Скрипки из мастерской знаменитого мастера Антонио Страдивари реально стоят дороже золота. Поэтому на них играют только увенчанные многочисленными наградами лавровыми венками славы лучшие музыканты нашей планеты.

Остальным же скрипачам при-ходится довольствоваться инструментами более низкого достаточного для них уровня. Но и такие скрипки, хорошо звучащие как соло, так и оркестре, стоят порядка 20 тысяч долларов. И они тоже по карману далеко не всем. А поиски главных секретов Страдива-ри продолжается, но результатов всё также нет.

Тайны скрипок Антонио Страдивари

Почему он не оставил рецептов своих бо-жественных технологий? Этот вопрос давно подвис в воздухе, не давая вроде бы никаких шансов разгадать загадку музыкального золотого сечения.

Однако благодаря упорству и таланту, а в некой степени и озарению сотрудника Швейцарской федеральной лаборатории материаловедения и технологий профессора Фрэн-сиса Шварца, ему недавно удалось всё-таки повторить достижения великого итальянского мастера.

Шварц - биолог, химик, ботаник и музыкант - не сомневается, что близок день массового производства скрипок, альтов и виолончелей не хуже раритетных инструментов Страдивари.

Антонио Стради-вари использовал для из-готовления своих смычковых ин-струментов древесину деревь-ев, активно росших в аномаль-но холодный период, который был в Европе между 1645 и 1715 годами. Поэ-тому всегда считалось, что на неповтори-мо прекрасный звук влияет именно это.

Музыкальные грибки

Но Шварц на практике показал, что действитель-ности это соответствует только во вторую очередь. Главную же роль в получении идеаль-ного скрипичного материала играют мельчайшие грибки Phisisporinus viteus и Xilaria longipes. Они не разру-шая древесиную структуру, под воздействием колебаний температуры делают её пористой.

Как раз пористость очень сильно влияет на акустику. Самый деликатный мо-мент - суметь регулировать работу грибков. Если этого сделать не удастся они превратят мембраны клеточной ткани дере-ва в микроскопическую, невиди-мую невооружённым глазом, труху. Тогда музыкальные инс-трументы будут звучать просто отвра-тительно.

Антонио Страдивари, получается, знал о капризных чудо-грибках, привлекал их к работе и грамотно её организовывал. Зре-лость материала для изготовления инструментов, он проверял остро отточенным но-жом и постукиванием оловянной ложкой. Он обладая идеальным слу-хом и, вслушиваясь в вибрации де-рева, всегда безошибочно угадывал степень зрелости.

Современные скрипки Страдивари

Фрэнсис Шварц зрелость заготовок, необходимых для изготовления инструментов под Страдивари, определяет с помощью современных электронного микро-скопа и акустических приборов. Он останавливает в точно нужный момент работу грибков идеально проникающим в древе-сину оксидом этилена.

Сами такие идеаль-ные - лучшие со времен после древнего мастера - инструменты делают мастера Мартин Шлезке и Михаэль Ронхаймер. Их Скрипки объективно ничуть не хуже скрипок Страдивари.

Эксперты, музыканты мирового уровня, долгие годы играющие только на скрипках Страдивари, в этом убедились, став слушателями и участниками необыч-ного концерта. Стоящий за занавесом скрипач Мэтью Траслер поочерёдно играл на скрипке Страдивари и на современной скрипке техно-логии профессора Шварца.

Ник-то из присутствующих звёзд музыки не заметил разницы. Все эксперты сошлись во едином мнении: "так зву-чать может только чистокровный Страдивари".

И снова - грибы

Если профессор Шварц пре-успел в искусстве получать звучащую под Страдивари древесину с помощью грибов и химического реагента, его пред-шественники, которым удавалось разжиться материалом для произ-водства древесины, чуть уступаю-щей такой, которую использовал мастер из Кремоны, двигались несколько иным путём.

