Евграф Дмитриевич Тюрин родился в 1792 г. в семье бедного офицера. Творчество Тюрина пришлось па период упадка русского классицизма в архитектуре, когда на смену чистоте стиля, гармонии форм, изысканной строгости декора пришли невыразительные, скупые, порой грубые и тяжеловесные решения. Однако Тюрин в своем творчестве шел по пути, проложенному блистательными классиками, и его лучшие постройки отличают ясность, лаконичность, завершенность, неизменный вкус и изящество.

Евграф Дмитриевич Тюрин получил хорошее архитектурное образование. Поступив тринадцатилетним мальчиком в Кремлевское архитектурное училище, следовавшее традициям классицизма и считавшееся в те времена одним из лучших, он заканчивает его в звании «архитекторского помощника»; одновременно ему присваивают чин коллежского регистратора. За работу у Д. И. Жилярди и в Экспедиции Кремлевского строения, где под руководством И. Л. Мироновского в 1817 - 1819 гг. он занимается реконструкцией Кремлевского дворца, Тюрин получает свою первую награду.

Стремясь и самостоятельной творческой деятельности, молодой архитектор предлагает свой проект перестройки Кремлевского дворца, который многое специалисты считали удачным. Однако из множества представленных работ был выбран проект К. Тона.

В это же время Тюрип работает в Архангельском, в усадьбе Юсуповых. В архитектуру усадьбы Тюрпн привносит формы позднего русского классицизма. Совместно с крепостным архитектором В. Я. Стрижаковым он строит театр на 400 мест. Его деревянное оштукатуренное здание имеет четкий прямоугольный план; в сторону усадьбы обращен и фасад театра, украшенный изящным четырехколонным ионическим портиком, к южному фасаду пристроена открытая лестница с балкончиком. В 1817 - 1828 гг. Тюрин ремонтирует дворец, надстраивает парковый домик Каприз, возводит павильон с бронзовой статуей Екатерины II и арку с коринфскими колоннами. Прекраcно оформленные интерьеры дворца с лепниной и резьбой, инкрустациями, литьем, росписью в технике гризайль

красноречиво свидетельствует о таланте архитектора и мастерстве русских крепостнх.

Имя Тюрина становится все более известным. В 30-е годы он вместе с М. Д. Быковским и Н. И. Козловским становится одним из основных исполнителей правительственных заказов.

Наиболее удачные свои постройки Тюрин создает в 30-е годы XIX вeкa. С 1822 по 1817 г. он руководит работами по перестройке Московского университета, бывшей усадьбы XVIII века А. И. Пашкова, расположенной на углу Большой Никитской и Моховой. Здесь Tюрин показал себя незаурядным мастером ансамбля. При перестройке в 1833 - 1836 гг. под библиотеку и церковь боковых флигелей усадьбы возникла сложная задача стилистической связи старого здания университета Казакова - Жилярди и перестроенного в 1835 г. Тюриным нового здания университета. Ключом этой композиции, куда также вошло здание Манежа на возникшей в 30-е годы Манежной площади, стала полуротонда Татьянинской церкви. Эта постройка Тюрина интересна и ценна во всех отношениях. С одной стороны, она достаточно самостоятельна, что и дает ей возможность быть связующим звеном всей архитектурной композиции площади, с другой - она органично вписывается в новое здание университета. Строгая простота дорической колоннады подчеркивает назначение полуротонды. Одинаковая высота, сходство ордера и лепнины объединяют эту постройку с угловой частью старого корпуса университета; вместе они образовали торжественный въезд на Большую Никитскую улицу. В решении Maнeжной площади и въезда на Большую Никитскую во всей полноте проявились талант, тонкий вкус и умение московского зодчего.

Важное место в творчестве Е. Д. Тюрина занимает работа по перестройке Нескучного (Александрийского) дворца на Большой Калужской улице (ныне здание президиума Академии наук СССР, Ленинский проспект, 14). Здесь по проекту зодчего возводятся главные ворота, гауптвахта, конюшни, службы, павильоны у пруда, чугунные мостики. В целом автор следует традициям классицизма, но веяния моды уже касаются его. Так, на главном фасаде дворца, на втором этаже, появляются две легкие полуротонды с тонкими чугунными стойками вместо колонн, увенчанные балконами. Это нарушает лаконизм стиля и приводит к неоправданному усложнению форм. Несвойственные русскому классицизму грузность и монолитность ощущаются в главных воротах Нескучного сада.

