Любопытна история названия повести. Первоначально существовал небольшой рассказ "Трудно быть богом", написанный Стругацкими в 1962 году. Сюжет будущей повести здесь лишь смутно просвечивал: действие разворачивалось в инопланетном феодальном государстве уже после того, как местный царь, воспользовавшись технической помощью землян, затем их всех безжалостно перебил. Потом уже царский сынок поддержал заговор дяди против папаши и сам стал царем.

В конце же, когда заговорщики решили ликвидировать и его, незадачливый самодержец воззвал по радио к землянам: придите, боги, и спасите меня, хорошего... Финальный разговор землян, собравшихся у репродуктора, любопытным образом соотносится с последними страницами будущей повести - где главный герой, доведенный до отчаяния, поднимает меч.

В раннем рассказе земляне не стали защищаться и предпочли погибнуть, поскольку для людей будущего убийство себе подобных было абсолютно немыслимо. Позднее рассказ был переименован в "Бедных злых людей" и не печатался до конца 80-х. Только в 1989 году он был впервые опубликован - кстати, у нас в Саратове: сначала в самиздатовском журнале В. Казакова "АБС-панорама" (1989), а затем в газете "Железнодорожник Поволжья" (1990).

Братья Стругацкие / avangard.rosbalt.ru

Прежде чем обратиться к самой повести, ненадолго перенесемся в 1962 год. 1 февраля Аркадий Стругацкий, работающий тогда редактором в "Детгизе", сообщает брату, что он на всякий случай вписал в издательский план на 1964 год еще не написанную повесть "Седьмое небо" о "нашем соглядатае на чужой феодальной планете". По первоначальному замыслу, повесть вполне соответствовала специфике детского издательства.

"Я план продумал, - писал Аркадий Натанович, - получается остросюжетная штука, может быть и очень веселой, вся в приключениях и хохмах, с пиратами, конкистадорами и прочим, даже с инквизицией".

В марте 1963 года будущая повесть уже назвалась "Наблюдатель", и она уже казалась не такой веселой, как прежде. Пиратская тема улетучилась, зато стала кристаллизоваться идея "прогрессорства". Чтобы понять смысл этой идеи, нам придется сделать отступление в еще более отдаленное прошлое…

1889 год - выходит роман Марка Твена "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура" (A Connecticut Yankee in King Arthur’s Court). По сюжету, Хэнк, гражданин Соединенных Штатов конца XIX века, получает удар по голове. Очнувшись, он осознает, что переместился одновременно и в пространстве (из Штатов - в Британию), и во времени (на тринадцать столетий назад). И поскольку феодализм главному герою совсем не нравится, а сам он обладает многими полезными знаниями и навыками, Хэнк начинает перекраивать окружающую его действительность по своему разумению. И вот уже в "артуровской" Англии, к негодованию Мерлина, появляются электричество, телефоны и велосипеды, и вот уже рыцари Круглого стола играют в бейсбол и на бирже. Однако герою, несмотря на все его умения, так и не удается раскрутить колесо истории и "перепрыгнуть" всем королевством в капитализм: инерция оказывается сильнее…

Более оптимистичными кажутся на первых порах наши соотечественники Вениамин Гиршгорн , Иосиф Келлер , Борис Липатов , авторы книги "Бесцеремонный Роман" (1928). Впрочем, и прошлое, куда попадает советский инженер Роман Владычин, намного ближе ко времени, откуда прибывает главный герой. Из первых десятилетий ХХ века он переносится в 1815 год на поле Ватерлоо в день знаменитый битвы. Владычин спасает Наполеона от поражения, после чего, заручившись покровительством императора, начинает реформировать империю, внедряя технологические и общественные новации.

Однако и этот умелец в итоге терпит поражение. Вызванные его действиями "тектонические сдвиги" мировой истории сносят и его, и все его начинания. Выводы авторов неутешительны: никакая воля отдельного человека и никакие гаджеты, пусть даже передовые, не могут в одночасье переделать человеческую психологию и поколебать массовые предубеждения. Роль отдельной личности в истории велика, но не безгранична. Возможно кое-что подправить, кое-кого спасти, однако энтропия неумолима. Именно в этом главная причина кризиса любого "прогрессорства", считают авторы.