Отправлялись с топорами и пи-лами к домам, предназначенным из-за ветхости под снос, и искали очень сухие, покрытые белым грибковым налё-том еловые брёвна. Из брёвен выпиливались небольшие фраг-менты, издающие от ударов де-ревянным молотком не глухие, а объёмные и звонкие живые звуки.

Долго хранящаяся под слоями штукатурки старинных зда-ний консервированная дре-весина - идеальный материал для изготовления деревянных музы-кальных инструментов, не только смычковых и щипковых, но ещё ду-ховых и ударных.

Именно поэтому в Европе действует законодатель-ство, предписывающее использо-вать в качестве топлива сносимые деревянные домовые конструкции исключительно после того, как отберут то, что необ-ходимо для творчества.

Смычковые, сделанные из слежавшейся древесины, у профессиональных музыкантов ценятся очень высо-ко. Процесс произ-водства одной скрипки или альта порой занимает несколько лет. Товар штучный. Выкладывают концертирующие виртуозы за него суммы с многими нулями. Зато такой инструмент со временем не поплывёт - его акустические характеристики точно не ухудшатся, но могут только улучшаться.

Инструменты, рождённые бла-годаря открытию Шварца, как полагают некоторые эксперты, подвержены риску потери голоса, потому что химическо-технологические процессы, если можно так выразиться, прекращаются толь-ко на грубом уровне, никогда не прекращаясь на уровне тонком, атомарном.

Гарантия на прекрасное звучание

Фрэнсис Шварц, впрочем, счи-тает, что в данном обстоятельстве это не критично. Инструменты га-рантированно могут звучать не хуже инструментов Страдива-ри по меньшей мере столетие. По истечении этого срока, если наши более продвинутые тех-нологически потомки заметят ухудшение параметров, они не-пременно изыщут способ испра-вить положение.

Мнение о том, что в России нет школы скрипичных мастеров, совершенно не соответствует действительности. Она есть. Просто годы, прошед-шие после распада СССР, нанесли ей ощутимый ущерб. Многих ярких умельцев приютили Европа, США, Китай и Япония.

Россияне, надо отдать должное, никогда не были вещью в себе. Болеют за общее дело инструмен-тальных мастеровых. Лауреат Первого международно-го конкурса скрипичных мастеров Владимир Китов собственноруч-но изготовил бесценный приз - шедевр ювелирного искусства из золота, серебра и бриллиантов - Зо-лотой рубанок.

Он вручается победителю вместе с дипломом «За индивидуальный вклад в искусство построение скрипок и следование традициям лучших итальянских мастеров».

Один из таких рубанков до-стался нашему соотечественнику Борису Вишневскому за виолончель. Их также по-лучили японец Хироси Кикута за скрипку и итальянец Марко Осио за альт. Советские и российские мастера на скрипичных конкурсах часто были вне конку-ренции, брали золотые медали.

И сейчас надежды на грядущие блестящие победы вполне оправданы.

Про скрипку Страдивари до сих пор ходят легенды. В чём секрет её особенного звучания? Какие уникальные технологии и материалы использовал мастер? Скрипка Страдивари до сих пор является непревзойдённым шедевром.

Биография мастера

Антонио Страдивари - мастер скрипок - родился в 1644 году. Но это лишь приблизительно, точная дата его рождения не установлена. Родители его - Анна Морони и Алессандро Страдивари. Родился и прожил всю свою жизнь скрипичный мастер в городе Кремоне.

Антонио с детства обожал музыку. Но пел он очень плохо, и все, кто слышал его пение, смеялись. Второй страстью Антонио было обтачивание деревяшек. Родители были уверены, что сын станет краснодеревщиком.

Однажды мальчик узнал, что в его городе живёт лучший скрипичный мастер Италии - Николо Амати. Антонио очень любил скрипку и решил стать учеником гения.