С 1837 по 1845 г. Тюрин работает над постройкой церкви Богоявления в Елохове. Здесь, как нигде у Тюрина, сказались противоречия русской архитектуры второй четверти ХIX века. Удачными представляются расположение церкви, простая композиция ее объемов и плана, присущая Тюрину сдержанность оформления. Вместо задуманного вначале купола появляется пятиглавие.

Упомянутые постройки являются основными в творчестве Тюрина. Один из последних русских архитекторов классической школы, Тюрин не стал эклектиком и в последующих неосуществленных проектах. В его последней работе - проекте застройки территории близ бывших Воскресенских ворот Кремля - видно стремление выйти за рамки решения локальных задач, создать городской ансамбль, что характерно для лучших образцов русского классицизма.

О личности Евграфа Тюрина красноречиво свидетельствуют архивные материалы. Ему были чужды карьеризм и стяжательство. Выходец из бедной семьи, он добивается высокого общественного положения благодаря своему таланту, широте интересов и разностороннему образованию. «...Исполнял возложенные на него занятия с усердием и ревностью» - как значится в его формулярном списке. Тюрин занимался и преподавательской деятельностью: читал курс лекций в Кремлевском архитектурном училище в 1829 - 1830 гг.

Многое связывало Тюрина с храмом русской науки - Московским университетом, перестройкой которого он руководил бесплатно, отдавая дань уважения этому учреждению. В отделе рукописей Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина хранится копия записки Тюрина на имя попечителя Московского университета, где он пишет: «Я с самой юности до сего времени, в течение более 35 лет, пламенно желал одного только, чтобы чем-нибудь быть полезным славному моему отечеству...» Прекрасные слова! Но не менее красноречивы и поступки зодчего. В этом же письме Тюрин предлагает принять от него в дар коллекцию живописи, которую он собирал всю жизнь, сделать общественным достоянием шедевры, среди которых были произведения Рафаэля и Тициана.

После пожара 1812 г. Москва интенсивно строилась. Многие прекрасные архитекторы работали на строительстве общественных и жилых зданий. «Создатель архитектурного облика послепожарной Москвы реалистически разрешили стоявшую перед ними задачу, сумев в новом образе города сохранить и развить его исторически сложившееся своеобразие, его характерный облик», Внес лепту в это благородное дело и зодчий Евграф Дмитриевич Тюрин.

Посмертная судьба оказалась несправедливой к Евграфу Тюрину, творцу Елоховского собора: он — один из самых востребованных архитекторов «после-пожарной» Москвы и обладавший тонким художественным вкусом коллекционер — был надолго забыт.

Рождение и юность Евграфа Тюрина

Евграф Дмитриевич Тюрин появился на свет в 1792 году в семье архитектора Д. А. Тюрина, вольноотпущенника фрейлины М.А. Измайловой. Когда подростку исполнилось 13 лет, родители отдали его в архитектурную школу Экспедиции Кремлевского строения.

Закончил обучение Евграф в мае 1812 года — буквально накануне вторжения в Россию наполеоновских войск. Получил звание архитектора-помощника третьего класса. После пожара Москвы юному зодчему нашлась работа — он участвовал сначала во временной реконструкции Кремлевского дворца к приезду Александра I, а потом и в капитальной. Более того, в 1821 году Тюрин разработал собственный проект перестройки Кремлевского дворца, за который получил от Академии художеств звание «назначенного в академики» (сродни нынешнему члену-корреспонденту).

Евграф Дмитриевич Тюрин работы архитектора

В 20-е годы XIX века Евграфа Дмитриевича часто приглашал князь Николай Борисович Юсупов для работ в своей усадьбе Архангельское. Ведь, помимо государственной и дипломатической деятельности, князь руководил той самой Экспедицией Кремлевского строения, при которой числился наш герой, и часто делал выгодные предложения талантливым выпускникам школы.

