объединяющая все шекспировские хроники, - смена череды слабых и неспособных правителей, приведших страну к междоусобицам и гражданской войне и восстановление порядка с воцарением династии Тюдоров . Подобно Марло в «Эдуарде II» Шекспир не просто описывает исторические события, а исследует мотивы, скрывающиеся за поступками героев.

С. А. Венгеров видел переход ко второму периоду «в отсутствии той поэзии молодости , которая так характерна для первого периода. Герои ещё молоды, но уже порядочно пожили и главное для них в жизни - наслаждение . Порция пикантна, бойка, но уже нежной прелести девушек „Двух веронцев“, а тем более Джульетты в ней совсем нет».

В это же время Шекспир создаёт бессмертный и интереснейший тип, которому до сих пор не было аналогов в мировой литературе - сэра Джона Фальстафа . Успех обеих частей «Генриха IV » не в последнюю очередь и заслуга этого самого яркого действующего лица хроники, сразу ставшего популярным. Персонаж несомненно отрицательный, но со сложным характером. Материалист, эгоист, человек без идеалов: честь для него ничто, наблюдательный и проницательный скептик. Он отрицает почести, власть и богатство: деньги нужны ему лишь как средство получить еду, вино и женщин. Но сущность комизма, зерно образа Фальстафа не только его остроумие, но и весёлый смех над самим собой и окружающим миром. Его сила в знании человеческой природы, ему противно всё, что связывает человека, он - олицетворение свободы духа и беспринципности. Человек уходящей эпохи, он не нужен там, где государство могущественно. Понимая, что такой персонаж неуместен в драме об идеальном правителе, в «Генрихе V » Шекспир убирает его: зрителям просто сообщают о смерти Фальстафа. По традиции принято считать, что по просьбе королевы Елизаветы, желавшей увидеть Фальстафа на сцене ещё раз, Шекспир воскресил его в «Виндзорских насмешницах » . Но это лишь бледная копия прежнего Фальстафа. Он растерял своё знание окружающего мира, нет более здоровой иронии, смеха над самим собой. Остался лишь самодовольный пройдоха .

Гораздо удачнее попытка снова вернуться к фальстафовскому типу в заключительной пьесе второго периода - «Двенадцатой ночи » . Здесь мы в лице сэра Тоби и его антуража имеем как бы второе издание сэра Джона, правда, без его искрящегося остроумия, но с тем же заражающим добродушным жуирством. Отлично также вкладывается в рамки «фальстафовского» по преимуществу периода грубоватая насмешка над женщинами в «Укрощении строптивой » .

Третий период (1600-1609)

Третий период его художественной деятельности, приблизительно охватывающий 1600-1609 годы, сторонники субъективистского биографического подхода к творчеству Шекспира называют периодом «глубокого душевного мрака», считая признаком изменившегося мироощущения появление персонажа-меланхолика Жака в комедии «Как вам это понравится» и называя его чуть ли не предшественником Гамлета . Однако некоторые исследователи считают, что Шекспир в образе Жака всего лишь осмеивал меланхолию , а период якобы жизненных разочарований (по версии сторонников биографического метода) на самом деле не подтверждается фактами биографии Шекспира. Время создания драматургом величайших трагедий совпадает с расцветом его творческих сил, решением материальных затруднений и достижением высокого положения в обществе.

Около 1600 года Шекспир создаёт «Гамлета » , по мнению многих критиков, - самое глубокое своё произведение. Шекспир сохранил сюжет известной трагедии мести, но всё внимание перенёс на духовный разлад, внутреннюю драму главного героя. В традиционную драму мести был введён герой нового типа. Шекспир опередил своё время - Гамлет не привычный трагический герой, осуществляющий мщение ради Божественной справедливости. Приходя к выводу, что одним ударом невозможно восстановить гармонию, он переживает трагедию отчуждения от мира и обрекает себя на одиночество. По определению Л. Е. Пинского , Гамлет - первый «рефлектирующий » герой мировой литературы.

Корделия. Картина Вильяма Ф. Йеменса (1888)

Герои «великих трагедий» Шекспира - люди выдающиеся, в которых перемешано добро и зло. Сталкиваясь с дисгармонией окружающего мира, они совершают нелёгкий выбор - как существовать в нём, они сами творят свою судьбу и несут всю полноту ответственности за это.