А. Страдивари женился только в 40 лет. Его супругой стала дочь лавочника - Франческа Феррабочи. У пары родилось пятеро детей. Но вскоре началась эпидемия чумы. Любимая жена и дети А. Страдивари умерли. Эта потеря повергла его в отчаянье, и он был не в силах работать. Но прошло время, мастер снова начал творить и вскоре стал знаменит на весь мир. Вместе со славой пришла к А. Страдивари и новая любовь. Второй его женой стала Мария Замбелли. В браке с ней у него родилось пятеро детей. Двоих сыновей - Франческо и Омобоно - А. Страдивари обучал своему ремеслу. Они стали мастерами скрипичных дел. Но бытует мнение, что профессиональные секреты Антонио не открыл даже сыновьям. Они не сумели повторить его шедевры.

Антонио Страдивари был трудоголиком. Он не оставлял своего ремесла до самой смерти. Умер Антонио Страдивари в 1737 году, приблизительно в 93 года. Место его захоронения - Базилика Сан Доменико.

В учениках у Амати

А. Страдивари занимался скрипичным делом с 13 лет. Он был учеником лучшего мастера того времени - Николо Амати. За то, что гений бесплатно обучал его своему ремеслу, он делал для него всю черновую работу и был мальчиком на побегушках. Н. Амати делился с учениками знаниями, однако всех секретов не раскрывал. Некоторые хитрости он поведал только старшему сыну.

Первый секрет Н. Амати, который узнал юный Антонио, - как изготавливать струны. Мастер делал их из внутренностей ягнят. Сначала нужно было вымачивать жилы в щелочном растворе. Затем сушить. А после этого скручивать из них струны.

На следующем этапе обучения А. Страдивари постигал, какое дерево стоит выбирать для изготовления дек скрипок. Мальчик понял, что главное - не внешний вид дерева, а его звучание. Часто Н. Амати изготавливал скрипки из невзрачно выглядевших деревяшек.

Свой первый инструмент А. Страдивари создал в 22 года. Через некоторое время он изготовил уже десятки скрипок. Но на всех его творениях стояло клеймо Николо Амати. Это не огорчало молодого Страдивари. Он был счастлив, что его мастерство растёт. В возрасте 40 лет Антонио открыл свою мастерскую. Вскоре он стал уважаемым скрипичным мастером. У него было много заказов, но превзойти своего учителя не получалось.

Знаменитым мастером А. Страдивари стал в 1680 году. Он улучшал инструменты, созданные его учителем Н. Амати. Для этого он несколько изменил их форму, добавлял украшения. Всячески добивался того, чтобы голоса инструментов звучали более певуче и красиво. В результате всех его стараний и исканий в начале 1700 годов родилась знаменитая скрипка Страдивари, равных которой нет до сих пор.

На пике мастерства

Самые лучшие музыкальные инструменты были созданы А. Страдивари в период с 1690 по 1725 г. Они были высочайшего концертного качества. Наилучшая скрипка Страдивари, а также и другие инструменты, датированы 1715 годом.

Расцвет его мастерства произошёл после того, как он пережил потерю семьи. После такой ужасной трагедии он впал в отчаянье и не мог работать. Снова продолжить творить ему помог один из учеников. Он однажды пришёл к А. Страдивари, зарыдал и сказал, что его родители умерли, и он не сможет продолжать учиться изготовлению скрипок, так как вынужден теперь зарабатывать на жизнь. Мастеру стало жаль мальчика, и он оставил его в своём доме, а по прошествии нескольких лет усыновил. Отцовство воодушевило его и у него возникло желание - создать свой уникальный инструмент, не копии творений своего великого учителя, а что-то необыкновенное, чего до него никто не делал.

Знаменитая скрипка

Когда Антонио было уже 60 лет, им была создана новая, принесшая ему славу великого мастера, легендарная скрипка Страдивари. Фото этого шедевра представлено в данной статье.

