Санкт-Петербург по праву можно назвать историческим городом. Здесь находятся архитектурные памятники различных эпох, отражающие быт и нравы великосветских дворянских особ. К таким памятникам относится и Дворец Шереметьева в Санкт-Петербурге (другое название – «Фонтанный дом»), который располагается в самом центре города на набережной реки Фонтанки.

История Шереметьевского дворца

Шереметьевский дворец в Санкт-Петербурге был возведен в 18 веке следующими архитекторами: Чевакинский С.И., Воронихин А.Н., Кваренги Д., Старов И.Е., Квадри Д.И., Корсини И.Д.

В 1712 году Петр Первый презентовал фельдмаршалу, герою Полтавской битвы Шереметеву Борису Петровичу участок земли на одном из берегов Фонтанки. Первоначально на участке построили дом из дерева, куда впоследствии переехал жить сын фельдмаршала.

В середине 18 века вместо деревянного дома был построен одноэтажный каменный. А спустя десять лет строители надстроили второй этаж. Постройка дома была оформлена в стиле барокко: большое количество лепнины, плафоны, расположенные в парадной анфиладе – внешнее и внутреннее убранство выглядело изысканно и гармонично.

Сам дворец окружен массивной оградой, выполненной из чугуна. Наверху главного входа располагаются позолоченные орлы, держащие герб рода Шереметевых. Проект ограды был разработан Корсини И.Д. в 19 веке.

Архитектор Н.Л. Бенуа разработал проект, согласно которому к особняку пристроили небольшой флигель. Внешний облик дворца с тех пор не менялся.

С начала 19 века Шереметевский Дворец считается центром культурной жизни города. Здесь проходили концерты и литературные вечера с участием таких писателей как В.А. Жуковский, А.И. Тургенев, А.П. Бартенев.

Также на территории дворца были организованы встречи Общества любителей древней письменности, заседание Русского генеалогического общества.

Во Дворце прожило пять поколений рода Шереметевых, которые собрали огромную коллекцию различных музыкальных инструментов и картин.

Позже в доме открыли музей дворянского быта, просуществовавший вплоть до 1931 года. Здесь были собраны различные предметы:

  • картины;
  • скульптуры;
  • оружие;
  • старинные монеты;
  • изделия из бронзы, серебра и фарфора;
  • антикварная мебель;
  • рукописные материалы и открытки.

В настоящее время на территории Дворца располагаются следующие музеи:

Также во Дворце Шереметьевых находится кабинет Иосифа Бродского.

В конце двадцатого столетия дворец передали в распоряжение Музея театрального и музыкального искусства, работники которого пытались воссоздать обстановку здания, которая была здесь еще в 18 веке. Ими была проделана колоссальная работа по собранию и подбору более трех тысяч музыкальных инструментов. Причем посетители могут услышать издаваемые ими звуки музыки, так как инструменты полностью рабочие.

Шереметьевский дворец имеет следующий адрес: Российская Федерация, город Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, дом 34.

Если у вас в планах намечается экскурсия в Шереметьевский дворец, учитывайте его режим работы:

  • Понедельник 11.00 – 19.00
  • Вторник – выходной
  • Среда – 13.00 – 21.00 (последняя среда месяца – выходной)
  • Четверг 11.00 – 19.00
  • Пятница 11.00 – 19.00
  • Суббота 11.00 – 19.00
  • Воскресенье 11.00 – 19.00

Шереметевский дворец в Петербурге является не только одним из главных архитектурных памятников, но и одним из красивейших зданий города. А неповторимая архитектура и большое количество собранных здесь реликвий вносит большой вклад в формирование культурной жизни Санкт-Петербурга. Также в Санкт-Петербурге вы можете посетить так дворцы как: , Строгановский, Таврический и другие.