В это же время Шекспир создаёт драму ». Несмотря на то, что в Первом фолио 1623 года она отнесена к комедиям, комического в этом серьёзном произведении о неправедном судье почти нет. Её название отсылает к поучению Христа о милосердии , по ходу действия одному из героев угрожает смертельная опасность, а финал можно считать условно счастливым. Это проблемное произведение не укладывается в определённый жанр, а существует на грани жанров: восходя к моралите оно устремлено к трагикомедии .

  • Сонеты, посвящённые другу: 1 -126
    • Воспевание друга: 1 -26
    • Испытания дружбы: 27 -99
      • Горечь разлуки: 27 -32
      • Первое разочарование в друге: 33 -42
      • Тоска и опасения: 43 -55
      • Растущее отчуждение и меланхолия: 56 -75
      • Соперничество и ревность к другим поэтам: 76 -96
      • «Зима» разлуки: 97 -99
    • Торжество возобновлённой дружбы: 100 -126
  • Сонеты, посвящённые смуглой возлюбленной: 127 -152
  • Заключение - радость и красота любви: 153 -154

Проблемы датировок

Первые публикации

Как считается, половина (18) пьес Шекспира была опубликована тем или иным образом при жизни драматурга. Главнейшей публикацией шекспировского наследия по праву считается фолио 1623 года (так называемое «Первое фолио») , изданное актёрами труппы Шекспира Джоном Хемингом и Генри Конделом. В это издание вошли 36 пьес Шекспира - все, кроме «Перикла» и «Двух знатных родичей». Именно это издание лежит в основе всех исследований в области шекспироведения.

Вопросы авторства

Пьесы, обычно считающиеся шекспировскими

  • Комедия ошибок ( г. - первое издание, - вероятный год первой постановки)
  • Тит Андроник ( г. - первое издание, авторство спорно)
  • Ромео и Джульетта
  • Сон в летнюю ночь ( г. - первое издание, - гг. - период написания)
  • Венецианский купец ( г. - первое издание, - вероятный год написания)
  • Король Ричард III ( г. - первое издание)
  • Мера за меру ( г. - первое издание, 26 декабря г. - первая постановка)
  • Король Иоанн ( г. - первое издание подлинного текста)
  • Генрих VI ( г. - первое издание)
  • Генрих IV ( г. - первое издание)
  • Бесплодные усилия любви ( г. - первое издание)
  • Как вам это понравится (написание - - гг., г. - первое издание)
  • Двенадцатая ночь (написание - не позже , г. - первое издание)
  • Юлий Цезарь (написание - , г. - первое издание)
  • Генрих V ( г. - первое издание)
  • Много шума из ничего ( г. - первое издание)
  • Виндзорские проказницы ( г. - первое издание)
  • Гамлет, принц датский ( г. - первое издание, г. - второе издание)
  • Всё хорошо, что хорошо кончается (написание - - гг., г. - первое издание)
  • Отелло (создание - не позже г., первое издание - г.)
  • Король Лир (26 декабря
  • Макбет (создание - около г., первое издание - г.)
  • Антоний и Клеопатра (создание - г., первое издание - г.)
  • Кориолан ( г. - год написания)
  • Перикл ( г. - первое издание)
  • Троил и Крессида ( г. - первая публикация)
  • Буря (1 ноября г. - первая постановка, г. - первое издание)
  • Цимбелин (написание - г., г. - первое издание)
  • Зимняя сказка ( г. - единственное сохранившееся издание)
  • Укрощение строптивой ( г. - первая публикация)
  • Два веронца ( г. - первая публикация)
  • Генрих VIII ( г. - первая публикация)
  • Тимон Афинский ( г. - первая публикация)

Апокрифы и утерянные работы

Основная статья : Апокрифы и утерянные работы Уильяма Шекспира

Вознаграждённые усилия любви (1598)

Литературная критика произведений Шекспировского корпуса

Русский писатель Лев Николаевич Толстой в своём критическом очерке «О Шекспире и о драме» на основании детального разбора некоторых наиболее популярных произведений Шекспира, в частности: «Король Лир», «Отелло», «Фальстаф», «Гамлет» и др. - подверг резкой критике способности Шекспира как драматурга.