Разработанная Антонио модель скрипки принесла ему славу и бессмертие. Его стали называть «супер-Страдивари». Его скрипки были и остаются по сей день самыми лучшими музыкальными инструментами. И звучат необыкновенно. Мастеру удалость придать своим скрипкам, альтам и виолончелям богатый тембр и сделать их «голоса» более сильными. Из-за этого о мастере ходили слухи, будто он продал душу дьяволу. Люди не могли поверить, что человек, пусть даже гений с золотыми руками, способен заставить деревяшку так петь.

Секрет уникального звучания

До сих пор музыканты, а также учёные всего мира пытаются разгадать секреты великого мастера, чтобы понять, как же была создана знаменитая скрипка Антонио Страдивари. Уже прошло почти 300 лет со дня смерти гения, но его творения живы до сих пор, они почти не стареют, а их звучание не меняется.

На сегодняшний день существует несколько версий, которыми учёные пытаются объяснить секрет великолепного звучания инструментов А. Страдивари. Но ни одна из них не доказана, хотя были проведены сотни исследований с применением новейших технологий.

Есть версия, что всё дело в форме. Мастер удлинил корпус, а внутри него сделал заломы и неровности, благодаря чему появилось много высоких обертонов, что и обогатило звучание.

Позже появилась версия, что секрет кроется в материалах, из которых изготавливал свои скрипки А. Страдивари. Было выяснено, из какого дерева делали скрипки Страдивари. Верхние деки он делал из ели, а нижние - из клёна.

Некоторые учёные выдвигают версию, что секрет не в том, из чего изготавливал А. Страдивари. Лаки и пропитки, которыми он покрывал свои инструменты, - вот главные "виновники" появления этого шедевра. Есть достоверные факты о том, что мастер сначала вымачивал древесину в морской воде, а после этого покрывал некими смесями из компонентов растительного происхождения. Возможно, в их состав входили смолы деревьев, которые произрастали в те времена, но позже были вырублены все до одного.

Что касается лаков, то, по версии некоторых учёных, они состояли из таких веществ, благодаря которым затягивались вмятины и царапины на дереве, а деки получили возможность «дышать» и лучше резонировать, что позволяет добиться красивого объёмного звучания. Но другие учёные выдвигают аргументы против этой версии, так как многие скрипки были отреставрированы. Их покрыли обычным лаком, но звучание их не изменилось. Один из исследователей провёл эксперимент - полностью очистил одну из скрипок Страдивари от лака. Ничего в её звучании от этого не изменилось.

Существует много гипотез, почему скрипки Страдивари звучат так необыкновенно. Но ни одну из них не удалось доказать. Секрет мастера не разгадан до сих пор.

Инструменты Антонио Страдивари

По данным исследователей, мастер создал за свою жизнь не менее 1000 музыкальных инструментов. Это в большинстве своём скрипки, но были также альты, виолончели, гитары, мандолины и даже арфа. Он был настолько трудоспособен, что за 1 год создавал 25 инструментов. Тогда как современные мастера, которые также работают вручную, способны выпускать за это время лишь 3-4 экземпляра. Сколько скрипок Страдивари создал за свою жизнь? Точно сказать невозможно. Но до наших дней дошло примерно 600 скрипок, 12 альтов и 60 виолончелей.

Стоимость скрипок

Музыкальные инструменты А. Страдивари являются до сих пор самыми дорогими в мире. При жизни мастера его скрипки стоили 700 современных долларов, что для того времени - очень крупная сумма. Сегодня стоимость его шедевров - от 500 тысяч долларов до 5 миллионов евро.

Самая дорогая

Есть скрипка, которая оценивается в 10 миллионов долларов. Она носит имя «Леди Блант». Это самая дорогая на сегодняшний день скрипка Страдивари. Фото «Леди Блант» представлено в данной статье.

Изготовлена она была мастером в 1721 году. Скрипка Страдивари, названная «Леди Блант» в честь внучки поэта Байрона, которая была её владелицей, сохранилась до наших дней в идеальном состоянии, поскольку на ней практически не играли. Все 300 лет своей жизни она переходила из одного музея в другой.