После революции Шереметевский дворец был музеефицирован и как Музей дворянского быта просуществовал до 1931 г. В основу его фондов было положено формировавшееся в течение 200 лет частное собрание Шереметевых, представлявшее собой сложный комплекс разнообразных наслоений. Собрание, универсальное по характеру и разнообразное по предметам, включало в себя живописную картинную галерею, собрание скульптуры, оружия, нумизматику, предметы декоративно-прикладного искусства (в т.ч. собрания бронзы, фарфора, серебра, мебели), библиотеку (нотное и книжное собрание, рукописные материалы, открытки), собрание церковной утвари и икон (из домовой церкви Фонтанного дома) и т.д. Позже и вплоть до 1984 г. Шереметевский дворец был приспособлен под нужды научно-исследовательского учреждения. Интерьеры дворца погибли, а коллекции были переданы ведущим музеям Ленинграда и Москвы, за исключением отдельных предметов оформления интерьеров, оставшихся в здании. В 1989 г. Шереметевский дворец был передан Музею театрального и музыкального искусства для создания Музея музыки Петербурга и размещения государственной коллекции музыкальных инструментов, также имеющей статус филиала Музея театрального и музыкального искусства. С конца 1980-х годов в Шереметевском дворце начались реставрационные работы, связанные с воссозданием парадных и мемориальных интерьеров XIX столетия.

Экспозиция дворца организована по трем направлениям: а) история рода Шереметевых и дворянский быт XVIII - XX вв. б) открытые фонды уникальной коллекции музыкальных инструментов; в) выставка частных коллекций. В музее функционирует постоянная выставка "Шереметевы и музыкальная жизнь Петербурга XVIII - начала XX веков", открывшаяся в 1995 г. и осуществленная совместно с Государственным Эрмитажем, Государственным Русским музеем, Российской национальной библиотекой, Пушкинским Домом, Государственной Третьяковской галереей, Останкинским дворцом-музеем, Музеем русского фарфора Кусково, владельцами частных коллекций. В четырех залах Шереметевского дворца в продолжение традиций Музея дворянского быта, воссозданы интерьеры дома В.В.Стрекалова-Оболенского, являющие собой поистине благородное собрание уникальных произведений декоративно-прикладного и изобразительного искусства XVII-XX веков, которое отражает духовную жизнь интеллигенции России (этот бесценный дар, более 700 предметов, Шереметевский дворец получил от его жены А.М.Сараевой-Бондарь).

Музей Музыки демонстрирует коллекцию музыкальных инструментов, насчитывающую более трёх тысяч экспонатов. Здесь можно увидеть и услышать русские колокола, копии античных инструментов, изготовленные в XIX веке на основе оригиналов, найденных при раскопках древней Этрурии. Барочная причудливость форм европейских инструментов XVII-XVIII столетий - старинных арф, виол, клавесинов - необыкновенно созвучны стилю дворца, ажурным узорам чугунной ограды, лепным украшениям интерьеров. Знаменитая коллекция в старинной оправе барочной архитектуры воспринимается как одна из новых страниц музыкально-исторической летописи Фонтанного дома, хранящей имена знаменитых артистов прошлого, известных историков, живописцев, архитекторов.

Дворец стал популярным местом проведения концертов.

В Музее помимо временных выставок действует постоянная экспозиция "Возращённое наследие", в которой отражён последний зарубежный период жизни русского композитора, педагога, дирижёра Александра Глазунова. Сохранение наследия и передача его в Петербург - заслуга приёмной дочери композитора Елены Александровны Глазуновой-Гюнтер. При жизни отца она много концертировала как пианистка, и музыка Глазунова постоянно была в её репертуаре. После кончины отца она основала Фонд Глазунова. В 2003 году Фонд и его глава Николай Воронцов при содействии Министерства культуры Российской Федерации вернули наследие композитора в Россию. Архив Глазунова, включающий в себя книги, письма, нотные автографы и издания произведений композитора, передан на постоянное хранение в Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.

В экспозиции воссоздана обстановка парижской квартиры, где Глазунов провёл последние свои годы. Здесь представлены: мебель, фотографии, документы семьи Глазуновых; письменный стол, рояль фирмы Bechshtein, дирижёрская палочка, личные вещи, ноты и автографы композитора, его посмертная маска

В 1703 году Петром был основан Петербург. Всего через девять лет он становится столицей государства. Главный город страны при непосредственном участии своего покровителя начинает активно заселяться и благоустраиваться. Одним из первых на перебрался родственник царя граф генерал-фельдмаршал Борис Петрович Шереметьев. Ему под постройку имения был выделен участок №34 по набережной Фонтанки.