Музыкальный театр

  • - «Отелло» (опера), композитор Дж. Россини
  • - «Капулетти и Монтекки » (опера), композитор В. Беллини
  • - «Запрет любви, или Послушница из Палермо» (опера), композитор Р. Вагнер
  • - «Виндзорские проказницы» (опера), композитор О.Николаи
  • - «Сон в летнюю ночь» (опера), композитор А. Тома
  • - «Беатриче и Бенедикт» (опера), композитор Г.Берлиоз
  • - «Ромео и Джульетта» (опера), композитор Ш. Гуно
  • А. Тома
  • - «Отелло» (опера), композитор Дж. Верди
  • - «Буря» (балет), композитор А. Тома
  • - «Фальстаф» (опера), композитор Дж. Верди
  • - «Влюблённый сэр Джон» (опера), композитор Р.Воан-Уильямс
  • - «Ромео и Джульетта» (балет), композитор С.Прокофьев
  • - «Укрощение строптивой» (опера), композитор В. Шебалин
  • - «Сон в летнюю ночь» (опера), композитор Б.Бриттен
  • - «Гамлет» (опера), композитор А. Д. Мачавариани
  • - «Гамлет» (опера), композитор С.Слонимский
  • - «Король Лир» (опера), композитор С.Слонимский
  • В честь Шекспира назван кратер на Меркурии .
  • Шекспир (в соответствии со стратфордианской позицией) и Сервантес оба умерли в 1616 году
  • Последним прямым потомком Шекспира из Стратфорда была его внучка Элизабет (род. в 1608), дочь Сьюзен Шекспир и доктора Джона Холла. Три сына Джудит Шекспир (в замужестве Куини) умерли молодыми, не оставив потомства.

Примечания

Библиография

  • Аникст А. А. . Театр эпохи Шекспира. М.: Искусство, . - 328 °C. 2-е изд.: М., Издательство Дрофа, . - 287 с. - ISBN 5-358-01292-3
  • Аникст А . Шекспир: Ремесло драматурга. М.: Сов.писатель , . - 607 с.
  • Аникст А . Шекспир. М.: Мол. гвардия , . - 367 с. («Жизнь замечательных людей »)
  • Аникст А . Творчество Шекспира.- М.: Гослитиздат, . - 615 с.

Ромео и Джульетта, Гамлет, король Лир, Макбет, Отелло — их мысли и поступки известны всему миру. Как ни странно, о драматурге, создавшем эти персонажи, Уильяме Шекспире, не известно почти ничего. Его литературное наследие, возможно, одно из богатейших в мире: 37 пьес, 154 сонета, две большие поэмы и множество стихов. Однако сохранилось лишь два его изображения, претендующих на достоверность; не осталось ни писем, ни дневников, раскрывающих его чувства, а о почерке Шекспира свидетельствуют лишь несколько неразборчивых подписей и 147 строк сцены, которую он написал в качестве соавтора для пьесы, созданной примерно в 1595 году, но запрещенной цензурой. Несмотря на то что достижения Шекспира-драматурга были признаны его современниками, сам он считал, что только стихи принесут ему заслуженную славу. Полное собрание его пьес было издано только через семь лет после его смерти в 1616 году, и некоторые ученые до сих пор утверждают, что не все они принадлежат перу драматурга. В распоряжении потенциальных биографов Шекспира имеются лишь фрагменты, по которым приходится восстанавливать его жизнь. В приходской книге Стратфорда-на-Эйвоне, английского городка с населением около 20 000 человек, расположенного в 33 километрах к юго-востоку от Бирмингема, имеется запись на латыни о крещении 26 апреля 1564 года: «Gulielmus, filius Johannes Shaksper» - Уильяма, сына Джона Шекспира. Уильям был третьим ребенком (и первым сыном) из восьми детей Мэри Арден и ее мужа, Джона Шекспира, изготовлявшего перчатки и ставшего впоследствии городским советником. Скорее всего, Уильям родился за два-три дня до крестин. Никаких данных о его образовании нет, однако можно предположить, что он изучал латинскую грамматику в стратфордской школе. В его воспитание также должно было входить посещение церкви и интенсивное изучение Библии. В конце ноября или начале декабря 1582 года 18-летний Шекспир женился на Энн Хэтевей, дочери преуспевающего фермера, которая была старше его на восемь лет. Через полгода у них родилась дочь Сюзанна, а в феврале 1585 года -близнецы: сын Гамлет и дочь Юдифь. О его жизни, начиная с этой даты и до 1592 года, когда Уильям Шекспир, будучи уже популярным актером и начинающим драматургом, появился в Лондоне, ничего не известно.