Украсть шедевр

Все творения гениального мастера, имеют каждая своё имя и поставлены на учёт. Но при этом грабители регулярно совершают кражи музыкальных инструментов великого итальянца. Например, знаменитая скрипка Страдивари, принадлежавшая до революции российскому скрипачу-виртуозу Кошанскому, была украдена пять раз. Последний раз она была похищена у музыканта по имени Пьер Амойал. Он так дорожил ею, что носил в бронированном футляре, но это её не спасло. С тех пор о том, где находится скрипка Страдивари под названием «Кошанский», сохранилась ли она и кому сейчас принадлежит, ничего не известно.


Ответим кратко. Антонио Великий Страдивари (Antonio Stradivari) родился в 1644 году в Кремоне (это в Ломбардии), хотя точная дата его рождения не зарегистрирована. За свою жизнь знаменитый итальянский мастер струнных инструментов, ученик Николы Амати (Nicola Amati), создал более 1100 скрипок, гитар, альтов, виолончелей и даже арфу.

Наиболее выдающиеся инструменты великий кремонец создал с 1698 по 1725 годы. Скрипки Страдивари этого периода ценятся особенно высоко, у каждой есть имя. Сегодня в мире насчитывается порядка 600 скрипок мастера, и, несмотря на свой возраст, каждая находится в превосходном состоянии.

Причём независимо от попыток учёных разгадать тайну древних инструментов и даже развеять миф о неповторимости творений итальянских мастеров XVII−XVIII вв., от сообщений о «Страдивари сегодняшнего дня», среди которых скрипичный мастер из Бонна Штефан-Петер Грайнер (Stefan-Peter Greiner), все крупные исполнители продолжают безоговорочно отдавать предпочтение инструментам Страдивари, Амати или Гварнери.

Владельцами бесценных инструментов с особым «голосом» были или являются сегодня выдающиеся скрипачи – Давид Ойстрах, Максим Венгеров, немка Анне-Софи Муттер (Anne-Sophie Mutter), австриец Луц Лесковиц (Luz Leskowitz), американцы Яша Хейфец (Jascha Heifetz) и Иегуди Менухин (Yehudi Menuhin)… Понятно, что всех перечислить в этом ответе невозможно. На скрипке Le Brun 1712 года играл Никколо Паганини (Niccolò Paganini), причём с его именем связаны ещё две – Paganini-Desaint 1680 года и Paganini 1697 года, на которой её владелец Эдвин Мартон (Edvin Marton) играл во время выступления Димы Билана на Евровидении-2008. А многие экземпляры украсили собой лучшие музеи мира и частные коллекции, в том числе королевских семей либо знаменитых личностей. К примеру, наследников семьи Да Винчи, чьё имя – Leonardo da Vinci – присвоено скрипке 1725 года, или наследникам Феликса Мендельсона (скрипка Red Mendelssohn, 1721 г.).

Логично, что шедевры Страдивари стоят огромные деньги. Самая дорогая сегодня скрипка великого итальянца – «Леди Блант» (Lady Blunt) 1721 года, принадлежавшая и названная в честь внучки лорда Байрона. В 2011 году её продали на благотворительном интернет-аукционе Tarisio Auctions за 9,8 млн. фунтов стерлингов (10,7 млн. евро).

Ну а как перевозят такой раритет через границу… Разрешительных документов должно быть немало, но, думается, подробности лучше узнавать у компетентных органов. Можете задать вопрос, к примеру, специальному уполномоченному Федерального правительства по культуре и СМИ (Der Beauftragte der Bundesregierung für Kultur und Medien, BKM). В любом случае, и в Германии, и в Евросоюзе, и в России или СНГ существуют законы о вывозе и ввозе культурных ценностей. В ФРГ это Kulturgutsicherungsgesetz (KultgutSiG), в РФ – № 4804−1 «O вывoзе и ввoзе культурных ценнoстей». Впрочем, в статье 9 «Культурные ценности, не подлежащие вывозу из Российской Федерации» указано: культурные ценнoсти, сoзданные бoлее 100 лет назад, вывoзу из Рoссии не пoдлежат.