Первые каменные строения в усадьбе

Участок с одной стороны ограничивала с другой - Литейный проспект. На время строительства родового имения граф с семьей был размещен на Миллионной улице. На участке со временем появились деревянный дом и служебные флигеля. Новой усадьбе суждено было стать родовым гнездом Шереметьевых. На месте деревянного дома в 1730-х годах был возведен одноэтажный каменный дворец. В 1750-1755 годах надстраивается второй этаж здания, проектированием которого занимались С. И. Чевакинский и Ф. С. Аргунов.

Усадьба при Петре Борисовиче

Владевший усадьбой потомок Бориса Петровича в связи со скоропостижной кончиной жены и дочери в 1768 году принимает решение переехать в Москву. Находясь там, он начинает освоение имения. Оно досталась ему в наследство от жены. Впоследствии, уже при его сыне, был полностью достроен Шереметьевский дворец в Останкино. Он, так же как и Северный, является одним из родовых имений и в отсутствие хозяина неоднократно сдается в аренду и продолжает перестраиваться.

Расцвет театрального искусства в усадьбе

Следующим владельцем усадьбы в Санкт-Петербурге становится сын Петра Борисовича Николай. Сначала новый хозяин предпочитал жить в Москве, крайне редко посещая свое Северное имение. Однако уже в 1796 году он переселяется в Санкт-Петербург. Под руководством архитектора И. Е. Старова начинается значительное обновление интерьера дома на Фонтанке. Николай Петрович был большим поклонником сценического искусства. Во дворце им был организован театр, актерами которого служили крепостные. Он даже дал вольную и в 1801 году женился на одной из своих актрис, Ковалевой Прасковье Ивановне. В период его владения перестройкой усадьбы занимались Кваренги и Воронихин. На территории имения при них возникли и Летний дом, а также Каретные сараи.

"Жить за шереметьевский счет"

После смерти Николая Петровича в 1809 году усадьба переходит к его сыну Дмитрию, которому на тот момент было всего шесть лет. Создается опекунский совет во главе с главным попечителем М. И. Донауровым. Продолжается активная перестройка: в 1810-20-х годах появляются Канцелярский, Фонтанный, Больничный и Певческий флигеля. Авторами проектов выступают Х. Мейера и Д. Кварди. При Дмитрии Николаевиче, служившем в Кавалергардском полку, постоянными посетителями дворца становятся сослуживцы владельца, возникает выражение "жить за Шереметьевский счет". Здесь также часто бывают художник Кипренский и Пушкин. В 1837-м году граф связывает себя узами брака с фрейлиной императрицы Анной Сергеевной. От этого брака в 1844 году рождается сын Сергей. В 1838 году в имении появляется чугунная ограда с воротами, украшенная гербом графов Шереметьевых. Архитектор И. Д. Корсини, работавший двадцать лет в усадьбе, кардинально перестроил все дворцовые помещения. В 1840-х годах на ее территории появляется Садовый флигель. Само имение становится одним из самых посещаемых мест столицы. Здесь проводятся музыкальные вечера, которые украшают своими выступлениями Глинка, Берлиоз, Лист, Шуберт. Первая супруга Дмитрия Николаевича умирает от отравления в 1849 году. Спустя десять лет, в 1859 году, он женится во второй раз. На свет появляется сын Александр. К Шереметьевскому дворцу в 1867 году пристраивается Северный флигель. Автор проекта - Н. Л. Бенуа.

Сергей Дмитриевич и его взгляд на усадьбу

В 1871 году граф Дмитрий Николаевич умирает. В результате раздела имущества Шереметьевский дворецдостается в наследствоСергею Дмитриевичу.В 1874 году на территории усадьбы появляются новые пятиэтажные корпуса (архитектор А. К. Серебряков). Со стороны Литейного проспекта возводятся доходные дома, парадную часть на Фонтанке - 34 оставляют без изменений. Начало двадцатого века проходит под знаком разрушения. Уничтожаются Грот, Эрмитаж, Садовые ворота, Оранжерея, Китайская беседка. Манежи и Конюшни перестраиваются в Театральный зал - сейчас это Драматический театр на Литейном. Появляются в 1914 году двухэтажные (архитектор М. В. Красовский).