В Архангельском Е.Д. Тюрин занимался перестройкой паркового павильона «Каприз», а также соорудил храм-памятник Екатерине II. Кроме того, молодой архитектор участвовал в возведении в парке усадебного театра по проекту знаменитого О. И. Бове и итальянского зодчего Пьетро Гонзаго. Двухэтажный театр получился просторным, зрительный зал вмещал 400 человек. Интересно, что П.Гонзаго нарисовал двенадцать смен декораций для этого театра (которые, кстати, сохранились по сей день). Говорят, что понимающий уникальность доставшегося ему сокровища хозяин... не разрешал устраивать в театре представления.

Когда в 1820 году в главном доме Архангельского случился пожар и здание сильно пострадало, к восстановлению усадьбы снова привлекли Тюрина.

Евграфу Дмитриевичу поручали и другие работы — например, в 1825 году он возвел в Коломенском монументальный дворец, снесенный в начале 80-х годов XIX века. Зодчий благоустраивал усадьбу в Царицыне, участвовал в переделке здания Арсенала в , входил в комиссию по строительству храма Христа Спасителя.

Являясь в то время одним из самых востребованных архитекторов, Тюрин по поручению Дворцового ведомства занимался оформлением бывшей усадьбы графини Орловой, которая впоследствии получила название «Нескучное» — сейчас она известна как Нескучный сад. Одновременно он построил новое здание Московского университета на Моховой — ныне в нем располагается факультет журналистики. Учитывая, что по соседству — через Большую Никитскую улицу — стояло старое здание университета, зодчий решил зрительно «связать» постройки полуротондой — в ней, по задумке Евграфа Дмитриевича, устроили церковь мученицы Татианы. В 1833 году Е.Д. Тюрин становится архитектором Медико-хирургической академии, разрабатывает проект реконструкции ее здания на Рождественке, а через четыре года приступает к одному из самых известных своих проектов — перестройке .

Евграф Тюрин преподаватель архитектурной школы

Помимо строительной деятельности, Тюрин преподавал в архитектурной школе, состоял членом конференции Московского дворцового архитектурного училища. Известно, что он был страстным коллекционером европейской живописи и даже предлагал передать свое собрание Москве в качестве основы для создания художественного музея.

В 1868 году, когда ему было уже за семьдесят, Тюрин вышел в отставку и переселился в Тулу, где через четыре года скончался.