Тайна уникальных по своему звучанию скрипок итальянского мастера Антонио Страдивари не дает покоя многим исследователям без малого триста лет. Некоторые поговаривают, что итальянец продал душу дьяволу за секрет овладения невиданным ранее мастерством изготовления музыкальных инструментов.

Мальчишкой, Антонио не выделялся какими-либо особыми способностями в кругу сверстников. Но он безумно любил музыку. Она звучала в его сердце, наполняя душу счастьем и блаженством. Однако мальчик с разочарованием обнаружил, что петь он не умеет и не обладает голосом. Узнав, что в их городе живет скрипичных дел мастер Николо Амати, Страдивари решает поступить к нему подмастерьем. Именно в мастерской Амати, в Кремоне, Антонио получает первые ценные уроки. Но штамп «Сделано в мастерской Николо Амати» стоял на всех скрипках Страдивари вплоть до его сорокалетия, пока Антонио не открыл собственную мастерскую и не стал принимать собственных учеников. Однако уровень исполнения его инструментов значительно уступал даже скрипкам Амати.


Антонио женился. У него родились дети. Он был счастлив. Но вскоре на его родной город обрушилась страшная эпидемия – чума, поглощавшая город за городом, не минула и его семьи. Умерли и пятеро детей, и горячо любимая жена. Страдивари впал в отчаяние. Даже любимые скрипки не доставляли ему радости. Через некоторое время вернулся один из мальчиков-подмастерьев с просьбой отпустить его. После смерти родителей он вынужден был зарабатывать себе на жизнь сам. Но Антонио не только не отпустил мальчика, он усыновил его. Жизнь заиграла новыми красками. Именно с этого момента и начинается удивительная и загадочная история мастера скрипок. За всю жизнь им было произведено около 2500 музыкальных инструментов, в том числе и скрипок. Удивительно, ведь получается, что в год Антонио дарил миру около 25 инструментов, в то время как современный мастер, выполняющий работу вручную, изготавливает не более 4-5. До нас дошло около 650 творений великого мастера.


Некоторые исследователи настаивают на том, что секрет магических скрипок Страдивари кроется в особом лаке, покрывающим инструмент. Ведь даже при всех современных возможностях, включая компьютерные технологии, звук инструментов не идет ни в какое сравнение с шедеврами мастера Антонио. Говорят, что секретный лак был создан по специальному рецепту, который он получил от аптекаря-алхимика. Но он его усовершенствовал, добавив крылья неизвестных насекомых и частицы пыли из собственной мастерской. По одной легенде, Антонио использовал для создания скрипок особую породу деревьев, произраставших только в Тирольских лесах, но давным-давно вырубленных. А по другой, наоборот, Страдивари использовал высокогорные ели, произраставшие в довольно холодных условиях. Они отличались более плотной древесиной, что и придавало удивительное звучание волшебным скрипкам Страдивари. Прагматики, не верящие в какие-либо волшебные легенды, решили проверить скрипки по физическим и химическим показателям. Так, американский ученый из Техаского университета утверждает, что ему удалось разгадать тайну самого загадочного мастера в мире. Он предполагает, что все дело в специальной химической обработке, которой подвергалось дерево в процессе его подготовки к использованию. Климат также играл немаловажную роль.