Имение после революции

В послереволюционный период Шереметьевский дворец был передан Сергеем Дмитриевичем в распоряжение новой власти. В одном из его флигелей с середины 1924 до 1952 года проживала А. А. Ахматова. Основные части здания были переделаны. До 1931 года здесь располагался музей. Шереметьевский дворец в 1984-м году принял НИИ по Арктике и Антарктике. В результате ненадлежащего использования и ухода интерьеры залов утратили былое величие и красоту, а часть флигелей стали жилыми квартирами. В конце 20-го века постепенно начало меняться отношение к имению. Шереметьевский дворецподвергся реставрации. Основной целью этого мероприятия являлось воссоздание атмосферы XVIII столетия. Первая выставка в Шереметьевском дворце была представлена экспонатами, принадлежащими семье хозяев имения. Среди них совершенно уникальные образцы. Здесь коллекции картин и предметов искусства, музыкальные инструменты. В доме на Фонтанке, 34 традиционно проводятся концерты и художественные экспозиции. С 1989 года работает Литературно-мемориальный музей А. А. Ахматовой. В нем воссоздана рабочая комната поэтессы. Широкой публике представлены ее книги, фотографии и личные вещи. В 2006 году на площадке у Шереметьевского дворца появился памятник А. А. Ахматовой. Его открытие было приурочено к сороковой годовщине смерти поэтессы.

Что предлагает гостям Шереметьевский дворец?

Музей музыки, расположенный в здании имения, имеет в своих запасниках огромную коллекцию старинных инструментов. Она по праву считается одной из лучших в мире. В коллекцию входят уникальные инструменты, созданные русскими и европейскими мастерами в 16-ом - 18-ом веках, принадлежащие царской династии Романовых, а также уникальные образцы со всего света, не имеющие аналогов. Также в музее находятся русские колокола и воссозданные копии различных античных инструментов. Посетить музей можно в рамках ежедневно проходящих там экскурсий. Темы их весьма разнообразны. Например, в рамках экскурсии "Графы Шереметьевы" можно узнать много нового о создателях имения, их жизни и судьбе. Есть и другие программы. Например, "Фонтанный дом. Дворец и усадьба". Эта экскурсия посвящена архитектурному памятнику-усадьбе и ее созданию. В ее рамках можно узнать много увлекательных подробностей из жизни дворца, например, одну из легенд о том, что при проектировании дома были использованы чертежи Ф. Б. Растрелли. Но все-таки большинство экскурсий, проходящих в Шереметьевском дворце, посвящено музыке: "Эволюция клавишных инструментов", "Духовые инструменты — народные и профессиональные", "Выдающиеся имена в коллекции музыкальных инструментов" и другие.

Усадьба сегодня

Шереметьевский дворец, был предметом гордости пяти поколений его хозяев, их родовым гнездом. На протяжении нескольких веков каждый из владельцев сохранял и приумножал имущество рода. Предметы искусства, картинная галерея, античные скульптуры, нумизматическая и оружейная коллекции, богатейшая библиотека - вот далеко не полный перечень того, чем владели хозяева усадьбы до 1917 года. Шереметьевский дворец, фото которого представлены выше, на протяжении нескольких веков был местом встречи интеллигенции. Сегодня он не потерял своего былого величия и продолжает притягивать к себе миллионы людей.

Сегодня расскажу о Шереметьевском дворце в Останкино. К сожалению, дворец в настоящее время реставрируется, поэтому на фотографиях будут присутствовать леса и другие атрибуты стройки. На первом фото вид дворца и церкви с .


В XVI веке подмосковная деревня Останкино принадлежала дьяку Василию Щекалову, который в 1584 году в этом месте устраивает пруд, сажает рощу, строит дом и церковь. Из всего этого до наших дней сохранился только пруд. Все остальное было уничтожено в Смутное время. Усадьбу восстанавливает в XVII веке князь Черкасский, которому эти владения пожаловал царь Михаил Федорович. Одна из наследниц правнучка князя выходит замуж за графа Шереметьева и Останкино переходит в его собственность в качестве приданного. Настоящий вид усадьба приобрела в XVIII—XIX веках. Строительство самого дворца было завершено в 1795 году.