В Первопрестольной им построены такие известные здания, как Елоховский собор и церковь святой мученицы Татианы при Московском университете. Благодаря его трудам свой современный облик принял ансамбль Александринского дворца в Нескучном саду (ныне — Президиум Российской Академии наук). При этом имя Е. Д. Тюрина известно далеко не всем, а в литературе о нем можно найти лишь весьма скупые сведения — как правило, без подробнос-тей личной и творческой биографии.
Е. Д. Тюрин родился в Моск-ве в семье обер-офицера. В 1805-м был отдан в архитектурную школу Экспедиции Кремлевского строения, которую окончил в мае 1812-го, сдав экзамены на звание архитекторского помощника 3-го класса. Дальнейшая судьба Тюрина была тесно связана с этой Экспедицией. В сентяб-ре 1812 года, когда к Москве приближались французские войска, его эвакуировали вместе с чертежами и планами. Но вскоре он вернулся. В то время Моск-ва восстанавливалась после опус-тошительного пожара, и Евграфу Тюрину сразу же нашлась работа: под руководством архитектора И. Л. Мироновского (1774-1860) он принимал участие во временной реконструкции Кремлевского дворца, который готовили к приезду Александра I; спус-тя несколько лет участвовал в капитальном восстановлении дворца. В 1821 году за собственный проект перестройки Кремлевского дворца Тюрин получил от Императорской Академии художеств в Петербурге звание «назначенного в академики».
Нужно сказать, что звание академика в XIX веке стояло ниже профессорского, для его получения требовалось лишь выполнить специальную «программу» — обычно проект какого-либо здания. Как правило, эти проекты к реализации не планировались и рассмат-ривались, скорее, как демонстрация умений и навыков их авторов. Звание «назначенного» представляло собой промежуточную ступень (сейчас бы мы сказали — «кандидат»).
Проект перестройки Кремлевского дворца показал, что Тюрин уже стал сложившимся мастером. Монументальный фасад, выдержанный в формах классицизма, вполне соответствовал статусу резиденции царственных особ в древней столице. Мощный выдвинутый вперед коринфский портик с террасой на каменной аркаде создает оригинальную ступенчатую композицию. Старый Кремлевский дворец остроумно включен в новое здание: фасад прежнего дворца — практичес-ки не измененный — становится правой частью нового фасада, а с левой стороны симметрично ему возводится точно такой же корпус. Так архитектор добивается строго симметричной композиции при минимальных переделках существовавшего объема.
Получив звание «назначенного в академики», Е. Д. Тюрин начал преподавать в Архитектурной школе Экспедиции Кремлевского строения (позднее преобразована в МДАУ — Московское дворцовое архитектурное училище), а в 1832-м стал членом конференции (то есть Совета) МДАУ.
В 1817-1828 годах он выполнял работы в подмосковной усадьбе Архангельское, принадлежавшей князю Николаю Борисовичу Юсупову — известному государственному деятелю, дипломату, большому знатоку и ценителю искусств. В 1814-м году Н. Б. Юсупов был назначен Главноначальствующим Экспедиции Кремлевского строения. Поручая заказы молодым архитекторам, он способствовал их творческому и профессиональному росту, а также оказывал им материальную поддержку.
В Архангельском Тюрин перестроил и надстроил парковый павильон «Каприз», а из четырех колонн и карниза старого здания «Кап-риза» соорудил небольшую беседку, в которой позже установили памятник Екатерине II (автор Ж.-Д. Рашет). Наиболее значительная работа зодчего в Архангельском — участие в строительстве театра на 400 мест (совместно с В. Я. Стрижаковым и С. П. Мельниковым, по проекту О. И. Бове и известного итальянского мастера Пьетро Гонзаго).
Театр в Архангельском — двухэтажное деревянное, оштукатуренное и обработанное «под камень» здание. Фасад, обращенный к усадьбе, украшен четырехколонным ионическим портиком; с южной стороны позднее Тюриным была пристроена открытая лестница. Главной достопримечательностью театра стали двенадцать смен живописных декораций по эскизам П. Гонзаго, отчего и сам театр нередко называют «театром Гонзаго». Князь Юсупов чрезвычайно ценил эти декорации. Его современник писатель Нестор Кукольник сообщал: «Из уважения к художнику и желая сохранить сколь возможно долее эту живопись, <…> покойный владелец не позволял на этом театре сценичес-ких представлений; так, по крайней мере, нам рассказывали». Внутреннее и внешнее убранство театра, часть декораций Гонзаго сохранились до нашего времени без значительных изменений, что делает этот усадебный театр уникальным.
В январе 1820 года в главном доме усадьбы случился пожар: пострадали и само здание, и коллекция произведений искусства, собранная Юсуповым. В последующие два года усадебный дом восстанавливался, приобретая новый — ампирный — облик. Тюрин полнос-тью перестроил парадные интерьеры дворца, среди которых особенно выделялась столовая, выполненная в псевдоегипетском стиле.
В числе других построек Тюрина в Архангельском — Святые ворота, сооруженные в 1823-1824 годах в начале аллеи, ведущей к церкви, конторский флигель, некогда увенчанный 18-мет-ровой башней, а также ряд небольших «зас-тав», оформлявших въезды в парковые аллеи.