Самого слова "прогрессор" в те годы, понятно, не существовало: его придумали Стругацкие - намного позже, для повести "Жук в муравейнике" (1979), однако явление было запечатлено ими за полтора десятилетия до этого - в "Трудно быть богом". Миссия земного наблюдателя на средневековой планете проваливается в тот момент, когда он, отчаявшись мириться с тамошними мерзостями, рубит Гордиевы узлы боевым мечом…

В июне 1963 года Стругацкие, встретившись в Ленинграде, правят первый черновик повести. Любопытно, что название места действия - Арканар - Аркадий Стругацкий придумал еще в 50-е, и тогда же материализовалось имя Румата (потом оно мелькнет в повести "Попытка к бегству", опубликованной в 1962 году). Антон, изображающий "благородного дона" Румату Эсторского в средневековом королевстве (микшированы европейские и японские приметы), - резидент Земли. Он послан Институтом Экспериментальной Истории для наблюдения за аборигенами и потихоньку помогает местным ученым, поэтам, философам - словом, книгочеям, у которых с каждым днем все меньше шансов уцелеть в царстве серости. А уж когда в Арканаре к власти приходит Святой Орден (клерикальная диктатура), становится совсем беспросветно...

Как видим, острый сюжет не исчез, но наполнился иным содержанием: прозу писателей уже в ту пору выделяло органичное сочетание грамотной приключенческой фабулы, социальной проблематики, философской нетривиальности и прогностической широты. Благодаря этому повесть уже не вписывалась в рамки "Детгиза", и авторам стало понятно, что произведение - для взрослой аудитории. В первоначальном варианте было семь с половиной авторских листов, позднее объем был доведен до восьми с половиной листов.

Писатели работают над произведением в те годы, которые назовут "хрущевской оттепелью" (в послесловии к первому изданию, написанном Рафаилом Нудельманом , даже есть упоминание "лагерей Воркуты, Колымы, Норильска"). Но оттепель была уже на излете. "Трудно быть богом" - книга о бессилии реформатора, который не просто обладает абстрактным знанием, "как надо", но прибыл оттуда, где это "как надо" давно стало реальностью. Однако историческая инертность мира, в который заслан герой, гасит все его благородные намерения. "Крот истории" роет слишком неторопливо. Антон-Румата не смог приучить арканарскую знать даже мыться почаще. Единственное его нововведение, которое прижилось, - носовой платок…

Повесть оказалась едва ли не последней вещью Стругацких, которая была опубликована в издательстве "Молодая гвардия" без особых проблем. 13 января 1964 писатели заключают договор с "МГ" на авторский сборник. В аннотации читаем: "Две научно-фантастические повести "Далекая радуга" и "Трудно быть богом" о будущем, об ученых, ставящих необыкновенные эксперименты на далеких от Земли планетах". Выражения обтекаемые, однако формально они не противоречат сюжетам повестей.

После выхода книга стала очень популярна и буквально разошлась на цитаты ("Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят чёрные", "Умные нам не надобны. Надобны верные", "Как вольно дышится в возрождённом Арканаре!" и т.д.).

После выхода повести отклики в прессе поначалу были положительными. Но уже вскоре начались нападки. Писатель Александр Колпаков объявил, что-де "Стругацкие проповедуют невмешательство в дела африканских государств", а академик Юрий Францев ту же мысль облек в наукообразную форму, напомнив авторам о том, что "целые народности на данном этапе перешли от родового строя, лука и стрел, шаманства к социалистическим формам общежития".

Тем не менее повесть переиздается в "БСФ", и уже со второй половины 60-х даже недоброжелательная к Стругацким критика относится к произведению, в целом, позитивно. Более того: "Трудно быть богом" будут ставить в пример авторам "Улитки на склоне", "Сказки о Тройке" и "Второго нашествия марсиан" - дескать, раньше Стругацкие были молодцы и писали правильно, а затем испортились.