Вид на дворцовую церковь и Шереметьевский дворец, которого почти не видно за деревьями. со стороны пруда. Пруд, как я отмечал в , ужасно грязный и требует очистки.

Шереметьевский дворец, закрыт лесами и навесом. Перед ним проезжая часть - Первая Останкинская улица, которая до эпохи большевиков называлась Дворцовая.

Кентавры на воротах оригинальной ограды дворца:

Вазы на столбах ограды, также стилизованы под античность.

Центральная часть дворца, в центре портик в коринфском ордере, по бокам - в аттическом. Перед дворцом псевдоантичная статуя.

Правое крыло дворца с дорическими колоннами. Таким образом, в колоннаде использованы все античные стили.

Хозяйственный флигель.

Относящаяся к дворцу церковь Храм Троицы Живоначальной в Останкине. Год постройки 1692. Была построена на месте деревянной церкви. Впоследствии неоднократно перестраивалась.

Церковь невероятно красива. По красоте уступает, наверное, только Храму Василия Блаженного на Красной площади. Все фасады украшены декором.

Фрагменты внешней отделки церкви:

*** ДЗН («Дом чудес»). Дом занимательной науки.

/Продолжение/.

* Экспонаты.

(Успенский: Первое время экскурсии проводили сами авторы экспонатов. И лишь после того как форма рассказа оттачивалась окончательно, её перенимали рядовые экскурсоводы).

(Успенский: ... Камский предупреждает меня: из кассы ему сообщили, что в Дом пришёл профессор ЛГУ, известный физик. Точнее, его привёл внук, уже побывавший у нас со школьной экскурсией. Внук настроен восторженно, дедушка - скептически. И вот Камский просит "посадить профессора несколько раз в лужу").

Чудеса начинались уже в фойе: на льду стояла бутылка с кипящей водой (сосуд Дьюара), а ложка в стакане с чаем растворялась раньше сахара.

(Мишкевич (1986): «оперельманенная» посуда. ... ложечка сделана из сплава Вуда, тающего при 68 градусах).

(Яковлев: ... Вот, например, небольшой ящик. За стеклом на брусьях безустали раскачивается паяц. ... Неожиданно он останавливается. Следуя указанию надписи, вы ставите ящик вверх ногами, и паяц снова на несколько минут оживляется. ... Поверните ящик, поглядите на него сзади - и всё станет ясно. Там за стеклом обыкновенные песочные часы...).

(Мишкевич (1986): ... старинная индийская геометрическая задача:

Над озером тихим, с полфута над водой.

Высился лотоса цвет.

Он рос одиноко, и ветер волной

Нагнул его в сторону, - и уж нет

Цветка над водой.

Его нашла рыбака рука

В двух футах от места, где рос.

Сколь озера здесь вода глубока?

Тебе предложу я вопрос...

... «Кто еще из ученых излагал задачи в стихах?» (Оказывается, к «поэзо-задачам» прибегали Лукреций, Шекспир, греческий геометр Арат, итальянские ученые Александр Галлус и Александр де Вилла Дей, М.В. Ломоносов, Омар Хайям, русский педагог Е.Д. Войтяховский и другие)).

"Техника - молодежи" 1941 № 4. стр. 58

(Мишкевич (1986): На полу лежали расчерченные в клетку квадратные листы картона. Школьники с завидным упорством бросали на них короткие иголки, совершая эту процедуру десятки раз. Потом подсчитывали количество пересечений иголок с линиями на картоне и делили на него число бросков, получая в частном число «пи»).

(Мишкевич (1986): Потолком зала был «миллионник» - тот самый, из павильона занимательной науки).

На потолке «цифирной палаты» было изображено множество светящихся кружков. Делая попытку подсчитать их, экскурсанты могли получить наглядное представление о числе - миллион.

(Мишкевич (1986): ... По его /Перельмана/ совету заказали обои - синие в золотистый горошек. В заказе говорилось: обоями нужно оклеить 250 квадратных метров поверхности потолка. На каждом квадратном метре должно быть ровно 4 000 горошин. Отпечатать на фабрике с помощью клише нужное количество обоев не составило труда.

Так был осуществлен необычный замысел Перельмана - показать воочию, что такое один миллион.