Йозеф Нагивари исследовал пять инструментов: скрипка (1717) и виолончель (1731) работы Страдивари, скрипка Гварнери (1741), скрипка парижского мастера Бернарделя (около 1840), а также скрипка лондонского мастера Генри Джея (1769). Были проведены эксперименты по спектографии в инфракрасном излучении и магнитно-резонансные исследования. Невероятно, но ученому удалось распознать дерево, которое было применено для изготовления шедевров. Но только в кремонских скрипках великого матера Страдивари и мастера Гварнери был обнаружен некий химический элемент, как предполагает Нагивари, попавший туда при непосредственной обработке дерева до изготовления инструмента. Достоверно известно, что мастера-итальянцы не владели обширными познаниями в области алхимии, тем более не могли применять какие-то неизвестные вещества для обработки материала. Нагивари считает, что, скорее всего, дерево подвергалось кипячению в особом соляном растворе, дабы избежать воздействия грибка на инструмент. Состав раствора пока не удалось восстановить. Но есть и другое мнение по поводу открытия американца-ученого. «То, что разгадкой творческого гения Страдивари и других великих мастеров могут быть древесные черви, – полная чушь, – полагает профессор Санкт-Петербургской консерватории Семен Бокман. – Свою первую скрипку юный ученик Амати Антонио Страдивари закончил к 1667 году,

однако период творческих исканий, в течение которого он искал собственную модель, длился более 30 лет. Его инструменты достигли безупречности формы и звука лишь в начале 1700-х годов. К этому моменту Страдивари сконструировал свою, до сих пор непревзойденную скрипку, имеющую богатейший тембр и исключительную «дальнобойность» – способность наполнять звуком огромные залы. Она была удлинена по форме и имела внутри корпуса изломы и неровности, благодаря чему звук необыкновенно обогащался за счет появления большого количества высоких обертонов. Летящий, неземной звук его творений до сих пор никто не воспроизвел. Как он добился этого чуда – достоверно неизвестно».

Но Нагивари не отчаивается. Сегодня в его планах – сжечь бесценную стружку, по спектру огня которой он надеется узнать точный химический состав великой скрипки великого мастера Антонио Страдивари.

Подпишитесь на нас

18 декабря 1737 года в родном Кремоне в возрасте 93 лет скончался Антонио Страдивари - мастер, оставивший после себя бессмертное наследие. Около 650 музыкальных инструментов радуют слух искушенных поклонников классического звучания и в наши дни. Почти три столетия не дает покоя изготовителям музыкальных инструментов вопрос: почему звук скрипок Страдивари похож на звонкий и нежный женский голос?

Струны из жил

В 1655 году Антонио был всего одним из многочисленных учеников лучшего в Италии скрипичных дел мастера Николо Амати.

Будучи в то время всего лишь мальчиком на побегушках у прославленного мастера, Страдивари искренне не понимал: почему мясник в ответ на записку синьора присылает тому кишки.

Амати раскрыл первый из секретов изготовления инструментов своему ученику: струны делаются из внутренностей ягнят. По технологии того времени их вымачивал в щелочном растворе на основе мыла, сушили их и затем скручивали. Считалось, что не все жилы подходят для струн. Самый лучший материал - это жилы 7-8-месячных ягнят, выращенных в Центральной и Южной Италии. Амати учил своих подопечных, что качество струн зависит и от пастбища, от времени убоя, от воды и от многих других факторов.

Тирольское дерево

В возрасте 60 лет, когда большинство людей уже уходят на заслуженный отдых, Антонио разработал модель скрипки, которая и принесла ему бессмертную славу.

Его скрипки пели так необыкновенно, что некоторые всерьез утверждали, что дерево, из которого сделаны инструменты, - это обломки Ноева ковчега.

Ученые предполагают, что Страдивари использовал высокогорные ели, росшие при необычно холодной погоде. Такое дерево имело повышенную плотность, что и придавало отличительное звучание инструментам, из него изготовленным.

Страдивари, бесспорно, для своих инструментов выбирал древесину только высочайшего качества: хорошо просушенную, выдержанную. Особая ель шла на изготовления деки, клен использования для дна. Кроме того, чурки он разделывал не на доски, а на секторы: получались "апельсиновые дольки". К такому выводу исследователи пришли, опираясь на расположение годичных слоев.

Мебельный лак

Рассказывали, что тайну лака Страдивари узнал в одной из аптек и усовершенствовал рецепт, добавив в него "крылышки насекомых и пыль с пола собственной мастерской".

Еще одно предание гласит, что кремонский мастер готовил свои смеси из смол деревьев, росших в те времена в тирольских лесах, а позже начисто вырубленных.