Лояльное отношение литературных инстанций к этой повести не повлияло на ее киносудьбу. Уже с середины 60-х авторы ведут переговоры с киностудиями, заключают договоры, однако ни один из проектов той поры не увенчался результатом. 27 февраля 1966 года Борис Стругацкий сердито пишет брату: "Мишка Хейфец говорил с одним из молодых режиссеров (Алеша Герман) и тот сказал, что сценарий ["Трудно быть богом"] - ничего себе, но артистам там играть нечего".

Позднее Герман передумал и был готов делать фильм по повести уже в конце 60-х. Однако после вторжения советских танков в Чехословакию не было шансов перенести эту книгу на экран. Борис Натанович пишет брату: режиссер "хотел бы снимать ТББ ["Трудно быть богом"], но полагает, что сейчас сочетание Герман - Стругацкие может привести только к приступу падучей у начальства".

Кадр из фильма 1989 года

В конце 80-х выйдет советско-немецко-франко-швейцарская экранизация режиссера Петера Фляйшмана (довольно посредственная картина, снятая в жанре боевика). Еще через десять лет Герман вновь решит обратиться к сюжету "Трудно быть богом" и перепишет сценарий.

Мучительный процесс съемок продлится почти полтора десятилетия, и в итоге это уже будет не то кино, которое режиссер хотел снять в 60-е. Литературная первооснова - прежняя, но изменилось отношение к ней, изменился сам режиссер, и, главное, изменилось время… Впрочем, это уже другая история.

"Умные нам не надобны. Надобны верные"
А.и Б. Стругацкие «Трудно быть Богом»

________________________________________ _

Вот такая непридуманная история произошла намедни в фб:

Геннадий Пармезанов
Сегодня сходил на спектакль " Гамлет" в наш Драматический театр, мне не понравилось. "
(написал кто-то пост на ФБ. люди стали комментировать)

Петр Всякий
В каком смысле не понравилось? Гамлет уже не тот? Или театр себя окончательно изжил?

Ахад Сумасбродов
А я давно говорил, что буфет у нас говно и рюмки плохо моют после Кизлярского коньяка.

Маша Крикливая
Какой может быть вообще театр, когда русские люди на Донбассе погибают! Твари!

Геннадий Пармезанов
Кто твари?

Маша Крикливая
укропы твари и все эти ваши английские принцы-твари! ненавижу!

Геннадий Пармезанов
Гамлет был принцем Дании

Маша Крикливая
Чо, умный? Либерал поди? Ненавижу! Бан!

Марк Иерусалимский
А в чьем переводе была постановка: Лозинского или Пастернака?

Ваня Гирш
Марк, за***л своими евреями! Чего ты их везде суешь и выпячиваешь! У нас полно русских поэтов: Пушкин, Твардовский, Михалков!

Екатерина Вторая
Это Евреи стравили нас с хохлами чтобы захватить наш незамерзающий порт в Мурманске и поставить туда свои авианосцы! Я вчера смотрела " совершенно откровенно" - там все рассказали. Евреи и Обама! Ненавижу!

Ахад Сумасбродов
А я давно говорю - финны только прикидываются, что забыли про Карелию, а сами готовят ее захват и для этого спаивают тамошнее население. Путин должен нанести превентивный ядерный удар по финам, я считаю!

Патриот Путина
Путин сам знает что делать! Хватит ему указывать! На все воля Божья! Аминь.

Венера Жадова
Нет чтобы помочь детям или нам пенсионерам - они по театрам ходют! Сволочи! Как у вас рука поднимается в кресле бархатном сидеть когда война на пороге! Вы наверняка предатель!

Кузьма Кофемашина
Я не согласен с вами Венера. Я вот тоже ходил недавно в Театр Оперы и Балета на Филиппа Киркорова. И мне, я вам доложу, очень понравились у них кофе. Кстати, это наша компания туда поставляет кофе. Всем кому интересно - вот ссылка на наш сайт.

Венера Жадова
Спасибо, Кузьма. Я обязательно у вас куплю! А сколько у вас скидка если купить сразу полкило кофе?