Большая часть посетителей сравнивала множество желтых кружочков на темно-синем фоне потолка с «бесчисленным множеством» звезд на небе. Чтобы поразить воображение людей, вступавших в павильон, подлинное число видимых простым глазом звезд на одном полушарии неба обвели белой окружностью. Еженощно над головами мы видим всего лишь около 2 500 звезд до 6-й величины включительно. Такое же число кружочков - одна четырехсотая часть их общего количества на потолке - и выделяла обрисованная на нем окружность).

(По Успенскому: Позже, когда на Фонтанке, 34 открылся Дом занимательной науки, миллион превратился в аппарат, ручку которого могли крутить все желающие. Прибор был сделан так, что до финиша удалось бы добраться лишь за 35 дней неустанной работы).

(Мишкевич (1973): Это был один из самых "коварных" экспонатов во всем ДЗН... Его назначение - внушить посетителям глубочайшее и трепетное уважение к числу "миллион". На арочной стойке было закреnлено 6 циферблатов, шестеренки которых подобраны так, что получалея своеобразный редуктор с передаточным отношением 1 000 000: 1. Иными словами, чтобы стрелка на крайнем правом циферблате совершила один полный оборот, крайнюю левую шестеренку необходимо было повернуть миллион раз. Перед экспонатом лежала ехидная этикетка (ее сочинил директор ДЗН В. А. Камский): "Если у вас есть немного свободного времени, можете вертеть рукоятку. Пока вы совершите всего-навсего один миллион поворотов, пройдет каких-нибудь сорок суток. Предупреждаем: сорок суток взяты из расчета, что вы будете вертеть рукоятку безостановочно днем и ночью, без перерывов на еду, отдых и сон. Желаем успеха!")

На одном из стендов были расположены «вечные двигатели». На двери своего кабинета Перельман вывесил объявление: «По вопросам «вечных двигателей» просьба не обращаться».

Предлагалось заочно пройти пешеходным маршрутом, не пересекая дважды один и тот же из 17 мостов, соединяющих острова Ленинграда (всего тогда в Ленинграде было около 300 мостов) (Мишкевич (1986): ... к 1 января 1984 года их было 310).

В звездолёте, выполненном по эскизу К.Э. Циолковского, можно было отправиться в воображаемое путешествие за пределы Земли.

(Мишкевич (1986): ... двухметровая модель звездолета, сделанная по собственноручному эскизу К.Э. Циолковского, присланному по просьбе Перельмана. В звездолет можно было войти. На пульте управления светились приборы...)

Наука и жизнь 1973, № 7, стр. 44

//Аванзал Танцевального (Белого) зала//.

(Мишкевич (1968): С потолка свешивался огромный вращающийся шар, освещённый лучом прожектора, словно Солнцем. Такой видится Земля из мирового пространства, примерно с высоты 45-47 тысяч километров. Стрелки над шаром показывали время на шести меридианах. Отойдя от шара на некоторое расстояние, можно было наблюдать смену дня и ночи, восходы и закаты...)

(Пинхенсон: Макет Земли расположен северным полюсом вниз... относительность понятий "верх" и "низ" в мировом пространстве).

(У Успенского: ... вместо московского оптически совершенного купола в круглом зале отдела астрономии под потолком появилось воситину цельнофанерное небо, усыпанное если не бесчисленными, то весьма многочисленными проколами. Свет скрытых за фанерой ламп зажигал наши звёзды. Небосвод был укреплён на солидной оси и вращался мотором. Когда мотор пускали в ход, тотчас раздавался "тяжкий грохот". И хотя вдобавок свет проникал между потолком и бордюром, реакция ленинградцев была ничуть не слабее, чем реакция москвичей).

(Мишкевич (1968): ... отдел астрономии. Экскурсии здесь проводились почти в полной темноте. Это, во-первых, давало возможность освещать поочерёдно экспонат за экспонатом, концентрируя на них внимание и не раскрывая сразу всех "секретов" экспозиции, а во-вторых, дисциплинировало экскурсантов - все разговоры умолкали... экскурсанты сразу же попадали в "тенета перельмановщины").