На самом деле, все довольно прозаично: ученые выяснили, что лак, которым Страдивари покрывал свои знаменитые скрипки, ничем не отличался от того, что использовали в ту эпоху мебельщики.

При этом многие инструменты вообще были заново "перекрашены" при реставрации в XIX веке. Был проведен даже рискованный эксперимент: с одной из скрипок едкими смесями смыли лак. Инструмент потускнел, облез, но звучать хуже не стал.

Идеальная форма

У Страдивари была особенная манера выдалбливать деки, уникальный рисунок отверстий, характерный обвод внешних линий. Историки утверждают, что среди известных в наши дни скрипок нет двух в точности одинаковых по рельефу и звуку.

В попытке повторить успех Страдивари мастера шли на крайние меры: вскрывали старую скрипку и по ней делали десять новых, до мельчайшей детали воспроизводя форму. Так, в СССР в 1930-1950-х годах проводились научные исследования скрипок Страдивари с целью наладить производство аналогичных инструментов на автоматических линиях. Наиболее удачные экспериментальные инструменты оказались вполне сравнимы с инструментами Страдивари по звучанию.

Самые удачные подражания, полагают специалисты, на счету Симона Фернандо Саккони. Этот итальянский мастер смычковых инструментов, творивший в первой половине XX века, при создании инструментов использовавший модель Антонио Страдивари и добился прекрасных результатов.

Талант ученого и резчика

Страдивари владел интуицией ученого, ловкими руками резчика-краснодеревщика, острым глазом художника, тонким слухом музыканта. И все это, тысячекратно умноженное неиссякаемым трудолюбием, он вложил в свои творения. Может быть, именно в таланте мастера сокрыта тайна звучания его инструментов?

Мастер не стремился никому подражать, он любой ценой стремился добиться красоты и силы звука. Труд его стал трудом исследователя. Его скрипки - это акустические опыты, одни более удачные, другие - менее. Порой тончайшее изменение свойств древесины заставляло его поправлять конфигурацию дек, их толщину, выпуклость. Как это сделать, подсказывал мастеру слух.

Ну и, конечно, не стоит сбрасывать со счетов ценность "бренда": есть мнение, что славу Страдивари принесли порядка 20 процентов его музыкальных инструментов. Остальные, менее выдающиеся, воспринимались как произведения искусства лишь потому, что автор их - "тот самый кремонский гений".

Скрипки Антонио Страдивари содержат различные сочетания алюминия, меди и цинка. Вероятно, мастер окунал дерево в некий раствор, помогавший инструментам пройти через века. Об этом свидетельствует исследование профессора по химии Тайваньского университета Хван Чинг Таи.

"Использование такого рода химических сплавов было необычной практикой, они оставались неизвестными последующим поколениям скрипичных мастеров", - утверждает ученый.

Специалисты обследовали скрипки на молекулярном уровне. Однако не смогли определить, насколько специальное покрытие влияет на тембр и качество звучания. Ясно было только одно: в XVII веке Страдивари обладал необычайными для того времени знаниями по химии. Установлено, что инструменты были обработаны сложным минеральным составом. Причем, консервант использовался для вымачивания древесины длительное время.

Сравнительный анализ показывает, что к химической обработке древесины не прибегали и в XVIII и XIX веках. Сегодня при создании скрипок исходное сырье сушится на воздухе в течение нескольких лет. Страдивари был одним и немногих мастеров в Кремоне, который пользовался специальными растворами. Эта техника, скорее всего, была утрачена. Воспроизведение уникального состава позволило бы вдохнуть новую жизнь в современные музыкальные инструменты.

Версию тайваньских исследователей подтверждает Джозеф Наджияри из университета в Техасе. Он считает, что дерево скрипок Страдивари покрывалось защитным составом от древесных вредителей, содержащим различные химические элементы, в том числе боракс, используемый египтянами для бальзамирования мумий.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png