Еще одна крупная работа Тюрина в Подмос-ковье — дворец в Коломенском (1825). К сожалению, это монументальное сооружение с выразительным
пирамидальным силуэтом не сохранилось: в 1878 году его снесли. От всего комплекса остался один павильон с тосканским портиком. Сегодня о внешнем облике дворца можно судить лишь по обмерным чертежам XIX века.
В 1820-х годах Тюрин участвует в благо-устройстве Царицынской усадьбы. Продолжается и его работа в Мос-к-овском Кремле. В 1825-1829 годах он руководит восстановлением Арсенала, перестраивает его дворовые фасады в позднеклассическом духе. В 1829-м возводит и отделывает трапезную церкви преподобного Харитона Исповедника в Огородниках, прихожанином которой был Н. Б. Юсупов (снесена в 1935 году), в 1832-м строит на Воздвиженке здание архива Министерства иностранных дел (не сохранилось).
В 1830-е годы Е. Д. Тюрин — в числе самых востребованных московских зодчих. Часть работ он выполняет по поручению Дворцового ведомства, в ведении которого и состоял. В 1832 году ведомство покупает у графини Орловой большую усадьбу, которая после объединения с ранее приобретенными владениями получает название «Нескучное» — нынешний Нескучный сад. Здесь начинается масштабная перестройка, большей частью по проектам Евграфа Дмитриевича. Главным зданием становится бывший дом Орловой, названный Александринским дворцом — по имени супруги Николая I императрицы Александры Федоровны. В 1833-1836 годах архитектор производит во дворце некоторые перестройки, на парадном дворе возводит взамен деревянной каменную гауптвахту. Это небольшое, но монументальное сооружение с массивным дорическим портиком представляет собой яркий образец «николаевского» ампира. Со стороны улицы устраиваются массивные въездные ворота, увенчанные скульп-турными группами (автор И. П. Витали). Е. Д. Тюрин переделывает и комплекс служебных зданий, среди которых торжественным обликом выделяется манеж. В усадебном парке появляются романтические мосты над оврагами, а в 1846 году — металлическая ограда парадного двора и въезда.
Примерно в это же время архитектор перестраивает для нужд Московского университета один из крупнейших особняков города — усадьбу Пашкова на углу Моховой и Никитской улиц. В ее ансамбль, наряду с привычными усадебными постройками, входил манеж, в котором после пожара в Петровском теат-ре (ныне — Большой) даже ставились оперные спектакли.
При перестройке усадьбы Тюрин не мог не учитывать ее соседства со старым зданием университета. Элементом, связывающим эти объемы, стала полуротонда манежа дома Пашкова: в ней Е. Д. Тюрин разместил церковь мученицы Татианы. Имея одинаковую высоту с угловой частью старого университетского здания, одинаковое вертикальное членение, схожий ордер и лепные украшения, церковь не только объединила обе университетских постройки в единый ансамбль, но и завершила торжественное оформление въезда на Большую Никитскую улицу. На аттике, который венчало распятие, была надпись: «Приступите к Нему и просветитеся», позднее замененная на современную: «Свет Христов просвещает всех». Внутреннее убранство храма соответствовало его высокому статусу. Особенно примечательным был иконостас в виде коринфской колоннады, украшенный распятием и скульп-турами ангелов работы И. П. Витали.
Фасад нового университетского здания на Моховой после перестройки приобрел облик, характерный для позднего ампира. Здесь в 1837 году Е. Д. Тюрин установил великолепную чугунную ограду, сохранившуюся до нашего времени.
С 1833 по 1838 годы Евграф Дмитриевич занимает должность архитектора Медико-хирургической академии, разрабатывает проект перестройки зданияакадемии на Рождественке. В 1837 году он приступает к воплощению самого известного своего проекта — церкви Богоявления в Елохове, более известной как Елоховский собор.
В XVIII столетии на месте собора стояла небольшая каменная церковь. В 1792-1793 годах к ней пристроили обширную трапезную с двумя приделами в духе классицизма (в 1799 году в этой церкви крестили Александра Сергеевича Пушкина), в 1806-м завершили возведение высокой колокольни. Таким образом, прежняя церковь перестала соответствовать масштабам комплекса. Вырос и приход, поэтому в 1835 году было принято решение о замене обветшавшего и тесного здания.
Елоховский собор — работа, в которой в полной мере проявились противоречия, свойственные времени распада классической традиции. Стремясь обновить художественный язык классицизма, Тюрин обращается к формам, заимствованным из эпохи Возрождения. К примеру, форма цент-рального купола восходит к микельанджеловскому куполу собора Святого Петра в Риме. В то же время Е. Д. Тюрин нарочито утяжеляет пропорции здания, упрощает ордер, добиваясь монументальности, свойственной церковным постройкам 1820-1830-х годов. Такое соединение черт, характерных для разных эпох, разрушает единство стиля и свидетельствует о том, что даже Евграф Дмитриевич Тюрин, убежденный сторонник классицизма, не мог противостоять новым художественным веяниям.