Ворона-выскочка

Преимущественно на основании этого едкого и презрительного замечания Роберта Грина историки считают три части «Генриха VI» первой пьесой Шекспира. Вероятнее всего, она была написана до 1592 года, когда Шекспир был начинающим актером и играл в одной из лондонских театральных трупп, таких, как труппа королевы. В январе 1593 года в Лондоне вспыхнула эпидемия чумы, и Тайный совет королевы запретил «все пьесы, травлю медведей и быков, игру в шары и любые собрания какого бы то ни было числа людей (за исключением проповедей и божественной службы в церквах)». Театры открылись вновь только осенью 1594 года. К тому времени, когда чума утихла, Шекспир приобрел покровителя, красивого молодого графа Саутгэмптона, которому он посвятил свои поэмы «Венера и Адонис» и «Лукреция». «Венера и Адонис», изданная в 1593 году, была его первым опубликованным произведением. А когда снова открылись театры, Шекспир вошел в состав труппы лорда-канцлера, с которой он будет неразлучен до своего ухода со сцены через 18 лет. В бухгалтерской книге казначея королевы Елизаветы Уильям Шекспир указан в числе трех «слуг лорда-канцлера», которым была уплачена определенная сумма за представления перед королевой в ее Гринвичском дворце 26 и 28 декабря 1594 года. По мере того как одна за другой появлялись комедии, трагедии и исторические драмы, росла не только слава Шекспира, но и его богатство: вскоре он стал пайщиком труппы и ее основным драматургом. Скорее всего, он ставил собственные пьесы. Известно также, что Шекспир продолжал играть - как в собственных пьесах, так и в пьесах других авторов, в том числе своего молодого протеже Бена Джонсона. Его лучшей ролью считалась роль призрака отца Гамлета, а младший брат Шекспира вспоминал о его роли старого слуги Адама в пьесе «Как вам это понравится». Несмотря на то что Шекспир достаточно равнодушно относился к изданию своих театральных пьес, к концу века были опубликованы несколько из них - как с его согласия, так и без его ведома, часто даже без указания имени автора. В некоторых случаях драматургу приходилось публиковать исправленные тексты пьес, выходивших в неполном или искаженном виде. В феврале 1599 года Шекспир присоединился к другим членам труппы лорда-канцлера, которые, арендовав участок земли на южном берегу Темзы, построили на нем большой новый театр - «Глобус». Уже осенью «Глобус» открылся спектаклем «Юлий Цезарь». Армой, в Стратфорд У нас нет сведений о том, что Энн Хэтевей переехала в Лондон с тремя детьми, чтобы жить с мужем. Напротив, семья знаменитого актера и драматурга, по-видимому, жила в Стратфорде, сначала в маленьком домике на Хенли-стрит, а после 1597 года - в красивом трехэтажном доме с пятью фронтонами, расположенном в глубине двора по Чепелстрит напротив церкви, в которую Шекспир ходил мальчишкой. Их сын Гамлет умер в 11 лет, однако обе дочери Шекспира вышли замуж при жизни отца, и старшая дочь Сюзанна родила ему единственную внучку, Элизабет Холл. После 1612 года Шекспир окончательно вернулся в Стратфорд, а 25 марта 1616 года написал завещание - отдельно завещав свою «вторую, лучшую кровать» жене Энн Хэтевей, с которой прожил 33 года. Он умер через месяц, 23 апреля, практически в свой 52-й день рождения.