(Мишкевич (1973):

Наука и жизнь 1973, № 7, стр. 45

В летнее время деятельность ДЗН проходила и в саду при Доме. На снимке (сделан 17 сентября 1939 г.): экскурсовод Л. Никитин и ученики 8-го класса 7-й средней школы Смольнинекого района Н. Д ушин (слева) и В. Благовестов у 130-миллиметрового телескопа-рефрактора).

(Успенский: /Сергей Иванович Вавилов/. Заглянув к нам однажды, он сразу же стал высоким покровителем и горячим энтузиастом ДЗН. Он мобилизовал нам на помощь весь свой Оптический институт. В результате у нас появился отдел "Свет и цвет", поражавший не только непосвящённых, но и специалистов других отраслей наук).

(Мишкевич (1968): ... На столе "пламенный экспонат". Струя воздуха, вытекая из воронки, почему-то была не в состоянии погасить свечу. Но вот воронку убирают и на её место ставят... обыкновенный кирпич. Открыт кран, и струя воздуха, проходя сквозь толщу кирпича, легко задувает свечку.

В разных концах зала /физики/ стояли два громадных параболических зеркала. Скажешь перед одним из них шепотом фразу, а у другого она прозвучит раскатисто и громко. Или зажжёшь у одного спичку - у другого можно прикуривать...).

/Мишкевич (1973):

Наука и жизнь 1973, № 7, стр. 45

//Танцевальный (Белый) зал. Где-то через 2 помещения от него располагалась 2-я по времени комната Ахматовой. Физика и лирика//.

В этой аэродинамической трубе, стоявшей в зале физики, продувались модели самолетов, автомобилей, кораблей, вагонов, тел с различным nоnеречным сечением. Скорость воздушного потока в рабочем пространстве трубы превышала 30 метров в секунду. Эксперименты выясняли не только наличие сопротивления движению тел, но и позволяли измерить его силу, показывали технические преимущества каплеобразных, "зализанных" форм/.

(Мишкевич (1986): Рядом стояла другая машина, позволявшая получать восходящий поток воздуха, вертикальную струю. Это была «катапульта Гроховского». В поток вводили деревянную куклу с парашютом, она мгновенно взмывала к потолку и висела там, поддерживаемая восходящим воздушным потоком.

На столе стояла стеклянная ступка с хорошо пригнанным пестиком-поршнем. В ступку наливали воду, и экскурсовод приглашал: «Попробуйте толочь воду в ступе». Однако толочь ее вопреки известной поговорке никому не удавалось. Текст под ступой гласил: «Итак, вы сами имели возможность убедиться в практической несжимаемости воды»).

"Техника - молодежи" 1941 № 4. стр. 59

(Мишкевич (1986): ... «Ревущий медвежонок» (плюшевый Мишка с железным стержнем внутри начинал «реветь», как только его подносили к трансформатору; ревел, разумеется, не медвежонок, а трансформатор, демонстрировавший проявление токов Фуко)).

(Мишкевич (1986): Особенное впечатление производил экспонат, предоставленный Дому директором Института токов высокой частоты профессором В.П. Вологдиным. Назывался он так: «Волшебная сковородка». Отталкиваемая мощным электромагнитом, в воздухе парила над плиткой обыкновенная железная сковорода. Экскурсовод осторожно трогал ее рукой, показывая, что она холодная, затем клал па нее кусочек масла, разбивал два яйца. Через несколько секунд на сковородке, разогретой токами высокой частоты (их генератором была плитка), шипела и пузырилась отменная глазунья).

(Успенский: Одно время наибольший восторг вызывали небольшие диорамы, изображавшие, что происходит в момент ленинградского полдня на других меридианах Земли. Потом внимание и любовью публики овладел тайно фосфоресцирующий белый экран, на котором удивлённый посетитель мог оставить свою тень: он отходил, а его профиль или очертание руки оставалось... Потом слава перешла к большой, тоже написанной фосфорересцирующими красками картине. В зависимости от того, лучом какого цвета она освещалась, на ней выступали два совершенно непохожих изображения).

Восторг посетителей вызывала большая книга отзывов о ДЗН, которая сама открывалась и закрывалась.

(Успенский: ... книга отзывов и предложений сама с помощью фотоэлементов открывалась, как только к ней приближался человек).

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png