Биография

Родился в 1792 году в Москве в семье бедного обер-офицера. С 1805 по 1813 годы учился в Москве в архитектурной школе при Экспедиции кремлёвского строения (ЭКС), после окончания которой получил звание архитектора-помощника 3-го класса. Одновременно получил чин коллежского регистратора. В 1816 году получил звание 2-го класса, а в 1820 - 1-го класса.

В 1821 году за проект перестройки Императорская Академия художеств присвоила Е. Д. Тюрину звание «назначенного в академики». С 1822 года Тюрин служил преподавателем в архитектурной школе при ЭКС. В 1832 году стал членом конференции (Совета) Московского дворцового архитектурного училища (МДАУ). В 1830-е годы Е. Д. Тюрин вместе и Н. И. Козловским стал одним из основных исполнителей правительственных заказов.

В 1833–1838 годах работал архитектором Московской Медико-хирургической академии. В 1838 году являлся членом комиссии по построению . В 1840 году поступил архитектором в Московскую дворцовую контору, где с 1858 года занял должность директора (старшего архитектора) чертежной. Е. Д. Тюрин являлся владельцем обширной коллекции картин европейских художников, которую предлагал городу Москве в качестве основы для создания художественного музея. В 1868 году Е. Д. Тюрин уволился со службы и поселился в Туле, лишь изредка посещая Москву.

В честь Е. Д. Тюрина в Москве названа Тюрина улица.

Постройки

  • Работы в подмосковном владении Н. Б. Юсупова (парковый павильон «Каприз», участие в строительстве театра на 400 мест, совместно с В. Я. Стрижаковым и С. П. Мельниковым по проекту О. И. Бове (1817-1828, Архангельское)
  • Дворец (1825, Коломенское, Проспект Андропова, 39), сохранился боковой павильон
  • Восстановление здания , совместно с А. Н. Бакаревым, И. Л. Мироновским, И. Т. Таманским, Москва, Кремль (1825-1829, Московский Кремль)
  • Картинная галерея (1830-е, Улица Знаменка, 5), снесена для строительства галереи А. Шилова, несмотря на отнесение к категории объектов культурного наследия федерального значения
  • Перестройка Александрийского дворца (1833-1834, Ленинский проспект, 14), объект культурного наследия федерального значения
  • Перестройка усадьбы А. И. Пашкова под аудиторный корпус Университета (1833-1837, Моховая улица, 9)
  • Реконструкция , с участием К. А. Тона (1833-1868, Крутицкая улица, 13)
  • «Дом священника» (бывший служебный корпус Главной московской аптеки) (1832, Моховая улица, 9, стр. 7), выявленный объект культурного наследия
  • Храм мученицы Татианы (1834, Моховая улица, 7)
  • Богоявленский собор в Елохове (1835-1853, Спартаковская улица, 15), объект культурного наследия федерального значения
  • Бочка с гипсовым орлом, кованая решетка и гипсовые детали на парапете (1836, Коломенское)
  • Перестройка усадьбы Куракиных под размещение Константиновского межевого института (1836, Старая Басманная улица, 21/4)
  • «Новое здание» Московского университета (1837, Моховая улица, 9, стр. 1), объект культурного наследия федерального значения
  • Троицкий собор в (1838, Даниловский вал, 22 строение 1), по другим сведениям - собор построен по проекту архитектора О. И. Бове. Объект культурного наследия федерального значения
  • (1839, Арбатецкая улица, 2/28), объект культурного наследия федерального значения
  • Здание 3-го Кадетского корпуса имени Александра II, совместно с К. А. Тоном (1830-е, Красноказарменная улица,4), объект культурного наследия регионального значения
  • Жилой дом Московского Кадетского корпуса (Московская военно-фельдшерская школа) (1850-е, Первый Краснокурсантский проезд, 7), выявленный объект культурного наследия
  • Служебный корпус (конюшня, артиллерийский склад, интендантский склад) (XIX в. (?), Таманская улица, 2, стр. 2), выявленный объект культурного наследия
  • Главный дом городской усадьбы (?, Хохловский переулок, 10, стр. 1), выявленный объект культурного наследия

Родился в небогатой семье обер-офицера.

В 1805 году поступил в архитектурную школу при Экспедиции кремлевского строения и окончил ее в мае 1812 года, сдав экзамены на звание архитектора-помощника 3-го класса. Одновременно получил чин коллежского регистратора.

В сентябре 1812 года юный Евграф Тюрин был эвакуирован вместе с чертежами и планами архитектурной школы из-за приближения к Москве французской армии. После возвращения Москву начал работать под руководством архитектора И.Л. Малиновского над временной реконструкцией Кремлевского дворца после пожара. В 1816 году получил звание архитектора-помощника 2-го класса.