В поисках Шекспира

Произведения Шекспира необычайно многогранны. В свое время высказывались сомнения в том, что они могли выйти из-под пера одного человека - особенно такого относительно малообразованного, как далеко не блестящий актер из Стратфорда. Прославленные пьесы с их замысловатыми сюжетами и незабываемыми персонажами поражают глубиной и широтой человеческих чувств и отражают познания автора в области истории, литературы, философии, права и даже придворного этикета. Откуда этот провинциал, принадлежавший к низшим слоям общества, знал, как ведут себя аристократы и говорят юристы? Может быть, актер разрешил использовать свое имя образованному человеку, занимавшему высокое положение и желавшему сохранить в тайне свое авторство? В 1781 году английский священник Дж. Уилмот, изучив архивы Стратфорда, пришел к поразительному заключению: человек такого происхождения, как Шекспир, не обладал образованием и опытом для создания этих бессмертных произведений. Не желая публиковать свою работу, Уилмот сжег все записи, доверив, однако, свои подозрения другу, рассказ которого об их беседе увидел свет только в 1932 году. Тем временем в середине XIX века английские и американские ученые начали выдвигать аналогичные теории. В 1856 году один из них, Уильям Генри Смит, предположил, что автор пьес - сэр Френсис Бэкон. Этот философ, эссеист и государственный деятель занимал высокий пост при преемнике королевы Елизаветы Якове I и позднее получил дворянский титул от своего венценосного покровителя. Ученые по обе стороны Атлантического океана ухватились за гипотезу Смита, обрушив лавину документов в ее поддержку. Бэконианцы, как их стали называть, указывали на то, что сэр Френсис обладал всеми качествами, которых не хватало Шекспиру: классическим образованием, положением при дворе и хорошим знанием юриспруденции. К несчастью, Бэкон явно не интересовался театром и, насколько известно, никогда не писал белых стихов. В 1955 году американский ученый Кальвин Хоффман назвал автором шекспировских пьес драматурга елизаветинской эпохи Кристофера Марло, которому в 1593 году угрожала тюрьма, а возможно, и смерть за его еретические взгляды. Согласно теории Хоффмана, Марло инсценировал собственное убийство в кабаке южнее Лондона, реальной жертвой которого стал иностранный моряк. Сбежав на континент, Марло продолжал писать пьесы, которые уже принесли ему признание в Лондоне, и отсылать их в Англию для постановки под именем Шекспира. Кандидаты-аристократы

Ни Бэкон, ни Марло, ни более молодой драматург Бен Джонсон не писали шекспировских пьес, утверждают другие детективы от литературы. В действительности их автором был дворянин, который либо считал ниже своего достоинства писать для театра, либо опасался вызвать недовольство королевы открытым выражением спорных политических взглядов. Среди выдвигаемых кандидатов аристократического происхождения, современников Шекспира, - Уильям Стенли, шестой граф Дерби, Роджер Мэннерс, пятый граф Рэтленд, и Эдуард де Вер, семнадцатый граф Оксфорд. Несмотря на то что лорд Дерби проявлял огромный интерес к театру и даже написал несколько пьес, следует отметить, что он пережил Шекспира на 26 лет, в течение которых не появилось ни одной новой шекспировской пьесы. Что касается кандидатуры лорда Рэтленда, то ему было всего 16 лет в 1592 году, в котором были написаны и поставлены, как минимум, три пьесы Шекспира. А лорд Оксфорд умер в 1604 году, хотя такие шедевры Шекспира, как «Король Лир», «Макбет» и «Буря», по-прежнему появлялись вплоть до 1612 года - даты его предполагаемого возвращения в Стратфорд. Несмотря на интригующие гипотезы о таинственном авторе, скрывавшемся под именем сельского актера, сегодня большинство ученых признают Уильяма Шекспира из Стратфорда-на-Эй-воне автором великих произведений. Шекспир был признан гением еще при жизни, и у современников не возникало ни малейших сомнений в его авторстве. Бесполезно пытаться объяснить, откуда он взял опыт и талант, необходимые для создания своих шедевров. Не лучше ли быть благодарными тому молодому человеку, который 400 лет назад отправился в Лондон, оставив за спиной свое скромное прошлое. Его поступок сделал мир намного богаче

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png