Мент НН
А где вы еще смотрели этого Гамлета? Поди в своих америках сраных, а сейчас тут нас носом тыкаете! Конечно у нас не те, пока еще, декорации, не до конца мы еще заменили эти ваши импортные-ресурсосберегающие лампы, которые вы нам специально навялили чтобы разрушить наши ламповые заводы по всей стране, но вас нам не победить, пендосское отродье! России слава! Российский театр лучший театр в Мире!

Патриот Путина
России слава! Путину Слава!

Актер Непобедимов
А вы пробовали играть Гамлета с геморроем? Или когда у тени его папы ветрянка и он весь в зеленке? Вам дилетантам и быдлу не понять наш подвиг, когда мы в любую погоду идем по непролазным сугробам чтобы доставить людям счастье, а вам жмотам нам букета цветов жалко! Гамлет ему не понравился. Тварь ты неблагодарная Пармезанов.
Предупреждаю всех кто у нас в общих друзьях с этим гадом - либо с ним расстаетесь либо я вас удаляю!

Патриот Путина
Ты прав! Эти Пармезановы задолбали уже ныть и стонать. Все им не так, все-то у нас им не нравится!
Возродим Россию, слава Путину.

Лёня Суходрищенский
А как тонко намекает. Как ловко, воспользовавшись моментом, этот Гена пытается раскачать лодку. А вы заметили, что за его экзистенциализмом смешанным с перфекционизмом скрывается обычная вражеская сущность либерала? И он наверняка из Гамлета будет изображать сакральную жертву чтобы опорочить нашу власть.

Анна Журналист
Лёнь, ты молодец! Я с тобой полностью согласна. Говорят он и первую семью бросил из-за своей подлой либеральной душонки.
Театр ему видишь ли не нравится. Ему и на Родину так же начхать.

Крот Таинственный
Гамлет- говно. Мамаша его -проститутка. Все эти королевские оргии и измены - доказательство порочности их строя и бездуховности западной цивилизации. Не смотрел и всех кто пойдет на этот срам - покарает Господь. Только православие спасет мир!

Петр Всякий
А почему нет ответа на мои принципиальные вопросы?! Вы сноб, Геннадий. Но я вас банить не буду, вы порой интересные тексты постите.

Геннадий Пармезанов
Петр, извините, был занят работой. Мне не понравилась эта новая постановка Гамлета в переводе Владимира Ананьева и революционной режиссурой Феликса Данченко. Мне показалось излишним преувеличением превращать Гамлета и Горацио в любовников, а на роль Офелии ставить актрису как две капли воды похожую на Любовь Орлову, да к тому же исполняющую в пьесе музыкальную тему из Волга-Волга.

Петр Всякий
Нет, Геннадий, вы однозначно тролль и сноб. В бан! Ненавижу!

Кот Милашка
Да вы тут все гомофобы! Нет у этой страны будущего. Все моральные уроды.

Ахад Сумасбродов
А я вас предупреждал! Гомосеки уже среди нас! Надо превентивный ядерный удар по Киеву или по Хельсинки нанести. Тем более скоро 70-летний юбилей Победы! Хороший момент!

Оля Питерская
Ахадушка, а почему по Хельсинки? Я туда за продуктами езжу по субботам. Может два раза лучше по Киеву?

Мент НН
Только сначала туда всю нашу мразь из пятой колонны отправим и потом жахнем. Ненавижу!

Директор Государственного музея-заповедника "Царицыно" Наталья Самойленко покинула свой пост по распоряжению руководства Департамента культуры города Москвы. Конечно, по сравнению с мировой революцией, как говорили во времена оные – новость невеликая. Тут, понимаешь, в Сирии люди толпами гибнут, мигранты в Европе страдают. Или, наоборот, местные тётки-аборигенши от мигрантов – не поймёшь. Что ещё? Вирус Зика простёр над человечеством совиные крыла. Да, чуть не забыл: в Донбассе воюют…

Но увольнение Натальи Юрьевны всё же знаковое событие. Потому что помимо роста экономики, военных событий, толерантности и прав человека есть культура. Без неё человечество сразу встаёт на четвереньки, начинает кусаться и выть. А музей "Царицыно" в Москве стал заметным культурным явлением. И связано это с деятельностью Самойленко. Она насытила музейную жизнь "Царицыно" новыми идеями. Выставки "Царские потешные огни", "Воображаемый Восток. Китай по-русски", "Екатерина II. Золотой век Российской империи", экспозиции, театральные постановки, высокопрофессиональные экскурсии и другие программы были замечательные. За два года "Царицыно" стало одним из самых посещаемых музеев Москвы. Даже свадеб там стали играть больше…В общем, обсуждать тут нечего. Наталья Самойленко была просто человеком на своём месте. И вот – увольнение. Без объяснения причин, то есть в оскорбительной форме.