В 1818 году в усадьбе Архангельское князя Н.Б. Юсупова, главноначальствующего Экспедиции Кремлевского строения, перестраивает и надстраивает парковый павильон «Каприз». В этом же году принимает участие в строительстве усадебного театра на 400 мест совместно с В.Я. Стрижаковым и С.П. Мельниковым по проекту О.И. Бове. Театр – двухэтажное отштукатуренное «под камень» здание с двенадцатью живописными декорациями по эскизам П.Гонзаго, которые очень ценил князь Юсупов. Усадебный театр и декорации сохранились до настоящего времени без значительных изменений.

В 1819 году из колонн и карниза от павильона «Каприз» устраивает беседку в парке, в которой позднее был установлен памятник Екатерине II работы Ж.-Д. Рашета.

В 1820 году получил звание 1-го класса. В этом году в главном доме усадьбы Архангельское князя Юсупова случился пожар, значительно повредивший коллекцию произведений искусства и сам дом. В следующие два года Евграф Тюрин восстанавливал усадебный дом. Он полностью перестроил парадные интерьеры, среди которых выделяется роскошная столовая в псевдоегипетском стиле.

В 1821 году за проект перестройки Кремлевского дворца Евграф Тюрин получил звание «назначенного в академики» Императорской Академией художеств.

В 1822 году он начал преподавать в архитектурной школе при Экспедиции Кремлевского строения.

В 1825 – 1829 годах занимался восстановлением здания Арсенала в Кремле совместно с А.Н. Бакаревым, И.Л. Мироновским, И.Т. Таманским, перестроив его дворовые фасады в стиле классицизма.

В 1832 году стал членом Совета Московского дворцового архитектурного училища.

В 1832 году выстроил служебный корпус Главной московской аптеки – «Дом священника».

В 1834 Евграф Тюрин построил Храм мученицы Татианы на Моховой ул., д. 7. В церкви был сделан иконостас в виде коринфской колоннады, украшенный распятием и скульптурами ангелов работы И.П. Витали.

В 1833 -1838 годах работал архитектором Московской медико-хирургической академии.

В 1835 – 1853 годах выстроил Богоявленский (Елоховский) собор на Спартаковской улице, д. 15. В XVIII веке там стояла небольшая каменная церковь, к которой пристроили трапезную с двумя приделами в 1792 – 1793 году. В 1799 году в этой церкви крестили А.С. Пушкина. К 1845 году здание собора было полностью построено, но внутренняя отделка и устройство иконостаса продолжались до 1853 года. В 1930 годы в Елоховский собор была перенесена кафедра патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). В 1943 году Елоховский собор официально получил статус главного собора Русской православной церкви после избрания митрополита Сергия патриархом и сохранял его до недавнего времени.

В 1837 Евграф Тюрин перестроил усадьбу Пашкова на углу Никитской и Моховой улиц в новое здание Московского университета на Моховой улице, д. 9 стр.1 в стилистике позднего ампира. Позднее вокруг него была установлена чугунная ограда, сохранившаяся до нашего времени.

В 1838 году стал членом комиссии по строительству Храма Христа Спасителя.

В 1840 году Евграф Тюрин стал архитектором в Московской дворцовой конторе.

С 1858 года был назначен директором – старшим архитектором Чертежной Московской дворцовой конторы.

Евграф Тюрин собирал картины русских и европейских художников, был обладателем обширной коллекции: «Не имея средств покупать оригинальные картины за настоящую их цену, я должен был неусыпно стараться отыскивать оные в руках или незнатоков, или неохотников, где находя достойные картины, я отдавал за них последние свои деньги, или, вместо их, принимал на себя обязанность составления архитектурных проектов и даже надзор за строениями в течение нескольких лет».

К 1850 году его собрание насчитывало более четырехсот картин. В это время Евграф Тюрин выступил с проектом создания в Москве публичной картинной галереи на основе своей коллекции, но не получил поддержки властей.

В 1852 году он открыл свою галерею в казенной квартире.

В последующие годы Евграф Тюрин пытался безвозмездно передать свою коллекцию Московскому университету, Обществу любителей художеств, Училищу живописи, ваяния и зодчества, чтобы для нее нашли подходящее помещение, – но безуспешно и вынужден был распродать свое собрание по частям.

В 1868 году он уволился со службы и переселился в Тулу, редко приезжая в Москву.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png