Новым руководителем стал директор музея-заповедника "Коломенское" Сергей Худяков – он будет теперь управлять и "Царицыно". Это выглядит просто нелепо, учитывая, что объединение музеев-заповедников вроде бы не планируется. Худяков – бывший секретарь столичного комсомола, при Лужкове - зампрефекта Северо-Западного административного округа Москвы, в 2001–2011-ом годах - глава комитета по культуре города Москвы (ныне департамент культуры города Москвы). К Лужкову и его команде можно относиться по-разному, но в плане сохранения и развития культуры было сделано много безобразного. Тот же музей "Царицыно" был реконструирован так ужасно, что искусствоведы и культурологи заговорили о его гибели как культурного памятника.

Почему убрали Самойленко и назначили Худякова – загадка. Контролировать иссякающие финансовые потоки? Довольно смешно. Передать кусочки заповедника под застройку? Практически невозможно – вой поднимется такой, что не то что Собянину – самому Путину станет тошно. Пристроить своего человека? Да он вроде и так при деле и зарплате…

Тут, скорее, другое: органическая неприязнь околовластной серости к профессионалам. Подсознательная, иррациональная. Её (в более продвинутом, чем нынешний московский/российский, варианте) отлично описали Стругацкие: "Грамотный? На кол тебя! Стишки пишешь? На кол! Таблицы знаешь? На кол, слишком много знаешь!"

Резюмировать эту историю можно опять же афоризмом Стругацких: "Умные нам не надобны. Надобны верные". Торговец мебелью – на посту министра обороны. Глава мощнейшего пенсионного фонда, назначившая пожизненные пенсии самой себе и группе товарищей – и ставшая вице-премьером. Другие вице-премьеры и министры с виллами и шале среди пальм. Адъютант президента, ставший и.о. губернатора. Думские патриоты и борцы против чужебесия с заграничной недвижимостью. Активист "Единой России", ломящийся на пост ректора РГГУ…И вот теперь комсомольский секретарь вместо профессионала во главе музея. Умные не надобны…

Журналист, историк Евгений Трифонов

Согласно приказу Минобрнауки России № 1046/нк «О приостановлении деятельности советов по защите докторских и кандидатских диссертаций», который опубликован на сайте Высшей аттестационной комиссии, приостановило работу 602 из 2,5 тысячи диссоветов, работающих в России.
В список попали диссоветы по психологическим наукам учреждений Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы, Белгорода, Брянска, Ставрополя и других городов РФ, в том числе МГУ отчества Ломоносова, Санкт-Петербургского госуниверситета, Российского университета дружба народов (РУДН), МИФИ, многие технические вузы.

РИА Новости

"...Умные нам не надобны, надобны верные."
А. и Б. Стругацкие "Трудно быть богом"

Охали сытые думники
Вместе с начальственной братией:
Как надоели нам умники
С этою их демократией!

Пусть бы уж пили по-чёрному -
Меньше бы с ними мучения,
Пели бы песни мажорные,
Знали своё назначение.

Близились праздники шумные,
Рвался народ на вакации,
Тихо решили, по умному -
Враз отменить диссертации.

И для чего нам теории?
Физики эти? Генетики?
Ведь при такой территории
Хватит для нас энергетики.

За фигом нам экономики,
Если есть нефть непосредственно?
Вечером в телеках - комики,
Ржёт и ликует посредственность.

Сладим под речи умильные
Парки, дворцы, стадионы,
Будут здоровыми, сильными,
Строиться станут в колонны.

Лучше б, конечно, с рождения,
Справиться с левым уклоном,
И заменить население
Клонами в этих колоннах.

Разом забудут про жалобы,
Плоскими станут, примерными...
Умные шибко не надобны!
Надобны нам - верные.

Кадр из к/ф "Трудно быть богом"

Рецензии

Грустно на это взираю –
Прямо мурашки по коже…
Вроде бы не в Арканаре,
Но до чего же похоже… ((((

Я бы ещё, Оль, расширил цитату Стругацких т. к. дело не только в произнесённых словах, но и в том, кто их произносит… А произносит их: «прокуратор Патриотической школы высокоученый отец Кин - садист-убийца, постригшийся в монахи, автор «Трактата о доносе», обратившего на себя внимание дона Рэбы.»
«Грамотей не есть враг короля, - сказал он. - Враг короля есть грамотей-мечтатель, грамотей усомнившийся, грамотей неверящий! Мы же здесь... - Ладно, ладно, - сказал Румата. - Верю. Что пописываешь? Читал я твой трактат - полезная книга, но глупая. Как же это ты? Нехорошо. Прокуратор!.. - Не умом поразить тщился, - с достоинством ответил отец Кин. - Единственно, чего добивался, - успеть в государственной пользе. Умные нам не надобны. Надобны верные».

И тебе, Оль, они на твою критику ответят точно так же… «Не умом поразить тщился… Единственно, чего добивался, - успеть в государственной пользе»… Вот так-то…))))

Спасибо, Ген! НЕо не думаю, что столь длинную цитату прочтут до конца хотя бы несколько человек. Вон я специально перепечатала статью себе в дневник - Виктора Доценко. Только одна моя подруга прочла, видимо, и откликнулась. Если интересно - глянь - пятое правило арифметики, а может, ты читал... дикость! тут только одна коротышка на ум приходит:

Прогресс дошёл почти что до маразма...

Я, наверное, второй кто прочёл?..))) Хорошая статья и насколько я знаю эту тему весьма объективная… к сожалению… (((Кстати, задача, которую решили два китайца, решается в уме, ну в крайнем случае с небольшим абрисом… 35 км x cos30 x 2 = 60.9 км.
Сократ критиковал диктатуру за жестокость, аристократию за несправедливость, олигархию за продажность… а теперь угадай за что Сократ критиковал демократию?.. Только, чур не подсматривать… :)))

Ты почти угадала… За некомпетентность!.. В демократических Афинах практически все должности были выборными… Актёр или кожевник мог легко стать архонтом (что-то типа сенатора), судьёй тоже мог стать человек не высокой образованности и ума… и т. д. Другое дело, что каждый из них имел мало власти, а если кто и набирал её, легко мог подвергнуться остракизму…)))

Но!!! Именно демократия породила Академию Платона и Лицей Аристотеля… В них училось немного народа, зато они были ЛУЧШИЕ… Твой автор пишет, например про математическую школу "Бурбаки", но не знает куда деваются его ученики… А я тебе скажу! Например работают на адронном коллайдере или в спец лабораториях крупнейших корпораций… Кто-то ведь там работает?! Правда, говорят там преобладают китайцы, корейцы, русские и индусы…))) Но это уже детали… И подобных школ в мире не одна и не только математическая… Ну не нужно демократии много шибко умных… Собственно они и диктатуре, аристократии и олигархии тоже не нужны… Но там детей просто не учат, а сразу на поле или к станку…

А высокому уровню образования в СССР мы с тобой обязаны исключительно холодной войне и гонке вооружения… Как в том анекдоте: «Ну просто повезло…»:)))))

Таки да, Гена! И вот, что удивительно, - в этих вот самых Бавариях - по музеям всяким и прочему - только китайцы и рцсские почти только и ходили, ну, ещё итальянцы - по культовым местам типа Нойшванштайна, а тут, мы вчера решили тряхнуть стариной - пошли в Третьяковку старую - толпы! просто толпы народа, и не только приезжие - дети классами, какие-то корпоративные группы, парочки, девицы вполне столичного вида... народ находит нишу, в которой можно укрыться от подлости окружающей действительности, как раньше мы находили убежище в чтении, театре и т.д...

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png